domvpavlino.ru

Как хорошо написать егэ по обществознанию. Как сдать егэ по обществознанию. Если в школе не дают необходимый объём знаний, можно ли подготовиться дома самому

| 81-91

Опишите три примера влияния искусства на воспитание детей.

Пояснение.

1. Воспитание нравственных качеств. Читая великое произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка», школьница Варя поняла, что такое честь, достоинство, мораль.

2. Воспитание волевых качеств. Варя занимается в музыкальной школе. Она знает, что сначала произведение будет звучать коряво, но в дальнейшем, у неё всё получится. Таким образом, воспитывается сила духа и вера в себя.

3.Воспитание моральных принципов. Алла, посмотрев детский спектакль «Морозко» в школьном театре, знает, что не в деньгах счастье, а в трудолюбии.

Источник: ЕГЭ 08.06.2016 по обществознанию. Основная волна. Ва­ри­ант 39. (Часть С)

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль социального контроля в развитии общества». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

2. Элементы социального контроля:

а) социальные нормы (мораль, право, традиции и т.д.);

б) формальные и неформальные, позитивные и негативные санкции.

3. Функции социального контроля:

а) социализация индивидов;

6) регулирование взаимодействия людей;

в) корректировка девиантного поведения и т.д.

4. Формы социального контроля:

а) внутренний (самоконтроль);

б) внешний (формальный и неформальный).

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальный контроль». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной

темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики

темы, не засчитываются при оценивании

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие «социальный контроль».

2. Функции социального контроля:

а) регламентация и консолидация общества;

6) обеспечение стабильности общества;

в) устранение (сведение к минимуму) девиаций и др.

3. Виды социального контроля:

а) внутренний (самоконтроль)

б) внешний (формальный и неформальный)

4. Элементы социального контроля:

а) Социальные санкции (формальные и неформальные);

б) Социальные нормы (право, мораль и т.д.)

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они

могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Установите соответствие между примерами и группами качеств человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Пояснение.

А) У Антона голубые глаза - биологические.

Б) Рост Петра - 180 см - биологические.

В) Анна трудолюбива - социальные.

Г) Катя очень отзывчива - социальные.

Д) Макару нравится быть в центре внимания окружающих - социальные.

Ответ: 11222.

Ларисе 17 лет. Найдите в приведённом ниже списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Рост Ларисы ниже среднего.

2) Лариса - честный человек.

3) У Ларисы светлые волосы и зелёные глаза.

4) Лариса добрая и отзывчивая.

5) Лариса - внешне привлекательная девушка.

6) Лариса дружит со многими своими одноклассниками.

Пояснение.

Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), - наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные особенности характерны исключительно для человека - способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особым биосоциальным существом.

1) Рост Ларисы ниже среднего - нет, неверно.

2) Лариса - честный человек - да, верно.

3) У Ларисы светлые волосы и зелёные глаза - нет, неверно.

4) Лариса добрая и отзывчивая - да, верно.

5) Лариса - внешне привлекательная девушка - нет, неверно.

6) Лариса дружит со многими своими одноклассниками - да, верно.

Ответ: 246.

Ответ: 246

1) Все живые существа обладают способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.

2) Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни, называют личностью.

3) Индивидуальные потребности человека связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности.

4) Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения.

5) К биологическим потребностям человека относят потребности в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе и т.п.

Пояснение.

«Человек» - общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности как биосоциальное существо.

Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), - наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные особенности характерны исключительно для человека - способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особым биосоциальным существом.

1) Все живые существа обладают способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности - нет, неверно.

2) Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни, называют личностью - да, верно.

3) Индивидуальные потребности человека связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности - да, верно.

4) Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения - да, верно.

5) К биологическим потребностям человека относят потребности в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе и т.п. - нет, неверно.

Ответ: 234.

Фируза Токтоньязова 11.04.2017 22:46

Первая позиция неверна однозначно. Не все живые существа способны к творческой деятельности. Животные не способны, тем не менее мы не можем их не причислять к живым существам.

· ").dialog({width:"auto",height:"auto"})">Видеокурс

Выберите верные суждения о моральных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) В основе моральных норм лежат общественные представления о добре и зле.

2) Нормы морали складываются постепенно в процессе развития общества.

3) Нормы морали формализуются в нормативно-правовых актах.

4) Нормы морали различаются в разных социальных группах.

5) Соблюдение моральных норм обеспечивается силой государственного принуждения.

Пояснение.

Мораль - совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей. Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле. Признаки морали: всеобщность и добровольность.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

С9.1 Философия: «Знание - сокровищница, но ключ к ней -практика». (Т. Фуллер)

С9.2 Экономика: «Главная со­ци­аль­ная от­вет­ствен­ность биз­не­са со­сто­ит в том, чтобы не со­дей­ство­вать росту ни­ще­ты и безработицы». (Б.С. Ерасов)

С9.3 «Человек есть прин­ци­пи­аль­ная но­виз­на в природе». (Н.А. Бердяев)

С9.4 Политология: «Тоталитаризм - образ правления, при ко­то­ром мо­раль вхо­дит в ком­пе­тен­цию власти». (А.Н. Круглов)

С9.5 Правоведение: «Легче со­зда­вать законы, чем сле­до­вать им». (Наполеон Бонапарт)

Пояснение.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 2.

Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром пропущен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го списка слова, ко­то­рые необходимо вста­вить на место пропусков.

«Моральные оцен­ки поступков поз­во­ля­ют оценивать их как хо­ро­шие или дурные, при­но­ся­щие добро или при­чи­ня­ю­щие зло и заслуживающие________(А). К ос­нов­ным ______(Б) и цен­но­стям относятся: доброта, чув­ство долга,________(В), спра­вед­ли­вость и т. п. Ори­ен­ти­ру­ясь на них, мы даём оцен­ку своих и чужих по­ступ­ков с мо­раль­ной точки зрения.

Моральные нормы на­ря­ду с ________(Г) яв­ля­ют­ся основными ре­гу­ля­то­ра­ми поведения людей в обществе. Мораль - это, пре­жде всего,__________(Д) по­ве­де­ния человека, ос­но­ван­ный на его воле, долге, совести.

Она при­су­ща не толь­ко отдельным личностям, но и________(Е), ко­то­рое также опе­ри­ру­ет категориями морали, даёт мо­раль­ные оценки».

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово (словосочетание) может быть ис­поль­зо­ва­но только один раз.

Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но заполняя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те внимание на то, что слов в спис­ке больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

Список терминов:

В дан­ной ниже таб­ли­це приведены буквы, обо­зна­ча­ю­щие пропущенные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой буквой номер вы­бран­но­го Вами слова.

A Б В Г Д Е

Пояснение.

Исходя из контекста, по­сле­до­ва­тель­ность 315968 яв­ля­ет­ся единственным пра­виль­ным ответом. Кос­вен­ны­ми подсказками яв­ля­ют­ся род, число и падеж слов.

Ответ: 3, 1, 5, 9, 6, 8.

Ответ: 315968

Предметная область: Человек и общество. Мораль

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 5.

Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место пропусков.

«Социальный кон­троль – механизм, с по­мо­щью которого об­ще­ство обеспечивает со­блю­де­ние определённых правил, __________(А) ко­то­рых наносит ущерб функ­ци­о­ни­ро­ва­нию социальной системы. В этом ка­че­стве выступают __________(Б) и право, обычаи, ад­ми­ни­стра­тив­ные решения и др. Дей­ствие социального кон­тро­ля сводится глав­ным образом к при­ме­не­нию различных __________(В) к на­ру­ши­те­лям принятых со­ци­аль­ных норм. Од­но­вре­мен­но социальный кон­троль предполагает по­ощ­ре­ние за __________(Г) со­ци­аль­ных норм.

Социальный кон­троль выступает как ор­га­ни­че­ский элемент любой __________(Д) управ­ле­ния социальным процессом, как ме­ха­низм обратной связи, обес­пе­чи­ва­ю­щий выполнение ко­манд управляющего органа.

Социальный кон­троль можно об­на­ру­жить в самых ран­них обществах. С раз­ви­ти­ем производительных сил и раз­де­ле­ния труда роль со­ци­аль­но­го контроля возрастает, а его струк­ту­ра усложняется. Воз­ни­ка­ют социальные __________(Е), за­ни­ма­ю­щи­е­ся почти ис­клю­чи­тель­но социальным кон­тро­лем (например, су­деб­ные органы). Вме­сте с тем функ­ции социального кон­тро­ля осуществляет прак­ти­че­ски любой со­ци­аль­ный институт».

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

Список терминов:

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д Е

Пояснение.

Ис­хо­дя из кон­тек­ста, по­сле­до­ва­тель­ность 231458 яв­ля­ет­ся един­ствен­ным пра­виль­ным от­ве­том. Кос­вен­ны­ми под­сказ­ка­ми яв­ля­ют­ся род, число и падеж слов.

Ответ: 2, 3, 1, 4, 5, 8.

Ответ: 231458

Предметная область: Социальные отношения. Социальный контроль

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 3.

Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

C9.1 Философия. «Культура - это де­я­тель­ность и творчество». (П. С. Гуревич)

C9.2 Экономика. «Плановая эко­но­ми­ка учи­ты­ва­ет в своих пла­нах всё, кроме экономики». (К. Макуильямс)

C9.3 Социология, со­ци­аль­ная психология «Если вы хо­ти­те чего-нибудь добиться, у вас долж­но хва­тать му­же­ства на неудачи». (К. Дуглас)

C9.4 Политология. «Гражданином в общем смыс­ле яв­ля­ет­ся тот, кто при­ча­стен и к властвованию, и к подчинению». (Аристотель)

C9.5 Правоведение. «Право и мо­раль все­гда об­ра­ще­ны к сво­бод­ной воле индивида». (Е. А. Лукашёва)

Пояснение.

При на­пи­са­нии эссе можно поль­зо­вать­ся следующим при­мер­ным планом.

1. Вступ­ле­ние - вво­дит в тему, дает предварительные, общие све­де­ния о той проблеме, ко­то­рая стоит за пред­ло­жен­ной темой. Во вступ­ле­нии может со­дер­жать­ся ответ на за­дан­ный по теме вопрос; со­дер­жать­ся факт из био­гра­фии автора или ха­рак­те­ри­зо­ван исторический период, если эти све­де­ния имеют важ­ное значение для по­сле­ду­ю­ще­го анализа текста.

2. Ос­нов­ная часть: пред­став­ля­ет собой раз­вер­ну­тый анализ высказывания. В ос­нов­ной части не­об­хо­ди­мо продемонстрировать зна­ние материала, уме­ние логично, ар­гу­мен­ти­ро­ва­но и сти­ли­сти­че­ски правильно, гра­мот­но излагать свои мысли. Ос­нов­ная часть - это про­вер­ка того, на­сколь­ко верно по­ня­та тема. Ос­нов­ную часть можно на­чи­нать с те­зи­са - положения, ко­то­рое вы бу­де­те доказывать. Потом при­ве­ди­те аргументы, их долж­но быть по край­ней мере два. Свои ар­гу­мен­ты подкрепляйте при­ме­ра­ми из текста.

3. Заключение: под­ве­де­ние итога, обоб­ще­ние сказанного, за­вер­ше­ние текста, по­втор­ное обращение вни­ма­ния на самое главное. За­клю­чи­тель­ная часть долж­на быть короткой, но емкой; ор­га­ни­че­ски связанной с преды­ду­щим изложением. В за­клю­че­нии может быть вы­ра­же­но отношение пи­шу­ще­го к проблеме. Оно долж­но быть из­ло­же­но корректно, без чрез­мер­ных эмоциональных оценок, иметь четко вы­ра­жен­ный смысл и быть под­го­тов­ле­но материалом ос­нов­ной части.

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 08.05.2014. До­сроч­ная волна, резервный день. Ва­ри­ант 201.

Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

С9.1 Философия : «Расширять свои зна­ния можно толь­ко тогда, когда смот­ришь прямо в глаза сво­е­му незнанию». (К.Д. Ушинский)

С9.2 Экономика : «Индивидуум, дви­жи­мый толь­ко жаж­дой денег, явно болен. То же, я полагаю, можно ска­зать о компании, един­ствен­ная цель ко­то­рой – прибыль». (Р. Хэйан)

С9.3 Социология, со­ци­аль­ная психология : «Наши со­ци­аль­ные роли опре­де­ля­ют­ся ожи­да­ни­я­ми дру­гих людей». (Н. Смелзер)

С9.4 Политология : «Тоталитаризм – образ правления, при ко­то­ром мо­раль вхо­дит в ком­пе­тен­цию власти». (А.Н. Круглов)

С9.5 Пра­во­ве­де­ние : «Времена меняются, и за­ко­ны ме­ня­ют­ся вме­сте с ними». (Латинское юри­ди­че­ское изречение)

Пояснение.

При на­пи­са­нии эссе можно поль­зо­вать­ся сле­ду­ю­щим при­мер­ным планом.

1. Вступ­ле­ние - вво­дит в тему, дает предварительные, общие све­де­ния о той проблеме, ко­то­рая стоит за пред­ло­жен­ной темой. Во вступ­ле­нии может со­дер­жать­ся ответ на за­дан­ный по теме вопрос; со­дер­жать­ся факт из био­гра­фии ав­то­ра или ха­рак­те­ри­зо­ван ис­то­ри­че­ский период, если эти све­де­ния имеют важ­ное зна­че­ние для по­сле­ду­ю­ще­го ана­ли­за текста.

2. Ос­нов­ная часть: пред­став­ля­ет собой раз­вер­ну­тый ана­лиз высказывания. В ос­нов­ной части не­об­хо­ди­мо про­де­мон­стри­ро­вать зна­ние материала, уме­ние логично, ар­гу­мен­ти­ро­ва­но и сти­ли­сти­че­ски правильно, гра­мот­но из­ла­гать свои мысли. Ос­нов­ная часть - это про­вер­ка того, на­сколь­ко верно по­ня­та тема. Ос­нов­ную часть можно на­чи­нать с те­зи­са - положения, ко­то­рое вы бу­де­те доказывать. Потом при­ве­ди­те аргументы, их долж­но быть по край­ней мере два. Свои ар­гу­мен­ты под­креп­ляй­те при­ме­ра­ми из текста.

3. Заключение: под­ве­де­ние итога, обоб­ще­ние сказанного, за­вер­ше­ние текста, по­втор­ное об­ра­ще­ние вни­ма­ния на самое главное. За­клю­чи­тель­ная часть долж­на быть короткой, но емкой; ор­га­ни­че­ски свя­зан­ной с преды­ду­щим изложением. В за­клю­че­нии может быть вы­ра­же­но от­но­ше­ние пи­шу­ще­го к проблеме. Оно долж­но быть из­ло­же­но корректно, без чрез­мер­ных эмо­ци­о­наль­ных оценок, иметь четко вы­ра­жен­ный смысл и быть под­го­тов­ле­но ма­те­ри­а­лом ос­нов­ной части.

Среди критериев, по ко­то­рым оце­ни­ва­ет­ся вы­пол­не­ние за­да­ния С9, кри­те­рий К1 яв­ля­ет­ся определяющим. Если вы­пуск­ник в прин­ци­пе не рас­крыл (или рас­крыл неверно) смысл высказывания, не обо­зна­чил по­став­лен­ную ав­то­ром про­бле­му (выдвинутую тему), и экс­перт вы­ста­вил по кри­те­рию К1 0 баллов, то ответ даль­ше не проверяется. По осталь­ным кри­те­ри­ям (К2-КЗ) в про­то­кол про­вер­ки за­да­ний с развёрнутым от­ве­том вы­став­ля­ет­ся 0 баллов.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«А. Кондорсе, как и другие французские просветители, считал источником совершенствования человечества развитие_______ (А). Социалист-утопист Сен-Симон считал, что________ (Б) должно принять такую форму

организации, которая привела бы к осуществлению принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья. Немецкий философ Ф. В. Шеллинг писал, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества запутались в спорах о критериях________ (В). Одни рассуждают о совершенствовании человечества в области________ (Г), другие - о развитии науки и_________ (Д). Шеллинг предлагал своё решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человечества может служить только постепенное приближение его к______ (Е) государству».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

A Б В Г Д Е

Пояснение.

Исходя из контекста, последовательность 214683 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.

Ответ: 214683

Ответ: 214683

Искусство; наука; образование; мораль; культура.

Пояснение.

Все представленные понятия - это сферы культуры.

Ответ: культура.

Ответ: культура

«Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие “искусство” стали всё чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на _______(A) и преобразование мира в соответствии с _______(Б), т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее _______(В).

Мир и человек в совокупности их отношений друг с другом являются _______(Г). _______(Д) - художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Цель искусства двойственна: для творца - это _______(Е), для зрителя - наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро - с моралью».

Список терминов:

1) форма существования искусства

2) этические нормы

3) художественное самовыражение

4) творчество

5) отражение

6) предмет искусства

7) объективная реальность

8) мастерство

9) эстетические нормы

A Б В Г Д Е

Пояснение.

Ис­хо­дя из кон­тек­ста, по­сле­до­ва­тель­ность 598613 яв­ля­ет­ся един­ствен­ным пра­виль­ным от­ве­том. Кос­вен­ны­ми под­сказ­ка­ми яв­ля­ют­ся род, число и падеж слов.

Ответ: 598613

Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

C9.1 Философия. «Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, a о том, как мы должны стать достойными счастья». (И. Кант)

C9.2 Экономика. «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований». (М. Станс)

C9.3 Социология, социальная психология. «Величайшая революция нашего поколения - это открытие того, что человек, изменяя внутреннее отношение к жизни, способен изменить и внешние аспекты этой жизни». (Д. Уильям)

C9.4 Политология. «Политическая партия - это союз людей, которые соединились для того, чтобы добиться нужных им всем законов». (И. Ильин)

C9.5 Правоведение. «Жестокость законов препятствует их соблюдению». (Ш. Монтескьё)

Пояснение.

Чтобы справиться с заданием, нам обязательно нужно ознакомиться с критериями оценивания работы. Найти критерии можно на сайте ФИПИ, они размещены в одном документе вместе с демоверсией экзамена.

Первый критерий (К1) - определяющий. Вам нужно раскрыть смысл высказывания. Если вы этого не делаете или раскрываете смысл высказывания неточно, по К1 вам ставится ноль баллов и все эссе не проверятся. Если К1 соблюден, вам ставится 1 балл и эксперт проверяет работу дальше.

Второй критерий (К2). Вы должны привести аргументы из курса обществознания. Нужно привести и объяснить понятия, общественные процессы, законы, которые помогут раскрыть смысл высказывания.

Максимальное количество первичных баллов по этому критерию - 2. Если «в ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия или положения», эксперт снижает оценку и ставит один балл.

Если смысл хотя бы одного термина передан неверно, то оценка по К2 снижается на 1 балл: с 2 баллов до 1 балла, с 1 балла до 0 баллов.

Третий критерий (К3). Согласно этому критерию, вам нужно привести 2 фактических аргумента в пользу собственной точки зрения. Если вы допустите фактическую ошибку (например, скажете, что Путин является председателем правительства), аргумент не зачтут. Если аргумент не будет работать на вашу точку зрения и раскрывать смысл высказывания, его тоже не зачтут.

Аргументы должны быть из различных источников: «сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения». Два аргумента из литературы или два аргумента из СМИ могут посчитать как «аргументы из источника одного типа», что приведет к снижению оценки на 1 балл.

Как выбирать цитату?

Прежде чем писать эссе, нужно выбрать цитату. И выбирать нужно не по принципу «понравилась - не понравилась», «скучная - интересная». Нужно внимательно изучить высказывания и оценить перспективы написания хорошего сочинения по каждому из них. На это должно уйти не больше 2-3 минут.

Внимательно прочитайте высказывания. Определите несколько цитат, смысл которых вам наиболее ясен.

По каждому высказыванию, смысл которого понятен, определите круг терминов, процессов, явлений и законов из курса обществознания. Те цитаты, в которых вы не уверены, отбрасывайте.

Из оставшихся цитат выберете те, к которым вы можете привести качественные аргументы.

Если после того, как вы пропустите все цитаты через эти три фильтра, у вас останутся все пять цитат, можно выбрать ту, что ближе всего к сердцу. (В таком случае вы отлично знаете курс обществознания, поздравляю!)

Алгоритм написания эссе

Вы выбрали цитату, смысл которой вам ясен, и вы без труда сможете привести теоретические и фактические аргументы. В худшем случае эта цитата вызовет у вас меньше всего затруднений, что тоже неплохо.

Мы пишем эссе, исходя из того, что читателей у него будет только два - эксперты ЕГЭ. Значит, нам нужно максимально облегчить им работу по проверке сочинения. Эксперту будет удобно проверять, если работа будет структурирована по блокам согласно критериям.

Структура эссе может выглядеть так:

1) Передаем смысл цитаты. Важно, чтобы это не был просто пересказ высказывания. Вы должны продемонстрировать понимание слов автора.

Не страшно, если вы напишете примитивно. В критериях к эссе нет требований к стилю текста.

Мы выбрали цитату из экономики. «Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне).

2) Формулируем собственную точку зрения: я согласен / я не согласен с автором.

Как правило, с высказываниями, которые предлагают выпускникам на ЕГЭ сложно спорить. Но если вы чувствуете, что не согласны, не бойтесь спорить.

Пример: Я согласен с П. Хейне, потому что…

3) Подкрепите точку зрения терминами, понятиями и законами из курса обществознания. Причем, важно использовать материал из той сферы общественных отношений, который обозначен в задании. Цитату по экономике раскрывайте в экономических терминах, по политологии - в терминах политологии и т.д.

Пример: Основой взаимодействия потребителя и производителя (продавца) в условиях рынка является механизм спроса и предложения. Спрос - это желание и способность потребителя купить конкретный товар или услугу здесь и сейчас. Предложение - это желание и возможность производителя предложить потребителю товар или услугу по конкретной цене в течение определенного времени. Спрос и предложение взаимосвязаны. Увеличение спроса способно повлиять на величину предложения, и наоборот.

Идеальной является ситуация, когда на рынке складывается равновесная цена. Если спрос превышает предложение - складывается дефицитный рынок определенного товара. Если предложение превышает спрос - это может привести к перепроизводству.

В условиях высокой конкуренции, когда на рынке большой спрос и много производителей, качество товаров растет, а цена падает, поскольку продавцы вынуждены бороться за покупателя. Это один из примеров изменения ситуации на рынке под влиянием спроса и предложения.

4) Приведите два фактических аргумента из разных источников. Если вы используете в качестве аргумента факт из личного опыта, старайтесь не придумывать его. Экзаменатор, скорее всего, не поверит вам, если вы заявите, что баллотировались в президенты Чили или состоите в Нобелевском комитете.

Пример: Одним из примеров, доказывающих регулирующую функцию предложения, является ситуация на рынке нефти в современном мире. В 2014 году цена на углеводороды упала по причине снижающегося спроса. Рынок нефти потеснили перспективные технологии: энергия солнца, ветра и других возобновляемых ресурсов. Нефтяным компаниям пришлось приспосабливаться под новые условия - снижать издержки по добыче нефти, уменьшать добавленную стоимость и понижать цены на товар.

Закон спроса и предложения работает не только на глобальных сырьевых рынках. Мы можем видеть, как под воздействием спроса и предложения меняется ситуация буквально за окном нашего дома. В спальном районе, где я живу больше 15 лет, в подвале многоэтажки работал продуктовый магазин. Жители близлежащих домов регулярно покупали там продукты первой необходимости. Однако в микрорайоне открылся супермаркет одной из крупных торговых сетей. Цены там были ниже, график работы удобнее, а ассортимент в разы богаче. Люди проголосовали ногами, через некоторое время маленький магазин закрылся, потому что не смог приспособиться к новой ситуации на местном рынке.

5) Вывод. Здесь можно подвести итог вашим размышлениям. Вывод пишите, только если у вас осталось время и вы уверены, что все остальные задания не требуют перепроверки. В противном случае про вывод забудьте - в критериях к заданию наличие или отсутствие вывода не оценивается.

Пример: В рыночной и смешанной экономике регулирующее воздействие спроса и предложения - это основа экономических отношений. Показатели спроса и предложения учитываются при планировании деятельности любого предприятия и всей страны. Важно, чтобы спрос и предложение были сбалансированы, иначе в экономике могут возникнуть кризисные явления.

Стоит помнить, что враг хороших результатов на экзамене - бесполезная трата времени. Не делайте лишнюю работу. Многие учителя требуют вывести проблему, затронутую автором. Этого делать не нужно, на оценку это не повлияет, а риск сделать ошибку возрастет.

Этот алгоритм - не истина в последней инстанции. Его можно придерживаться, можно на него ориентироваться, но не стоит пользоваться этими рекомендациями бездумно. Возможно, после тренировки у вас появится собственное представление о том, как нужно писать эссе. Прекрасно! Главное, не забывайте, что эта работа оценивается по жестким критериям, которые вам нужно стараться соблюсти.

Наука; мораль; религия; духовная культура; искусство.

Пояснение.

Все представленные понятия - это духовная культура.

Ответ: духовная культура.

Ответ: духовная культура

В приведённом ниже ряду най­ди­те понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных представленных понятий. За­пи­ши­те это слово (словосочетание).

Социальный контроль; мораль; право; поощрение; наказание.

Пояснение.

Все представленные понятия относятся к социальному контролю.

Ответ: социальный контроль.

Ответ: социальныйконтроль

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Культура возникла и развивается вместе с человеком. Она представляет собой то, что отличает человека от всех других ____________(А). Ни человек, ни ____________(Б) не могут существовать вне культуры. В самом широком смысле можно сказать, что культура - это всё, что создано человеком в процессе ____________(B) окружающего мира. Иногда культуру называют “второй природой”».

Культура выполняет ряд очень важных ____________(Г) в жизни человека и общества. Она является той средой, в которой происходит ____________(Д) личности. Только через культуру человек может овладеть накопленным социальным опытом и стать полноценным членом общества. Культура регулирует отношения между людьми c помощью системы норм, например, норм ____________(Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) искусство

2) информация

3) преобразование

5) живые существа

6) общество

7) социализация

8) функция

9) деятельность

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е

Пояснение.

Внутреннее строение структурных элементов права называют ____________(Г) права. Самым крупным элементом в системе права является отрасль права. Её образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу _____________(Д) отношений. Правовой институт представляет собой обособленную группу юридических ___________(Е), регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри одной отрасли права или на их стыке.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е

Пояснение.

Исходя из текста задания, правильная последовательность 483675

Ответ: 483675

Ответ: 483675

29.1 Философия: «Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика». (Л. Фейербах)

29.2 Экономика: «Конкуренция - это централизованное планирование, осуществляемое множеством самостоятельных индивидов». (Ф. Хайек)

29.3 Социология, со­ци­аль­ная психология: «Личностью не родятся, личностью становятся». (А. Н. Леонтьев)

29.4 Политология: «Мораль без политики бесполезна. Политика без морали бесславна». (А. П. Сумароков)

29.5 Правоведение: «На суде исследуется не только то, что добыто на предварительном следствии, но и как оно добыто». (А. Ф. Кони)

Пояснение.

При на­пи­са­нии эссе можно поль­зо­вать­ся следующим при­мер­ным планом.

1. Вступ­ле­ние – вво­дит в тему, дает предварительные, общие све­де­ния о той проблеме, ко­то­рая стоит за пред­ло­жен­ной темой. Во вступ­ле­нии может со­дер­жать­ся ответ на за­дан­ный по теме вопрос; со­дер­жать­ся факт из био­гра­фии автора или ха­рак­те­ри­зо­ван исторический период, если эти све­де­ния имеют важ­ное значение для по­сле­ду­ю­ще­го анализа текста.

3. Заключение: под­ве­де­ние итога, обоб­ще­ние сказанного, за­вер­ше­ние текста, по­втор­ное обращение вни­ма­ния на самое главное. За­клю­чи­тель­ная часть долж­на быть короткой, но емкой; ор­га­ни­че­ски связанной с преды­ду­щим изложением. В за­клю­че­нии может быть вы­ра­же­но отношение пи­шу­ще­го к проблеме. Оно долж­но быть из­ло­же­но корректно, без чрез­мер­ных эмоциональных оценок, иметь четко вы­ра­жен­ный смысл и быть под­го­тов­ле­но материалом ос­нов­ной части.

29.1 Философия: «Деятельность человека не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа даёт сама по себе». (П.С. Гуревич)

29.2 Экономика: «Экономика меняется вместе с жизнью». (С. Вайн)

29.3 Социология, со­ци­аль­ная психология: «Мораль - предмет домашнего обихода, а не божество. Ею нужно пользоваться, не нужно её боготворить». (Я. Седерберг)

29.4 Политология: «Обязанностям правительственной власти соответствуют права; её правам - обязанности подвластных». (В.М. Гессен)

29.5 Правоведение: «Судебное решение должно приниматься за истину». (Латинское юридическое изречение)

Пояснение.

При на­пи­са­нии эссе можно поль­зо­вать­ся следующим при­мер­ным планом.

1. Вступ­ле­ние - вво­дит в тему, дает предварительные, общие све­де­ния о той проблеме, ко­то­рая стоит за пред­ло­жен­ной темой. Во вступ­ле­нии может со­дер­жать­ся ответ на за­дан­ный по теме вопрос; со­дер­жать­ся факт из био­гра­фии автора или ха­рак­те­ри­зо­ван исторический период, если эти све­де­ния имеют важ­ное значение для по­сле­ду­ю­ще­го анализа текста.

2. Ос­нов­ная часть: пред­став­ля­ет собой раз­вер­ну­тый анализ высказывания. В ос­нов­ной части не­об­хо­ди­мо продемонстрировать зна­ние материала, уме­ние логично, ар­гу­мен­ти­ро­ва­но и сти­ли­сти­че­ски правильно, гра­мот­но излагать свои мысли. Ос­нов­ная часть – это про­вер­ка того, на­сколь­ко верно по­ня­та тема. Ос­нов­ную часть можно на­чи­нать с те­зи­са - положения, ко­то­рое вы бу­де­те доказывать. Потом при­ве­ди­те аргументы, их долж­но быть по край­ней мере два. Свои ар­гу­мен­ты подкрепляйте при­ме­ра­ми из текста.

3. Заключение: под­ве­де­ние итога, обоб­ще­ние сказанного, за­вер­ше­ние текста, по­втор­ное обращение вни­ма­ния на самое главное. За­клю­чи­тель­ная часть долж­на быть короткой, но емкой; ор­га­ни­че­ски связанной с преды­ду­щим изложением. В за­клю­че­нии может быть вы­ра­же­но отношение пи­шу­ще­го к проблеме. Оно долж­но быть из­ло­же­но корректно, без чрез­мер­ных эмоциональных оценок, иметь четко вы­ра­жен­ный смысл и быть под­го­тов­ле­но материалом ос­нов­ной части.

Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Моральные нормы отражают потребности общества.

2) Мораль всегда формализована в нормативных правовых актах.

3) Мораль помогает человеку оценивать события общественной жизни.

4) Основой морали является внутренняя мотивация человека и его самоконтроль.

5) Мораль всегда обеспечивает взаимопонимание людей в социуме.

Пояснение.

Мораль - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

1) Мо­раль­ные нормы от­ра­жа­ют по­треб­но­сти об­ще­ства - да, верно.

2) Мо­раль всегда фор­ма­ли­зо­ва­на в нор­ма­тив­ных пра­во­вых актах - нет, неверно.

3) Мо­раль по­мо­га­ет че­ло­ве­ку оце­ни­вать со­бы­тия об­ще­ствен­ной жизни - да, верно.

4) Ос­но­вой мо­ра­ли яв­ля­ет­ся внут­рен­няя мо­ти­ва­ция че­ло­ве­ка и его са­мо­кон­троль - да, верно.

5) Мо­раль все­гда обес­пе­чи­ва­ет вза­и­мо­по­ни­ма­ние людей в со­ци­у­ме - нет, неверно, не всегда.

Ответ: 134.

В приведённом ниже ряду, най­ди­те понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий, и за­пи­ши­те это слово (словосочетание).

Совесть, долг, зло, справедливость, добро, мораль.

Пояснение.

Ответ: мораль.

Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Добро , мораль , гуманизм , совесть , честь .

Пояснение.

Добро, гуманизм, совесть, честь - это категории морали.

Ответ: мо­раль.

Ответ: мо­раль

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 1.

2) составьте два предложения:

− одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о про­ис­хож­де­нии морали;

− одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее ин­те­гра­тив­ную функ­цию морали.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы:

1) смысл понятия, например: со­во­куп­ность одоб­рен­ных об­ще­ствен­ным мне­ни­ем норм, опре­де­ля­ю­щих от­но­ше­ние людей в социуме, их обя­зан­но­сти друг перед дру­гом и перед обществом. (Может быть при­ве­де­но иное, близ­кое по смыс­лу опре­де­ле­ние или объ­яс­не­ние смыс­ла понятия.)

2) одно пред­ло­же­ние с ин­фор­ма­ци­ей о про­ис­хож­де­нии морали, например: Мо­раль воз­ник­ла естественно-историческим путём и вос­хо­дит к обычаю. (Может быть со­став­ле­но дру­гое предложение, о про­ис­хож­де­нии морали.)

3) одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее ин­те­гра­тив­ную функ­цию морали, например: ин­те­гра­тив­ная функ­ция мо­ра­ли за­клю­ча­ет­ся в обес­пе­че­нии не­об­хо­ди­мой ста­биль­но­сти и це­лост­но­сти общества. (Может быть со­став­ле­но любое дру­гое предложение, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ние курса ин­те­гра­тив­ную функ­цию морали).

Предложения долж­ны быть сфор­му­ли­ро­ва­ны корректно, не со­дер­жать элементов, ис­ка­жа­ю­щих смысл по­ня­тия и/или его аспектов. Предложения, со­дер­жа­щие сущ­ност­ные ошибки, не за­счи­ты­ва­ют­ся при оценивании.

1) раскройте смысл понятия «мораль»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о любой из функций морали в обществе;

− одно предложение, раскрывающее любую категорию морали.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

1) смысл понятия, например: форма (область) культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о любой из функций морали в обществе, опирающейся на знания курса, например: «Мораль направляет сознание и регулирует поведение людей во всех сферах жизни»;

(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о любой из функций морали.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую категорию морали, например: «Одна из категорий морали долг - обязанность действий индивида в соответствии с обязательными требованиями общества».

Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса любую из категорий морали

1) социальные нормы

2) санкции

3) государственное принуждение

4) формальная определенность

5) ответственность

6) свободный выбор

Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.

Пояснение.

Государственное принуждение и формальная определенность относятся к «праву».

Ответ: 34.

Денис Уланов 16.05.2017 13:20

В данном задании правильным ответом является 3 5, т.к это характерно для норм права. (По гос. принуждению наступает ответственность за правонарушение)

Валентин Иванович Кириченко

Ответственность может наступить и за нарушение норм морали. Например, родители ругают ребенка узнав о его двойке

· ").dialog({width:"auto",height:"auto"})">Видеокурс

Пояснение.

Мораль - при­ня­тые в об­ще­стве пред­став­ле­ния о хо­ро­шем и плохом, пра­виль­ном и неправильном, добре и зле, а также со­во­куп­ность норм поведения, вы­те­ка­ю­щих из этих представлений.

Ответ: мораль.

Ответ: Мораль

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ-2016 по обществознанию.

Пояснение.

Специфический способ регуляции общественной жизни c позиций гуманизма, добра и справедливости, цель которого - утверждать ценность личности, равенство людей в их стремлении к счастью и достойной жизни - мораль.

Ответ: мораль.

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к высшим моральным ценностям.

2) смысл жизни

4) свобода

5) собственность

6) счастье

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Пояснение.

Деньги и собственность «выпадают» из общего ряда, так как они являются материальными вещами.

Ответ: 35.

Ответ: 35|53

Предметная область: Человек и общество. Мораль

Александр Югов 30.01.2017 00:35

Я живу в обществе сатанистов, деньги и собственность у нас являются высшими моральными ценностями, а добро, свобода, счастье и прочие глупости презираются, смогу ли я доказать это в суде в (стопроцентном) случае отклонения апелляции?

Валентин Иванович Кириченко

Я вам сочувствую

Ольга Семибокова 01.04.2017 20:15

Почему смысл жизни это моральная ценность

Валентин Иванович Кириченко

Не материальная же, руками его потрогайте, смысл жизни.

· ").dialog({width:"auto",height:"auto"})">Видеокурс

Найдите в приведённом ниже списке основные признаки моральных норм. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) установлены государством

2) выражаются в общественном мнении

3) обязательны для исполнения

4) регулируют общественные отношения с позиций добра и зла

5) дают большой простор для толкования

6) поддерживаются силой государственного принуждения

Пояснение.

Моральные нормы имеют оценочный характер, их нарушение встречает общественное осуждение. Признак, характерный для норм морали: за их нарушение следует ответственность в виде осуждения обществом, отдельными людьми.

Ответ: 245.

Ответ: 245

Предметная область: Человек и общество. Мораль

Пояснение.

Коммуникативная функ­ция обеспечивает вза­и­мо­по­ни­ма­ние и об­ще­ние людей в социуме.

Ответ: коммуникативная.

Ответ: коммуникативная

Предметная область: Человек и общество. Мораль

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 3.

Маша Степанова 04.08.2016 16:45

по каким же материалам готовиться к ЕГЭ, если, к примеру, в сборнике Баранова даже такой функции нет? но присутствует регулятивная и координационная.

Валентин Иванович Кириченко

Советую по учебникам Боголюбова, наиболее приближен к ЕГЭ. В сборнике Баранова очень много ошибок

Анвар Таштемиров 12.03.2017 10:36

А можете ли вы написать все функции морали?(можно без объяснения,просто перечислить)заранее спасибо)

Валентин Иванович Кириченко

Функции морали:

1. познавательная

2. регулятивная

3. воспитательная

4. мотивационная

5. прогностическая

6. аксиологическая (формирует ценности)

Диана Максак 11.11.2018 11:17

А интегративная не подходит?

Иван Хеорхе

екатерина потёмкина 22.01.2019 12:46

В вашем перечне функций морали по Боголюбову таки нет коммуникативной, как того требует правильный ответ в пояснении.

Иван Иванович

В учебниках Боголюбова нет перечисления функций морали с их названиями, ни в профильном за 11 класс, ни в базовом за 10 класс, где данная тема рассматривается. Интегративная функция предполагает сплочение людей вокруг какой-либо идеи, а не просто взаимопонимание и общение. Поэтому выше был отрицательный ответ. Если открыть новый банк ФИПИ и задать тип заданий «краткий ответ» и тема «человек и общество», там данное задание будет первым. Ответ в нем «коммуникативная». Это единственное на что я могу сослаться для Вас.

· ").dialog({width:"auto",height:"auto"})">Видеокурс

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице. Виды социальных норм

Пояснение.

Ответ: морали

Ответ: мораль|морали

1) раскройте смысл понятия «нормы морали»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о любом отличии норм морали от норм права;

− одно предложение, раскрывающее сущность совести как категории (понятия) морали.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: нормы морали - один из видов социальных норм, основанных на представлении человека о добре и зле, справедливом и несправедливом, хорошем и плохом, предписывающий должные правила поведения;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о любом отличии норм морали от норм права, опирающейся на знание курса, например: Моральное регулирование основывается на самоконтроле человека и общественном мнении, а правовое - на авторитете и принудительной силе государства;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о любом отличии норм морали от норм права.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность совести как категории (понятия) морали, например: Совесть - нравственная самооценка и самоконтроль человека и связанные с ними чувства и переживания.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее сущность совести как категории (понятия) морали.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.

Автор считает, что «право и мо­раль все­гда об­ра­ще­ны к сво­бод­ной воле индивида». Со­глас­ны ли Вы с этим мнением? С опо­рой на текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния при­ве­ди­те три ар­гу­мен­та (объяснения) в за­щи­ту своей позиции.


<...>

<.. .="">

(Е. А. Лукашёва )

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие ар­гу­мен­ты в за­щи­ту своей позиции:

Толь­ко индивид, на­де­лен­ный сво­бо­дой вы­бо­ра имеет воз­мож­ность выбора;

Право и мо­раль опре­де­ля­ют кон­крет­ные права,обязанности,роли в от­но­ше­нии кон­крет­но­го индивида.

Право и мо­раль уста­нав­ли­ва­ют кон­крет­ные санкции(формальные и неформальные) за ис­пол­не­ние или не­ис­пол­не­ние пред­пи­са­ний в обществе.

Право и мо­раль вы­сту­па­ют ис­точ­ни­ком адап­та­ции к ко­крет­ным усло­ви­ям су­ще­ство­ва­ния индивида.

Право и мо­раль опре­де­ля­ют гра­ни­цы дозволенного, т.к сво­бод­ная воля ин­ди­ви­да не все­гда может быть на­прав­ле­на в мир­ное русло.

Какую роль право и мо­раль иг­ра­ют в жизни индивида? Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние текста, при­ве­ди­те три позиции.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Право и мо­раль как со­ци­аль­ные ре­гу­ля­то­ры не­из­мен­но имеют дело с про­бле­ма­ми сво­бод­ной воли ин­ди­ви­да и его от­вет­ствен­но­сти за свои действия. Право и мо­раль как важ­ней­шие эле­мен­ты цен­ност­ной ори­ен­та­ции че­ло­ве­ка не могли бы ни возникнуть, ни существовать, если бы че­ло­век не был наделён сво­бод­ной волей. Они об­ра­ще­ны к ра­зу­му и воле человека, по­мо­гая ему адап­ти­ро­вать­ся к слож­но­му и из­мен­чи­во­му миру об­ще­ствен­ных отношений.

Право и мо­раль все­гда об­ра­ще­ны к сво­бод­ной воле индивида. Вме­сте с тем они вы­сту­па­ют как «мерила» этой свободы, опре­де­ляя гра­ни­цы сво­бод­но­го по­ве­де­ния личности. Но в этой общ­но­сти уже за­ло­же­ны свойства, опре­де­ля­ю­щие спе­ци­фи­ку права и морали. Право вы­сту­па­ет в ка­че­стве фор­маль­ной конкретно-исторически обу­слов­лен­ной меры свободы. <...>

Право в силу своей при­ро­ды очер­чи­ва­ет сво­бо­ду внеш­них дей­ствий человека, оста­ва­ясь ней­траль­ным по от­но­ше­нию к внут­рен­ним мо­ти­вам его поведения. Иное дело - мораль, ко­то­рая не толь­ко опре­де­ля­ет гра­ни­цы внеш­ней свободы, но и тре­бу­ет внут­рен­не­го са­мо­опре­де­ле­ния личности. И в этом смыс­ле мо­раль - не­фор­маль­ный опре­де­ли­тель свободы.

Различие ха­рак­те­ра сво­бо­ды в пра­во­вой и нрав­ствен­ной сфе­рах опре­де­ля­ет и раз­ли­чия в ха­рак­те­ре пра­во­вой и нрав­ствен­ной ответственности. Раз­ли­чия в пра­во­вой и мо­раль­ной от­вет­ствен­но­сти со­сто­ят в ха­рак­те­ре мотивации; в раз­ли­чии пра­во­вых и мо­раль­ных санк­ций и оце­ноч­ных категорий, ле­жа­щих в их основе; в раз­ли­чии субъектов, при­ме­ня­ю­щих эти санкции. <.. .="">

Проводя раз­ли­чия между пра­во­вы­ми и мо­раль­ны­ми санкциями, сле­ду­ет учи­ты­вать конкретно-исторические условия, в ко­то­рых дей­ству­ют эти со­ци­аль­ные регуляторы. Боль­шая жёсткость пра­во­вых санк­ций по срав­не­нию с мо­раль­ны­ми - это не уни­вер­саль­ное отличие, су­ще­ство­вав­шее во все эпохи и во всех обществах. Сте­пень жёсткости мо­раль­ных санкций, как и правовых, была раз­лич­ной в раз­ные пе­ри­о­ды у раз­лич­ных народов; кроме того, мо­раль­ные за­пре­ты не­ред­ко ста­но­ви­лись правовыми, а пра­во­вые - моральными.

Нельзя рас­смат­ри­вать в ка­че­стве аб­со­лют­но­го и такой при­знак от­ли­чия пра­во­вых санк­ций от моральных, как фор­маль­ная их определённость. Ис­сле­до­ва­ния эт­но­гра­фов показывают, что за­ча­стую мо­раль­ные за­пре­ты имели фик­си­ро­ван­ную шкалу санкций.

Специфика пра­во­вых санк­ций со­сто­ит не в их жёсткости и фор­маль­ной определённости, а в спо­со­бах обеспечения, ко­то­рые не­раз­рыв­но свя­за­ны с государством, рас­по­ла­га­ю­щим осо­бым на­бо­ром средств и институтов, спо­соб­ных при­нуж­дать к со­блю­де­нию пра­во­вых норм.

(Е. А. Лукашёва )

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие позиции:

1) Они об­ра­ще­ны к ра­зу­му и воле человека, по­мо­гая ему адап­ти­ро­вать­ся к слож­но­му и из­мен­чи­во­му миру об­ще­ствен­ных отношений.

2) Вме­сте с тем они вы­сту­па­ют как «мерила» этой свободы, опре­де­ляя гра­ни­цы сво­бод­но­го по­ве­де­ния личности.

3) Право в силу своей при­ро­ды очер­чи­ва­ет сво­бо­ду внеш­них дей­ствий человека,

4) мораль, ко­то­рая не толь­ко опре­де­ля­ет гра­ни­цы внеш­ней свободы, но и тре­бу­ет внут­рен­не­го са­мо­опре­де­ле­ния личности.

Предметная область: Право. Право в системе социальных норм

Загрузка...