domvpavlino.ru

Как обжечь дерево. Обжиг древесины. Обработка дерева паяльной лампой


Обжиг древесины относится к одному из простейших способов декорирования и защиты поверхности от целого ряда пагубных воздействий. Как правильно проделать такую операцию в домашних условиях – пошаговое описано в статье.

Кто придумал обжигать древесину?

По одной из версий принято считать, что первыми начали обжигать древесину японцы. При этом, применяли они эту технологию, как ни странно, не на своих изделиях. Изначально в такой способ они сохраняли леса от огня в сезон пожаров. Обожженная нижняя часть ствола становилась трудновоспламеняемой и, соответственно, меньше подвергалась возгоранию.
Вторая популярная легенда тоже родом из Японии. Если верить этой версии, то однажды японцы заметили, что после пожара в лесу обугленные стволы дольше сохранялись, нежели те, которые миновал огонь. В том числе, они отметили для себя, что обожженная древесина не так быстро гниет, а также ее совсем не точат насекомые.
Позже эту технологию, подсказанную людям самой природой, начали применять в строительстве. Так, перед монтажом обжигалась кровельная доска, стеновой брус, деревянные сваи. Это делало постройку более долговечной, защищенной от насекомых и, частично, от возгорания.
Еще позже обжиг начали применять для декорирования изделий из дерева, в частности, для мебели, эксплуатируемой на открытом воздухе. Целью, при этом, стала не только защита материала от пагубных воздействий, но и придание поверхности привлекательного внешнего вида.
Существует также версия, что обжигать древесину задолго до японцев начали викинги. Они применяли эту технологию для обработки своих кораблей.

Преимущества обожженного дерева

Достоинства у обработанной открытым огнем древесины следующие:

  • презентабельный внешний вид;
  • непривлекательность для насекомых;
  • повышенная огнестойкость;
  • уплотненная поверхность;
  • повышенная прочность;
  • улучшенная влагостойкость;
  • износостойкость;
  • защищенность от ультрафиолетового излучения.

Кроме того, в процессе обжига некачественных пиломатериалов устраняются практически все пороки – потемнения, синева, легкая гниль. Обработанное изделие также не требует строгания и финишной шлифовки.

Применение технологии в домашних условиях

В быту обжиг пиломатериалов применяется повсеместно. Технология позволяет без использования морилок, тонеров и масел превратить сосну в древесину редкой породы. В частности, при глубоком обжиге, который описан в этой статье, самая бракованная сосна легко превращается в венге (растет преимущественно в Африке).
Особенно полезно использовать обжиг при изготовлении изделий и конструкций, которые будут эксплуатироваться на улице. Это может быть садовая мебель, забор, беседка. Также огнем нередко обрабатываются деревянные элементы жилья – обшивка, лобовые доски, террасы, балясины лестниц и так далее.
Красиво будут выглядеть обожженные деревянные шкатулки, подарочные футляры, рамки для картин, пазов и фотографий, различные подставки и светильники.

Какую древесину можно обжигать?

Далеко не всякую древесину возможно защитить и украсить этим способом. В первую очередь, это касается фруктовых пород, дуба, ясеня и ольхи. Однако прекрасно обжигается самый распространенный пиломатериал – сосна и елка. Также можно обрабатывать огнем шпон и многослойную фанеру.
Для обжига лучше всего выбирать такой материал, на котором просматривается витиеватая структура. Во время обработки мягкая древесина выгорит и удалится, а твердые волокна выделятся более темным цветом. При этом, сучки, синева, грибок и прочие пороки – для огня не проблема.
При обжиге хвойной древесины лучше брать высушенный материал. Он обгорает значительно быстрее, в нем меньше смолы, с которой будут впоследствии определенные проблемы. Сырую древесину тоже вполне возможно обжечь. Однако следует учитывать, что такая обработка частично закупорит поры материала, и оставшаяся внутри влага будет намного дольше выходить наружу, что не есть хорошо.

Инструменты и материалы для обжига

Главный инструмент в этом деле – газовая горелка. Просто открытый огонь (газовая плита, костер и т. д.) подходит плохо, и равномерно обжечь большую поверхность не получится. Также нежелательно использовать паяльную лампу на бензине. Жжет она, конечно, превосходно, но из ее сопла могут вылетать капли не сгоревшего топлива, оставляя на древесине лоснящиеся пятна. В качестве альтернативы можно попробовать применить строительный фен. Но с ним затрачивается много времени, и именно глубокого обжига добиться не получится.
Газовая же горелка для этого дела подходит наилучшим образом. Стоит копейки, безопасна в использовании, легко контролируется и настраивается. Обойтись можно даже самым дешевым вариантом китайского производства, который вместе с баллончиком газа обойдется около 5 долларов.


Для масштабных работ лучше обзавестись большой газовой горелкой, которая предназначена для укладки битумной кровли.
Кроме источника направленного огня понадобится также войлок. На крайний случай можно взять с кухни мочалку для мытья посуды и применить для работы более жесткую ее сторону.
По сути, это все, что нужно.

Поэтапный обжиг древесины. Нюансы технологии.

Глубокий обжиг следует начинать с поверхностного прохода горелкой по материалу. На этом этапе нужно равномерно прогреть древесину, выжечь торчащий ворс, а также вскрыть места, где в больших количествах сконцентрирована смола. Этим участкам позже потребуется уделить особое внимание.



На фото как раз хорошо видно такие места. Как правило, они проявляются на сучках, и после первого прохода не темнеют, а покрываются кипящей смолой. Она легко воспламеняется и может испортить весь результат, потому прогревать сучки следует аккуратно. Прогрели, подождали, пока кипит, затем еще раз. Повторять до тех пор, пока прекратится кипение.



Для обжигания наиболее пригодны мягкие хвойные породы древесины с хорошо выраженным рисунком годовых колец - сосна, ель. Небольшое изделие перед обжиганием опускают в раствор медного купороса, который впитывается в мягкие части годовых слоёв. При обжигании обгорает тонкий слой древесины, пропитанный медным купоросом, в основном мягкие слои. Твёрдые почти не разрушаются. Получается выразительный рисунок со светлыми линиями твёрдых слоёв на тёмном фоне.

Если изделие не пропитывать спец-раствором, то древесина обгорает более равномерно. Разница в цвете поверхности изделия получается только благодаря разной плотности мягких и твёрдых частей годовых слоёв. Сгоревший слой древесины снимают ветошью. Если нужно добиться более четкого рисунка, следует обработать изделие мелкой шкуркой.

Для обжига можно применять паяльные лампы, дающие равномерное пламя, величину которого можно регулировать. Высокая температура, 600-800°С, позволяет быстро обрабатывать большие плоскости. Если же изделия имеют небольшие размеры, применяют другой способ - обжиг в горячем песке.

Мелкий чистый песок насыпают в металлическую ёмкость и нагревают до температуры не выше 200°С. В горячий песок кладут заготовленные для обжига изделия и выдерживают там, пока они не потемнеют. Если тон отдельных деталей должен светлеть постепенно, то эти детали погружают в песок вертикально: нижние слои песка нагреваются сильнее, чем верхние, поэтому нижняя часть куска будет темнее верхней. Таким образом получают тон, переходящий от светло-желтого до тёмно-бурого. Следует учитывать, что при шлифовании поверхность шпона несколько посветлеет.

Обжиг можно начать, когда сопло паяльной лампы станет совершенно красным, а огонь равномерно лиловым. Желтым огнем обжигать поверхность нельзя, доска может покрыться сажей. Огонь нужно направлять перпендикулярно к доске и так, чтобы доски касался конец факела, т. е. самая горячая его часть. При работе огонь перемещается медленно вдоль доски с равномерной скоростью, которая зависит от температуры пламени и от того, насколько древесина сухая. Нужно следить, чтобы рисунок древесины был однородным и контрастным. Для облегчения работы доски кладутся на козлы или табуреты.

За один раз на козлы можно поместить 4-5 досок вплотную друг к другу. Прибивать к стене следует в том же порядке, в каком они лежали при обжиге на козлах.
Обжигать доски, прибитые к стене, категорически запрещается правилами пожарной безопасности Контрастный рисунок получается при обжиге только древесины хвойных пород. После того, как диски прибиты к стене, обожженную поверхность нужно покрыть натуральной олифой, нитролаком, глифталевым лаком или карбамидно-формальдегидным лаком.

Следует иметь в виду, что контрастность рисунка, полученного при обработке поверхности древесины паяльной лампой, быстро слабеет под воздействием прямых солнечных лучей. Например, рисунок на стене наружной обшивки дома, расположенной на солнечной стороне, теряет контрастность уже через пару месяцев. Поэтому не следует обжигать доски наружной обшивки стен, на которые попадают прямые лучи солнца.

Гугл-компиляция

Где применяется обожженное дерево?

Упоминания о применении обожженной древесины можно встретить в истории строительства и отделочных работ на всех континентах, начиная с XVIII века.

Обожженная древесина использовалась и используется для внутренней и внешней отделки домов – в виде разнопрофильных досок, панелей, бруса.

Из нее изготавливались мебель, предметы интерьера, декоративные элементы.

Свое место у обожженной древесины было и есть в ландшафтном дизайне.

Как получить обожженное дерево?

В наши дни известно несколько технологий, различающихся глубиной обработки материала и конечными целями.

Полный обжиг, или прожиг, производят в вакуумной печи, с нагревом дерева до 400ºС. Строго говоря, при этом материал перестает быть древесиной, превращаясь в полимероуглеродный пластик.

Глубокий обжиг древесины своими руками

Из такого «дерева» изготавливают мебель, причем каждое изделие получается уникальным: узор и полученные при обработке расколы никогда не повторяются.

Глубокий обжиг делают в открытой печи. Дерево находится в ней необходимое количество времени, после чего его обливают водой.

При этом верхний слой материала прогорает на 1-2 см. Эта технология хороша для старых пиломатериалов, для «бэушных» брусьев и досок. При глубоком обжиге древесина «обновляется»: удаляется поврежденный и рассохшийся верхний слой. Поверхность материала приобретает интересный внешний вид: она может переливаться, как графит, или имитировать черный цвет благородных пород дерева.

Большой популярностью пользуется поверхностный обжиг дерева. Произвести его можно своими руками, при помощи паяльной лампы или обычной горелки.

Прогоревший слой в этом случае составляет до 0,5 мм, получившаяся поверхность шлифуется. Эта поверхность очень красива: буро-коричневатая, с золотистым отблеском, с ярко выраженной текстурой. Такая древесина применяется, как правило, для внутренней отделки.

Как обжиг изменяет свойства древесины?

Один из существенных недостатков дерева как строительного материала – его высокая гигроскопичность – объясняется его пористостью.

К тому же структура древесины очень неравномерна: при жизни дерева в нем образуются различные сахара и смолы, а также целлюлозные полимеры.

Поры и вышеназванные органические вещества – прекрасная среда для появления и размножения плесени и микроорганизмов, а также вредителей типа жучков-древоточцев.

И именно наличием пор и органики объясняется высокая горючесть дерева.

Обожженной древесине уже совсем не так страшны неблагоприятные внешние воздействия: в процессе обжига частично закупориваются ее внутренние поры и в большинстве своем удаляются нестабильные целлюлозные полимеры.

Кроме того, при такой обработке погибают микроорганизмы, обитающие в толще дерева, а спекшийся внешний слой не допускает появления новых «жильцов».

Какие плюсы имеет обожженное дерево?

Об двух существенных преимуществах обожженной древесины – устойчивости к появлению грибков, микроорганизмов и насекомых, а также повышении огнестойкости материала – мы сказали выше.

Следствием этого являются более высокие прочность и долговечность обожженного дерева по сравнению с обычным.

Причем при этом обожженное дерево останется абсолютно экологичным – все вышеназванные плюсы получены без применения химической обработки материала.

Еще одно преимущество – более низкая теплопроводность обожженного дерева. Хозяева домов с вентилируемым фасадом из этого материала радуются стабильной комфортной температуре в комнатах в любое время года.

Дизайнеров и потребителей привлекает эстетичный внешний вид полученного материала – максимально проявившаяся текстура дерева, в каждом случае неповторимая. Кстати, обожженное дерево может иметь различные цвета, а не только черный или буро-коричневый: при финишной обработке допускается применение масел разных колеров.

Обожженное дерево ценят те, чей стиль – индивидуальность и креативность.
Все про кирпич

История кирпича настолько увлекательна, что он служит объектом коллекционирования, составляя целые собрания частных и государственных музеев.

1002 0Утепление фасада мокрым методом

Трудно представить себе современное строительство, тем более в наших северных широтах, без теплоизоляции фасадов.

В то же время фасад - это лицо здания, и потому утепление никоим образом не должно портить его внешний вид.

1741 0Как выбрать металлочерепицу

Металлочерепица - прогрессивный кровельный материал.

Появившись на рынке стройматериалов в 1980-е годы, она быстро завоевала заслуженную популярность.

1044 0Кровельный пирог под металлочерепицу

Этот современный строительный материал пользуется сейчас значительной популярностью: металлочерепица долговечна (ее срок службы — до 50 лет), экономична, устойчива к температурным перепадам, имеет небольшой вес, проста в монтаже.

Возврат к списку

Слабое звено

Игра для внеклассного мероприятия по химии 10 класс

Цель. С помощью соревновательной игры закрепить знания учащихся по химии и экологии, продолжить у них формирование интереса к предмету.

Подготовка к игре. Из параллельных 10-х классов выбираются (по желанию) восемь участников игры.

В качестве ведущего может быть сам учитель, но лучше выбрать ученика из 11-го класса. Выбираются три помощника из 11-го класса. Учитель вместе с учениками 11-го класса заранее готовит вопросы к игре. Обязательно приглашаются болельщики – группы поддержки игроков.

Оборудование:

По шесть листов чистой бумаги и одному фломастеру каждому игроку;

Нагрудные эмблемы с именами игроков;

Плакат с названием игры;

Песочные часы на 5, 2 и 1 мин;

Прозрачная емкость для жетонов – банк;

Путевые листы.

Правила игры

Игра проводится в виде раундов: шести текущих и одного финального.

Во время раунда ведущий игры задает поочередно игрокам вопросы. Участник игры, отвечая на вопрос, должен еще успеть сказать слово «банк», т. к. цель игры – набрать как можно больше жетонов и выйти в финал. За правильный ответ игрок получает жетон.

Если игрок забывает сказать слово «банк» и дает неправильный ответ, то все набранные перед ним жетоны «сгорают».

Каждому раунду отведено ограниченное время. После каждого раунда участники игры выбирают «слабое звено»: они пишут на листах бумаги имена игроков, которые, по их мнению, должны покинуть игру. Выбывает тот игрок, имя которого чаще повторилось при голосовании. Ведущий может предложить любому игроку обосновать свой выбор, а выбывшему дать слово для того, чтобы он высказал свое мнение об игре и ее игроках.

Двое помощников следят за ответами игроков и фиксируют их в путевом листе (приложение) .

После окончания раунда и выбывания одного из игроков они сообщают, кто на самом деле был «слабым звеном». Третий помощник следит за банком, т.е. фиксирует количество жетонов, которые зарабатывают участники игры.

В финальном раунде остаются два участника.

Обжиг дерева феном, горелкой, паяльной лампой: плюсы обожженого дерева

Ведущий поочередно задает игрокам по три вопроса. Если игроки отвечают на все вопросы правильно, то игра продолжается до первого неправильного ответа.

Победителем становится тот, кто последним правильно ответил на вопрос.

ПЛАН ИГРЫ

I раунд – 10 мин.

II раунд – 6 мин.

III раунд – 4 мин.

IV раунд – 2 мин.

V раунд – 2 мин.

VI раунд – 1 мин.

Финальный раунд – 1 мин для ответа на каждый вопрос.

Подведение итогов игры, награждение победителя.

Вопросы к раундам

Химическое название поваренной соли. (Хлорид натрия.)

2. Ученый, открывший закон сохранения массы веществ. (М.В.Ломоносов.)

3. Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых – кислород. (Оксиды.)

4. Газ, образующий защитную оболочку Земли. (Озон.)

5. Окраска фенолфталеина в щелочах.

(Малиновая.)

6. Название отрицательно заряженного иона. (Анион.)

7. При взаимодействии уксусной кислоты с содой выделяется газ… (Углекислый.)

«Сухой лед» – это… (Твердый оксид углерода(IV).)

9. Вещество, называемое «купоросным маслом». (Концентрированная серная кислота.)

10. Год открытия периодического закона Д.И.Менделеевым. (1869.)

11. Атомы с одинаковым зарядом атомного ядра, но с разной атомной массой. (Изотопы.)

12. Самый легкий газ на Земле. (Водород.)

Неон, аргон, ксенон относятся к семейству… (Инертных элементов.)

14. s -Электроны образуют облака, имеющие форму… (Сферы, шара.)

15. Органические соединения, содержащие в своем составе только углерод и водород. (Углеводороды.)

16. Название реакции между кислотой и основанием.

(Реакция нейтрализации.)

17. Тип кристаллической решетки алмаза. (Атомная.)

18. Наиболее активный неметалл. (Фтор.)

19. Растворы и расплавы, проводящие электрический ток. (Электролиты.)

20. Ученый, заложивший основы теоретической органической химии. (А.М.Бутлеров.)

21. Какое молоко не пьют? (Известковое.)

22. Процесс разрушения металлов под воздействием окружающей среды.

(Коррозия.)

23. Аллотропное видоизменение кислорода. (Озон.)

24. Вещества, необходимые человеку в малых количествах и участвующие в обмене веществ. (Витамины.)

25. Название положительно заряженного иона. (Катион.)

26. Жидкий при обычных условиях металл.

(Ртуть.)

27. Биологически активные вещества, регулирующие работу органов и тканей человека и животного. (Гормоны.)

28. Вещества, ускоряющие химическую реакцию. (Катализаторы.)

29. Болотный газ. (Метан.)

Вода в твердом состоянии. (Лед.)

31. Изобретатель противогаза. (Н.Д.Зелинский.)

32. Самый легкий металл. (Литий.)

Химически неделимая частица. (Атом.)

34. Гормон, регулирующий содержание сахара в крови. (Инсулин.)

35. Капуста с наибольшим содержанием йода. (Морская.)

36. Самый тяжелый металл. (Осмий.)

37. Единица количества вещества. (Моль.)

38. Биологические катализаторы. (Ферменты.)

39. Оксид водорода. (Вода.)

40. Реакция, при которой поглощается теплота. (Эндотермическая.)

41. Галоген, соединение которого оказывает успокаивающее действие на нервную систему.

(Бром.)

42. Растворимые в воде основания. (Щелочи.)

43. Сложные вещества, при диссоциации которых образуются ионы водорода. (Кислоты.)

44. «Желчь бога Вулкана» – это выражение о каком элементе? (О сере.)

45. Свойство атома оттягивать электроны от другого атома. (Электроотрицательность.)

46. Какой элемент называют элементом жизни и мысли?

(Фосфор.)

47. Как называются вещества, которые используются для подкормки растений? (Удобрения.)

48. Какой газ называют угарным? (Оксид углерода(II).)

49. Какой элемент – основа всего минерального мира нашей планеты? (Кремний.)

50. В карстовых пещерах растут сосульки.

Как называются сосульки, растущие вверх? (Сталагмиты.)

51. Недостаток какого элемента приводит к кариесу зубов? (Фтора.)

52. Как называется наука, изучающая отношения организма с окружающей средой? (Экология.)

Как называется химическое предприятие г. Казани, на котором производят синтетические моющие средства? (ОАО «Нэфис Косметикс».)

54. Физиологический раствор вводят в организм человека при большой потере крови.

Какое основное вещество входит в состав этого раствора? (Хлорид натрия.)

55. Ректор Казанского университета в 1860 и 1863 гг. (А.М.Бутлеров.)

56. Какое вещество называют «летучей щелочью»? (Аммиак.)

57. Какой ученый создал казанскую школу химиков? (Н.Н.Зинин.)

Что вызывает повышение содержания углекислого газа в атмосфере? (Парниковый эффект.)

59. Откуда в природе берется кислород? (Образуется при фотосинтезе.)

60. Чем дышит водолаз? (Кислородно-гелиевой смесью.)

61. Главная составная часть воздуха. (Азот.)

62. Какие организмы являются индикаторами качества окружающей среды? (Лишайники.)

(Йодированную.)

64. Каким препаратом можно вывести больного из бессознательного состояния? (Нашатырным спиртом.)

65. При неправильном использовании удобрений какие вредные вещества накапливаются в овощах? (Нитраты.)

66. Какое вещество алхимики называли «огненной водой» или «водой жизни»? (Этиловый спирт.)

67. Какое вещество в старину ценилось на вес золота?

(Поваренная соль.)

68. Какую роль выполняет питьевая сода, когда ее пьют при изжоге? (Нейтрализует соляную кислоту желудка.)

69. Какой газ называют «веселящим»? (Оксид азота(I), или закись азота.)

70. Какой минерал ученые назвали «обманщиком»? (Апатит – в переводе с греческого.)

71. Разложение соли водой. (Гидролиз.)

72. Какие вещества образуются при фотосинтезе?

(Кислород и крахмал.)

73. Соединение веществ с водой. (Гидратация.)

74. Вещество (второе по твердости после алмаза), используемое как абразивный материал. (Корунд.)

75. Бытовое название сахарозы. (Сахар.)

76. Латунь – сплав меди с… (Цинком.)

77. Первый президент Русского химического общества.

(Н.Н.Зинин.)

78. Первый российский ученый-естествоиспытатель мирового значения. (М.В.Ломоносов.)

79. Что такое биогаз? (Горючий газ – состоит из метана и диоксида углерода.)

80. Как хранят металлический натрий?

(В керосине.)

81. Что нужно сделать в случае ожога кожи кислотой? (Промыть ее водой, затем 3%-м раствором питьевой соды.)

82. Какой элемент назван в честь части света? (Европий.)

83. Какая вода мутится от дыхания?

(Известковая.)

84. Как очистить яйцо, не разбивая скорлупы? (Опустить в соляную кислоту.)

85. Какой русский химик организовал в России в 1748 г. Химическую лабораторию Петербургской академии наук? (М.В.Ломоносов.)

Какой химический элемент в своем названии содержит названия двух млекопитающих? (Мышьяк.)

87. Как обуглить дерево без огня? (Серной кислотой.)

88. Какую кристаллическую решетку имеет поваренная соль? (Ионную.)

89. Какой русский химик синтезировал анилин? (Н.Н.Зинин.)

90. Какое неорганическое вещество называют «хлебом» химической отрасли промышленности?

(Серную кислоту.)

91. Кто стоял у истоков отечественной науки о металлах? (М.В.Ломоносов.)

92. Слово «бром» в переводе с греческого языка означает… (Зловоние.)

Слово «валентность» в переводе с латинского языка означает… (Имеющий силу.)

94. Кислород открыл шведский химик… (К.В.Шееле.)

95. Слово «хлор» в переводе с греческого языка означает… (Зеленый.)

Нашатырь – это… (Хлорид аммония.)

97. Элементарная частица, не имеющая заряда. (Нейтрон.)

98. Слово «йод» в переводе с греческого означает… (Фиолетовый.)

99. Вещества, имеющие одинаковый состав и молекулярную массу, но разное строение молекул и свойства. (Изомеры.)

100. Сколько электронов в наружном слое атомов химических элементов III группы главной подгруппы таблицы Д.И.Менделеева? (3.)

Вопросы к финальному раунду

Датский физик, создавший первую квантовую теорию строения атома водорода. (Н.Бор.)

2. Ученый, создавший планетарную модель атома. (Э.Резерфорд.)

3. Бесцветный газ с резким запахом, применяемый при производстве азотной кислоты и удобрений. (Аммиак.)

4. Бледно-желтый газ, взаимодействует со всеми элементами, вплоть до некоторых инертных газов. (Фтор.)

Французский химик, основоположник учения о смещении химического равновесия. (А.Л.Ле Шателье.)

6. Кто из ученых был учеником и преемником Н.Н.Зинина на кафедре химии Казанского университета? (А.М.Бутлеров.)

7. Кому принадлежит высказывание: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. Куда ни посмотрим, куда ни оглядимся, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания»?

(М.В.Ломоносову.)

8. Кому принадлежит высказывание: «Периодическому закону будущее грозит не разрушением, а только надстройки и развитие быть обещаются»?

(Д.И.Менделееву.)

9. Как называется газ с запахом тухлых яиц? (Сероводород.)

10. Какая формула у плавиковой кислоты? (HF.)

11. Что означает в переводе с латинского языка слово «фреон»? (Холод.)

12. Что означает в переводе с латинского языка слово «рубин»? (Красный.)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Путевой лист

РаундОтветы игроков
(«+» – правильные, «–» – неправильные) № 1№ 2№ 3№ 4№ 5№ 6№ 7№ 8
1
2
3
4
5
6

Финальный раунд

Р.М.Чарушникова,
учитель химии гимназии № 152
(г.

Главная / Статьи / Технология обжига древесины

Технология обжига древесины

Технология обжига древесины Yakisugi (Shou Sugi Ban) пришла к нам из Японии и дословно переводится как «томление кедра». Появление технологии принято датировать XVIII веком, когда массовому сжиганию подвергся японский кипарис Sugi, вплотную подступавший к сельским поселениям и представлявший угрозу возникновения пожаров. Впоследствии японцы оценили как внешний вид обожженной древесины, так и ее эксплуатационные характеристики.

Дело в том, что обработка древесной поверхности с помощью огня позволяет значительно увеличить срок службы древесины – порой до 80-ти лет, защищая от пожара и пагубного воздействия различных природных факторов. Потому обожженная древесина широко используется при строительстве, в частности для облицовки фасадов.

На самом деле технология обработки древесины огнем является гораздо более старинной и издавна ее применяли практически все народности.

Осмаливание и обжиг были самыми распространенными способами обработки древесины. И если в первом случае древесина пропитывалась горячей смолой, то во втором под воздействием высоких температур волоконные каналы в наружном слое древесины сужаются и самостоятельно закупориваются смолами и прочими продуктами горения, что в итоге и является защитным механизмом, защищающим древесину и увеличивающим срок ее службы.

В старину лаги и доски обжигали просто на костре, сейчас для этого используется обычная горелка, также в редких случаях – паяльная лампа.

Для процедуры подходят только хвойные породы, отличающиеся высокой плотностью, твердостью и износостойкостью: сосна, кедр, можжевельник. Такую древесину трудно расколоть, и она отличается высокой маслянистостью.

Суть технологии обжига древесины

В чем заключается технология обжига дерева:

  • Для более эффективного результата доски складываются в треугольную форму, образуя короб.
  • Процедура обжига происходит очень быстро и длится в среднем 7-10 минут.
  • Затем доски необходимо потушить, если произошло возгорание, и очистить от нагара, используя специальные металлические щетки.
  • В заключение доски необходимо промыть проточной водой.
  • После всех данных процедур на обожженной доске остается незначительный 5-миллиметровый слой нагара, выполняющий защитную функцию.

Для усиления эксплуатационных свойств древесины и обеспечения еще большей защиты иногда на доски наносится специальный масляной состав, который также придает текстуре дерева приятный глянцевый блеск.

Преимущества обожженной древесины

Древесина, обработанная с помощью японской технологии обжига, широко используется не только для облицовки фасадов, но и при строительстве террас и заборов.

Об эффективности данной технологии свидетельствует повсеместное использование обожженного дерева в Японии и других странах. Кроме того, обжиг древесины имеет ряд других положительных моментов:

  • Обработка огнем обеспечивает надежную защиту древесины от пожаров;
  • Также обожженная древесина надежно защищена от гниения, грибков и насекомых;
  • Обработанная таким способом древесина отличается необычным привлекательным внешним видом, причем со временем вид и цвет материала не изменяются;
  • Очень длительный срок службы – до 80-ти лет, и впоследствии обрабатывать древесину не потребуется;
  • Технология очень проста и может осуществляться самостоятельно.

    Как обжечь дерево паяльной лампой?

    Кроме того, у технологии обжига древесины есть еще одно крайне важное преимущество – это прекрасная альтернатива химическим способам защиты. Разумеется, в настоящее время на рынке представлено огромное количество всевозможной защитной «химии»: антипирены, антисептики и пропитки.

    Но такая механическая обработка достаточно трудоемка и отнимает много времени. В то время как обжиг производится один раз и навсегда, отнимает совсем немного времени, а по результативности ничуть не уступает химической обработке.

Доставка и оплата

Заказать обратный звонок

Удивительно глубокий серый, ничего похожего на серое дерево, неровный загар — это «побочные эффекты» японской технологии защиты древесины, известной как «колыбель колыбели».

Собственно, выпечка древесины не только японская. Даже в России есть тонкое покрытие, но это не совсем то же самое. Технология «колыбельной стрельбы» существенно отличается от простого воздействия пламени. Например, поджаренное дерево на японском языке раз в 3-4 года может быть пропитано маслом или покрыто другими декоративными ингредиентами.

Действительно, стрельба — это не только эстетика, но и сохранение древесины.

Японцы всегда были известны своим бережным отношением к природе и к себе. Традиционно различные химические вещества избегают, когда это возможно. И как защитить древесину, если вы не используете антисептики и антипирены? Оказалось, что стрельба очень хорошо подходит для этой задачи. По иронии судьбы, но жареную древесину гораздо труднее воспламенить, чем сгореть.

Для стрельбы японцы используют в основном смолу, богатую хвойными деревьями.

Самый ценный кедр. Во-первых, готовые деревянные детали сжигаются газовой горелкой в ​​течение 7-10 минут. После этой процедуры дерево помещают в воду, где тщательно промывают и обмазывают проволочными щетками. Почти все угольные поверхности удаляются, оставляя лишь слегка слой толщиной до 5 мм. Этот слой защищает от влаги, бактерий, грибов, древесных червей и даже огня.

Парадоксально, после выпечки, он легко горит.

Сгоревшие и промытые деревянные детали можно использовать сразу или после предварительной пропитки маслами, делая древесину еще более прочной и долговечной.

Масла могут использоваться по-разному. Ряд производителей, в частности Pinotex, OSMO, Tikkuril и других, можно найти в области.

В Японии запеченная древесина буквально на каждом шагу. Это еще раз показывает, что этот вид лечения эффективен и практичен. В чистом виде вспаханная пластинка приобретает серый цвет.

С помощью цветных пятен этот цвет, к сожалению, можно достичь. Цвет «напольного кедра» зависит от продолжительности огнестойкости — от серого до темно-коричневого, почти черного. В Японии такой лес также известен как Shou Sugi Ban.

Он используется на фасадах домов, а также в оформлении интерьера и даже мебели.

Сгоревшая древесина для украшения: преимущества и производство своими руками

Кстати, завод Delta Millworks специализируется на производстве мебели из обожженной древесины.

Одним из преимуществ запеченной древесины является ее долговечность. Он может оставаться неизменным до 80 лет, но не требует серьезного ухода и регулярного лечения с биологической защитой.

обжиг дерева паяльной лампой

Добрый день, дорогие друзья!

Мне довольно часто задают вопрос, который звучит приблизительно так: «вроде бы все делаю правильно, а работа все равно не такого качества, как хотелось бы. Что я делаю не так?»

Этот пост посвящен ошибкам, которые допускают мастерицы, при обжиге и брашировании древесины. Конечно, всего в одной статье не напишешь, но постараюсь хотя бы обозначить направления:

Итак, вот эти 7 ошибок при обжиге и брашировании древесины…

Боязнь газовой горелки, как чего-то страшного и огнеопасного в женских руках

Это может прозвучать немного смешно, но реально многие девушки опасаются работать с газовой горелкой. Кто-то боится, что она может взорваться в руках, кто-то обжечься.

Газовая горелка используется для приготовления и разогрева пищи – незаменимая вещь в походе и быту.

В технике обжиг и браширование древесины, является главным рабочим инструментом. Горелка очень проста в использовании и с количеством газа, находящемся в баллоне, безопасна! Это тот случай, когда «мужская игрушка» запросто может быть «женской»)) Но при этом помним о технике пожарной безопасности!!!

2. Обжиг над газовой плитой или другим аналогичным открытым огнем

Давление и подача огня от газовой горелки намного сильнее и мощнее, чем огонь от газовой плиты, что даёт возможность равномерно и в нужных местах выжечь именно мягкие волокна древесины.

Противоположный результат мы получим, обжигая заготовку над открытым огнём, при этом присутствует опасность получить ожог. В данном случае, обжиг будет не равномерным, пятнами, что негативно отразится на окончательном результате.

Эта ошибка частично является следствием первой ошибки, а в некоторых случаях просто экономия на покупке горелки.

Заготовка из неподходящего и непригодного для данной техники массива дерева

Это действительно большая проблема, и умение быстро оценивать качество заготовки придет только с опытом. Скажу лишь одно — для техники обжиг и браширование древесины подходят мягкие породы дерева — сосна, лиственница и ель.

Чрезмерный обжиг при дальнейшей тонировке в очень светлые оттенки

При чрезмерном обжиге довольно таки тяжело будет затонировать изделие в светлые оттенки и одновременно выделить структуру древесины.

В этом случае браширование следует сделать намного глубже, добираясь до светлых и твёрдых волокон.

5. Неправильно подобрана абразивная металлическая щётка

Слишком жёсткая щётка с широкими зубчиками может повредить изделие, нарушив эстетичность.

6. Браширование древесины в неправильном направлении волокон

Процесс браширования выполняем исключительно вдоль линии волокон, если даже структура дерева будет извилистой или закруглённой.

Движения абразивной щёткой поперёк линии волокон не будут структурировать изделие, а просто-напросто его портить и царапать. К сожалению, эту ошибку исправить будет невозможно.

7. Неправильный подбор оттенков для многоцветной тонировки

Грамотно подобранные оттенки красок, которые между собой «дружат» и при тонировке не сделают Вам «грязь» — это успешный результат и в итоге красивая и гармоничная работа

Повторюсь, что нюансов значительно больше.

Но если Вы сделаете работу над этими ошибки, Ваши изделия гарантировано станут лучше.

Дерево само по себе имеет очень красивый рисунок и приятный внешний вид. Но, как говорится – совершенству нет предела, и за долгое время мы смогли изобрести немало способов придания древесине интересных визуальных характеристик. Одним из способов придания древесине необычного внешнего вида является его обжиг. Казалось бы – дерево боится огня, и не очень рационально подвергать его этому испытанию. Но, если делать все правильно, то на выходе получается крайне привлекательная поверхность, ну а деревянное изделие при этом не повреждается и не теряет своих эксплуатационных характеристик, приобретая при этом много новых качеств.

На самом деле речь не идет о чем-то новом, так как в той же Японии такая обработка древесины известна уже очень давно – с 18 века. Обожженное таким образом дерево не только становится более интересным визуально – меняя цвет и проявляя текстуру, но и получает защиту от огня, а также насекомых, являющихся бичом деревянных строений и изделий. Наконец, срок службы такой древесины также сильно увеличивается, и она может эксплуатироваться до 80 лет. Прибавьте к этому защиту от грибка и гниения и вы получите один из лучших способов обработки дерева, который к тому еще и не требует каких-то сторонних химических компонентов и совершенно экологичен.

Обожженные таким образом деревянные компоненты применяются в разных сферах, однако наиболее активно они используются для облицовки зданий.

Какие процессы происходят при обжиге древесины?

В первую очередь это упрочнение верхнего слоя древесины во время процесса пиролиза. Высвобождающиеся от высоких температур смолы и уголь, проявляющийся в процессе горения, закупоривают древесные волоконные каналы, сужая их и делая древесину менее проницаемой.

Как обжигали дерево раньше и как это делают сейчас

Как мы уже говорили выше, процесс обжига древесины известен уже весьма давно. И не только в Японии, но и в других странах мира. Появился он, скорее всего – случайно, так как в один момент люди заметили, что обожженные доски обладают теми качествами, которыми их обычные аналоги похвастаться просто не в состоянии. Известен сей процесс был и на Руси, где его называли «подкуриванием».

Если раньше для обжига досок использовался костер, что было весьма неудобно, так как процесс был трудно контролируемым, то сейчас, при помощи обычной газовой горелки, качество конечного продукта стало гораздо более высоким. При этом речь не идет о какой-то невероятно сложной технологии, которая недоступна подавляющему большинству из нас. При соблюдении правил процесс происходит достаточно быстро, а результат получается весьма интересным.

Как обжигают древесину в промышленности

Существует такой способ, как полный обжиг. В этом случае доски помещаются в печь, где температура достигает 400 градусов по Цельсию. При этом температурная обработка происходит в вакуумных условиях, что и позволяет добиться нужного эффекта. Этот способ используется для больших объемов выпускаемой продукции, и подобного оборудования у обычного человека быть не может. Да и древесина при этом все же теряет ряд своих качеств.

Существует также и глубокая обработка, в ходе которой дерево прогорает до 20 миллиметров, но при этом, что удивительно, не теряет своих свойств. Впрочем, для подобной деятельности все равно необходима печь, да и само дерево внешне становится не очень интересным из-за слишком большой степени обугливания.

Самостоятельный обжиг – основанные правила

  • Начиная работы в направлении обжига, лучше потренироваться на ненужных древесных обрезках. Так вы сможете правильно дозировать усилия, не причиняя древесине чрезмерного вреда. Особенно это важно в том случае, если готовятся работы по обжигу мебели. Ведь если та же доска в процессе будет испорчена, то для отделки можно взять другую. С мебелью же такой ход не работает, вы можете просто испортить дорогой продукт;
  • Уделите внимание самой горелке. Хорошо прочистите ее от сажи. В противном случае вы не сможете получить ровное голубое пламя, так как оно будет изменено продуктами горения;
  • При обжиге наибольшей эффективностью обладает верхняя часть пламени. Можете вспомнить школьные занятия, где вам говорили, что верхняя часть огня имеет самую большую температуру. Именно ей и необходимо обрабатывать древесину, иначе эффект будет весьма далеким от идеала;
  • Само дерево до обработки должно быть очищено и должным образом отшлифовано. Особенно это актуально для старых досок, которые от времени потеряли свой первозданный вид, и рисунок на которых притупился. В этом случае верхний слой можно даже снять, открыв доступ к более свежей древесине, которая при пиролизе лучше проявит свой рисунок.
  • Если хотите добиться более глубокого прогорания древесины, перед работой необходимо пропитать ее медным купоросом и дождаться полного высыхания последнего. В мягкие виды древесины купорос впитается глубже, следовательно – они глубже прогорят;
  • После окончания процедуры, пройдитесь по древесине металлической щеткой, а далее пропитайте темным антисептиком. Следующим этапом станет шлифовка с последующей пропиткой светлым антисептическим составом. В процессе соскабливания слоя сажи, вам откроется выраженная древесная структура;
  • Не стоит подвергать обжигу такую древесину, которая до этого была обработана олифой или шпатлевкой. В этом случае данные материалы проступят в виде некрасивых пятен, что полностью перечеркнет позитивный визуальный эффект от такой обработки;
  • Проявить рисунок древесины после обжига можно еще и путем окрашивания поверхности с последующим съемом краски. Таким образом, последняя останется лишь в углублениях, ранее выраженных еще и пиролизом. Главное здесь – нужным образом подобрать цвета. Идеальным решением станет краска цвета слоновой кости. При этом лучше подбирать акриловую краску, а наносить ее необходимо на предварительно очищенную от продуктов горения поверхность. Других визуальных эффектов можно добиться при помощи лака, а также технического воска.

Где еще применяют обжиг древесины

Помимо придания интересного внешнего вида и массы новых качеств элементам фасада, внутренней отделки и мебели, обжиг часто используется и для различных древесных элементов, которые будут находиться в земле.

Ярким примером в этом случае является деревянный забор или столбы. Конечно, можно обработать их специальными составами, которые на данный момент в изобилии представлены на рынке. Однако добиться способности сопротивляться влаге, насекомым и не гнить можно путем простого помещения в костер. При этом лучшего эффекта можно будет добиться в том случае, если провести обжиг чуть выше того уровня, который будет находиться в земле.

Участник FORURUMHOUSE AlexMat722 предлагает довольно трудоемкую и очень «грязную» технологию обжига дерева, «вдруг кому пригодится». Получается очень красиво, вау-эффект гарантирован!

Смысл этой технологии в выборке мягких древесных волокон с верхнего слоя материала. После обжигания древесина становится не только более красивой на вид, но и устойчивой к негативному воздействию климата.

Берем доску. Строгать и зашкуривать, при условии, что она нормальная, не надо.

Не жалея материала и своего времени, обжигаем поверхность до черноты. Чтобы не переусердствовать, предварительно тренируем обжиг древесины на каком-нибудь опытном образце.

Самая сложная часть процесса: счищаем с слой обгорелой черноты шуруповертом с круглой насадкой из проволоки. Мы должны использовать насадку точно такую, как на картинке, производительность прямо пропорциональная диаметру щетки. Хорошо справятся с такой работой насадки для УШМ и брашировочные машины с шириной щетки от 10 см.

Можно попробовать сделать это вручную щеткой, но это будет долго и неудобно.

Вот как будет выглядеть правильно выполненное обжигание дерева.


По готовой доске проходимся шкуркой во избежание заноз и неровностей и трижды покрываем ее антисептиком с колером.

AlexMat722 Участник FORUMHOUSE

Доски выбирал специально с сучками и разным рисунком, т. е. «не очень хорошие», но зато красивые.

  1. Применение
  2. Требования к древесине
  3. Технология обработки
  4. Используем горелку
  5. Японcкий способ

Известно, что огонь - самый опасный враг древесине и способен быстро ее уничтожить. Исходя из этого, странно слышать о применении открытого пламени для обработки этого материала. Однако при грамотном контролируемом обжиге поверхности с помощью огня возможно улучшить эксплуатационные характеристики дерева, защитить его от воздействия внешних агрессивных факторов и значительно преобразить внешне, придав неповторимый вид.

Обработка древесины огнем подчеркивает естественную структуру материала, усиливая контрастность рисунка, создает дальнейшую невосприимчивость к гниению, повреждению ультрафиолетом, вредными насекомыми. Кроме того, такой материал приобретает огнеупорные свойства. Поверхностный рыхлый слой, сгорая, закрывает канальцы и поры древесины, создавая защиту глубоко лежащих волокон от плесени, бактерий, влаги, солнечных лучей и ветра. Подобным образом предохраняют материал от разрушения различные пропитки и антисептики. Однако такие средства дороги, содержат в составе химические добавки и могут быть токсичны. Обработка пламенем экологична, экономична, не требует высоких профессиональных навыков.

Обожженное дерево в интерьере выглядит эстетично. Подобным образом делают домашнее браширование - искусственное состаривание изделий и мебели: комодов, столиков, стульев, панно, картинных рам, шкатулок. Обжигать можно материал для установки лагов напольных покрытий, оконных наличников, рам, дверей, лестниц, беседок, технических построек, скамеек, колодезных срубов, ограждений. При необходимости обработки сложных массивных сооружений желательно обжигать дерево до сбора конструкций, чтобы успешно произвести последующую зачистку труднодоступных мест. Приниматься за крупные постройки не стоит еще и потому, что можно не уследить за направлением и силой пламени, вызвав неконтролируемый пожар. Неопытным мастерам лучше начинать с небольших досок или изделий.

Требования к древесине

Лиственные деревья - клен, березу, бук, вишню, ольху и другие - обрабатывать огнем не следует. Обжигать желательно только хвойные породы: кедр, лиственницы, ель, сосну. Их мягкая структура позволяет получить в итоге превосходный красивый материал без пятен. Для декоративных изделий подойдет полотно любого качества: с сучками, сложными извитиями, глазками - тем эффектнее будет конечный результат. Сгорающие мягкие волокна образуют впадинки, жесткие станут рельефнее, после очистки это обеспечит фактурную контрактную поверхность. Допускается обрабатывать таким образом не только массив, но и плиты ДСП, обшитые хвойным шпоном. Если требуется обожженная древесина для масштабных строительных работ, лучше выбрать более качественную, без пороков структуры.

Свежий материал нет необходимости предварительно готовить перед обжигом: пламя уберет все шероховатости, заменив шлифование. Заботиться о внешнем виде придется уже после обработки древесины огнем. Единственное, что стоит сделать - счистить потеки смолы с пиломатериалов или предварительно обессмолить их. В случае их возгорания испортится вся работа. Если поверхность мебели или другого изделия была раньше покрыта шпатлевкой, краской или лаком, их остатки зашкуривают, чтобы предотвратить неожиданное воспламенение и защитить материал от несчищаемых пятен. Древесину, пропитанную морилкой, обжигают по общим правилам. Поверхности, покрытые олифой, обработке не подлежат. Старую потемневшую деревянную поверхность лучше ошкурить, добравшись до свежих волокон, чтобы на финише получить эстетичный и красивый внешне материал.

Материал для обжига не должен иметь в себе много влаги. Особенно это касается свежих досок. 15% - допустимый верхний предел содержания воды.

Технология обработки

В промышленности большие массивы древесины обжигают в специальных вакуумных печах. Толщина сгораемых слоев при этом может достигать 20 мм. В домашних условиях добиться таких результатов невозможно, и в них нет особой необходимости. Обеспечить материалу защитные свойства и придать декоративный внешний вид можно, используя простой бытовой инструментарий.

Перед тем как приступать к работе, требуется позаботиться о безопасности окружающего пространства и предметов, в нем находящихся. Обжиг нужно производить на открытом воздухе в безветренную погоду. Небольшие доски можно обрабатывать на балконе, крупные предметы нужно выносить на улицу. При этом с близлежащих поверхностей обязательно убрать бумажные, фанерные, картонные изделия, ветошь, текстиль, воспламеняющиеся химические средства. Желательно работать на огнеупорной каменной поверхности, металлическом листе.

Для обжига в качестве источника пламени подойдут:

  • мощная паяльная лампа;
  • строительный фен;
  • газовая горелка;
  • газовый баллон со специальной насадкой;
  • дремель.

Нелишне напомнить, что пользоваться перечисленным оборудованием важно уметь.

Кроме огня и дерева, понадобится инструмент для очищения сгоревших слоев. Если планируется обработка небольших брусков и дощечек, хорошо подойдет жесткая металлическая щетка. Масштабные сооружения - крупную мебель, полы, лестницы, постройки - удобнее чистить профессиональной шлифмашиной, пилой-болгаркой, дрелью со специальной насадкой.

Для обметания остатков гари требуется флейц - щетка с мягким ворсом .

Все работы производят, защищая глаза, руки и одежду от возможных искр и гари. Рядом ставят ведро или другую посуду с водой для тушения непредвиденных возгораний.

Используем горелку

Обжиг газовой горелкой наиболее распространен. Пламя должно быть ровным, спокойным, продолговатым и иметь голубой оттенок. Самую высокую температуру, необходимую для пиролиза, имеет верхняя его часть. Сильный желтый огонь для обжига не подходит. Для успешной обработки пламенем равномерно проводят несколько раз по поверхности. Движения должны напоминать окрашивание материала кистью. Начинать всегда лучше с верхней части. Обожженной доске нужно прогореть на глубину около 4 мм. Для тренировки неопытному мастеру можно попробовать обжигать ненужные обрезки, добиваясь качественного результата.

Когда поверхность будет равномерно обуглена, подготовленным инструментом очищают рыхлый сгоревший слой. Щеткой или шлифмашиной действуют исключительно вдоль волокон, чтобы не повредить структуру. Одновременно используют флейц, добираясь до глубоко спрятавшихся частиц гари, выковыривая их наружу. Этот процесс самый кропотливый и трудоемкий, выполнить его важно аккуратно, целиком удалив отсоединившуюся сажу, иначе материал будет выглядеть некрасиво. Качество работы проверяют, протирая дерево салфеткой или мягкой тряпкой. Чтобы усилить рельефность, придать древесине вид настоящего старинного антиквариата, повторяют пиролиз и браширование щеткой.

В итоге обработки получается рельефная поверхность от темно-золотистых до шоколадных оттенков. По желанию материал оттеняют красителем на основе анилина или сразу наносят финишное покрытие. Можно использовать тонированные грунтующие смеси, масляные грунтовки, нитроцеллюлозные бесцветные лаки, воски.

Японcкий способ

По японской технологии с древесины счищают только верхний слой золы, промывают доски в воде, а затем пропитывают тунговым маслом, имеющим антисептические и влагоотталкивающие свойства. Обработанный таким образом материал приобретает благородный черно-серебристый оттенок и блеск. Современный подход позволяет для удобства использовать газовую горелку, хотя в старину для подобных целей дерево просто клали в костер или печь. Обжиг позволил жителям островов предохранять таким образом деревянные постройки и жилые дома от распространения пожаров - слой золы на материале практически невосприимчив к воздействию огня.

Срок службы обожженного дерева увеличивается в несколько раз. В качестве ухода его достаточно покрывать лаком или пропиткой раз в 1–2 года.

Дерево - хороший материал: хочешь - строй, хочешь - для отделки используй. Можно и

сделать. Одно из важных положительных свойств древесины - это масса вариантов отделки её поверхности. Каждый способ даёт свой уникальный эффект, и его можно подобрать под любой образ и стиль.

Этот материал долговечен: мебель из натурального дерева при должном уходе служит много лет - десятки, а то и сотни. И древесина не утрачивает своей красоты со временем - наоборот, как коньяк, может становиться ещё интереснее.

Время не портит деревянную мебель Очарование потрёпанной временем деревянной поверхности настолько сильно, что существует целое направление в производстве мебели - искусственное состаривание. В предыдущих публикациях на эту тему (Обновляем старую мебель. Состаривание при помощи окрашивания и Обновляем старую мебель. Очарование трещин) речь шла о том, как можно состарить мебель с помощью лаков и красок. В этом материале рассмотрим, как придать поверхности дерева более почтенный вид механическими способами.

Браширование

Древесина неоднородна по своему составу: на спиле дерева видны годовые кольца. Количество окружностей определяет возраст, а их ширина зависит от многих причин: породы, условий питания, погоды, местоположения (на солнце или в тени). Годичные кольца шире у молодых деревьев - они активнее растут. На размер колец влияет и то, выросло ли конкретное дерево из семечка (более узкие) или корневой поросли.

Годичные кольца дерева Светлый и более широкий участок кольца - это прирост в первую половину периода активной вегетации (весна и начало лета), тонкий и тёмный - то, что наросло за вторую половину лета и осень. Всё вместе представляет собой прирост одного года.

В начале лета образуется более рыхлая проводящая ткань. Со второй половины нарастают твёрдые клетки, способные выдерживать механические нагрузки, - они придают дереву устойчивость. Рисунок годичных колец виден и на продольном спиле дерева.

Со временем древесина разрушается. Особенно, если доска или изделие из дерева находятся на открытом воздухе - под действием солнца, дождя, мороза и ветра. Светлые мягкие участки разрушаются быстрее, поэтому с течением времени поверхность древесины становится неровной, ребристой.

Старая доска Для того чтобы добиться такого результата, не обязательно ждать много лет, выдерживая дерево под солнцем и ветром. Состарить древесину можно брашированием .

Процесс заключается в механическом удалении более мягких волокон. Для этого применяют жёсткие щётки (по-английски brush - щётка). В зависимости от требуемой степени состаривания, используют инструменты различной жёсткости: металлические, нейлоновые, сизалевые. Возможно их сочетание: для более глубокой и грубой обработки применяется металлическая щётка, а нейлоновой и потом сизалевой обрабатывают поверхность для удаления заусенцев.

Щетки для браширования Кроме насадок на дрель или углошлифовальную машинку (УШМ, «болгарка»), стоит обзавестись и ручным инструментом - абразивной шкуркой разной зернистости, ручной кордщёткой. Также удобно использовать абразивные губки: гибкая поверхность позволяет убирать занозы из углублений.

Независимо от выбора, во время работы следует учитывать направление движения: оно должно быть по волокнам древесины. Поэтому щётки-насадки на электроинструмент нужны плоские, а не в виде чашки.

Прежде чем приступать к процессу состаривания, потренируйтесь на образце.

С помощью различных щёток можно имитировать не только атмосферное старение (воздействие ветра, солнца), но и эффект обкатанной водой деревяшки - такие можно найти на берегу реки или моря. В этом случае древесина обрабатывается более глубоко, и «следы времени» могут быть не только вдоль волокон. Пример такого состаривания - шкатулка на фото ниже.

Состаривание древесины. Фото с сайта o-drevesine.ru

Кроме механического способа (щётками), древесину текстурируют при помощи химии или обработки пескоструем. Принцип тот же: удаляются более мягкие части.

В химическом способе используются кислоты и щёлочи, способные разъедать органику, например, серная или азотная кислота. Поэкспериментировать можно с агрессивной бытовой химией, предназначенной для удаления сильных загрязнений. Химическая обработка применяется как самостоятельный вариант или в качестве начального этапа перед механической очисткой щётками.

Сочетание старых досок и современной модели дивана. Фото с сайта mebelica.ru При обработке пескоструйным аппаратом частицы абразива выбивают более мягкие слои. Пескоструй можно найти в мастерских, занимающихся ремонтом автомобилей, - с помощью такого оборудования удаляют ржавчину.

Использование разных способов браширования позволяет получать неодинаковый эффект. При обработке металлическими щётками рельеф древесных волокон будет более глубокий и явный, после химического травления и пескоструя - сглаженный.

Обработанную древесину покрывают морилками и лаком После получения требуемой фактуры древесину обрабатывают морилками, восками, лессировочными покрытиями, лаками. Колерующие составы (морилки) мягкие участки прокрашивают сильнее, чем твёрдые. Лазури (лессировки) дополнительно подчёркивают рельеф, скапливаясь в углублениях.

Обжиг

Обжиг древесины чаще всего рассматривают как первый этап браширования - так же как и при химическом травлении, в первую очередь разрушаются (обгорают) более мягкие участки.

Красота простоты. Фото с сайта wickdpleasures.tumblr.com

Деревянную поверхность обжигают при помощи паяльной лампы или газовой горелки, а затем обугленные части счищают, обильно промывают водой и покрывают маслом. Степень обжига и последующая обработка щёткой зависят от предпочтений.

Прошедшая огонь и воду древесина не нуждается в дополнительном тонировании - поверхность доски принимает благородный тёмный оттенок. Но при желании обгоревшее дерево можно дополнительно покрыть цветными морилками. Особенно эффектно смотрится сочетание красного и угольно-чёрного.

Дом, облицованный обожжённой доской. Фото с сайта skyhousedesigncentre.com

Обжиг может быть самостоятельным видом отделки. Сейчас это направление набирает популярность и считается японской техникой Shou Sugi Ban (Yakisugi), хотя такой способ деревообработки известен в многих странах. На Руси обжиг дерева назывался подкуриванием.

Обработанная огнём древесина становится менее горючей и практически не подвержена гниению и порче насекомыми. Поэтому такие доски используют для облицовки фасадов, строительства заборов. Регулярно красить такой забор или фасад не нужно - обожжённая доска не изменяет своих качеств сотню лет.

Забор из обожжённой древесины. Фото с сайта oilobit.com

Естественно, дизайнеры не смогли пройти мимо такого материала. Они стали использовать в интерьерах объекты, обработанные огнём, применять доски в технике Shou Sugi Ban разной степени обгорелости для отделки стен и потолков. Покрытые маслом, поверхности не пачкаются.

Облицовка стены в технике Shou Sugi Ban. Фото с сайта urbantimber.ca

Попробуйте текстурировать привычную древесину - возможно, вы откроете для себя новый материал.

Структурирование - техника, позволяющая наиболее ярко выделить и показать природную красоту древесины. Часто этот способ называется «брашированием» - от английского слова «brush» - щетка, чистить, вычищать.

Применяется браширование для тех пород дерева, которые имеют хорошую структуру, видимую невооруженным глазом. Годовые кольца у такой древесины должны быть различимы и отстоять друг от друга на значительном расстоянии. Смысл структурирования заключается в выборке мягких волокон с верхнего слоя древесной поверхности. На месте мягких слоев появляются впадины, а более твердые слои образуют гребни. При этом поверхность становится рельефной, фактурной.
Для структурирования больше всего подходит древесина, имеющая небольшую плотность, неравномерность текстуры, и, как ни странно, обладающая некоторыми «пороками», часто снижающими стоимость материала, но после браширования дающими поразительные декоративные эффекты. К таким порокам можно отнести наличие сучков, свилеватость (извилистое или беспорядочное расположение волокон древесины), завитки (искривления годичных слоев около сучков), глазки (следы неразвившихся в побег спящих почек).

Пригодные для структурирования виды древесины: сосна, ель, лиственница, дуб, ясень, орех,

Не пригодные для браширования: бук, груша, вишня, можжевельник, тик, клен, ольха.

Структурирование производится двумя способами - химическим и механическим. При химическом способе специальные составы наносятся на поверхность древесины, размягчают ее, и дальше происходит механическое выскабливание мягких слоев. Хоть это быстрее и легче, но процесс химического структурирования имеет свои большие минусы. Для химического браширования применяют аммиак, шуманит и другие далеко не «мягкие» средства, а значит производить работы нужно в спецзащите и в хорошо проветриваемых помещениях. Короче гадость это всё, гадость, и нам не подходит. Поэтому перейдем к механическому брашированию. Оно бывает ручное и машинное. Последнее хорошо для крупномасштабных работ или для массового производства - паркет, стены, балки. Происходит выборка слоев при помощи специальных приборов или щеток-насадок на дрель.

А мы что, нам бы досочки да коробочки красивые сделать, поэтому будем все ручками… Для ручного браширования нужна красивая деревянная заготовка с ровной поверхностью, естественно, щетка и широкая щетинная кисть - флейц. Щетка понадобится вот такая:

купить ее можно в большинстве хозяйственных и строительных магазинов, а у многих она и дома есть - ее используют для очистки поверхностей от старой краски.

Структурирование древесины бывает мягким и жестким. При мягком структурировании выборка волокон происходит на небольшую глубину, только «обозначает» рисунок древесины. Такая обработка хороша для последующего лакирования. тонировки, декупажа по негрунтованному дереву, Жесткое структурирование выполняется на большую глубину, иногда в 2-3 приема, впадины и гребни хорошо видны, заготовка напоминает старую доску, пролежавшую долгое время под открытым небом. После такого браширования древесину можно тонировать, придавая ей состаренный вид, больше всего подходит для техники неукрытых волокон.

Ну вот, теоретическая часть закончена, предлагаю перейти к практике. Мы все умеем тонировать, красить, морить и вощить дерево, так что про это я не буду рассказывать. А показывать браширование на простом дереве - скучно. Хочу показать браширование после обжига - это более редкая техника, но вполне доступная и не сложная.

Для этого понадобится, правда, один приборчик - газовая горелка. Сейчас можно приобрести замечательную штуковину, вот такой Дремель Бошевский

Заправляется она газом из обычного баллончика для зажигалок, заправки хватает на долго. Только не надо забывать про технику безопасности - все-таки пламя там имеет весьма приличную температуру! Кстати. там в наборе много всяких насадочек, очень полезных. Этой горелкой можно выжигать по дереву и коже (пирограф), можно паять, можно счищать старую краску, много чего, я еще полностью ее не изучила…

Теперь приступим. Итак, нам понадобится деревянная заготовка (лучше всего сосновая) с красивой структурой волокон, горелка, щетка, флейц. Работы лучше всего проводить на открытом воздухе (всё-таки дым, огонь опять-таки, да и пыли много будет). Я обжигаю в квартире - а балконе с открытыми рамами, дымком немного тянет, но не катастрофа, и запах приятный. Да и домочадцы не против, зная, что я умею обращаться с этим прибором и квартиру не подпалю. А вот выборкой уже отправляюсь заниматься на другой - открытый балкон в общем холле, там ветерок продувает, пыль в квартиру не летит.

В хозяйстве нашлась сосновая коробочка от арманьяка, вот над ней и буду работать.

Включаем горелку и начинаем обжигать поверхность. Обжиг надо проводить равномерно, не задерживаясь надолго на одном месте, но и не «мельтешить» рукой, давая древесине обгореть ровно, без сильно прожженых и светлых недожженых пятен. Степень «обугливания» выбирайте самостоятельно - можно от слабого «подкуривания» до полного почернения. Только чтобы все одинаково было. Я люблю посильнее, но это дело вкуса.

Горелку держите, как ручку, не напрягайте руку, чтобы движения были плавными, не рывками. И не бойтесь - ручка горелки не нагревается, только вторую руку под пламя не подставьте.

Иногда в древесине встречаются смоляные карманы и потеки, смола начинает гореть - не давайте ей этого делать. просто сдувайте пламя. В противном случае в этом месте дерево прогорит сильнее, потом будет пятно. Сучки и прочие «красоты» иногда хуже прожариваются, это место можно пообжигать несколько раз, для равномерности.

Вот такой стала коробочка

а это сосновая доска от моей ранней работы, результат я потом тоже покажу

Когда обжиг закончен, переходим к выборке. Понадобится щетка и жесткая кисть. Кисть нужна для сметания выскобленных опилок.

Положите заготовку горизонтально, проводите щеткой по обожженной поверхности строго по волокнам, в одном направлении, длинными движениями от начала до конца. Если есть возможность закрепить заготовку, то работать можно двумя руками, второй надавливая на верх щетки и создавая дополнительное усилие. Если работаете одной рукой, то очень осторожно - берегите вторую руку! Щетинки на щетке металлические и острые, одно неаккуратное движение - и понадобится йод и бинт, а заготовка «протонируется» в другой цвет, от которого трудно будет избавиться. Так что «Сеня, береги руку!»

Кстати, при обычном брашировании, без обжига, для уменьшения количества пыли и более легкой работы, поверхность заготовки можно смочить водой. Но не сильно промачивайте, просто побрызгайте или пройдитесь мокрой кистью и дайте пару минут постоять. Мягкие волокна удаляются легче.

После того, как немного поскребли, берем в руку флейц и счищаем опилки. Чистить надо не свободным произвольными взмахами, а опять вдоль волокон, в том направлении, в котором работали щеткой. И не поглаживающими движениями, как мы краску наносим, а «против ворса», как бы выбивая, выковыривая щетинками пыль из углублений. Если делать иначе - пылинки приглаживаются во впадинах, забиваются глубже.

После того, как почистили заготовку, начнем скоблить дальше, тут ее можно и перевернуть, работать щеткой в обратном направлении. Но опять-таки, только по волокнам, только длинными движениями. Если щеткой неудачно провести не по волокнам, то останутся глубокие заметные царапины. Нам это надо?

Вот так, равномерно скоблим и счищаем опилки до того момента. пока нам не понравится цвет и фактура дерева. Можно остановиться чуть раньше, можно позже. Вот коробочка после обжига и структурирования:

Ее можно еще поскоблить, она будет контрастнее, но и сейчас уже видно, что мягкие слои выбираются быстрее и легче. Эту заготовку можно теперь тонировать или делать с ней что-то еще. Но это был однократный обжиг и браширование - получилось мягкое структурирование, рельеф не сильно выделяется. Если захочется чего-то более «экстремального», можно сделать второй обжиг и опять скоблить. В результате получится вот такое (это фрагменты той доски, что я в обугленном виде показала). Это - фрагменты, вид под углом, но хорошо виден рельеф:

А это - вид сверху

Я вообще любительница жесткого структурирования, я готовые изделия не тонирую. а покрываю воском или восковым лаком. Мне нравится грубость и «природность» материала. Но это мой выбор, а большинство все-таки применяет тонировку, морение, выбеливание и другие декоративные приемы.

Мои же работы в этой технике просты, грубы и незатейливы… Совы, правда, маслом нарисованы, но я про них уже раньше писала.

Загрузка...