domvpavlino.ru

Как называется центральное место в хате казака. Кубановедение. Актуальность выбранной темы

». Продолжаю рассказывать о станице Атамань. Сегодня речь пойдет о казачьих хатах.

Казачьи хаты всегда выглядели аккуратно и нарядно. Белоснежный цвет придавал чистоту и порядок. Белили хаты известью. Такие дома еще называли «Мазанки». Их строили на основе деревянного каркаса — такую хату еще называли турлучной, от слова турлук – плетень, обмазанная глиной. Также возводили дома из самана, который состоял из нескольких компонентов.

В хате всегда было уютно и просто. Казачки умело управлялись по дому, смотрели за хозяйством, занимались рукодельем. Ткали покрывала, вышивали, набивали перины и подушки пухом. По этому, в казачьих хатах было так тепло и уютно, ведь все в доме было сделано руками казачек, с большой любовью.

Особо чтили в хате святой угол , где находились иконы. Казаки глубоко верующие люди, почитали традиции, праздники и обряды.

Сегодня в Атамане все, что есть в хатах и дворах – настоящие, эти предметы были привезены из всех уголков Краснодарского края , и когда-то они были на службе у казаков и казачек.

Казак – с перевода с юркского — это «вольный человек ». Казаки сыграли большую, даже можно сказать важнейшую роль в жизни южной части Руси. Ведь именно казаки охраняли земли Руси на юге. А в то время эти земли были не такими доброжелательными.

Дворы обычно были не большими и дома располагались довольно компактно. В некоторых местах, особенно в центре станицы между домами могло быть несколько метров.

Дома и богатых и бедных строились на один манер: две комнаты, одна из которых по больше – горницы, а поменьше – стряпухи. В горнице всегда чисто. Здесь обычно стояли: стулья, стол, сундук, лавки и другое. Печной угол это самая важная часть хаты. Большая четырехугольная печь, всегда чистая и украшенная. Около печи находится ухват, кочерга, лопата.

Казаки пользовались глиняной, деревянной и металлической утварью: тарелки, блюда, миски, чашки, супники, казаны, горшки, чавуны, сковороды. В хозяйстве была также деревянная ступа, где дробили зерно.

Стены казачьей избы украшены оружием и конской сбруей, картинами военных сюжетов, фотографиями семьи.

У более зажиточных казаков появлялись «канапеи» — деревянные, со спинками и локотниками диваны. У них в доме было до пяти сундуков различных размеров. В одном хранилось исключительно одежда детская, в другом женская, в третьем мужская и отдельный сундук был для оружия. В то время была мода на восточные ткани.

Хата станичного

Хата станичного правления – это единственное административное здание в казачьей станицы. Возле него казаки дожидались, когда примет атаман. Женщинам вход в правление строго запрещалось, так что казачки подавали жалобы только в письменном виде. Представителями женщин выступали мужчины: отец, муж, сын или брат.

Хата станичного состояла из комнаты атамана, комнаты судьи и писаря. Станичного атамана выбирали на казачьем круге большинством голосов. Не имело значения, богат казак или беден, все завесило от его авторитета и общественных дел.

Вопросов решать приходилось много: от войны до местных проблем. Казак по личному вопросу мог обратится к атаману в любое время дня или ночи.

Писарь был исполняющим казначеем и хранил печати. По рыбному дел была утверждена должность – шапаря. Он заключал договора на ловлю рыбы с отдельными лицами.

И конечно, везде висели портреты Екатерины II, ведь именно благодаря ей казаки получили земли на Кубани. Краснодар раньше был назван в честь Екатерины II – Екатеринодар, то есть Екатеринин дар. Но, в советское время город был переименован в Краснодар. Не раз уже подымался вопрос о том, чтобы переименовать город Краснодар обратно в Екатеринодар. Но, по затратам это очень дорого.

Хата Атамана

В обязанности атамана входило много дел: при закладке станице построить церковь, ежегодно военно-полевые сборы, осмотр боевых коней и военного снаряжения, пожарная безопасность, содержание дорог и почтовой станции и многое другое. Так же атаман мог устроить из бедных семей казачат в училища и военные школы.

У атамана все дела ведутся по-хозяйски, все в полном порядке. Атрибуты власти: булава, печать, амбарная книга для записей. В углу висела икона Георгия Победоносца. Тканые прокрывала на кровати, выбитые занавески на окнах, пуховые перины и подушки. Вышитые рушники гладью обрамляли икону. Если в сенцах висели кужух, хомут – это значит, что хозяин дома.

В Атамани были также представлены хаты: оружейника, кузнеца, пекаря, писаря, рыбака, священника, гончара, ткача, винодела, шорника, сапожника. Но о них уже в другой раз.

Играй, гармонь любимая! Кубань-Атамань

Пишите свои мысли, пожелания, подписывайся на обновления блога. До скорой встречи, дорогие читатели!

Тема: «Казачья хата». Цели и задачи урока: - знакомство с историей и культурой Кубани, бытом кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты; - развитие словарного запаса, интереса к прошлому родного края; - воспитание любви к родному краю; - развивать речь и мышление учащихся; - развивать творческие способности детей; - продолжать обучать детей работать в группах.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, презентация. Раздаточный материал: кроссворд, карточки-иллюстрации, карточки с заданиями.

Ход урока:


I . Организационный момент Дети сидят группами по 4-5 человек. Столы сдвинуты так, чтобы дети сидели лицом друг к другу. Учитель: Покажите мне свои красивые глазки. Теперь я вижу, что вы готовы к уроку. Присаживайтесь.
II . Актуализация знаний Учитель: Любили казаки свой край И превратили его в рай. Пахали, строили, служили. Обычаи и веру сохранили. Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Сегодня в прошлое мы с вами попадём, Дом казака увидим и в него войдём. О том, как жили, многое узнаем. Итак, готовы? Мы начинаем.
III . Самоопределение к деятельности Учитель: - Скажите, как называется жильё казаков? (хата)
- Сегодня мы узнаем, как и из каких материалов казаки строили свое жильё, «побываем» внутри хаты и узнаем, как она устроена.
- Сформулируйте тему нашего урока. (Казачья хата.)
IV . Работа по теме урока
    Рассказ учителя: «Как казаки строили себе жильё»
Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. - Почему именно эти материалы были выбраны для строительства домов на Кубани? (ответы детей) Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша. По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» - глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой). Крыли ее путаной соломой или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь Технология сооружения такой хаты перенесена с Украины. Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности.
Для летнего пользования во дворе ставили небольшую печку – кабыцу. Над ней ставили легкий навес. Казачья хата почти не отличалась от жилища жителей Украины.
- Как назывались такие хаты? (турлучные )
- А из чего еще строили казаки свое жилище? (из самана)
Казаки строили себе жильё из самана. Саман – это кирпич из глины с примесью соломы. На строительство собирались всем селом. Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены.
- Послушайте отрывок из стихотворения кубанского поэта Карпенко
«Бабы Моти сказ про реку Челбас».
Строить дом в степи – Тяжкий крест нести. От натуги кровавились очи: То камыш коси, То саман меси, То формуй да расставь его к ночи. Леса нет вокруг, Всё поля да луг. В дело шла солома и глина, И сухой камыш Для шатровых крыш, И для мазки навоз лошадиный. В доброй хате той Всей семье покой. Круглый год благодать в ней витает. В стужу здесь тепло, В ясный день светло, А уж летом прохлада какая!
    Беседа: «Устройство и убранство хаты»
Казачье жилище было в основном одинаково для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата.
Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница». «Божница» состояла из одной или нескольких икон, украшенных цветами, вышитыми рушниками. Под «божницей» стоял длинный стол с лавками, за которым собиралась вся семья казака. Царицей в доме считалась печь (груба). - Как вы думаете почему? - Печь и кормила, и согревала, а ещё была лежанкой. - Какие приспособления использовали казачки во время приготовления пищи? (Ухват, чугунок, кочерга) - Вспомните, какая посуда была в казачьей хате? (макитра, кринка, кувшин, салатовка)
-В великой (большой) комнате вдоль стен стояли широкие лавы, скрыни (сундуки), в которых казаки хранили одежду, этажерки, на стенах висели шкафы «горки» («угольники»).
-Казаки очень любили своё жилище и старались, чтобы в нём всегда было чисто и красиво. Стены украшали развешенное оружие, фотографии в красивых рамочках, на полу, на лавах - самотканые коврики (половыци), окна украшали вышитыми занавесками.
Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату.

V . Физкультминутка Потрудились – отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили.
Присели на свои места.
VI . Закрепление изученного материала
Работа в группах.

    Разгадайте кроссворд.
По горизонтали: 1. Печь у казаков. 2.Им покрывали жилище сверху. 3.Жилище казака. По вертикали: 4.Этот плетень использовали для строительства стен дома. 5. Кирпич из глины с примесью соломы.
КРОССВОРД
    «Проверь себя»
    Как называется жильё казака? Из чего казаки делали хаты? Какими были первые хаты - саманные или турлучные? Как строили саманные хаты? Как строили турлучные хаты?
    Выставка рисунков и поделок учащихся.
VII . Рефлексия
    Я узнал... Я научился... Я понял, что могу... Мне понравилось... Для меня стало новым... Меня удивило... У меня получилось... Я приобрёл... Мне захотелось... Меня воодушевило...
VIII . Подведение итогов урока.
    Что у вас получилось очень хорошо? Что не получилось? Чем был полезен для вас урок?
Домашнее задание: Подготовить рассказ, сообщение о предметах кубанского быта.

Домашнее задание: выполнить задание в тетради на стр.45 – по возможности принести предмет или его фотографию для выставки в классе.

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное УчреждениеСредняя Общеобразовательная Кадетская Казачья школа Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка
Презентация к факультативу. Раздел: «Традиции и обычаи» «Жилища казаков» Составила учитель музыки 1 категории Трушина Светлана Юрьевна

Цели и задачи занятия
Познакомить учащихся с жильём казаков, с техникой постройки хат Развивать любознательность Воспитывать любовь и уважение к народным традициям

Как казаки строили себе жильё
Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату.

Турлучные дома

Хаты строили на основе деревянного каркаса – хата тогда называлась турлУчной, от слова турлУк – плетень, обмазанный глиной, или возводили дома из самАна – материала, состоящего из нескольких компонентов.

Строительство турлучных домов
По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой.

Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» - глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой).

Крыли ее путаной соломой или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь Технология сооружениятакой хаты перенесена с Украины. Для летнего пользования во дворе ставили небольшую печку – кабицу. Над ней ставили легкий навес. . Казачья хата почти не отличалась от жилища жителей Украины.

Как казаки строили себе жильё из самана
Казаки строили себе жильё из самана. Саман – это кирпич из глины с примесью соломы. На строительство собирались всем селом. Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены

Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности. Крыши крыли камышом или соломой

На подворьях казаков всегда царили чистота и порядок. Во всем чувствовался хозяйский подход. Существовала даже пословица: «Каждый казак – государь в своем дворе».

Дома располагались очень компактно, расстояние между хатами, особенно в центре станицы, могло составлять лишь несколько метров. Дома богатых и бедных строились на один образец – из двух комнат: одной побольше – «горницы» и меньше «стряпухи».
В хатах было просто и уютно. Внутри домов всегда одна половина чистая, заботливо прибранная (горница). Здесь находились стол, сундук, лавки, грубка с лежанкой, за ней настил, где спали (полок).

Значимым местом был печной угол. Большая четырех­угольная печь, занимавшая значительную часть помещения в хате, служила предметом особой заботы хозяйки дома, стремившейся содержать ее в чистоте («всегда чисто вымазана»), а по возможности и украсить ее.

Великая хата

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 1

г. Серафимовича Волгоградской области

Исследовательская работа

"Казачья хата, чем богата?"

Выполнила: Авдеева Маргарита ученица 3 «В» класса

Научный руководитель: Верстюк Ю.А.

Введение.

Глава IИз истории Донского жилица.

      Казачьи поселения на Дону.

      Старинные здания станицы Усть-Медведицкой.

      Донская казачья хата

Глава 2.. Современные постройки в Станице.

2.1. Здания и сооружения 2.2.Мой дом сегодня.

Глава 3. Моя станица в будущем.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение.

1.Фото «Жилища донских казаков»

ВВЕДЕНИЕ

Всех жителей городов, станиц, поселков Донского края можно назвать одним словом - "казаки". А еще все мы- земляки. Так называют людей, у которых одна земля, общая малая родина. Каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа, так как в них отражается душа народа: уклад его жизни, любовь к труду и земле, почитание отцов и дедов. Это наши корни, наши истоки.

Цель исследования: исследовать как выглядело жилище (дом) казаков станицы Усть-Медведицкой.

Задачи:

1.изучить историю казачьих построек;

2. охарактеризовать казачью хату;

3.предоставить фотоматериал казачьей хаты.

Гипотеза: казачья хата - зеркало времени, традиций Донскогонарода;

Актуальность выбранной темы:

Без прошлого нет будущего.

Методы исследования :

1) поиск материала;

2) анализ полученного материала;

3) изучение сведений и фактов из истории казачества;

4)фотографирование

Чтобы изучить прошлое и настоящее казачества, мы читали и выбирали интересную информацию из научно-популярной и энциклопедической литературы, изучали интернет – ресурсы, общались с казаками и атаманом, записывали важную информацию, посетили Серафимовичский районный литературно-краеведческий музей.

Материал данной исследовательской работы может использоваться на уроках «Краеведения» и будет интересен всем, кто изучает историю родного края..

Глава I Из истории Донского казачества.

      Казачьи поселения на Дону.

Мы живём в Донском крае. Издавна на этих землях селились казаки.

Недостаток летописных источников не позволяет точно определить время зарождения Донского казачества. Известен и такой факт, что Донские казаки в 1380 г. преподнесли князю Дмитрию Донскому накануне Куликовской битвы икону Божией Матери. Эти и другие упоминания указывают на то, что на Дону в это время уже складывалась община людей, которая могла стать зерном Донского казачества.

      Старинные здания станицы Усть-Медведицкой.

Прошло много лет со времени заселения казаков на донские земли. Но и сегодня на улицах станицы Усть-Медведицкой мы можем видеть старинные здания. На улице Октябрьской стоят дома, которые были построены в 1908 году.

Улицы имели благоустроенный вид, тротуары были выложены булыжником, стройными рядами росли липы, акации, серебристые тополя. По ночам на перекрестках и возле домов знати светились керосиновые фонари.
В станице имелись три мельницы, винокуренный, кожевенный, кирпичный заводы, с десяток кабаков, винные склады, амбулатория, окружная больница на 25 кроватей, окружная тюрьма на 80 человек, аптека, Окружное дежурство III военного округа, гарнизонные казармы, окружное казначейство, управление окружного атамана, станичное правление, три клуба – дворянский для офицеров, купеческий и всесословный. В станице были магазины, лавки, ремесленные мастерские, проходили знаменитые летние и зимние ярмарки. Здесь действовали две типографии, водокачка, электростанция и почтовая контора, был свой театр и первый на Среднем Дону «синематограф». «Вторая столица Войска Донского» – так называлась Усть-Медведицкая. Однако с прокладыванием железной дороги Москва-Царицын в конце XIX века станица оказывается на околице торгово-экономической жизни.

1.3.Донская казачья хата

Мы побывали в Серафимовичском Районном Литературно-Краеведческом Музее и узнали, что в казачьих станицах строились хаты в украинской или южнорусской традиции. Они были глинобитными или саманными, крыши – крыли камышом или соломой.

Хаты строили из самана. Саман – смесь глины, соломы, камыша, лошадиного навоза.

Деревьев было мало, а глины было много. Соломы тоже было много, так как казаки выращивали хлеб. Почти в каждой семье были кони. В саман добавляли лошадиный навоз для того, чтобы саманный кирпич не рассыпался (для крепости) и для тепла. А также в печах обжигали кирпич. Большинство сохранившихся зданий были построены из этого кирпича.

Смешивали саман лошадьми. Мужчины из смеси делали кирпичи. Кирпичи сохли на солнце. Поэтому хату строили летом. "Под углы хаты закладывали монеты, чтобы быть богатыми; на пороге прибивали подковы, чтобы быть счастливыми, чтобы водился скот; на плетни вешали черепа, подворье окропляли святой водой, чтоб не подступали злые духи; русскую печку разрисовывали петухами, рыбками, розами, в цвет васильков раскрашивали окна, чтобы радовали глаз...

Строили хату всей родней, всей улицей, всей станицею."

Крыли хату соломой или камышом. Такая крыша называлась "стреха". Пол в хате был земляной, землю смазывали глиной. Построенную хату белили известью или мелом снаружи и внутри.

Украшением хаты были наличники на окнах и ставни – для защиты от солнца. Летом в саманной хате прохладно, а зимой тепло.

В хате обычно коридор, большая комната и сени. На пол для тепла бросали солому, поверх соломы стелили домотканые половики.

Значительную часть комнаты занимала печь - сердце дома. Около печи - угольник.

В каждой хате был «Красный угол» (от слова «красивый»). Его называли «Святой» - помещались иконы, украшенные рушниками.На стенах висели фотографии - традиционные реликвии казачьих семей с сюжетами: проводы и служба в армии, свадьбы, праздники.

Глава 2. Современные постройки в Станице Усть-Медведицкой 2.1. Здания и сооружения.

В Станице Усть-Медведицкой ра­бо­та­ет центральная районная больница, библиотека, спортивная школа, магазины, торговые центры, музыкальная школа, детский центр. Зимой работает каток.

2.2.Мой дом сегодня.

Я проживаю на улице Подтелкова в большом частном доме. Мой дом просторный, и очень уютный. В нем 11 комнат. Все они просторные и уютные. У меня есть своя комната. Я ее очень люблю.

Моя комната розовая. Здесь стоят кровать, стол, комод, и шифоньер. В моей комнате много игрушек. Я люблю проводить время дома с родителями и с друзьями.

Наш дом красивый и современный. У нас нет русской печи с лежанкой, но есть тёплые батареи. У нас нет летней кухни, но на газовой плите мама готовит вкусные донские щи.Мой папа не умеет играть на гармони, но у нас есть телевизор и компьютер. В нашем доме хранятся фотографии наших прадедов, которые защищали нашу землю от врагов. Есть у нас и атрибуты казачества: казачья форма, шашка. Я люблю свой дом.

Глава 3. Моя станица в будущем.

Я очень хочу, чтобы в будущем наша станица стала ухоженной, красивой, и современной. В Станице обязательно будет огромный парк, где будут жить много разных животных и птиц, и где дети будут играть с ними на лужайках.Я бы хотела видеть в нашей станице аквапарк, бассейн, красивый парк где дети могли кататься на роликах.

Заключение.

Каждый человек должен знать о культуре своего народа. Моя гипотеза - : казачья хата - зеркало времени, традиций Донского народа- подтвердилась. Изучив материал по теме, я пришла к выводу, что изучать историю казачества необходимо для того, чтобы у молодого поколения была гордость за своё отечество и готовность продолжать славные дела казаков..

В работе были использованы следующие методы исследования:. поиск материала; анализ полученного материала; изучение сведений и фактов из истории казачества; просмотр телематериалов и фильмов, фотографирование.

Гипотеза о том, что казачья хата - зеркало времени, традиций донского народа; подтвердилась. Меняется культура народа – меняется жилище людей. Во внешнем и внутреннем облике жилища видна культура и традиции народа.

Список использованной литературы.

1.Районная газета "Усть-Медведицкая".

2.Газета "Казачий круг".

3.Фонды Серафимовичского Районного Литературно-краеведческого музея.

4. Фонды Усть-Медведицкой казачьей галереи.

5. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://malivka.com/istoriya-petrikovskoie-rospisi/Page-3.html

  • познакомить учащихся с жизнью и бытом народов населяющих Кубань;
  • привитие любви к родному краю, труду, традициям кубанского народа;
  • воспитание патриотических чувств.

Оборудование: экспонаты музея “Казачья горница”, магнитофон, кассеты с фонограммами песен.

Место проведения урока – этнический музей “Казачья горница” МОУСОШ №7 с. Кабардинки

Ход урока

1. Организация урока.

В нашей школе 2003 году открылся этнический музей, для того, чтобы знакомить учащихся с жизнью и бытом народов поселившихся когда-то на территории нашего края. А так как отстояли и сохранили в своё время нашу малую Родину казаки, посланные государством на южные рубежи из разных уголков России, то и музей посвящён им, казакам, которые не жалели сил и жизни, исполняя воинский долг. Здесь собраны подлинные предметы быта далёких лет.

2. Основная часть.

Я думаю, вам будет интересно узнать о житье-бытье казаков. А начиналось всё с Указа царицы Екатерины II о пожаловании казакам земель за их добросовестную службу. И потянулись обозы с нехитрым казачьим скарбом по пыльным степным дорогам. И стали стекаться ещё на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи. Так появились наши предки-казаки на Кубани. Обживая земли, казаки строили себе жильё: мазанки, хаты (фото 1). Хаты строили из самана, обмазывали глиною с обеих сторон. Хата внутри и снаружи обязательно белилась.

Как вы думаете, для чего?

Белый цвет – это символ чистоты и опрятности. Крыши под камышом и соломой. Пол здесь обмазывался глиною. Хату огораживали вот таким плетнём.

Вы находитесь в казачьей светлице, главной комнате станичной хаты. Так она выглядела 200-300 лет назад, но и сейчас многое из этого, что вы видите, ещё живёт в домах станичников. Здесь каждая вещь подлинная, это реликвия, она дышит историей народа, хранит тепло и нежность женских рук. Мужчина главной своей работой считал службу Отечеству, дома бывал редко, поэтому вся ответственность за семью ложилась на женщину. Жизнь казачки была не легка! Все полевые работы на ней, готовить и кормить детей (а их в семье было чаще всего больше 10), ухаживать за стариками, носить воду вёдрами из реки, содержать дом, животных. При такой нагрузке женщина чаще всего ночью украшала свой дом так, как мы видим сейчас.

Самым главным местом в горнице считался Святой угол (фото 2). Православные казачие семьи все свои важные моменты связывали с именем Господа. Просили благословение на службу, брак, постройки, и др. Наш музей имеет замечательный иконостас усилиями атамана Мешкова В.А., Капинос В.Н., а также учащихся и жителей. В дни открытия музея произошло примечательное событие. Снимая грязь специальным раствором с одной из картин, Капинос В.Н., обнаружил отчётливую запись 1903 год художник Дьяченко Григорий. Картина называется “Кончина Серафима Саровского”. (Серафим Саровский при жизни имел дар исцелять людей. Каждого, кто приходил к нему, он приветствовал: “Радость моя” и исцелял.) Казаки брали эту икону в поездки. Несколько дней спустя учитель физики А.Е. Казанджи подарила музею книгу “Духовные посевы”, автором которой являлся магистр богословия Дьяченко Григорий. Так в нашем молодом музее встретились два произведения одного автора. В нашем иконостасе имеются и подарки учащихся: из Санкт-Петербурка ребята старших классов привезли икону Божьей матери, особо почитаемую в народе. Вы видите икону Сергия Радонежского покровителя просвящения и образования. Её в дар музею принёс ученик Гордюшкин Владимир.

Важным предметом в казачьем быту была кровать (фото 3), изготовленная из дерева своими руками. Такую мы не нашли, т. к. в 30-х годах прошлого века появились кровати железные, такую мы вам и представляем. Обязательно было обилие подушек, перин. Кровать – это место отдыха всё должно этому служить! Женщина здесь всё тщательно украшала. Обратите внимание на наволочки: они своеобразно изготовлены, это тонкая и кропотливая работа обычных крестьянок. Конечно это изделие не на каждый день, а праздничная, либо для гостя. Детям и взрослым залезать на кровать, сидеть на такой постели категорически запрещалось. Застелена кровать ярким лоскутным одеялом, опять много красного цвета, цвета жизни. В жизни людей всё было так разумно устроено, что чем больше узнаёшь, тем больше изумляешься! Маленькие остатки от шитья не выбрасывали, а собирали вот в такой весёлый узор. Одеяло тоже сшито самой хозяйкой. Девочки рано приобщались к такой работе, в 4 года девочка уже умела шить.

На стене вы видите ковёр (фото 4). Он трофейный. Его принёс с поля боя казак родом из Чернигова. Это было очень интересный человек, он очень любил сады, деревья. Куда бы он не поехал, отовсюду привозил саженцы различных деревьев. Его сад и сейчас цветёт прямо над рекой Псекупс. Однажды он нашёл коврик, им он укрывал коня, чтобы добраться до дому. Вот и добрался, ковёр теперь у нас в музее. Определить его возраст невозможно. Но потомки сохранили его в память о своём деде.

Возле кровати родителей находится колыбель (фото5). Она обычно передавалась из поколения в поколение и служила много лет. Такую мы не нашли. Но Владимир Николаевич казак нашего общества, предложил сделать такую колыбель, в которой спал сам, его брат, сёстры. Так появилась эта колыбель, а Татьяна Анатольевна Хлыповка, казачка, украсила её вот такими ромашками. Колыбель покрыта пологом. Для чего? Когда дитя рождалось, то 40 дней ребёнка нельзя было показывать чужим людям, боялись дурного глаза, а после 40 дней можно, т. к. ребёнок был под защитой Бога (тогда крестили в 40 дней). Ночью в окно светила луна, она мешала ребёнку спать, полог защищал. В окно залетали мошки, полог оберегал.

В каждой хате была русская печь (фото 6), она являлась не только вместилищем пищи, домашним очагом, но и воплощала идею благополучия в доме, семейного тепла.

Одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака был стол (фото 7) . Вот этот стол, что перед вами, изготовлен в 1900 году, он сделан руками мастера. За свою долгую жизнь он не знал ни краски, ни лака. За это время стол почернел, однако, ещё может долго служить людям. “Стол – то же, что в алтаре престол”, а потому и сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви. Стол немыслим без хлеба – как пищи, как символа благополучия.

А не задавали вы себе вопрос, почему, приветствуя гостей, подносят не только хлеб, но и соль?

Соль, по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился хлебом и солью, значит, он не замышляет зла.

Как хлеб дошёл, там пирог пошёл,
А пирог дошёл, там блин пошёл,
А блин дошёл, так в мир пошёл.

– У нас на Кубани угощались не только блинами, пирожками с кабаком, с фасолью, пирогами с капустой, курагой, яблоками. А какие пампушки с чесноком! И, конечно, узвар из сушёных кубанских фруктов или чай. Вместо заварки, калина или фруктовые веточки.

Украшением стола в хате был самовар (фото 8, а). Своим горячим, чаем в зимние вечера согревал он души и тело домочадцев, собирая всех вместе за столом.

А вот какие чуваны, чугуны (фото 8 (б, в) ) стоят в печи. Запах ароматного борща и вкусной каши когда-то исходил из них, радуя детей и взрослых. Старожилы утверждают, что более ароматного борща, приготовленного в печи, ничего не существует.

Фото 8б

Фото 8в

А как называлось вот это приспособление? (Учитель показывает ухват ). Для чего он служил?

Совершенно верно. С помощью ухвата можно поставить чугун в печь и вынуть из печи.

А это тоже приспособление, которое всегда стояло у плиты, и которым могли разгрести в печи жар – это кочерга .

Чего только не было в казачьей хате, но каждый предмет имел своё назначение, к нему относились бережно.

    • Вот это изделие называется рубель (фото 9), а использовали его для глажки белья.

    • Время шло, жизнь казаков менялась и свидетельством достатка, были вот такой утюг (фото 10).

Кто знает, каков принцип его работы? (внутрь утюга насыпали раскалённые угли, от этого он нагревался, и можно было гладить)

– Человек во все времена стремится украсить свой быт. “Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства ” - гласит пословица. Народ творил из простого материала: дерева, глины, но ценность изделия умельцев определялась не материалом, а их мастерством и фантазией.

Много талантливых мастеров было у нас. Умели и половики ткать (фото11) на загляденье, рушники вышивать и прясть пряжу вот на такой прялице (фото12). Особое слово хочется сказать о рушниках . Это не просто полотенце, как мы считаем сейчас, это произведение искусства. Вышивали рушники в девичестве и в таком количестве, чтобы хватило на всю жизнь, так как после замужества этим заниматься было некогда. Рушниками покрывали те вещи, которые хотели выделить: документы, фотографии и иконы.

В каждом дворе женщины умели плести кружева . Да какие красивые! Украшали ими полотенца, накидки. Всюду были кружевные салфетки.

Перед вами одежда (фото13) казака, мальчика – подростка, женская одежда и детский костюмчик. Нет ни одной из них, чтоб она не была украшена. Кофта женская изготовлена на домашнем верстаке, что имела каждая семья, полотно соткано из льна-прядива, отбелено в проруби, а затем вышито. Такая одежда имелась у каждой женщины, она умела это делать, причём вышивка у каждой была своя, неповторимая. Этой кофте уже 230 лет. Её нам подарила Малинина Нина Яковлевна.

А вот праздничный костюм маленькой девочки из Ярославской губернии. Ему уже 50 лет, принесла его в наш музей завуч Лупова Т.И. Это подарок её бабушки. Сколько же времени надо было затратить этой труженице, чтобы и кружевами оплести, и расшить цветами такую одежду?! Татьяна Ивановна убеждена, что такой подарок – единственный. Вот фото (фото14), на котором ей 5 лет и Татьяна Ивановна одета в этот костюмчик.

Одежда и всё, что ценное было для семьи, хранилось в сундуках (фото15). Сундуки были разных размеров, по–разному изготовлены, украшены, но обязательно были. У нас не большой сундук, но с большой исторической судьбой. Сегодня нет уже прямых его хозяев, а внукам хозяев уже 80 лет. Внучка Снегирёва Вера Ивановна в 20 годах 20-го века из Геленджика переехала на Крайний Север, в Дудинку. Через 20 лет семья вернулась в Геленджик и привезла с собой сундук. Они не смогли его там оставить, это часть их истории, их судьбы. В. И. Снигерёва решила подарить его нашему музею.

А вот изделие мастеров плетения корзин (сапеток) и кошёлок ! (фото16) В магазине таких вещей купить было нельзя. Вот и приходилось самим плести из прутьев. Удобные, лёгкие, вместительные. Побольше - для взрослых, поменьше - для детей.

Как бы горько не жилось народу в прошлом, без песни – ни шагу. Песня – целительница, песня – плач, песня – пляска. От всех бед и печалей спасала песня.

А какой весёлой была бытовая песня. Игровые и хороводные песни показывали размах, удаль, весёлость и широту русской натуры.

А теперь почувствовав дух того времени, давайте споем песню В. Захарченко “Мы с тобой казаки” (фото17).

3. Итог урока.

Наш урок окончен. Что вам понравилось и запомнилось из сегодняшней беседы?

Загрузка...