domvpavlino.ru

Многообразие листьев наглядное пособие. Изготовление наглядных пособий. Консервирование растений и их частей

VIII вида

Тема урока Внешнее строение листа. Многообразие листьев.

Цель: Выяснить особенности внешнего строения листа, как важной составной части побега.

Задачи:

Образовательные: формирование у учащихся знаний о листе как важной составной части побега; научить распознавать листья по типам жилкования, по способу прикрепления к стеблю; различать простые и сложные листья.

Развивающие: развитие познавательной деятельности через работу с видео презентацией, наглядным и раздаточным материалом (гербарий и комнатные растения); формирование умения выделять главное, развитие мышления, памяти, творческих способности учащихся.

Воспитательные: воспитывать культуру речи , интерес к предмету, умение взаимодействовать в группах и парах, воспитывать бережное отношение к природе;

Оборудование : компьютер, проектор; гербарные экземпляры листьев; инструктивная карточка Лабораторная работа «Листья простые и сложные».

План УРОКА

1. Ввод в тему урока. Определение темы, постановка учебных задач.

2. Повторение пройденного по теме «Побег».

3. Распознавание различительных признаков листа (по форме, по способу прикрепления, по типам жилкования)

4. наблюдения гербарных экземпляров и выделение изученных признаков внешнего строения листа. Обобщение знаний в таблице.

5. практическая сам. работа с наблюдением комнатных растений, применение изученных на уроке знаний.

6. решение учебной задачи повышенного уровня (представление растительного материала с видоизмененными листовыми пластинами (алое, кактус, аспарагус) – приспособление растений к существованию в неблагоприятных условиях внешней среды.

7. Рефлексия.

8. Постановка учебной цели на следующий урок.

ХОД УРОКА

Этап урока

Предполагаемые действия(ответы) учащихся

1.Ввод в тему урока. Определение темы, постановка учебных задач.

Презентация

Видео ряд фотографий с изображением растений с разными по форме, по виду, по цвету листьями

О чем пойдет речь сегодня на уроке?

Тема: Внешнее строение листа. Многообразие листьев

Что бы вам хотелось узнать о листьях растений?

О растениях, о листьях растений.

Запись темы урока в тетради (листе заданий)

Что такое лист(определение)

Как различаются листья

Какое значение имеют листья в жизни растений и др.

2.Повторение пройденного по теме «Побег».

Подписать название частей растений

проверить

Выполнение задания самостоятельно

Проверка по образцу (на слайде). Самооценка своих знаний.

Пром. вывод: Лист - орган растения.

3.Распознавание различительных признаков листа (по форме, по способу прикрепления, по типам жилкования)

Наблюдения за разными листьями, выделение отличительных признаков

Различие листьев по количеству листовых пластинок

Простые и сложные (выборка номеров и запись в табличке. Самопроверка по образцу-слайд) Самооценка.

Черешковые и сидячие (устный ответ)

Виды жилкования (с опорой на образец) – обьяснение учителя.

Пром. вывод: листья различают по количеству листовых пластин, по способу прикрепления к стеблю, по виду жилкования.

4. наблюдения гербарных экземпляров и выделение изученных признаков внешнего строения листа. Обобщение знаний в таблице .

На каждую парту выданы гербарные образцы растений с различными видами жилкования (сетчатое, параллельное, дуговое)

Наблюдение предложенных образцов

Сравнение, выделение отличительных признаков листовых пластинок

Обобщение наблюдений в таблице

Взаимопроверка, оценивание

Пром. вывод: растения с стчатым и пальчатым жилкованием относятся к классу двудольных растений, а с параллельным и дуговым – к классу однодольных.

5. практическая сам. работа с наблюдением комнатных растений, применение изученных на уроке знаний.

Классификация листьев по внешним признакам:

Кол-ву лист. пластин

Способу прикрепления

Виду жилкования

Для кабинета биологии закупили комнатные растения. Предлагаем вам составить паспорт растения.

Растения представлены в 2 группах:

1- облегченный уровень с явно выраженными отличительными признаками

2- сложный уровень с менее выраженными отличительными признаками

Работа по плану, представленном в форме таблицы

Заполнение таблицы

Проверка учителем, оценка

6. решение учебной задачи повышенного уровня (представление растительного материала с видоизмененными листовыми пластинами– приспособление растений к существованию в неблагоприятных условиях внешней среды.

3. повышенный уровень (скрыт под салфеткой) растения с видоизмененными листоыми пластинами (алое, кактус, аспарагус).

Коллективное обсуждение представленных растений (3 уровня сложности

Пром. вывод Видоизменения листьев связаны с тем, что в процессе эволюции листья адаптировались к различным климатическим факторам в зависимости от условий произрастания растений

7. Рефлексия.

1. оценка учебных достижений: выставление оценки за полученные знания на уроке с учетом полученных оценок на каждом этапе.

2. оценка учебных действий: предложить дать устную оценку действий ученикам в паре

3. самооценка личностных достижений

1. (подсчет +)

2.Высказывания (кому было комфортно работать в паре, кто помогал друг другу)

3.Дерево роста (прикрепить листочки на ветки: нижняя – не все было понятно на уроке, сложно, не справился

Средняя – интересно, большинство заданий выполнил, но не смогу применить их самостоятельно

Верхняя – интересно и легко, все задания выполнил, смогу применить свои знания в жизни.

8. Постановка учебной цели на следующий урок.

Просмотр видео презентации

Изменение листьев растений в разное время года

Предположить тему следующего занятия

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: познакомить с разнообразием листьев, особенностями их внешнего строения; научить распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, располо-жению на стебле, различать простые и сложные листья.

Оборудование и материалы: комнатные растения, гербарии растений с различными типами листовых пластинок, гербарии листа ивы (на каждую парту).

Ключевые слова и понятия: лист, строение листа, листовая пластинка, черешок, основание листа, прилистники; способы прикрепления листьев: черешковый лист, сидячий лист, влага-лищный лист; простые и сложные листья; рассеченные листья: пальчато-лопастный, пальчато-рассеченный, пальчато-раздель-ный, перисто-лопастный, тройчатолопастный; формы края листа: цельнокрайный, зубчатый, пильчатый, шиповатый (колючезуб-чатый), городчатый, выямчатый, извилистый; формы листовых пластинок: овальная, яйцевидная, копьевидная, стреловидная, перистолопастная, перисто-рассеченная, парноперистосложная, непарноперистосложная, линейная, тройчатосложная, пальчато-

Рассказ учителя с элементами беседы

Листовые пластинки можно классифицировать по форме . Су-ществует огромное количество форм листовых пластинок: округ-лые, яйцевидные, линейные, ланцетные, копьевидные, стреловид-ные, сердцевидные, продолговатые и др. Можно классифицировать и по форме края. Кроме листьев с цельным краем (они так и на-зываются — цельнокрайные), выделяют несколько основных видов формы края: зубчатый , пильчатый , шиповатый (колючезубчатый ), городчатый , выямчатый , извилистый .

Необходимо заметить, что на одном побеге могут встречать-ся листья различной формы, величины, окраски. Это явление называется гетерофилией. Гетерофилия характерна для лютика, стрелолиста и многих других растений.

Если посмотреть на листовую пластинку, можно заметить жилки — пучки проводящих сосудов. Вы видели их на листе ивы. Расположение жилок на листе может быть разным. Способ раз-мещения жилок называют жилкованием . Выделяют несколько ти-пов жилкования: параллельное, дуговое, дихотомическое, сетчатое (пальчатое и перистое ).

Параллельное, или дуговое, жилкование характерно для од-нодольных растений, а сетчатое — для двудольных.

Вспомните, какие растения являются двудольными.

Какие еще признаки двудольных растений вы знаете?

Приведите примеры однодольных и двудольных растений.

Закрепление знаний и умений Практическая работа 13. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ ЛИСТЬЕВ

Ход работы

Опишите гербарные образцы листьев, лежащие на ваших столах, по плану.

План

Каков способ прикрепления этого листа к стеблю?

Каково жилкование листа?

Простой это лист или сложный?

Какова форма листовой пластинки этого листа?

Какова форма края листа?

2.Какому растению — однодольному или двудольному — при-надлежит это лист?

3. Рассмотрите рисунок. Выпишите типы жилкования, которые имеют изображенные на рисунке листья.

Жилкование листьев

4. Листья простые и сложные , их жилкование и листорасположение

Рассмотрите предложенные образцы растений. Дайте краткую харак-теристику их листьев по плану название растения, простые или слож- I ные листья, тип жилкования, тип листорасположения.

Творческое задание. Сделать оттиск листа. Для этого понадо-бятся засушенный лист (листья сушат в нескольких слоях газеты под прессом), гуашевые или акварельные краски, бумага для ак-варели, небольшой малярный валик. Лист следует густо нама-зать акварельной или гуашевой краской и положить на бумагу для акварели. Сверху накрыть промокательной бумагой и прокатать валиком. Составить композицию из оттисков различных листьев.

Задание для учеников, интересующихся биологией. Используя дополнительную литературу, подобрать примеры растений с раз-личными типами листовых пластин.

Многообразие листьев

Лист . Виды листьев . Выпуск #2

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило-ва, В.С. Кучменко Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений

Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Хостинг презентаций

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

по биологии

учитель биологии

Кривогузова О.В.

Дидактический материал по биологии, представленный тестами, заданиями по темам: «Цветок», «Водоросли», «Жизнедеятельность организмов». Данные задания можно использовать на уроке при закреплении знаний, при проверке домашнего задания, а также на итоговых уроках.

    Задание: из предложенного текста выбрать неправильные предложения и записать их правильно.

Цветок.

1. Цветок – это самая яркая и красивая часть растения. 2. Цветы есть абсолютно у всех растений.3. Главные части цветка – лепестки, имеют исключительно светлую окраску. 4. Все вместе лепестки собираются и образуют венчик. 5. Цветок всегда держится прямо, потому что держится на цветоножке. 6. А вот зеленые лепестки крепятся именно к этой же цветоножке. 7. Кстати, зеленые лепестки, называются чашелистиками. 8. Цветоножка потом плавно переходит в цветоложе. 9. На цветоложе расположена чашечка. 10. Чашечка бывает иногда красной, иногда белой, иногда синей. 11. Внутри венчика расположился пестик, окруженный тычинками. 12. Тычинок может быть пять, шесть или много. 13. Цветок является хорошим приспособлением для опыления. 14. Цветки всегда собраны в соцветия. 15. Соцветия очень разнообразны: это и кисть, и корзинка, и зонтик, и колос, и головка. 16. Например, у укропа соцветие простой зонтик. 17. Цветок – важная часть растения, потому что является органом полового размножения.

    Задание: из предложенных вариантов ответов выберите один правильный

Тест.

    Значение корня для растения:

А. получает воду и питательные вещества

Б. обогащает воздух кислородом

В. укрепляет растение на одном месте

2. Все корни одного растения называют корневой системой, потому что

А. у растения много корней

Б. у корней разные названия

В. все корни связаны общей функцией

3. Стержневая система, если

А. главный корень не развит

Б. имеется главный корень

В. имеются боковые и придаточные корни.

4. Верхний слой почвы образует

Б. перегной

В. песок и глину

5. Почва состоит из

А. воздуха

Б. органических веществ

В. минеральных веществ

6. Пикировку проводят с целью:

А. роста боковых и придаточных корней

Б прекращения роста корня

В. задержки роста растения

7. Корневой чехлик образован из ткани:

А. образовательной

Б. покровной

В. всасывающей

8. Корневой волосок – это

А. вырост наружной кожицы корня

Б. вырост внутренней стенки клетки

В. вырост клеток корневого чехлика

9. Сосуды, проводящие воду проходят

А. через кору корня

Б. через центральную часть

В. через центральную часть и кору.

    Задание. Решите кроссворд по теме «Водоросли». Впишите в пустые клеточки ответы на вопросы, предложенные ниже. Если все правильно, получится слово «отлично».

    Задание: Заполните таблицу, вписав в соответствующие строки, недостающие сведения.

Задание. Словарная работа. Дополните предложение.

    Образование сложных веществ из простых и распад сложных веществ на простые с выделением энергии, называется ……………

    Животные, температура тела которых зависит от температуры окружающей среды, называются ………………………………

    Животные, температура тела которых не зависит от температуры окружающей среды, называются …………………

    В основном у всех беспозвоночных животных скелет ……………………, а у всех позвоночных животных скелет ………………..

    Инфузория туфелька передвигается при помощи ……………...

    Дождевой червь передвигается в почве благодаря сокращению ….... и ……….. мышц.

    Способ передвижения кальмаров называется ………………….

    У водоплавающих птиц между пальцами имеется …… …….

    Разность между давлением под крылом и над крылом птицы называется …… ………...

    Среди ходильных млекопитающих в зависимости как они опираются на стопу, различают стопоходящих, копытных и ……

    Способность организмов отвечать на воздействие окружающей среды, называется ………………………………..

    Работу всех органов, их связь с окружающей средой у сложноорганизованных животных регулирует …….и ………..

    Тип нервной системы у гидры, называется …………….

    Ответная реакция организма на раздражение, которая контролируется нервной системой, называется ……………….

    Задание. Тест «Отдел Бурые водоросли». Найдите правильный ответ на вопросы теста. Выпишите буквы правильных ответов в таблицу и получите название водоросли.

Задание 1. Многообразие растительного мира.

Присмотритесь к растениям, которые вас окружают в городе или вашем поселке. Какие это растения? Постарайтесь определить их систематическую принадлежность; принадлежность к жизненным формам: деревьям, кустарникам, травам. Посмотрите, в каком состоянии их стволы и кроны, какие виды цветут, какие у них цветки и плоды, кто опыляет их и кто затем питается их плодами.

Задание 2. Споровые растения.

Будучи за городом, в парке, на даче, в лесу или в другом природном сообществе, отправляясь туда за ягодами, грибами или просто для отдыха, обратите внимание на споровые растения. Посмотрите, как разнообразны и красивы зеленые мхи. Выберите по одному-два побега каждого вида. Сделайте коллекцию мхов для себя или для школы.

Задание 3. Флористические миниатюры.

Примите участие в изготовлении красивых флористических миниатюр-поделок, панно или композиций. Соберите и засушите в расправленном виде красивые листья, побеги, цветки, соцветия, плоды и шишки. Создайте композицию в виде картины, подарочной открытки или закладки для книги.

Задание 4. Наглядные пособия.

Изготовьте наглядные пособия, например, по таким темам: "Многообразие листьев", "Жилкование листьев", "Повреждения листьев", "Сорные растения огорода", "Лишайники соснового леса", "Шишки хвойных растений". На клейкую ленту соберите для школы коллекцию спор разных мхов, папоротников, шляпочных грибов, надпишите их.

Задание 5. Исследование процесса цветения травянистых растений.

Найдите цветки насекомоопыляемые и цветки ветроопыляемые. Сравните их между собой. Понаблюдайте, какие насекомые посещают эти цветки, чем растения их привлекают. Сделайте фотографии. Отметьте, как ведут себя цветущие растения в солнечную и пасмурную погоду, прохладным утром и в жаркий полдень. Оформите записи об этом в дневнике наблюдений.

Задание 6. Наблюдения за состоянием растений барометров.

    Проведите наблюдения состоянием цветков желтой акации, мальвы, вьюнка полевого, мокрицы и соцветий одуванчика, ноготков (календулы). Выясните, что происходит с их цветками или соцветиями в ненастную погоду перед наступлением дождя. Подумайте, в связи с чем возникли у них такие приспособления.

    Выясните, какие другие растения и каким образом могут предсказать приближение дождя. Соберите по одному растению барометру, засушите их между листьями газетной бумаги и смонтируйте гербарные листы с подписями названий растений.

Задание 7. Наблюдения над растениями цветочными часами.

    Проведите наблюдения за временем раскрытия и закрытия цветков или соцветий некоторых дикорастущих и садовых цветковых растений, например, одуванчика, ноготков, садового вьюнка ипомеи. Сделайте фотографии. Выясните, в какое время раскрываются и закрываются цветки каких либо других наиболее известных вам цветковых растений.

    Установите, с чем связаны наблюдаемые явления в жизни растений. Соберите для засушивания и изготовления гербарных листов несколько растений, открывающих цветки или соцветия в строго определенное время суток.

Контрольно-измерительные материалы по теме: «Строение семян»

Задание :

Подпишите части семени. В какой части семени находятся питательные вещества?

Решите тест:

1. Какие растения имеют семена:

а) мхи б) водоросли в) папоротники г) цветковые

2. Для семян растений класса однодольных в отличие от семян класса двудольных характерно наличие:

а) семенной кожуры б) зародыша с одной семядолей

в) зародыша с двумя семядолями г) эндосперма

3. Эндосперм образован тканью:

а) покровной б) образовательной в) запасающей г) механической

4. К двудольным растениям относится:

а) пшеница б) лук в) кукуруза г) яблоня

5. Зрелое семя НЕ содержит эндосперма у:

а) тыквы б) пшеницы в) лука г) ясеня

6. Где находится запас питательных веществ в семени фасоли?

а) в эндосперме б) в семядолях в) в корешке г) в семенной кожуре

7. Семена, какого растения считают самыми крупными?

а) эвкалипта б) кокоса в) ананаса г) сейшельской пальмы

8. Какая часть зародыша семени пропущена при пере­числении: корешок, стебелек, семядоли:

а) семенная кожура б) почечка в) околоплодник г) эндосперм

«Виды корней и типы корневых систем»

Задание:

Под­пишите виды корней. Какой тип корневой сис­темы изображен на рисунке?

Решите тест:

1. Какую функцию НЕ выполняет корень?

а) закрепляет растение в почве

б) всасывает воду и минеральные соли из почвы

в) откладывает в запас питатель­ные вещества

г) образует органические вещества из неорганических

2. Из зародышевого корешка семени развивается:

3. Стержневая корневая система имеет хорошо развитые:

а) главный корень в) придаточные корни

б) боковые корни г) воздушные корни

4. Мочковатая корневая система образована:

а) главным корнем и придаточными корнями

б) главным корнем и боковыми корнями

в) придаточными и боковыми корнями

г) придаточными и воздушными корнями

5. Окучивание растений проводят для усиления роста:

а) главного корня в) придаточных корней

б) боковых корней г) воздушных корней

6. У какого растения стержневая корневая система?

а) пшеницы в) щавеля

б) чеснока г) овса

7. У моркови человек употребляет в пищу:

а) побег в) плод

б) корень г) клубень

8. Корни, отрастающие от главного корня, называются:

а) придаточными в) воздушными

б) боковыми г) корневыми волосками

Контрольно-измерительные материалы по теме:

«Клеточное строение корня. Зоны корня»

Задание:

Подпишите зоны корня.

Какие функции они выполняют?

Решите тест:

1 . Ткань - это:

а) часть растения, состоящая из клеток

б) группа клеток, разных по стро­ению, образующих разные органы

в) группа клеток, сходных по стро­ению и выполняемой функции

г) группа клеток, выполняющих различные функции

2. Зона деления корня образована тканью:

3. Зона всасывания корня образована тканью:

а) покровной б) проводящей в) образовательной г) основной

4. Корневая система представлена:

а) боковыми корнями в) придаточными корнями

б) главным корнем г) всеми корнями растения

5. Корневой чехлик:

а) обеспечивает передвижение веществ по растению в) придает корням прочность

б) выполняет защитную функцию г) участвует в делении клетки

6. Корневые волоски располагаются в зоне:

7. Рост корня в длину происходит благодаря ткани:

а) покровной б) проводящей в) образовательной г) основной

8. Сосуды расположены в зоне:

а) всасывания б) проведения в) роста г) деления

9. Ощипывание кончика корня при пересадке молодых растений называется:

а) прививка б) окучивание в) пикировка г) черенкование

10. Прочность и упругость корня обеспечивает ткань:

а) покровная б) механическая в) проводящая г) образовательная

Контрольно-измерительные материалы по теме:

«Видоизменения корней»

Задание: какую функцию выполняют видоизмененные корни? Назовите, у каких растений они встречаются.

Решите тест:

1. Что представляет собой корень?

а) видоизмененный побег

б) клубень с глазками

в) подземный орган, поглощающий воду и минеральные соли

г) корневище

2. Какое значение имеет корнеплод в жизни растений?

а) в нем откладываются в запас вещества

б) обеспечивает минеральными солями

в) в нем образуются органические вещества

г) обеспечивает водой

3. Видоизмененные корни можно определить по наличию:

б) придаточных корней

в) запаса в них органических веществ

г) корневых волосков

4. В образовании корнеплодов принимает участие:

а) придаточные корни

б) главный корень

в) боковые корни

г) боковые и придаточные корни

5. Корневые клубни появляются в результате утолщения:

а) только придаточных корней

б) главного корня

в) только боковых корней

г) боковых и придаточных корней

6. Корни, какого растения лишены корневых волосков:

а) свеклы

б) георгина

в) орхидеи

г) кувшинки

7. Воздушные корни имеет:

а) орхидея

б) одуванчик

г) морковь

8. Утолщение главного корня имеет:

а) одуванчик

б) свекла

г) орхидея

Контрольно-измерительные материалы по теме:

«Побег и почки»


Задание 1:

Подпишите основные части побега

Задание 2:

Какие почки изображены на рисунке?

Подпишите основные части почек

Решите тест:

1. Что такое побег?

а) часть стебля б) часть корня в) это почки и листья

г) стебель с расположенными на нем листьями или поч­ками

2. Что такое почка?

а) видоизмененный побег б) часть стебля в) орган растения г) зачаточный побег

3. Конус нарастания в почке образован тканью:

а) проводящей б) покровной в) образовательной г) механической

4. Какое растение имеет очередное листорасположение?

5. У какого растения мутовчатое листорасположение?
а) клен б) береза в) сирень г) элодея

6. Из генеративной почки развивается:

а) цветок б) побег в) лист г) корень

7. Вегетативная почка состоит из:

а) черешка и листовой пластинки

б) зачаточного бутона

в) зачаточного стебля и листьев

г) стебля с почками

8. Супротивное расположение листьев служит приспособ­лением к:

а) уменьшению испарения йоды

б) лучшей освещенности

в) усилению испарения

г) размножению

Контрольно-измерительные материалы по теме:

«Внешнее и клеточное строение листа»


Задание 1 :

Подпи­шите строение листа. Какими тканями образованы жилки листа? (рис. А)

Задание 2:

Подпишите части устьица. Какое значение они имеют? (рис. Б)

Решите тест:

1. Какую функцию НЕ выполняет лист?

а) фотосинтез б) газообмен в) запас питательных веществ г) испарение воды

2. У сидячих листьев нет:

а) листовой пластинки б) черешка в) жилок г) устьиц

3. У березы листья:

а) простые б) сложные в) сидячие г) все предыдущее

4. Какой тканью образована жилка листа?

5. Для растений, относящихся к классу двудольных, ха­рактерно жилкование:

а) параллельное б) дуговое в) сетчатое г) параллельное и дуговое

6. Кожица листа образована тканью:

а) покровной б) образовательной в) всасывающей г) проводящей

7. Устьице - это:

а) две замыкающие клетки с хлоропластами и щель между ними

б) расстояние между клетками

в) клетки образовательной ткани

г) мертвые клетки с толстыми стенками

8. Воздух поступает в растение, благодаря:
а) прозрачным клеткам кожицы 6) наличию хлоропластов

в) наличию устьиц г) наличию проводящих пучков

9. Верхняя часть основной ткани листа называется:

а) столбчатой тканью б) губчатой тканью в) проводящей тканью г) межклетниками

10. В состав жилки листа НЕ входят:

а) сосуды б) ситовидные трубки в) механические волокна г) устьица

Контрольно-измерительные материалы по теме:

«Влияние среды на строение листа.

Видоизменения листьев»

Задание: подпишите видоизменения листьев у растений, изображенных на рисунке. Какое значение имеют видоизменения для растения?

Решите тест:

1. Наука, изучающая взаимоотношения организмов меж­ду собой и с окружающей их средой, называется:

а) экология

б) фенология

в) ботаника

г) естествознание

2. Растения влажных мест обитания имеют:

а) длинные корни

б) крупные листья

в) восковой налет на листьях

г) листья-колючки

3. Верхние листья гороха превратились в усики, для то­го чтобы:

а) защитить растение от испарения

б) защитить от листогрызущих насекомых

в) поддержать растение в вертикальном положении

г) обеспечить передвижение воды по растению

4. Колючки кактуса:

а) защищают растение от насекомых-вредителей

б) повышают плодовитость растения

в) защищают от болезней

г) защищают от чрезмерного испарения

5. Какое растение имеет видоизмененные листья?

а) сирень

б) барбарис

в) яблоня

6. Какое растение относится к насекомоядным?

а) росянка

б) крапива

в) чертополох

г) зверобой

Контрольно-измерительные материалы по теме:

«Строение стебля»

Задание: Назовите ос­новные части стебля, видимые не вооруженным глазом?

Чем об­разована проводящая ткань?

Решите тест:

1. Какие функции выполняет стебель?

а) выносит листья к свету

б) запасает питательные вещества

в) проводит питательные вещества

г) все вышеперечисленное

2. Твердость стеблю придает вещество, входящее в состав оболочек клеток:

а) лигнин б) хитин в) целлюлоза г) крахмал

3. У какого из перечисленных растений лазающий стебель?

а) кукуруза б) вьюнок в) виноград г) земляника

4. Кожица образована тканью:

а) покровной б) механической в) проводящей г) образовательной

5. Чечевички выполняют функцию:

а) защищают от пыли б) участвуют в газообмене

в) замедляют испарение воды г) защищают от бактерий

6. В стебле органические вещества в запас откладыва­ются в:

а) коре б) камбии в) сердцевине г) древесине

7. Рост стебля в толщину происходит за счет клеток:

а) коры б) камбия в) сердцевины г) древесины

8. Ситовидные трубки состоят:

а) из вытянутых мертвых клеток с одревесневшими стенками

б) из живых вытянутых клеток с отверстиями в попереч­ных стенках

в) из живых клеток разной формы

г) из узких длинных клеток с тонкими оболочкам

9. У какого из растений вьющийся стебель?

а) вьюнок б) подсолнух в) горох г) земляника

10. У какого растения ползучий стебель?

а) малина б) земляника в) хмель г) одуванчик

Контрольно-измерительные материалы по теме:

«Видоизменения побегов»

Задание 1: подпишите строение под цифрами 1-8. Что такое глазки? Как доказать, что клубень - видоиз­мененный побег?

Задание 2 : подпишите строение под цифрами от 9 до 12.

Что такое донце? Как доказать, что луковица - видоиз­мененный побег?

Решите тест:

1. Из перечисленных видоизменений органов растения выберите видоизменение корня:

2. Из перечисленных видоизменений органов растения выберите видоизменение листа:

а) корневище б) клубень в) корнеплод г) колючки

3. Из перечисленных видоизменений органов растения выберите видоизменение стебля:

а) корневище б) корнеклубень в) корнеплод г) колючки

4. Какую функцию выполняет корневище?

а) укрепляет растение в почве б) хранит запас питательных веществ

в) участвует в размножении г) все вышеперечисленное

5. Подземные побеги, на которых развиваются клубни называются:

а) столоны б) глазки в) донце г) корневище

6. У каких растений встречается такое видоизменение стебля как клубень?

а) морковь б) топинамбур в) тюльпан г) горох

7. У каких растений встречается такое видоизменение стеб­ля как луковица?

а) пырей б) топинамбур в) нарцисс г) горох

8. Надземные видоизменения побега - колючки встреча­ются у:

а) кактуса б) шиповника в) боярышника г) сосны

Контрольно-измерительные материалы по теме:

«Цветок. Соцветия»




Задание 1 : подпишите строение цветка. Какой околоцвет­ник у данного цветка?

Задание 2: подпишите части пестика и тычинки. Почему эти части цветка называются главными?

Задание 3: какие типы соцветий изображены на рисунке? Приведите примеры растений с этими соцветиями.

Решите тест:

1. Цветок - это орган растения, который обеспечивает:

а) семенное размножение б) образование гамет в) оплодотворение г) все перечисленное

2. Главные части цветка:
а) лепестки венчика б) чашелистики в) пестик и тычинки г) цветоложе

3. Околоцветник называется двойным, если есть
а) чашечка и венчик б) только чашечка в) только венчик г) лепестки венчика

4. Неправильный цветок у:

а) яблони б) гороха в) тюльпана г) капусты

5. Семена развиваются из:

а) рыльца пестика б) пыльника в) стенок завязи г) семязачатка

6. Цветки обоеполые у:

а) ивы и вишни б) ржи и пшеницы в) огурца и сливы г) огурца и кукурузы

7. Двудомные растения - это:

а) ива и вишня б) вишня и яблоня в) огурец и слива г) тополь и ива

8. Соцветие кисть у:

а) сирени б) черемухи в) клевера г) вишни

9. Соцветие корзинка у:

а) пшеницы б) примулы в) одуванчика г) кукурузы

10. Каково биологическое значение соцветий?

а) мелкие невзрачные цветки становятся заметными б) образуют больше пыльцы

в) лучше привлекают насекомых г) все вышеперечисленное

Контрольно-измерительные материалы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» НФИ КемГУ Естественно- географический факультет (Наименование факультета (филиала), где реализуется данная дисциплина) Рабочая программа дисциплины Б3.В.ДВ.4.1 Изготовление наглядных пособий по биологии Направление / специальность подготовки 050100 педагогическое образование (шифр, название направления) Направленность (профиль) подготовки Биология Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Новокузнецк 20 14 г 1. Общая характеристика основной образовательной программы (ООП) высшего профессионального образования 1.1. Цели ООП по направлению подготовки 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, профиль – биология: формирование у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, профиль - Биология получение выпускниками профессионального профильного практикоориентированного образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности – учитель биологии формирование социально-личностных качеств у студентов, способствующих укреплению нравственности, развитию общекультурных потребностей, творческих способностей, социальной адаптации, коммуникативности, толерантности, настойчивости в достижении цели, готовности принимать решения и профессионально действовать 1.2. Квалификация, присваиваемая выпускникам: бакалавр 1.3. Виды профессиональной деятельности выпускника: педагогическая культурно-просветительская организационно-управленческая научная 1.4. Профиль ООП: биология 1.5. Планируемые результаты освоения ООП: Результаты освоения ООП (бакалавриата) определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с выбранными видами профессиональной деятельности. В результате освоения данной ООП выпускник должен обладать следующими компетенциями по дисциплине: изготовление наглядных посоий по биологии: Коды компетенции Результаты освоения ООП Содержание компетенций Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине Специальные компетенции (СК) СК-2 владеть знаниями об особенностях морфологии, физиологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов; понимать их роль в природе и хо- знать морфологию и физиологию растений и животных, систематику органического мира, экологию и географическое распространение растений, животных, грибов и микроорганизмов; зяйственной деятельности человека СК-6 способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию современных информационных технологий, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований СК-8 способен реализовывать учебные программы биологических курсов в различных образовательных учреждениях, применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности 1.6. Индекс по ВОС уметь экспериментально познавать органический мир, его многообразие и взаимосвязи; проводить биомониторинг; оценивать природохозяйственную деятельность человека; владеть практическими навыками изучения природы и биоразнообразия на Земле знать методологию и методики естественнонаучного познания природы; уметь проводить естественнонаучные эксперименты, лабораторные и полевые исследования; владеть современными информационными технологиями изучения органического мира знать многообразие различных учебных программ по биологии; уметь реализовывать учебные программы биологических курсов в различных образовательных учреждениях; владеть методами анализа и прогнозирования результатов Выписка из ФГОС ВПО Наименование дисциплины и её содержание Изготовление наглядных пособий Изготовление наглядных пособий для уроков биологии в школе из живых объектов. Содержание и разведение животБ3.В.ДВ.6 ных в живом уголке кабинета биологии. Демонстрации и наблюдения объектов и пособий с учебными и исследовательскими целями Трудоемкость в часах 108 Цели и задачи дисциплины: дисциплина «Изготовление наглядных пособий» ориентирует студентов на подготовку к учебно-воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительской, научно-методической, организационно-управленческой деятельности, оздоровительно-креативной деятельности, изучение физиологии способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности: в области учебно-воспитательной деятельности: − осуществление процесса обучения биологии в соответствии с образовательной программой; − планирование и проведение учебных занятий по биологии с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом; − использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения биологии, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий; − определение степени и глубины усвоения учащимися программного материала; − воспитание учащихся, формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений; − реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению; − привитие обучающимся навыков самостоятельного пополнения знаний и проведения исследований с целью установления природных закономерностей; − пользованию разнообразными формами и методами обучения, прогрессивными приемами руководства учебной деятельностью учащихся; − работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии; в области социально-педагогической деятельности: − оказание помощи в социализации учащихся; − организация индивидуальных и групповых занятий с учащимися по усложненным программам; − проведение профориентационной работы; − установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании; в области культурно-просветительной деятельности: − формирование общей культуры учащихся; в области научно-методической деятельности: − выполнение научно-методической работы, участие в работе научнометодических объединений; − самоанализ и самооценка с целью повышение своей педагогической квалификации; в области организационно-управленческой деятельности: − рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников; − обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса; − организация контроля за результатами обучения и воспитания; − организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся; − ведение школьной и классной документации; − выполнение функций классного руководителя; − участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом. Цель дисциплины «Изготовление наглядных пособий» - изучение методов содержания, наблюдения, эксперимента и изготовления наглядных пособий из живых объектов как научной базы для осуществления процесса обучения дисциплинам биологического цикла в учреждениях системы среднего общего полного образования, как научной базы для осуществления процесса обучения био- логии в учреждениях системы среднего общего полного образования Задачи: овладеть методиками демонстрации живых объектов, постановки экспериментальных учебных и научных исследований обучающихся; изучить современные методы обработки и препаровки объектов и изготовления из них учебных пособий для уроков биологии; сформировать навыки содержания и ухода за животными в живом уголке; сформировать навыки и умения использования знаний изготовления наглядных пособий в будущей профессиональной деятельности. Требования к усвоению дисциплины: владеть знаниями об особенностях морфологии, физиологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов; понимать их роль в природе и хозяйственной деятельности человека (СК-2, СК-6, СК-8). Студент, изучивший дисциплину, должен знать: многообразие различных учебных программ по биологии методологию и методики естественнонаучного познания природы; морфологию и физиологию растений и животных, систематику органического мира, экологию и географическое аспространение растений, животных, грибов и микроорганизмов; Студент, изучивший дисциплину, должен уметь: экспериментально познавать органический мир, его многообразие и взаимосвязи; проводить биомониторинг; оценивать природохозяйственную деятельность человека; проводить естественнонаучные эксперименты, лабораторные и полевые исследования реализовывать учебные программы биологических курсов в различных образовательных учреждениях. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Данная дисциплина относится к профессиональному циклу. Изучается на 4 курсе в 8 семестре. 3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 3 зачетные единицы (ЗЕ), 108 академических часов. 3.1. Объём дисциплины по видам учебных занятий (в часах) Всего часов Объём дисциплины для очной формы обучения Общая трудоемкость дисциплины Контактная работа (аудиторная+экзамен) обучающихся с преподавателем (всего) Аудиторная работа (всего): в т. числе: Лекции Семинары, практические занятия Практикумы Лабораторные работы Внеаудиторная работа (всего): В том числе, индивидуальная работа обучающихся с преподавателем: Курсовое проектирование Групповая, индивидуальная консультация и иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с преподавателем Творческая работа (эссе) Самостоятельная работа обучающихся (всего) Вид промежуточной аттестации обучающегося (зачет) 108 58 22 36 50 4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий № п/п 1 2 3 Раздел дисциплины Изготовление наглядных пособий для уроков биологии в школе из живых объектов. Содержание и разведение животных в живом уголке кабинета биологии. Демонстрации и наблю- Общая трудоёмкость (часах) 4.1. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах) Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) аудиторные учебные занятия самостоятельная работа Формы текущего контроля успеваемости всего лекции практические занятия 44 10 16 18 Реферат, коллоквиум 30 4 10 16 34 8 10 16 Опрос, приём блоков, сообщение на занятиях Тестирование, Раздел дисциплины Общая трудоёмкость (часах) № п/п Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) всего аудиторные учебные занятия лекции практические занятия самостоятельная работа дения объектов и пособий с учебными и исследовательскими целями. Итого: Зачет Индивидуальная работа Общая трудоёмкость Формы текущего контроля успеваемости Семинар. Коллоквиум, ответы на контрольные вопросы 108 22 36 50 108 4.2. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) 4.2.1. Тематическое планирование № Раздел ФГОС 1 1. Изготовление наглядных пособий для уроков биологии в школе из живых объектов. Лекции 1. Введение. Цели и задачи курса. Изготовление тушек и чучел животных. Таксидермия. 2. Изготовление влажных препаратов животных и частей их тел. 3. Изготовление скелетных препаратов животных. Коллекции насекомых 4. Коллекции следов жизнедеятельности животных и отпечатков лап. 2 Содержание и разведение животных в живом уголке кабинета биологии. 1. Разведение культур простейших. 2. Аквариумное содержание гидр, губок, моллюсков и ракообразных. Содержание дождевых червей. Час. 4 2 2 Лабораторные работы Час. 1.Изготовление тушки животного. 2.Изготовление чучела (головы) рыбы. 3. Изготовление влажных препаратов животных и частей их тел. 4.Изготовление скелетного препарата. 4 1.Постановка культур простейших. 2.Содержание губок, гидр 3. Содержание дождевых червей 4. Содержание раков и моллюсков в живом уголке. 5. Содержание ракообразных, дафний и арте- 2 4 4 4 2 2 2 2 2 2 2 мий 3 Демонстрации и наблюдения объектов и пособий с учебными и исследовательскими целями. 1.Наблюдения за животными. Организация учебно- и научноисследовательской деятельности обучаемых в живом уголке 8 1.Наблюдения культур простейших. 2.Организация наблюдений и исследований обучаемых. 4.2.2. Содержание дисциплины и результаты ее изучения № Тема и её содержание 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Краткое содержание лекций Изготовление наглядных пособий для уроков биологии в школе из живых объектов Введение. Цели и задачи курса. Изготовление наглядных пособий для уроков биологии в школе из живых объектов. Введение. Цели и задачи курса. Изготовление тушек и чучел животных. Таксидермия. Изготовление влажных препаратов животных и частей их тел. Коллекции следов жизнедеятельности животных и отпечатков лап. Сбор помёта, погадок, погрызов, поедей. Изготовление отпечатков лап животных. Изготовление скелетных препаратов животных. Скелеты животных. Черепа животных. Коллекции насекомых. Изготовление влажных препаратов животных и частей их тел. Коллекции следов жизнедеятельности животных и отпечатков лап. Изготовление скелетных препаратов животных. Содержание и разведение животных в живом уголке кабинета биологии Разведение культур простейших. Постановка культур простейших. Экскурсия на водоём для забора образцов. Аквариумное содержание гидр, губок, моллюсков и ракообразных. Содержание дождевых червей Демонстрации и наблюдения объектов и пособий с учебными и исследовательскими целями. Наблюдения за животными. Организация учебно- и научно-исследовательской деятельности обучаемых в живом уголке Краткое содержание лабораторных занятий Интерактивные формы проведения Лекция с презентацией Лекция с преподавателем физиологии Результаты обучения, формируемые компетенции СК- 2, СК-6 СК- 2, СК-6 Лекция с презентацией СК- 2, СК-6, СК8 Лекция с презентацией Лекциявизуализация Проблемная лекция с презентацией Лекциявизуализация СК- 2, СК-6 СК- 2, СК-6, СК-8 СК- 2, СК-6 СК- 2, СК-6 2 8 1. Изготовление тушки животного. 2. 3. Основные таксидермические приёмы шкур Изготовление чучела (головы) рыбы. 4. Особенности работы с ихтиообъектами. 5. 7. Изготовление влажных препаратов животных и частей их тел. Сбор помёта, погадок, погрызов, поедей. Изготовление отпечатков лап животных. Изготовление скелетного препарата. 8. Изготовление скелетного препарата. 9. Постановка культур простейших. Экскурсия на водоём для забора образцов. 6. 1 0. 1 1. 1 2. 1 3. 1 4. 1 5. обработки Работа в малых группах Работа в малых группах Работа в малых группах Работа в малых группах Работа в малых группах Работа в малых группах Работа в малых группах Работа в малых группах Проблемное занятие Содержание губок, гидр, дождевых червей, раков и Работа в малых моллюсков в живом уголке группах Содержание дождевых червей Работа в малых группах Содержание раков и моллюсков в живом уголке. Работа в малых группах Содержание ракообразных, дафний и артемий Работа в малых группах Наблюдения культур простейших. Изготовление Проблемное временных препаратов. Окрашивание. Фиксирован- занятие ные препараты. Организация наблюдений и исследований обучае- Работа в малых мых. Эксперименты с животными в научно- группах исследовательской работе НОУ. СК- 2, СК-6, СК-8 СК- 2, СК-6, СК-8 СК- 2, СК-6, СК-8 СК- 2, СК-6, СК-8 СК- 2, СК-6, СК-8 СК- 2, СК-6, СК-8 СК- 2, СК-6, СК-8 СК- 2, СК-6, СК-8 СК- 2, СК-6, СК-8 СК- 2, СК-6, СК-8 СК- 2, СК-6, СК-8 СК- 2, СК-6, СК-8 СК- 2, СК-6, СК-8 СК- 2, СК-6, СК-8 СК- 2, СК-6, СК-8 4.2.3. Самостоятельная работа студентов Самостоятельная работа студентов Название разде- Количество ла, темы № Формы кончасов в Виды самостоятельной Сроки вып/п троля соотв. с темаработы полнения тическим планом Изготовление Введение. Цели и задачи наглядных посокурса. Изготовление ту- 7 семестр бий для уроков 6 шек и чучел животных. 2 неделя Защита работ биологии в школе Таксидермия 1. из живых объектов презентация Изготовление влажных 7 семестр изготовленное препаратов животных и 2 неделя 4 пособие частей их тел. 6 4 Содержание и разведение животных в живом уголке кабинета биологии. 4 4 Разведение и аквариумное содержание гидр. 4 Разведение и аквариумное содержание моллюсков 2. 4 Наблюдения за животными. Организация учебнои научно3. исследовательской деятельности обучаемых в живом уголке. И того Изготовление скелетных препаратов животных. Коллекции насекомых Коллекции следов жизнедеятельности животных и отпечатков лап. Разведение культур простейших. 16 Содержание червей. дождевых презентация изготовленное пособие презентация 7 семестр изготовленное 3 неделя пособие 7 семестр Изготовление 4 неделя препаратов Презентация собственных 7 семестр экспериментов 4 неделя изготовление препаратов Презентация собственных 7семестр экспериментов 5 неделя изготовление препаратов 7семестр 3 неделя Презентация собственных 7 семестр экспериментов 5неделя изготовление препаратов Наблюдения в живом 7семестр уголке и лекции презен- 5 неделя тации для школьников Дневник наблюдений, презентации лекций проведенных в живом уголке со школьниками 50 ч 5. Перечень учебно-методического обеспечения для работы обучающихся по дисциплине 5.1. Список литературы № 1 2 1 2 3 Наименование Основная литература Бараник А.П., Маркс Л.П., Поликаренко В.И. Подготовка к лабораторным работам по зоологии. Рекомендации в помощь учителю биологии. Новокузнецк, 1978. 22 с. Кременецкий Н. Г. Практикум по зоологии. М. 1953. Дополнительная литература Аверннцев С. В. Малый практикум по зоологии беспозвоночных. М. 1947. Боровицкий П.И. Краткий справочник преподавателя естествознания. Л.. 1955. Зеликман А. Л. Практикум по зоологии беспозвоночных. Изд. «Высшая Наличие в библиотеке (кол-во экз.) 10 4 1 1 1 4 5 6 7 1 2 3 4 школа». М 1969. Иванов А. В., Петрушевский Г. К., Полянский Ю. И., Стрелков Я. А. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. Л. 1941. Иванов М. И. Руководство для аквариумистов. М. 1964. Парамонов А. А. Бадяги и гидры как объект школьной работы. М. 1947. Цингер Я. А. Простейшие. М. 1947. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы http://www:.scientific.ru http://www:.zapovednik.ru http://www:.biblfauna.ru http://www:.kuznezki-alatau.ru 1 1 1 1 5.2. Обеспеченность дисциплины оборудованием /п № аудитории, кабинета / средства обучения Аудитория № 28, 29 Мультимедиа Видеокомплекс (видеомагнитофон, телевизор) Аудитория № 28 Микроскопы Бинокуляры Коллекционные коробки Лампы настольные Покровные и предметные стекла Чашки «Петри» Пинцеты Кол-во единиц оборудования 1 1 Форма использования Демонстрация материалов лекций, семинарских, практических занятий, учебных и научных видеоматериалов Демонстрация материалов лекций, семинарских, практических занятий, учебных и научных видеофильмов Ответственный (должность) лаборант лаборант 8 1 50 На практических занятиях На практических занятиях На практических занятиях лаборант лаборант Лаборант 7 50 На практических занятиях На практических занятиях Лаборант лаборант 25 10 На практических занятиях На практических занятиях. Аудитория № 29 Внутреннее строе0 ние рыб Скелет рыбы 1 Скелет лягушки 2 Скелет голубя 3 Скелет крысы 4 9 9 10 3 4 На циях На циях На циях На циях На циях практических занятиях и лек- Лаборант практических занятиях и лек- Лаборант практических занятиях и лек- Лаборант практических занятиях и лек- Лаборант практических занятиях и лек- Лаборант Черепа млекопи5 тающих Коллекции следов 6 жизнедеятельности Тушки птиц 7 Тушки млекопи8 тающих Чучела птиц 9 40 3 50 23 25 На циях На циях На циях На циях На циях практических занятиях и лек- Лаборант практических занятиях и лек- Лаборант практических занятиях и лек- Лаборант практических занятиях и лек- Лаборант практических занятиях и лек- Лаборант 6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций, соответствуют требованиям ГОС, приказам, распоряжениям и рекомендациям ФАО и учебно-методического отдела академии. Контроль знаний студентов проводится по следующей схеме: - промежуточная аттестация знаний и умений в течение семестра; - аттестация по итогам семестра в форме зачета и экзамена. Материалы, определяющие порядок и содержание промежуточных и итоговой аттестаций, включают: - контрольные вопросы по темам дисциплины; - фонд индивидуальных домашних заданий; - фонд тестовых заданий по дисциплине; - вопросы к зачету, к экзамену; - перечень тем к экзамену; - методические указания к выполнению практических работ. Знания и умения студентов при итоговом контроле по дисциплине оцениваются на «зачтено» и «незачтено». Итоговая оценка знаний и умений по дисциплине складывается из трех частей: - 20 % оценки текущего контроля; - 30 % оценка за тестовые задания; - 50 % оценка за зачет. Критерии оценки знаний студентов по дисциплине: - «зачтено» - выставляется студенту, показавшему полные, систематизированные знания учебной программы дисциплины и умение уверенно применять их на практике при решении конкретных задач и допустившему в ответе или в решении задач некоторые неточности. - «незачтено» - выставляется студенту, ответ которого содержит существенные пробелы в знании основного содержания учебной программы дисциплины и не умеющего использовать полученные знания при решении практических задач. Тесты: ≥ 70% правильных ответов в тесте – отлично; ≥ 60% правильных ответов в тесте – хорошо; ≥ 50% правильных ответов в тесте – удовлетворительно; ≤ 50% правильных ответов в тесте – неудовлетворительно. Контрольные работы по проверке знаний терминов: − не указан 1 термин – отлично; − не указано 2 термина – хорошо; − не указано от 3 до 5 терминов – удовлетворительно; − не указано более 5 терминов - неудовлетворительно Текущий контроль. Формы контроля: защита практических работ и ведение практической тетради, семинары, контрольные работы по систематике отрядов, рефераты, доклады, презентации. Итоговый контроль: зачет в 7 семестре. 6.1. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине № п/п 1. 2. 3. Контролируемые разделы дисциплины Изготовление наглядных пособий для уроков биологии в школе из живых объектов. Содержание и разведение животных в живом уголке кабинета биологии. Демонстрации и наблюдения объектов и пособий с учебными и исследовательскими целями. Код контролируемой компетенции (или её части) СК – 2,СК-6,СК-8 СК – 2, СК-6, СК-8 СК – 2, СК-6,СК-8 Наименование оценочного средства Реферат, коллоквиум Опрос, приём блоков, сообщение на занятиях Тестирование, Семинар. Коллоквиум, ответы на контрольные вопросы 6.2. Типовые контрольные задания или иные материалы Вопросы к зачету: 1. Изготовление наглядных пособий для уроков биологии в школе из живых объектов. Таксидермия. Содержание дисциплины, её история и значение в преподавании биологии. 2. Методы изготовления тушек животных. 3. Методы изготовления чучел животных. 4. Основные таксидермические приёмы обработки шкур. 5. Изготовление чучела (головы) рыбы. Изготовление влажных препаратов животных и частей их тел. 6. Особенности работы с ихтиообъектами. 7. Изготовление скелетных препаратов животных. Скелеты животных. Черепа животных. Работа с ними на уроках биологии 8. Коллекции насекомых и работа с ними на уроках биологии. 9. Изготовление влажных препаратов животных и частей их тел и работа с ними на уроках биологии. 10.Коллекции следов жизнедеятельности животных и работа с ними на уроках биологии 11.Сбор помёта, погадок, погрызов, поедей. Изготовление отпечатков лап животных и работа с ними на уроках биологии. 12.Разведение культур простейших. Экскурсия на водоём для забора образцов. 13.Наблюдения культур простейших на уроках биологии. 14.Изготовление временных препаратов простейших. Окрашивание. 15.Фиксированные препараты простейших. 16.Аквариумное содержание гидр и работа с ними на уроках биологии. 17.Аквариумное содержание губок и работа с ними на уроках биологии. 18. Аквариумное содержание моллюсков и работа с ними на уроках биологии. 19.Аквариумное содержание ракообразных и работа с ними на уроках биологии. 20.Содержание сухопутных моллюсков и работа с ними на уроках биологии. 21.Содержание рыб в живом уголке и работа с ними на уроках биологии. 22.Содержание насекомых в живом уголке и работа с ними на уроках биологии. 23.Содержание дождевых червей в живом уголке и работа с ними на уроках биологии. 24.Содержание моллюсков в живом уголке и работа с ними на уроках биологии. 25.Содержание амфибий в живом уголке и работа с ними на уроках биологии. 26.Содержание рептилий в живом уголке и работа с ними на уроках биологии. 27.Содержание птиц в живом уголке и работа с ними на уроках биологии. 28.Содержание млекопитающих в живом уголке и работа с ними на уроках биологии. 29.Уход и кормление животных в живом уголке. Ветеринарные мероприятия 30.Методика организации наблюдений за живыми объектами на уроках биологии. 31.Организация учебно- исследовательской деятельности обучаемых в живом уголке. 32.Организация научно-исследовательской деятельности обучаемых в живом уголке. 33.Эксперименты с животными в научно-исследовательской работе НОУ. 7. Методические рекомендации Темы рефератов 1. Изготовление наглядных пособий для уроков биологии в школе из живых объектов. Таксидермия. Содержание дисциплины, её история и значение в преподавании биологии. 2. Методы изготовления тушек животных. 3. Методы изготовления чучел животных. 4. Основные таксидермические приёмы обработки шкур. 5. Изготовление чучела (головы) рыбы. Изготовление влажных препаратов животных и частей их тел. 6. Особенности работы с ихтиообъектами. 7. Изготовление скелетных препаратов животных. Скелеты животных. Черепа животных. Работа с ними на уроках биологии 8. Коллекции насекомых и работа с ними на уроках биологии. 9. Изготовление влажных препаратов животных и частей их тел и работа с ними на уроках биологии. 10.Коллекции следов жизнедеятельности животных и работа с ними на уроках биологии 11. Сбор помёта, погадок, погрызов, поедей. Изготовление отпечатков лап животных и работа с ними на уроках биологии. 12. Разведение культур простейших. Экскурсия на водоём для забора образцов. 13. Наблюдения культур простейших на уроках биологии. 14. Изготовление временных препаратов простейших. Окрашивание. 15. Фиксированные препараты простейших. 16. Аквариумное содержание гидр и работа с ними на уроках биологии. 17. Аквариумное содержание губок и работа с ними на уроках биологии. 18. Аквариумное содержание моллюсков и работа с ними на уроках биологии. 19. Аквариумное содержание ракообразных и работа с ними на уроках биологии. 20. Содержание сухопутных моллюсков и работа с ними на уроках биологии. 21. Содержание рыб в живом уголке и работа с ними на уроках биологии. 22. Содержание насекомых в живом уголке и работа с ними на уроках биологии. 23. Содержание дождевых червей в живом уголке и работа с ними на уроках биологии. 7.1. Методические рекомендации для студентов Дисциплина «Изготовление наглядных пособий» входит в число дисциплин по выбору биологического образования. Биология – предметная наука, и многое возможно продемонстрировать именно на объектах изучения, особенно в зоологической и ботанической частях. Оснащённость наглядными пособиями школьных кабинетов биологии не всегда удовлетворительна. Устаревшие таблицы, разваливающиеся от времени муляжи, почти высохшие влажные препараты – иногда это составляет весь арсенал учителя. Между тем, многие вещи он может сделать своими руками вместе с учениками. Дисциплина «Изготовление наглядных пособий» нацелена на предметное освоение биологии, что в условиях растущей отстранённости большинства населения от природы играет немаловажную роль. Дисциплина «Изготовление наглядных пособий» состоит из трёх взаимосвязанных частей: непосредственное изготовление наглядных пособий для уроков биологии в школе из объектов, содержание и разведение животных в живом уголке кабинета биологии и демонстрации и наблюдения объектов и пособий с учебными и исследовательскими целями. На практике закрепляется материал лекционного курса, где осваиваются методики препаровки и условия содержания животных. При выполнении практикума большое значение приобретает самостоятельная работа студентов по поиску новых вариантов и методов изготовления наглядных пособий. Такая ориентация программы рассчитана на подготовку учителей к преподаванию биологии в школах, гимназиях и лицеях разных профилей – гуманитарных, естественнонаучных и технических. 7.2. Методические рекомендации для преподавателей Начиная преподавание дисциплины «Изготовление наглядных пособий», преподаватель должен сам освоить все предлагаемые виды работ и добиться в них хороших результатов. Каждое занятие нужно тщательно готовить, продумывая его план с учётом временных ограничений урока и предусмотрев все расходные материалы в необходимом количестве. Стоит предлагать студентам самостоятельный поиск возможных наглядных пособий. 1. Дидактические материалы Контрольно-измерительные материалы. зачтено: − студент продемонстрировал владение терминологией; раскрыл основные понятия, продемонстрировал знание методик, изготовил заданное количество наглядных пособий; не зачтено: − не владеет терминологией и имеет нечеткое представление о основных методиках, не сдал 50% наглядных пособий. Основные термины по дисциплине 1. Дубление 2. Жирование 3. Коллектирование 4. Конго-красный 5. Культивирование 6. Мездра 7. Муляж 8. Мумификация 9. Отмока 10.Препарирование 11.Таксидермия 12.Тушка 13.Фиксатор 14.Фиксация 15.Фуксин 16.Чучело 17.Этикетирование Составитель: к.б.н., доцент Дронзикова М.В.

Изготовление наглядных пособий

Кто не испытал живительного, освежающего влияния труда на чувства!

К. Д. Ушинский

Из собранных в лесу материалов необходимо изготовить наглядные пособия и раздаточный материал для использования на уроках ботаники в школе, а также во время внеклассных занятий и работы в пионерских лагерях.

Можно составить гербарий леса на различные темы: деревья, кустарники, травы леса, лекарственные, съедобные, технические растения; по морфологии растений - например, листья различной формы, характера прикрепления к стеблю, жилкования, разнообразные типы стеблей, цветков и соцветий. Полезно составить гербарий по основным группам растительного мира: низшие споровые растения (водоросли, грибы, лишайники), высшие споровые растения (мхи, папоротникообразные - папоротники, хвощи, плауны), семенные (цветковые) растения, голосемянные и покрытосемянные - однодольные и двудольные, Также полезен гербарий различных семейств цветковых растений. Хорошо приготовить гербарий из одних и тех же растений, но в различные фазы их развития.

В гербарии по морфологии листовой пластинки надо иметь такие формы простых листьев с цельной пластинкой: ланцетная - ива; линейная - злаки; треугольная - лебеда; почковидная - будра, копытень; стреловидная - вьюнок; копьевидная - щавель; округлая - осина; яйцевидная - береза; игольчатая - ель; сердцевидная - липа; овальная - жимолость и т. д. Расчленение листовой пластинки простых листьев: перистолопастное - дуб; трехлопастное - смородина; перистораздельное - одуванчик; пальчатолопастное - клен; пальчаторассеченное - аконит; лировидное - нижние листья дикой редьки и др. Форма сложных листьев: тройчатосложная - клевер, земляника; непарноперистосложная - белая акация, рябина, шиповник; парноперистосложная - желтая акация: пальчатосложная - люпин. Форма края листьев: цельнокрайняя - ночная красавица; пильчатая - земляника; зубчатая - жгучая крапива, яснотка, будра.. Нервация (жилкование) листьев: параллельнонервная - злаки; дугонервная - подорожник, ландыш; сетчатонервная - шалфей, крапива.

Чтобы получить наглядное пособие по жилкованию листьев, надо протереть засушенные листья сухой щеткой, после чего их обрабатывают цветной тушью и получают на бумаге силуэты листьев. Есть и другой способ: листья надо выдержать в воде до тех пор, пока они начнут загнивать, затем мягкой зубной щеткой удалить мякоть; получаются "скелеты" листьев, состоящие из одних жилок. Их надо высушить, слегка приклеить на картон, покрыть стеклом и окантовать. Пособия по жилкованию листьев должны включать группу однодольных растений (все жилки, нервы идут более или менее параллельно) и группу двудольных (всегда имеется одна срединная - самая толстая жилка, а от нее отходят в сторону второстепенные жилки).

При изготовлении гербариев по морфологии листовой пластинки и других органов необходимо в надписях связывать названия форм с конкретными растениями. Например, по теме "Простые листья" не только показать их формы (сердцевидная, округлая, линейная, ланцетовидная, игольчатая, яйцевидная), но и указать, что это листья определенных пород: липы, осины, осоки, ландыша, ели, березы и т. д.

Хорошо изготовить коллекцию "Листопад", в которой показать постепенные изменения цвета листовых пластинок.

Из засушенных листьев и цветов, кроме тематических гербариев, можно приготовить художественное панно. Для засушивания следует брать свежие, только что распустившиеся цветы. Приготовляют стекла и на несколько миллиметров меньше их куски фанеры или картона, на которые кладут подкладку: листы толстой бумаги (цветной, темной) или материи (бархата, шелка, сатина). Высушенные цветы или листья красиво располагают на фоне подкладки, прикрывают стеклом и окантовывают его ребра полосками цветной бумаги или материи так, чтобы на стекле получились узкие кантики. Можно сделать панно-гербарии по темам, например, по семействам растений и т. д.

Хорошим наглядным пособием для школ может служить фотогербарий листьев. На эмульсионный слой фотобумаги кладут лист, прижимают его чистым стеклом и освещают в течение нескольких секунд дневным или искусственным светом. После проявления получается фотографический отпечаток листа со всеми жилками. Для окрашивания фотографий мокрые отпечатки протирают ватой, смоченной зеленой тушью.

По теме "Изменчивость растений" следует показать простые и сложные листья малины, изменчивость листьев стрелолиста; лютик кошубский с цельными и рассеченными листовыми пластинками и пр. На листьях любого растения можно проследить их разнообразие. По теме "Естественный отбор" можно приготовить пособия, отражающие различную приспособленность растений к опылению ветром (орешник, ольха, сосна), насекомыми (яблоня, шиповник, вишня); приспособленность растений против самоопыления: однодомные растения - орешник, двудомные - ива; разные размеры тычинок и пестика - первоцвет, медуница. Показать приспособленность растений против поедания их животными (репейник, череда); распространение плодов птицами (дуб, рябина, смородина); саморазбрасывание семян (акация).

Для изучения стволов деревьев и кустарников приготовляют довольно крупные цилиндрические части стволов с таким расчетом, чтобы можно было сделать на каждом из них три разреза: поперечный, радиальный и тангентальный. Отрезки стволов надо брать с корой. Можно изготовить образцы и раздельно: поперечный или торцовый разрез в виде низенького цилиндра, а радиальный и тангентальный в виде двух дощечек. Эти разрезы необходимо смонтировать на листе картона или фанеры. Поверхность поперечных срезов следует отшлифовать стеклянной бумагой.

Широкие годичные кольца свидетельствуют о благоприятных условиях жизни дерева и наоборот. Для характеристики роста стебля в толщину и роли камбия возьмите срезы стволов деревьев различного возраста (с поленьев, с пней). Подберите срезы с резко выраженными осенними и весенними слоями древесины; срезы сделайте косыми, так как на них рельефнее выражаются границы слоев.

Можно сделать наглядное пособие - сравнение разрезов стволов сосен, выросших на супеси нормальной влажности при избытке света и выросших на заболоченных почвах в лесу при недостатке света.

Можно показать влияние ветра на годичные кольца. Если дерево под влиянием господствующих ветров согнулось в сторону, то на выпуклой стороне кольца развиваются слабо и очень узкие, а на вогнутой - наоборот.

Для показа сердцевины следует приготовить поперечные и продольные разрезы из стволов и молодых веточек бузины. Луб коры лучше всего показать на липе. Образование пробкового слоя - на коре бархатного дерева, пробкового дуба.

Интересно собрать коллекцию наростов на стволах деревьев, например капов березы. Для того чтобы получить представление о различных породах деревьев в обработанном виде, надо отполировать продольные и поперечные разрезы и приготовить коллекцию, сделав для каждой породы этикетку с описанием использования данной древесины в народном хозяйстве и ее ценности. Образцы древесины лучше всего собирать зимой, так как летом срубленные деревья быстрее сохнут и трескаются.

Можно приготовить наглядные пособия по отдельным породам деревьев, например сосне, где наряду с биологическими особенностями охарактеризовать использование ее в народном хозяйстве, или показать ветки, хвою, цветки, шишки, кору, древесину сосны и изделия, изготовленные из сосны.

Следует составить коллекцию сухих плодов и семян местных деревьев и кустарников, например, показать летучие плоды: крылатое соплодие липы, крылатые плоды вяза, крылатки клена, рассеивающие плоды березы и т. д. В другой коллекции можно собрать плоды, распространяемые животными. Плоды наклеивают или пришивают к плотным листам бумаги или картона. Семена демонстрируются в небольших плоскодонных пробирках, которые можно расположить в два-три ряда на подставках или в коробках. Брать нужно вполне зрелые плоды или семена.

Наглядные пособия из сочных плодов, грибов и ягод можно приготовить в виде влажных препаратов. Для этого употребляется 2 - 3%-ный раствор формалина, спирта или насыщенный раствор поваренной соли. Консервирующий раствор спирта готовят так: на 100 см 3 95°-ного спирта вливают 30 см 3 дистиллированной воды или профильтрованной кипяченой воды. Для соляного раствора поваренную соль растворяют в горячей воде, пока не получится насыщенный раствор. Ему дают часа два отстояться, после чего фильтруют. Этот раствор чаще всего применяют для консервирования грибов. Свежие плоды, ягоды, грибы помещают в стеклянную посуду с притертой пробкой (для мелких препаратов применяют пробирки), заливают консервирующей жидкостью и закрывают пробкой. Растворы формалина и спирта меняют: первый раз - через день, второй раз - на следующий день и третий раз - через 15 - 20 дней. Соляный раствор меняют на второй и третий день по 2 раза, на четвертый, пятый и десятый день - по 1 разу, последний раз на 20-й или 25-й день. Сменив последний раз растворы, пробки, которыми закрыта посуда, сверху заливают воском или применяют специальные замазки, чтобы жидкость не испарялась. Для предохранения пробки от случайных повреждений, ее затягивают пузырем, который размачивают, а после высыхания окрашивают черным лаком.

На каждом препарате обязательно должна быть этикетка, на которой, кроме наименования места сбора и даты, необходимо указать его съедобность или ядовитость.

Плоды барбариса, можжевельника, бересклета, брусники, ландыша и другие можно сохранить простым высушиванием ветки с плодами в хорошо проветриваемом помещении.

В коробках под стеклом можно приготовить пособия на темы: "Грибы-трутовики"; "Короеды - враги леса" и др. Каждое насекомое нужно представить в его естественной обстановке, показать образцы повреждений, причиняемых данным вредителем. Желательно давать и метаморфоз насекомого - яйцо, личинку (гусеницу) разных возрастов, куколку. В этикетке точно указать время и место поимки насекомого.

В лесу можно приготовить коллекцию почв. Образцы почвы берут с различных частей рельефа (на равнине, отлогом склоне, крутом склоне, в низине). Существует два способа выемки образцов почвы. Первый способ: вырывают яму глубиной 60 - 70 см с одной отвесной стенкой, на которой заметны три слоя: более темно окрашенный - почва, переходный, подпочва, или материнская порода. Образцы вынимают отдельно из каждого слоя и складывают в картонные коробки или фанерные ящички. Измеряют толщину каждого слоя, указывают, с какой глубины они взяты. Второй способ: образцы берут сразу из всех слоев в виде столбика высотой 60 - 70 см , шириной 17 см и толщиной 15 см , образующегося после окапывания ямы с трех сторон. Ящик из фанеры приставляют к столбику земли и отрезают столбик с расчетом, чтобы он плавно наклонился и лег в ящик. Образцы почвы снабжают паспортом, в котором указывают, где и при каких условиях взят этот образец: географический пункт: область, район, селение, расстояние от селения и в каком направлении; условия местности (так называемые ситуационные): ровное место, склон и его экспозиция, бугор, низина, котловина; характер растительного покрова; местное название почвы; фамилия, имя и адрес взявшего образец. Ящики с образцами покрывают стеклом. Под ними делают красиво оформленные этикетки.

Лес дает богатые возможности для приготовления раздаточного материала к самостоятельным работам в школе и во внеклассное время. Работы по изготовлению самодельных наглядных пособий помогают изучению школьных курсов ботаники, зоологии и общей биологии. Процесс работы будет более продуктивен, если применять прием сравнений, показывать растения в единстве с окружающими условиями жизни, отражать в пособиях итоги наблюдений, опытов, сопровождать коллекции точными записями, зарисовками. Выполняя работу не механически, а творчески, школьники приобретут некоторое умение и навыки для исследовательской работы в будущем.

Загрузка...