domvpavlino.ru

Сценарий мероприятия по ООМ "Зелёная аптека". «Зеленая аптека» Сценарий внеклассного мероприятия по экологии Сценарий мероприятия о лекарственных растениях хмао

Сценарий праздника

«В мире лекарственных трав»

Цели: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, доставить детям радость от участия в празднике.

Оборудование: картинки лекарственных трав, костюмы для детей и Бабы-Яги, сбор лекарственных трав, музыка П.И.Чайковского «Времена года» Июнь.

Ход праздника

1.Вступительная часть.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада, что вы собрались сегодня на празднике « В мире лекарственных трав».

Целебные травы

Наступили дни целебных трав –

Мяты, иван-чая, зверобоя.

Их в пучки душистые собрав,

Из лесов несу цветы с собою.

Всё целебно: лес, луга, поля,

Подорожник, заросли тимьяна,

Щедрая прекрасная земля,

Словно лекарь, нам врачует раны.

Куклина Е.Э.

2. Основная часть.

Издавна люди заметили, что больные животные уходят чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек и человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, пили чай из разных трав. Давайте больше узнаем о лекарственных растениях и для чего они нужны человеку?

1. Мы с вами узнаем, как же могут помочь обыкновенные травы здоровью человека. А поможет мне и всем вам известный добрый доктор. Угадайте, кто он?

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор.... (Айболит).

Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы.


  1. Белочка заболела. У неё ангина. Но она никак не хочет пить таблетки. Вы можете ей помочь?
Выходит Ромашка.

Нарядные платьица, желтые брошки,

Ни пятнышка нет на красивой одежке,

Если случится тебе простудится:

Привяжется кашель, поднимется жар -

Подвинь к себе кружку в которой дымиться

Слегка горьковатый, душистый отвар.

(Дети советуют.) Если горло заболит, то лучший доктор - отвар из луговой лекарственной ромашки


  1. А у нашей Лисички простуда.
(Дети советуют.) Очень полезен отвар мать-и-мачехи.

  1. У обезьянки нет сил.
(Дети советуют.) Ей поможет отвар зверобоя.

  1. У Мишки бессонница.
(Дети советуют.) Валериана лекарственная применяется при бессоннице, при заболеваниях сердца, желудочно-кишечного тракта.

Вот какие чудеса могут делать лекарственные травы.

Молодцы, ребятишки, вы уже много знаете о лекарственных растениях. Но кто из вас может сказать о правилах сбора этого природного дара. Лекарственные травы заготавливают в определенные сроки, вдали от дорог, выпаса скота. Собирая лекарственные растения нельзя забывать о бережном отношении к окружающей природе, о том, что мы приходим в гости в Дом природы и должны соблюдать правила поведения и доброго отношения ко всем жителям этого большого Дома.

Помните, ребята о том, что лекарственные растения нужно собирать правильно.

Правила сбора лекарственных растений.

1. Подземные части растений собирают в сухую погоду, после того как спала роса.

2. Сушат под навесом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи. Почему? (ответы детей)

3. Нельзя собирать больные и поврежденные вредителями растения.

Неожиданно появляется Баба-Яга.

Учитель (удивлённо): Баба-Яга!

Баба-Яга: Ну, уж не такая я Баба-Яга, а сейчас я совсем не Баба-Яга, а ведунья и знахарка лесных трав. Хотите проверить?

2.Викторина «Лекарственные растения».

1. Какие огородные растения являются лекарственными? (Лук, тыква, свекла, морковь, чеснок, укроп, петрушка и т. д).

2. Лекарственный цветок, на лепестках которого гадают все влюбленные. (Ромашка.)

3. В какой период собирают лекарственные растения? (май-сентябрь)

4. Какие растения, обладающие противомикробными свойствами вы знаете? (зверобой, ромашка, календула)

5. Какие растения заживляют раны?

6. Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята.)

7. Русское название этого растения произошло от казахского слова «джерабай», что в переводе означает "целитель ран". Что это за растение? (Зверобой.)

8. Растение, обладающее целебными свойствами, в народе зовется «кошачьим зельем», так как кошки очень любят его запах и даже едят листья. (Валериана.)

9. Латинское название этого декоративного и лекарственного цветка - календула. В России этот цветок получил название за форму лепестков, сходную с формой пластинок на пальцах. (Ноготки.)

Учитель: Спасибо вам дети и Баба-Яга! Я думаю, что ребята многое узнали о пользе лекарственных трав. А сейчас давайте проведём небольшие конкурсы и определим лучшего знатока лекарственных трав.

Дидактическое упражнение "Определи по запаху" (мята, душица, пижма, подорожник, ромашка, чистотел)

3.Познавательная игра «На приеме у врача »
Описание игры
«врачи» – дети, которые помогут «больному» в выборе растения, помогающего избавиться от болезни;
«больные» - дети, которые будут называть симптомы болезни.
В игре используются карточки:
1) больное сердце – капли ландыша, средство, успокаивающее сильное сердцебиение;
2) плохой аппетит – корень одуванчика возбуждает аппетит, из листьев делают салаты;
3) частые ангины – ромашка лекарственная;
4) больной желудок – тысячелистник применяют при заболеваниях желудка;
5) бородавки – росянка, чистотел;
6) раны и царапины – свежие листья подорожника, помяв прикладывать к ушибу, царапине;
7) ухудшение зрения – черника, это лекарство и витамины;
8) простуда – малиновый настой, лекарственная ромашка, мать-и-мачеха;
9) кашель – чабрец, мать-и -мачеха, подорожник;
10) кровотечение – тысячелистник;
11) что использовать вместо ваты – мох сфагнум в войну использовали вместо ваты, накладывая на раны.
12)авитаминоз – смородина, капуста, шиповник, черника, клюква, брусника.
Где можно узнать о лекарственных свойствах и способах применения растений? (в справочниках и энциклопедиях)

4. Конкурс загадок

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки -

Собираем огоньки.

(Земляника)

Белые звоночки.

Белые горшочки на зеленой ножке.

(Ландыши)


Белая корзинка -

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

(Ромашка)

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый.

Только жаль, что не душистый:

(Василек)

Кто ни прикасается, -

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки.

(Репейник)

Носит этот мальчик!

Желтый сарафанчик.

Подрастет - нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

(Одуванчик)


Злая, как волчица.

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Это же (крапива)!

5.Стихи о травах. Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»

Луговые травы


С бабушкой нашей пойдем далеко мы

В луг, где ей всякие травы знакомы,

Руки мелькают, не путаясь в травах,

В тонких и острых, в густых и кудрявых.

Вот от простуды, а вот от надсады,

Это от боли спасет головной!

Мы поучиться у бабушки рады

Мудрой науке ее травяной.

Вырастем – травами с нашего луга

Будем лечить, избавлять от недуга.

(Е. Фейерабенд)
Лесной чай
Не хочется мне чаю с печеньем, с пирожным.

Я снова скучаю о чае таежном:

С душицей, с дымком, с земляничным листом,

Заваренным в медном большом котелке.

Чтоб сосны шептали и птицы кричали

О чем-то своем, на лесном языке.

(Ю. Могутин)
Путника друг, подорожник, скромный, невзрачный листок.

Ты на порезанный палец влажной заплаткою лег.

Путника друг, подорожник, многим из нас невдомек,

Что отыскалось лекарство тут же, на тропке, у ног.

(В. Рождественский)
6. Инсценирование «Лекарственные растения»

Руся Белая

Я сегодня услыхала

Жаркий спор целебных трав.

Как черника с земляникой

Разбирались, кто же прав:

Кто кого из них полезней,

Кто от всех спасёт болезней,

«Я черники много лучше», -

земляника говорит,-

Хоть расту в лесу дремучем,

Улучшаю аппетит,

Ещё жажду утоляю,

И желудку помогаю,

Мой лекарственный настой

От простуд рецепт простой.

Я давление снижаю,

Биться сердцу помогаю,

Раны быстро заживлю,

Коже молодость продлю!»

Возразила ей черника:

«Я полезней, спору нет.

Потому что для людей я

На сто бед один ответ.

Мой сироп снижает резко

В крови сахар у людей

Обладаю я уменьем

Лечить горло у детей

При гастрите и колите

Мой настой поможет всем

При ожогах, стоматите,

Всех избавлю от проблем!»

«С вами, девочки, поспорю,-

Встрял вдруг ландыш в этот спор,-

Никто лучше меня сердце

Не лечил с далёких пор.

Пусть нас кто-нибудь рассудит»,-

Майский ландыш предложил.

И пошли они все вместе

Искать, кто б их рассудил.

Все, кого они встречали,

Только стеблями качали:

Говорили, что они

И полезны, и нужны.

И багульник, и душица,

Клевер, спаржа, медуница,

И лаванда, и чабрец,

И фиалка, наконец.

Оказался всех мудрей

Лишь лекарственный шалфей.

Он сказал: «Все вы полезны,

Вы - лекарства для людей,

Помогаете от болезней,

Только каждый от своей.

Спорить быстро перестаньте,

И не тратьте время зря,

А в дорогу собирайтесь:

Ждёт вас каждая семья!»


3.Заключительная часть.

Подведение итогов.

Вот и подошёл к концу наш праздник. Закончить наш разговор хотелось бы такими строками:
Вот на земле огромный дом,

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья,

Живешь в том доме светлом ты,

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли,

Внеклассное мероприятие

«Лекарственные растения Хабароского края». 3 класс

Учитель МОУ СОШ № 32 г. Комсомольск – на – Амуре

Кадыкова Елена Николаевна

Цели:

Познакомить со знаменитыми и интересными травяными растениями нашего края, с их лечебными свойствами;

Расширить знания учащихся о лекарственных растениях нашего края;

Установление причинной связи между отдельными элементами природы;

Развитие познавательные способностей уч – ся, коммуникативные навыки общения, любознательность;

Воспитание чувства патриотизма к родной природе,

бережного отношения к ней, охрана и разумное использование её богатств.

1. Введение в тему. (Под музыку) Слайд (лес)

У: Я не степью хожу,

Я хожу по аптеке.

Разбираюсь в её

Травяной картотеки.

Беспредельная степь,

Бесконечная степь,

Ты неписанный странный рецепт.

Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать.

О чём сти-е? (о природе, растениях)

У: Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в заколдованный, удивительный мир природы, мир Флоры. Слайд (Флора) В нём нет ни единого бесполезного растения.

Тема урока (читаем хором)- «Лесная аптека на службе человека». Слайд)

Мы с вами узнаем, как же могут помочь обыкновенные травы здоровью человека.

2. Работа в парах.

А путешествовать будем под девизом….-Собери пословицу и узнаешь.

Я здоровье сберегу, сам себе я помогу. (Слайд)

Около 300 лет назад в России появились первые аптеки, где продавались лекарственные травы. А в далекие времена лечебные травы собирали спец. люди. Как же их называли?

3. У: Отгадай кроссворд . Слайд

1.Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок. (Лиственница)

2.Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.

Слово снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка)

3.Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, синеглазый…(Василёк)

4.Золотой и молодой за неделю стал седой, А денёчка через два облысела голова,

Спрячу-ка в карманчик бывший …(Одуванчик)

5.Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти,

Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. (Подорожник)

6.Бусы красные висят, из кустов на нас глядят, Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)

7.Спроси телёнка и барашка: вкусней цветка на свете нет, Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет. (Клевер)

8.У забора живёт, никого не признаёт,

Не собака, а кусает и погладить не даёт. (Крапива)

Вывод : Людей, собирателей лек. трав называли «травниками». (Появл. на доске слово травник)

Что объединяет все слова- отгадки? (Это лек. травы)

4. «Из мира истории » (рассказывает ученик)

Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогают им лечиться.

Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками». Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Первое сочинение о лек. травах принадлежит выдающемуся врачу Древней Греции Гиппократу, который жил до н. э. Он описал более 200 видов растений. (Появляется на доске слово Гиппократ)

5. Встреча с травницей и её внуками.

У: - Ребята, а вы бы хотели встретиться с травницей, которая много знает о целебных свойствах растений, которые растут в окрестностях нашего края?

Но она придет с внуками, которым она передаёт свои знания.

Встречайте! (Звучит музыка. Входят в класс)

Егоровна: Меня зовут бабушка Егоровна. А это мои продолжатели.

Чтобы познать секреты леч. трав, нужно очень много знать об окружающей вас природе, уметь наблюдать за погодой, соблюдать правила и традиции в доме природы.

О каком доме идёт речь – угадайте!

Загадка. (Внук)

Дом со всех сторон открыт, Дом резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом, Чудеса увидишь в нём. (Лес)

Чтение стих.- я (Внуки)

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура, и таблетки.

Ну а чем и как лечить

Мы вас можем научить.

Все лечебные растения

Знаем мы без исключения.

Нужно только не лениться,
Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

Внук: С некоторыми из них мы сейчас вас познакомим.

Стоит в лесу кудряшка – белая рубашка,

В середине золотая, кто это такая?

6. Физ-ка

Найдите ответ, он спрятан возле вас.

Звучит музыка, появляется Ромашка.

Слайд. (С фото и текстом)

Это я, Ромашка. Ромашка – переводится как «милая простота». Родина моя Америка. Давным- давно как сорняк я попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мои мелкие семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травой. Так я попала в Россию.

Учитель: Милая Ромашка, а чем ты полезна?

Ромашка: Оторвите лепесточек и узнаете, чем я полезна.

1 –ый –Лечит кашель

2 – ой – Снимает жар

3 – ий – Используют при мытье волос
4 – ый – Умываясь крепким отваром, кожа делается бархатистой и нежной.

5 – ый – Лечит зубную боль

7. Ромашка : Запомните простое народное средство.

Если болит горло.

Возьми 1 стакан молока, 1 стакан воды и по одной щепотке ромашки, мёда. Смешай всё вместе, вскипяти, процеди и пей вместо чая.

Егоровна: Ребята, а вы знаете лекарственные растения?

8. Попробуйте угадать и запомнить лечебные свойства этих растений.

Работа в группах. (У каждой группы карточка)

1. Растения, которым сводят бородавки. (Чистотел)

2. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях. (Липа)

3. Из этого витаминного растения варят зелёные щи. (Щавель)

4. У русского народа это лек. растение получило название «столетник».

А как звучит его научное название? (Алоэ)

5 Лечебное дерево с белым стволом, поставщик целебного сока. (Берёза)

6. Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята)

- Назвать лишнее слово. (Алоэ)

Молодцы!

Внук.

Тонкий стебель у дорожки, н а конце его серёжки.

На земле лежат листки – маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг, лечит ранки ног и рук.

9. Физ – ка.(дети ищут ответ)

Звучит музыка, появляется Подорожник. (Слайд)

10. Подорожник: Это я- Подорожник. Существует легенда о том, как были открыты мои целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега, Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.

Учитель: Дорогой Подорожник, а чем ты полезен?

П: А это я хочу спросить у ребят.

Вывод:

Заболел зуб, глаз воспалился, сердце болит, дёсны кровоточат, поранился, порезался, заболел желудок – срочно беги ко мне!

11. Егоровна : Послушайте моё народное средство.

Вы натёрли ногу – о несчастье.

Нужно сорвать лист подорожника, обернуть им больное место. Листок приятно холодит и боль постепенно проходит.

12. Музыка. Входит Ландыш. (Без короны)

Загадка. (Слайд)

Расцветаю я весной,

Только снег сойдёт лесной.

И на каждом стебле в ряд,

Словно лампочки горят.

Учитель: Ой, а ты кто?

Слайд только с текстом.

13. Ландыш : Я – лек.растение, означает «лилия долин,», цветущая в мае. Меня называют спасателем человеческих жизней. Я – лесной цветок, но сейчас меня сажают в парках, на дачных участках. А какие красивые у меня цветы – колокольчики! А как они превосходно пахнут! Но меня рвать нельзя – я занесён в Красную книгу. (Показать)

Ландыш: Кто же я? (Ландыш) – надевает корону

Слайд с иллюстрацией и текстом.

Ландыш применяют:

Для лечения почек, сердца, сосудов, от боли в животе,

Действует как успокаивающее средство.

Девушки соком ландыша натирали щёки, чтобы быть румяными.

Хором! Ландыш не только целебен, но и ядовит. Ядовиты его плоды.

Употреблять его в пищу в необработанном виде смертельно!

Учитель: Так чем же ландыш отличается от других растений, о которых мы сегодня говорили? (Он ядовит)

14. Ядовитые растения.

Назовите растения, которые губительны для человека, но являются лекарством или пищей для животных.

Слайд. Вороний глаз.(Фото)

Вороний глаз ---- птицы ----лекарство

Слайд. Волчье лыко (Фото)

Волчье лыко ------- нектар -------пчёлы, муравьи

Вывод.

У: Ребята, а давайте проведём небольшой экзамен для наших гостей – Бабушке Егоровне и её внукам.

15. Экзамен.

1.Это жгучее растение, при варке зелёных щей способно заменить собой щавель. (Крапива)

2. Сладкое вещество, которое вырабатывают пчёлы, собирая пыльцу и нектар растений. (Мёд)

3.В нём большое количество крахмала, можно вылечить желудочные заболевания.

(Картофель)

4.Назовите травы и растения, которыми можно вылечиться от простуды. (Малина, клюква, мать и мачеха, мята)

Ну, молодцы, настоящие целители!

16. Музыка. Появляются Шиповник, Тысячелистник, Брусника, Мать- и мачеха.

У: Вы кто? Зачем вы к нам пришли?

Все. Мы пришли к своим друзьям! Мы тоже лекарственные растения!

Шиповник.

Где – то в чаще дремучей,

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть волшебная аптечка:

Там красные таблетки

Развешаны на ветке.

Меня зовут царем кустов

За цвет и за запах

Моих лепестков.

Хот куст мой зеленый

Вас ранить готов,

Но я помогу всем больным

И тем, кто здоров.

Учитель. Знаем, ты Шиповник! Но как ты можешь помочь?

Шиповник. Пейте для профилактики мой настой. Он очень вкусный и полезный. В нем содержится витамин С. И тогда гриппом вы болеть не будете!

Мать – и – мачеха.

Сверху листик гладкий,

Но с байковой подкладкой

Учитель. Знаем, ты Мать – и – мачеха!

Мать – и – мачеха . Если кашель вас замучил, воспаленье началось,

Подружитесь со мной скорее, и, обещаю, все пройдет.

Брусника.

Листик с глянцем,

Ягодки с румянцем,

А сами кусточки –

Не выше кочки.

Учитель. Ты Брусника! 7

А как ты помогаешь людям?

Брусника.

Жар, головные боли, плохой аппетит.

Выпей отвар моих листьев,

Мгновенно забудешь о них.

Тысячелистник.

Белый щит на тысяче листьев, расту на бугре, помогу в беде.

Учитель. А как ты можешь

помочь, Тысячелистник?

Тысячелистник. Я, как и подорожник, людям помогаю:

раны заживляю, аппетит улучшаю, разные воспаления снимаю.

Давайте все лекарственные растения попросим выйти на середину класса и поблагодарить их за целебные свойства, которые помогают человеку

поправить своё здоровья.

Музыка (взялись за руки)

17. Итог .

Увидел молодой росток,

Не трогай и не рви.

Пройди – ка мимо, улыбнись.

Пройдут года и вырастет там

Целебная трава.

Лес зеленый охраняй,

Никого не обижай!

Не губи деревья ты,

Сохрани в лесу цветы!

Ты пришел за помощью к природе?

Добрым будь и береги её.

Ветки не ломай, не трогай

Помни, нужно много лет,

Чтобы кустик снова мог помочь тебе.

Ты, дружок,

Смотри, не подкачай!

Правдивым быть

И добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка! 8

Люби цветы, леса,

Простор полей –

Все, что зовется Родиной твоей!

Егоровна: Не хочется чаю с печеньем, с пирожным,

Я снова скучаю о чае таёжном:

С душицей, с дымком, с земляничным листом,

Но можно и с мятой, малиной, медком.

Я всех вас хочу угостить кипятком,

С волшебным, таёжным, лесным запашком.

Сценарий внеклассного мероприятия для детей 10-13 лет «Зеленая аптека вокруг нас»

Цель мероприятия: развить познавательные интересы в изучении лекарственных растений Донбасса и использовании их при различных заболеваниях.
Задачи мероприятия: продолжить знакомить учащихся с лекарственными растениями и практическим их применением в народной медицине при различных заболеваниях; воспитывать бережное отношение к ним, привить любовь к природе Донбасса.
Возраст детей 10-13 лет.
Оформление зала: авторские рисунки лекарственных растений детей; аппликации лекарственных растений «Какое растение здесь лишнее», фотографии природы Донбасса, иллюстрации, гербарии.

Ход мероприятия

Педагог . Ребята! В прошлом году мы познакомились с основными лекарственными растениями Донбасса.
В зарослях лесных, в полях и на лугах,
Где все для сердца мило,
Где чистым воздухом,
Так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила:
Для всех, умеющих
Их тайну разгадать…
И теперь нам предстоит узнать, как же можно их на практике применять при различных заболеваниях. Ведь не все болезни нужно сразу начинать лечить с использованием таблеток и порошков. Природа нам дала такое огромное количество лекарственных трав. Наверняка, ваши дедушки и бабушки использовали растения при многих заболеваниях. Они лечили ими и бронхит, и простуду, и желудок, и печень и… Можно продолжать этот список и дальше. И эти знания и умения передавались из поколения в поколение. Так появилась наука о лечении растениями и называется она ФИТОТЕРАПИЯ.
Фитотерапия и в русской народной медицине, и в народной медицине всех континентов и времен была и остается основным видом лечения. Растительный мир всегда давал человеку обширный и достаточно большой набор лечебных средств. Фитотерапия имеет многовековую традицию, ведь лечебные свойства растений использовались уже тогда, когда большинство современных препаратов еще и в помине не было. Наши предки с успехом лечили многие заболевания с использованием целебных снадобий, приготовленных на основе лекарственных трав, ягод, плодов. Ведь в лекарственных растениях содержатся витамины, микроэлементы, эфирные масла, неорганические соли и органические кислоты. Эффект от применения правильно подобранных и изготовленных лекарственных растений может быть равным применению общепринятых лекарственных средств. Но преимуществом фитотерапии является то, что она обладает более мягким, щадящим действием, имеет намного меньше противопоказаний и осложнений после приема препаратов химического происхождения.
1-й ученик .Травам нужно поклониться
И навечно в них влюбиться.
Трав лекарственных запас
Сможет помочь вам в трудный час.
2-й учени к. Травы летом вырастают,
Их на зиму запасают.
Коль изъян в здоровье есть,
Нужно азбуку травы прочесть.
3-й ученик . Все лекарственные травы
ЗАСЛУЖИЛИ МНОГО СЛАВЫ.
Трав в природе полно,
Это знают давным давно.
4-й ученик . Человек, и зверь, и птица
Могут травами лечиться.
Чтоб здоровье сохранить,
Нужно с травами дружить.
5-й ученик . Ромашка, мята, подорожник
Помогут раны врачевать,
Но с травами будь ОСТОРОЖЕН!
Во всем ведь надо меру знать!
И сегодня мы проведем с вами мероприятие, посвященное использованию лекарственных растений в народной медицине.
Педагог . Сначала мы проведем с вами небольшую разминку. Для этого мне нужны две команды, которые будут соревноваться в различных конкурсах. Итак, мы начинаем.
Конкурс 1-й . Члены команд по очереди должны назвать как можно больше лекарственных растений Донбасса. Выигрывает та команда, которая назовет больше лекарственных растений. За каждое растение участник получает 1 балл.
Конкурс 2-й . Каждой команде будет роздан набор лекарственных растений и заболевания, при которых растение может быть использовано. Команда должна правильно соединить лекарственное растение и заболевание.
Лекарственные растения:
1. Алтей, мать и мачеха
2. Ромашка и зверобой
3. Рябина и шиповник
4. Валериана, ландыш
5. Пион, пустырник
6. Мох сфагнум, подорожник
7. Крапива
8. Лопух, репейник
9. Васильки, черника
10. Одуванчик, кукуруза (назвать, что именно используется)
Заболевания:
1. Авитаминоз
1. Бронхит
2. Заболевания органов зрения
3. Кровоостанавливающее
4. Успокоительное
5. Заболевания печени
6. Для укрепления роста волос
7. Сердечное
8. Заболевания желудка
9. При ранах, порезах.
Ответ: 3-1; 9-2; 7-3; 1-4; 4-5; 10-6; 8-7; 4-8; 2-9; 6-10.
Конкурс 3-й . Найди лишнее…
Командам будут розданы тесты, в которых написаны заболевания и несколько вариантов лекарственных трав. Члены каждой команды должны за 1 минуту вычеркнуть лишнее растение при этом заболевании. Выигрывает команда, которая за это время безошибочно определила «лишнее» растение.
Вопрос 1 : Сок какого растения не используется при насморке?
а) алоэ;
б) коланхоэ;
в) винограда
Вопрос 2 . Какое растение не используется как сердечное?
а) ландыш;
б) валериана;
в) алтей
Вопрос 3 . Настои каких растений могут быть жаропонижающими и потогонными?
а) липы
б) малины;
В) пустырника
Вопрос 4 . Какое растение используется для удаления бородавок?
а) чистотел;
б) крапива;
в) мята
Вопрос 5 . Какое растение не используется при глазных заболеваниях?
а) василек;
б) череда;
в) черника
За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.
Конкурс 4. Каждой команде будет роздана «сетка», в которой находятся лекарственные растения Донбасса. За 1 минуту членам команд надо найти эти лекарственные растения, а затем объяснить, как их применять.
«Сетка» команде 1.
А Н Е Б Е Р Е З А П
П А К А Ц И Я Д Н В
В Ф Ф И А Л К А Ц К
В Ш И П О В Н И К Б
Ф П Н К Р А П И В А

«Сетка» команде 2
Р З В Е Р О Б О Й П
О П М Я Т А В О Ш З
Н Л У М Т Е Р Е Д А
И Б У З И Н А Н Т В
Т Р О Б Л Е П И Х А

Конкурс 5-ый . В этой сетке зашифрован автор знаменитых строк: «Лечит болезни врач, но излечивает природа». Команды должны за 1 минуту найти автора этих строк.
Ц а П г о т и к п ф с п т о ь к г к р о а д л т а
(ответ: Гиппократ)
Конкурс 6-й
Каждой команде предлагается разгадать «свой» кроссворд о лекарственных растениях Донбасса.
Кроссворд команде 1 . Если команда правильно ответит на вопросы кроссворда по горизонтали, можно будет по вертикали прочесть название «витамиинного» растения.
Вопросы. 1 . У этого растения есть второе имя «сальвия». Название растения происходит от латинского слова «спасать», предохранять. Это растение свето- и теплолюбивое, с фиолетово-синими цветками. Им укрепляют десна при кровоточивости и вообще при заболеваниях горла.
2. Это растение еще называют синим зверобоем. Оно обладает уникальными целебными свойствами, которые были известны жителям Древней Греции и Рима. В народной медицине используют при лечении заболеваний дыхательных путей, нарушениях пищеварения, для быстрого заживления ран, отваром листьев полощут полость рта при воспалительных процессах. А хозяйки с успехом используют в кулинарии.
3. Про лечебные свойства этого растения упоминали еще в средневековых трактатах. Отмечены свойства этого горького на вкус растения «укреплять желудок», снимать в нем боль, при гриппе, гастрите, заболеваниях печени и желчного пузыря. Настоем смазывают пораженные места при порезах и укусах насекомых, использовать при выпадении волос, снимать усталость.
4. На лужайке придорожной был он как солнце золотой. Но оцвел и стал похожим на пушистый белый ком. В жаркий день ковер веселый, его очень любят пчелы, шмель летит издалека до янтарного цветка. А какой вкусный и лечебный из его корней кофе!
5.Это растение начали возделывать еще с XVII века. Его выращивали в царских и монастырских садах. Но самое широкое применение это растение получило, когда к России присоединился Кавказ, Крым, Бессарабия, Средняя Азия. В медицине образовалось целое направление – лечение этим растением: косточками, корнями, ягодами, соком, листьями, даже золой и водой из нее. А сухие ягоды так любит детвора!
6. У этого цветочного и лекарственного растения есть еще одно имя «капуцин» и пришло оно на территорию Европы из стран Южной Америки. Благодаря тому, что оно не прихотливо и не требует особых условий, хорошо прижилось в климатических условиях России и Европы. Отличный медонос. Эфирные масла используют не только в традиционной, но и народной медицине при интенсивном выпадении волос. Входит в состав препаратов, которые используют при лечении ангины, бронхите, а из листьев готовят настойки для лечения почек.
7. Это многолетнее дерево бывает белым и даже «козьим». Растет на берегах рек, ручьев, водоемов, в садах, у дорог. Кора его используется как болеутоляющее, тонизирующее средство, повышает свертываемость крови и даже при укреплении нервной системы и такой болезни, как тахикардии и простудных заболеваниях.
8. Она лучше растений остальных заменяет семерых докторов, врачей и прочих и голову никому не морочит. Витамина А и С в ней больше, чем в яйце. Много витамина К и полезного белка.
(Ответы: 1 – шалфей, 2 – иссоп, 3 – полынь, 4 – одуванчик, 5 – виноград, 6 – настурция, 7 – ива, 8 – крапив а)
Кроссворд команде 2 . Если команда правильно ответит на вопросы кроссворда по горизонтали, можно будет по вертикали прочесть название растения, которое более 2000 лет используется в народной медицине. Чай с этим растением – вкусный ароматный напиток, обладающий целым рядом целебных свойств. Это напиток, который дарит наслаждение и при этом успокаивает нервную систему, «укрепляет и бодрит организм».
Вопросы .
1. С этим растением мы встречаемся каждый день, когда чистим зубы и не только… «Она улучшает аппетит и здоровью не вредит»
2. Она получила свое название за то, что ветви ее сплошь покрыты острыми шипами, как и кожа колючего лесного жителя. А препараты из ее листьев мы применяем при кашле и гриппе как потогонное средство, при заболеваниях печени.
3. Это дерево цветет позже других, но запах такой, что все медоносные пчелы в округе слетаются на этот запах. А цветки помогают вылечить вас от простуды.
4. Это растение еще называют синим зверобоем. Оно обладает уникальными целебными свойствами, которые были известны жителям Древней Греции и Рима. В народной медицине используют при лечении заболеваний дыхательных путей, нарушениях пищеварения, для быстрого заживления ран, отваром листьев полощут полость рта при воспалительных процессах. А хозяйки с успехом используют в кулинарии.
5. Смолу, которую выделяет это колючее дерево, можно использовать для десен и она входит в состав лечебного лесного бальзама.
6. По французски ее называют Lilas, что в переводе означает «лиловый». В странах Западной Европы и Америки название растения связывают с окраской его цветков. В переводе с персидского – это просто» цветок», а в Иране и Турции она имеет название «лисий хвост» из-за формы соцветия. В России ее выращивали и в старинных помещичьих усадьбах, и в парках. Но это не только красивое растение, но еще и целебное, а в Донецке каких только сортов ее нет!
7. Это целебное растение пришло к нам из Южной Африки. Мякоть листа заживляет порезы и ранки, лечит ожоги. А соком хорошо лечить насморк, если его закапать в нос.
(Ответы: 1 – мята, 2 – ежевика, 3 – липа, 4 – иссоп, 5 – сосна, 6 – сирень, 7 –алоэ)

Педагог . А пока наши «интеллектуалы» разгадывают кроссворды, я с вами проведу «блиц-турнир» и узнаю, насколько вы знаете правила сбора и заготовки лекарственных растений. За каждый правильный ответ вы получите 1 балл, который пополнит копилку той или другой команды. Начинаем наш «Блиц-турнир».
Вопросы .
1. Что относят к лекарственному сырью?
2. Что является источником для сбора лекарственных растений?
3. Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог?
4. Что нужно учитывать при сборе лекарственных растений?
5. Можно ли собирать лекарственные растения, занесенные в Красную Книгу?
6. В какую погоду заготавливают надземные части растений?
7. Можно ли собирать завядшие цветки, цветки пораженные болезнями и вредителями?
8. В какое время суток надо собирать лекарственные растения?
9. В какую погоду заготавливают надземные части растений?
10. Когда нужно собирать лепестки эфиромасличной розы и других аналогичных растений, чтобы не улетучились масла?
11. Когда нужно собирать кору и с каких деревьев?
12. В какой период развития растений собирают лекарственные травы?
13. Каким способом вы соберете траву зверобоя, череды, пустырника, полыни?
14. В какое время года собирают корни, корневища, клубни и каким способом?
15. В какое время года собирают почки деревьев?
16. Как нужно сушить лекарственные травы?
17. При какой температуре нужно сушить лекарственное сырье с высоким содержанием витамина С?
18. Как определить, высушены лекарственные растения или нет?
19. Можно ли выдергивать растения с корнями?
20. Как надо собирать ягоды и в какое время суток?

Педагог . Итак. Блиц-турнир закончился и вы показали хорошие знания по лекарственным растениям и внесли свой вклад в копилку каждой команды. А теперь мы можем подвести итоги мероприятия, о которых нам расскажет жюри.
Член жюри . Ребята! Подводя итоги, можно отметить, что Вы показали свои знания по лекарственным растениям и фитотерапии. А по сумме баллов у нас нет победителя – обе команды набрали максимальное количество баллов и поэтому ПОБЕДИЛА ДРУЖБА!
Педагог . А сейчас мы пойдем на «чаепитие» с лекарственными травами, посвященный дружбе и нашим «интеллектуалам».

Внеклассное мероприятие

«Зелёная аптека»

Цель:

    знакомство с различными лекарственными растениями, применением;

Образовательные задачи:

    закрепление в процессе игровой деятельности теоретических знаний, полученных на уроках природоведения и биологии, социально-бытовой ориентировки;

    вовлечение в словарный запас новых слов и выражений;

    развитие коммуникативных навыков;

    осуществление межпредметных связей.

Коррекционные задачи:

    развитие памяти, внимания;

    развитие образного мышления;

    развитие творческого воображения;

    развитие восприятия;

    повышение самооценки, снижение тревожности.

Воспитательные задачи:

    воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

    самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.

Ход мероприятия (слайд № 1)

Ведущий: “Зеленая аптека” многие столетия была главным поставщиком лекарств. Сегодня мы поговорим об этих растениях. Я приглашаю вас принять участие в игре «Зелёная аптека». Но для этого нам нужно выбрать игроков.

Представляю наши команды: команда – «ФАРМАЦЕВТЫ» и команда – «ТРАВНИКИ»

Для того чтобы начать наше мероприятие мне хотелось представить наше многоуважаемое жюри. (представление жюри) Наше жюри будет оценивать участников по пятибалльной системе.

Впереди нас ждут конкурсы и развлечения для команд. Итак, начнём!

(слайд № 2)

Ведущий: Лес - не только для забавы,

Он - богатство всей страны.

Все деревья в нем и травы

Нам на пользу взращены.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом одни лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке

И микстура и таблетки.

Ну, а чем и как лечить,

Я могу вас научить.

(слайд № 3)

Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой

Конкурс 1. « Загадочный цветок » (слайд № 4)

Ведущий: (слайд № 5) По 2 человека от каждой команды получают конверт с разрезанным на части цветком. Нужно собрать цветок. Кто быстрее? За правильно собранный цветок и быстроту команда получает 5 баллов.

Болельщикам предлагается подумать (по щелчку) - об этом растении сочинили такую загадку: “ Название какого цветка состоит из частицы, предлога и названия сторожевого помещения?”

По окончании выполнения задания – проверка.


Незабудка

(слайд № 6) В народной медицине отвары и настои этого растения рекомендовали при легочных заболеваниях, кашле, кожных сыпях.

Жюри оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.


Конкурс 2. « Что сначала, что потом? »

(слайд № 7)

Ведущий: (слайд № 8) По 2 человека от каждой команды получают конверт с карточками. В течение двух минут вам необходимо разложить карточки в правильной последовательности. За временем будет следить один из членов жюри. За задание можно заработать 3 балла.

(слайд № 9)

Проверка задания (по щелчку) Правильная последовательность картинок: 1,2,3,4.

Мать – и - мачеха

(слайд № 10)

В народной медицине мать-и-мачеху применяют при кашле, болезнях печени, ангине, простудных заболеваниях (насморке), туберкулезе легких.


Одуванчик

(слайд № 11) .

Листья и корни одуванчика употребляют при болезнях печени, желчного пузыря, желтухе, гастрите, запорах.

Отвар корней одуванчика тонизирует организм, улучшает обмен веществ при кожных болезнях. Одуванчик обыкновенный обладает жаропонижающим, потогонным, противоглистным свойствами. Настойка из листьев одуванчика снимает интоксикацию, вызванную укусами змей.

Конкурс 3. « Шиворот - навыворот » (слайд № 12)

Ведущий: (слайд № 13) По 2 человека от каждой команды получают конверт. В этом конверте вы получите загадку и буквы. Вам необходимо из букв составить ответ на загадку. Посмотрим, какая команда выполнит быстрее! За правильно составленное слово команда получает максимально 3 балла.

(слайд № 14) ЛАИАМН – Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.

По окончании задания (по щелчку) – проверка.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки.


Малина

(слайд № 15)

Приготавливают коррегирующий сироп, улучшающий вкус детских лекарств. Ягоды в виде настоя применяются как потогонное и мягчительное средство, входят в состав потогонных сборов.

Земляника

(
слайд № 16)

Чай из высушенных листьев земляники при болезнях селезенки, гастрите, бронхиальной астме, неврастении и бессоннице, для улучшения аппетита и пищеварения. Настои листьев и вкусных плодов эффективны при авитаминозах, атеросклерозе, маточных кровотечениях, оказывают мочегонное и противовоспалительное действие.


Конкурс 4. «Лабиринт из лекарственных

растений » (слайд № 17)

Ведущий: (слайд № 18) На стол каждой команде выдается по карточке с лабиринтом. Каждый участник проходит один этап лабиринта и передает карточку следующему игроку.

Нужно как можно быстрее его пройти. Необходимо номер загадки проставить рядом с соответствующим цветком. За правильно пройденный лабиринт и быстроту команда получает 3 балла.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки.

Ромашка

( слайд № 19)

Настоем ромашки промывают раны, делают примочки, полощут рот и горло при ангинах, ларингитах.

Василёк

(слайд № 20)

Лекарственные препараты из василька синего применяют при заболевании почек, мочевого пузыря .

Конкурс 5. « Загадки» (слайд № 21)

Ведущий: (по щелчку) Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

(слайд № 22)
1. Очень полезны те ягоды, детки,

И для желудка, уж вы мне поверьте,

Да и для глаз не мешают они,

В меню космонавтов они включены. (по щелчку) (Черника)

(слайд № 23)

2. Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает. (по щелчку) (Календула.)
(слайд № 24)
3. «Кошачья травка» -
Больным поправка:
Корешок в аптечку,
Чтоб помочь сердечку. (по щелчку) (Валерьяна)
(слайд № 25)
4. Путник часто ранит ногу
Вот и лекарь у дороги.(по щелчку) (Подорожник.)

(слайд № 26)

5. Травка та растёт на склонах
И на холмиках зелёных,
Запах крепок и душист,
А её зелёный лист
Нам идёт на чай.
Что за травка, отвечай! (по щелчку) (Душица)

(слайд № 27)

6. Злая, как волчица,
Жжётся, как горчица.
Что это за диво?
Это же ….. (по щелчку) (Крапива)

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.


Душица

(слайд № 28)

Траву назначают для повышения аппетита, улучшения пищеварения, при бронхитах, для полоскания горла при лечении ангин, хронических тонзиллитов.

Подорожник

(слайд № 29)

Конкурс 6. « Стоп – кадр» (слайд № 30)

Ведущий: (по щелчку ) Узнайте лекарственное растение по его фотографии. Команды будут отвечать по очереди. За каждое правильно названное растение команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

    Липа. (слайд № 31)

    Клен. (слайд № 32)

    Дуб. (слайд № 33)

    Ольха. (слайд № 34)

    Сосна. (слайд № 35)

    Береза. (слайд № 36)

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки.


Сосна

(слайд № 37)

Настой сосновой хвои применяют как отхаркивающее и желчегонное средство, используют для снятия болей при заболеваниях суставов.


Берёза

(слайд № 38)

Настой из листьев березы пьют при отеках, болезнях почек, малокровии, как мочегонное и потогонное средство.

Конкурс 7. « Ребусы» (слайд № 39)

Ведущий: (по щелчку) Разгадайте ребусы.

Команды будут отвечать по очереди.

За каждое правильно названное растение команда получает 5 баллов.

Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

(слайд № 40)


(по щелчку) КАЛАНХОЕ

(слайд № 41)


(по щелчку ) ЗОЛОТОЙ УС

(слайд № 42)


(по щелчку) САНСЕВЬЕРА

(слайд № 43)


(по щелчку) АЛОЕ

(слайд № 44)

Ведущий: В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине.

Сегодня мы вспомнили давно известные нам растения.

Хочется надеяться, что полученные в ходе игры знания о лекарственных свойствах растений вы сможете успешно применять в различных жизненных ситуациях.

(слайд № 45)

Спасибо за внимание!

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется победитель.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением отдельных предметов»

«Зеленая аптека»

Сценарий внеклассного мероприятия по экологии

Игумнова Екатерина Владимировна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 33 с УИОП»

Старый Оскол - 2012

Задачи мероприятия:


  • познакомить учащихся с целебными свойствами растений, учить правилам сбора, сушки, хранения, правилам использования и применения;

  • развивать экологическую культуру, закреплять знания о правилах поведения на природе;

  • воспитывать бережное отношение к растениям, к природе.
Оборудование:

  • рисунки детей по теме;

  • выставка книг «Лекарственные растения»;

  • загадки о лекарственных травах;

  • гербарии или образцы различных трав.
Ход занятия

1. Вступительное слово учителя

Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о наших друзьях - лекарственных растениях. В настоящее время насчитывается более 600 видов растений, которые используются в медицине. Лекарственные растения можно встретить в лесу, в поле и даже по обочинам дороги. Сегодня мы поговорим о наиболее распространенных растениях, о тех, что мы встречаем каждый день и даже не догадываемся, насколько они полезны.

2. Сообщения детей

1-й ученик:

Давно подметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Он подсмотрел, что звери тоже лечатся травами, находя среди множества растений нужные для них. Из поколения в поколение передавали сведения о целебных свойствах растений. Постепенно знания о них стали собираться в книге – «травники». В давние времена сбором трав занимались знахари, колдуньи, шаманы. Они окружили свое ремесло тайной и всячески отпугивали желающих наняться сбором целебных трав. Готовя лекарства, знахарь обычно бормотал заклинания и разные непонятные слова. Конечно, все это предпринималось для того, чтобы повысить цены на снадобья из трав и заставить людей отказаться от самостоятельного их сбора.

2-й ученик:

Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. И в наших аптеках среди многих современных препаратов занимают достойное место травы, настойки из трав, таблетки из трав, таблетки на травяной основе. Заглянем в страну Лечебных трав. А вот и первая жительница этой страны. О ней существует очень много загадок.

Злая, как волчица.

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Это же (крапива)!
Вы, конечно же, знаете, как она выглядит. Людям есть, за что благодарить крапиву. Из нее можно приготовить множество полезных и вкусных блюд. Из крапивы получают зеленую, желтую краску, которую используют в пищевой промышленности. Это растение используют и для временного хранения пищевых продуктов. Но самым важным является то, что в крапиве содержатся вещества, которые убивают микробов и останавливают кровь. А если взять сырую крапиву, потолочь и приложить к свежей ране, то рана очистится и быстро заживет. Крапивой также хорошо укреплять волосы.

3- й ученик:

Послушайте загадку и определите, о каком растении в ней говорится:

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его сережки.

На земле лежат листки -

Маленькие лопушки.

Нам он - как хороший друг

Лечит раны ног и рук.

(Подорожник)
Найдите подорожник в нашем осеннем букете.

? Почему это растение так называется?

? Кто из вас пользовался подорожником?

? Для чего вы это делали?

Подорожник очень быстро размножается. Посмотрите, сколько у него семян. Каждое семя обволакивается слизью, и поэтому его семена легко приклеиваются к колесам, к ногам. Так подорожник путешествует по свету. Американцы называют подорожник «следом белого человека». Может быть, потому, что его листья напоминают след ступни человека.
4- й ученик (продолжает рассказ о подорожнике):

В Америке он никогда не рос, пока его не завезли европейцы. Медицинские свойства этого растения были известны более 3 тысяч лет назад. Это было самое широко применяемое лекарственное средство в средние века. Подорожник используется при болезнях желудка, это не только хорошее ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство, но и противопростудное. При этом используют сок подорожника.

Русская легенда рассказывает о том, что однажды, когда две змеи грелись на солнце посреди дороги, одну из них переехала повозка. Вторая змея тотчас принесла ей Целебный лист подорожника. С тех пор люди и узнали о целебных свойствах этого растения.

5- й ученик:

Мне хочется рассказать еще об одном удивительном растении - это тысячелистник. Посмотрите на это растение. Как вы думаете, почему оно так называется? Каждый листик этого растения многократно рассечен на множество узких долек, сосчитать которые невозможно. Тысячелистник используют при заболеваниях желудка, кишечника. Это растение хорошо останавливает кровь, улучшает аппетит. А если размять листья и приложить к ране кашицу, то рана быстро заживет.

6- й ученик:

О каком следующем растении пойдет рассказ, вы узнаете из загадки:

Выпускает он листы

Широченной ширины.

Держатся на ветках крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдешь -

На себе их все найдешь.

(Репейник)
И действительно! Какое из растений может быть навязчивее лопуха-репея! Не только плоды этого растения липнут к человеку, и но и сам он растет поближе к жилью человека. Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Но они съедобны на первом году жизни. В Японии и Китае лопух возделывается как овощ. Если измельчить корень и варить его в течении двух часов, то получается приятное на вкус повидло. Отвар из корней лопуха рекомендуется для укрепления волос. Свежий сок растения с маслом хорошо лечит раны.
7- й ученик:

Догадайтесь, что это за растение?

Носит этот мальчик!

Желтый сарафанчик.

Подрастет - нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

(Одуванчик)
Правильно, это одуванчик. Одуванчик - это тоже лекарственное растение. Его так и называют ученые – «одуванчик лекарственный». Цветет одуванчик весной. Ярко – желтые цветы красочно оживляют природу. Листья одуванчика используются ранней весной для приготовления витаминного салата. В некоторых странах их даже готовят впрок, заквашивая как капусту.

Одуванчик применяют при лечении многих болезней: желудка, кишечника, мочевого пузыря, для улучшения аппетита. Масляная настойка из корней одуванчика является хорошим средством от ожогов. Отвары сухой травы и корня нужно пить, если болит живот.

Учитель: Возле наших домов очень много лекарственных растений. Вы все их встречали не раз. Посмотрите на выставку! Это ромашка аптечная (используется при простуде, воспалении слизистой оболочки рта, успокаивающее и болеутоляющее средство). Мать-и-мачеха (используется при кашле, выжатый сок из свежих листьев прикладывают к язвам, ранам, нарывам). Пустырник (применяется как успокоительное средство, при болезнях сердца). Но настоящая кладовая лекарственных растений растет в лесу. Послушаем рассказы ребят.

8-й ученик:

В тени деревьев, среди густой травы растет ландыш. У ландыша два остроконечных листа, а между ними не сколько маленьких колокольчиков. У ландыша тонкий, приятный запах. Ландыш является сырьем для лекарства, которое выпускают для лечения сердечных заболеваний, заболеваний нервной системы. Ландыш - охраняемое растение, оно занесено в Красную книгу, поэтому заготовкой ландыша могут заниматься только специальные организации.

9-й ученик:

Высоко оценил человек полезные свойства медуницы. Медуница применяется при лечении бронхита, при воспалении верхних дыхательных путей, при недостатке витаминов. Есть в лесу и другие лекарственные растения. Малина (при ангинах и простудах). Земляника (для улучшения состава крови). Брусника (при авитаминозах - ягоды, при заболеваниях почек - листья).

10-й ученик:

Немало лекарственных трав в поле и на лугу. Василек. Используется как жаропонижающее средство; при болезнях мочевого пузыря; в виде примочек при заболеваниях глаз. На Руси существует легенда, согласно которой прекрасный юноша Василий был погублен русалкой и превращен в цветок - василек. В Древней Греции считали, что сок василька способен быстро заживлять раны. Пастушья сумка. Останавливает кровотечение, используется при заболеваниях почек, печени, мочевого пузыря, как противорвотное средство. Валериана лекарственная применяется при нервных заболеваниях, бессоннице, при заболеваниях сердца, желудочно-кишечного тракта.

Учитель: Но чтобы эти растения могли помочь нам и проявить свои чудесные свойства, их нужно правильно заготавливать, хранить и применять. Необходимо при этом придерживаться строгих правил. Чтобы собирать растения, их нужно хорошо знать, т. е. отличать от других; знать, когда их нужно собирать (в этом помогут календари для сбора растений), и какая часть растения необходима для лечения. Собирать растения можно только в сухую погоду, лучше сразу после росы. Нельзя собирать загрязненные растения, с ржавыми пятнами, растущие вблизи дорог, автомобильных шоссе.

Укладывать растения при сборе нужно в просторные корзины, не утрамбовывая, так как они могут начать гнить. Сушить только в тени, в хорошо проветриваемом помещении, а не на солнце. Растения нужно разложить тонким слоем на картоне, материи и не менее 2 раз в сутки переворачивать. Не вырывать растения с корнем, не собирать все растения до последнего, ни в коем случае не собирать растения, которые занесены в Красную книгу.

Помните: многие лекарственные растения очень ядовиты. При сборе нельзя мять растения в руках, не трогать грязными руками лицо, губы, глаза, нос, чтобы не занести ядовитый сок на слизистую оболочку. Если все же произойдет отравление, и у нас начнутся головная боль, тошнота, слабость, нужно срочно вызвать рвоту и промыть желудок, употребляя много кипяченой воды. Хранить высушенные травы лучше всего в картонных коробках, бумажных пакетах или мешочках из ткани.

3. Викторина

А сейчас проверим, запомнили ли вы то, о чем мы сегодня говорили. Перечислите лекарственные растения, которые вы запомнили.

Какое лекарственное растение самое «прилипчивое»?

Листья какого растения иссечены на множество долек?

Какое лекарственное растение называют «следом белого человека»?

Какие растения заживляют раны?

Как правильно собирать, хранить сырье?
4. Конкурс загадок

А теперь проведем конкурс загадок:

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки -

Собираем огоньки.

(Земляника)

Белые звоночки.

Белые горшочки на зеленой ножке.

(Ландыши)

Белая корзинка -

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

(Ромашка)

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый.

Только жаль, что не душистый:

(Василек)

Кто ни прикасается, -

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки.

(Репейник)

Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Лекарственных трав. Закончить наш разговор хотелось бы такими строками:

Василька срывать не стану

И ромашки золотой,

Лучше сразу всю поляну

Увезу к себе домой.

Прихвачу тихонько поле,

И в росе блестящий луг

Поселю их в нашей школе,

Подарю тебе, мой друг!
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Не завянет медуница,

Не погаснет мой букет.

Наше лето сохранится

На рисунке много лет...
VI. Домашнее задание. Собрать материал о любом лекарственном растении и оформить книжку-малышку.

Крапива Подорожник Тысячелистник

Репейник Одуванчик Земляника

Загрузка...