domvpavlino.ru

Запрещённые растения в детских учреждениях. Комнатные растения в интерьере школы Какие цветы запрещены в школе

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения является общегосударственной задачей

Здоровье детей - богатство нации; этот тезис не утратит актуальности во все времена, сегодня он не просто актуален, он самый главный, учитывая экологическую ситуацию, где живут люди.

И если здоровье - богатство, то его необходимо воспроизводить, увеличивать, а не просто сохранять.

В общеобразовательном учреждении мы проводим значительную часть времени. Поэтому качество всей окружающей среды и обстановка имеют существенное влияние на наше самочувствие и здоровье, на работоспособность и активность. Не случайно, для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, наша школа на протяжении долгих лет отдает большое предпочтение растениям, очищающим воздух от пыли и бактерий, поглощающим вредные вещества и элиминирующим аллергены в помещении.

Цель моей работы изучение видового разнообразия комнатных растений нашей школы и определение их полезного влияния на здоровье человека. Исходя из цели, я поставила перед собой следующие задачи:

    Определить видовое разнообразие комнатных растений нашей школы и их количественный учет.

    Изучить классификации комнатных растений в зависимости от их влияния на здоровье школьников.

    Рассмотреть полезные свойства комнатных растений.

Объект исследования: комнатные растения и их влияние на человека

Предмет исследования: полезные свойства комнатных растений. Влияние комнатных растений на здоровье человека.

Гипотеза: Комнатные растения не только придают любому помещению положительный настрой, но и благоприятно влияют на здоровье и состояние человека.

Глава 1

    1. Для чего человек разводит комнатные растения?

Комнатные растения привлекают меня уже с детства. Еще маленькой девочкой я любила ухаживать за цветами, с любовью поливала их в саду у деда, рыхлила и опрыскивала цветы на подоконнике, любуясь их необычными формами, окрасками. Придя в школу в первый класс, я удивилась, какое огромное количество цветов живет на школьных подоконниках. Оказалось, это давняя традиция школы, об этом мне поведал папа, выпускник этой школы.

А сегодня, школа является одной из самых «зеленых школ» города и района. О чем свидетельствуют награды и дипломы.

Пытаясь найти ответы на детские вопросы: - «Почему кактус колючий и круглый, а папоротник - наоборот? Отчего у одного растения листья мягкие и пушистые, а у другого - гладкие и жесткие? И какая вообще от них польза для человека?» Я стала изучать литературу, журналы, газетные издания, где узнала так много нового и интересного о цветах.

Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов - этого хрупкого и драгоценного дара природы. Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов.

«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». (Х.К.Андерсен) Издавна растения вносили в нашу жизнь гармонию и умиротворенность. Среди них нет неинтересных и некрасивых, ибо в каждом есть хоть немного чуда. Любое место они превращают в оазис, украшают. Но мало того, что они радуют, улучшают микроклимат, они еще оздоравливают, дарят нам бодрость, уверенность в своих силах.

Еще Гиппократ рекомендовал использовать живые растения в том виде, в каком их создала природа. Ведь вещества, которые выделяют клетки растений в процессе их жизнедеятельности, улучшают вдыхаемый нами воздух. Именно с этой целью подбираются растения, летучие соединения (фитонцид) которых очищают воздух от вредных для человека химических веществ, сокращают количество болезнетворных микроорганизмов. Их воздействие можно сравнить с кварцевой лампой, только ее свет убивает и полезную, и вредную микрофлору, а растения, обладающие фитонцидной активностью, действуют избирательно. Они убирают из воздуха только то, что нам не нужно, способствуют улучшению микроклимата или наносят вред нашему организму и являются ядовитыми.

Глава 2

    1. Видовое разнообразие комнатных растений МБОУ СОШ с. Субханкулово и их количественный учет

Мною были изучены виды комнатных растений и их количественный состав МБОУ СОШ с. Субханкулово, которые представлены в таблице №1. (Приложение №1)

Из этой таблицы видно, каким многообразием цветов обладает наша школа. Тропические и субтропические растения, которые рекомендуется использовать для профилактических и лечебных целей, можно объединить в 3 группы:

    группа - растения, летучие выделения которых обладают выраженной антибактериальной, антивирусной, противогрибковой активностью в отношении воздушной микрофлоры (фитоцидные растения): плющ обыкновенный, пеперомия туполистная, сансевьера, разные виды бегонии, колеус.(80 цветов)

    группа - растения, летучие выделения которых улучшают сердечную деятельность, повышают иммунитет, обладают успокаивающим, противовоспалительным и другими лечебными действиями. Например, герань, бегония, монстера.(100 цветов)

    группа - растения - фитофильтры (зеленая печень), поглощающие из воздуха вредные газы, например: хлорофитум, фикус Бенджамина, циссус ромбический.(127 цветов)

Данные таблицы можно представить в виде круговой диаграммы. (Приложение №2)

Мы видим, что 1 группа растений - фитоцидные растения, составляет 16%

комнатных растений.

    1. группа - растения, обладающие лечебными действиями, составляет 20 %.

      группа - растения - фитофильтры (зеленая печень), составляют 25 %.

Итого растения, которые обладают лечебными и профилактическими целями, составляет в нашей школе 61 %.

Сейчас рассмотрим, какие виды растений являются самыми распространенными в каждой группе.

В первой диаграмме мы видим растения, относящиеся к 1 группе. Преобладающее количество в этой группе занимают бегония и пеперомия туполистная. (Приложение №3)

Во второй диаграмме представлены растения 2 группы, где преобладающее количество занимают герань и бегония. (Приложение №4)

В третьей диаграмме представлены растения 3 группы и преобладающее количество здесь занимает хлорофитум и циссус ромбический. (Приложение №5)

Давайте в отдельности рассмотрим, какие воздействия и пользу оказывают некоторые виды растений на человека и окружающую среду, и какие виды лучше всего использовать в общеобразовательном учреждении и где их лучше расположить.

    1. Комнатные растения перспективные для выращивания в школе

Перспективными для выращивания в школе являются виды таких семейств, как: бегониевые, что составляет 8,7% , пеперечные (род пеперомония) -3,4 %. Они легко размножаются, неприхотливы. Наиболее эффективное место расположение в коридорах школы и классные кабинеты. Герань, которая наиболее часто встречается у нас в школе 10,7 %, оказывает удивительно целебное воздействие при заболевании нервной системы, различных неврозов. Это самый сильный ионизатор воздуха среди комнатных цветов. Герань рекомендовано использовать в местах с большим скоплением людей. В школе такими местами являются коридоры. Можно отметить, что на подоконниках в коридорах нашей школы господствует герань их количество 54 цветка. Род сансевьера (тещин язык, щучий хвост) составляет 2 % - ее называют мощной кислородной установкой, особенно эффективно работает днем. 5-6 хорошо развитых растений достаточно, чтобы очистить воздух в помещении. Наиболее эффективное место расположение в классных кабинетах.

Для повышения влажности воздуха хороши циперус 1,6 % и спатифилиум Уоллиса. Фильтром для вредных веществ, действующим как «зеленая печень», поглащающим из атмосферы большинство загрязнителей являются: фикус Бенжамина 0,8% и хлорофитум 16, 5%.

Хлорофитум пригоден для любых помещений, прекрасно очищает воздух от химических загрязнений. Это растение за сутки может убить большую часть вредных микроорганизмов в помещении. Поэтому необходимо иметь композиции с несколькими экземплярами. Что и сделано у нас в школе. На каждом этаже в коридорах и в каждом кабинете. Кроме того хлорофитум своей свежей, сочной зеленью наполняет пространство жизненной силой, энергией, от которой хочется творить, действовать. Пышная зеленая масса активно выделяет кислород, поглощая углекислый газ, притягивает микрочастицы пыли.

В помещениях с тяжелой энергетикой необходим папоротник - он положительно действует на нервную систему и вырабатывает кислород, собирает вокруг себя отрицательные ионы и разряжает комнатную атмосферу. Не случайно папоротник занимает одно из главных мест на подоконниках в коридорах и в классных кабинетах.

Всем нам известно распространенное мнение, что лучше всего возле компьютера поставить кактусы, якобы они способны ослабить отрицательное воздействие компьютерных полей, которые в свою очередь создает вокруг себя монитор, притягивая из воздуха пыль. Вместе с частицами пыли в дыхательные пути человека попадают и различные споровые микроорганизмы - такие как бациллы, плесневые грибы и др.

На самом деле кактус не поглощает излучений компьютера - ему это не нужно! Правда, по мнению физиков, ботаников, иголки - «приемники» кактуса могли бы воспринимать заряды электрического поля, но только в мокром виде. А вызнаете, если засухоустойчтвый кактус часто поливать и опрыскивать, то он просто погибнет.

Для того чтобы уменьшить вредное воздействие излучения, можно поставить рядом с компьютером растения, летучие фитоорганические вещества которых усиливают иммунитет человека, способствуют снятию усталости: бегония, герань, лавр, папоротник. Папоротник у компьютера - его положительные ионы нейтрализуют вредные положительные ионы, исходящие от монитора.

    1. Какие растения не стоит выращивать в школе?

Какие растения не стоит выращивать в школе? Ведь комнатные растения, могут принести не только пользу, но и вред, например, стать причиной аллергии как у взрослых, так и у детей. Ядовитый сок ряда растений семейства ароидных (аглаонема, диффенбахия, колоказия, алоказия, филодендрон) при попадании на кожу и слизистые оболочки (например, в процессе пересадки) вызывает их поражение. Ожоги кожи может вызвать и сок. Едкий млечный сок растений семейства молочайных (молочай, акалифа, кодениум) может вызвать аллергическую реакцию при пересадке, при обмывании листьев. Нужно соблюдать осторожность при уходе за этими растениями. Сок цикламена способен вызвать сильнейший ожог слизистой оболочки. В школе следует исключить растения с яркими плодами (паслен, аглаонема, однолетний перец), а также кактусы, особенно в кабинетах начальной школы. Высокодекоративные растения из семейства кутровых (катарантус, олеандр, аламанда) в период цветения выделяют в окружающую среду большое количество душистых веществ, вызывающие аллергическую реакцию организма, которая выражается в затрудненном дыхании, в болезнях сердца, в сильных головных болях. Эфирное масло, содержащееся в листьях герани, может восприниматься и как приятный аромат, так и как удушающий запах, могут вызвать аллергические реакции. Это зависит от индивидуальной переносимости человека. Размещение в школьных помещениях должно быть очень ограниченным таких растений.

    1. Опрос учителей и учащихся МБОУ СОШ с. Субханкулово

На одном из оперативных совещаний учителей, я предложила им ответить на следующий вопрос: «По какому принципу они выбирают комнатные цветы в свои кабинеты?»

Из 34 учителей на мой вопрос ответили следующим образом (Приложение №8)

47% учителей ответили, что в кабинетах находятся цветы, которые приносили ребята или они сами выращивали для красоты и уюта в первую очередь.

32% ответили, что цветы в кабинет выбирали, обращая внимание не только на красоту, но и на полезные свойства растений.

21% ответили, что цветы в кабинет выбирали, обращая внимание на полезные свойства растений и список разрешенных цветов в образовательном учреждении.

Из ответов видно, что учителя все - таки обращают внимание на полезные свойства растений и список разрешенных цветов в образовательном учреждении.

Я провела анкетирование среди учащихся 4-х, 5-8 классов (что составило 293 учащихся), с целью выявления знаний о комнатных растениях. Результаты анкетирования учащихся , из диаграммы видно (Приложение №10)

На вопрос «Нужны ли комнатные растения в школе?» Да ответило 48% учащихся, Нет 52%

«Для чего разводят комнатные растения?» учащиеся ответили так, Украшают 67%, Оздоравливают 33%

«Знаете ли вы названия растений своего кабинета?» Да 41%, Нет 59%

«Знаете ли вы, как влияют комнатные растения на ваше здоровье?» Да 30%, Нет 70%

«Знаете ли вы, какие растения нельзя выращивать в помещении?» Да 8%, Нет 92%

Проанализировав данные анкеты, я сделала вывод, что учащиеся не знают видовой состав комнатных растений учебных кабинетов и не владеют знаниями об их влиянии на окружающую среду и здоровье человека.

Заключение

Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что комнатные растения в общеобразовательном учреждении размещены в соответствии с их свойствами

В кабинетах гуманитарного цикла я посоветовала бы разместить драцену, циссус ромбический или любые другие лианы, чтобы мысли и чувства всегда были в порядке. Они дают заряд положительной энергии, побуждают к активности. Эти растения помогут в интеллектуальном развитии.

В кабинет психологии для работы по снижению стресса, нервозности, депрессивного состояния попробовать разместить такие виды, как: хлорофитум, папоротник, фиалки, герань.

Там, где требуется большой затраты умственной работы - это кабинеты математического цикла, следует разместить такие виды растений, как: драцена, фикус каучуконосный, юкку - они помогут добиться успеха.

Во все кабинеты разместить каланхоэ. Так как обычно нас школьников на уроках клонит ко сну, то каланхоэ пробуждает, вливает энергию. Можно попробовать завести цикломен, его энергетика хорошо влияет на детей, дисциплинирует и приучает к активности. Но при этом, его необходимо поместить в недоступное для детей место. Побольше в кабинетах должно быть сансевьеры - это мощная кислородная установка, учитывая то, что кабинеты в течение дня сильно загрязняются и запыляются.

Необходимо увеличить групповой состав цветов. По статистическим данным заболеваемости учащихся Субханкуловской школы, одним из наиболее распространенных заболеваний является ОРЗ. Поэтому, я предлагаю увеличить количество растений 1 группы, которые обладают антибактериальной, антивирусной, противогрибковой активностью и в первую очередь такие виды, как санвевьера, колеус. Наибольшее количество летучих веществ и наиболее интенсивно выделяют молодые органы растений, например, еще не вполне развившиеся листья - больше, чем старые. С точки зрения лечебного эффекта важно, что оздоровительное влияние комнатных растений проявляется в зимне- весенний период, ведь именно в это время дети чаще всего болеют ОРЗ. Из 3 группы растений, поглощающих из воздуха вредные газы, необходимо увеличить фикус Бенжамина.

Также из источников мною были выявлены такие растения, которые являются ядовитыми и в целях предупреждения случаев отравления ядовитыми растениями, следует отказаться от следующих видов: молочай обнаружен в кабинете технология, диффенбахия в некоторых кабинетах начальных классов, плющ обыкновенный в кабинете психология, монстера в кабинете иностранного языка, русского языка и в кабинете начального класса. Рекомендую перенести эти цветы в недоступные для детей места.

Использование даже самых современных технических средств очистки воздуха не всегда обеспечивает здоровую воздушную среду. В то же время комнатные растения называют зелеными медбратьями и медсестрами.

Цветы, как люди, на добро щедры, И, щедро нежность людям отдавая, Они цветут, сердца отогревая, Как маленькие теплые костры.

Список использованных источников и литературы

    Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск 2.-М; ТЦ Сфера, 2004

    Горшинский Г.Б., Яковлев Г.П. Комнатные растения целители в нашем доме.- М.; ЗАО «Фитон +», 2003

    Журнал «Воспитание школьников» № 7, 2007 - Статья М. Украинской «Скромный цветок на подоконнике».

    «Уютная газета» № 16, 22 , 2005 г., №№ 2,7,12 , 2006 г. Статья «Наши любимцы».

    Ресурсы Интернет.

    http://www.floriculture.ru/rast/razn/yadov_rast.shtml

Приложение № 1

Таблица №1

Виды комнатных растений и количественный состав

Виды растений

Количество

Фитоцидные растения

Плющ обыкновенный

Пеперомия туполистная

Сансивьера (тещин язык)

Монстера

Фитофильтры (зеленая печень)

Хлорофитум

Фикус Бенжамина

Циссус ромбический

Другие виды

Аспарагус

Бальзамин (Ванька мокрый)

Гиппеаструм

Диффенбахия

Зефирантес

Папоротник

Сенполия (фиалка)

Сингониум

Традесканция

Толстянка

Эпипремнум

Эухарис (лилия)

Всего

Приложение № 2

Диаграмма комнатных растений МБОУ СОШ с. Субханкулово

Приложение № 3

Фитоцидные растения

Приложение № 4

Растения, обладающие лечебными действиями

Приложение № 5

Фитофильтры (зеленая печень)

Приложение № 6

Некоторые источники дают перечень растений от 5-7 до десятков. Мы предлагаем наиболее часто встречающиеся.

1. Агава мексиканская

2. Аглаонема

3. Акант горный

4. Алламанда

5. Алоказия

6. Антуриум

7. Гиппеаструм

8. Глориоза

9. Диффенбахия

10. Дурман

11. Кактусы

12. Каладиум

13. Калатея

14. Катарантус розовый (барвинок)

15. Ксантозома фиолетовая

16. Молочай ребристый

17. Олеандр

18. Паслен

19. Пахиподиум

20. Пуансеттия

21. Ривина

22. Спатифиллум

23. Цикас отвернутый (Саговая пальма)

Дополнительная информация имеется на сайте: http://www.floriculture.ru/rast/razn/yadov_rast.shtml

Приложение № 7

Вопросы для учителей МБОУ СОШ с. Субханкулово

    По какому принципу вы выбираете комнатные цветы в свои кабинеты?

(варианты ответов)

А. В кабинетах находятся цветы, которые приносили ребята или вы сами выращивали для красоты и уюта в первую очередь

Б. Цветы в кабинет выбирали, обращая внимание не только на красоту, но и на полезные свойства растений

В. Свой ответ

Приложение № 8

По какому принципу учителя выбирают комнатные цветы в свои кабинеты

Приложение № 9

Анкета для учащихся состоит из 5 вопросов:

    Нужны ли комнатные растения в школе?

    Для чего разводят комнатные растения? Украшают Оздоравливают

    Знаете ли вы названия растений своего кабинета?

    Знаете ли вы, как влияют комнатные растения на ваше здоровье?

    Знаете ли вы какие растения нельзя выращивать в помещении?

Приложение № 10

«Что я знаю о комнатных растениях?»

Всем родителям хочется, чтобы в детском саду ребенок чувствовал себя так же комфортно, как дома. Этому хорошо способствуют комнатные растения. Они создают в группах садика домашний уют да и просто красиво смотрятся. Но комнатные растения в детском саду – не только элемент интерьера, но и элемент живой природы в жизни маленьких человечков.

Однако, не все растения можно держать в группах садика. Есть среди них запрещенные и даже ядовитые.

О том, как разобраться во множестве наших зеленых друзей, вы узнаете из этой статьи.

Польза комнатных растений

Грамотно расставленные растения хорошо сказываются на эмоциях и здоровье детей, снимают усталость, вызывают радость.

К тому же многолетники создают свежесть, смягчают сухой воздух в помещении. Это особенно важно в отопительный период.

При помощи растений вполне возможно улучшить психологический климат и гигиеническую среду в группе.

Для помещений детского сада большое значение имеют растения, выделяющие фитонциды - легкие, натуральные вещества, которые обладают бактерицидными свойствами. Мы знаем, что малыши очень чувствительны к разным инфекциям, часто они переносят и распространяют бактерии и вирусы. Для этого им достаточно покашлять или почихать.

Многолетники с фитонцидными свойствами улучшают воздушную среду в группах.

Требования к оформлению зеленого уголка

Нужно соблюдать определенные правила, составляя уголок природы:

Цветы должны быть красивыми, привлекающими внимание

Растения должны принадлежать той экосистеме, в которой расположен детский сад. Обычно это неприхотливые в уходе комнатные цветы. Следить за ними сможет и ребенок.

Многолетники должны быть представлены в нескольких экземплярах для того, чтобы дети были в состоянии составить представление о тех или иных растениях.

Выбираем комнатные растения в детский сад

Для детского дошкольного учреждения нужно подбирать растения, которые не принесут вреда малышам.

Если в детском саду деток научат ухаживать за цветами, это поможет приучить их к труду. Комнатные растения замечательно поглощают из воздуха вредные вещества и пыль.

Учеными доказано, что в комнате с растениями количество вредных микроорганизмов уменьшается в 2 раза.

Комнатные цветы в группах садика - хорошее средство для очищения воздуха. Главное требование к ним - безопасность.

Растения лучше выбирать неприхотливые, чтобы за ними смогли ухаживать и малыши.

Знакомить с многолетниками нужно начинать с младшего дошкольного возраста. Главная задача - развитие у малышей познавательного интереса к миру растений и цветов.

Комнатные растения, разрешенные в детском саду

В детских дошкольных учреждениях допускается высаживать следующие комнатные растения:

Алоэ, толстянки, пеперомии, аукуба японская. Они выделяют в воздух фитонциды и помогают детям не заразиться сезонными простудными заболеваниями.

Хлорофитум хохлатый. Он замечательно поглощает из воздуха углекислый газ и хорошо подходит для помещений с большим количеством людей.

Фуксия, бегония, азалия. У этих растений ярко выражены цветы, стебель и листья. Благодаря этому малыши смогут изучить их строение.

Геогенантус, денежное дерево, гастения. У этих многолетников крупные листья, детки будут их протирать и поливать.

Каланхоэ

Китайская роза

Глоксинии

Крассула

Колеус, каладиум двухцветный, гипестес с разноцветными листьями. Эти растения достаточно яркие, и детям будет интересно наблюдать за их ростом, способствует развитию у них наблюдательности.

Комнатные растения запрещенные в детском саду

В садиках нельзя содержать следующие виды растений:

Фикус, диффенбахия. Прикасаться к ним запрещено, в соке листьев содержится яд.

Все виды кактусов. Растения имеют шипы и колючки, малыши могут сильно пораниться, потрогав их из любопытства.

Олеандр, лилии. Если ребенок будет контактировать с этими цветами, возможны нежелательные последствия. Их запах вполне может вызвать сильную головную боль.

Герань. Удивительно, но это с детства знакомое всем растение способно спровоцировать приступ астмы или вызвать аллергию, так как выделяет эфирные масла.

Выбирайте комнатные растения в детский сад грамотно, следуя нашим советам.

Ребята получат навыки ухода за цветами, станут внимательнее и самостоятельнее.

Комнатные растения - лучшее решение для детских дошкольных учреждений.

«Растения урок» - Затем идут кустарники. Земляника Береза Крапива Мох Гриб Крыжовник. Заполнение таблицы « Знаю- хочу узнать- узнал». Девиз урока: «Мало уметь читать, надо уметь думать». Энциклопедический словарь. Растения- живые существа. Дышат. Урок: « Окружающий мир». Деление растений на деревья, кустарники, травы.

«Части растения» - Слива абрикос. Коробочка. В зелёном листе происходят удивительные превращения. Плоды бывают сухие и сочные. Цветение боярышника. Весной зеленела, Летом загорела, Осенью надела, Красные кораллы. Коробочка ягода. Такой лист выдерживает большой груз и не тонет. Части растения. Сосна можжевельник. К о р е н ь.

«Опасные растения» - Аспарагус (опасны ягоды, ядовит сок). Дурман (ядовиты все части растения). Лилия (опасны луковицы). Кодиеум пестрый (опасен млечный сок). Хойя (опасны все части растения). Броваллия (опасны все части растения). Карисса (опасны все части растения, исключая плоды). Безвременник осенний (опасны все части растения).

«Растения» - Как во поле, на кургане Стоят девушки с серьгами. Из пшеницы делают пшеничную муку, манную крупу, добывают крахмал. Овёс. Мак. Прядильные. Лён. Все знакомы с нами: Яркими, как пламя. Гречиха. Гладиолус. Просо. Персик слива. Гвоздика. У различных хлебных злаков Вид и вкус неодинаков. Зерновые прядильные.

Гребёнкина Анна, Калинина Елизавета

Исследовательская работа учащихся 2 класса. В работе даётся описание полезных и опасных растенний, которые можно выращивать в школе и дома.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Могойтуйская средняя образовательная школа №1 »

Исследовательская работа по теме

«Комнатные растения в школе и дома»

Работу выполнили: ученицы 2-а класса

Гребёнкина Анна

Калинина Елизавета

Руководитель: Баранова И.В.

п. Могойтуй

2012 год

  1. Введение.
  2. Основная часть

Зачем человеку комнатные растения

Какие бывают растения в природе

Комнатные растения в детской комнате

Комнатные растения в нашей школе

Какие растения опасны в школе.

3. Заключение.

4. Список литературы.

5. Приложение

Введение
Жизнь человека связана с природой, а значит, и с жизнью растений.
Издавна люди украшали цветами и растениями себя и свои жилища. Обычай украшать жилище растениями, возможно, возник в стране с резко выраженной сменой времён года, чтобы задержать дома зелёный островок живой природы. Ведь это и красиво, и полезно для здоровья!
Красотой форм, окраской, благоуханием они благотворно влияют на человеческий организм, улучшают настроение, снимают напряжение, гасят нервозность. Растения – санитары жилых помещений. Они поглощают пыль, очищают воздух от углекислоты, способствуют его увлажнению, уничтожают вредоносные микробы.
Наша группа провела исследовательскую работу по ознакомлению, изучению комнатных растений нашего класса и школы.
Предметом нашего исследования являются комнатные растения.

Цель исследования : выяснить, какие комнатные цветы нужно содержать в школе и дома.

Задачи исследования:

1.Выявить разнообразие растений в природе и узнать, зачем человеку комнатные растения.

  1. Узнать, какие растения можно иметь в детской комнате.
  2. Узнать, какие комнатные растения есть в нашей школе
  3. Узнать, с какими растениями в школе нужно быть осторожными.
  4. Составить фотокаталог комнатных растений нашей школы.

1. Зачем человеку комнатные растения?

  1. Комнатные растения – это, прежде всего, приятная сочная зелень, великолепие цветков необыкновенность узоров на листьях, буйство красок, изысканность форм.
  2. Растения обогащают воздух кислородом и поглощают углекислый газ, которого в закрытых помещениях в 20 раз больше чем в открытом пространстве. Многие из них (пеларгония, розмарин) выделяют особые вещества- фитоннцилы, убивающие вредных микробов. Другие, не имеющие запаха, снижают количество микроорганизмов в воздухе: бегония-на 43% циперус-на 59%, а мелкоцветковая хризантема-на 66%.

3.Некоторые комнатные растения дают вкусные плоды. Самыми популярными являются различные виды цитрусовых -лимон, апельсин, мандарин и другие. С одного деревца лимона в домашних условиях получают до 12 кг плодов в год, не уступающих по аромату, вкусу и питательности, выращенным в субтропиках. Нужно также отметить ананас, банан, гранат, папайю, фейхоа, фиговое дерево, хурму, шоколадное и кофейное деревья.

4.Растения предоставляют возможность проявить свои творческие способности и фантазию в украшении любого помещения. С их помощью можно создать «японскую комнату», островок тропиков, а балкон превратить в «висячий сад».

5.Комнатные растения могут помочь в воспитании детей.

6.Многие растения обладают целебными качествами.

2. Какие бывают растения?

Прочитав книги, мы узнали, что в мире существует много разных видов растений.

Растения бывают:

Дикорастущие культурные

Дикорастущие - это растения, за которыми не ухаживает человек (не поливает, не пропалывает от сорняков, не занимается их разведением).

Культурные - это растения, за которыми человек ухаживает (садит их, поливает, пропалывает, занимается их разведением).

Пролистав справочники, мы узнали, что также растения делятся на:

1. комнатные - которые растут в доме;

2. садовые - которые мы садим и выращиваем на улице на клумбах;

3. полевые - которые растут в поле и в лесу.

Также растения бывают и лекарственными.

  1. 3. Комнатные растения для детской комнаты.

Дети все больше проводят времени у экранов телевизора и компьютера, и оторвать детей от них становится все труднее, особенно в осенне-зимний период, когда ребенок большую часть времени поводит дома. Поэтому необходимо улучшить воздух в помещении, где ребенок проводит много времени, а именно в детской комнате. Каким образом можно улучшить климат в комнате? Ответ очень прост: конечно же, с помощью комнатных растений. Ведь комнатные растения создают уют в комнате, оказывают благотворное воздействие на ребенка, а также снижают уровень шума, насыщают воздух кислородом, а многие из них удаляют из воздуха тяжелые металлы, пыль, токсины, газы. Но далеко не все комнатные растения можно выращивать в детской комнате.

Растения в детской комнате.

Растение в детской комнате – это ответственность, поскольку для ребенка растение становится объектом для изучения. Прежде всего, необходимо помнить о безопасности ребенка. Мы, дети, любопытны и не исключено, что захотим не только рассмотреть растение, но и потрогать и даже попробовать на вкус, а с некоторыми растениями этого ни в коем случае нельзя делать. Поэтому, прежде чем поставить цветок в детскую комнату, в первую очередь Вы должны быть уверенны в том, что растение не ядовито. Лучше всего для детской комнаты подходят растения, обладающие фитонцидными свойствами, они образуют наибольшее количество биологически активных веществ, которые убивают или подавляют рост и развитие вредных микроорганизмов. С правильно подобранными растениями достаточно находиться полчаса в комнате, чтобы наш организм восстановился. Растения, которые подходят для детской комнаты:

Хлорофитум

Кофе аравийский

Каланхоэ

Плосковеточник восточный

Алоэ древовидный

Лавр благородный

Мирт

Аспидистра

Цитрусовые .

Обдумывая, какими растениями украсить детскую комнату, нужно помнить, что оно должно быть неприхотливым и не требующим особого ухода. Такие растения не будут отнимать у Вас много времени, к тому же мы- дети -самостоятельно сможем ухаживать за ними. Также важно помнить о мере: поставите слишком много растений, и они будут отбирать кислород у ребенка по ночам. В детскую комнату достаточно поставить одно крупное растение или же два-три небольших. Растения, которые НЕ стоит заводить в доме, а уж тем более в детской комнате:

  1. Диффенбахия (ядовитый сок).
  2. Паслен (плоды ядовиты).
  1. Перец (плоды очень жгучие)
  2. Кактусы (ребенок может пораниться о колючки).

4.Комнатные растения в нашей школе.

Используя литературу по комнатному цветоводству, мы установили, что в озеленении школьных помещений используют растения, относящиеся к 5 группам: декоративно-лиственные; красивоцветущие; ампельные или висячие; вьющиеся и цепляющиеся (лианы); луковичные и клубневые. Наиболее популярными растения первой группы являются пальмы, фикусы, алоэ, аспидистра, драцена, колеус, папоротники, монстера, толстянка, лимон, агава, гинура, сансевьера. Вторая группа – это бегонии, кактусы, бальзамин, олеандр, сенполии, розы, пеларгония, гортензия, глоксиния, кливия. Третья группа – хлорофитум, сеткреазия, сциндапсус, гинура, традесканции, зебрина, сингониум, филодендрон. Четвертая группа – плющ обыкновенный, монстера, хойя (плющ войсковой), циссус (комнатный виноград), аспарагус перистый. Пятая группа – гиппеаструм, кринум, цикламен, глоксиния, гимантус.

Мы посетили несколько кабинетов нашей школы, коридоры и библиотеку. Мы выяснили, что почти в каждом кабинете встречаются такие комнатные растения, как хлорофитум, традесканция, бегония, герань, китайская роза, колеус, сциндапсус и плющ. Определяли мы их с помощью справочника-определителя и с помощью учителей.
Ещё мы узнали много новых, ранее неизвестных нам растениях. Это кливия, растущая в кабинете биологии. В этот момент кливия цвела красивыми ярко-красными цветками. В кабинете русского языка и в библиотеке мы увидели разнообразие красок цветущей герани (белая, красная, розовая, сиреневая). В коридоре начальной школы увидели распустившийся декабрист (шлюмбергера), причудливой формы бегонию. Конечно, встречались и любимые кактусы (в библиотеке). Там их было 5 видов. Мы их сфотографировали, но названия ещё не нашли. Изучая кактусы, мы узнали от учителей, что их ставят около компьютеров, что они «забирают» плохую энергию, а в других книгах мы узнали, что рядом с компьютерами ставят не кактусы, а герани. Таким образом, из всего разнообразия комнатных растений нашей школы мы насчитали более 40 видов комнатных растений, которые мы занесли в наш фотокаталог.

Поработав в Интернете, мы нашли сведения о том, какие растения лучше всего разводить в школе. Для выращивания в школе лучше всего подходят простые и нетребовательные растения, красивоцветущие и декоративнолиственные, за которыми могут ухаживать дети. Такими являются, например, хлорофитум, бальзамин, традесканция. Школьные коридоры лучше всего озеленять крупными кадочными декоративными растениями. Необходимым условием является их выносливость и легкость в уходе. Для теплых помещений – это пальмы, монстера, фикус, аспидистра, сансевьера. Алоэ, кипарисовик, циссус, папоротник нефролепис, гибискус, агавы – подойдут для более прохладных помещений. Лекарственные комнатные растения (каланхоэ, базилик узкоцветковый, алоэ древовидное) обладают бактерицидными свойствами, укрепляют иммунитет. Они способны на расстоянии снижать уровень микробов в воздухе. Поэтому, их можно держать и в классе. Хлорофитум хохлатый способен полностью очистить воздух от вредных примесей в воздухе. В нашей школе он есть в каждом кабинете. Перечислим некоторые семейства растений, которыми безопасны для детей:

  1. Бегониевые
  2. Бромелиевые (бромелия, ананас);
  3. Бальзаминовые (бальзамин или недотрога);
  4. Пальмовые (пальмы бутия, кариока, трахикарпус);
  5. Вересковые (азалия)
  6. Коммелиновые (традесканция, зебрина, рэо, арбутус, золотой ус, дихоризандра, сеткреазия) и др.

Вот такие растения мы можем предложить для озеленения школы.

5. Какие растения опасны в школе?

Какие растения не стоит нести в подарок школе и выращивать их в школе? Ведь комнатные растения, подаренные в благих целях, могут принести не только пользу, но и вред, например, стать причиной аллергии как у взрослых, так и у детей. Ядовитый сок ряда растений семейства ароидных (аглаонема, диффенбахия, колоказия, алоказия, филодендрон) при попадании на кожу и слизистые оболочки (например, в процессе пересадки) вызывает их поражение. Ожоги кожи может вызвать и сок. Едкий млечный сок растений семейства молочайных (молочай, акалифа, кодениум) может вызвать аллергическую реакцию при пересадке, при обмывании листьев. Нужно соблюдать осторожность при уходе за этими растениями. Сок цикламена способен вызвать сильнейший ожог слизистой оболочки. В школе следует исключить растения с яркими плодами (паслен, аглаонема, однолетний перец), а также кактусы, особенно в кабинетах начальной школы. Высокодекоративные растения из семейства кутровых (катарантус, олеандр, аламанда) в период цветения выделяют в окружающую среду большое количество душистых веществ, вызывающие аллергическую реакцию организма, которая выражается в затрудненном дыхании, в болезнях сердца, в сильных головных болях. Эфирное масло, содержащееся в листьях герани, может восприниматься и как приятный аромат, так и как удушающий запах. Это зависит от индивидуальной переносимости человека. Цветки эухариса и кринума у некоторых людей вызывают аллергию. Размещение в школьных помещениях должно быть очень ограниченным таких растений как кирказон или аристолохия. Такие растения встречаются у нас в школе, но растут в коридорах и за ними ухаживают взрослые (эухарис, олеандр, молочай, диффенбахия, большие кактусы).

Заключение

В ходе выполнения работы мы многое узнали про комнатные растения и стала относиться к ним с интересом и осторожностью. После изучения разных растений мы можем дать советы одноклассникам и родным, какие опасные комнатные растения нельзя держать дома. В конце нашего исследования мы можем подвести следующие итоги:

1.В результате проведённого исследования был создан фотокаталог – определитель комнатных растений в нашей школе.

2. Предложить наш фотокаталог учителям в школе (в детском саду, дома)

3. В дальнейшем нам нужно продолжить нашу работу, т.к. некоторые названия растений мы ещё не узнали.

Главными атрибутами любого праздника являются конечно же цветы. В основном в подарок несут разнообразные букеты, но не стоит забывать и о комнатных растениях в горшках. Они и долговечнее, чем срезанные цветы, и кабинеты школы украсят, и сами ученики примут непосредственное участие в озеленении школы. В дальнейшем учителя могут поспособствовать развитию любви и бережного отношения к живой природе у детей, приучив их ухаживать за подаренными растениями. Можно назначить главного цветовода в классе или составить график дежурств ухода за цветами.

Известно, что цветущие растения повышают настроение, создают атмосферу уюта, украшают интерьер, облагораживают его, что так необходимо для школьных уголков.

Растения обогащают воздух кислородом, освежают, очищают его от токсических веществ, убивают вирусы, бактерии, микробы, оптимизируют влажность. Все это способствует лучшему усвоению материала, концентрации внимания, снижению уровня заболеваемости учащихся.

При подборе комнатных растений для школы нужно учитывать возможность правильного содержания, благоприятных условий их развития.

Для выращивания в школе лучше всего подходят простые и нетребовательные растения, красивоцветущие и декоративнолиственные, за которыми могут ухаживать и сами дети. Такими являются, например, хлорофитум , бальзамин, традесканция.

Хлорофитум хохлатый пользуется популярностью в школах не случайно. Несколько таких растений способны полностью очистить воздух от вредных примесей (окисей азота и соединений тяжелых металлов) в помещении площадью 10 м2.

Школьные вестибюли озеленяют чаще крупными кадочными декоративными растениями. Необходимым условием является их выносливость и легкость в уходе. Для теплых помещений - это пальмы, монстера, фикус, аспидистра, сансевьера. Алоэ, кипарисовик, циссус, папоротник нефролепис, гибискус, агавы - подойдут для более прохладных помещений.

Лекарственные комнатные растения (каланхоэ, базилик узкоцветковый, алоэ древовидное) обладают бактерицидными свойствами, укрепляют иммунитет. Они способны на расстоянии на 70% 2-3 метра снижать уровень вредоносной микрофлоры в воздухе.

Однако с каланхоэ нужно быть осторожными, так как это растение наряду с другими представителями семейства толстянковых (красула, эхеверия, очиток) могут вызвать сильнейшую аллергическую реакцию у человека на коже.

Какие растения не стоит нести в подарок школе? Ведь комнатные растения, подаренные в благих целях, могут принести не только пользу, но и вред, например, стать причиной аллергии как у взрослых, так и у детей.

Среди растений, которые могут вызвать аллергическую реакцию у человека, чаще всего отмечают содержащие эфирные масла, биологически активные вещества (алкалоиды и др.).

Аллергию может вызвать и тривиальная пыль, которая скапливается на листьях живых растений, на сухих декоративных фитокомпозициях или букетах.

Нельзя забывать и том, что аллергии способствует и пыльца цветущих растений, и разлетающиеся зрелые споры папоротников.

Ядовитый сок ряда растений семейства ароидных (аглаонема, диффенбахия, колоказия, алоказия, филодендрон) при попадании на кожу и слизистые оболочки (например, в процессе пересадки) вызывает их поражение. Ожоги кожи может вызвать и сок агавы при индивидуальной чувствительности к растению. А вот летучие выделения агавы прекрасно очищают воздух помещения от патогенных микроорганизмов.

Едкий млечный сок растений семейства молочайных (молочай, акалифа, кодениум) может вызвать аллергическую реакцию при пересадке, при обмывании листьев.

Нужно соблюдать осторожность при уходе за этими растениями.

Сок цикламена способен вызвать сильнейший ожог слизистой оболочки. Хотя, само по себе это растение не является аллергеном.

В школе следует исключить растения с яркими плодами (паслен, аглаонема, однолетний перец), а также кактусы.

Высокодекоративные растения из семейства кутровых (катарантус, олеандр, аламанда) в период цветения выделяют в окружающую среду большое количество душистых веществ, вызывающие аллергическую реакцию организма, которая выражается в затрудненном дыхании, в тахикардии, в сильных головных болях.

Эфирное масло, содержащееся в листьях герани, может восприниматься и как приятный аромат, так и как удушающий запах. Это зависит от индивидуальной переносимости человека.

Цветки эухариса и кринума (сем. Амариллисовых) у некоторых людей вызывают реакцию организма в виде аллергии из-за составляющих эфирных масел.

Размещение в помещениях должно быть очень ограниченным таких растений как кирказон или аристолохия (сем. Аристолохиевых).

Перечислим некоторые семейства растений, от контакта с представителями которых не было отмечено случаев аллергической реакции:

  1. Бегониевые (бегония);
  2. Бромелиевые (бромелия, ананас);
  3. Бальзаминовые (бальзамин или недотрога);
  4. Пальмовые (пальмы бутия, кариока, трахикарпус);
  5. Вересковые (азалия, вереск);
  6. Коммелиновые (традесканция, зебрина, рэо, арбутус, золотой ус, дихоризандра, сеткреазия) и др.

Вероятно, это связано с тем, что для нормального роста растений этих видов необходима высокая влажность воздуха, которая резко снижает количество пылевидных частиц в воздухе.

Анастасия Рогач
специально для интернет-портала
садового центра «Ваш сад»

Загрузка...