domvpavlino.ru

Социально-экономическое и политическое развитие ссср в послевоенный период. Социально-экономическое и общественно политическое развитие ссср в

Социально-экономическая политика СССР в послевоенные годы была направлена на восстановление разрушенного войной хозяйства. Это явилось первоочередной задачей Советского государства. Решение ее было сопряжено с большими трудностями. Страна потеряла более 27 млн. советских граждан. Резко сократилась рождаемость. Около 25 млн. стались без крова, десятки тыс. предприятий было разрушено, 1710 городов и 70 тыс. деревень было разрушено. Тяжесть положения усугублялась преодоление вооруженного сопротивления националистических формирований в западной части СССР и Прибалтике. Положение значительно осложняла начавшаяся "холодная война", которая потребовала огромных расходов на создание ядерного оружия и средств его доставки, на качественное перевооружение армии, что получило название "революции в военном деле". Фактически страна была лишена мирной послевоенной передышки и сразу включилась в изнурительную гонку вооружений. Выбор экономической стратегии стал предметом дискуссии в высшем эшелоне власти при рассмотрении в 1945-46 гг. проекта четвертого пятилетнего плана. Была избрана модель развития с жесткой централизацией руководства и ресурсов, прямым регулированием экономики из центра, абсолютным приоритетом развития военно-промышленного комплекса. Такая модель подтвердила свою жизнеспособность и эффективность. Минусы ее заключались в том, что жесткая централизованная система, ориентированная на преимущественное развитие нескольких базовых отраслей тяжелой промышленности. Упор на ускоренное развитие индустрии как главный принцип экономической политики, отсутствие необходимого внимания отраслям легкой промышленности, прогрессивным технологиям, не связанным с военно-промышленным комплексом, консерватизм по отношению к передовым направлениям биологии, физики, механики несли в себе зародыш отставания СССР от мирового уровня.

В первые послевоенные годы основными направлениями внутренней политики СССР били:

- перестройка форм и методов государственно-партийного руководства;(главное)

- демобилизация Вооруженных Сил и репатриация (возвращение на родину) советских граждан;

- конверсия оборонной промышленности;

- проведение денежной реформы;

- принятие мер по улучшению жизни и быта советских граждан;

- осуществление 4 пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства.

Реформаторская деятельность Н.С.Хрущева.

Никита Сергеевич Хрущев вошел в историю СССР и России как самый неоднозначный правитель, оказавший влияние на развитие новых направлений во внешней и внутренней политике СССР и осуществивший за десятилетие своего правления несколько реформ.


Внутренняя политика Хрущева

Смерть Сталина в 1953 г. повлекла за собой закулисную борьбу за место на «троне», но должность первого секретаря ЦК КПСС досталась Хрущеву. На XX-м Съезде (1956 г.) он выступал с докладом, получившим мировой резонанс. Основной темой было разоблачение культа личности Сталина с перечислением ряда преступлений 30-х–50-х гг. и жесткая критика его репрессий. Положено начало десталинизации и демократизации.

Реформы Хрущева

Десталинизация не имела, впрочем, ни последовательности, ни целостности. По представлениям Хрущева, она заключалась в осуждении культа Сталина и установлении партийного контроля над карательными органами. Происходило восстановление правопорядка, законности и конституционных прав граждан.

Реформы Хрущева нашли свое продолжение – была осуществлена перестройка правящей партии: демократизация, изменения в условиях приема в нее, расширение прав местных организаций и союзных республик. В 1957 г. восстановили в правах депортированные Сталиным народы. Появляются новые органы общественного самоуправления и т.д.

Реформа управления

Попытка перейти к экономическим методам управления привела к усложнению структуры управления, росту числа чиновников. В 1962 г. предпринята самая неудачная из реформ: специализация партийных организаций (промышленные и сельские). Страну разделили на 105 экономических районов.

Аграрная реформа

Реформы Хрущева начались с сельского хозяйства. С 1953 г. укреплялось экономическое положение колхозов, был уменьшен размер сельхозналога. Хозяйствам предоставили кредиты, поступала новая техника. В середине 50-х началось их повальное укрупнение – преобразование в совхозы. Затем были созданы и совнархозы.

Крестьянам были выданы паспорта, им назначалась пенсия.

Кукурузная эпопея стала также частью имиджа Хрущева – по примеру США эту культуру стали усиленно насаждать везде, даже там, где она в принципе расти не может (вплоть до Крайнего Севера!).

В 1954 стартовала кампания по освоению целинных земель. Последовал резкий скачок с небывалыми урожаями, впервые за послевоенные годы поднялась закупочная цена на зерно. Но эрозия губила целинные почвы. Нечерноземный центр пришел в полный упадок.

Со второй половины 1953 г. по конец 50-х годов в СССР были проведеныреформы , которые благотворно отразились как на темпах развития народного хозяйства, так и на благосостоянии народа. Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку в массах.

В августе 1953г. на сессии Верховного Совета СССР Маленков впервые поставил вопрос о повороте экономики лицом к человеку , о первоочередном внимании государства к благосостоянию народа через ускоренное развитие сельского хозяйства и производства предметов потребления. Предполагалось резко изменить инвестиционную политику, значительно увеличить финансовую «подпитку» отраслей нематериального производства, ориентированных на выпуск товаров для народа, обратить особое внимание на сельское хозяйство, привлечь к производству товаров народного потребления машиностроительные заводы и предприятия тяжелой промышленности. Так был взят курс на социальную переориентацию экономики, который достаточно быстро стал воплощаться в конкретные товары, деньги, жилье.

Выбор нового политического пути требовал изменения ориентиров в экономике . Однако тогда никто в политическом руководстве страны не подвергал сомнению принципы командно-административной системы. Речь шла о преодолении ее крайностей, таких, как почти полное отсутствие материального стимулирования трудящихся, отставание в массовом внедрении научно- технических достижений в производство. По-прежнему господствовало неприятие рынка, товарно-денежных отношений.

Экономический курс в деревне . На первом месте среди народнохозяйственных проблем стояло аграрное производство. На Пленуме ЦК Хрущев выступил с серией важных для того времени предложений по развитию сельского хозяйства. Были увеличены закупочные цены на сельхозпродукцию, введено авансирование труда колхозников (до этого расплата с ними производилась лишь один раз в год) и т.д.

Хрущев осудил практику существования слабых хозяйств за счет передачи им средств сильных, критиковал раздутый управленческий аппарат, недостаточную помощь города сельскому хозяйству. Начало несколько поощряться разведение крестьянами птицы, мелкого домашнего скота. Во многих хозяйствах появились коровы, что было немыслимо для колхозника еще год назад.

Высказанные идеи и принятые постановления могли дать отдачу лишь через несколько лет. А поправлять зерновое хозяйство требовалось немедленно. Выход нашли в освоении целинных и залежных земель. Это был ярко выраженный экстенсивный вариант развития. Пригодные земли находились на территории Казахстана, Южной Сибири, в Поволжье, на Урале, на Северном Кавказе. Среди них наиболее перспективными выглядели Казахстан, Урал и Сибирь.

К весне 1954 г. на казахстанской целине было организовано свыше 120 совхозов. Первые результаты целинной эпопеи не могли не внушать оптимизма. В 1954г. целина дала свыше 40 процентов валового сбора зерна. Увеличилось производство мяса, молока. Все это позволило несколько улучшить продовольственное снабжение населения.

Однако успехи были лишь в первые годы. Урожайность зерновых культур на вновь освоенных землях оставалась низкой, освоение земель происходило при отсутствии научно-обоснованной системы земледелия. Сказывалась и традиционная бесхозяйственность. Не к сроку были построены зернохранилища, не созданы резервы техники, горючего. Приходилось перебрасывать технику со всей страны, что приводило к удорожанию стоимость зерна, а, следовательно, мяса, молока и т.д.

1956 год - год ХХ съезда - оказался весьма благоприятен для сельского хозяйства страны. Именно в этом году обозначился большой успех на целине - урожай был рекордным. Хронические в предыдущие годы трудности с хлебозаготовками, казалось, стали уходить в прошлое. Да и в центральных районах страны колхозники, избавленные от наиболее угнетающих оков сталинской системы, напоминавшей зачастую государственное крепостничество, получили новые стимулы к труду, увеличилась доля денежной оплаты их труда. В этих условиях, в конце 1958 г., по инициативе Н.С.Хрущева принимается решение о продаже сельскохозяйственной техники колхозам (до этого техника находилась в руках машинно-тракторных станций (МТС)).

Продажа техники колхозам положительно сказалась на сельскохозяйственном производстве далеко не сразу. Большая часть колхозов оказалась не в состоянии сразу купить технику и выплачивала деньги в рассрочку. Другим отрицательным последствием была фактическая потеря кадров механизаторов и ремонтников, до этого сосредоточенных в МТС. По закону они должны были перейти в колхозы, но это означало для многих из них понижение жизненного уровня, и они находили себе работу в районных центрах, городах. Отношение к содержанию техники ухудшилось, так как колхозы не имели, как правило, парков и укрытий для ее хранения в зимнее время, да и общий уровень технической культуры колхозников был еще низок.

Сказывались и традиционные недостатки в ценах на сельскохозяйственную продукцию, которые были чрезвычайно низки и не окупали затрат.

Но не решался главный вопрос по предоставлению крестьянству свободы выбора форм хозяйствования . Господствовала непреклонная уверенность в абсолютном совершенстве колхозно-совхозной системы, находящейся под пристальной опекой партийно-государственных органов.

Усиливались волюнтаристские методы руководства сельским хозяйством. После визита Хрущева в США (1959 г.) всем хозяйствам, по его настоянию, рекомендовалось переходить к посеву кукурузы.

На сельское хозяйство, как и прежде, давили стереотипы рапортомании, стремления аппаратных работников добиться высоких показателей любым, даже незаконным путем, без осознания негативных последствий. Сельское хозяйство оказалось на грани кризиса. Увеличение денежных доходов населения в городах стало опережать рост аграрного производства. И вновь выход был, казалось, найден, но не в путях экономических, а в новых бесконечных реорганизационных перестановках. В 1961г. было реорганизовано Министерство сельского хозяйства СССР, превращенное в консультативный орган. Хрущев сам объезжал десятки областей, давая личные указания, как вести сельское хозяйство. Однако желаемого рывка так и не произошло. У многих колхозников подрывалась вера в возможность изменений. Усиливался отток сельского населения в города; не видя перспектив, деревню стала покидать молодежь. С 1959 г. возобновились гонения на личные подсобные хозяйства. Было запрещено иметь скот горожанам. Затем гонению подверглись хозяйства сельских жителей. За четыре года поголовье скота в личном подворье сократилось в два раза. Это был настоящий разгром только начавшего оправляться от сталинщины крестьянства. Снова зазвучали лозунги, что главное - общественное, а не личное хозяйство, что главным врагом являются «спекулянты и тунеядцы», торгующие на рынках. Колхозники были изгнаны с рынков, а настоящие спекулянты начали вздувать цены.

В 1962 г. правительство приняло решение стимулировать животноводствоповышением в полтора раза цен на мясо. Новые цены не увеличили количества мяса, но вызвали волнения в городах. Наиболее крупное из них в г. Новочеркасске подавили силой.

Трудности в аграрном секторе нарастали . В следующем году возникли перебои не только с мясом, молоком и маслом, но и с хлебом. Длинные очереди с ночи выстраивались у хлебных магазинов. Ширились антиправительственные настроения. И тогда было решено выйти из кризиса с помощью закупок американского зерна. Эта временная мера стала органической частью государственной политики СССР на протяжении длительного периода.

Семилетний план развития народного хозяйства (1959-1965 гг.), в части развития сельскохозяйственного производства, был провален. Вместо плановых 70 процентов рост составил лишь 15 процентов.

Реформа управления промышленностью . К середине 60-х гг. СССР превратился в могучую промышленную державу. Упор по-прежнему делался на производство, которое составило к началу 60-х годов 3/4 общего подъема промышленного производства. Особенно быстро развивались производство стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. Объем их производства вырос в 4-5 раз.

Предприятия группы «Б» (прежде всего легкая, пищевая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленности) развивались значительно медленнее. Однако и их рост был двукратным. В целом, среднегодовые темпы промышленного производства в СССР превышали 10 процентов. Столь высоких темпов можно было достичь, только активно используя жесткие методы административной экономики. Руководители СССР были уверены, что темпы промышленного роста страны будут не только высокими, но и возрастающими. Тезис об ускоряющемся развитии народного хозяйства в СССР (прежде всего промышленности) прочно вошел в политическую пропаганду и общественные науки.

Несмотря на подведение машинной базы под народное хозяйство, ее научно-технический уровень начинал отставать от потребностей времени. Высок был удельный вес рабочих и крестьян, занятых тяжелым ручным и малоквалифицированным трудом (в промышленности - 40 %, в сельском хозяйстве - 75 %). Эти проблемы обсуждались на пленуме ЦК, в 1955 г., на котором был определен курс на механизацию и автоматизацию производства. Через несколько лет было названо и главное звено, с помощью которого надеялись вытянуть всю цепь научно-технической революции - химия. Форсированное развитие химической промышленности обосновывалось усилением ее роли в создании материально-технической базы коммунизма.

Однако символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса . В октябре 1957г. был запущен первый искусственный спутник Земли. Затем космические ракеты понесли в космос животных, облетели Луну. А в апреле 1961 г. в космос шагнул первый человек планеты, советский человек - Юрий Гагарин. Покорение космоса потребовало колоссальных средств, так как в этом был не только научный, но и военный интерес.

Впечатляющими для советских людей стали введение в эксплуатацию первого атомного ледокола «Ленин», открытие Института ядерных исследований.

В 1957 году начинают предприниматься попытки реформ управления народным хозяйством. Существовавшие сверхцентрализованные отраслевые министерства, по мнению Хрущева, были не в состоянии обеспечить быстрый рост промышленного производства. Вместо них учреждались территориальные управления - Советы народного хозяйства (совнархозы). В стране было создано 105 экономических районов на базе существовавшего административного деления. Все промышленные предприятия и стройки, расположенные на их территории, были переданы в ведение местных совнархозов. Сама по себе идея децентрализации управления экономикой для такой огромной страны поначалу встретила положительные отклики. Однако, в характерном для административно- командной системы духе, эта реформа предполагала коренным образом изменить экономическую ситуацию в стране: разрушить ведомственную монополию, приблизить управление к местам, поднять их инициативу, сбалансировать экономическое развитие республик, регионов, укрепить их внутрихозяйственные связи, в итоге - ускорить экономическое развитие. Управление же оборонной сферой экономики оставалось централизованным. Имевшиеся сомнения относительно реформы не высказывались, поскольку она исходила от самого Хрущева.

Организация совнархозов дала некоторый эффект. Сократились бессмысленные встречные перевозки грузов, закрывались сотни дублировавших друг друга мелких производственных предприятий разных министерств. Высвободившиеся площади были использованы для производства новой продукции. Ускорился процесс технической реконструкции многих предприятий: за 1956- 1960 гг. было введено в строй в три раза больше новых типов машин, агрегатов, приборов, чем в предыдущую пятилетку. Произошло существенное сокращение административно-управленческого персонала на производстве.

Однако кардинальных изменений в развитии экономики не произошло. Предприятия, вместо мелочной опеки министерств, получили мелочную опеку совнархозов. До предприятия, до рабочего места реформа не дошла, да и не могла дойти, так как не была даже сориентирована на это. Недовольны были и высшие хозяйственные руководители министерств в столице, которые теряли немалую часть своей, ставшей уже привычной власти. Административные методы хозяйствования сохранялись. Более того, была нарушена единая техническая и технологическая политика внутри промышленных отраслей.

Вместо поисков материальной заинтересованности каждого работника в результатах своего труда были проведены изменения в нормировании и оплате. Результатом этого стало значительное сокращение рабочих, трудившихся на основе сдельной оплаты, и рост числа повременщиков. И без того невысокие материальные стимулы к труду стали резко снижаться.

Наибольший успех гражданский сектор экономики имел на направлениижилищного строительства . Темпов, которыми велось жилищное строительство в первой половине 60-х годов, наша страна не знала не до, ни после этого периода.

XXI съезд КПСС - еще одна попытка радикального ускорения. Реформа, произведенные перемены привели к замешательству в управленческом аппарате, сбоям в выполнении шестого пятилетнего плана. Однако признать это и вносить необходимые коррективы руководство страны не стало. Было найдено другое решение: заменить пятилетний план на 1956-1960 гг. - семилетним планом на 1959-1965 гг. В качестве обоснования данной меры приводились масштабы хозяйства, необходимость установления длительной перспективы экономического планирования.

Хотя в семилетнем плане говорилось о необходимости сделать решающий рывок по обеспечению народа жильем, продуктами потребления, его основные идеи, как и прежде, сводились к неизменному, опережающему развитию капиталоемких отраслей группы «А». Ставились явно нереальные задачи полной механизации строительной индустрии.

Именно этот съезд знаменовал собой точку отсчета преувеличенно оптимистического прогноза развития СССР на ближайшее десятилетие. Он торжественно провозгласил, что страна вступила в «период развернутого строительства коммунистического общества».

Ставилась задача - в кратчайшие сроки догнать и перегнать наиболее развитые капиталистические страны по производству продукции на душу населения. Затронул в своем докладе Хрущев и некоторые вопросы теории. Он сделал вывод о полной и окончательной победе социализма в нашей стране. Тем самым, по его мнению, решился вопрос о возможности построения социализма в одной стране.

Важнейшим внутриполитическим событием изучаемого периода был и XXII съезд КПСС . На нем была принята новая программа партии. XXII съезд КПСС был одновременно и триумфом всей политики, связанной с именем Н.С.Хрущева, и началом его конца. В ходе его работы и решениях отразилась вся противоречивость эпохи: реальные достижения процесса десталинизации, определенные успехи экономического развития и фантастические, утопические планы, шаги к демократизации внутрипартийной жизни и резкое усиление культа личности самого Хрущева.

Для построения коммунизма предполагалось решить триединую задачу: в области экономической - построить материально-техническую базу коммунизма (т.е. выйти на первое место в мире по производству продукции на душу населения; достигнуть наивысшей в мире производительности труда; обеспечить самый высокий в мире жизненный уровень народа); в области социально-политической - перейти к коммунистическому самоуправлению; в области духовно-идеологической - воспитать нового, всестороннего развитого человека. Исторические рамки программы КПСС были, в основном, ограничены двадцатью годами.

В начале 60-х годов образ коммунизма в массовом сознании ассоциировался с конкретными крупными социальными программами. Социальные программы-обязательства сводились к следующему :

во-первых , решить продовольственный вопрос, полностью обеспечив народ качественными продуктами рационального и бесперебойного питания;

во-вторых , полностью удовлетворить спрос на предметы широкого потребления;

в-третьих , решить жилищный вопрос, обеспечив каждую семью отдельной благоустроенной квартирой;

в-четвертых , ликвидировать малоквалифицированный и тяжелый ручной труд в народном хозяйстве.

В этих задачах ничего утопического не было. Они стали таковыми после ввязывания СССР в новый тур, невиданной прежде, гонки вооружения.

ЛЕКЦИЯ – 14

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР В 20-30-е ГОДЫ XX ВЕКА

План:

Внешняя политика 20-х годов НЭП Образование СССР Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Индустриализация. Коллективизация. Становление режима личной власти Сталина

1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА 20-Х ГОДОВ

Цели внешней политики :

Подготовка мировой пролетарской революции и

Установление мирных отношений с другими государствами.

нарком иностранных дел во главе с (в гг.)

Дипломатическое признание СССР. Экономические, политические и другие соображения требовали от западных правительств нормализации дипломатических отношений с Россией. К 1924 году Россию в Европе де-юре признали: Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция, в Азии - Япония, Китай, в Латинской Америке - Мексика и Уругвай. Всего за гг. Россией было заключено 40 соглашений и договоров.

Советско-британские и советско-французские отношения носили нестабильный (амплитудный) характер . 8 мая 1923 г. в связи с задержанием английских рыболовецких судов в водах Белого моря , английское правительство вручило ультиматум министра иностранных дел лорда Д. Керзона с требованиями прекращения антибританской пропаганды на Востоке, отзыва советских представителей из Ирана и Афганистана, уплаты компенсации за задержку траулеров и расстрел в 1920 г. английских шпионов. В 1927 г ., после инцидента на лондонской квартире Англо-русского кооперативного общества (АКРОС), Англия разорвала дипломатические отношения с СССР.

Отношения со странами Востока и Азии . России удалось заключить серию равноправных договоров со странами Востока. В 1921 г . были заключены советско-иранский и советско-афганский мирные договора и договор о дружбе с Турцией . В достигнутых соглашениях провозглашался принцип невмешательства во внутренние дела друг друга. Советское правительство заявляло об отмене всех заключенных царской Россией договоров и конвенций и обязалось предоставить материальную помощь правительствам этих стран. Так, Ирану было передано имущества на сумму 582 млн. зол. рублей, Турции предоставлялась финансовая помощь в размере 10 млн. золотых рублей.

В 1921 г . после установления народно-революционной власти в Монголии , было подписано соглашение об установлении с ней дружественных отношений. В начале 20-х годов советское правительство активно поддерживало также национально-освободительное движение в Китае под руководством партии Гоминьдан. Однако начало борьбы Гоминьдана и его руководителя Чан Кайши против созданной в 1921 г. Компартии Китая привели к разрыву отношений между СССР и Гоминьданом. Хотя в 1924 г. были установлены дипломатические и консульские отношения с пекинским правительством Китая, в 1925 г. подобные отношения были установлены с Японией (Япония получила право на эксплуатацию 50% площади нефтяных месторождений на Северном Сахалине).

Борьба за разоружение. Советский Союз все более активно включался в процесс международных отношений. С середины 20-х гг. СССР становится участником борьбы за разоружение, началось его сближение с Лигой Наций (международной организацией, созданной в 1919 г. по инициативе президента США В. Вильсона). С 1926 г . советская дипломатия участвовала в работе подготовительной группы Комиссии по разоружению. В конце 20-х гг. СССР выдвинул требования всеобъемлющей ликвидации вооруженных сил и военного производства, сокращения армий (впервые с этим предложением СССР вышел еще в 1922 г.), ликвидации морских и сухопутных баз. Однако данные инициативы не были приняты странами Запада. В 1928 г . СССР присоединился к пакту Келлога (госсекретарь США) - Бриана (французский министр иностранных дел) о запрещении использования войны как средства урегулирования международных споров и орудия национальной политики.

Итоги:

Первое десятилетие русской революции характеризовалось политикой двойного стандарта в международных отношениях. Изменившаяся после войны геополитическая ситуация в мире привела к переоценке внешней политики советским руководством. В ней идеологические цели постепенно уступали место прагматическому курсу.

В результате большевистские лидеры оказались в состоянии использовать соперничество между крупнейшими европейскими державами и отразить военными, дипломатическими и экономическими средствами попытки удушения революции. В течение 20-х годов советское правительство сумело в основном преодолеть дипломатическую изоляцию, добиться признания де-юре со стороны ряда стран мира и развернуть торговое сотрудничество с капиталистическими странами.

2. НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Причины:

Недовольство крестьян продразверсткой, о чем свидетельствуют вооруженные выступления крестьян против новой власти

Недовольство солдат, матросов, рабочих чрезвычайными мерами политики военного коммунизма (голод рабочих)

Хозяйственный и политический кризис системы «военного коммунизма» требовал коренного изменения экономической политики советского государства

НЭП – система взаимосвязанных мер, которая охватывает все сферы экономики.

Цель: восстановить в кратчайшие сроки разрушенную экономику страны и принять меры для ее дальнейшего развития.

Начало этой политике положило решение о замене продразверстки натуральным налогом, принятое на Х съезде РКП(б) в марте 1921 г. Первоначально нэп рассматривался большевиками как временное отступление , вызванное неблагоприятным соотношением сил. В разряд отступлений включался возврат к госкапитализму (в ряде отраслей экономики) и осуществление связи между промышленностью и сельским хозяйством на основе торговли и денежного обращения .

Затем нэп оценивался уже как один из возможных путей к социализму через сосуществование социалистического и рыночного хозяйства и постепенное - при опоре на командные высоты в политике, экономике, идеологии - вытеснение несоциалистических хозяйственных форм. Это означало, что все крестьянство (а не только его беднейшая часть) становилось полноправным участником социалистического строительства.

Меры:

Замена продразверстки на продовольственный натуральный налог. Его размер сообщался заранее.

Восстановление товарно-денежных отношений в торговле, промышленности, сельском хозяйстве с целью восстановить промышленность и наладить товарообмен между городом и деревней предусматривалось:

Создавались госкапиталистические предприятия - в форме концессий, смешанных обществ, аренды.

Организация торговли между городом и деревней

Государство оставляло за собой крупную тяжелую промышленность и монополию на внешнюю торговлю .

Противоречия нэпа

Главным противоречием нэпа стала попытка в условиях социально-экономических преобразований сохранить неизменным характер политической власти (диктатуру пролетариата, однопартийность, отсутствие оппозиции, недопущение инакомыслия в партии, курс на полную победу социализма в одной стране). Сохранение недемократической избирательной системы (открытое голосование, многоступенчатые выборы на съезды Советов, лишение гражданских прав частников и торговцев-нэпманов) полностью противоречило самой сути экономической реформы .

- Приоритет промышленности над сельским хозяйством , неэквивалентный товарообмен между городом и деревней составили еще одно противоречие нэповского периода, которое перманентно грозило власти новыми конфликтами с крестьянством.

Первые проявления кризиса нэпа обнаружились уже в гг. (кризис сбыта, товарный голод и т. д.). Кризисы были связаны с несовершенством новых форм хозяйствования и отсутствием твердых правовых гарантий. Рост крупного товарного хозяйства в деревне сдерживался налоговой политикой государства. В гг. от сельхозналога были освобождены беднейшие крестьяне - 3% хозяйств; в гг. - уже 25%; в 1927 г. - 35%. Зажиточные же хозяева (9,6% крестьянских дворов) выплачивали 29,2% налогов и их рост продолжался.

Негативные последствия ограничения кулачества как класса отягощались регулярно проводимым советской властью уравнительным переделом земли , что влекло за собой общее дробление крестьянских дворов. Во второй половине 1920-х гг. стал сокращаться сбор хлеба, все большая часть земли переводилась под посевы технических культур, не облагавшихся продналогом. Уже в 1925 г. - самом урожайном - государство столкнулось с хлебозаготовительным кризисом, что привело к усилению планово-административных начал в управлении экономикой.

Значительные проблемы возникли и в промышленности. К 1927 г. темпы ее роста резко замедлились. Ресурсы промышленного развития были исчерпаны. Восстановление имевшихся до 1917 г. заводов и фабрик завершилось к 1925 г., для дальнейшей модернизации и строительства новых предприятий требовались новые капиталовложения .

Свертывание нэпа. На фоне экономических трудностей происходило постепенное свертывание нэпа. В результате очередного заготовительного кризиса советская власть фактически ликвидировала свободную продажу хлеба. Зимой 1927 г. специальные заградотряды перехватывали крестьянские обозы с зерном, перевозившимся к рынкам сбыта. В течение гг. хлебный рынок был окончательно ремонополизирован, а рыночный механизм ценообразования был заменен на директивный.

В 1926 г. в результате отхода от принципов денежного обращения, введенных в гг., червонец перестал конвертироваться, прекратились операции с ним за границей, чем был нанесен удар по международной репутации СССР . К концу 20-х годов закрылись товарные биржи , оптовые ярмарки , был ликвидирован коммерческий кредит . Была проведена национализация многих частных предприятий.

Выводы

Новая экономическая политика, рассчитанная на привлечение к сотрудничеству всего российского крестьянства, показала в послевоенный период свою эффективность.

Вместе с тем обнаружились многие внутренние социально-экономические проблемы. Нэповская система переживала кризисы с определенной цикличностью. Низкая товарность приводила к снижению объема экспорта сельскохозяйственной продукции, что немедленно сказалось на импорте оборудования для индустриализации.

С середины 20-х годов началось свертывание сферы рыночных отношений, произошло усиление централизации экономической жизни и административных методов хозяйственного руководства. НЭП пришел в противоречие с политической системой советского государства. К концу 20-х гг. руководство страны оказалось перед очередной альтернативой: либо сдача позиций советской власти и дальнейшее отступление в сфере экономики (углубление нэпа), либо курс на полную и окончательную победу новых социалистических отношений. Был выбран второй вариант, предложенный сталинской партией власти и означавший отказ от НЭПа.

3. ОБРАЗОВАНИЕ СССР

К началу 20-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований. Это созданные на основе национально-территориального признака:

Украинская,

Белорусская,

Азербайджанская,

Армянская

Грузинская

А также Бухарская и Хорезмская народные советские республики. Дальневосточная республика.

В годы гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно-политический союз (июнь 1919 г.). Объединялись вооруженные силы и вводилось единое военное командование (Революционный военный Совет РСФСР и Главком Красной Армии). Представители республик были включены в состав высших органов государственной власти и управления. Хозяйственный союз выражался в подчинении органов управления некоторыми отраслями промышленности, финансами и транспортом соответствующим наркоматам РСФСР. Однако отсутствие правовых норм , регулирующих отношения центральных и местных (республиканских) органов власти, вызывало между ними конфликты.

Сложившаяся между советскими республиками форма объединения получила название договорной федерации. Ее своеобразие заключалось в том, что российские управленческие структуры играли и роль общегосударственных органов власти. Республиканские компартии были включены в состав РКП(б) на правах областных парторганизаций. Благодаря этому достигалось единство действий республик в решении военных и хозяйственных вопросов. Но это же одновременно несколько ограничивало суверенитет независимых государственных образований.

С окончанием гражданской войны во взаимоотношениях республик сохранилось политическое и углубилось экономическое сотрудничество. В гг. все советские республики заключили с РСФСР и между собой двусторонние соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. Увеличивалось число общесоюзных хозяйственных наркоматов. Возросла роль ВЦИК как общефедеративного органа власти. Республики передавали правительству РСФСР право представлять и защищать их интересы на международной арене. Азербайджан, Армения и "Грузия в 1922 г . образовали Закавказскую советскую социалистическую федерацию (ЗСФСР), Конституция которой была построена на тех же принципах, что и Конституция РСФСР.

Задачи восстановления и развития хозяйства республик, укрепления советского политического строя и их обороноспособности потребовали совершенствования существующих договорно-федеративных связей. Сложившаяся договорная система тормозила решение многих вопросов экономического и политического сотрудничества.

Весной 1922 г. высшие партийные органы Украины, Белоруссии и Закавказской федерации заявили о необходимости "уточнения" взаимоотношений между республиками, конкретизации их обязанностей.

В августе 1922 г. Политбюро ЦК РКЩб) образовало комиссию для подготовки законопроекта о новой форме государственного объединения . Были созданы два плана объединения республик:

- , возглавлявший народный комиссариат по делам национальностей РСФСР, разработал план "автономизации ". В соответствии с ним предусматривалось включение в состав РСФСР Украинской, Белорусской и Закавказских республик на правах автономии. С Бухарской и Хорезмской народными республиками и с ДВР предлагалось сохранить прежние, договорные отношения. Этот план ущемлял суверенные права народов, и потому большинство партийно-государственных руководителей республик высказались против него.

В октябре-ноябре 1922 г. после обсуждения вопроса о форме государственного объединения была принята идея об образовании союзного государства как федерации равноправных республик.

Образование СССР . В декабре 1922 г. во всех республиках состоялись съезды Советов, участники которых одобрили предложение. Были избраны делегации для подготовки документов о создании Союза Советских Социалистических Республик. Первый Всесоюзный съезд Советов 30 декабря 1922 г. утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и их право свободного выхода из союза. Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами. На съезде был избран ЦИК СССР. Исполнительную власть вплоть до принятия Конституции нового государства должен был осуществлять Совнарком РСФСР.

январь 1924 года принятие Конституции СССР

Формой государственного устройства наций провозглашалась федерация республик с правом свободного выхода из союза и самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Сношения с иностранными государствами, осуществление внешней торговли, руководство транспортом и почтовотелеграфной связью входили в функции союзных ведомств . Устанавливались структура и объем полномочий высших органов власти и управления.

Разработка гражданского, уголовного и трудового законодательства, установление общих принципов развития в области просвещения и здравоохранения.

Президиум ЦИК имел право решать возникающие между союзными республиками спорные вопросы. Он мог отменять постановления республиканских властей в случае их несоответствия Конституции СССР.

При Совнаркоме учреждалось Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) для борьбы с контрреволюцией, шпионажем и терроризмом. Конституция устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик.

Столицей СССР объявлялась Москва.

В области избирательного права неизменными остались принципы Конституции РСФСР 19,18 г., отдававшие преимущество рабочему классу по сравнению с крестьянством. Сохранялась многоступенчатость выборов и открытая система голосования при избрании депутатов в Советы. По-прежнему были лишены избирательных прав эксплуататорские элементы и служители религиозных культов.

В 20-е годы изменилось территориально-административное деление страны: губернии, уезды, волости были преобразованы в области, районы, сельсоветы. Создавались национальные области, округа и районы.

Выводы

- Образование многонационального союзного государства отвечало многим историческим и культурным традициям народов, проживавших на территории бывшей Российской империи.

Создание СССР способствовало укреплению геополитического положения нового государства в рамках мирового сообщества.

Однако первоначальная приверженность большевиков идеям унитаризма отрицательно сказалась на дальнейшем развитии многонациональной государственности, которая после 1936 г. существовала уже в рамках оформившейся административной системы. К концу 30-х гг. произошел окончательный переход в СССР к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.

4. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ 30-Х ГОДОВ. ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ. КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ

К 1926 г. советская экономика почти достигла уровня 1913 г., но техническая и технологическая база СССР оказалась устаревшей. Высоким оставался уровень технологической зависимости СССР от государств Запада. В гг. около 1 млрд. рублей страна тратила на импорт тракторов и автомобилей, черных металлов и проката. Удельный вес СССР в мировом импорте машин составлял в 1931 г. 30%, в 1932 г.- 50%. Низкой была техническая оснащенность войск. При этом экономическое отставание СССР от передовых стран Запада и США продолжало нарастать. В сложившихся условиях на повестку дня встала задача завершения индустриализации страны.

Индустриализация как процесс создания крупного машинного производства в промышленности, а затем и в других отраслях народного хозяйства на определенной ступени истории являлись всеобщей закономерностью общественного развития.

Задачи индустриализации.

Большевики уже в первые годы советской власти столкнулись с необходимостью преодоления технико-экономической отсталости народного хозяйства, осуществления основной работы по индустриализации страны (вспомним план ГОЭЛРО). ХIV съезд ВКП(б) (1925 г.) выдвинул лозунг догнать и перегнать капиталистические страны. В стратегии реконструкции приоритетное значение приобрела проблема наращивания советского оборонного потенциала , которая стимулировала ускорение индустриализации. Ставка на металлургию и машиностроение стала ее главным направлением.

Источники внутреннего накопления . СССР в ходе решения задачи модернизации экономики пришлось действовать в условиях почти полного отсутствия притока иностранного капитала . Поэтому индустриализация осуществлялась главным образом за счет внутренних резервов, которыми стали:

Средства от аграрного сектора, полученные в ходе экспроприации деревни, а также

Доходы от других отраслей и

Монополии внешней торговли (продажа зерна, нефти, леса, золота и т. д.),

Внутренние денежные займы у населения (в гг. - более 2млрд. руб., в 1гг. - более 4 млрд. руб.),

Налоговые поступления, сокращение непроизводительных расходов,

Трудовой энтузиазм народа (ударничество с 1929 г., стахановское движение с 1935 г.),

Использование внеэкономического принуждения (труд заключенных и репрессированных в системе ГУЛАГа).

Начало политики индустриализации было законодательно закреплено в апреле 1927 г. IV съездом Советов СССР.

Ход индустриализации 6

Период гг. На XIV съезде ВКП(б) в 1925 г. в качестве приоритетных направлений в осуществлении индустриализации в СССР были признаны передовые в ту пору отрасли - энергетика, металлургия, химическая промышленность , машиностроение, которые являлись материальной основой формировавшегося военно-промышленного комплекса СССР. Первоочередное внимание было сосредоточено на создании энергетической базы для индустрии.

В 1926 г. началось строительство четырех крупных электростанций, в 1927г. - еще 14. Были заложены новые угольные шахты - соответственно по годам - 7 и 16, начато строительство крупных металлургических (Керченский, Кузнецкий) и машиностроительных заводов (Ростовский, Сталинградский).

Но в связи с недостаточностью финансирования промышленности, развивавшейся в тот период на основе собственных средств, а также под воздействием нараставшего аграрного кризиса, темпы индустриального роста в конце 20-х гг. резко снизились. Необходимо было искать новые источники и формы.

Разработка пятилетнего плана. Курс на форсированное строительство современной промышленности. В 1927 г. советские экономисты приступили к разработке первого пятилетнего плана (на 1928/29 г/33 г.), который решал задачу комплексного развития всех районов и использования ресурсов для индустриализации. Важно, что с ускоренным развитием промышленности была тесно связана программа коренного преобразования сельского хозяйства. К концу пятилетки все формы сельскохозяйственной кооперации должны были охватить до 85% крестьянских хозяйств (лишь 18-20% предполагалось вовлечь в колхозы).

Первая пятилетка (гг.)

доказывал возможность выполнения оптимального плана в три или два с половиной года. В результате, через год после начала пятилетки план подвергся корректировке - его показатели были еще раз повышены. Контрольные цифры на второй год пятилетки предусматривали рост производства промышленной продукции по валу на 32% вместо 22%, создание уже 2000 новых предприятий.

В стране развернулось массированное строительство, были заложены сотни заводов, фабрик, электростанций. Однако к 1930 г. темпы роста снизились. Несмотря на это, было объявлено об успешном завершении пятилетки за 4 года и 3 месяца, хотя в действительности, по современным данным (любые сведения Центрального статистического управления были засекречены и запрещены к публикации), к 1932 г. задания по основным отраслям выполнены не были; к 1933 г. были выполнены лишь по двум отраслям - добыче угля и производству тракторов. Некоторых запланированных показателей удалось добиться лишь в 1934 г., что соответствовало отправному варианту, а по ряду цифр (в т. ч. производству минеральных удобрений, выпуску хлопчатобумажных тканей и др.) план был выполнен только в первой половине 50-х гг.

Второй пятилетний план (гг.) по полному набору показателей был выполнен также на 70-77%. При этом продолжали строиться в основном предприятия тяжелой индустрии. Кроме того, в легкой промышленности реальное недовыполнение было значительно больше.

Социальное обеспечение в 30-е гг. (и так вплоть до 50-х гг.) касалось главным образом рабочих и служащих. В ходе социалистической индустриализации, которая привела к расширению занятости, удалось добиться ликвидации безработицы в 1932 г., в том числе среди женщин (1940г. 39%).За годы промышленного преобразования рабочий класс значительно вырос (на его долю в 1939 г. приходилась одна треть населения). Но в условиях административной системы рабочие оказались лишены права на владение средствами производства и права распоряжаться результатами своего труда. Реальным собственником всех средств и подлинным хозяином промышленности являлось государство.

С 30-х гг. разрабатывалась система мер государственного принуждения к труду (в виде уголовного наказания за прогулы и опоздания, уголовного преследования неработающих трудоспособного возраста и т. д.). Были пересмотрены размеры заработной платы и введена новая система оплаты труда сдельная (в зависимости от выработки и темпов труда), вводились поощрительные премии для ударников и стахановцев

Источники для индустриализации:

Доходы, полученные от государственных предприятий , а так же от внешней торговли (нефть, лес, уголь, зерно, пушнина)

Доходы от продажи алкоголя

Доходы от национализации НЭПманских предприятий

Займы у населения

Использование бесплатной рабочей силы

Неэквивалентный обмен города и деревни. Низкие цены на сельскохозяйственную продукцию

Коллективизация ликвидация единоличных крестьянских хозяйств и создание коллективных хозяйств.

В конце 1929 г., на ноябрьском Пленуме ЦК, была провозглашена задача проведения в зерновых районах сплошной коллективизации за год . 7 ноября 1929 г. появилась статья «Год великого перелома», в которой говорилось о коренном переломе в развитии земледелия от мелкого и отсталого к крупному и передовому и выходе из хлебного кризиса благодаря росту колхозно-совхозного движения (хотя к тому моменту лишь 6,9% крестьянских хозяйств были объединены в колхозы). В связи с переходом к политике большого скачка фактически была отброшена идея коллективизации на основе добровольности и постепенности (положенная в основу первого пятилетнего плана) и был взят курс на сплошную насильственную коллективизацию, которая, как считают некоторые исследователи данной проблемы, включала в себя три главные цели:

Осуществление социалистических преобразований в деревне;

Обеспечение любой ценой снабжения быстро растущих в ходе индустриализации городов;

Развитие системы принудительных работ из числа спецпереселенцев - высланных кулаков и членов их семей.

Составной частью процесса коллективиации, его социальной основой и фактором ускорения стало раскулачивание . В конце декабря 1929 г. объявил о переходе к политике ликвидации кулачества как класса. Мероприятия по ликвидации кулацких хозяйств включали в себя запрет на аренду земли и наем рабочей силы, меры по конфискации средств производства, хозяйственных построек, семенных запасов. Кулаками считались крестьяне, применявшие наемный труд и имевшие 2 коровы и 2 лошади. Репрессиям (от арестов до высылки) подверглись и так называемые подкулачники из середняков и бедняков, не одобрявшие коллективизацию.

С конца 1929 г. до середины 1930 г. было раскулачено свыше 320 тыс. крестьянских хозяйств. За два года (гг.) в спецпоселки была выселена 381 тыс. семей. Бывшие кулаки высылались на Север, в Казахстан, в Сибирь, на Урал, Дальний Восток, Северный Кавказ. Всего к 1932 г. в спецпоселках находилось 1,4 млн. (а по неокторым данным около 5 млн.) бывших кулаков, подкулачников и членов их семей (без учета находившихся в лагерях и тюрьмах). Меньшая часть выселенных занималась сельским хозяйством, большая трудилась на строительстве, в лесной и добывающей промышленности в системе ГУЛАГА.

Этапы обобществления сельского хозяйства.

гг. Согласно первому пятилетнему плану намечалась коллективизация 20% посевных площадей. Для регионов были определены свои планы коллективизации, постоянно корректировавшиеся в сторону увеличения. В ходе коллективизации по требованию Сталина установка делалась на максимальное обобществление всех средств производства, скота и птицы. В результате деятельности местных активистов, партийцев, чекистов и присланных из города рабочих к весне 1930 г. в колхозы записались около 2/3 крестьянских хозяйств. Насильственные методы вызвали недовольство крестьян. Произошли антиколхозные мятежи и восстания на Северном Кавказе, Средней и Нижней Волге и других районах. Всего в 1929 г. имели место не менее 1,3 тыс. массовых крестьянских выступлений и совершено свыше 3 тыс. террористических актов. С 1929 г. в республиках Средней Азии и Казахстане началась крестьянская война, которую удалось подавить лишь к осени 1931 г. В статье «Головокружение от успехов (от 2 марта 1930 г.)» Сталин был вынужден признать перегибы на местах. В результате был разрешен выход из колхозов. К августу обобществленными осталась лишь пятая часть хозяйств.

К 1932 г. была в основном завершена сплошная коллективизация, в колхозах состояло 62% крестьянских хозяйств. К лету 1935 г. в колхозах страны оказалось 83,2% крестьянских дворов (в 1937 г. - 93%) и 94,1% посевных площадей. Даже на Украине, несмотря на голод гг. (а во многом, благодаря ему), показатель коллективизации составил к 1935 г. 93 %.

Механизация сопровождала процессы обобществления на селе. Были созданы машинно-тракторные станции (МТС) . В гг. на работу в колхозы и МТС были направлены рабочие-двадцатипятитысячники (большинство - кадровые рабочие с трудовым стажем свыше 5 лет). В деревне появились сотни, а затем тысячи тракторов, но в целом уровень технической оснащенности колхозов оставался низким. Кроме того, за использование техники МТС с колхозов взималась плата в натуральном исчислении.

Результаты коллективизации.

Была создана система экспроприации продукции сельского хозяйства . Колхозы, формально негосударственные хозяйства, сдавали хлеб по ценам в 10 раз ниже реальных. Государство и партийные органы определяли сроки и размеры посева и сбора зерна.

Политика сплошной коллективизации привела к катастрофическим экономическим последствиям: за гг. валовое производство зерна сократилось на 10%, поголовье крупного рогатого скота и лошадей сократилось на одну треть. Разорение деревни привело к сильнейшему голоду гг., охватившему примерно 25-30 млн. человек (при этом за границу было вывезено 18 млн. центнеров зерна для получения валюты на нужды индустриализации).

Ухудшилось социальное и юридическое положение крестьян, оставшихся в деревне. Крестьяне, составлявшие половину трудящихся, были лишены социальных прав. С введением паспортной системы в 1932 г., крестьянству паспорта не выдавались, в результате чего эта часть советских граждан становилась фактически прикрепленной к земле и лишенной свободы передвижения. В результате раскулачивания и оттока крестьян из деревни в города сократилась их численность.

5. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОЙ ВЛАСТИ СТАЛИНА

В самой партии власть концентрировалась внутри более узких партийных органов - Политбюро, Оргбюро, Секретариата. По мере процесса централизации власть сосредоточивалась в значительной степени в руках Политбюро, которое определяло политику государственных структур и регламентировало их повседневную работу. Решения Х съезда РКП(б) о запрещении фракций явились поворотным пунктом на пути роста могущества Секретариата.

ХI съезд РКП(б) (апрель 1922 г.) избрал Генеральным секретарем (к тому времени он уже отвечал за работу двух комиссариатов - по делам национальностей, Рабоче-крестьянской инспекции, а также являлся членом Политбюро и председателем Оргбюро ЦК). Бесконтрольная власть Секретариата становилась очевидной. Предложение Ленина о смещении Сталина с поста Генерального секретаря не были учтены партийным руководством.

Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 50-60-е годы. «Оттепель»

Борьба в руководстве партии после смерти Сталина. Смерть Сталина (5 марта 1953 г.) привела к борьбе за власть. Наиболее сильными были позиции Г. Маленкова (Председатель Совета Министров и глава Секретариата ЦК), Л. Берии (глава МВД) и Н. Хрущева (секретарь ЦК). Берия был расстрелян. В 1955 г. Г. Маленков снят с поста, а Хрущев, напротив, сумел укрепить своей авторитет.

Политические реформы Н. Хрущева. На XX съезде КПСС (февраль 1956 г.) Н. Хрущев выступил с докладом о культе личности Сталина, ставшим началом частичной демократизации. В октябре 1961 г. были внесены изменения в Устав КПСС (расширение прав местных партийных организаций, прав союзных республик). В 1957 г. восстанавливались права депортированных народов.

В 1957 г. правительство приступило к упразднению отраслевых министерств и замене их совнархозами. В 1962 г. партийные организации были разделены на промышленные и сельские. В развитии промышленности большое внимание уделялось развитию легкой промышленности. Серьезными недостатками экономических реформ стало увеличение расходов на военные нужды, управленческие просчеты («рязанский мясной эксперимент», «кукурузная эпопея») и т. д. Нарастание кризисных явлений вызвало социальную дестабилизацию (выступления рабочих в Новочеркасске в 1962 г., др.). Кризис реформ привел к восстановлению элементов тоталитаризма, что было расценено как стремление к новой диктатуре. В октябре 1964 г. Н. Хрущев отстранен от власти.

Внешняя политика. Внутри соцлагеря наблюдались противоречия, вылившиеся в антисоветские выступления (восстание в Венгрии, 1956 г., «берлинский кризис», 1961 г.). Наиболее яркое явление - «карибский» ракетный кризис (размещение ядерных ракет на Кубе в 1962 г.). Кроме того, на рубеже 50-60 гг. СССР активизировал свои отношения со странами «третьего мира» (Юго-Восточная Азия, Ближний Восток).

Экономические реформы Н. Хрущева (50-е - середина 60-х гг.). В сельском хозяйстве предполагалось повысить государственные закупочные цены на продукцию колхозов, расширить посевные площади за счет целинных и залежных земель, внедрить новые сельхозкультуры. Освоение целины было научно не подготовлено, поэтому вскоре эти земли пришли в упадок. С марта 1955 г. началось реформирование планирования сельхозпроизводства с целью децентрализации управления предприятиями.

В период с 1965 по 1985 гг. в целом завершилось складывание советской бюрократической системы, шло постепенное увеличение численности аппарата. Усиливался процесс централизации партийной организации. Принятая 7 октября 1977 г. новая Конституция (4-я) устанавливала в 6-й статье монопольное положение КПСС в политической системе страны. Конституция в целом носила демократический характер. Однако зафиксированные в ней права и свободы фактически не могли быть реализованы в СССР. Внутриполитический курс был основан на тезисе о «построении в СССР развитого социалистического общества» и необходимости совершенствования развитого социализма (неосталинизм). Внешнеполитический курс СССР в 1965-1985 гг. был основан на положении о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу стран соцлагеря. С 1970-х гг. в отношениях между США и СССР произошли события, характеризуемые как «разрядка» напряженности. В 1972 г. ФРГ и ГДР официально признали друг друга, и в то же время состоялся первый визит президента США Р. Никсона в СССР. В 1973 г. в рамках визита Л. И. Брежнева в США было подписано соглашение о предотвращении ядерной войны. В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе при участии глав 33 государств Европы, США и Канады. После подавления в августе 1968 г. попытки демократического переворота в Чехословакии («Пражская весна» ) раскол в социалистическом лагере усилился. Это стало причиной новой политики СССР в отношении «союзников», направленной на усиление военной и экономической интеграции в Восточной Европе, что на деле означало ограничение суверенитета стран «народной демократии». В ряде государств третьего мира утверждаются просоветские режимы. В конце1979 г. на территорию Афганистана был введен «ограниченный контингент советских войск» для укрепления советского влияния.

Отставка Н.С. Хрущева в октябре 1964 г. с руководящих партийных и государственных постов являлась также важной вехой в советской истории. Время «оттепели», энергичного, но часто непродуманного реформаторства, сменилась временем «застоя», периодом, отмеченным печатью консерватизма.

После отстранения Хрущева от власти полного возврата к сталинизму не произошло. Новое руководство страны во главе с Л. Брежневым выбрало курс дальнейшего умеренного постепенного совершенствования социализма.

В условиях научно-технической и технологической революции в мире, замены экстенсивных методов интенсивными в СССР был взят курс на проведение социально-экономических реформ.

В 1965 г. была проведена экономическая реформа, разработку и реализацию которой связывают с именем Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина.

Суть реформы состояла в следующем: 1) обновить хозяйственный механизм страны; 2) расширить самостоятельность предприятий; 3) использовать в действии материальные стимулы; 4) дополнить административное регулирование экономическим.

Реформа дала некоторые результаты: 1) было возведено 1900 промышленных предприятий; 2) создавались производственные объединения; 3) была закуплена дорогостоящая техника; 4) приостановлено снижение темпов роста экономики; 5) повысилась заработная плата рабочих и служащих.

Наблюдалась необходимость реформирования агропромышленного сектора: в 60-е гг. оставались низкими темпы производства сельскохозяйственной продукции при неизменном росте спроса на нее. Реализация реформ в аграрной сфере и промышленности наиболее активно происходила в годы восьмой пятилетки (1965–1970 гг.).

Суть реформы:

1) планировалось усилить материальную заинтересованность колхозников и работников совхозов;

2) произвести реорганизацию в области планирования, ценообразования, финансирования и кредитования сельскохозяйственного производства. Положительные результаты: 1) развернулись программы химизации и мелиорации земель; 2) началось строительство крупных животноводческих и перерабатывающих комплексов.

Осуществление реформ натолкнулось на противоречие ее замысла с командно-административными методами управления:

1) согласно реформе в промышленности предлагалось опереться на товарно-денежные отношения и экономические методы управления. Предприятия должны были самостоятельно планировать темпы роста производительности труда, снижение себестоимости, среднюю заработную плату. В их распоряжении должна была оставаться большая доля прибыли, которую можно было направлять на повышение зарплаты;

2) но основы командной системы реформа не демонтировала. Был восстановлен отраслевой принцип управления экономикой через министерства. Оставалось в силе директивное планирование, работа предприятий оценивалась по показателям выполнения плановых заданий;

3) механизм ценообразования оставался прежним. Все цены устанавливались в административном порядке;

4) сохранилась старая система снабжения предприятий сырьем, машинами, оборудованием и пр. Уже к концу 60-х гг. реформирование промышленности практически остановилось.

На грандиозные программы необходимо было выделять колоссальные средства, которых не хватало. В результате реформы пошли на убыль. Не смогли спасти положение даже большие валютные поступления 1970-х гг. (продажа нефти и газа).

Конституция СССР 1977 г.

* 25 апреля 1962 г. ВС СССР принимает постановление о выработке проекта новой Конституции и формирует комиссию. Но лишь к маю 1977 г. проект был создан и 4 июня 1977 г. опубликован в печати. В ходе обсуждения было высказано около 400 тыс. предложений с поправками и дополнениями.

* В новой Конституции СССР было зафиксировано, что диктатура пролетариата выполнила свою задачу и советское государство стало общенародным . Конституция закрепила систему органов власти и управления, сложившуюся к тому времени. Высшим органом власти являлся Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Полномочия его были увеличены с 4 до 5 лет.

* По сравнении с Конституцией 1936 в Конституции 1977 г. появились новые виды прав граждан: право на охрану здоровья и право на жилище . 24 июня 1981 г. ВС СССР принял «Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик». Новая Конституция СССР записала, что правосудие в СССР осуществляется только судом.

* Конституция закрепила СССР как союзное, федеративное государство. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР. Таким образом, и в конце 70-х годов государство продолжало линию на «строительство наций» и их огосударствление.

* Вместе с тем, с 1966 г. (и до 1989 г.) в официальном языке имелось понятие «советский народ». Суть его была в том, что на стадии «развитого социализма» возникла эта новая историческая общность, имеющая ряд характерных признаков. Критики этой концепции усматривают в ней замысел советского государства путем ассимиляции ликвидировать этническое многообразие общества, заменив народы неким безнациональным homo sovieticus . Ни в каких документах советского государства таких программных положений нет. Если же судить по реальной практике государства, то, согласно принятым в этнографии критериям, национальная политика в СССР на ассимиляцию направлена не была. Так, четыре переписи населения (с 1959 по 1989 г.) показали небольшое, но постоянно снижение доли русских в населении СССР (с 54,6 до 50,8%). Численность же малых народов, которые первыми исчезают при ассимиляции, регулярно росла (даже столь малочисленных народов, которые по западным меркам теоретически не могут уцелеть и не раствориться - тофаларов, орочей, юкагиров и др.).

* С иных позиций критиковали понятие «советский народ» те, кто отрицал возникновение общности советских людей и считал народы и этносы СССР конгломератом, не связанным в одно целое. Это - схоластические утверждения, преследующие чисто идеологические цели. Советский народ сложился как продукт длительного развития единого государства. Этот процесс протекал не только в советский период, но и до образования СССР - в Российской империи. Граждане этого государства разных национальностей воспринимали СССР как отечество и проявляли лояльность к символам этого государства. Согласно всем современным представлениям о государстве и нации, советский народ был нормальной полиэтнической нацией, не менее реальной, чем американская, бразильская или индийская нации. На деле единое хозяйство, единая школа и единая армия связали граждан СССР в гораздо более сплоченный народ, чем указанные нации. Ряд исследований, проведенных в конце 80-х и начале 90-х годов, показали наличие множества тонких, но важных объединяющих связей, так что возникли общие для советских людей культурно-психологические особенности (предрассудки и суеверия, любимые образы и типы юмора). Это в негативной форме признали и критики советского государства, введя понятие « совок ». Разумеется, степень «советскости» была различной у разных групп населения.

* Тем более важно, что, признав свершившимся становление советской нации (народа), последняя Конституция СССР подтвердила федерализм национально-государственных образований, отказавшись от перехода к территориальному федерализму. В Комментариях к конституции прямо указывалось, что «в состав СССР входят не географические или административные единицы, а национальные государства». Этот федерализм, возводя этничность в один из главных принципов построения государства, противоречил марксизму, для которого соединение политической власти с национальностью было неприемлемо. Огосударствление наций в позднем СССР не было и следствием программных установок В.И.Ленина, который признал его в 1922 г. как вынужденную необходимость, вызванную чрезвычайными политическими обстоятельствами.

* Видимо, возможность перейти к территориальному федерализму, который укрепил бы СССР как единое государство, реально существовала лишь в 1945-53 гг., но необходимость этого шага на фоне победных настроений не осознавалась. Во времена Хрущева и Брежнева республиканские элиты настолько окрепли, что центр уже был неспособен посягнуть на их власть и интересы. Негласно, под лозунги интернационализма, проводилась «коренизация» нового типа - вытеснение русских кадров и обеспечение преимуществ не всех нерусских народов, а лишь «статусных наций». Это в полной мере выявилось в ходе перестройки. Попытка М.С.Горбачева в 1986 г. сменить на посту секретаря ЦК компартии Казахстана казаха на русского вызвала волнения с использованием насилия. Центру был брошен уже прямой вызов.

Загрузка...