domvpavlino.ru

Химия на кухне опыты. Химия на кухне. Главные принципы домашнего физика

Слайд 3 Мне очень нравится наблюдать за мамой, когда она готовит на кухне.. Однажды, мама готовила завтрак, я увидела, как она добавляет в тесто для оладьей что-то шипящее и бурлящее. В тот момент мама была похожа на волшебницу, которая готовит волшебный эликсир. Я спросила: «Что это такое и зачем ты это кладешь в тесто?» Мама улыбнулась, и ответила, что кухня это маленькая химическая лаборатория.

Что такое «химия» я читала в энциклопедии. На фотографиях видела разные пробирки, баночки с красивыми жидкостями внутри. Но какая связь между вкусными мамиными оладушками и химическими веществами и превращениями. Это я и решила выяснить, а мама с радостью согласилась мне в этом помочь. Когда мы с мамой задумались обо всех продуктах на кухне, то оказалось, что кухня - это не что иное, как химическая лаборатория. А сами продукты - это химические вещества со своими свойствами и особенностями.

Так родился проект на тему «Химия на кухне» .

Слайд 4 Объектом нашего исследования стали продукты и вещества, которые мама использует для приготовления пищи.

Слайд 5 Предметом является изучение явлений происходящих с веществами и продуктами на кухне.

Слайд 6 Перед собой мы поставили цель : выяснить, чем наша кухня похожа на химическую лабораторию.

Слайд 7 К достижению поставленной цели мы решили идти через решение задач:

1. Узнать что такое химия и химические вещества.

2. Провести химические опыты со съестными продуктами.

3. Доказать, что кухня - это целая химическая лаборатория.

Слайд 8 Гипотеза: 1.Я предположила, что, кухня – химическая лаборатория.

2.Я допустила, что возможно с помощью опытов доказать, что у нас на кухне каждый день происходят занимательные химические опыты.

2.Основное содержание 2.1.Кулинария и химия

1 Химия и вещества

Химия - одна из наук о природе, об изменениях, происходящих в ней. Предметом изучения химии являются вещества, их свойства, превращения и процессы, сопровождающие эти превращения.

Вокруг нас громадное количество полезных и вредных веществ! Например, в природе есть природные вещества, то есть те, которые были созданы без участия человека. Это - вода, кислород, углекислый газ, камень, древесина и другие.

Есть вещества, созданные человеком. Они называются искусственными веществами. Это - пластмасса, резина, стекло и другие.

Да и вредных веществ с каждым годом становится все больше и больше! Вредные вещества - это вещества, которые вызывают болезни и травмы у человека. Например, выхлопные газы от машин и дым от заводских труб, ртуть в градусниках, хлор в чистящих средствах.

Любое вещество бывает либо в чистом виде, либо состоит из смеси чистых веществ. Вследствие химических реакций вещества могут превращаться в новое вещество.

Хотя я еще не изучаю химию в школе, мне уже известен такой распространенный элемент в природе, как вода. Это вещество удивительным образом может иметь три состояния - жидкое, твердое, газообразное.

Именно на кухне я проследила все ее состояния.

Если вскипятить воду, то она превращается в горячий пар - газ.

Если заморозить воду в пластиковой бутылке, как часто делает моя мама, когда готовит «талую воду», то вода превращается в лед. При этом лед занимает больший объем, чем вода. Поэтому, чтобы не лопнула бутылка в морозильной камере, мама наливает воду не до конца, оставляя лишнее место в бутылке. Разобраться с бесчисленными полезными и вредными веществами, узнать их строение, свойства, роль в природе – одна из задач химии. Она нужна всем людям - строителю, фермеру, врачу, домохозяйке и повару.

Химия существует с глубокой древности, со времён древнеегипетских жрецов, но настоящей наукой она стала совсем недавно - не более 200 лет назад. Теоретические основы химии заложили древнегреческие учёные Анаксагор и Демокрит. Создателями современной системы представлений о строении вещества считаются: великий русский учёный М.В. Ломоносов, французский химик А. Лавуазье, английский физик и химик Дж. Дальтон, итальянский физик А. Авогадро.

2 Химические реактивы на кухне

Так как я узнала, что химия - это наука о веществе, то разумно было бы предположить, что на кухне много разных веществ. И при готовке различных блюд наверняка происходят химические реакции.

Интересно, чем же кухня напоминает научную лабораторию?

Раскроем кухонный шкаф. Уксус, пищевая сода, растительное масло, сахар, мука, соль, молоко, крахмал.

Слайд 9-10 Но не тут – то было! Это настоящие химические вещества, с помощью которых на нашем столе появляются вкусные, питательные и полезные блюда. У этих веществ даже есть химические названия.

Например: соль- это хлорид натрия;

Пищевая сода- гидрокарбонат натрия;

Уксус- уксусная кислота;

Сахар- сахароза;

Крахмал- полисахарид,

Молоко- лактоза;

Сплошная химия!

Слайд 11 Настало время провести ряд химических опытов на кухне.

Все опыты я намерена проводить с помощью моей мамы.

2.2. Опыты на кухне

Слайд 12

1 Опыт с уксусом и содой «Вулкан»

Пищевая сода - это гидрокарбонат натрия NaHCO3.

Уксус - это бесцветная жидкость с резко-кислым вкусом ароматом. Он содержит уксусную кислоту.

При их смешивании происходит химическая реакция - выделяется углекислый газ и вода. Это видно из опыта - смесь пузырится и начинает увеличиваться в объеме. Поэтому получается так называемая лава вулкана.

Применение

1. Такое свойство уксуса и соды применяют на кухне очень часто, когда делают выпечку - пироги, булочки и другие блюда из теста. Эту реакцию называет «гашением соды». Когда происходит выделение углекислого газа, он насыщает тесто, и выпечка становится воздушной и пористой.

Самое же главное при использовании соды - тесто сразу же выпекать, так как химическая реакция очень быстро проходит. Гасить соду можно и кисломолочными продуктами (например, кефиром) - если они входят в состав теста, то уксус добавлять необязательно.

2. Похожая химическая реакция применяется для удаления накипи из чайника (например, электрочайника). Накипь - это твердые отложения, которые оседают на стенки чайника и не удаляются при его обычном мытье.

Необходимо вскипятить воду в чайнике и добавить небольшое количество уксуса.

Чайник сразу же надо закрыть, чтобы не надышаться выделяющимся газом.

После этого оставить приблизительно на 2 часа.

При нагреве воды и добавлении уксуса происходит реакция, в результате которой получается газ, вода и соли, которые растворяются в воде. Накипь пропадает.

Чайник необходимо помыть и использовать по назначению в дальнейшем.

Для удаления накипи можно использовать вместо уксуса лимонную кислоту.

Слайд 13

2 Опыт с молоком и красками

Молоко - это жидкость, в которой содержатся различные вещества, в том числе и жир. Моющее средство атакует жир в молоке и происходит химическая реакция между жиром и моющим средством БИОЛАН.

Химическая реакция - это процесс смешивания разных веществ, в результате которого образуются новые вещества, при этом они становятся другого цвета, либо выделится газ, либо выделиться энергия.

В нашем случае выделилась энергия, которая двигает краски.

Описание опыта см. в приложении

Слайд 14

3 Опыт с молочным письмом и нагревом

В молоке содержится вода и другие вещества, такие как белок казеин. Когда мы прогладили лист бумаги утюгом, то мы нагрели молоко до температуры +100 °С. После этого вода испарилась, а белок казеин поджарился и стал коричневый.

Описание опыта см. в приложении

Слайд 15

4 Опыт с желатином

В химии очень много веществ и явлений, которые можно определить как «обыкновенное чудо». Одним из таких веществ является желатин.

Желатин - это животный клей, получаемый из хрящей, жил и костей телят, поросят и высушенный для длительного хранения. Когда его заливают водой, то он набухает.

Основное вещество, составляющее основу желатина – коллаген. Также в составе продукта имеется белки, крахмал, углеводы, жиры, макро- и микроэлементы, аминокислоты. Желатин полезен, для волос, ногтей, костей и суставов человека.

Сегодня из него изготавливается масса вкусных и полезных блюд – рыбные и мясные заливные, холодцы, желе, кремы, суфле, зефир. Помимо кулинарии желатин применяют в фармацевтике – из него производят капсулы и свечи; в кино- и фотопромышленности – для изготовления фотобумаги и кинопленки; в косметической промышленности – в виде восстанавливающей и полезной добавки в шампунях, масках, бальзамах.

Описание опыта см. в приложении

Слайд 16

5 Опыт с подсолнечным маслом

Подсолнечное масло - это масло из семян подсолнечника. Его часто используют на кухне для жарки, заправки салатов, выпечки.

У него интересные свойства.

Сначала мы провели опыт с воздушным шариком.

Маленький секрет - прокалывать шарик можно было только в местах его не сильного натяжения, то есть там, где он был помягче (на самой верхушке и рядом с узлом). Резина растягивалась, а потом стянулась и с помощью масла воздух уже не пропускала. Шпажку потихоньку толкали и прокручивали, и она без труда вошла между молекулами резины, которые связаны в длинные цепочки.

Данный опыт показал больше физические свойства масла и резины. Слайд 17

Оно не тонет в воде и не смешивается с ней.

Описание опыта см. в приложении

Слайд 18

6 Опыт с крахмалом и йодом

Крахмал - это порошок белого цвета, углевод растений.

Он содержится во многих продуктах, например в картофеле, пшенице, бананах, кукурузе, фасоли и т. д.

Мы провели опыт по выявлению крахмала в продуктах, которые были дома.

Из этого опыта мы выяснили:

Чем больше крахмала в продукте, тем более фиолетовый цвет принимает пятно йода;

Больше всего крахмала находится в муке (и вообще в зерновых продуктах -пшеница, рис, овес, ячмень);

Немного поменьше его в картофеле;

В яблоке мало (он там есть только в неспелом яблоке);

В кабачке нет крахмала.

Так как из зёрен делают муку, то все мучные изделия тоже содержат крахмал: макаронные изделия, хлеб, печенья, торты, пирожные и т.д. и т.п. Эти продукты достаточно вредны при большом их потреблении, увеличивают содержание сахара в организме, от этого человек толстеет.

А вот фрукты и овощи полезны витаминами и отсутствием крахмала.

Когда мы капнули йод на крахмал, то возникла химическая реакция, и произошло окрашивание.

Описание опыта см. в приложении

Слайд 19

7 Опыт с крахмалом «тайное письмо»

Проведем еще один опыт с крахмалом - «тайное письмо», чем-то похожий на опыт с молочным письмом.

Мало того, оказалось, что помимо рисунка посинела и сама бумага. Этот неожиданный опыт доказал, что в бумаге тоже содержится крахмал!

Описание опыта см. в приложении

Слайд 20

8 Опыт с брожением капусты

Наша семья очень любит квашеную капусту. Её применяют в супах, салате и просто как отдельное блюдо. Мы любим, делать ее сами, а не покупать в магазине.

Оказывается, в процессе заквашивания капусты происходит тоже химическая реакция. В процессе данного опыта выяснилось, что квашение капусты - это сложный процесс, состоящий из трех периодов.

Первый период: из-за соли капуста выделяет соль и происходит размножение молочнокислых бактерий.

Второй период: молочно-кислые бактерии перерабатывают капустный сок и появляется 0молочная кислота (это главный период брожения).

Применяются пекарские дрожжи - свежие и сухие (в виде порошка). Хранят их в холодильнике. При попадании в специальную среду - вода, мука, сахар - дрожжи начинают увеличиваться в размерах. И тесто, которое делается на их основе, увеличивается и становится воздушным и вкусным.

Мы решили провести опыт получения теста с помощью дрожжей.

Но когда начали изучать вред и пользу дрожжей, то обнаружили, что дрожжи, которые мы покупаем в магазине, приносят большой вред. Под дрожжами понимаются 0"дрожжи хлебопекарные прессованные" ГОСТ 171-81.

Согласно этому документу для производства хлебопекарных дрожжей используется много веществ, большинство которых никак не назовешь пищевым, они очень вредны для здоровья.

Особенно поразило, что для получения дрожжей используют удобрение для сельского хозяйства, известь хлорная, моющее жидкое средство "Прогресс", соляная кислота и многое другое.

Эта химическая смесь для изготовления дрожжей начала применяться со времён Советской власти, когда нужно было всех быстро накормить (видимо, во время голода). Тогда о здоровом питании не принято было думать. Сейчас ученые пришли к выводу о том, что дрожжевой хлеб является причиной возникновения рака.

Это нас так напугало, что мы решили опыт с магазинными дрожжами, заменить на опыт получения натуральной закваски без дрожжей, получить полезный для здоровья бездрожжевой ржаной (черный) хлеб. Слайд 22

Значит моя гипотеза подтвердилась- кухня- химическая лаборатория. .

Чтобы овладеть всеми тонкостями искусства приготовления пищи, надо знать очень многое. Настоящий кулинар должен быть человеком, образованным в области химии, биологии, биохимии, физиологии питания.

В процессе данного проекта у нас получилось выполнить поставленные задачи. Мы узнали - что такое химия и химические вещества, провели химические опыты с разными продуктами. Тем самым мы доказали, что кухня - это целая химическая лаборатория.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Исследовательская работа

« Занимательная химия на кухне»

Выполнила:

ученица 4 «а» класса

Щетинина Дарья

Руководитель:

Ивашова Татьяна Васильевна,

учитель начальных классов

г.Печора

2017 г.

1.Введение ………………………………………………………………..стр.3

2. Теоретическая часть

2.1. Что такое химия ……………………………………………..стр.4

2.2. Химические вещества на кухне…………………………….стр.4

3. Практическая часть

3.1 Изучение общественного мнения…………………………….стр.5

3.2. Опыты на кухне……………………………………………….стр.5-7

4. Заключительная часть ……………………………………………….стр.8

5. Использованные источники ………………………………………. стр.9

1. Введение

Моя мама - химик. Это удивительная профессия! Я часто бываю у неё в кабинете и каждый раз удивляюсь, как смело, интересно мама проводит разные опыты, как настоящая волшебница, превращает одни вещества в другие. И всё это без волшебной палочки и волшебных заклинаний. Каждый раз меня это завораживает. Химия – это наука «настоящего волшебства».

Нравится наблюдать за мамой и дома, когда она на кухне. Заметила, что она добавляет в тесто для блинчиков что-то шипящее и бурлящее. На вопрос: «Что это такое и зачем это надо класть в тесто?» мама улыбнулась и ответила, что кухня - это маленькая химическая лаборатория.

О химии я уже имела какое-то представление, видела разные пробирки, баночки с красивыми жидкостями внутри. Но какая связь между вкусными мамиными блинами и химическими веществами и превращениями? Это я и решила выяснить, а мама с радостью согласилась мне в этом помочь. Когда мы с мамой задумались обо всех продуктах на кухне, то оказалось, что кухня - это не что иное, как химическая лаборатория. А сами продукты - это химические вещества со своими свойствами и особенностями. Так родилась идея исследования - провести собственные опыты на кухне.

Объект исследования - продукты и вещества, которые используются для приготовления пищи.

Предметом является изучение явлений, происходящих с веществами и продуктами на кухне.

Цель : доказать, что на кухне можно проводить химические опыты.

З адачи:

1. Расширить знания о химии, изучив литературу

2. Провести на кухне химические опыты с продуктами.

3. Доказать, что кухня - это целая химическая лаборатория.

Гипотеза: предположила, что у нас на кухне можно проводить занимательные опыты.

2. Теоретическая часть

2.1. Что такое химия?

Химия наука удивительная. Как только человек появляется на белый свет, он попадает в мир химических веществ. Первый вздох, и вот уже в лёгких смесь газов, первый глоток материнского молока - и белок начинает работать в организме малыша.

Наш организм – «химический реактор», ведь он превращает одни вещества в другие и при этом выделяет энергию для жизни. Разобраться с бесчисленными полезными и вредными веществами, узнать их строение, свойства, роль в природе – одна из задач химии. Она нужна и строителю, и фермеру, и врачу, и домохозяйке, и повару. Так что же такое химия?

Химия - одна из наук о природе, об изменениях, происходящих в ней.

В словаре С. Ожегова сказано, что предметом изучения химии являются вещества, их свойства, превращения и процессы, сопровождающие эти превращения.

Вокруг нас громадное количество полезных и вредных веществ! В природе есть природные вещества, которые были созданы без участия человека. Это - вода, кислород, углекислый газ, камень, древесина и другие.

Есть вещества, созданные человеком. Они называются искусственными веществами. Это - пластмасса, резина, стекло и другие. Кроме полезных, есть вредные вещества, которых с каждым годом становится все больше и больше! Вредные вещества - это вещества, которые вызывают болезни и травмы у человека. Например, выхлопные газы от машин и дым от заводских труб, ртуть в градусниках, хлор в чистящих средствах.

Любое вещество бывает либо в чистом виде, либо состоит из смеси чистых веществ. Вследствие химических реакций вещества могут превращаться в новое вещество.

Химия существует с глубокой древности, но настоящей наукой она стала совсем недавно - не более 200 лет назад. Теоретические основы химии заложили древнегреческие учёные Анаксагор и Демокрит. Создателями современной системы представлений о строении вещества считаются: великий русский учёный М.В. Ломоносов, французский химик А. Лавуазье, английский физик и химик Дж. Дальтон, итальянский физик А. Авогадро.

2.2. Химические вещества на кухне

Интересно, чем же кухня напоминает научную лабораторию?

Раскроем кухонный шкаф. Уксус, пищевая сода, растительное масло, сахар, мука, соль, молоко, крахмал, мясо.Ничего химического, скажете вы, здесь нет. Обычные продукты питания. Но не тут – то было! Это настоящие химические вещества, с помощью которых на нашем столе появляются вкусные, питательные и полезные блюда. Мама сказала, что у этих веществ даже есть химические названия.

Например: соль- это хлорид натрия

пищевая сода- гидрокарбонат натрия;

уксус- уксусная кислота;

сахар- сахароза;

крахмал- полисахарид,

молоко- лактоза;

мясо- белки и жиры

3. Практическая часть

3.1 Изучение общественного мнения

Мы составили анкету и изучили мнение учащихся (24 человека)

Вопросы

Варианты ответов

Что изучает химия?

Знаю-9

Не знаю-15

Знаете ли вы химические вещества?

Да-7

Нет-17

Можно ли дома проводить химические опыты?

Да-10

Нет-14

Хотели бы дома провести опыты?

Да-17

Нет-7


Результаты: ребята мало знают о химии и химических веществах, почти у всех есть большое желание проводить опыты в домашних условиях! (17 человек из 24).

3.2. Опыты на кухне.

Опыт №1 «Яйцо -подводная лодка»

Понадобится: литровая банка с обычной водой, пищевая соль, в качестве «подводной лодки» - обычное яйцо.

Ход действий : Налить полбанки воды и опустить в неё яйцо. Видим, что яйцо утонуло. Всыпать в банку стакан соли и тщательно размешать. Результат - яйцо всплыло, как подводная лодка. Солёная вода помогает держаться на поверхности. И поэтому в море плавать гораздо легче, чем в реке. А в Мёртвом море и вовсе утонуть невозможно из-за того, что вода там необыкновенно солёная.

Вывод: яйцо тяжелее обычной воды, но легче солёной., поэтому не тонет.

Опыт №2- « Весёлые пузыри»

Понадобится: стакан или небольшая баночка, лимон, пищевая сода.

Ход действий:
На дно стакана или небольшой баночки насыпать пищевую соду. Разрезать лимон, выдавить лимонный сок. Добавить лимонный сок в стакан с содой. И что же мы видим? появились пузырьки на дне стакана.

Вывод: кислота, соединяясь с содой, выделяет углекислый газ , тот самый, который мы выдыхаем. А если уксуса и соды взять побольше, то газом можно надуть даже воздушный шарик!

Опыт №3- «Сортировка»

Нам понадобится: Бумажное полотенце, поваренная соль - 1 ч.л. молотый перец - 1 ч. л., воздушный шарик.

Ход действий : тщательно перемешать ложкой соль и перец. Надуть шарик, завязать и потереть им о шерстяную ткань или голову. Поднести шарик поближе к смеси соли и перца. Что мы видим? Перец прилип к шарику, а соль осталась на столе.

Вывод: При помощи шарика можно сортировать рассыпанные вещества.

О
пыт №4-«
Лимон-волшебник»

Понадобятся: два стакана, два пакетика чая, лимон, кипяток.

Ход действий: Нужно заварить в 2 стаканах чай, чтобы был одинаковый цвет. В один из стаканов добавить кусок лимона. И что же мы видим? Чай на глазах посветлел!

Вывод: лимон- настоящий волшебник- отбеливатель!

Опыт № 5 «Секретное письмо»

Понадобятся: маленькая ёмкость, молоко, лист чистой бумаги, кисточка, утюг.

Х
од действий:
Наливаем молоко в емкость. Берём лист бумаги и кисточку. Смачиваем кисточку в молоке и пишем на бумаге «молочными чернилами». Получились невидимые надписи. Через 10 минут проглаживаем лист бумаги с молочными записями. В результате секрет письма раскрылся! Увидели надпись- «ХИМИЯ» Почему? В молоке содержится вода и другие вещества, такие как белок казеин. Когда мы прогладили лист бумаги утюгом, то мы нагрели молоко до температуры +100 °С. После этого вода испарилась, а белок казеин поджарился и стал коричневый.

Вывод: молоко может быть секретной краской! И им можно писать!

Опыт № 6 « Чудотворное масло».

Понадобятся: воздушный шарик, подсолнечное масло, шпажка

Х
од действий:
Надуваем воздушный шарик, берём узкую деревянную палочку и смачиваем ее полностью в подсолнечном масле. Потихоньку проткнём шарик насквозь этой палочкой. Масло растеклось по краям отверстия в воздушном шаре и не пропускало воздух наружу, поэтому шарик не сдулся.

Вывод: Благодаря маслу, шарик не лопнул!

Опыт № 7 «Седой шоколад»

Понадобятся: стакан с водой, плитка шоколада, ложка

Ход действий: Нанести ложкой воду на шоколад, завернуть шоколад в фольгу и поместить в холодильник (не в морозильное отделение! ). Через 1-2 недели достать шоколад.

На поверхности шоколада появился белый налет - шоколад «поседел». Это выступили кристаллики сахарозы, так как вода их притягивает.

Вывод: Шоколад из-за воды может «поседеть»

Опыт № 8 «Пепси-кола - людоед»

П
онадобятся:
пустой стакан, пепси – кола, кусок сырого мяса

Ход действий: Налить в стакан пепси – колу, добавьте в него кусок сырого мяса и оставить на несколько дней. Кусок мяса растворился, а в стакане появился неприятный осадок.

Вывод: пепси-кола способна растворять даже кусочки мяса!

Опыт № 9 « Желанный желатин»

Желатин - это животный клей, получаемый из хрящей, жил и костей телят, поросят и высушенный для длительного хранения. Когда его заливают водой, то он набухает.

Понадобятся: пищевой желатин, вода, ёмкости, формочка для желе

1. В ёмкость высыпать желатин и налить стакан тёплой кипяченой воды, оставить на 30 минут.

2. Набухший желатин размешали ложкой и вылили в кастрюльку.

3. Подогрели на плите, помешивая ложкой. Желатин растворился и получился «волшебный» раствор.

4. Залили в формочку. Дали остыть.

5. После этого поставили в холодильник до застывания.

6. Вынули из формочек и получилось красивое желе

Вывод: при помощи желатина можно получить съедобные фигурки!

Опыт № 10 « Цветные пузырьки»

Понадобятся: подсолнечное масло, вода, гуашь, стакан, шприц

Ход действия:

1. Налить в прозрачный стакан масло.

2. С помощью шприца накапать в масло воду, подкрашенную зеленой гуашью. В масле оказались капельки зеленой воды, которые не смешивались с маслом, а просто плавали в стакане.

4
. Опустить в масло таблетку шипучки.

Вывод: Это был один из самых красивых опытов! Пузырьки углекислого газа стали шевелить «шарики» зеленой воды и поднимать их наверх! Просто красота!

4. Заключение

Изучив литературу, проделав опыты, мы убедились в том, что многие процессы, происходящие на нашей кухне – химические явления.

Значит, моя гипотеза подтвердилась - на кухне можно проводить опыты!

Поставленные задачи выполнены: узнали - что такое химия и химические вещества, провели химические опыты с продуктами. Тем самым мы доказали, что кухня - это целая химическая лаборатория.

5. Использованные источники

1.Передача «НЕОкухня» на канале «Карусель».

2.www.alhimik.ru/teleclass/azbuka/1gl.shtml - электронная версия химической азбуки из газеты "Химия" издательского дома "Первое сентября".

3.Н.М. Зубкова "Научные ответы на детские "почему". Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет". Издательство Речь 2013г.

4.Ольгин О. Давайте похимичим!: Занимательные опыты по химии/ Ил. Е. Андреевой. – М.: Дет. Лит., 2002. – 175 с.: ил. – (Знай и умей!).

Показывать химические эксперименты и рассказывать о мире органическое и неорганической химии ребенку можно во приготовления обеда. В книге Елены Качур «Увлекательная химия» представлены необычные и в то же время простые опыты с «домашними реагентами»: содой, лимонной кислотой, солью. Главными персонажами книги выступают Чевостик и дядя Кузя.

Кислоты

Сейчас мы проведём одну очень интересную химическую реакцию. Для неё нам понадобится сок лимона и немного пищевой соды. Она есть на кухне у любой хозяйки. Мы нальём в прозрачный стакан чистую воду. Добавим в неё щепотку соды. Хорошенько размешаем.
- Белый порошок соды растворился, в стакане снова прозрачная вода.
- Не вода, а раствор соды. Добавим к нему лимонный сок...
- Ой! Жидкость в стакане забурлила, со дна поднимаются прозрачные пузырьки какого-то газа.

Химия_2.png

Его формула CO2. С - сокращённое название элемента углерода. О - кислород.
- А «два» означает, что рядом с каждым атомом углерода есть целых два атома кислорода.
- Ай да Чевостик! Правильно!
- Дядя Кузя, а что это за элемент углерод?
- Ещё один твой хороший знакомый. Из этого элемента состоит уголь. Графит - тёмно-серая серединка простого карандаша. И самый твёрдый камень на Земле - алмаз. Но вернёмся к нашему газу. У него есть название - углекислый газ.

uvlekatelnaya_himiya_3d_800.jpg

Ой, да я же про него знаю! Мы вдыхаем кислород, а этот самый углекислый газ выдыхаем. Ты про это рассказывал, когда мы в путешествии узнавали, как устроен человек.
- Совершенно верно. А химические реакции, при которых выделяется этот газ, используют многие мамы и бабушки, когда готовят вкусные пирожки, блинчики и оладьи.

Химия_3.png

Углерод встречается в самых разных формах и видах. Немного углерода есть и в человеке!
- А зачем в этих вкусностях газ, да ещё углекислый?
- Он помогает хозяйкам сделать тесто пышным, воздушным. Они добавляют в него специальный порошок для печения или пищевую соду с чем-то кислым, и в тесте начинает идти реакция, похожая на ту, что мы только что наблюдали.
- Пузырьки газа остаются в тесте, и блинчики получаются кружевными! Какой полезный газ. Только у нас в стакане их почти не осталось.
- Химическая реакция закончилась. Вся сода и лимонная кислота прореагировали.

Химия_4.png

Дядя Кузя, а почему ты лимонный сок назвал кислотой? Потому что он кислый?
- Наоборот, это кислоты получили своё название из-за кислого вкуса. Кислоты - это название группы химических веществ. Некоторые кислоты мы буквально знаем на вкус: это щавелевая, яблочная, лимонная, молочная, уксусная кислоты. Всем известный и полезный витамин C - тоже кислота. Аскорбиновая.
- Теперь я буду знать, почему щавель и яблочки - кислые. Из-за кислот!
- Но большинство кислот никакого отношения к еде не имеют. И пробовать их нельзя ни в коем случае: многие кислоты очень жгучие, а некоторые ядовиты.
- А зачем химикам изучать такие вредные вещества?
- Кислоты вовсе не вредные, они приносят большую пользу. Например, серная кислота необходима для получения удобрений, без которых не вырастить хороший урожай. Без неё не сделать бумагу, краски, ткани, обувь, лекарства. У других кислот тоже много работы. У нас в желудке есть соляная кислота, её формула HCl. Эта кислота помогает нам переваривать пищу.
- Удивительные вещества эти кислоты. А какие ещё бывают группы веществ?

Об оксидах мы уже говорили. Кроме кислот и оксидов есть щёлочи. Они, как и кислоты, едкие, их нельзя пробовать и трогать, чтобы не обжечься.
- Но из них наверняка тоже получается что-то очень нужное.
- Например, моющие средства и мыло, которыми мы пользуемся каждый день. А теперь я хочу рассказать, как с помощью химии усмирить жгучую кислоту и едкую щёлочь. Для этого их нужно… смешать.

Химия_5.png

Да разве так они не станут в два раза опасней?
- Наоборот! Они превратятся в раствор соли. Дело в том, что в любой кислоте обязательно есть атом водорода. А в каждой щёлочи есть неразлучная пара: атом кислорода с атомом водорода. Если смешать кислоту и щёлочь, водород из кислоты соединится с кислородом-водородом из щёлочи. И получится знакомая нам компания - два атома водорода и один кислорода.
- Да это же H2О! Вода! И она совсем не жгучая!

Химия_6.png

Оставшиеся атомы кислоты и щёлочи тоже соединяются, и получается какая-нибудь соль. Соли -название ещё одной группы химических веществ.
- Я это запомню. Дядя Кузя, а теперь давай проделаем следующие химические реакции. Мне это занятие очень понравилось.
- Тогда предлагаю разобраться, где рядом с нами есть кислоты и щёлочи.
- А как мы это сделаем? Если кислоты нельзя брать в рот, а щёлочи лучше не трогать?
- Опасные кислоты и щёлочи у нас дома вряд ли водятся. А разобраться с теми, что имеются, нам поможет капуста. Правда, не обычная, а краснокочанная.
- Я её знаю, у неё листья красивого фиолетового цвета. Но как она поможет отличить кислоту от щёлочи, мне совершенно непонятно.
- Сейчас всё станет ясно. Для начала нам нужно выжать из капусты сок. Включаем соковыжималку... Готово!
- Получился сок тёмно-фиолето вого цвета.
- Теперь нальём в стакан воду, добавим к ней лимонный сок, а потом прильём немного сока краснокочанной капусты.
- Ах! Фиолетовый капустный сок перекрасился! Он стал красным!
- Продолжим наши исследования. В другом стакане разведём в воде немного мыла. Как ты думаешь, Чевостик, если добавить к мыльной воде капустный сок, какой цвет получится?
- Красный? Или фиолетовый?

Наши действия:


Рисунок 3

Рисунок 4

Наши действия:

1. Налили молоко в емкость.


Рисунок 4



Рисунок 5 Рисунок 6

Наши действия:

1. Надули воздушный шарик.

Рисунок 10

Рисунок 11

1 опыт.

Наши действия:

Рисунок 14

Рисунок 15

Наши действия:


Рисунок 16 Рисунок 17


Рисунок 18 Рисунок 19

Рисунок 20 Рисунок 21

Просмотр содержимого документа
«Химия на кухне»

Оренбургская область

Оренбургский район

с.Черноречье

1.Введение ……………………………………………………………………… 3

2. Основная часть ……………………………………………………… 4

2.1 Кулинария и химия………………………………………………………. 4

1.Химия и вещества …………………………………………………………. 4

2.Химические реактивы на кухне …………………………………………. 5

2.2. Опыты на кухне…………………………………………………………. 6

1.Опыт с уксусом и содой…………………………………………………… 6

2.Опыт с молоком и красками……………………………………………….. 6

3.опыт с молочным письмом и нагревом…………………………………… 6

4.Опыт с подсолнечным маслом…………………………………………….6-7

5.Пластмасса из молока……………………………………………………… 7

3.Заключение…………………………………………………………………. 8

4. Список литературы………………………………………………………. 9

5. Приложение ……………………………………………………………….10-12

1. Введение

Мне очень нравится помогать и наблюдать за мамой, когда она готовит на кухне. Однажды, мама готовила завтрак, я увидела, как она добавляет в тесто для оладьей что-то шипящее и бурлящее. В тот момент мама была похожа на волшебницу. Я спросила: «Что это такое и зачем ты это кладешь в тесто?» Мама улыбнулась, и ответила, что кухня это маленькая химическая лаборатория.

Что такое «химия» я читала в энциклопедии. На фотографиях видела разные пробирки, баночки. Но какая связь между вкусными оладушками и химическими веществами и превращениями. Это я и решила выяснить, а мама с радостью согласилась мне в этом помочь. Когда мы с мамой задумались продуктах на кухне, то оказалось, что кухня - это не что иное, как химическая лаборатория. А сами продукты - это химические вещества.

Так родился проект на тему «Химия на кухне» .

Объектом нашего исследования стали продукты и вещества, которые мама использует для приготовления пищи.

Предметом является

Перед собой мы поставили цель

К достижению поставленной цели мы решили идти через решение задач:

1. Узнать что такое химия и химические вещества.

Гипотеза: 1.Я предположила, что, кухня – химическая лаборатория.

2.Я допустила, что возможно с помощью опытов доказать, что у нас на кухне каждый день происходят занимательные химические опыты.

2.Основная часть 2.1.Кулинария и химия

1 Химия и вещества

Химия - одна из наук о природе, об изменениях, происходящих в ней. Предметом изучения химии являются вещества, их свойства, превращения и процессы, сопровождающие эти превращения.

Вокруг нас громадное количество полезных и вредных веществ! Например, в природе есть природные вещества, то есть те, которые были созданы без участия человека. Это - вода, кислород, углекислый газ, камень, древесина и другие.

Хотя я еще не изучаю химию в школе, мне уже известен такой распространенный элемент в природе, как вода. Это вещество удивительным образом может иметь три состояния - жидкое, твердое, газообразное.

Именно на кухне я проследила все ее состояния.

Если вскипятить воду, то она превращается в горячий пар - газ.

Если заморозить воду в морозильной камере, то вода превращается в лед. При этом лед занимает больший объем, чем вода. Поэтому, чтобы не лопнула бутылка в морозильной камере, мама наливает воду не до конца, оставляя лишнее место в бутылке. Разобраться с бесчисленными полезными и вредными веществами, узнать их строение, свойства, роль в природе – одна из задач химии. Она нужна всем людям - строителю, фермеру, врачу, домохозяйке и повару.

Химия существует с глубокой древности, но настоящей наукой она стала совсем недавно - не более 200 лет назад. Теоретические основы химии заложили древнегреческие учёные Анаксагор и Демокрит. Создателями современной системы представлений о строении вещества считаются: великий русский учёный М.В. Ломоносов, французский химик А. Лавуазье, английский физик и химик Дж. Дальтон, итальянский физик А. Авогадро.

2 Химические реактивы на кухне

Так как я узнала, что химия - это наука о веществе, то разумно было бы предположить, что на кухне много разных веществ. И при готовке различных блюд наверняка происходят химические реакции.

Интересно, чем же кухня напоминает научную лабораторию?

Раскроем кухонный шкаф. Уксус, пищевая сода, растительное масло, сахар, мука, соль, молоко, крахмал.

Ничего химического, скажите вы, здесь нет. Обычные продукты питания.

Но не тут – то было! Это настоящие химические вещества, с помощью которых на нашем столе появляются вкусные, питательные и полезные блюда. У этих веществ даже есть химические названия.

уксус- уксусная кислота;

сахар- сахароза;

крахмал- полисахарид,

молоко- лактоза;

Сплошная химия!

Настало время провести ряд химических опытов на кухне.

Все опыты я намерена проводить с помощью моей мамы.

2.2. Опыты на кухне

1 Опыт с уксусом и содой «Вулкан»

Пищевая сода - это гидрокарбонат натрия NaHCO3.

Уксус - это бесцветная жидкость с резко-кислым вкусом ароматом. Он содержит уксусную кислоту.

При их смешивании происходит химическая реакция - выделяется углекислый газ и вода. Это видно из опыта - смесь пузырится и начинает увеличиваться в объеме. Поэтому получается так называемая лава вулкана.

Применение

1. Такое свойство уксуса и соды применяют на кухне очень часто, когда делают выпечку - пироги, булочки и другие блюда из теста. Эту реакцию называет «гашением соды». Когда происходит выделение углекислого газа, он насыщает тесто, и выпечка становится воздушной и пористой.

Самое же главное при использовании соды - тесто сразу же выпекать, так как химическая реакция очень быстро проходит. Гасить соду можно и кисломолочными продуктами (например, кефиром) - если они входят в состав теста, то уксус добавлять необязательно.

Молоко - это жидкость, в которой содержатся различные вещества, в том числе и жир. Моющее средство атакует жир в молоке и происходит химическая реакция между жиром и моющим средством БИОЛАН.

Химическая реакция - это процесс смешивания разных веществ, в результате которого образуются новые вещества, при этом они становятся другого цвета, либо выделится газ, либо выделиться энергия.

В нашем случае выделилась энергия, которая двигает краски. (Описание опыта см. в приложении)

В молоке содержится вода и другие вещества, такие как белок казеин. Когда мы прогладили лист бумаги утюгом, то мы нагрели молоко до температуры +100 °С. После этого вода испарилась, а белок казеин поджарился и стал коричневый. Описание опыта см. в приложении

4 Опыт с подсолнечным маслом

Подсолнечное масло - это масло из семян подсолнечника. Его часто используют на кухне для жарки, заправки салатов, выпечки.

У него интересные свойства.

Сначала мы провели опыт с воздушным шариком.

Этот опыт показал, что масло растеклось по краям отверстия в воздушном шаре и не пропускало воздух наружу, поэтому шарик не сдулся.

Маленький секрет - прокалывать шарик можно было только в местах его не сильного натяжения, то есть там, где он был помягче (на самой верхушке и рядом с узлом). Резина растягивалась, а потом стянулась и с помощью масла воздух уже не пропускала. Шпажку потихоньку толкали и прокручивали, и она без труда вошла между молекулами резины, которые связаны в длинные цепочки. Данный опыт показал больше физические свойства масла и резины.

Оно не тонет в воде и не смешивается с ней. Описание опыта см. в приложении

5 Опыт получение пластмассы из молока

Пластмасса состоит из длинных молекул, что и придаёт ей гибкость. В молоке содержится белок казеин, его длинные молекулы пригодны для производства пластмассы. Описание опыта см. в приложении

4. Заключение

Изучив литературу, проделав опыты, мы убедились в том, что многие процессы, происходящие на нашей кухне – химические явления.

Значит моя гипотеза подтвердилась - кухня- химическая лаборатория.

5 Литература

1.Передача «НЕОкухня» на канале «Карусель», режиссер Александр Дашко.

2.www.alhimik.ru/teleclass/azbuka/1gl.shtml - электронная версия химической азбуки из газеты "Химия" издательского дома "Первое сентября".

3.Н.М. Зубкова "Научные ответы на детские "почему". Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет". Издательство Речь 2013г.

4.Ольгин О. Давайте похимичим!: Занимательные опыты по химии/ Ил. Е. Андреевой. – М.: Дет. Лит., 2002. – 175 с.: ил. – (Знай и умей!).

Приложение

1. Опыт с уксусом и содой «Вулкан».

Наши действия:

1. Отрезали горлышко от пластиковой бутылки - это основа вулкана.

2. Снизу горлышка налепили пластилин и поставили на большую тарелку.

3. Насыпали внутрь бутылки 2 ст. л соды и добавили красную краску для красоты вулкана.

4. Пока вулкан спит (рисунок 1).

5. Налили сверху в горлышко бутылки воду, смешанную с уксусом в пропорции 4:1 (4 части воды и 1 часть уксуса).

6. Началась химическая реакция между содой и уксусом. Вулкан стал извергаться красной лавой (рисунок 2).



Рисунок 1

Рисунок 2

Наши действия:

3. Взяли ватную палочку и намочили ее в средстве для мытья посуды.

4. Опустили эту ватную палочку в емкость с молоком и красками (рисунок 3).

5. В результате краски «убежали» от ватной палочки в стороны. Пока держишь палочку в молоке, краски постоянно расплываются от нее в разные стороны, получаются очень красивые завихрения и узоры (рисунок 4)


Рисунок 3

Рисунок 4

Наши действия:

1. Налили молоко в емкость.

2. Взяли лист бумаги и кисточку.

3.Намочили кисточку в молоке и начали писать на бумаге «молочными чернилами»(рисунок 4)

4. Получилось невидимые надписи на бумаге.

5. Дали высохнуть молоку 10 минут.

6. Прогладили лист бумаги с молочными записями утюгом. (рисунок 5)

7. В результате проявилась фраза коричневого цвета. В нашем случае - «Химия на кухне » (рисунок 6).


Рисунок 4



Рисунок 5 Рисунок 6

Наши действия:

1. Надули воздушный шарик.

2. Взяли длинную узкую деревянную палочку (шпажку) и смочили ее полностью в подсолнечном масле (рисунок 10).

3. Потихоньку проткнули шарик насквозь этой палочкой. Шарик не лопнул! (рисунок 11)

Рисунок 10

Рисунок 11

1 опыт.

Наши действия:

1. Налили в прозрачный стакан масло.

2. С помощью шприца накапали в масло воду, подкрашенную зеленой гуашью.

3. В масле оказались капельки зеленой воды, которые не смешивались с маслом а просто плавали в стакане (рисунок 14).

4. Опустили в масло таблетку шипучки и началась реакция выделения углекислого газа, пузырьки которого стали шевелить «шарики» зеленой воды и поднимать их наверх (рисунок 15).

Это был один из самых красивых опытов проекта!

Рисунок 14

Рисунок 15

5.Опыт получения пластмассы из молока.

Для опыта нам понадобится: молоко, уксус, маленькая кастрюлька, формочка.

Наши действия:

1.Нагреваем молоко в кастрюльке так, чтобы оно было тёплым, но не кипело и не пенилось(рисунок 16).

2.Снимаем с плиты и добавляем несколько капель уксуса(рис. 17).

3. Получившаяся масса похожа на жидкую резину(рис. 18).

4.Эту массу аккуратно промываем под струёй воды (рис. 19).

5. Заливаем её в формочки. (рис. 20) Ждём три дня.

6. Пластмасса готова (рис. 21).



Рисунок 16 Рисунок 17

Р

исунок 18 Рисунок 19

Рисунок 20 Рисунок 21

Просмотр содержимого документа
«ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ »

Оренбургская область

Оренбургский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чернореченская средняя общеобразовательная школа имени кавалера ордена Красной Звезды Гонышева А.И.»

с.Черноречье

Просмотр содержимого документа
«защита »

Здравствуйте! Я, Плотникова Дарья, ученица 3 класса «Школы имени Гонышева Александра Ивановича»

Разрешите представить мою исследовательскую работу «Химия на кухне».

Мне очень нравится помогать и наблюдать за мамой, когда она готовит на кухне. Однажды, мама готовила завтрак, я увидела, как она добавляет в тесто для оладьей что-то шипящее и бурлящее. В тот момент мама была похожа на волшебницу. Я спросила: «Что это такое и зачем ты это кладешь в тесто?» Мама улыбнулась, и ответила, что кухня это маленькая химическая лаборатория. Это я и решила выяснить, а мама с радостью согласилась мне в этом помочь. Когда мы с мамой задумались обо всех продуктах на кухне, то оказалось, что кухня - это не что иное, как химическая лаборатория. А сами продукты - это химические вещества со своими свойствами и особенностями.

Так родился проект на тему «Химия на кухне» .

Объектом исследования стали продукты и вещества, которые мама использует для приготовления пищи.

Предметом является изучение явлений происходящих с веществами и продуктами на кухне.

Цель исследования : выяснить, чем наша кухня похожа на химическую лабораторию.

Для достижения цели предполагалось решить следующие задачи:

Узнать что такое химия и химические вещества.

Провести химические опыты со съестными продуктами.

Доказать, что кухня - это целая химическая лаборатория

Гипотеза: 1.Мы предположили, что, кухня – химическая лаборатория, что с помощью опытов можно доказать, что у нас на кухне каждый день происходят занимательные химические опыты.

Попробуем доказать её.

Вокруг нас громадное количество полезных и вредных веществ! Например, в природе есть природные вещества, которые были созданы без участия человека. Это - вода, кислород, углекислый газ, камень и другие.

Есть вещества, созданные человеком. Они называются искусственными веществами. Это - пластмасса, резина, стекло и другие.

Любое вещество бывает либо в чистом виде, либо состоит из смеси чистых веществ. Вследствие химических реакций вещества могут превращаться в новое вещество.

Я еще не изучаю химию, но уже могу сказать, что вода бывает в трех состояниях.

Именно на кухне я проследила это. Если вскипятить воду, то она превращается в горячий пар - газ. Если заморозить воду в морозильной камере, то вода превращается в лед. Разобраться с полезными и вредными веществами, узнать их строение, свойства, роль в природе – одна из задач химии.

Так как я узнала, что химия – это наука о веществе, то разумно было бы предположить, что на кухне много разных веществ. И при готовке различных блюд наверняка происходят химические реакции. Интересно, чем же кухня напоминает научную лабораторию?

Раскроем кухонный шкаф. Уксус, пищевая сода, растительное масло, сахар, мука, соль, молоко, крахмал.

Ничего химического , скажите вы, здесь нет. Обычные продукты питания.

Но не тут – то было ! Это настоящие химические вещества, с помощью которых на нашем столе появляются вкусные, питательные и полезные блюда. У этих веществ даже есть химические названия.

Например: соль- это хлорид натрия;

пищевая сода- гидрокарбонат натрия;

уксус- уксусная кислота;

сахар- сахароза;

крахмал- полисахарид,

молоко- лактоза.

Сплошная химия!

Настало время провести ряд химических опытов на кухне.

В проведении опытов мне помогала мама.

Опыт с уксусом и содой «Вулкан».

Насыпали внутрь бутылки 2 ст. л соды и добавили красную краску для красоты вулкана. Далее налили сверху в горлышко бутылки воду, смешанную с уксусом в пропорции 4:1 (4 части воды и 1 часть уксуса). Началась химическая реакция между содой и уксусом. Вулкан стал извергаться красной лавой

.

В емкость наливаем молоко. Добавляем три вида красок - красный цвет, синий цвет, зеленый цвет. Получились красивые узоры в молоке. Берем ватную палочку и смачиваем ее в средстве для мытья посуды. Опускаем эту ватную палочку в емкость с молоком и красками. В результате краски «убежали» от ватной палочки в стороны. Пока держим палочку в молоке, краски постоянно расплываются от нее в разные стороны, получаются очень красивые узоры.

Наливаем молоко в емкость. Берём лист бумаги и кисточку. Смачиваем кисточку в молоке и пишем на бумаге «молочными чернилами». Получились невидимые надписи на бумаге. Даём высохнуть молоку 10 минут и проглаживаем лист бумаги с молочными записями утюгом. В результате проявилась фраза коричневого цвета. В нашем случае - «ХИМИЯ НА КУХНЕ»

Опыт с подсолнечным маслом.

Надуваем воздушный шарик и берём длинную узкую деревянную палочку (шпажку), и смачиваем ее полностью в подсолнечном масле. Потихоньку проткнём шарик насквозь этой палочкой. Шарик не лопнул!

Наливаем в прозрачный стакан масло и с помощью шприца накапаем в масло воду, подкрашенную зеленой гуашью. В масле оказались капельки зеленой воды, которые не смешиваются с маслом, а просто плавают в стакане. Опускаем в масло таблетку шипучки, началась реакция выделения углекислого газа, пузырьки которого стали шевелить «шарики» зеленой воды и поднимать их наверх. Это был один из самых красивых опытов проекта!

Опыт получения пластмассы из молока.

Для следующего опыта нам понадобится: молоко, уксус, маленькая кастрюлька, формочка.

Нагреваем молоко в кастрюльке так, чтобы оно было тёплым, но не кипело и не пенилось. Снимаем с плиты и добавляем несколько капель уксуса. Получившаяся масса похожа на жидкую резину. Эту массу аккуратно промываем под струёй воды. Заливаем её в формочки. Ждём три дня. Пластмасса готова.

Изучив литературу, проделав опыты, мы убедились в том, что многие процессы, происходящие на нашей кухне – химические явления.

Значит моя гипотеза подтвердилась –кухня - химическая лаборатория..

Чтобы овладеть всеми тонкостями искусства приготовления пищи, надо знать очень многое. Настоящий кулинар должен быть человеком, образованным в области химии, биологии, биохимии, физиологии питания.

В процессе данного проекта у нас получилось выполнить поставленные задачи. Мы узнали - что такое химия и химические вещества, провели химические опыты с разными продуктами. Тем самым мы доказали, что кухня - это целая химическая лаборатория.

Спасибо за внимание!

Просмотр содержимого презентации
«Плотникова Дарья. представление работы»


Выполнила:

ученица 3 класса

МБОУ «Школа имени Гонышева А.И.»

Плотникова Дарья,

Руководитель работы:

Гонышева Светлана Владимировна

учитель начальных классов



Объект:

продукты и вещества, которые мама использует для приготовления пищи.


Предмет:

изучение явлений происходящих с веществами и продуктами на кухне.


Цель: выяснить, чем наша кухня похожа на химическую лабораторию.


Задачи:

1.Узнать что такое химия и химические вещества.

2. Провести химические опыты со съестными продуктами.

3. Доказать, что кухня - это целая химическая лаборатория.


http://www.o-detstve.ru

Гипотеза:


соль-

хлорид натрия;

уксус-

уксусная кислота

пищевая сода- гидрокарбонат натрия

сахар-

сахароза


У нас на кухне химические реактивы!

крахмал- полисахарид

молоко- лактоза







Опыт с подсолнечным маслом




Вывод: изучив литературу, проделав опыты,

мы убедились в том, что многие процессы,

происходящие на нашей кухне – химические явления.


Гипотеза:

Кухня- химическая лаборатория


Спасибо за внимание!

Налейте вместе с ребенком в глубокий таз воды, добавьте туда две столовых ложки соли, перемешайте, пока соль не растворится. На дно пустого пластикового стакана положите промытую гальку, чтобы он не всплывал, но его края должны быть выше уровня воды в тазу. Сверху натяните пленку, завязав ее вокруг таза. Продавите пленку в центре над стаканчиком и положите в углубление еще один камешек. Поставьте таз на солнце.

Через несколько часов в стакане накопится несоленая, чистая питьевая вода.

Объясняется это просто: вода на солнце начинает испаряться, конденсат оседает на пленке и стекает в пустой стакан. Соль же не испаряется и остается в тазу.

Теперь, когда вы знаете, как добыть пресную воду, можно спокойно ехать на море и не бояться жажды. Воды в море много, и из нее всегда можно получить чистейшую питьевую воду.

Живые дрожжи

Известная русская пословица гласит: «Изба красна не углами, а пирогами». Пироги мы, правда, печь не будем. Хотя, почему и нет? Тем более что дрожжи у нас на кухне есть всегда. Но прежде покажем опыт, а потом можно взяться и за пироги.

Расскажите детям, что дрожжи состоят из крохотных живых организмов, называемых микробами (а это значит, что микробы бывают не только вредные, но и полезные). Питаясь, они выделяют углекислый газ, который, смешиваясь с мукой, сахаром и водой, «поднимает» тесто, делает его пышным и вкусным.

Сухие дрожжи похожи на маленькие безжизненные шарики. Но это лишь до тех пор, пока не оживут миллионы крохотных микробов, которые дремлют в холодном и сухом виде.

Давайте их оживим. Налейте в кувшин две столовых ложки теплой воды, добавьте в нее две чайной ложки дрожжей, затем одну чайную ложку сахара и перемешайте.

Дрожжевую смесь вылейте в бутылку, натянув на ее горлышко воздушный шарик. Поставьте бутылку в миску с теплой водой.

Спросите у ребят, что произойдет?

Правильно, когда дрожжи оживут и начнут есть сахар, смесь наполнится пузырьками уже знакомого детям углекислого газа, который они начинают выделять. Пузырьки лопаются, и газ надувает шарик.

Подобный опыт с надуванием воздушного шарика можно проделать, заменив дрожжи раствором соды и уксуса.

Греет ли шуба?

Этот опыт должен очень понравиться детям.

Купите два стаканчика мороженого в бумажной обертке. Один из них разверните и положите на блюдечко. А второе прямо в обертке заверните в чистое полотенце и хорошенько укутайте шубой.

Минут через 30 разверните укутанное мороженое и выложите его без обертки на блюдце. Разверните и второе мороженое. Сравните обе порции. Удивлены? А ваши дети?

Оказывается, мороженое под шубой, в отличие от того, что на блюдечке, почти не растаяло. Так что же? Может, шуба — вовсе не шуба, а холодильник? Почему же тогда мы надеваем ее зимой, если она не греет, а охлаждает?

Объясняется все просто. Шуба перестала пропускать к мороженому комнатное тепло. И от этого пломбиру в шубе стало холодно, вот мороженое и не растаяло.

Теперь закономерен и вопрос: «Зачем же человек в мороз надевает шубу?» Ответ: «Чтобы не замерзнуть».

Когда человек дома надевает шубу, ему тепло, а шуба не выпускает тепло на улицу, вот человек и не мерзнет.

Спросите ребенка, знает ли он, что бывают «шубы» из стекла?

Это термос. У него двойные стенки, а между ними — пустота. Через пустоту же тепло плохо проходит. Поэтому когда мы в термос наливаем горячий чай, он долго остается горячим. А если налить в него холодную воду, что с ней произойдет? На этот вопрос ребенок теперь может ответить сам.

Если с ответом он все еще затрудняется, пусть проделает еще один опыт: нальет в термос холодной воды и проверит ее минут через 30.

Упорная воронка

Может ли воронка «отказаться» пропускать воду в бутылку? Давайте проверим!

Нам понадобятся :

— 2 воронки
— две одинаковые чистые сухие пластиковые бутылки по 1 литру
— пластилин
— кувшин с водой

Подготовка :

1. Вставьте в каждую бутылку по воронке.
2. Замажьте горлышко одной из бутылок вокруг воронки пластилином, чтобы не осталось щели.

Начинаем научное волшебство!

1. Объявите зрителям: «У меня есть волшебная воронка, которая не пускает воду в бутылку».
2. Возьмите бутылку без пластилина и налейте в нее через воронку немного воды. Объясните зрителям: «Вот так ведет себя большинство воронок».
3. Поставьте на стол бутылку с пластилином.
4. Налейте в воронку воды до верха. Посмотрите, что будет.

Результат :

Из воронки в бутылку протечет немного воды, а затем она прекратит течь совсем.

Объяснение :

В первую бутылку вода течет свободно. Вода, текущая через воронку в бутылку, замещает в ней воздух, который выходит через щели между горлышком и воронкой. В запечатанной пластилином бутылке тоже есть воздух, который обладает своим давлением. Вода в воронке тоже обладает давлением, которое возникает благодаря силе тяжести, тянущей воду вниз. Однако сила давления воздуха в бутылке превышает силу тяжести, действующую на воду. Поэтому вода не может попасть в бутылку.

Если в бутылке или в пластилине будет хотя бы маленькая дырочка, воздух сможет выходить через нее. Из-за этого его давление внутри бутылки будет падать, и вода сможет течь в нее.

Танцующие хлопья

Некоторые крупы способны производить много шума. Сейчас мы узнаем, а можно ли научить рисовые хлопья еще и прыгать и танцевать.

Нам понадобятся:

бумажное полотенце
— 1 чайная ложка (5 мл) хрустящих рисовых хлопьев
— воздушный шарик
— шерстяной свитер

Подготовка:


2. Высыпьте на полотенце хлопья.

Начинаем научное волшебство!

1. Обратитесь к зрителям так: «Все вы, конечно, знаете, как рисовые хлопья могут трещать, хрустеть и шуршать. А теперь я покажу вам, как они умеют прыгать и танцевать».
2. Надуйте шарик и завяжите его.
3. Потрите шарик о шерстяной свитер.
4. Поднесите шарик к хлопьям и посмотрите, что произойдет.

Результат:

Хлопья будут подпрыгивать и притягиваться к шарику.

Объяснение:

В этом эксперименте вам помогает статическое электричество. Электричество называют статическим, когда ток, то есть перемещение заряда, отсутствует. Оно образуется за счет трения объектов, в данном случае шарика и свитера. Все предметы состоят из атомов, а в каждом атоме находится поровну протонов и электронов. У протонов заряд положительный, а у электронов — отрицательный. Когда эти заряды равны, предмет называют нейтральным, или незаряженным. Но есть объекты, — например, волосы или шерсть, — которые очень легко теряют свои электроны. Если потереть шарик о шерстяную вещь, часть электронов перейдет от шерсти на шарик, и он приобретет отрицательный статический заряд.

Когда ты приближаешь отрицательно заряженный шарик к хлопьям, электроны в них начинают отталкиваться от него и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона хлопьев, обращенная к шарику, становится заряженной положительно, и шарик притягивает их к себе.

Если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на хлопья. Постепенно шарик снова станет нейтральным, и перестанет притягивать хлопья. Они упадут обратно на стол.

Сортировка

Как вы думаете, возможно ли разделить перемешанные перец и соль? Если освоите этот эксперимент, то точно справитесь с этой трудной задачей!

Нам понадобятся:

— бумажное полотенце
— 1 чайная ложка (5 мл) соли
— 1 чайная ложка (5 мл) молотого перца
— ложка
— воздушный шарик
— шерстяной свитер
— помощник

Подготовка:

1. Расстелите на столе бумажное полотенце.
2. Насыпьте на него соль и перец.

Начинаем научное волшебство!

1. Предложите кому-нибудь из зрителей стать вашим ассистентом.
2. Тщательно перемешайте ложкой соль и перец. Предложите помощнику попытаться отделить соль от перца.
3. Когда ваш помощник отчается их разделить, предложите ему теперь посидеть и посмотреть.
4. Надуйте шарик, завяжите и потрите им о шерстяной свитер.
5. Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца. Что вы увидите?

Результат:

Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.

Объяснение:

Это еще один пример действия статического электричества. Когда вы трете шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику.

Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда — остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

Гибкая вода

В предыдущих опытах вы с помощью статического электричества учили хлопья танцевать и отделяли перец от соли. Из этого опыта вы узнаете, как статическое электричество действует на обыкновенную воду.

Нам понадобятся:

водопроводный кран и раковина
— воздушный шарик
— шерстяной свитер

Подготовка:

Для проведения опыта выбери место, где у вас будет доступ к водопроводу. Кухня прекрасно подойдет.

Начинаем научное волшебство! 1. Объявите зрителям: «Сейчас вы увидите, как мое волшебство будет управлять водой».
2. Откройте кран, чтобы вода текла тонкой струйкой.
3. Скажите волшебные слова, призывая струю воды двигаться. Ничего не изменится; тогда извинитесь и объясните зрителям, что вам придется воспользоваться помощью своего волшебного шарика и волшебного свитера.
4. Надуйте шарик и завяжите его. Потрите шариком о свитер.
5. Снова произнесите волшебные слова, а затем поднесите шарик к струйке воды. Что будет происходить?

Результат:

Струя воды отклонится в сторону шарика.

Объяснение:

Электроны со свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе.

Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть небольшой. Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечет ровно.

Делаем творог

Бабушки, которым более 50 лет, хорошо помнят, как сами делали творог своим детям. Вы можете показать этот процесс и ребенку.

Подогрейте молоко, влив в него немного сока лимона (можно использовать и хлористый кальций). Покажите детям, как молоко сразу же свернулось большими хлопьями, а поверх него находится сыворотка.

Слейте полученную массу сквозь несколько слоев марли и оставьте на 2-3 часа.

У вас получился прекрасный творог.

Полейте его сиропом и предложите ребенку на ужин. Уверены, даже те дети, которые не любят этот молочный продукт, не смогут отказаться от деликатеса, приготовленного с их собственным участием.

Как сделать мороженое?

Для мороженого вам понадобится: какао, сахар, молоко, сметана. Можно в него добавить тертого шоколада, вафельные крошки или мелкие кусочки печенья.

Размешайте в мисочке две столовых ложки какао, одну столовую ложку сахара, четыре столовые ложки молока и две столовые ложки сметаны. Добавьте крошки печенья и шоколада. Мороженое готово. Теперь его надо охладить.

Возьмите миску побольше, положите в нее лед, посыпьте его солью, перемешайте. На лед поставьте мисочку с мороженым и сверху накройте полотенцем, чтобы в нее не проникало тепло. Каждые 3-5 минут помешивайте мороженое. Если у вас хватит терпения, то через каких-нибудь 30 минут мороженое загустеет и его можно будет попробовать. Вкусно?

Как же работает наш самодельный холодильник? Известно, что лед тает при температуре ноль градусов. Соль же задерживает холод, не дает льду быстро таять. Поэтому соленый лед дольше сохраняет холод. Да еще полотенце не дает проникнуть теплому воздуху к мороженому. А результат? Мороженое выше всяких похвал!

Собьем масло

Если вы живете летом на даче, то наверняка берете натуральное молоко у молочницы. Проделайте вместе с детьми опыты с молоком.

Приготовьте литровую банку. Наполните ее молоком и поставьте на 2-3 дня в холодильник. Покажите детям, как молоко расслоилось на более легкие сливки и тяжелое «снятое» молоко.

Сливки соберите в банку с герметичной крышкой. И если у вас есть терпение и свободное время, то трясите банку в течение получаса по очереди с детьми, пока шарики жира не сольются воедино и не образуют масляные комочки. Можно вместе со сливками положить в банку несколько стеклянных шариков, чтобы масло быстрее взбивалось.

Поверьте, такого вкусного масла дети не ели никогда.

Домашние леденцы

Кулинария — увлекательное занятие. Сейчас сделаем домашние леденцы.

Для этого нужно приготовить стакан с теплой водой, в которой растворить столько сахарного песка, сколько может раствориться. Затем возьмите соломинку для коктейля, привяжите к ней чистую нитку, закрепив на ее конце маленький кусочек макарон (лучше всего использовать мелкие макаронные изделия). Теперь осталось положить соломинку сверху стакана, поперек, а конец нитки с макарониной опустить в сахарный раствор. И набраться терпения.

Когда вода из стакана начнет испаряться, молекулы сахара начнут сближаться и сладкие кристаллы станут оседать на нитке и на макаронине, принимая причудливые формы.

Пусть ваш малыш попробует леденец. Вкусно?

Эти же леденцы будут гораздо вкуснее, если к сахарному раствору добавить сироп от варенья. Тогда получатся леденцы с разным вкусом: вишневые, черносмородиновые и другие, какие он захочет.

«Жареный» сахар

Возьмите два кусочка сахара-рафинада. Смочите их несколькими каплями воды, чтобы он стал влажным, положите в ложку из нержавеющей стали и нагревайте ее несколько минут над газом, пока сахар не растает и не пожелтеет. Не дайте ему подгореть.

Как только сахар превратится в желтоватую жидкость, вылейте содержимое ложки на блюдце небольшими каплями.

Попробуйте с детьми свои конфеты на вкус. Понравилось? Тогда открывайте кондитерскую фабрику!

Меняем цвет капусты

Приготовьте вместе с ребенком салат из тонко нашинкованной краснокачанной капусты, перетертой с солью, и полейте его яблочным уксусом (лимонным соком) с сахаром. Понаблюдайте, как капуста из фиолетовой превратится в ярко-красную. Это влияние уксусной кислоты.

Однако по мере хранения салат опять может стать фиолетовым или даже посинеть. Происходит это потому, что постепенно уксусная кислота разбавляется капустным соком, концентрация ее понижается и окраска красителя краснокачанной капусты меняется. Вот такие превращения.

Почему неспелые яблоки кислые?

Неспелые яблоки содержат много крахмала и не содержат сахара.

Крахмал — вещество несладкое. Дайте ребенку лизнуть крахмал, и он в этом убедится. Как узнать, что в продукте содержится крахмал?

Сделайте некрепкий раствор йода. Капните им в горстку муки, крахмала, на кусочек сырого картофеля, на дольку неспелого яблока. Появившаяся синяя окраска доказывает, что во всех этих продуктах содержится крахмал.

Повторите опыт с яблоком, когда оно полностью созреет. И вас, наверное, удивит, что крахмала в яблоке вы уже не найдете. Зато теперь в нем появился сахар. Значит, созревание плодов — это химический процесс превращения крахмала в сахар.

Съедобный клей

Вашему ребенку для поделок понадобился клей, а баночка с клеем оказалась пустой? Не торопитесь в магазин за покупкой. Сварите его сами. То, что для вас привычно, для ребенка — необычно.

Сварите ему небольшую порцию густого киселя, показывая ему каждый из этапов процесса. Для тех, кто не знает: в кипящий сок (или в воду с вареньем) нужно влить, тщательно перемешивая, раствор крахмала, разведенного в небольшом количестве холодной воды, и довести до кипения.

Думаю, ребенок будет удивлен, что этот клей-кисель можно есть ложкой, а можно склеивать им поделки.

Домашняя газированная вода

Напомните своему ребенку, что он дышит воздухом. Воздух состоит из разных газов, но многие из них невидимы и не имеют запаха, поэтому их трудно обнаружить. Углекислый газ — один из газов, входящих в состав воздуха и… газированной воды. Но его можно выделить в домашних условиях.

Возьмите две соломинки для коктейля, но разного диаметра, так, чтобы узкая на несколько миллиметров плотно вошла в более широкую. Получилась длинная соломинка, составленная из двух. Проделайте в пробке пластиковой бутылки острым предметом сквозное вертикальное отверстие и вставьте туда любой конец соломинки.

Если соломинок разного диаметра нет, то можно в одной сделать небольшой вертикальный надрез и воткнуть ее в другую соломинку. Главное, чтобы получилось плотное соединение.

Налейте в стакан воды, разбавленной любым вареньем, а в бутылку через воронку насыпьте половину столовой ложки соды. Затем налейте в бутылку уксус — примерно сто миллилитров.

Теперь нужно действовать очень быстро: воткните пробку с соломинкой в бутылку, а другой конец соломинки опустите в стакан со сладкой водой.

Что происходит в стакане?

Объясните ребенку, что уксус и питьевая сода активно начали взаимодействовать друг с другом, выделяя пузырьки углекислого газа. Он поднимается вверх и по соломинке проходит в стакан с напитком, где на поверхность воды выходит пузырьками. Вот газированная вода и готова.

Утопи и съешь

Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.

Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул.

Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает?

Объясните ребенку: «В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет».

О пользе молока

Как ни странно, но лучше всего мы узнаем, почему нужно пить молоко, проделав эксперимент с костями.

Возьмите объеденные куриные косточки, помойте их как следует, дайте им высохнуть. Затем залейте в мисочке уксусом, чтобы он покрывал косточки полностью, закройте крышкой и оставьте на неделю.

Через семь дней слейте уксус, внимательно рассмотрите и потрогайте кости. Они стали гибкими. Почему?

Оказывается, крепость костям придает кальций. Кальций в уксусной кислоте растворяется, и кости теряют твердость.

Хотите спросить: «При чем здесь молоко?»

Известно, что в молоке много кальция. Молоко полезно, потому что пополняет наш организм кальцием, а значит, делает наши кости твердыми и прочными.

Где еще много кальция? В миндальных орехах, кунжуте, капусте брокколи, овсянке.

Загрузка...