domvpavlino.ru

Предметы труда а также. Элементы технологического процесса. Технологический процесс производства любого продукта включает три основных элемента: предмет труда, средства труда и труд

Трудом называется процесс, в течение которого человек преобразует действительную реальность с целью получения различных благ и удовлетворения потребностей как материальных, так и идеальных. Труд как вид человеческой деятельности является сознательной манипуляцией и осознанным воздействием на предметы, явления и информацию об окружающей действительности.

Труд в качестве объекта академического изучения

Труд является объектом изучения нескольких направлений философии, социологии, психологии и экономики. Как разновидность человеческой деятельности труд обладает огромной ценностью как для индивидуума, так и для социума.

Отличительная черта трудового процесса заключается в его ориентировке на результат. Целью всегда является продукт, то есть материальное или идеальное благо, необходимое для удовлетворения потребностей отдельного человека, группы людей или общества в целом.

Во время трудовой деятельности человек формирует свое отношение к реальности и создает себе место в действительном предметном мире. Неудивительно, что эта деятельность обладает рядом комплексных составных черт и сложных характеристик. Существуют две стороны трудового процесса: объективная и субъективная. Объективная сторона, в свою очередь, состоит из предмета, условий, задач и результатов труда. Также трудовая деятельность разделяется на виды в зависимости от ряда различных характеристик и подходов.

Стороны процесса

В любом виде трудовой деятельности существуют две составляющие стороны, которые называются объектом труда и его субъектом.

Объективная сторона не зависит от индивидуума и является общественной нормой процесса, включающей в себя установленную и четко ограниченную структуру и состав деятельности. Объектом труда называют нормативные характеристики, количество и структуру операций, необходимых в той или иной профессии.

Субъективной стороной труда называют его психограмму, то есть психологическую грань, которая во многом зависит от личностных качеств человека и его отношения к объекту деятельности. Субъектом является набор человеческих качеств, необходимых личности для успешного осуществления трудового процесса. Такие характеристики, как профпригодность, творческая направленность, стрессоустойчивость, амбиции и мотивация, составляют субъективную сторону процесса и являются не только предпосылками для успешной трудовой деятельности, но и прямым ее результатом.

Объективный состав труда

Любой вид трудовой деятельности определяется рядом правил, нормативов и требований - все это является объективным составом труда. Простыми словами, это ответы на вопросы: «Что делать?», «Как?», «Из чего?», «С помощью чего?», «Для чего?» и ряд других.

Объект и предмет труда часто воспринимаются как синонимы, однако понятие объекта гораздо шире и включает в себя ряд характеристик. Они могут различаться в зависимости от профессии и рода деятельности.

В объективный состав трудового процесса входят следующие составные части:

  • задачи деятельности;
  • условия;
  • необходимые действия;
  • средства и орудия;
  • результат процесса.

Предметная область понятия

Как и у любой другой академической дисциплины, в процессе изучения и структуризации труда возникает ряд похожих друг на друга терминов. В процессе академизации трудовой деятельности такие понятия, как «объект» и «объективная сторона» или «предмет» и «предметная область», часто путаются.

Предметом труда является любой материальный объект, явление, идея или информация, находящиеся под воздействием деятельности человека с целью преображения и превращения их во благо.

Некоторые академические источники считают термин синонимичным с «предметной областью», что является, по сути, неверным предположением. Так же как и в случае с объективной стороной, предметная область - понятие гораздо более широкое. Оно покрывает широкий спектр характеристик, которые представляют собой весь профессиональный опыт и его составляющие, а не только средства и предметы труда.

Как и в случае с объектом, являющимся простым понятием, входящим в более сложное и комплексное, предметная область включает в себя предмет, средства, а также объективную и эмоциональную сторону процесса. В то же время предметом труда является материальная или идейная основа готового продукта. Фактически это то, из чего сделан конечный результат.

Наглядный образец

Например, предмет труда академика - существующая информация, которую он преображает в новые знания. Новые знания являются нематериальным благом, по сути, они - это достигнутый идеальный продукт. Они могут восприниматься другими академиками как существующая информация, в свою очередь, превращаясь в новый предмет. В таком случае результат трудовой деятельности, который в дальнейшем выступает как предмет труда, называется сырьем.

В зависимости от рода профессиональной деятельности, категории, определяющие процесс труда, могут разительно отличаться. Например, предмет управленческого труда - это деятельность коллектива в целом и каждого человека, являющегося его частью.

Разделение видов трудовой деятельности

Виды различаются на основании некоторых характеристик.

  1. По способу привлечения человека к трудовой деятельности виды туда разделяются на добровольный, вынужденный и принудительный.
  2. По содержанию деятельности труд делится на простой и сложный, репродуктивный и созидательный (творческий), специальный (набор функций) и профессиональный, умственный и физический.
  3. По характеру деятельности различают такие виды, как индивидуальный и коллективный, частный и общественный, наемный и труд «на себя».
  4. Согласно условиям, различают следующие виды: свободный и формальный, легкий и тяжелый, стационарный и передвижной.
  5. По использованию средств и орудий трудовая деятельность бывает ручной, механизированной и автоматизированной.
  6. Ориентируясь на результат трудовой деятельности, различаются материальный и нематериальный виды труда; они также называются производственным и непроизводственным.
  7. По времени совершения деятельности и получения результата труд может быть настоящим и прошедшим.

Практически каждый человек способен на различные виды трудовой деятельности - от простого производства материальных продуктов до творческой самореализации в создании идеальных благ. Каждый вид деятельности, вне зависимости от сложности и результатов, является источником самообразования, социального и личностного опыта и развития.

Производительные силы

Материальное производство является основой всей общественной жизни. Рассмотрим компоненты материального производства и их взаимосвязи.

В любой отрасли производства труд возможен при наличии предмета труда, средств труда и рабочей силы.

Предмет труда – это все то, к чему человек прикладывает свой труд: у шахтера – угольный пласт, у крестьянина – пашня, у токаря – заготовка и т. д. Предметы труда первоначально берутся из природы. Но объекты, существующие в природе, сами по себе еще не являются предметами труда; таковыми они становятся, когда они оказываются вовлеченными в процесс производства. Предметом труда становятся также объекты, уже прошедшие через производственный процесс; например, из выплавленной стали изготавливают различные детали машин. Иногда как эквивалентное понятие предметам труда употребляется понятие сырья.

Средства труда – все то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. Прежде всего к средствам труда относится орудия труда. Чтобы привести в действия орудия труда, люди используют различные источники энергий, начиная с мускульной энергии самого человека и кончая атомной энергией. К средствам труда в широком смысле слова относятся не только орудия труда и источники энергии, но и другие материальные элементы производства: земля, производственные помещения, транспорт (в том числе нефтепроводы, газопроводы), средства связи (в том числе компьютерные сети).

Предметы труда и средства труда вместе называют средствами производства.

Рабочая сила – это не просто какое-то количество людей. Человек становится рабочей силой, когда у него есть определенные умения и навыки трудовой деятельности. От его профессиональной подготовки, физического здоровья, сознания и воли, его морали и т. д. зависит эффективность материального производства.

Человек в качестве рабочей силы в процессе материального производства выполняет две основные функции: он является источников энергии и он управляет производством. По мере развития производства, во-первых, уменьшается роль человека как источника энергии (в процессе механизации). Сегодня на долю энергии человека в общем объеме энергии, используемой в производстве, приходится ничтожно малая часть. Во-вторых, уменьшается роль человека в управления производственными процессами (по мере автоматизации). Еще иначе можно сказать, что по мере развития материального производства уменьшается затрата физических и интеллектуальных сил человека.

Все три элемента – предмет труда, средства труда и рабочая сила – необходимы для процесса производства. Но их роль в производстве неодинакова.

Предмет труда играет в производстве пассивную роль – он подвергается воздействию со стороны рабочей силы с помощью средств труда. То, какие вещества и объекты природы обрабатываются, зависит от степени развития средств труда и потребностей общества.

Специфика производства в каждую историческую эпоху определяется прежде всего уровнем развития техники, орудий труда. Не случайно историки различают эпохи истории (каменный век, бронзовый век, железный век) в зависимости от того, какими средствами труда осуществляется производство.

С характером орудий труда связан уровень развития рабочей силы. С развитием техники меняются требования к квалификации рабочей силы. После того как созданы новые орудия груда, люди должны приспособиться к ним. Смена техники требует новых трудовых навыков, производственного опыта. С появлением новых орудий труда возникают новые профессии. Но это одна сторона дела. Ведь орудия труда, техника создаются и совершенствуются людьми. Люди, участвующие в производстве, не только приводят в действие орудия труда, но и изменяют их, улучшают, модернизируют и т. д. Взаимодействие техники, и человека (рабочей силы) является источником развития и техники и рабочей силы. Здесь можно было бы указать и на роль человека как творца новой техники. Взаимодействие средств труда и рабочей силы оказывается важным детерминантом развития производительных сил.

Чтобы общество существовало и развивалось, должно непрерывно осуществляться производство материальных благ. Поэтому процесс производства является процессом воспроизводства, т. е. процессом, который вновь и вновь возобновляется. Создаются и воспроизводятся не только предметы потребления, но и средства производства, необходимые для продолжения производства, – сырье, топливо, орудия труда и т. д. Но мере использования сырья надо пополнять его запасы, изнашиваются орудия труда – надо производить новые и заменять ими старые. Кроме того, необходимо, чтобы и люди, работники восстанавливали свои силы, получая необходимые для их жизни и труда предметы потребления, а также подготовлялись новые работники взамен выбывших по старости, болезни или смерти. Таким образом, все элементы производства – предметы труда, средства труда, рабочая сила – должны постоянно воспроизводиться.

Воспроизводство может осуществляться в одних и тех же размерах. Но такое простое воспроизводство не может обеспечить развитие общества (если к тому же иметь в виду рост народонаселения). Чтобы общество могло развиваться, двигать вперед свою культуру, необходимо расширенное воспроизводство, т. е. воссоздание всех элементов производства в возрастающем объеме.

Отрасли современного производства делятся на легкую, которая производит предметы потребления (пищевые продукты, обувь, одежду и т. д.), и тяжелую промышленность. Последняя производит средства производства – машины, инструменты, топливо и т. п. Чтобы осуществлялось расширенное воспроизводство, общество должно вкладывать значительную часть средств и труда в тяжелую промышленность.

Развитие производительных сил – не только их количественное увеличение. Развитие состоит в замене средств труда новыми, более эффективными. Следовательно, развитие производительных сил возможно при том условии, что общество затрачивает свой труд не только на удовлетворение потребностей сегодняшнего дня, но и на дальнейшее увеличение и совершенствование производства. И это касается и техники, и кадров, и имеющегося или возможного предмета труда.

В заключение характеристики производительных сил коснемся дискуссионного момента относительно терминологии. Есть два подхода к определению понятия производительных сил. В первом варианте в их состав включают все три указанных компонента: предмет труда, средства труда и рабочую силу. Во втором варианте в производительные силы включают средства труда и рабочую силу. Аргументация второго варианта: производительные силы – это то, что производит, а предмет труда сам ничего не производит, из него производят. Представляем читателю самому определить свою позицию.

  • 1.Основные понятия экономической науки и экономики труда:потребность,благо,ресурсы,норма,эффективность,продуктивность,человеческий капитал, заработная плата, соц-экон-ая система, организация.
  • 2.Понятие трудовой деятельности человека. Труд как процесс и как экономический ресурс. Трудовой потенциал.
  • 3.Сущность трудового процесса. Предметы и средства труда, продукты труда. Цель, содержание и мотивы труда.
  • 4.Классификация видов трудовой деят-ти. Творческий труд и его роль в развитии производительных сил и общества в целом.
  • 5.Понятие о трудовой теории стоимости(д.Рикардо,к.Маркс) и теории факторов производства(ж.Б.Сей,а.Маршалл и др.).Их роль в развитии экономической теории и экономике труда.
  • 6.Структура экономических ресурсов согласно теории факторов производства. Роль труда как экономического ресурса в формировании потребительской стоимости(конечного продукта).
  • 7.Трудовой потенциал и его компоненты. Понятие о количественной оценке компонент трудового потенциала.
  • 9.Понятие о качестве населения страны и персонала предприятия. Методологические основы оценки качества персонала.
  • 10.Основные компоненты деятельности человека. Понятие об альфа-труде и бэтта труде и их эф-ти.
  • 11.Понятие эффективности. Продуктивность и рентабельность труда.
  • 12.Продуктивность труда. Показатели продуктивности труда, применяемые в хоз-х орг-циях. Основные факторы, влияющие на продуктивность труда раб-ков предприятия(машиностроения).
  • 14.Рентабельность труда как показ-ль эф-ти соц-экономической системы. Рентабельность альфа- и бэтта-труда.
  • 15.Понятие о теории человеческого капитала. Оценка эф-ти инвестиций в человеческий капитал.
  • 16.Понятие человеческого капитала. Роль и значение теории человеческого капитала в современной эк-ке труда.
  • 17.Понятие технического прогресса. Влияние технического прогресса на изменение производ-ти,затрат труда и качества жизни.
  • 18.Основные понятия организации труда. Роль и значение труда в обеспечении эф-ти трудовых процессов в хоз-х орг-циях.
  • 19. Виды и границы разделения труда на предприятии. Кооперация труда. Понятие о производственном,технологическом и трудовом процессах.
  • 22.Понятие производственной операции. Стр-ра произв-ой операции:трудовое движение, трудовое действие, трудовой приём. Понятие о методе изучения производств-х операций.
  • 23.Классификация затрат раб.Времени по отношению к предмету труда. Время: оп, об, отл, пз. Факторы,влияющие на составляющие затрат раб.Времени.
  • 24. Понятие о нормировании труда. Роль нормирования труда в упр-ии трудовыми и социальными процессами в орг-циях. Система норм и нормативов по труду: содержание и область применения.
  • 25.Стр-ра нормы времени и последовательность установления норм труда. Факторы,влияющие на величины норм труда.
  • 26. Понятие о коэф-те выполнения норм труда (Квн) и способах его расчёта. Влияние Квн на технико-экономические показатели предприятия. Причины перевыполнения норм труда.
  • 28. Хронометражное наблюдение и его краткая хар-ка. Объект, предмет и порядок проведения.
  • 29. Индивидуальная и групповая фрв: понятия, область и порядок проведения. Самофотография раб.Времени: понятие, методика проведения.
  • 30. Расчёт норм труда. Связь нормирования труда с организацией оплаты труда персонала хоз-ой орг-ции.
  • 34. Типовая стр-ра дохода сотрудника орг-ции(предприятия).Заработная плата –основная составляющая дохода. Функции з)п.
  • 35. Стр-ра з.П. Раб-ка орг-ции. Тарифная ставка (оклад), надбавки и премии,доплаты и компенсации:понятия и способы установления.
  • 36. Понятие зар.Платы. Факторы,определяющие уровень зар.Платы работника орг-ции. Основные госуд-ые гарантии по оплате труда раб-ков.
  • 37. Тарифно-окладная система оплаты труда и принципы её организации. Основные направления совершенствования тарифных условий труда. Гибкая тарифная ставка.
  • 38. Формы и системы оплаты труда и их хар-ка. Индивидуальная и коллективная формы оплаты труда раб-ков орг-ции.
  • 39. Индивидуальные и коллективные формы оплаты. Понятие о механизме распределения коллективного заработка (премиального фонда) между структурными подразделениями(работниками) орг-ции.
  • 41. Понятие о стр-ре фонда оплаты труды. Планирование средств на оплату труда персонала организации.
  • 42.Основные направления совершенствования оплаты труда работников организаций, находящихся на бюджетном финансировании. Содержание реформы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.
  • 43.Общая характеристика соц-трудовых отношений в орг-ции: субъекты, предметы, типы. Факторы, определяющие характер социальных отношений.
  • 44.Понятие о проблеме отчуждения в процессе труда. Влияние отчуждения на экономику предприятия.
  • 45.Понятие рынка труда. Особенности рынка труда и факторы, определяющие его развитие.
  • 46. Рынок труда и его структура. «Модели» рынков труда. Основные показ-ли, характеризующие состояние рынка труда.
  • 47. Понятия занятости и безработицы. Основные причины безработицы и роль госуд-ых органов в управлении ею.
  • Сущность трудового процесса опр-ся следующими основными аспектами: психофизиологический(обусловлен затратами энергии ч-ка и его эмоциональным состоянием), технологическим(действиями ч-ка, направленными на преобразование ресурсов в блага), соц-экономический(полезностью рез-тов труда и мотивами людей, побуждающими их производить материальные, интеллектуальные и духовные блага).Важнейшим параметром всех аспектов трудовых процессов явл-ся затраты раб.времени, определяющие длительность работ и числ-ть людей, занятых их выполнением.

    Средства труда - совокупность средств производства, с помощью которых люди воздействуют на предметы труда, видоизменяя их в соответствии со своими целями и потребностями.

    Предметы труда - это то, на что человек воздействует в процессе труда и что составляет материальную основу будущего продукта, например, сырьё, различные материалы.

    Продукт труда - материальный результат трудовой деятельности.

    4.Классификация видов трудовой деят-ти. Творческий труд и его роль в развитии производительных сил и общества в целом.

    1.по хар-ру и содержанию труда: наёмный частный индивидуальный коллективный.

    2.по желанию необх-ти и принуждению: физический умственный.

    3.по предмету и продукту труда: научный инженерный управленческий производственный

    4.по средствам и СП-бам труда: ручной механизированный автоматизированный высокотехнологичный.

    5. виды деят-ти дифференц-ся по целям труда: стационарный передвижной лёгкий средней тяжести с различной степенью тяжести.

    На сегодня классиф-ция труда осущ-ся по наличию в труде творческой составляющей:

    1)труд регламентированный, осуществляемый по заданной инструкции,приказу,когда раб-к не вносит в него элементы новизны и творчества(альфа-труд).

    2)труд творческий, инновационный, связанный с созданием новых идей. Знаний, образов, представлений во всех сферах жизни и деят-ти ч-ка(бета-труд).

    Сущ-ет гамма труд(связан с духовной деят-тью).

    Природу творчества исследуют но на сегодня она остаётся неизвестной.Ясно одно: чем выше доля творчества тем в меньшей степени он должен быть регламентирован.С экономич.точки зр. Творческой явл. Деят-ть источником дохода которой выступает авторский гонорар. Цель творчества состоит в создании новых идей;образов;методов;представлений и т.д.

    Творческий труд предполагает постоянный поиск новых решений, новых постановок задач, активное варьирование функций, самостоятельность и неповторимость движения к искомому результату.

    В репродуктивном труде функции повторяются, остаются устойчивыми, почти неизменными, т.е. его особенностью является повторяемость (шаблонность) приемов достижения результата. Если творчество характеризуется получением чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего, то репродуктивная деятельность сводится к получению "стандартного" результата.

Предметы труда - объекты материального мира. Эти вещи по ходу потребления переносят собственную материальную субстанцию на другую вещь или меняются на материальную субстанцию другой вещи. В связи с этими обстоятельствами предмет труда подвергается полному расходованию в процессе хозяйственного использования.

Орудия, напротив, не обмениваются и не переносят на другую вещь свою материальную субстанцию. В этом их главное отличие от предметов труда.

Например, станок, на котором осуществляется изготовление, не переводит свою материальную субстанцию на деталь. Таким образом, станок - орудие. При этом материальная субстанция материала, используемого для изготовления, переходит в процессе потребления (использования) на изделие. Таким образом, материал - предмет труда. В результате станок утилизируется после полного износа. А материал, передавая свою материальную субстанцию изделию, передает изделию и стоимость.

Специалисты, между тем, обращают внимание, что разделение вещей на орудия или предметы труда зависит от характера их применения. Так, одна и та же деталь (вещь) может применяться по-разному. Таким образом, один и тот же материальный объект может классифицироваться как предмет труда или как его орудие.

Тот же станок считается типичным орудием. Однако при определенных обстоятельствах (например, в момент продажи сторонним лицам) он станет предметом.

Следует отметить, что распределение объектов не всегда может быть прямолинейным. Примером может являться шариковая ручка. Выясняя, что из себя эта вещь представляет, следует принять во внимание некоторые факты. Так, корпус ручки, несомненно, выступает в качестве орудия. Чернила же в процессе письма расходуются, передавая свою материальную субстанцию листу бумаги. Таким образом, чернила - предмет труда. В результате объект, применяемый едино в имущественном комплексе, может относиться к орудию. Однако вместе с этим рассматриваемый объект имеет и расходную часть, относящуюся к категории предметов труда.

Объекты, находящиеся на хранении, не подвергаются классификации. Хотя в течение этого периода можно строить определенные предположения. Выводы об особенностях предстоящего применения вещи можно сделать с учетом намерений владельцев или основываясь на сложившейся практике. Однако при этом имеющиеся знания могут быть опровергнуты, а намерения могут претерпеть изменения.

Определить характер будущего использования объекта можно на основании представлений об объекте в материальном мире. Так, отдельные категории вещей в качестве предметов или орудий труда практически непригодны. Однако только практика их применения позволяет установить истину.

Предметами труда называют составную часть производственных объектов. К этой категории относится все, что подвергается какой-либо обработке. На эти объекты направлен человеческий труд.

Некоторые такие объекты имеются в природе и являются естественными. К ним относят лес, уголь, нефть и прочее. Другие являются результатами труда - "сырым материалом". К ним относят хлопок, металл, древесину.

В процессе производства выделяют конечную, промежуточную и исходную форму состояния предметов труда.

При определении продолжительности цикла производства могут быть использованы разные предметов труда.

При последовательном порядке начало каждой новой операции осуществляется только по завершении обработки всех изделий из предыдущей операции. При параллельном движении после выполнения первой операции каждое изделие передается на другую операцию, не дожидаясь первоначальной обработки всей партии. Таким образом сокращается период прохождения предмета труда по всем операциям.

Параллельно-последовательный порядок предполагает начало последующей операции до завершения обработки партии изделий предыдущей. Это сокращает время и обеспечивает бесперебойную загрузку всех рабочих мест.

Общие закономерности производственных процессов (элементы и структура)

Осуществление технологии возможно только при наличии трех составляющих: предмета труда; орудий и средств труда, процесса труда.

Предмет труда - материальный объект, к которому прилага­ется труд человека. К предметам труда относятся сырье, полуфабрикаты, основные и вспомогательные материалы.

Сырье составляет исходную вещественную основу производст­ва любого продукта, подвергающуюся физическим и (или) более глу­боким превращениям в процессе труда. Обычно под сырьем понимают продукцию добывающей промышленности и сельского хозяйства. Так, в металлургии к сырью относят руды, в коксохимическом произ­водстве - каменный уголь, в сельском хозяйстве - собранный урожай, в пищевой промышленности - цельномолочную продукцию.

Полуфабрикат - продукт, обработка которого проведена на одном или нескольких участках в рамках единого производственного процесса и который должен перейти на другие участки этого же про­изводства (предприятия) для окончательной обработки. Полуфабрика­ты составляют незавершенное производство предприятия, не имеют отпускной цены.

Основные материалы - сырье, уже прошедшее обработку, ставшее готовым продуктом, который является, однако, объектом тех­нологической обработки на других предприятиях. Основные материалы относятся к завершенному производству и имеют отпускную цену. Обычно к ним относят продукцию обрабатывающей промышленности (металлы, пиломатериалы, пряжа, цемент и т.д.).

Вспомогательные материалы содействуют производству го­товой продукции, не определяя его сути. Они либо присоединяются к сырью и основным материалам для придания им дополнительных по­требительских свойств (красители), либо способствуют оптимальному ведению технологического процесса (катализаторы, флюсы).В соответствии с определением к вспомогательным материалам относятся также топливо и электроэнергия, однако по принятой систе­ме учета и планирования их выделяют в особую группу.

Четкой границы между сырьем, полуфабрикатами, основными и вспомогательными материалами как между теми или иными конкрет­ными веществами в общем виде не существует. Так, известняк служит исходным сырьем для производства извести и вспомогательным мате­риалом (флюсом) в целом ряде металлургических процессов. Известь является полуфабрикатом для получения оксида кальция, основным материалом при изготовлении строительных изделий, вспомогательным материалом при очистке сточных вод, конечным продуктом в качестве минерального удобрения. Чугун, перерабатываемый в рамках одного предприятия в сталь, - это полуфабрикат, а при отгрузке на сторону потребителю - готовый продукт.



Орудия труда - это материальные объекты, которыми непо­средственно воздействуют на предмет труда при его переработке. К ним относятся рабочие машины и оборудование (металлорежущие станки, плавильные и нагревательные печи и т.п.), а также механизмы для перемещения предметов руда в процессе производства (транспортеры, конвейеры, подъемные краны и т.д.).

Средства труда - материальные объекты, которые не оказы­вают непосредственного воздействия на предмет труда при его перера­ботке, но содействуют нормальному осуществлению технологического процесса. К средствам труда относятся производствен­ные здания и инженерные сооружения, а также силовые установки, передаточные и другие устройства.

Производственные здания - это корпуса основных и вспомогательных цехов, лабораторий (в них располагают рабочие машины и оборудование), а также все помещения, непосредственно обслуживающие основное производство (конторы, гаражи, склады, депо и т.п.).

Инженерные сооружения - это разнообразные инженерно-строительные объекты, содействующие выполнению вспомогательных технологиче­ских процессов. К ним относятся эстакады, градирни, галереи, бунке­ра, очистные сооружения, резервуары и т.п.

Силовые установки - оборудование для производства или преобразования энергии. Оно включает разнообразные двигатели, па­ровые машины, турбины, электрогенераторы, компрессоры, электротрансформаторы и т.д.

Передаточные устройства предназначены для подачи элек­трической, тепловой, механической энергии от машин-двигателей к рабочим машинам. Эту группу составляют линии электропередач, воздухо- и паропроводов, газовые и водораспределительные сети, транс­миссии и пр.

Труд (расходование физической силы работающего, умствен­ные и нервные усилия) является основой любого технологического процесса. Затраты труда измеряются его продолжительностью, т.е. временем, в течение которого он осуществляется. Затраты труда тесно связаны с понятием «производительность труда».

Производительность труда - количество рабочего времени, необходимое для изготовления единицы продукции, либо количество продукции, создаваемое в единицу времени.

Конечным результатом технологического процесса является готовая продукция .

Готовая продукция - изделия или материал, обработка кото­рых на данном предприятии полностью закончена, они соответствуют стандартам, укомплектованы и могут быть отправлены потребителям.

Готовая продукция делится на основную, составляющую цель производства, и побочную, получаемую попутно . Например, в домен­ном производстве основной продукт - чугун, а побочные - доменный шлак и колошниковый газ. Они используются в народном хозяйстве в качестве одного из компонентов при производстве цемента (шлак) и вторичных энергетических ресурсов (колошниковый газ).

Кроме основных и побочных продуктов, в технологических процессах образуются отходы.

Отходы на данном этапе развития науки и техники не ис­пользуют в качестве исходного сырья либо потому, что они не отве­чают предъявляемым требованиям и их переработка экономически не эффективна, либо потому, что потенциальные потребители психологи­чески и организационно не готовы к переработке данных отходов или не знают об их наличии. Во многих случаях продуценты отходов так­же не имеют информации о существовании их потенциальных потреби­телей.

По предмету труда промышленность разделяют на добывающую и перерабатывающую.

Добывающая промышленность занимается извлечением сы­рья из естественных, природных запасов. Предметом труда в ней яв­ляются полезные ископаемые.

Перерабатывающая промышленность превращает продукцию добывающей промышленности (сырве), а также собственную продук­цию (основные материалы) в товары с более высокой степенью обра­ботки. Соотношение добывающей и обрабатывающей промышленности России в 1995 г. составляло 24: 76 и имело тенденцию к повышению.

По использованию готовой продукции промышленность делят на две группы: А и Б. Группа А производит в основном орудия и средства труда, группа Б выпускает предметы народного потребления (легкая, пищевая промышленность и т.п.).

До недавнего времени в нашей стране на группу А приходилось 75 /о промышленности. В постиндустриальных странах примерно такая же доля (60-80%) приходится на группу Б, что позволяет удовлетворять запросы общества в потребительских товарах и услугах, обеспечивая одновременно необходимый технический уровень и разви­тие материальной базы отраслей группы Б. Чрезмерная доля группы А характерна для тенденции развития производства ради нужд самого производства, без должного удовлетворения потребительских запросов населения (делать сталь ради стали, чтобы снова делать сталь).

Промышленность в совокупности с сельским хозяйством и промышленной инфраструктурой (транспорт, связь), предприятиями торговли, бытового обслуживания и коммунальными составляют производственную сферу народного хозяйства страны.

В непроизводственную сферу входят наука, искусство, про­свещение, здравоохранение, государственный аппарат управления, ар­мия и некоторые другие структуры.

отсутствует

4 Технологические схемы производства: состав и анализ их структуры

Загрузка...