domvpavlino.ru

Воздух который так необходим для дыхания является. Воздух - это смесь газов. Зачем мы дышим

Оговоримся сразу, азот в воздухе занимает большую часть, однако и химический состав оставшейся доли весьма интересен и разнообразен. Если коротко, то список основных элементов выглядит следующим образом.

Однако дадим и небольшие пояснения по функциям этих химических элементов.

1. Азот

Содержание азота в воздухе – 78% по объему и 75% по массе, то есть этот элемент доминирует в атмосфере, имеет звание одного из самых распространенных на Земле, и, кроме того, содержится и за пределами зоны обитания человека – на Уране, Нептуне и в межзвездных пространствах. Итак, сколько азота в воздухе, мы уже разобрались, остался вопрос о его функции. Азот необходим для существования живых существ, он входит в состав:

  • белков;
  • аминокислот;
  • нуклеиновых кислот;
  • хлорофилла;
  • гемоглобина и др.

В среднем около 2% живой клетки составляют как раз атомы азота, что объясняет, зачем столько азота в воздухе в процентах объема и массы.
Азот также является одним из инертных газов, добываемых из атмосферного воздуха. Из него синтезируют аммиак, используют для охлаждения и в других целях.

2. Кислород

Содержание кислорода в воздухе – один из самых популярных вопросов. Сохраняя интригу, отвлечемся на один забавный факт: кислород открыли дважды – в 1771 и 1774 годах, однако из-за разницы в публикациях открытия, почести открытия элемента достались английскому химику Джозефу Пристли, который фактически выделил кислород вторым. Итак, доля кислорода в воздухе колеблется около 21% по объему и 23% по массе. Вместе с азотом эти два газа образуют 99% всего земного воздуха. Однако процент кислорода в воздухе меньше, чем азота, и при этом мы не испытываем проблем с дыханием. Дело в том, что количество кислорода в воздухе оптимально рассчитано именно для нормального дыхания, в чистом виде этот газ действует на организм подобно яду, приводит к затруднениям в работе нервной системы, сбоям дыхания и кровообращения. При этом недостаток кислорода также негативно сказывается на здоровье, вызывая кислородное голодание и все связанные с ним неприятные симптомы. Поэтому сколько кислорода в воздухе содержится, столько и нужно для здорового полноценного дыхания.

3. Аргон

Аргон в воздухе занимает третье место, он не имеет запаха, цвета и вкуса. Значимой биологической роли этого газа не выявлено, однако он обладает наркотическим эффектом и даже считается допингом. Добытый из атмосферы аргон используют в промышленности, медицине, для создания искусственной атмосферы, химического синтеза, пожаротушения, создания лазеров и пр.

4. Углекислый газ

Углекислый газ составляет атмосферу Венеры и Марса, его процент в земном воздухе куда ниже. При этом огромное количество углекислоты содержится в океане, он регулярно поставляется всеми дышащими организмами, выбрасывается за счет работы промышленности. В жизни человека углекислый газ используется в пожаротушении, пищевой промышленности как газ и как пищевая добавка Е290 – консервант и разрыхлитель. В твердом виде углекислота – один из самых известных хладагентов «сухой лед».

5. Неон

Тот самый загадочный свет дискотечных фонарей, яркие вывески и современные фары используют пятый по распространенности химический элемент, который также вдыхает человек – неон. Как и многие инертные газы, неон оказывает на человека наркотическое действие при определенном давлении, однако именно этот газ используют в подготовке водолазов и других людей, работающих при повышенном давлении. Также неоново-гелиевые смеси используются в медицине при расстройствах дыхания, сам неон используют для охлаждения, в производстве сигнальных огней и тех самых неоновых ламп. Однако, вопреки стереотипу, неоновый свет не синий, а красный. Все остальные цвета дают лампы с другими газами.

6. Метан

Метан и воздух имеют очень древнюю историю: в первичной атмосфере, еще до появления человека, метан был в куда большем количестве. Сейчас этот газ, добываемый и используемый как топливо и сырье в производстве, не так широко распространен в атмосфере, но по-прежнему выделяется из Земли. Современные исследования устанавливают роль метана в дыхании и жизнедеятельности организма человека, однако авторитетных данных на этот счет пока нет.

7. Гелий

Посмотрев, сколько гелия в воздухе, любой поймет, что этот газ не относится к числу первостепенных по важности. Действительно, сложно определить биологическое значение этого газа. Не считая забавного искажения голоса при вдыхании гелия из шарика 🙂 Однако гелий широко применяется в промышленности: в металлургии, пищевой промышленности, для наполнения воздухоплавающих судов и метеорологических зондов, в лазерах, ядерных реакторах и т.д.

8. Криптон

Речь не идет о родине Супермена 🙂 Криптон – инертный газ, который в три раза тяжелее воздуха, химически инертен, добывается из воздуха, используется в лампах накаливания, лазерах и все еще активно изучается. Из интересных свойств криптона стоит отметить, что при давлении в 3,5 атмосферы он оказывает наркотический эффект на человека, а при 6 атмосферах приобретает резкий запах.

9. Водород

Водород в воздухе занимает 0,00005% по объему и 0,00008% по массе, но при этом именно он – самый распространенный элемент во Вселенной. О его истории, производстве и применении вполне можно написать отдельную статью, поэтому сейчас ограничимся небольшим списком отраслей: химическая, топливная, пищевая промышленности, авиация, метеорология, электроэнергетика.

10. Ксенон

Последний в составе воздуха, изначально и вовсе считавшийся только примесью к криптону. Его название переводится как «чужой», а процент содержания и на Земле, и за ее пределами минимальный, что обусловило его высокую стоимость. Сейчас без ксенона не обходятся: производство мощных и импульсных источников света, диагностика и наркоз в медицине, двигатели космических аппаратов, ракетное топливо. Кроме того, при вдыхании ксенон значительно понижает голос (обратный эффект гелию), а с недавнего времени вдыхание этого газа причислено к списку допингов.

Татьяна Газарян

Беседа «Воздух нам необходим » .

Программные задачи :

Закреплять представления о воздухе и его свойствах .

Формировать представление о значении воздуха для практических целей человека.

Воспитывать у детей навыки сотрудничества, умение выслушивать друг друга.

Обогащать словарный запас : прозрачный, невидимый, струя, очистительные сооружения.

Я показываю детям воздушный шарик и спрашиваю : «Что находится внутри шарика?» (Ничего там не видно, он пустой) .

Давайте проверим : я развяжу шарик, а вы подставите ладошки и скажете, почувствовали что-то или нет.

Дети подставляют ладони под струю воздуха .

Так есть что- то в шарике или нет? (ДА) . Ведь мы ничего не видим, но что-то чувствуем. Что же это? Отгадайте загадку :

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Правильно это воздух .

Скажите, пожалуйста, а что такое воздух ? (Воздух , это то, чем мы дышим.) .

Давайте его опишем, какой он? (Воздух – прозрачный , значит через него всё видно. Ещё он невидимый, без запаха и без вкуса и очень лёгкий).

А где есть воздух ? (Везде) .

А кто дышит воздухом ? (Люди, птицы, животные, насекомые, растения, рыбы, деревья) .

Воздух всегда вокруг нас , мы дышим воздухом , и не только, но и все живые существа – всем нужен воздух , чтобы дышать. Сделайте все глубокий вдох. Раз, два, три! Наберите побольше воздуха и держите его , а я сосчитаю до пяти. На счёт пять вы выпускаете воздух .

Трудно вам было без воздуха ? (Конечно да, сразу хочется вдохнуть воздух . !

А можно жить без воздуха ? (нет) .

Человек не может жить без воздуха , если нет воздуха , он может задохнуться. Если кто-то не умеет плавать и окажется под водой, то он может утонуть – ведь под водой нет воздуха .

Воздух находится вокруг нас, мы его не видим, но его можно почувствовать : дуньте на ладошку. Дети вы чувствуете воздух ? (Да) .

Если помахать ладошкой, то можно почувствовать воздух . Вот так помашите ладошками. (Дети машут) . Чувствуете что-такое лёгкое? Это и есть воздух . Летом, когда тепло, воздух не видно , а вот зимой можно увидеть, как мы дышим, - из рта выходит пар.

Отгадайте загадку : С нами рядом каждый час, но невидим он для нас?

Дети : Это воздух .

Правильно, ребята! Воздух везде вокруг нас , и он может помогать людям. Например : воздух надувает паруса , ведь ветер – это воздух , и кораблик движется. Ветер дует на ветряную мельницу, и мельница вращается, помогает людям молоть муку. С помощью воздуха переносятся семена .

Ребята, как вы думаете, почему птички летают и не падают? (У них есть крылья) .

Правильно! Крыльями птицы опираются на воздух и летят . Так же и самолёты – у них есть крылья, и они ими опираются на воздух и летят . Если бы не было воздуха , то птицы и самолёты не смогли бы летать.

Дети, где есть ещё воздух ?

Воздух есть и в шинах автомобилей, в шинах велосипеда, в резиновых мячах тоже есть воздух , только сжатый.

Мы запомним, что воздух необходим для жизни на Земле . И необходимо его беречь , не загрязнять различными заводами, фабриками. А делать очистительные сооружения для очистки воздуха . И, конечно сажать зелёные насаждения.

Горелова Софья, ученица 3Б класса МБОУ СОШ №22 города Ульяновска

Из СМИ я узнала о состоянии и загрязнении окружающей среды в Ульяновской области за 2011-2012 год. Выводы не утешительны - по итогам прошлого года воздух над Ульяновском признан одним из самых грязных в Поволжье. Хуже дела обстоят только в Самаре и Саратове. Поэтому, я решила узнать, каким воздухом дышу я и жители Верхней террасы, это один из районов города Ульяновска. Сначала я изучила информацию о состоянии воздуха, пользуясь средствами массовой информации, провела социологический опрос среди учащихся и учителей школы, изучила, какие источники загрязнения воздуха есть в нашем районе, провела исследования атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки и по наличию лишайников, также проанализировала состояние здоровья учащихся нашего класса и определила влияние воздуха на их здоровье. Вместе со взрослыми, я нашла пути решения проблемы загрязнения воздуха в Ульяновске, в районе Верхней террасы, для решения которых необходима помощь нашего государства и местных органов законодельной и исполнительной власти.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №22

с углубленным изучением иностранных языков

имени Василия Тезетева

Конкурс проектов и исследовательских работ

Направление - научно-естественное

Проект «Воздух, которым я дышу»

Горелова Софья

Научный руководитель проекта:

Учитель начальных классов

Томнатова Галина Геннадьевна

Ульяновск 2013

Введение......................................................................................................................3

Глава 1. Основная часть…………...………………………………………………...5

1.1 . Воздух – это смесь газов………………………………………………………..5

1.2 Чем опасно загрязнение воздуха………………………………………………..5

1.3. Источники загрязнения воздуха………………………………………………..7

Глава 2. Практическая часть……………………………………………………….10

2.1. Транспорт – один из основных источников загрязнения воздуха…………..10

2.1.1 Оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки……………………………………………………………………………..10

2.1.2 Учет выделяемого углекислого газа и сажи разными видами транспорта в районе Верхней террасы…………………………………………………………..11

2.1.3 Сравнительный анализ учета выделяемого углекислого газа и сажи разными видами транспорта в районе Верхней террасы………………………..14

2.1.4 Железнодорожный транспорт………………………………………………..15

2.1.5 Котельные……………………………………………………………………..15

2.2 Исследование состояния загрязнения воздуха по наличию лишайников…..16

2.3 Анализ состояния здоровья учащихся нашего класса и определение влияния воздуха на их здоровье……………………………………………………………..19

Глава 3. Мероприятия по снижению вредного воздействия на атмосферу……20

Глава 4. Пути решения проблемы загрязнения воздуха в городе Ульяновске в районе Верхней террасы…………………………………………………………...21

4.1 Проблемы, которые нужно решать на уровне государства………………….21

4.2 Проблемы, которые нужно решать на уровне города……………………….21

4.3 Что могу сделать я, Горелова Софья, для сохранения своего здоровья в условиях загрязненного воздуха?............................................................................21

Заключение................................................................................................................23

Список литературы..................................................................................................25

Введение.

В СМИ имеется достаточное количество данных о состоянии и загрязнении окружающей среды в Ульяновской области за 2011 год и 2012 год. Выводы не утешительны – по итогам прошлого года воздух над Ульяновском признан одним из самых грязных в Поволжье. Хуже дела обстоят только в Саратове и в Самаре.

В нашем городе до 2011года традиционно считалось, что Нижняя Терраса – самый грязный район города. Но данные показывают, что это не так. По степени загрязнения воздуха лидирует Железнодорожный район Ульяновска

На втором месте по степени загрязнения воздуха находится Заволжский район. Районом же с самым чистым воздухом признан Ленинский, где воздух можно считать низкозагрязенным. (Информация Ульяновского центра гидрометеорологии)

В воздухе увеличивается концентрация пыли, диоксида азота, фенола, формальдегида и бензапирена.

Так, диоксид азота, основным источником которого является автомобильный транспорт, при концентрациях, даже незначительных, может вызывать проблемы с органами дыхания. Особенно чувствительны к повышенной концентрации диоксида азота астматики. Ситуацию усугубляет и то, что при определенных обстоятельствах вредные вещества из автомобильных выхлопов буквально стелятся вдоль земли. Сравнительное «воздушное» благополучие Ленинского района по мнению ряда экологов вызвано, в том числе, и его хорошей продуваемостью – диоксид азота здесь у земли не задерживается.

Не менее опасен и фенол, который при больших концентрациях может становиться причиной онкологических заболеваний. Но даже в небольших дозах вещество опасно, так как быстро всасывается и начинает воздействовать на головной мозг, вызывая головную боль. Типичной причиной появления в воздухе фенола становится сжигание отходов мебельной промышленности, толя, линолеума и т.д.

Формальдегид в воздухе – тоже не подарок. При небольших концентрациях вещество воздействует в первую очередь на глаза, вызывая слезы и резь, при больших концентрациях – явно воздействует на центральную нервную систему, вызывая расстройства сна, депрессию, устойчивые головные боли и т.д. Основные источники формальдегида в воздухе Ульяновска – это опять же автомобильные выхлопы, а также ТЭЦ и котельные. Показатели по формальдегиду превышены довольно значительно.

Мне захотелось узнать, каким воздухом дышу я и жители Верхней Террасы .

Цель моего проекта:

Изучить состояние воздуха в городе Ульяновске в районе Верхней Террасы.

Гипотезы:

  1. Воздух, которым я дышу неидеален.
  2. Один из главных загрязнителей воздуха является автомобильный транспорт.
  3. Увеличение количества автомобилей в городе приводит к увеличению заболеваний, напрямую зависящих от чистоты воздуха

Задачи:

- познакомиться с информацией о состоянии воздуха в городе Ульяновске в средствах массовой информации.

- провести социологический опрос среди учеников, родителей и учителей школы №22.

- изучить, какие источники загрязнения воздуха есть в городе Ульяновске в районе Верхней Террасы.

Провести эксперимент для определения участков, где наиболее загрязнён воздух в районе Верхней террасы.

Проанализировать состояние здоровья учащихся нашего класса и определить, как влияет воздух на их здоровье.

Определить пути решения проблемы загрязненности воздуха.

Глава 1. Основная часть.

1.1 . Воздух – это смесь газов .

Сначала я изучила, что такое воздух по данной схеме:

Изучив данную схему, я пришла к выводу: чистый воздух – невидимка, потому что он состоит из бесцветных газов. Некоторые газы нейтральные для живых существ, т.е. не оказывает влияния на их жизнь, например, азот. Другие влияют на организмы – либо положительно (кислород), либо отрицательно (углекислый и угарный газы). Кислородом дышат люди, животные, растения.

Углекислый газ не поддерживает дыхания. В воздухе больше всего азота.

1.2. Чем опасно загрязнение воздуха.

Для того, чтобы жизнь могла существовать необходима не любая атмосфера, а

вполне определённая, пригодная для дыхания. В состав воздуха входят различные газы: азот, кислород, углекислый газ, водяные пары и другие газы. Кроме того, в воздухе, которым мы дышим, всегда имеются примеси: частички пыли, множество микроорганизмов, бактерий, пыльца растений.

Забирая из воздуха кислород для дыхания, растения, животные и люди выдыхают углекислый газ. На заводах, фабриках, теплоэлектростанциях с помощью кислорода сжигают огромное количество топлива, выбрасывая обратно в воздух углекислый газ и различные ядовитые газы. Некоторые из них превосходят убийственные отравы, и при этом не разлагаются в окружающей среде десятки лет, накапливаются и попадают в организм человека с пищей, водой и воздухом, нарушая работу организма. Они могут вызвать развитие психического расстройства, заболевание печени. Особенно они опасны для детей. Отравляющие вещества содержатся в дыме костров при сжигании листвы, пластиковых упаковок, выхлопных газах автомобиля, в табачном дыме. (Вот почему курение опасно для здоровья.)

Так как атмосферные загрязнения оказывают отрицательное влияние на живые организмы, что приводит к сокращению разнообразия животных и растений, а также и заболеваемости организма человека, я решила узнать, в каком состоянии находится воздушная среда в районе Верхней террасы города Ульяновска.

Сначала я провела социологический опрос среди учеников и учителей нашей школы. Было опрошено 55 человек. Перед проведением опроса в классе, попросила ребят отнестись к нему серьезно и предложила подумать загрязняет ли пламя маленькой свечи воздух. Я зажгла свечу и подержала над пламенем свечи на расстоянии (1-2 см.) фарфоровую чашку. Через некоторое время все увидели, что этот предмет снизу почернел - покрылся слоем копоти.

Результаты социологического опроса.

Вопросы социологического опроса

Количество человек

Количество человек в процентах

Как вы оцениваете экологическую обстановку в городе?

А. Удовлетворительная

Б. Неудовлетворительная

В. Затрудняюсь ответить

12

35

21,8%

63,6%

14,5%

Влияет ли загрязнение воздуха на здоровье населения?

А. Да

Б. Нет

В. Затрудняюсь ответить

100%

Основным источником загрязнения воздуха в городе Ульяновске являются:

А. Промышленные предприятия

Б. Автотранспорт

В. Предприятия теплоэнергиии (в том числе котельные)

Г. Железная дорога

19

28

4

34,5%

50,9%

7,3%

7,3%

Что, на ваш взгляд, нужно предпринять городским властям, чтобы улучшить экологическую обстановку в городе?

А. Строительство объездных дорог.

Б. Установка на автомобили двигателей, использующие альтернативные топлива.

В. Мероприятия по озеленению, созданию и сохранению парковых зон.

8

27

14,5%

49,1%

36,4%

Что может сделать каждый человек для сохранения своего здоровья и чистоты воздуха?

А. Вести здоровый образ жизни (отказаться от вредных привычек, зарядка, здоровое питание, занятия физической культурой, ежедневные прогулки на свежем воздухе в парках и скверах);.

Б. Не оставаться равнодушными к тем, кто курит в общественных местах, нарушая закон, кто мусорит в городе и на природе

В. Чаще использовать велосипед как средство передвижения, это приумножит здоровье сохранивоздух в городе чистым.

Г. Чаще бывать в парке 40-летия ВЛКСМ и выезжать за город.

37

9

67,3%

16,4%

16,4%

Опрос показал, что больше половины опрошенных оценивают экологическую обстановку в городе неудовлетворительной, 100% ответили, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека, 50,9 % считают транспорт основным источником загрязнений, 49,1% считают, что необходимо устанавливать на автомобили двигатели, использующие альтернативные топлива.

Для сохранения своего здоровья и чистоты воздуха 67,3% считают, что необходимо вести здоровый образ жизни (отказаться от вредных привычек, зарядка, здоровое питание, занятия физической культурой, ежедневные прогулки на свежем воздухе в парках и скверах.

1.3. Источники загрязнения воздуха.

Затем я изучила источники загрязнения воздуха. Для дыхания нам необходим кислород. Кислород мы получаем из воздуха, которым дышим. Но человек вмешивается в природу и нарушает ее баланс.

По всему миру работает множество фабрик и заводов, которые ежедневно выбрасывают из своих труб огромное количество сажи, золы и ядовитых газов,

в том числе и углекислый газ. Большой вред так же приносят выхлопные газы автомашин, свалки мусора. Такую картину мы ежедневно можем наблюдать в нашем родном городе.

Современный человек не может жить без фабрик, заводов и автомашин. Но эти творения человеческих рук губят природу и, в конечном итоге самого человека. От современной деятельности человека страдают все три составляющие окружающей нас природы: земля, вода и воздух – так необходимый нам чистым.

Источники загрязнения

Вещества, загрязняющие атмосферу

Предприятия нефтедобывающей и нефтехимической промышленности.

Токсические вещества.

Автотранспорт.

Выхлопные газы, пыль.

Сельскохозяйственные предприятия.

Испарения от избыточного внесения удобрений.

Химические предприятия.

Газообразные, отравляющие вещества.

Предприятия теплоэнергии (а также котельные и дома с отопительными печами).

Вредные газы.

Металлургические предприятия.

Пыль, газообразные пылевидные ядовитые вещества.

На Верхней террасе я определила следующие источники загрязнения воздуха: 1) автотранспорт

2) Котельная « Заволжье

3) Котельная ЗАО «Комета »

4) Железная дорога

Поговорив со взрослыми, я совершила прогулки по нашему району с целью определения источников загрязнения воздуха и узнала, что на Верхней Террасе есть 2 работающих котельных на улицах Тельмана и Солнечная, железная дорога с ж.д. станцией «Верхняя Терраса», федеральная автотрасса «Ульяновск» - «Самара», проходящая по Димитровградскому шоссе.

Я решила исследовать следующие места: возле котельной по улице Тельмана, около железной дороги и улиц, по которым движется большое количество машин. Это улицы Деева, Врача Михайлова, Оренбургская, Димитрова и Димитровградское шоссе.

Глава 2. Практическая часть .

2.1. Транспорт – один из основных источников загрязнения воздуха .

2.1.1 Оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки .

Цель исследования: определить степень загрязнения воздуха по величине автотранспортной нагрузки.

Ход выполнения исследования:

Я провела исследование: для учета автомобильных потоков выбрала пять улиц Верхней террасы. Сначала считала машины, идущие в одну сторону, а потом - в обратную сторону. В таблице приведены средние значения интенсивности транспортного потока (авт./час.) за период наблюдения с 16.00до17.00.

Учет транспортной нагрузки.

Вид транс-порта

Улица

Врача Ми хайлова

Улица Оренбургская

Улица

Деева

Улица Димитрова

Димитровградское шоссе

Грузовые автомобили

Легковые автомобили

Автобусы

Микроавто-бусы

Автомобильный транспорт является одним из основных источников загрязнения воздуха в городах. Загрязнение происходит по трем основным направлениям:

Отработанные газы через выхлопные трубы;

Картерные газы;

Испарение топлива.

В отработанных газах двигателей содержится более 200 химических элементов и соединений.

При интенсивном движении 1500 -2000 машин в час создаются опасные условия для загрязнения воздуха. Санитарные требования по уровню загрязнения и шума допускают поток транспорта в жилой зоне не более 200 автомашин.

Вывод:

Большое количество автомобилей было отмечено на Димитровградском шоссе: 900 авт/час, это очень высокий показатель. Наименьшее количество автомобилей на улицах Оренбургская и Врача Михайлова. Следовательно, и воздух на этих улицах менее загрязнен.

2.1.2 Учет выделяемого углекислого газа и сажи разными видами автотранспорта в районе Верхней террасы.

Зная количество выделяемого углекислого газа и сажи разными видами транспорта, я подсчитала массу этих веществ, выделенных в атмосферу в 1 час.

Улица имени врача Михайлова

Вид транспорта

Количество

единиц транспорта

Углекислый газ г/км

Сажа г/км

Всего г/км

Легковые автомобили

0,05

углекислый газ: 7200

сажа: 18

Грузовые автомобили

0,15

углекислый газ: 1610

сажа: 3,45

Автобусы

углекислый газ: 50

сажа: 5

Всего

углекислый газ: 7860 сажа: 26,45

Улица Оренбургская

Вид транспорта

Количество

единиц транспорта

Углекислый газ г/км

Сажа г/км

Всего г/км

Легковые автомобили

0,05

углекислый газ: 4800

сажа: 12

Грузовые автомобили

0,15

углекислый газ: 770

сажа: 1,65

Автобусы

углекислый газ: 50

сажа: 5

Всего

углекислый газ: 5520

сажа: 18,65

Улица имени Деева

Вид транспорта

Количество

единиц транспорта

Углекислый газ г/км

Сажа г/км

Всего г/км

Легковые автомобили

0,05

углекислый газ: 10800

сажа: 27

Грузовые автомобили

0,15

углекислый газ: 3080

сажа: 6,6

Автобусы

углекислый газ: 180

сажа: 18

Всего

углекислый газ:14060

сажа: 51,6

Улица Димитрова

Вид транспорта

Количество

единиц транспорта

Углекислый газ г/км

Сажа г/км

Всего г/км

Легковые автомобили

20

0,05

углекислый газ: 15600

сажа: 39

Грузовые автомобили

0,15

углекислый газ: 1400

сажа: 3

Автобусы

углекислый газ: 230

сажа: 23

Всего

углекислый газ: 18230

сажа: 65

Димитровградское шоссе

Вид транспорта

Количество

единиц транспорта

Углекислый газ г/км

Сажа г/км

Всего г/км

Легковые автомобили

0,05

углекислый газ: 18000

сажа: 45

Грузовые автомобили

0,15

углекислый газ: 16800

сажа: 36

Автобусы

углекислый газ: 300

сажа: 30

Всего

углекислый газ: 35100

сажа: 111

2.1.3 Сравнительный анализ учета выделяемого углекислого газа и сажи разными видами автотранспорта в районе Верхней террасы

Название улицы

Всего

углекислого газа г/км

Всего

сажи г/км

Улица имени врача Михайлова

7860

26,45

Улица Оренбургская

5520

18,65

Улица имени Деева

14060

51,6

Улица Димитрова

18230

Димитровградское шоссе

35100

Вывод: большее количество транспорта на Димитровградском шоссе, поэтому и количество выделяемого углекислого газа и сажи там больше, в сравнении с другими улицами нашего района .

2.1.4. Ж.д. транспорт.

Следующим местом исследований стала ж.д. станция «Верхняя Терраса».

Через указанную ж.д. станцию проходят пассажирские и грузовые поезда, локомотивы которых работают на дизельном топливе.

Дизельное топливо относится к наиболее вредным в плане экологии видам топлива, поскольку выброс вредных веществ в атмосферу, особенно углекислого газа СО², составляет 2,65 кг на 1 литр топлива. Уровень экологического ущерба высокий!

У работников ж.д. станции я узнала, что через территорию станции в сутки проходят в среднем 4 - 6 поездов с остановками до 20 мин.

Поскольку интенсивность движения ж.д. транспорта через наш район значительно меньше в сравнении с интенсивностью движения автотранспорта, то количество выделяемых вредных веществ также будет меньше.

Ж.д. транспорт можно поставить на 2 место по степени загрязнения воздуха после автотранспорта.

2.1.5. Котельные.

В нашем районе имеются две действующие котельные. Одна находится на улице Тельмана, другая на территории ОАО «Комета», улица Солнечная.

Обе котельные работают на природном газе. Это я узнала от взрослых, равно и то, что котельные могут работать на каменном угле, но таких котельных у нас нет.

Побывав возле котельной, расположенной на улице Тельмана (это происходило в зимнее время), я заметила, что из высоких труб котельной идет светло серый дым, который уходил высоко в небо, постепенно снижаясь за пределами нашего района. Снег на территории котельной по внешнему виду не отличался от снега, лежащего на других улицах района.

Из справочной литературы я узнала, что природный газ (метан) при сгорании выделяет вредных веществ в пределах установленных норм, поэтому экологи относят природный газ к безопасным видам топлива.

Вид топлива

Параметры

Каменный уголь

Пеллеты древесные

Дрова

Газ

Дизельное топливо

Мазут

Теплота сгорания

МДж/кг

15–22

18–25

8–17

33–46

42–45

40–42

ккал/кг

3500–5200

4300–6000

2000–4000

8000–11000

10000–10800

9500–10100

КПД котла, %

Автоматизация котла

нет

да

нет

да

да

да

Безопасность

Средняя

Безопасно

Безопасно

Очень взрывоопасно

Взрывоопасно

Взрывоопасно

Экологический ущерб

Высокий

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Высокий

Высокий

Возможные утечки

нет

нет

нет

да

да

да

Выделение серы, %

1–3

0–0,1

0–0,1

Выделение углекислого газа, кг/ГДж

Зола %

25–35

0–0,3

Удельный вес, кг/м3

1200–1500

550–700

200–350

820–890

940–970

Влажность, %

10–40

8–10

8–60

3–5

0,1–1

1–5

2.2 Исследование состояния загрязнения воздуха по наличию лишайников

Лишайники весьма чувствительны к загрязнению воздуха и поэтому быстро погибают в крупных городах. По этой причине они могут служить индикаторами загрязненности воздуха вредными веществами.

Внешнее строение лишайников.

Вегетативное тело лишайника - таллом, или слоевище. По внешнему виду различают три типа талломов лишайников: накипные, листоватые и кустистые.

Слоевище накипного лишайника представляет собой корочку, прочно сросшуюся с субстратом - корой дерева, древесиной, поверхностью камней. Его невозможно отделить от субстрата без повреждения.

Листоватые лишайники имеют вид чешуек или пластинок, прикрепленных к субстрату с помощью пучков грибных нитей (гиф).

У кустистых лишайников таллом состоит из ветвей или более толстых, чаще ветвящихся стволиков.

Установлено, что при повышении уровня загрязненности воздуха первыми из города исчезают кустистые формы, затем листоватые и, наконец, наиболее устойчивые - накипные.

Цель исследования: определить степень загрязнения воздуха по наличию лишайников.

Оборудование: рулетка, определитель лишайников, карандаш, блокнот.

Методы оценки загрязненности атмосферы по встречаемости лишайников основаны на следующих закономерностях:

1.Чем сильнее загрязнен воздух города, тем меньше встречается в нем видов лишайников (один - два).

2.Чем сильнее загрязнен воздух, тем меньшую площадь покрывают лишайники на стволах деревьев.

  1. При повышении загрязненности воздуха исчезают первыми кустистые лишайники, за ними листоватые, последними – накипные.

Ход выполнения исследования:

1.Я выбрала пять улиц примерно с одинаковым количеством деревьев.

2. Отмерила рулеткой участки площадью 10 на 10 м. Сосчитала на них количество деревьев.

3. Обследовала каждое дерево на выбранных улицах на высоте от 30 до 150 см и записала данные в таблицы по образцу:

Виды лишайников

Улица Врача Михайлова

Улица Оренбургская

Улица Деева

Улица Димитрова

Димитровградское шоссе

Кустистые

Листоватые

Накипные

Вывод:

На улице Врача Михайлова и Оренбургской присутствуют в основном накипные виды лишайников, это позволяет сделать вывод о том, что степень загрязнения воздуха не слишком велика. На улице Димитрова и Димитровградском шоссе практически отсутствуют все виды лишайников, так как там по ним движется большое количество автотранспорта.

2.3. Анализ состояния здоровья учащихся нашего класса и определение влияния воздуха на их здоровье.

Воздух является основной составляющей экологической системы города. Наличие в воздухе вредных примесей негативно сказывается на здоровье людей, особенно детей. Воздействие вредных веществ,

№ п/п

Ф.И.О.

Болел ОРВИ с 1.09.2012 по 23.03.2013

Проживает на улице

Антипов

Врача Михайлова

Артемова

Оренбургская

Благова

Врача Михайлова

Блинцова

Сиреневый

Бузуева

Димитрова

Глазкова

Академика Павлова

Горелова

Врача Михайлова

Гришина

Солнечная

Жуков

Солнечная

Зотов

Врача Михайлова

Калачев

Врача Михайлова

Кизилов

Врача Михайлова

Клементьев

Врача Михайлова

Клюшенкова

Авиастроителей

Конахина

Сиреневый

Королева

Сиреневый

Купрюхина

Врача Михайлова

Максина

Светлая

Мартышева

Оренбургская

Моткова

Гоголя

Носачев

Врача Михайлова

Романова

Переулок Крайний

Ульмасова

Оренбургская

Ухань

Врача Михайлова

Фоменко

Сиреневый

Юсупов

Переулок Светлый

В таблице представлены статистические данные заболеваемости детей 3Б класса ОРВИ с 1.09.2012 по 23.03. 2013.

Учащиеся нашего класса проживают на разных улицах. На улице врача Михайлова -10человек, из них 9 человек болели ОРВИ в этом учебном году. На улице Оренбургской 3 человека, из них 2 человека болели ОРВИ. На улице Димитрова (и Гоголя) – 2 человека, из них болел ОРВИ 1 человек. На улице Деева и Димитровградском шоссе учащиеся нашего класса не проживают. Эти данные можно занести в таблицу:

Название улицы

Количество детей, проживающих на этой улице

Количество детей, переболевших ОРВИ с 01.09.12 по 23.03.13

% детей, переболевших ОРВИ с 01.03.12 по 23.03.13

Врача Михайлова

Оренбургская

Димитрова

Учебный год еще не закончился, поэтому я не могу сделать конечный вывод о влиянии воздуха на здоровье детей в зависимости от места их проживания. Но на данный момент можно подвести промежуточные результаты исследования, заключающиеся в следующем. Я подсчитала количество детей, проживающих в разных местах Верхней Террасы и переболевших ОРВИ с 1.09.2012 по 23.03.2013. Это 18 человек, затем соотнесла в процентном отношении к общему количеству учащихся нашего класса. Получилось 69,2%.

Из проведенного анализа следует, что 69,2 % учащихся класса оказались с ослабленным иммунитетом, снижению которого наряду с другими вредными факторами способствовал и вдыхаемый ими воздух нашего города, который по проведенным выше исследованиям оказался значительно загрязненным, а, стало быть, вредным для здоровья.

Глава 3. Мероприятия по снижению вредного воздействия на атмосферу

Важнейшим мероприятием по борьбе с загрязнением атмосферного воздуха вредными веществами является уменьшение их выделения в источниках образования. Этому служит механизация и автоматизация производственных процессов, уплотнение, герметизация и вакуумизация оборудования, создание поточных и непрерывных технологических линий, замена вредных летучих веществ менее вредными, а твердого топлива - газообразным и т. д. Решению проблемы снижения загрязнения атмосферного воздуха способствуют современные установки, позволяющие улавливать вредную пыль. Очистка промышленных выбросов в атмосферу на современных предприятиях является составной частью технологического процесса. Цель ее - предотвращение загрязнения атмосферного воздуха, удаление вредных пылей из технологических выбросов, уменьшение

механического износа оборудования из-за абразивного действия пыли, извлечение из отходов ценных продуктов и использование их как вторичного сырья. В защите воздуха жилых поселков и городов важная роль принадлежит правильной застройке территорий жилыми и производственными зданиями, соблюдению необходимых санитарных разрывов между ними, рациональному озеленению территорий.

Глава 4. Пути решения проблемы загрязнения воздуха в городе Ульяновске в районе Верхней террасы.

4.1 Проблемы, которые нужно решать на уровне государства .

Трасса на Димитровградском шоссе является трассой федерального значения, ее необходимо перенести за пределы города, построив объездную дорогу. По правилам, от трассы до жилых помещений должно быть не менее 200 метров, а на Димитровградском шоссе всего 40- 50 метров.

В городском воздухе как показывают исследования наличие кислорода меньше по сравнению с сельской местностью, поэтому в нашем городе да и в других городах страны необходимо оборудовать установки по выработке озона, так называемые промышленные озонаторы.

4.2 Проблемы, которые нужно решать на уровне города.

В нашем городе практически отсутствуют объездные дороги, я думаю, если они будут построены, то это положительно отразится на качестве воздуха в нашем городе.

Также городским властям необходимо перевести муниципальный, частный общественный транспорт (автобусы, маршрутки), а так же муниципальный служебный транспорт на экологически безопасные виды топлива, например, на газ (метан).

Решить вопрос с установкой пыле и газоулавливающих устройств на котельных.

4.3 Что могу сделать я, Горелова Софья, для сохранения своего здоровья в условиях загрязненного воздуха?

1. Я живу рядом с парком 40-летия ВЛКСМ. В свободное время буду гулять там, кататься на лыжах, роликах, велосипеде, так как в парке достаточно чистый воздух. Я находила в парке сосенки с неповрежденной хвоей, ближе к Волге.

2. Летом с бабушкой буду отдыхать на даче за городом.

3.Буду стараться есть больше овощей и фруктов, в которых много витамина С. Совсем недавно я прочитала статью о возможности витамина С уменьшить негативное влияние загрязнённого воздуха на людей, страдающих от хронических заболеваний лёгких. Ниже привожу оригинал этой статьи.

Главная > Статьи > Здоровое питание Витамин C может снижать негативное влияние загрязнённого воздуха29 октября131 google_protectAndRun("ads_core.google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Изображение лицензировано Depositphotos.com/Dmytro PaukУчёные обнаружили ещё одну причину чаще есть овощи и фрукты: диета, богатая ими может уменьшить негативное влияние загрязнённого воздуха на людей, страдающих от хронических заболеваний лёгких. Исследователи наблюдали пациентов Лондонской больницы страдающих от астмы или хронической обструктивной болезни лёгких (ХОБЛ), и обнаружили, что пациенты, с низким уровнем витамина C имели повышенный риск возникновения проблем с дыханием в дни, когда уровень загрязнения наружного воздуха был высок. Антиоксиданты, такие как витамин С, могут защитить организм от вредных молекул, способных повреждать клетки, называемых свободными радикалами. Свободные радикалы могут образовываться, когда загрязнённый воздух попадает в лёгкие и они играют важную роль в развитии болезней сердца, рака и даже респираторных заболеваний. Антиоксиданты способны блокировать свободные радикалы, прежде чем они смогут повредить клетки. Результаты исследования опубликованы в июльском номере журнала Эпидемиология (Epidemiology). В

своём исследовании учёные из Имперского колледжа в Лондоне наблюдали более 200 пациентов, поступивших в больницу для лечения астмы и ХОБЛ, наряду с уровнем загрязнения наружного воздуха. Большинство пациентов были в возрасте от 54 до74, и некоторые в возрасте 18 лет. Многие из них были бывшими курильщиками. В частности, исследователи следили за уровнем твёрдых частиц в атмосфере, которые образуются, в основном, в результате сгорания топлива. Результаты показали, что с каждым увеличением уровня твёрдых частиц в атмосфере на 10 микрограммов на кубический метр (мкг/м3), риск госпитализации людей, страдающих астмой или ХОБЛ, возрастал на 35 процентов. При этом, риск госпитализации людей, с низким уровнем витамина C был выше в 1,2 раза. Данное исследование подтверждает выводы предыдущих исследований, в которых уже была обнаружена связь между высоким уровнем загрязнения наружного воздуха с повышенным риском госпитализации и даже смерти от респираторных заболеваний.

Оригинал статьи: http://www.glavrecept.ru/statji/zdorovoe-pitanie/vitamin-c-zagryaznennyj-vozduh/

© ГлавРецепт.Ру

Заключение

Перед тем, как начать работу, я выдвинула три гипотезы:

первая: « воздух, которым я дышу неидеален»;

вторая: «один из главных загрязнителей воздуха - автомобильный транспорт»;

третья: «увеличение количества автомобилей в городе приводит к увеличению заболеваний, напрямую зависящих от чистоты воздуха».

По моему мнению, я их доказала. При написании работы, проведя не один опыт по исследованию воздуха в Заволжском районе, я пришла к выводам:

- несмотря на то, что в нашем районе есть котельная, железная дорога, основным источником загрязнения воздуха является автомобильный транспорт.

- наиболее загрязненный воздух на Димитровградском шоссе.

- для более точных выводов о состоянии воздуха в нашем районе нужны дополнительные исследования, поэтому и мне необходимы знания других наук, которые я буду изучать в старших классах и продолжу эту исследовательскую работу.

Работу хочу закончить стихотворением.

В ЗАЩИТУ ВОЗДУХА

Мы здесь сегодня говорим

О том, что всем знакомо:

Что очень часто мы сорим

На улице и дома.

Что все отходы за порог

Бросаем как попало

И до тех пор, пока здоров,

Забот об этом мало.

Очистка воздуха, похоже,

Всегда обходится дороже,

Чем серый ядовитый дым,

Но ведь дышать-то нужно им!

Где засыхают сосны, ели

И нам недолго до постели.

Так что дешевле заплатить,

Чем всем в больницу угодить.

Итак, ресурсы и здоровье,

Наш отдых, красоту земли

Бездумно ставят под угрозу

Природы славные сыны,

Которых гордость ослепила,

Которым все подай сейчас

И для которых мощь и сила

Важнее воздуха в сто раз.

Вот как дела-то обстоят

На шарике земном.

И надо срочно мир спасать,

В котором мы живем!

Список литературы.

1.Бондаренко А., Гуркова И. «Что это? Кто это?» Толковый словарь для учащихся начальных классов. М. Просвещение. 1996.

2. Габиелян О.Е. Химия: Учебник для общеобразовательных учреждений.-7 издание, стереотип.-М.:Дрофа.2003.

3.Дорохов А., Куценко Т. и др. «Что такое? Кто такой?». Энциклопедия, т. 1 М. Педагогика. 1975.

4. Спирина Е.В., Рассадина Е, В. Экологический практикум в 2ч. Часть 1. Оценка загрязнения атмосферного воздуха и почв. - Ульяновск, УИПКПРО, 2011.

5. «Популярно энциклопедический словарь». М. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». 2002.

Мы уже не сомневаемся, что мир, окружающий нас, живой. Он наполнен жизненной силой, которая находится не в статике: она в движении, так как мир дышит! И благодаря движению жизненной силы существуем мы и всё, что окружает нас: моря, реки, горы, леса, весь растительный мир и многообразье животного.

Человеку, чтобы быть здоровым и сильным, также нужно, чтобы жизненная сила находилась в нём в постоянном движении. А главный двигатель жизненной силы, конечно же, дыхание.

Кажется, как всё просто: дыши себе, как получится, и будешь здоров!

Не тут-то было! Оказывается, мы давно разучились дышать, а виноваты, как ни странно, эволюция и технический прогресс.

Мы так редко бываем наедине с природой, дышим свежим, не загрязнённым воздухом. Наши лёгкие давно не работают в полную силу, так как научились защищаться от токсичных выбросов производства. И дыхание перестало быть двигателем жизненной силы. Оно больше не энергетическое, не запускает живительные силы нашего организма. Потому что мы разучились правильно дышать.

Попробуйте забыть, что уже с рождения живёте на Земле. Представьте, что впервые очутились на прекрасной неизвестной планете, прилетев из далёкой галактики. Представили?

Посмотрите, какая величественная природа! В ней нет бушующих страстей, злости, ненависти и агрессии. Даже во время стихийных катаклизмов, когда извергаются вулканы, выворачиваются с корнем деревья, мир нашей планеты спокоен. Да, он постоянно в движении, но не испытывает эмоций, которые терзают человека. Природа не знает, что такое злость и обида.

А теперь сравните с собой. Как же мы не похожи на окружающий мир!

Мы переполнены всевозможными эмоциями, внутри кипят страсти, страхи, волнения, злость. Но мы научились их скрывать от других: нельзя чтобы кто-нибудь догадался о моих страхах – я само спокойствие. Притом, что нас переполняют эмоции, энергия застыла!

Чувствуете разницу? Природа совершенно спокойна, при постоянной энергетической активности, а человек, при всех переполняемых его эмоциях, лишен движения энергии.

Вывод? В нашем организме существуют барьеры, которые мы же и создаём, и они препятствуют движению жизненной силы, мешают ей циркулировать.

Почему же это происходит? Да очень просто! Мы разучились дышать. И пожинаем многообразье болезней, так как дыхание больше не энергетическое.

Поэтому, чтобы жизненная сила постоянно была в движении и уничтожала барьеры и застои на своём пути, нужно вновь научиться дышать. А правильное дыхание вымоет весь негатив, вместе с ненужными эмоциями.

Как и все остальные процессы, происходящие в организме, необходимые для функционирования (или другими словами – для жизни), дыхание происходит автоматически. Нам не приходится приказывать себе: Вдохни! Выдохни! Точно также автоматизированы и привычки, выработанные человечеством за века, дышать неправильно, поверхностно.

Как же происходит дыхание?

Посмотрите, каким совершенным механизмом дыхания одарила нас природа! Но мы оказались на месте первоклассника, допущенного к управлению самолётом: нет необходимых знаний и даже элементарной инструкции, как этим механизмом пользоваться. А ведь над его созданием поработали лучшие инженеры Вселенной!

Всё начинается с носа, через который воздух проходит в горло, гортань трахею, постепенно очищаясь и согреваясь, и попадает в бронхи. Бронхов у нас пара – левый и правый, и соединены они бронхиолами, состоящими их огромного количества трубочек, по которым воздух, пройдя довольно длинный путь, попадает в лёгкие.

Но для дыхания не нужно старательно втягивать воздух носом! Представьте, что это было бы за ужасающее зрелище: громко сопящие насосы, втягивающие и выталкивающие воздух…

Нет, вселенские инженеры придумали простой в своей гениальности механизм, подчиняющийся законам физики. Если каким-то образом расширить лёгкие, то внутри них образуется вакуум, и в него сразу же устремится по дыхательным путям воздух.

Но как заставить лёгкие расшириться?

Они не состоят из мышечной ткани, а значит, не могут сжиматься и расширяться самостоятельно, но их может заставить расшириться грудная клетка. Но и грудная клетка не двигается по собственному желанию, её нужно «заставить» это сделать. А это под силу замечательной мышце, выполняющей функцию перегородки между брюшной и грудной полостями – диафрагме.

Способность мышцы сокращаться и растягиваться известна всем: именно ей мы обязаны умением ходить, двигаться, разговаривать, жевать… Ну перечислять все блага, которые нам дают мышцы не буду.

Работа диафрагмы оочень похожа на кузнечные меха. (Я думаю, в интернете можно найти соответствующее видео и мехов в кузнице, и у стеклодувов). Расширяясь, диафрагма расширяет грудную клетку, а она уже растягивает лёгкие. Внутри лёгких образуется вакуум, который сразу же заполняется наружным воздухом. Мы вдохнули!

Но, как всякая мышца, после расширения диафрагма начинает сокращаться, сжимая грудную клетку. Лёгкие также сжимаются, вслед за грудной клеткой, и выталкивают воздух, который перестал умещаться, наружу. Мы выдохнули!

Но человек постарался всё испортить. Для этого использовалось всё: и тесная одежда (вспомните корсеты, которыми стягивали рёбра, чтобы сделать тонкую талию), и воздух, испорченный производством, и такие эмоции как страх, злость, гнев, мешающие полноценному дыханию. Диафрагма перестала выполнять свою обязанность, недостаточно растягивается и мы не получаем нужного для полноценной жизни количества воздуха.

Если вся дыхательная система работает дружно, то вдыхаемый воздух заполняет лёгкие до самых верхних кончиков, а выдыхая – начинает вытеснять его тоже с самого верха. Получается, что воздух в лёгких постоянно движется. Но если диафрагма выключена из работы, нет того «насоса», который наполнит лёгкие до краёв, и верхушки остаются пустыми, кислород в них не поступает. Нет движения кислорода – образуется застой энергии. А застой – это то же болото. А в болоте, как известно, гниль и плесень – для человека, это различные болезни.

Кроме этого застоя, такое неполное дыхание не доставляет в лёгкие необходимого для организма количества кислорода. Значит, и все остальные органы не дополучают нужную им энергию и в них также образуются застои, которые обязательно приведут к болезням.

Вот оказывается, что может натворить неправильное, неполное дыхание со здоровьем.

Замечательные слова о дыхании найдены в древнем санскритском тексте:

Жизнь - это промежуток между одним дыханием и другим, тот, кто вполсилы дышит, тот вполсилы живёт, но тот, кто овладел искусством дыхания, получил контроль над всей деятельностью своего существа.

Вполне возможно самостоятельно определить, что именно мешает нашему дыханию быть правильным. Для этого нужно проанализировать «всего» 4 пункта.

Первый – полнота работы легких. Чем меньше объём вдыхаемого воздуха, тем меньше кислорода достаётся каждому отдельному органу.

Второй – частота дыхания. Посчитайте количество вдохов, сделанных за одну минуту. Если получится более 8-12, лёгкие не наполнятся полностью, так как это возможно только при медленном, спокойном, плавном дыхании. Обычно, дыхание учащается при нехватке воздуха и является следствием неполного дыхания. Но частота не заменяет глубину наполнения, дыхание остаётся поверхностным. А вот вред дыхательной системе наносится значительный.

Существует мнение, что человеку отпущено определенное количество вдохов, и от того, с какой частотой вы дышите – зависит, как долго вы проживете, за какой срок используете все свое дыхание.

Третий активная работа дуэта диафрагмы и грудной клетки и спокойные расслабленные плечи и грудь, не задействованные в процессе дыхания.

Попробуйте провести маленькое обследование.

  • Если положить ладони на плечи у основания шеи и понаблюдать во время дыхания, можно почувствовать – поднимаются ли они в такт дыханию вверх и вниз.
  • Затем переместите ладони на грудную клетку в районе легких и обратите внимание, насколько заметно вздымается при вдохе у вас грудь.
  • И следующий этап - положите ладони на область живота и определите, приходит ли он в движение, выпирая при вдохе и втягиваясь при выдохе.

При естественном дыхании активно работает диафрагма, поэтому живот будет выпячиваться и втягиваться в темпе вдохов и выдохов. Плечи совершенно не реагируют на процесс дыхания, т.к. грудная клетка растягивается диафрагмой, а не тянется ключицами.

Всего-то и нужно – направить внимание на диафрагму и попросить её опуститься (расшириться). Воздух легко, без ваших усилий, автоматически начнёт заполнять всю дыхательную систему.

И, наконец, четвёртый пункт. Нужно , а не использовать его как насос. Воздух сам заполняет дыхательную систему, проходя по двум путям до самых краёв лёгких, в этом случае дыхание будет лёгким и бесшумным. И этому способствует только работа диафрагмы.

Какой же вывод нужно сделать?

Для того чтобы дыхание было полноценным, нужно взять его процесс под контроль. А вернув себе умение дышать, мы получим контроль и над своей жизненной энергией, и над своими эмоциями, и над своим здоровьем.

Каждую секунду любое живое существо вдыхает воздух, насыщенный кислородом, а выдыхает воздух с большим количеством углекислого газа. Кислород из воздуха израсходует любой процесс горения. Так почему же тогда основной состав воздуха на Земле остается неизменным? На этом уроке мы узнаем о постоянных и переменных составляющих воздуха, о том, как происходит восполнение кислорода в атмосфере и для чего нужны пылинки.

Тема: Неживая природа

Урок: Воздух - это смесь газов

Мы часто говорим «на столе стоит пустой стакан», но на самом деле он не пустой, а наполненный воздухом.

Рис. 1. Стакан, наполненный воздухом ()

Воздух - это смесь газов. В состав воздуха входят азот, кислород, углекислый газ и некоторые другие газы. Постоянные составные газы воздуха - это кислород, углекислый газ и азот. Но кроме постоянных газов в воздухе могут находиться примеси, содержание которых непостоянно. Это водяные пары, микробы, частицы дыма, пыли и соли, пыльца растений.

Чтобы лучше понять количественный состав воздуха, представим, что в 100 литрах воздуха содержится 78 литров азота, 21 литр кислорода, 1 литр углекислого газа и немного других примесей.

Кислород необходим для дыхания человека, животных и растений. Растворенный в воде кислород расходуется при дыхании обитателями водоемов.

Человек или животное вдыхает воздух, где содержится кислород, а выдыхает воздух с большим количеством углекислого газа.

Часто можно услышать фразу «в комнате душно», так происходит, если помещение долгое время не проветривалось и большая часть кислорода уже израсходовалась.

Кислород поддерживает горение. Если горящую свечу накрыть стеклянной банкой, свеча будет гореть еще некоторое время, а потом погаснет.

Рис. 4. Горение фитиля свечи ()

Так произойдет, потому что горящая свеча израсходует кислород в банке, который поддерживал ее горение, но стало много углекислого газа.

Этот опыт доказывает, что кислород поддерживает горение. Углекислый газ выделяется при любом горении - дров, угля, нефти, табака, и других горючих веществ, и горения не поддерживает.

Используя знания об этом свойстве кислорода, мы сможем помочь человеку, если у него загорелась одежда: необходимо накрыть огонь плотной тканью, чтобы не поступал кислород.

Состав воздуха постоянен, это важное условие жизни на Земле. Но ведь во всех странах мира ежегодно сжигаются миллиарды тонн топлива, выделяя в атмосферу огромное количество углекислого газа и расходуя кислород.

Рис. 5. Выхлопные газы автомобилей ()

То же самое происходит на производствах, при пожарах.

Люди, животные, растения и даже микробы дышат и также поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.

Рис. 7. Дыхание живого существа ()

Но при этом состав воздуха на планете в целом остается постоянным. Это результат работы зеленых растений, которые являются главным источником пополнения запасов кислорода на Земле.

В растениях под воздействием солнечного света из углекислого газа и воды образуются питательные вещества и кислород. Чем больше зеленых растений, тем чище воздух, поэтому в лесу так легко дышится.

Как было сказано, не все составляющие воздуха являются постоянными. Наличие и количество частичек пыли, пыльцы растений, соли других примесей зависит от местности и времени года.

Эти частицы появляются из дыма вулканов, пустынь, океанов, почвы, цветущих растений. В конце июня, например, появляется тополиный пух, а во время активного цветения растений, в воздухе много пыльцы.

Рис. 11. Частички морской соли ()

Дышать загрязненным воздухом нежелательно для здоровья. Хотя, с другой стороны, пыль делает наш мир красивым: красочные закаты и рассветы - результат отражения солнечного света от пылинок, рассеянных в верхних слоях атмосферы.

Закат обычно красный - частички пыли и водяного пара отражают красные солнечные лучи таким образом, что их мы видим последними.

В центре каждой капельки дождя есть пылинка, которая помогла быстро образоваться этой капельке.

Туманы, облака и дождь состоят из множества пылинок, которые обволакиваются жидкостью.

На следующем уроке мы узнаем о таком природном явлении, как ветер, о причинах движение воздуха в природе и дома. Рассмотрим методы определения направления и силы ветра. Охарактеризуем роль ветра в природе и жизни людей.

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А.Окружающий мир 3. М.: Просвещение.
  1. Энциклопедия кругосвет ().
  2. Академик ().
  3. Библиотекарь.Ру ().
  1. Подготовьте небольшое сообщение о проблеме загрязнения атмосферы, предложите пути устранения этих проблем.
  2. Проведите опыты по доказательству свойств кислорода. Опишите свои действия, наблюдения, результаты.
  3. *Напишите развернутый ответ на вопрос «Как зеленые растения поддерживают равновесие в газовом составе атмосферы?»
Загрузка...