domvpavlino.ru

Ремонт поверхностей окрашенных водными составами инструменты. Подготовка поверхностей под окраску водными составами. Механизированные способы производства малярных работ

К водным составам относятся те, которые приготовлены на цементе, извести, эмульсиях типа MB, животном, казеиновом или силикатном клее. Их используют для окрашивания оштукатуренных, бетонных, кирпичных или деревянных поверхностей. По качеству водные окраски разделяются на простые, улучшенные и высококачественные. Количество выполняемых операций при подготовке и окраске поверхностей зависит от принятой категории работ (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Примечания: 1. Знаком + обозначены операции, выполняемые при данном виде окраски, 2. Окраска поверхностей, отделанных беспесчаной накрывши, производится без сплошной шпатлевки.

Подготовка под окраску оштукатуренных поверхностей

Любой ремонт квартир должен начинаться с подготовительных работ. Не исключение и покраска стен и потолков. Подготовка новых оштукатуренных поверхностей начинается с очистки их от пыли, грязи, брызг и потеков раствора, удаления различных пятен. После устранения этих дефектов в целях ликвидации шероховатости штукатурки поверхность сглаживают на всей площади без пропусков. В процессе сглаживания устраняются следы от затирки, отдельные неровности и выступающие крупинки песка. Работу выполняют кругообразными движениями лещади, куском силикатного кирпича или деревянной теркой. Крупные брызги раствора удаляют металлическим шпателем. Мелкие трещины, которые образовались при усадке штукатурного намета, устраняют путем мокрой перетирки поверхностей деревянной теркой. Для этого одновременно с перетиркой поверхность смачивают водой.

Механические повреждения штукатурки (выбоины), а также крупные трещины подмазывают. Для лучшего заполнения трещин их разрезают (расшивают) металлическим шпателем или штукатурным ножом на глубину 2-3 мм под углом 40-45°. Чтобы подмазочный состав лучше удерживался в трещине или выбоине, необходимо места заделки смочить водой, а при улучшенной клеевой окраске - выполнить первую огрунтовку всей поверхности специально приготовленным грунтовочным составом.

Расшитые трещины и выбоины подмазывают. Состав подмазки должен соответствовать составу подготовляемой поверхности (бетон, цементная штукатурка) и виду окраски.

Подмазку наносят металлическим шпателем, перемещая его под острым углом к направлению трещин. Окончательное выравнивание слоя и снятие лишней массы выполняют движением вдоль трещины. После высыхания подмазанные места шлифуют пемзой или мелкозернистой шлифовальной шкуркой, затем стену грунтуют. Грунтовочный состав применяют в зависимости от вида поверхности и принятой окраски.

После грунтования образуется прочная пленка, которая, заполняя поры, уменьшает всасывающую способность поверхности. В дальнейшем грунтовочная пленка будет способствовать созданию равномерно окрашивающей, без пятен и полос, красочной пленки. Если же окрашивать поверхность без предварительной грунтовки, то в тех местах, где она более пориста (в местах подмазки), краска впитывается больше и на поверхности образуются матовые («жухлые») пятна, которые будут резко выделяться на общем цветовом фоне.

Известковые грунтовки наносят на хорошо смоченные поверхности с помощью ручных или электрических краскопультов. Сырую поверхность не смачивают.

Силикатные грунтовки наносят по прочным, хорошо подготовленным поверхностям поролоновыми валиками или краскораспылителями. Особенно прочные силикатные покрытия получаются при окраске по бетону и цементным штукатуркам. Поверхности должны быть хорошо очищены от пыли и жировых пятен минеральных масел, а поврежденные места заделаны цементным раствором. Поверхность подготавливают так, чтобы фактура ее была однородной.

Грунтовку под клеевые окраски приготавливают на медном купоросе, квасцах или глиноземе. Грунтовочные составы (кроме купоросного) наносятся на поверхность краскораспылителями.

При вторичном грунтовании под улучшенную клеевую окраску в состав купоросного или квасцового грунта на каждые 10 л вводят 6-7 кг мела. Он заполняет мельчайшие пустоты и раковины на поверхности, скрывает шероховатости и делает поверхность более гладкой. Вторую грунтовку наносят так же, как и первую. Высококачественные окраски выполняются только клеевыми и казеиновыми составами.

Казеиновую грунтовку перед употреблением необходимо процедить. Наносят ее краскораспылителями.

Цементными составами.следует окрашивать поверхности с повышенной пористостью. Особенно прочная пленка получается при окраске по ячеистым бетонам. Подготовленная обычным способом поверхность перед нанесением грунтовки (первой окраски) должна быть обильно смочена водой до влажности 37-40%. Грунтовку наносят сразу же после исчезновения с поверхности капельно-жидкой воды. Цементный грунтовочный состав можно наносить краскопультами или краскораспылителями с диаметром сопла не менее 2,5 мм. Однако лучшие результаты получаются при работе жесткой кистью.

Для окраски внутренних поверхностей водораз-бавляемыми эмульсионными красками поверхность подготовляется так же, как и под обычные водные.

Наносить краски по купоросному и квасцовому грунту не рекомендуется, поэтому подготовленную поверхность обрабатывают грунтовкой, соответствующей окраске: поливинилацетатной, стиролбутадиеновой, акрилатной и др. При работе по масляному грунту поверхность необходимо прошпатлевать шпатлевкой, соответствующей виду окраски. Эмульсионные грунтовочные составы наносят валиком или краскораспылителем. Наносить грунтовку кистью не рекомендуется, потому что краска теряет свойства при длительной растушевке.

При небольших объемах работ, как исключение, допускается нанесение грунтовочных составов, вручную рогожными или маховыми кистями. В этом случае слой грунтовки на стены наносят вертикальными движениями кисти с последующей растушевкой его в горизонтальном направлении.

При высококачественной окраске выполняют два сплошных шпатлевания со шлифовкой и снятием пыли после нанесения каждого слоя. Общая толщина слоя шпатлевки не должна превышать 1,5 мм.

Вручную первый слой шпатлевки наносят по высохшей поверхности деревянным шпателем, держа его под углом 10-15° к поверхности. Нанесенную одним движением полосу шпатлевочной массы разглаживают повторным движением шпателя, перпендикулярным к первому.

Более прогрессивным является способ нанесения шпатлевки резиновым полутерком. При этом за один раз наносят полосу шпатлевки шириной 40-50 см, длиной 1,5-2 м. Этим же полутерком при повторном движении слой шпатлевки уплотняют и сглаживают. Шпатлевку более жидкой консистенции можно наносить маховой кистью с последующим разравниванием ее резиновым шпателем. При этом шпатель перемещают в направлении, перпендикулярном мазкам кисти.

Шпатлевочные слои, нанесенные механизированным способом, немедленно разравнивают резиновым полутерком или шпателем с резиновым лезвием - в двух взаимно перпендикулярных направлениях.

После полного высыхания шпатлевочный слой шлифуют пемзой или шлифовальной шкуркой до получения гладкой поверхности, на которой не должно быть царапин или песчинок. Затем поверхность протирают от пыли ветошью или сухой плоской кистью, после чего вторично грунтуют. В отличие от улучшенной клеевой окраски в грунтовочный состав при высококачественной клеевой окраске не рекомендуется вводить мел, потому что на выровненном слое шпатлевки он будет оставлять следы от кисти. Затем металлическим шпателем наносят второй слой шпатлевки. После высыхания поверхность шлифуют и грунтуют в третий раз составом, в который вводят мел и те пигменты, цвет которых будет преобладать в окраске поверхности. Эта грунтовка делается для лучшей укрывистости красочной пленки, особенно при отделке ее торцеванием.

Подготовка старых оштукатуренных поверхностей

При многократной окраске на поверхности образуется толстый окрасочный слой - набел, который необходимо удалять. Небольшой слабый набел смывают водой с помощью рогожной щетки или маховой кисти.

Прочные клеевые набелы за 1-2 ч до начала работ смачивают горячей водой, а потом снимают металлическим шпателем или скребком. Прочные казеиновые, силикатные, а также иногда клеевые набелы смачивают 2-3%-ным раствором соляной кислоты и после размягчения счищают. После снятия набела всю поверхность промывают водой и делают сплошную перетирку ее деревянной теркой. Остальные операции при подготовке поверхности зависят от степени повреждения штукатурки и категории окраски.

Подготовка под окраску деревянных и каменных поверхностей

Деревянные поверхности под известковую окраску очищают, смачивают водой и грунтуют.

Кирпичные и бетонные поверхности при окраске известковыми и силикатными составами предварительно очищают и грунтуют соответствующим составом: при известковой окраске - известковым грунтом, при силикатной - силикатным.

Дополнительные операции, выполняемые при подготовке поверхностей к водным окраскам

В процессе подготовки старых, а иногда и новых поверхностей приходится выполнять дополнительные работы по устранению различных дефектов. Окрашиваемая поверхность может быть загрязненной, с жирными или ржавыми пятнами, пятнами копоти и т.д. Если пятна не удалить, они проступают сквозь слой красочной пленки.

Жирные пятна невысыхающих минеральных масел и пятна копоти промывают 5%-ным раствором кальцинированной соды. Для приготовления такого раствора 400-500 г соды растворяют в ведре воды. Пятна копоти можно также удалить 2-3%-ным раствором соляной кислоты.

Ржавые пятна, образовавшиеся в результате затеков воды на поверхности при неисправностях водопровода, канализации, а также поврежденной крыши, промывают 2-3%-ным раствором соляной кислоты. После высыхания поверхность грунтуют травянкой - 10-15%-ным раствором медного купороса. Если пятна большие и резко выделяются (проступают) на поверхности, их покрывают канифольным лаком или быстросохнущей эмалевой краской белого цвета.

По материалам справочника «Внутренняя отделка. Материалы и технологии»
Издательство «Стройинформ»

Число и последовательность операций по окраске водными составами зависят от вида поверхности, окрасочного состава и требований, предъявляемых к качеству окрашенной поверхности. Технологические операции, выполняемые при подготовке и окраске водными составами поверхностей внутри помещений, приведены в таблице.

Технологические операции
Окраска
клеевая
известковая
силикатная
эмульсионная
простая
улучшенная
высококачественная
по штукатурке и бетону
по дереву и кирпичу

Очистка поверхности

Первое грунтование

Шпатлевание трещин и раковин

Шлифование подмазанных мест

Первое сплошное шпатлевание

Шлифование

Второе сплошное шпатлевание

Шлифование

Вторая огрунтовка

Третья огрунтовка с подцветкой

Окрашивание

Примечание . Знаком «+ » обозначены выполняемые операции, а знак «- » показывает, что данная операция не выполняется.

Окраску клеевыми составами начинают только после высыхания последнего слоя грунтовки, не позднее чем через 24 ч после ее нанесения. При этом окрасочные составы наносят дважды. При ручной окраске используют кисти-макловицы, маховые кисти и валики с чехлами из поролона или губчатой резины.

Для окрашивания потолка применяют составы с меньшим количеством клея. Потолки обычно окрашивают в два приема. Первое окрашивание производят кистями, при этом движение кисти должно соответствовать направлению падающего из окна света (рис. 1). Когда подсохнет первый слой, поверхность покрывают вторым тонким слоем колера из краскопульта.

Рисунок 1. Направление окрашивания поверхностей

При окрашивании поверхности ручным краскопультом (рис. 2) работу ведут два маляра: один непосредственно производит окраску, а второй нагнетает окрашивающий состав в баллон краскопульта. Баллон вмещает 3 л окрасочного состава. К баллону краскопульта подсоединяют два рукава - напорный и всасывающий, а также удочку с форсункой. Перед началом работы необходимо проверить герметичность соединений. Всасывающий рукав опускают в емкость с окрасочным составом. В самом баллоне находится плунжерный насос и два шаровых клапана. При подъеме ручки насоса создается разница давлений в баллоне и емкости с краской, что позволяет открыться всасывающему клапану. Окрасочный состав через фильтр и всасывающий рукав поступает в баллон. Когда ручку насоса опускают, всасывающий клапан закрывается и открывается нагнетательный. Окрасочный состав под давлением начинает поступать в нагнетательный рукав, а затем в удочку к форсунке. При нажатии на рычаг крана удочки окрасочный состав с силой вылетает из форсунки и распыляется по поверхности в форме факела.

Рисунок 2. Ручной краскопульт СО-20Б: 1 - баллон; 2 - удочка; 3 - форсунка; 4 - ручка плунжерного насоса; 5 - нагнетательный рукав; 6 - рычаг крана; 7 - фильтр с всасывающим рукавом

При работе с удочкой необходимо соблюдать правильное расстояние между форсункой и окрашиваемой поверхностью (рис. 3). При чрезмерном удалении форсунки краска будет стекать по поверхности, а при чрезмерном приближении - отскакивать от поверхности, что приведет к перерасходу окрасочного состава.

Стены окрашивают кистями и валиками в два приема, но сначала у потолка шнуркой отбивают верхнюю границу окрашивания цветным колером.

Рисунок 3. Положение форсунки относительно окрашиваемой поверхности: а - правильное положение удочки; б - положение, вызывающее потеки краски; в - положение, вызывающее отскок краски

При работе маховыми кистями поверхность окрашивают в два приема: окраска - горизонтальными движениями; растушевка - вертикальными движениями. Окраска макловицами не требует поперечной растушевки, и окрасочный состав наносят вертикальными движениями вверх-вниз. При этом высокие помещения окрашивают методом «кисть в кисть» (рис. 4), чтобы стыки окрашенных участков не успевали подсыхать и были незаметны на поверхности.

Рисунок 4. Окраска поверхностей кистью-макловицей методом «кисть в кисть»

Окраска известковыми составами получится прочной, если известь успеет карбонизироваться, т. е. гидрат оксида кальция, входящий в состав известковой краски, превратится в кристаллический углекислый кальций. Для этого необходима влажная среда. Поэтому известковыми составами лучше окрашивать влажные поверхности, не подверженные действию солнечных лучей и сухого ветра.

Наносят известковую краску краскопультом или маховыми кистями. При этом приемы работ при окраске стен и потолков такие же, как и при окраске клеевыми составами.

Окраску силикатными составами производят валиком или кистью через 10... 12 ч после нанесения грунтовки. Краску при однотонном покрытии наносят в один-два слоя. Второй слой наносят через 10... 12 ч. Если необходимо нанести рисунок, то применяют резиновый валик. При этом краску наносят через 1...2 ч после первого окрашивания.

Приемы работ кистью и валиком такие же, как и при окраске клеевыми составами.

Окраска водоэмульсионными составами ведется по чистым, сухим, хорошо подготовленным, огрунтованным поверхностям.

Для нанесения водоэмульсионных красок используют кисти и валики. Кистями краску на поверхность стены наносят вертикальными мазками на расстоянии 5... 7 см друг от друга. Растушевывают краску по поверхности горизонтальными и вертикальными движениями.

Перед окраской всей поверхности валиком окрашивают кистью-ручником углы и другие труднодоступные места (у плинтусов, на границе окраски). При окраске валик перемещают вертикальными движениями сверху вниз, перекрывая захватки окраски на 2...3 см.

Водоэмульсионные краски высокой вязкости наносят в один слой, а менее вязкие - в два слоя. Второй слой наносят только после полного высыхания первого.

Поверхности под окраску неводными составами должны быть сухими, очищенными от пыли после шлифовки и загрунтованными.

Небольшие ровные участки стен окрашивают кистью-ручником, меховыми валиками, а большие поверхности - краскораспылителями.

Оконные переплеты, металлические решетчатые конструкции окрашивают кистями-ручниками, флейцевыми кистями.

Окраску стен начинают с отбивки верха окраски шнуром, окрашенным сухим пигментом. Полученную линию отводят кистью-ручником.

Для окраски стены кисть сначала окунают в краску на половину длины ворса и отжимают излишки о край емкости. Окраску начинают вертикальными участками (рис. 1), затем краску распределяют зигзагообразными движениями и растушевывают вертикальными движениями.

Масляные краски наносят в два слоя, выдержав первый слой в течение 1...2 сут.

Рисунок 1. Последовательность нанесения неводных составов кистью

При окрашивании на поверхности часто остаются неровности и следы от кисти.

Для получения гладкой и глянцевой поверхности на свежеокрашенных местах производят флейцевание. А для получения шероховатой, матовой фактуры - торцевание.

Флейцевание (рис. 2) выполняют сухой флейцевой кистью без нажима, только самым кончиком ворса, вертикальными движениями.

Рисунок 2. Флейцевание сухой кистью

Для торцевания поверхности (рис. 3) берут сухую щетку-торцовку и производят удары по слою краски (по одному разу). Торцевание позволяет создавать ровную, равномерно рассеивающую свет, шероховатую поверхность.

Рисунок 3. Торцевание поверхности

Валиком стены окрашивают вертикальными полосами. Для этого сначала его опускают в ванночку с краской и отжимают излишки, прокатывая его по сетке.

Валик прикладывают к стене и движениями вверх-вниз передвигают его по поверхности.

Каждая последующая окрасочная полоса должна перекрывать предыдущую на 2... 3 см. Валиком окрашивают поверхность до тех пор, пока он не отдаст всю краску, обратными движениями сухим валиком ее растушевывают.

При окраске дверей применяют кисти и валики. Гладкую поверхность двери начинают окрашивать с левого верхнего угла, затем покрывают участки рядом. Далее, спускаясь вниз, окрашивают всю дверь. Если дверь с контурной обвязкой, то целесообразнее окрасить сначала ее, а затем уже дверное полотно или филенки.

Окраску окон начинают с подвижной створки, затем окрашивают решетки стационарной створки и, наконец, раму и подоконник.

Чтобы следы краски не оставались на стеклах, применяют щитки из жести, картона, фанеры. Кромку щитка срезают на фаску, чтобы не оставались непрокрасы. Можно применить также малярную клейкую ленту, обклеив ею стекло вдоль периметра окрашиваемой поверхности.

После работ она легко снимается со стекла, не оставляя следов краски.

При окрашивании деревянных дверных полотен и оконных переплетов завершающую растушевку выполняют по волокнам древесины.

Окраску труб, радиаторов и других решетчатых металлических конструкций производят фасонными кистями, кистями-ручниками, сдвоенным валиком, рукавичками из цигейки, пистолетом-распылителем.

Неводными составами (масляными, лаковыми и эмалевыми) окрашивают следующие оштукатуренные помещения в жилых зданиях: кухни, санитарные узлы и стены лестничных клеток, при этом недопустима сплошная окраска стен, так как из-за воздухонепроницаемости красочной пленки нарушается естественный вентиляционный режим помещений. Неводные красочные составы широко применяют для защитных и декоративных покрытий деревянных и металлических поверхностей.

Неводными составами окрашивают только сухие поверхности, покрывая их тонким ровным слоем. Нельзя повышать укрывистость краски за счет увеличения толщины красочного слоя, так как в толстом слое сначала просыхает и образует пленку поверхностный слой, а затем уже остальная масса краски. Неравномерность просыхания слоя краски приводит к образованию шероховатостей, морщин и трещин. Поэтому поверхности окрашивают за два раза, а при плохой укрывистости пигментов – за три раза, давая возможность высохнуть каждому слою. В целях повышения укрывистости в неводные составы рекомендуется вводить растворители (скипидар и др.).

Масляные краски применяют для создания декоративной поверхности, а также для предохранения конструкции (трубопроводы, металлоконструкции) от увлажнения и коррозии.

По характеру фактуры и механической прочности окрасочного слоя масляная краска подразделяется на глянцевую, отличающуюся высокой механической прочностью, и матовую, менее прочную. Глянцевая окраска обеспечивает защиту поверхности от механических повреждений, атмосферных влияний, коррозии и т.п.; матовая окраска является в основном декоративной и применяется при внутренних отделках.

Глянцевые колеры используют для окраски наружных поверхностей, в том числе металлических кровель, а также поверхностей, периодически подверженных действию влаги (оконные переплеты, наружные, входные и балконные двери и т.п.).

Для отделки стен применяют матовые колеры, которые готовят обычно централизованно в соответствии с утвержденными образцами.

Подлежащие окраске поверхности должны быть очищены от грязи и пыли, а затем покрыты слоем олифы «Оксоль» с помощью кисти или валика. Для выравнивания поверхности ее шпатлюют, после чего по высохшей шпатлевке краскораспылителем или валиком наносят грунтовку (густотертая краска, разведенная в олифе «Оксоль»). Масляные краски наносят на окрашиваемые стены и дверные полотна маховыми кистями или меховыми валиками, оконные переплеты и металлические решетчатые конструкции окрашивают кистями-ручниками, а большие поверхности – краскораспылителями.

Масляные краски обычно наносят в два слоя с интервалом в 1-2 сут., который необходим для полного высыхания первого слоя.

При последней окраске поверхностей должны соблюдаться следующие направления растушевки красочного слоя: на стенах – вертикально, на потолках – по направлению к окну; на деревянных изделиях – вдоль волокон; на металлических конструкциях и трубах – вдоль изделия. Кисть при окраске и растушевке следует держать перпендикулярно обрабатываемой поверхности, так как только в этом случае площадь обрабатываемой поверхности будет наибольшей, а волос кисти будет срабатываться равномерно. При окраске оконных переплетов, наличников и подобных изделий пользуются защитными приспособлениями.

Тема урока: Ремонт ранее окрашенных поверхностей под окраску неводными составами

Цель урока: привить учащимся теоретические знания о ремонте ранее окрашенных поверхностей.

Задачи урока:

Обучающая – сформировать у учащихся практические умения при выполнении малярных ремонтных работ.

Воспитывающая - воспитать самостоятельность, ответственность, коллективизм.

Развивающая - развивать логическое мышление, творческие способности, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, критически мыслить

Тип урока: практическое занятие

Оснащение урока:

Плакаты, кисти, валики, раствором кальцинированной соды, краска

Методы, применяемые на уроке: рассказ, беседа, демонстрация, практическое занятие.

План урока

I . Организационный момент – 3-5 мин.

II . Актуализация знаний – 15-20 мин.

III . Изложение нового материала – 35 мин.

IV . Практическая работа – 60 мин.

V . Подведение итогов урока, выставление оценок – 20 мин.

Ход урока

I . Организационный момент:

а) приветствие;

б) проверка состава группы (класса);

в) проверка готовности учащихся;

II . Актуализация знаний. Беседа по вопросам

1. Какие требования предъявляются к поверхностям подлежащим окраске?

2. Как подготовить поверхность для ремонта под водную окраску?

3. Какие дефекты могут возникнуть при окрашивании поверхности водными составами?

4. Назовите правила ухода за кистями?

5. Техника безопасности при работе с красками?

III . Изложение нового материала.

При подготовки оштукатуренных поверхностей, ранее окрашенных масляными составами, если окраска не имеет значительных повреждений, красочная пленка хорошо держится и прочность основания не внушает опасений, ограничиваются промывкой поверхностей 2 – 5 %- ным раствором кальцинированной соды, чтобы смыть отлажения различных испарений и копоть, которые ослабляют сцепления нового красочного слоя с основанием. Если старая масляная краска недостаточно прочна, покрыта морщинами и трещинами, ее удаляют – соскабливают, выжигают или действуют химическими веществами.

Выжигают старую масляную краску паяльной лампой: под действием направленного на окрашенную поверхность пламени старый красочный слой вспучивается. После этого краску немедленно счищают шпателем, так как остывшую краску труднее соскаблить. Этот способ применяется при небольших объемах работ и, как правило, при очистке оштукатуренных или каменных поверхностей, а не деревянных.

Химические вещества для удаления старой краски используют при больших объемах ремонтных работ независимо от вида поверхности.

Старую краску удаляют едкими щелочами, разрушающими пленку. Наиболее доступной в условиях строительных работ является паста, приготовленная из 5 кг. просеянного мела и 5 кг. известкового теста, разведенных до густоты обычной шпатлевки 20 % -ным раствором каустической соды. Пасту накладывают на очищаемую поверхность деревянным шпателем слоем толщиной 1,5 – 2 мм. В зависимости от твердости красочной пленки ее оставляют на поверхности 0,5 – 1,5 часа. Каустическая сода, омыляя краску, настолько размягчает ее, что она легко снимается стальным шпателем. Сняв красочный слой, поверхность промывают водой, затем 2 %-ным раствором уксусной кислоты для нейтрализации остатков щелочи, после этого вновь промывают водой и протирают ветошью. Снятую с поверхности пасту можно применять неоднократно, поэтому ее не выбрасывают, а хранят в плотно закрытых банках. Поверхность после удаления старой краски обрабатывают, как новую.

Подготовка ранее окрашенных деревянных поверхностей производится также, как подготовка прежде окрашенных оштукатуренных поверхностей. При очистки деревянных поверхностей нельзя использовать способ выжигания краски.

Красивая, чистая окраска зависит от умения работать различным инструментом: кистями, валиками, торцовками и т. д. Чтобы окраска была однородной, при каждом опускании кисти в краску рекомендуется ее перемешивать, предупреждая образование осадка.

Излишки краски слегка отжимают о край посуды, предупреждая ее стекание на пол. При окрашивании кисть рекомендуется держать перпендикулярно к поверхности или под небольшим углом, делая при этом равномерные взмахи и покрывая поверхность длинными широкими полосами - штрихами краски, которые хорошо растушевывают, чтобы не оставалось грубых полос.

Чистота окрашиваемой поверхности во многом зависит от нажима на кисть и толщины наносимого слоя краски. Если на кисть нажимать слабо, то краска ложится в виде узких полос, часто толстым, грубым слоем. При этом остаются пропуски. От сильного нажима на кисть с нее стекает краска, образуя потеки, но в то же время под кистью остается более тонкий, легко растушевываемый слой краски. Целесообразно делать так. Приставив к поверхности кисть, на нее сначала нажимают несильно, однако по мере расходования краски нажим постепенно увеличивают, хорошо ее растушевывая. Из тряпки или поролона можно сделать валик и укрепить его на ручке на 30-50 мм ниже кисти, чтобы предупредить стекание по ней краски.

Окрашенная поверхность должна быть совершенно гладкой. В этом существенную роль играет направление штрихов краски: их следует перекрещивать под прямым углом.

Окрашивание стен Сначала краску наносят горизонтально, т. е. по длине стены, на какую-то ее часть (захватку), и тут же свежую краску растушевывают по высоте стены. При этом горизонтальные штрихи перекрываются вертикальными, закрашиваются и возможно оставленные пропуски. Если приходится окрашивать стены три раза, то при первой и третьей окрасках штрихи наносят вертикально, при второй - горизонтально.

Окрашивание потолков В этом случае учитывают падение света из окон: последние штрихи должны быть направлены от окна, т. е. по направлению световых лучей.

Если окраску выполняют за два раза, то первые штрихи наносят перпендикулярно световым лучам, а вторые параллельно. Когда состав нанесен поперек световых лучей, на штрихах образуются тени в виде нитей, выявляя неравномерность окраски.

Если в помещение попадает свет из окон не с одной стороны, а с двух или трех, то последние штрихи направляют по длине потолка.

Особенности нанесения масляных составов Растушевывают масляную краску при окрашивании за один раз так: по оштукатуренным стенам - вертикально, по деревянным поверхностям - вдоль волокон дерева, по полам - в направлении к окну, по крыше - вдоль ската, т. е. от конька к желобам. При окрашивании за два раза: по стенам первый слой растушевывают горизонтально, второй - вертикально, по дереву первый слой - поперек волокон, по полам - от окна, а второй слой так же, как и при окрашивании за один раз. Иногда окрашивают за два-три раза, если поверхности шероховатые и их хотят сделать более гладкими за счет нанесения толстого слоя краски.

Окрашивание стен маховой кистью: а, б - нанесение на стену горизонтальных и вертикальных штрихов. Работа маховыми кистями - обычно маховые и другие большие кисти применяют для окрашивания больших поверхностей. Порядок работы такими кистями следующий. Смачивают кисть в краске, отжимают излишки ее о края посуды и начинают водить кистью по стенам сверху вниз и снизу вверх или сначала горизонтально, а затем вертикально, накладывая штрихи краски без пропусков, тщательно их растушевывая, чтобы оставить тонкий слой краски. Во время работы штырь кисти держат двумя руками и водят кистью во весь размах, делая штрихи как можно длиннее. Можно работать и так: левой рукой крепко держать штырь, а правой водят им. В этом случае рука скользит по штырю, то приближаясь к левой руке, то удаляясь от нее.

Окрашивание верха стены под карнизом ручником маховую кисть систематически вращают в руках для того, чтобы она срабатывалась со всех сторон, приобретая форму факела. Если этого не делать, то волос ее так сносится, что примет форму лопатки, а работать такой кистью менее удобно.Чтобы не запачкать карнизы, под ними окрашивают полосу шириной 25-40 см, применяют кисть-ручник.

Работа ручниками - ручники относятся к мелким кистям, и их в основном применяют для окрашивания оконных переплетов, дверей, наличников, плинтусов и т. д.

Краски на них набирают, немного отжимают избыток о мешалку или край посуды и растушевывают по поверхности тонким слоем. Растушевку краски ручниками ведут в двух направлениях, причем, принятый порядок растушевки следует соблюдать до окончания окраски всей поверхности. Ручник держат так, чтобы волос кисти работал не торцом, а боковой частью. Нажим должен быть такой силы, чтобы волос слегка выгибался.

Работа флейцами и торцовками. Назначение этих операций - выравнивание свеженанесенной краски и удаление грубых полос. От флейцевания поверхность становится гладкой и ровной, а от торцевания приобретает вид шагреня (шероховатая поверхность, состоящая из мельчайших бугорков).

Окрашивание разными кистями:

А) - ручником, б) - флейцем, в) – торцовкой. Для этого вида работ окрасочный состав приготовляют более густым, чем при окраске без флейцевания и торцевания. Эту работу лучше выполнять вдвоем: один окрашивает, а другой вслед за ним по свежей краске флейцует или торцует.

Флейцевание - правой рукой берут флейц, левой - сухую чистую тряпку. С легким нажимом проводят по поверхности флейцем, сравнивая полосы нанесенной краски. Работать следует без пропусков. От работы флейц пропитывается краской, поэтому его нужно регулярно отжимать, вытирать сухой тряпкой и только после этого приступать к работе. Можно флейцы мыть, а затем сушить: мокрые флейцы для работы непригодны. Торцевание - щетку-торцовку берут в правую руку и выполняют ею торцующие удары по нанесенной краске. Причем, торцовка должна только слегка касаться волосом краски. Более одного раза наносить удары торцовкой по одному и тому же месту не рекомендуется: после высыхания краски такие места будут выделяться пятном. В процессе работы торцовку периодически вытирают сухой тряпкой, а если требуется - моют и сушат.

Вытягивание филенок: а) - по линейке, б) - по трафарету.

Вытягивание филенок - стык двух красок разного цвета не всегда бывает ровным. Чтобы придать стенам красивый и законченный вид, место стыка часто закрывают полоской краски другого цвета - филенкой.

Филенки из клеевой краски выполняют по клеевым и смешанным краскам (панель масляная, а верх клеевой). При масляных окрасках филенки вытягивают масляными красками.

Для вытягивания филенок применяют обычную клеевую краску, но более жидкой консистенции, масляную краску рекомендуется разбавлять скипидаром.

Для работы нужны филеночная кисть и ровно выструганная линейка или трафарет. Линейку крепко прижимают к отбитой намеленным шнуром линии. Смачивают кисточку в краске, слегка отжимают и, приставив ее к линейке, с одинаковым нажимом проводят ровную линию одинаковой ширины - филенку. Чтобы краска не заливалась под линейку, с одной ее кромки снимают фаску (скашивают). Линейку прикладывают фаской к стене и по ней движется кисточка. Небольшое количество краски для вытягивания филенки наливают в баночку, которую крепят на шнурке на уровне груди.

Окрашивание валиками: а) - набирание краски, б) – окрашивание.

Работа валиками - краска, набранная с избытком, образует потеки, поэтому валики отжимают о сетку, натянутую на рамку размером 200x300 мм. Вместо сетки можно взять такой же кусок кровельной стали или жести и пробить в нем частые отверстия. В емкость лист ставят шероховатостями вниз. Можно использовать также кусок фанеры или тонкую доску, насверлив в них отверстия диаметром 12-15 мм, расположенные в шахматном порядке через 2-5 мм друг от друга.

Конструкция валиков не дает возможности окрашивать ими поверхности стен в углах, у наличников, плинтусов и т. д. Поэтому такие места следует предварительно окрасить кистью и хорошо растушевать.

Валиком окрашивают так. Окунают его в краску, отжимают ее излишки, проводя им по сетке, подносят к поверхности и с нажимом ведут его в нужном направлении.

Краску необходимо тщательно растушевать, для чего валик прокатывают несколько раз по одному и тому же месту: на стенах обычно сначала сверху вниз, затем снизу вверх и т. д., накладывая полосы краски одна на другую так, чтобы они перекрывались на 4-5 мм. По мере расходования краски сила нажима на валик увеличивается.

Грунтовку рекомендуется применять такого же цвета, что и колер. Выполнять окраску можно за один или за два раза. Например, сначала окрашивание ведут в горизонтальном направлении, а затем в вертикальном. Необходимо следить за тем, чтобы не оставалось потеков.

Окрашенные валиком поверхности имеют вид отделки, выполненной под крупный шагрень.

До начала окрашивания необходимо произвести пробную окраску какой-либо поверхности: стены, листа фанеры или картона, чтобы приобрести некоторый навык. За один день можно окрасить до 300 м2 поверхности при хорошем качестве работы. Причем одним валиком можно окрасить более 3 тыс. м2 поверхности.

IV . Практическая работа.

1. Организация рабочего места.

2. Правильность выполнения работы, соблюдение техники безопасности.

3. Комплексный контроль.

4. Помощь учащимся в работе.

5. Подведение итогов урока, выставление оценок.

1. Осмотр выполненного задания и его оценка.

2. Подведение итогов рабочего дня.

3. Сообщение итогов урока.

4. Сообщение следующей темы урока.

5. Домашнее задание.

6. Уборка рабочего места.

Загрузка...