domvpavlino.ru

Презентация " песочная терапия". Презентация на тему "песочная терапия" Песочная терапия для детей дошкольного возраста презентация

Козыкова Людмила Владимировна

Воспитатель КГКП центр эстетического развития я/с № 15 « Бобек»



Педагогическое кредо

« Ребенок – это не сосуд который надо наполнить, а огонь,который надо зажечь»

Слова восточного мудреца


Тема по самообразованию:

« Песочная терапия»




Программа

Цель программы: развитие творческих способностей старших дошкольников посредством песочной терапии.


Программа

Задачи программы:

  • Изучить взгляды и рекомендации исследователей по проблеме песочной терапии.
  • Разработать систему занятий с детьми по песочной терапии.
  • Создать оптимальные условия для развития творческих способностей детей в детском саду.

«Пескотерапия как средство развития творческих способностей дошкольников»


Программа

Основная идея: песочная терапия – прекрасная возможность научить ребенка выражать свое отношение к окружающему миру и развивать его творческие способности.

«Пескотерапия как средство развития творческих способностей дошкольников»


Принципы реализации

  • Принцип позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей возможности и интересов.
  • Развивающий характер обучения основанный на детской активности.

Межпредметные связи

Игры

Организованная учебная деятельность

Исследовательская деятельность

Прогулки

Кружковая работа





Мы в песочнице играем, Строим домик из песка



«Осенние листочки» аппликация песком.


«Морские обитатели» аппликация песком.






Нередко руки сами знают, как решить головоломку, которую напрасно пытался решить интелект. К.Г. Юнг.

Животные, обитающие во всех природных зонах –джунглях, пустынях и лесах. Это могут быть любые млекопитающие, земноводные, грызуны, доисторические животные и обязательно звери из мультфильмов. 2.Птицы дикие и домашние, а также доисторические ящеры. 3.Насекомые –бабочки, жуки, пауки, мухи и кузнечики. 4.Обитатели морей и океанов –акулы, киты, дельфины, крабы, осьминоги и всевозможные рыбы. 5.Фигурки, изображающие людей разных профессий, а также людей разного пола и возраста. К этой группе также относятся фигурки персонажей любимых детских сказок. 6.Дома: жилища разных народов (палатки, шатры и т.д.) К этой группе относятся всевозможные предметы мебели для кухни, гостиной, спальни и ванной комнаты. 7.Муляжи продуктов питания и посуда –сковородки, тарелки, чашки, ложки и т.д. 8.Фигурки, изображающие всевозможный транспорт –наземный, воздушный и водный. 9.Деревья и растения (можно использовать настоящие растения).

Слайд 2

С чего все началось…

  • Слайд 3

    Цель песочной терапии

    Не менять и переделывать ребёнка, не учить его каким – то специальным поведенческим навыкам, а дать ребёнку быть самим собой.

    Слайд 4

    Задачи песочной терапии

    Развить самооценку и обрести веру в себя. Развитие познавательных психических процессов. Стать более ответственным в своих действиях и поступках. Развить большую способность к самопринятию. В большей степени полагаться на себя. Овладеть чувством контроля. Обучение искусству расслабления.

    Слайд 5

    Как это выглядит В техническом отношении все выглядит достаточно незамысловато: стол со стеклянной столешницей, которая снизу подсвечивается лампой. Над столом закреплена видеокамера, которая в режиме реального времени выводит на большой экран рисунки из песка, выполняемые художником. А дальше – творится волшебство… Метод рисования песком позволяет детям: Научиться осознавать себя и выражать собственные чувства. Улучшить прогресс в личностной коррекции. Усилить ощущение собственной личностной ценности. Развить чувство собственного контроля, прогнозирования. Раскрыть ресурсы и сделать их инструментом в жизни. Повысить мотивацию в деятельности. Проработать внутренние и межличностные конфликты, сложные ситуации, принять решение.

    Слайд 6

    ПРИЕМЫ РИСОВАНИЯ ПЕСКОМ Создание фона (собрать песок в кулак и равномерно рассыпать его по стеклу): -насыпание; наброс. Щепотка (насыпание песочной струёй: песок зажат в кулаке, слегка разжав кулак, высыпаем песок тонкой струйкой на поверхность стекла). Песочная струя: -песчинки попадают в одну точку- круг; -песочная струя рассыпается зигзагом- волны, чайки…; - песочная струя рассыпается дугой- холмы, горы…; - песочная струя рассыпается линией- дороги, дома…; - песочная струя рассыпается замкнутой линией- воздушные шары, облака…; - песочная струя рассыпается спиралью- порыв ветра, снежные бури…; Рисование пальцами- песок раздвигается пальцами по фону; Рисование тыльной стороной ладони одной руки и обеих рук одновременно (крылья птиц, бабочки…); Рисование подушечками пальцев (вода, дождь, звезды…); Линейный наброс песка (лучи солнца)

    Слайд 7

    Способы рисования песком Первым делом надо предложить детям воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравятся. И только после того, можно давать конкретные задания; Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами; Руки могут работать и как бульдозер, разгребая песок вокруг; Пальцами можно проделывать отверстия в песке или рисовать на нем; Дети очень хорошо расслабляются, пропуская песок между пальцами; Поначалу дети могут использовать указательный палец, так удобнее и привычнее; Для изображения солнышка можно предложить использовать кулачок; Для изображения волны в рисунке можно использовать кисть руки; На последующих занятиях можно осваивать новый способ рисования песком, путём отсечения лишнего.

    Слайд 8

    ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ Подготовительный этап. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), разработка конспектов и сценариев мероприятий, составление перспективного плана, нахождение и установление эффективных связей с родителями. Основной этап. .Подобрать художественное слово; пальчиковые гимнастики, дидактические игры. Ознакомление детей с нетрадиционными художественными техниками. - Учить создавать выразительные образы животных, птиц, людей, используя различные техники и материалы. - Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. На занятиях по рисованию познакомить детей с техникой раздувание краски, рисования пальчиками, монотипии, Учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях.

    Идея "песочницы". Принципы создания "песочницы" в условиях ДОУ. Главное достоинство игры в песок. Ребенку предоставляется возможность строить свой личный мир. Песок действует на детей как магнит. Какие дети особенно нуждаются в этой игре, игре в песок? Это дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и др. Песочница обладает психотерапевтическим эфектом, развивает творческий потенциал ребенка, активизирует пространствееное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику, настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира. Юнг утверждал, что процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике".

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Методы песочной терапии в работе педагога-психолога ДОУ

    Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла?

    Да, есть такая игра!

    Идея Песочницы великолепна, поскольку песок является тем удивительным природным материалом, который способен передать одновременно многое. И ощущение разнообразия природы, и ощущение возможностей своего тела, и сущности жизни вообще с её текучестью, неожиданностью, множеством форм.

    Какой же принцип положен в создание этой игры?

    Ребенок как бы выстраивает мосты между внутренним и внешним мирами.

    Каково главное достоинство этой игры? Главное достоинство Песочницы в том, что она позволяет ребёнку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трёхмерном пространстве.

    Ребёнку предоставляется возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосма, ощущая себя его творцом.

    Песок нередко действует на детей как магнит.

    Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д.

    А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру

    Фигурки – высотой не более 12 см по группам: транспорт, люди, животные, природный материал, жилища, деревья, сказочные герои, украшения, инструменты для работы с песком (лопаточки, совочки, палочки, кисти, сеялки и др.)

    Выбираем фигурки

    Для игры также потребуется вода (в кувшине, в пульверизаторе (лучше!)), воду давать дозировано.

    ХОЗЯИН-ХОЗЯЙКА для дошкольников должны быть природосообразные, песочносообразные (черепашка, скоробей, верблюд, ящерка…), знакомые детям (соответственно возрасту).

    Какие дети особенно нуждаются в этой игре? Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и др. особенно нуждаются в Песочнице. Как показали исследования, Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.

    Какое влияние оказывает на ребёнка эта игра? Песочница не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.

    Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.

    Игровые методы могут применяться: -с целью диагностики; -с целью оказания первичной психологической помощи; -в процессе краткосрочной психотерапии; -в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.

    Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

    Дидактические игры (этап прикосновений и игр на поверхности песка) «песочный дождик» «песочный ветер»

    Упражнение «необыкновенные следы» «прыгают зайцы» «идут медвежата»

    «ползут змейки»

    «отпечатки»

    Отпечатки на мокром песке

    «узоры на песке»

    «рисунки»

    Игра «мины»

    Упражнения на развитие Фонематического восприятия

    Психопрофилактические игры: «ладони»,

    «победитель злости»,

    «песочный круг» или «круг радости»

    Личное пространство

    «моё, твоё, наше»

    Образовательные цели: ориентация на «песочном листе» («путешествие за кладом»),

    Юнг утверждал, что процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике".

    Игру с песком нельзя интерпретировать. Психолог должен выполнять роль внимательного зрителя. Позиция психолога - это "активное присутствие", а не руководство процессом.

    Спасибо за внимание!


    Выполнила:

    студентка 3Ф-353 -

    3 Лукьянова Мария Сергеевна

    Использование песочной психотерапии в детском саду.

    Применение песочницы наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, предлагаемая техника может оказаться весьма полезной.

    Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определённых речевых нарушений. Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с

    другими героями.

    Песочная терапия - одна из разновидностей

    игротерапии. Метод песочной терапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Этот вид терапии используется при сильнейших эмоциональных нагрузках. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности.

    На детей песок действует как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не

    развивается в психическую травму, определенным

    Задачи песочной терапии

    согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку:

    - развить более позитивную Я-концепцию;

    - стать более ответственным в своих действиях и поступках;

    - выработать большую способность к самопринятию;

    - в большей степени полагаться на самого себя;

    - овладеть чувством контроля;

    - развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

    - развить самооценку и обрести веру в

    Цель такой терапии -не менять и

    переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

    Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.

    Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей “отыграть” свой опыт и

    чувства-наиболее естественная динамическая

    Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.

    Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того, чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д.. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально.

    Формы и варианты песочной терапии

    Игровые методы могут применяться:

    С целью диагностики; -с целью оказания первичной

    психологической помощи; -в процессе краткосрочной психотерапии; -в процессе долгосрочного

    психотерапевтического воздействия.

    Игры с песком

    Все дети любят играть с песком. Такие игры успокаивают и расслабляют. Вот два варианта таких игр...

    Раскопки. Нужно заранее закопать в песок маленькие предметы: ложку, пробку, ручку и т.п. Ребенок должен их раскопать и вместе со взрослым придумать историю о том, кому принадлежали эти вещи.

    Чьи следы. Можно играть с небольшой группой детей или с одним ребенком. Один участник игры рисует на песке следы животного. Все остальные должны угадать, кому принадлежат следы.

    Игры с песком для детей от года до трех лет.

    «Норки для мышки»

    Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка- норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.

    «Я пеку, пеку, пеку»

    Ребенок «выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол.

  • Загрузка...