domvpavlino.ru

Племена южной америки. Где живут индейцы? Североамериканские индейцы. Современные индейцы

Все фильмы про индейцев
Племена Северной Америки
Индейские Племена Северной Америки - это коренные народы (жители) США.
Часть из них были начисто истреблены колонизаторами,
а оставшаяся малая часть до сих пор живет в резервациях!


Субарктическая зона:

кучины, коюконы, ингалики, танайна, танана, небесна, атна, невольники, догриб (собачьи рёбра), чипевайан, часть кри, инну и мн. др.
Северо-восточные леса:
гуроны, ирокезы, оджибве, оттава, майами, могикане, делавары, шауни и мн. др.
Юго-восточные леса:
чероки, чокто, чикасо натчез, крики, семинолы и мн. др.
Великие равнины:
черноногие, шайенны, команчи, пауни, сиу, арапахо, кайова и мн. др.
Северо-западное побережье:
тлинкиты, цимшианы, хайда, нутка, квакиутли, береговые сэлиши и др.
Пустыни юго-запада:
апачи, навахо, пуэбло (хопи, зуни и др.), пима, папаго и др.
Центральная Америка:
майя, сапотеки, пурепеча, ацтеки, тотонаки, миштеки
Южная Америка:
инки (кечуа, аймара), гуарани, мапуче, чибча (муиски), шипибо-конибо, теуэльче, варао, ботокудо и мн. мн. др.

Пять цивилизованных племён

Представители Пяти цивилизованных племён.
Портреты написаны в период 1775-1850.
Пять цивилизованных племён - пять индейских народов США: чероки, чикасо, чокто, крики и семинолы - которые в начале XIX века уже усвоили многие обычаи и достижения белых поселенцев и установили довольно хорошие отношения с соседями.
Процесс культурной трансформации этих племён начали Джордж Вашингтон и Генри Нокс; при этом чероки и чокто успешно усвоили европейско-американскую культуру.
Вашингтон полагал, что индейцы имеют равные права с белыми, однако более примитивную общественную организацию. Он сформулировал принципы политики, поощряющей «обращение в цивилизацию», которую позднее продолжил Томас Джефферсон.

Чероки

Чероки - индейский народ в Северной Америке.
Когда-то чероки обитали по обоим склонам южных Аппалачей в области нынешних штатов Теннеси и Северной Каролины.
Первыми европейцами, которых увидели чероки, были испанцы. Это произошло в 1540 году, в составе испанской экспедиции участвовал знаменитый конкистадор Эрнандо де Сото.

В 1566 году испанцы вновь посетили земли чероки. Они содержали небольшие копи и плавильни в этом районе до 1690 года. Убедившись в отсутствии драгоценных металлов в землях чероки, испанцы потеряли к ним интерес.

К началу XIX века главенствующей религией чероки стало христианство. В конце XVIII — XIX века чероки сделали значительные культурные успехи, переменили кочевой образ жизни на оседлый, жили в современных по своему времени домах, занимались земледелием, скотоводством и ремеслами. В 1825—1826 годах вождь племени чероки — Секвойя (Джордж Гесс) утвердил на совете племени слоговую азбуку чероки, созданную им в 1821 году, а в 1828 начал издавать газету «Чероки Феникс» на языке чероки.

Богатые индейцы владели плантациями, вели аристократический образ жизни, владели сотнями чернокожих рабов. Чероки и другие цивилизованные племена создали первую в США сеть бесплатных школ. На Территории Чероки к середине XIX века действовало около 30 бесплатных школ, практически все учителя в школе были чероки. В целом Территории Чероки характеризовалась одним из самых высоких уровней образования среди территорий Северной Америки.

По примеру США чероки создали собственную конституцию, свод законов, выборное правительство и президента, называемого по традиции «Великим вождем». К 1850 году на «Территории чероки» проживало около 22 тыс. человек, из которых гражданами, обладающими правом голоса (мужчины-чероки), являлись 4 тысячи. Женщины и дети, белые (около 1 тыс. человек) и чернокожие рабы (около 4 тыс. человек) правом голоса не обладали.

В начале 30-х годов XIX века власти южных штатов при поддержке федерального правительства США решили ликвидировать индейские анклавы, а самих индейцев выселить на пустующие земли к западу от реки Миссисипи. Во время принудительной депортации в 1838 — 1839 годов, получившей название «Дорога слёз», погибло свыше 4 тысяч индейцев.

В 1889 г. допущена иммиграция в одной части их области (территория Оклахома); в 1891 г. открыта для иммиграции ещё другая часть. Входят в состав Пяти цивилизованных племён.

Происхождение
В 1880-х годах Гораций Гэль (H. Hale, «Indian migrations, as evidenced by language» в «American Antiquarian», 1883) высказал предположение, что чероки родственного происхождения с ирокезами. Сами чероки называют себя цалаги. Вероятно, они являются потомками аллигеви или таллигеви, о которых сохранились сведения в сагах ирокезов и алгонкинов. В 1826 г. вождь чероки Секвойя (или Джордж Гесс), изобрёл слоговое письмо из 85 знаков для черокского языка, которое широко распространилось среди этого племени и используется до сих пор.

Численность
Численость чероки в 1674 году составляла примерно 50 тыс. человек. Эпидемии оспы сократили чероки наполовину. Переселение в Оклахому и гражданская война в США вновь сильно уменьшили численность народа. Перепись 1990 года показала 308 132 чероки, из них чистокровных — 15 тыс. человек.
Зарегистрированные члены племени чероки составляют ок. 250 000.

Чероки (язык)
Язык чероки - один из ирокезских языков, на котором говорят индейцы племени чероки. Единственный ещё употребляемый южноирокезский язык, использующий уникальную слоговую азбуку чероки, изобретённую Секвойей.

Известные представители
Секвойя (Джордж Гесс) — изобретатель черокской письменности
Стенд Уэйти — генерал армии конфедератов
Джон Росс — вождь племени в 1828—1860 годах

Знаете-ли вы, что:
Предки известных актеров: Джонни Деппа, Квентина Тарантино, Кевина Костнера, Кэмерон Диас, Томми Ли Джонса, Тори Амос и Чака Норриса - индейцы племени чероки?


Апачи

Апачи (Apache) - собирательное название для нескольких культурно родственных племён североамериканских индейцев, говорящих на апачских языках атабаскской ветви семьи на-дене.
Племена апачей ныне живут в резервациях в Аризоне, Нью-Мексико, Оклахоме.
Численность Всего: 56 060 (Аризона, Нью-Мексико, Оклахома)
Язык - апачские языки, английский
Религия - церковь коренных американцев, шаманизм, христианство
Расовый тип - американоиды
Родственные народы - навахо
Этнические группы - западные апачи, чирикауа, хикарилья, кайова-апачи, липаны, мескалеро
Историческая область расселения апачей и навахо в XVIII веке: навахо, западные апачи, чирикауа, мескалеро, хикарийя, липаны, кайова-апачи.
Языки. К апачским языкам относятся:
западные: навахо, западно-апачский, мескалеро-чирикауа апачи
восточные: хикарийя апачи, липан-апачи
равнинный (кайова) апачи
Язык навахо - самый распространённый из индейских языков США (178 000 носителей на 2000 г.), от него значительно отстаёт западный апаче (около 12 000 носителей).
Современные группы апачей.
Апачи делились на шесть народов:
Западные апачи
Чирикауа
Мескалеро
Хикарилья
Липаны
Кайова-апачи
Известные представители апачей:
Джеронимо. Имя чирикауа Гуяхле (Guyaale)
Военный предводитель чирикауа-апачей, который в течение 25 лет возглавлял борьбу против вторжения США на землю своего племени. В 1886 году был вынужден сдаться американской армии.
Дата рождения: 16 июня 1829
Место рождения: Аризона
Дата смерти: 17 февраля 1909 (79 лет)
Место смерти: Форт-Силл, Оклахома
Биография Джеронимо: на этой странице
Кочис
Кочис (1805 - 8 июня 1874) — вождь чоконенов, одной из групп чирикауа-апачей и лидер восстания, которое вспыхнуло в 1861 году. Кочис являлся наиболее значительной фигурой в истории Американского Юго-Запада в XIX веке и одним из величайших лидеров среди североамериканских индейцев. Округ Кочис в Аризоне назван в его честь.
Род деятельности: вождь чоконенов
Дата рождения: 1805 год
Место рождения: Новая Мексика
Дата смерти: 8 июня 1874
Место смерти: Территория Нью-Мексико
Биография Джеронимо: на этой странице

Коллекция всех художественных фильмов про индейцев Апачей


Фотография Калифорнийских индейцев 1916 г.

Принадлежность к племени (графическое представление)

Тут все понятно: племена индейцев - на самом верху, их силуэты - внизу под ними, расшифровка - справа.
Так вот выглядили индейские племена северной Америки.
Уклад жизни индейцев, история, войны с выдержанной исторической достоверностью показана в коллекции фильмов - Индейцы (Племена)

На последок: кто такой был Чингачгук?

Чингачгук, Великий (Большой) Змей
- герой произведений Фенимора Купера, принадлежит к литературному типу «благородный дикарь».
Происходит из племени североамериканских индейцев могикан. Чингачгук - мудрый и храбрый воин. Он добр и справедлив, его уважают друзья и боятся враги.
Вот что сказано в книге «Последний из могикан» о происхождении его имени:
«Конечно, имя Чингачгук, что значит «Великий Змей», не означает, что он и в самом деле змея; нет, его имя говорит, что ему известны все извороты, все уголки человеческой природы, что он молчалив и умеет наносить своим недругам удары в такие мгновения, когда они совсем этого не ожидают»
В книге «Последний из Могикан» умирает его единственный сын - Ункас. И именно Чингачгук становится последним из Могикан, последним вождем и последним представителем некогда могущественного, но ныне вымершего племени.

Фильмы про Чингачкука и другие фильмы про индейцев
с Гойко Митичем в главной роли -

История коренного населения обеих Америк полна загадок и тайн, но еще она очень печальна. Особенно это относится к индейцам родовые земли которых уже очень давно приватизированы Федеральным правительством США. Сколько коренных жителей североамериканского континента погибло в результате насильственной колонизации, неизвестно и по сей день. Некоторые исследователи утверждают, что к началу 15-го века индейцев на нынешних территориях США проживало до 15 миллионов, а в 1900 году их осталось не более 237 тысяч человек.

Особенно примечательна история тех, кого мы знаем под названием «ирокезы». Индейцы этого племени издревле представляли собой большой и сильный народ, но ныне от них осталось немного. С одной стороны, голландская и английская помощь первоначально позволили им невероятно усилить свои позиции… Но когда необходимость в ирокезах отпала, их начали истреблять беспощадно.

Основные сведения

Так называются индейцы Северной Америки, которые в настоящее время проживают в северных штатах США и Канаде. Слово «ироку» в лексиконе соседних племен значит «настоящие гадюки», что указывает на изначальную воинственность ирокезов, предрасположенность их к военным хитростям и глубоким познаниям в области военной тактики. Неудивительно, что ирокезы постоянно находились в весьма натянутых отношениях со всеми соседями, которые их откровенно недолюбливали и боялись. В настоящее время на территории США и Канады проживает до 120 тысяч представителей этого племени.

Первоначально ареал племени простирался от до Гудзонского пролива. Вопреки распространенному мнению, ирокезы - индейцы не только воинственные, но и весьма трудолюбивые, так как у них на довольно высоком уровне было развито растениеводство, были зачатки скотоводства.

Скорее всего, именно это племя было одним из первых, вступивших в контакт с европейцами в 16-м веке. К этому времени многие индейцы Северной Америки бесследно исчезли в пламени постоянных внутренних войн. Тем не менее память о них осталась до сих пор. Так, слово «Канада» происходит из языка лаврентийских ирокезов.

Образ жизни ирокезов

Социальная организация этого племени - яркий пример самобытного родового матриархата, но при этом род все равно возглавлял мужчина. Семья жила в длинном доме, служившим прибежищем сразу для нескольких поколений. В некоторых случаях подобные жилища использовались родом по нескольку десятилетий, но бывало, что ирокезы жили в одном и том же доме по сто лет и более.

Основными занятиями ирокезов была охота и рыболовство. Сегодня представители племени занимаются производством сувениров или работают по найму. Встречаемые в продаже традиционные корзины и чрезвычайно красивы, а потому популярны (особенно среди туристов).

Когда племя ирокезов было на пике своего могущества, его члены проживали в довольно многочисленных деревнях, в которых могло насчитываться до 20 «длинных домов». Ставить их старались компактно, выбирая те участки земли, которые были непригодны для земледелия. Несмотря на свою воинственность и частую жестокость, ирокезы нередко выбирали для своих деревень очень живописные и красивые места.

Образование Конфедерации

Примерно в 1570 году на территории близ возникло устойчивое образование из племен ирокезов, которое впоследствии получило название «Союз ирокезов». Впрочем, представители самого племени говорят, что первые предпосылки для появления такого рода образования возникли еще в 12 веке. Первоначально в состав Конфедерации входило около семи племен ирокезов. Каждый вождь имел равные права во время совещаний, но на военное время все равно избирался «царь».

В этот период все поселения ирокезов еще вынуждены были защищаться от нападений соседей, ограждая деревни плотным частоколом. Нередко это были монументальные стены, возведенные из заостренных бревен в два ряда, промежутки между которыми засыпались землей. В отчете одного французского миссионера встречается упоминание настоящего «мегаполиса» ирокезов из 50 огромных длинных домов, каждый из которых был настоящей крепостью. Ирокезы-женщины воспитывали детей, мужчины занимались охотой и воевали.

Население поселков

В больших деревнях могло проживать до четырех тысяч человек. К концу формирования Конфедерации необходимость в защите полностью отпала, так как к тому времени ирокезы практически полностью истребили всех своих соседей. При этом деревни стали располагаться компактнее, чтобы в случае необходимости можно было быстро собрать воинов всего племени. Тем не менее к 17 веку ирокезы были вынуждены часто менять расположение своих поселков.

Дело в том, что бесхозяйственное использование почв приводило к их быстрому истощению, а надеяться на плоды военных компаний можно было не всегда.

Отношения с голландцами

Примерно в 17 веке в регионе появляется много представителей голландских торговых компаний. Основывая первые фактории, они завязывали торговые отношения со многими племенами, но особенно тесно голландцы общались именно с ирокезами. Больше всего европейских колонизаторов интересовал бобровый мех. Но тут возникла одна проблема: добыча бобров стала настолько хищнической, что вскоре эти животные практически исчезли на всей территории, контролируемой ирокезами.

Тогда голландцы прибегли к довольно простой, но все же изощренной хитрости: они всячески стали способствовать ирокезской экспансии на территории, которые им изначально не принадлежали.

С 1630 по 1700 годы по этой причине гремели постоянные войны, получившие название «бобровых». Как этого удалось достичь? Все просто. Представители Голландии, несмотря на официальные запреты, в изобилии поставляли своим индейским союзникам огнестрельное оружие, порох и свинец.

Кровавая экспансия

К середине 17-го века численность племени ирокезов была около 25 тысяч человек. Это значительно меньше, чем численность соседних с ними племен. Постоянные войны и эпидемии, принесенные европейскими колонизаторами, еще быстрее сокращали их количество. Впрочем, в состав Федерации тотчас же вливались представители покоренных ими племен, так что убыль частично компенсировалась. Миссионеры из Франции писали, что к 18 веку среди «ирокезов» было глупо пытаться вести проповеди, используя основной язык племени, так как лишь треть (в лучшем случае) индейцев его понимали. Это свидетельствует о том, что всего за сто лет ирокезы были практически уничтожены, причем официально Голландия оставалась абсолютно «чистой».

Так как ирокезы - индейцы весьма воинственные, они едва ли не первыми осознали, какую мощь в себе таит огнестрельное оружие. Они предпочитали использовать его в «партизанском» стиле, действуя небольшими мобильными отрядами. Враги говорили, что такие группы «проходят сквозь лес, как змеи или лисы, оставаясь невидимыми и неслышимыми, подло ударяя в спину».

В лесу ирокезы чувствовали себя великолепно, а грамотная тактика и использование мощного огнестрельного оружия привели к тому, что даже малые отряды этого племени добивались выдающихся военных успехов.

Дальние походы

Вскоре головы вождей ирокезов окончательно вскружила «бобровая лихорадка», и они стали отправлять воинов даже в очень далекие земли, где у ирокезов просто физически не могло быть никаких интересов. Зато они были у их голландских покровителей. В результате все усиливающейся экспансии земли ирокезов расширились вплоть до окрестностей Великих озер. Именно эти племена во многом ответственны за то, что в тех краях начали массово вспыхивать конфликты на почве сильного перенаселения. Последнее возникало вследствие того, что бежавшие индейцы уничтожаемых ирокезами племен в страхе бежали на любые свободные от них земли.

Фактически в то время было уничтожено множество племен, о большинстве из которых не сохранилось вообще никакой информации. Многие исследователи из числа индейцев считают, что в то время уцелели лишь гуроны. Все это время не прекращалась голландская подпитка ирокезов деньгами, оружием и порохом.

Расплата

В 17 веке в эти края пришли англичане, быстро вытеснившие своих европейских конкурентов. Они стали поступать несколько «тактичнее». Англичане организовали так называемую Покоренную лигу, в которую входили все оставшиеся племена, ранее покоренные ирокезами. Задача Лиги была в постоянных поставках бобрового меха. Сами же воинственные ирокезы-индейцы, культура которых к тому времени сильно деградировала, быстро превратились в обычных надсмотрщиков и сборщиков дани.

В 17-18 столетии могущество их племени из-за этого сильно ослабло, но все же они продолжали представлять грозную военную силу во всем регионе. Великобритания, пользуясь богатым опытом интриг, сумела стравить ирокезов и французов. Первые смогли выполнить практически всю работу оп окончательному изгнанию конкурентов британских торговых компаний из Нового Света.

Этим ирокезы подписали себе смертный приговор, так как они стали не нужны. Их попросту вышвырнули с ранее захваченных территорий, оставив для проживания лишь их первоначальную территорию близ реки Святого Лаврентия. Кроме того, в 18 веке от них откололось племя минго, еще более ослабив ирокезов.

Последний удар

Британские дипломаты все же не сидели сложа руки, и во время войны с только что образовавшимися США уговорили своих бывших «партнеров» снова принять их сторону. Это стало последней, но самой страшной ошибкой ирокезов. Генерал Салливан прошелся по их земле огнем и мечом. Остатки некогда могучего племени оказались рассеяны по резервациям в США и Канаде. Лишь к самому концу 19-го века последние представители этого народа перестали массово погибать от голода и постоянных эпидемий.

Сегодня ирокезы - индейцы уже не столь воинственные, но весьма «подкованные» в юридических вопросах. Они постоянно отстаивают свои интересы во всех судах, добиваясь признания незаконности завладения Федерального правительства их землей. Впрочем, успешность их исков остается под большим сомнением.

Почему у племени столь дурная репутация?

Упомянутый выше Фенимор Купер представлял индейцев племени ирокезов как исключительно беспринципных и жестоких людей, противопоставляя их «благородным делаварам». Такая оценка - образчик предвзятости, и объясняется она просто. Дело в том, что делавары участвовали в войне против Великобритании на стороне США, а ирокезы воевали на стороне англичан. Но все же Купер был во многом прав.

Именно ирокезы частенько практиковали практику полного уничтожения своих противников, включая убийства младенцев. «Увлекались» воины племени и жесточайшими пытками, которые практиковали задолго до прибытия европейцев. Кроме того, их дурная репутация - во многом заслужена, так как ирокезам было неведомо понятие любой честности в отношении потенциальных противников.

Вероломство как стиль жизни

Известны случаи, когда они заключали мирные договоры с соседним племенем, а затем полностью его вырезали под покровом ночи. Нередко для этого использовались яды. В понимании соседних племен такая практика - чудовищное попрание традиций и беззаконие.

Историк Фрэнсис Паркман, хорошо относившийся к индейцам в принципе, собрал много данных, свидетельствующих о широком распространении не только ритуального людоедства (которое было характерно едва ли не для всех индейских племен вообще), но и случаев «обыденного» поедания людей. Неудивительно, что конфедерация ирокезов, мягко говоря, особой популярностью среди соседей не пользовалась.

Существует две основные точки зрения. Согласно первой (так называемая «короткая хронология»), люди пришли В то время уровень моря был на 130 метров ниже современного, кроме того, зимой по льду пролив было нетрудно перейти пешком. в Америку около 14-16 тысяч лет назад. По второй — люди заселили Новый Свет гораздо раньше, от 50 до 20 ты-сяч лет назад («длинная хронология»). Ответ на вопрос «Как?» куда более опре-деленный: древние предки индейцев пришли из Сибири через Берингов про-лив, а дальше шли на юг — или по западному побережью Америки, или по цен-тральной части материка через свободное от льдов пространство между Лав-рентийским ледяным щитом и ледниками Береговых хребтов в Канаде. Впро-чем, вне зависимости от того, как именно двигались первые жители Америки, следы их раннего присутствия либо оказались глубоко под водой из-за повы-шения уровня моря (если они шли вдоль тихоокеанского побережья), либо разрушены действиями ледников (если люди шли по центральной части ма-терика). Поэтому самые ранние археологические находки обнаруживаются не в Берингии Берингия — биогеографическая область, связывающая Северо-Восточную Азию и северо-западную часть Северной Америки. , а гораздо южнее — например, в Техасе, на севере Мексики, на юге Чили.

2. Отличались ли индейцы на востоке США от индейцев на западе

Вождь тимукуа. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Жака Ле Муана. 1591 год

Выделяется около десяти культурных типов индейцев Северной Америки Арктика (эскимосы, алеуты), Субарктика, Калифорния (чумаши, вашо), северо-восток США (Вудленд), Большой бассейн, Плато, северо-западное побережье, Великие равнины, юго-восток США, юго-запад США. . Так, индейцы, населявшие Калифорнию (например, мивоки или кламат), были охот-никами, рыболовами и занимались собирательством. Жители юго-запада США — шошоны, зуни и хопи — относятся к так называемым культурам пуэбло: они были земледельцами и выращивали кукурузу, фасоль и тыкву. Про индейцев востока США, а особенно юго-востока, известно значительно меньше, поскольку большинство индейских племен вымерли с приходом европейцев. Например, до XVIII века во Флориде жил народ тимукуа, отли-чавшийся богатством татуировок. Быт этих людей зафиксирован в рисунках Жака Ле Муана, который посетил Флориду в 1564-1565 годах и стал первым европейским художником, изобразившим коренных американцев.

3. Где и как жили индейцы

Вигвам племени апачи. Фотография Ноа Гамильтона Роуза. Аризона, 1880 год Denver Public Library / Wikimedia Commons

Глинобитные дома в Таос-Пуэбло, Нью-Мексико. Около 1900 года Library of Congress

В вигвамах — стационарных жилищах из веток и шкур животных в форме купола — жили индейцы лесной зоны на севере и северо-востоке Америки, тогда как индейцы пуэбло традиционно строили глинобитные дома. Слово «вигвам» происходит из одного из алгонкинских языков Алгонкинские языки — группа алгских язы-ков, одной из крупнейших языковых семей. На алгонкинских языках говорят около 190 тысяч человек на востоке и в централь-ной части Канады, а также на северо-восточ-ном побережье США, в частности индейцы кри и оджибве. и в переводе озна-чает что-то вроде «дом». Строились вигвамы из веток, которые связывались между собой, образуя конструкцию, которая сверху покрывалась корой или шкурами. Интересным вариантом этого индейского жилища являются так называемые длинные дома, в которых жили ирокезы Ирокезы — группа племен общей числен-но-стью около 120 тысяч человек, живу-щих в США и Канаде. . Они делались из де-рева, а длина их могла превышать 20 метров: в одном таком доме жили сразу несколько семей, члены которых приходились друг другу родственниками.

У многих индейских племен, например у оджибве, существовала специальная паровая баня — так называемый «вигвам потения». Это было отдельное стро-ение, как нетрудно догадаться, для мытья. Впрочем, мылись индейцы не слиш-ком часто — как правило, несколько раз в месяц — и использовали паровую баню не столько для того, чтобы стать чище, сколько как лечебное средство. Счита-лось, что баня помогает при болезнях, если же чувствуешь себя хорошо, можно обойтись без мытья.

4. Что они ели

Мужчина и женщина за едой. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Джона Уайта. 1590 год

Посев маиса или бобов. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Жака Ле Муана. 1591 год Brevis narratio eorum quae in Florida Americae provincia Gallis acciderunt / book-graphics.blogspot.com

Копчение мяса и рыбы. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Жака Ле Муана. 1591 год Brevis narratio eorum quae in Florida Americae provincia Gallis acciderunt / book-graphics.blogspot.com

Рацион индейцев Северной Америки был достаточно разнообразен и сильно отличался в зависимости от племени. Так, тлингиты, жившие на побережье северной части Тихого океана, в основном ели рыбу и мясо тюленя. Земле-дельцы пуэбло питались как блюдами из кукурузы, так и мясом добытых на охоте животных. А основной пищей индейцев Калифорнии была желудевая каша. Чтобы ее приготовить, нужно было собрать желуди, высушить, очистить и измельчить. Потом желуди складывали в корзине и варили на раскаленных камнях. Получившееся блюдо напоминало нечто среднее между супом и ка-шей. Ели его ложками или просто руками. Индейцы навахо готовили из куку-рузы хлеб, и его рецепт сохранился:

«Чтобы приготовить хлеб, вам понадобятся двенадцать початков куку-рузы с листьями. Для начала нужно отшелушить початки и растереть зерна с помощью зернотерки. Затем завернуть получившуюся массу в кукурузные листья. Вырыть в земле яму такого размера, чтобы в ней помещались свертки. Развести в яме огонь. Когда земля как следует прогреется, выньте угли и положите в яму свертки. Прикройте их, а сверху разведите огонь. Хлеб печется около часа».

5. Мог ли неиндеец возглавить племя


Губернатор Соломон Бибо (второй слева). 1883 год Palace of the Governors Photo Archive / New Mexico Digital Collections

В 1885-1889 годах еврей Соломон Бибо занимал должность губернатора индей-цев пуэбло акома, с которым вел торговлю с середины 1870-х. Бибо был женат на женщине-акома. Правда, это единственный из-вестный случай, когда пуэбло руководил неиндеец.

6. Кто такой кенневикский человек

В 1996 году в районе небольшого города Кенневик в штате Вашингтон были найдены останки одного из древних жителей Северной Америки. Его так и назвали — кенневикский человек. Внешне он сильно отличался от современ-ных американских индейцев: был очень высок, носил бороду и ско-рее напоми-нал современных айнов Айны — древние жители Японских островов. . Исследователи предпо-ложили, что скелет принадле-жал европейцу, жившему в этих местах в XIX веке. Однако радиоуг-леродный анализ показал, что обладатель скелета жил 9300 лет назад.


Реконструкция внешнего облика кенневикского человека Brittney Tatchell / Smithsonian Institution

Сейчас скелет хранится в Музее естественной истории имени Бёрке в Сиэтле, и современные индейцы штата Вашингтон регулярно требуют, чтобы останки передали им для захоронения согласно индейским традициям. Впрочем, осно-ваний считать, что кенневикский человек при жизни принадлежал к какому-нибудь из этих племен или их предкам, нет.

7. Что индейцы думали о луне

Индейская мифология очень разнообразна: ее героями часто становятся жи-вотные, например койот, бобр или ворон, или небесные тела — звезды, солнце и луна. Например, члены калифорнийского племени винту счита-ли, что своим внешним видом луна обязана медведю, который пытался ее укусить, а ирокезы утверждали, будто на луне находится старуха, ткущая по-лотно (несчастную отправили туда за то, что та не смогла предсказать, когда будет конец света).

8. Когда у индейцев появились лук и стрелы


Индейцы Вирджинии. Сцена охоты. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Джона Уайта. 1590 год North Carolina Collection / UNC Libraries

Сегодня индейцы разных североамериканских племен часто изображаются держащими в руках лук или стреляющими из него. Так было не всегда. О том, что первые жители Северной Америки охотились с помощью лука, историкам ничего неизвестно. Зато есть сведения о том, что они использовали разнооб-разные копья. Первые находки наконечников стрел датируются примерно девятым тысячелетием до нашей эры. Они были сделаны на территории совре-менной Аляски — уже потом технология постепенно проникла в другие части конти-нента. К середине третьего тысячелетия до нашей эры лук появляется на тер-ритории современной Канады, а в начале нашей эры приходит на терри-торию Великих Равнин и Калифорнии. На юго-западе США лук и стрелы появились еще позднее — в середине первого тысячелетия нашей эры.

9. На каких языках говорят индейцы

Портрет Секвойи, создателя слогового письма индейцев чероки. Картина Генри Инмана. Около 1830 года National Portrait Gallery, Washington / Wikimedia Commons

Сегодня индейцы Северной Америки говорят примерно на 270 различных язы-ках, которые относятся к 29 языковым семьям, и 27 языках-изолятах, то есть изолированных языках, которые не относятся к какой-то большой семье, но образуют собственную. Когда в Америку пришли первые европейцы, индей-ских языков было гораздо больше, однако многие племена вымерли или утра-тили свой язык. Больше всего индейских языков сохранилось в Калифор-нии: там говорят на 74 языках, относящихся к 18 языковым семьям. Среди самых распространенных североамериканских языков — навахо (на нем говорит около 180 тысяч индейцев), кри (около 117 тысяч) и оджибве (около 100 тысяч). В большинстве индейских языков сейчас используется латинский алфавит, хотя чероки пользуются оригинальным слоговым письмом, разрабо-танным в начале XIX века. Большинство индейских языков могут исчезнуть — ведь говорят на них меньше 30% этнических индейцев.

10. Как живут современные индейцы

Сегодня большинство потомков индейцев США и Канады живут практически так же, как и потомки европейцев. Только треть из них занимают резервации — автономные индейские территории, составляющие примерно два процента площади США. Современные индейцы пользуются рядом льгот, и, чтобы их получить, нужно доказать свое индейское происхождение. До-статочно, чтобы ваш предок был упомянут в переписи начала XX века или иметь определенный процент индейской крови.

Племена по-разному определяют, принадлежит ли к ним человек. Например, пуэбло ислета считают своим только того, у кого хотя бы один родитель был членом племени и чистокровным ин-дейцем. А вот оклахомское племя айова более либерально: чтобы стать его членом, нужно иметь всего 1/16 индейской крови. При этом ни знание языка, ни следование индейским традициям не имеет никакого значения.

См. также материалы об индейцах Центральной и Южной Америки в курсе « ».

Для нас 9 мая – это, конечно, прежде всего день Великой Победы. Но это не единственный праздник, отмечаемый в мире в этот день. Например, в США 9 мая – день индейцев. Как же живется индейцам в современной Америке?

Американские индейцы добились многого, отстаивая свои права на земли и полноценную роль в обществе. Но, из-за долгого истребления коренных американцев пострадала целостность их культуры. В наши дни индейцы всеми силами стараются сохранить и возродить свои традиции и язык. Старшее поколение борется за то, чтобы их дети и внуки могли совмещать современный образ жизни и культурные традиции своего народа.

Индейцы очень хорошо осознают свою духовную связь с предками, обращаются к ним за помощью и поддержкой. Для индейцев нет смерти отдельного человека: предки живут в них, а они будут продолжать жить в потомках.

(Всего 19 фото)

1. Одной из традиций индейцев является встреча различных племен раз в год на празднике «Пау Вау», во время которого представители каждого племени садятся в круг и поют межплеменную песню. На фото: Парни из Сейнт Пол, штат Миннесота, во время ежегодного праздника Кий-Йо Пау-уау в одном из университетов Монтаны в городе Миссула, штат Монтана.

2. Пока родители заняты своими делами во время ярмарки племени Кроу, юные индейцы развлекаются тем, что ныряют в реку Литл Бигхорн, около которой в 1876г. происходило легендарная битва между индейцами и кавалеристами США. Битва закончилась тем, что индейцы уничтожили 5 напавших на них рот американского полка.


3. Даже юные умеют легко управляться с лошадьми. На фото: Юные члены племени купают лошадей в реке Литл Бигхорн, во время ярмарки Воронов в Кроу Эджкенси, штат Монтана.

4. Место закладки фундамента одного из корпусов университета, который будет заниматься исследованием культуры коренных народов Америки, освещается на местный лад и посыпается табаком.

5. Шаманизм и тотеизм остались лишь у племен, которые живут в малодоступных районах США. В настоящее время среди верующих индейцев в большей степени распространены католики, мормоны, адвентисты и пятидесятники. На фото: Дженис Сингер во время службы пятидесятников в Резервации племени Воронов.

6. Общая численность коренных американцев по данным на начало 21 века превышает 60 млн. человек, что не так уж и мало. Но встреча соплеменников на дороге все равно может считаться поводом, чтобы остановиться и поговорить. На фото: Клинтон Бёрд достает сигарету, чтобы угостить своего друга Кортни Стюарта и обсудить новый центр кузовного ремонта автомобилей в их районе.

7. Очень живописна природа мест резерваций индейцев. Создается ощущение, что пейзажи остались такими же, какие были до прихода белого человека. На фото: Лошади племени недалеко от места битвы при Литл Бигхорн.

8. Из поколения в поколение передается искусство изготовления национальных одежд индейского народа. На фото: Ревонна Джой Аламо ждет, пока ее отведут обратно в лагерь после ярмарочного парада.

9. Для сохранения языка часть предметов в школе может преподаваться детям на индейском. На фото: Ученица школы языкового погружения во время занятия в Арли, штат Монтана.

10. Традиционные конкурсы танцев, костюмов и различные состязания на ярмарке во время праздника «Пау Вау» помогают сохранить культурное наследие индейцев. На фото: Юные танцоры выстроились в ожидании оценки их танцев во время празднования Кий-Йо Пау-уау.

12. А мамы для своих чад готовы стараться изо всех сил. И в костюмах маленьких индейцев может присутствовать много ручной работы. На фото: Бобби Сокс, Скользящая по льду, готовит своего внука к параду.

13. Ярмарочное родео – зрелище захватывающее, в котором решаются участвовать только настоящие смельчаки. На фото: Бык сбросил со своей спины Мисио Флореса во время ярмарочного родео, едва выскочив из ворот.

14. Праздничный стол даже у индейцев - участь прекрасного пола. Пока готовятся индейские и не очень индейские блюда есть возможность завести женский разговор.

15. Индейцы совсем не собираются отказываться от всего нового, что может предоставить им современное общество. На фото: Шестилетняя Маэ Биг Мэн слушает музыку и играет с куклой, сидя на крыльце своего дома, а ее сестра осваивает схемы вышивки крестом , в городе Нардин, штат Монтана.

16. И главное их достоинство - умение поддержать родственные и дружеские связи, традиции и обряды в современном суетливом мире. На фото: Семьи, друзья и родственники Скота Рассела по клану собрались на праздник у Кроу Эдженси во время выборов главного представителя племени, штат Монтана.

19. Выдержка и внутренняя сила и умение чувствовать внутреннюю связь со своим родом, которая воспитывается в юных индейцах с детства, помогает им успешно выступать не только в классических, но и в современных видах спорта. На фото: Николас Баррера и Тим Лусеро в местном скейт-парке города Биллингз, штат Монтана.

В приключенческих романах Фенимора Купера и Майна Рида, которыми большинство из нас зачитывались в детстве, индейцы предстают кровожадными необразованными дикарями. Однако всего на материке обосновалось более 2000 народностей со своей культурой, языком и обычаями. И различия между племенами были нередко кардинальными!


Откуда взялись индейцы

Существует масса гипотез, откуда в Северной Америке появились первые поселенцы. Одни учёные предполагают, что это потомки египтян, невесть какими морскими путями добравшиеся до соседнего континента. Другие выдвигают экстравагантную версию, что индейцы – потомки уцелевших после Троянской войны солдат. Исследователи исчезнувших колен израилевых настаивают на еврейских корнях. Есть вариант, что люди заселили Новый Свет от 50 до 20 тысяч лет назад, придя из Сибири по так называемому Берингийскому мосту – исчезнувшему впоследствии перешейку между Азией и Америкой. Что же касается наименования… Всем известна история о том, как Колумб, случайно открывший Америку, посчитал, что прибыл в Индию.

Самым развитым племенем прибывшие в Новый Свет европейцы признавали ирокезов. Они занимались земледелием, осваивали ремёсла, периодически вяло конфликтовали с соседями. Но главное отличие было в том, что они в каком-то смысле создали прообраз современной политики США: их конфедерация была демократичной и развитой системой правления. Главенствовали в совете дамы: именно они решали судьбу племени. Позже матриархат изжил себя – борясь за главенство в добыче меха, ирокезы нападали на соседей, применяя жестокие пытки. Кстати, название они получили вовсе не за причёски: на языке племени алгонкинов это слово означает «гадюки» – пацифизм явно вышел из моды. Зато ирокезы дали современное название прилежащему государству – «Канада» в переводе с их языка значит «село».

Главные враги ирокезов – гуроны. Они также конкурировали за монополизм в торговле мехом, поэтому стычки были регулярными. На фоне соседей выглядели довольно миролюбиво: вегетарианская диета состояла преимущественно из маиса и бобов, лишь по праздникам они позволяли себе ритуально приготовленную собаку. Гуроны не пережили миссионерской деятельности французов – те принесли в их селения чуму и голод.

Чероки дольше других противостояли европейцам, но в итоге были вынуждены сдаться и принять христианство, перенять чуждую им культуру и обычаи. Правительство новой страны насильно выселило чероки на неплодородные земли, где они и погибли. Это племя было достаточно цивилизованным: вождь Секвойя, например, разработал собственную грамоту, поэтому индейцы умели читать и писать, правда, по-своему, и даже издавали газеты. Кровь чероки течёт в жилах Барака Обамы, Джонни Деппа, Квентина Тарантино.

Апачи – символ индейского сопротивления европейцам. Всемирную известность обрёл их предводитель Джеронимо: он вёл партизанскую войну довольно долго, в итоге был пойман, но не казнён – его возили по выставкам и тиражировали фотографии этого своеобразного бренда угасающей культуры. Знаменитый вигвам («дом») был основным жилищем именно апачей – остальные обитатели Северной Америки укрывались в конических палатках.

Беотуки

Благодаря этому индейскому племени все индейцы получили нелицеприятное прозвище «краснокожие». Они одними из первых встретили европейцев на континенте, и гости, увидев раскрашенные охрой лица, с перепугу так их и назвали. К слову, естественный цвет кожи индейцев – белый или смуглый. В Канаде очень популярна трагическая история женщины из этого племени по имени Демасдуит, погибшей в плену. Именно она оставила сведения о грамматике и особенностях беотукского языка.

Падение цивилизации

Получив лошадей и оружие от колонизаторов, индейские племена стали осваивать прерии. Поскольку европейцы постепенно выживали аборигенов с плодородных земель, тем пришлось уходить в степи. Основным источником пропитания для них стал бизон, из шкуры которого также шили одежду и обувь. Классический образ индейца с головным убором из орлиных перьев, кожаными сапогами, томагавком и индейским луком появился именно там. Но жизнь в резервациях была несладкой: им запрещали исповедовать собственную религию и отбирали детей. Постепенно от безнадёжности люди начали спиваться – их ферментная система не выдержала борьбы с алкоголем, и цивилизация стала угасать.

Современные индейские племена – чероки, навахо, сиу и чиппева – живут за чертой бедности, несмотря на туризм, казино и безакцизную торговлю табаком. Болезни, алкоголизм и безработица – настоящий бич в резервациях. Похоже, великая народность находится на грани окончательного исчезновения. И сегодня, 9 августа, в Международный день коренных народов мира, хочется пожелать не повторять ошибок европейских колонизаторов, а сохранять культуру и обычаи людей, к какой бы народности они ни принадлежали.

Анимационная программа «Путь следопыта»

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Круглый год ЭТНОМИР посещают школьники и студенты со всей страны. Центр успешно сотрудничает с ведущими образовательными учреждениями России и мира. У нас проходят молодёжные слёты, смены детских летних лагерей, мы принимаем школьные группы, предлагая готовые программы с набором тематических экскурсий и мастер-классов.

Приезжая в этнографический парк с группой школьников или студентов, к любому образовательному туру вы можете дополнительно подобрать анимационную программу. ЭТНОМИР представляет вашему вниманию игры на силу, скорость и смекалку, традиционные развлечения разных народов мира, увлекательные квесты, посиделки у костра, этнические танцы и приключения в индейском племени. Играя, дети расширяют своё представление об окружающем мире, испытывают естественное желание и потребность узнавать новое, развиваются навыки общения, формируется личность.

Уличная игра – это интерактивное приключение, в ходе которого участники познакомятся с культурой северо-американских индейцев!

Загрузка...