domvpavlino.ru

Защитная роль образования как социального института. Система образования также включает различные виды. По месту проживания молодоженов

В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования. Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого уровня культурного развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения культурным наследием прошлых веков. Эта проблема решается в процессе социализации индивидов, задачей которого как раз и является приобщение человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества. Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование - обучение человека с целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей.

Более подробно образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, "функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития» : .

Система образования как институт включает следующие компоненты:

органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;

сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т.д.), включая институты повышения квалификации и подготовки преподавателей;

творческие союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объединения;

учреждения инфраструктуры науки и образования: проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии и др.;

образовательные программы и государственные образовательные стандарты разного уровня и направленности;

учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;

периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.

Как в нашей стране, так и за рубежом система высшего образования складывалась традиционно, включая в себя вначале богословское и гуманитарное, затем естественнонаучное и инженерно-техническое образование. В последние десятилетия из этой системы выделились - экономическое, информационное и уже на наших глазах социальное образование. Академик В. И. Жуков характеризует его « как продукт качественного взаимодействия (взаимопроникновения, ассимиляции) естественнонаучного, гуманитарного и технического образования» :

То есть социальное образование, система социальных знаний «отвечает» за все проблемы, существующие в человеческом обществе и касающиеся самого человека. При этом социальное образование не является всеохватывающим и абстрактным, а имеет вполне конкретную практическую направленность.

Под социальным образованием понимают:

подготовку и переподготовку специалистов в области социальных наук; обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание;

  • · подготовку и переподготовку специалистов для учреждений социальной сферы и управления;
  • · социальное просвещение, воспитание широких масс населения, формирование у них умения взаимодействовать в социуме в рамках определенного социально-исторического пространства -- времени;
  • · формирование, воспроизводство определенного менталитета, систем социокультурных принципов, смысложизненных ориентации, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, общественного интеллекта, образа жизни народа того или иного государства, нации, человеческой общности.

Совершенствование содержания социального образования является дифференциация общего социального образования в зависимости от сферы деятельности, где предстоит работать специалисту (образование, медицина, управление, журналистика, энергетика, промышленность, сельское хозяйство, финансы).

Во-первых, потребности практики, проблематика, которая является предметом забот современного общества Во-вторых, на них оказывают влияние предпочтения, симпатии преподавательского корпуса, их подготовленность, научные интересы. В-третьих, на выбор моделей подготовки социальных работников, на формирование программ их обучения, повышения квалификации влияет развитие теорий социальной работы.

При этом требуется массовое просвещение к достоверному информированию людей о реальных масштабах социальных проблем и путях их решения в каждом поселении, районе, области, крае. Информирование населения о работе системы учреждений управления и социальной защиты каждого района, поселения, области, края, республики. Подготовка людей к социальной самозащите, обучение основам сохранения, безопасности жизни.

Совершенствование содержания социального образования в современной России связано с фундаментальными основами бытия человека и общества, типами их жизнедеятельности, социальной культуры. Это в главном связано с развитием представлений о смысле жизни и справедливости, о социальных идеалах.

Организация подготовки и переподготовки кадров различной квалификации имеет в нашей стране давние и прочные традиции. Цель социальной работы состоит в оказании помощи нуждающимся в ней членам общества, в стимулировании их к преодолению собственными усилиями возникающих у них личностных, семейных, групповых, производственных. Основные функции социального работника состоят в том, чтобы определить (диагностировать) эти проблемы, оказать помощь, поддержку, а затем осуществить коррекцию его поведения и социальную реабилитацию. подготовка специалистов в таком многостороннем, сложном по содержанию и формам реализации виде деятельности не может сразу сложиться и начать функционировать как целостная система , тем более в тех условиях социально-экономических преобразований, в которых сейчас находится Россия. Наиболее полной является модель, предложенная профессором И. А. Зимней: социальное образование институт

  • 1. Подготовка специалиста в области социальной работы осуществляется по уровням, последовательно решаются задачи введения студента в обучение, обеспечения программ самообучения и саморазвития.
  • 2. Подготовка специалиста может рассматриваться как сложная многоаспектная деятельность, совокупным субъектом реализации которой выступает учебно-методически-административный состав учебного заведения совместно с кафедрами, преподавателями, самими студентами.
  • 3. В области социальной работы как любая сложная развернутая во времени деятельность имеет несколько уровней, этапов. 1 уровень -- ориентировочно-исследовательский есть по сути знакомство с субъектами, средствами, способами и условиями будущей профессиональной деятельности, прогнозирование ее осуществления. 2 уровень -- исполнение самой деятельности в форме обучения, что предполагает определение подходов, организацию учебного процесса и его обеспечение. 3 уровень -- саморазвитие, самосовершенствование специалиста.
  • 4. Подготовка специалиста по социальной работе требует от него принятия определенных этических норм (профессиональных кодексов) и следование им, формирование определенных личностных (индивидуально-психологических) качеств, таких, например, как гуманистическая направленность, эмпатичность, альтруистическая доминанта и др.
  • 5. Предметом подготовки по специальности «социальная работа» является практическое умение оказать эффективную квалифицированную помощь клиенту в решении его личностных проблем, трудностей (с детьми, родителями, сотрудниками, самим собой), таких, как, например, неадекватность уровня притязаний, самооценки, дезадаптация, наркотическая или алкогольная зависимость, импотенция, старость, потеря смысла жизни, инвалидность .

Образование - важный социальный институт. Известно, что социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.

Успешная деятельность института возможна лишь при реализации определенной совокупности условий:

  • 1) наличие социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках данного института;
  • 2) интеграции его в социально-политическую и ценностную структуру общества, что, с одной стороны, обеспечивает формально-правовую основу деятельности института, а с другой - позволяет осуществить социальный контроль над соответствующими типами поведения;
  • 3) необходимо наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение институтами нормативных предписаний и осуществление социального контроля.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Признаками института образования являются: установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость; символические культурные признаки; утилитарные культурные черты; кодекс устный и письменный; специфическая идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.

Обладая ценностно-нормативной структурой с соответствующими ей социальными позициями, социальный институт может быть рассмотрен как самостоятельная социальная система, точнее, подсистема социального целого, деятельность которой связана с реализацией жизненно важной потребности большой социальной системы (общества). Таким образом, между социальным институтом, рассматриваемым в качестве подсистемы, и социальной системой в целом существуют определенные (функциональные) зависимости, благодаря которым обеспечивается стабильность и развитие общества.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

В современных концепциях, касающихся философии и социологии образования принято проводить различие между формальным и неформальным образованиями. Термин «формальное образование» подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений (школы, училища, техникумы, вузы и др.), осуществляющих процесс обучения. Во вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется официально предписанному со стороны государства образовательному стандарту, который определяет минимальные границы знаний и умений, требуемые обществом в различных областях профессиональной деятельности. Кроме того, государственный образовательный стандарт в явном или неявном виде содержит определенные социокультурные ориентации, связанные с обучением и воспитанием молодого поколения в соответствии с:

  • а) нормативным каноном личности (гражданина), принятом в данном обществе;
  • б) нормативным требованиям к выполнению распространенных в данном обществе социальных ролей.

Поэтому деятельность системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, идеологией и политическими установками, которые воплощаются в проводимой государством политике в области образования.

В социологии объектом изучения выступает, прежде всего, система формального образования, отождествляемая с процессом образования в целом, поскольку образовательным учреждениям принадлежит в нем решающая роль. Что же касается термина «неформальное образование», то под ним понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками и др.) или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и т.д. Неформальное образование является важной составной частью социализации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но по отношению к системе формального образования в современном обществе оно играет вспомогательную роль. В дальнейшем изложении, говоря о социологических проблемах образования, мы будем иметь в виду прежде всего систему формального образования. Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Под функциями социальных институтов обычно понимают различные последствия их деятельности, влияющие определенным образом на сохранение и поддержание стабильности социальной системы в целом. Сам термин «функция» часто трактуется в положительном смысле, т.е. имеются в виду благоприятные последствия деятельности социального института, его позитивный вклад в интеграцию и сохранение общества. Поэтому деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Эта деятельность может расцениваться как дисфункциональная, если она мешает выполнению социальных потребностей системы, работает не на ее сохранение, а на ее разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации, неустойчивости социальной системы, что, кстати, характерно для нынешнего состояния России, где ряд основных институтов, в первую очередь, экономика и политика (государство) своей деятельностью порождают множество дисфункциональных последствий.

В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важнуюроль играет социальный институт образования, благодаря которому накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции передаются новому поколению людей и усваиваются им. Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, задачей которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными знаниями (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития. Образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи.

Понятие образования многозначно. Его можно рассматривать и как процесс, и как результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и развития личности. Это и реальный уровень знаний, качеств личности, фактическая образованность. И формальный результат этого процесса - аттестат, диплом, свидетельство. Образование также рассматривается как система, включающая в себя различные уровни:

дошкольное;

начальное;

аспирантура.

Система образования также включает различные виды:

массовое и элитарное;

общее и техническое.

В современном виде образование возникло в Древней Греции. Там преобладало частное семейное образование, которое осуществляли рабы. Публичные школы функционировали для беднейших слоев вольного населения. Появляется отбор, Элитарные школы (ситарии) формируют художественный вкус, умение петь, играть на музыкальных инструментах. Физическое развитие и воинские способности формировались в палестрах, развивались в гимназиях. Именно в Древней Греции зародились основные типы школ: гимназия, лицей (место изложения своей системы Аристотелем), академия (Платон).

В Древнем Риме школа преследовала цель решение прикладных, утилитарных задач, была нацелена на подготовку воинов и государственных деятелей, в ней царила жесткая дисциплина. Изучались мораль, право, история, риторика, литература, искусство, медицина.

В средние века формируется религиозное образование. Функционируют 3 вида учебных заведений:

церковно-приходские;

кафедральные;

светские.

В XII-XIII веках в Европе возникают университеты, а при них коллегии для выходцев из беднейших слоев. Типичные факультеты: искусства, права, теологии и медицины.

Широкое распространение образование получило в течение последних двух-трех веков. Рассмотрим те социальные перемены, которые этому способствовали.

Первой из таких перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции (1789-1792 гг.), она была вызвана растущим стремлением неаристократичных слоев участвовать в политических делах.

В ответ на это требование были расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять собой невежественные массы, чтобы участвовать в голосовании, народные массы должны хотя бы знать буквы. Массовое образование оказалось тесно связанным с участием народа в политической жизни.

Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции, который проявлялся в различных формах и в разное время во многих странах. Поскольку считается, что получение образования - главный способ обеспечить восходящую социальную мобильность, равные социальные возможности стали почти синонимом равного доступа к образованию.

Вторым важнейшим событием в истории современного образования стала промышленная революция. На ранних этапах развития промышленности, когда технология была примитивной, а рабочие обладали низкой квалификацией, не было потребностей в образованных кадрах. Но развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые более сложные виды деятельности.

Третья важная перемена, способствовавшая расширению системы обучения, была связана с развитием самого института образования. Когда институт укрепляет свое положение, образуется группа, объединенная общими законными интересами, которая предъявляет свои требования к обществу - например, относительно повышения своего престижа или материальной поддержки со стороны государства. Образование не является исключением из этого правила.

Характерной особенностью образования в современных промышленно развитых странах является то, что начальное образование рано или поздно становится обязательным и бесплатным.

Как социальный институт образование формируется в ХІХ веке, когда появляется массовая школа. В 20 веке роль образования постоянно возрастает, растет формальный уровень образования населения. В развитых странах подавляющая часть молодежи заканчивает среднюю школу (США - 86% молодежи, Япония - 94%). Растет отдача от образования. Прирост национального дохода за счет вложения в сферу образования достигает 40-50%. Увеличивается доля государственных расходов на образование. Для характеристики уровня образованности населения используется такой показатель как количество студентов на 10 тыс. населения. По этому показателю лидирует Канада - 287, США - 257, Куба - 239. В Украине этот показатель в последние годы возрастает, если в 1985-86 уч. г. на 10 тыс. приходилось 167 студентов, то в 1997-98 уч. г. - 219. Это происходит за счет развития сферы частного образования и расширения платного образования в государственных вузах,

В целом образование призвано передавать от поколения к поколению ценности господствующей культуры. Однако эти ценности изменяются, поэтому содержание образования также претерпевает изменения. Если в древних Афинах главное внимание уделялось изящным искусствам, то в Древнем Риме главное место занимала подготовка военачальников и государственных деятелей. В средние века в Европе образование концентрировалось на усвоении христианского учения, в эпоху Ренессанса опять наблюдался интерес к литературе и искусству. В современных обществах упор в основном делается на изучении естественно-научных дисциплин, а также большое внимание уделяется развитию личности, то есть гуманизации образования.

Функции образования:

Социально-экономическая функция. Подготовка к трудовой деятельности рабочей силы разного уровня квалификации.

Культурная. Обеспечивает передачу культурного наследия от одного поколения другому.

Социализирующая функция. Приобщение личности к социальным нормам и ценностям общества,

Интеграционная функция. Приобщая к единым ценностям, обучая определенным нормам, образование стимулирует единые действия, объединяет людей.

Функция социальной мобильности. Образование выступает каналом социальной мобильности. Хотя в современном мире и сохраняется неравный доступ к образованию. Так, в США из семей, имеющих доходы ниже 10 тыс. дол., в вузы поступают 15,4% детей, свыше 50 тыс. дол. - 53%.

Функция отбора. Существует отбор детей в элитные школы, их дальнейшее продвижение.

Гуманистическая функция. Всесторонне развитие личности учащегося.

Выделяют также латентные функции образования, к которым относятся функция «няни» (школа на какое-то время освобождает родителей от необходимости присматривать за детьми), функция формирования среды общения, высшая школа в нашем обществе играет роль некой «камеры хранения».

Среди разнообразных целей образования выделяется три наиболее устойчивые: интенсивная, экстенсивная, продуктивная.

Экстенсивная цель образования предполагает передачу накопленных знаний, достижений культуры, помощь учащимся в самоопределении на этом культурном базисе, задействовании имеющегося потенциала.

Интенсивная цель образования состоит в широком и полном развитии качеств учащихся для формирования у них готовности не только усваивать определенные знания, но и постоянно углублять знания, развивать творческий потенциал.

Продуктивная цель образования предполагает подготовить учащихся к тем видам деятельности, которыми ему предстоит заниматься и той структуре занятости, которая сложилась.

Проблемы в функционировании образования в Украине:

Существует угроза падения уровня профессионального образования.

Угроза ухудшения условий учебно-воспитательного процесса.

Ухудшение качества педагогических кадров.

Потеря образованием своего качества быть эффективным средством достижения личных жизненных целей.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Признаками института образования являются:

1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость

2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни

3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы

5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.

Основные виды образования

Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.

В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях «охвата» детей или удовлетворения желаний родителей. Детские сады, ясли, комбинаты - не просто средство «присмотра» за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами - организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.

С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми - воспитателей, обслуживающего персонала, - а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.

В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только каждый второй ребенок), средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи «равного старта» при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь. В новой Конституции РФ такое положение отсутствует. И если в советской школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднее образование процветали процентомания, приписки, искусственное завышение успеваемости, то в российской школе растет число бросивших школу (по данным экспертов, в 1997 г. не училось 1,5-2 млн. детей), что со временем скажется на интеллектуальном потенциале общества.

Но и в этой ситуации социология образования по-прежнему нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и как он изменяется в течение жизни - это одна из важнейших проблем социологии. Особое место занимает исследование профессионального образования - профессионально-технического, средне специального и высшего.

Профессионально-техническое образование самым непосредственным образом связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупных производственных организаций или государственной системой образования. Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское ученичество (ФЗУ), профессионально-техническое образование прошло сложный и извилистый путь развития. И несмотря на различные издержки (попытки перевести всю систему на сочетание полного и специального образования в подготовке необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных особенностей), профессионально-техническая подготовка остается важнейшим каналом получения профессии. Для социологии образования важны знание мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации и реального участия в решении народнохозяйственных проблем.

Вместе с тем социологические исследования и в 70-80-х годах, и в 90-е годы по-прежнему фиксируют сравнительно невысокий (а по ряду профессий низкий) престиж этого вида образования, ибо ориентация выпускников школы на получение высшего, а затем средне специального образования продолжает преобладать. Что касается среднего специального и высшего образования, для социологии важны выявление социального статуса этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и эффективность подготовки. В 1995 году 27 млн. молодых людей в возрасте от 12 до 22 лет учились, из них 16% были студентами вузов и техникумов.

Особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня. Однако и исследования 80-х, и исследования 90-х годов показывают, что в этом отношении накопилось немало проблем. Продолжает оставаться, как свидетельствуют результаты социологических исследований, невысокой устойчивость профессиональных интересов молодых людей. По исследованиям социологов до 60% выпускников вузов меняют свою профессию. По данным опроса выпускников техникумов в Москве, только 28% из них спустя три года после получения

Функции образования

1 Социальные функции системы образования

Ранее говорилось о том, что образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования - гуманистическую.

Гуманизация - объективная потребность общественного развития, основной вектор которого - направленность на (человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в «трудовой ресурс». Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в «подготовке к жизни», а под «жизнью» на поверку оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего «работник». А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что «незаменимых людей нет». В сущности получалось, что жизнь ребенка, подростка - это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в трудовую деятельность. А что же с завершением ее? Не случайно в общественном сознании складывалось отношение к старикам, инвалидом как к неполноценным членам общества. К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда.

Рассматривая гуманистическую функцию, следует сказать о том, что это понятие наполняется новым содержанием. Гуманизм в его классическом, антропоцентристском понимании в современных условиях ограничен и недостаточен, не соответствует концепции устойчивого развития, выживания человечества. Сегодня человек рассматривается как открытая система с позиций ведущей идеи конца второго тысячелетия - идеи коэволюции. Человек не центр Вселенной, но частица Социума, Природы, Космоса. Поэтому правомерно говорить о неогуманизме. Если обратиться к различным звеньям системы образования, то с наибольшей полнотой неогуманистическая функция призвана реализовываться в системе дошкольного воспитания и в общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени - в младших классах. Именно здесь закладываются основы интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности. Как показывают последние исследования психологов и генетиков, интеллект человека на 90% сформирован уже к 9-летнему возрасту. Но здесь мы сталкиваемся с явлением «перевернутой пирамиды». Как раз эти звенья в самой системе образования рассматриваются как неосновные, а на первый план (по значимости, финансированию и т. д.) выходят профессиональное, среднее и высшее образование. В результате социальные потери общества велики и невосполнимы. Для решения проблемы необходимы: преодоление предметоцентристского подхода в образовании, прежде всего в общеобразовательной школе; гуманитаризация и гуманизация образования, включающие наряду с изменением содержания образования и изменение отношений в системе учитель - ученик (от объектных к субъектно-объектным).

В социологической науке накоплен достаточный опыт исследований социального института. В трудах западных (П. Бурдье, Э. Гидденса, К. Манхейма, Т. Парсонса и др.) и отечественных (В. И. Добренькова, А. И. Кравченко, С. С. Фролова и др.) социологов раскрыты функции, структуры, различные аспекты деятельности социальных институтов.

Вместе с тем в настоящее время отсутствует единое классическое определение социального института. Приведем, на наш взгляд, наиболее полное, развернутое определение, сделанное на основе анализа различных научных подходов к социальному институту как к основному структурному элементу общества: социальный институт представляет собой ролевую систему, включающую нормы и статусы; совокупность традиций, обычаев, правил поведения; формальную и неформальную организацию; совокупность норм и учреждений, регу-

лирующих определенную сферу общественных отношений и др.

Институт образования, наряду с институтом семьи и брака, политическими, экономическими институтами, институтом религии, является фундаментальным институтом в общественной жизни.

Однако институт образования приобрел свой статус не сразу, а в процессе исторического развития. Исторически в передаче знаний отсутствовал системный характер, они передавались от случая к случаю. С возникновением социального института образования передача знаний от случайных социальных связей перешла к целенаправленному процессу обучения и воспитания; постепенно складывалась и нормативно-правовая база в рамках подготовки обучающихся на различных уровнях образования.

Основная функция института образования - когнитивная (передача знаний и навыков из поколения в поколение) и социализирующая (социализация подрастающего поколения).

Основные нормы института образования - соблюдение регламентирующих документов, определение, освоение стандартов поведения личности в группе, нравственный аспект поведения личности в группе.

В процессе обучения и воспитания в сознании обучающегося закрепляются мировоззренческие, социокультурные, духовнонравственные ценности.

Основными группами в данном социальном институте являются школы, колледжи, университеты, спортивные команды, студенческие советы, ассоциации учителей и родителей, ассоциации вузов и т. д.

Социальные функции образования достаточно подробно раскрыты в работе выдающегося немецкого философа и социолога, одного из создателей социологии знания Карла Манхейма «Диагноз нашего времени».

Представим социальные функции образования по К. Манхейму.

  • 1) формирование интеллектуального, нравственного и ресурсного потенциала общества и государства;
  • 2) содействие политическому, экономическому и культурнотехнологическому развитию общества;
  • 3) развитие, обучение и воспитание личности в интересах самой личности, общества и государства;
  • 4) подготовка человека к успешной и безопасной преобразовательной деятельности и функционированию в современном социуме.

Социальную обусловленность образования, его связь с обществом К. Манхейм рассматривает в рамках фрагментарного и интегрального образования как двух противопоставленных друг другу концепций. Фрагментарное образование характеризуется как независимая от общества область жизни. Интегральное образование имеет практикоориентированный характер и соединяет обучение с реальной действительностью. Ученый указывает: «... цель школьного обучения состояла не в том, чтобы передать учащимся определенный набор готовых знаний, а в том, чтобы научить их эффективнее учиться у самой жизни».

Развитие интегрального образования, по мнению К. Манхейма, влияет на этическую составляющую воспитания полноценной личности и индивида.

Современные проблемы системы образования ученый видит в рассогласовании вопросов обучения и воспитания личности: «...если семья, школа, клиники, занимающиеся воспитанием детей, суды для несовершеннолетних будут действовать изолированно и не учитывать влияние друг друга, они не достигнут эффекта».

Изучая эпоху либерализма, К. Манхейм установил, что образование было слишком обособленным; его главный недостаток состоял в игнорировании общественных потребностей. Система образования не могла или не желала признать существование общества как важного фактора человеческих отношений, влияющего на цели и методы образования.

К. Манхейм считает, учителю, который стремится дать ученикам не «абстрактное» образование, а «хочет воспитать их для жизни в существующем обществе», необходимо иметь в виду «кризис культуры», который влияет на духовную жизнь общества и на индивидов. «Это прежде всего колоссальные изменения, связанные с развитием промышленной цивилизации, такие, как частичное и даже полное разрушение наших привычек, обычаев и традиционных ценностей. Это социальные процессы, способствующие распаду семьи и общества».

Проблем культурной деградации общества была рассмотрена и

Э. Дюркгеймом, который ввел в научный оборот термин «аномия», что означает определенное состояние общества, при котором существуют разногласия, утрачены нравственные ценности и нормы поведения в обществе.

Особую роль в социологии образования занимает изучение социального неравенства в получении образовательных услуг. Причиной данного неравенства являются коммерциализация образования и отсутствие одинаковых стартовых возможностей обучающихся, которое просматривается на протяжении всех этапов получения образования, отсутствие так называемых социальных лифтов. При обучении в дальнейшем будут стираться грани данных стартовых возможностей, но все-таки они в настоящее время являются базовыми для того, чтобы попасть в элитный класс, элитный колледж, элитный вуз и т.д. В настоящее время государство предприняло ряд преобразований в данном направлении. Принята и работает Федеральная целевая программа «Молодежь России» на 2012-2016 гг., которой присвоен статус Президентской. Целью данной Программы является создание системы работы с молодежью, предоставляющей равные стартовые возможности, учитывающей индивидуальные способности молодых граждан и создающей условия для успешной социализации и эффективной самореализации с последующей интеграцией в социально-экономические процессы страны. Одной из задач Программы является сопровождение и поддержка талантливых молодых людей на протяжении всего процесса обучения до начала полноценной трудовой деятельности.

Введен Единый государственный экзамен (ЕГЭ) в школах, который должен был способствовать формированию социальных лифтов. Однако ЕГЭ создает дополнительные, в том числе психологические, педагогические (подготовка к тестированию отучает думать нестандартно, творчески), финансовые (необходимость инвестиции в проект финансовых средств, которые могут быть направлены на развитие и совершенствование образовательного процесса) проблемы.

Систему социальных лифтов помогают государству создавать и общественные организации, в том числе благотворительные фонды «Боль моя», «Дети мира».

Образование и общество (П. Бурдье, Д. Хомане). Проблемы образования и общества в социологии были изучены такими учебными, как П. Бурдье и Д. Хомане. В период реформирования российской системы образования выводы, сделанные французскими социологами, становятся достаточно актуальными.

В работе П. Бурдье «Воспроизводство: элементы теории системы образования» представлены результаты эмпирических исследований по проблемам образования, раскрываются и изучаются особенности взаимоотношений между преподавателями и учениками.

Как и Р. Будон, П. Бурдье изучал «неравные шансы на отбор» и как следствие - неравенство в получении образования. Изучая неравенство, П. Бурдье в своем исследовании также обратился к урбанизации респондентов (Париж и Провинция). Применяя такие параметры, как языковой капитал и степень отбора, ученый сделал вывод, что обучающиеся в Париже показывают более высокий уровень образования, нежели обучающиеся в Провинции.

Особое внимание ученый уделяет развитию и совершенствованию языковой компетенции обучающихся, утверждая, что уровень языковой компетенции является неотъемлемым условием обучения. Язык - это не просто средство коммуникации, по мнению П. Бурдье. Он дает, помимо более или менее богатого словарного запаса, еще и систему более или менее сложных категорий, так что способность разбираться и управляться со сложными структурами, логическими или эстетическими, зависит отчасти от сложности языка, усвоенного в семье.

Ученый представил определенные механизмы, с помощью которых структура классовых отношений пытается воспроизвестись, использую «габитус» - принцип практик индивида: «это порождающее и унифицирующее начало, которое сводит... характеристики какой-либо позиции в единый стиль жизни, т.е. в единый ансамбль выбора людей, благ и практик».

П. Бурдье предложил схематическое отображение логики, по которой система детерминаций, связанных с классовой принадлежностью, действует на протяжении всей учебной карьеры, но структура этой системы детерминаций меняется в зависимости от веса, который может приобрести тот или иной фактор (например, культурный капитал или доходы) в совокупности факторов на разных этапах обучения.

  • 1) дистанцирование, отдаленность от культурно-исторических центров;
  • 1) демографические характеристики; которые связаны с классовой принадлежностью и социальным положением;
  • 2) гарантия занятости, доходы и надежды на карьерный рост, жилище и условия труда, свободное время и т.д.;
  • 3) диспозиции в отношении школы и культуре (отношение к обучению, авторитету, образовательным ценностям);
  • 4) языковой капитал, предварительная подготовка, капитал социальных связей и престиж, информация о системе образования;
  • 5) средние доходы, доходы в начале и конце карьеры, позиция в экономических и социальных структурах;
  • 6) отношение к исходному классу и школе, в зависимости от учебного прошлого и от принадлежности к социальному классу в конце карьеры;
  • 7) диплом и школьные связи.

Виды образования: Формальное и неформальное образование, светское образование.

Для каждой исторической эпохи и для каждого типа общества характерны свои формы и виды образования. В научных работах, посвященных изучению проблем социологии образования, нет четкого разделения понятия на «формы и виды образования». К видам современного образования сегодня принято относить: бакалавриат, магистратуру, аспирантуру и докторантуру. Рассматривая виды и формы современной системы образования необходимо выделить главные из них, а именно: непрерывное, дистанционное, дополнительное и самообразование.

В современном обществе образование осуществляется в интересах и при активном участии государства и человека. Согласно Федеральному закону №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность в Российской Федерации структурируется по следующим видам: общее образование, профессиональное, профессиональное обучение и дополнительное образование . Общее образование обязательно для всех граждан.

Рассмотрим уровни общего образования.

  • 1. Дошкольное образование
  • 2. Начальное общее образование
  • 3. Основное общее образование
  • 4. Среднее общее образование

Согласно Федеральному закону дошкольное образование вводится в образовательную деятельность как самостоятельный уровень общего образования.

Реализация общеобразовательных программ осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). Образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников.

Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными.

В системе российского образования основным системообразующим элементом является образовательное учреждение. Общеобразовательные учреждения соответствуют трем основным периодам развития ребенка: детству, отрочеству, юности. В настоящее время необходима консолидация всех социальных институтов в системе социализации де- тей/молодежи при координирующей роли образовательного учреждения.

Профессиональное образование базируется на общеобразовательном компоненте. Уровни профессионального образования в настоящее время включают:

  • 1. Среднее профессиональное образование
  • 2. Высшее образование - бакалавриат
  • 3. Высшее образование - специалитет и магистратура

Высшее образование осуществляет подготовку кадров высшей квалификации.

В структуру уровня среднего профессионального образования вводятся два вида программ СПО (среднее профессиональное образование), включающих подготовку квалифицированных рабочих (служащих), подготовку специалистов среднего звена

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Последипломное образование- это реализация непрерывного образования через систему повышения квалификации и переподготовки кадров, представленная институтами и факультетами повышения квалификации, различного рода курсами. В научной среде оно представлено магистратурой, аспирантурой, соискательством и докторантурой.

Магистрант - это человек, имеющий высшее профессиональное образование и степень бакалавра, продолжающий свое обучение с целью углубить специализацию по определенному профессиональному направлению и заниматься научно-исследовательской деятельностью.

Аспирантом является человек, имеющий высшее профессиональное образование и обучающийся в аспирантуре с целью подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

Докторант - это человек, имеющий ученую степень кандидата наук и готовящий диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.

Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» введен третий уровень высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, ординатура и иные виды подготовки). Образовательная деятельность может осуществляться следующими организациями:!) образовательными организациями; 2) научными организациями и иными организациями в случаях, установленных Федеральным законом. Право на осуществление образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у организации, осуществляющей образовательную деятельность, с момента предоставления ей лицензии, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Дополнительное образование и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствовало нием образовательных стандартов и меняющимися условиями научно- технического прогресса.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального и высшего образования; в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии); посредством индивидуальной педагогической деятельности.

Специальные (коррекционные) школы для слабовидящих, глухих воспитанников - для воспитанников, имеющих отклонения в развитии. Школы коррекционного характера обеспечивают лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию учащихся в общество. В эти учреждения школьники направляются органами управления образованием с согласия родителей и по заключению пси- холого-медико-педагогической комиссии.

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (интернаты, детские дома) решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Сеть детских домов включает дошкольные детские дома (для детей 3-7 лет), смешанные (для дошкольников и детей школьного возраста), детские дома для детей школьного возраста (от 7 до 18 лет).

Реабилитация здоровья детей проводится в оздоровительных и санаторно-лесных школах.

Для подростков с общественно опасным (девиантным) поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста, функционируют специальные учреждения, которые обеспечивают медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку, направление в них осуществляется по решению суда.

Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании. Гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образование, защитившим квалификационную работу (диссертацию, по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ. Общеобразовательная школа является управляемой и управляющей открытой системой, в которой происходит постоянный обмен информацией с окружающей средой, с другими социальными институтами (взаимодействие носит цикличный характер). Каждая ступень общего образования решает свои специфические задачи, но общая направленность деятельности подчинена основной цели - развитию личности школьника. Целесообразная деятельность на каждой ступени обучения способствует накоплению и фиксированию новых количественных характеристик личности и последующему их переходу в новые качественные личностные образования.

Современный мир развивается быстрыми тепами: требуются высокопрофессиональные кадры, которые способны в короткие сроки осваивать новейшие производственные и управленческие технологии. Конкурентоспособность сегодня зависит как от деятельности формальных образовательных институтов, так и от неформального сектора системы образования, которая включает в себя различные курсы повышения квалификации, тренинги, программы и т. д.

Все большее значение в современной системе отечественного образования приобретают три важные формы: формальное, неформальное и информальное (спонтанное) образование, которое связывается исключительно с самостоятельной активностью индивида в многообразной культурно-образовательной среде. Термины «формальное» и «неформальное» образование сегодня очень часто встречаются в современной социально-педагогической литературе. Они отражают суть двух важных, но кардинально противоположных типа организации обучения. Рассмотрим их более подробно.

Формальное образование характеризуется четкими организационными стандартизированными формами. Основная цель формального образования - сформировать систему базовых знаний. Цель неформального образования - восполнить недостающие знания в какой-либо интересующей индивида сфере, провести с интеллектуальной пользой свободное время, а также удовлетворить насущную потребность в знания по отдельно взятой тематике. Формальное образование по своему характеру является обязательным, неформальное - добровольным.

В формальном образовании цели, задачи и контроль за осуществлением образовательной деятельности ставит и осуществляет образовательное учреждение. В неформальном образовании такие функции остаются за индивидом, который самостоятельно решает, каким образом будет осуществлять процесс обучения: по какой системе и программе, в каком образовательном учреждении.

Формальное образование включает многоэтапную, долгосрочную программу обучения, результатом которой является итоговая аттестация, получение государственного или международного диплома установленного образца, т.е. законодательное установление прав молодого специалиста заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью по направлению обучения, занимать более высокие должности в иерархии управления и власти, поступать в учебные заведения более высокого профессионального ранга.

Таким образом, рассматривая формальное и неформальное образование в общей системе отечественного образования, необходимо сказать, что формальное образование проходит в образовательных учреждениях согласно структурированной концепции с обязательной сертификацией (получение диплома, аттестата, сертификата т. п.). Неформальное образование не ставит перед собой цель обязательной сертификации слушателей. Но тем не менее оно также имеет цели, ставит задачи и рассчитывает на определенный результат обучения. В рамках такого вида обучения слушатели также могут получить документ (сертификат, свидетельство и т.п.), подтверждающий прохождение данного конкретного курса, модуля или темы. Но это условия не является обязательным.

Под информальным образованием в настоящее время понимается любая образовательная активность индивида вне формальной системы: занятия в клубах, кружках, на тренингах и курсах. Документ о прохождении дополнительного образования слушатели могут получить, но он не будет признан государством на официальном уровне. Такой вид образования индивид получает исключительно в соответствии со своим выбором и желанием. Систематизация видов информаль- ного образования в настоящее время отсутствует, но специалисты отмечают следующие:

  • - учение по методу проб и ошибок;
  • - самообразование с целью поиска ответов на вопросы и разрешения практических проблем;
  • - приобретение новых знаний в ходе использования глобальной сети Интернет и по средствам СМИ;
  • - эстетическое развитие в процессе художественной и творческой деятельности;
  • - обогащение духовного мира в процессе любительской художественной деятельности;
  • - выполнение работы или задания под руководством компетентного специалиста.

Информальное обучение с каждым годом становится все популярнее в молодежной среде и у людей среднего возраста, поскольку помогает приобретению необходимых знаний и умений для эффективной деятельности в современных организациях, компаниях и на производстве.

Социально-экономические и политические преобразования в России, социальная дифференциация общества, потеря нравственных ценностей и ориентиров оказали существенное негативное влияние на уровень духовного развития общества: произошло снижение образовательного и культурного уровня, что отразилось на циничном отношении граждан к закону, социальным и государственным институтам.

Недостаточный уровень развития социальных институтов и традиций гражданского общества, а также отсутствие механизмов их формирования и распространения вызывают рост необразованности, отсутствие толерантности и увеличение конфессиональной нетерпимости, что, в свою очередь, ведет к усилению ксенофобии и экстремизму. Поэтому все острее встает вопрос о выработке и реализации единой государственной политики в сфере гражданского образования, в основе которого должно лежать воспитание, образование и светское просвещение. Основу светского образования и просвещения составляют научная картина мира, знание и уважение истории и культуры государства и входящих в него этносов и т.п. Перед системой российского образования стоит наиважнейшая цель - готовить молодое поколение к жизни в гражданском обществе и правовом государстве, осознавать основные приоритеты страны, беречь и восполнять культурное наследие. Все это составляет основу светского образования и воспитания общества.

Светское воспитание и просвещение является важным условием развития демократии, поддержания культурных ценностей и устоев общества, формирования в обществе активной гражданской позиции, включающей в себя:

  • понимание национальных интересов, национальных традиций и стратегий развития страны;
  • грамотность в политико-правовой сфере, т.е. умение реализовывать права и обязанности по выполнению функций гражданина как субъекта правовых и политических норм, умение выдвигать и избирать в органы государственной власти и местного самоуправления наиболее достойных сограждан, способных наиболее эффективно выполнять свои функции в случае их избрания в федеральные или местные органы власти;
  • нравственную зрелость как совокупность этических знаний и умений совершать рациональный и ответственный моральный поступок, а также этически грамотно оценивать, как своё поведение, так и поведение сограждан, в особенности работающих в органах государственной власти и местного самоуправления;
  • знание культуры светского поведения и политкорректность, умение разбираться в конфессиональном разнообразии и особенностях этнических и религиозных традиций и ценностных ориентиров, различать признаки агрессивного невежества, социальных патологий, ксенофобии, ультранационализма, религиозной нетерпимости, догматизма и экстремизма;
  • понимание основ социально-экономической жизни, сочетаемое с навыками позитивного созидания, осведомлённость о собственных профессиональных склонностях, способностях и возможностях, умение ориентироваться в сфере рыночных и государственных отношений, трудовом и налоговом законодательстве, усвоение навыков организации труда и трудового процесса, знание норм трудовой, коллективной и корпоративной этики и т.д.;
  • понимание вопросов экологии, а именно: зависимости условий человеческого существования от сохранения и защиты окружающей среды, эмиграционных и миграционных процессов, обладание навыками поддержания чистоты и порядка в семье, ближайшем окружении и на природе в целом; понимание уникальности природы, любовь к ней, нетерпимость к бытовым и промышленным загрязнениям окружающей среды;
  • развитый эстетический вкус и владение высокими стандартами в оценке литературы, искусства и художественной культуры, выработка зрелого эстетического отношения к себе, ближайшему окружению и природе, умение украшать и облагораживать места своего обитания - семейное жилище, рабочее место, зоны отдыха и т.п.;
  • высокая степень социализации, обладание способностью к самоорганизации и кооперации с согражданами в целях решения насущных социальных проблем территориальных образований различного уровня - от квартиры и лестничной площадки, подъезда жилого дома и двора до улицы, посёлка, района, города, региона, страны в целом;
  • грамотность в области общественной безопасности; противодействие социальным порокам общества - алкоголизму, наркомании, игромании, коррупции, мошенничеству, шарлатанству, воровству, бандитизму, хулиганству, табакокурению, сквернословию и другим антиобщественным и опасным для здоровья формам поведения;
  • уважение к самому процессу непрерывного светского образования и воспитания, знание его основ, целей, методов, умение вести с целью самообразования самостоятельный поиск и освоение информации из различных источников, умение её анализировать, критически осмысливать и использовать для развития и совершенствования своего гражданского мировоззрения;

Составными частями светского образования являются:

  • знание феноменов государственности и гражданственности, истории их становления и развития в России и за рубежом, знание опыта государственного строительства как в нашей стране, так и за рубежом;
  • свод знаний по правам и обязанностям человека и гражданина, умение правильно ими пользоваться и соблюдать их, владение основами демографии, миграционных процессов, понимание гражданской ответственности за самообразование, образование своей семьи, своей нации;
  • приобщение к светской культуре поведения, изучение этических, эстетических и экологических норм и правил, усвоение понятия цивилизованности;
  • воспитание патриотизма, трудолюбия, усвоение общепринятых и признанных цивилизованным человечеством ценностных ориентиров, умение слышать голос совести и откликаться на него, понимание практической значимости ценностей скромности, сострадания, доброжелательности и добродетельности;
  • обучение здравомыслию, критичности и самокритичности, этнической и религиозной толерантности, нетерпимости к порокам общества, знание способов борьбы с ними, а также способов поддержания физического и нравственного здоровья в семье и в кругу своего общения;
  • обучение методам социальной и гражданской активности, са-

моорганизации, самореализации и социального партнерства.

Основными целевыми группами светского образования и воспитания являются:

  • школьники и студенты, беспризорные и безнадзорные дети и маргинальные группы молодёжи;
  • педагоги, воспитатели, преподаватели, а также работники государственных систем воспитания, образования и просвещения и частных воспитательно-образовательных учреждений;
  • работники государственных и частных СМИ;
  • государственные и муниципальные работники, рабочие и служащие, в особенности чиновники, работающие в системах законодательной, исполнительной и судебной власти;
  • военнослужащие, сотрудники силовых структур и МЧС, работники частных охранных предприятий;
  • руководители политических партий и общественных организаций;
  • менеджеры государственных и частных предприятий;
  • лица иностранного происхождения, подавшие заявку на получение российского гражданства, а также арестованные, заключённые, ссыльные и другие «группы риска», которые по окончанию обучения должны в обязательном порядке сдать специальный экзамен.

В настоящее время продолжается процесс реформирования отечественной системы образования и роль социологии как науки об обществе и его основных социальных институтах постоянно возрастает. Социология образования обозначает и раскрывает проблемы современной системы образования, профессионального образования, интеллектуальные и социально-культурные проблемы молодого поколения, составляющие и определяющие основу развития общественной жизни.

  • Кондрашин, И., Кувакин, В. Проект: Национальная программа «Гражданское образование исветское воспитание населения российской федерации» ссылкаhttp://www.smolpedagog.ru/article%2020.html
  • Загрузка...