domvpavlino.ru

Разметочные материалы для дорожной разметки. Краска для дорожной разметки. Термины, определения, обозначения и сокращения

Материалы для дорожной разметки

На сегодняшний день разметка на дороге наносится разными материалами. В их число входят краски, холодные пластики, полимерные ленты, термопластик и т.д.
Краски гораздо дешевле остальных материалов, что делает их очень популярными. Причём дешевле обходится не только сам материал, но и технология его нанесения. Этот материал быстро высыхает. Сложные элементы разметки можно с лёгкостью нанести через трафарет. Но, помимо всех плюсов, есть и один существенный недостаток – быстрое изнашивание этого материла на горизонтальной разметке.

Термопластик так же, как и краски является очень популярным материалом для дорожной разметки. Его особенностью является то, что для нанесения требуется специальное устройство для инфракрасного нагрева асфальтного покрытия. Для этого материала не требуются растворители. Нанесение происходит при нагреве термопластика до 150-220 градусов Цельсия. Этот материал гораздо долговечнее, чем краска.

Холодные пластики могут выступить в качестве замены термопластиков. Этот материал для нанесения дорожной разметки не требует нагрева. В исходной форме он имеет жидкую форму и идёт в комплекте с отвердителем. Холодные пластики могут стать оптимальным видом для горизонтальной дорожной разметки, однако их широкое распространение сдерживается достаточно высокой себестоимостью.

Ещё одним видом материалов для дорожной разметки являются полимерные ленты. Этот материал можно отнести к числу долговечных. Его основным изъяном является строгое соблюдение технологии нанесения, чего далеко не всегда можно добиться в разных климатических условиях.

При выборе вида материалов для разметки важно учитывать их технические характеристики. Очень важно, чтобы разметка была хорошо видна в любое время суток. Днём на видимость влияют размеры и яркость разметки. В темное время суток на видимость оказывают влияние световозвращающие свойства. Для придания разметке световозвращающих свойств, в пластики добавляют стеклошарики, которые и обеспечивают отражение света фар от полотна дороги с нанесённой разметкой. Однако они не могут обеспечить достаточной видимости на 100%.
Большую роль на видимость разметки играет искусственное освещение.

Дорожная разметка выполняется эмалями (красками), термопластиками, пластиками холодного нанесения или другими долговечными материалами (полимерными лентами, световозвращателями) по технической документации, утвержденной в установленном порядке. Термопластики должны соответствовать СТБ 1090, эмали - СТБ 1089, пластики холодного нанесения - по РД 218 БССР 29-88.

Основными материалами, используемыми для горизонтальной дорожной разметки в г. Гомеле, являются эмали.

Эмали и краски (далее краски) - суспензии высокодисперсных пигментов и наполнителей в лаках или водных дисперсиях синтетических полимеров, содержащие функциональные добавки (диспергаторы, стабилизаторы, пластификаторы и др.), образующие после высыхания твердые непрозрачные лакокрасочные покрытия.

Пластики холодного нанесения - разметочные материалы на основе реакционноспособных мономеров, содержащие пигменты и наполнители, образующие после химического отверждения твердые непрозрачные лакокрасочные покрытия с высокой функциональной долговечностью. Различают спрей-пластики (толщина нанесения от 0,5 до 1,0 мм) и толстослойные пластики (толщина нанесения от 2,0 до 3,0 мм).

Термопластики - терморазмягчаемые пластичные материалы на основе полимерного связующего, содержащие пигменты и наполнители, образующие после твердения толстослойные непрозрачные лакокрасочные покрытия с высокой функциональной долговечностью.

Полимерные ленты - изделия, изготавливаемые из полимерных материалов, предназначенные для устройства горизонтальной дорожной разметки.

Явным преимуществом красок является низкая стоимость как самого материала, приходящаяся на единицу площади разметки по сравнению с использованием пластичных материалов, так и технологического оборудования для его нанесения. Также нельзя не отметить короткое время высыхания материала (краски), а также наличие возможности трафаретного нанесения сложных по конфигурации элементов разметки.

К сожалению, есть и недостатки. Основные недостатки краски - высокое (до 60%) содержание растворителей и использование в ее рецептуре полимеров, не обеспечивающих эмали необходимой светостойкости и прочности, что обуславливает ее быстрое истирание в процессе эксплуатации разметки.

Вторым широко распространенным материалом является термопластик. Этот вид материалов не содержит растворителей, а необходимые для нанесения разметки текучие свойства термопластиков приобретаются в результате плавления при температуре 150 - 220°С. Основным недостатком термопластиков является необходимость проведения разогрева материала перед применением. Горизонтальная дорожная разметка из термопластика обладает гораздо большей функциональной долговечностью, чем в случае использования красок.

В качестве альтернативы термопластикам были введены холодные пластики, которые не требуют разогрева для их применения, а в исходном виде представляют собой текучую смесь основных компонентов и отдельно прилагаемый отвердитель. В результате их смешения образуется материал, создающий элементы горизонтальной дорожной разметки. Применение холодных пластиков сдерживается относительно высокой стоимостью и малым количеством машин. Однако необходимо отметить, что холодные пластики не только имеют хорошую перспективу использования в различных климатических условиях, но и, может быть, в отдельных случаях могут быть оптимальным материалом для горизонтальной дорожной разметки.

Полимерные ленты относятся к изделиям для дорожной разметки и применяются в экспериментальном порядке. В настоящее время полимерные ленты не нашли широкого применения. Изготовление полимерных лент в заводских условиях позволяет добиться высокого и стабильного качества, но для достижения высоких результатов также необходимо тщательное соблюдение технологии нанесения разметки. Стоимость горизонтальной дорожной разметки из полимерных лент является весьма высокой и превышает стоимость разметки выполненной холодным пластиком, что является основным ее недостатком.

Все используемые разметочные материалы должны соответствовать требованиям СТБ 1520 и изготавливаться по рецептуре и технологическому регламенту, утвержденным в установленном порядке. Цвет разметочных материалов должен соответствовать требованиям СТБ 1231.

По физико-механическим показателям разметочные материалы должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.2.

Таблица 1.2 - Нормируемые показатели для разметочных материалов

Наименование показателя

Значение нормируемых показателей для разметочных материалов

Термопластик

Пластик холодного нанесения

1 Внешний вид поверхности отвержденного разметочного материала

Однородная поверхность без трещин, пузырей или отслоений

2 Условная вязкость, с, по вискозиметру ВЗ-246 с соплом диаметром 4 мм при температуре (20,0±0,5) C

(80-160 для спрей-пластиков)

3 Массовая доля нелетучих веществ, %, не менее

4 Время высыхания (твердения), мин, при температуре (20,0±0,5) C:

до степени 2

до степени 5, не более

5 Коэффициент диффузного отражения (коэффициент яркости, белизна) по фотоблескомеру ФБ-2, %, для цвета:

белого, не менее

желтого, не менее

оранжевого, не менее

черного, не более

6 Эластичность покрытия при изгибе на стержне диаметром, мм, не более

7 Степень перетира, мкм, не более

8 Твердость пленки по маятниковому прибору ТМЛ (маятник А), отн. ед., не менее

9 Укрывистость высушенной пленки, г/м 2 , не более

10 Морозостойкость покрытия, циклов, не менее

11 Адгезия к асфальтобетону и цементобетону, Н/см, не менее

12 Адгезия к асфальтобетону, МПа, не менее:

до замораживания-оттаивания

после 10 циклов замораживания-оттаивания

13 Водонасыщение, % по объему, не более

14 Растекаемость при температуре нанесения, мм

15 Температура размягчения по "КиШ", С, не менее

16 Плотность, г/см 3 , не менее

* Не нормируется для красок оранжевого цвета, грубодисперсных красок и толстослойных пластиков холодного нанесения.

Дорожные краски применяются на дорогах и проездах с низкой интенсивностью движения или для нанесения временной разметки. В отличии от строительных красок, в дорожные вводится специальные компоненты, повышающие адгезию с дорожным полотном и противостоящие механическому истиранию.

Дорожная краска, как правило, расфасована в тару 28 или 30 килограмм и имеет обширную цветовую гамму.

Перед применением краску хорошо размешать до однородного состояния и отсутствия осадка на дне банки. При необходимости разбавить растворителем, но стоит учитывать, что при этом увеличивается время высыхания. Наносить на сухое и предварительно очищенное асфальтобетонное или бетонное полотно. Температура воздуха при нанесении должна быть не менее 5 градусов.

Для обеспечения световозвращения (светоотражения) не позднее 10 сек. после нанесения краски нанести световозвращающие стеклянные шарики. Рекомендуются стеклошарики фракции 100-600 мкм.

Средний расход краски для разметки дорог составляет 0,5-0,6 килограмма на квадратный метр. Обновляют дорожную разметку нанесенную краской два раза в год – весной и осеннью.

Гарантийный срок 6 месяцев

Термопластик

Термопластик является достаточно долговечным и при этом достаточно технологичным материалом. Перед нанесением материал разогревается в специальных маточных котлах до температуры 200-220 градусов, переливается в специальную технику для нанесения дорожной разметки, которой и наносится. Время застывания материала зависит от физических параметров материала и температуры окружающей среды.

Стоит отметить, что наиважнейшими факторами, влияющими на качество нанесения дорожной разметки термопластиком являются состояние дорожного покрытия и погодные условия. Нельзя наносить термопластик на влажную или грязную поверхность. Так же не рекомендуется работать термопластиком при температуре окружающей среды ниже 15 градусов.

Как правило, сохранность разметки, нанесенной термопластиком, может оставаться предельно высокой в течении года, а иногда и двух. Основным критерием здесь является отсутствие механических воздействий и качественное дорожное покрытие.

Гарантийный срок 12 месяцев

Холодный пластик

Холодный пластик является двухкомпонентным и наносится в короткий промежуток времени после смешивания со специальным отвердителем.

Для обеспечения светоотражения со всеми современными материалами применяются стеклошарики. Холодный пластик поставляется в ведрах в комплекте с отвердителем. Перед началом работы в ведро с холодным пластиком засыпается отвердитель из прилагаемого пакета и перемешивается механическим способом для равномерного распределения отвердителя в массе пластика. После этого материал наносится на дорожное полотно. С введенным отвердителем технологические свойства материала ограничиваются 10-25 минутами, после чего он не подлежит использованию.

Расход холодного пластика 4-6 килограмм на квадратный метр. Нанесение дорожной разметки холодным пластиком самое трудоемкое, но и самое долговечное.

Гарантийный срок 12 месяцев

Спрей-пластики

Спрей-пластики - бывают однокомпонентными (для разметки автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием) и двухкомпонентными (предназначен для горизонтальной разметки автомобильных дорог с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием). Рекомендуется как материал для обновления и ремонта старой разметки выполненной термопластиком, так и для нанесения новых линий. Наносится на дорожное полотно методом распыления (воздушным и безвоздушным способами) при 200-210°С и относительной влажности менее 85%. Наносится специальной техникой безвоздушным или воздушным распылением. Рекомендуемая толщина покрытия холодным спрей - пластиком от 0,3мм до 0,8мм. Температура воздуха при нанесении должна быть не менее 5 градусов.

Для обеспечения световозвращения дорожной разметки в темное время суток спрей-пластик рекомендуется посыпать микростеклошариками.

Разметочные ленты

Способы нанесения полимерных лент

1. «ВТАПЛИВАНИЕ» в свежеуложенный асфальт при его укладке ОСНОВНОЙ И САМЫЙ НАДЕЖНЫЙ СПОСОБ! - На существующий асфальт с помощью специальных клеевых составов: - Грунтовка Р50 2. Горячий битумный клей «Бигума» 3. На собственный клеевой слой ленты

Дорожная разметка полимерными лентами 3М™

1. Изделия полной заводской готовности – рулоны готовы к нанесению! - Заводской контроль качества - Однородность свойств ленты по всей длине и ширине рулона 2. Структура верхнего слоя: рельефная / гладкая 3. Не требуется сложного оборудования для нанесения 4. Соответствует требованиям ГОСТ ГОСТ Р 51256-2011 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования». ГОСТ Р 54306-2011 «Дороги автомобильные общего пользования. Изделия для дорожной разметки. Полимерные ленты. Технические требования». ГОСТ Р 54307-2011 «Дороги автомобильные общего пользования. Изделия для дорожной разметки. Полимерные ленты. Методы контроля».
Сигнальные ленты 3М™ для разметки складов
Сигнальная лента 3M™ 471 из винила с каучуковым адгезивом идеальна для разметки пола. Главное отличие этой ленты в том, что она сохраняет свой яркий цвет при любых механических воздействиях, так как она сделана из пигментированного винила, т.е. внутри она такого же цвета, как и снаружи. Дополнительный плюс в том, что она удаляется без следов, в том случае если Вы захотите изменить напольную маркировку. Каучуковый клей легко приклеивается почти к любой поверхности, не просачивается, не вытекает, а также избавляет Вас от таких операций, как ожидание высыхания клея Долговечная виниловая основа устойчива к абразивным воздействиям, истиранию, действию влаги, кислоты и щелочей Цветовой пигмент распределен равномерно по всей основе сигнальной ленты, что обеспечивает яркость и стойкость цвета в течение всего времени эксплуатации ленты Гибкая основа ленты легко тянется, благодаря чему лента плотно прилегает к неровным поверхностям Применение согласно ГОСТ Жёлтая лента: обозначение элементов конструкций для предотвращения травм (выступы и перепады, балки, ступени и т.д.) обозначение опасных элементов транспортных средств, кранов, электрокаров, погрузчиков и пр. обозначение границ на случай эвакуации Красная лента: окантовка пожарных щитов белого цвета или стен для крепления пожарного инструмента и огнетушителей обозначение границ (ограждения) опасных зон и мест, доступ в которые запрещен Зелёная лента: обозначение зон безопасности (ограждения) обозначение путей эвакуации обозначение местонахождения аптечек, кабинетов по оказанию первой медицинской помощи Характеристики: Материал основы: пигментированный и прозрачный винил 100 мкр Тип клея: каучуковый Адгезия к стали: 2,5 Н/см Предел прочности на разрыв: 28 Н/см Удлинение при разрыве: 130% Диапазон рабочих температур: +4°C до +77°C Размер: Длина - 33м, Ширина - 15/20/30/40/50/60/70/80/90/100/150мм, Толщина - 130мкр. Цвет: жёлтый, зелёный, красный, синий, белый. Страна производства: США.
Сигнальная лента 3M™ 5702 для разметки пола, 140мкр, 33м:50мм
Желто-черная сигнальная лента 3M™ 5702 из винила с каучуковым адгезивом идеальна для разметки пола. Главное отличие этой ленты в том, что она сохраняет свой яркий цвет при любых механических воздействиях, так как она сделана из пигментированного винила, т.е. внутри она такого же цвета, как и снаружи. Дополнительный плюс в том, что она удаляется без следов, в том случае если Вы захотите изменить напольную маркировку. Каучуковый клей легко приклеивается почти к любой поверхности, не просачивается, не вытекает, а также избавляет Вас от таких операций, как ожидание высыхания клея Долговечная виниловая основа устойчива к абразивным воздействиям, истиранию, действию влаги, кислоты и щелочей Цветовой пигмент распределен равномерно по всей основе сигнальной ленты, что обеспечивает яркость и стойкость цвета в течение всего времени эксплуатации ленты Гибкая основа легко тянется, благодаря чему лента плотно прилегает к неровным поверхностям Применение согласно ГОСТ. Желто-черная сигнальная лента 3M™ 5702 может применяться для: Обозначения элементов строительных конструкций, которые могут явиться причиной получения травм (выступов и перепадов в области пола, низких балок, ступеней, также там, где возможно падение с высоты и т.д.) Обозначения элементов ограждений опасных зон Обозначения опасных элементов транспортных средств, кранов, бамперов и боковых поверхностей электрокаров, погрузчиков и пр, если сами транспортные средства окрашены в желтый цвет. Характеристики:Материал основы: Винил 110мкр (прозрачный с пигментным нанесением полос на внешней стороне) Тип клея: каучуковый Адгезия к стали: 2,1 Н/см Предел прочности на разрыв: 26 Н/см Удлинение при разрыве: 170% Диапазон рабочих температур: +4°C до +77°C Размер: Длина - 33м, Ширина - 50мм, Толщина - 140 мкр. Цвет: жёлто-чёрный. Страна производства: США.

Разметка полимерными лентами STAMARK

Полимерные ленты STAMARK – готовое изделие, поставляемое в рулонах, требуемой ширины и длины, имеет стабильную толщину, цвет, яркость и световозвращающие характеристики. Исключает ошибки человеческого фактора при нанесении разметки на дорожное полотно. Полимерные ленты STAMARK наносятся двумя способами: Нанесение полимерных лент на свежеуложенный горячий асфальтобетон, методом втапливания; Нанесение полимерных лент практически на любую поверхность с применением специальных мастик и клеев.
Для постоянной горизонтальной дорожной разметки
- StamarkTM серии 380 ESD: рельефная: Разделительные линии, линии рядности, символы и указатели на дорогах категорий IА, IБ, IВ и II с числом полос 4 и более, а также на дорогах и улицах в населенных пунктах с числом полос 6 и более. Коэффициент световозвращения (КСС): 500–700мКд/Лк*м2. Многослойная рельефная конструкция: - Повышенная видимость разметки в дождь. - Сохранение КСС по мере истирания разметки. Долговечность: от 2-х лет и выше!(Российский опыт)в США и Западной Европе: 4 года и более. Керамические частицы для противоскольжения. Высокая износостойкость. - StamarkTM серии 380 IES: рельефная: Разделительные линии, линии рядности, символы и указатели на дорогах категорий II и III, а также на дорогах и улицах в населенных пунктах с числом полос 4 и / или 5. Пешеходные переходы. КСС: не менее 500 мКд/Лк*м2 Специальная армирующая сетка – повышенная износостойкость. Долговечность: до 2-х лет. Керамические частицы для противоскольжения. Высокая износостойкость. - StamarkTM А651 E: желтая гладкая для временной дорожной разметки
Для временной горизонтальной дорожной разметки
- StamarkTM A654 Е: оранжевая, гладкая
Разделительные линии, линии рядности, символы и указатели на дорогах. Высокие значения КСС: около 350 мКд/Лк*м2. Легкое удаление – армирующая сетка. Керамические частицы для противоскольжения. Не оставляет следов.
Для искусственных дорожных неровностей (ИДН)
StamarkTM А651 E: желтая гладкая для временной дорожной разметки.

Сигнальные ленты PermaStripe для разметки складов

ПРЕИМУЩЕСТВА РАЗМЕТОЧНОЙ ЛЕНТЫ PERMASTRIPE: Не требует специальной подготовки повер��ности при приклеивании. Стойкость к воздействию низких и высоких температур от -45С до +80 °C. Материал основы: чрезвычайно жесткий индустриальный сорт ПВХ толщиной 1мм (1000 мкр). Клеевой слой из натурального каучука. Предел прочности на разрыв 60 Н/см Не выделяет вредных испарений и запахов. Гарантия на эксплуатационные свойства материала 2 года. Поверхность и цвет устойчивы к истиранию и к химическим средствам для чистки полов. Доступна в любых размерах, формах и цветах (в том числе люминесцентная), также с нанесённым текстом, указателями и т.п.

ГОСТ 32830-2014

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Дороги автомобильные общего пользования

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ

Технические требования

Automobile roads of general use. Road marking materials. Technical requirements

МКС 93.080.30

Дата введения 2015-10-01
с правом досрочного применения

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью Центр инженерно-технических исследований "Дорконтроль", Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 "Дорожное хозяйство"

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 июня 2014 г. N 45)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

Кыргызстандарт

Россия

Росстандарт

Таджикистан

Таджикстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 февраля 2015 г. N 50-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32830-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 октября 2015 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на материалы, для дорожной разметки, применяемые для устройства горизонтальной дорожной разметки на автомобильных дорогах общего пользования и устанавливает технические требования к материалам.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.010-76 Система стандартов безопасности труда. Взрывобезопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.018-93 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность статического электричества. Общие требования

ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 12.3.005-75 Система стандартов безопасности труда. Работы окрасочные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.011-89 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация

ГОСТ 12.4.103-83 Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация

ГОСТ 9980.3-86 Материалы лакокрасочные. Упаковка

ГОСТ 9980.4-2002 Материалы лакокрасочные. Маркировка

ГОСТ 9980.5-2009 Материалы лакокрасочные. Транспортирование и хранение

ГОСТ 21140-88 Тара. Система размеров

ГОСТ 31340-2007 Предупредительная маркировка химической продукции. Общие требования

ГОСТ 32829-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Методы испытаний

ГОСТ 32848-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Изделия для дорожной разметки. Технические требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения, обозначения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 материалы для дорожной разметки: Материалы, предназначенные для нанесения дорожной разметки на автомобильных дорогах и улицах с усовершенствованным покрытием.

Примечание - После нанесения и высыхания (отверждения) материалы определяют эксплуатационные свойства дорожной разметки.

3.1.2 краска (эмаль) для дорожной разметки автомобильных дорог: Жидкий пигментированный материал, имеющий среду в виде раствора пленкообразующего вещества в органических растворителях, либо имеющий в качестве пленкообразующего вещества водную дисперсию синтетических полимеров или другие типы связующих веществ и образующий при нанесении на дорожное покрытие, а также на искусственные сооружения и элементы обустройства автомобильных дорог, непрозрачное покрытие, соответствующее требованиям, предъявляемым к дорожной разметке.

3.1.3 термопластик для дорожной разметки автомобильных дорог: Материал в порошкообразной форме, образующий при нанесении на дорожное покрытие, а также на искусственные сооружения и элементы обустройства автомобильных дорог, после расплавления и отверждения покрытие, соответствующее требованиям, предъявляемым к дорожной разметке.

3.1.4 холодный пластик для дорожной разметки автомобильных дорог: Материал на основе реакционно-способных полимеров, содержащий пигменты и наполнители, отверждаемый в результате химической реакции и образующий при нанесении на дорожное покрытие, а также на искусственные сооружения и элементы обустройства автомобильных дорог, после отверждения покрытие, соответствующее требованиям, предъявляемым к дорожной разметке.

3.1.5 спрей-пластик для дорожной разметки автомобильных дорог: Холодный пластик или термопластик, наносимые методом распыления толщиной слоя до 1,5 мм.

3.1.6 : Характеристика материала для разметки дорог, определяющая его свойства по нормируемому параметру.

Примечание - Класс материала для дорожной разметки состоит из буквенного обозначения и цифр, определяющих группу требований по данному параметру.

3.2 В настоящем стандарте применяют следующие сокращения и обозначения классов материалов для дорожной разметки:

В - по коэффициенту яркости высушенной пленки краски (эмали), отвердевшего расплава термопластика и холодного пластика;

ВВ - по времени высыхания краски (эмали) и отверждения термопластика и холодного пластика;

НВ - по массовой доле нелетучих веществ в краске (эмали);

СП - по степени перетира краски (эмали);

АС - по адгезии высохшей пленки краски (эмали) к стеклу;

ТР - по температуре размягчения термопластика;

УВ - по условной вязкости краски (эмали);

, - координаты цветности.

4 Классификация

4.1 Материалы для дорожной разметки автомобильных дорог классифицируются на следующие типы:

- краски (эмали);

- термопластики;

- холодные пластики.

4.2 Термопластики и холодные пластики классифицируются по способу нанесения:

- толстослойные (толщиной нанесения 1,5 мм и более);

- спрей-пластики.

5 Технические требования

5.1 Технические требования к материалам для дорожной разметки

5.1.1 Координаты цветности высушенной пленки красок (эмалей), отвердевших термопластиков и холодных пластиков должны соответствовать значениям, указанным в таблице 1.


Таблица 1

Обозначение координат цветности

Координаты угловых точек цветовых областей

Желтый

Оранжевый

Черный

Красный

5.1.2 Коэффициент яркости высушенной пленки красок (эмалей), отвердевших термопластиков и холодных пластиков должен соответствовать значениям, указанным в таблице 2, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.


Таблица 2

Класс материала для дорожной разметки

Коэффициент яркости , %, не менее

Желтый

Оранжевый

Черный

Не нормируется

Не нормируется

Красный

Не нормируется

5.1.3 Плотность материалов для дорожной разметки должна соответствовать значениям, указанным в таблице 3.


Таблица 3

Материал

Плотность, г/см, не менее

Краска (эмаль)

Термопластик

Холодный пластик

5.1.4 Условная вязкость красок (эмалей) должна соответствовать значениям, указанным в таблице 4, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.


Таблица 4

Класс материала для дорожной разметки

Условная вязкость, с

От 120 до 180 включ.

От 80 до 119 включ.

5.1.5 Степень перетира красок (эмалей) должна соответствовать значениям, указанным в таблице 5, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.


Таблица 5

Класс материала для дорожной разметки

Степень перетира, мкм

Менее 50

От 50 до 70 включ.

Не нормируется

5.1.6 Массовая доля нелетучих веществ красок (эмалей) должна соответствовать значениям, указанным в таблице 6, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру. Массовая доля нелетучих веществ холодных пластиков должна составлять не менее 92%.


Таблица 6

Класс материала для дорожной разметки

Массовая доля нелетучих веществ, %,

Не менее 75

От 70 до 74 включ.

5.1.7 Время высыхания (отверждения) материалов для дорожной разметки до степени 3 должно соответствовать значениям, указанным в таблице 7, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.


Таблица 7

Класс материала для дорожной разметки

Время высыхания до степени 3, мин, не более

5.1.8 Высохшая пленка красок (эмалей) и отвердевшие термопластики и холодные пластики должны быть стойкими (не менее 48 ч - для красок (эмалей), не менее 72 ч для термопластиков и холодных пластиков), к статическому воздействию:

- 3%-ного водного раствора хлорида натрия при температуре (0±2)°С;

- 10%-ного водного раствора щелочи гидроксида натрия при температуре (20±2)°С.

Стойкость к статическому воздействию 10%-ного водного раствора щелочи гидроксида натрия устанавливается для материалов для дорожной разметки, предназначенных для разметки автомобильных дорог с цементобетонным покрытием.

5.1.9 Адгезия высохшей пленки красок (эмалей) к стеклу должна соответствовать значениям, указанным в таблице 8, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.


Таблица 8

Класс материала для дорожной разметки

Адгезия, баллы

5.1.10 Температура размягчения термопластиков должна соответствовать значениям, указанным в таблице 9, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.


Таблица 9

Класс материала для дорожной разметки

Температура размягчения, °С

Более 110

От 95 до 110 включ.

От 80 до 94 включ.

5.2 Требования к комплектности

5.2.1 Материалы для дорожной разметки должны поставляться с сопроводительной документацией производителя, содержащей:

- паспорт с основными характеристиками материала;

- данные по количеству и фракционному составу световозвращающих элементов (при их наличии в составе материала);

- инструкцию по применению материала, в которой отражают правила проведения работ;

- правила техники безопасности, правила транспортирования и хранения материала;

- экологический (гигиенический) сертификат или другой документ, подтверждающий экологическую (гигиеническую) безопасность материала.

5.2.2 Материалы для дорожной разметки должны комплектоваться (в случае, если это предусмотрено изготовителем материала):

- краски (эмали): рецептурным растворителем (разбавителем) в необходимом количестве;

- холодные пластики: инициатором отверждения в необходимом количестве;

- для поверхностной посыпки материалов для дорожной разметки при нанесении - световозвращающими элементами по ГОСТ 32848 .

5.2.3 При комплектовании материалов для дорожной разметки рецептурным растворителем, отвердителем и/или световозвращающими элементами информация о них должна быть отражена в сопроводительной документации на материал для дорожной разметки.

5.3 Требования к маркировке

5.3.1 Маркировка упаковки материалов для дорожной разметки по ГОСТ 9980.4 и ГОСТ 31340 .

5.3.2 Допускается нанесение на маркировку изделий для дорожной разметки единого знака обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза, согласно .

Примечание - В случае если государство, упомянутое в предисловии как государство проголосовавшее за принятие межгосударственного стандарта не является членом Таможенного союза маркировка упаковки материалов для дорожной разметки должна соответствовать требованиям, установленным на национальном уровне.

5.4 Требования к упаковке

5.4.1 Упаковка материалов для дорожной разметки по ГОСТ 9980.3 с учетом унификации размеров транспортной тары в соответствии с ГОСТ 21140 . По согласованию с потребителем допускается другая упаковка, обеспечивающая сохранность материалов для дорожной разметки при транспортировке и хранении.

5.5 Требования к транспортированию и хранению

5.5.1 Транспортирование и хранение материалов для дорожной разметки осуществляют по ГОСТ 9980.5 и сопроводительной документации изготовителя.

5.5.2 Срок хранения красок (эмалей) и холодных пластиков, применяемых для дорожной разметки, должен быть не менее 6 мес со дня изготовления.

5.5.3 Срок хранения термопластиков, применяемых для дорожной разметки, должен быть не менее 12 мес со дня изготовления.

5.5.4 В течение срока хранения красок (эмалей) и холодных пластиков не допускается образование плотного осадка, комков или другое необратимое нарушение однородности материала. Допускается незначительное расслоение, устраняемое путем перемешивания в упаковочной таре в течение не более 3 мин.

5.6 Требования к методам испытаний

5.6.1 Испытания материалов для дорожной разметки проводят в соответствии с требованиями ГОСТ 32829 .

5.7 Требования по безопасности

5.7.1 В сопроводительной документации на каждую партию материалов для дорожной разметки должны быть отражены правила (требования) пожаро- и взрывобезопасности.

5.7.2 При применении красок (эмалей) и пластичных материалов для дорожной разметки содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005 , ГОСТ 12.1.005 .

5.7.6 Лица, связанные с применением материалов для дорожной разметки, должны быть обеспечены специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты в соответствии с ГОСТ 12.4.011 и ГОСТ 12.4.103 .

6 Правила приемки

6.1 Для всех материалов дорожной разметки каждую партию подвергают контролю на соответствие требованиям настоящего стандарта.

6.2 Партией считают количество материала для дорожной разметки, изготовленного из одного сырья по одному технологическому регламенту за один производственный цикл.

Размер партии, т, не более:

10 - для красок;

20 - для термопластиков и пластиков холодного нанесения.

6.3 Отбор проб материалов для дорожной разметки осуществляется по ГОСТ 32829 . Пробы термопластика для проведения испытаний отбирают из 4% мешков случайной выборки, но не менее чем из пяти мешков. Масса объединенной пробы должна быть не менее 2 кг.

6.4 Отбор проб производится в объеме: для краски и эмали - не менее одной пробы на 10 т; для термопластика и холодного пластика - не менее одной пробы на 20 т.

При объеме поставки материала меньше указанного для испытания отбирается одна проба.

6.5 При получении неудовлетворительного результата проводятся повторные испытания, результаты которых являются окончательными.

Библиография

Положение о едином знаке обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза .



УДК 625.7/.8:006.354 МКС 93.080.30

Ключевые слова: материалы для дорожной разметки, технические требования, краска, эмаль, термопластик, холодный пластик
__________________________________________________________________________________

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2015

Дорожная разметка проезжей части стала необходимым и привычным элементом дизайна автомобильных дорог.

Являясь важным средством организации, упорядочения движения транспортных потоков, она позволяет без больших финансовых затрат увеличить скорость движения автомобилей и пропускную способность дороги. Качественная разметка дорог помогает также более чем на 20 % уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

Такие важные материалы, как краски для дорожной разметки , играют очень важную роль в обеспечении процесса дорожного строительства и ремонта.

Основные сведения о дорожной разметке

Вид нанесенной разметки, т. е. местоположение, формы и размеры линий, фигур и надписей, а также цвет разметки устанавливаются ГОСТ 13508-74 «Разметка дорожная», ВСН 23-75 «Указания по разметке автомобильных дорог» и ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования».

Наиболее часто применяется дорожная разметка белого или желтого цвета, но в специальных случаях она может иметь и другой цвет, для этого существуют специальные дорожные лакокрасочные материалы.

Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Функциональная долговечность временной разметки ограничивается продолжительностью дорожно-строительных работ или других событий, потребовавших ее введения. (В соответствии с ГОСТ Р 51256-99 временная разметка должна быть оранжевого цвета и выполняться материалами, допускающими ее быстрое устранение.)

Эффективность работы разметки определяется ее хорошей видимостью в любое время суток, в любую погоду независимо от времени года и обеспечением необходимого сцепления с колесом автомобиля, т. е. состоянием разметки в течение всего срока функционирования, который, по зарубежным стандартам, должен быть не менее одного года.

Состояние разметки, ее долговечность определяются как свойствами материала, из которого она выполнена, так и условиями эксплуатации: интенсивностью движения, шириной проезжей части, наличием искривлений и разворотов на автодороге, назначением линий разметки (т. е. положением линий или рисунков разметки), а также климатическими условиями.

В настоящее время в России нет научно обоснованного нормативного документа, устанавливающего связь между условиями эксплуатации маркировочного материала и его качеством. Эти нормы есть в австрийском стандарте ONORM B 2440 «Разметки дорожных покрытий. Требования к материалу и его нанесению», в котором нормируется деление материалов на четыре класса в зависимости от группы их применения, связанной с назначением линий разметки и интенсивностью изнашиваемости.

Для определения группы применения уровень воздействия каждого из указанных выше факторов, оказывающих влияние на износ разметки, оценивается определенным количеством баллов.

Например, воздействие cреднесуточной интенсивности движения разделяется на три уровня:

    Менее 5000 авт/сут. - 1 балл;

    От 5000 до 10 000 авт/сут. - 2 балла;

    Более 10 000 авт/сут. - 3 балла.

Ширина проезжей части до 6 м и ширина полосы движения до 3 м - 3 балла;

соответственно, то же от 6 до 7,5 м и от 3 до 3,5 м - 1 балл;

выше 7,5 и 3,5 м - 0 баллов.

Краевые линии - 0 баллов, разметка мест парковки - 2 балла, разметка в секторе разворотов на пересечениях дорог - 3 балла, на искривлениях радиусом до 70 м и осевых линиях - 4 балла.

Линии поперечной разметки, проезд по которым осуществляется непостоянно - 5 баллов, постоянно - 10 баллов и т. д.

Суммируя баллы, получают 4 группы применения разметки:

    1-я группа (наименьшая эксплуатационная нагрузка) - 1-4 балла;

    2-я группа - 5-8 баллов;

    3-я группа - 9-12 баллов;

    4-я группа (наибольшая эксплуатационная нагрузка) - более 12 баллов.

Каждой группе должен соответствовать материал, обладающий оптимальными свойствами, обеспечивающими долговечность нанесенной разметки в течение определенного срока (т. е. относящийся к определенному классу). При этом устанавливается четыре класса для сроков функционирования разметки от 12 до 48 мес. Эти идеи заслуживают внимания и могут быть использованы в отечественной нормативно-технической документации.

Для набора статистических данных по изнашиваемости материалов с целью определения их класса проводятся испытания на стендовом оборудовании, моделирующем условия эксплуатации материалов на дороге. В качестве примера можно назвать кольцевой стенд СоюздорНИИ. По результатам, полученным при стендовых испытаниях, как будет показано ниже, рассчитывают долговечность разметки на автодороге. Поэтому необходимо, чтобы эти испытания были главной составной частью сертификационных испытаний всей краски для дорожной разметки на рынке России.

Общие понятия о маркировочных материалах

Для разметки применяют различные материалы: специальные устойчивые краски , термопластики , спрей-пластики, термопластичные ленты, холодные пластики, а в отдельных специальных случаях - керамическую и клинкерную брусчатку, фарфоровую крошку, штучные формы из белого полимеро- или цементобетона, цветного асфальтобетона, разметочные блоки и плиты, металлические кнопки и другие материалы. Однако наибольшую долю в общем объеме применяемых для этой цели материалов составляют краски и термопластики.

Маркировочные дорожные лакокрасочные материалы различаются не только по химическому составу, но также по технологиии нанесения и продолжительности службы разметки. Но именно химический состав определяет как технологию нанесения, так и долговечность разметки. Как правило, маркировочный материал - сложная система, содержащая от 4 до 6 и более компонентов, в числе которых - пигмент, наполнители, полимеры, пластификаторы, специальные добавки, растворители. Каждый из компонентов играет свою важную роль, но самым главным из них, определяющим устойчивость, прочность структуры и, в конечном счете, долговечность разметки, является полимер-связующее.

Современные пластики и краски для дорожной разметки являются высоконаполненными системами. По европейскому стандарту нормативом показателя «остаток сухого вещества» является величина не менее 75 % для красок и не менее 97 % для пластиков. Причем эти нормативы устанавливаются в разделе «Экологические требования», ограничивая выброс растворителей и других легколетучих органических веществ в атмосферу и одновременно решая вопросы качества материалов.

По технологии нанесения маркировочные материалы можно разделить на два класса. Это материалы, которые используют для нанесения дорожной разметки в холодном состоянии при температуре окружающего воздуха. К ним относятся краски и эмали на органических растворителях, водно-дисперсионные краски, холодные пластики. К числу материалов, которые наносят на покрытие автодороги горячим способом (используя расплавы, нагретые до температуры 180-220 °С), относятся термопластики, спрей-пластики, а также термопластичные ленты, приклеиваемые к асфальту с помощью газовой горелки. Температура воздуха и покрытия при нанесении разметки этими материалами должна быть в интервале 5-35 °С.

Краски и эмали применяют для вертикальной и горизонтальной разметки. В зависимости от состава и эксплуатационной нагрузки они могут обеспечить срок службы горизонтальной разметки от одного сезона до одного года. Большим преимуществом красок и эмалей является удобная и безопасная технология применения.

Холодные пластики используют для нанесения разметки в местах наибольшего износа (например, на пешеходных переходах). Они обеспечивают срок службы в течение 2-х и более лет.

Для повышения сроков службы разметки на автодорогах с высокой интенсивностью движения применяют материалы, предназначенные для нанесения дорожной разметки по горячей технологии.

Световозвращающие материалы

С точки зрения человека, сидящего за рулем автомобиля, самое главное свойство разметки - ее хорошая видимость и при ярком свете, и темной ночью, и под проливным дождем, и в пасмурную погоду, и при свете солнца, и при свете фар. Благодаря этому ее свойству удается сократить количество дорожно-транспортных происшествий в ночное время на 30 %.

Хорошая видимость достигается использованием в разметке дорог таких современных ЛКМ, как световозвращающие материалы. Один из таких материалов - светоотражающие стеклянные микрошарики (СМШ) .

СМШ не применяются самостоятельно в качестве разметочного материала, а только в сочетании с ним для повышения видимости разметки, особенно в ночное время, дождливую и пасмурную погоду. Светоотражающее свойство СМШ основано на способности стеклянных микрошариков, которые находятся на поверхности материала разметки, преломлять свет, идущий от фар автомобиля, и отражать его под другим углом так, чтобы он попадал в глаза водителю.

Для достижения наибольшего эффекта стеклянные микрошарики должны быть абсолютно прозрачными и (в идеальном случае) не содержать пузырьков газа.

Существует три способа нанесения СМШ:

    Введением внутрь маркировочного материала в количестве 10-20 %;

    Посыпанием поверх свеженанесенной разметки в количестве 200-300 г/м 2 ;

    Сочетанием этих двух способов одновременно.

Чтобы свет фар, преломленный шариком и отраженный от его внутренней поверхности, попал в наибольшем объеме в глаза водителю, шарик должен возвышаться над поверхностью разметки наполовину, а его поверхность должна быть свободна от маркировочного материала. В этом случае он тоже достаточно хорошо удерживается материалом разметки. Но если шарик выступает из слоя разметки более, чем наполовину, он легко будет сбит колесом автомобиля. А если шарик погружен в слой материала разметки более, чем наполовину, объем отраженного света уменьшается.

Толщина высохшего слоя краски в разметке составляет 150-300 мкм. Размер шариков должен быть соизмерим с этой величиной, поскольку для эффективного и длительного их действия шарики должны лежать хотя бы в два слоя. Исследованиями СоюздорНИИ установлено, что для краски наилучшими - и в отношении долговечности разметки, и в отношении световозвращения - являются СМШ размером 70-160 мкм.

Холодные пластики, термопластичные лакокрасочные материалы наносят обычно слоем 2-4 мм. Для них можно использовать шарики размером до 1 мм. В дождливую погоду, когда шарик покрыт пленкой воды, условия более благоприятны для световозвращения большими шариками. Подбирая гранулометрию используемых шариков, необходимо учитывать все эти факторы.

Погружение СМШ в материал разметки обеспечивается их большей по сравнению с материалом плотностью, необходимые светотехнические характеристики - показателем преломления используемого стекла. Чтобы прочно удерживаться в материале разметки, СМШ должны обладать хорошим сцеплением с ним. Для этого поверхность шариков обрабатывают специальными составами для придания им гидрофобных свойств.

Материалы для нанесения дорожной разметки холодным способом

Краски для разметки дорог на органических растворителях (новые разработки):

В основе концепции новой краски, которую предлагает сегодня производитель ЛКМ - использование в качестве связующих акриловых сополимеров отечественного производства при минимальном содержании органических растворителей.

Поскольку самым важным обобщающим показателем качества материалов для разметки дорог является срок их службы, были проведены исследования влияния акриловых полимеров отечественного производства на износостойкость краски.

Существующий метод испытания износостойкости лакокрасочных покрытий по ГОСТ 20811-75 не соответствует условиям эксплуатации разметки и не коррелирует с реальными сроками ее службы. Поэтому для оценки износостойкости краски в СоюздорНИИ был изготовлен лабораторный стенд, что позволило разработать методику, моделирующую условия эксплуатации разметки на дороге.

Изнашивание краски производится обрезиненными колесами подвижной колесной пары в присутствии абразива (люберецкого песка фракции 0-0,63 мм) и воды под нагрузкой 2 кгс/см 2 . Краску наносят на металлические пластинки, высушивают до постоянной массы, укрепляют на стенде и испытывают в течение 1 часа. Износ на истираемой площади оценивают путем взвешивания пластинок до испытания и после него.

Введение акриловых полимеров уменьшает износ краски в 2-10 раз, при этом вязкость остается в пределах рабочих значений 40-80 с. Кроме того, краска приобретает яркий белый цвет, а ее седиментационная устойчивость значительно повышается.

Для улучшения видимости разметки в ночное время внутрь краски непосредственно перед применением можно вводить (при постоянном перемешивании) световозвращающие стеклянные микрошарики (СМШ) размером 70-160 мкм, а также наносить их на поверхность свеженанесенной разметки.

В зарубежных исследовательских центрах системы разметки постоянно совершенствуются. Разрабатываются новые материалы и технологии их нанесения на дорогу c целью увеличения видимости разметки и прочности ее сцепления с колесом автомобиля в самых сложных погодных условиях. Одновременно для этих технологий разрабатываются машины. Многие зарубежные фирмы выпускают машины и материалы в комплексе.

На отечественный рынок дорожно-ремонтной продукции поступает большое количество материалов из Западной Европы, Азии, стран СНГ. Фирмы, которые их предлагают, это либо известные производители лакокрасочных материалов, либо специализированные фирмы, выпускающие различные краски для дорожной разметки, (а часто и оборудование для их нанесения), либо предприятия, которые сами ведут работы по разметке автодорог, либо имеют собственные современные исследовательские центры для совершенствования материалов и технологий разметки дорожных покрытий.

Загрузка...