domvpavlino.ru

Гребнево церковь. Гребнево. Церковь Гребневской иконы Божией Матери. Одинцовский Православный социально-культурный центр

С 1786 по 1791 год в селе Гребневе на средства Г.И. Бибикова по проекту подпоручика архитектуры Ивана Ивановича Ветрова (ум. после 1795; Иоганн Ветер) был возведён сохранившийся до наших дней каменный храм Гребневской иконы Божией Матери.


Кирпичный с белокаменными деталями крестообразный в плане храм центрического типа с вписанным овалом центральной части выполнен в стиле зрелого классицизма. На крестчатом основании покоится овальная в плане купольная ротонда, купол с люкарнами и небольшой главкой, увенчанной бронзовой позолоченной фигурой ангела с крестом. Фасады храма обработаны спаренными пилястрами и четырёхколонными портиками дорического ордера.


План церкви .

Внутреннее убранство храма, авторства архитектуры капитана Степана Васильевича Грознова (Грязнова; 1756-1847) , отличается исключительным изяществом и красотой форм. Две пары ионических колонн, отделанных под мрамор, поддерживают хоры в западной части здания. Интересны белые с тонкой золочёной резьбой иконостасы.


Церковь имеет строго симметричный план: алтарная часть адекватна притвору, северная часть – южному. План осложнён дополнительными круглыми помещениями в угловых пилонах, которые в восточной части служат для прохода в алтарь, а в западной – для кладовой и лестницы.


На кресчатом основании покоится овальная в плане купольная ротонда, купол с люкарнами и небольшой главкой, увенчанной бронзовой позолоченной фигурой ангела с крестом. Центральное пространство храма повторяет овальную форму ротонды.



Фасады храма обработаны спаренными пилястрами и белокаменными четырёхколонными портиками дорического (тосканского) ордера. Насыщенность плоскости стен пилястрами, полукруглыми нишами, сложные наличники люкарн, круглые окна на фронтонах портиков напоминают об эпохе барокко.



Хорошо сохранившееся внутреннее убранство храма с отделкой из искусственного мрамора, проработанное в формах раннего классицизма и принадлежащее авторству архитектуры капитана Степана Васильевича Грознова (Грязнова; 1756-1847), отличается изяществом и красотой форм. Две пары отделанных под мрамор ионических колонн поддерживают хоры в западной части храма.


Особенно интересен центральный иконостас XVIII века, имеющий вогнутую форму и состоящий из трёх убывающих ярусов, завершенных распятием. Изящны формы лёгких резных гирлянд в основании верхнего яруса.


Золоченые резные рамы, обрамляющие немногочисленные иконы, эффектно выделяются на белом фоне иконостаса.



Антаблемент первого яруса поддерживают четыре колонны коринфского ордера с золочёными каннелюрами и капителями. Колонны иконостаса отвечают двум парам ионических колонн, поддерживающих хоры, на которые ведёт хорошо сохранившаяся первоначальная белокаменная винтовая лестница, расположенная в юго-западном пилоне.


На металлической храмозданной доске с гербом Бибиковых, установленной при входе с правой стороны, указаны имена архитекторов и местных текстильных фабрикантов, пожертвовавших часть своих средств на строительство храма.


Надпись на ней гласит: «Лета 1791-го августа 10-го дня, который был воскресный, освящен сей храм во имя Божия Матери Гребневския святейшего правительствующего Синода членом преосвященным митрополитом Московским Платоном с довольным числом монашествующих и священствующих при священнике Николае Иванове. Строением сей храм зачат в 1786 году иждивением и во время владения их превосходительств Гаврилы Ильича и Катерины Александровны Бибиковых при смотрении Степана Зайцова и пособии нижеследующих боголюбивых дателей: Фёдор, Кирилл и Егор Кондратовы; Нестор, Спиридон, Трефил и Трофим Дмитриевы; Александр и Тимофей Каноевы; Терентий, Иван и Алексей Терентьевы; Яким Вахрамеев, Иван Яковлев, Калина Трофимов; Матвей и Максим Никитины, Иван Алексеев, Семен Михайлов, Кузьма Андрианов. Зачата и снаружи отделана при архитекторе Иване Ветрове, а внутри рисунок и отделка капитана Степана Грязнова».


Среди «боголюбивых дателей» названы имена крепостных фабрикантов из д. Фрязино – Фёдора (1744-1810) и Егора Кондратовых (1757-1797); из д. Щёлково – Кирилла Кондратова (1746-1808), Якима Вахрамеева (Варфоломеева), Ивана Яковлева, Калины Трофимова и Матвея Никитина; из д. Ново – Александра Каноева (Конаева, Кононова), Ивана, Алексея и Терентия Терентьевых.



В 1849 году "тщанием и иждивением помещика Фёдора Фёдоровича Пантелеева", в церкви были устроены два придела - преподобного Сергия Радонежского и великомученика Феодора Стратилата. Боковые иконостасы созданы в 1891 году.



Церковь была освящена митрополитом Платоном (Левшиным; 1737-1812) 10 августа 1791 года.


Кроме первоначального убранства, в храме сохранились элементы позднейших периодов: резная сень в алтаре относится к эпохе ампира, полихромный метлахский пол – к рубежу XIX - ХХ вв.

Храм осквернялся армией Наполеона, разорялся после революции и подвергался обстрелам в годы Великой Отечественной. В разное время его здание было с кладом, общежитием и даже солдатской баней. С честью выдержав все испытания, в наши дни Гребневская церковь — не только выдающийся памятник архитектуры Одинцово, но и центр духовной жизни горожан.

От Западных границ России в Москву вел старый Смоленский тракт. На Можайском участке этой дороги и располагается город Одинцово, бывший ранее небольшим селом. В 1673-1679 годы здесь была построена первая деревянная церковь «во имя священномученика Артемона». Построена она была на средства владельца села Одинцово, боярина Артемона Сергеевича МАТВЕЕВА , одного из самых состоятельных людей своего времени. Это дает основания предполагать, что церковь была богато отделана и украшена.

Во второй половине 1790-х село перешло в руки графини Елизаветы Васильевны ЗУБОВОЙ , которая вместо обветшалой старой деревянной церкви решила построить каменную церковь во имя Гребневской иконы Божией Матери. Осенью 1801 г. сооружение Гребневской церкви было закончено и графиня в поданном преосвященному Серафиму епископу Дмитровскому викарию Московскому прошении писала: «… в вотчине моей… селе Одинцове вместо деревянной ветхой Артемоновской церкви построена от меня вновь каменная во имя Гребневския Божия Матери, которая как наружным благолепием, так и внутри достаточно изукрашена, ризницею и прочей утварью снабжена и к освящению готова». И 22 ноября 1801 г. церковь была освящена архимандритом Можайского Лужецкого монастыря Феофаном.

С началом богослужения в Гребневском храме ветхая церковь священномученика Артемона была разобрана, и вся ее утварь «кроме некоторого числа образов, обращена в новую» церковь. Прихожанами были крепостные крестьяне графини Зубовой.

В 1812 году, в ночь на 1 сентября уже после Бородинского сражения, войска 1-й и 2-й Западных русских армий расположились на ночлег в Мамоново в Одинцово. В Гребневской церкви служились молебны о ниспослании победы над врагом, а ее святыни поддерживали дух русских воинов. Наполеоновские войска, направляясь к Москве, меняли свою диспозицию почти по тем же селениям. 2 сентября, как сообщал в своем письме Наполеон, конница Мюрата находилась в Одинцово. Гребневский храм подвергся осквернению и разорению французами, но на следующий год был освящен заново.

Безмятежная церковная жизнь продолжалась сто лет, пока не случилась революция 1917 года. Содержание и ремонт церкви были возложены исключительно на церковную общину. Ни об одном ремонте Одинцовского храма в советское время архивных документов не обнаружено. Вся его драгоценная утварь, видимо, была изъята в начале 1920-х в соответствии с постановлением ВЦИК от 23 февраля 1922 г.

В 1938-1939 гг. приход Гребневской церкви перестал существовать. Церковь была закрыта и разграблена. И тогда же стала использоваться в хозяйственных целях поселка. Последним настоятелем в храме перед его закрытием был митрофорный протоиерей Александр ВОРОНЧЕВ . Его арестовали, сослали в лагерь, а затем казнили. Братия Гребневского храма установила день памяти протоиерея Александра — 3 ноября (так как точная дата гибели не известна). После закрытия храма было осквернено и кладбище при церкви. Люди раскапывали могилы, таскали черепа за длинные волосы, пытаясь найти драгоценности и кресты.

В начале Великой Отечественной здание церкви подвергалось обстрелам. После войны был заложен западный вход в колокольню, пробиты новые оконные и дверные проемы, исчезли иконостасы, большая часть росписей стен, старые полы, ограда храма и колокола. И как бы в насмешку, 30 августа 1960 г. вышло Постановление СМ РСФСР за №1327 о «взятии бывшей Гребневской церкви на государственную охрану».


Так выглядел Гребневский храм времен развитого социализма

«Охраняли» здание церкви различные организации. В разное время здесь располагались хозяйственные склады, солдатская баня, общежитие, различные конторы. Через 29 лет, в 1989 г., было объявлено, что здание «должно послужить культурному и духовному воспитанию горожан» . Решено было перестроить церковь под концертный зал. Православные одинцовцы начали сбор подписей за передачу здания Гребневской церкви православной общине. В марте 1991 г. Гребневский храм был передан общине верующих Русской Православной Церкви.

На чудом сохранившемся снимке 1968 года мы видим окраину села Одинцово, бетонные плиты и столбы на переднем плане — начало огромной стройки в этой части города

Вид на Гребневскую церковь со стороны железной дороги, 1975 год

Первые Богослужения проходили в маленькой часовне. Но уже в июне 1991 г. прихожане молились за первой Литургией в праздник Пресвятой Троицы. Обустраивался храм и внутри. Были восстановлены настенные росписи в ротонде. Жители приносили в дар храму древние иконы и книги. Из прежнего убранства храма сохранились до наших дней только две святыни: храмовая икона Гребневской Божией Матери и Распятие. Они находились в Покровской церкви с. Акулово и после открытия Гребневского храма были переданы сюда.

Реконструкция храма в 1990-х годах

2 июля 1995 г., за воскресной Литургией, состоялось полное освящение храма во имя иконы Гребневской Божией Матери. В 2002 г. на пожертвования прихожан были изготовлены и установлены мастерами Палеха новые резные иконостасы из красного дерева и киоты для особо чтимых икон. Сегодня при храме действует воскресная школа и Православный молодежный центр, который открылся в марте 2000 года.

Друзья, ну чтоже, вот у меня и дошли руки написать о поездке в Усадьбу Гребнево , о которой я уже . На самом деле январь выдался довольно насыщенным и даже в феврале мы уже успели посетить одно , так что впереди Вас ждёт много интересного. Что же касается Гребнево , то ощущения от этой поездки остались крайне неоднозначные. С одной стороны там конечно же потрясающе красиво, так красивые места, красивая природа, красивые храмы и даже руины красивые, но с другой стороны это место поражает своей запущенностью, несмотря на то что находится оно меньше чем в 30-ти километрах от Москвы и то что храмы находятся в хорошем состоянии. Как я и , мы совместили данную поездку с поездкой в , так как находятся они всего в 10-ти километрах друг от друга. Любителям руин и развалин посетить Гребнево надо обязательно, мы же больше любим места не столь запущенные.

До 1577г. село принадлежало графьям Воронцовы м , а в писцовых книгах 1584-86гг. село принадлежит уже Б.Я.Бельскому , племяннику Малюты Скуратова . Во времена смуты усадьба возвращается к Воронцовым , а после переходит к князьям Трубецки м . При князе Д.Т.Трубецком , сподвижнике князя Пожарского , на реке Любосеевке, проводятся гидротехнические работы, по строительству плотины, давшей начало системе Барских прудов, состоящих из водохранилища и нескольких живописных островов, частично дошедших до наших дней. В 1772г. Усадьба переходит княгине А.Д.Трубецкой; матери выдающегося поэта XVIII века — М.М.Хераскова , автора поэмы «Россиада» . С 1781г. Усадьба переходит к Г.И.Бибикову, при котором в 1780-90гг. возводится главный усадебный дом и Храм Гребневской иконы Божьей Матери. После смерти Г.И.Бибикова в 1803г. усадьба переходит к А.А.Строгановой, сын которой, князь С.М.Голицын , к 1820-1830 годам возводит два флигеля, парадные въездные ворота, и Храм Николая Чудотворца. При нем Усадьба приобретает вид, дошедший до наших дней.

Ну и фотографии.
День выдался солнечным, но пробки ждали нас уже на выезде из Москвы.


-15 на градуснике, а по ощущениям, как -20

Собор Святой Троицы в г.Щёлково

Кто бы мог подумать, что столь красивый и необычный собор окажется в центре небольшого городка в Московской области. Жаль, что мы были только проездом.

Едем к Гребнево по красивой лесной дорожке.

Припарковались на автобусной остановке "Усадьба"

Как бы информационный щит.

Скотный двор.

Дорога и пустошь перед усадьбой .


Пришли к парадным въездным воротам - Триумфальной арке.

Усадебная ограда

Она (триумфальная арка) как и сама усадьба в запущенном состоянии и закрыта.


Каретный двор.

Вид на главный усадебный дом в лучах солнца.

Остатки ворот, ведущих к барским прудам.

Красивые заснеженные деревья.

Восточная пристройка (флигель) к усадебному дому.

Главный усадебный дом.

Какой-то провал снизу.

Балкон усадебного дома с коллонадой и частично сохранившейся кованной оградой.

Состояние крайне печальное.


Вроде как в 1991г., когда реставрация дворца близилась к завершению, при невыясненных обстоятельствах в нем происходит пожар, уничтожающий не только интерьеры, но и перекрытия с крышей, оставляющий лишь голые обожженные стены, а жаль.

Восточный флигель, после пожара.

И западный флигель, тоже после пожара.

Вид на триумфальную арку от усадебного дома, судя по зарослям перед ней, её давно никто не пользовался по назначению.

Окошко усадебного дома.

Западный торец усадебного дома.

Западная пристройка (флигель) к усадебному дому.

Торец западной пристройки.

Южный фасад пристройки, со стороны барских прудов.

Вид на усадебный дом и остатки усадебной ограды через фруктовый сад со стороны прудов.

Вид на спуск к прудам.

Остатки фруктового сада перед усадебным домом.

Идём к южному фасаду усадебного дома.

Тут состояние кажется даже чуть лучше, чем с парадного входа.

Но это только так кажется.


Внутри совсем всё грустно.


Спуск к барским прудам.


Кусочек усадебной ограды, где кстати находится проход к усадебному дому.

Западный флигель.


Как и сам усадебный дом, он в плачевном состоянии.


Восточный флигель.

С уничтоженной в результате пожара кровлей.


Входная группа, украшенная колонами ионического ордера и балконом с балюстрадой.



Вид на главный усадебный дом с территории усадьбы .


Зимняя Церковь Николая Чудотворца, построенная в 1823г.

Врата на территорию двух храмов.

Роспись.

Информация.

Сам храм.

Табличка с ужасающим набором так и висит со времен РСФСР, а что ей будет.

Тосканский портик.

И ещё один.

Восточный фасад храма.

За храмом скромная детская площадка.

Храм очень красивый.

Крсивейший парадный вход. Храм строился по проекту архитекторов Ольделли и Н.И.Дерюгина.


Парадный вход в храм направлен на запад и во второй половине дня очень эффектно освещается лучами солнца.


Храм получился очень светлым.

Колодец.

Летняя Церковь Гребневской иконы Божьей Матери.

Ротондального типа, крестообразного плана.

Каждый рукав креста украшен портиком дорического ордера.

Красивый фонарь.

Вид на Церковь Николая Чудотворца через лучики солнца.

Один из рукавов храма Гребневской иконы Божьей Матери с портиком.

Роспись на стенах храма, заключается в изображениях авторов 4-ёх канонических

Храм в честь Гребневской иконы Божией Матери в г. Одинцове (Московская епархия)

На старой Смоленской дороге в небольшом селе Одинцово в - годах на средства владельца села Одинцово, боярина Артемона Сергеевича Матвеева, одного из самых состоятельных людей своего времени (это даёт основания предполагать, что церковь была богато отделана и украшена), была построена первая деревянная церковь во имя его небесного покровителя - священномученика Артемона .

Во второй половине 1790-х годов село переходит в руки графини Елизаветы Васильевны Зубовой, которая вместо обветшалой старой деревянной церкви решает построить каменную церковь во имя Гребневской иконы Божией Матери .

Обустраивался храм и внутри. Были восстановлены настенные росписи в ротонде. Жители приносили в дар храму древние иконы и книги. Из прежнего убранства храма сохранились до наших дней только две святыни: храмовая Гребневская икона Божией Матери и Распятие. Они находились в Покровской церкви села Акулово Одинцовского района и после открытия Гребневского храм были возвращены обратно.

В 1990-2000-е годы в храме были проведены масштабные реставрационные работы. В году на пожертвования прихожан были изготовлены и установлены мастерами Палеха новые резные иконостасы из красного дерева и киоты для особо чтимых икон: Гребневской иконы Божией Матери, священномученика Харалампия, пророка Илии, иконы Божией Матери "Утоли моя печали", "Неупиваемая Чаша" и других.

Одинцовский Православный социально-культурный центр

Настоятели

Приписные храмы

  • Веры, Надежды, Любови и Софии, домовый храм при детской больнице в г. Одинцове
  • Владимирской иконы Божией Матери на Лайковском кладбище
  • прмц. вел. кн. Елисаветы, домовый храм при Православном социально-культурном центре у Гребневского храма в г. Одинцове

Проезд из Москвы:

1. С Ярославсккого вокзала до пл. "Воронок", далее автобусом № 23 до ост. Гребнево.

2. С Ярославского вокзала до ст. "Фрязино", далее автобусом № 13 до автостанции, затем автобусом № 23 до ост. Гребнево.

Историческая справка:

О строительстве в Гребневе церкви во имя «Пречистыя Богородицы Гребневские» в 1671 году известно из указа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа. Имеются данные, что «…ещё стольник Юрий Петрович Трубецкой … задумал построить на старом месте церковь во имя Гребневской иконы Пречистой Богородицы и к оной церкви придел царя Константина и матери его Елены».

Ныне действующая церковь во имя чудотворной Гребневской иконы Богородицы построена в 1786 году, а освящена в 1791 году митрополитом Платоном (Левшиным).

Гребневская церковь (летняя церковь села Гребнева) хорошо известна в нашем Подмосковье, прежде всего, как выдающийся памятник архитектуры XVIII века. Архитектор храма – Иван Ветров (Иоанн Веттер). Впервые увидевшего церковь впечатляет золоченый ангел на барабане купола, эффектно венчающий все сооружение. Традиции православной архитектуры требовали создания храма по формуле восьмерик на четверике: четыре стены храма и восьмигранный барабан несущего купола. Иван Ветров укрыл четыре стены храма за портиками, заменил восьмерик круглым барабаном с двенадцатью круглыми нишами с портретами учеников и собеседников Христа.

В 1984 году была обновлена живопись и яркие портреты евангелистов и апостолов «зазвучали», как и задумывал российский зодчий. В летнем Гребневском храме есть две особо почитаемые иконы: святителя Николая Можайского в медной посеребренной ризе и Смоленская икона Божией Матери.

Предание гласит, что Гребневский образ Пресвятой Богородицы был одним из тех, что вручили казаки благоверному князю Дмитрию Донскому. Победитель Мамая с благодарностью принял этот бесценный дар и «пожаловал казаков многими милостями и жалованием».

Вокруг Гребневских храмов разбит старинный липовый парк с аллеями, отделенный оградой с четырьмя воротами от усадебного парка и кладбища. Ограда была построена в 1854 году помещиком Пантелеевым, а обновлена в середине XX века.

В 1849 году «тщанием и иждивением помещика Фёдора Фёдоровича Пантелеева», владельца села с 1842 года, в церкви были устроены два придела - преподобного Сергия Радонежского и великомученика Феодора Стратилата.

В 1854 году вокруг церкви была сделана ограда с железными решётками на каменных столбах, которая была обновлена в середине XX века.

Храм никогда не закрывался, летом 2016 года было широко отмечено 230-летие со дня его постройки и 225 лет Великого освящения.

диакон Владимир Викторович Лебедев

Загрузка...