domvpavlino.ru

Планировка плодового сада: подготовительные работы, разделение зон. Мал мала меньше. Секреты создания плодового сада на небольшом участке Планирование земли под размещение фруктовых деревьев

Редкий хозяин частного дома предпочитает не высаживать у себя на участке плодовые деревья. Плодовый сад обычно хочется иметь каждому – весной деревья радуют прекрасным цветением и ароматом, а плоды и ягоды из собственного сада всегда кажутся намного вкуснее купленных в магазине или на рынке, к тому же вы знаете, что это экологически чистые продукты. В искусстве фен-шуй образ цветущего плодового сада является символом изобилия и благополучия. Планировка сада – ответственное дело, от того, насколько правильно вы посадите деревья, будет зависеть их рост и способность плодоносить, так что к этой задаче нужно отнестись с большим вниманием.

Если вы хотите выращивать у себя в саду также и овощи, планировка сада и огорода должна рассматриваться в совокупности. Место для грядок лучше отвести у южной границы, с севера на юг, так лучше для культур, растущих в средней полосе. Некоторые садоводы рекомендуют размещать грядки с востока на запад. За овощными и клубничными (земляничными) грядками располагаются плодовые кустарники – смородина, крыжовник. За кустарником высаживаются деревья, ягодным кустарникам легкая тень от деревьев не повредит, а овощные грядки должны находиться на солнце.

Пример дизайна овощных грядок – они не обязательно должны быть квадратной или прямоугольной формы, оригинальные грядки напоминают клумбы

Перед тем, как приступать к планировке сада, нужно принимать в учет следующие важные факторы:

  • Какого размера площадь может быть выделена под плодовый сад. Для деревьев с раскидистыми кронами потребуется расстояние от 4 кв.м.
  • Рельеф местности . Для плодового сада идеальной будет равнинная местность либо пологий склон, в котловинах задерживается холодный воздух, излишняя влага, эти участки неблагоприятны для плодовых деревьев.
  • Анализ почв вашего участка. У плодовых культур мощная корневая система, почвы должны быть плодородными, чтобы обеспечить ей хорошее питание. Каменистая, глинистая, песчаная почва для сада не годится. Негативно сказывается на росте деревьев близость грунтовых вод.
  • Наличие тепла и света. Для большинства плодовых деревьев важно, чтобы света и тепла было вдоволь, в тени они намного хуже растут и плодоносят. Следует сказать и о местности с постоянным сильным ветром – ветер мешает нормальному опылению, сушит почву, нередко повреждает урожай и ломает ветви деревьев. От ветров частично может защитить высокий забор или зеленые насаждения.

Планирование начинается со схемы на бумаге. Если на участке уже есть дом, от него и нужно начинать планировку. На бумагу наносится в масштабе схема участка, контуры дома и других построек, а также места, где уже растут деревья.

Этот участок защищают от ветра посаженные вокруг деревья, которые уже выросли достаточно, чтобы обеспечить защиту

Если участок еще не застроен, на схему наносится место для постройки дома. Планировка сада на участке предполагает наличие палисадника. Дом должен выходить фасадом на улицу, перед ним остается полоса земли для палисадника. Ее размер зависит от площади участка – у кого-то это всего метр, у кого-то – 6-8 метров. В небольшом палисаднике обычно высаживают цветы, малину и ягодные кустарники, в большом – декоративные деревья, цветы или несколько плодовых деревьев на усмотрение хозяев.

Крупным плодовым деревьям – яблоням, грушам, отведите место в северо-восточной стороне участка, между ними и плодово-ягодными кустарниками – место для деревьев поменьше – вишен, слив.

Пример планировки сада и огорода – участок поделен на две части. В первой – дом в окружении палисадника и грядок с овощами, вторая половина – плодовый сад с деревьями, высаженными рядами

Вообще, будет удобно нарисовать план участка, нанести на него все имеющиеся постройки, предполагаемое расположение сада и огорода. На участке нужно сделать разметку ям для посадки деревьев. Старайтесь высаживать деревья на расстоянии, чтобы по мере роста она не затеняли друг друга. Кучно растущие кусты и деревья в саду плохо растут, кроме этого, создаются условия для болезней садовых культур. У плодовых деревьев корневая система мощная, она должна развиваться свободно.

Совет. Если ваш участок зарос диким кустарником, на нем имеются пни, которые нужно выкорчевать, сделайте необходимые работы и сожгите древесные остатки. Золу соберите в сухом месте, она пригодится при создании плодородных грядок.

Обычно, планировка плодового сада предполагает высадку деревьев таким образом, чтобы они не затеняли участки соседей, но нередки случаи, когда дерево растет у самого забора, обеспечивая плодами и хозяев, и соседей, при этом ни у кого не возникает претензий.

Сегодня модно придавать грядкам оригинальную форму, например, огород-пицца. Изюминка заключается в том, что от круглой грядки в центре лучами расходятся остальные, как ломти пиццы, образуя круг

У границ участка обычно высаживается малина, ежевика или ягодные кустарники, которые хорошо плодоносят и при затенении.

Ландшафтная и регулярная планировки

Ниже приведем примеры планировки сада для любителей порядка и четкости форм и для тех, кому нравится, когда растения в плодовом саду высаживаются также по схеме, но создают впечатление природных зон.

Ландшафтная планировка предполагает расположение деревьев и других культур в свободном порядке, близком к природному. В таком саду, кроме плодовых культур, широко используются и декоративные.

Пример свободной планировки сада – овощные грядки слева и вверху, плодовые деревья высажены группами в центре и справа

При регулярной планировке деревья и кустарники, а также овощи на грядке, высаживаются строгими рядами на одинаковом расстоянии. Схема высадки тоже имеет строгую геометрическую форму – квадрат для участков, длина и ширина которых практически равны, и прямоугольник для участков, длина которых намного превышает ширину.

Пример регулярной планировки сада с огородом – четкая геометрия, участок разбит на правильные квадраты, прямоугольники, растения высажены рядами

Где какие культуры лучше высаживать?

Это деревья и кустарники, которые хорошо растут и плодоносят в ваших широтах. Для средней полосы это груши, яблони (желательно высадить несколько деревьев разных сортов), разные сорта слив и алычи, вишни. В теплых широтах будут вызревать черешни и абрикосы. Ягодные кустарники – все сорта смородины, крыжовник, ежевика, малина. При небольшой площади участка кустарники удобно расположить по периметру.

Если вы посадите несколько яблоневых деревьев, среди которых будут летняя, осенняя и зимняя яблони, плоды будут радовать вас в разное время года

Пример интересной планировки огорода – от квадрата из плит в центре расходятся дорожки, между которыми расположены грядки, на каждой из грядок высажены разные культуры. Подойти удобно к любой из них

На овощных грядках рядом нужно высаживать культуры, хорошо растущие в непосредственной близости друг от друга:

  • капуста, огурцы, горох;
  • белокочанная капуста, укроп, картофель, лук, салат, сельдерей;
  • помидоры, горох, морковь;
  • хрен, картофель, фасоль, лук, капуста.

Когда вы нарисуете схему, определитесь с тем, какие растения высаживать и в каком количестве, можно начинать разметку сада на местности, покупать саженцы и подготавливать почву.

УЧИМ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ, СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ ПО КАРТИНАМ.

Пересказ рассказа "Богатый урожай" с использованием сюжетных картин.



1.Чтение рассказа.
Богатый урожай.
Жили-были трудолюбивые гусята Ваня и Костя. Ваня очень любил трудиться в саду, а Костя - в огороде. Решил Ваня вырастить урожай груш и винограда, а Костя - урожай гороха и огурцов. Овощи и фрукты выросли на славу. Но тут Костин урожай стали поедать ненасытные гусеницы, а к Ване в сад повадились шумные галки и стали клевать груши и виноград. Гусята не растерялись и стали бороться с вредителями. Костя позвал на помощь птичек, а Ваня решил сделать пугало. В конце лета Костя и Ваня собрали богатый урожай овощей и фруктов. Теперь никакая зима им была не страшна.

2. Беседа.
- О ком этот рассказ?
- Где любил работать Ваня? Как его можно назвать?
- Где любил работать Костя? Как его можно назвать?
- Что выращивал в саду Ваня?
- А что в огороде Костя?
- Кто мешал Ване? А кто Косте?
- Как можно назвать гусениц и галок?
- Кто помог Ване избавиться от гусениц?
- А что сделал Костя, чтобы отпугнуть галок?
- Чему радовались трудолюбивые гусята в конце лета?
3.Пересказ рассказа.

Пересказ рассказа "Лебеди" с использованием сюжетных картин.



1.Чтение рассказа.
Лебеди.
Дедушка перестал копать, наклонил голову вбок и к чему-то прислушался. Таня спросила шёпотом:
- Что там?
А дедушка ответил:
- Слышишь, лебеди трубят?
Таня поглядела на дедушку, потом на небо, потом опять на дедушку, заулыбалась и спросила:
- А что же, у лебедей труба есть?
Дедушка засмеялся и ответил:
- Какая там труба? Просто они кричат так протяжно, вот и говорят, что они трубят. Ну, слышишь?
Таня прислушалась. И правда, где-то высоко были слышны протяжные далёкие голоса, а затем она увидела лебедей и закричала:
- Вижу, вижу! Верёвочкой летят. Может, они где-нибудь сядут?
- Нет, они не сядут, - задумчиво сказал дедушка. - Они улетают в тёплые края.
А лебеди летели всё дальше.

2.Беседа.
- О ком этот рассказ?
- К чему прислушивался дедушка?
- Почему Таня заулыбалась на слова дедушки?
- Что значит "лебеди трубят"?
- Кого увидела в небе Таня?
- Чего очень хотелось Тане?
- А что ответил ей дедушка?
3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Как солнышко ботинок нашло" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Где гулял мальчик Коля?
- Чего было много вокруг дома?
- Почему Коля стоит в одном ботинке?
- Как поступил Коля, когда заметил, что у него нет ботинка?
- Как вы думаете, он нашёл его?
- Кому рассказал Коля о своей потере?
- Кто стал искать ботинок после Коли?
- А после бабушки?
- Где Коля мог потерять ботинок?
- Почему солнышко нашло ботинок, а все остальные нет?
- Нужно ли поступать так, как поступил Коля?
2.Составление рассказа по серии картин.
Как солнышко ботинок нашло.
Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дворе было много луж. Коле очень нравилось бродить по лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик заметил, что на одной ноге у него нет ботинка.
Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но так и не нашёл. Пришёл он домой и рассказал всё бабушке и маме. Во двор отправилась бабушка. Искала, искала она ботинок, но так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор вышла мама. Но и она не смогла найти ботинок.
После обеда из-за туч выглянуло яркое солнышко, осушило лужи и нашло ботинок.

3.Пересказ рассказа.

Общая горка. Пересказ по картине.

1.Беседа по картине.
- Какое время года изображено на картине?
- По каким признакам вы догадались, что это зима?
- Где собрались дети?
- Подумайте, кто построил горку?
- А кто из детей только что пришёл на горку?
- Обратите внимание на мальчиков. Как вы думаете, из-за чего они поспорили?
- Посмотрите на Наташу. Что она говорит мальчикам?
- Как закончилась эта история?
- Дайте название картине.
2.Образец рассказа.
Общая горка.
Наступила зима. Выпал белый, пушистый, серебристый снег. Наташа, Ира и Юра решили построить из снега горку. А Вова им не помогал. Он болел. Хорошая вышла горка! Высокая! Не горка, а целая гора! Ребята взяли санки и весело катались с горки. Через три дня пришёл Вова. Он тоже хотел съехать с горки на санках. Но Юра закричал:
- Не смей! Это не твоя горка! Ты её не строил!
А Наташа улыбнулась и сказала:
- Катайся, Вова! Это горка общая.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Семейный ужин" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Как вы думаете, какое время суток нарисовано на картинках?
- Почему вы так думаете?
- Откуда вернулись домой Саша и Маша?
- А откуда пришли папа и мама?
- Как называется вечерний приём пищи в семье?
- Что стала делать мама? Зачем?
- Какую работу выполняет Саша?
- Что можно приготовить из картошки?
- А чем занята Аня?
- Что она будет делать?
- Кого вы не увидели в кухне за работой?
- Какую работу выполнял папа?
- Когда всё было готово, что сделала семья?
- Как можно закончить наш рассказ?
- Как вы думаете, чем займутся родители и дети после ужина?
- Как можно назвать наш рассказ?
2.Составление рассказа.
Семейный ужин.
Вечером вся семья собралась дома. Папа и мама вернулись с работы. Саша и Наташа пришли из школы. Они решили вместе приготовить семейный ужин.
Саша почистил картошку для картофельного пюре. Наташа помыла огурцы и помидоры для салата. Мама пошла в кухню, поставила чайник на плиту и стала заваривать чай. Папа взял пылесос и почистил ковёр.
Когда ужин был готов, семья села за стол. Все были рады видеть друг друга за семейным ужином.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Новый год на пороге" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Какой праздник приближается?
- Как вы можете это доказать?
- Чем заняты ребята?
- Назовите, какие ёлочные украшения у них получатся?
- Чем пользуются дети для изготовления ёлочных игрушек?
- Они работают с удовольствием или нет?
- Какие получились у них украшения?
- Куда они повесили свои игрушки?
- Как дети проводили праздник?
- Во что они были одеты?
- Какой сюрприз ждал их в конце праздника?
2.Составление рассказа.
Новый год на пороге.
Приближался любимый детский праздник - Новый год. А ёлка стояла в углу и грустила. Оля посмотрела на ёлку и предложила:
- Давайте украсим её не только шарами, но и сами сделаем игрушки!
Ребята согласились. Каждый из них вооружился ножницами, красками и цветной бумагой. Работали они с удовольствием. Вскоре яркие, красочные украшения были готовы. Ребята с гордостью повесили на ёлку свои работы. Ёлка сверкала и светилась.
Наступил праздник. Ребята надели маскарадные костюмы и отправились к ёлке. Они пели, танцевали и водили хоровод. Ну, и конечно же, к ребятам пришёл Дедушка Мороз с долгожданными подарками.

3.Пересказ рассказа.

Пересказ рассказа "Как мы общаемся", составленного по отдельным сюжетным картинам.



img src=/font



1.Беседа.
- Как мы общаемся друг с другом, если находимся рядом?
- А если человека нет рядом, то что мы делаем?
- Что можно отнести к средствам связи?
- Что можно отправить по почте?
- Как раньше доставляли почту?
- Как работал телеграф?
- Сколько времени нужно сейчас, чтобы послать сообщение?
- Что для этого используют люди?
- А как почтовая связь доставляет нам письма и поздравительные открытки?
- Почему люди пишут друг другу письма и поздравительные открытки?
2.Составление рассказа.
Как мы общаемся?
Разговаривая, мы общаемся друг с другом. Но иногда близкий человек находится далеко. Тогда на помощь приходят телефон и почта. Набрав нужный номер телефона, мы услышим знакомый голос. А если нужно послать письмо или поздравительную открытку, то можно пойти на почту.
Раньше почту доставляли на лошадях. Затем появился телеграфный аппарат Морзе, и сообщения стали передавать по проводам с помощью электрического тока. Инженер Белл усовершенствовал аппарат Морзе и изобрёл телефон.
В наше время сообщения с текстом и картинками можно передать очень быстро. Для этого люди используют сотовый телефон и компьютер. Но и сейчас люди продолжают писать друг другу письма, посылать поздравительные открытки и телеграммы по почте. Почту доставляют на автомобилях, по железной дороге или по воздуху.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине "В живом уголке".

1.Беседа.
- Кого вы видите на картине?
- Назовите растения, которые находятся в живом уголке.
- Нравится ли детям трудиться в живом уголке? Почему?
- Кто сегодня трудится в живом уголке?
- Чем заняты Катя и Оля?
- Какие листья у фикуса?
- Почему Даше нравится ухаживать за рыбками? Какие они?
- Что нужно делать, если в живом уголке живёт хомяк? Какой он?
- Какие птицы живут в живом уголке?
- Где находится клетка с попугаями? Какие попугаи?
- Как ребята выполняют свою работу?
- Почему им нравится ухаживать за животными и растениями?
2.Составление рассказа по картине.
В живом уголке.
В живом уголке много растений и животных. Детям нравится наблюдать и ухаживать за ними. Каждое утро, когда ребята приходят в детский сад, они идут в живой уголок.
Сегодня в живом уголке трудятся Катя, Оля, Даша, Ваня и Наталья Валерьевна. Катя и Оля ухаживают за фикусом: Катя вытирает влажной тряпочкой его большие блестящие листья, а Оля поливает растение. Даше нравятся рыбки: они очень яркие и с удовольствием едят корм, который она насыпает в аквариум. Ваня решил поухаживать за хомячком: он чистит его клетку, а затем будет менять воду. Наталья Валерьевна кормит пёстрых попугаев. Их клетка висит высоко и ребятам до неё не дотянуться. Все очень сосредоточены и стараются хорошо выполнить свою работу.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Заяц и морковка" по серии сюжетных картин.



1.Беседа по серии картин.
- Какое время года изображено на картинке?
- Что вы можете сказать о погоде?
- Какой стоит снеговик?
- Кто пробегал мимо снеговика?
- Что он заметил?
- Что решил сделать зайка?
- Почему ему не удалось достать морковку?
- Что он задумал потом?
- Помогла ли ему лестница добраться до морковки? Почему?
- Как изменилась погода по сравнению с первой картинкой?
- Что можно сказать о настроении зайчика на второй картинке?
- Что происходит со снеговиком?
- Как светит солнышко на третьей картинке?
- На что похож снеговик?
- Какое настроение у зайчика? Почему?
2.Составление рассказа.
Заяц и морковка.
Наступила весна. Но солнышко ещё редко выглядывало из-за туч. Снеговик, которого слепили дети зимой, стоял и даже не думал таять.
Однажды мимо снеговика пробегал зайчик. Он заметил, что вместо носа у снеговика вкусная морковка. Стал подпрыгивать, но снеговик был высокий, а зайчик маленький, и он никак не мог достать морковку.
Зайчишка вспомнил, что у него есть лестница. Он побежал в дом и принёс лестницу. Но даже она не помогла достать ему морковку. Зайчик загрустил и сел возле снеговика.
Тут из-за туч выглянуло тёплое весеннее солнышко. Снеговик медленно начал таять. Вскоре морковка оказалась на снегу. Радостный зайчик с удовольствием её съел.

3.Пересказ рассказа.

Пересказ сказки "Колосок" с использованием серии сюжетных картин.





1.Чтение сказки.
2.Беседа.
- О ком эта сказка?
- Чем занимались целый день мышата?
- Как можно назвать мышат, какие они? А петушок?
- Что нашёл петушок?
- Что предложили сделать мышата?
- Кто обмолотил колосок?
- Что предложили сделать мышата с зерном? Кто это сделал?
- Какую ещё работу выполнял петушок?
- А что в это время делали Круть и Верть?
- Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?
- Почему голос у мышат становился тише после каждого вопроса петушка?
- Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?
3.Пересказ сказки.

Составление рассказа "Откуда хлеб пришёл" по серии сюжетных картин.









1.Беседа.
- Какое время года изображено на первой картинке?
- Где работает трактор? Как называется профессия человека, который работает на тракторе?
- Какую работу выполняет трактор?
- Как называется техника, которую вы видите на третьей картинке? Какую работу выполняет сеялка?
- Какую работу выполняет самолёт? Зачем нужно удобрять поле?
- Когда созревает пшеница?
- С помощью чего убирают урожай пшеницы? Как называется профессия человека, который работает на комбайне?
- Из чего пекут хлеб?
- А что нужно сделать с зёрнами пшеницы, чтобы получилась мука?
- Где пекут булки, батоны? Кто их печёт?
- Куда затем везут хлеб?
- Как нужно относиться к хлебу? Почему?
2.Составление рассказа.
Откуда хлеб пришёл.
Наступила весна. Растаял снег. Выехали в поле трактористы, чтобы вспахать и взрыхлить землю под будущий хлеб. Хлеборобы засыпали зерно в сеялки и стали рассеивать по полю. А затем в небо поднялся самолёт, чтобы удобрить пшеничное поле. Удобрение попадёт в землю, а пшеница будет расти и созревать. К концу лета пшеничное поле заколосится. Выйдут в поле комбайнеры. Поплывут по пшеничному полю комбайны, как по синему морю. Намолоченное зерно смелют в муку. В пекарне из неё испекут тёплый, душистый, вкусный хлеб и отвезут в магазин.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине "Одни дома" с придумыванием начала рассказа.

1.Беседа.
- Кого вы видите на картинге?
- Какие игрушки вы видите на картине?
- Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?
- Какое настроение у мамы? Чем она недовольна?
- Когда это могло случиться?
- Как вы думаете, куда ходила мама?
- Кто оставался дома один? Что дети обещали маме?
- Чем занималась Катя? А Вова?
- А чьи бусы рассыпаны на полу?
- Как вы думаете, мама разрешила брать бусы?
- А кто их взял?
- Почему бусы оказались разорванными?
- Что почувствовали дети, когда вернулась мама?
2.Составление рассказа.
Одни дома.
Мама ушла в магазин за покупками. А Катя и Вова остались дома одни. Они обещали маме, что всё будет хорошо. Катя взяла своего любимого мишку и стала рассказывать ему сказку, а Вова играл машинками.
Но вдруг Катя увидела мамины бусы. Ей очень захотелось их примерить. Она взяла бусы и стала примерять. Но Вова сказал, что мама не разрешала Кате их трогать. Катя не слушала Вову. Тогда Вова стал снимать бусы с Катиной шеи. А Катя не давала их снимать.
Вдруг ниточка разорвалась, и бусы рассыпались по полу. В это время мама вернулась из магазина. Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Детям было очень стыдно, что они не выполнили своё обещание.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Граница Родины - на замке" по серии сюжетных картин.





1.Беседа.
- Кого вы видите на первой картинке?
- Куда они направляются?
- Что заметил пограничник?
- Кому он показал следы?
- К кому привели следы?
- Что в руках у нарушителя?
- Рассмотрите вторую картинку. Что вы можете сказать о Трезоре? Почему он такой злой?
- Что сделал нарушитель, когда Трезор напал на него?
- Как можно назвать пограничника и Трезора, какие они?
- Если все защитники будут такие, то какой будет наша Родина?
2.Составление рассказа.
Граница Родины - на замке.
Границу нашей Родины охраняют пограничники.Однажды в дозор вышли солдат Василий и его верный друг - пёс Трезор.Вдруг пограничник заметил свежие следы. Он показал их Трезору. Трезор тут же отправился по следам.
Вскоре пограничник и Трезор увидели нарушителя границы. Он был вооружён, а увидев пограничника и Трезора, направил на них пистолет. Трезор весь напрягся и напал на преступника. Он схватил нарушителя за руку, и тот от испуга уронил пистолет. Верные друзья арестовали нарушителя.
Пусть каждый знает, что граница нашей Родины - на замке.

3.Пересказ рассказа.

В наше время всё большее количество людей прибегают к выращиванию овощных культур в и на дачных наделах.

Ведь только в том случае, если мы получили урожаи со своих грядок, мы можем не сомневаться в качестве взращенной зелени, корнеплодных и овощных культур.

Да и себестоимость покупных овощей достаточно высока, в особенности в зимний период.

Планировка плодового сада начинается с подготовительной работы.

Чтобы всей растительности было произрастать комфортно, требуется учитывать, что для нее подходят самые удачные места по ее предпочтениям к почве и освещению. Затем нужно подробно проанализировать весь участок, это поможет рационально разместить объекты ландшафтной стилистики, к ней относятся как завершенные возведения и посадки, так и грядущие.


Рисуя в своем представлении картинку своего грядущего участка, нужно создать черновой проект и не упустить ни одной тонкости. Рекомендуется сразу же вымерить габариты участка, который распланирован под плодовую растительность, прикидывая на одно дерево 4 м. кв. площадки, и это минимально.

Выбирать для сада удачнее равнинную либо немного пологую местность. Следует подобрать место для огорода, находящуюся с юга, а при отсутствии такой возможности, нужно выбрать иное, главное солнечное и не особо затененное. Требуется произвести анализ земли, для деревьев в комфортны плодородные почвы с нормальной кислотностью (чернозем либо супесь).

Еще следует учесть глубину расположения грунтовых вод, ведь это может отрицательно отразиться на корневой системе растительности. Можно наметить список из наименований культур, которые хотелось бы вырастить во дворе, изучить подробно условия их произрастания, чтобы выяснить уживутся ли они. Распланировать число гряд, продумать, понадобиться ли чья-то помощь либо выполнимо справиться с высадками самостоятельно.

Распределение садовых высадок на раздельные зоны


На чистом листке своего дневника огородника нужно схематично нанести предположение сада. Оно может быть переднее, боковое либо заднее относительно дома, только деревья и кустарники должны произрастать с северной стороны на южную для более удачной освещенности и подразумевать три части.

Расположение зон должно идти одно за другим либо разбиваться на три разделенные территории, которые будут располагаться с разных концов общей площадки участка:

  • Первое. Совместимость плодовых деревьев и кустарников в данной вариации зонирования. В первой зоне закладываем огород, растительность его не будет затенять представителей второй части, а по утрам будет наделена своей долей солнца.
  • В следующей зоне, удачнее разместить ягодники, высота их не превышает 1,5 метров. Тень, исходимая от кустов с утра не станет помехой для растительности третьей части.
  • В части третьего порядка высаживаем фруктовый . От предыдущей он должен находиться в промежутке около 3 м., чтобы не создавалась угроза их затенения.

В дневнике можно зафиксировать наименования и основной характер плодовой и ягодной растительности, а на схематичном плане указать цифрами их нахождение на огороде.

Планировка ягодников

Разбивая ягодник на участке схематично следует учесть характеристику растительности. Черная смородина нормально произрастает в окружении остальной растительности, а облепиха и калина, не уживаются с соседями, следовательно, их усаживают отдельно. Облепиховые кусты прекрасно могут заменить зеленый забор, а калина, боярышник станут украшением ландшафта в уголке для досуга.


Кто-то из садоводов предпочитает размещать ягодники по периметру участка. В таком виде, часть территории освобождается под иные культуры либо для зон досуга, спортивных занятий и пр. Данная планировка подойдет, если земля не огорожена зеленой оградой либо сами кусты с ягодами будут ограждать участок своим нахождением.

Загущенность посадок ягодника особо важна. Ведь она выступает регулятором естественного происхождения для оптимального развития растительности, ее крепости к недугам и формированию урожая:

  • Малинник в усаживают в плотные ряды, с промежутками в полметра друг от друга и с промежутками в метр-полтора в рядках. Малиновая растительность, разрастаясь, заполняет собой междурядья, прежние междурядья высвобождаются от поросли и служат не постоянными тропками. Производят перемену мест культур, за счет обрезки поросли, возвращая, спустя три года на прежний участок произрастания.
  • Йошта и черная смородина высаживаются с промежутками не менее полутора метров, а красная с метровыми промежутками. Крупная кустовая растительность станет притенять друг друга, колючки некоторых сортовых видов крыжовника совершенно преградят доступ к плодам.

В случае применения жимолости и ирги, как зеленого забора, кусты усаживают с промежутками в метр-полтора, бывает и еще гуще, а в ягоднике с промежутками до 2 метров.

Особо важна численность той либо иной ягодной растительности. Хорошо загодя обдумать и схематично распланировать численность каждого вида и сортового типа так, чтобы создалась возможность радовать семейство и свежими урожаями ягод в летний период и, чтобы на зимнее хранение закрыть баночки ароматного варенья.


Грамотно запланированный ягодный участок нормально произрастает и приносит плоды около 11 лет, а в дальнейшем его постепенно следует омолаживать либо растения переносить на другую территорию. Обрезка плодовых деревьев и формирование кроны является также важным мероприятием. Для этого нужно знать особенности сортовых видов плодовых деревьев.

Разбиваем фруктовый сад

На очередную страничку дневника наносим схему с размещениями плодовой культурной растительности, выделив на каждый экземпляр условно по 4 м.кв. от общего участка. Не нужно загущать высадки. Растения разрастутся и станут помехой друг другу.

Посадочные ямы пусть будут располагаться в ряду с промежутками в четыре метра. Обращаем внимание на типы культурной растительности. В настоящее время большое количество хозяйств переходит на форматы яблонь и груш в виде колонн – основополагающих садовой культурной растительности в приусадебном хозяйстве.


По габаритам эти виды более мелкие, а урожаи выдают равные высокой культурной растительности. За этими типами и уход проще, они стойки к недугам, наиболее стойки в морозы. В должны произрастать ранние, средние и поздние сортовые виды, чтобы иметь возможность наслаждаться весь сезон свежими лакомствами и чтобы можно было еще на зиму переработать и запасти выращенные плоды.

Из садовой культурной растительности вполне хватает двух черешен (ранняя и поздняя). Вместо среднего ее сортового вида удачнее высадить две вишни.

Они выдают урожаи следом за ранней черешней. Пусть будет одна айва (позднее на ней можно будет привить иной вид либо другие сортовые типы), две-три сливы, в их же числе марабель. Достаточно пары абрикосов, которые являются морозоустойчивыми сортовыми видами. Три яблони, их в будущем посредством прививки можно будет превратить в 6 либо 8 сортовых видов разного срока вызревания. Необходимо сохранить место для новых представителей растительности.

Чтобы сад радовал обилием урожаев долгий период и не хворал, надо использовать районированные сортовые виды. Они более стойки к недугам, вредоносным насекомым, переменам погодных условий, период плодоношения более долгий.

Познакомиться с сортовыми видами и подвидами для региона и их характерами можно в специальной литературе. Приобретая саженцы, следует обращаться к специалистам. Сад, который заполнили некачественной растительностью, прибавит работ и хлопот, а качеством и количеством плодов не порадует.

Как соорудить красивые гряды и грамотно разместить их на своем огороде

Форматы

Они могут быть всевозможные, ограничить их величину могут только габариты участка. Гряды можно соорудить прямыми либо различной геометрии, либо фигурными. Можно предусмотреть ограждение, а можно обойтись без него, по высоте они могут быть низкие либо высокие.


Высокие гряды сейчас более востребованы. Из них наиболее удачны те, которые достигают высоты в 40 см. Основания:

  • Такие гряды тёплые. На нижнюю прослойку материалов, которые стремительно компостируются (ветки, ветош, бумага, картон) укладывают прослойку материалов, они компостируются более медлительно (листва, сорная трава, бумажные отходы). Затем следует пролить водой, и закрыть почвой. В процессе гниения, гряда станет выделять тепло, и урожаи будут созревать активнее.
  • Солнечные лучи прогреют грунт активнее. Но и орошение требуется производить чаще.
  • При желании обезопасить свой грядущий урожай от кротов и мышей, следует разместить под нижнюю прослойку штукатурную сетку.
  • Такие гряды не требуется копать. Ведь их не копают, а изготавливают.
  • Предоставляется возможность собирать урожаи дважды за сезон. Можно также перед высадкой основной культуры успеть взрастить, например, салат.

Размерность

По обыкновению, гряды в ширь от полуметра до метра. Данные габариты удачны при обработке, ведь упрощается уход. А длину можно не ограничивать. По методике Митлайдера предлагается сооружать совершенно узкие гряды в 45 см., а проходы, наоборот, более широкие в 90 см., длинна гряд при этом не должна превышать 9 метров. Огородники, применяющие данную методику, говорят о ней положительно.

Растительность отлично проветривается. При ее разрастании, доступность к ней сохраняется особенно комфортной, а основное – получает энергии солнца в большем количестве, и даже в пасмурный летний сезон плоды отменно вызревают. Урожаи в данной вариации возрастают.

В гряды, устроенные данным видом, можно высаживать разнообразные культуры: помидорную, огуречную, перечную и др.

Расположение

По обыкновению гряды устроены с южной стороны в северном направлении. Это предоставляет возможность всей растительности равномерно прогреться. А в утреннее и вечернее время, когда солнечные лучи освещают гряды с боковин, они не особо притеняют друг друга. Бывает, что участок наделен уклоном. Как грамотно располагать гряды в таком варианте?

Удачнее их разместить поперёк склона, тогда влага станет равномерно распределяться. Бывает, что участок совершенно неровный, в том случае гряды советуют размещать на склоне с южной стороны, а садовую растительность с северного направления.

Планировка

Для ее грамотности нужно учитывать:

  • Урожайность того либо иного сортового вида овощей на метр квадратный. Ведь тогда предоставиться возможность высчитать нужную площадку под высадку для каждого вида.
  • Совместимость растительности. Без нее не получится качественно исполнить план.
  • При слишком уклонистом участке, необходимо соорудить террасы, и разместить на них ящики-гряды.
  • Планировать высадки культур так, чтобы более высокая растительность находилась с северной стороны участка. Так более низкие виды не будут произрастать в затенении.

Распространенные оплошности начинающего садовода:

  • Через чур загущенные посадки: нужно в свое время обязательно обеспечить всходы прореживанием, ведь если растительность в тесноте, это не благостно отразится на ее росте, урожаях и стойкости к вредоносным насекомым и недугам. Промежутки в междурядьях и растительностью в ряду (схемы высадок) предусмотрены для каждой из культур отдельные.
  • Отсутствие работ по ликвидации от сорной растительности вовремя приведет к спаду урожая и его качества. Т. к. сорная трава, и так стойкая и активно растущая, лишает значительной доли питательных составляющих культуры.
  • Гряды с овощами в затенении: отрицательно сказывается на качестве растительности, некоторые культуры скапливают нитратосодержащие компоненты, произрастая в затенении. Свет на грядах в огороде пусть присутствует не менее 6 часов ежедневно. В особенности растительность использует свет послеобеденный. Значит, удачно, если в это время они не окажутся в затенении.
  • Передозировка подкормок: овощная растительность перекормленная гораздо больше подвержена недугам. Чрезмерное кормление азотистыми добавками ведет к жированию культуры, в результате страдает плодоношение и накапливаются в овощах нитраты. Непременно нужно строгое соблюдение сроков и норм добавления подкормок, учитывая предпочтения культуры.
  • Сев семян в чрезмерно ранние сроки: сев семян в не прогретый грунт губит всхожесть. Каждой растительности – свои периоды, это относится и к высадке. Если весенний период выдался прохладный и влажный, удачнее перенести сев на неделю и ожидать дружные всходы чуть позднее.
  • Неграмотный подбор овощных представителей: любящие тепло, капризные овощи (

Сделать большое доброе дело для людей, да не крича об этом на каждом шагу, а так, между прочим, — это одно, а делать себе громкое имя под видом добрых дел — это совсем другое. Путь к добрым делам подсказывает сердце, а не желание прославиться. Люди и так заметят того, кто умеет творить добро.

«Фруктовое дерево»

Он решил разводить большие фруктовые сады, так как в теплом климате, где он жил, народ в больших количествах употреблял фрукты; и он мог таким образом сделаться благодетелем для людей, а имя его стало бы знаменитым у потомков . Быть может, более всего он и добивался этого последнего, хотя сам не хотел в этом сознаться даже самому себе.

Но шло время, а жаждущий славы человек, как это ни казалось ему странным, не имел никакого успеха в своих добрых намерениях. То червячки поедали все листы и цветы с его деревьев, то страшные бури ломали ветки. Так шел год за годом, пока ему не надоела не приносящая плодов работа.

С годами ему на душе становилось все тяжелее. Человеку казалось, что он не совершил на свете ничего такого, что могло бы иметь значение для потомков. И на старости лет он уже больше стал думать о реальной пользе дела, чем о похвалах, которые его деяния могли бы ему доставить.

Чтобы развеяться, он как-то раз решил посетить свои родные места, там где он играл, учился, жил. В его бывшем родном доме жили теперь чужие люди, которых он не знал.

Когда он, после долгого путешествия добрался до родного дома, то нашел это место мало изменившимся. Единственная разница заключалась в том, что перед домом стояло роскошное высокое фруктовое дерево, которое, насколько он помнил, раньше там не росло. Ветви его были усыпаны вкуснейшими плодами, которыми хлебосольные хозяева его угостили, когда он, уставший и голодный, расположился на отдых в прохладной тени фруктового дерева.

— Какое прекрасное фруктовое дерево вы посадили, — воскликнул он, вздыхая при мысли о своих несбывшихся надеждах. — Благодаря этому вы сделались благодетелями для своих ближних и потомков.

— Не мы его посадили, — ответили хозяева дома, — оно уже росло здесь, когда мы переехали сюда, но мы ежедневно вспоминаем посадившего его. Страстно желая узнать его имя, мы отправились к одному из здешних старожилов, который с детства жил в этом краю.

По просьбе старика они назвали имя человека, посадившего дерево.

Старик встрепенулся, — это было его собственное имя!

— Это ошибка, — сказал он, запинаясь. — Имя точно мое, но в детстве я никогда не сажал здесь никакого дерева.

— Однако, это сделал ты, — ответили они, обрадованные тем, что их гость и есть тот самый человек. — Старожил нам все рассказал. Как то раз, когда ты был маленьким мальчиком, тебе дали большой и вкусный плод, какие теперь растут на этом дереве. Ты очень обрадовался и, собираясь его съесть, увидел нищего мальчика, который стоял в дверях дома и бросал жадные взгляды на плод, который ты держал в руке. Тогда ты, взяв ножик, разрезал плод пополам и протянул половину бедному мальчику.

Маленькое семечко, упав тогда на землю, взошло и пустило корень. Когда ты покинул край, бедный мальчик, из благодарности к тебе, ухаживал за растением, пока оно не превратилось в это роскошное дерево, которое ты видишь теперь перед собою. Мальчик этот был никто другой, как тот человек, что рассказал нам историю дерева.

Тогда старик, склонив голову, скрестил руки и слезы радости и благодарности полились из его глаз. Мечты его юности исполнились, хоть и иначе, чем он предполагал.

— Моя жизнь, значит, все же не пропала даром, — сказал он, — и теперь мне понятно, почему то, что мною было посажено в гордыне, не взошло. Ведь семена, которое мы сеем, сами того не ведая, со временем приносят самые богатые плоды.

Жил дед Михаль на краю деревни, лес подступал к забору, а в стареющем, уже довольно запущенном саду весной бывало много соловьёв. В лесу собирали душистую землянику, дикую малину, грибы.
На огородах буйно отцветала картошка, а в садах поспевали и пряно пахли ранние яблоки, когда дед Михаль почувствовал немощь и потную слабость в теле, начал сохнуть, наливалось желтизной лицо. Старик попросил у соседей конверт, передохнул и сел за стол. «Андрейка, приезжай быстрее, - писал дед Михаль, а глаза наливались горючей сыростью слёз, - захворал я, сыночек мой родненький. Скончаюсь и тебя не увижу…».
Михаль отдал письмо почтальону, потоптался на дворе и свернул в сад. Стоял сухой безветренный день. чудесный – аж полсотни деревьев – сад устилал землю прохладной тенью; гнулись чуть ли не до земли от плодов яблони; синели недоспелые сливы; обособливо наливались мягкой сладостью груши; а малинник горел ягодами, будто кто осыпал его горячими угольками. Михаль осторожно потрогал руками каждое деревце, слабо улыбнулся… Но тут же закололо внутри так, что он едва дотянул до хаты и мокрый от пота лёг на лежак.
Одинокий… Ненужный… Как же так? Ведь всё, что у него есть, что накоплено, будет его, перейдёт к сыну, только его будет! Зачем мне всё это на том свете, туда никто ничего с собой не берёт. Как люди приходят в жизнь ни с чем, нищими, такими же они и уходят из жизни. Как же тогда – одиночество? Глупости! Вот приедет через несколько дней сыночек и конец!
Конец – это слово его смутило – чему конец? Разумеется, конец одиноким ночам, одиноким мыслям … нет, не это. Всё равно он будет один, в одиночестве… Тогда чему конец? Может, покинет ощущение, что жизнь проходит так, как часы: бегут минуты, часы, сутки, годы, а жизнь бесполезная и ненужная, словно белые курчавые облака на небе набежали небольшим облаком и исчезли, и никакой пользы нет от них людям. Но существует ли в действительности это ощущение, когда знаешь, что ты нужен и полезен так же, как самый маленький болтик в могучем механизме? Обманчиво это ощущение, оно тебе знакомо, появляется где-то к концу жизни, когда воспоминания тысячу раз прокручены, словно старый фильм, а межа твоей жизни уже так близка… Конец – тогда чему будет конец, ведь приезжает сын, твоя радость, твоё единственное счастье, твоя кровиночка?
Перемогая бесконечные боли в груди, Михаль думал о прошлом своей жизни, о настоящем, о смысле этой самой жизни, временами впадая в короткое забытьё, то ли полубред, то ли полусон. Через два дня зашла соседка Ксения и испуганно воскликнула:
-А божечки ж мой, тебя ж в больницу нужно! Побегу я сейчас до бригадира, транспорт попрошу.
-Не выдумывай ты, …прошу, не надо. Я травами лечусь, Андрея жду… Ксения принесла из дома горшок молока, хлеба, миску тёплого картофельного супа, огурцов и всё это поставила на лавку у лежанки. «Ешь, ешь», - ласково попросила Михаля, а сама стала прибирать в хате. Тот пожевал кислый огурец, выпил молока и, приподнявшись, начал следить, как ловко управляется Ксения и какое у неё свежее, ещё не побитое старостью лицо. Что-то смутное колыхнуло душу… он не понимал себя, но чувствовал, что это что-то большое, необъяснимое, это и есть самое важное – любовь.
От других мужчин он слышал, что любовь мучила их – превращала жизнь без взаимной любви в муку. Он много лет остерегался этого опасного чувства, что терзает сердце мужчины. Но когда он пустил его в свою душу и сам не знает. Но когда это чувство заполонило его душу, оно наполнило его светлым восторгом, хотя и без тёплой, приятной печали. Никогда раньше он не испытывал ничего подобного и даже не мог представить, что долгие часы одиночества могут пролетать незаметно при незримом присутствии женщины, вызванной с расстояния его молодости и всю жизнь прожившей с ним по соседству.
-Почему ты суп не стал кушать? – спросила Ксения. Она смотрела на Михаля полными не прикрытой жалости глазами.
-Не хочется что-то.
Ему не по себе было от её взгляда, кидало в жар, на усохших щеках вспыхнул нездоровый румянец. Ксения пошла, а Михаль глядел на вымытый стол, на стены, очищенные её руками от паутины, и вспоминал, какой необычайно пригожей была она в молодости. Парни не давали ей покоя. Очаровала пронзительной чернотой глаз Ксения и Михаля, но он никогда её и за руку не трогал, боялся, чтобы не обсмеяла. Ксения вышла замуж, женился и Михаль, взял Степаниду, дивчину хоть и не очень красивую, но румяную и приветливую. Детей у них долго не было, обои аж почернели от горя, извелись и потеряли всякую надежду, но всё ж потом Степанида родила сына. Они тогда чуть не сомлели от счастья. Михаль посадил яблонь, груш, вишни, слив и, когда на деревцах появились первые плоды, огородил сад со всех сторон высоченным – курицы не взлетят - забором. Фрукты односельчанам не продавал, хотя такого огромного плодоносящего сада ни у кого не было. Рассуждал так: «Запроси дорого – покривятся, разобидятся, отдай за бесценок – нет выгоды». Потому и возил в неблизкий город на рынок каждую осень корзины с духмяными плодами. А вырученные деньги пускал на сына. Ходил он лучше других одетый, обутый, накормленный. Ни в чём они не отказывали сыну.
Померла, простудилась на рынке, Степанида. Михаль её похоронил, но жениться не стал, на другой уже год стала вдовой Ксения. Мужик её стал переходить весной речку, лёд треснул, и только шапка осталась от него на дымной воде. Корову Михаль продал, свиней не держал, жил на пенсию. Оставшись один, он сам не стал стоять на базаре, такого он не допускал даже в мыслях, а фрукты продавал оптом и к нему ехали перекупщики на своих машинах и тут же расплачивались наличными. И Михаль высылал сыну каждую лишнюю копейку, хотя тот уже давно окончил институт, занимал приличную должность, жил самостоятельно, в достатке и имел семью…
«Скоро ли ты приедешь, Андрейка?» - кручинился, шептал старый. Он лежал на лежанке с колючим холодом на душе и слушал, как монотонно гудят в хате оголодавшие мухи. Днём было веселей, приходила Ксения, да и сам поднимался, сидел у окна, а ночью сердце стискивала такая тоска, хоть волком вой. Не спалось. Михаль немощно ступал по вымытым половицам хаты, как-то внимательно вглядывался в белый от спелости месяц в затуманенном небе и, чувствуя в глазах теплоту слёз, чуть не в голос говорил сам себе: «Хоть вволю наговорюсь я с тобой, сыночек. Мне ведь не с кем и словом перекинуться. Все называют меня скрягой, никто на двор и носа не показывает. Я живу среди людей, а как на необитаемом острове, построенном своими руками. А разве я скряга, Андрейка? Ты же знаешь… Расскажу тебе про Ксению… Никто не догадывается, сынок, что и теперь она мне нравится. Одним словом, будет нам об чём поговорить, только приезжай…».
Письмо почтальон принёс под вечер. Андрей писал, что приедет через пять дней. И когда утром рано пришла Ксения затопить печь, удивилась: оживлённый, без прежней квёлости в лице ходил Михаль по хате, радостно улыбался. Как-то виновато сказал:
-Андрейка приезжает. Хочу встретить его по-человечески. Считай десятый год не был дома сыночек мой. Нужно приготовить горилки, закуски. Помоги мне, Ксюшка.
За день хата приобрела обжитой вид. Ксенины руки вычистили, выгребли всё, что господствовало тут долгие годы. Ласкали взгляд белой свежестью развешанные на окнах шторки, засветились желтизной стол и лавка, выветрился сырой кислый дух. «Сынок приедет, приедет… - не уставал думать Михаль, - значит я ещё нужен ему, нужен…». Обманчиво это ощущение, оно тебе знакомо по последним годам одиночества, оно появляется где-то в середине груди и поднимается всё выше и выше? Что это?
Он тряхнул головой, прогоняя грустные мысли, которые не впервые одолевали его. Но ведь он отец, всю жизнь жил только ради сына и для сына.
Андрей приехал на склоне дня. Вошёл в хату ладный, стройный, с красивым загорелым лицом, поставил у порога чемодан, обнял неожиданно обвядшего от радости Михаля, прижал к себе. «Сыночек мой», - неслышно шептал старик. Ему хотелось поцеловать Андрея, но постеснялся своих щетинистых щёк, потемневшей от пота рубашки. Только припал губами до его пропахшего дорогим одеколоном пиджака и заплакал.
-Не плачь, батько. Не плачь.
-Надолго ли ты?
-Да нет. завтра назад.
-А почему так быстро?
-На работу надо.
Людей набралось много. Каждый, кто приходил, нёс с собой то сало, то яйца, то сметану. Даже места для закуски не хватило на столах и раскрасневшаяся Ксения выносила избыток еды в сенцы. Андрей был хмурым и будто чем-то недовольным. Михаль особенно не старался тревожить его вопросами. Думал: «Видно, сильно переутомился. Отдохнуть ему нужно».
Выпили по первой чарке. Андрей почему-то ещё больше помрачнел, ковырялся с неохотой вилкой в тарелке с огурцами, время от времени окидывая присутствующих безучастным взглядом. Он ни с кем за столом не общался и держал себя обособленно.
А у Михаля, который давно не брал в рот спиртного, сразу закружилась голова, сделалось весело и легко на душе. Тут в хату заскочила дивчина лет двадцати пяти. Стройная, красивая той броской красотой, какая сразу томливым смятением бередит мужские сердца. Она тихо сказала:
-Припозднилась я. Простите. – И села на лавку с края стола.
Андрей поднял потемневшее от неизвестной кручины лицо, вгляделся в дивчину и спросил у отца:
-Чья это?
-Нина. Ксенина дочка.
--Замужем?
-Ага. Мужик в армии сейчас. На два месяца взяли.
-Смотри ты, - повеселел Андрей. И Михаля это обрадовало.
-Завтра, сынок, пойдём до могилки. До матери. Так она тебя любила и так хотела перед смертью увидеть тебя.
-Хорошо, отец, хорошо.
В хате сделалось шумно. Хмельными голосами люди затянули песню: «Когда б имел златые горы». У старика повлажнели глаза. Песня напомнила его померкшую любовь до этих старых и добрых людей, с которыми, занятый своими заботами и хлопотами, он мало знался, а они вон как хорошо к нему относятся: уважили, пришли. Михалю хотелось обнять каждого, завести в сад, натрясти самых лучших яблок и все отдать им. Буйные слёзы покатились по щекам… И чтобы, не дай боже, не увидел сын, он закрыл лицо высохшими до прозрачности руками…
-Как там, сынок, невестка?
-Полный порядок, отец. Работает. Привет тебе передавала.
-А внучка? Может, уже в школу ходит?
-Да нет ещё.
-А второго ребёнка не думаете завести?
-Да нет, хватит и одного.
Отвечая, Андрей глядел в угол хаты. Ненароком зыркнув туда, Михаль увидел горящие очи разомлевшей от выпитой горилки Нины. Гости погомонили, спели несколько песен и начали расходиться, так как уже светлело на востоке небо.
-Я сейчас вернусь, батько, - сказал Андрей. Он накинул пиджак на плечи и вышел из хаты.
Михаль сел у раскрытого окна. Лицо студила росная прохлада. Видно спросонок цвикала какая-то пташка, пахло травой и яблоками. «Куда же он делся?» - думал про Андрея. Вышел в сад. И там-то услышал шёпот. Осторожно прокрался туда, где выделялся своей непролазной глушью малинник, раздвинул руками колючие стебли и ад вздрогнул. Сидели на траве Андрей с Ниной. Целовались…
Быстро вернулся в хату Михаль, закрыл окно. Сел на лавку. «И что ей надо?» - думал про Нину. «У самой такой красивый, рослый мужик. Все завидуют им: вот красивая пара, стоят друг друга. А она, смотри ты, закручивает. И не глядит, что Андрей не добрых полтора десятка лет старше её и женат».
Про сына ничего плохого не думал, не осуждал.
Уже развиднелось, когда Андрей вернулся. Кинул на стул влажный от росы пиджак, спросил:
-Как житьё, батько?
-Ложись спать, сынок. Поздно. «Или слишком рано» - добавил про себя.
По полудню пошли на могилки.
Светловолосый, в прилегающем костюме, Андей вышагивал впереди. На него, пристально и оценивающе, глядели люди из окон своих домов. А Михаль понуро топал сзади, чувствуя зябкую горечь на сердце. Было душно и безветренно. На кладбище старик отыскал осыпанный листвою взгорочек земли с деревянным крестом, сказал: «Вот она мать, сынок», и припал лицом до нагретого холмика. От плача тряслись его худые плечи, дрожали руки. А Андрей сидел молча. Выплакавшись, Михаль глянул на сына, и в его горле как бы пересохло моментально от увиденного.
Сидел тот безразличный и далёкий от всего, гулливой мыслью туманились его очи, а на припухлых губах таилась радостная довольная усмешка. Старик поднялся, сухо кивнул:
-Пошли, сынок.
По дороге молчали.
Перед тем как открыть дверь в сенцы, Андрей оглянулся на окна Ксениной хаты, буркнул:
-Батько, а батько!
-Что?
-Передумал я. Остаюсь ещё денька на два.
-А как же работа?
-Цела будет. Работа не волк, в лес не убежит.
И только теперь Михаль понял, что там, на могилке, Андрей мысленно был тут, около роскошной и охочей до ласки Нины. Старик вытер, неожиданно задрожавшей рукой, вспотевшее лицо, вышел из хаты, прошёл в сад и сел на лавочку. Он почувствовал вдруг, что не хватает воздуха, обмякло, отработало будто своё тело. Шелест листвы деревьев почему-то напомнил слабый шёпот Степаниды, когда та занемогла от простуды. С малиновым лицом металась она по койке, и нельзя было разобрать слова, кроме одного, тревожно-разделённого: «Анд-рей-ка!» как она хотела увидеть сына перед смертью. Пока была в памяти, говорила: «Хоть бы одним глазком посмотреть на сыночка, а там и умирать не страшно…». Не увидела. Не приехал он.
Припомнилось, как однажды в дождик Михаль увидел в саду Ксениных детей. Хлопчик и девочка с мокрыми и настороженными лицами срывали антоновки. Без единой грозной нотки в голосе старик окликнул их, думал отдать то, что ветры натрясли со сладких яблонь. Но дети мгновенно исчезли через дырку в проломанном заборе. Михаля поразили тогда полинявшее платье дивчины и залатанные штанишки хлопчика. Будто впервые их увидел. И сразу подумалось, что, поженившись с Ксенией, нужно будет глядеть и её детей, набивать их желудки, одевать, обувать. А что ж тогда останется Андрею? Ведь для его жизни этот сад, для него Степанида в холода простаивала на рынке, чтоб не знал единственный сынок никаких хлопот о копейке, чтобы ни в чём не знал нужды. И, глубоко запрятав в себе горячие мысли про Ксению, её свежее лицо, чёрные очи, Михаль как-то однажды обгородил сад таким высоченным штакетников, что сразу не стало видно её хаты… Как будто этим забором он отгородил своё сердце от Ксении, спрятал его за забором…
Неожиданно остро закололо в груди, аж не продохнуть. Старик поднялся и с поникшей головой пошёл по саду, не обращая никакого внимания на груши, сливы, яблони. На ветке сидела какая-то маленькая пташка и, увидев его тяжёлую поступь, приостановила свой свист и смотрела, как Михаль ступал галошами по спелым яблокам, а после него в траве слёзно высвечивают раздавленные плоды. Птичка видела, как старик подошёл к забору и со злостной удручённостью сердито и беспомощно ударил кулаком в потемневшие и, как будто, заиневшие от плесени доски… «Конец…».

Загрузка...