domvpavlino.ru

Летние задания по биологии беспозвоночных (7 класс). Летние творческие работы учащихся по биологии Летнее наблюдение по биологии

Летние задания по биологии для учащихся, окончивших 5 класс.

Цель данной работы : накопить сведения, необходимые для последующего изучения

разделов школьного курса биологии в 6 классе.

Задача : дать учащимся программу самостоятельной работы на летний период в природе.

Для оформления своих наблюдений, выполнения работ, учащиеся заводят «Дневник летних наблюдений» - это может быть любая тетрадь, блокнот, удобный для ребят. Необходимо его подписать, указав фамилию, имя учащегося, дату создания дневника. В эту тетрадь вклеивается лист с напечатанными заданиями. Учащиеся делают записи своих наблюдений в любом порядке, удобном для них, но указывая номер задания. Возможно (и желательно) сопровождать свои наблюдения фотографиями, рисунками, схематическими зарисовками и т.д.

Задание 1. Изучение особенностей строения водорослей.

Находясь на море, обратите внимание на многоклеточные водоросли. Рассмотрите форму тела водорослей в воде, а затем выньте из воды водоросль. Обратите внимание на форму, она осталась прежней или изменилась? Запишите свои наблюдения в дневник летних наблюдений.

Задание 2 . Пень.

Рассмотрите пень недавно спиленного дерева, зарисуйте его. Обозначьте на рисунке кору и древесину. Подсчитайте и запишите число колец на древесине, укажите, с какой стороны (южной или северной) кольца более широкие.

Задание 3. Гербарий простых и сложных листьев .

Соберите листья различных растений. Засушите их, аккуратно расположив между газетными листами под прессом. Затем наклейте или пришейте их к картону, подпишите простые и сложные листья.

Задание 4. Корневые системы растений.

Рассмотрите корневые системы различных растений. Определите стержневую и мочковатую корневые системы. Найдите главный корень - более развитый, по сравнению с остальными, и боковые, отходящие от него. Зарисуйте, подпишите рисунки, подпишите названия корней.

Задание 5. Коллекция сухих плодов.

Соберите коллекцию сухих плодов различных растений (например, дуба, лещины, подсолнечника, клёна, кукурузы, одуванчика, пастушьей сумки, редька и др.). Подпишите названия плодов и вид растения.

Задание 6. Изучение способов распространения плодов и семян.

Рассмотрите плоды череды, лопуха, тополя, клёна, одуванчика и других. Определите способы распространения семян у этих растений, какие приспособления имеют плоды этих растений к данному способу распространения. Свои наблюдения запишите в дневник.

Задание 7*. Фотогербарий грибов. Встречая грибы различных видов, сфотографируйте их, или зарисуйте в дневнике наблюдений. Подпишите названия грибов, запишите, в какой местности они были найдены, являются съедобными или ядовитыми.

Задание 8*. Коллекция соцветий.

Соберите соцветия различных растений (травянистых, кустарниковых или древесных). Высушите их между газетными листами, положив сверху груз (под прессом). Оформите гербарий на плотных листах А4 бумаги или картона, сделайте подписи - названия растений, дату сбора гербария (т.е. время цветения растения).

Задание 9*. Изготовление наглядного пособия: «Стержневая и мочковатая корневые системы».

Выкопайте корневую систему одуванчика (или любого другого цветкового растения), любого злакового растения. Промойте её от почвы, высушите, прикрепите к плотной бумаге или картону А4 (можно пришить в нескольких местах плотной нитью). Подпишите тип корневой системы.

Задание 10*. Оформить фотогербарий деревьев и кустарников городского озеленения, пришкольного участка, дачи, лесопосадки или парка.

Задание 11*. Береза, дуб, липа. На листе плотной бумаги размером 20 Х 30 см с левой стороны нарисовать контуры деревьев, с правой прикрепить веточку с листьями, а под рисунком – кусочек коры, а также плод и цветок.

* - задания со звёздочкой учащиеся выполняют по мере своих возможностей, можно предложить выполнить одно из этих заданий на выбор учащихся.

В школах дают задания по наб­людениям в природе, помогающие выяснению явлений главным обра­зом из области морфологии, экологии и систематики и связанному с ними составлению гербариев и коллекций. Выполняются они пре­имущественно летом и потому называются часто летними заданиями.

Например, за лето учащимся V класса предлагается собрать растения с разными формами стебля, корня, листа и т. п.; учени­кам VI класса - составить гербарий культурных и дикорастущих растений; ученикам VII класса - провести наблюдения за живот­ными и составить коллекцию насекомых. Большое значение имеют биологические коллекции, в которых представлены растения и жи­вущие на них насекомое, повреждения, ими причиненные, фазы их развития. К гербарию растений прилагается образец разреза поч­вы в малом масштабе, на которой собраны эти растения. Учащиеся, перешедшие в IX класс, собирают материал для иллюстрации много­образия в растительном и животном мире. При этом важно, чтобы был представлен какой-либо биоценоз: луг, пустырь, лес, расти­тельность водоема. При возможности дикие растения могут быть взяты для составления биологической таблицы, дающей понятие о

биоценозе: «Луг», с растениями из разных ярусов, «Растительность водоема» - при наличии хотя бы небольшого пруда, «Биоценоз на пне», «Биоценоз на валуне». Полезно, чтобы учащиеся собрали мате­риал, иллюстрирующий разнообразие культурных растений: сорта пшеницы, ржи, ячменя и др. Дается задание собрать материал по изменчивости отдельных органов. Собирается и аналогичный жи­вотный материал. Из других вопросов предпочтительно подгото­вить материал по приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях.

В распоряжении учителя есть прекрасная возможность обога­тить кабинет интересными объектами с помощью учеников, разъез­жающихся на лето в самые различные районы страны. Заранее узнав, куда поедут учащиеся на лето, учитель дает им ин­дивидуальные задания привезти те или иные объекты, нужные для кабинета.

Летние задания нельзя рассматривать как сбор любых бота­нических или зоологических материалов без определенного биоло­гического осмысления и в любом количестве. В результате таких заданий учащиеся приносят в школу осенью груды листов бумаги или коробок с плохо засушенными почерневшими растениями, на­секомыми, лишенными конечностей, которые нельзя использовать.

Сбор объектов должен производиться по заданиям: растения тако­го-то биоценоза; листья теневыносливых или светолюбивых пород; листья с растений одного вида, выросших в тени и на свету, лишай­ники на разном субстрате; представители отрядов насекомых, на­секомые на растении, которое они опыляют или которым питаются их личинки, и т. п. Учащихся следует предупредить, что важно не количество взятых объектов, а качественное выполнение задания: собрано то, что нужно, в ограниченном количестве, правильно за­сушено и накреплено с указанием места и времени сбора.

Внеурочные работы для выполнения летом в природе распределяются между учащи­мися в течение всего учебного года в связи с изучением тем, про­граммы.

Так, по теме «Семя» в курсе ботаники дается, например, такое задание: определить количество сорняков на 1 м2 поля, определить приспособленность плодов к распространению, подсчитать количе­ство семян у различных сорных растений и сделать гербарий этих растений. По теме «Корень» дается задание: собрать и гербаризиро­вать растения с различной корневой системой или растения, вырос­шие на разной почве. По теме «Лист» заданиями предусматривается сбор растений с разными формами листа, с ярко выраженной при­способленностью листьев к уменьшению испарения воды и т. п.

Летние задания по биологии доставляют интересные материалы для изучения их на уроках, воспитывают у учащихся умения и навыки самостоятельно работать, развивают живой интерес к природе.

Для выполнения таких работ учащиеся обращаются к специаль­ной литературе о растениях и животных, справочникам и энцикло­педиям, как правило, указываемым в задании. Учащиеся старших классов сами проявляют инициативу в отыскании и использовании новых литературных источников, что очень важно для развития самостоятельности в работе. Именно во внеурочных работах у уча­щихся воспитывается потребность в постоянном обращении к книге для руководства и углубления знаний.

Изучая ботанику и зоологию, вы многое узнали о растениях и животных, их многообразии, значении в природе и жизни человека. Но все эти знания вы получали, в основном, на уроках, а также из книг, кинофильмов и телепередач. При этом непосредственных наблюдений в природе было мало. Летом вы можете компенсировать этот недостаток в изучении растений и животных. Лето - это период их активной жизнедеятельности. Войдите в этот удивительный мир растений и животных! Наблюдайте его жизнь и многообразие форм, изучайте организмы в их естественном окружении! Но обязательно помните: растения и животные - это царства живых существ, а с ними надо обращаться бережно, заботиться о благополучии каждого растения и животного и природы в целом.

Что следует изучать в природе? Выберите любую интересную для вас тему о любых растениях (декоративных, дикорастущих, комнатных; об одном растении или группе растений) или любых животных (домашних или диких, больших или маленьких: звери, птицы, насекомые, паукообразные, моллюски, черви и др.). Наблюдайте за выбранным растением или животным! Далее оформите свои наблюдения в виде исследовательской работы, реферата, компьютерной презентации. Рекомендуется использовать свои фотографии растений и животных. Можно использовать рекомендации к заданиям на лето из учебников. Вместо наблюдений можно выполнить любую творческую работу, тема которой связана с природой, растениями или животными. Работы сдаются в сентябре.
Проводя наблюдения в природе, вы увидите, как много в ней интересного, в природе рядом с вами. И для этого совсем не надо ехать куда-то далеко!


Желаю удачи!

Тематика на выбор: Наблюдения, исследования в природе, проектная деятельность.

Анализ качества воды, взятой в реке в учебно-исследовательских целях

Арифметическая и геометрическая прогрессии в окружающей нас жизни
Биоиндикационные исследования районов с разной степенью загрязненности атмосферы
Биоиндикация газодымовых загрязнений по состоянию хвои сосны
Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной
Биоиндикация загрязнения окружающей среды по комплексу признаков ели обыкновенной
Биоиндикация почв

Бактерицидное действие фитонцидов

Воздействие выбросов загрязняющих веществ на атмосферу и здоровье человека
Воздействие различных видов транспорта на окружающую среду.

Влияние мобильных телефонов на организм человека
Влияние моющих средств на организм человека
Влияние противогололедных реагентов на растительность
Влияние сотовых телефонов на семена и всхожесть растения овёс
Вред газировки: миф или реальность?
Вред и польза жевательной резинки
Все ли йогурты полезны?

Добавки, красители и консерванты в пищевых продуктах
Домашняя пыль и ее влияние на организм человека
Изучение природной и питьевой воды в городе
Изучение проблемы загрязнения микрорайона бытовым мусором и оценка токсичности почвенного покрова

Изучение влияния различных факторов на рост и развитие растений.
Изучение состояния деревьев и кустарников в районе проживания.
Изучение приспособлений растений к перекрестному опылению.
Изучение растительного сообщества стоячего водоема.
Комплексное обследование экологического состояния улицы
Лес просит о помощи!

Лихеноиндикация состояния воздуха в районе проживания.

Многообразие лишайников.

Наличие вредных и запрещенных пищевых добавок в некоторых продуктах питания
Нанотехнологии. Экологическое будущее
Несанкционированный выброс бытовых отходов
Нефтяное загрязнение Мирового океана
Отходы — источник загрязнения и место жительства живых организмов
Индикация чистоты воздуха с помощью эпифитных мхов
Использование лишайников для определения уровня загрязнения воздушной среды
Исследование влияния токсичности бытовых веществ на живые организмы

Исследование влияния шума и музыки на память и внимание человека
Продукты, которые вас убивают
Тайное становится явным, или Яды вокруг нас
Так ли безопасна химия на кухне
Твердые бытовые отходы: экологические проблемы и возможные пути их решения
Токсины в быту
Тяжелые металлы вокруг нас — миф или реальность?
Утилизация отходов - проблема XXI века
Фитоиндикация как метод экологической оценки среды
Чипсы: лакомство или яд?
Чипсы: хрустеть или не хрустеть?
Что нужно знать о пищевых добавках
Что полезнее: фрукты или соки?
Экологическое состояние пруда
Экологическое исследования парка
Экомаршрут по родному краю
Экономические выгоды вторичной переработки отходов

Тематика летних заданий по курсу «Человек и его здоровье»

1. Изучение факторов, влияющих на рост и физическое развитие организма:

1) анкетирование по темам:

Состояние своего здоровья,
- степень тревожности,
- характер питания,
- двигательная активность,
- режим дня;

2) самоконтроль показателей своего физического развития в течение летнего периода (учебного года);
3) прогнозирование своего роста с помощью различных методик;
4) определение гармоничности физического облика своих родителей;
5) анализ факторов, влияющих на физическое состояние организма, и определение путей самосовершенствования.

2. Проведение эксперимента по формированию и торможению условного рефлекса, наблюдение за рефлекторным поведением человека и животных.

3. Работа по профессиональной самоориентации «Выбор профессии».

4. Сочинение-реферат на тему «Красота как биологическая целесообразность».

Коллективный исследовательский проект «Мы и наш город»

. «Проблема чистой воды».
. «Воздух, которым мы дышим».
. «Город и бытовые отходы».
. «Производство и потребление энергии в городе».
. «Промышленность города. Экологические проблемы, поиски решения».
. «Автомобиль в городе. Проблемы, поиски решения».
. «Зеленые зоны города».
. «Дачный участок как экосистема».
. «Жилье человека в городе».
. «Экологическое состояние школьных помещений».
. «Мои потребности и экология».
. «Здоровье горожанина».
. «Город будущего - будущее города».

Коллективный исследовательский проект «Мастерская природы»

. «Бионика - наука величайших возможностей».
. «Мир ощущений».
. «Живые барометры, гигрометры, сейсмографы».
. «Биомеханика».
. «Гармония красоты и целесообразности».
. «Биологическая связь».

Реферативные работы.

. «Близнецовый метод в генетике человека».
. «Величие и трагедия отечественной генетики».
. «Лысенко против Вавилова - истина не посередине».
. «Жизнь и деятельность Чарльза Дарвина».
. «Теория естественного отбора - сторонники и противники».
. «Гипотезы происхождения жизни на Земле».
. «Гипотезы происхождения человека».
. «Ритмы жизни».
. «Разнообразие жизни на планете как уникальная ценность

Инструктивные карточки к летним заданиям

1. Изучение приспособлений растений к перекрестному опылению

1. Определите способы опыления у различных видов растений с помощью простых визуальных наблюдений.

2. Установите вблизи цветка предметные стекла, смазанные вазелином. Рассмотрите под микроскопом прилипшую к стеклу пыльцу исследуемых видов растений, опишите и зарисуйте ее.

3. Внимательно рассмотрите строение цветков разных растений. Выясните, как они приспособлены к определенному типу опыления. Опишите и зарисуйте цветки и имеющиеся у них приспособления.

4. Проведите наблюдения за «поведением» цветков. Выясните время их раскрывания, опишите и зарисуйте последовательность отгибания, раскручивания лепестков, вытягивания тычинок, изменения положения цветка и т.д. Определите продолжительность жизни цветка.

5. Проследите за «поведением» соцветий, расположением в них цветков. Выясните, одинаковы ли цветки в соцветии, одновременно ли они раскрываются.

6. Пронаблюдайте за поведением насекомых на исследуемых растениях: какие насекомые посещают цветки, как насекомое садится на цветок, как долго на нем находится. Проследите за движениями ног и ротового аппарата насекомого. Подсчитайте частоту посещения насекомыми цветка за один час в разное время суток.

7. Можно проследить за особенностями опыления одного вида растений в разных условиях (в лесу, на лугу, на опушке…).

8. Установите связь строения и «поведения» цветков и соцветий растений, насекомых.

9. Составьте отчет о проделанной работе, используя описания, рисунки, фотографии.

Выступите с сообщением на уроке, школьной экологической конференции.

Изучение строения, поведения и почвообразовательной деятельности дождевых червей.

2. Изучение строения, поведения и почвообразовательной деятельности дождевых червей

Семейство настоящих дождевых червей, или люмбрицид, (Lumbricidae ) включает около 300 видов. Наиболее обычен в средней полосе Европейской части России вид дождевой червь обыкновенный, или большой красный выползок, (Lumbricus terrestris ), отличающийся крупными размерами, уплощенным и расширенным хвостовым концом и интенсивной окраской спинной стороны передней трети тела. Этот вид удобен для наблюдений и экспериментов.

1. Отловите несколько экземпляров червя дождевого обыкновенного, поместите одного из них на ровную поверхность и изучите его внешнее строение.

Какова форма тела дождевого червя?
- Почему дождевого червя называют кольчатым?
- Найдите передний (более утолщенный и темный) и задний концы тела червя, опишите их окраску.
- Найдите на теле червя утолщение - поясок. Подсчитайте, сколько члеников тела его образуют.

Поверните червя брюшной стороной вверх, проведите смоченным водой пальцем по брюшной стороне от заднего конца тела к головному. Что чувствуете? Пустите червя ползать по бумаге. Что слышите?

При помощи лупы отыщите щетинки, опишите их расположение и значение.

Определите, с какой скоростью передвигается червь по стеклу и по шероховатой бумаге, как при этом меняется форма, длина и толщина тела. Объясните наблюдаемые явления.

2. Пронаблюдайте, как реагирует червь на действие раздражителей. Прикоснитесь к нему иглой. Поднесите к переднему концу тела кусочек лука, не дотрагиваясь до червя. Осветите фонариком. Что вы наблюдаете? Объясните, что происходит.

3. Сделайте узкостенный садок из двух одинаковых стекол (12×18 см) и прокладки между ними (резиновая трубка, деревянные бруски). Скрепите между собой стекла при помощи скобок, вырезанных из тонкой жести. Можно воспользоваться и двумя стеклянными банками (пол-литровой и майонезной), поставив меньшую из них в большую.

4. Насыпьте в садок небольшой (около 4 см) слой увлажненной перегнойной земли, затем слой песка и снова перегной. Поместите на поверхность садка 2-3 небольших дождевых червей. Пронаблюдайте, как черви будут закапываться в верхний слой почвы. Попробуйте ухватить полузарывшегося червя за конец тела, чтобы вытащить его обратно. Легко ли это сделать? Почему?

5. Подробно описывайте, зарисовывайте или фотографируйте изменения в состоянии грунта в садке каждые 3-5 дней. Исследуйте внутреннюю поверхность ходов дождевого червя. Каково значение слизи для жизни червя в почве?

6. Поместите 3-4 червей в стеклянную банку и насыпьте до половины банки чистый песок. Поддерживайте песок сырым, выкладывайте на поверхность песка опавшие листья, ботву различных растений, кусочки вареного картофеля. Проследите, что с ними происходит. По истечении месяца измерьте толщину образовавшегося перегноя, сделайте вывод о влиянии дождевых червей на состав и структуру почвы, ее плодородие.

7. Составьте подробный отчет о выполнении экспериментов и своих наблюдениях, сопроводив описание рисунками, фотографиями. Оцените значение деятельности дождевых червей в природе и для человека.

3. Наблюдение за домашними животными

1. История одомашнивания данного вида животного.
2. Биологические и хозяйственно ценные особенности данной породы.
3. История появления данного животного в вашем доме.
4. Внешний вид животного (размеры, вес тела, окраска покровов).
5. Условия содержания:

Помещение и его характеристика (площадь, объем, температура, освещенность, вентиляция);
- выгул - устройство, его значение;
- уборка помещения: частота и средства.

6. Кормление:

Корма, их подготовка к скармливанию;
- биологическое обоснование кормового рациона;
- режим кормления;
- кормушки, поилки, их устройство.

7. Поведение животного, его характер, привычки. Значение условных рефлексов для ухода за животным. (Какие условные рефлексы, как и с какой целью вы выработали у своего животного?)
8. Получение потомства и особенности ухода за ним. Взаимоотношения между полами и поколениями.
9. Меры профилактики наиболее распространенных заболеваний и лечение больных животных.
10. Ваши взаимоотношения с животным. Их значимость для вас и для него.
11. Составьте отчет о проделанной работе, используя описания, зарисовки, фотографии, литературные материалы.

4. Городские свалки и полигон твердых бытовых отходов (ТБО).

1. Проблема мусора в городе и перспективы ее решения.
2. Полигон ТБО в районе д. Кочнево:

Выбор места, оборудование,
- эксплуатация полигона,
- рекультивация земель.

3. Экономические проблемы, связанные с эксплуатацией полигона ТБО.

5. Водные и прибрежные растения реки, озера.

1. Характеристика водной среды обитания.
2. Видовой состав водных и прибрежных растений.
3. Приспособительные морфолого-анатомические и биологические особенности водных и прибрежных растений.
4. Роль водных и прибрежных растений в природном сообществе.
5. Растения - биоиндикаторы качества воды.
6. Практическое использование водных и прибрежных растений.

6. Муравейник как модель экологических связей.

1. Местоположение, размеры, форма муравейника, его конструкция, строительный материал.
2. Характеристика почвы: структура, плотность, влажность, температура, механический состав, рН.
3. Внутривидовые отношения: связь внешнего строения и поведения муравьев с характером их деятельности.
4. Направление и протяженность муравьиных троп, рацион муравьев.
5. Выводы.

7. Изучение видового состава древесных и кустарниковых насаждений в городских или других поселениях. Выясните, какие деревья и кустарники растут вблизи вашего дома, чем различаются между собой растения каждой из этих жизненных форм, какие из них хорошо растут, а какие находятся в угнетенном состоянии, какой период жизни (цветения, плодоношения и т.д.) они проходят в летнее время, какие из них наиболее декоративны.

Соберите по одному листу (или побегу с двумя тремя листьями) с каждого вида дерева и кустарника, расправьте и засушите их между листами газетной бумаги, а после прикрепите их на листы плотной белой бумаги и напишите названия растений, к которым они относятся.

8. Изучение видового состава травянистых растений, произрастающих в городских или других поселениях. Установите, к каким видам (или родам) относятся травы, растущие вблизи вашего дома, какие приспособления развились у них к выживанию в условиях вытаптывания и других воздействий человека, какие из них преобладают по численности, а какие встречаются довольно редко, в каком состоянии (цветение, плодоношение) они находятся в летнее время.

Сравните их между собой и выясните, чем они различаются по форме побегов, листьев, строению цветков или плодов.

Выкопайте по одному растению каждого вида, промойте их в воде, немного подсушите на свежем воздухе, расправьте и высушите между листами газетной бумаги, а затем изготовьте гербарные листы с подписями названий размещенных на них растений.

9. Выяснение влияния на внешний вид деревьев условий его жизни. Выберите для наблюдений деревья одного вида и примерно одного возраста, растущие на открытом месте, на опушке леса и в его глубине. Установите, чем они различаются по расположению ветвей на их стволах, форме крон, по высоте и толщине стволов.

Решите, какие условия произрастания оказывают влияние на внешний облик деревьев. Сделайте схематический рисунок наблюдаемых деревьев с подписями их мест произрастания.

10. Изучение видового состава растений, растущих на пустырях. Выберите какой либо неиспользованный участок между постройками, вдоль заборов или на других местах, называемых пустырями. Выясните, какие из растений — репейник, бодяк, чертополох, крапива, полынь, дурман, белена — произрастают на выбранном участке, какие признаки характерны для этой группы травянистых растений и почему человек и животные обычно обходят места их произрастания, какие из них имеют колючки, жгучие волоски или другие приспособления к защите от поедания животными, какие из них являются сложноцветными, а какие — пасленовыми.

Соберите и засушите боковые побеги пустырных растений и сделайте затем гербарные листы с названиями группы растений и ее представителей.

11. Изучение состава придорожного сообщества растений. Выберите какой-либо участок прохожей дороги и установите, какие из растений — подорожники, одуванчик лекарственный, клевер ползучий, ромашка пахучая, гусиная лапка, спорыш (птичья гречиха, трава мурава), гусиная лапка — произрастают по ее сторонам.

Выясните, какие из придорожный растений имеют укороченный стебель, а какие — ползучий или невысоко приподнимающийся, у каких растений листья с сильно развитыми упругими жилками, а у каких они — небольшие или сильно рассеченные. Решите, какое значение в жизни придорожных растений имеют такие особенности строения.

Установите, в каком состоянии (цветения или плодоношения) находятся летом те или иные придорожные растения, какие из них преобладают по численности, а какие встречаются довольно редко.

Соберите материал для монтировки гербарных листов по видовому составу растений придорожного сообщества.

12. Наблюдения за состоянием растений барометров. Проведите наблюдения состоянием цветков желтой акации, мальвы, вьюнка полевого, мокрицы и соцветий одуванчика, ноготков (календулы). Выясните, что происходит с их цветками или соцветиями в ненастную погоду перед наступлением дождя. Подумайте, в связи с чем возникли у них такие приспособления.

Выясните, какие другие растения и каким образом могут предсказать приближение дождя. Соберите по одному растению барометру, засушите их между листьями газетной бумаги и смонтируйте гербарные листы с подписями названий растений.

13. Наблюдения над растениями цветочными часами. Проведите наблюдения за временем раскрытия и закрытия цветков или соцветий некоторых дикорастущих и садовых цветковых растений, например, одуванчика, ноготков, садового вьюнка ипомеи. Выясните, в какое время раскрываются и закрываются цветки каких либо других наиболее известных вам цветковых растений.

Установите, с чем связаны наблюдаемые явления в жизни растений. Соберите для засушивания и изготовления гербарных листов несколько растений, открывающих цветки или соцветия в строго определенное время суток.

14. Изучение приспособлений сорняков к условиям жизни. Найдите на полях культурных злаковых растений сходные с ними по внешнему строению сорняки: у ржи, пшеницы и ячменя, овса — костер ржаной, костер полевой, овсюг; у проса — ежовник, куриное просо.

Установите, чем названные сорняки сходны с культурными злаками. Решите, каково значение для сорных злаков имеет сходство с культурными растениями, которым они сопутствуют.

Соберите и изготовьте гербарий культурных злаковых растений и сопутствующих им сорняков.

15. Изучение способов распространения растениями плодов и семян. Выявите время образования плодов и семян у некоторых растений, например, у осота, бодяка, череды, репейника, бальзамина, одуванчика. Соберите их плоды и семена и установите, у каких из них развились приспособления к распространению ветром или животными, саморазбрасыванием и в чем проявляется та или иная приспособленность.

Сделайте коллекцию плодов и семян, распространяемых растениями с помощью ветра, животных и саморазбрасыванием.

16. Изучение состава растений смешанного леса. Выявите, какие деревья наиболее обычны в смешанном лесу, какие из них образуют первый (верхний), а какие — второй ярусы, чем различаются между собой деревья, образующие первый и второй ярусы. Какие растения образуют третий и четвертый ярусы смешанного леса? Чем условия жизни растений этих ярусов отличаются от условий жизни растений первого и второго ярусов?

Соберите по одному травянистому растению смешанного леса, засушите их и изготовьте гербарные листы с подписями названий включенных в них объектов.

17. План выполнения летнего задания по зоологии беспозвоночных.

1. Найдите литературу о выбранном вами объекте природы (насекомом).

2. Внимательно прочитайте литературу, отметьте интересные факты в своем дневнике наблюдений

3. В дневнике исследования (он может быть в электронном виде), отметьте:

a) Опишите образ жизни.

b) Внешнее строение животного, и приспособления для жизни в данной среде

c) Питание (чем питается, особенности питания, приспособления)

d) Движение животного

4. Сфотографируйте животное (его внешний вид, во время кормления, во время движения).

  • Не менее сложно сделать хорошую фото-коллекцию насекомых, особенно, если ставить перед собой задачу определить из видовую принадлежность, изучить образ жизни и прочее.
  • Но в общем, достаточно интересно просто фотографировать насекомых и других животных. А потом просто при случае что-то узнавать о них…

18. План выполнения летнего задания по зоологии позвоночных.


1. Какие птицы к нам прилетают летом? (По литературе найдите видовое название). Сфотографируйте и запишите в дневнике наблюдений.
2. Вспомни (или спроси у родных и знакомых) приметы, предвестники погоды, связанные с поведение животных, запиши в дневник и по-возможности проведи наблюдения за животными. Правдивы ли прогнозы? (запиши дату и результат).

Работа считается выполненной на оценку отлично, если представлены натуральный материал (фотографии) и запись наблюдений.

ЛЕТНИЙ МАРАФОН

Вопросы для учащихся 6-7 классов.

1. По дереву ползет гусеница. За день она поднимается на 6м, а ночью опускается на 4м. За сколько дней гусеница доползет до вершины, если высота дерева 14м?

2. Кстати, а кто такая гусеница с точки зрения биологии?

3. Наблюдая за амебами, биолог выяснил, что каждая из них делится один раз в минуту, и, если в пустую пробирку положить одну амебу, ровно через час пробирка полностью заполнится амебами. Через какое время заполнится пробирка, если положить в нее две амебы?

5. Три курицы снесли за три дня три яйца. Сколько яиц снесут 12 кур за 12 дней?

7. Из двух пунктов, расстояние между которыми 100км, выехали одновременно навстречу друг другу два всадника. Скорость одного-15км в час, другого-10км в час. Вместе с первым выбежала собака со скоростью 20км в час. Встретив второго всадника, она повернула назад и побежала к первому, добежав до него, она снова повернула и так бегала между ними до тех пор, пока всадники не встретились. Сколько километров пробежала собака?

8. Как вы считаете, какова максимальная скорость бега собаки и лошади?

9. В банке сидят жуки и пауки. Вместе у них 105 голов и 668 ног. Сколько в банке пауков и сколько жуков?

10. А с точки зрения биологии могут ли жуки и пауки сидеть в одной банке? И если между ними возникнут пищевые отношения, то кто кого съест?

Вопросы и задания для учащихся 8-11 классов.

1. Космонавтам, попавшим в условия невесомости, первое время (особенно при закрытых глазах) кажется, что они перевернулись вниз головой. Объясните это явление.

2. При проверке зрения врачи капают в глаза атропин, что вызывает расширение зрачка. Зрачки расширяются в темноте, при испуге, от боли. Как вы полагаете, какие явления приводят к расширению зрачка в этих разных случаях?

3. Чем объяснить сходство «лица» совы, кошки и обезьяны с лицом человека?

4. Как разные животные отмечают границы своих территорий?

5. Какую пользу могут получать растения от животных, которые их едят?

6. Почему происходят массовые миграции животных?

7. К каким отрицательным экологическим последствиям могут привести сооружение на реке каскада водохранилищ и зарегулирование стока?

8. Какими способами можно защитить урожай сельскохозяйственных растений от вредителей без использования ядохимикатов?

9. Какие газообразные вещества используются живыми существами, и в каких целях?

10. Задержанный охотинспектором браконьер утверждал: «Раз доказано, что волков и других хищников истреблять нельзя, значит, и браконьера преследовать не надо, ведь говорят же, что браконьер – это хищник». Как вы полагаете, убедительны ли доводы браконьера? Как бы вы ему возразили?

Требования: Ответы на вопросы оформлять в программе MS Word 2003-2007 на формате А4.

ТЕМЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ.

1. История открытия и изучения клеточного строения организмов.
2. Вода как химический компонент клетки.
3. Липиды и углеводы как химические компоненты клетки.
4. Структуры и функции белков.
5. Ферменты в живой клетке и промышленности.
6. Вредные воздействия загрязнений внешней среды на клеточные структуры и процессы. Цитологические основы охраны природы.
7. Биотехнология: достижения и перспективы развития.
8. Г.Мендель – основоположник генетики.
9. Н.И.Вавилов – выдающийся генетик и селекционер.
10. С.С. Четвериков – основоположник генетики природных популяций.
11. Генетика и охрана окружающей среды.
12. К.Линней – основоположник систематики.
13. Ч.Дарвин – человек, ученый, мыслитель.
14. Гипотеза А.И.Опарина о происхождении жизни.
15. Взгляды В.И. Вернадского на сущность и начало жизни.
16. Бактерии – первые обитатели нашей планеты.
17. Основные этапы эволюции жизни.
18. Методы и результаты исследования эволюции растительного мира
19. Эволюционная теория и охрана живой природы.
20. Место человека в системе органического мира.
21. Значение эволюционного учения для формирования научного мировоззрения.
22. Биосфера и человечество.

Требования: 15-20 слайдов, наличие доказанных фактов, анимация и иллюстрации, раскрытие темы презентации, информативность, равное соотношение текста и картинки на слайде, указание источников в конце.

ФОТОВЫСТАВКА

Предлагаю всем любителям фотодела летом фотографировать растения, животных, природу родного края, а осенью мы устроим в школе фотовыставку ваших работ.

УДАЧИ!!!


  1. Соберите на водных растениях прибрежной части водоема несколько разных моллюсков. Определите их названия. Поместите собранных улиток в аквариум. Понаблюдайте, как они передвигаются. Сравните строение их щупалец. Проследите, какие моллюски поднимаются к поверхности воды, а какие держатся у дна. Выясните, как собранные вами улитки реагируют на различные раздражители: прикосновение, свет. Если на стенках аквариума будут отложена икра, то проследите за развитием улиток.

  2. Наблюдение за перловицами и беззубками. Возьмите несколько живых моллюском и пустых раковин. Определите, какие из них перловицы, а какие – беззубки. Прикоснитесь прутиком к одному из сифонов или ноге перловицы. Понаблюдайте, как животное реагирует на действие того раздражителя. Опустите одну из перловиц в подогретую воду, а затем выньте и рассмотрите тело моллюска, жабры и другие органы. Поместите 3-4-х крупных перловиц или беззубок в аквариум с водными растениями и двумя-тремя небольшими карасиками. Проследите, не появятся ли на их плавниках, жабрах, поверхности тела мелкие буроватые крапинки. Это личинки перловиц – глохидии. Обратите внимание, много ли их. Установите, на какой день после начала наблюдения вы их заметили. Ведите наблюдения за поведением зараженных рыбок и развитием глохидий.

  3. Обследуйте местные водоемы. Установите, в каких местах встречаются дафнии, циклопы. Проследите, как меняется численность этих животных в течение лета. Научитесь искусственному разведению дафний.

  4. Проведите наблюдения за речными раками. Для этого выясните, живут ли в местных водоемах речные раки. Определите, какие раки водятся в ваших водоемах. Перенесите пойманных раков в водоемы, где они теперь отсутствуют, но раньше жили. В течение лета понаблюдайте, прижились ли раки в водоеме

  5. Поймайте паука-серебрянку и посадите его в небольшую банку с несколькими веточками элодеи. Посмотрите, как он плавает, какие конечности пи этом работают. Обратите внимание набрюшка паука при погружении в воду. Объясните, что с ним происходит и какое это имеет значение, почему паука называют серебрянкой. Проследите по часам, долго ли может оставаться паук под водой без атмосферного воздуха. Отсадите несколько пауков в небольшой аквариум и пустите туда личинок насекомых, понаблюдайте, как паук охотится и что он делает, когда помает добычу.

  6. Поймайте гладыша и водяного скорпиона и поместите в аквариум. Рассмотрите особенности внешнего строения. Сделайте зарисовки. Определите, какие особенности образа жизни обуславливают различия в строении. Выясните, могут ли клопы летать и как они вылетают из воды. Выясните, чем питаются гладыш и водяной скорпион. Конкурируют ли они за добычу. В чем особенности их питания под водой. Проследите, нужен ли для клопов атмосферный воздух для дыхания или они дышат как рыбы.

  7. Обследуйте водоемы в вашей местности на содержание личинок стрекоз. Опишите характер водоемов и отметьте сроки массового вылета стрекоз различных семейств. Вблизи водоемов поймайте воздушным сачком взрослых стрекоз, отметьте место и время сбора.

  8. Поместите виноградных улиток в стеклянные сосуды с 5-сантиметровым слоем увлажненной почвы. Давайте в качестве питания различные растения. Установите, листьями, каких растений она предпочитает питаться. Составьте гербарий этих растений. Понаблюдайте, как будет вести себя улитка в сухом местообитании, если вы пересадите ее, например, в банку без земли. Сделайте вывод о требованиях улитки к условиям окружающей среды. Какие факторы среды будут для нее жизненно необходимыми, какие второстепенными

  9. Под корой старых пней найдите быстро бегающую многоножку коричневого цвета. Посадите ее в стеклянную банку. Внимательно рассмотрите детали ее строения, зарисуйте. Понаблюдайте за работой ее конечностей во время передвижения. Определите строение конечностей. Кормите ее пауками, жуками, мелкими насекомыми. Корм надо давать вечером. Для наблюдения за особенностями питания многоножек днем надо дать им поголодать сутки и тогда можно определить, какой род добычи они предпочитают, как они ее умерщвляют.

  10. Понаблюдайте за жизнью муравейника и размножением муравьев.

  11. Изучите суточную активность насекомых-обитателей луга. Для этого надо начинать работу на восходе солнца и продолжать до 24 ч. Отмечайте время появления первых насекомых, их массового появления, уменьшения численности и прекращение активности. Конкретно определите объект наблюдения. Проведите наблюдения в солнечную и пасмурную погоду.

  12. Проведите сезонные наблюдения за насекомыми – обитателями травянистого покрова. Необходимо определить время первого появления, массового развития и исчезновения наиболее заметных насекомых. Результаты отмечайте в дневнике

  13. Изучите фауну насекомых-обитателей луга. В течение лета проведите наблюдения за видовым составом насекомых суходольного и заливного луга. Опишите характер травянистой растительности лугов, где проводите наблюдения. Сравните видовое разнообразие насекомых. Выделите из них полезных и вредных насекомых. Полученные результаты заносите в дневник.

  14. Майский жук – серьезный вредитель лесных питомников. Проведите следующие исследования: а) отметьте начало лета майских жуков (месяц, число, время суток); б) определите пол первых летающих жуков; отметьте время начало лета жуков другого пола; в) определите время массового лета майских жуков; г) проследите, чем питаются жуки, в какие часы суток. Определите характер повреждения листьев жуками, соберите гербарные образцы поврежденных листьев; д) определите степень повреждения листьев разных видов растений по пятибалльной шкале; е) выясните, где, в какие часы суток и как долго жуки находятся в состоянии покоя; ж) установите, когда самки жуков начнут зарываться в землю для кладки яиц, в какую почву они зарываются; з) определите, на какой глубине жука откладывают яйца, в каком количестве.

  15. Наловите под камнями и досками жужелиц. Поместите пойманных животных в банку. Понаблюдайте за их суточной активностью. Кормите различной пищей. Выясните, какой вид пищи предпочтителен. Понаблюдайте за личинками; чем они питаются, как передвигаются, когда превращаются в куколок.

  16. Наблюдения проводятся в природе или садке. Подсчитайте, сколько тлей уничтожает личинка божьей коровки или жук за 10-15 минут. Собрав несколько взрослых личинок и подкормив их тлями, можно наблюдать появление пестро окрашенных куколок. Позднее в садке происходит выход жуков. Составьте отчет о работе.

  17. Соберите жуков с яркой предостерегающей окраской, представьте акварельные рисунки насекомых или фотографии.

  18. Изучите суточную активность насекомых-опылителей. Работу начинайте на восходе солнца и заканчивайте в 24 часа. На цветущем лугу проведите наблюдения за появлением первых насекомых, их массовым летом, снижением численности и исчезновением. Отметьте по часам время для каждой группы насекомых в отдельности. Наблюдение проведите для сравнения при различной погоде. Насекомых-опылителей соберите для коллекции, растения засушите. Суточная активность отдельных видов опылителей хорошо прослеживается на графике.

  19. Изучите важнейших вредителей сада и огорода. Соберите вредителей огорода, сада и следы их деятельности. Составьте коллекцию вредителей сада, огорода, собрать и засушить повреждения. Составьте письменный отчет.

  20. Проанализируйте суточную активность бабочек капустной белянки. Проследите в начале лета за временем наибольшей активности и окончание лета бабочек. Задание выполняйте в течение 7 дней, результаты по каждому дню занесите в дневник наблюдений, определите средние сроки суточной активности капустницы.
Загрузка...