domvpavlino.ru

Украшение рукояти ножа своими руками. Как сделать ручку для ножа в разных вариациях. Тип крепления ручки

Охотничий нож необходим каждому охотнику. В первую очередь его используют для добивания и разделывания добычи, но помимо этого он остается верным помощником в самых разных ситуациях на охоте. Сейчас в продаже можно найти огромное количество разнообразнейших моделей и модификаций клинков. Но, несмотря на это, необходимость самому сделать себе нож может возникнуть. Обычно это происходит из-за невозможности купить нужный клинок, либо взамен любимому потерянному или поломавшемуся, либо увиденный у знакомых и понравившийся, либо в продаже нет именно такого ножа, который вам необходим.

Изготовление ножа из пилы 9ХФ

В этой статье мы не будем заострять внимание на форме и дизайне клинка, виде и ширине заточки и т.д. Считаем, что готовый проект или образец у нас уже есть и сосредоточимся на самом изготовлении.

Самодельный охотничий нож, чтобы он соответствовал основным требованиям к подобным клинкам, рекомендуется сделать из высокоуглеродистых легированных сталей. Например:

  • 9ХФ – инструментальная легированная сталь, используется для изготовления рамных, ленточных и круглых пил, пуансонов, обрезных матриц и ряда других инструментов. Обычно в качестве заготовок берут полотна пил;
  • Р6М5 – быстрорежущая легированная сталь высокой прочности. Ее применяют для изготовления многих видов режущего инструмента, свёрл, кругов пил, из последних и можно сделать заготовку;
  • 65Г – рессорно-пружинная сталь, с высокой износостойкостью, поддается воронению и чернению. Изготавливают рессоры, пружины, шестерни и т.д. Для заготовок помимо листов используют задние рессоры грузовых автомобилей. Считается одним из самых дешевых материалов для ножей;
  • Также подойдут Х12, Р3М3Ф2 и ряд других.

Материал на заготовку можно взять из вышеперечисленных изделий, хотя сейчас в интернете можно заказать пластину для заготовки почти из любой стали. В качестве рекомендации – возьмите полотно маятниковой пилы по металлу, обычны размеры 400х30 мм, толщина 2мм, поверхность шершавая, цвет черный или серый.
Если вы хотите изготовить самодельный нож в домашних условиях, помимо материала на заготовку нам понадобится:

  • Угловая шлифовальная машинка (болгарка)
  • Круги под нее, отрезные для легированной стали, например inox A54S BF, заточные и шлифовальные.
  • Дрель или сверлильный станок
  • Тиски
  • Победитовое и другие специальные сверла
  • Напильники и алмазный надфиль
  • Наждачный станок (очень желателен).

Процесс изготовления ножа будет следующим:


Рукоять ножа можно наматывать с помощью паракорда или сделать из дерева, в последнем случае в рукояти сверлим отверстия по шаблону, согласно образцу или чертежу. Сверлят отверстия специальными сверлами с сопутствующим охлаждением при помощи масла. Удобнее это делать на сверлильном станке.

Чтобы упростить процесс, отверстия сверлят сначала сверлами малого диаметра, а затем постепенно рассверливают до нужного размера.

Рукоять

Ножи оформляют разными рукоятями. Выбор материала для их изготовления зависит от целей, для которых предназначен нож, удобства использования и личных предпочтений владельца. Ниже представлено два способа изготовления рукояти для ножа в домашних условиях.

Обмотка рукояти паракордом за несколько минут

Использовать в качестве рукояти ножа шнур паракорд не только проще и быстрее, но и практичнее. У вас всегда с собой будет пару метров шнура, который можно использовать для разнообразнейших целей, при выживании в экстремальных ситуациях.

Для обмотки нам понадобится:

  • шнур, 2 – 2,5 м;
  • плотный скотч или изолента;
  • зажигалка или спички;
  • ножницы;
  • перчатки;
  • отвертка.

Прежде чем приступить к намотке шнура, определитесь, нужна ли вам петля под темляк и если нужна, то где она будет, со стороны лезвия возле упора или на конце рукояти. При ее наличии, помимо возможности подвесить нож, в первом случае в нее можно продеть большой палец, чтобы удобнее и надежней держать нож, во втором, за нее можно вынимать нож из ножен и т.д.

Намотка паракорда производится в таком порядке:

  • Мочим шнур, при этом он лучше тянется, а высохнув, будет сидеть не ноже монолитнее.
  • Заклеиваем лезвие ножа скотчем или изолентой, чтобы избежать случайных порезов или перерезания шнура. Все операции лучше выполнять в перчатках.
  • Один конец шнура прижимаем на головке рукояти, так чтобы свободным оставалось 10 см.
  • Из шнура формируем петлю, уложенную вдоль рукояти таким образом, чтобы вершина петли на пару сантиметров выступала за зону намотки шнура.
  • Затем держа нож в левой руке и прижимая большим пальцем оба конца петли, правой рукой начинаем наматывать шнур на рукоять, начиная от ее головки.
    Намотку делаем плотной, виток к витку, совсем сильно не затягиваем, учитываем, что шнур еще сядет после высыхания.
  • Доведя обмотку до упора у лезвия, продеваем оставшийся конец шнура в выступающую часть петли.
  • Обрезаем лишний шнур оставив около 3 – 5 см, и обжигаем конец шнура.
  • После этого, потянув за свободный конец шнура со стороны головки рукояти, втягиваем петлю под обмотку до тех пор, пока продетый в нее конец не скроется под обмоткой. Избегайте полного вытягивания петли, иначе вся обмотка расплетется.

Обмотка завершена. При таком варианте обмотки петли под темляк у нас не будет. Если мы хотим ее сформировать, обмотку несколько усложняют. Изначально на рукояти укладывают две петли по обеим сторонам ножа.

Чтобы сформировать петельку под темляк на оголовье ножа, конец шнура прижимают на головке рукояти и протягивают одну петлю до лезвия, затем перекидывают шнур через оголовье и на другой стороне укладывают так же вторую петлю. Обмотку начинают от оголовья ножа. Закончив обмотку оставшийся конец продевают в обе петли возле лезвия и втягивают их под обмотку за петлю в оголовье, тем самым сформировав ее.

Чтобы петля была возле упора, делаем все то же самое, но наоборот, начинаем укладывать и мотать от упора, там же тянем за петлю, чтобы затянуть зажатый конец под обмотку.

Изготовление накладной рукояти, как альтернатива паракорду

Если вы приверженец классики и хотите сделать обычную рукоять, используйте для этих целей дерево. Оно доступнее, с ним проще работать, деревянная рукоять приятнее на ощупь, не холодит, меньше скользит в руке, а если правильно обработать, не берет влагу.Рукоять ножа можно изготавливать из дуба, бука, клена, березы, ореха или красного дерева. Чтобы не тратить время и силы на подготовку и сушку древесины, есть два простых способа ее достать. Первый – это паркет, его можно купить в специальном магазине, там, кстати, дорогие сорта продают поштучно. Второй – старая мебель, на чердаке, в гараже, на даче, у знакомых, всегда можно найти ненужный домашний хлам и им воспользоваться.
Для рукоятки вам нужны две плашки, если у вас рука стандартного размера, то 10 – 15 мм толщиной, это с запасом под обработку, чтобы толщина будущей рукояти была порядка 20 мм. Дина заготовок 150 – 200 мм, чтобы было место под их фиксацию при изначальной обработке.

Кроме дерева нам понадобятся:

  • шпонки из алюминия, меди, латуни, железа по количеству отверстий, соответствующего диаметра;
  • дрель со сверлами или сверлильный станок;
  • сверла по количеству отверстий в рукояти такого же диаметра;
  • точильный либо шлифовальный станок, его могут заменить напильник по дереву и много, много времени;
  • электролобзик или ручной лобзик, либо смотри предыдущий пункт;
  • гравировочная машинка или напильник с надфилем;
  • наждачная шкурка разных номеров вплоть до самого мелкого;
  • клей на эпоксидной основе;
  • льняное масло;
  • плотный скотч или изолента;
  • тиски, струбцина.

Рукоять делаем следующим образом:

  1. Прежде чем приступить к выполнению работы, обматываем лезвие ножа скотчем или изолентой, чтобы избежать случайных порезов.
  2. Первым этапом идет сверление. Накладываем заготовку ножа на деревянную плашку, прижимаем струбциной или на худой конец приматываем скотчем и сверлим отверстия. Чтобы отверстие было аккуратным, сперва сверлим тонким сверлом, а затем рассверливаем до нужного диаметра. После того как просверлили первое отверстие, в него вставляем шпонку или сверло такого же диаметра, это делается для фиксации, чтобы плашка не сдвинулась. Приступаем к следующему отверстию.
  3. Вторую плашку сверлим точно так же.
  4. После сверления собираем плашки на ноже, с помощью шпонок или сверл, чтобы убедиться сто все отверстия совпадают.
  5. Затем прикрепив поочередно плашки к ножу с помощью шпонок или сверл и струбцины, очерчиваем по контуру ножа контур рукояти. Рукоять желательно намечать с небольшим отступом, 1 – 2 мм, для последующей обработки.
  6. После разметки вырезаем рукоять лобзиком-электролобзиком или вытачиваем на шлифовальном кругу, в крайнем случае, напильник вам в руки.
  7. Готовим шпонки. Чтобы самодельный нож выглядел эстетично, шпонки мы будем не заклепывать, а вклеивать. Для этого на шпонках гравировочной машинкой или напильником делаем хаотичные надпилы, в которых будет застывать и схватывать клей. На концах шпонок снимаем наклонную фаску под 450.
  8. Поскольку после склеивания будет неудобно обрабатывать щечки упора, мы их окончательно обрабатываем и полируем на наждаке.
  9. Тщательно шлифуем на наждаке половинки рукояти с внутренней стороны, чтобы они плотно прилегали при приклеивании к плоскости хвостовика ножа.
  10. Перед склеиванием делаем последнюю проверочную сборку.
  11. Само склеивание проводим согласно инструкции к клею. Порядок сборки при этом следующий, смазываем внутреннюю сторону одной половинки, в нее вставляем смазанные клеем шпонки, на них надеваем нож, а затем смазанную вторую половинку.
    Зажимаем собранную рукоять в тиски и убираем излишки выдавленного клея. Зажатую рукоять оставляем на сутки.
  12. После того как клей застынет при помощи напильников, наждака, шлифовального круга и так далее окончательно формируем, обтачиваем и зашлифовываем рукоять ножа.


  13. Когда ручка полностью отполирована, настало время пропитки. Пропитывать дерево лучше всего льняным маслом. Его можно купить в магазине для художников, те ним разводят масляные краски.
    Рукоятку выдерживают в масле от трех дней до недели. Процесс можно ускорить, выварив рукоять в масле пару часов, но при этом нужно строго следить за температурой, иначе может потечь клей.
  14. Затем рукоятка должна просохнуть при естественной температуре около месяца, за это время масло полимеризуется, а дерево затвердеет и станет невосприимчиво к влаге.
  15. После просушки рукоять окончательно полируют мягкой тканью.

Заточка для новичков

Прежде чем рассказать о заточке охотничьего ножа, нужно напомнить, что самодельные ножи, изготовленные из металлов рекомендуемых в статье, очень сложно и долго затачиваются, поскольку примененные легированные стали обладают высокой твердостью. Об этом нужно помнить при использовании ножа не по назначению.

Теперь о самой заточке. В бытовых условиях ножи затачивают на специальных точильных камнях. Такие камни бывают керамическими (самые дешёвые и распространенные), алмазные, природные и из японских морских камней. Принцип заточки на них приблизительно одинаков, поэтому в дальнейшем, по умолчанию, речь будет идти о наиболее распространенном, керамическом точильном камне.
Чтобы качественно наточить нож, желательно иметь либо два точильных бруска разной зернистости, либо, что бывает чаще, точильный камень стороны которого имеют разную зернистость. Для удобства заточки, размер, а точнее длинна, камня должна быть больше длинны лезвия ножа.

Заточку ножа желательно выполнять двумя руками, поэтому точильный камень желательно располагать на отдельной доске закрепив его или в специально вырезанной для этого выямке, или с помощью шести гвоздиков вбитых по сторонам.
Заточку ножа начинают на самом грубом камне. На этом этапе точильный камень можно не смачивать. Камень размещаем на столе произвольно, главное чтобы вам было удобно на нем точить.

Весь процесс заточки состоит в придании кромке лезвия остроугольной формы. Выполняя ее нужно помнить несколько основных правил:

  • нужно подобрать оптимальный угол заточки ножа и придерживаться его в течении всего процесса;
  • нож по камню ведут лезвием вперед, как бы срезая с него тоненький слой;
  • за одно движение нужно проводить всей кромкой лезвия для равномерности заточки;
  • кромка лезвия всегда должна быть перпендикулярна направлению движения;
  • каждый следующий раз лезвие нужно переворачивать и проводить другой стороной, чтобы не сместить центр фаски лезвия;
  • движения должны быть плавными, без нажима;
  • обе стороны лучше точить однонаправленным движением, либо к себе, либо от себя, поскольку движение руки от себя всегда хуже и слабее, чем движение к себе.

Теперь что касается угла заточки. Он может быть от 450 до 300, в первом случае нож будет дольше держать заточку, во втором будет более острым. Охотничий нож лучше точить именно под 300, этого несложно добиться, просто при заточке нож ведите так, как будто бы вы срезаете тонкий ломтик масла или сыра.

После того как вы ввернули первоначальную остроту выведя угол кромки лезвия, можно переходить к камню меньшей дисперсности. Его желательно периодически смачивать водой, чтобы кромка лезвия лучше скользила, а металлическая пыль не забивала поры.
Окончательно заточить лезвие до зеркального блеска и бритвенной остроты, можно правя его на старом кожаном ремне с пастой ГОИ. Главная особенность правки с пастой ГОИ состоит в том, что нож ведут обратно направлению лезвия, т.е. обухом вперед.

Изготовление ножен (чехла) из кожи

Одним из необходимых аксессуаров охотничьего ножа являются ножны. Они нужны, чтобы защитить лезвие от затупления, а всего вокруг от порезов и порчи вещей.

Самодельные ножны можно сделать самому в домашних условиях, из небольшого куска кожи толщиной около 3 мм.

Для этого, помимо кожи, вам понадобятся:

  • ножницы;
  • лист плотной бумаги для шаблона;
  • ручка;
  • шило (его могут заменит заточенный гвоздь или гвоздики);
  • небольшие гвоздики и молоток;
  • универсальный клей;
  • вилка;
  • парафиновая свечка;
  • мелкий наждак или шлифовальный станок;
  • капроновая нить и одна или две крупные иголки;
  • пассатижи;
  • застежка-кнопка;
  • воск или крем.

Порядок изготовления чехла будет следующим:

  1. Делаем шаблон. Приложив лезвие ножа к листу бумаги, обводим его по контуру.
    Затем вокруг этого контура с сантиметровым отступом рисуем еще один контур, он и будет основным. Вырезаем шаблон по наружному контуру. Отдельно вырезаем Т-образную деталь для застежки ширина шлеек которой порядка 20 мм, длину шлеек замеряем по ручке ножа.
  2. Размечаем детали на коже. Приложив шаблон к коже, обводим деталь для одной стороны ножен, затем сдвинув шаблон в бок на 5 – 8 мм обводим только одну сторону, чтобы получить деталь на половинку вставки.
    Затем перевернув шаблон, повторяем действия, очертив вторую сторону и вторую половинку вставки. Прикладываем и очерчиваем Т-образную деталь застежки.
  3. Берем ножницы и аккуратно вырезаем из кожи все детали.
  4. Приложив к ножу, примеряем все детали на совпадение.
  5. Натираем парафином свечки торцы вставки на застежку, а затем шлифуем их на наждаке.


  6. Прикладываем застежку к одной половинке, и при помощи шила и гвоздиков намечаем и пробиваем отверстия под нитку, в два ряда.
  7. Пришиваем застежку, нитку можно предварительно смазать парафином.
  8. Для удобства последующего сшивания приклеиваем детали между собой. Вырезаем из шаблона деталь по контуру самого лезвия. Кладем эту деталь на половинку ножен и вокруг нее обмазываем клеем, чтобы клей не вылез за пределы вставок. Клеим согласно инструкции на тюбике. Смазываем и приклеиваем вставки.
  9. На кончике ножен, между вставками прорезаем канавку для вентиляции.
  10. Приклеиваем вторую половинку. Ножны кладем под пресс на некоторое время для качественного склеивания.
  11. Проверяем, как входит и сидит нож.
  12. На наждаке обрабатываем края ножен.
  13. С помощью вилки, проведя двумя зубцами по краю ножен, намечаем контур для сшивания. Вилкой же намечаем места отверстий под нитку.
  14. Если хотите, можете заморочиться, прорезав с лицевой стороны ножен канавку для нитки, чтобы она была заподлицо с кожей. В этом случае ее нужно будет затем заполировать воском или кремом в один цвет с ножнами.
  15. Пробиваем шилом отверстия под нитку.
  16. Сшиваем чехол. Сшивать можно одной нитью, или в две нити продевая их в отверстия через раз поочередно.
  17. Крепим застежку-кнопку.


  18. Окончательно шлифуем и полируем ножны с воском или кремом.

Ножны готовы.

Не всегда качество покупаемого инструмента нас устраивает. Иногда самый оптимальный вариант – изготовить самому то, что нужно.

Нож – предмет, который прочно вошел в нашу жизнь. Существует множество фото-инструкций как его сделать. Однозначно, это – трудоемкий процесс и не каждый может в домашних условиях изготовить хороший клинок. Но изготовленный собственноручно, он порадует своим качеством долгие годы.

Инструменты

Подобрать из имеющегося оборудования то, что нужно для изготовления ножа не так уж просто. Некоторый инструмент придется дополнительно приобрести или взять напрокат. Впрочем, много зависит от технологии.

Для изготовления ножа путем ручной ковки нам понадобится следующее:

  • Большой и малый молот;
  • Печь;
  • Уголь;
  • Кузнечные щипцы;
  • Напильник;
  • Пассатижи;
  • Наждачная бумага;
  • Ключ разводной;
  • Точильно-шлифовальный станок;
  • Наковальня;
  • Болгарка.


Выбор металла

Перед тем как перейти к подробной инструкции о том, как правильно сделать нож, важно тщательно подобрать материал, из которого он будет изготовлен, учитывая все необходимые технические характеристики:

  • Износоустойчивость (сопротивление стираемости и деформации; зависит напрямую ото твёрдости);
  • Способность выдерживать высокие температуры;
  • Прочность (сохранение целостности при приложении определенной внешней нагрузки);
  • Вязкость (способность удерживать форму без деформации и разрушения в процессе применения);
  • Твердость (способность противостоять проникновению в собственную структуру посторонних материалов).

Эскиз

Перед тем как сделать нож в домашних условиях, нужно иметь представление о том, как он будет выглядеть, из чего изготовить для него ручку, ножны, каких он будет размеров.

Предварительный эскиз чертится на бумаге, а потом уже начинается трудоемкий рабочий процесс, который проходит в несколько этапов: изготовление лезвия ножа своими руками, ручки и ножен со шлифовкой, обточкой под необходимые параметры.

Изготовление клинка

От того, какая заготовка будет для ножа, такой будет технология работ. Можно купить в строительном магазине лист металла (пластину) определенной толщины и вырезать по эскизу заготовку. Закалить металл в печи. Потом обработать ее напильником или на шлифовальном станке.

Значительно легче будет, когда заготовка под будущий нож будет сделана из:

  • Старой косы;
  • Ножа газонокосилки;
  • Двухгранного напильника;
  • Сверла подходящего диаметра.

Важно, чтобы заготовка была толще, чем в конечном итоге полученное после обработки лезвие.


Ручка для ножа

То, из чего можно сделать рукоять для ножа ограничено лишь собственной фантазией.

Древние мастера стремились свои клинки делать образцом совершенства, используя весь имеющийся материал под рукой. Оригинальные идеи ручек для ножа с использованием всего, что под рукой изменяются со временем.

В данный момент рукоять для ножа можно сделать из следующих материалов:

  • Пластик;
  • Оргстекло;
  • Дерево;
  • Керамика;
  • Эбонит;
  • Кварцевое стекло;
  • Бронза;
  • Серебро;
  • Слоновая кость;
  • Золото;
  • Текстолит;
  • Рога оленя.

Методы, применяемые в изготовлении ручек для ножей

После изготовления клинка важно его тщательно состыковать с рукоятью, чтобы он впоследствии жестко сидел, не болтался, не выпадал.

Существуют следующие методы, широко применяемые в процессе изготовления ручек для ножей:

  • На заклёпках;
  • Фиксация шпилькой;
  • Горячее наживление клинка на тело рукояти;
  • Использование болтов, штырей и гаек;
  • Расклёпка торца.

Нож из напильника

Рассмотрим пошагово процесс изготовления лезвия и рукояти из простого материала, который можно найти под рукой. Из двухгранного напильника.


  • Предварительно накаляем в печи металл;
  • Придаем заготовке нужную форму согласно чертежу. Используем кузнечный молот, потом – точило. В конечном итоге должны сформироваться две хорошо различимые зоны – для рукояти и самого лезвия;
  • Выполняем черновую (грубую) заточку ножа под бритвенный или клинковый тип ножа;
  • Изготовляем рукоять из любого материала. Вырезаем ее по размерам собственной руки.
  • Доводим ее до нужной формы на точильном станке;
  • Состыковываем рукоять с металлической заготовкой (на заклепках);
  • Шлифуем и полируем нож (наждачкой или шлифовальной машинкой с нужными насадками);
  • Производим окончательную заточку лезвия;
  • Используем бархотку или полироль, чтобы придать ножу окончательный завершенный вид.

Изготовление ножен

После того как изготовлен нож, по его размерам делаются ножны или сшивается чехол. Для этого можно использовать различный материал – пластик, кожу, дерево.

В конструкции ножен нужно предусмотреть отток влаги и направляющие для лезвия, а сам чехол изготовить так, чтобы лезвие свободно входило-выходило без заклинивания и всяческих неудобств.

Таким образом, изготовление ножа – это целое искусство, которому в древности посвящали целую жизнь, добиваясь наилучших по качеству лезвий и рубяще-режущих свойств. Такие ножи с успехом применялись как на пиру, так и на поле брани, и каждый экземпляр был образцом совершенства.

Фото самодельных ножей

Как и в случае с материалами, на первый взгляд складывается впечатление, будто безбрежны й океан геометрических очертаний не оставляет надежды на хотя бы приблизительное подобие классификации, однако это лишь пугающая иллюзия. На деле можно выделить несколько базовых групп, в которые отчетливо улягутся сонмы конкретных вариаций и фантазий, при чем улягутся однозначно и бесповоротно. Племя, состоящее из неординарных красавцев и страшноватых уродцев, впитает в себя неучтенные крохи, исчерпав, таким образом, вопрос целиком и полностью. То, что какая -то часть рукояток несет в себе черты разных стиле й, дела не осложняет, поскольку всегда видна главная линия. Итак, по внешним очертаниям рукоятки могут быть:

  • прямыми;
  • конусными вперед;
  • конусными назад;
  • вогнутыми («приталенными»);
  • выпуклыми («пузатыми»);
  • произвольными.

Поперечное сечение рукояток варьируется от круглого и овального (наиболее удобные варианты) до всевозможных многоугольников, а также их сочетаний.

Овальная форма идеально соответствует эргономическим требованиям, замечательно ловко укладываясь в ладонь. Недостаток круглого сечения — невозможность вслепую определить пространственную ориентацию плоскости клинка. Круглая рукоять может привести к тому, что в темноте вы нанесете удар не лезвием, а обухом или плашмя.

Квадрат и прямоугольник со скругленными краями — лишь вариации круга и овала. Если грани плоские и четкие, то, несмотря на отличный внешний вид, рукоятка будет конфликтовать с рукой тем яростнее, чем яснее обозначены эти грани. Кроме того, любая плоскость создает неприятное ощущение пустоты в центре ладони, будто чего -то не хватает. Для сувенирных, коллекционных и тому подобных изделий это не принципиально, но рабочие ножи праздной красоты не приемлют.

Но прямая рукоятка не обязательно должна походить на палку. Она вполне может иметь затыльник какой угодно формы.

Прямые рукоятки, лишенные каких бы то ни было расширений спереди или сзади, являются древнейшими из всех, как всякая натуральная безыскусность. Их простота обладает целым рядом преимуществ, однако хватает и недостатков, главный из которых — легкость, с которой прямая рукоять выскальзывает из руки, поскольку не имеет никаких ограничителей. Но именно поэтому нож удобно метать клинком вперед. Прямые рукоятки имеют и многие кухонные ножи.

Разумеется, в данный раздел следует включить большинство традиционных японских ножей, особенно смонтированных в стил е айкути, то есть — без всяких гард и головок.

Конусные рукоятки встречаются двух видов — с сужением вперед или назад. Второй вариант достаточно редок, хотя имеет свои положительные стороны. Когда -то он был распространен среди кинжалов-леворучников.

В наши дни подобные рукоятки можно увидеть у кухонных ножей, а также у завоевавших широкую популярность псевдояпонских изделий «в стиле танто», не имеющих к реальным истроическим прототипам никакого отношения.

Упомянутые положительные моменты заключаются, как и у прямых рукояток, в удобстве метания клинком вперед и в легкости всевозможных переводов с обычного на обратный хват и обратно.

принадлежность к означенному семейству определяется прямизной средней части, за которую мы и держим оружие.

Удобство рукоятки, сужающейся вперед, предопределено чисто анатомическими особенностям и строения ладони, и наиболее замечательные разновидности стиля являются заодно устоявшимися и традиционными. Практически весь мусульманский мир вот уже много веков отдает предпочтение именно таким рукояткам. Вот турецкий ятаганный нож и персидский кард:

Классический узбекский печак (пичак, пчак) с мощным кованым булатным клинком (нижний рисунок) отображает тенденцию в целом, и многочисленные национальные среднеазиатские ножи почти такие же, с минимальными вариациями.

Конусные рукоятки имеет изрядное число хирургических инструментов, дизайн которых никогда не страдал излишествами.

С другой стороны, история предлагает ряд образцов, в которых разумная конусность доведена до абсурда, так что нам теперь даже трудно судить, насколько успешно безвестный ландскнехт орудовал своим кинжалом.

В рукоятках подобного типа отсутствует как таковая головка, или навершие, потому что добавлять его попросту некуда. Когда бы не наличие развитых гард или ступ еньки при переходе тонкой шейки рукояти в широкий клинок, как у показанного выше печака, то рука постоянно соскальзывала бы к лезвию со всеми неприятными последствиями. Оттого конусный стиль не может быть признан таким уж удобным, особенно для современных охотничьих и боевых ножей.

Третий образец, родом из Индии, успешно продолжает славную когорту.

Вогнутые рукоятки соединяют в себе положительные качества того и другого конусов, врастая в ладонь, будто родные. Однако разная глубина вогнутости заметно влияет на сферу применения стиля и, говоря научным языком, эксплуатационны е характеристики. Слишком малая «приталенность» сближает такую рукоять с прямыми тем сильнее, чем она мельче. Этой формой наделены некоторые японские рукоятки, а также изделия Востока, хотя там всегда стремились к более, скажем так, пышным очертаниям. Подобный тип ножа характерен также для старой Руси, которая традиционно пила и пьет культурные соки отнюдь не засушенного Запада, и для народов Крайнего Севера. Вот ненецкий нож:

Если увеличить прогибы до той степени, когда средняя часть рукоятки словно бы утонет меж мощных расширений, мы получим самый распространенный и восхитительно экзотический тип индо -азиатской рукояти, безраздельно господствующий от Кавказа до Сингапура. Вес ьма любопытное сходство, практически — совпадение форм классического кавказского кама с кинжалом из Северной Африки. И тут, и там имеет место спрямленный черенок, ограниченный с обеих сторон. Это суровое боевое оружие, которым удобно лихо рубить и бешено к олоть врагов непосредственно через кольчуги, ватники, бешметы, бурнусы и т. п.

Не нам теперь судить, насколько удобны рукоятки, в которых изысканность преобладает над практичностью, но, глядя на турецкий бебут, так и тянет прикинуть, сколько раз его владелец ранил руку об острые кромки? Самое любопытное то, что подобный стиль чрезвычайно широко распространен в Турции, Иране и вообще в Центральной Азии.

Разновидностью вогнутых рукояток является их асимметричный, односторонний вариант, более приемлемый не для кинжалов, а для ножей.

Как не вполне удобный вариант стиля широко применяются рукоятки с глубокими вырезами под пальцы. С одной стороны, рука намертво фиксирует рукоять, но при этом в значительной степени теряется возможность вариативной работы с перехватами то так, то эдак. В старые времена люди знали, что хорошо, а что нет, и мы не находим в анналах истории ни одного похожего образца.

Такие рукоятки принимают порой непривычные очертания, несущие явный национальный колорит. Издалека видно, что этот вот кинжал в ходу у народов Центральной Африки.

Иногда призводители теряют чувств о меры, и вместо простых выемок под пальцы появляется нечто, напоминающее кастет.

Немецкий «нож траппера» заодно с «выемочной» формой иллюстрирует другой тип рукояток — отогнутых вниз, о чем будет рассказано далее.

Ножи для водолазов и прочих подводных пловцов, именуемых модным словом «дайверы», помимо всевозможных зацепов для перерезания капроновых фалов (буде вас угораздит запутаться в рыболовной сети) и различных пил часто оснащаются именно «выемочной» рукоятью, что в данном случае безоговорочно оправдано.

Однако самыми массовыми и, безусловно, самыми удобными из всех были и будут формы с расширением в средней части, симметричные или односторонние. И те, и другие применяются в любых разновидностях ножей и кинжалов, как прямых, так и кривых. Разумеется, прямой обоюдоострый клинок предполагает также симметричную соосную рукоять.

Собственно говоря, аналогичными рукоятками комплектуется изрядное число колющих предметов, в особенности всевозможных кортиков. Правда, их рукоятки обычно изящнее и тоньше (о кортиках поговорим отдельно).

Как правило, подобные рукоятки выгнуты большей или меньшей дугой вверх. Эффектно и неудобно.

Абсолютное большинство охотничьих и боевых ножей имеют выпуклые двусторонние и односторонние рукоятки. В последнем случае о них говорят: «с брюшком». Форма сечения может быть круглой или овальной.

Чаще всего задним торец оформляется в виде загнутого крючка, или «клюва».

Оси хвостовика и всей рукоятки не всегда совпадает с осью клинка. Иногда, преследуя некие частные цели, создатели ножа опускают рукоять вниз или — гораздо реже — задирают ее вверх, а то делают «пистолетной». Такие изделия нельзя считать универсальными, потому что это всегда специализированные охотничьи ножи, предназначенные либо для добивания несчастного жив отного, либо для снятия его шкуры («скинеры»).

В настоящее время специалистами разных стран признано, что максимально удобной формой для действительно рабочего широкопрофильного ножа, прежде всего боевого, является прямая, соосная с клинком рукоять с небольшим «брюшком» и чуточку отогнутым вниз задним срезом, лишенным чрезмерно развитых крючков или фигурных головок. Среди привлекательной продукции известных оружейных фирм и отдельных мастеров мы находим множество чудесных образцов подобного рода. Их объединяет одно общее качество, которое японцы называют (применительно к любым предметам материального мира) словом «ваби» — то есть «красота целесообразности». Вещь, обладающая ваби, никогда не будет вычурной или подчеркнуто эстетичной. Ваби — это прелесть безыскусности и простоты, соответствия своему назначению. В полной мере такими качествами наделены классические финские ножи. Не зря большинство боевых ножей в той или иной степени следуют в русле данной традиции.

Наличие или отсутствие планки (перекрестия) особой роли н е играет, хотя для очень сильных тычковых ударов это существенно.

Развивая тему отогнутых вниз рукояток, мы вступаем в мир странных и на первый взгляд нелепых конструкций. Уничижительная оценка была бы совершенно справедлива, кабы не множество национальных ножей, проверенных в деле на протяжении столетий. Склонностью к подобным изыскам отличаются народы южные, с горячей кровью и распаленным воображением, поэтому иллюстрацией сказанному послужит малайский бадик. Откровенно говоря, сложно представить себе, как именно следует пользоваться такой косой, однако если говорить о колющих ударах — тут он на высоте. Руке попросту некуда соскальзывать, хоть вгоняй клинок в стену.

Хитроумные индусы пошли дальше — они создали невиданную поперечную рукоять. Клинки, оснащенные ею, именуются кутар и годятся исключительно для смертного боя. Интересно, что рукоятки эти неприемлемо тесны, очевидно, кисти рук индусов — по крайней мере в старину — заметно субтильнее европейских.

Нечто подобное было и есть и в арсенале Запада. В XIX веке в США получили распротранение так называемые ножи профессиональных картежников пуш-дэггеры: короткие кинжальчики с поперечной рукоятью, изобретенные, как считается, в Сан -Франциско. Коварные шулера носили из на поясе в ножнах и, будучи уличенными в мошеннической игре, мгновенно пускали в ход. Размеры этих изделий могли быть самыми разными, но все же не очень крупными. Сегодня подобные штучки изготавливаются чаще как брелоки, с пластиковой рукояткой и коротеньким клинком.

МВД не классифицирует эти «игрушки» как холодное оружие только потому, что причинить смерть противнику возможно лишь точн ым попаданием в шею или висок, а вообще -то вам предоставляется полное право истыкать его, словно подушечку для булавок.

На наш взгляд, это, тем не менее, криминальный предмет в чистом виде, так как ни порезать колбасу, ни очинить карандаш мини -кастетом почти невозможно. Его предназначение очевидно — ранить и убивать, а длина клинка здесь ни при чем.

Каждый из представленных типов рукояток непременно имеет подвиды, где простым геометрическим очертаниям, всем этим углам наклона и формам сечения придана та или иная скульптурность. Таким образом, пришло время поговорить о резных рукоятках. В рассказе о слоновой и прочей кости, а также о ценных породах древесины уже фигурировали подобные роскошные экземпляры, поэтому сейчас достаточно продемонстрировать пару -тройку характерных примеров с краткими пояснениями.

Самым распространенным и логичным является тип, где декорированию подверглась лишь головка (затыльник). Соответственно наименованию и оформляют ее в девяти случаях из десяти именно в виде чьей-либо головы — человеческой, звериной, птичьей или бесовской. Перечислять все проявления фантазии нет смысла, вот лишь некоторые:

Вторая разновидность — полностью «оскульптуренные» рукоятки, настолько же эффектные, насколько (за редким исключением) и неудобные. Неудобство тем заметнее, чем крупнее рельеф.

И последний тип — уж вовсе непонятные сооружения, пригодные разве что для марсиан с их клешнями и щупальцами. Впечатлен ие дополняется столь же замысловатыми, нелогичными гардами и прочими аксессуарами. Такое мог породить только хитромудрый Восток, причем самые его экзотические глубины и окраины, но никак не прямодушный Запад.


На этом рассказ о рукоятках холодного оружия, точнее — ножей и кинжалов можно считать завершенным. Попытки классификации по каким-то иным признакам приводят, к сожалению, лишь к дополнительной путанице и безмерному разрастанию числа позиций и типов, поскольку за свою долгую историю человечество наизобретало астрономическое число режущих и колющих предметов в полном соответствии как с жизненными потребностями, так и с порочными страстями.

Деревянная ручка для ножа своими руками. Как сделать рукоятку для ножа из дерева. Рукоятка ножа своими руками. Рукоятка для ножа из дерева своими руками. От простого к сложному. От большого к малому. Автор masterVAN . Не знаю кто сказал эту замечательную фразу, но в нас с братом ее вдолбил папа. До сих пор руководствуюсь этим принципом. Опираясь на него, решился показать урок изготовления подарочного ножа из простых и доступных материалов. Плюс поработать над появившимися косяками и показать пару хитростей. Исходные материалы: кусочек рога коровы, прямослойная бубинга (обрезки от кровати молодоженов)))), кожа КРС и питона (небольшой кусочек. Спасибо маленькому муку за презент), дамасский клинок одного русского кузнеца (хороший понт дороже денег), пин, шнур, черная фибра и пруток мельхиора. Тутореал будет длинным. Не факт, что успею за один день.

Начинаем думать думку и пачкать бумагу. Рисуем подходящий для этого клинка абрис рукояти. В детали пока не вдаемся - от простого к сложному

Осматриваем рог коровы и сразу маленькая неприятность - трещинки. Не беда. На каждом этапе обработки проливаем их цианакрилатом

Защищаем клинок изолентой. Маленькая хитрость. Я перед намоткой смазываю клинок оружейным маслом. Немного сложно потом ленту наматывать, но это гарантирует защиту от коррозии

Пилим плацдарм супружеских утех. Необходимо точно определить, где были склеены бруски и пилить точно по месту склейки. Получаем брусок со стенками 30 х 40 мм

После распиловки прикладываем детальки и отмечаем карандашом места соединения (чтоб потом случайно не перепутать и не начать сверлить с другой стороны

Выравниваем толщину хвостовика на наждаке. Стараюсь делать его примерно на 0,5 мм тоньше плечиков клинка

Режем тонкие проставки

Немного укорачиваем хвостовик. Он не доходит 2 мм до пина. Постоянно прикладываем заготовку к рисунку (или чертежу... у кого есть

Обычно на границе клинка и хвостовика я обтачиваю хвостовик очень аккуратно и не спеша такой вот насадкой

Шлифуем и начинаем скруглять первую проставку

Паз сверлю и пропиливаю такими вот инструментами. Аккуратно и не спеша, постоянно пользуясь штангенциркулем.

Постоянно вставляем клинок. Примеряем и если долго мучиться обязательно, что-то? Правильно

Тонкие проставочки пилю отрезными кружками. Фибру режу ножницами. Довожу все алмазными надфилями

Одеваем на хвостовик и следим за плотностью посадки. Проставки не должны елозить.

Сверлим корову. Лучше всегда знать, где у тебя верх проставки, а где низ. После рассверловки и пропила, увеличиваю отверстие алмазными надфилями

Одеваем-примеряем

Вот тут то и начинается самое интересное - надеваем последнюю часть рукояти. Обязательно переносим на деревяху контур хвостовика. Это необходимо для штифтов. Монтаж то будет комбинированный: штифты + всадной

Сверлим отверстия прям насквозь))) Я пользуюсь сверлами НSS K (тобишь кобальт)

Отверстие под пин. Пин особо не развальцуешь. Потому ровно в середине пина я делаю насечки. Туда затечет эпоксидка и будет все ОК

Мажем клеем, вставляем штифты, ждем сутки и начинаем шлифовку на Корвете 51 (не реклама. чистая правда

Аккуратно делая рукоять прямоугольной. Затем стачиваем углы - начинаю скруглять

Верх уже вытанцовывается. Самое время проверить симметричность рукояти

Стрелочками отмечена фигня

И тыльник тоже проверяю. Вижу бяки

После устранения бяк перехожу к пузику. Странный дизайн пуза продиктован видом работы этого ножа. Максимальная нагрузка будет при заточке карандашей))))) Именинник то архитектор

Не забываем про трещинки. Льем цианакрилат

И вот наступает время косяков:(Высоты рога немного не хватило - промахнулся я и клинок клюнул вниз. Что же делать? Время поджимает. Используем хитрость: поддержим линию обуха клинка линией резьбы на рукояти (схема отмечена красной линией)

Карандаш и ластик в помощь

Прорезаем линию косяком

Начинаем опускать фон. Я начал это делать стамеской с профилем "уголок".

Но вот нет у меня навыка резчика... и времени нет. Потому радостно перешел на твердосплавный бор

Продолжаем опускать фон с помощью боров

Из чего сделать ручку для ножа. Порода дерева для рукояти ножа. Одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на эксплуатационные характеристики древесины, является сорт дерева, а также его физические и механические свойства: стабильность, твердость, прочность, плотность, теплопроводность и т. д. Древесина, в зависимости от породы, обладает различными свойствами, что обуславливает ее применение. Кроме того, эти свойства часто отличаются и в пределах одного сорта. Рукоять ножа своими руками Из чего сделать ручку на нож (Смотреть статьи о изготовление рукояти ножей) Из чего сделать ручку на нож. Как сделать рукоятку для ножа. Как сделать всадной монтаж рукояти. Как сделать больстер. Как изготовить Шведский нож в домашних условиях. Рукоять ножа из бересты Рукоятку ножа из бересты (Смотреть статью) Рукоять ножа из бересты. Бересту срезал ещё летом с упавшей берёзы, высушил, нарезал заготовки, просверлил по кондуктору отверстия и стамеской вырубил между ними перемычки. Потом всё это собрал на хвостовик клинка, стянул в струбцине, и на две недели положил на батарею сушиться. Факторы, влияющие на свойства древесины одной породы дерева Ареал произрастания дерева. Свойства одного и того же сорта дерева могут различаться в зависимости от места и условий произрастания. Как правило, деревья в более холодных северных регионах растут медленно, поэтому их годичные кольца роста расположены ближе друг к другу и древесина часто обладает большей плотностью, которая обуславливает большую твердость и прочность будущих изделий. Возраст дерева. Более старая древесина обычно обладает большей плотностью. На свойства дерева влияет и место вырезки, т. е. из какой части дерева была вырезана древесина. Установлено, что в древесине одних деревьев плотность увеличивается по направлению от сердцевины к коре, а в других – уменьшается. Плотность древесины колеблется также в зависимости от высоты ствола. Способ распила. Выделяются три основных способа распила деревянного бревна: Поперечный – распил дерева перпендикулярно стволу дерева и направлению волокна. Радиальный – продольный распил перпендикулярно годичным кольцам. Тангенциальный – продольный распил не перпендикулярно годичным кольцам. Установлено, что показатели твердости и стабильности древесины радиального распила несколько превышают эти показатели при тангенциальном распиле. Строение В центре ствола во всю длину располагается сердцевина. У хвойных деревьев диаметр сердцевины бывает от двух до тех миллиметров, а у лиственных пород от восьми до десяти миллиметров. Вокруг сердцевины нарастает древесина годичными слоями, неоднородного строения. Древесина бывает ранняя, расположенная близко к сердцевине, и поздняя, которая находится рядом с корой. Ранняя древесина начинает нарастать в теплое время года во влажной почве, а поздняя образуется осенью. Ранняя древесина у хвойных деревьев светлая и у лиственных пород пористая. Размер слоев определяется возрастом дерева, а так же условиями роста, и соответственно породой дерева. Обычно древесина светлого цвета, но у одних деревьев она однородная, а у других она имеет темную центральную часть. Ядро - темная часть. Заболонь - светлая часть ствола. Если древесину разрезать поперек, то можно увидеть сердцевинные лучи светлые, блестящие, иногда невидимые невооруженным глазом у березы и осины, а иногда хорошо видимые у бука и дуба. На целом разрезе сердцевинные лучи имеют вид полосок или лент, которые находятся поперек волокон, на тангенциальном срезе они с заостренными концами вдоль волокон. Сердцевинные лучи имеют красивый рисунок. При поперечном срезе у лиственных пород можно увидеть отверстия, проводящие влагу. За цвет древесины отвечают дубильные и смолистые вещества, которые расположены в клетках. Целиком цвет древесины проявляется после отделки поверхности и нанесения покрытия. Если древесину не обрабатывать, то она постоянно будет изменять цвет. Текстура древесины это натуральный рисунок при разрезе. Текстура зависит от строения дерева, а так же направления среза. Она оказывает влияние на декоративные качества. У древесины хвойных деревьев простой рисунок. Очень красивые рисунки у березы и лиственницы. Плотность древесины зависит от породы дерева. Существует 3 группы плотности: малой плотности (до 540 кг/м3) - сосна, пихта, кедр, липа, ива, ольха; средней плотности (550-740 кг/м3) - лиственница, береза, бук, дуб, клен; высокой плотности (750 кг/м3 и выше) - береза, самшит, кизил, рябина. Прочность древесины зависит от ее плотности, поздний слой в 2-3 раза прочнее раннего. С увеличением влажности, плотность повышается. С изменением влажности меняется объем параметров заготовки, такие как усушка или разбухание. Усушка или разбухание, к сожалению, приводит к растрескиванию. Любое бревно, в течение первого года, проходит этап усушки, при этом происходит растрескивание по всей поверхности. Впоследствии появляется основная трещина, которая образуется в месте изменения годовых колец, а все оставшиеся трещины начинают стягиваться. Трещины в бревне показывает натуральность материала, а вот трещины в штукатурке огромная проблема. Так же при выборе материала, нужно обязательно учитывать его механические свойства: Твердость - свойство древесины, которое может сопротивляться твердым телам. Она зависит от плотности древесины и разная во всех направлениях. А так же зависит от многих факторов: влажности, содержания поздней древесины, времени заготовки. Прочность позволяет древесине сопротивляться разрушению. Существуют несколько пределов прочности: при сжатии, растяжении, изгибе. Раскалываемость – свойство древесины расщепляться вдоль волокон под действием нагрузки. Любые свойства дерева могут быть как недостатками, так и достоинствами. Узнав о достоинствах древесины, можно применять любые типы пород, выбирая подходящие к поставленным задачам. Для изготовления рукоятки ножа используется, как правило, древесина твердых пород. При этом каждая древесина несет с собой лишь только ей одной присущие свойства, фактуру, структуру и важно отличать различные породы друг от друга. Нужно помнить, что покрытая лаком рукоятка ножа ценится меньше, она не такая естественная, как рукоятка из натуральной древесины, которая сохраняет свой первозданный вид. Древесина орех хорошо обрабатывается как вручную, так и на станках. Хорошо полируется. Ядро ореха имеет цвет от светло-коричневого до коричнево-серого. При этом заболонь узкая, как правило светло-серого цвета.
Древесина бука имеет равномерную окраску. Заболонь и ядро чаще всего не отличаются по окраске. Как правило, бук легко обрабатывается и может давать качественную гладкую поверхность. Очень часто бук используют для рукояток кухонных ножей.
Древесина дуба- тоже популярный материал для изготовления рукояток ножа. Дуб имеет очень прочную, плотную древесину, он стоек к загниванию и механическим воздействиям. Кроме этого, дуб легко морится в разные оттенки, вплоть до черного цвета. Из древесины дуба получается колоритная, насыщенная и неповторимая текстура. Для рукояток дорогих ножей используется естественным способом мореный дуб, который имеет возраст тысячи лет. Такие рукоятки прочны и очень красивы.
Древесина березы имеет цвет от беловатого до бледно-коричневого, без особо заметных отличительных особенностей, имеет прямоволокнистую мелкую структуру. Береза хорошо протравливается красителями, полируется. Очень хорошо обрабатывается на токарных станках. Для рукояток ножей используется капили сувель березы. Хорошо просушенная и обработанная рукоятка начинает как-бы «светиться» изнутри. При правильной пропитке маслами дерево становиться похожим на янтарь и даже немного прозрачным. В этом случае изделие имеет богатую и неповторимую структуру рисунка, хорошо передает теплоту дерева.
Кап- редкий, твердый и красивый материал с очень необычным рисунком волокон древесины, по своему виду напоминающим мрамор. Обрабатывается сложно из-за сильно свилеватой текстуры и огромного количества сучков. Крайне красив, прочен, прекрасно шлифуется и полируется. Кап служит идеальным материалом для изготовления художественных и декоративных изделий, используется при облицовке мебели шпоном. По твердости кап значительно превосходит обычную древесину и сложно поддается обычной обработке, поэтому изделия из него, как правило изготавливаются вручную. Обычно на свежем срезе капа и сувели рисунок бледный и малозаметный, поэтому их подвергается пропариванию. После просушки кап готов к работе. Как правило, изделия из капа и сувели покрывают специальным составом или натуральным пчелиным воском, который придает им богатый матовый оттенок и хорошо передает теплоту дерева.
Береста - верхний слой (наружная часть) коры берёзы. Внешняя сторона бересты обычно белого цвета с сероватым оттенком, реже - розовато-коричневого. Внутренние слои, обращённые к лубу, бывают различных оттенков - от жёлтого до коричневого. На Руси издревле использовали бересту в строительстве (как стойкий к сырости прокладочный материал), для изготовления домашней утвари (плетёные берестяные лукошки, короба), художественных поделок, как материал для письма (берестяные грамоты). Так же из бересты добывали дёготь, который использовался для защиты кожи, прежде всего обуви (сапог) и как колёсная смазка. Так же берёзовый дёготь активно используется в ветеринарии (лечение лишая, обработка копыт крупного рогатого скота и лошадей). В России из бересты изготавливают наборные рукояти ножей. Такие рукояти позволяют пользоваться ножами в полевых условиях в мороз и в жару ввиду низкой теплопроводности бересты и её бархатистости. Высокие водооталкивающие свойства бересты позволяют делать рукояти ножей без дополнительной пропитки, а содержания дёгтя наделяет её некоторыми дезинфицирующими свойствами, благодаря чему береста не гниёт. Очень часто в ножах ручной работы используются экзотические породы породы древесины: амарант, венге, бубинга, железное дерево и другие твердые породы.
Загрузка...