domvpavlino.ru

Провести исследование одного из исторических источников. Характеристика исторических источников. Внешняя критика. Схема работы с изобразительными источниками

Источниковедческая критика – решающая стадия исследовательской работы над документами. Ее цель определить степень полноты и достоверности фактического содержания источника и создать предпосылки для извлечения из него достоверной информации.

Согласно современным представлениям методика источниковедческого анализа включает в себя следующие процедуры и операции:

1. Определение внешних особенностей источника;

2. Установление происхождение источника:

а) установление подлинности памятника,

б) выяснение истории текста, определение его оригинала и последующих вариантов, прочтение текста,

в) определение времени и места возникновения текста, установление его автора (атрибуция),

г) выяснение причин, целей и исторических обстоятельств появления текста, определение его социальных функций в прошлом;

3) Интерпретация или истолкование текста: выяснение смыслов текста, правильное его понимание;

4) Изучение фактического содержания письменного источника и выяснение его соответствия исторической действительности;

5) Источниковедческий синтез памятника.

В настоящей последовательности первые три процедуры, включая истолкование текста, по сути, составляют внешнюю критику источника. Заключительная фаза источниковедческой критики представляет критику внутреннюю.

Установление внешних особенностей письменного памятника помогает определить его подлинность и датировать текст. Эта процедура включает в себя выяснение материала письма (бумага, пергамен, ткань, береста и т.д.), орудий письма или печати, вида письма, почерка или шрифта и внешнего оформления текста. При определении внешних черт памятника используются данные и методы палеографии, сфрагистики, филиграневедения и ряда других вспомогательных исторических дисциплин.

Самой существенной из внешних особенностей, безусловно является вид письма. Русское письмо менялось с течением времени. И поэтому даже самое общее представление об этапах его развития дает возможность датировать текст. Наиболее древним видом письма на Руси был устав, бытовавший в XI-XV столетиях. с XIV до начала XVI века использовался полуустав. В период формирования и укрепления централизованного русского государства распространилась скоропись XVI-XVII вв. В XVIII столетии утвердился упрощенный тип скорописи. Далее специалистами выделяются гражданское письмо XIX начала ХХ вв. и с 1918 года современное письмо.

Первоначально в качестве материала письма использовались пергамен, береста, дерево. В XIV веке на Руси появилась бумага иностранного производства. С XV столетия бумага стала основным письменным материалом. Русская бумага вошла в обиход в начале XVIII века. При производстве каждый полный бумажный лист помечался водяным знаком (филигранью). Восстановив водяной знак, можно датировать текст. Это помогут сделать специальные справочники по филиграням. Чернила, которыми писались средневековые рукописи, обычно были бурого или коричневого цвета. Встречались и черные. В качестве орудий письма писцы использовали гусиные перья.

Большинство рукописных памятников XI-XVII вв. было оформлено в виде книг, грамот и свитков. Старые книги отличались форматом, зависящим от величины бумажного листа. Использовались форматы в 1/4; 1/8; 1/16 и 1/32 листа. Как правило, рукописные книги составлялись из тетрадей по 16 страниц. Тетради нумеровались. Переплет книги делался из деревянных досок, которые обязательно обтягивались кожей или тканью. Грамоты писались на отдельных листах с одной стороны. Если одного листа не хватало, то к нему снизу подклеивались другие листы и в итоге получался довольно длинный свиток. При хранении свитки ставились столпцами (столбцами).

Периоды развития первобытного общества
В различное время предлагалась различная периодизация развития человеческого общества. Так, А. Фергюсон и затем Морган использовали периодизацию истории, включавшую три этапа: дикость, варварство и цивилизацию, причем первые две стадии были разбиты Морганом на три ступени (низшую, среднюю и высшую) каждая. На стадии дикости в человеческ...

Чины гражданские.
Чин канцлера (гос. канцлера) был введен в России в 1709 им стал (Г. И. Головкин), а в последний раз присвоен в 1867 (А. М. Горчакову). Он давался лицам, ведавшим внешней политикой (в XIX в. - министрам иностранных дел); имевшие чин II класса назывались вице-канцлерами. Всего чин канцлера имели 11 чел. Немногочисленные гражданские чинов...

Вечный мир
Значение Вечного мира нельзя понять не разобравшись в том, что ему предшествовало, какие цели преследовала Речь Посполитая заключая его, при каких обстоятельствах мир заключался. Турецкая феодальная агрессия против стран Восточной и Центральной Европы, усилившаяся во второй половине 17в., привела к тяжелым последствиям для Речи Посполи...

Классификация исторических источников и их характеристика.

Проблема классификации. В реальной исторической действительности источники, которые являются документами определенного исторического времени, теснейшим образом взаимосвязаны. Они образуют единое информационно-коммуникативное поле.
В реальной действительности возникает и функционирует не хаотическая масса источников, а их система, целостная совокупность. Каждый отдельный документ, источник – часть этой совокупности, ее элемент, что и определяет некоторые моменты его содержания, новизны или повторяемости информации. Каждая историческая эпоха порождала и продолжает порождать разные типы источников. Отдельные типы существуют на протяжении ряда исторических периодов, другие встречаются лишь в определенные из них. Для каждого периода истории можно выделить свои типы источников, наиболее характерные для той или иной эпохи.

Практически для всех периодов характерны пять типов источников:

1. Природно-географические

2. Этнографические

3. Вещественные

4. Художественно-изобразительные

5. Письменные

Для периода новейшей истории можно выделить и 6-й тип
Кино-фото-фонодокументы.

Природно-географические – данные о ландшафте, климате, почвах, растительности и др. компонентах окружающей среды. Эти сведения тесно связаны с проблемой влияния окружающей среды на историческое развитие той или иной территории и, с другой стороны, с вопросом о влиянии человека на природу. Окружающая среда накладывает определенный отпечаток на процесс исторического развития – ускоряя или замедляя его, формируя его специфические местные особенности. Например, климат влиял на быт людей - выбор людьми открытого, полуоткрытого или закрытого типа жилища, на хозяйственные занятия и пр. В свою очередь природно-географическая среда зависит от уровня развития общества. Одни и те же реки могут служить в одном случае только средством передвижения, в другом – источником энергии. Одна и та же территория в разное время может использоваться как охотничьи угодья, как объект земледелия или как место разработки полезных ископаемых. Под воздействием человека меняется флора и фауна, речная система сообщений дополняется искусственными каналами, отвоевывается земля у моря, вообще ландшафт континента приобретает иной вид. Люди распахивают поля, вырубают леса, сжигают растительный покров, осушают болота, добывают камень, строят дома, спускают воду из озер, возводят плотины, мельницы, мосты, роют каналы и шахты. Чем интенсивнее внедряются прогрессивные системы хозяйствования, тем сильнее нарушается гармония различных компонентов окружающей среды. Однако определение степени этого взаимного воздействия в каждом отдельном случае требует конкретного анализа, исследования всей совокупности причин, влиявших на особенности развития данного региона.



Этнографические – старинные технологии, обычаи, стереотипы мышления, виды жилищ, костюмы, кухня, фольклор, древние пласты современных языков. В современную эпоху научно-техническая революция и социальный прогресс сопровождаются быстрым исчезновением архаичных традиций. Изучение архаики у отставших в своем развитии народов дает дополнительный материал для изучения истории развитых обществ на ранней стадии их развития. В то же время, нужно учитывать возникновение новых традиций, в том числе в сфере повседневной культуры. Изучение их позволяет представить современные народы (в том числе индустриально развитых стран) как живые, развивающиеся общности.

Вещественные – памятники археологии, постройки, орудия труда, средства транспорта, домашняя утварь, оружие и т.д. Вещественные памятники раскрывают перед историком уровень развития техники той или иной эпохи, дают представление об особенностях материальной культуры и научно-технических достижениях и пр.

Художественно-изобразительные – памятники архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства, отразившие свою эпоху в художественных образах. Памятники изобразительного искусства являются важными источниками по истории быта и нравов. Портреты и скульптура сохранили облик исторических деятелей. Особенно ценны портреты, созданные до изобретения фотографии. Пейзажи и жанровая живопись, изображения на предметах прикладного искусства помогают восстановить историческую географию, виды жилищ (особенно построенных из недолговечных материалов), одежду, домашний быт и т.д. Очень интересный пример вышесказанного дает фаянсовый «Сервиз с зеленой лягушкой», заказанный Екатериной II на английской мануфактуре в 1774 году. В этом столовом и десертном сервизе 952 предмета, на которых изображены 1244 подлинных вида Англии того периода: пейзажи, архитектурные памятники, замки, аббатства, руины монастырей, иногда даже каменноугольные шахты, глинобитные хижины, плотины, сельские дороги. Многие из этих видов нигде больше не изображались, а начавшийся промышленный переворот резко изменил общий облик страны. Некоторые произведения искусства являются источниками по истории общественной мысли. Например, карикатуры О. Домье, насчитывающие 5 тыс. экземпляров, отразили историю Франции за 50 лет, от Июльской монархии до III республики, для установления которой много сделал великий карикатурист.

Письменные – любые тексты, записанные буквами, цифрами, нотами и др. знаками письма. Письменные источники, в свою очередь, можно разделить на 3 класса:

Документальные (грамоты, формулы, завещания, долговые расписки и пр.)

Законодательные (правительственные постановления, парламентские акты, эдикты королей, постановления органов самоуправления и пр.)

Нарративные (повествовательные) – хроники, анналы, письма, биографии, генеалогии, мемуары и пр.

Фото-фоно- и кинодокументы – дагерротипы, фотографии, звуковые записи, документальные киноленты и пр.

Исследователь, обычно, пользуется всеми доступными видами исторических источников. Хотя, чем ближе к нам изучаемое время, тем большее значение приобретают письменные источники. Для периода новой и новейшей истории они наиболее информативны. Разумеется, любая классификация условна, поскольку многие исторические источники могут одновременно рассматриваться как вещественные, художественно-изобразительные и письменные (пергаментные свитки, средневековые рукописи, памятники архитектуры и пр.). Отнесение источника к тому или иному типу определяется той информацией, которая нужна в процессе конкретного исследования.
Для какого периода истории легче найти источники? Не нужно думать, что чем ближе к нам изучаемое время, тем легче добыть источники. И в наше время много источников остаются недоступными исследователям. Например, трудно ожидать, что даже в наше время орден иезуитов откроет непосвященным доступ к своим документам, без которых столько проблем новой истории остаются абсолютно темными, или что французский банк пригласит специалистов по истории Первой империи исследовать свои реестры, даже самые старые, настолько дух секретности присущ всякой корпорации. И мирное время вовсе не облегчает доступ к источникам. Тогда как революции иногда открывают сейфы, где хранились секретные документы. Благодаря революциям в государственные архивы попадали документы частных лиц, церковных и прочих учреждений, которые в обычное время не допустили бы к своим архивам исследователей.
Так что историк нового времени или современности иногда оказывается в худшем положении, чем исследователь античности или средневековья. И сейчас документы теряются по небрежности, скрываются по дипломатическим, деловым, семейным соображениям. Например, нотариусы не имеют права разглашать деловые операции своего клиента. Причем, они окружают такой же таинственностью и контракты, заключавшиеся клиентами его прадедушки, хотя не несут никакой ответственности, если документы у них истлеют. Крупные предприятия отказываются от публикации статистических данных, которые необходимы для изучения национальной экономики. То есть при изучении современной истории исследователи испытывают тоже немало трудностей. Историк должен учитывать, что много свидетельств, имеющих для науки огромное значение, вообще не сохранилось. В то же время, до нас дошли и такие материалы, которые отражают лишь случайные явления. Но даже источники, зафиксировавшие исторически значимые факты, дают сведения в большинстве случаев о каком-то отдельном фрагменте исторического процесса, а часто и об одном конкретном явлении. Поэтому так важно использовать все доступные типы источников.
Следует учитывать и то обстоятельство, что авторы и создатели источников в большинстве случаев мало задумывались над тем, какие сведения могут понадобиться потомкам. Возникновение тех или иных документов вызывалось требованиями жизни, и их содержание отражало жизнь с той стороны, с которой это было важно его создателю.
Но даже в тех случаях, когда источники дают, на первый взгляд, ценные сведения об исторических событиях, историки не могут пользоваться ими без проведения предварительной проверки. Перед исследователями возникает ряд вопросов.
Нужно прежде всего доказать подлинность источника и восстановить его в том виде, какой он имел в прошлом. Следует выяснить, играл ли документ или вещественный памятник в прошлой жизни ту роль, которую должен был играть по нашим представлениям. Так, если это орудие труда, то насколько широко оно использовалось; если это текст международного договора – был ли он заключен или остался в проекте.
Если источник рассказывает о событиях, необходимо установить, в какой мере автор был о них осведомлен, т.е. являлся ли он участником, свидетелем или только современником событий. Наконец, нельзя забывать, что исторические деятели всегда выражали интересы определенных политических и социальных групп, и это отражалось на создаваемых ими документах. Только учитывая все это можно выявить реальную основу в сообщениях источников.

Из этого вытекает, что каждый в отдельности источник нуждается в глубоком, индивидуальном изучении, на основе которого и можно решить вопрос о степени его достоверности, о точности сообщаемых им сведений и о возможности использования его в историческом исследовании. Поэтому овладеть навыками научной критики источников можно только на основе самостоятельной работы над различными документами прошлого, сохранившимися от разных эпох, то есть в процессе практической работы с ними.

В источниковедении различают три ступени анализа источников.

Внешняя критика источника - эвристика и герменевтика, т.е. сбор источников для изучения той или иной проблемы, точное прочтение текста, очищение его от вставок и фальсификаций, выявление лакун, первоначального и вторичного текста и редакторских дополнений (эвристика), определение происхождения источника (время составления, авторство, место написания), цели и обстоятельства составления источника (герменевтика). Во внешней критике вещественного памятника существуют свои приемы анализа: формальное описание, выявление связей в рамках комплекса, функциональное назначение и др.

Вторая ступень источниковедческого анализа - внутренняя критика источника. Для письменного источника это воссоздание эпохи, когда жил автор, выявление своеобразия его мировоззрения, политической направленности деятельности, социальной принадлежности, профессиональной подготовки; определение полноты сообщаемых сведений, их достоверности и точности, подлинности текста или его подделки.

Третьей ступенью в источниковедческом анализе является объединение результатов внешней и внутренней критики источника. Определение связи источников разных типов, сопоставление их по степени достоверности и точности, полнота освещения событий в разных источниках, установление всей суммы фактов, необходимых для исследования конкретной проблемы, выявление недостающих звеньев в цепи установленных фактов.

Дорогие ученики! Вам предстоит изучив фрагмент исторического источника, используя полученные знания на уроке выполнить ряд заданий. Для тех, кто хотел бы исправить свою оценку за контрольную работу по теме «Культура Руси XIV — XV вв.» — есть шанс ее исправить. Работы можете выслать мне на почту, либо отдать лично в школе. Удачи!

Икона «Церковь воинствующая» сер. XVI в.

Фрагмент исторического документа — «Слово об осуждении еретиков Иосифа Волоцкого «(перевод)

Поскольку теперь новоявленные новгородские еретики - протопоп Алексей, поп Денис, Федор Курицын и многие другие, рассуждающие подобным образом, сотворили много зла, которого ни высказать устами, ни описать словом, ни объять умом, такую хулу изрекли они на Святую Животворящую Троицу, на Пречистую Богородицу, на великого Иоанна Предтечу и на все святыни, и столько осквернений нанесли они святым Божьим церквам, Честному и Животворящему Кресту, всечестным иконам, - и, сотворив столько такого зла, устрашились они ревности православных о благочестии, чтобы увидев такое зло, не осудили те их на соборе в согласии с Божественными установлениями на окончательную гибель в этой жизни и в будущей, - потому-то и приложили они все силы к тому, чтобы ввести в заблуждение православных, и в намерении запугать истинно верующих изрекали такие речи, что, дескать, не нужно осуждать ни вероотступника, ни еретика, ссылаясь в качестве свидетельства на слово Господа, который сказал: «Не осуждайте, чтобы и нас не осуждали», и святого Иоанна Златоуста, который говорит, что никого не нужно ни ненавидеть, ни осуждать - ни неверного, ни еретика, и не нужно также еретика убивать, но если необходимо судить еретика или вероотступника, то пусть его судят по царским и гражданским законам, и не монахи, да и не миряне, если не имеют они отношения к суду…

О царях же, князьях и судьях говорят святые апостолы, чтобы приняли они власть от Господа Бога для наказания преступников и поощрения добродетельных. Так, верховный апостол Петр говорит: «Ради Господа будьте покорны всякому человеческому учреждению, то есть человеческой власти: царю ли, как верховной власти, князьям ли, как назначенным от него, чтобы наказывать преступников и поощрять добродетельных. Ибо такова есть Божья Воля, чтобы добродетельные обуздывали невежество неразумных людей». Согласно с ним говорит и Павел: «Князья ведь страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и заслужишь похвалу от нее: ибо слуга Бога и тебе во благо. Но бойся, если творишь зло, - не напрасно носит он меч, ибо служитель Бога - гневный отмститель творящему зло».

Если же кто-нибудь скажет, что святые апостолы и преподобные отцы велели, чтобы цари, князья и владыки отмщали злодеям, - то есть убийцам, прелюбодеям, - воровство, разбой и другие преступления совершающим, но не еретикам и вероотступникам, - то ведь если велено это в отношении убийц, прелюбодеев и совершающих другие преступления, гораздо нужней, чтоб было так с еретиками и вероотступниками, как свидетельствуют об этом Божественные тексты… следует не только осуждать, но предавать жестоким казням, и не только еретиков и вероотступников: знающие про еретиков и вероотступников и не донесшие судьям, хоть и сами правоверны окажутся, смертную казнь примут…

Теперь скажем и о том, что говорят еретики, - что если и следует, дескать, судить и осуждать еретиков и вероотступников, то лишь царям, князьям, иерархам и правителям областей, а не монахам, которые отреклись от мира и всего, что в мире, а им следует только собой заниматься и не судить никого - ни еретика, ни вероотступника. Но вот что сказано будет такому: если не должны монахи осуждать ни еретика, ни вероотступника, то как Антоний Великий осуждал их?…Да и на все вселенские и поместные соборы приходили монахи, забывая свои монастыри и пустыни и поспешая в города.

Таким образом, князья и военачальники, частные лица - мужчины и женщины - и каждый православный, осуждая вместе с архиереями и священниками еретиков, составили Божественные Правила, наставляемые Живым и Животворящим Духом. К тому же и гражданские законы прибавили они к Божественным Правилам, по которым еретиков не только осуждают, но подвергают проклятиям и жестоким казням.

Задания.

1. Охарактеризуйте историческую эпоху и исторический момент, которому посвящен данный источник?

2.Сформулируйте проблему исследования на основании данного источника.

3. Охарактеризуйте источник (условия, цель его создания, информативные возможности,2 достоверность и т.д.) и возможности для анализа выбранной вами проблемы, которые он вам предоставляет.

Источники —

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki
  2. Библиотека Гумер (http://www.gumer.info)

б) время и место его создания;

в) подлинность документа;

г) исторические условия, цели создания.

2. Внутренняя критика (анализ достоверности и полноты текста). Выясните:

а) особенности языка (в частности, значения слов) эпохи созда­ния документа;

б) социальное положение, образование, профессию, возможности получить ту или иную письменную и устную информацию;

в) факты исторической действительности, выявленные на основе сведений из данного источника.

Доклад является формой самостоятельной работы. Он система­тизирует и расширяет знания по теме, учит сопоставлять точки зрения разных исследователей, понимать обоснованность сформулирован­ных автором (авторами) труда умозаключений и общих выводов. Доклад может быть историографическим, в котором сравниваются суждения нескольких исследователей по какой-либо проблеме; ис­точниковедческим, если предполагает анализ источника (источников) по заданной теме.

Тему доклада предлагает преподаватель или выбирает сам сту­дент. Работа выполняется в ходе семестра, на выступление доклад­чика отводится 10–15 минут. Доклады обсуждаются в группе по гра­фику, составленному в начале семестра.

Текст доклада должен быть напечатан или написан от руки на бумаге формата А4 и составлять не менее 15 страниц. Поля: левое 30 мм, правое 10–15 мм, верхнее и нижнее 20–25 мм; кегль 12 или 14, интервал одинарный или полуторный.

Структура и содержание доклада

–– Титульный лист

На нем должно быть указано: полное название учебного заведе­ния, где выполнена работа (ГОУ ВПО Владимирский государствен­ный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых); кафедра (истории и археологии), тема доклада; сведения об авторе и проверяющем (Выполнил(а): студент(ка) (указать группу, курс, факультет, фамилию, имя, отчество); Проверил(а): фамилия, имя, отчество); город и год выполнения доклада (Владимир –– 2010).

–– План или Содержание

–– Введение

В нем обосновывается актуальность темы; может быть проана­лизирована литература и на ее основе определены цель и задачи ис­следования, затем дана характеристика источников и сделан вывод о возможности достижения цели на их основе.

–– Основное содержание работы

Включает в себя несколько разделов или минимум две главы, разбитые на параграфы и не совпадающие по заголовкам с названием доклада. Эта часть работы представляет собой анализ основных проблем, заявленных во Введении.

–– Заключение

Содержит основные выводы по результатам исследования. Оно должно соответствовать поставленной во Введении цели и сформули­рованным задачам.

–– Список использованных источников и литературы

Должен быть правильно оформлен и содержать не менее трех наименований.

Например:

Источники

Местное самоуправление в России: Отечественный историче­ский опыт: Сборник документов: (1861–1917 гг.). М., 1998.

Литература

Гайда Ф.А. Механизм власти Временного правительства // Оте­чественная история. 2001. № 2. С. 141–143.

Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М., 1990.

Шутов А.Ю. Земские выборы в истории России (1864–1917 гг.): Исследование избирательных систем. М., 1997.

–– Приложения

Могут включать в себя схемы, таблицы, иллюстрации и любые другие материалы по докладу, вынесенные за рамки основного текста.

В тексте доклада должны быть постраничные или концевые сноски на цитированные источники и литературу. В них указываются все выходные данные, а также номера страниц, откуда взята цитата или сделан пересказ.

Например:

«Я уже не первый десяток лет, сколько мог, писал, объяснял, призывал именно к свободному действию в России местного само­управления. В нашей истории веками существовал и деревенский мир, и городские веча… а с конца XIX века –– плодотворное земство, разогнанное большевиками в 1918 году…», –– в очередной раз напоминал А.И. Солженицын 1 .

Г.А. Герасименко дал оценку земству как жизнеспособной сис­теме. Первые месяцы после Февральской революции он охарактери­зовал как период демократизации земств 2 . Автор выделил двух основ­ных инициаторов демократизации –– Советы крестьянских депутатов и Общественные исполнительные комитеты 3 .

АЛГОРИТМЫ АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ РАЗНЫХ ВИДОВ

Документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий

  1. Когда, где и почему появился этот документ? (Опишите исторические условия его создания).
  2. Кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности?
  3. Объясните основные (новые) понятия, употребляющиеся в тексте документа.
  4. Интересы каких слоёв, групп, классов общества отражают статьи этого документа или он весь в целом?
  5. Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах?
  6. К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло привести введение этого документа?
  7. Придумайте конкретную историю, раскрывающую действие этого документа: судебное дело, выступление оппозиции и т. д.

Документы международного характера:

договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т. д.

1.Покажите на карте государства, составившие этот документ.

2. Охарактеризуйте исторические условия его создания.

3. Назовите основные положения документа. Оцените их выгодность и ущербность для каждой из стран, международной ситуации в целом.

4.Объясните, в чём и почему этот документ составлен на таких условиях (в пользу одних и в ущерб интересам других государств, на паритетных началах).

5.Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу?

6.Какой характер носил этот документ: открытый или секретный – и почему?

7.Дайте обобщающую характеристику этому документу.

8.Подумайте, при каких обстоятельствах подобный документ мог быть составлен с другим раскладом сил?

Документы, связанные с политической борьбой:

программы, воззвания, речи политиков, прокламация, декларации и др.

2.Каковы исторические условия создания документа? Где и когда он появился?

4.Интересы какого слоя населения он выражает?

6.Каковы последствия: реальные или прогнозируемые – осуществление идей этого документа?

7.Дайте историческую оценку документа.

Документы, исторического характера:

хроники, анналы, летописи, исторические сочинения.

1.Какие исторические факты излагаются в документе?

2.Покажите на карте место, где происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано в иной форме (нехристианской) системе летоисчисления.

4.По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа, обстоятельствами его создания?

Документы личностного характера:

мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев.

3.Чем вы объясните именно такое отношение автора к событиям? К его участникам?

4.В чём совпадают или чем отличаются свидетельства этого автора от других источников по данному историческому факту?

6.Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа?

Документы литературного жанра как исторические памятники эпохи:

Проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения и пр.

1.Покажите на карте район мира, где происходит действие этого литературного источника.

2.По характерным деталям быта, одежды, поведения людей и т. п. определите примерное время действия или написания произведения. (Найдите признаки, подтверждающие, что данное произведение было создано в эпоху…)

3.Какие образы исторических героев, событий создаёт автор? Что представляется вам в этом портрете явно преувеличенным, искажённым, предвзятым это сделал?

5.К какому общественному слою, группе населения принадлежит автор? На сколько он оказался объективным и бесстрастным в передаче событий или автор к этому совершенно не стремился?

6. В каких других литературных произведениях вы встречали похожий сюжет? Чем можно объяснить его распространённость?

Памятка для комментирования газетных сообщений

1.Какова тема сообщения?

2.Что тебе известно об упоминаемых в сообщении политических партиях, организациях, деятеля. Охарактеризуй их.

3.В какой обстановке (экономической, политической) происходит данное событие? 4.Какова связь события (явления) с конкретной обстановкой? Каковы общие и непосредственные причины события? Как развивалось событие (явление) до настоящего времени?

5.Какие закономерности или существенные черты современного развития появились в событии? Охарактеризовать его сущность.

6.Известны ли тебе другие подобные события, происходившие в данной стране за послевоенное время? Является ли событие, О котором сообщает газета, обычным для данной страны или его следует рассматривать как исключительное? Попытайся определить общие черты такого рода событий (явлений).

6.Каковы тенденции развития события или явления? Если это событие ещё только развивается, то каковы могут быть его результаты (исход), каковы его последствия (или возможные последствия) и влияние на обстановку?

Сделай выводы о значении события. Каковы его уроки?


Загрузка...