domvpavlino.ru

Разбор каждого задания егэ по химии. Как решать задачи по химии, готовые решения. Вычисление массовой доли растворенного вещества

ЕГЭ по литературе, как правило, выбирают будущие филологи, лингвисты, учителя русского языка и литературы. Получить за него высокий балл довольно сложно. Основная трудность связана с подготовкой к экзамену. Нужно знать, как писать эссе, требования к его структуре и оформлению, а также критерии оценки текста.

Как писать эссе по литературе - особенности подготовки к ЕГЭ 2018

Экзамен по литературе состоит из двух частей. Первая часть содержит вопросы, на которые нужно дать краткий или развёрнутый ответ. Вторая часть содержит 4 задания. Нужно выбрать одно из них и написать на эту тему сочинение-эссе. Важно дать понятный и обоснованный ответ на вопрос. При этом не нужно пересказывать всё произведение или отвлекаться на посторонние вопросы.

Темы заранее не известны. Но они относятся к трём блокам:

  1. Древнерусская литература и литература XVIII - первой половины XIX веков.
  2. Литература второй половины XIX века.
  3. Литературные произведения конца XIX - начала XXI века.

Чтобы развёрнуто и уверенно ответить на все вопросы и написать эссе, нужно обладать хорошими знаниями

Желательный объём - от 200 слов (включая служебные). Если слов менее 150, сочинение не принимается (за него ставится 0 баллов). Но важен не только объём, но и содержание, а также структура эссе. Они оцениваются по определённым критериям, от которых зависит итоговая оценка.

Структура и содержание

Структура должна быть понятной и простой. Эссе для ЕГЭ, как и другие виды сочинений, состоит из трёх частей:

  • введение;
  • основная часть;
  • заключение.

Во введении обозначается основная проблема или вопрос сочинения. Желательно написать об авторе или истории создания произведения, чтобы был более понятен контекст.

Можно привести цитату литературного критика, касающуюся произведения или темы эссе. Но делать это нужно только в том случае, если помните цитату дословно и не сделаете ошибок в фамилии, имени и отчестве критика. Если есть какие-то сомнения, от цитирования лучше отказаться. Важно и правильно оформить цитату.

Начинать мини-сочинение можно, например, такими словами:

  • «Полагаю, многих интересует эта тема…»;
  • «С… (проблемой) сталкивался, пожалуй, любой человек. Но… (основной вопрос сочинения)? Именно этот вопрос раскрывается в произведении…»;
  • «Проблема… волнует многих. И… (ФИО автора) не обошёл её своим».

Сочинение сначала лучше написать на черновике, внимательно проверить и перенести в чистовик

Вторая часть, как правило, самая объёмная. Её также необходимо строить по определённому плану. Сначала пишется тезис - это ответ на выбранный вопрос. Он может быть связан с проблемой поиска жизненной цели, важного выбора, проблему предательства или трусости и т. п. После него следует комментарий, из которого должно быть понятно, почему автор затрагивает данную тему. Ему не нужно уделять особого внимания, достаточно двух предложений.

Затем излагается позиция автора по этому вопросу. Её можно подкрепить цитатой из произведения. После этого выскажите собственное мнение. Оно должно быть выражено не расплывчато, а точно и конкретно. Свою позицию нужно аргументировать. Для этого подойдут:

  • анализ основной проблемы произведения;
  • цитаты с комментариями;
  • интерпретация содержания и т. п.

Необходимо привести два аргумента. Первый из них обязательно должен быть связан с примером из русской литературы. Во втором может затрагиваться жизненный опыт, зарубежная литература, художественный фильм, примеры из истории и т. п.

При описании и анализе необходимо использовать литературные и исторические термины. К литературной терминологии относятся такие слова как «сюжет», «конфликт», «развязка» и другие.

Здесь пригодятся такие шаблоны:

  • «Проблема, поднятая автором в этом произведении, очень важна (актуальна) … Точка зрения автора состоит в том, что… Эта позиция подтверждается такими словами: … (цитата из произведения)»;
  • «Не могу не согласиться с позицией автора. Действительно, …».
  • «В произведении показана мысль … Это подтверждается такими эпизодами … Герой сталкивается с …»;
  • «Мне близка позиция автора … Эта тема находит отражение и в других произведениях искусства. Например, …».

В последней части подводится общий итог, снова высказывается основная мысль эссе. В сочинении она высказывается трижды: во введении, основной части и заключении. Но их необходимо сформулировать разными словами. Кроме того, различается и характер формулировок. Первый раз проблема обозначается в вопросительном ключе, второй раз - подробно и утвердительно. А в завершение - тоже утвердительно, но более сжато.

Пригодятся, например, подобные формулировки:

  • «В заключение хотелось бы сказать …»;
  • «Таким образом, из этого можно сделать вывод …»;
  • «После знакомства с произведением понимаешь …».

Как оформить

Лучше сначала записать эссе на черновике, проверить и при необходимости исправить или дополнить. И только после этого переписать на чистовик, соблюдая требования по оформлению.

План сочинения в этом случае не пишется, начинать писать нужно сразу с введения. Если у мини-сочинения есть эпиграф, он пишется в правой части листа и без кавычек. Ниже подписывается фамилия и инициалы автора высказывания.

Текст должен быть разбит на абзацы, каждый из которых выражает отдельную мысль. Сплошной текст читается и воспринимается хуже, поэтому не получит высокую оценку. Естественно, каждая часть эссе также начинается с красной строки.

Одно из требований к работе - правильное оформление

Поскольку для аргументации приводятся цитаты, напомним основные правила их оформления.

Они такие же, как и у предложений с прямой речью. В зависимости от взаимного расположения самой цитаты и указания авторства, выделяется несколько вариантов.

В первом из них сначала указывается, кем сказаны эти слова. Затем ставятся двоеточие и кавычки. С большой буквы пишется высказывание. После этого закрываются кавычки, и только после них ставится точка. Если авторский текст завершается вопросительным или восклицательным знаком, они ставятся внутри кавычек.

Иногда указание на авторство размещается после или в середине цитаты. Тогда она пишется в кавычках и с большой буквы. После кавычек ставится запятая и тире. Затем с маленькой буквы пишутся слова о том, кому принадлежит высказывание. Если оно продолжается, ставится запятая и цитата дописывается, а кавычки ставятся после всего текста.

Если цитата большая, её можно сократить. Тогда вместо пропущенных слов ставится многоточие. Если с него начинается предложение, первое слово пишется с маленькой буквы.

Эти правила относятся к прозе, а стихотворный текст цитируется иначе. Каждая строка, включая первую, пишется с нового абзаца. Старайтесь размещать стихотворение в центральной части страницы. Кавычки в этом случае не нужны.

Фразы-клише

Стандартные формулировки довольно полезны при работе над сочинением. Они остаются в памяти даже при волнении на экзамене. Фразы-клише помогают правильно структурировать текст, задают тон общему стилю повествования. Кроме того, они хорошо воспринимаются проверяющими.

Также подойдут афоризмы, известные пословицы и небольшие по объёму цитаты. Но их нужно использовать умеренно и гармонично вписывать в текст эссе.

Некоторые из клише приведены в качестве примеров при описании структуры эссе. Рассмотрим и другие, для удобства они разбиты на группы.

Формулировка проблемы

  • Что такое … ? В чём заключается … ? Эти вопросы рассматривает в … (произведении) автор;
  • Автора глубоко волнует тема (вопрос) …;
  • Автор затрагивает важную тему: …;
  • Произведение посвящено одной из важнейших проблем: …;
  • Что значит … ? Как поступить, если … ? Зачем … ? Подобными вопросами хотя бы раз в жизни задаётся любой человек. Автор рассмотрел этот вопрос в произведении …;
  • Эта тема волнует многих …;
  • Для большинства актуален вопрос …;
  • Во все времена актуальна проблема …

Выражение позиции автора

  • Авторская позиция по данному вопросу такова: …;
  • Позиция автора выражена им довольно ясно. Основная идея заключается в том, что …;
  • Автор полагает (считает), что …;
  • Суть позиции автора заключается в следующем: …;
  • Автор обращает наше внимание на то, что …;
  • Автор выражает мысль, что …;
  • Автор раскрывает проблему, связанную с …

Выражение собственной позиции

  • Трудно не согласиться с автором...;
  • Моя точка зрения по этом вопросу сходна с авторской...;
  • Не могу полностью согласиться с автором...;
  • Придерживаюсь того же мнения, что и автор...;
  • Я (не) согласен с автором в том, что …;
  • Невозможно не согласиться с доводами автора о том, что …;
  • Мне близка позиция …;
  • Бесспорно, автор прав в том, что …

Аргументация

  • Обратимся к произведению …;
  • Именно об этом идёт речь в произведении …;
  • В произведении рассматривается вопрос …;
  • Это подтверждается таким эпизодом …;
  • В жизни приходится сталкиваться с …;
  • Данная проблема рассматривается и в других произведениях, например, …;
  • Например, в произведении … герой … (произносит слова, совершает поступок);
  • На примере жизни героя можно увидеть, что …

Выводы

  • После прочтения становится понятно, что …;
  • Автор стремился показать, что …;
  • После знакомства с героями понимаешь, что …;
  • Автор считает важной проблему …;
  • После прочтения этого произведения становится понятно …;
  • Автор подводит читателей к мысли о том, что …;
  • Таким образом, приходим к выводу, что …;
  • Полагаю, мне удалось доказать, что …

В качестве клише можно использовать цитаты из книг

Критерии оценки эссе по литературе

Для того чтобы сочинение оценивалось более объективно, разработаны определённые критерии. В 2018 году они несколько изменились и сейчас они таковы:

  • соответствие теме;
  • использование текста для аргументации точки зрения;
  • присутствие теоретико-литературных понятий;
  • композиционная цельность и логичность;
  • соответствие речевым нормам.

По каждому из критериев (кроме второго) начисляется от 0 до 3 баллов. По второму параметру наибольший возможный балл - 2.

Первый критерий показывает, содержится ли в эссе ответ на заданный вопрос или мнение по теме. Должен быть назван автор и произведение. Авторскую позицию необходимо передать правильно.

Баллы не начисляются, если тема не раскрыта или сочинение написано о другом (содержание не соответствует названию). Этот пункт - самый важный. Если тема не раскрыта, на соответствие другим параметрам эссе не проверяется. По всем остальным пунктам тоже проставляется 0 баллов.

По второму критерию оценивается аргументированность сочинения. Имеет значение, как именно обосновывается мысль. Желательно, чтобы были отсылки к конкретным эпизодам, анализ элементов текста и т. п. Если в эссе присутствуют фактологические ошибки, оценка снижается. К ним относятся, например, ошибка в имени персонажа или сюжете. 0 баллов ставится, если рассуждения не подтверждаются обращением к тексту. Ещё один возможный вариант - три и больше фактических ошибок.

Следующий критерий показывает, включены ли в текст эссе описания художественных приёмов или средств. Желательно использовать их при анализе текста произведения и ответа на общий вопрос.

Композиционная целостность оценивается по таким параметрам:

  • есть ли общий композиционный замысел;
  • соблюдены ли пропорции между частями;
  • соблюдается ли последовательность изложения.

Последний критерий - соблюдение речевых норм. Эссе должно быть написано литературным русским языком, без жаргонизмов и речевых ошибок. За одну ошибку или их отсутствие ставится 3 балла. Две-три ошибки дадут 2 балла, четыре - только 1. А если речевых ошибок пять и более, баллы не начислят.

Максимальное количество баллов за эссе - 14, минимальное - 0. Они суммируются с полученными за первую часть (ответы на вопросы). Баллы затем переводятся в оценку за эссе.

Готовитесь к ЕГЭ по истории? Тогда вам будет полезен материал о том, как написать эссе по этому предмету: .

Видео: задание №17 ЕГЭ по литературе - как правильно написать сочинение по литературе

Чтобы сдать экзамен по литературе, недостаточно только читать произведения из школьной программы. Нужно и тренироваться писать сочинение. В хорошем эссе для ЕГЭ важно и содержание, и оформление. Но если знать критерии, по которым оценивается текст, то подготовиться будет значительно проще.

Раздел 1

ОСОБЕННОСТИ НАПИСАНИЯ ЛЮБОГО СОЧИНЕНИЯ

Композиция сочинения

Рассмотрим значение слова «сочинение»: в его состав входит корень -чин-, имеющий значение «поря­док, иерархия». То есть сочинение - это последовательное изложение мыслей, приведение их в надле­жащий порядок, продиктованный выбранной темой и материалом анализа.

Сочинение по литературе - это особый школьный литературоведческий жанр, включающий в пер­вую очередь письменный анализ литературных произведений. Точно так же, как и художественное
произведение, ваше сочинение должно представлять собой стройное по своей композиции высказыва­ние. С древнейших времен композиция произведения строится примерно по одной и той же модели.
Вероятно, это действует некоторый универсальный закон, согласно которому одни и те же элементы вы­полняют сходные функции как в древних текстах, так и в современных произведениях. Композиция ху­дожественного произведения играет важную роль в понимании смысла текста.

Давайте вспомним, что такое композиция.

Композиция (от лат. compositio - составление, соединение) - это строение, структура произведения, соединение частей, или компонентов, в целое; структура литературно-художественной формы.

Композиция художественного произведения состоит из нескольких элементов. Давайте их перечис­лим.

Элементы композиции художественного произведения:

1. Экспозиция - некоторая исходная ситуация, главной отличительной чертой которой является рав­новесие, неподвижность. Экспозиция выполняет следующую функцию: знакомство читателя с ме­стом действия, временем, героями.

В том случае, если экспозиция идёт в начале текста, то она называется прямой, а если появляется по ходу повествования, то задержанной.

2. Завязка - это мотив, нарушающий исходное равновесие сюжета.

3. Развитие действия - повороты действия от хорошего к плохому и наоборот на протяжении всего повествования. Именно это придаёт динамику тексту и событиям.

4. Кульминация - самое яркое событие, высшая точка в решении конфликта, заложенного в произве­дении, после которого действие поворачивается к развязке.

5. Спад действия - ряд событий, которые приводят к разрешению конфликтных ситуаций, поти­хоньку двигая сюжет к развязке.

6. Развязка - это ситуация, симметричная завязке, призванная восстановить нарушенное равнове­сие.

Помимо вышеперечисленных элементов композиции, в тексте могут присутствовать факультативные (добавочные) элементы: пролог и эпилог.

Пролог кратко повествует о событиях, предшествующих действию в тексте.

Эпилог (послесловие) - это краткое повествование о событиях, последующих за развязкой текста.

Отсюда следует, что и ваше сочинение должно иметь чёткую структуру - композицию! Назовём его «конфеткой»:

Вступление. Общее высказывание. Высказывание по теме (тезис)

Основная часть

Аргументы. Мостики. Микровыводы.

Заключение.

Высказывание по теме. Общее выскавание.

Итак, любое сочинение имеет определённую структуру:

1. Вступление. (Здесь вы выдвигаете какой-то тезис - основную мысль сочинения, которую в дальнейшем бу­дете раскрывать,
доказывать.)

2. Основная часть. (Доказательства тезиса и примеры.)

3. Заключение. (Здесь вы делаете вывод всего своего сочинения, основываясь на предложенном в пер­вой части сочинения тезисе.)

Помните, что в любом сочинении должно быть не менее трёх абзацев!

Конечно, в зависимости от требований, предъявляемых к разным видам работы над сочинением (обычное сочинение по литературе, экзаменационное сочинение по литературе и по русскому языку на ЕГЭ, итоговое сочинение, являющееся допуском к ЕГЭ), структура может немного варьироваться. Но абзацев, так же, как и минимального количества частей, должно оставаться не менее трёх!

Соотнесите объёмы вступления, заключения и основной части. Самой большой по размеру должна быть основная часть, вступление - примерно вполовину меньше, заключение же - самое небольшое по объёму. Помните, что любое несоблюдение соразмерности частей сочинения может также негативно повлиять на конечный результат.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Работая над сочинением, даже если вы анализируете только эпизод, состав­ляйте план рассуждений.
Проблемный план предпочтительней, так как позволяет сразу сформулировать проблемные вопросы, развёрнутые и доказательные ответы на которые составят основную часть вашей работы.

При проверке любого сочинения у проверяющего всегда имеются критерии оценивания. Так вот, среди них один критерий всегда будет оставаться неизменным: «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения». Проверяющие должны охарактеризовать работу учащегося не просто с точки зрения смысловой цельности, но и с точки зрения логики изложения, последовательности, на­рушения абзацного членения.

Поэтому очень важно соблюдать следующие правила.

Сочинение должно быть основано на знании текста.

Сочинение должно демонстрировать знание произведений школьной программы по выбранной теме (как правило!).

В сочинении вы должны показать строгое и точное знание литературоведческой терминологии, кото­рая вами используется.
Если вы приводите термин, не имеющий в науке однозначного определения (например, символ), следует специально оговорить, что вы под ним понимаете.

Все ваши мысли (идеи, тезисы, положения и т. д.) должны быть доказаны. Главным (как правило) аргу­ментом является художественный текст. Ссылки на черновики, варианты произведений, днев­ники писателей, мемуарную литературу, а также литературоведческие труды и критику возможны там, где это допускается условиями написания сочинения.

Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными.

Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо соответствие стиля и содержания сочинения.

Наличие эпиграфа не является обязательным требованием к сочинению. Не забудьте, что эпиграф - украшение сочинения, но если вы не уверены, подходит ли он, или неточно знаете текст и знаки препинания, лучше не пишите его совсем - за отсутствие эпиграфа оценку никто не снизит.

Составление плана сочинения

В некоторых случаях бывает необходимо составить план. Это делать не обязательно, но желательно, так как план приводит в порядок ваши разрозненные мысли, выстраивает чёткую систему и помогает из­бежать логических ошибок.

Каждый пункт вашего плана должен быть одним из доказательств главной мысли сочинения.

План может быть простым и сложным. Обратимся к форме сложного плана, который строится по следующей схеме:

I. Вступление.

II. Основная часть.

III. Заключение.

Сочинение должно иметь строго продуманную трёхчастную структуру: вступление, основная часть, заключение.

Писать в плане слова «вступление», «основная часть» и «заключение» не следует, потому что цифры I, II, III уже обозначают соответствующие разделы плана сочинения.

Очень многие лингвисты задумывались над тем, с чем можно сравнить план-схему сочинения. На­пример, Н.П. Морозова считает, что схема плана может напоминать построение математической тео­ремы, где во вступлении говорится о том, «что дано», в основной части - «что требуется доказать», по­сле идёт несколько пунктов - аргументов-доказательств. Причём оптимальное количество пунктов ос­новной части должно быть не меньше 3-5, так как это позволит полно и глубоко раскрыть тему сочи­нения. Больше пунктов делать не надо, но если такая необходимость возникает (такое бывает при харак­теристике какого-то сложного явления), то лучше ввести подпункты, но не меньше двух, так как один подпункт не выносится отдельно. И, наконец, в заключении подводится итог всему вышесказанному - «что и требовалось доказать».

Составление плана - один из главных и важных этапов работы над сочинением. Хотите проверить, насколько удачен ваш план, дайте прочитать его вашему однокласснику. Если по этому плану он пой­мёт, какова идея вашего сочинения, каков ход доказательств этой идеи, какова логика повествования, значит, вы достигли цели, ваш план удачен. Вы можете теперь наполнять его основным содержанием и писать сочинение.

В любом случае помните: написание сочинения - это труд, тяжёлая интеллектуальная работа, кото­рую сразу же на отлично выполнить очень трудно! Никто за вас не сможет прочитать произведение, по­думать над ним, сделать выводы, подобрать аргументировать свою точку зрения на проблему. Нужно только ваше желание и ваш труд. Всё зависит от вас!

Вступление к сочинению

Не раз мы слышали от учеников: «Я не знаю, с чего начать», «не могу написать первое предложение» и т. д. На самом деле начинать что бы то ни было - всегда трудная задача. Но её по силам решить. Главное, знать основные правила.

Как же начать писать сочинение? Напоминаю, что во вступлении обязательно нужно опираться на тему и на те ключевые слова, которые в формулировке натолкнули вас на идею сочинения. Не надо сразу вдаваться в долгие рассуждения. Сначала сформулируйте те проблемные вопросы, на которые можно отвечать в русле вашей темы. После выбирайте самый для себя привлекательный, «удобный» во­прос, пытайтесь обосновать причину своего выбора и пытайтесь ответить на него - это и будет основ­ной тезис вашего сочинения. Не забудьте ввести необходимые термины, раскрыть их, если это важно для рассмотрения темы вашего сочинения. Иногда во вступлении можно охарактеризовать эпоху создания произведения, или рассказать об эпизоде биографии писателя, или привести ещё какие-либо факты, ко­торые важны для раскрытия темы или для анализа какого-то важного аспекта характеристики. Но не за­бывайте, что лишней информации (той, что не относится к раскрытию темы) вводить не нужно!

Виды вступлений

Выделяют несколько видов вступлений. Давайте разберём их подробнее.

Биографическое вступление

Если вы хорошо ориентируетесь в биографии писателя, у вас хорошая память на даты, места и дру­гие подробности, то этот вид вступления для вас. Оно будет уместно, если биография писателя каким-то образом могла повлиять на развитие темы в его творчестве или произведение сыграло определённую роль в творческой судьбе писателя. Так, например, и М.Ю. Лермонтов, и А.С. Пушкин создавали свои произведения, неминуемо отражая в них эпизоды, события своей жизни. И в этом случае, если вы захо­тите коснуться творчества, например уже упомянутых поэтов, это будет уместно.

Сравнительное вступление

Хорошо использовать такой вид вступления, если тема сформулирована по принципу «1-й герой и 2-й герой» или просто дана, например, цитата, а в скобках указаны произведения или авторы, которые касались предложенной темы. В этом случае автору сочинения обязательно нужно сравнить указанных героев произведений между собой.

Аналитическое вступление

Уместно тогда, когда в формулировке темы сочинения встречаются литературоведческие, философ­ские, нравственные термины, требующие пояснения. Например, «образ дороги в художественной лите­ратуре», «образ маленького человека в произведениях русских писателей», «честь и достоинство», «что такое дружба» и т. д. Во вступлении к такому сочинению мы можем говорить об эволюции образов (до­роги, маленького человека и т. д.), давать объяснение понятиям, приводить определения из словарей и другой научно-популярной литературы, от которых в дальнейшем будем отталкиваться.

Историческое вступление

Оно уместно тогда, когда в сочинении вы собираетесь затрагивать историческую тематику. Воз­можно, оно будет посвящено какой-то исторической эпохе или касаться её в ходе сюжета, или вы сосре­доточите своё внимание на произведении, которое само по себе, по сути своей является историческим. Так, например, говоря о романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», невозможно не коснуться эпохи Александра I и Наполеона. А говоря в своём сочинении о рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека», будет уместно во вступлении рассказать о событиях грозной эпохи, формирующей характер не только одного человека, но и всей страны в ХХ веке.

Лирическое вступление

Это вступление - своеобразный ответ на вопросы: «Почему я выбрал эту тему? Что интересует в ней именно меня? Почему именно эта тема заставила меня задуматься над...?». Именно в этом вступлении лучше всего отражается ваша творческая индивидуальность. Но это под силу, скорее всего, именно твор­ческим натурам, которые хорошо владеют пером и могут рассуждать на тему, не отходя от сути вопроса.

Вступление - перекличка с современностью

Здесь ваша задача рассказать, почему тема, на которую вы собираетесь рассуждать, остаётся злобо­дневной и в наши дни. Что роднит произведение, героя, проблемы, о которых вы пишете, с сегодняш­ним днём?

Вступление традиционное

Вступление состоит из нескольких элементов: ключевых слов темы, общих рассуждений о значимо­сти данных понятий в жизни человека, главного вопроса темы.

Вступление может содержать:

Ответы на поставленные тематические вопросы;

Личное мнение учащегося, если в названии сочинения есть предпосылка к выражению собственного взгляда («что, по вашему мнению, хотел донести до читателя автор в произведении...»);

Сформулированное понимание темы судьбы или образа героя, если данная цель отражена в названии работы.

Необходимость использования разных типов вступления можно показать на примере лирики А.С. Пушкина.

1. Историческое введение (характеристика «жестокого века» - 20-30-х годов Х!Х столетия), если тема направлена на осмысление гражданской, политической свободы в лирике А.С. Пушкина.

2. Аналитическое введение (размышление о свободе поэта в условиях несвободного общества).

3. Философское введение (осмысление понятия свободы как философской категории), если тема на­правлена на раскрытие проблемы индивидуальной, личной свободы Пушкина-поэта.

4. Биографическое введение (рассказ о лицейских друзьях поэта, друзьях-декабристах, женщинах, кото­рым поэт посвящал стихи, няне Пушкина - Яковлевой Арине Родионовне).

5. Сравнительное введение (сопоставление взглядов предшественников (Ломоносова, Державина) и со­временников (Рылеева, Баратынского, Лермонтова) на назначение поэта и поэзии).

В своей книге «Как сдать экзамен по литературе» известный педагог Е.Н. Ильин рекомендует пять воз­можных вариантов зачина:

1. Академический. «Писатель родился в... году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в... году...».

2. От «я». «Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения...».

3. «Киношный». Обычно он начинается с многоточия, за которым следует какой-то зримый образ. «...Ненастная ночь. За окном шумит ливень. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов...».

4. Дневниковый. «Болконский... Кто же он такой? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испыты­ваю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, что это про меня. Хотя, конечно...».

5. Цитатный. «Что вы, что вы с собой сделали!» - говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они приме­нимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов... все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь...».

Если типы вступления, выделенные Н.П. Морозовой, можно условно назвать типами вступления по со­держанию, то типы введения по Е.Н. Ильину - вступлениями по форме. Обратите внимание, что вступле­ние, аналитическое по содержанию, может быть академическим, дневниковым, цитатным по форме. И то же можно сказать, анализируя другие типы.

В любом случае написать хорошее вступление - задача очень сложная: в небольшой объём (а всту­пление и заключение, вместе взятые, должны занимать 3 часть сочинения) следует вместить ёмкое со­держание.

Речевые клише для написания вступления

Приведём несколько речевых клише, которые помогут вам написать хорошее вступление.

1. Риторические вопросы.

Эти вопросы всегда волновали человечество. О... размышляет в своей статье... .

Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися.

Некоторые считают, что... . Другие подчёркивают... . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье... .

Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.

Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с... .

2. Приём «Ниточка»: начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. «(Высказывание)», - так начинается статья... . Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О... много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают... .

3. (Определить проблему в виде вопроса.)

4. Приём «Ключевое слово»:

1) определить тему текста;

2) выделить ключевое понятие;

3) раскрыть смысл этого понятия.

5. Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким-либо кон­кретным примером.

6. Приём «Цитата». «...», - писал известный... . В этих словах звучит... . Действительно, ... .

7. Использование конструкций.

Всем известно, что... . Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушённые подростки, и умудрённые опытом люди... Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст... тоже по­свящён... .

О необходимости... знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы... - это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё остаётся только на уровне формальных знаний.

Люди часто размышляют о том, что... . (О том, что... , люди думали и во времена древнейшей, и во времена новей­шей истории).

Что мы знаем об...? (каждый из нас когда-нибудь...). Чаще всего наши знания об... ограничиваются самыми общими
представлениями: ... .

«...», - в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста... .

Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы. За­тем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас..., то, наверное, мы от­ветим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что... .

Основная часть сочинения

Основная часть сочинения, в зависимости от вида работы (обычное сочинение по литературе разных видов, экзаменационное сочинение по литературе и по русскому языку на ЕГЭ, итоговое сочинение, яв­ляющееся допуском к ЕГЭ), представляет собой логическую систему доказательств, которые вы приводи-
те из разных источников: из художественных произведений (из одного или нескольких) или из жизнен­ного опыта. Но в любом случае - это ваши аргументы (один-два или несколько) для доказательства ос­новной мысли - тезиса всего вашего сочинения. Поэтому будет логично, если в основной части будут примеры героев, эпизодов, в которых раскрываются их характеры; эпизоды из художественных произве­дений, ярко характеризующие то, что вы хотите доказать в сочинении; цитаты (но не очень большие, и их не должно быть очень много - 2-4 цитаты или же цитаты-словосочетания).

Раздел 1

Основная часть - это развёрнутый и доказательный ответ на вопросы, сформулированные во вступле­нии.

Чтобы правильно написать сочинение, вполне можно воспользоваться приёмом спора с воображае­мым оппонентом или методом от противного. Важно показывать своё отношение к фактам, анализиро­вать каждый абзац текста, делать мини-выводы и обобщения.

В основной части следует избегать:

Пересказа литературного произведения;

Изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение ло­гично, аргументированно и стилистически грамотно излагать мысли.

Основная часть - это проверка того, насколько верно вами понята тема.

1. Этап подбора и отбора материала

Когда вы выбираете аргументы, то важно понять, откуда их необходимо брать. Всё зависит от того, как сформулирована тема:
по конкретному произведению или произведения надо подобрать самим для доказательства вашего тезиса.

На этом этапе следует рассмотреть три случая:

В формулировке темы даётся произведение или произведения;

Формулировка темы оставляет за вами право выбрать и автора, и произведение.

Если произведение темой задано, определено, то подбор материала будет направлен на выбор его отдельных эпизодов, фрагментов, содержание которых вы должны активизировать в своей памяти.

Если выбор зависит от вас, то вы должны знать, что для раскрытия темы, для убедительного доказа­тельства идеи сочинения необходимо проанализировать 2-3 стихотворения или 2-3 небольших эпи­ческих, драматургических произведения.

К моменту написания экзаменационного сочинения постарайтесь знать содержание и уметь анали­зировать как можно больше небольших по объёму произведений: рассказов, повестей, романов. Выби­райте произведения, которые «работают» на несколько тем. Можно составить своеобразные блоки на разные темы: экологическая, нравственная, историческая, военная и т. д. В каждом блоке должно быть 3-4 произведения. Эти блоки должны быть подвижными: одно и то же произведение может входить в состав разных блоков. Не секрет, что почти на всех экзаменах нельзя пользоваться художественными текстами, как, впрочем, и всякой другой литературой, поэтому запоминайте наизусть отдельные фраг­менты. Это тоже входит в этап подбора и отбора материала.

2. Логика изложения

Во время написания основной части не отклоняйтесь от темы: желательно держать план перед гла­зами в течение всего процесса написания сочинения. Это даст вам возможность контролировать себя. В процессе работы над сочинением вас могут посетить мысли, которые не совсем подходят к теме, они правильные, но не совсем точно передают основную мысль сочинения, поэтому ими можно пожертво­вать, чтобы не уклониться от темы. В то же время, если в процессе работы логика сочинения потребует перестановки аргументов, то это необходимо сделать: не стоит следовать плану слепо, но придержи­ваться логики изложения нужно. Однако такая корректировка должна быть проведена ещё в черновике: старайтесь, чтобы сочинение соответствовало плану. Старайтесь сделать всю работу по выстраиванию логических частей, системы доказательств (подбору аргументов) на черновике. Это нужно сделать для того, чтобы вам не пришлось тратить на это время тогда, когда вы будете переписывать сочинение в бланк.

Соразмерность частей

Соблюдайте соразмерность частей сочинения. Если для доказательства идеи вы используете два, три, четыре, пять аргументов, то главная часть вашего сочинения должна состоять, соответственно, из трёх, четырёх, пяти абзацев, примерно равных между собой. Если части неравны, постарайтесь сделать их со­размерными. Если вы в тезисе заявляете мысль, которая содержит несколько подразделов или противо­положных утверждений, то для аргументов необходимо приводить такие, которые отражают эти подраз­делы.

Например, вы пишете сочинение на тему: «Всегда ли любовь делает человека счастливым?». В качестве те­зиса вы приводите утверждение: «Нет, не всегда. Одним людям она действительно приносит благо, счастье, а дру­гим - минуты огорчений, а иногда даже делает жизнь трагичной». В этом случае в качестве аргументов обяза­тельно нужно привести не менее двух аргументов. Причём один должен доказывать, что любовь - это счастье, а другой - что любовь может быть трагедией. Соответственно, подбирать надо эпизоды из произведений, демонстрирующие оба ваши утверждения. Не нужно переходить на пересказ, так как таким образом вы демонстрируете, что не умеете анализировать нужный эпизод, а значит, не владеете навыками текстуального анализа. Избегайте прямого пересказа: пересказ обязательно должен быть дополнен вашими комментариями и направлен на раскрытие темы, доказательство идеи сочинения.

Цитирование

Цитата - дословное воспроизведение отрывка из какого-либо текста.

Цитирование необходимо:

Для подтверждения своей собственной мысли;

Для опровержения чужого, неверного, на ваш взгляд, мнения в целях аргументированного наглядного доказательства верной мысли;

Для демонстрации дискуссионных точек зрения на проблему, осмысляемую вами в сочинении;

Для сохранения особенностей языка и колорита художественного текста при его изложении.

При цитировании необходимо соблюдать ряд условий:

Не цитируйте общеизвестные и банальные истины, вводите в сочинения оригинальные и парадоксаль­ные мысли и суждения;

Не искажайте смысл цитаты в угоду собственной идее: смысл цитаты, даже после значительного её сокращения, должен быть сохранён;

Не перегружайте сочинение цитатами, особенно большими, используйте фрагментарное цитирова­ние.

Помните, что цитата не повторяет, а доказывает мысль.

Цитата становится лишней, если она дублирует мысль, выраженную своими словами (чаще всего это встречается в сочинениях, связанных с анализом лирического текста). О притягательности и опасности цитат хорошо сказал немецкий философ Фридрих Ницше : «Юные авторы не знают, что любое удач­ное выражение, любая удачная мысль хороши только в совокупности с другими, подобными им, выра­жениями и мыслями, что превосходная цитата может обратить в ничто целые страницы, даже целую книгу. Она как бы предостерегает читателя, говорит ему: “Будь внимателен: я драгоценность, а всё ос­тальное рядом со мной - олово, простое жалкое олово”. Всякое слово, всякая мысль должны нахо­диться, так сказать, в подходящем для них обществе».

В сочинении можно использовать различные приёмы цитирования:

Полное цитирование (используется при небольшой по объёму цитате, грамматически оформляется как прямая или косвенная речь);

Частичное (фрагментарное) цитирование (используется при больших цитатах, в текст включаются отдельные слова и выражения из цитаты);

Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое может стоять:

Перед цитатой, если она приводится не с начала фразы (после многоточия цитата начинается со строч­ной буквы);

В середине цитаты, если пропускается какая-то её часть;

В конце цитаты, если она обрывается и не исчерпывает всего высказывания автора.

При введении цитаты можно использовать такие глаголы, как думает, полагает, утверждает, считает, пишет, отмечает, поясняет; такие вводные конструкции, как по мнению, по словам, по мысли, с точки зрения, на взгляд и т. д.

Употребляйте в экзаменационном сочинении только те слова и выражения, которые вам хорошо из­вестны и в написании которых вы уверены. Не употребляйте слов, в написании которых вы хоть в малой мере сомневаетесь! Поверьте, когда в работе проверяющий, наряду с речью «школьника», встречает «за­умные выражения» или термины, в толковании которых в сочинении допущены ошибки, то это произ­водит не очень благоприятное впечатление на экзаменатора.

Проверка написанного

Корректируем написанное, пытаясь исключить отдельные предложения, если выясняется, что какие-то фрагменты не несут значимой информации, убираем их. Обязательно проверяйте то, как ваши мик­ровыводы к каждой части доказательства соответствуют тому тезису, который вы заявили в первой части-вступлении, перекликаются ли они, являются ли они ответами на вопрос (если тезис сформулирован в виде вопроса).

6. И напоследок прочитайте написанное, проверьте, соответствует ли оно теме. Прочитайте ещё раз формулировку темы, тезис, микровыводы и вывод (о том, каким он должен быть, рассказывается в сле­дующем разделе). Все ли они соответствуют друг другу? Проверьте грамотность. И только после этой проверки переписывайте сочинение в специальный бланк, чтобы избежать в нём исправлений.

И ещё один ценный совет. Иногда бывает лучше начать своё сочинение с основного текста, а не с вступления, чтобы в ходе рассуждения более чётко сформулировать проблемы, вопросы и ответы на
них. Можно использовать способ доказательства от противного. Но такой способ не всегда подходит. Например, если вам уже предложена формулировка темы, где утверждение-тезис присутствует, то на
подготовительном этапе работы вы уже подобрали аргументы-произведения, эпизоды, героев из произ­ведений, отвечающих заданной мысли, и поэтому в этом случае логичнее начинать не с основной
части, а с вступления. При этом обязательно подумайте над тем, к какому выводу вы хотите прийти в процессе умозаключений и доказательств, чтобы лучше ориентироваться в подборе базы доказательств.

Например, при написании сочинения на тему: «Какого человека можно назвать героем своего времени?» лучше сначала заняться подбором аргументов для того, чтобы выявить те черты, которыми должен обла­дать герой времени, а потом уже выдвигать тезис, в котором вы определяете основную мысль при ответе на поставленный вопрос. В этом случае логичнее поступать именно так для того, чтобы не уйти от темы или совсем не отклониться от неё, переходя на конкретные, например, исторические периоды и т. д.

Вступление

1) Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, это волновало людей в древности и не оставляет равнодушным (беспокоит, тревожит) в наше время. Эта тема интересует как молодых, так и опытных людей, и текст … тоже посвящён …
2) (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .
3) (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … . Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье… .
4) (Прием «Ниточка») Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. «(Высказывание),» - так начинается статья … . Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).
5) Приём «Цитата». «…,» - писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, … .
6) (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье … . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

Формулировка проблемы

1) Данный текст посвящён теме (проблеме) ... .
2) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему... (касается следующих вопросов … , останавливается на следующих проблемах...)
3) «_______!» – этот призыв, обращенный к сердцу читателя, звучит в тексте (Ф.И.О.)
4) С первых же строк мы (оказываемся, погружаемся, входим) в (таинственный, волшебный, тихий, светлый и т.д.) ________. _________ в культурном опыте наших предков был воплощением (издавна считался, почитался) (воплощением, символом, проявлением) _______ начала. Вот почему автор (Ф.И.О.) описывает _____ таким.
5) «О ____________ можно рассказывать бесконечно!» – слышим мы. И действительно, сколько уже книг, статей, программ посвящено __________! Но странное дело, каждый, кто обращается к этой (острой, злободневной, священной, важной, актуальной) теме, находит в ней что-то свое, новое (+ актуальность).
6) Автор исследует, анализирует, поднимает, рассматривает, затрагивает проблему…. Комментарий по проблеме (актуальность).

Комментарий проблемы

1) Рассуждая над проблемой..., {указываем автора} обращается... {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.
2) Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) {указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …
3) Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}.

1) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: …
2) Автор считает (убеждает нас в том), что...
3) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...
4) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что...

Выражение своего мнения

1) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.
2) Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что...
3) Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …

Аргументация своего мнения

Из читательского опыта
1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности...
2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях...
3) Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.

Из зрительского опыта
1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) ...
2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи...

Загрузка...