domvpavlino.ru

Общественно историческая природа сознания. Общественно-исторический характер сознания

Достоверно установленным и доступным исследованию видом сознания является сознание человека. Своими предпосылками и некоторыми функциями оно наиболее тесно связано с психикой высших животных, но существенно отличается от него следующими характерными чертами.

· Сознание человека творчески активно . Животные лишь воспроизводят в психических образах предметный мир, а сознание человека в идеальной форме создает образы того, что в материально-предметном мире не могло эволюционно возникнуть.

· Сознание человека конструктивно . Психическая деятельность животных направлена на приспособляемость вида к изменяющимся условиям жизни, а сознание человека ориентировано на преобразование мира, его реконструкцию.

· Сознание человека целесообразно . Животные реализуют в своей психической деятельности либо генетически заложенную программу, либо индивидуально приобретенный опыт, не передаваемый по наследству. Сознание человека направлено на достижение идеально сформулированной цели . По словам Гегеля, разум человеческий не только могуществен, но и хитер. Его хитрость состоит в том, что человек с помощью сконструированных им технических изобретений заставляет предметы природы взаимодействовать, превращая их в средства реализации своих целей. Преобразование человеком природы продиктовано потребностями людей, их целями.

· Сознание человека обладает самосознанием. Животные не способны обращать психику на самих самого. Реализуя программу своей жизнедеятельности, они не анализируют свои действия, и не дают им оценок. У человека в процессе развития деятельности и сознания формулируется совокупность взглядов на себя как на индивидуального и социального субъекта. Самосознание – это выделение человеком себя из окружающего мира, оценка им своих возможностей, характеристика себя в собственном мнении. Самосознание представляет собой процесс непрерывного развития и совершенствования. Первой его ступенью является осознание человеком своего тела, выделение его из мира вещей и других людей. На более высоком его уровне происходит осознание своей принадлежности к определенному сообществу, социальной группе, конкретной культуре. Самым высоким уровнем самосознания является понимание своего «Я» как индивидуального явления, своей неповторимости, уникальности. На этом уровне осознается возможность относительно свободных самостоятельных поступков и ответственности за них, необходимость самоконтроля и самооценки.

Когда внимание человека сосредоточено на восприятии внешних объектов, осознание себя в отношении с этими объектами проявляется нечетко. Явные формы самосознания имеют место тогда, когда сознание человека становится предметом его анализа. В этом случае человек становится в позицию рефлексии (отражения себя), анализирует ход своих действий, в том числе и программу создания идеального образа в своей голове, программу совершенствования своего сознания.



Сознание человека универсально по форме и объективно по содержанию. Психика животного индивидуальна и генетически избирательна, она отражает те объекты и их качества, которые жизненно необходимы для сохранения и продолжения вида. Человеческое сознание способно раскрыть объект в его сущностных свойствах, подняться выше сиюминутных потребностей и отразить предмет по меркам его собственного вида, т.е. объективно. Полученное человеком знание не остается его индивидуальным достоянием. В зависимости от степени объективности, адекватности предмету, это знание становится всеобщим, универсальным достоянием. Степень объективности и универсальности сознания индивида является следствием уровня развития сознания определенной эпохи.

Сознание человека органически связано с языком как способом своего существования. У животных существует первая сигнальная система, на основе которой у них формируются условные рефлексы. У человека в дополнение к первой сигнальной системе складывается вторая сигнальная система – речь, язык, специфически человеческая система связи, общения, передачи информации. В сравнении со звуковой и жестовой способностью животных передавать информацию отличительная особенность языка проявляется в том, что обработка знаков (например, скорость чтения, речи, письма и т.п.) не наследуется, а приобретается в процессе социализации человека. Как способ существования сознания речь находится с ним в сложной функциональной взаимосвязи. Они не существуют друг без друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает существенное в этом отражении. В языке сочетается идеальная основа (информация) и способ ее передачи посредством материального носителя. Развитие сознания, обогащение его информационной насыщенности развивает речь, но, с другой стороны, развитие речи как совершенствующийся способ существования сознания развивает сознание. Язык влияет на стиль мышления, его манеру, приемы и способы.

Язык более консервативен, чем сознание: одна и та же языковая оболочка, слово, понятие могут выражать разное содержание мысли, что тормозит ее развитие, придает ей некоторую принудительность. Совершенствуя свой язык, человек совершенствует и свое сознание, и, наоборот, пренебрежительно относясь к оперированию языковыми символами, используя ограниченный словарный запас, мы консервируем мышление, ограничиваем его наличным интеллектом.

Существуют разные виды речи: устная, письменная и внутренняя. Мыслительный процесс всегда осуществляется посредством того или иного вида речи, даже если эта речь не находит непосредственного, чувственно наблюдаемого выражения. Здесь работают сложные нейрофизиологические процессы взаимосогласованной деятельности мозга и речевого аппарата. Каждый нервный импульс, поступающий в речевой аппарат из мозга, воспроизводит в нем адекватное сигналу понятие или соответствующий ряд понятий. Именно понятия являются первичными элементами речи, а поскольку понятия формируются как результат некоторых обобщений, то и мышление, сознание всегда есть процесс обобщенного отражения действительности. То есть, мышление всегда понятийно и именно этим принципиально отличается от более ранних форм отражения, включая и сложные психологические формы. Именно язык как способ существования сознания, как «непосредственная действительность мысли» характеризует особое качество сознания как высшей формы отражения действительности, несводимой к досознательным ее формам.

Но информация, циркулирующая на уровне сознания, функционирует не только с помощью устной или письменной речи, т.е. естественного языка. Сознание осуществляет себя и в других знаковых системах, в различных искусственных и символических языках (музыкальном, математическом, эсперанто, кибернетическом, танцев, цветов, жестов и т.п.).

Знаки это материальные предметы, процессы и действия, играющие роль «заместителя» реальных вещей и явлений. Они используются для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации . Знаковая система может быть названа человеческим языком, если она удовлетворяет следующим требованиям:

· она должна обладать семантикой и грамматикой, содержать значащие элементы и правила их осмысленного соединения;

· она должна постоянно развиваться, причем не только под воздействием совершенствующейся человеческой деятельности, но и в результате саморазвития, т.е. расширять сознание по определенным правилам на основе конечных семантических единиц создавать неограниченное количество информативных сообщений;

· сообщения, формируемые в том или ином языке, не должны зависеть от присутствия обозначаемых предметов.

Знаковые системы возникли и развиваются как особая материальная форма, в которой осуществляется мышление и фиксируются информационные процессы в социальной жизнедеятельности, например в науке, технике.

Естественный язык является наиболее распространенной знаковой системой. Среди неязыковых знаков выделяют: знаки-копии; знаки-признаки; знаки-сигналы; знаки-символы. Большое распространение на современном уровне развития сознания получили системы знаков искусственных языков: кодовые системы, формулы, схемы, диаграммы и т.д. При этом любой знак имеет смысл и значение только в той или иной системе.

Особая интенсификация и информационная плотность современного развития общества не только порождает новые языки и знаковые системы, но и науки о них. В последнее столетие сформировалась новая научная дисциплина о принципах строения и функционирования знаковых систем – семиотика .

Отражением предельной интенсификации информационных связей в функционировании общества и необходимости освоения новых форм и способов ее получения, переработки, хранения и передачи стало возникновение научного направленияинформатики. Но, в любом случае, узловой мерой бытия сознания остается система понятий естественного языка, формировавшаяся миллионы лет.

Понятия не только обозначают явления, но и выражают мысль об объективно существующих предметах, их связях и отношениях. Слово и носитель наших знаний о мире, и «посредник» между мыслью и предметом. Отсюда, конкретизируя особую роль языка в сознании и его относительную самостоятельность, можно выделить ряд основных функций языка.

· Обозначающая. Своим содержанием слово всегда связано с предметом. Только при наличии этой связи оно может служить средством координации действий в процессе познания и практики. Именно при помощи слов идеальные образы дифференцируются, формируются понятия. Появляется возможность отвлечения от конкретных вещей, их свойств и отношений посредством оперирования понятиями, словами. Слово, по сути, «замещает» предмет в сознании.

· Куммулятивная. Язык дает возможность «сокращенного», «уплотненного» идеального воспроизведения действительности, а также хранения, передачи и практического использования заключенной в ней информации. В слове в сжатом виде отражается существенное в явлении. В этой своей обобщающей функции язык выступает как аккумулятор знаний и закрепляет (материализует) социальную память человечества.

· Коммуникативная . В этой функции язык выступает как средство общения людей. Информация может использоваться обществом только в форме языка (естественного или искусственного). Коммуникативная функция языка в истории общества дважды качественно изменилась, и в каждом случае это вело к более эффективному закреплению социального опыта, активизации деятельности и материальной и духовной культуре. Первым таким качественным скачком явилось изобретение письменности. Второй происходит на наших глазах на базе бурного развития вычислительной техники, информатики, кибернетики.

· Экспрессивная. Все, отражаемое в сознании человека средствами языка, в той или иной степени связано с его интересами и потребностями. Отсюда неизбежно и его определенное эмоционально-чувственное отношение к окружающим явлениям, которое иначе чем при помощи языка выразить невозможно.

· Интерактивная. Эта функция связана с тем, что при помощи языка человек всегда обращается к себе или к другому человеку, и явно или неявно в его речи заключен вопрос, предложение, просьба, жалоба, распоряжение, угроза и т.п., то есть речь всегда оказывает определенное воздействие на слушающего, побуждает к тому или другому действию.

Язык является наиболее распространенным способом социального функционирования сознания. Знаками второй сигнальной системы могут пользоваться и животные, но звуки и жесты, обозначающие различные явления и состояния и используемые животными для передачи информации своим сородичам, не образуют языка в собственном смысле этого слова. С учетом того, что человека окружают вещи и явления, как правило, им созданные или преобразованные, то их тоже можно рассматривать как определенные знаки или мысли, выступающие объективированной формой бытия идеального.

Итак, мир человека - это мир смыслов , зачастую скрытых от человека и недоступных его непосредственному восприятию. Задача сознания и состоит в раскрытии смыслов, в раскрытии содержания и значения знаков, поступающих из внешнего мира, в превращении их в содержательный, информационный образ. В результате этого процесса мысль человека перестает быть его субъективным, индивидуальным достоянием и начинает жить по своим законам, приобретает относительную самостоятельность. Характеризуя относительную самостоятельность сознания, следует заметить: 1) Сознание развивается не как зеркальное отражение материального мира, оно является преобразованным отражением, включающим в себя весь предшествующий опыт. 2) Сознание, существуя через понятия, выходит за рамки конкретно-чувственных образов. В рамках сознания отражение переходит от ощущений и восприятий к понятиям, суждениям и умозаключениям, для которых характерно творческое отражение, анализ и синтез чувственно данного материала. 3) Относительная самостоятельность сознания проявляется и в том, что оно обнаруживает определенную консервативность по отношению к развивающейся общественной практике. Во-первых, сознание в материализованных идеальных формах (памятниках литературы, архитектуры, искусства) хранит память о духовной культуре прошлых поколений. Во-вторых, в сознании находят закрепление, воспроизводство и хранение те или иные представления, верования, идеологические и этические пристрастия и т.д., переставшие соответствовать изменившейся реальности. С другой стороны, особенно в научном мышлении, сознание способно опережать и предвосхищать реальные события, формировать на основе творчества принципиально новые комбинации взаимосвязей действительности, которые мобилизуют человеческую деятельность и реализуются в ней.

Сравнительный анализ качественных характеристик сознания человека и психики животных подтверждает тезис об общественно-исторической, социально-преобразующей природе сознания и языка как в генетическом, так и в функциональном аспекте. Сознание человека не может ни возникнуть, ни функционировать вне общества. Известные науке случаи обнаружения человеческих детенышей, волей случая изолированных из общества и «воспитанных» в среде животных, свидетельствуют о невозможности формирования сознания вне общества, вне общения и обмена социальной информацией.

Таким образом, той системой, внутри которой возникает и развивается сознание, является практическая деятельность людей, направленная на преобразование действительности. Чтобы регулировать отношения между людьми в ходе трудовой деятельности и в других типах взаимодействия, понадобились средства, созданные самими людьми, не данные им от природы: традиции и обычаи, нормы-императивы и нормы-табу, формы социального наследования и семейного регулирования, выражаемые с помощью языка. Тем самым люди создают «вторую природу», особую социальную среду жизни, - средства производства, общественные отношения, духовную культуру. Опыт этой созидательной деятельности отражается в сознании, обуславливая его последовательное развитие вместе с историческим обогащением самого этого опыта.

Так как люди осуществляют свою деятельность совместно, то каждое новое поколение усваивает уже сложившиеся в обществе представления, понятия, взгляды и т.д. Именно с появлением сознания человечество обретает средство закрепления и развития своего исторического и индивидуального опыта, в то время как у животных видовой опыт передается наследственно, а индивидуальный опыт утрачивается для последующих поколений. Сознание, таким образом, оказывается всеобщим, необходимым и универсальным способом организации и выражения отношения человека к миру, другому человеку и к самому себе.

Сознание не только исторически возникает как общественное явление, но и становится возможным лишь как продукт совместной трудовой деятельности. Вплетенность действий каждого отдельного человека в совместную коллективную деятельность на каждом историческом этапе развития общества приводит к тому, что сознание индивида приобретает надличностный, надиндивидуальный характер. Формируется общественное сознание – совокупность идей, концепций, учений, массовидных психологических процессов, имеющих свою собственную логику функционирования и развития, отличную от индивидуального сознания.

Биологической предпосылкой общественных отношений была стая, в которой каждая особь чувствовала себя защищенной, получала помощь от других. Фактором, который обусловил превращение стаи в общество, выступила трудовая деятельность, то есть такая, которая осуществляется людьми при совместном изготовлении и использования орудий.

Изменение условий жизни, ухудшение климата обусловили уменьшение возможностей удовлетворения первичных потребностей. Предки человека вынуждены были или вымереть, или качественно изменить свое поведение, приспособиться к новым условиям, чтобы выжить.

Первобытный человек нашел выход в осуществлении совместных трудовых действий. Инстинктивно общение постепенно менялось общением на основе «производственной» деятельности. Совместная деятельность и взаимный обмен продуктами деятельности способствовали превращению стаи в общество.

Возникновение трудовой деятельности влияло на развитие общественных отношений, которые, в свою очередь, способствовали совершенствованию трудовой деятельности. С усложнением трудовых процессов связано развитие высшей формы психики человека — сознания, для которого характерно выделение объективных устойчивых свойств предметной деятельности и преобразование окружающей среды.

Постепенно орудия труда, которые делают люди, усложняются, и происходит специализация, за ними закрепляются постоянные операции. Именно из-за этого возникают качественные отличия среды человека и среды животного, которое не живет в мире постоянных вещей.

Созданные людьми орудия выступают материальными носителями операций, действий и деятельности предшествующих поколений. Через орудия одно поколение передает свой опыт другому в виде операций, действий, деятельности. С усложнением орудий их изготовление происходит через разделение операций между многими членами общества одновременно. Деятельность постепенно становится осознанной, осмысленной, поскольку конечная цель ее — удовлетворение потребности в пище — становится все более удаленной, и понять это может только человек с развитым логическим мышлением.

Таким образом, изменяя природу, человек изменяет прежде всего себя.

Под влиянием труда закрепляется новая функция руки: она развивается одновременно и как орудие для хватки, и как орган познания объективной действительности через активное обследование (прикосновение), которое дает знания о существенных свойствах предметов материального мира. То есть рука является не только органом труда, но и продуктом.

Вследствие специализации руки как органа труда сформировалось ее представление в головном мозге, что повлекло увеличение массы и изменения структуры мозга. Развилось прямо хождение. Эти изменения способствовали быстрому удовлетворению потребностей человека и рождению новых, материальных, собственно человеческих потребностей.

Таким образом, работа обусловила развитие человеческого общества, формирование человеческих потребностей и развитие человеческого сознания, которое уже не только отражает, но и преобразует мир. Это, в свою очередь, формировало потребность в общении и речи. Язык и сознание неотделимы. Язык расширяет границы сознания. Итак, речевое общение, как и труд, является важным фактором развития сознания и самосознания людей.

3.0.1.Представление о взаимосвязи психики и мозга


В наше время существует несколько альтернативных теорий, требующих ответить на вопрос, как связаны психика и мозг.

Согласно теории психофизического параллелизма , психическое и физиологическое создают два самостоятельных ряда явлений, которые соответствуют друг другу, но не пересекаются и не влияют друг на друга. Тем самым допускается существование души, которая соотносится с конкретным физическим телом, но действует независимо от него по своим собственным законам.
В теории механического тождества психические явления рассматриваются как физиологические по своей природе и происхождению. Эта теория не учитывает качественных отличий психических и нервных процессов.
В теории единства мозга и психики утверждается, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но имеют отличия по существенным качественным характеристикам. Поэтому психические явления соотносяться не с отдельными нейрофизиологическими процессами, а с их организованными совокупностями - функциональными системами мозга. Тем самым утверждается, что психика - системная особенность мозга, которая реализуется с помощью многоуровневых функциональных систем, которые формируются у человека на протяжении жизни в процессах индивидуальной и общей деятельности, обучения и общения.

3.0.2. Строение и функции нервной системы


Согласно с представлением, которое сформировалось в рамках физиологии высшей нервной деятельности, а также в психофизиологии, психика является интегральным продуктом функционирования нервной системы. Таким образом, нервная система и высшая нервная деятельность создают анатомо-физиологический субстрат (основу) психической активности организма.

Нервная система - это иерархическая структура нервных образований у позвоночных и человека; центральный регулятор, который обеспечивает жизнедеятельность организма как целого.

Основные функции нервной системы:
1. Организация взаимодействия индивида с окружающей средой:
а)переработка и интеграция сенсорной информации, которая поступает из внешней и внутренней среды организма.
б)программирование адекватной реакции и поведения индивида
2. Координация работы внутренних органов
3. Постановка и реализация целей поведения\деятельности
4. Активная и целостная адаптация организма к условиям существования.

Возникновение нервной системы - результат длительной эволюции, которая выявилась в непрерывном усложнении и дифференциации физиологических механизмов поведения.

Структурный и функциональный элемент нервной системы (независимо от уровня ее организации) - нейрон. Это нервная клетка, основная составляющая нервной ткани. Назначение нейрона состоит в проведении возбуждения - передаче нервного импульса от одного отдела нервной системы к дургому.

Структура нейрона идентична у всех позвоночных, он состоит из тела клетки и отростков, которые отходят от него - дендритов и аксонов.

Нервная система делится на 3 части:
-центральную, которая состоит из головного и спинного мозга
-периферическую, которая состоит из спинномозговых и черепно-мозговых нервов
-вегетативную, которая обеспечивает иннервацию внутренних органов и желез

Головной мозг - центр психической деятельности. Он состоит из двух полушарий - правого и левого; промежуточного, среднего, заднего, переднего мозга. Наиболее значительную часть последнего составляет кора больших полушарий.

Кора головного мозга состоит из отделов, которые по своему расположению имеют названия: затылочная (отвечает за зрительное восприятие), височная (слух, у человека также и речь), теменная (реакции на сенсорные стимулы и управление руками), лобная (координация функций других отделов коры).

В психической деятельности человека особая роль принадлежит лобным долям, которые занимают 30% общей поверхности коры больших полушарий. Повреждение лобных долей влияет на высшие формы поведения, связанные с интеллектом, обучением, мышлением. Многочисленные клинические факты свидетельствуют, что повреждение лобных долей приводит к нарушениям в личностной сфере человека, ее характере.

Также установлено, что психические функции определенным образом поделены между правым и левым полушариями. Оба полушария способны получать и обрабатывать информацию в виде образов и в форме вербальных стимулов (слов), но существует межполушарная функциональная асимметрия головного мозга - разная степень выявленности тех или иных функций в левом и правом полушариях.

3.0.3 Рефлекторная деятельность мозга


В основе всех форм системной деятельности мозга находится универсальный принцип - рефлекторность, т.е.организация нервных процессов по типу условных и безусловных рефлексов.

Схема действия любого рефлекса носит название "рефлекторная дуга", или в более сложном и точном варианте - "рефлекторное кольцо". Эта схема отражает характер связи между афферентными и исполнительными отделами нервной системы, т.е. между анализатором (органом чувства, который поставляет сенсорную информацию) и эффектором (органом движения, который обеспечивает коррекцию поведения).

Согласно фундаментальной теории Павлова, различают условные и безусловные рефлексы.

Безусловный рефлекс (от лат. reflexus - отражение) - случайно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые влияния внешнего мира или изменения во внутренней среде организма. Безусловные рефлексы осуществляют приспособление к относительно стойким условиям.

Условный рефлекс - один из двух основных типов рефлексов, открытый и исследуемый великим русским физиологом Павловым. Разнообразные виды условных рефлексов образуются при определенных условиях в процессе жизнедеятельности организма на базе врожденных безусловных рефлексов. Условный рефлекс возникает вследствие многоразового соединения действия безусловного раздражителя (например, пищевого) с действием любого фактора, который хоть и воспринимается организмом, но является индифферентным касательно его жизненных потребностей (например, звонка, вспышки электролампы). При этом,индифферентный раздражитель должен опережать во времени или действовать одновременно с безусловным раздражителем. Возникновение условного рефлекса состоит в приобретении организмом особенности давать на раздражитель, который ранее был для него индифферентным, такую же самую реакцию, которую до этого мог вызвать только безусловный раздражитель. Это изменение объясняется тем, что ранее индифферентный раздражитель начинает исполнять роль сигнала о следующем закономерном появлении безусловного раздражителя. Этот раздражитель, ставший сигнальным (или просто сигнал), называют также условным, потому что роль сигнала он приобретает и исполняет лишь при определенных условиях. Отсюда также и название условного рефлекса, которым обозначается описанный выше механизм замыкания и функционирования временных нервных связей.

3.1. Проблема возникновения психики. Этапы развития психики в филогенезе


Отражение
- всеобщее свойство материи, которое заключается в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов

Психика - функция мозга, но этого недостаточно для понимания природы и происхождения психического. Психика детерминирована не мозгом, а внешней действительностью. Такое влияние действительности на организм возможно только в процессе реального взаимодействия организма с окружающей средой. Поэтому проблема происхождения психики возникает как проблема происхождения особой деятельности на определенном этапе развития жизни в целом, с изменением условий жизни

На протяжении истории развития науки были предложены такие взгляды на "момент" появления психики:

панпсихизм
- психикой обладает вся материя, живая и неживая;
биопсихизм - психику имеет только живая материя;
нейропсихизм - психика есть только там, где есть нервная система;
антропопсихизм - только человек имеет психику.

Решить эти вопросы нельзя, если не рассматривать особенности взаимодействия организма и среды.

Выделяют такие уровни отражения:

Физическое - существует на уровне неживой природы, это непосредственный физический след, изменение физического состояния одного объекта под влиянием другого.

Физиологическое (раздражительность) - существует на уровне живой природы, это реакция на биологически важные раздражители. Раздражительность существует в форме тропизмов - у растений, и таксисов - у животных.

Психическое (чувствительность) - отражение абиотических влияний, которые являются сигналами или признаками биологически важных. Отражение признака дает возможность более адаптивному поведению.

По мнению Леонтьева, элементарной формой психики являются ощущения, которые отражают внешнюю объективную действительность.

Леонтьев выделяет также два объективных критерия психики: чувствительность и способность к обучению.

А.Н. Леонтьев: "Появление чувствительности - первый объективный критерий появления психики "

Этапы психического отражения:
Филогенез - историческое эволюционное развитие.
Онтогенез
- прижизненное развитие человека.

Этапы развития психики в филогенезе


По мнению Леонтьева, касательно возникновения психики, психическое отражение проходит такие этапы, или стадии:
  • Элементарная сенсорная психика. Отражение отдельных свойств, предметов, явлений. (От амебы до насекомого). Основная форма поведения - инстинкт.
  • Перцептивная психика. Отражение целостных предметов и явлений. (Позвоночные) Форма поведения - навык - индивидуально приобретенная форма поведения, обеспечивающая приспособление к изменяющимся условиям. Импринтинг - у некоторых видов животных с момента рождения генетическая программа есть, но она зависит от той среды, в какую попадут животные.
  • Интеллектуальное поведение . Отражение отношений между предметами. (Человекообразные обезьяны). Форма поведения - интеллектуальное действие. Ручной интеллект (работа руками), способность решать двухфазные задачи: 1)фаза подготовки 2)исполнение
Характеристики интеллектуальной деятельности животных:
1. На низкой ступени развития операции формируются медленно, путем многочисленных проб, в процессе которых удачные движения постепенно закрепляются, лишние же движения затормаживаются. У обезьян ранее идет период полной неудачи - множество попыток, которые не приводят к осуществлению деятельности, а потом - как бы внезапное "открытие" операции, которая сразу приводит к успеху.
2. Если опыт повторять, то данная операция, несмотря на то, что она была осуществлена только один раз, воссоздается, - обезьяна исполняет задание уже без всяких предварительных попыток.
3. Найденное решение обезьяна очень легко переносит в другие условия, лишь подобные тем, в которых впервые возникло решение.
4. Возникает способность решения двухфазных заданий (короткой палкой достать длинную, а за ней - плод)

Эти характерные черты сохраняются и в более сложном поведении человекообразных обезьян.

В двухфазных заданиях выявляется двухфазность любой интеллектуальной деятельности животных , которая имеет такие фазы:

1) подготовительная
- побуждается не самим предметом, на который она направлена, вне связи со второй фазой она избавлена биологического смысла. Эта фаза связана не с самой палкой, а с объективным отношением палки к плоду.

2) осуществление
- направлена уже на предмет, который непосредственно побуждает животное, это операция, которая становится достаточно крепким навыком.

Наличие подготовительной фазы составляет определенную черту интеллектуального поведения. Интеллект возникает там, где возникает процесс подготовки возможности осуществить ту или иную операцию или навык.

С точки зрения отражения первая фаза соответствует объективному отношению между предметами.


Различие психики человека и животного


Отличие психики животного от психики человека состоит, прежде всего, в условиях ее развития. Животное развивается по законам биологической эволюции, человек покоряется законам общественно-исторического развития.

Разногласия психики человека и животного:


Параметры сравнения
Психика животного Психика человека

1.Филогенез
Биологическая эволюция Культурно-историческое развитие

2.Факторы психического развития в онтогенезе
Биологические Социокультурные и социально-психологические
3.Форма активности Инстинктивное и поисковое поведение
Целенаправленная и осознанная деятельность, общая или индивидуальная.
4.Характер активности
Непосредственно связанный с биологическими потребностями организма и особенностями конкретной ситуации
Надситуативный и опосредованный социокультурным опытом.
5.Регуляторы активности/поведения Инстинкты, безусловные и условные рефлексы
Знания, социальные нормы, традиции и ценности культуры, символические и знаковые системы.
6.Характер саморегуляции
Преимущественно непроизвольный, бессознательный
Произвольный: сознательный самоконтроль, воля
7.Информационный обмен со средой
Первая сигнальная система: информация о мире в виде ощущений - сигналов, которые поступают в мозг от органов чувств
Вторая сигнальная система: информация о мире поступает в словесной форме; сигналы являются знаками языка.

8.Форма коммуникации между особами одного вида (индивидами)
Невербальная: экспрессивные движения, звуковые сигналы Вербально-знаковая: язык, система знаков и значений.
9.Уровень развития психических функций
Низшие/натуральные (генетически запрограммированные) психические функции
Высшие/опосредованные (обусловленные культурой) психические функции
10. Характер интеллектуальной/умственной деятельности
Зачатки наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, способность к решению сложных (двухфазных) заданий в конкретных проблемных ситуациях.
Словесно-логическое (вербально-опосредованное) понятийное мышление, способность к обобщению и абстрагированию

Фактором, повлиявшим на превращение обезьяны в человека, стада - в общество (по гипотезе Ч.Дарвина), была трудовая деятельность, т.е.такая деятельность, которая осуществляется людьми при общем изготовлении и использовании орудий.


3.2. Общественно-историческая природа сознания человека


Сознательное отражение в отличие от психического отражения животных - это отражение предметной действительности в ее отделенности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные и устойчивые свойства

Любая деятельность животных направлена на предметы биологических потребностей и побуждается этими предметами, предмет деятельности и биологический мотив у животных всегда слиты, всегда совпадают между собой.

Сложная деятельность высших животных покоряется природным связям и отношениям. У человека она покоряется связям и отношениям изначально общественным. Это и есть тот непосредственный фактор, благодаря которому возникает специфически человеческая форма отражения действительности - сознание человека.

Действительность открывается человеку в объективной стойкости ее особенностей, в ее обособленности, независимости от субъективного отношения к ней человека, от ее имеющихся потребностей.

Это возможно благодаря тому, что обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством, фиксируется в системе значений (понятий, норм, знаний, способа действия). Человек находит уже готовую, исторически сформированную систему значений и овладевает ей так же само, как она овладевает орудием.

Поведение современного культурного взрослого человека - это результат двух разных процессов: биологической эволюции животных и исторического развития человечества.

В филогенезе это две независимые линии. Приспособление человека к природе вызывает к жизни приницпиально иную, чем у животных, иначе организованную систему поведения. Эта новая система поведения формируется при достижении опреденной ступени биологической зрелости, но без изменения биологического типа человека.

В онтогенезе эти две линии слиты воедино, ребенок одновременно формируется и как биологическое существо, и как продукт культурно-исторического развития.

История человеческой психики -отношения повторяющихся, низменных особенностей этого мира, вне зависимости от потребностей человека, в их объективных устойчивых низменных свойствах.

Трудовая деятельность человека :

сопровождается употреблением и изготовлением орудий ;

труд совершается в условиях совместной коллективной деятельности , так что человек вступает в этом процессе не только в определенные отношения с природой, но и с другими людьми

Сущность различий психики человека и животных:

1. Конкретно-практическое мышление животных подчиняется их непосредственному впечатлению от данной ситуации

2. Человек способен создавать и сохранять орудия, создавать впрок

3. И человек, и животное передают опыт поколений в виде инстинктов
и человек и животное передают индивидуальный опыт в виде навыков , только человек передает общественный опыт , т.е. способы изготовления орудий, способы общения и т.п.

4. Различия в чувствах.

5. Принципиально различаются “язык” животных и человеческая речь


3.3. Развитие сознания в онтогенезе. Высшие психические функции


Усвоение или присвоение общественно-исторического опыта
- специфически человеческий путь онтогенеза, полностью отсутствующий у животных.

У животного генетическую основу поведения составляют безусловно-рефлекторные механизмы, инстинкты, в ходе индивидуальной жизни они развиваются, формируются, приспосабливаются к меняющимся элементам внешней среды, это процесс "развертывания" наследственного опыта.

Процесс усвоения человеческого видового опыта происходит в индивидуальной жизни ребенка, в ее практической деятельности, которую опосредует взрослый человек.

Наиболее совершенно исследовал этот процесс Л.С.Выготский в рамках культурно-исторической теории развития сознания , главным принципом которой является историческое понимания психических процессов. Исходя из того, что психика детерминируется трудовой деятельностью, Выготский выдвигает идею "психологических орудий", которые изготовлены человечеством искусственно и представляют собой элемент культуры. Изначально они повернуты внешне на другого человека, потом оборачиваются на себя, т.е. становятся способами управления собственных психических процессов.


Основные положения культурно-исторической теории такие:

1. При переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта с окружающей средой - благодаря использованию орудий человек оказался способен к овладению природой. (а не только приспосабливаться к ней )

2. Способность к овладению природой для самого человека обернулась тем, что он научился овладевать собственной психикой - появились произвольные формы деятельности или высшие психические функции.

3. Подобно тому, как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает собственным поведением тоже с помощью орудий, но только орудий особого рода - психологических, эти психологические орудия - знаки. (человек способен овладевать собственной психикой с помощью специальных психологических орудий)

ЗНАКИ - символы, имеющие определенное, выработанное в истории культуры значение:

  • различные формы нумерации и исчисления
  • мнемотехнические приспособления
  • алгебраические символы
  • произведения искусства
  • диаграммы, карты, чертежи
  • условные знаки и пр.

Введение в структуру психической функции знака превращает ее в функцию высшую, опосредованную. Когда человек, например, завязывает узелок на память, он сам создает дополнительный стимул, опосредует свою реакцию с помощью знака, который выступает как способ запоминания, или психологическое орудие. Этот дополнительный стимул не имеет органической связи с ситуацией, поэтому существует искусственное средство-знак, с помощью которого человек овладевает поведением: запоминает, делает выбор и т.д.

С оздавая стимулы-средства, человек освобождается от зависимости от независящих от него стимулов-объектов. С помощью знаков человек извне создает связи в мозгу, руководит мозгом и через него собственным телом. Между низшими и высшими психическими функциями существуют определенные отличия.

Знак всегда сначала является средством социальной связи, средством влияния на другого, и только потом он становится средством влияния на себя. Высшие психические функции - интериоризованные отношения социального порядка.

Высшие и низшие психические функции:

Возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа-подчинения. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены и весь процесс был интерпсихологическим, т.е.межличностным, потом эти отношения превратились в отношения с самим собой, т.е. в интрапсихологические. Это и есть процесс интериоризации. В онтогенезе он осуществляется так же.

Интериоризация - процесс формирования внутренних структур психики , обусловленный усвоением структур и символов внешней социальной деятельности

Интериоризация - процесс присвоения ребенком знаков.

Стадии интериоризации в онтогенезе:
1) взрослый действует словом на ребенка , побуждая его что-то сделать;
2) ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого ;
3) ребенок начинает воздействовать словом на самого себя (вначале в громкоречевой форме, затем - внутренняя речь).

Т.е. не развертывание природно заложенного, а присвоение искусственного, культурно-созданного - генеральный путь онтогенеза человека. Этот путь и определяет социальную природу ее психики.

3.4. Характеристики сознания

Основные психологические характеристики сознания как высшего уровня психического отражения:

1. Сознание содержит знания о внешнем и внутреннем мире человека. Со-знание (совокупность знаний)
2. Знание как ядро сознания окрашено сложной тканью эмоциональных переживаний , намерений и интересов. Человек всегда как-то относиться к тому, что он отражает.
3. Разграничение субъекта и объекта, отделенность Я от не-Я (наличие самосознания)
4. Сознание человека имеет активный характер. Активность (не только форма отражения, но и способность преобразовывать мир)
5. Связь сознания человека с языком (связь с речью, язык как система знаков)

Сознание - это высшая , свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга , заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и творческом преобразовании действительности , в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека


3.5. Измененные состояния сознания

  • гипноз
  • медитация
  • действие наркотиков
  • состояния перед смертью
Традиционная западная психология выделяет два состояния сознания - сон и бодрствование. То, как мы осознаем внешний мир, изменяется на протяжении дня, изменяется способность воспринимать и обрабатывать сигналы. Зависимость между уровнем активации и эффективностью деятельности описывает закон Йеркса-Додсона: поведение будет эффективным, если уровень волнения будет близок оптимальному, он не должен быть ни слишком высоким, ни слишком низким. При низком уровне активации готовность субъекта к действиям постепенно снижается, и вскоре он засыпает, а при высоком - он будет очень взволнован, и его поведение может быть дезорганизованным.

Состояние бодрствования, состояние экстравертированного сознания до недавнего времени рассматривалось научной психологией как единственный нормальный аспект, достойный изучения. Но все больше психологи и физики обращаются к восточной культуре, которая рассматривает жизнь в ее полноте не как цепочку явлений, которую необходимо объяснить, а скорее, как неотъемлемую часть Вселенной, к единству которой она причастна. Это глобальное единство постигается через состояния медитации и транса.

К измененным (или необычным) состояниям сознания относят такие состояния, которые возникают под влиянием: гипноза, медитации, действия наркотиков, приближения смерти.

Даже поведение, которое традиционно считалось анормальным (шизофрения, депрессия) все чаще рассматривается теперь как способ найти внутреннее равновесие и избежать давления внешней реальности. Их следует понимать как нормальное выражение внутреннего мира, а не как "ненормальность" сознания, которого следует избегать.

Таким образом, сознание - это мозаика состояний, которые играют более-менее значительную роль как во внешнем, так и внутреннем равновесии.

Главные особенности сознания человека:

    Идеальность;

    Интенциональность;

    идеаторность;

    объективизация в языке.

(1) Идеальный характер сознания проявляется в следующем.

1. Сознание не обладает никакими физическими, материальными свойствами, поэтому его в принципе нельзя воспринять с помощью органов чувств и нельзя непосредственно зафиксировать с помощью приборов.

2. Идеальные образы сознания имеют предметный характер, т.е. они воспроизводят не физиологические состояния мозга, а дают целостную модель отображаемых объектов.

3. Идеальные образы сознания объективированны ,т.е. возникают в мозгу человека, а воспринимаются как существующие вне головы. Это свойство сознания есть результат длительного эволюционного приспособления животных и человека к окружающей среде обитания.

4. Идеальность сознания проявляется в субъективном характере, т.е. сознание глубоко интимно, оно дано каждому человеку только лично, как его внутренний мир.

5. Идеальные образы сознания, будучи отражением внешнего мира, обладают творческой активностью , они могут опережать естественное возникновение или искусственное создание предметов и явлений из субстрата объективной реальности.

Согласно немецкому философу рубежа XIX-XXвв, представителю феноменологии Эдмонду Гуссерлю, идеальное сознание человека обладает интенциональностью .

(2)Интенциональность - это направленность на предмет . Сознание не может быть беспредметным.

Предметом сознания человека являются:

    Окружающий мир, его предметы, явления;

    другие люди, взаимоотношения с ними;

    особый, самостоятельный духовный мир самого человека.

(3) Идеаторность – способность творить и воспроизводить идеи внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения. Способность вырабатывать абстрактные идеи – коренное отличие сознания человека от психики животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования передачи и распространения содержания сознания – языка.

(4) Язык – специфический человеческий способ бытия сознания .

Одновременно с возникновением и развитием сознания возник и развивался разговорный язык. Язык человека принципиально отличается от системы сигналов, существующих у многих видов животных. Возникновение и развитие языка – необходимое звено в процессе возникновения и развития мышления. Сам язык сформировался в результате потребности общения человека с другими людьми, прежде всего в процессе трудовой деятельности. Без того или иного языка невозможно и мышление. В основе их единства - трудовая деятельность. Именно в процессе труда появилась потребность что-то сказать. Эта «потребность что сказать» и означала пробуждение мысли. Как человеческий труд, так мышление и язык по самой своей природе социальны. Они не могли бы возникнуть вне общения индивида с другими людьми.

Язык и сознание образуют противоречивое единство: «Как нет языка без мышления, так не бывает и мышления без языка». Однако исследователи отмечают, что мышление без слов также возможно, как и мышление на базе слов.

Словесное мышление – это только один из типов мышления. Не все говорящие мыслят (попугаи). И если бы слова в полной мере представляли процесс мышления, тогда воистину, по словам Л.Фейербаха, «великий болтун был бы великим мыслителем». Умственное развитие человека, разумеется, не определяется ни количеством произносимых слов, ни «количеством связанных с этими словами мыслей». У болтуна, как правило, мысли носят поверхностный, неглубокий характер, тогда как степень умственного развития характеризуется, прежде всего, глубиной и содержательностью мыслей. В то же время умственное развитие человека связано с развитием языка, и чем более развито мышление, тем богаче язык.

Это нетрудно проследить, наблюдая умственное развитие ребенка.

Нельзя ли думать одно, а говорить другое? Когда-то Талейран говорил, что «язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли». Однако и в этом случае язык связан с мышлением: здесь проявляется лишь различие между так называемой «внутренней речью», связанной с мышлением «про себя», и речью обычной, внешней.

«Внутренняя речь» является производной от речи обычной (устной или письменной), но это, как заметил С.Л.Рубинштейн, не просто «речь минус звук». Выполняя иную функцию, чем внешняя речь, предназначенная для других, внутренняя речь многие слова опускает, как само собой разумеющиеся. В целом она характеризуется тем же грамматическим строем языка, но в то же время в ней часто нет ясности синтаксического построения, некоторые предложения намечаются как бы «пунктиром».

Современные исследователи закрепляют определяющую роль за мышлением. Язык представляет собой относительно самостоятельное явление, обладающее определенными внутренними законами собственной организации.

Язык представляет собой своеобразную и чрезвычайно сложную знаковую систему. Знак – некоторое материальное явление; но не всякое материальное явление – знак. Некоторое материальное явление становится знаком, когда оно включается в знаковую ситуацию. Эта ситуация схематически выражается семантическим треугольником.

Здесь О – некоторый объект, З – другой объект, являющийся знаком, С – образы в сознании человека. Между О и С , а также между З и С – причинная связь; между О и З – особая связь, называемая связью замещения. Знаковая ситуация заключается в следующем: некоторое явление, называемое знаком, замещает явление О , знак воспринимается сознанием, в котором возникает образ объекта О . В последующем ситуация усложняется, возникают знаки, обозначающие другие знаки.

В языке функционируют различные знаки. Одни знаки (иконические , от лат. «иконус»- подобный) тождественны замещаемым явлениям. Другие – схематические знаки – не тождественны, а сходны в некоторых отношениях с обозначаемыми явлениями. Третьи – символические знаки – не имеют ни сходства, ни подобия с замещаемыми объектами и принимаются в результате соглашения. Подавляющее большинство знаков – символические. С самого детства человек начинает включаться в систему соглашений.

Язык выполняет две главные функции: 1) организация знаний и их хранение; 2) коммуникация, общение, передача информации.

В своей первой функции язык закрепляет результаты мышления. История языка наглядно показывает, как по мере перехода от конкретно-предметного мышления к абстрактному в языке идет процесс выработки слов, обозначающих общие понятия.

Почему люди понимают друг друга в процессе коммуникации? В принципе, это объясняется тем, что сознание человека – продукт общественной эволюции. В силу этого есть определенное «подобие» интеллектов, «подобие» сознаний; они, несмотря на индивидуальные отличия, имеют, однако, общие черты. Эта общность складывается благодаря воспитанию, образованию и вообще влиянию социальной среды. Это сходство также определяется одинаковыми способами функционирования физиологического аппарата сознания, одинаковой логикой мышления, сходными процессами практической деятельности.

Процесс понимания связан с осмыслением, когда тем или иным знакам языка и языковым выражениям приписывается определенный смысл. Этот смысл имеет общий характер для людей, использующих один и тот же язык. Общие смыслы реализуются в индивидуальном сознании, соответствуя тому, насколько человек овладел имеющей в обществе информацией. Основное условие коммуникации – одинаковое понимание высказываний и эмоциональные одинаковые переживания партнеров по общению.

Вне общества сознание сформироваться не может. Сознание – продукт общества, результат социальной, материально-производственной, познавательной деятельности общественного человека, всех предшествующих поколений. Сознание существует в материальной оболочке языка, происходит его объективизация в языке. В процессе осознания мысль отливается в логические формы, облекается в словесную оболочку .

Таким образом, сознание есть продукт общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека – сложный информационно-регулятивный процесс.

19. Философские проблемы сознания. Общественно-историческая природа сознания. Сознание и язык
Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных проблем. Сознание – особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек услышал, почувствовал, пережил.
В истории философии проблема сознания решалась на двух уровнях:
1. Описание способов, какими вещи даны в сознании и существуют в нем (описание феномена сознания).
2. Объяснение самой возможности сознания, самого феномена.
Такое разделение появилось только в 20 веке. До этого считалось, что если описаны способы существования вещей в сознании, то вопрос о природе сознания исчерпан. Каждая эпоха имела свои представления о сознании, связанные с текущими мировоззренческими установками и зачастую взаимоисключающие. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект, потому для объяснения сознания использовалась метафора (Платон, Аристотель): как буквы отпечатываются на дощечке с воском, так и объект отпечатывается на дощечке разума. Другая особенность – умение человека сосредоточиваться внутри себя, направлять внимание на внутренний мир, не была проработана философией. Эта специфика основана на том, что внимание человека было обращено на окружающий мир.
В культуре христианства произошло важное событие – обострение потребности человека обращать внимание на себя, собственные переживания, что было вызвано необходимостью общения с –богом (молитва). Человек должен был отключиться от чувственных восприятий, тела и обратиться к душе. Практика исповеди также стимулировала самоанализ. Таким образом перед человеком открылась новая грань сознания: сознание – это не только знание о внешнем мире, но прежде всего знание о собственном духовном опыте, его содержании. Эту проблему впервые четко сформулировал Августин Блаженный (5 в.). Три уровня сознания:
1. Божественный – высший.
2. Рефлексии и рассуждения.
3. Инстинктов и страстей – низший.
Чтобы человек обрел свою сущность, свое “Я”, он должен дойти до первого уровня. Но на первом уровне “Я” забывает о себе, не рассуждает, не рефлексирует, чтобы рассказать об этом состоянии, нужно выйти из него. Остаются лишь воспоминания, которые и есть сознание. Сознание есть память о земной ничтожности и возможности достигать божественное. Сознание связано со страданием. Оно дано, чтобы испытать муки души, потерявшей единение с Богом (Бердяев).
Новое время ознаменовалось афоризмом “Бог умер”. Отказ от бога формировал новый духовный опыт людей, где нет первого (божественного) уровня. Нет бога, нет и воспоминания. Происхождение человека стало рассматриваться через природную эволюцию. Однако нельзя было рассматривать сознание как отпечаток (в античности), а что если это галлюцинация. Вывод философов Нового времени – сознания нет без самосознания. В акте самосознания сознание само себя знает – структуру и содержание.
Маркс сформулировал идею вторичного сознания, его обусловленности, детерминированности внешними для него факторами, прежде всего экономическими. Он утверждал, что не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание. Сознание есть осознанное бытие. Под бытием он понимал реальные условия жизни людей в буржуазном обществе, где все поставлено на службу материальному успеху. Отсюда морально все, что приносит материальный успех. Люди привлекают друг друга не как носители духовного опыта, а как владельцы вещей. Маркс зафиксировал факт, что буржуазные отношения невозможны без изменения сознания людей. Социальная система может стабильно функционировать лишь при постоянном воспроизводстве такого содержания сознания, которое было бы адекватно содержанию системы. Бытие сознания является необходимым моментом функционирования общественного бытия. Пока реальные люди не осознали буржуазные отношения как само собой разумеющимся, последние находились в стадии становления, и гарантия их стабильности отсутствовала. Укрепление нового способа производства зависит в первую очередь от перестройки сознания большого количества людей.
Оппоненты Маркса утверждают уникально-личностную, а не общественную природу сознания. Сознание – уникальный творческий акт или детерминированное положение человека в структуре общественных отношений.
Общественная природа сознания
Мышление у человека в отличие от мышления животного многократно опосредовано. От поколения к поколению закрепляется и передается накопленный опыт. Постепенно происходит отделение духовного от материального. Историческое происхождение мышления относится к эпохе нижнего палеолита, которое обусловлено биофизическими факторами. Но эти факторы сами по себе реализоваться не могут, и источник знаний лежит ни в объектах, ни в субъектах, а во взаимодействии между субъектом и объектом. “Труд создал человека”.
Мышление первобытного человека строилось по другим канонам, где доминируют коллективные нормы. Мышление нельзя заключить в рамки интеллектуального. Если не было бы мышления дикаря, не было бы мышления гения. Как только начинается работа мышления начинается перестройка психики человека в целом и каждого из ее элементов в отдельности. Сами эмоции становятся опосредованными. Происходит новое качественное мышление – сознание.
Система, внутри которой возникает и развивается сознание – специфический человеческий способ бытия в мире, взаимодействия с миром. Способом может быть практико-преобразовательная –деятельность по отношению к природе, социальной среде, самому человеку, к формам его жизни. Опыт созидания культуры человека и составляет отражение, которое образует человеческое сознание. Возникновение сознания связано с: формированием культуры на основе практической деятельности людей, необходимостью закрепления навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения.
Все эти действия носят социальный характер, то есть основным для общественной природы человека является человеческое сознание.
Сознание и язык
В литературе все еще продолжается дискуссия о природе языка: одни считают ее идеальной, другие, напротив, материальной. В пос¬леднем случае в ткань языка не включают ни значение, ни семанти¬ку. При последовательном проведении подобной линии недолго прий¬ти к умозаключению о возможности существования сознания и мыш¬ления вне и помимо языка. Соответствует ли, однако, подобные взгля¬ды действительному положению дел? Как заметил К. Ясперс, познание окружающего «непосредственно, без языка» было бы возможно, если бы мы оказались способными к чистому осозна¬нию сущности. Тогда язык «стал бы излишним. В действительности же мы в состоянии осмыслить значения, понятия, вещи только тог¬да, когда они связаны со словами и знаками. Правда, мы можем отделить мысли от языка, выражая их другими словами или же на другом языке. Но все же каким-то образом они должны быть закреп¬лены. Язык абсолютно необходим не только затем, чтобы сообщить наши мысли другим, но и для самих себя мы формирует собствен¬ные мысли с помощью языка. Даже если психологически возможен неязыковой момент - лишенное языка, зачаточное движение души, но все равно мысль, только тогда становится ясной, осоз¬нанной и коммуникативной, если она воплотилась в языке» Подобно сознанию и мышлению, язык (не как анатомический орган), по своей сущности, идеален. В самом деле, материальный в ряде случаев язык (таковым являются искусственные системы зна¬ков, используемые для коммуникации человека с техническими ус¬тройствами) нисколько не меняет основополагающего представле¬ния об идеальный сущности языка.
Материальный характер язык имеет до тех пор, пока функциони¬рует в технических или смешанных системах типа «человек-машина» и, в конечном счете, должен быть расшифрован субъектом в идеаль-ных образах. Хорошо известно, что в процессе коммуникации чело¬век реагирует вовсе не на физическую природу «носителя», так как материальная сторона информации ему относительно безразлична. Содержание передаваемого сообщения закодировано только во внеш¬ней форме материала, а не в нем самом. По каналам связи фактичес¬ки передается не мысль, а лишь ее оболочка, материальный носи¬тель информации, и при этом только начальное и конечное звено полного коммуникативного акта непосредственно связано с явлени¬ями духовного порядка и может характеризоваться при помощи ка-тегории идеального.
Представление о материальной сущности языка неизбежно ведет к его отрыву от сознания и мышления. Иначе как можно соединить все эти категории в единую, неразрывную и логически непротиворе¬чивую систему, если сознание и мышление полагаются по своей природе идеальными, а язык, напротив, -в качестве материальной сущности? Сознание, язык и мышление не следует ни отождеств-лять, ни чрезмерно противопоставлять. Между тем подобные мета¬физические крайности достаточно распространены. Взять хотя бы концепции, абсолютизирующие значение языка. Так, многие линг¬висты на протяжении всего XX в. продолжали изучать язык «в самом себе и для себя». Отрыв в той или иной форме языка и мышления друг от друга и от сознания - типичное явление в рамках отечествен¬ной философии. В частности, некоторые специалисты полагают, что сознание присуще лишь человеку, тогда как язык и мышление есть и у животного.
Единство сознания, языка и мышления, обус¬ловлено их единой сущностью, которую обозначают как идеальность существования. Вместе с тем язык и мышление обладают по отноше¬нию к сознанию и друг другу известной самостоятельностью, кото¬рая вытекает из их функциональной спецификации. Специфика языка и мышления как атрибутов сознания заключа¬ется в том, что язык - более устойчивая сторона, мышление - процессуальная и более подвижная его (сознания) сторона. Язык в наиболее общем виде определяют как средство коммуникации, знаковую систему способную передавать информацию и служить формой выражения и закрепления мысли, как орудие мыслительной деятельности. Мышление -это текучий, динамичный, изменчивый способ существования, нередко ломающий устоявшиеся привычные лексические значения.
Язык представляет собой систему знаков. Мысли человека, передаваемые другим людям, пре-вращаются (кодируются) в устные (звуки) или в письменные (сло¬ва, чертежи, различная символика) знаки. Их смысл (значение) из¬вестны людям, знающим тот язык, на котором эти мысли передают¬ся До недавнего времени было широко распространено понимание языка как сугубо речевого и вербального средства общения. Однако в последнее время наметилась позитивная тенденция к расширению термина «язык». С позиции более широкого подхода формы языка многообразны и включают в себя естественные (вербальные и невер¬бальные) и искусственные системы знаков: планы и карты, чертежи и схемы, математическую и другую символику, орудия счисления и т.д. Искусственными являются и языки, используемые для коммуни¬кации человека с техническими системами. Однако ведущую роль среди всех других языковых форм коммуникации и общения играет вербальный речевой язык.
Итак, в отечественной философской литературе господствует мнение о том, что основной функцией языка является коммуника¬тивная. Однако оно нуждается в уточнении, поскольку коммуника¬тивность - чересчур общий признак, который не столько отличает, сколько сближает язык с такими феноменами, как мышление, код или сигнал. Все указанные явления выступают формами общения и нельзя сказать, что одно из них более, а другое менее коммуникативно. Поэтому необходимо вычленить гораздо более специфический признак, характеризующий основное качество именно языка. Таким фундаментальным признаком языка является его способность обеспечить взаимопонимание агентов коммуникации (общения). Процесс языкового общения главной своей целью имеет достижение понимания субъектами друг друга и внешнего мира.

Загрузка...