domvpavlino.ru

Лабораторная работа "Строение корневых систем" методическая разработка по биологии (6 класс) на тему. Практическая работа «Строение корневых волосков и корневого чехлика Лабораторная работа по биологии типы корневых систем

Лабораторная работа «Стержневая и мочковатая корневые системы»

  • 1. сформировать понятия стержневые и мочковатые корневые системы;
  • 2. выработать навык различения стержневых и мочковатых корневых систем;
  • 3. продолжить выработку умений наблюдать натуральные объекты.

Оборудование: гербарные экземпляры растений местной флоры с мочковатыми и стержневыми корневыми системами.

Работа выполняется по инструктивной карточке на с. 90-91 учебника «Биология» В.В.Пасечника и оформляется в рабочей тетради как задание 63.

Закрепление изученного.

  • 1Вопросы:
  • 1) Какие функции выполняет корень?
  • 2) Из каких видов корней состоит корневая система?
  • 3) Какое строение имеет стержневая корневая система?
  • 4) Чем мочковатая корневая система отличается от стержневой?
  • 5) На чем основано использование растений для закрепления оврагов, осыпей, берегов рек?
  • 6) Какое значение придаточных корней для повышения урожая?
  • 7) Какое значение имеют знания о строении корня для управления ростом и развитием сельскохозяйственных растений?
  • 2. Заполните таблицу.

(Графу «Определение понятий» обучающиеся заполняют самостоятельно).

Основные понятия

Определение понятий

Подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растение в почве

2. Корневая система

Система всех корней растения

3. Главный корень

Корень, уходящий в почву глубже всех

4. Боковые корни

Корни, отходящие по бокам от главного и придаточных корней

5. Придаточные корни

Корни, отходящие по бокам от стебля

6. Стержневая корневая система

Корневая система, состоящая из главного и боковых корней

7. Мочковатая корневая система

Корневая система, состоящая из придаточных и боковых корней

4.Задание на дом. Изучить параграф 19, выполнить задание 64 в рабочей тетради: какой агротехнический прием изображен на рисунке? С какой целью его применяют?(1 уровень)

  • 2 уровень. Ответьте на вопросы: 1.Общая поверхность корней у растений суши примерно в 150 раз превышает поверхность его надземной части. Какое это имеет значение для растений?
  • 2)Почему считают, что растения с мочковатой корневой системой защищают почву от эрозии?
  • 3)Чем корень отличается от побега? 4)Чем питание растений отличаются от питания животных?
  • 3 уровень:
  • 1)Смоделируйте эволюционное развитие корневой системы.
  • 2) Только из-за эрозии ежегодно утрачивают плодородие 7 млн. гектаров земель. Какие меры по борьбе с эрозией вы могли бы предложить?

План опытнической работы на пришкольном учебно-опытном участке МОУ ООШ села Акатная Маза на 2009-2010 учебный год

Площадь пришкольного учебно-опытного участка- 0,84 га.

Участок имеет однообразный почвенный состав. Почва участка достаточно плодородна.

На пришкольном учебно-опытном участке имеются следующие отделы:

  • 1. Отдел овощных культур в системе пропашного севооборота;
  • 2. Отдел полевых культур в системе травопольного севооборота;
  • 3. Отдел декоративных растений;
  • 4. Опытный отдел;
  • 5. Отдел биологии растений:
    • а) участок систематики растений;
    • б) участок коллекции растений;
  • 6. Отдел защищенного грунта (парники);
  • 7. Дендрологический отдел;
  • 8. Отдел начальных классов.

Календарно-агротехнический план на пришкольном учебно-опытном участке

Название мероприятий

Сроки выполнения

Покровное боронование

Мелкая перекопка почвы (8-10 см).

Разбивка участка на отделы и делянки.

Яровизация клубней картофеля.

Подготовка почвы на делянках для полевых зерновых культур.

Посев ранних зерновых культур.

Посев подсолнечника, моркови, столовой свеклы.

Посев культур на отделе биологии растений.

Подготовка почвы на коллекционном отделе.

Посев ранних культур на коллекционном отделе.

Посев семян овощных культур в холодном рассаднике.

Посев кукурузы.

Посев семян цветов в грядки для получения рассады.

Разбивка делянок на опытном участке.

Посев фасоли, ромашки аптечной.

Подготовка семян тыкв, кабачков (намачивание, проращивание).

Посадка тыкв, кабачков, патиссонов.

Посев огурцов.

Поделка лунок на овощном севообороте и опытном (под капусту, томаты).

Посадка овощных культур.

Разбивка цветника.

Рассаживание цветов на пришкольном участке, около памятника.

Уход в течении вегетации за сельскохозяйственными культурами (рыхление, прополка, подкормка, полив, борьба с вредителями и болезнями, проведение опытов), прореживание, посадка, укрытие от весенних заморозков, окучивание пропашных культур, дополнительное искусственное опыление подсолнечника и кукурузы, уничтожение сорняков, подготовка делянок под озимые культуры, уничтожение сорняков, подготовка делянок под озимые культуры, отбор крупных семян, посев семян озимой ржи и пшеницы, уход за всходами, уборка сельскохозяйственных куль- тур, реализация полученной продукции.Основная обработка почвы- внесение удобрений, перекопка.

В течение вегетации.

Опытническая работа на пришкольном учебно-опытном участке.

Тема опыта: «Влияние внекорневой подкормки на урожай

капусты сорта «Слава»».

Цель опыта: выяснить влияние внекорневой подкормки на

урожай сельскохозяйственных культур (капусты).

Опытом занимаются учащиеся 6 класса.

Состав звена:

Елесин Алеша,

Сафонова Яна,

Славкина Ксюша,

Рябова Оля.

Методика проведения опыта.

Внекорневая подкормка - это подкормка растений непосредственно через листья. Опрыскивание их слабыми растворами, содержащими питательные элементы, опытом установлено, что питательные вещества, внесенные при внекорневой подкормке на листья, используются не только этими листьями, но и всем растением.

При внекорневой подкормке значительно повышается коэффициент использования питательных веществ из удобрений, так как последние поступают непосредственно в ткани листьев, минуя почву, где обычно большая часть этих питательных веществ теряется.

Капуста, как листовая культура, очень хорошо реагирует на азотные удобрения. На 10 литров воды берется 150 г аммиачной селитры; через 15-20 дней после высадки рассады в открытый грунт произвести 1-ую внекорневую подкормку. Повторить в течение лета 5-6 раз с промежутками в 7-10 дней.

Внутреннее строение корня

Корень – осевой вегетативный орган растения. Он обладает неограниченным верхушечным ростом и радиальной симметрией, с положительным геотропизмом (растет верхушкой вниз).

Рис. 1 Внутреннее строение корня

    Верхушка корня всегда прикрыта корневым чехликом . Он состоит из постоянно обновляющихся, тонкостенных живых клеток. Надежно защищает нежные делящиеся клетки от повреждения твердыми частицами почвы. Когда корень продвигается в почве, старые клетки слущиваются, а новые нарастают. Кроме того, наружные клетки корневого чехлика выделяют слизь, облегчающую продвижение корня в почве.У водных растений корневого чехлика нет, вместо него имеется другое образование – водяной кармашек. В клетках находятся кристаллы, с помощью их корень чувствует центр Земли – положительный геотропизм (рис. 2 ).

Рис. 2 Положительный геотропизм корня

    Зона деления – это клетки, постоянно делящиеся, т.е. образовательная ткань. Эта зона очень маленькая, и составляет около 1 мм. За счет нее корень растет в длину.

    Зона растяжения (роста) – гладкий участок корня протяженностью 6-9 мм – располагается выше зоны деления. Клетки в этой зоне интенсивно растут, вытягиваются по длине корня и начинают дифференцироваться. Деление же у них почти отсутствует.

    Зона всасывания , называемая также зоной корневых волосков – следующая зона корня.

Рис. 3 Строение корневого волоска

Ее продолжительность – до нескольких сантиметров. Отличительное свойство этой зоны – наличие корневых волосков – выростов клеток кожицы корня размером от 1-2 мм до 20 мм. Эти волоски в десятки раз увеличивают площадь всасывающей зоны корней (например, у ржи около 14 млрд. корневых волосков суммарная длина которых более 10 000 км). Внешне корневые волоски выглядят как нежный белый пушок. Продолжительность жизни корневых волосков – 10-20 дней. В зоне корневых волосков происходит активное всасывание воды с растворенными минеральными веществами. Клетки корневых волосков при этом работают как маленькие насосы.

Рис. 4 Поперечный срез корня в зоне всасывания

    Зона проведения (боковых корней) – находится выше зоны корневых

волосков. Это самая длинная и прочная часть корня с хорошо развитыми проводящими тканями. Здесь осуществляется транспорт веществ. Вверх поднимается вода с растворенными минеральными веществами (восходящий ток по сосудам ), а вниз передвигаются органические вещества из листьев (нисходящий ток по ситовидным трубкам ), необходимые для жизнедеятельности клеток корня. В зоне проведения образуются боковые корни (отсюда ее другое название – зона ветвления).

Зона корня

Ткань

Корневой чехлик

Покровная

Зона деления

Образовательная (меристема)

Зона роста

Образовательная (меристема)

Зона всасывания

Покровная

Зона проведения

Проведения

Лабораторная работа № 1

Внутреннее строение корня в связи с его функциями

Цель: рассмотреть внутреннее строение корня и показать его взаимосвязь с выполняемыми функциями.

Оборудование: проросшие семена; микропрепараты «Строение корня»; препаровальные наборы; лупы; микроскопы; рисунки «Клеточное строение корня», «Корень и его зоны».

Техника безопасности: быть осторожным при работе с лупой, микроскопом и препаровальной иглой.

Ход работы

    Рассмотрите с помощью лупы корешок на проросшем семени. Каково строение и цвет кончика корня?

___________________________________________________________________________________________________________________________________

    Как можно определить зону всасывания?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

    Рассмотрите микропрепарат «Строение корня». Найдите корневой чехлик, зону деления, корневые волоски.

    Укажите, что изображено на рисунке. Сделайте обозначения.

1.__________________

2.__________________

3.__________________

    Зарисуйте в тетради внутреннее строение корня. Обозначьте на рисунке его составные части.

1._____________________________

2._____________________________

3._____________________________

4._____________________________

5._____________________________

6._____________________________

    Итоги исследований оформите в виде таблицы.

Вывод:

Зоны корня

Ткани

Особенности строения клеток

Функции

1. Корневой чехлик

2. Зона деления

3. Зона растяжения

4. Зона всасывания

5. Зона проведения

Проблемные вопросы

    Шестиклассник, рассмотрев кончик корешка под микроскопом сказал: «У корешка какой-то неряшливый, неопрятный вид, особенно верхушка на которой одета «шапочка», клетки наружного слоя неплотно прилегают друг к другу, а отдельные совсем оторваны».

Какую «шапочку» увидел ученик? Почему «шапочка» была действительно неряшливой, а клетки ее отставали друг от друга? Что вы можете сказать о клетках наружного слоя? Сможет ли расти корешок в почве, если снять чехлик? Почему?

    В книге «Жизнь растения» К. А. Тимирязев пишет: «Природа здесь прибегла к уловке… корень при возможно малой затрате строительного материала в состоянии обежать возможно большее число частиц почвы, прийти с ней в возможно тесное прикосновение».

О какой уловке природы говорит К. А. Тимирязев? При помощи чего корень «в состоянии обежать возможно большее число частиц почвы»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Ребята, участвуя в эстафете «Дай жизнь дереву», готовили посадочный материал для одной из улиц города. Двое мальчиков старались выкопать побольше саженцев в питомнике. Подошла вожатая и вместо похвалы ученики услышали: «Вы же больше навредили, а не помогли!» Мальчики обиженно опустили головы, а рядом с ними лежали молодые деревца с коротенькими, обрубленными корнями, отряхнутыми от почвы.

Объясните, какую ошибку допустили ребята. Как нужно правильно выкапывать деревья? Почему нельзя отряхивать почву с корней? Какую оценку вы дадите качеству их работы?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа по биологии. Тема "Строение корня проростка".
Цель - изучить внешнее строение корня.
Оборудование и материалы: лупа, проросшее семя тыквы (редиса, гороха).
Ход работы: рассмотреть невооруженным взглядом корень к проросшего семени (измерить его длину, толщину, описать окраску). Определить тип корневой системы. Рассмотреть под лупой главный корень, изучить внешнее строение кончика корня, найти корневой чехлик и корневые волоски. Измерить длину тех частей корня, где расположены корневой чехлик и корневые волоски. Зарисовать корень и надписать виды корней. Сделать вывод и записать результаты работы.

Ответы и решения.

1. 5 см.
2. Стержневая
3 . Корневые волоски - 1 см., чехлик - 5 мм.
8. Вывод: Зона корня, где находятся корневые волоски, длинее, чем зона корневого чехлика.

Лабораторная работа: "Строение корня проростка гороха".
1. Рассмотреть невооруженным взглядом корень к проросшего семени (измерить его длину, толщину, описать окраску).
Корень проростка гороха белого цвета, сужается к кончику. Длина 4,6 см, толщина у основания - 0,5 мм, в средней части - до 0,3 мм.
2. Определить тип корневой системы.
Корневая система гороха: стержневая.
3. Рассмотреть под лупой главный корень, изучить внешнее строение кончика корня, найти корневой чехлик и корневые волоски.
Корень проростка гороха стержневой. Кончик выделяется более темной окраской и плотной структурой - это корневой чехлик (основная функция корневого чехлика – защитная, ведь он не допускает возможности повреждения хрупкого растущего кончика корня растения при контакте с твердыми компонентами почвы).
На некотором расстоянии от кончика по всей длине корня расположено множество бесцветных волосков, которые называются корневыми волосками (внешне они практически не отличаются от корня и, благодаря им, происходит всасывание воды из почвы).
4. Измерить длину тех частей корня, где расположены корневой чехлик и корневые волоски.
Длина корневого чехлика гороха - до 5 мм. Длина зоны корневых волосков - до 2 см (примерно половина длины корня).
5. Зарисовать корень и надписать виды корней.
Цифрами на рисунке обозначены: 1) росток; 2) корень; 3) семя; 4) боковые корни; 5) корневые волоски; 6) чехлик.
6. Сделать вывод и записать результаты работы.
Вывод: Части корня проростка гороха различаются в зависимости от выполняемых ими функций. Например, чехлик имеет более плотную структуру, т.к. играет защитную роль, тогда как корневые волоски - более нежные, тонкие и длинные, потому что, благодаря им, происходит всасывание воды из почвы.

(урок разработан по модульной системе – 3 × 30¢)

Тема. Строение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения

корней. Лабораторная работа № 2: корень и корневые системы. Видоизменения корней.

Цель:

Сформировать целостное представление о корне, как одном из главных органов растения;

Продолжить развивать мыслительную деятельность учащихся – умения анализировать, обобщать и делать выводы;

Прививать практические умения и навыки (жизненная компетенция).

Задачи:

Дать понятия «корень и виды корней», «типы корневых систем»;

Выработать практические умения различать виды корней и типы корневых систем;

Познакомить учащихся с зонами корня, их строением в связи с выполняемыми функциями;

Определить роль корня в жизни растений и значение его для человека.

Основные понятия: виды корней, типы корневых систем, корневой волосок, чехлик, пикировка, симбиоз, видоизменение корня, зоны корня, кора, проводящие системы.

Оборудование: интерактивная доска, проростки пшеницы, фасоли, редиса, рассада помидоров, комнатные растения , лупы.

Литература: 1. , .

4. Изучение нового материала - 45 мин.

Сообщение учащегося - 3 мин.

5. Применение полученных знаний на практике (Л. р.) - 7 + 8 мин.

6. Осмысление изученного материала - 15 мин

7. Домашнее задание - 3 мин.

8. Рефлексия - 1 мин.

Ход урока

I .Организационный момент.

II .Актуализация изученного (блиц-опрос):

1. Структурная микроскопическая единица растений – ……

2. Клетка состоит из – ……

3. Группы клеток, сходных по строению и выполняемым функциям

называются – ……

4. Орган растения – это …..

5. Органы растения следующие – …….

6. В чем смысл выражения: «Растение – целостный организм?»

III .Мотивация учебной деятельности.

Знаете ли вы как правильно посадить растение? Сегодня мы научимся с вами это делать.

Когда дует сильный ветер трудно удержать зонтик. Какая же сила нужна, чтобы удержать липу с толстым стволом и ветвями при сильном ветре или урагане? Нужна сила могучего великана . Этой силой обладает корень.

Что же такое корень?

IV .Изучение нового материала.

1. Объявление темы и задач урока.

Как ни тонок, неприметен

Под землею корешок,

Но не может жить на свете

Без него любой цветок.

Почему? (вопрос классу)

2. Ваши ассоциации со словом «корень» (все, не только по отношению к растениям) – составление ассоциативного куста.

Главная часть слова Ноготь

Орган растения ï КОРЕНЬ ð Зуб

Волос Зло

3. Энциклопедический словарь (по Ожегову) трактует: корень – начало, основа, источник, истоки. Итак, какие слова из определения больше подходит к понятию «корень растения» (основа, начало, источник).

А конкретно для растений…

Укрепляет Транспорт веществ

Питает ï КОРЕНЬ ð Вегетативный орган

Запасает Подзем - Поглощает

ный орган

Сегодня ваши знания о функциях корня у вас расширятся, а о некоторых из них вы узнаете более подробно (синтез органических веществ, выделение продуктов обмена, сожительство корней с другими организмами, видоизмененные корни, запас и хранение питательных веществ).

3. Виды корней (демонстрация 2х недельных проростков).

Рассмотрев корни, мы видим, что они разные по величине – по длине и толщине

Слайд №1

Различают главный , боковые и дополнительные (придаточные) корни – это виды корней. Главный корень развивается из зародышевого корешка, дополнительные – из нижней части стебля, а боковые - от главного и дополнительных корней.

4. Корневые системы.

Посмотрим на проростки фасоли и пшеницы. В чем их отличия?(отсутствие главного корня у пшеницы), а сходства? (наличие боковых корней)

Слайд №2

Все виды корней(?) растения образуют корневую систему.

Вспомним, что такое система? (состоит из частей, тесно связанных между собой и представляют собой единое целое):

а) Стержневая корневая система – главный корень развивается из зародышевого корешка, растет в течении всей жизни, от главного – боковые корни (может быть образовано и дополнительными корнями)

Слайд №3

б) мочковатая корневая система – у пшеницы развития главного корня из зародышевого корешка прекращается, а развиваются дополнительные корни от нижней части стебля, а от них – боковые.

Какие виды корней вы знаете? А типы корневой системы? Какими видами корней образовано стержневая корневая система? А мочковатая -? (вопрос классу)

Главные отличительные признаки корневой системы – это наличие или отсутствие главного корня. Большинство растений имеют стержневую корневую систему (двудольные растения), а мочковатую - однодольные злаки (пшеница), лилии и т. д.

Вывод: каждый вид корня – это часть корневой системы.

Оборудование и материалы: фиксированные корни пшеницы, фасоли; раздаточный материал - гербарий корневых систем.

1.Зарисовать строение корня, указать на рисунке виды корней.

2. Рассмотреть гербарий предложенных растений. Определить типы их корневых систем.

3. Зарисовать схемы строения этих корневых систем с указанием видов корней.

4.Сделайте вывод:

1) какое строение имеет корень?

2) виды корневых систем?

3) чем отличаются между собой типы корневых систем?

8. Микроскопическое строение корня (продольный разрез).

Все виды корней имеют одинаковое строение.

Слайд №4

В корне выделяют следующие зоны: корневой чехлик ® зона деления ® зона роста (растяжения) ® зона всасывания ®проводящая зона.

Слайд №5

Слайд№4

б) зона делящихся клеток - до 1мм: тонкие оболочки клеток, клетки без вакуолей – это верхушка корня. Она обеспечивает рост корня вглубь земли. Рост этот неограниченный (в течение всей жизни). Если срезать эту часть корня – он прекращает рост в длину (вглубь земли);

в) зона растяжения (роста) – несколько мм (за счет нее идет основное удлинение корня).

Слайд№6

г) зона всасывания – несколько см (работа с проростками редиса и лупой) - зона представлена в виде белого опушения). Это корневые волоски.

Каждый корневой волосок – это вырост клеток корня (коры) с очень тонкими оболочками. Волоски выделяют слизь, что способствует схватыванию частичек почвы (срастаются с ними), что облегчает поглощение воды и питательных веществ. Формирование их идет. довольно быстро – у молодых семян яблони – за 30-40 часов. У 4х-месячной ржи их насчитывается до 14 млрд., а суммарная длина более 10 тыс. км. Живут 10-20 дней. Новые корневые волоски образуются в более нижнем отделе корня.

Слайд №4

д) зона проведения - это основная масса корня. здесь образуются боковые корни. В эту зону доставляются вещества, поглощенные корневыми волосками. Каким образом? В корневом волоске высокая концентрация почвенного раствора. Откуда и куда будет перемещаться вода? (Процесс диффузии) Вода перемещается из почвы в корневой волосок (в почве концентрация солей меньше).

Функции корневого волоска:

Выделение: а) углекислота растворяет минеральные вещества почвы;

б) продукты обмена - минеральные соли, К, Са, Мg, ферменты, аминокислоты, сахар, мочевину; стимуляторы роста (помидоры), усиливающие развитие микроорганизмов (корни бобовых накапливают N в почве -?)

Слайд №8

9. Внутреннее строение корня (поперечный срез)

Самостоятельная работа с учебником – стр. 46, рис. 40(2мин)

1)Покровная ткань ® кожица

2)Основная ткань ® кора

3)Образовательная ткань ® боковые корни

4)Центральный цилиндр ® ксилема, флоэма, запас питательных веществ.

5)противоток питательных веществ.

10. Что влияет на развитие корней?

а) усиливает их рост :

Почва, богатая органическими веществами;

Рыхлая почва (кислород);

Окучивание стебля (дополнительные корни)- подсыпают землю к основанию стебля;

Пикировка (демонстрация рассады помидоров с пикировкой и без нее)

Что происходит с корнем после удаления его кончика? (вопрос классу)

Некоторые предшественники растений выделяют стимуляторы роста (после помидоров хорошо растут маревые растения и бахчевые растения)

Внесение удобрений (солей калия)

б) угнетает рост корней :

Переувлажненная почва;

Плотная почва (мало кислорода);

Старые корни (корни яблони угнетают развитие молодых растений);

Использование зеленого удобрения из ботвы капусты, томатов,

Очень сухая почва.

11. Видоизменение корней (это дополнительные функции корня)

Слайд №7,8

а) подземных корней:

Корнеплоды

Корнеклубни

б) надземных корней:

Дыхательные

Опорные (столбовидные) слайд №11

Воздушные – слайд №10

Ходильные – слайд №9

Корни-присоски(плющ комнатный)

12. Роль видоизмененных корней

Сообщение учащегося : «Этот удивительный «плод» (морковь)»

13. Продолжение лабораторной работы (2 часть)

Оборудование: свекла, морковь, георгины, плющ комнатный, монстера, лупы (работа по вариантам).

1. Рассмотреть предложенные корни растений и назвать их видоизменения (записать в таблицу).

2. Рассмотреть через лупу корни – прицепки плюща и монстеры. Объяснить увиденное.

3. Сделайте вывод о значении видоизмененных корней в жизни растений.

V . Домашнее задание : §9, 10, 13 – прочитать. Ответить на вопросы, выучить понятия. Составить ребусы, кроссворды.

VI . Осмысление изученного материала .

1. Попытаемся увеличить количество ветвей нашего ассоциативного куста «корень» на основании полученных новых знаний.

Синтезирует вещества

Поглощает

https://pandia.ru/text/80/252/images/image004_50.gif" width="150" height="103 src="> Корень Запасает

Видоизменяется

Место для жизни других организмов

Сырье для промышленности

Стимулирует рост других растений.

2. Мы в букет собрали маки жаркие

Много незабудок голубых

А потом цветов нам стало жалко

Снова в землю посадили

Только ничего не получается…

От любого ветерка качаются

Почему осыпались и вянут,

Без корней расти и жить не станут

Почему? Что случилось с растениями? (вопросы классу)

3. Игра «Да-нетка»

Главный корень развивается из зародышевого корешка -…

От стебля отрастает дополнительные корни …

Дополнительные корни - ….

Боковые корни образуются только от главного корня -…

Главный корень нужен для закрепления растения в почве - …

В боковых корнях могут откладываться питательные вещества -….

Корневой волосок всасывает питательные вещества из почвы -….

Корнеплод образуется из главного корня, в нем откладываются

питательные вещества -….

В зоне всасывания расположены корневые волоски -…

Боковые корни ограничивают зону деления клеток -…

Никогда не рыхлите почву, это приводит к разрушению корней -…

Дождевых червей нужно уничтожать, они подрывают корни

растений -…

Поливать растения нужно только в жаркое время суток - ….

При пересадке растений нужно тщательно очистить корни от земли….

2.Пословицы (объяснить почему?)

Кто хочет победить сорняк, тот должен вырывать его с корнями.

Мать – сыра земля, всех кормит, всех поит, всех своим теплом

согревает.

3. Свинья под дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у дуба корни стала.
"Ведь это дереву вредит? »

Как вы думаете: вредит или помогает?

4. Составление кроссворда «Все о корне и его функциях» со смысловым

cловом (словарь по Ожегову) «начало».

VII . Рефлексия (используются сигнальные карточки красного, зеленого и

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

    Ф.И.О. учителя – Завгородняя Светлана Юрьевна

    О.У. – МБОУ «ЧСШ «№1»

    Предмет – Биология

    Класс – 6

    Тема урока – «Строение и функции корня. Лабораторная работа №4. Строение корневого волоска. Корневые системы»

    Цель : сформировать представление о строении корня и о том, что растительный организм является целостным организмом, где каждый орган имеет свою функцию и строение.

    Задачи:

    Образовательные:

    рассмотреть строение корня – зоны корня;

    проинформировать учащихся об основных видах корневых систем;

    объяснить зависимость функций корня от его строения.

    Развивающие:

    развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли;

    развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации;

    развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.

    Воспитательные:

    формировать у учащихся интерес к изучению биологии;

    развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране растительного и животного мира;

    продолжить работу по воспитанию у учащихся научного мировоззрения.

    Планируемые образовательные результаты:

    предметные – формирование целостных представлений о строении и функциях корня; формирование систематизированных понятий о внутреннем строении корня растения; сформировать умение понимать смысл биологических терминов: корень, корневой чехлик, корневые волоски, всасывающая ткань (ризодерма), корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, стержневая корневая система, мочковатая корневая система; анализировать полученную информацию о строении корня и корневых системах у растения;

    метапредметные – развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее; развитие навыков самостоятельного приобретения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение создавать презентации своих учебных и исследовательских работ;

    личностные – развитие мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности; осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов; осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

    УУД:

    Личностные – смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

    Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие, контроль, оценка, волевая саморегуляция и самооценка в ситуации затруднения.

    Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

    Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

    Основные понятия: корень, корневой чехлик, корневые волоски, всасывающая ткань (ризодерма), корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, стержневая корневая система, мочковатая корневая система.

    Тип урока: комбинированный.

    План изучения нового материала:

    Организационный этап.

    Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    Изучение нового материала.

    Первичное закрепление, усвоение и контроль усвоения знаний.

    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

    Рефлексия (подведение итогов урока).

    Подготовка к уроку: компьютер, проектор, интерактивная доска, базовый учебник «Биология. Живой организм 5-6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова Москва, «Просвещение», 2014, электронное приложение к учебнику, раздаточный материал, инструкция по выполнению лабораторной работы.

    Домашнее задание: §31 - изучить, задание «Мои биологические исследования», стр. 81.

Организационный момент

Цель: организация самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности на уроке

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности классного помещения. Организация внимания школьников.

Выполняют самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, учебник, ручки, карандаши, линейка), самостоятельность подготовки.

Личностные: настрой на урок

Актуализация знаний

Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися; выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

    Тестирование .

    Укажите, какого листорасположения НЕ существует: а) очерёдное; б) черешковое ; в) мутовчатое; г) супротивное.

    Лист – основной орган большинства растений, где происходит: а) транспорт веществ; б) образование новых клеток; в) запасание новых веществ; г) фотосинтез .

    Если от узла отходит три листа и более, то такое листорасположение называют: а) очерёдным; б) супротивным; в) мутовчатым ; г) параллельным.

    Порядок размещения листьев на побеге называют: а) листорасположением ; б) прилистником; в) листовой мозаикой; г) листовой пластинкой.

    Укажите, какая функция НЕ характерна для листьев: а) фотосинтез; б) газообмен; в) запас питательных веществ ; г) испарение воды.

    Организация взаимопроверки.

    Выполните задание: Выберите из предложенных терминов лишний и обоснуйте свой выбор.

Листовая пластинка, черешок, древесина , основание, прилистники.

Выполняют индивидуальные задания по карточкам.

Выполняют тестовые задания. (Приложение для учащихся)

Осуществляют взаимооценивание.

Обсуждают в парах. Отвечают устно.

Коммуникативные : работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные : осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные : ориентируются в карточке; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель: сформулировать тему, цели и задачи урока

Учитель :

    Мыльный корень.

(ЭТО ИНТЕРЕСНО)

    Кофе из цикория.

(ЭТО ИНТЕРЕСНО)

Учитель :

    Постановка проблемной задачи:

?? Подумаем:

    Какие функции выполняет корень в растительном организме? (Ответы учащихся)

    Как вы считаете, каким образом строение корня может быть связано с выполняемыми им функциями? (Ответы учащихся)

Сформулируем тему урока: Строение и функции корня. Лабораторная работа №4. Строение корневого волоска. Корневые системы.

Сформулируем цели и задачи урока: изучить строение корня – зоны корня; рассмотреть основные виды корневых систем; объяснить зависимость функций корня от его строения.

Внимательно слушают.

Дают предполагаемые ответы.

Дают предполагаемые ответы.

Формулируют тему, цели и задачи урока.

Регулятивные: целеполагание.

Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Личностные: смыслообразование, мотивация и интерес к уроку

Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению); создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

Каждая пара учащихся для работы на уроке получает раздаточный материал с определениями основных понятий урока, фотографиями, рисунками и иллюстрациями по данной теме, текстом лабораторной работы (Приложение для учащихся)

    Строение корня.

Учитель :

    Дадим определение понятию «корень», используя для этого разные источники: учебник и словарь.

( Корень - один из основных вегетативных органов растения, служащий для закрепления его в почве, поглощения воды с растворёнными в ней минеральными веществами и синтеза некоторых органических соединений, например, гормонов)

(РАБОТА С УЧЕБНИКОМ)

(РАБОТА СО СЛОВАРЁМ)

(ЗАПИСАТЬ)

Учитель :

    Согласно определению, корень выполняет несколько функций. Давайте их обозначим:

    Поглощение воды и минеральных веществ.

    Закрепление растения в почве.

    Синтез гормонов.

(ИНТЕРАКТИВНАЯ СХЕМА)

Учитель :

    Чем характеризуется строение корня? Рассмотрим особенности его строения – обратим внимание на рисунок №1 «Внешнее строение корня» (Приложение) и рисунок №4.13 (Учебник, 80)

(РАБОТА С УЧЕБНИКОМ)

(РАБОТА С ПРИЛОЖЕНИЕМ)

Учитель :

    Рассмотрим микроскопическое строение зон корня – обратим внимание на рисунки.

(РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ)

Учитель :

    Почвенное питание.

(АНИМАЦИЯ)

Учитель :

(ЭТО ИНТЕРЕСНО)

    Организация выполнения лабораторной работы (Часть 1). (Приложение для учащихся)

    Типы корневых систем.

    Фронтальная работа с классом.

Учитель :

    Совокупность всех корней растения называют корневой системой .

    Определим виды корней, входящих в состав корня – обратим внимание на рисунок №2 «Виды корней», а также дадим им определение. (Приложение)

(РАБОТА С ПРИЛОЖЕНИЕМ)

Учитель :

    У растений может быть два типа корневых систем: стержневая и мочковатая . Охарактеризуем каждую из них – прочитаем их особенности в тексте учебника.

(РАБОТА С УЧЕБНИКОМ)

Учитель :

    Типы корневых систем.

(РИСУНОК)

    Стержневая корневая система.

(РИСУНОК)

    Мочковатая корневая система.

(РИСУНОК)

    Корни верблюжьей колючки.

(ЭТО ИНТЕРЕСНО)

    Организация выполнения лабораторной работы (Часть 2). (Приложение для учащихся)

Работают с учебником и словарём. Записывают в тетради.

Коллективно обсуждают ответы. Работают с учебником.

Изучают рисунки №1 и №4.13, стр. 80. (РАБОТА С УЧЕБНИКОМ) (РАБОТА С ПРИЛОЖЕНИЕМ)

Изучают рисунки (РАБОТА С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ)

Анализируют увиденное видео.

Внимательно слушают.

Изучают рисунок №2. (РАБОТА С ПРИЛОЖЕНИЕМ)

Читают вслух текст учебника на стр. 81.

(РАБОТА С УЧЕБНИКОМ)

Изучают рисунки.

Внимательно слушают.

Выполняют лабораторную работу по теме. (Приложение для учащихся) (РАБОТА В ПАРАХ)

Общеучебные: смысловое чтение; умение работать с информацией: текстовой (самостоятельный поиск информации) и иллюстративной (работа с фотографиями, рисунками); умение структурировать знания в устной письменной форме.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей; анализ и синтез информации.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; аргументация своей точки зрения; учёт различных мнений; сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Личностные: формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; ориентация на моральные нормы сотрудничества и их выполнение.

Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия.

Первичное усвоение, закрепление и контроль усвоения знаний

Цель: установить правильность и осознанность изученного; выявить пробелы изученного материала; провести коррекцию выявленных пробелов; обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по данному материалу; обеспечить повышение уровня осмысления данного материала, глубины его понимания.

    Устный опрос.

    В какой зоне корня располагаются корневые волоски? (Всасывания)

    В какой зоне корня происходит образование тканей корня? (Деления)

    Чем характеризуется стержневая корневая система? (Наличием главного корня)

    Чем характеризуется мочковатая корневая система? (Наличием большого количества придаточных корней)

    Организация взаимопомощи между учащимися.

Выполняют индивидуальное задание по карточкам. (Приложение)

Устно отвечают на вопросы.

Осуществляют взаимную помощь в выполнении заданий учащимся, которые имеют затруднения.

Общеучебные: самостоятельный поиск информации, постановка эксперимента, умение структурировать знания в письменной форме.

Логические: анализ и синтез информации.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

    §31 – изучить.

    Записи в тетради - выучить.

    Выполнить задание «Мои биологические исследования», стр. 81.

Читают текст параграфа. Анализируют полученную информацию. Работают над проблемными задачами, используя знания, полученные на уроке, учебник, Интернет, справочную литературу, знания из собственного жизненного опыта

Общеучебные: самостоятельная работа с учебником; смысловое чтение; умение структурировать знания в письменной форме.

Логические: анализ и синтез информации; установление причинно-следственных связей.

Личностные: ориентация на творчество; умение сотрудничать.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (работа в группах).

Рефлексия (подведение итогов урока)

Цель: обеспечить рефлексию учащихся относительно своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками; обеспечить усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения.

    Заполнение листов самооценки. (Приложение для учащихся)

    «Барометр настроения».

Личностные: осмысление своих действий; самооценка.

Регулятивные: прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

Приложение для учащихся

6 класс

Урок №8 (Ученик)

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КОРНЯ.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4. СТРОЕНИЕ КОРНЕВОГО ВОЛОСКА. КОРНЕВЫЕ СИСТЕМЫ

    Проверка домашнего задания .

    Выполните тестовые задания.

    Укажите, какого листорасположения НЕ существует: а) очерёдное; б) черешковое; в) мутовчатое; г) супротивное.

    Лист – основной орган большинства растений, где происходит: а) транспорт веществ; б) образование новых клеток; в) запасание новых веществ; г) фотосинтез.

    Если от узла отходит три листа и более, то такое листорасположение называют: а) очерёдным; б) супротивным; в) мутовчатым; г) параллельным.

    Порядок размещения листьев на побеге называют: а) листорасположением; б) прилистником; в) листовой мозаикой; г) листовой пластинкой.

    Укажите, какая функция НЕ характерна для листьев: а) фотосинтез; б) газообмен; в) запас питательных веществ; г) испарение воды.

    Выполните задание.

Выберите из предложенных терминов лишний и обоснуйте свой выбор: листовая пластинка, черешок, древесина, основание, прилистники.

    Индивидуальная работа с карточками. (Приложение)

    Работа на уроке

Словарь

    Корень - один из основных вегетативных органов растения, служащий для закрепления его в почве, поглощения воды с растворёнными в ней минеральными веществами и синтеза некоторых органических соединений (например, гормонов).

    Корневой чехлик - колпачок на кончике корня, защищающий образовательную ткань, находящуюся на кончике корня, от повреждения твёрдыми частицами почвы. Также корневой чехлик выделяет слизь, способствующую продвижению корня в почве.

    Всасывающая ткань (ризодерма ) - наружный слой клеток у молодых корней, служащий для поглощения из почвы воды и растворённых в ней веществ. Клетки всасывающей ткани образуют выросты - корневые волоски.

    Корневые волоски - выросты клеток особой покровной (всасывающей) ткани корня, благодаря которым многократно увеличивается его всасывающая поверхность.

    Корневая система - совокупность всех корней растения. Различают стержневую и мочковатую корневые системы.

    Главный корень - корень, развивающийся из зародышевого корешка. В стержневой корневой системе остаётся самым крупным и длительно функционирующим корнем, а в мочковатой быстро заменяется придаточными корнями.

    Боковые корни - корни, образующиеся на другом корне любого происхождения.

    Стержневая корневая система - корневая система, в которой имеется выраженный главный корень, от которого отходят боковые корни.

    Мочковатая корневая система - корневая система, в которой главный корень не выделяется среди многочисленных придаточных корней.

    Придаточные корни - корни, развивающиеся на любых участках побега.

Рисунок 1. Внешнее строение корня

Рисунок 2. Виды корней

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4

Строение корневого волоска. Корневые системы

Цель: познакомиться с разными типами корневых систем, строением и функциями корневого волоска.

Оборудование и материалы: живые и гербарные образцы растений с разными типами корневых систем.

Ход работы

(Для выполнения лабораторной работы также используйте текст, рисунки, представленные в §31 на стр. 80-81 и рисунки приложения)

Часть 1.

    Рассмотрите внутреннее строение корня и, используя полученную информацию, заполните таблицу «Функции и ткани зон корня».

Зона проведения

Зона всасывания

Зона роста

Зона деления

Корневой чехлик

    Зарисуйте строение корневого волоска.

Часть 2.

    Зарисуйте разные типы корневых систем: стержневую и мочковатую (учебник – рисунок 4.15, стр. 81).

    По результатам работы напишите вывод.

    Закрепление изученного материала .

    Индивидуальная работа с карточками.

Карточка 1

    Дайте краткие ответы на вопросы.

    В какой зоне корня располагаются корневые волоски?

    В какой зоне корня происходит образование тканей корня?

    Чем характеризуется стержневая корневая система?

    Перечислите основные функции корня.

    Чем характеризуется мочковатая корневая система?

    Рефлексия (самооценивание) .

Лист самооценки Класс ______ Ученик ________________________________

    Какова была цель урока __________________________________________________________

    Удалось получить результат (решение, ответ)? ________________________________________

    Правильно или с ошибкой? _______________________________________________________

    Самостоятельно или с чьей-то помощью? ___________________________________________

    Какую оценку ты бы себе поставил? ________________________________________________

Загрузка...