domvpavlino.ru

Организация работы по реализации фгос доу. «анализ деятельности по реализации фгос до дошкольными образовательными учреждениями

Анастасия Обелова
Реализация ФГОС ДО в детском саду

Отчет о внедрении ФГОС ДО в МБДОУ Трофимовском детском саду

Методическое сопровождение перехода ОУ на работу по ФГОС .

В течение 2013-2014-2015 года было организовано методическое сопровождение перехода МБДОУ на работу по ФГОС ДО . На начальном этапе осуществлялась диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов МБДОУ (анкеты для воспитателей, наблюдение и анализ деятельности воспитателей, беседы с воспитателями, анализ кадрового состава). По результатам мероприятий были внесены изменений в план курсовой подготовки педагогических кадров.

Профессиональное развитие педагогов необходимо было направить на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка. С этой целью были проведены :

Семинар – практикум «Внедрение ФГОС ДО » , «Изучаем и работаем по ФГОС - проектирование образовательного процесса».

- Семинар – практикум : «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ».

- Семинар – практикум : «Маркеры игрового пространства» .

Конкурс среди групп МБДОУ : «Организация предметно – развивающей игровой среды в соответствии с ФГОС ».

Обеспечено участие в районных методических объединениях педагогов МБДОУ где рассматривались вопросы связанные с введением ФГОС ДО .

Изучение опыта внедрения ФГОС ДО в других регионах посредствам сети Интернет. Все педагоги изучают проекты примерных образовательных программы на сайте ФИРО.

Вывод :. К концу 2015 года наблюдаем :

Рост педагогической компетентности, уровня квалификации;

Активное участие педагогов в профессиональных интернет - конкурсах;

Опыт педагогов был представлен на РМО по развитию речи «Развитие речи и творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

Основная образовательная программа

МБДОУ Трофиммовского детского сада принята на заседании педсовета (протокол № 1 от 27.08.2015г., утверждено приказом № 69-о от 27.08.2015г

Целевой раздел Пояснительная записка. Нормативная база. Цели, задачи и принципы ООП. Особенности осуществления образовательного процесса. Планируемые результаты освоения детьми основной образовательной программы

Содержание воспитательно-образовательной работы в соответствии с пятью образовательными областями (познавательное, художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие. МБДОУ реализует основную образовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности. Образовательная программа осваивается в следующих основных формах : непосредственная образовательная деятельность, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность воспитанников. В соответствии с образовательной программой МБДОУ составляется учебный план, расписание непосредственной образовательной деятельности При организации образовательного процесса нами учтены принципы интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей через различные виды детской деятельности . Содержание данной программы предполагает определенный перечень занятий познавательного плана для каждой возрастной группы.

Содержание воспитательно-образовательной работы по приоритетным направлениям (дано краткое описание используемых парциальных программ) С целью обеспечения организации образовательного процесса наряду с основной образовательной программой педагогический коллектив МБДОУ использует парциальные программы и программу дополнительного образования фольклорного кружка «Ручеёк» по направлению нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Цель программы развитие творческих способностей детей через музыкальный фольклор, углубление знаний о русской народной культуре

Формы взаимодействия с семьей. (прописаны формы взаимодействия с семьёй : консультации, родительские собрания, семинары, привлечение родителей к участию в мероприятиях, проектах, праздниках)

Организационный раздел. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Учебный план. Режим дня на тёплое и холодное время года. Система физкультурно-оздоровительной работы. Организация образовательной деятельности в ходе режимных моментов.

Программа предусматривает комплектование групп детьми в соответствии с возрастом воспитанников (по необходимости дети двух смежных возрастов могут быть объединены в одну разновозрастную группу). Для каждой группы (в соответствии с возрастными особенностями детей) составляются расписание непосредственной образовательной деятельности и режим дня. Педагоги планируют работу с детьми по пяти образовательным областям, используя различные виды детской деятельности . В течении дня педагоги проводят непосредственную образовательную деятельность (для детей от 3 до 7 лет в первой половине дня, для детей от 2 до 3 лет в первой и второй половине дня, а так же индивидуальную работу с воспитанниками.

Материально-технические условия введения ФГОС ДО .

Успешное выполнение образовательной программы требует создания развивающей предметно-пространственной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Обеспечено обновление МБДОУ в соответствии с требованиями ФГОС к минимальной оснащенности образовательного процесса (приобретена методическая литература, дидактический материал, игрушки, новая мебель, спортивный инвентарь.)

В МБДОУ имеется комплект методической литературы для каждой возрастной группы по всем направлениям развития ребенка. С 2013 года была приобретена новая методическая литература по всем направлениям развития ребенка на каждую возрастную группу (по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим, физической культуре, изобразительной деятельности. Для работы с детьми 2-3 лет необходимо обновить комплект методической литературы по физической культуре.) Для непосредственной образовательной деятельности с детьми и индивидуальной работы в МБДОУ имеется необходимый дидактический материал (в том числе, изготовленный педагогами детского сада , который ежегодно в небольших количествах пополняется и обновляется. В настоящее время в МБДОУ формируется банк электронных образовательных ресурсов по всем разделам программы. Кроме методичек в детском саду есть дополнительная литература для педагогов, а также периодические издания : «Дошкольное воспитание» , «Ребёнок в детском саду » , «Музыкальный руководитель» . Для чтения детям в группах имеется необходимая художественная литература с программными произведениями.

Развивающая предметно-пространственная среда в МБДОУ обеспечивает реализацию образовательного потенциала учреждения. В группах созданы центры активности разной направленности, которые эстетично оформлены и привлекательны для детей, их наполнение изменяется соответственно тематике, интересам детей. Весь игровой материал безопасен и доступен детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам самостоятельно выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течении дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда содержит многофункциональные предметы (которые могут быть использованы в разных видах детской деятельности ) и маркеры игрового пространства (различные ширмы) .

В предметно-пространственная среде МБДОУ содержатся изделия народного искусства, предметы старинного быта, а также продукты детского творчества (рисунки, поделки) др. Развивающие материалы уголков доступны детям и соответствуют их возрастным особенностям. В МБДОУ имеется возможность использования ИКТ (для показа детских презентаций имеется мультимедийный проектор, ноутбук. В каждой группе есть телевизор с DVD приставкой и медиотека, имеется музыкальный центр.) Мебель в группах соответствует росту детей, столы и стулья на регулируемых ножках, они достаточно лёгкие и их можно легко перемещать, меняя пространство в зависимости от ситуации. Для спортивных и подвижных игр на воздухе имеется спортивная площадка и спортивный инвентарь. Игровые площадки оборудованы самодельными игровыми комплексами.

Не только среда, но и разнообразные формы организации детской деятельности способствуют всестороннему развитию воспитанников с учётом их интересов, возрастных и индивидуальных особенностей.

Взаимодействие с детьми

ФГОС ДО подразумевает изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок-взрослые-сверстники» предполагает установление новой модели взаимоотношений участников образовательного процесса в дошкольном образовании. Это влечет за собой изменения в деятельности МБДОУ и каждого конкретного педагога. (изменение способа организации детских видов деятельности : не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка)

Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего» , многие методики и технологии должны быть пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой.

В соответствии ФГОС непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровую, двигательную, коммуникативную, трудовую, познавательно – исследовательскую и др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется в зависимости от возраста детей, их интересов и решения конкретных образовательных задач.

Образовательная деятельность осуществляется на протяжении

всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении. Это :

Непосредственно-образовательная деятельность;

Индивидуальная работа с детьми;

Самостоятельная деятельность детей.

Главная особенность организации образовательной деятельности в МБДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста. Для поддержки детской инициативы начиная со средней группы используем проектную деятельность (групповые и индивидуальные проекты) . Включаем в процесс эффективные формы работы с детьми : ИКТ, игровые, проблемно - обучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей. Образовательная работа с детьми осуществляется в тесной взаимосвязи с сельской детской библиотекой , физкультурно-оздоровительным комплексом, Лысковским краеведческим музеем.

Взаимодействие взрослых с детьми необходимо осуществлять таким образом, чтобы создать ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.

Взаимодействие с родителями

Для полноценного развития ребенка необходимым условием является участие семьи в воспитательно-образовательном процессе.

Задача детского сада на данном этапе - привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка и при необходимости оказать ей педагогическую помощь. При взаимодействии с родительской общественностью надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. Главная цель МБДОУ – создать единое пространство развития ребенка, сделать родителей активными участниками полноценного образов ательного процесса, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.

Для этого мы используем различные варианты сотрудничества с семьёй : по нашему мнению самые эффективные это семинары-практикумы (обмен опытом, совместные досуги и праздники, привлечение родителей к подготовке мероприятий, к организации и пополнению развивающей предметно-пространственной среды, привлечение родителей к проектной деятельности, к участию в конкурсах и выставках.

Но нельзя забывать и о таких формах как…родительское собрание, консультации, анкетирование, размещение наглядной информации в родительских уголках их мы тоже используем в своей работе.

Имеются перспективы взаимодействия с родительской общественностью посредствам сайта МБДОУ.

Результат :

В МБДОУ имеется совет родителей

Родители проинформированы о введении, реализации ФГОС дошкольного образования через информационные стенды, буклеты, сайт, проведение родительских собраний. (Родительское собрание «Что такое ФГОС » )

Заключение

В заключении можно сказать, что результатами введения Стандарта стали следующие изменения :

нормативно – правовая база МБДОУ приведена в соответствие с ФГОС ДО .

у педагогов активизировалось стремление к повышению квалификации своего профессионального уровня, освоению новых технологий, средств обучения; появились перспективы ощутимых моральных и материальных вознаграждений;

пополнена развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ

изменился характер взаимодействия с воспитанниками (исследовательская деятельность, творческая, игровая деятельность стала преобладать);

повысилась заинтересованность родителей к участию в образовательной деятельности;

Но наряду с положительными моментами есть и проблемы, которые необходимо решить :

1. Отсутствие по некоторым направлениям учебно-методических разработок и материалов, разработанных в соответствии с ФГОС (дидактические материалы, методическая литература, контрольно-измерительный инструментарий).

2. Недостаточная психологическая и профессиональная готовность педагогов к реализации ООП .

3. Проблемы в организации предметно-пространственной среды, с учетом возможностей индивидуального подхода к каждому ребенку. Отсутствие отдельного помещения для проведения праздников, музыки и физической культуры.

Пути решения выявленных проблем

1. Формирование нового профессионального мировоззрения педагогов МБДОУ в контексте ФГОС ДО . (путём обучения, разъяснения, обмена опытом) . Продолжить изучение и применение современных инновационных психолого-педагогических технологий.

2. Следить за выпуском новинок метод литературы и приобретать необходимое.

3. Обновление и правильная организация предметно-развивающей среды в группе.

Татьяна Карпина
Опыт реализации ФГОС в ДОУ

Понимая актуальность введения ФГОС ДО , я решила изменить свою профессиональную позицию педагога и совершенствовать и пополнять знания.

Прошла курсы повышения квалификации «Актуальные проблемы ДО в условиях введения в ФГОС ДО » . В нашем детском саду был разработан план действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. На основании этого плана я наметила для себя свой план по самообразованию. Надо было всё понять, осмыслить, было трудно. Я изучала нормативные документы как самостоятельно, так и на педсоветах, на совещаниях при заведующем. На одном из педсоветов подготовила доклад «План работы воспитателя в дошкольной образовательной организации с учетом ФГОС ДО ». В детском саду мы внесли изменения в ООП ДО и каждый педагог разработал рабочую программу для своей возрастной группы, которая не ставит воспитателя в жесткие рамки, а дает возможность проявлять свое творчество, работать, учитывая пожелания родителей и интересы детей.

В соответствии с новыми требованиями я пересмотрела систему планирования воспитательно - образовательной работы (схема написания плана была принята на педсовете) . При планировании соблюдаю комплексно - тематический принцип. Действительно, при таком подходе дети получают знания непосредственно, ненавязчиво. Вот, например, тема в подготовительной группе «Космические просторы» . Я читала детям книги о космосе, о Солнце, о планетах, о космонавтах; мы смотрели презентации «Покорение космоса» , «Созвездие Большой и Малой Медведицы» , «С. П. Королев» и другие. Мы рисовали, лепили, конструировали на космические темы; разучивали и прослушивали песни «Полёт на луну» , «Знаете, каким он парнем был» ; отгадывали космические загадки; раскрашивали готовые картинки о космосе. Проводили подвижные игры и игры - соревнования «Ракета» , «Космонавты и инопланетяне» , «Построй ракету из модулей» , «Чья ракета быстрей долетит» ; я создавала условия, побуждающие детей играть в сюжетно – ролевые и строительные игры на космические темы. Итоговым мероприятием стал музыкально-спортивный досуг «Ждут нас быстрые ракеты» . Эта тема у детей вызвала большой интерес. Они много рассказывали дома о космосе, и было приятно услышать признание от родителей : «Наши дети знают больше нас» . Одна девочка сказала : «Татьяна Александровна, скажите моим родителям, что есть такой космонавт Гречко, и он любит бывать в Нижнем Новгороде». При разработке этой темы и других, мне очень помогло сотрудничество с районной детской библиотекой. Работники библиотеки приносили в группу подборку книг и журналов на интересующую нас тему, совместно с ними мы проводили викторины и смотрели презентации.

Я считаю, что значительную помощь педагогу оказывает интернет и мультимедийное оборудование, которое есть в нашем детском саду. Это тоже важное условие для реализации ФГОС ДО . Коллективом создана копилка презентаций по темам, есть развивающие компьютерные игры.

При комплексно-тематическом планировании осуществляется интегрирование пяти образовательных областей. Это способствует развитию детей. После изучения темы заполняю мониторинговую карту. Такая оценка необходима в первую очередь мне для получения «обратной связи» в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей.

В работе с родителями стараюсь использовать новые формы, но не забываю и такие испытанные, как наглядно-информационные средства, родительские собрания, анкетирование. Наглядная информация в родительском уголке и на сайте детского сада позволяет родителям объективнее увидеть мою работу.

В нашем детском саду (и в моей группе) сложились свои традиции, и родители принимают активное участие в мероприятиях. Это и выставки совместных творческих работ родителей и детей : я проводила выставки «Воспоминание о лете» , «Дары осени» , «Новогодняя игрушка» , «Новогодняя открытка» , «Волшебная снежинка» , «У мамы золотые руки» , «Этих дней не смолкнет слава» и другие. Проведение спортивных праздников и развлечений, где родители становятся участниками, а не зрителями (досуги «Вместе с папой» , «Вместе с мамой» , «Мы едем, едем в далекие края» и другие) еще больше сближает семьи. Сколько радости в глазах детей! Как они гордятся своими родителями! Ведь родители - самые главные люди в жизни детей.

Хочется ещё рассказать о небольшой традиции именно моей группы. К таким праздникам, как «День матери» , «8 Марта» , «23 февраля» мы учим всей группой стихотворение, и когда дети вручают подарки, они поздравляют родителей в стихотворной форме. Я уверена, что любовь к Родине начинается именно с любви и уважения к своим родителям.

В работе с семьей я использовала и метод проектов. Были реализованы следующие проекты : «Весна-красна» , «Моя семья» , «Безопасная дорога в школу» , «Знакомим детей с творчеством Виталия Бианки» (в подготовительной группе, «Воспитание культурно- гигиенических навыков» (первая младшая группа) . Участие родителей в выставках, праздниках, проектах позволило мне более эффективно влиять на развитие положительной «семейной педагогики» .

Очень мне нравится такая форма работы, как индивидуальные беседы. Родители видят, что я знаю их ребенка, переживаю за него, вижу его положительные стороны, обращаю внимание на слабые места, советую, как добиться лучшего результата, и радуюсь за каждый даже маленький успех малыша. На родительских собраниях педагог лишен возможности поговорить «глаза в глаза» с мамой или папой ребенка, тем более неэтично обсуждать проблемы семьи в присутствии других родителей.

Фотоотчеты о проведенных мероприятиях, фотогазеты, выставки детских работ («Портрет мамы» , «Портрет папы» и т. д.») информируют родителей о жизни в группе, ведь недаром говорят : лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Имеются также перспективы взаимодействия с родительской общественностью посредством сайта МДОУ д/с «Колосок» , где есть страничка нашей группы. Но необходимо отметить, что организация взаимодействия с семьёй - работа непростая, не имеющая готовых рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником для семьи

Ещё одно важное условие для реализации ФГОС в ДОО – это создание развивающей предметно-пространственной среды. Она способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей и интересов. При оформлении групп я опираюсь на требования ФГОС и учитываю методические рекомендации, данные в учебно-методическом пособии авторов Карабановой О. А., Алиевой Э. Ф. и др. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО », стараюсь создать условия для полноценного общения и совместной деятельности детей и взрослых. В подготовительной группе мы условно выделили зону сюжетно-ролевых игр, центр строительства, центр «Азбука безопасности» , «Спорт - это жизнь» , «Мы патриоты» , «Экология и экспериментирование» , центр «Развивайка» и «Читайка» , центр «Творчество» . Интеграция зон при размещении игрового материала обеспечивает реализацию актуальных потребностей детей, свободу выбора детской деятельности. Стараюсь, чтоб у детей была возможность двигательной активности, а также возможности для уединения : игровая зона есть в спальной комнате, были созданы условия для уединения детей в раздевалке. Большую помощь в создании среды мне оказали родители. Для детей они шили и вязали (одежда для кукол, кукольное постельное бельё, костюмы для сюжетно-ролевых игр, делали дидактические пособия по математике, по сенсорике (панно для развития мелкой моторики, различные макеты. Насыщенная предметно-пространственная среда создавалась в соответствии с возрастными возможностями детей и содержанием Программы. Самоанализом своей деятельности в этом направлении считаю свое участие в конкурсе среди педагогов района «Создание предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО » в 2015 году.

В детском саду во все группы приобретены многофункциональные стеллажи, передвижные ящики на колесиках, детская современная мебель, новые игрушки и дидактические пособия. Все это обеспечивает комфорт, удобство и безопасность, а так же мобильность. Мы обновляем среду в зависимости от образовательной ситуации и от меняющихся интересов детей.

В заключении хочу сказать, что работа в соответствии со Стандартом, активизировала у меня стремление к повышению своего профессионального мастерства, к освоению новых технологий. Я всегда эффективно использовала игровые технологии в педпроцессе, теперь более уверенно применяю ИКТ технологии, активно стимулирую детей на поиск, и исследовательская, творческая деятельность теперь важная часть моей работы. Наши родители стали активными участниками образовательного процесса.

Но наряду с положительными моментами я вижу следующие проблемы :

1. Отсутствие по некоторым направлениям учебно-методических разработок и материалов в соответствии с ФГОС .

2. Противоречия в разработке мониторинга образовательного процесса, трудоемкость процесса создания индивидуальных образовательных маршрутов.

3. Проблема в организации предметно-пространственной среды с учётом возможностей индивидуального подхода к каждому ребенку.

4. Я вижу, что задумка по введению ФГОС ДО имеет правильную цель. Немало мудрых тезисов о развитии личности ребенка, об индивидуальном подходе прозвучало в этом документе. Очень радует возврат к значимости игровой деятельности как ведущей для дошкольника. Поэтому, хочется верить, что будет выработана и разумная система требований к работе педагога. Но как это получится, пока трудно сказать.

Организация: МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Населенный пункт: Республика Мордовия, г. Рузаевка

ФГОС являются документом , который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс .

Введение ФГОС ДО - процесс многоплановый , требующий координации деятельности образовательной организации и существенных изменений в образовательной системе дошкольного учреждения. В этой связи в целях качественного обеспечения введения ФГОС ДО в учреждении , в рамках деятельности муниципальной экспериментальной площадки по подготовке к введению ФГОС ДО нами разработан и реализуется проект «Введение ФГОС ДО в МБДОУ Детский сад «Радуга» комбинированного вида СП «ЦРР – дс14» . Разработанный проект определил ключевые направления деятельности участников проекта, обеспечивающих подготовку условий к эффективному введению ФГОС ДО . Данный проект основан на реализации дорожной карты по введению ФГОС ДО .

Введение ФГОС ДО в практику требует реализации целого ряда мероприятий, определения их характера и последовательности. Сроки реализации плана мероприятий, направленных на плавный и качественный переход СП «ЦРР-дс14» на новые образовательные стандарты определены 2013-2018 годом.

Сегодня хочу вам представить опыт работы по введению ФГОС со стороны методической службы (работы старшего воспитателя ДОУ) . В методическую службу ДОУ входят старший воспитатель, специалисты ДОУ, опытные и творческие педагоги с высшей и первой квалификационной категорией.

Методическая служба ДОУ организуется методическим кабинетом и осуществляется через организацию методических объединений, творческой группы.

Деятельность нашей методической службы осуществляется по трем направлениям :

  • организационно-методическое,
  • информационно-методическое,
  • мониторинговое.

Целью организационно-методического направления - внедрение эффективных технологий образования дошкольников .

Для реализации организационно-методического направления организуются: семинары, семинары-практикумы, мастер-классы, круглые столы, проектная деятельность, курсовая подготовка педагогов. Организация взаимопосещения непосредственно-образовательной деятельности и режимных моментов. Проведены педсоветы: «Введение ФГОС ДО » , на котором педагогический коллектив был ознакомлен с ФГОС , приказом «Об организации работ по введению ФГОС ДО в детском саду »; Планом мероприятий и Планом-графиком по введению ФГОС ДО в Республике Мордовия, в Рузаевском муниципальном районе и в МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида; педсовет «Перспективы развития дошкольного образования по реализации ФГОС », где подвели итоги работы по введению ФГОС ДО за учебный год .

Цель информационно-методического направления - обеспечение профессиональной деятельности педагогов по внедрению и реализации ФГОС ДО .

Для реализации данного направления проводятся педагогические чтения, формируются электронные библиотеки, базы данных педагогов, банк методических разработок организации непосредственно образовательной деятельности , режимных моментов. Обеспечение информационной открытости по вопросам введения и реализации ФГОС осуществляется с помощью пополнения сайта ДОУ и информационных стендов.

Цель мониторингового направления - получение аналитико-диагностической и прогностической информации; текущий промежуточный контроль состояния и результативности образовательного процесса .

Для реализации мониторингового направления организуются : анкетирование, опросы участников образовательного процесса .

Среди педагогов было проведено анкетирование на внутреннюю психологическую готовность к переходу к новым требованиям Стандарта. Готовность составила -98%, в отношении неудовлетворительных показателей ведется работа методической и психологической службы ДУ.

Очень большую помощь и поддержку по вопросам перехода на новые Стандарты оказывает методическая служба Управления образования Рузаевского муниципального района. На муниципальном уровне в текущем учебном году были проведены методические объединения, семинары-практикумы, консультации воспитателей и специалистов дошкольного образования по введению ФГОС .

В рамках введения ФГОС в текущем учебном году совместно с рабочей группой мы разработали и утвердили :

а) «Дорожную карту» по введению ФГОС ДО , где пошагово определили действия введения ФГОС на 2013-2018 учебный год.

б) план-график мероприятий.

Провели аналитическую работу по вопросам оценки стартовых условий введения ФГОС , требований к качеству услуг ДО, мониторинг готовности, дабы определить уровень готовности ДУ и педагогов.

В СП «ЦРР-дс14» рабочей группой разработана основная общеобразовательная программа дошкольного образования . Согласно стандарта, содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие области :

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.
  • система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Согласно ФГОС расширяются условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности .

Формирование тесной связи и взаимодействия воспитателя с семьей обеспечивает благоприятные условия жизнедеятельности и воспитания детей, развитие гармоничной личности каждого ребенка. Осознавая это, мы ведем очень активную работу с родителями воспитанников.

Наряду с традиционными формами сотрудничества (собрания , беседы, анкетирование, консультации, дни открытых дверей) все шире используются веселые досуги, на которые родителей приглашают не только в качестве зрителей, но и участников. Также в последнее время очень популярными стали совместные детско -родительские проекты, наиболее яркими стали такие как «Мини-музей» , «Здоровая семья» , «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!» , «Волшебный мир театра» .

В рамках знакомства родителей (законных представителей) с новыми Стандартами дошкольного образования и законом «Об образовании в РФ » проведены родительские собрания : «Цели и задачи развития образовательной организации в условиях нового законодательства», а также консультирование родителей по проблеме внедрения ФГОС ДО .

Приоритетное направление нашего дошкольного образовательного учреждения – физкультурно-оздоровительное. В текущем учебном году особое внимание мы уделяли области физическое развитие, поскольку среда развития нашего ДОУ позволяет внедрять ФГОС ДО по данному направлению в полной мере. Творческой группой нашего детского сада разработана программа «Расти здоровым, малыш!» (по образовательной области физическое развитие) рекомендуемая республиканским экспертным советом для реализации на базе СП «Црр-дс14» .

В ФГОС дошкольного образования говорится об условиях, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста и предполагается взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка , непосредственное вовлечения их в образовательную деятельность , в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей. Таким образом , в рамках реализации данного условия и внедрения ФГОС ДО в направлении «физическое развитие» , весь наш детский сад прожил проект «Юные Олимпийцы - 2014» , по итогам которого наш детский сад в муниципальном зачете занял 2 место. Отмечая это знаменательное событие, в нашем детском саду многие дети и родители с удовольствием приняли участие в «малых олимпийских играх» .

В спортивном зале детского сада созданы максимальные условия для физического развития детей. Он оснащен современным спортивным оборудованием: детскими тренажерами , горками, дугами для подлезания, коррекционными мячами различной формы, обручами, скакалками, мячами в достаточном количестве , ребристыми коррекционными дорожками для хождения, туннелями для лазания.

Помимо этого в саду реализуются мероприятия по формированию здорового образа жизни в форме КВН , мини – проектов по укреплению здоровья, выставок рисунков, тематических бесед.

В группах имеются спортивные уголки с различным спортивным инвентарем. Они служат удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни . Задача педагога научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному безопасному использованию физкультурного оборудования. Спортивные уголки размещаем таким образом , чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей и находились на свободном доступе, осуществляя принципы безопасности и доступности среды.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушения осанки и стопы. Профилактике плоскостопия способствуют и коррекционные дорожки, имеющиеся в каждой группе.

Прогулка для дошкольников всегда радость! А гулять на участках, имеющие малые архитектурные формы – двойная радость. На прогулочных участках у нас имеются песочницы, горки, грибочки, домики, функционируют «Тропа здоровья» , спортивный участок, где дети занимаются в летний период и др. В холодное время года на прогулочных участках совместно с родителями возводятся постройки из снега.

Еще один немаловажный момент, на котором я хотела бы остановиться – это логопедическая и психологическая службы в нашем детском саду , поскольку их существование решает одну из задач ФГОС ДО – обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) . Учителя-логопеды и педагог-психолог постоянно повышают свою квалификацию участвуя в методобъединениях, вебинарах, конкурсах и др.

Для успешной реализации ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Что мы и пытаемся соблюдать: освобождая центральную часть группы, мы предоставляем условия для двигательной активности детей и возможности их выбора.

На основе мониторинга готовности введения ФГОС нами был определен список необходимого оборудования, средств обучения и воспитания, который необходим для реализации Программы для всех возрастных категорий детей.

Проблемы реализации ФГОС в дошкольном учреждении.

ФГОС дошкольного образования, разработанный в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», введен в действие с 1 января 2014 года. Его разработка и утверждение связано с тем, что дошкольное образование впервые в истории российского общества стало полноценным уровнем образования. По мнению А.Г. Асмолова, руководителя рабочей группы по разработке стандарта дошкольного образования, «задача стандарта – позитивная социализация и индивидуализация личности . В основе стандарта – поддержка разнообразия детства» .

В последнее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, ведь основным источником развития является окружающая действительность, которая и определяет путь, по которому ребенок приобретает новые свойства личности и формирует индивидуальность в процессе социального развития.

Другими словами, социальная ситуация развития – это соотношение внешних условий, воздействующих на ребенка, и его внутреннее отношение к этим условиям. Следовательно, среда ДОУ, культура общения взрослого с ребенком, ребенка со сверстниками, диапазон, разнообразие видов деятельности, соотносящихся с возрастом ребенка – это и есть основные компоненты позитивной социализации дошкольника.

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения. Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценное социального развития детей.

Но как показывает практика, с каждым годом у большего количества дошкольников сужается поле активной деятельности, общения и проявления индивидуальности, формируются такие устойчивые качества личности, как замкнутость, безынициативность, неуважительность к окружающим. Как правило, это отверженные и изолированные дети.

Преодоление этих негативных тенденций возможно только в процессе целенаправленного, систематического, содержательно наполненного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса по социально – эмоциональному развитию.

Таким образом, реальная образовательная ситуация в ДОУ не соответствует требованиям Государственного стандарта в части обеспечения полноценного социально - личностного развития ребенка и на современном этапе выявляются следующие противоречия:

*необходимость целостного личностного развития ребенка – дошкольника (взаимосвязи всех личностных сфер развития ребенка: когнитивной, чувственно – эмоциональной, поведенческой) с одной стороны, приоритет когнитивного компонента в программах, реализуемых в ДОУ с другой стороны;

* востребованность нового качества целостной воспитательной среды для позитивного социально – эмоционального развития с одной стороны, отсутствие механизмов ее преобразования с этих позиций с другой стороны;

*с одной стороны необходимость конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса, с другой стороны неготовность значительной части родителей и педагогов к сотрудничеству и диалогу в аспекте личностного развития ребенка.

Обратившись еще раз к ФГОС ДО, мы видим, что основные требования стандарта связаны, в первую очередь, с психическим и физическим здоровьем ребенка. Во главу угла ставится личность дошкольника, его способности и возможности; его желания и отношения. Перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности: ориентация не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком, а на формирование у детей умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации. На первый план выходит индивидуализации личности ребенка

Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.

Существуют определённые трудности (проблемы), связанные с введением ФГОС. У педагогов и руководителей системы образования наблюдается очень настороженная позиция. На протяжении нескольких лет в дошкольных организациях шло активное изучение и внедрение ФГТ. Многие рассматривали ФГТ как ступень в процессе стандартизации дошкольного образования, на основе которых будут разработаны ФГОС ДО. Однако в стандартах поставили новые цели и задачи, изменили структуру ООП ДО, В этих условиях педагоги оказались несколько дезориентированы, растеряны, ведь раньше образовательный процесс был ориентирован на знания, а не на развитие качеств личности ребёнка.

Кроме того, целевые ориентиры выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего образования, и при соблюдении упомянутых выше условий предполагают формирование у детей предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Это утверждение особо важно уяснить сейчас и воспитателям, и родителям, и учителям начальных классов, так как одним из основных рисков введения ФГОС ДО считается «столкновение» стандарта с установками родителей, которые до сих пор считают, что от ДОУ требуется «дрессура» детей, которая позволит им быть готовыми к школе. Определённые ожидания подобного рода есть и у педагогов начальных классов.

Необходимость того, что ребёнок должен быть подготовлен к следующему уровню образования никто не отменял. Однако в ФГОС прописано совсем другое – нужно развивать мотивационную готовность к обучению (после дошкольной жизни должно появиться желание учиться), а не просто учить ребёнка чтению, письму. Обе системы «не знают», каким может быть ребёнок, освоивший основную образовательную программу дошкольного образования, и в чём его отличие от ребёнка того же возраста, не освоившего указанную программу.

Следующей проблемой становится кадровое обеспечение. Это достаточно серьёзный вопрос. Через несколько лет может наблюдаться одномоментный уход педагогов дошкольного образования на пенсию, и система дошкольного образования попадёт в глубокую кадровую яму. У нас очень мало 30-35 летних воспитателей, которые придут на смену педагогам предпенсионного и пенсионного возраста. В условиях сельской местности найти подготовленные кадры не просто, и это тоже серьёзная проблема.

Стоит также остановиться на том, что необходимо будет насытить дошкольную организацию методическими рекомендациями, методическими пособиями, т.е. методическим шлейфом, который пойдёт после введения ФГОС. А это дополнительные финансовые затраты. К сожалению опять педагоги будут вынуждены кормить книгоиздателей, теперь уже за пометку «Соответствует ФГОС». Нужно сделать так, чтобы ФГОС ДО стал реальным инструментом развития и повышения качества образования.

Понятно, что ожидать сиюминутных результатов от внедрения ФГОС ДО не стоит, тем более что процесс его введения в соответствии с планом Минобрнауки России растянут во времени.

Однако уже сейчас на уровне образовательных организаций, для эффективного введения ФГОС ДО требуется решить ряд конкретных задач:

    обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

    поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей, создание достаточной материальной базы для развития игровой, исследовательской, проектной, познавательной деятельности.

    создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

    взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.





Приказ Минобрнауки РФ от г «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации: 3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года от 23 ноября 2009 г. 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 20 июля 2011 г «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»






Повышение социального статуса ДО Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования


Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ОВЗ) Обеспечение преемственности ООП ДО и НОО Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка …


Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения… Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм ДО, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей




Направления развития ребенка дошкольного возраста Образовательные области в ФГТ Образовательные области в ФГОС ДО Социально- коммуникативное развитие Социализация Социально- коммуникативное развитие Труд Безопасность Познавательно- речевое развитие Познание Познавательное развитие Чтение художественной литературы Речевое развитие Коммуникация Физическое развитие Физическая культура Физическое развитие Здоровье Художественно- эстетическое развитие Художественное творчество Художественно- эстетическое развитие Музыка

Загрузка...