domvpavlino.ru

Порядок и правила складирования материальных элементов на стройплощадке. Порядок и правила складирования материальных элементов на стройплощадке Организация и технология выполнения работ

строительный погрузочный складирование

Элементы сборных конструкций, предназначенные для складирования у строящегося объекта в зоне действия монтажного крана, разгружают преимущественно автомобильными кранами, кранами на пневмоколесном и гусеничном ходу. Использовать для разгрузки на склад монтажный кран в рабочие монтажные смены не следует. Это можно допускать только в те смены, когда монтажные работы не производятся.

Если элементы сборных конструкций, доставляемые для раскладки у места монтажа, имеют очень большую массу и для их разгрузки нецелесообразно завозить на стройку дополнительно разгрузочный кран большой грузоподъемности, их разгружают монтажным краном.

Площадки для складов конструкций планируют с уклоном для стока воды в водоотводные каналы, оборудуют с освещением для работы в темное время суток и располагают по одну или обе стороны железнодорожных путей или автодорог, по которым конструкции завозят на склады и перемещают разгрузочные монтажные краны. Ширину складских площадок назначают из условия возможности обслуживания их кранами. Более тяжелые элементы укладывают поближе к крановым путям, а легкие - дальше.

Размеры площадей складов назначают с учетом необходимого запаса конструкции на складе для подготовки их к монтажу и бесперебойного производства монтажных работ. При этом исходят из договорных условий снабжения и транспортирования конструкций с заводов на строительство. Нормы складирования элементов стальных и железобетонных конструкций на 1 м2 площади склада определяются нормативными документами.

Элементы сборных конструкций в большинстве случаев укладывают на складах в том положении, в котором их перевозили в транспортных средствах. Исключение составляют крупные блоки стен высотой более 1,25 м, которые перевозят в горизонтальном положении, а укладываются на складе в вертикальном положении.

Большое число элементов сборных конструкций, например: балки, ригели, колонны, плиты, панели перекрытия, лестничные марши, плиты балконов укладываются на складах в многоярусные штабеля горизонтальными рядами. Каждый штабель укладывают на два лежня или подкладных бруса, между рядами штабелей устраивают по две прокладки. Прокладки располагают строго в двух вертикальных плоскостях с подкладками. Расстояние между подкладками, а следовательно, и прокладками принимают такими, чтобы в элементах конструкций не возникало недопустимых остаточных деформаций и перенапряжений. Для таких элементов как железобетонные колонны, которые укладывают на складах в отличном от проектного положений, места расположения подкладок определяют расчетом при проектировании этих элементов, производя проверку их на прочность при транспортировании и складировании. Эти места отмечают на элементах при их изготовлении. У колонн обычно в этих местах располагают петли для подъема.

Несколько иначе укладываются в штабеля одностенчатые стальные прокатные и составные балочные элементы конструкций и колонны при горизонтальном положении их стенок. Под штабеля таких элементов и между рядами в них укладывают по несколько подкладок и прокладок с расстоянием между ними 3-4 м.

Высота штабелей, исходя из условий их устойчивости, техники безопасности, сохранности конструкций и удобства строповки элементов, не должна превышать: стальных конструкций - 1,5 м; блоков фундаментов и стен подвалов, колонн, лестничных площадок - четырех рядов; балок (на ребро) - трех рядов; плит и настилов перекрытий до десяти рядов (2,5 м), лестничных маршей - пяти рядов.

При расположении штабелей на складах между каждыми двумя их рядами оставляют проходы не менее 70 см. Такие же проходы оставляют через каждые 25 м рядов штабелей. Промежутки между смежными штабелями в рядах оставляют не менее 20 см. Расстояние от штабелей до ближайшего рельса железнодорожного пути принимают не менее 2 м. Элементы конструкций укладывают в штабеля нанесенными на них марками в сторону проходов, а подъемными петлями вверх.

Неустойчивые при установке на склад в вертикальном положении элементы сборных конструкций складируют в кассетах различной конструкции, прислоненными в слегка наклонном состоянии к вертикальным упорам-стойкам.

При приеме доставленных конструкций осуществляют их наружный осмотр, проверяют основные размеры, расположение закладных деталей, выпусков арматуры, фиксаторов, подъемных петель, монтажных отверстий, а также наличие дефектов заводского изготовления и дефектов, могущих возникнуть в процессе транспортирования. Элементы несущего каркаса (колонны, подкрановые балки, фермы и балки перекрытий и т.д.) проверяются поштучно. Остальные элементы проверяют выборочно.

При обнаружении отклонений от проектных размеров, превышающих допустимые, регламентированные СНиП, а также при обнаружении других заводских или транспортных дефектов составляют соответствующий акт с вызовом в необходимых случаях представителей завода или транспортной организации. На основании этого акта решается вопрос о возможности использования дефектных конструкций или их исправление силами завода, транспортной организации или за счет строительно-монтажной организации.

Принятые конструкции сортируют и укладывают на складе по объектам и маркам, сверяют их наличие с накладными и регистрируют в комплектовочной ведомости.

Элементы сборных конструкций, предназначенные для складирования у строящегося объекта в зоне действия монтажного крана, разгружают преимущественно автомобильными кранами, кранами на пневмоколесном и гусеничном ходу. Использовать для разгрузки на склад монтажный кран в рабочие монтажные смены не следует. Это можно допускать только в те смены, когда монтажные работы не производятся.

Если элементы сборных конструкций, доставляемые для раскладки у места монтажа, имеют очень большую массу и для их разгрузки нецелесо­образно завозить на стройку дополнительно разгрузочный кран большой грузоподъемности, их разгружают монтажным краном.

Площадки для складов конструкций планируют с уклоном для стока во­ды в водоотводные каналы, оборудуют с освещением для работы в темное время суток и располагают по одну или обе стороны железнодорожных путей или автодорог, по которым конструкции завозят на склады и пере­мещают разгрузочные монтажные краны. Ширину складских площадок назначают из условия возможности обслуживания их кранами. Более тяже­лые элементы укладывают поближе к крановым путям, а легкие - дальше.

Размеры площадей складов назначают с учетом необходимого запаса конструкции на складе для подготовки их к монтажу и бесперебойного производства монтажных работ. При этом исходят из договорных условий снабжения и транспортирования конструкций с заводов на строительство. Нормы складирования элементов стальных и железобетонных конструкций на 1 м 2 площади склада определяются нормативными документами.

Элементы сборных конструкций в большинстве случаев укладывают на складах в том положении, в котором их перевозили в транспортных средст­вах. Исключение составляют крупные блоки стен высотой более 1,25 м, ко­торые перевозят в горизонтальном положении, а укладываются на складе в вертикальном положении.

Большое число элементов сборных конструкций, например: балки, ри­гели, колонны, плиты, панели перекрытия, лестничные марши, плиты бал­конов укладываются на складах в многоярусные штабеля горизонтальными рядами. Каждый штабель укладывают на два лежня или подкладных бруса, между рядами штабелей устраивают по две прокладки. Прокладки распола­гают строго в двух вертикальных плоскостях с подкладками. Расстояние между подкладками, а следовательно, и прокладками принимают такими, чтобы в элементах конструкций не возникало недопустимых остаточных деформаций и перенапряжений. Для таких элементов как железобетонные колонны, которые укладывают на складах в отличном от проектного поло­жений, места расположения подкладок определяют расчетом при проекти­ровании этих элементов, производя проверку их на прочность при транс­портировании и складировании. Эти места отмечают на элементах при их изготовлении. У колонн обычно в этих местах располагают петли для подъема.

Несколько иначе укладываются в штабеля одностенчатые стальные прокатные и составные балочные элементы конструкций и колонны при горизонтальном положении их стенок. Под штабеля таких элементов и ме­жду рядами в них укладывают по несколько подкладок и прокладок с рас­стоянием между ними 3-4 м.

Высота штабелей, исходя из условий их устойчивости, техники безопасности, сохранности конструкций и удобства строповки элементов, не должна превышать: стальных конструкций - 1,5 м; блоков фундаментов и стен подвалов, колонн, лестничных площадок - четырех рядов; балок (на ребро) - трех рядов; плит и настилов перекрытий до десяти рядов

(2,5 м), лестничных маршей - пяти рядов.

При расположении штабелей на складах между каждыми двумя их ря­дами оставляют проходы не менее 70 см. Такие же проходы оставляют че­рез каждые 25 м рядов штабелей. Промежутки между смежными штабелями в рядах оставляют не менее 20 см. Расстояние от штабелей до ближайшего рельса железнодорожного пути принимают не менее 2 м. Элементы конст­рукций укладывают в штабеля нанесенными на них марками в сторону проходов, а подъемными петлями вверх.

Неустойчивые при установке на склад в вертикальном положении эле­менты сборных конструкций складируют в кассетах различной конструк­ции, прислоненными в слегка наклонном состоянии к вертикальным упо­рам-стойкам.

При приеме доставленных конструкций осуществляют их наружный осмотр, проверяют основные размеры, расположение закладных деталей, выпусков арматуры, фиксаторов, подъемных петель, монтажных отверстий, а также наличие дефектов заводского изготовления и дефектов, могущих возникнуть в процессе транспортирования. Элементы несущего каркаса (колонны, подкрановые балки, фермы и балки перекрытий и т.д.) проверя­ются поштучно. Остальные элементы проверяют выборочно.

При обнаружении отклонений от проектных размеров, превышающих допустимые, регламентированные СНиП, а также при обнаружении других заводских или транспортных дефектов составляют соответствующий акт с вызовом в необходимых случаях представителей завода или транспортной организации. На основании этого акта решается вопрос о возможности использования дефектных конструкций или их исправление силами завода, транспортной организации или за счет строительно-монтажной организации.

Принятые конструкции сортируют и укладывают на складе по объектам и маркам, сверяют их наличие с накладными и регистрируют в комплекто­вочной ведомости.

Литература:

Контрольные вопросы:

1. Виды и классификация строительных грузов.

2. Виды и назначение транспорта в строительстве.

3. Выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

4. Порядок и правила складирования материальных элементов на стройплощадке.

Задания и тесты ответов:

1. Определить норму выроботки рабочего каменщика за 1 час и за одну смену. При кладке стен толщиной 2 кирпича с расшивкой, средней сложности.

Находим норму времени по ЕНиР сб. 3 Н.врем. = 3,5 ч. на 1м 3 кладки.

По известной формуле (1.1) находим норму выроботки:

За 1 час. Н.выр. = 1/3,5 = 0,286 м 3 ;

За одну смену (8 часов) Н.выр. = 8/3,5 = 2,3 м 3 .

2. Определить норму выработки за 1 час и за 1 смену рабочего землекопа при разработке грунта III группы (суглинок) в ручную, в траншеях глубиной до 1,5 м.

3. Определить норму выработки за 1 час и за 1 смену рабочего штукатура при выполнении обычной улучшенной штукатурки стен вручную.

4. Выполнить классификацию следующих процессов строительного производства по технологическим признакам: заготовительные, ведущие, разгрузочные, простые, сложные, транспортные, механизированные, комплексные, вспомогательные, основные, подготовительные, ручные, полумеханизированные, совмещённые, монтажно-укладочные, трудовые.

(4 ответа верные).

5. Назовите действующие формы оплаты труда рабочих в строительстве из ниже перечисленных: сдельная, премиальная, поурочная, повременная, аккордная, безнарядная, бригадная, индивидуальная, договорная, ежедневная, ежемесячная. (3 ответа верные).

6. Распределить по циклам подземному, надземному, отделочному следующие виды работ: установка оконных и дверных блоков, монтаж панелей стен, устройство фундаментов, кровельные работы, кладка стен и перегородок, штукатурные, молярные, отмостка, остекление.

Раздел второй. Технология устройства земляных и заглубленных в грунт сооружений

Складирование сборных элементов

Склады размещают на спланированной площадке с учетом стока ливневых и талых вод. Склады делят на центральные у путей прибытия грузов и приобъектные.

Величина запаса сборных конструкций зависит от условий доставки и может изменяться от полного объема элементов на здание практически до нуля, когда монтаж здания осуществляют с транспортных средств. Обычный запас конструкций - на 3…7 дней работы монтажных кранов. В отдельных случаях запас конструкций может быть доведен до 1 месяца.

При хранении конструкций на приобъектном складе необходимо:

раскладывать сборные элементы и размещать штабеля в зоне действия монтажного крана с учетом последовательности монтажа;

конструкции, имеющие большую массу (или парусность), располагать вблизи монтажного крана;

хранить сборные элементы в условиях, исключающих их деформирование и загрязнение;

на территории склада установить указатели проездов и проходов; использовать в местах опирания деревянные прокладки размером 6 х 6 и 8 х 8 см

с учетом соосности их расположения.

С целью сокращения площади склада конструкции обычно хранят в штабелях. Проходы между штабелями устраивают в продольном направлении через каждые два смежных штабеля, в поперечном - не реже чем через 25 м. Ширина поперечных проходов должна быть не менее 0,7 м, а разрывы между штабелями - не менее 0,2 м. Складирование элементов необходимо организовать так, чтобы был доступ к любой конструкции для возможности определения ее маркировки и подготовки к монтажу.

Площадки под штабеля на складах предварительно выравнивают, грунт уплотняют, чтобы прокладки не проседали, иначе изделие будет опираться не на подкладки, а на грунт и сломается из-за неправильного распределения нагрузок.

Сборные бетонные и железобетонные элементы укладывают в штабеля по следующим схемам.

Рисунок 1. Штабеля железобетонных конструкций: а - фундаментные плиты, б - ригели, в - плиты перекрытий, г - лестничные марши.

Плиты фундаментов (рис. 1а) и блоки стен подвалов располагают штабелями высотой не более 2600мм на подкладках и прокладках, которые устанавливают на расстоянии 30...500 мм от торцов блоков.

Прямоугольные ригели (прогоны) (рис. 1б) высотой до 600мм укладывают на ребро, не более трех рядов по высоте, с подкладками и прокладками, расположенными на расстоянии 500... 1000мм от торцов; ригели верхнего ряда в штабелях скрепляют между собой за монтажные петли.

Многопустотные плиты перекрытий (рис. 1в) и плиты покрытий укладывают в штабеля высотой не более 2500мм плашмя до 8... 10 рядов в зависимости от прочности основания склада; прокладки и подкладки располагают перпендикулярно пустотам на расстоянии 250...400мм от краев плиты.

Лестничные марши (рис. 1г) складируют ступенями вверх; высота штабелей 5...6 рядов. Подкладки и прокладки располагают вдоль маршей на расстоянии 150...200мм от их краев. Лестничные площадки размещают в горизонтальном положении не более чем в четыре ряда по высоте, подкладки и прокладки устанавливают на расстоянии 150...200мм от торцов.

При укладке изделий в штабеля следят, чтобы изделия и прокладки располагались правильно в соответствии со схемами - неправильное складирование сборных элементов (рис. 2а, б) неизбежно приводит к их разрушению.

Рисунок 2. Разрушение железобетонных плит при неправильном складировании: а - подкладки расположены не по одной вертикали, б - три подкладки вместо двух и не по одной вертикали.

Крупнопанельные перегородки размером на комнату (рис. 3) хранят в вертикальном или слегка наклонном положении в кассетах или пирамидах. Опорные части 4 пирамид имеют небольшой наклон в сторону каркаса 1 пирамиды, за счет чего образуется прямой угол между пирамидой и опорой.

Рисунок 3. Складирование панелей перегородок: 1 - каркас пирамиды, 2 - стремянка и ограждения, 3 - панели перегородок, 4 - опорная часть

Благодаря этому устанавливаемые в пирамиду панели 3 опираются на настил опор пирамиды всей площадью торцовой грани, а не ребром, что исключает повреждение граней панелей.

Нетиповые изделия (лестничные площадки, перемычки, детали ограждений) завозят на стройки в контейнерах и хранят на складе в отдельных штабелях.

Железобетонные и бетонные детали и блоки размещают так, чтобы их заводскую маркировку можно было легко прочитать со стороны прохода или проезда, а монтажные петли изделий, уложенных в штабеля, были обращены кверху.

Изделия хранят в условиях, исключающих возможность их деформации, загрязнения и повреждения лицевых поверхностей (фактур).

Зимой не разрешается укладывать конструкции и детали на подкладки и прокладки, покрытые льдом; чтобы на конструкциях не застаивалась вода, их укладывают с небольшим уклоном. Сквозные отверстия в изделиях из бетона закрывают от попадания снега и образования наледи. Железобетонные детали периодически очищают от снега, не допуская их обледенения.

Доставленные на строительную площадку материальные элементы складируют на приобъектных складах, предназначенных для их временного хранения - создания производственного запаса.

Различают два основных вида производственного запаса: текущий и страховой. Текущий запас составляет материальный ресурс между двумя смежными поставками. В идеальном случае текущий запас должен быть достаточен для обеспечения производства работ. Однако, учитывая возможные срывы в поставке материальных элементов, создают страховой запас. Страховой запас компенсирует неравномерность пополнения текущего запаса.

Уровень производственного запаса зависит от принятой организации работ (например, монтаж «с колес» или со склада), отдаленности объекта от центральных баз обеспечения, вида транспорта и других факторов. Для ориентировочного определения уровня запаса в строительстве действуют специальные нормативы.

Приобъектные склады устраивают закрытыми, полузакрытыми и открытыми.

Закрытые склады служат для хранения материалов дорогостоящих или портящихся на открытом воздухе (цемента, извести, гипса, фанеры, гвоздей и других материалов). Их сооружают надземными и подземными, одно- и многоэтажными, отапливаемыми и неотапливаемыми.

Полузакрытые склады (навесы) сооружают для материалов, не изменяющих своих свойств от перемены температуры и влажности воздуха, не требующих защиты от прямого воздействия солнца и атмосферных осадков (деревянных изделий и деталей, рубероида, шифера и др.).

Открытые склады предназначены для хранения материалов, не требующих защиты от атмосферных воздействий (кирпича, бетонных и железобетонных элементов, керамических труб и др.). Склады, как правило, располагают в зоне действия монтажного крана, обслуживающего объект. Это позволяет использовать его для разгрузки поступающих грузов, в основном в нерабочие монтажные смены. В монтажные же смены для разгрузочных работ целесообразно применять более легкие (менее мощные) краны.

При расположении открытых складов на некотором удалении от строящегося объекта процессы разгрузки и укладки на складскую площадь осуществляют специальными разгрузочными кранами: козловыми, стреловыми, на железнодорожном, пневмоколесном и гусеничном ходу и башенными кранами-погрузчиками. Эти же краны используют для элементов и погрузки материальных элементов на транспортные средства для подачи к местам укладки (монтажа). Ширину складских площадок назна чают из условия возможности обслуживания их кранами. При этом тяжелые грузы укладывают ближе к крановым путям, а легкие - дальше, так как их можно поднимать кранами на большем вылете крюка.

Для каждого материала, сборных и других изделий отводят зоны для промежуточного хранения. Зоны складирования отделяют одну от другой сквозными проходами шириной не менее 1 м. В каждой зоне материальные элементы складируют с соблюдением определенных правил.

Обычный кирпич складируют отдельно по сортам и маркам, а лицевой, керамические стеновые и облицовочные камни дополнительно группируют по цвету лицевой поверхности. Кирпич, доставляемый на объект без контейнеров или пакетов, разгружают ручным способом и укладывают с перевязкой на поддоны или в штабеля высотой до 1,6 м. Кирпич, имеющий несквозные пустоты, укладывают пустотами вниз для того, чтобы в них не застаивалась вода, которая при замерзании может привести к разрушению кирпича. Кирпич, прибывающий в пакетах или на поддонах, укладывают на складе штабелями в один или два яруса.

Сборные железобетонные изделия и детали располагают в соответствии с рекомендациями рабочих чертежей на деревянных инвентарных подкладках и прокладках, места укладки которых должны соответствовать рискам на элементах. При укладке изделий в штабель прокладки между ними располагают одна над другой строго по вертикали. Сечение подкладок и прокладок обычно квадратное со стороной 6...8 см. Размеры подбирают таким расчетом, чтобы вышележащие сборные элементы не опирались на монтажные петли или выступающие части нижележащих элементов.

Сборные бетонные и железобетонные изделия укладывают в штабеля.

Фундаментные подушки и блоки стен подвалов располагают штабелями высотой до 2,3 м на подкладках и прокладках, которые укладывают на расстоянии 300...500 мм от торцов блоков.

Прямоугольные ригели, прогоны, перемычки высотой до 600 мм укладывают в штабель на нижнюю плоскость с подкладками и прокладками на расстоянии 500... 1000 мм от торцов. Высота штабеля не должна превышать трех рядов по высоте. Элементы верхнего ряда для большей устойчивости скрепляют между собой проволокой за монтажные петли.

Многопустотные плиты перекрытий и покрытий укладывают в штабели высотой до 2,5 м по высоте до 8... 10 рядов. Подкладки и прокладки располагают перпендикулярно пустотам на расстоянии 250...400 мм от краев плиты.

Лестничные марши складируют ступенями вверх, высота штабеля 5...6 рядов. Прокладки при перемещениях маршей краном располагают вдоль маршей на расстоянии 150... 200 мм от их краев, а при перемещениях вилочным захватом - поперек маршей. Лестничные площадки размещают горизонтально, в штабель не более 4 элементов, прокладки - на расстоянии 150...200 мм от торцов.

Стеновые панели и крупнопанельные перегородки, сплошные плоские панели перекрытий размером на комнату целесообразно складировать в вертикальном или слегка наклонном положении в кассетах или пирамидах. Опорная часть пирамид устроена с некоторым наклоном в сторону пирамиды. Это позволяет при установке сборных элементов опирать их всей нижней плоскостью, а не ребром, что исключает повреждение граней панелей.

Фермы и балки перекрытий высотой более 0,6м складируют в вертикальном или слегка наклонном положении с обеспечением упорами их устойчивости.

Стальные конструкции - одностеновые балки прогоны, стоики фахверка - укладывают штабелями с перекрестным расположением рядов в штабеле на двух прокладках. Элементы высотой более 600 мм устанавливают вертикально с устройством вертикальных упоров.

На приобъектных складах перед подачей элементов на монтаж осуществляют устранение дефектов, восстановление или нанесение маркировки и рисок, проверяют наличие закладных деталей при необходимости их очищают, подготавливают монтажные петли Для ряда элементов каркаса одноэтажных промышленных зданий (например, и ферм) осуществляют при необходимости монтажное усиление, а также обустройство навесными площадками, лестницами и др.

5.4. Требования к площадкам для складирования груза, подкладкам и прокладкам Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны размещаться на специально отведенной территории с ровным твер­дым покрытием или твердым грунтом, способным воспринимать нагрузки от грузов и подъемно-транспортных машин. Площадки для производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь уклон не более 5°; при применении авто- и электропогрузчиков - не более 3°.

Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть ограждены специальными ограждениями и оборудованы знаками безопасности по ГОСТ 12.4.026-76.

Ширина подъездных путей должна быть не менее 6,2 м при двустороннем движении транспортных средств и не менее 3,5 м при одностороннем движении.

Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь освещенность не менее 10 лк.

Метеорологические условия для производства погрузочно-раз­грузочных работ должны определяться по ГОСТ 12.1.005-78.

На площадках должны быть обозначены границы штабелей, проходов и проездов между ними. Не допускается размещать груз в проходах и проездах.

В зоне разгрузочной площадки не должны находиться действу­ющие электрические линии.

На погрузочно-разгрузочных площадках расстояния между транс­портными средствами для погрузки или разгрузки грузов должны быть не менее:

1 м - в глубину колонны транспортных средств;

1,5 м - по фронту склада;

1 м - от штабеля груза.

Крупногабаритные и тяжеловесные грузы должны укладываться в один ряд на подкладки прямоугольной формы.

Высота подкладок при штабелировании грузов должна быть не менее чем на 20 мм больше высоты монтажных петель или других выступающих частей.

Подкладки и прокладки в штабелях располагают в одной плос­кости во избежание местных перегрузок. Их длина должна быть не менее чем на 100 мм больше габарита опирания конструкции.

Запрещается применять подкладки и прокладки из твердокруглого сечения.

Подкладки должны быть прямоугольной формы.

5.5. Способы обвязки, зацепки и схемы строповки грузов

Строповка - это совокупность методов обвязки и зацепки гру­зов для их подъема и перемещения грузоподъемными машинами (кранами).

К строповке конструкций предъявляют следующие требования:

Строповые устройства, их крепление к поднимаемой конст­рукции и грузоподъемному крану должны быть надежными;

Трудоемкость и продолжительность операции строповки и расстроповки должны быть минимальными;

Использование строповых приспособлений, устройств долж­но быть многократным (приспособления должны быть инвентар­ными);

Расстроповка должна производиться на расстоянии (без подъема стропальщика к месту строповки);

Строповка должна исключать нарушение формы и прочно­сти конструкции, а также ее падение и опрокидывание.

Для строповки различных строительных грузов для разового подъема вместо специальных грузозахватных устройств можно при­менять обычные канаты путем вязки их в узлы и петли. Наиболее простые и надежные способы обвязки грузов приведены в табл. 2.1.

Для предохранения канатов от перетирания при обвязке грузов с острыми кромками следует устанавливать предохранительные подкладки.

При свободной укладке груза на петлевые стропы его переме­щение (независимо от числа петель на стропе) допускается только при наличии элементов, предотвращающих смещение в продоль­ном направлении.

При перемещении канатными стропами грузов, имеющих ост­рые ребра, необходимо между ребрами и канатами размещать про­кладки, предохраняющие последние от повреждений. Прокладки изготавливаются из дерева, разрезанной трубы, резинотканевых шлангов, плоских ремней и т.д.

Для обеспечения безопасной работы по перемещению грузов кранами на стройке разрабатываются схемы строповки перемеща­емых грузов, которые обязательно приводятся в ППР.

Строповка балок и труб показана на рис. 5.2, 5.3.

При выгрузке труб из полувагонов и погрузке их на трубовозы автотранспортное средство устанавливается параллельно рельсо­вому пути.

Кран располагают между трубовозом и полувагоном. Безопас­ность погрузочно-разгрузочных работ во многом определяется пра­вильным выбором грузозахватных устройств.

Подъем труб может осуществляться с применением торцевых захватов, состоящих из двух и более канатов с крюками на концах.

Для подъема длинномерных труб применяются специальные траверсы, имеющие крюки, которые могут фиксироваться в раз­личных положениях по длине в зависимости от длины труб, а так­же клещевые захваты.

Строповка металлопроката показана на рис. 5.4.

Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ. Владель­цем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей машин и узлов машин, пе­ремещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также спо­собов безопасного кантования грузов, когда такая операция про­изводится с применением крана.

Рис. 5.2. Строповка балок:

а - металлической (в обхват); б - железобетонной (в обхват); в - металлической (траверсой с клещевыми захватами); 1 - проставка

Особенно необходимо разрабатывать схемы строповки грузов, если:

Груз не имеет специальных устройств (петель, цапф, рымов и т.п.) для строповки;

Груз снабжен специальным устройством для строповки, но не может быть поднят с его помощью;

Груз представляет собой детали и узлы машин, перемещае­мые кранами во время монтажа, демонтажа или ремонта.

Рис. 5.3. Строповка труб:

а - торцевыми захватами; 6 - двухпетлевыми стропами со втулкой; в - балочной траверсой; г - клещевым захватом; д - полотенчатыми стропами; е - кольцевым стропом на удавку; ж - двухпетлевыми стропами (пакет труб); 1 - проставка

Если не имеется разработанных схем строповки, то подъем гру­за должен осуществляться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

Рис. 5.4. Строповка металлопроката:

а - одиночный груз; б - пакет листовой стали; в - бухты проволоки; г - пакет двутавровых балок; д - пакет листовой стали (захваты располагают симметрично относительно центра тяжести пакета на расстоянии 1/3 длины от края); е - экс­центриковые зажимные устройства; 1 - струбцина; 2 - скоба монтажная; 3 - проставка.

Схемы строповки грузов должны вывешиваться в местах производства работ либо выдаваться на руки стропальщикам или крановщикам.

При разработке схем строповки грузов необходимо соблюдать следующие правила:

Крюки стропов должны свободно заходить в зев петли, цапфы, рымы или другого грузозахватного устройства на грузе (см. рис. 1.8);

Крюки необходимо заводить с внутренней стороны изделий в сторону их центра тяжести;

Изделия должны крепиться за все петли (цапфы, рымы);

Ветви стропов во время подъема должны иметь одинаковое натяжение;

Угол между ветвями стропов не должен превышать 90°;

Неиспользованные концы стропа необходимо укреплять так, чтобы они при перемещении груза не задевали встречающиеся на пути предметы;

Заведенный в монтажную петлю (цапфу, рым) крюк стропа не должен соприкасаться с поверхностью стропуемого груза.

Фермы стропят либо непосредственно за верхние узлы, либо, при наличии строповочных отверстий, с помощью пальцев, встав­ляемых в эти отверстия.

Фермы (рис. 5.5) до 18 м обычно стропят за две точки, при длине свыше 18 м - за четыре точки или применяют траверсы решеточного типа различных конструкций, снабженные балансирными блоками, которые обеспечивают одинаковое натяжение ка­натов стропов во время подъема.

Ветви стропа не должны сильно отклоняться от вертикали, чтобы не создавалось излишнее сжатие в верхнем поясе фермы.

Лестничные марши (рис. 5.6) с площадками складируют на ребро на подкладках 100 х 150 мм с упорами. Лестничные марши без площадок или ступени укладывают плашмя на подкладках 200 х 150 мм и прокладках 80 х 80 мм, не выше чем в 5 рядов.

Рис. 5.5. Строповка (а) и складирование ферм на металлических опорах (б)

Рис. 5.6. Строповка лестничных маршей при погрузке - выгрузке (а), мон­таже (б), с удлинителем и вилочными захватами (в) и складирование лестничных маршей с площадками (г) и лестничных маршей без площа­док или ступеней (д):

1 - строп; 2 - удлинитель; 3 - вилочный захват; 4 - петля; 5 - страховочный винт

Рис. 5.7. Полужесткие стропы для пиломатериалов

(а - длинномерных; б - короткомерных; в - круглых короткомерных; г - длинномерных в паке­тах) и траверсы для лесоматериалов (д - короткомерных; е - длинномер­ных; ж - штабелей)


Рис. 5.8. Строповка оборудования:

а - сосуда двумя двухпетлевыми стропами; б - за­движки двухпетлевым стропом; в - агрегата двумя двух­петлевыми стропами; г - цилиндрического резервуара двумя двухпетлевыми стропами; д - короба двумя двух­петлевыми стропами; е - детали станка двумя двухпет­левыми стропами; ж - оборудования в деревянной таре двумя двухпетлевыми стропами

Строповка лесоматериалов показана на рис. 5.7, 5.8.

При строповке лесоматериалов обычные стропы не могут в пол­ной мере отвечать требованиям при производстве работ. При расцепке и вытаскивании стропов из-под пачки происходит раскаты­вание лесоматериалов.

Более рационально применять полужесткие стропы с тра­версами.

Находят применение и грейферные захваты, навешиваемые на автопогрузчики.

Загрузка...