domvpavlino.ru

Фен строительный схема электрическая. Фен большие обороты ремонт своими руками. Сломался фен? Ремонт и описание работы. Для чего нужен строительный фен

С помощью строительного фена можно разогревать застарелый лак или краску, чтобы удалить их с поверхности. Во время строительства он применяется для пайки металла, а также для облегчения работы с пластиковыми трубами. Они в разогретом состоянии хорошо поддаются изгибанию. Этот инструмент весьма прихотлив, и в случае неправильной эксплуатации его придется ремонтировать, а дело это нелегкое.

Рассмотрим, как произвести ремонт строительного фена своими руками. Человек всегда может обратиться в специализированные сервисные центры за подобной услугой, но и не всегда это целесообразно. В некоторых случаях поломки можно диагностировать самостоятельно, соответственно, и производить ремонт самого строительного фена. Перед этим обязательно нужно познакомиться с устройством прибора. С этого и стоит начинать инструкцию.

Устройство и его основные принципы

Если вскрыть устройство, то можно обнаружить двигатель небольшого размера, нагревательный элемент и вентилятор. Нагретый воздух выходит через сопло. Все достаточно просто. В основном строение не отличается от обыкновенного фена. Единственное отличие заключается в более высокой мощности аппарата. Производительность оборудования напрямую зависит от того, сколько литров воздуха оно может пропустить через себя за 1 минуту. Многие модели фена, представленные на современном рынке, имеют ряд дополнительных функций. К таковым можно отнести:

  • регулировку температуры;
  • регулировку потока воздуха;
  • подборка нужного рабочего режима;
  • многочисленные дополнительные насадки, которые заметно упростят работу с тем или иным материалом;
  • светодиодный индикатор, который определяет температуру нагрева.

Разумеется, это не все опции, которыми может обладать строительный фен. Есть и другие. Всегда нужно помнить о том, что чем их будет больше, тем сложнее произвести ремонт.

Вернуться к оглавлению

Основные поломки и их причины

Поломка подобного инструмента может произойти в любой момент его эксплуатации. Особенно неприятно, если это происходит самый разгар строительных работ. В большинстве случаев в этом виноват сам человек, который зачастую халатно относится к электроинструменту. Основными поломками считаются перегиб шнура питания, неисправность кнопки включения инструмента и регулировки температуры. Разумеется, могут возникать и более глобальные поломки.

Например, может выйти из строя двигатель или вентилятор. Нагревательный элемент в этом отношении не вечен. Большинство неисправностей можно диагностировать самостоятельно, но есть и те, которые приходится выявлять достаточно долго. В этой ситуации лучше всего обратиться в специализированный сервисный центр.

Если человек уверен в своих силах, то он может провести ремонт фена и самостоятельно.

К наиболее сложным поломкам можно отнести поломку двигателя или вентилятора. В большинстве случаев они подлежат замене, кроме того, сложно найти нужные запасные части.

Всем нам знаком такой вспомогательный инструмент в строительстве как строительный электрический фен, которым мы привыкли пользоваться для снятия лакокрасочных покрытий.

Основополагающий принцип работы строительного фена мало чем отличим от обыкновенного фена, которым мы пользуемся для сушки волос.

Соответственно и электрическая схема строительного фена имеет сходство с электрической схемой обыкновенного фена.

В изложенной теме будет дано пояснение:

  • электрической схеме строительного фена;
  • принципу работы строительного фена;
  • возможным причинам неисправности;
  • устранению данных неисправностей.

Электрическая схема строительного фена

Рассмотрим электрическую схему \рис.1\ строительного фена:

Одна диагональ диодного моста — подключается к внешнему источнику переменного напряжения 220В.

Другая диагональ диодного моста соединена с электродвигателем.

Электрическая схема состоит из следующих элементов:

  • тумблера, осуществляющим режим температуры управления — К1;
  • тумблера, осуществляющим скорость вращения ротора электродвигателя \управление скоростью обдува\ — К2;
  • тумблера отключения ТЭНов — К3;
  • электродвигателя \вентилятора\ — М;
  • конденсатора — С;
  • ТЭНов — R\ТЭН\;
  • диодов — VD1, VD2.

Через диодную мостовую схему \одной диагонали моста\ выпрямленный ток двух потенциалов \+,-\ поступает на электродвигатель. При переходе от анода к катоду — ток протекает при положительном полупериоде синусоидального напряжения.

Два конденсатора соединенных в электрической схеме параллельно, — служат дополнительными сглаживающими фильтрами.

Скорость обдува происходит за счет изменчивости сопротивления в электрической цепи, то есть, при переключении тумблера скорости на наибольшее значение сопротивления, — скорость вращения ротора электродвигателя уменьшается \в связи с падением напряжения\.

Количество ТЭНов \нагревателей\ в данной схеме — четыре. Температурный режим строительного фена осуществляется тумблером температурного управления.

ТЕНы в электрической цепи имеют разное сопротивление, — соответственно, температура нагрева при переключении из одного участка электрической цепи на другой — нагрев ТЭНов будет соответствовать своему значению сопротивления.

Общий внешний вид строительного фена с его названиями отдельных деталей, — показан на рис.2

Следующая электрическая схема строительного фена \рис.3\, — сопоставима с электрической схемой рис.1

В данной электрической схеме отсутствует диодный мост. Управление скоростью обдува и управление температурным режимом, — происходит при переключении из одного участка электрической цепи на другой, а именно:

  • при переключении на участок электрической цепи — состоящей из диода;
  • при переключении на участок электрической цепи — не имеющей диод.

При протекании тока в переходе анод — катод диода VD1, имеющим свое сопротивление, — ТЭН2 будет нагреваться соответственно двум значениям сопротивлений:

  • сопротивления при переходе анод — катод диода VD1;
  • сопротивлении ТЭНа \ТЭН2\.

При протекании тока в переходе анод — катод диода VD2, напряжение подаваемое на электродвигатель и ТЭН1, — будет принимать наименьшее значение.

Соответственно, скорость вращения ротора электродвигателя и температура нагрева ТЭНа для данного участка электрической цепи, — будет соответствовать прямому переходу тока диода VD2. Нагрев ТЭНа \ТЭН1\ для данного участка, так же зависит от своего внутреннего сопротивления, то есть учитывается сопротивление ТЭНа.

Неисправности строительного фена

Основными причинами неисправности строительного фена здесь можно назвать неисправность элементов электроники:

Чаще всего такая неисправность происходит при резком скачке внешнего источника переменного напряжения. Так например, причина неисправности конденсатора вызвана тем, что обкладки конденсатора замыкаются при скачке напряжения между собой — накоротко.

Конечно же не исключается такая возможность неисправности как разрыв в обмотке статора электродвигателя \перегорание обмотки\.

К незначительным неисправностям можно отнести такие причины как:

  • окисление контактов тумблера температурного управления;
  • окисление контактов тумблера управления скоростью обдува;
  • окисление контактов тумблера отключения ТЭНов;
  • разрыв провода в сетевом кабеле;
  • неисправность штепсельной вилки \отсутствие контакта\.

Диагностика на выявление причины неисправности проводится прибором » Мультиметр».

При замене конденсатора — учитывается его емкость и номинальное значение напряжения.

При замене диода — учитывается сопротивление двух значений, в направлениях:

  • от анода к катоду;
  • от катода к аноду.

Как нам известно, значение сопротивления от анода к катоду будет значительно меньше чем от катода к аноду.

С электродвигателем, при его неисправности, дела обстоят по-сложнее. При подобной неисправности, проще заменить электродвигатель чем допустим выполнить перемотку обмоток статора. Но и такая работа выполнима, — кто непосредственно занимается подобным ремонтом. В этом случае учитывается:

  1. количество витков в обмотке статора;
  2. сечение медного провода.

Не исключается и такая неисправность как перегорание ТЭНа. Замена ТЭНа проводится с учетом своего значения сопротивления.

Диагностика и ремонт-строительного фена

Рассмотрим устройство электродвигателей и как именно нужно проводить диагностику электрических машин, как их принято считать в разделе по электротехнике.

Для наглядного примера, представлены фотоснимки нескольких типов таких электрических машин, — относящихся к коллекторным электродвигателям. Устройство и принцип работы допустим двух коллекторных электродвигателей:

— ничем не отличается. Различие в электродвигателях состоит лишь в скорости вращения ротора и в мощности электродвигателя. Поэтому, мы как бы не будем заострять свое внимание в том плане, что приведены разъяснения, не относящиеся к электродвигателю строительного фена.

Электродвигатель строительного фена

Электродвигатель строительного фена — асинхронный, коллекторный, однофазного переменного тока.

Устройство ротора не требует каких либо разъяснений, так как все представлено на фотоснимке \рис.4\ и схематическом изображении ротора электродвигателя.

асинхронный коллекторный электродвигатель однофазного переменного тока

Электрическая схема коллекторного электродвигателя \рис.5\ выглядит следующим образом:

В схеме мы можем заметить, что коллекторный электродвигатель может работать как от переменного так и от постоянного тока, — таковы законы физики.

Две обмотки статора электродвигателя соединены последовательно. Две графитовые щетки в контакте — в электрическом соединении с коллектором ротора электродвигателя.

Электрическая цепь замыкается на обмотках ротора, — соответственно, обмотки ротора в электрической схеме соединены параллельно через скользящий контакт щетка — коллектор.

диагностика обмоток статора электродвигателя

На фотоснимке показан один из способов диагностирования обмоток статора электродвигателя. Таким способом проверяется целостность либо пробой изоляции обмоток статора. То есть один щуп прибора соединяется с любым из выведенных концов обмоток статора, другой щуп прибора соединяется с сердечником статора.

В том случае, если будет нарушена изоляция обмотки статора и проводка обмотки будет замыкать на сердечник, — прибор укажет на режим короткого замыкания \нулевое значение сопротивления\. Из этого следует, что обмотка статора неисправна.

Прибор на фотоснимке указывает на единичку при диагностировании, — это еще не будет означать, что данная обмотка статора является пригодной к эксплуатации.

Необходимо так же измерить сопротивление непосредственно самих обмоток. Диагностика проводится таким же подобным способом, — щупы прибора при этом соединяются с выведенными концами проводов обмоток статора. При целостности обмоток, дисплей прибора укажет на значение сопротивления, которым обладает та или другая обмотка. При разрыве той или иной обмотки статора, — прибор покажет «единицу». Если провода обмотки статора между собой будут замкнуты накоротко в результате перегрева электродвигателя или по другим иным причинам, — прибор будет указывать на наименьшее \нулевое\ значение сопротивления или же «режим короткого замыкания».

Как проверить прибором обмотки ротора на сопротивление? — Для этого нужно два щупа прибора соединить с двумя противоположными сторонами коллектора, то есть нужно выполнить такое же соединение, которые имеют графитовые щетки в электрическом соединении с коллектором. Результаты диагностики сводятся к таким же показаниям, что и при диагностировании обмоток статора.

износ пластин коллектора

Что из себя вообще представляет коллектор? — Коллектор, это полый цилиндр состоящий из мелких медных пластин специального сплава, изолированных как друг от друга так и от вала ротора.

В том случае, если повреждение пластин коллектора незначительное, — пластины коллектора зачищаются мелкозернистой наждачной бумагой. Опять же, данный объем работы выполним непосредственно только специалистами, занимающими ремонтом электродвигателей.

Электрическая схема \рис.7\ состоит из батареи и лампочки, данная схема сопоставима со схемой карманного фонарика. Один конец провода с отрицательным потенциалом соединяется с сердечником статора, другой конец провода с положительным потенциалом соединяется с одним из выведенных концов обмоток статора. Если провода соединить наоборот, то есть «плюс» к сердечнику статора, «минус» к выведенному концу обмотки статора, — от этого ничего не меняется.

При наличии пробоя изоляции, когда обмотка статора замкнута с сердечником, — лампочка в данной электрической схеме будет гореть. Соответственно, если лампочка гореть не будет — значит обмотка статора не замкнута с сердечником статора.

Такой способ диагностирования \рис.7\ — не полный. Точная диагностика проводится только прибором Омметр либо прибором Мультиметр с установленным диапазоном измерения сопротивления, для последующего замера сопротивления обмоток статора.

На этом пока все.

Понимание характеристик строительного фена помогут избежать лишних затрат при его покупке. Об этом вы узнаете из материала статьи.

Характеристики строительного фена, насколько они разнообразны.

Строительный фен, он же термопистолет, он же технический промышленный фен – инструмент гораздо более универсальный, чем кажется на первый взгляд. В рамках технического прогресса он пришел на смену паяльной лампе и портативной газовой горелке. И с успехом заменил эти приборы во всех случаях, за редким исключением:

  1. Термопистолет невозможно использовать без источника электрической энергии.
  2. Нельзя выполнять работы во влажной среде, во время дождя на открытом воздухе, при наличии агрессивных испарений, в сильно запыленном помещении.

Как и любой другой электроинструмент, строительный фен имеет характеристики, определяющие область его применения. Чтобы детально разобраться в этом вопросе, рассмотрим области применения промышленного фена.
Что можно делать при помощи термопистолета

  • Зачищать поверхности от старой краски, лака, обоев, виниловой пленки, шпона и других материалов, на удаление которых уходит много времени и сил.
  • Выполнять паяльные и лудильные работы, в том числе серебром, удалять припой.
  • Сваривать легкоплавкие материалы – линолеум, полимерные ткани, пластик.
  • Разогревать битум и материалы на его основе при проведении кровельных работ.
  • Ускорять затвердевание клеевых составов.
  • Обжимать термоусадочные рукава.
  • Производить локальный прогрев поверхностей.
  • Размягчать герметики и клеи при демонтаже (разборке) конструкций.
  • Резать пенные материалы (например, пенопласт).
  • Разогревать детали при запрессовке.
  • Размораживать системы водоснабжения и канализования, водосточные желоба.
  • Безопасно растапливать затвердевшие составы.

Снятие старой краски с помощью строительного фена

Основные характеристики строительного фена

  1. Потребляемая мощность. Основной параметр, определяющий диапазон применения прибора. Как правило, лежит в диапазоне от 500 Вт до 2,5 кВт.
  2. Температура воздуха на выходе из сопла. В большинстве термопистолетов максимум нагрева ограничен 600-650 градусами. Профессиональные приборы для специфических задач могут нагревать воздух до 800 градусов. Параметр напрямую связан с мощностью нагревательного элемента.
  3. Объем прокачиваемого воздуха (производительность). От 200 до 700 л/мин. Зависит от мощности мотора вентилятора и характеристик крыльчатки.
  4. Продолжительность непрерывной работы.

Эти параметры могут меняться в прямой зависимости, или в обратной. Например, один и тот же прибор при фиксированной мощности нагревательного элемента, регулируя скорость вентилятора, может уменьшить объем воздуха, одновременно повышая температуру. Или сохранять нагрев при увеличении скорости потока.
Существуют еще такие характеристики, как размер и вес аппарата, но они относятся к второстепенным параметрам.

Возможность настройки параметров во время работы

Фен с регулировкой температуры и скорости потока воздуха – это фактический стандарт электроветродуйки. В недорогих моделях, используемых в бытовых целях – как правило, имеются лишь переключатели режимов с положениями «горячо и средний поток», «очень горячо – интенсивный поток». Такой диапазон регулировок подойдет лишь для элементарных задач, таких, как очистка поверхностей, сушка клея или краски, нагрев закисших резьбовых соединений и размораживание труб.

Для выполнения профессиональных задач требуется более тонкая настройка характеристик. Кроме того, выставленный параметр должен сохраняться во время работы постоянно. Если вы увеличили интенсивность подачи воздуха, его температура не должна меняться. Для этого в профессиональных термопистолетах предусмотрен автоматический регулятор температуры и интенсивности обдува. Это может быть простая ручка регулировки с разметкой или ЖК дисплей для удобства контроля. Продвинутые модели могут иметь отдельный блок «климат-контроля», соединенный с рабочим соплом при помощи шланга.

Строительный фен с внешним регулятором температуры

Фены, оснащенные стабилизатором температуры, незаменимы при выполнении паяльных работ, сварке пластиковых изделий и других задачах, где необходима фиксированная температура в рабочей зоне.

ВАЖНО! Фен с регулятором температуры всегда имеет полезную функцию защиты от перегрева.

Еще один параметр, касающийся температуры – возможность быстро подавать холодный воздух в зону работ. Например, для затвердевания сварного шва. Для этого профессиональные пистолеты оснащены функцией отключения нагревательной спирали. Этот режим полезен и в том случае, когда необходимо оперативно охладить насадку для ее замены.

Правильная насадка для строительного фена – 50% успеха

Термопистолет без насадок – не более чем простой тепловентилятор. Для реализации всех возможностей электроприбора существуют десятки различных наконечников с узким профилем применения. С помощью них вы сможете увеличить диапазон возможностей фена, не меняя основной корпус.

Строительный фен с самодельными насадками

Существуют универсальные насадки, просто направляющие поток воздуха в нужном направлении. Это область применения паяльной лампы. Для выполнения специфических задач, требующих локализации воздушного потока, разработаны специальные приспособления.
При склеивании пластиковых или полиэтиленовых материалов, которые плавятся сами – применяются насадки с прогревом обеих склеиваемых сторон.

Насадка для склеивания пластика с двух сторон

Для нанесения клеящих составов и герметиков, меняющих свои характеристики при нагреве – используются насадки, выполняющие функцию термопистолета для клея.

применение строительного фена как термопистолета

Сварку пластиковых труб водопровода и канализации можно производить, не покупая специальный паяльник. Просто меняете насадку на строительном фене – и у вас есть новый инструмент.

Пример работы строительного фена в качестве паяльника пластиковых труб

Хороший (а это не означает обязательно дорогой) фен, с комплектом разнообразных насадок имеет настолько широкие возможности применения – что для их освоения потребуется немало времени.

Как устроен столь полезный прибор?

Принцип работы прост. Вентилятор гонит воздух через направляющую трубу, в которой размещен мощный нагревательный элемент. Это механическая часть конструкции.

детальная схема строительного фена

При этом необходимо обеспечить защиту корпуса от перегрева, использовать термозащитный кожух вокруг сопла, чтобы не обжечь руки. Также надо предусмотреть форму фена таким образом, чтобы после окончания работ, лежащий на столе прибор не касался горячим соплом поверхности.
Электросхема может быть как примитивной, так и напоминать блок управления климат контролем автомобиля.

Электрическая схема управления температурой в строительном фене

В самых сложных конструкциях, схема анализирует температуру воздуха в трубе нагрева и на выходе из сопла, бесступенчато регулирует силу тока на спирали, добиваясь точности в 1-2 градуса. При повышении оборотов крыльчатки практически мгновенно поднимается температура нагревательного элемента, оставаясь неизменной при любом объеме прогоняемого воздуха. Все процессы отображаются на ЖК-дисплее, и сигнализируют звуком при возникновении нештатных ситуаций.
Управление происходит при помощи микропрограммы, зашитой в микросхемы, не боящиеся перегрева. Так что воспринимать этот электроприбор, как простую грелку не следует. Высокая стоимость продвинутых моделей оправдана сложностью и безопасностью конструкции.

При таком разнообразии возможностей и цен, как выбрать правильный фен

Большинство домашних задач выполняются универсальным прибором с двухступенчатым регулятором скорости/температуры. В комплекте три-четыре насадки и инструкция по безопасности использования. Такие термопистолеты стоят недорого, служат долго и позволяют выполнять примитивные работы. Для расширения возможностей вовсе не обязательно покупать дорогие экземпляры с экранами и точной настройкой температуры. Линолеум вы склеите самым простым феном, надо лишь купить соответствующую насадку. Даже для одноразовой сварки пластиковой трубы подойдет простой термопистолет.

Поэтому просто определитесь, что именно вы будете делать феном, и не тратьте лишних денег.

Лучше приобрести хороший набор насадок. Избыточная мощность также не нужна, для дома подойдет термопистолет мощностью 1-1,5 кВт.
Другое дело – если использование промышленного фена связано с вашей профессиональной деятельностью. Но и в этом случае нет необходимости брать универсальный аппарат, способный выполнять все работы. Лучше купить узкопрофильный экземпляр с качественным терморегулятором.
Главное – правильно оформленные гарантийные обязательства и производитель, о котором вы имеете позитивную информацию.

Те, кто когда-либо работали строительным феном, знают, что это невероятно полезный инструмент. Снятие старой краски или лака - лишь одно из возможных применений. С его помощью также можно нагревать и паять пластиковые детали, подсушивать поверхности, прогревать трубы и многое другое. Тем обиднее, когда такой инструмент выходит из строя. Поскольку у него довольно простое устройство, часть неполадок вполне можно устранить своими руками. Для начала стоит ознакомиться с принципом работы и схемой промышленного фена.

Устройство и принцип работы

Все фены устроены примерно одинаково (причем как бытовые, так и строительные). Основные конструктивные части - это нагревательные элементы (ТЭНы), электродвигатель и вентилятор. ТЭНы помещаются в изолирующую трубку из керамики. Вентилятор прогоняет через нее воздух, который выходит из сопла нагретым до приличной температуры - 300-500°. В общем, это все.

Далее устройство усложняется за счет дополнительных функций: регулятора температуры, регулятора воздушного потока, переключателя режимов, светодиодного индикатора. Стоит отметить, что особенно удобны фены с плавной регулировкой температуры. Они позволяют бережно работать с любыми материалами.

Электросхема фена может быть полезна не только тем, кто собирается ремонтировать устройство, но и мастерам, которые хотят доработать его по своему усмотрению. Например, можно добавить регулировку скорости обдува, если ее не было в исходной конфигурации.

Наиболее частые поломки

К сожалению, строительные фены регулярно ломаются. Отчасти это связано с невысоким качеством изготовления (речь идет о недорогих бытовых моделях), отчасти - с несоблюдением режима работы. Прибору нужно давать отдыхать каждые 5-10 минут. Точные данные указываются в инструкции. Кроме того, перед завершением работы нужно немного дать поработать вентилятору на холодный обдув, без нагрева. Конечно, если модель оснащена такой функцией (например, BOSCH PHG 630 DCE).

Наиболее часто встречаются следующие виды неисправностей:

  • перегорание ТЭНа (нагревательной спирали);
  • разрыв провода в кабеле питания;
  • выход симистора из строя;
  • неисправность диода или конденсатора;
  • неисправность выключателя.

Фен технический DEWALT D26411 с насадками 1800Вт 50-400/50-600С 250-450л/мин + насадки 4179 руб.

Фен технический MAKITA HG651CK с насадками 2000Вт 80-650С 200/550л/мин ЖК-дисплей, в кейсе +насадки 7939 руб.

Изготовление строительного фена и насадок к нему

Что такое строительный фен

Строительным феном называют профессиональный инструмент, выдающий горячий воздух. Температурный максимум может достигать 650 градусов. Прибор укомплектовывается насадками, помогающими выполнять ряд специфических операций:

  1. Нагрев и снятие старого лакокрасочного покрытия.
  2. Разогрев и спайка различных пластиковых деталей.
  3. Растапливание застывших составов.
  4. Сваривание плёнки.
  5. Сушка поверхности после окраски.
  6. Снятие с нагретой поверхности остатков клея, линолеума и подобных материалов.
  7. Спайка металлических деталей.
  8. Изгиб пластиковых труб.

Строительный фен, заводской или изготовленный самостоятельно, незаменим при проведении строительных и ремонтных работ.

С открытой ручкой-пистолетом
Закрытая ручка защищает руку от горячего воздуха

Устройство и чертежи конструкции

Устройство технического фена мало отличается от бытовых моделей, используемых для сушки волос. Главными узлами этого агрегата считаются корпус, нагревательный элемент и устройство, с помощью которого горячий воздух перенаправляется в заданное место.

В отличие от других термических приборов, в строительном фене нет открытого пламени. Это снижает пожароопасность прибора и исключает необходимость сжигания топлива. В приборе присутствуют следующие конструктивные детали:

  1. Электродвигатель.
  2. Нагревательный элемент.
  3. Вентилятор.

Горячий воздух выходит из узкого сопла агрегата, благодаря чему формируется мощная направленная струя. Объём воздуха, который прибор выдаёт в единицу времени - это его производительность.

Показаны все основные детали

Современные строительные фены, разрабатываемые на промышленном производстве, имеют несколько дополнительных функций. Их количество различается в зависимости от конкретной модели:

  1. Контроль за силой прохождения горячего воздуха через сопло.
  2. Регулировка температуры. Как известно, обычный бытовой фен для сушки волос выдаёт до 60 градусов. В мощных технических приборах этот показатель может достигать 650–700 градусов, однако такие сверхвысокие температуры требуются не всегда.
  3. Выбор режима, в котором будет функционировать устройство.

Схема строительного фена на примере изделия фирмы Makita

Многие современные модели имеют встроенные светодиодные индикаторы, показывающие температуру нагрева воздушной струи. Это позволяет контролировать работу прибора. Также строительный фен укомплектовывается рядом насадок, многие из которых можно изготовить самостоятельно. Они изменяют форму воздушной струи в зависимости от того, где используется агрегат.

Инструменты и материалы

Многие любители, обладающие определёнными познаниями в области электротехники, могут изготовить строительный фен самостоятельно. Профессиональным такой агрегат вряд ли можно назвать, но он вполне подойдёт для очистки двери от засохшей краски.

Чаще всего в основе самодельного строительного фена лежит обычное устройство для сушки волос. Корпус должен быть выполнен из керамики. Из него удаляются все пластмассовые детали. Если эта процедура не сделана, при работе возможно замыкание проводов с дальнейшим расплавлением пластиковых частиц и выходом из строя электроники. По этой же причине не допускается использование пластмассового корпуса: пластик не выдерживает воздействие больших температур.

Из других материалов вам потребуются:

  1. Спиралевидная проволока из нихрома, необходимая для создания нагревательного элемента.
  2. Металлические пластины. Из них создаются лопасти, необходимые для работы вентиляционной системы.
  3. Электрический кабель. Сечение проволоки - более 4 миллиметров, в противном случае возможна перегрузка.
  4. Резиновая труба. Эта небольшая деталь обеспечит термозащиту ручки самодельного фена.
  5. Металлический наконечник, формирующий воздушную струю.

Как сделать строительный фен своими руками

Чтобы изготовить строительный электроприбор из обычного фена для волос, необходимо провести модернизацию устройства.


Видео по созданию

Безопасность при изготовлении и работе

Строительный фен - достаточно сложный электроприбор. Его изготовление и дальнейшая эксплуатация требуют соблюдения ряда правил техники безопасности:

  1. Недопустимо использование электроприбора, особенно самодельного, совместно с газовым оборудованием. С особенной осторожностью он используется в кухонном помещении. При неправильной эксплуатации и искрении возможен взрыв.
  2. При проведении любых работ строительным феном необходимо заранее подготовить средства пожаротушения.
  3. Не стоит класть раскалённый электроприбор на незащищенную поверхность: есть риск испортить покрытие.
  4. Если вы планируете использовать строительный фен для работы с краской, следует оборудовать дополнительный источник вентиляции. В противном случае летучие компоненты краски распространятся по воздуху и окажут негативное влияние на здоровье.
  5. Готовый строительный фен необходимо проверить в работе. Вначале устройство включается на безопасном расстоянии. Только когда вы убедитесь в его нормальной работе (раскалённой докрасна нихромовой спирали, поступлении и выдаче воздуха), его можно пробовать на малоценном изделии.

При работе с любыми строительными фенами нужно помнить одно правило: в первую очередь включается подача воздуха, после - тепло. Выключение идёт в обратном порядке, в противном случае возможен перегрев и оплавление деталей.

Формы насадок

Область использования строительного фена определяется формами насадок, которые имеются в наличии. Их называют дюзами, форсунками или соплами. Каждое изделие предназначено для проведения определённых работ:

  1. Плоские сопла предназначены для удаления остатков старой краски, обоев, деформации пластиковых листов.
  2. Круглые насадки позволяют обработать медную трубу.
  3. Рефлекторная насадка с закруглённым отводом применяется для изгибания полимерных труб.
  4. С помощью специальных щелевых насадок можно сварить внахлёст листы ПВХ.
  5. Боковые насадки со встроенной стеклозащитой позволяют очищать оконную раму, не перегревая при этом стекло.
  6. Режущее сопло изготавливается в виде сплющенной трубы. Оно используется для раскроя пенопласта.
  7. Зеркальные сопла используются для сваривания частей пластика.

Примеры на фото


Используется для термообработки отдельных слоев ткани или плёнки

Страница 1 из 2

Фен строительный (технический) - ручной электроинструмент для направленной подачи нагретого воздуха с целью бесконтактного (опосредованного) нагрева обрабатываемого материала. Область применения инструмента очень обширная: от простой сушки воздухом комнатной температуры, до мощного воздействия температурами свыше пятисот градусов по Цельсию. Спрос на строительные фены подпитывает их невысокая цена (на модели начального уровня), вследствие простоты конструкции и, во многом, отработанных временем схемотехнических решений.

Интерскол ФЭ-2000 является представителем бытовых строительных фенов с минимально необходимым набором функций: плавная регулировка температуры, два режима интенсивности обдува. Этого набора, как правило, вполне достаточно для выполнения подавляющего большинства задач. Конкретный экземпляр данного фена (первая модификация, плата DB3011) был приобретен около трех лет назад, имел весьма немалую (но не запредельную) ежедневную эксплуатационную нагрузку. По этой причине, все несовершенства конструкции фена проявились быстро.

Через несколько месяцев после начала эксплуатации произошла первая поломка: нет регулировки температуры, исходящий воздух всегда холодный. Причина поломки — перегрев симистора BTA16, выход его из строя по причинам недостаточного прижима к радиатору и неприменения теплопроводной пасты. Ремонт заключался в замене симистора с предварительным нанесением пасты КПТ-8. Данная поломка больше не повторялась.


Фен Интерскол ФЭ-2000. Чемодан в комплекте.


Сопло. Виден керамический нагреватель со спиралью внутри.

В конце первого года эксплуатации фена, произошел перелом (внутренний разрыв проводов) кабеля питания рядом с корпусом инструмента. Данная неисправность часто встречается среди инструмента непрофессионального уровня. Родной кабель питания высоким качеством не отличается, имеет изоляцию средней жесткости, четвертый-пятый класс гибкости медных токонесущих жил. Установка нового кабеля КГ 2×1,5 (в резиновой, двойной изоляции) позволила забыть о данном типе неисправности.

На втором году эксплуатации оборвалась высокоомная обмотка нагревателя, служащая балластом питания электродвигателя. Причину обрыва установить трудно, ею может быть как заводской брак (что наиболее вероятно), так и самопроизвольное перетирание нихромовой проволоки о твердые края керамики, вследствие множества циклов нагрева-охлаждения. Обмотка разорвалась — двигатель остановился. В результате останова двигателя с последующим перегревом основной (высокотемпературной) обмотки нагревательного элемента, сработал термопредохранитель (высокотемпературная обмотка осталась цела). Корпус фена был разобран, разобран нагревательный элемент, локализовано место разрыва нихромовой проволоки. Место разрыва оказалось неподалеку от одного из концов обмотки, по этой причине было принято решение не соединять концы проволоки, а смотать (убрать) короткий отрезок. Было уменьшено сопротивление балластной обмотки, по примерным расчетам, на 8-12%, что не критично для двигателя. К этому времени, уже изредка начали появляться посторонние шумы подшипников двигателя и его время, к сожалению, явно подходило к концу. Штатный термопредохранитель имел номинальную температуру срабатывания 125°C. он был заменен новым с более высокой температурой 150°C. Небольшой температурный запас объясняется предположением о том, что дополнительные 25°C вряд ли позволят сгореть обмотке нагревательного элемента (в случае аварийной ситуации), зато дадут больше времени на оперативное отключение фена до срабатывания (обрыва) термопредохранителя. Чтобы заменить термопредохранитель, нужно почти полностью разобрать нагревательный элемент. Около половины всех керамических колец, из которых набирается сердечник нагревательного элемента, со временем растрескалось (видимо, по причине низкого качества керамики) и, при снятии внешней оболочки из слюды, кольца распадаются на небольшие частички. Термопредохранитель соединяется с обмоткой нагревательного элемента и с проводом питания при помощи миниатюрных опрессовочных гильз, заново качественно опрессовать которые (без специального инструмента) очень проблематично. Для удобства возможной замены термопредохранителя в будущем, он был установлен с применением плоских разъемов (автомобильных клемм).

К концу второго года эксплуатации, начали сильно «звенеть9raquo; подшипники скольжения в двигателе. Также, произвольным образом, стало пропадать и появляться вновь напряжение на высокотемпературной спирали нагревательного элемента при вращении ручки регулятора. Эти неисправности быстро усугубились, дальнейшее нормальное использование фена по прямому назначению не представлялось возможным: двигатель гудел, обороты его упали, выставить нужную температуру нагрева было практически невозможно. Назрела острая необходимость в глубоком восстановлении работоспособности фена.


Взрыв-схема (схема сборки) фена Интерскол ФЭ-2000.


Схема электрическая принципиальная фена Интерскол ФЭ-2000.



Корпус фена вскрыт (фот сверху). Крепежные шурупы корпуса (фото снизу).


Внутренности фена Интерскол ФЭ-2000.
Слева направо: плата, двигатель с крыльчаткой, переключатель режимов работы, нагреватель.




Нагревательный элемент фена Интерскол ФЭ-2000.

Замена электродвигателя.

Отыскать нужный двигатель в продаже, есть задача не простая. Поэтому, когда подходящий по габаритам двигатель был обнаружен, было принято решение приобрести двигатель независимо от других его характеристик (обороты, напряжение). В итоге оказалось, что купленный двигатель имел в несколько раз меньше напряжение питания (12 В) и, примерно, в полтора-два раза меньше оборотов, чем штатный двигатель фена. Эти задачи предстояло решить, но вначале нужно снять старый и установить новый двигатель в корпус фена. Процесс замены двигателя не очень сложный. Наибольшую трудность представляет демонтаж пластиковой крыльчатки с вала двигателя. С помощью подручных средств организовываем клиновидный упор снизу ступицы и, с помощью сверла диаметром 2 мм, понемногу выколачиваем вал двигателя. По мере выхода вала, положение упора (клина) нужно корректировать. Будьте крайне внимательными, не повредите пластиковую ступицу крыльчатки! Перед тем, как одеть снятую крыльчатку на вал нового двигателя, необходимо закрепить двигатель двумя винтами и обезжирить поверхность вала с помощь ацетона. Не будет лишним очистить и обезжирить внутреннюю поверхность ступицы крыльчатки бензином или спиртом. Насаживаем крыльчатку на вал нового двигателя вручную (можно слегка подколотить миниатюрной резиновой киянкой), уперев другой конец вала (находящийся вблизи щеточно-коллекторного узла) во что-либо твердое.


Двигатель с крыльчаткой.


Крыльчатка из пластмассы крупным планом.


Снимаем крыльчатку с двигателя.
Используем пинцет в качестве упора. По сверлу, которое упирается в вал двигателя, наносим легкие удары небольшим молоточком.


Крыльчатка с вала снята. Двигатель демонтирован.


Старый (слева, без маркировки) и новый (справа) двигатели.
Конденсаторы на новый двигатель не устанавливались.



Измерение родного двигателя.


Термопредохранитель (фото слева). Разъем плоский типа РпИм+РпИп (фото справа).

Недавно ко мне на ремонт принесли фен не из самых старомодных, но времена ныне иные, кто ремонтирует фен за 10$, а иногда проще купить новый, с учетом, что весь рынок буквально забит дешевыми китайскими фенами. Так что пользуясь случаем, рассмотрим конструкцию и работу фенов для волос.

Фен работает от сети 220 В, 50 Гц. Любой фен для волос имеет две основные части - обогревательный элемент и электродвигатель.

В качестве обогревательного элемента как правило используется нихромовая спираль, именно она обеспечивает теплый воздух. В фенах в основном применяются электродвигатели постоянного тока с мощностью до 50 ватт, бывают и исключения.


Проходя через спираль, ток теряет свою начальную силу, поскольку спираль имеет определенное сопротивление, именно этот ток выпрямляется диодным мостом и подается на электродвигатель.


Электродвигатели в фенах рассчитаны на напряжение 12, 24 и 36 Вольт, только в очень редких моделях используются электродвигатели с питанием 220 Вольт, в таком случае, напряжение из сети напрямую подается на электромотор. К ротору двигателя укреплен винт (пропеллер) который обеспечивает отдув тепла со спирали, именно благодаря этому на выходе получается достаточно сильный направленный поток теплого воздуха. Мощность фена зависит от толщины использованной спирали и мощности установленного электродвигателя.


Принесенный фен был разобран, оказалось, что проблема заключалась в оборванной дорожке на плате с выключателями. После заливки её припоем - устройство заработало нормально.


Но чаще всего, основные причины неработоспособности - оборванная спираль, нерабочий двигатель, расплавившиеся от тепла контакты выключателей, оборванный сетевой провод или вилка.

Элементы на схеме: 1 - насадка-диффузор, 2 - корпус, 3 - воздуховод, 4 - ручка, 5 - предохранитель от перекручивания шнура, 6 - кнопка режима "Холодный воздух", 7 - переключатель температуры потока воздуха, 8 - переключатель скорости потока воздуха, 9 - кнопка режима "Турбо" - максимальный поток воздуха, 10 - петля для подвешивания фена.


На электродвигатель подается напряжение постоянного тока, полученное посредством диодного моста, состоящего из четырех диодов (или просто от одного диода).


Выделим два элемента цепи, которые являются потребителями (нагрузками), это - спираль и диодный мост (двигатель не считаем, т.к. является нагрузкой моста). В цепи элементы расположены последовательно (один за другим), значит, падение напряжения на каждом из них будет зависеть от его же сопротивления и их сумма будет равна напряжению сети при третьем положении переключателя.


Большинство фенов начального уровня имеют простейшую электросхему, в таких фенах только один переключатель, которым включается вентилятор и ТЭН. Нагреватели могут выполняться в различных модификациях, но во всех фенах они выполнены из нихрома, свитого в пружину.

Однако почти все простые современные фены имеют 2-3 ступени регулировки мощности и потока воздуха.

Более продвинутые фены имеют плавные регуляторы скорости обдува и температуры обдуваемого воздуха.



Рекомендуемое максимально время работы - 5 минут. По завершении работы регулятор температуры убрать на минимум, оставить на холодном продуве на пол минуты, и только затем выключить фен. Старайтесь не брать его мокрыми руками, иначе возможно попадание влаги на внутренние элементы схемы, что может привести к замыканию.

Ремонт бытовой техники порой обходится «в копеечку», поэтому многие готовы заняться самостоятельным изучением этой темы в целях экономии средств семейного бюджета. Да и качество при грамотном подходе будет гарантировано.

Ремонт фена для волос: конструктивные особенности

Несмотря на кажущуюся сложность, отремонтировать бытовой фен без помощи профессионалов вполне возможно. Нужно вооружиться теоретическими знаниями о внутреннем устройстве прибора и необходимыми инструментами.

Прибор, с помощью которого сушим волосы и делаем укладки, устроен просто.

Корпус – это 2 пластиковых емкости, скрепленных между собой при помощи шурупов. У отдельных моделей вместо таких креплений используются специальные скобы-защелки. Хитрость заключается в том, что такие элементы не несут в себе практической пользы и являются чаще всего условным креплением. Вентилятор – один из главных составляющих элементов.

Функция заключается в:

  • Охлаждении нагревающихся деталей;
  • Замыкании цепи питания спиралей в приборе;
  • Запуске двигателя.


Электродвигатель представляет собой низковольтный коллекторный мотор на основе одиночного диода (как в Скарлетт) либо в более дорогих моделях (типа Remington или Babyliss) – диодного моста, обеспечивающего выпрямление напряжения, и прикрепленного к контактам мотора в виде навесного крепления. С помощью конденсатора производится согласование элементов питания, либо с этим справляется индуктивная спираль.

Распространенные жалобы при ремонте фена

Бывает, что при попытке включить фен, устройство не начинает работу и двигатель не запускается. Или же после недолгой работы фен выключается.

Вариантов неисправности здесь несколько:

  • Наличие надломов в кабеле;
  • Неисправная электрическая розетка;
  • Отсутствие электричества;
  • Поломка мотора.


Чаще всего, когда фен перестал включаться или вовсе сломался, происходят такие внешние изменения в работе прибора, как появление запаха гари. Причиной может являться то, что в процессе высушивания волос их частички застревали в сетке фена и намотались на нагревательный элемент. Либо же ситуация несколько сложнее – сгорели провода микросхемы.

Возможно снижение качества сушки. Фен начинает слабо дуть и перегревается в случае критического загрязнения фильтров на задней стороне прибора.

Если они забьются, то и мощность оборотов снизится. Возможно уменьшение скорости вращения лопастей вентилятора. Причина чаще всего в попадании внутрь фена инородного тела. Если фен работает только в режиме «Холодный воздух» и не нагревается, здесь можно говорить о таких поломках, как блокировка кнопки «Кулл» или перегорание спирали, повреждение микросхемы или отказ термостата.

Порядок осмотра и как разобрать фен

Чтобы приступить к поиску причины неисправной работы фена для сушки волос, необходимо лишь запастись 2 вещами, первая из которых, это инструктаж к прибору, а вторая – крестцовая крыльчатка и плоская отвертка. Приступая к работе, нужно помнить о том, что устройство должно быть отключено от питания.

Порядок разборки фена (типа Ремингтон d3700 или Маэстро) включает:

  1. Разбор корпуса. Для чего с задней части прибора аккуратно откручиваются и вынимаются все болты и крепежные элементы.
  2. Снятие крышечки с верхней части корпуса, маскирующей лопасти вентилятора. Как правило, крепление таковой производится путем прижатия или с помощью зажимов. В таком случае нужно осторожно приподнять деталь ножом или концом плоской отвертки.
  3. Последовательное извлечение переключателей и регуляторов с проводами, подсоединенными к микросхеме.
  4. Осмотр фена на предмет снятия всех элементов крепления.
  5. Извлечение нагревательного элемента из передней части прибора. ТЭН снять нужно крайне осторожно, чтобы избежать его поломки или повреждения спирали.


Далее идет осмотр электродвигателя на предмет неисправностей. Если поломка в моторе имеется, это будет заметно по окраске и внешнему виду контактов. Извлечения в данном случае и не требуется. Если же двигатель сгорел полностью, то здесь уже речь идет о капремонте фена и замене мотора.

Пошаговая инструкция и схема ремонта фена

Приступая к починке бытового фена, следует учитывать конструктивные особенности конкретной модели и специфику работы всех ее элементов. Стандартный порядок ремонта такого прибора (подходит для всех моделей Bosch, Braun, а также Витек, Бебилис и Brilliantcare с ионизатором) заключается в соблюдении этапов.

Прежде всего, необходимо очистить лопасти вентилятора и поверхность мотора от скопившегося волосяного кома:

  • Снимаем с задней части верхнюю крышечку;
  • Разрезаем волоски;
  • Извлекаем их при помощи пинцета или используя щетку.

Важно помнить о недопустимости влажной обработки запчастей фена, поскольку после этого контакты перестанут работать. Далее аккуратно прочищаем спираль и фильтры, в случае перегрева и присутствия запаха гари. Для устранения неисправностей в подключении фена (или если он отключается), осматриваем шнур на предмет перебитых проводков, особенно в основании прибора.

В этих целях используются специальные тестеры или индикаторные отвертки путем подключения к сети.

Ремонт в данном случае делать не рекомендуется, лучше заменить шнур на новый. Поскольку велика вероятность попадания влаги на место изоляции и замыкания прибора. Если поломок не выявлено, нужно открыть и осмотреть нагревательный элемент и его контакты. В случае, когда последние отошли от схемы, нужно воспользоваться паяльником. Также обращаем внимание на то, как стал работать переключатель положения. Если на нем обнаружен нагар, устраняем таковой с помощью наждака. В случае отхода контактов (когда фен не включается) – паяем. Если ремонту элементы не подлежат – заменяем их на новые.

Philips: как разобрать фен

Специфика устройства такова, что в некоторых моделях (например, Браун или Бош) есть функция выбора скорости потоков воздуха и интенсивности обогрева, а у других лишь отдельные регуляторы темпов вращения или степени нагрева (в недорогих моделях Vitek или Scarlett). Количество пластмассовых лопастей также различно – их может быть 2-3 и (как в фенах промышленного образца) даже 4. Нагреватель состоит из таких частей, как спираль из проволоки с нихромом и термостойкое основание под ней. Фен начинает нагреваться именно за счет спирали. Количество обмоток в спирали влияет на число режимов переключателя.

Наглядно схема разборки таких фенов выглядит следующим образом:

  1. Рассоединение частей корпуса с предварительным выниманием крепежного кольца.
  2. Снятие кожухов путем разжатия защелок с внутренней стороны корпуса.
  3. Откручивание 8 крепежных элементов – 2 на рукоятке фена, 3 со стороны съемной головки, и 3 с верхней части кожуха.

Термозащита представлена в виде настраиваемого регулятора и термостата. Принцип работы последнего заключается в том, что при превышении допустимого температурного порога, клеммы такого элемента начинают расходиться, и происходит размыкание цепи. Когда же фен остынет, клеммы снова соединяются, и можно сушить волосы снова. Еще одним рубежом на пути горячего воздуха является специальный предохранитель. В случае его срабатывания, такой элемент нужно будет поменять. Также на внешней панели многих фенов предусмотрена кнопка, благодаря которой прибор дует холодным воздухом. Эта функция не только позволяет сохранить здоровье волос, но и останавливает процесс нагревания спирали.


Как правило, для работы бытового фена, необходимо наличие постоянного электротока от 12-32 – 220В.

Есть переключатели режимов и регуляторы. В зависимости от фирмы-производителя, количество скоростей и наличие дополнительных опций разнится. Электросхема позволяет наладить взаимосвязь между всеми элементами прибора.

Rowenta: как разобрать фен

Почему сначала идет осмотр вентилятора и его лопастей – так как он продолжает плохо работать после очищения от волос, и предполагает поиск надтреснутых деталей в целях их замены. Также внутри вала могут найтись всевозможные мелкие детали, притянутые феном в процессе неаккуратного обращения с прибором.

Ремонт нагревательного элемента включает устранение разрывов в спирали путем скручивания проволоки, применения паяльника или методом лужения.

В случае поломки двигателя, из фена будет доноситься интенсивное потрескивание и даже вылетать искры в районе лопастей. Тогда нужно произвести выпаивание обмоток из микросхемы и заново соединить при помощи троек. Но, лучше всего в таком случае обратиться в мастерскую, это не так дорого (например, разборка фенов Филипс в Москве обойдется всего в 4 у.е). Если же с обмотками все в порядке, обращаем внимание на щеточки и то, достаточно ли плотно они прилегают друг к другу. Кроме того, лучше всего смазать ходовые части и проверить степень их исправности ручным вращением.


Следующий обзор представляет процесс разборки фенов Ровента (в том числе моделей Beauty и YFA 223J) и включает в себя:

  • Снятие крышки с рукоятки при помощи плоской отвертки.
  • Изъятие из панели переключателя.
  • Снятие задней крышки с корпуса до обнаружения лопастей вентилятора.
  • Извлечение из передней части спирали и двигателя.

При растрескивании микросхемы, нужно ее почистить и припаять. Далее идет осмотр конденсаторов и замена их на новые в случае вздутия. Если потемнели резисторные части, такое их состояние свидетельствует о перегорании элементов. Требуется также заменить дефектные запчасти.

Ремонт фена для волос своими руками (видео)

В случае необходимости самостоятельно починить профессиональный (такой, как Coifin классический или в форме щипцов, а также электрофены с пометкой Pro) или строительный фен (например, Интерскол Эф 2000), можно с легкостью воспользоваться предложенной схемой, поскольку такие приборы имеют устройство, аналогичное бытовым фенам.

Фен для сушки волос – это электрический прибор, представляющий собой отрезок трубы, через которую с высокой скоростью в заданном направлении подается поток воздуха, нагретого до 60°C. Зачастую для удобства использования трубу оснащают пистолетной ручкой.

На фотографии представлен фен марки Melissa Magic мощностью 1600 Вт. На рукоятке размещен переключатель режимов работы, с помощью которого можно включать фен и ступенчато изменять температуру исходящего из его сопла воздуха.


Строительный фен по внешнему виду, принципу работы, устройству и электрической схеме практически не отличается от фена для сушки волос. Только в нем воздушный поток нагревается до 600°C.

Устройство и принцип работы фена

Когда фен включен, то холодный воздух из помещения засасывается в его трубу с помощью вращающейся крыльчатки, насаженной на вал электродвигателя постоянного тока. Далее воздушный поток проходит через четырехгранный термостойкий каркас из слюды или керамики, на который намотана разогретая спираль из нихрома. Охлаждая спираль, воздушный поток нагревается до температуры 60°C, а в строительном до 600°C, после чего выходит из трубы.


На корпусе фена обычно имеется включатель, совмещенный со ступенчатой установкой режима работы, позволяющий включать фен в режим полной или половинной мощности.

На фотографии показан внешний вид типового движкового переключателя режимов работы.

Для исключения ожога кожи при сушке волос и разрушения корпуса фена при нарушении работы двигателя, на каркасе устанавливается тепловая защита в виде биметаллической пластины.


При нагреве воздуха выше заданной температуры биметаллическая пластина изгибается вверх по стрелке на чертеже и размыкает контакты. Нагревательная спираль обесточивается, и нагрев воздуха прекращается. После остывания биметаллическая пластина возвращается в исходное положение, и контакты вновь замыкаются.

Как видно, принцип работы и устройство фена мало чем отличается от других нагревательных бытовых электроприборов и отремонтировать фен может любой домашний мастер.

Электрическая схема фена

Большинство строительных фенов и для сушки волос имеют ниже приведенную электрическую схему. Питающее напряжение подается через вилку типа С6 с помощью гибкого шнура. Конденсатор С1 служит для подавления помех, излучающих щеточным узлом двигателя. Резистор R1 служит для разрядки конденсатора С1 после отключения вилки от розетки для исключения удара током человека при прикосновении к штырям вилки. В некоторых моделях элементы С1 и R1 не устанавливаются.


Управление режимами работы фена выполняется с помощью переключателя S1. В его положении, показанном на схеме, фен находится в выключенном состоянии.

При перемещении движка переключателя на один шаг вправо, его подвижный контакт замыкает выводы 1-2 и питающее напряжение через выпрямительный диод VD1 поступает через токоограничивающую спираль H1 на двигатель и нагревательную спираль H2. Диод обрезает половину синусоиды и таким образом снижает скорость вращения крыльчатки, и мощность нагрева спирали H2 наполовину.

При перемещении движка еще на один шаг, замыкаются контакты 1-2-3, на нагревательный элемент и двигатель подается все напряжение сети и фен работает на полную мощность.

Обычно в фенах устанавливают двигатели постоянного тока, рассчитанные на питающее напряжение 9-12 В. Для снижения напряжения служит спираль H1. Для преобразования переменного тока в постоянный служит диодный мост VD2-VD5. Электролитический конденсатор С4 сглаживает пульсации. Искрогасящие конденсаторы С2-С3 выполняют задачу гашения искр в щеточно-коллекторном узле двигателя и подавления радиопомех.

Кнопка S2 служит для возможности переключения работы фена в режим обдува холодным воздухом. При нажатии на нее спираль H2 перестает нагреваться.

Для защиты фена от перегрева, что может произойти из-за снижения оборотов крыльчатки в случае неисправности двигателя, служит элемент тепловой защиты St, который размыкает цепь подачи питающего напряжения на нагреватель H2 при превышении максимально допустимой температуры воздушного потока.

Как отремонтировать фен своими руками

Внимание! При ремонте электрического фена следует соблюдать осторожность. Прикосновение к оголенным проводам и деталям, находящимся под напряжением может нанести серьезный урон здоровью. Не забывайте вынимать вилку фена при ремонте из розетки!

Если к Вам в ремонт попал сломанный фен, то в первую очередь надо выяснить по каким внешним признакам фен был признан неисправным. По ним можно, воспользовавшись ниже приведенной таблицей, сразу предположить в каком месте искать неисправность.

Внешнее проявление, причины и способы устранения неисправностей фена
Внешнее проявление Вероятная причина Способ устранения
При сушке волос фен периодически отключается Перетерся шнур питания в месте выхода из корпуса фена или вилки Отремонтировать или заменить сетевой шнур или вилку
Воздух из фена идет горячий с запахом гари Недостаточная скорость вращения крыльчатки в результате навивки на вал мотора волос между крыльчаткой и его корпусом
Фен после недолгой работы отключается Срабатывает термозащита из-за недостаточной скорости вращения или остановки крыльчатки в результате навивки на вал мотора волос между крыльчаткой и его корпусом Удалить острым инструментом волосы с вала
Фен не включается В обрыве сетевой шнур или неисправен переключатель режимов Отремонтировать или заменить сетевой шнур или выключатель
Из фена идет холодный воздух Неисправна кнопка отключения нагрева, обрыв спирали, окислились контакты в элементе термозащиты Прозвонить детали мультиметром, неисправные отремонтировать или заменить
Фен работает только в одном из положений переключателя режимов Неисправен переключатель режимов, в обрыве одна из спиралей или диод VD1 Прозвонить мультиметром переключатель, диод и спираль, неисправные детали отремонтировать или заменить

Как разобрать фен

Разобрать фен бывает сложнее, чем его отремонтировать, так как части корпуса обычно внутри соединяются с помощью защелок, расположение которых с внешней стороны не видно.


Но всегда на рукоятке в области входа в корпус сетевого шнура имеется саморез, обычно закрытый декоративной заглушкой или заклеенный этикеткой. Благодаря разному цвету частей корпуса фена Braun, показанного на фотографии, видно по какой линии его разбирать.


Вот так выглядит декоративная пластиковая заглушка в корпусе фена. Так как она одного цвета с рукояткой, то ее сложно заметить. Для извлечения заглушки нужно острым предметом, например, шилом или ножом с острым концом лезвия поддеть ее за край.


После изъятия заглушки головка самореза стала видна, но оказалось, что шлиц на ней треугольный, при этом грани его выполнены таким образом, что саморез можно винтить только по часовой стрелке. Производитель предусмотрел, чтобы в домашних условиях фен для ремонта разобрать без поломки корпуса было невозможно.


Для вывинчивания винта с такой головкой сначала с помощь жала разогретого электрического паяльника он был нагрет. Для этого достаточно прижать жало паяльника к головке и удерживать в течение пары минут. От нагрева самореза пластмасса вокруг резьбы размягчилась. Далее, пока пластмасса не остыла, с помощью отвертки с плоским жалом шириной равной длине грани треугольника шлица саморез без трудностей был выкручен.

Во избежание трудностей при следящем ремонте фена при сборке саморез был заменен таким же по размерам, но со шлицом в головке под крестовую биту.


Съемная часть корпуса дополнительно держалась еще на четырех защелках. Две из них находились по бокам трубы. Для разборки пришлось одновременно с разведением деталей отжать их через образующуюся щель с помощью плоской отвертки.


После расцепления боковых защелок верхние освободились сами. Защелки были неглубокими, поэтому удалось разобрать фен без их поломки.


В данном фене неисправен был сетевой шнур, и поэтому дальнейшей его разборки не понадобилось, так как место подключения шнура к электрической схеме стало доступным.

Примеры ремонта фена

Наиболее часто фены ломаются по причине перетирания сетевого шнура или нарушения работы электродвигателя с крыльчаткой. В современных фенах, благодаря наличию тепловой защиты и использования толстой проволоки для намотки спирали она перегорает очень редко. Из десятка отремонтированных мною фенов с перегоревшей спиралью не встречалось.

Ремонт сетевого шнура фена

При сушке волос фен интенсивно перемещается и сетевой шнур постоянно изгибается. Хотя провода в шнуре медные и многожильные, но от многократных перегибов со временем обламываются. Признаком начала обрыва проводов является периодическое временное прекращение работы фена во время сушки волос.

Поэтому половина поломок связана с перетиранием сетевого шнура в месте выхода из корпуса, реже у вилки. Первым признаком такой поломки является перебои в работе фена во время сушки волос. На этом этапе легко узнать место дефекта шнура. Достаточно зафиксировать его посередине и пошевелить шнур сначала у входа в корпус вилки, а затем у входа в корпус фена. Если фен при этом будет работать стабильно, значит, шнур в порядке и неисправность надо искать в другом месте.

Если провода в шнуре перетерлись в месте выхода из вилки, то можно выполнить ремонт фена без его разборки. О том, как заменить вилку, описано в статье «Электрическая вилка, как подключить, отремонтировать» .


Обычно провода шнура внутри фена припаивается к печатной плате или присоединяются с помощью накидных клемм, как на приведенной фотографии.

Для проверки шнура нужно прозвонить провода, прикоснувшись одним щупом тестера или мультиметра к одному из штырей вилки. Вторым щупом мультиметра поочередно прикоснуться к концам проводов. Один из проводов должен показать нулевое сопротивление. Между оставшимся проводом и вторым штырем вилки должно быть тоже нулевое сопротивление.


Если провода прозваниваются, то шевеля шнур в это время можно точно определить, в каком месте провод перетерся. В ремонтируемом изделии шнур был оборван в месте ввода в фен.

Если провода шнура припаяны к печатной плате, то прозвонить их можно не отпаивая, присоединив щупы прибора к штырям вилки. Переключатель работы фена должен быть установлен в режим максимальной мощности. Нагревательная спираль имеет сопротивление около 30 Ом. Поэтому, если провода шнура исправны, то мультиметр должен показать такое же сопротивление.

С помощью онлайн калькулятора Вы можете точно рассчитать величину сопротивления нихромовой спирали фена, исходя из его максимальной мощности.


В ремонтируемом фене обрыв шнура оказался в месте ввода его в корпус. Для восстановления работы нужно дефектный участок провода отрезать и перемонтировать накидные клеммы. Для снятия клемм с проводов сначала нужно с помощью ножа разогнуть в стороны усики, фиксирующие провода, как показано на фотографии.



На следующем шаге перетертый участок провода отрезается и со шнура и проводов снимается изоляция . Длина шнура уменьшиться на десяток сантиметров, что не повлияет на эксплуатационные характеристики.


Осталось залудить провода и клеммы с помощью припоя электрическим паяльником и спаять их вместе. После надевания клемм, сборки и проверки работы фена ремонт его можно считать законченным.

Если нет под рукой паяльника, то в таком случае провода отрезаются на расстоянии 3-5 см. от места подключения к электрической схеме фена и удаляется отрезок дефектного шнура. Затем провода соединяются одним из механических способов, в зависимости от внутреннего свободного пространства в рукоятке фена.

Ремонт цепи питания двигателя

Попал в ремонт фен Melissa-1600, с жалобой на то, что воздушный поток из него стал слабым с запахом гари. При проверке оказалось, что крыльчатка вращалась с недостаточной скоростью. Сразу предположил, что на вал мотора между крыльчаткой и корпусом навились волосы. Обычно в большинстве случаев при таких признаках это и случается.


Но после разборки фена выяснилось, что один из выпрямительных диодов, установленных на моторе, разорвало пополам. Прозвонка остальных диодов показала их исправность. Поэтому двигатель и работал, но на него подавалась только одна полуволна выпрямленного напряжения.


Неисправный диод был выпаян и на его место, с соблюдением полярности, запаян первый попавшийся типа КД105. Напряжение питания двигателя обычно составляет 9-12 В при токе не более 0,5 А. Такие параметры обеспечит практически любой выпрямительный диод.

Заодно с вала мотора были удалены навитые волосы и смазаны подшипники машинным маслом. Для этого достаточно нанести каплю масла в точку фиксации вала в корпусе мотора и провернуть несколько раз вал за крыльчатку.


Перед установкой двигателя в фен его желательно проверить. Для работы мотора необходимо постоянное напряжение величиной 9-12 В. Но так как напряжение подается на диодный мост, то запитать двигатель можно как от постоянного, так и переменного источника тока. Подойдет даже простейший адаптер от любого устройства, выдающий соответствующее напряжение и ток до 0,5 А.

Подавать напряжение нужно на вход диодного моста, точки его припайки к электрической схеме фена. Если двигатель подключается к источнику постоянного напряжения, то нужно проверку провести сначала при одной полярности подключения, а потом поменять подключаемые провода местами. Это нужно чтобы проверить все диоды моста.


Испытания двигателя после профилактики и ремонта показали, что его крыльчатка при прокрутке рукой вращалась легко и при подаче напряжения от внешнего источника напряжения с достаточной скоростью.

Проверка фена после сборки показала, что работоспособность его полностью восстановлена. Крыльчатка вращалась с большой скоростью, и запах гари исчез.

Ремонт переключателя и кнопки включения холодного воздуха

Если фен невозможно включить, и сетевой шнур исправен, то причиной, как правило, является нарушение контактов в переключателе режимов. А если все режимы фена, но воздух не нагревается, то неисправна кнопка отключения нагрева, теплозащита или перегорела спираль.


Переключатели режимов работы в фене обычно впаиваются в небольшую печатную плату, которая фиксируется в направляющих или прикручена саморезами. На фотографии показаны выводы переключателя, впаянные в печатную плату. С левой стороны виден выключатель подачи горячего воздуха.


Если переключатель режимов не звониться, то можно попытаться тонким инструментом зачистить внутренние контакты через отверстие, расположенное рядом с его движком. Бывает, что выгорел только контакт одного из режимов работы, а остальные в рабочем состоянии. В таком случае можно пожертвовать редко используемым режимом работы фена и переключить коммутацию на исправный контакт.

Бывает, что из-за подгоревших контактов в результате нагрева корпус переключателя деформируется и движок заклинивается. В случае отсутствия переключателя на замену можно провода соединить напрямую, оставив только один режим работы фена. Включать в таком случае фен придется подключением его вилки к розетке.

Если неисправна кнопка отключения подачи теплого воздушного потока, и нечем ее заменить, то достаточно закоротить ее выводы. В таком случае эта функция работать больше не будет, а в остальном фен будет работать, как и прежде.

Ремонт тепловой защиты

Тепловая защита представляет собой два соприкасаемые контакта, один из которых закреплен на биметаллической пластине. При нагревании пластины свыше заданной температуры она изгибается вверх, как показывает стрелка на фотографии. В результате контакты размыкаются, и цепь питания нагревательной спирали разрывается.


Если кнопка отключения подачи горячего воздуха в порядке и спираль целая, то очевидно, что окислились контакты в реле тепловой защиты. Для восстановления достаточно в зазор между контактами ввести сложенную вдвое мелкозернистую наждачную бумагу и прижав биметаллическую пластину сверху пальцем несколько раз протянуть бумагу.

Неисправности нагревательного элемента - спирали

Если воздушный поток из фена идет холодным при работающем двигателе, исправной кнопке отключения и тепловой защиты, то поломка связана с нихромовой спиралью.

Обрыв спирали легко обнаружить внешним осмотром. А нарушение контакта в соединениях в виде полых заклепок на каркасе фена концов нихромовой проволоки с проводами, идущими от переключателя режимов работы, не всегда можно определить по внешнему виду. Если заклепки не имеют почернений, то в таком случае поможет только прозвонка мультиметром.


Для восстановления контакта в заклепочном соединении нужно с помощью плоскогубцев ее дополнительно обжать. Работу надо делать аккуратно, чтобы не поломать хрупкий слюдяной или керамический каркас.

Перегорание или обрыв спирали в современных фенах практически не происходит, но если такой отказ случился, то спираль необходимо будет заменить новой. Сращивание проволоки спирали скруткой или обжатием в отрезке алюминиевой или латунной трубки не приведет к долговременному успеху. Если спираль износилась, то после такого ремонта вскоре перегорит в другом месте.

Нихромовую спираль, с учетом мощности фена можно приобрести новую или намотать самостоятельно из нихромовой проволоки, рассчитав ее диаметр и длину по таблице .

Удаление волос и смазка вала двигателя фена

Еще одна распространенная неисправность фена, которую можно устранить самостоятельно, имея под руками только стандартный набор инструмента, это когда фен работает, но струя исходящего воздуха сильно горячая с запахом гари из-за намотки на вал двигателя волос или плохой смазки подшипников двигателя.

Удаление волос с вала двигателя фена BaByliss

Попал мне в ремонт фен BaByliss, показанный на фотографии, с жалобой, что исходящая струя воздуха стала слабой и очень горячей.


При проверке, по звуку работы вентилятора стало понятно, что частота его оборотов занижена, и причина неисправности кроется в работе двигателя. Для устранения неисправности пришлось фен разбирать.

Для того чтобы разобрать фен BaByliss сначала нужно снять насадку, открутив два самореза. Далее с помощью отвертки с плоским жалом снимается фиксирующее кольцо, установленное со стороны выхода подогретого воздуха. Поддается оно легко.

Осталось разъединить половинки корпуса, которые удерживаются на двух защелках с каждой боковой стороны. На фотографии, благодаря полупрозрачности пластика защелки хорошо просматриваются, как на фотографии в виде светлых полосок.


Фен разобран и осталось добраться до места вала, где намотались волосы. Двигатель закреплен внутри пластмассового корпуса, представляющего собой трубу таким образом, что для извлечения его нужно снять крыльчатку вентилятора. А крыльчатка, как правило, насажена на вал плотно и тут обычно возникают большие трудности, так как захватится за крыльчатку стандартным инструментом невозможно, и поломать ее легко.

Для решения подобных задач у меня сделан из китайских утконосов специальный инструмент – утконос с загнутыми под прямым углом концами губок. С помощью тисков концы легко загнулись, так как небыли закалены.

Этим утконосом я также с успехом ремонтирую бегунки змеек и молний, в случае если звенья перестают смыкаться. Обычными плоскогубцами зачастую не добраться. А благодаря загнутым концам губок в любых случаях легко сжать смыкающую звенья часть бегунка.

В дополнение модернизированными плоскогубцами-утконосами удобно удерживать оси и валы, гайки и другие предметы разных форм – не выскальзывают, как из плоскогубец с плоскими губками.

После снятия с вала двигателя крыльчатки появился доступ к накрученным волосам. В этой модели фена на вал двигателя насажена латунная втулка, а уже на нее надета крыльчатка. Обычно она насаживается непосредственно на вал двигателя.

Осталось только острым предметом, например ножом, шилом или иголкой, удалить волосы и собрать фен в обратном порядке. Чтобы не возникло трудностей при сборке фена, при разборке советую сделать несколько фотографий.

Удаление волос и смазка вала двигателя фена Viconte

У фена Viconte внешнее проявление неисправности было такое же, как и у BaByliss, но в дополнение воздух исходил с запахом гари и вентилятор работал со скрежетом. Это свидетельствовало, что выработалась смазка подшипников двигателя.


Последовательность и технология разборки фена аналогичная как фена BaByliss, поэтому описывать ее нет необходимости.


Питающее напряжение с помощью двух проводов подавалось на диодный мост, распаянный на выводах двигателя. Для удобства ремонта провода были отпаяны с помощью паяльника. Цвета проводов можно не запоминать, так как на мост подается переменное напряжение, и порядок соединения проводов значения не имеет.

Попытка снять крыльчатку с вала двигателя с помощью выше описанных утконосов не увенчалась успехом, даже при приложении большой мышечной силы. Пришлось придумывать, как удалить волосы и смазать подшипник, не снимая крыльчатку.

Пришла идея, что можно не мучатся со снятием крыльчатки, а просверлить отверстие в корпусе держателя двигателя, что и было сделано.

Место сверления отверстия нужно вымерять, чтобы не попасть в корпус двигателя или основание крыльчатки. Сначала было просверлено отверстие диаметром в три миллиметра, а затем рассверлено до пяти. Пластик корпуса мягкий и тонкий, поэтому отверстие можно сделать и концом остроконечного ножа.

Для удаления волос с вала двигателя из канцелярской скрепки был изготовлен крючок. Чтобы изготовить такой инструмент нужно отогнуть конец скрепки, на наждачной бумаге его заострить и самый кончик загнуть на длину два миллиметра. За минуту все волосинки были удалены.

Для смазки подшипника пришлось воспользоваться медицинским шприцом. Достаточно одну каплю масла подать в точку входа вала в двигатель. Для того чтобы масло попало в подшипник, нужно взявшись за крыльчатку, подвигать несколько раз вал вдоль оси, прокручивая его.

Смазать нужно и подшипник с противоположной стороны вала. Для смазки подойдет любое машинное масло, например для заливки в двигатель автомобиля. Если масла под рукой нет, то можно вынуть щуп уровня масла из двигателя, с которого взять несколько капающих капель.

Для проверки работы вентилятора, на диодный мост было подано напряжение величиной 10 В с блока питания постоянного тока. Работать двигатель будет при напряжении от 5 до 12 В, поэтому подойдет даже зарядное устройство от любого телефона. Такую проверку делать не обязательно, но при возможности лучше убедиться, что вентилятора заработал как положено.

Проверка показала нормальную работу двигателя, без посторонних шумов и достаточный напор воздушного потока. Сделанное отверстие можно и не закрывать, так как оно плотно прилегает к корпусу фена. Если не так, то можно его заклеить скотчем.

Как видите, наиболее часто встречающиеся поломки фена устранить совсем не сложно и такая работа по силам при желании любому домашнему мастеру. В любом случае стоит перед покупкой нового фена попробовать отремонтировать отказавший фен.

Загрузка...