domvpavlino.ru

Кубановедение. Исследовательская работа "Казачья хата, чем богата?" Саманный, деревянный, турлучный

«Каждый казак - государь в своем дворе»

На Кавказе люди жили с древних времен. Самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом или соломой. Первые поселения возникали в плавнях, речных камышовых зарослях, где землянку не выкопаешь. Поэтому жилища делали турлучные. Стены плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была, безусловно, камышовая, с отверстием для выхода дыма.

«Мой дом - моя крепость». Казаки с полным основанием могли бы подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонные сооружения. Кроме того, в нем явственно прослеживались черты древнейшей самобытной истории.

Казачий курень - еще один довод против теории о происхождении казачества из беглого населения России. Жилища-хаты казаков строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины.

Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол - глинобитный. Крыша - из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с русской печью в заднем углу и малую хату. Почти в каждой хате имелся «красный» угол с иконой под рушником. Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, колодец, летняя печь, сарай для скота, навес для повозок. Оградой служил плетень из хвороста или камыша.

ОБРЯДЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЖИЛЬЯ

На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы всё водилось».

Матку - сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто».

В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим божье благословение на обитателей дома.

После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (её не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО КАЗАЧЬЕЙ ХАТЫ

Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата.

В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол.

В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: («горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д.

Центральным местом в доме был «красный угол» - «божница». «Божница оформлялась из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола - угольника. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: «паски»,венчальные свечи, просвирки, записи молитв, поминальные книжки.

Рушники - традиционный элемент украшение кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью.

Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.

Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты - фотографии на стене - традиционные семейные реликвии. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.

КАЗАЧИЙ КОСТЮМ

Существуют два мнения по поводу казачьего мужского костюма. Одни считают его военной формой, другие утверждают, что это национальная одежда. Как ни странно, правы и те и другие. В казачьей одежде много традиционных черт, и на протяжении столетий мужской казачий костюм так мало менялся, что его можно считать национальной одеждой.

До начала XIX века казаки на службе носили ту же одежду, что и дома, и воевали «в домашности». В 1805 году, когда казачество было окончательно превращено из народа в сословие, была определена и казачья форма. Казаков весьма жестоко обязали носить ее постоянно. Известен случай, когда два казака, студенты Харьковского университета, появились в Новочеркасске в гражданской одежде и за это их посадили в дом для умалишенных.

Так что утверждение об особой любви и приверженности к военной форме так же безосновательно, как и представление о какой-то особенной любви казаков к военной службе. Казаки, как и все народы, с любовью и уважением относились к национальному костюму, который выделял их из числа других народов, делал особенными.

Многие черты национального костюма перекочевали на военный мундир. По нему можно было указать о казаке почти все: какого войска, сколько служит, в каком чине, а при условии знания станиц и казачьих родов (полки набирались из одних и тех же станиц и хуторов), узнать и фамилию, и имя.

Традиционный женский костюм состоял из юбки и кофточки (блузки), назывался «парочка». Блузка могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами, бисером.

Юбки шили из ситца или шерсти, широкие, в пять - шесть полотнищ (полог) на вздёрнутом шнуре - учкуре, для пышности присобранные у пояса. Внизу юбка украшалась кружевами, оборками, мелкими складочками.

Женский костюм - это целый мир. Не только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имели свой особый наряд, который отличался деталями одежды. Замужняя девушка или невеста, какого она рода, и даже сколько у женщины детей - все это мог рассказать костюм казачки.

КАЗАЧЬЯ ПИЩА

Каждодневной пищей была рыба. Ее сушили, солили, варили. Любили казаки вареники, галушки, борщ. На Кубани ели больше мяса и мясных блюд, особенно птицы, свинины и баранины.

Из фруктов и овощей делали начинки для пирогов, варенье, компоты, они сушились и солились на зиму. Кубанцы готовили арбузный мед, пастилу.

Пища делилась на ежедневную и праздничную, постную и скоромную. Были различия в питании зажиточных казаков и бедноты. Часто беднота довольствовалась пустым борщом (без мяса), рыбой и квашеной капустой.

Пищу варили в печи (зимой в доме, кухне, летом - в летней кухне или в летней печи во дворе). В каждой семье была необходимая простейшая утварь: чугуны, плошки, миски, сковороды, ухваты - рогачи, чаплейки, кочерги.

СЕМЕЙНЫЙ БЫТ

Семьи на Кубани были большие. Рождение 5 - 7 детей в казачьей семье было обычным явлением. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше: помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, сюда примешивались чисто практические интересы - на будущего казака, воина община выдавала наделы земли.

Дети рано приобщались к труду, с 5 -7 лет они выполняли посильную работу. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Матери и бабушки обучали девочек и внучек умению любить и беречь семью, рачительному ведению хозяйства.

В семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении и казачьем самоуправлении.

В казачьих семьях трудились, не покладая рук. Особенно тяжёлыми были полевые работы в страдную пору - уборка урожая. Работали от зари до зари, жить перебирались всей семьёй в поле. Домашними делами занимались свекровь или старшая невестка.

Зимой, с раннего утра до поздней ночи, женщины пряли, ткали, шили. Мужчины в зимнюю пору занимались всевозможным ремонтом и починкой построек, орудий труда, их обязанностью был уход за лошадьми и скотом.

Казаки умели не только работать, но хорошо отдыхать. Традиционной формой общения были «беседы», «улицы», «посиделки». На «беседах» коротали время женатые и пожилые люди. Здесь обсуждали текущие дела, делились воспоминаниями, обязательно пели песни.

Молодежь предпочитала «улицу» летом или «посиделки зимой. На «улице» завязывались знакомства, разучивались и исполнялись песни; песни и танцы сочетались с играми. «Посиделки» устраивались с наступлением холодов в домах девушек или молодых супругов.

Конечно же, кроме исторических песен у казаков было и осталось море песен свадебных и лирических, обрядовых и хороводных, плясовых и шуточных.

Веселая и к месту затеянная песня на свадьбе всегда получала спонтанную поддержку всех присутствующих гостей. Игровая песня легко «втягивала» в круг людей разного возраста и разного темперамента. Тем более, если слова песни наполнены хлесткостью и щедрым юмором.

Песню любили, лелеяли и потому то в конце рабочего дня, к вечеру, особенно в сенокосную пору, возвращавшиеся в станицу мужчины и женщины, парни и девушки отдыхали в песне. То тут, то там вспыхивала она яркими кострами, широко неслась по неоглядной степи, приближалась к станице, дробилась эхом и вновь сливалась воедино. Песня была венцом всему доброму, порождаемому человеком на земле.

Очень часто устраивались соревнования по верховой езде. В любой момент мог «вспыхнуть» заезд на скорость. Группа парней выстраивалась в конном строю на окраине станицы или на конце поля, где днем шла работа. Срывались с места и со свистом, с гиком, поднимая пыль, неслись к месту выпаса. Побеждал тот, кто первым приходил к условленному месту. Победители щедро награждались.

Юля Войнова
Конспект НОД «Казачья хата» (подготовительная группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Казачья хата» с использованием ИКТ.

Программные задачи. Познакомить учащихся с жильём казаков, с техникой постройки хат. Развивать любознательность. Воспитывать любовь и уважение к родному краю, к народным традициям

Ход занятия

1. Вводная часть.

Любили казаки свой край Слайд 1

И превратили его в рай.

Пахали, строили, служили.

Обычаи и веру сохранили.

Сегодня в прошлое мы с вами попадём,

Дом казака увидим и в него войдём.

О том, как жили, многое узнаем.

Итак, готовы? Мы начинаем.

Прежде чем мы с вами отправимся в увлекательнейшее путешествие, давайте проверим, знаете ли вы старые слова нашего края.

2. Словарная работа.

Сохи – столбы

Подсошки – малые столбы

Вехть - тряпка

Сноп – связка с колосьями. Слайд 2

Периметр дома – стены, границы дома. Слайд 3

Каркас – конструкция из линейных элементов, скелет здания. Слайд 4

3. Основная часть.

Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое и узнать, как строили жилье наши предки.

а) знакомство со строительством турлучной хатой.

Турлучная хата строилась так: по периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые «сохи» и «подсошки», которые переплетались лозой. Слайд 5

Как только каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки», когда глину, вперемешку с соломой забивали в плетень. Слайд 6

Через неделю делали вторую мазку – «под пальцы», когда глину, смешанную половой (соломенной резкой, вминали и разглаживали пальцами.

Для третьей, «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, смешанный с соломенной резкой).

Была ещё и четвёртая мазка – «вихтювання». Тряпкой – «вихтем» - «размывали» стены, нанося на них аккуратным тонким слоем глину.

Для крыши заготавливали чистый сухой камыш. Слайд 7

Его срезали поздней осенью серпами. Из тростника вязались снопы – «Кулыки». Здесь были свои секреты: как вязать снопы, как ряд за рядом выкладывать, как крепить покрытия. Слайд 8

Напоследок делали побелку. Для этого использовали белую глину. Слайд 9

б) знакомство со строительством саманной хаты.

Позже хата строилась из самана. Слайд 10

Саман – это смесь глины с соломой

В такой хате зимой было тепло, а летом прохладно. На строительство собирались всем селом.

Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, в специальных формах. Слайд 11

Кирпичи сохли на солнце. Слайд 12

Поэтому хату строили летом.

Сушили, а затем выкладывали из них стены.

Также могли месить саман при помощи лошадей. Слайд 13

"Под углы хаты закладывали монеты, чтобы быть богатыми; на пороге прибивали подковы, чтобы быть счастливыми.

4. Казачье жилище.

Продолжаем наше путешествие. Давайте заглянем внутрь казачьей хаты. Слайд 14, 15

Казачье жилище было в основном одинаково для всех районов Кубани. В доме было две комнаты: великая и малая хата.

а) «Красный уг ол»

Желая создать свой дом местом святым, защищённым от злых сил, возведение жилища начинали со «святого угла». Поэтому самым нарядным в великой хате был «Красный угол» - «божница». Слайд 16

«Божница» состояла из одной или нескольких икон, украшенных цветами, вышитыми рушниками. Слайд 17

При вселении в дом вначале вносили в святой угол икону, чтобы нечисть не заводилась, и затем дом освещали. На столе, покрытом скатертью, стояли иконы (образа). Чаще всего они представляли образа Спасителя, Казанской Божией матери и Николая Чудотворца. Иногда они размещались на узкой полочке – божнице. Перед образами висела лампадка. Также в божнице сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, паски, пасхальные яйца, записи молитв, поминальные книжки.

Под «божницей» стоял длинный стол с лавками, за которым собиралась вся семья казака. Слайд 18

б) печь

А вы знаете, что в хате казака называли – «матушкой»?

Чтобы об этом узнать отгадайте загадку:

Если работает она,

Не будет голодная семья.

Можно на неё прилечь,

А зовётся она …печь. Слайд 19

Царицей в доме считалась печь (груба).

Как вы думаете почему?

Печь и кормила, и согревала, а ещё была лежанкой. Слайд 20

Печь часто оживала в народных сказках. Один только Емеля, разъезжающий на печке, чего стоит! Илья Муромец вообще 33 года на печи пролежал. Баба-Яга всё пыталась поджарить кого-нибудь, пихая на лопате опять же в печь, на которой и сама полежать была не прочь. А знаменитая говорящая печка с пирожками из «Гусей-лебедей»?

Давайте посмотрим иллюстрации сказок, где встречается печь.

Слайд шоу «Печь в сказках»

С печью связано так же множество суеверий. К примеру, на ночь в печь ложили полено и сосуд с водой, чтобы печь и огонь не испытывали нужды ни в еде ни в питье. Слайд 21

Не давали никому углей из печи - уйдёт достаток!

А о тех, кто был удачлив, говорили, что они «в печи родились».

Еду в ней готовили 1 раз с утра и на весь день. В первую очередь ставили еду для домашних животных. Пока она готовилась, хозяйка готовила продукты для семейной трапезы, резала овощи и месила тесто. Слайд 22

Многие из названий блюд сохранились и до наших дней. Давайте попробуем вместе назвать традиционные кубанские блюда (борщ, вареники, галушки).

Пшеничный хлеб обязательно должен быть на столе. Слайд 23, 24

Питались продуктами животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства. Наиболее популярным считался борщ. Любили казаки вареники, галушки, шкварки (поджаренные твёрдые кусочки сала). Пекли пироги.

в) убранство казачьей хаты

В великой комнате вдоль стен стояли широкие лавы, сундуки, в которых казаки хранили одежду. Слайд 25,26

Убранство казачьей хаты отличалось с одной стороны простотой. Большая роль в этом украшении отводилась рушникам. Они были очень разнообразны и имели много назначений:

Набожники вешались над иконами и назывались. Слайд 27

Утирачи - полотенце для вытирания рук и повседневного пользования.

Килковые они развешивались в хате в праздничные дни на «килки» - деревянные гвозди, а также на плетень во дворе.

Шляховые (дорожные) рушники обязательной принадлежностью, вышитые красным цветом, символизирующая счастливую дорогу.

Узоры на рушниках были разные. Но вышивка выполнялась на белом рушнике черными и красными нитками. Слайд 28

Вот посмотрите на элементы вышивки. Слайд 29

5. Заключительная часть.

В конце нашего путешествия давайте проверим, что вы запомнили.

Как называется жильё казака?

Из чего казаки делали хаты?

Какими были первые хаты - саманные или турлучные?

Как строили саманные хаты?

Как строили турлучные хаты?

Наше путешествие подошло к концу. Попрощаемся с нашими предками. Слайд 30

Возвращаемся в наше время. Слайд 31

Публикации по теме:

Выпускной бал (подготовительная группа) (Дети парами стоят возле музыкального зала) заходят мальчик и девочка) 1 ребенок 5 лет мы ждали этот день, Но наступил он как – то сразу.

Цели фольклорного праздника: -воспитание внутренней культуры ребенка на примере отношений, норм поведения, содержащихся в фольклорном материале;.

Уважаемые коллеги, хочу рассказать о том, что я очень люблю свой город Донецк. И какое бы ни было новое событие в нашем городке, я радуюсь.

Казачья джигитовка группа «Исток» - видеорепортаж Казачья джигитовка группа "Исток" из города Астрахань. Под таким названием прошло выступление гостей в селе Верхне Русское Шпаковского района.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 1

г. Серафимовича Волгоградской области

Исследовательская работа

"Казачья хата, чем богата?"

Выполнила: Авдеева Маргарита ученица 3 «В» класса

Научный руководитель: Верстюк Ю.А.

Введение.

Глава IИз истории Донского жилица.

      Казачьи поселения на Дону.

      Старинные здания станицы Усть-Медведицкой.

      Донская казачья хата

Глава 2.. Современные постройки в Станице.

2.1. Здания и сооружения 2.2.Мой дом сегодня.

Глава 3. Моя станица в будущем.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение.

1.Фото «Жилища донских казаков»

ВВЕДЕНИЕ

Всех жителей городов, станиц, поселков Донского края можно назвать одним словом - "казаки". А еще все мы- земляки. Так называют людей, у которых одна земля, общая малая родина. Каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа, так как в них отражается душа народа: уклад его жизни, любовь к труду и земле, почитание отцов и дедов. Это наши корни, наши истоки.

Цель исследования: исследовать как выглядело жилище (дом) казаков станицы Усть-Медведицкой.

Задачи:

1.изучить историю казачьих построек;

2. охарактеризовать казачью хату;

3.предоставить фотоматериал казачьей хаты.

Гипотеза: казачья хата - зеркало времени, традиций Донскогонарода;

Актуальность выбранной темы:

Без прошлого нет будущего.

Методы исследования :

1) поиск материала;

2) анализ полученного материала;

3) изучение сведений и фактов из истории казачества;

4)фотографирование

Чтобы изучить прошлое и настоящее казачества, мы читали и выбирали интересную информацию из научно-популярной и энциклопедической литературы, изучали интернет – ресурсы, общались с казаками и атаманом, записывали важную информацию, посетили Серафимовичский районный литературно-краеведческий музей.

Материал данной исследовательской работы может использоваться на уроках «Краеведения» и будет интересен всем, кто изучает историю родного края..

Глава I Из истории Донского казачества.

      Казачьи поселения на Дону.

Мы живём в Донском крае. Издавна на этих землях селились казаки.

Недостаток летописных источников не позволяет точно определить время зарождения Донского казачества. Известен и такой факт, что Донские казаки в 1380 г. преподнесли князю Дмитрию Донскому накануне Куликовской битвы икону Божией Матери. Эти и другие упоминания указывают на то, что на Дону в это время уже складывалась община людей, которая могла стать зерном Донского казачества.

      Старинные здания станицы Усть-Медведицкой.

Прошло много лет со времени заселения казаков на донские земли. Но и сегодня на улицах станицы Усть-Медведицкой мы можем видеть старинные здания. На улице Октябрьской стоят дома, которые были построены в 1908 году.

Улицы имели благоустроенный вид, тротуары были выложены булыжником, стройными рядами росли липы, акации, серебристые тополя. По ночам на перекрестках и возле домов знати светились керосиновые фонари.
В станице имелись три мельницы, винокуренный, кожевенный, кирпичный заводы, с десяток кабаков, винные склады, амбулатория, окружная больница на 25 кроватей, окружная тюрьма на 80 человек, аптека, Окружное дежурство III военного округа, гарнизонные казармы, окружное казначейство, управление окружного атамана, станичное правление, три клуба – дворянский для офицеров, купеческий и всесословный. В станице были магазины, лавки, ремесленные мастерские, проходили знаменитые летние и зимние ярмарки. Здесь действовали две типографии, водокачка, электростанция и почтовая контора, был свой театр и первый на Среднем Дону «синематограф». «Вторая столица Войска Донского» – так называлась Усть-Медведицкая. Однако с прокладыванием железной дороги Москва-Царицын в конце XIX века станица оказывается на околице торгово-экономической жизни.

1.3.Донская казачья хата

Мы побывали в Серафимовичском Районном Литературно-Краеведческом Музее и узнали, что в казачьих станицах строились хаты в украинской или южнорусской традиции. Они были глинобитными или саманными, крыши – крыли камышом или соломой.

Хаты строили из самана. Саман – смесь глины, соломы, камыша, лошадиного навоза.

Деревьев было мало, а глины было много. Соломы тоже было много, так как казаки выращивали хлеб. Почти в каждой семье были кони. В саман добавляли лошадиный навоз для того, чтобы саманный кирпич не рассыпался (для крепости) и для тепла. А также в печах обжигали кирпич. Большинство сохранившихся зданий были построены из этого кирпича.

Смешивали саман лошадьми. Мужчины из смеси делали кирпичи. Кирпичи сохли на солнце. Поэтому хату строили летом. "Под углы хаты закладывали монеты, чтобы быть богатыми; на пороге прибивали подковы, чтобы быть счастливыми, чтобы водился скот; на плетни вешали черепа, подворье окропляли святой водой, чтоб не подступали злые духи; русскую печку разрисовывали петухами, рыбками, розами, в цвет васильков раскрашивали окна, чтобы радовали глаз...

Строили хату всей родней, всей улицей, всей станицею."

Крыли хату соломой или камышом. Такая крыша называлась "стреха". Пол в хате был земляной, землю смазывали глиной. Построенную хату белили известью или мелом снаружи и внутри.

Украшением хаты были наличники на окнах и ставни – для защиты от солнца. Летом в саманной хате прохладно, а зимой тепло.

В хате обычно коридор, большая комната и сени. На пол для тепла бросали солому, поверх соломы стелили домотканые половики.

Значительную часть комнаты занимала печь - сердце дома. Около печи - угольник.

В каждой хате был «Красный угол» (от слова «красивый»). Его называли «Святой» - помещались иконы, украшенные рушниками.На стенах висели фотографии - традиционные реликвии казачьих семей с сюжетами: проводы и служба в армии, свадьбы, праздники.

Глава 2. Современные постройки в Станице Усть-Медведицкой 2.1. Здания и сооружения.

В Станице Усть-Медведицкой ра­бо­та­ет центральная районная больница, библиотека, спортивная школа, магазины, торговые центры, музыкальная школа, детский центр. Зимой работает каток.

2.2.Мой дом сегодня.

Я проживаю на улице Подтелкова в большом частном доме. Мой дом просторный, и очень уютный. В нем 11 комнат. Все они просторные и уютные. У меня есть своя комната. Я ее очень люблю.

Моя комната розовая. Здесь стоят кровать, стол, комод, и шифоньер. В моей комнате много игрушек. Я люблю проводить время дома с родителями и с друзьями.

Наш дом красивый и современный. У нас нет русской печи с лежанкой, но есть тёплые батареи. У нас нет летней кухни, но на газовой плите мама готовит вкусные донские щи.Мой папа не умеет играть на гармони, но у нас есть телевизор и компьютер. В нашем доме хранятся фотографии наших прадедов, которые защищали нашу землю от врагов. Есть у нас и атрибуты казачества: казачья форма, шашка. Я люблю свой дом.

Глава 3. Моя станица в будущем.

Я очень хочу, чтобы в будущем наша станица стала ухоженной, красивой, и современной. В Станице обязательно будет огромный парк, где будут жить много разных животных и птиц, и где дети будут играть с ними на лужайках.Я бы хотела видеть в нашей станице аквапарк, бассейн, красивый парк где дети могли кататься на роликах.

Заключение.

Каждый человек должен знать о культуре своего народа. Моя гипотеза - : казачья хата - зеркало времени, традиций Донского народа- подтвердилась. Изучив материал по теме, я пришла к выводу, что изучать историю казачества необходимо для того, чтобы у молодого поколения была гордость за своё отечество и готовность продолжать славные дела казаков..

В работе были использованы следующие методы исследования:. поиск материала; анализ полученного материала; изучение сведений и фактов из истории казачества; просмотр телематериалов и фильмов, фотографирование.

Гипотеза о том, что казачья хата - зеркало времени, традиций донского народа; подтвердилась. Меняется культура народа – меняется жилище людей. Во внешнем и внутреннем облике жилища видна культура и традиции народа.

Список использованной литературы.

1.Районная газета "Усть-Медведицкая".

2.Газета "Казачий круг".

3.Фонды Серафимовичского Районного Литературно-краеведческого музея.

4. Фонды Усть-Медведицкой казачьей галереи.

5. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://malivka.com/istoriya-petrikovskoie-rospisi/Page-3.html

Основу хозяйственной деятельности преобладающего большинства сельского населения Кубани (за исключением южных предгорных районов) в предреволюционный период составляло земледелие. Вырученные от продажи продуктов деньги старались вкладывать в усовершенствование земледельческого хозяйства. Обеспеченность простейшими сельскохозяйственными машинами и усовершенствованными орудиями, в том числе железными плутами, жнейками, сеялками, молотилками, на Северном Кавказе была высокой. И все же на большей части территории кубанского края техника сельского хозяйства и система земледелия были отсталыми. Земля обрабатывалась небрежно, слабо применялись такие приемы повышения плодородия, как правильные севообороты, зяблевая вспашка, пар.

Основным орудием пахоты с развитием земледелия стал плуг. С конца XIX в. деревянные части тяжелого двухколесного деревянного плуга постепенно заменяются железными. Посев зерновых и пропашных культур повсеместно производили ручным способом. Сеялки использовались в 900-е годы лишь в немногих богатых хозяйствах. Пахота, боронование и посев считались исключительно мужской работой, но если в семье было мало мужчин, им помогали женщины и дети. Посевом зерновых, требовавшим навыка, обычно занимались старшие в семье мужчины.

С первых чисел мая начиналась прополка; мотыга почти не выпускалась из рук и попеременно применялась на бахчах, в огородах, в поле, на участках кукурузы, подсолнечника, гороха, фасоли и т. д. Пололи гуртом - всей семьей, но поскольку на май часто назначались лагерные сборы, вся тяжесть работы обычно падала на женщин.

В конце мая - начале июня занимались уборкой сена. Сенокошение считалось мужской работой, однако почти во всех казачьих семьях косой владели и женщины. При недостатке рабочей силы на время сенокоса нанимали косарей, приходивших на заработки из внутренних губерний России. Сушкой сена обычно занимались женщины, мужчины укладывали его в копны и возили к скирдам.

Наиболее напряженным периодом сельскохозяйственных работ была уборка зерновых. В конце июня - начале июля поспевали озимые, во второй половине июля - яровые. Позднее начиналась уборка проса, льна, подсолнечника, кукурузы. В уборке участвовали все — взрослые, подростки, старики. При господствовавшей в то время примитивной земледельческой технике работать приходилось от зари до зари. Уборочная страда во многих семьях, у которых не было средств для найма рабочей силы, затягивалась до самой зимы.

Старинным орудием уборки хлеба был серп. В 80—90-е годы XIX в. он постепенно заменяется косой с прикрепленными параллельно клинку граблями.

Часть сельского населения за- нималась промыслами и ремеслами. Во многих станицах появились небольшие мукомольные, маслобойные, сыроваренные, пивоваренные, кожевенные, кирпичные, гончарные и другие предприятия, принадлежавшие предпринимателям из иногородних

После уборки хлеба начиналась молотьба, нередко затягивавшаяся до самой зимы. До конца XIX в. хлеб преимущественно молотили при помощи - гоняли быков или лошадей, нередко запряженных в повозку, по разостланным на току снопам. Для обмолота проса, бобовых, конопли, льна, подсолнечника употребляли цеп, которым в бедных хозяйствах обмолачивали и хлебные злаки. В отдельных предгорных станицах хлеб молотили также большими деревянными досками с кремневыми зубцами. В конце XIX - начале XX в. в богатых хозяйствах появляются молотилки, сначала конные, потом паровые. Молотилки стоили дороже других машин и поэтому в середняцких хозяйствах встречались редко.

После обмолота зерно веяли по ветру лопатой, а затем очищали при помощи кожаных решет, подвешенных на треноге (грохот). В 900-х годах во многих хозяйствах появились веялки. Провеянный и очищенный хлеб свозили в чувалах (мешках) и ссыпали в амбары.

Часть сельского населения занималась промыслами и ремеслами. Во многих станицах появились небольшие мукомольные, масло бойные, сыроваренные, пивоваренные, кожевенные, кирпичные, гончарные и другие предприятия, принадлежавшие предпринимателям из иногородних. Развивавшиеся в конце XIX в. горнодобывающие, главным образом нефтяные промыслы, были сосредоточены в руках иностранных капиталистов, которые использовали труд местного сельского населения закубанских районов.

В XIX в. до строительства железных дорог большое значение в экономике края имел чумацкий промысел - перевозка зерна, соли, спирта, мануфактуры, досок, стекла, железа и пр. между крупными торговыми пунктами (Ростовом, Ейском, Екатеринодаром, Майкопом, Усть-Лабинской и др.). Для казаков чумачество обычно служило лишь подспорьем к земледелию; им занимались в свободное от полевых работ время.

Почти во всех селениях Кубани развивались мелкие ремесла: в конце XIX - начале XX в. плотники, печники, портные, бондари, медники, стекольщики, кирпичники каменщики, гончары совмещали ремесло с земледелием. Казачки, уходившие на заработки (батрачки, прислуга), были главным образом из бедных семей, они были вынуждены готовить себе приданое на собственные средства.

В предгорных закубанских районах ремесла и промыслы были развиты значительно сильнее. Основным занятием закубанцев был вывоз строевого леса и изготовление на продажу разнообразных изделий из дерева: предметов сельскохозяйственного инвентаря, транспорта, домашней утвари. В ряде мест занимались извозом, выжиганием извести, добычей камня, сбором плодов, ягод и прочими работами. Но промыслы не приносили достаточного дохода, и потому в начале XX в. распространенным становится отход на земледельческие заработки в степные станицы, на поденную работу.

Классовое расслоение иногородних заметно усиливается в конце ХГХ - начале XX в. Выделяется прослойка богатых предпринимателей: одни из них занимаются торговлей, заводят различные промышленные предприятия, другие арендуют на продолжительный срок войсковые земли или покупают частные земли и создают крупные хозяйства капиталистического типа.

Жилище основной массы сельского населения Кубани в конце XIX - начале XX в. строилось преимущественно из местных строительных материалов — глины, камыша, соломы, хвороста, в лесных предгорных районах - из дерева. Наиболее характерным для Кубани считался турлучный дом - деревянный каркас, обмазанный с двух сторон глиной. Каркас сооружался из вертикальных столбов, пространство между которыми заполнялось деревянными плахами, хворостом или камышом. Верхние концы сох соединялись одним или двумя рядами бревен или досок - основой; поверх основы вдоль дома клали одну или две потолочные балки (матка - в восточных районах, сволок - в западных районах). На матку или сволок поперек постройки накладывали тонкие жерди (слежи, сволочки), которые заплетали хворостом или засыпали поверх слоем камыша. Подобная конструкция потолка была характерной и для жилищ, построенных из других строительных материалов. Каркас стен и потолка обмазывали с двух сторон толстым слоем (в 30-40 см) глины, смешанной с соломой. Забивали глиной полы, возвышавшиеся над поверхностью земли на 20-30 см.

Во многих степных станицах наряду с турлучными строились глинобитные дома. Стены глинобитных домов, широко распространенных и в других южных районах России, сооружались путем забивки деревянной опалубки глиной. Для покрытия крыши использовали камыш, чакан, солому. Соломенную крышу чаще всего крыли путаной соломой. В некоторых западных станицах крыли соломенными снопиками. В районах, где было много заболоченных речек и лиманов, преобладали камышовые крыши. При этом ровные ряды камыша предварительно связывали пучками, затем прикрепляли камыш к обрешетке крыши и снизу подбивали дощечкой — под корешок. Со строительством дома были связаны специальные обряды, направленные на обеспечение благополучия в семье и изобилия в доме. При закладке дома на место строительства бросали клочки шерсти домашних животных. Перья - «чтобы все водилось». Сволок (деревянные несущие брусья, на которые настилался потолок) поднимался не голыми руками, а на полотенцах - «чтобы в доме не было пусто». Под крышу подкладывали мелкие деньги, а в переднем углу в стену вмуровы- вали небольшой деревянный крест, призывая божье благословение на обитателей дома. После окончания строительных работ вместо платы (ее не полагалось брать за помощь) хозяева устраивали угощение (все это сопровождалось песнями).


Внутренне убранство казачьей хаты – интерьер кубанского жилища был в основном одинаков во всех районах Кубани. В хате находились две комнаты (великая и малая). В малой находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой комнате стояла мебель на за- каз: шкаф для посуды, сундук, комод для белья. Центральным местом в хате был «красный угол» – «божница»

Внутренне убранство казачьей хаты - интерьер кубанского жилища был в основном одинаков во всех районах Кубани 2 . В хате находились две комнаты (великая и малая). В малой находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой комнате стояла мебель на заказ: шкаф для посуды, сундук, комод для белья. Центральным местом в хате был «красный угол» - «божница». «Божница» украшалась вышитым рушником и бумажными цветами вокруг иконы. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священные или обрядные значения. Полы в доме были мазаные, в шкафчике для посуды стояли большой глиняный горшок, горшки поменьше, чавуны для приготовления борща и каши. В доме все было украшено вышитыми полотенцами - рушниками. На стенах висели фотографии - реликвии казачьих семей.

Поскольку в конце XIX в. в среде казачества были распространены большие семьи, жили чрезвычайно скученно. Там, где в доме было только одно жилое помещение, на нарах или помосте спали покатом по нескольку человек. Вторая половина связевого дома, в котором жила большая семья, обычно отапливалась и служила добавочным жильем. Во многих больших семьях молодые пары спали во дворе, в специально устраиваемых небольших хатенках. Старики спали на печи и лавках, детей укладывали на полу. Постельными принадлежностями вплоть до конца XIX в. были набитые сеном матрацы, рядна, полости, попоны (валянные из овечьей шерсти), верхняя одежда или просто солома. Спали члены семьи в определенных местах. В больших семьях обедали за двумя столами, детей кормили отдельно за низеньким стопином. Рассаживались в определенном порядке: на почетном месте глава семьи, рядом с ним старшие мужчины, ближе к выходу садились женщины. Иногда рассаживались семейными парами. Жилищные условия во многих больших семьях в зимнее время были тяжелыми. Глинобитные полы, отсутствие вентиляции, теснота, плохое освещение, необходимость содержать зимой в жилых помещениях мелких домашних животных - все это создавало антисанитарные условия существования, приводившие к различным заболеваниям.

Ведущей отраслью хозяйства кубанцев в прошлом было зерновое земледение, и хлеб (пшеничный) являлся основой питания. Существенную роль играли также продукты животноводства, рыболовства, овощеводства и садоводства.

Наиболее распространенным был хлеб из кислого теста на дрожжах или закваске (остаток теста от предыдущей выпечки). Дрожжи приготовляли сами из хмеля, который рос в изобилии по всему краю. На Кубани пекли также и пресный хлеб (в виде лепешек), если не хватало хлеба до следующей выпечки или во время работы в степи, когда не было времени для вымешивания кислого хлеба. Обычно хлеб выпекали в печи на чисто выметенном поду. В 900-е годы стали применять формы из жести, но и тогда подовой хлеб считался вкуснее. Обычай печь хлеб на поду сохранялся.

Среди других мучных изделий были распространены разнообразные пироги, вареники и галушки. Наиболее распространенным видом хлебных изделий были пироги и вареники. Большие круглые пироги с разнообразной начинкой, чаще с фруктовой, встречались всюду.

Любимыми были маленькие пирожки с творогом (сыром), выпекавшиеся на противнях (листах) тесно прижатыми друг к другу. Вареники чаще всего приготовлялись также с творогом или с фруктами. Галушки ели меньше вареников, однако их ценили за быстроту приготовления. Готовили галушки не везде одинаково: в западных раинах тесто чаще отщипывали - рвали, а на востоке его или резали ножом, или, если тесто было более жидким, опускали ложкой в кипящую подсоленную воду, молоко, бульон, как русские клецки. Особо любима кубанцами лапша. Тесто для лапши замешивалось на яйцах, раскатывалось в тонкий лист и мелко резалось; запускалась лапша в молоко, мясной бульон, в картофельный суп, заправленный жареным луком. Из отварной лапши приготовлялся лапшевник (отварная лапша, заправленная яйцами, маслом и запеченная) - блюдо это как праздничное, особенно свадебное, бытовало на Кубани везде. Из кислого теста кубанцы пекли блины и оладьи. На западе края блины пекли меньше. Блины и оладьи делали также и из пресного теста, чаще всего на кислом молоке и яйцах, но это блюдо было скорее праздничным угощением, так же как и всякого рода изделия из пресного теста, замешанного на масле, яйцах и сметане, - колобки, кныши (из раскатанного текста, переслоенного каймаком или творогом - сыром), вывертышки (род хвороста) и украинские орешки - маленькие кусочки пресного теста, варенные в масле.

На Кубани также готовили кушания из муки, они отчасти заменяли хлеб: саламата - поджаренная пшеничная мука, заваренная кипятком (ее ели с подсолнечным маслом или с пережаренным на сале луком) и любимая кубанцами кваша - запаренный пшеничный солод, смешанный с фруктами и запеченный, кулага - пшеничная мука, заваренная фруктовым отваром.


Блины и оладьи делали также и из пресного теста, чаще все- го на кислом молоке и яйцах, но это блюдо было скорее праздничным угощением, так же как и всякого рода изделия из пресного теста, замешанного на масле, яйцах и сметане, – ко- лобки, кныши (из раскатанного текста, переслоенного каймаком или творогом – сыром), вывертышки (род хвороста) и украинские орешки – маленькие кусочки пресного теста, варенные в масле

Разнообразные крупы имели огромное значение в питании кубанцев. Каши варили на воде или молоке, жидкие и густые. Гречневая и пшенная каши были одинаково любимы. В западных и особенно в предгорных районах чаще варили гречневую кашу. В этих же районах пекли гречневые блины и приготовляли вареники из гречневой муки или с начинкой из гречневой. Пшено было распространено везде; из него варили каши, кулеш - жидкую пшенную кашу с картофелем, разведенную молоком и заправленную луком, пережаренным с салом или на растительном масле (когда молока не добавлялось) . Это кушанье особенно часто варили во время работы в степи.

Из бобовых культур на Кубани довольно много употребляли гороха и особенно фасоли. В этом, очевидно, сказалось влияние народов Кавказа. Правда, в отличие от них кубанцы приготовляли фасоль подобно тому, как везде в России готовили горох, т. е. варили супы, отваривали и ели с маслом и салом, пекли пироги и т.п.

Форма и одежда

Форма, оружие и конь были частью казачьей «справы» - казаку покупал снаряжение отец, когда отправлял служить в войско. Костюм казаков имел повседневный и нарядный варианты. Форма кубанских казаков окончательно сформировалась к середине XIX века и состояла из рубахи, черкески или бурки, бешмета, папахи, архалука, башлыка, шаровар и сапог. Башлык укрывал казака от холода, черкеска служила теплой форменной одеждой.

Многочисленные войны внесли изменения в наряд казаков. Черкеску и бешмет заменила гимнастерка, вместо бурки разрешили носить шинель, а папаху заменили фуражкой. Традиционную казачью форму оставили в качестве парадной.

Особое значение в казачьей одежде имели лампасы. Они символизировали принадлежность владельца к вольному воинству. Каждая деталь казачьего костюма была наделена особым смыслом: кубанский казак берег свою «справу» как зеницу ока.

Повседневные костюмы кубанских казаков и казачек позаимствовали некоторые детали из русских и украинских костюмов. Так, женский костюм отличался яркостью и красотой, подчеркивала статус и выделяла казачек среди другого населения. Казачки любили яркие наряды, каждая умела шить и ткать, плести кружева и вязать. Поэтому немалое место среди украшений занимает вышивка - ярко вышитые рубахи, сарафаны, платья были очень самобытны.

Праздничная одежда шилась из бархата и шелковых тканей. Повседневная одежда состояла из нижней рубахи, кофты и ситцевой юбки. Поверх рубахи надевались две-три юбки из крашеной домашней ткани. Кофты, особенно праздничные, отличались длинными рядами мелких пуговиц, а пышные рукава кофт сужались к кисти. Лакированные сапожки дополняли костюм. Женщины носили платки и шлычки, шали и кружевные накидки.

Семейный и общественный быт

В начале заселения Кубани преобладали холостые казаки. Поэтому правительство края в течение первой половины XIX века предприняло ряд мер по переселению в казачьи станицы женского населения - вдов, девок, семей с большим числом женщин. Постепенно налаживался семейный быт.

Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак, достигший восемнадцати лет, принимал военную присягу и был обязан посещать строевые занятия в станице (по одному месяцу осенью и зимой), проходить обучение в течение месяца в военных лагерях. При достижении юношей 21 года он поступал на четырехлетнюю срочную службу, по завершении которой казака приписывали к полку, и до 38 лет он должен был участвовать в трехнедельных ежегодных лагерных сборах, иметь коня и полный комплект обмундирования, являться на регулярные строевые военные смотры. Все это требовало много времени и сказывалось на состоянии хозяйства казачьих семей. Свободное время станичники проводили в «беседах», на «посиделках». Кубанцы любили рукоделие: девушки на посиделках плели кружева и вышивали, занимались ткачеством, но соблюдали запрет на работу в праздничные церковные дни.

Особые обычаи кубанских казаков отражены в свадебных традициях. Свадебные наряды казачек представляют собой шедевры рукоделия - это были юбки светлых тонов и красивые вышитые кофты из шелка с богатыми узорами. Свадебные платья хранились в сундуках, передавались по женской линии. Нередко в семьях хоронили женщин именно в свадебных платьях.

Особое внимание казаки уделяли рушнику как свадебному атрибуту: его хранили как семейную святыню, использовали для исцеления больных. Все казачьи рушники отличались богатством вышивки и красотой отделки.

праздники

Особое разнообразие в жизнь казачества вносили праздники и воскресенья; после церковной службы часто устраивались ярмарки, скачки, другие развлечения. Казаки были большими любителями хорового пения, военно-спортивных состязаний. Казаки широко отме чали в станицах Святки (с 25 декабря по 6 января), Масленицу (по приходе весны), Пасху, Троицу (наступление лета) и другие праздники. Главный войсковой праздник казаки отмечают в конце августа. Датой образования Кубанского войска считается день Александра Невского, который отмечается 12 сентября.


Казаки уделяли внимание религиозному воспитанию, поэтому все церковные праздники свято чтились в семьях и войске. Лю- бимые праздники казачества – Крещение, Рождество, Пасха, Троица, Спас, Покров. Отмечаются родительские субботы, справляются поминки по умершим родственникам

Казаки уделяли внимание религиозному воспитанию, поэтому все церковные праздники свято чтились в семьях и войске. Любимые праздники казачества - Крещение, Рождество, Пасха, Троица, Спас, Покров. Отмечаются родительские субботы, справляются поминки по умершим родственникам.

18 октября отмечается Войсковой праздник кубанских казаков. Также отмечаются многочисленные праздники полковые и казачьих территориальных частей.

Фольклор

У черноморцев были распространены украинские чумацкие песни и думы, по станицам часто странствовали кобзари (народные певцы). Основу песенного репертуара составляли историко-героические старинные песни. Богатой была и военно-историческая тематика. В линейных станицах преобладал донской фольклор с жанром исторических песен. Были распространены полковые русские песни, рассказывавшие о событиях Кавказской войны, о тяжелой доле казаков. В станицах (черноморских и линейных) бытовали колядки накануне Рождества) и щедривки (в ночь под Новый год), свадебные, бытовые, сатирические песни. Почти в каждой из них был свой хор.

Прикладное искусство

Широкое развитие на Кубани получило прикладное и изобразительное искусство. Линейно-геометри-ческими орнаментами, животными или растительными узорами украшались многие предметы: рукоятки кинжалов, сабель, ножей, рога-бокалы, ковры и циновки, керамика, лозоплетение, рушники. Славились местные кузнецы, бондари, золотошвейные мастерицы по ткани и коже.

Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получила ковань - кузнечное ремесло. Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников - подковы, замки, ухваты, дымники для труб, а также предметы интерьера.

Кубанские кузнецы создавали настоящие художественные произведения из металла: кованные надкрылечные зонты - «козырьки», решетки для окон, дверей, балконов, парадные лестницы, ограды, флюгеры. Они даже выработали свой оригинальный орнамент и создали в станицах и городах Кубани прекрасный ансамбль кружев из металла. Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича. На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный.

Одним из древнейших народных промыслов восточных славян является лозоплетение. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари - от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы. Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), овчарни плелись из гибкой, золотистой ивовой лозы. Даже первые кордонные постройки казаки изготавливали из лозы. Рушники - традиционный элемент кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали гладью или крестом.

Кубанская народная кухня также является важной составляющей материальной культуры кубанцев. Основу питания кубанских казаков составляли мучные изделия, продукты животноводства, птицеводства, рыболовства, пчеловодства, а также овощи, фрукты, ягоды, зерновые.

Наиболее популярным мясным и овощным блюдом на Кубани является борщ, который имеет множество разновидностей: с мясом, салом, с фасолью, грибами, щавелем, крапивой и т.д. 3 , и искусство приготовления борща во многом кроется в зажарке, секреты которой имеются у каждой хозяйки. Популярны на Кубани и блюда из рыбы - в прошлом ее водилось в реках и озерах несметное количество. Например, Ф.А. Щербина в своем труде «Кубанское казачье войско» приводит об этом такие сведения: «Весною, когда белая рыба - сула (судак), тарань (вобла), чабак (лещ), карп и пр. шла из моря метать икру в плавни, лиманы и реки, то собиралась в столь огромные стада, что ночью у берегов слышался бесконечный шум и гул, производившийся рыбою в воде; на обратном пути по таким речкам… вода выходила из берегов от столпившейся рыбы и местами буквально запружала речное русло, так что по рыбе, как по плотине, можно было переходить с берега на берег» 4 . Рыбу солили, коптили, вялили, из нее готовили уху, различные похлебки, жарили, тушили, фаршировали и т.д.

Из мучных блюд особо любимы кубанцами пироги, блины, вареники, галушки. Во время религиозных и семейных праздников и обрядов варили различные каши (кутью), на свадьбу пекли шишки (маленькие булочки в форме шишек), для молодых готовили курицу, для гостей - куриную лапшу. Во время постов ассортимент блюд менялся - ели постную, растительную пищу. Особенно богат был стол на Рождество: запекался рождественский поросенок, утки, индейки, гуси, куры, готовили холодец, зажаривали мясо с картофелем, пекли пироги, пирожки с начинкой. На столе были моченые, квашеные, соленые овощи. Из напитков предпочитали узвар (компот), чаи, кисели, вишневку и водку. Казаки строго следили за культурой пития и наказывали пьяниц, поэтому «праздники проходили весело: с песнями, с легкой радостью и удалью» 5 .

Быт донских казаков Быт терско-гребенских казаков Быт оренбургских казаков
  1. Культура Кубани 19-го века. Быт и занятия кубанских казаков. [Электронный ресурс]. URL: refferat.ucoz.ru
  2. Использованы материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа /Под ред. Н.Н.Великой, С.Н.Лукаша. - Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2012. - 216 с.: Эпоева К.В. Обычаи и быт кубанского казачества [Электронный ресурс]. URL: slavakubani.org
  3. Турыгин В.В. Кубанская кухня. Краснодар: Советская Кубань, 1988.
  4. Щербина Ф.А. Кубанское казачье войско. Репринтное издание. Краснодар: Советская Кубань, 1996.
  5. Матвеев О.В. Слово о кубанском казачестве. Краснодар: Советская Кубань, 1995.

В первые годы существования казачьих поселений, в трудных условиях военного времени нередко сооружались временные постройки - землянки, полуземлянки. Но уже через год-два казаки при содействии войсковой администрации заготавливали строительные материалы и строили постоянные жилища. Преобладание среди первых казачьих поселенцев жителей юго-восточных украинских и южнорусских районов, сходные природные условия степных пространств России и правобережья Кубани способствовали перенесению на Кубань многих особенностей жилища, характерного для украинцев и южных русских. Вместе с тем под влиянием определенных социальных условий жизни на Кубани в жилых постройках появляются и местные специфические черты.

В XIX веке на значительной части степной территории Кубани были распространены невысокие турлучные или глинобитные дома. Вот как строились турлучные дома: «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулакы»- глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой)».

Общественные здания: атаманское правление, школы возводили из кирпича с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы. Интересно, что в архитектурном облике кубанской хаты совмещались черты левобережных и правобережных жилищ степных и лесостепных районов Украины. Так, галерея, опоясывающая дом с одной или двух сторон, характерна для жилища Полтавщины и Харьковщины. Украшение соломенной или камышовой кровли выдающимся гребнем по коньку и ступенчатыми гребешками по ребрам, которые назывались «остришками, нарыжниками», были распространены в Киевщине и Подольщине. Преобладающий украинско-белорусский тип определил и расположение печи и переднего угла.

Проводились специальные обряды при закладке дома. «На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось». Матку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто».

Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая (вылыка) и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол (сырно). В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: («горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница». «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола - угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, «паски», как их называют у нас на Кубани, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальние книжки».

Рушники - традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.

Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты фотографии на стене, традиционные семейные реликвии. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х годах XIX века. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.

Особенно часто фотографировались в годы первой мировой войны, в каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта.

Загрузка...