domvpavlino.ru

Политический процесс: уровни и субъекты

4. Биологические качества человека.

5. Социальная составляющая человека.

6. Принципиальное различие человека и животных

7. Индивид, индивидуальность, личность.

1. Понятие "бытие"

2. Бытием обладают: - явления природы - человек

Сферы его деятельности

3. В сферу бытия входит: - мир мыслящих существ

И всего сотворенного ими

4. ФОРМЫ бытия:

Бытие процессов природы и всего, созданного человеком - Бытие человека - Бытие духовное

Социальное бытие

5. Бытие человека подразделяется на:

Индивидуальный аспект бытия человека - Личностный аспект бытия человека

17) Мышление

1. Понятие мышления

2. Биологическая основа, база и средство мышления.

3. Формы мышления

Ассоциативно-образные

Вербально-речевые

Деятельностно-орудийные

4. Социальная природа мышления

5. Опосредованный и личностный характер мышления

6. Процесс мышления проходит ряд этапов: - Формулирование задачи (вопроса)

Решение поставленной задачи (анализ и синтез) - Достижение нового знания

7. Особенности мышления: - Первобытного человека - Современного человека

8. Типы мышления:

Образное

- Понятийное(теоретическое)

Знаковое

1) Проблема познаваемости мира

1.различные подходы к проблеме а)признание познаваемости мира(объективное и субъективное отражение)

б)отрицание познаваемости мира(агностицизм) 2.место и роль познающего субъекта 3.основные формы чувственного познания а)ощущение б)восприятие в)представление

4.основные формы рационального познания а)понятие б)суждение в)умозаключение

5.связь чувственного и рационального познания

1. Что такое наука

2. История развития науки

3. Классификация наук

а) Науки о природе б) Науки об обществе в) Науки о познании г) Технические науки 4. Функции науки

а) Культурно-мировоззренческая б) Познавательно-объяснительная в) Прогностическая

5. Роль науки в современном мире

1. Понятие «истина» - Знание, соответствующее предмету познавательной деятельности.

2. Развитие направлений, изучающих истину

3. Абсолютная и относительная истина

4. Концепции истины а)концепция соответствия б)когерентная концепция истины

в)прагматическая концепция истины

6. Критерии истины

5. Практика – универсальный критерий истины.

4) Познание и знание

1.Проблемы познаваемости мира.

2.Чувственное и рациональное познания.

3.Истина и ее критерии.

а) предметно-практическая деятельность б)объективность в)логическая непротиворечивость

4.Особенности научного познания.

а)обнаружение объективных законов действительности б)предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. в)системность 5.Социальное и гуманитарное знание.

6.Многообразие человеческого знания.

5) Искусство

1. Понятие «Искусство»

2. Основные этапы Развития искусства в истории

3. Виды искусства:

а) архитектура б) Живопись в) Литература г) Музыка

4. Функции:

а) художественные б) общественно-преобразующие в) воспитательные г) эстетические

5. Роль искусства в современном мире

6) Духовная деятельность

1 Определение духовной деятельности

2 сущность духовной деятельности

3 духовная деятельность связана с с созданием: а-идей б-образов в ценностей

4 Виды дух деят. а познавательная

б ценностно-ориентировочная в прогностическая

5 Особенности проявления духовной деятельности

7) Многообразие путей познания мира

1.Познание как процесс получения знаний о мире

2.Основные пути(формы)научного познания а)миф б)жизненная практика(опыт)

в)обобщение опыта повседневной жизни г)искусство как специфическая форма познания 3.Научное познание мира и его особенности а)теоретический характер знаний б)стремление к объективности в)доказательность г)системность

1) Государственный бюджет

1.Понятие гос. бюджета

2.Структура гос. бюджета

3.Гос. долг

4.Разновидности бюджета а)дефицит б)профицит в)сбалансированный

5.Источники покрытия дефицита бюджета

6.Бюджетная сист. РФ а)федеральный бюджет б)региональный в)местный

2) Государство как институт политической системы

1. Понятие государства;

2. Признаки государства; а)публичная власть б)суверенитет в)Взимание налогов 3. Формы государства: а) формы правления;

б) формы территориального устройства; в) политические режимы;

4. Функции государства: а) внутренние; б) внешние.

3) Роль политических партий в жизни общества

1) Понятие политической партии

2) Отличительные черты и признаки политической партии

3) Функции политической партии в обществе. А)Представительство интересов социальных групп и слоев общ б)Борьба за обладание государственной властью в)Разработка и осуществление политического курса. г)Интеграционная 4) Типология (классификация) политических партий.

5) Идеологические основы формирования партий: а) консервативные партии; б) либеральные партии;

в) социал-демократические партии; г) коммунистические партии.

6) Многопартийность как норма жизни современного общества

4) Основные ценности демократии

1. Принципы демократии а народовластие

б гарант прав и свобод человека в равенство перед законом

г плюрализм во всех сферах общественной жизни д правило большинства и права меньшинства е всеобщие равные выборы

2. человек как главная ценность демократического общества

3. История становления демократии

4. преимущества и недостатки демократического режима.

5. проведение дем. выборов

а по мажоритарной системе б по пропорциональной в по смешанной

6. Рыночная экономика и демократический режим

5) Избирательные системы

1. Понятие избирательных систем (Что такое избирательная система?)

2. Компоненты избирательных систем

А) избирательное право Б) избирательный процесс

3. Принципы демократичного избирательного права А) равенство Б) всеобщность

4. Типы избирательной системы:

А) мажоритарная Б) пропорциональная В) смешанная

6) Политическая идеология

1. Понятие политической идеологии (Что такое политическая идеология?)

2. Функции политической идеологии:

А) образовательно-воспитательная Б) пропагандистская В) объединяющая Г) мобилизующая

3. Типы политической идеологии А) консерватизм Б) либерализм В) радикализм Г) социализм

4. Факторы приобщения к политическим идеологиям:

- политическая пропаганда

- пропаганда в СМИ

5. Влияние политических идеологий на жизнь общества.

7) Осуществление власти в РФ

1.Полномочия президента РФ а)вносит законопроекты в Государственную Думу

б)подписывает и обнародует федеральные законы в)осуществляет руководство внешней политикой РФ

2.Федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в подчинении президента РФ а)министерства РФ б)Федеральные службы в)Федеральные агентства 3.Судебная ветвь власти - Суды а)Верховный Суд РФ б)Конституционный суд в)Высший Арбитражный суд

8) Политическое поведение

1.Понятие политического поведения.

2.Формы и виды политического поведения:

1)политическая деятельность представителей государственных органов

2)поведение представителей политических партий

3)поведение общественных движений

4)поведение простых граждан

3.Выборы - массовая форма политического участия

4.Отклоняющиеся формы политического поведения:

1)нормативные

2)протестные

5.Формирование культуры политического поведения через:

1)систему образования

9) Политическое лидерство

1.Понятие полит.лидерства

2.Полномочия полит.лидера А)распоряжается материальными финансовыми ценностями Б)направляет волю,усилия людей 3.Качества полит.лидера А)компетентность Б)госуд.подход к делу В)высокая аналитичность ума Г)большая работоспособность

Д)твердость принципов и убеждений 4.Особенности полит.лидерства

А)заинтерес. В том,чтобы его поддерживали как можно больше людей

Б)может возд.на людей только при помощи СМИ и пропаганды В)обязательно имеет помощников 5.Фун-ии А)коммуникативная Б)интегративная В)ориентационная Г)мобилизационная 6.Виды лидерства А)традиционное Б)легальное В)харизматичное

7.Политическое лидерство в РФ

10) Политические идеологии

1) Политические идеологии - проявление теоретического уровня политического сознания.

2) Формы представления политической идеологии:

а) социально-политические теории б) политические программы

в) выступления государственных и политических деятелей

3) Основные политические идеологии: а) либерализм б) консерватизм

в) социал-демократия г) коммунизм

д) национализм и фашизм

4) Политическая пропаганда как средство продвижения политической идеологии.

5) Специфика формирования политических взглядов в современной РФ.

11) Роль выборов в политическом процессе

1)Определение понятия выборы

2)Виды избирательных систем: -пропорциональная -мажоритарная

3)Субъекты РФ в которые могут проходить выборы: -на пост президента -на пост региональных деятелей

На пост глав местного самоуправления -выборы в политические партии 4)Система избирательного процесса: -избирательное право -избирательный процесс 5)4 действия избирательного процесса: -подготовительная -выдвижение кандидата -предвыборная агитация

а)в органы местного самоуправления с 21 лет б)в органы регионального управления с 30 лет в)на пост президента РФ с 35 лет 7)Роль выборов политическом процессе в РФ

12) Политический процесс как совокупность видов политической деятельности субъектов

1. Понятие политического процесса как совокупности видов политической деятельности субъектов.

2. Субъекты политического процесса.

3. Стадии политического процесса: а)выявление и согласование интересов

б)формирование цели и программы деятельности в)реализация программы в деятельности социально-политических общностей

г)контроль за реализацией. Оценка результатов, определение ответственности 4. Понятие и специфические черты политической деятельности:

а)ориентация действий на проблемы всего общества б)использование политической власти как главного средства осуществления целей в)основным институтом решения проблем выступает государство 5. Политические компромиссы.

6. Политическая борьба как противостояние интересов политических субъектов: а) Виды: революционная и реформаторская б) Формы политической борьбы

в) Политическая борьба как противостояние интересов политических субъектов 7. Основные тенденции в развитии политического процесса в современной России

13) Политическая система как целостный механизм осуществления политической власти и Управления обществом

1) Структура политической системы и ее элементы а)организационная (институциональная) сфера - государство, партии и общественно-политические движения

б)нормативная сфера - политические, правовые, нравственные нормы, ценности, обычаи, традиции...

в)культурно-идеологическая сфера - политическая идеология и культура г)коммуникативная сфера - информационные связи и политические отношения

2) Функции политической системы:

а)определение целей,задач,программ деятельности общества б)мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей

в)интеграция всех элементов общества с помощью пропаганды общих целей и ценностей

3) Типология политических систем: а)демократические б)авторитарные в)тоталитарные

14) Выборы в Гос. Думу РФ

1. Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок проведения выборов в Гос. Думу РФ а)Конституция РФ б)ФЗ "О выборах депутатов Гос. Думы Федерального собрания РФ"

в)ФЗ "О выборах"

2. Сущность пропорциональной избирательной системы:

а)партийные списки б)пропорциональное распределение мандатов в соответствии с количеством полученных голосов

в)заградительный барьер и его назначение

3. Основные принципы избирательного права в РФ

4. Требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты Гос. Думы: а)российское гражданство б)достижение возраста 21 года

5. Результаты выборов 2007г. в Гос. Думу РФ

15) Роль СМИ в политической системе общества

1) Понятие о средствах массовой информации/ СМИ – четвертая власть в современной политической жизни./ СМИ – средства создания,

18) Политическая власть как особый вид общественных отношений

1.Властные отношения как особый вид общественных отношений

2.Виды власти

3.Причины возникновения политической власти

4.Субъекты политической власти а)народ как источник власти

б)политические элиты в современном обществе в)политические лидеры 5.Средства и способы осуществления политической власти

6.Гос-во как носитель политической власти. Особенности гос-венной власти: а)обязательность решения для всего населения б)вертикаль власти в)легальность в использовании силы.

19) Современные политические идеологии

1)Роль идеологии в политической жизни

2)Основные политические идеологии XX века: а)либеральная; б)консервативная;

в)социалистическая и социал-демократическая; г)идеология фашизма 3)Политическая идеология и политическое сознание: а)политическая пропаганда

б)СМИ и их роль в современной жизни 4)Развитие политических идеологий в современном мире

20) Демографическая ситуация в современной России

1.Что такое демографическая ситуация в общем. А)понятие демографического кризиса. Б)современная демографическая ситуация. 2.Демографическая ситуация.

А)в прошлые века Б) в современной России 3.статистика

А)соотношение мужчин и женщин Б)соотношение между трудящимися и пожилыми.

4.Факторы воздействия на демографическую ситуацию. А)войны Б)эмиграция

5.Ээконоческие кризисы, нестабильная соц. ситуация А)проблемы неполных семей -одинокие люди -увеличение числа

21) Тенденции развития демографического кризиса

1.Более позднее рождение детей

2.Сокращение числа на одну семью

3.Соотношение мужчин и женщин

4.Увеличение числа разводов

5.Соц. политика направленная на улучшение демографической ситуации А)материнский капитал Б)пенсионная реформа В)ипотека

22) Политическое участие

1. Понятие политического участия

2. Формы политического участия

а) опосредованное б) непосредственное (прямое)

в) автономное участие; г) мобилизационное участие.

3. Виды политического участия а) активное б) инициативное в) пассивное

г)поддерживающее

4. Мотивы участия избирателя в выборах: а) интерес к политике; б) политическая компетентность;

в) удовлетворение потребностей.

5. Политический абсентеизм.

23) Избирательная кампания в РФ

1. Избирательная система:

а) понятие «избирательная система»; б) структурные компоненты избирательной системы; в) понятие «избирательное право»; г) этапы избирательного процесса; д) типы избирательных систем.

2. Избирательная кампания:

а) понятие «избирательная кампания»; б) этапы избирательной кампании.

3. Политические технологии избирателя

24) Политический режим (ПР)

1) Понятие ПР

2) Структура ПР а)лидер

б)принадлежность власти в)участие общества в политике 3) Классификация ПР а) Демократический б) Тоталитарный в) авторитарный 4) Функции а)контроль б)регулирование в)управление

5) Роль ПР в жизни общества

25) Политический плюрализм. Становление многопартийности в России.

1. Понятие плюрализма.

2. Политический плюрализм: -признает

Создает необходимые условия для реализации -поощряет многообразие интересов политических организаций и интересов, конкурирующих между собой.

3. Плюрализм является полной противоположностью монополистического принципа организации общества.

4. Понятие политической партии

5. Признаками партии:

Наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегия партии; -наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни;

Субъекты и объекты политических процессов

Политический процесс – это одна из категорий анализа политики, рассмотрение политических событий во времени, как подверженных изменениям, упорядоченных действий

Определение 1

Субъект – это активно действующий индивид, политическая или общественная группа, представляющая и отстаивающая свои интересы в рамках текущего политического процесса.

К субъектам, представляющим политические организации и группы, относят, прежде всего, государство, политические институты, а также политические элиты и мировое сообщество в целом.

К субъектам, представляющим социальные группы и общности, относят этнические, религиозные и классовые группы населения.

Определение 2

Объект политики – это на, что направлено воздействие самих субъектов политики. К таким объектам можно отнести экономические, хозяйственные вопросы и т.д. При этом субъект политики при определённых обстоятельствах может сам становиться объектом в руках заинтересованных политических сил.

Классификация субъектов политики

Личность. Отдельная личность может, стать субъектом политики лишь полностью усвоив и осознав особенности политической и социальной жизни государства и общества. Приобретение же и освоение навыков политической жизни называется политической социализацией личности.

Выделяют три стадии политической социализации личности: дотрудовая, трудовая, послетрудовая.

Институтами, которые влияют на политическую социализацию личности, могут выступать родители, школа, университет, государство, политические партии, СМИ – печатные, электронные и Интернет.

Можно выделить следующие типы социализации

  • Гармонический – воспитание, основанное на приверженности к действующей власти и проводимой ею внутренней и внешней политике.
  • Конфликтный - означает воспитание на основе утверждение ценностей какой – либо политической, социальной, этнической или религиозной группы, что означает противостояние с носителями иных взглядов и норм политического поведения, в том числе и с государственной властью.
  • Плюралистический – воспитание, которое утверждает терпимость к другим политическим взглядам и мнениям.
  • Гегемонистический – означает воспитание в духе утверждения и насаждения собственных политических ценностей, и неприятие иных точек зрения и мнений.

Замечание 1

Стоит отметить, что в советское время главным и основным был гегемонистический тип политического воспитания. В настоящее время в России присутствует плюралистический тип.

Лидер – человек являющийся политическим субъектом имеющий возможность принимать важные решения и нести за них ответственность

Концепции, согласно которым даётся определения лидера и лидерства:

  • Теория черт – согласно данной теории лидером может стать человек, который обладает определёнными личностными качествами. Однако, нет единого мнения
  • по поводу того каковы эти черты.
  • Ситуационная теория – данная предполагает, что в определённой ситуации каждый человек может стать лидером из – за своих присущих именно ему качеств, важных и нужных в конкретный момент.
  • Теория последователей – согласно данной теории лидер выдвигается той или иной группой людей, которые готовы ему подчиниться и являются его последователями.
  • Синтетическая теория - феномен лидера и лидерства складывается из трёх составляющих – самого лидера, ситуации, его окружения.

Политическая элита

Определение 3

Политическая элита – группа лиц, которая составляет меньшинство любого общества, обладает властью, способностью принимать решения и оказывать непосредственное влияние на принятие этих решений.

Политическая элита может быть как носителем власти в данный момент, так и оппозиционной силой, контрэлитой.

Политическая элита объединена, несмотря на свою разнородность одним интересом – обладанием и удержанием в своих руках власти.

Замечание 2

«Железный закон олигархии», который сформулирован Робертом Михельсем гласит, что в любом обществе формируется небольшая группа которая берет на себя властные полномочия и ответственность за проводимую внутреннею и внешнею политику.

Отбор элиты происходит открыто через выборы, или закрыто через непубличные согласования и решения. Открытый отбор происходит в странах с демократическими режимами. Последний вариант действовал в советский период и распространён в странах с авторитарным режимом.

Народ как общность всего или большей части населения страны редко выступает как субъект политического процесса. В такой роли он может выступать лишь в моменты наивысшей опасности и угрозы, например в случае войны, или другой масштабной угрозы.

Народ делится на множество составляющих групп, которые намного чаще и активнее выступают как субъекты политики.

Классовые группы основаны на экономических, социальных интересов граждан и зависят от принадлежности к тому или иному экономическому классу. Согласно марксисткой традиции в капиталистическом обществе главными экономическими классами является буржуазия как собственник средств производства и пролетариат, как наёмный рабочий, продающий свой труд за определённую плату и работающий на капиталиста.

В современных российских условиях принадлежность к экономическому классу как субъекту политики определяется ринадлежностью к определённой отрасли промышленности (работники сырьевой промышленности имеют лучшее обеспечение, чем работники бюджетного государственного сектора); благополучием и стабильностью той или иной организации; регионом, в котором проживает работник, его экономическим состоянием.

Нация

В настоящий момент под определением «нация» понимаются два значения

Первое – нация как общность граждан всей страны без различий по этническому или религиозному признаку (французы, россияне, британцы).

Второе – нация – как этническая группа, этнос, определяемая единым культурным, языковым и историческим прошлым. В данном случае нация, этнос определяется как социо – культурное понятие и возможны существования различных наций – русской, татарской, бурятской и т. д. Отметим также, что принадлежность к этносу определяется только характеристиками культуры, в которой растёт и взрослеет человек.

Политический процесс обеспечивается функционированием политических институтов, а также деятельностью политических субъектов.

Субъект (от лат. subjectum – подлежащее) в "Толковом словаре русского языка" Д. Н. Ушакова определяется следующим образом: "Тот (или то), кто (или что) познает, мыслит и действует, в отличие от объекта, как того, на что направлены мысль и действие. Объект существует независимо от субъекта".

Субъект в политическом процессе – активно действующий индивид или группа, чьи действия направлены на достижение позитивных перемен в обществе, общественного благосостояния и устойчивого развития.

Развитие общества подчиняется социальным законам, которые представляют собой необходимые, постоянно повторяющиеся, объективные, т.е. независимые от сознания людей социальные связи между ними. Политический процесс как составляющая общественных процессов также подчиняется социальным законам, которые субъекты должны осознать и учитывать в своих действиях. Когда же политик исходит лишь из собственных интересов или интересов отдельной группы и при принятии политических решений руководствуется исключительно своей волей, то его действия становятся субъективистскими, противоречащими действительности. Субъективизм в политическом процессе приводит к накапливанию противоречий, углублению социальных и политических конфликтов. В российской политической истории многие проблемы объясняются волюнтаризмом высших лиц государства. Наиболее опасен субъективизм тогда, когда он будит у населения несбыточные надежды и чаяния, лишая его возможности реально оценивать настоящее и будущее.

Не менее опасен и объективизм – игнорирование роли сознания, рационального мышления, интуиции, прозрения, которые бывают особенно важны в кризисных ситуациях, когда требуется принять быстрое и правильное решение.

Объективность в политике обеспечивается профессионализмом правящей элиты и политической культурой масс.

Макс Вебер классифицировал субъектов политических действий по степени их профессионализма, разделяя их на "политиков по случаю", "политиков по совместительству" и "политиков по призванию".

Индивиды и группы становятся политическими субъектами, если обладают возможностями, способностями и ресурсами принимать политические решения, влиять на них и нести ответственность за свои политические действия.

Деятельность субъектов политических действий при этом может быть ограничена рамками политических институтов или совершаться вне их.

В иерархии политических институтов выделяется властвующий институт – государство. Кроме него в политике участвуют политические партии и общественно-политические движения и организации, церковь, СМИ.

Государство в политическом процессе выполняет роль рационализатора общественной жизни, организатора совместного политического бытия людей.

Вместе с тем любая абсолютизация его роли может привести либо к крайним формам политической динамики, либо к стагнации, которая, в свою очередь, может завершиться радикальными формами политического процесса – революциями, переворотами, войной.

Россия столкнулась и с другой угрозой этатизации (огосударствления) политических процессов. В общественном сознании закреплялось стремление ориентироваться на личность правителя, предъявлять высокие моральные требования к государству, не принимая свойственные западным обществам формально-нейтральные отношения к нему. Это приводило к снижению социальной активности общества, рождало иждивенческие настроения по отношению к государству.

Этатистский политический процесс отличается однонаправленностью (импульсы идут от государства к обществу), неподконтрольностью обществу. В этом случае деятельность государства глубоко скрыта от широкой общественности. Оно, по сути, стоит "над" обществом, обладает непререкаемым авторитетом.

В западных же системах в ходе демократизации сформировался тип общества, где главным субъектом политики становится представительная власть, сосредоточенная в открытых политических системах. Основной функцией государства стало установление правового порядка, главной задачей – организация общественной жизни как единого целого.

Опыт России показал, что переоценка государства приводит в конечном счете к застою. В то же время результатом недооценки значимости государства является рост криминальных и "теневых" структур, постепенное разрушение единства территории, накопление агрессии и рост недоверия, даже враждебного отношения населения к самому государству. Внеэтатистский политический процесс отличается, таким образом, элементами анархии.

Степень влиятельности государства определяет и роли других участников политических процессов – политических партий и общественно-политических движений, элит, граждан, ассоциаций и групп. На демократизацию политического процесса оказывает влияние политическая и правовая культура населения, особенности сто менталитета. Эти факторы обусловливают место рядовых участников в политическом процессе, разделяя его субъектов на группы аутсайдеров (людей, отчужденных от политической власти и политического участия) и инсайдеров ("своих" людей во власти или самих властных субъектов).

Возможности и условия активности этих групп прослеживают многие ученые.

Американский социолог Толкотт Парсонс в своих работах обращался к анализу роли активного политического действия человека в образовании систем. Через деятельность люди обмениваются ресурсами с окружающей средой, при этом происходит нарушение и восстановление энергетического баланса в обществе. В зависимости от того, в какой степени цели, которые ставят перед собой люди в своей деятельности, интересы и ценности, которыми они руководствуются при участии в политике, соответствуют наличным ресурсам, политические процессы могут представлять собой восстановление и нарушение баланса сил во взаимодействии с внешней средой (обществом). Их результатом при этом может быть формирование или разрушение политических систем.

Ресурсом восстановления или сохранения системы может стать социально-психологический потенциал нации, ее способность преодолевать кризисы и катастрофы. Пока в распоряжении нации находится также ресурс исторического творчества (способность осознавать себя единой нацией, уяснять свою историческую роль, умение отстаивать свои интересы и интересы общественного целого), она является политически и социально продуктивной нацией и "держит" общество в состоянии политической и социальной стабильности.

Развивая вслед за Т. Парсонсом деятельностный подход, американский социолог А. Этциони обосновал теорию коммунитаризма – "активного общества", отмечая значение мобилизационных сил коллективов и обществ. Деятельностный подход позволил определить место в политических процессах рядовых участников, а не только политических элит.

Другое представление о роли участников политических процессов формируется в неклассических теориях. Так, французский философ и социолог Ален Турен считает, что из анализа общественной жизни должно быть исключено понятие общества. Следовательно, меняются теоретические координаты рассмотрения политических процессов, формирования их движущих сил. Последние являются производными систем, в которых они выступают как автономные элементы, сами определяющие характер и направленность изменений систем, что требует иного подхода к анализу политических процессов.

Политические элиты, выступая во взаимодействии с другими субъектами и обладая ресурсами, действительно имеют большие возможности осуществлять политические изменения и тем самым создавать представления о группах, "творящих политику". Однако политическая элита, опирающаяся на начальном этапе преобразований на демократически настроенные массы, впоследствии отстраняет их от процессов контроля над властью и принятия политических решений, не дает возможности контролировать эти решения. В то же время для массовой активизации представителей различных социальных групп и отдельных индивидов необходимо накопление ими политического опыта и выработки привычки и умения отстаивать свои права.

Анализируя политические процессы в разных странах, можно убедиться, что неэлитные группы обладают немалым потенциалом активного политического участия, о чем свидетельствовали массовые выступления "цветной" молодежи США и Франции, студенческие массовые забастовки во Франции, волнения в Дании в декабре 2006 г. Причинами этих движений являются нарушения социально-экономических и гражданских прав отдельных групп населения. Но и само население достаточно социализировано и политически воспитано, чтобы немедленно включаться в протестные процессы, когда эти права нарушаются.

Картина протестных движений в современных обществах достаточно пестра, технологические возможности "групп влияния" усиливаются и приобретают новые формы. Так, в современную эпоху к традиционным факторам, вызывающим протестные движения, добавляются провокационные влияния различных групп интересов, "пятых колонн" национальных и молодежных движений (наподобие тех, которые готовили "оранжевую революцию" в Украине или движение "цветной" молодежи во Франции).

Основным источником устойчивых и динамичных связей в политических процессах является организованная человеческая деятельность . Именно в ней происходит соединение усилий субъектов в политическом пространстве и времени, образование устойчивых и динамичных связей их политического бытия. При этом формируется механизм переноса человеческих сил и способностей из сферы политической в сферу социальную, экономическую, культурную и т.д. Если в политических процессах человеческая деятельность приобретает совместный и согласованный характер, то возникают возможности направить власть на реализацию потребностей и интересов больших масс людей.

Субъекты политического процесса - это силы, способные участвовать в политическом процессе. Субъект политики - это конкретно-исторический носитель политической деятельности, направленной на завоевание, защиту и использование власти.

От субъектов политики следует отличать субъектов власти. Субъекты власти - общественные группы (элиты, лобби) и от­дельные индивиды (лидеры), выполняющие политические функ­ции и реализующие властные полномочия.

Статус субъекта политики (или политического актора) обре­тается путем политического и идеологического воспитания, ус­воения политических норм и принципов, приобщения к одной или нескольким организациям или группам.

Классификацию субъектов политики можно провести по не­скольким основаниям (табл. 10.2). Так, по уровню субъектов вы­деляют: личность, социальные общности, политические институты.

Личность - это потенциальный субъект политики. Чтобы стать реальным субъектом, человеку необходимо освоить полити­ческий опыт, выработать позицию в политическом процессе.

М. Вебер писал, что все индивидуальные участники политики делятся на три группы. Политики по случаю - люди, которые участвуют в политике время от времени. Политиками являемся все мы,

когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например, рукоплещем или протестуем на политическом собрании.

Таблица 10.2. Классификация субъектов политики

Политики по совместительству – те, кто более активен в политической жизни. Такие люди стремятся попасть в руководящие органы партий, входят в группы поддерж­ки. Политики по профессии - это те, для кого политика становит­ся делом жизни.

Социальные общности - совокупный субъект политики, от­ражающий коллективное сознание; группы людей, объединенных по различным социальным признакам, имеющих общие интересы.

Когда та или иная общность становится субъектом политики? Когда существует прочная связь между ее членами, осознание общих интересов, организация и координация действий руково­дящими центрами.

Социальная группа - объединение людей по какому-либо при­знаку.

Страта (от лат. стратум - слой) - объединение людей по ря­ду характеристик: доходы, владение собственностью, социальный статус, образ жизни.

Этнос - исторически сложившаяся на определенной террито­рии устойчивая группа людей, которая объединена общностью самосознания, языка, культуры, быта, социально-психологическо­го склада, традиций и обычаев.

Народ - это население всей страны; вся совокупность групп, страт, этносов данного общества; множество людей, имеющих общую историческую судьбу, социальный опыт, территорию, со­циально-психологические черты.

Политические институты - это учреждения или системы учрждений, организующие осуществление политической власти; устойчивые, исторически сложившиеся формы политической деятельности людей. Институты бывают формальными и неформальными. Институты - это установленные учреждения и правила, регулирующие определенную область политических отношений. Например, институт парламентаризма; институт исполнительной власти; институт главы государства; институт политических пар­тий; институт избирательного права.

Политический институт - это выражение формализации и де­персонализации политики. Возникновение института означает закрепление определенных правил и ритуалов поведения.

Можно классифицировать субъектов политики по их роли в политическом процессе (по Боднару):

Функциональные субъекты становятся таковыми лишь в оп­ределенной ситуации, будучи вовлеченными в конкретные поли­тические события.

Выделяется марксистская классификация субъектов полити­ки. В марксистских концепциях субъектность индивидов и групп, непосредственно участвующих в политике, определена характе­ром потребностей и интересов больших социальных групп, уров­нем их сознания и интеграции. Конкретные личности-политики действуют эффективно, лишь выражая интересы крупных обще­ственных групп. Марксисты выделяли первичных субъектов по­литики - прогрессивные социальные классы и вторичных субъек­тов - институты государства, партии, конкретные лидеры.

В бихевиористских концепциях, напротив, индивиды являются реальными субъектами истории. Коллективные формы деятельности рассматриваются лишь как сумма единичных действий.

Главным персонажем политики всегда был и остается человек, первичны в политике действия личностей. Однако, чтобы стать реальным субъектом политики, человеку необходимо осознать свое место в обществе, осмыслить мотивы своего поведения.

Вопрос о том, кто является субъектом политического процесса, был и остается весьма неоднозначным. В соответствии с наиболее «древней», восходящей к политическим идеям Платона и получившей теоретические обоснования в философии Гегеля и Ф. Ницше, элитарной теорией основными субъектами политики являются наиболее одаренные, «избранные» люди, т. е. элиты.

Марксистская теория исходит из того, что основными творцами истории и субъектами политики являются общественные (политические) классы, возглавляемые определенной политической организацией, например партией. Демократические концепции и теории декларируют принципы народовластия или демократического большинства в качестве субъекта политики.

Большинство современных исследователей сходятся во мнении о том, что субъектом политики могут быть любые формальные и неформальные организации, осознающие свои политические интересы и способные их защищать в политическом противоборстве.

Существует и иная точка зрения, в соответствии с которой субъектами политического процесса могут быть только формальные субъекты политических отношений, исполняющие свои политические функции.

Вопрос о субъективности не «политических» акторов, например массовых социальных движений, для современной России весьма актуален. Поэтому на нем необходимо остановиться более подробно.

В ст. 3 Конституции РФ говорится: «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ... Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Следовательно, с правовой точки зрения общественные движения, как определенная часть народа, все же являются источником политической власти и коллективным субъектом политических отношений. Кроме того, они имеют политические полномочия и законные основания осуществлять свою власть не только через представительные органы, но и непосредственно — через выборы, референдумы и массовые выступления.

Безусловно, субъект права и субъект политики - не тождественные понятия. Результативность конфликтного поведения «коллективного субъекта» в политическом конфликте зависит от его массовости, организованности, целеустремленности и решительности. «Бархатные революции» в Сербии, Грузии, Украине и народный бунт в Киргизии наглядно продемонстрировали способность народных масс выступать в качестве субъектов и участников политического процесса и добиваться поставленных целей. Кто организовывал выступления этих «субъектов» — отдельный вопрос.

«Коллективный субъект» политического процесса не является однородной монолитной группой. Уже на стадии своего формирования и развития он начинает структурироваться на: «активистов», «группы поддержки», «рядовых участников», «любопытствующих попутчиков» и др. Одновременно либо из своей среды, либо извне появляются легитимные, с точки зрения «коллективного субъекта», лидеры. Например, в Грузии и Украине выступления народных масс организовывались (провоцировались) под известных политических лидеров (Саакашвили, Юшенко), а польское движение «Солидарность» основных своих лидеров выдвинуло из своей среды. Так, бывший слесарь-электрик Л. Валенса стал не только одним из лидеров движения, но и президентом страны. Возглавившие движение лидеры наделяются полномочиями представлять интересы всего «коллективного субъекта». Таким образом, происходит субъективация , а само массовое движение переходит в ранг «участника конфликта», что не исключает его обратного перехода.

Некоторые авторы предлагают различать такие понятия, как «субъект политики» и «политический субъект». Для субъекта политики политическая деятельность является основной. К таковым можно отнести государство, политические партии, политические институты и организации, политических лидеров и др. К политическим субъектам относятся те, кто вынужден заниматься политикой помимо своей основной деятельности (рядовые граждане, социальные группы, общественные организации и др.). Если для первых — формальных субъектов — политическая власть и властные полномочия являются самоцелью, то для вторых — лишь средством решения своих социальных, экономических и иных проблем.

Субъектом политического процесса может быть реальный или потенциальный субъект политических отношений. При этом не имеет значения, является ли этот субъект институционализированным политическим актором или стал таковым лишь в результате тех или иных действий или событий.

Субъект политики - это актор политического процесса (политических отношений), носитель предметно-практической политической деятельности, способный оказывать воздействие на объект политики (власть и властные отношения).

Субъектами политики могут быть индивид, общественная группа и организация, политическая организация и движение, политические институты и государственные структуры; социальная общность (класс, нация, этническая или конфессиональная группа, общество); политические элиты или контрэлиты; государство, группы государств, мировое сообщество, т. е. все те, кто оказывает влияние на политический процесс в обществе или на международной арене.

Некоторые исследователи предлагают классифицировать субъектов политики следующим образом:

  • субъекты социального уровня: классы, этносы, группы, индивид, электорат, мафия, военно-промышленный комплекс, торговая буржуазия и т. д.;
  • институциональные субъекты политики: государство, партия, профсоюз, парламент, президент, университет и т. п.;
  • функциональные субъекты политики: армия, церковь, оппозиция, лобби, средство массовой информации, транснациональные корпорации и т. п.

Субъект политики должен обладать способностями и возможностями оказывать влияние на политические процессы, например принимать политические решения или приостанавливать их действие, организовывать политические акции или не допускать их проведения, активно участвовать в тех или иных политических событиях или сознательно их игнорировать.

Благодаря своим многочисленным качествам или занимаемой должности в политической структуре субъект политики наделяется определенными полномочиями принимать решения, касающиеся судеб многих людей. В то же время субъектом политики может быть и рядовой гражданин, если он своими действиями, своей позицией способен привлечь внимание широких социальных слоев, политической элиты и оказать определенное влияние на политический процесс. Субъект активен по своей природе и целенаправлен в своей деятельности.

В реальной политике субъектами, как правило, являются политические элиты и лидеры, которые могут входить в те или иные политические группировки, партии, движения, возглавлять государственные институты. Большие социальные общности, защищая свои интересы, также могут выступать в роли субъектов политики. Но разнородность интересов и сложность координации их деятельности нередко приводят к тому, что они становятся объектом манипулирования в чужой политической «игре».

Роль субъекта в политическом процессе, как уже отмечалось, является определяющей. Поэтому он должен также обладать необходимыми волевыми качествами и организаторскими способностями, чтобы привлечь на свою сторону необходимое для достижения цели число сторонников и соответствующие ресурсы. Трагедия современного российского общества состоит в том, что основные социальные слои и классы, в силу своей пассивности и неорганизованности, фактически отстранены от политики. Публичная политика в стране носит показной, декларативный характер, а реальные политические решения разрабатываются и принимаются теневой политикой и теневой экономикой в интересах властвующей элиты.

Личность как субъект политики

Личность — это совокупность (система) социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного развития, это социальная характеристика человека, которая определяется мерой усвоения человеком социального опыта.

В системе политических отношений личность является носителем определенных политических качеств и представляет собой элемент политической системы.

Некоторые исследователи связывают понятие «личность» с активной жизненной позицией человека или его включенностью в политическую деятельность. Так, В. А. Мальцев считает, что «человек тогда личность, когда занимает активную социальную позицию», «когда результаты реальной политики угрожают интересам не только группы принадлежности, но и самим личным интересам, личность (а не безличность!) обязательно включается в политическую деятельность».

Такое определение личности, по нашему мнению, неправомерно с научной точки зрения. Любой человек, прошедший определенную социализацию и усвоивший социально значимые качества (даже отрицательные), является личностью.

Что же касается социальной активности или включенности в политическую деятельность, то это качественные характеристики личности в определенных видах деятельности и не имеют никакого отношения к понятию «личность». Социально пассивный и не участвующий в политике индивид могут обладать многими весьма важными социальными качествами, т. с. быть личностью, но не являются субъектом политики.

Личность как субъект политики — это индивид, принимающий активное и осознанное участие в политической деятельности и оказывающий определенное влияние на политический процесс.

Еще Аристотель говорил, что человек есть существо политическое, так как он живет в государстве и вынужден, так или иначе, заниматься политикой. К этому высказыванию античного мыслителя можно добавить следующее: если человек сам не занимается политикой (не желает, не умеет и т. д.), то все равно он становится объектом чужой политики.

Дж. Локк впервые в научной теории разграничил такие понятия, как «личность», «общество», «государство», и поставил на первое место по своей значимости личность. Так возникла теория, предполагающая свободу личной индивидуальности, инициативу, предприимчивость, субъективность.

С появлением и развитием гражданского общества начинается движение от «мы» к «я», от безличной массы подданных, ориентирующихся на указания власти, к свободным индивидам-гражданам, способным отстаивать свои политические интересы.

В Конституции РФ гарантированы основные права и свободы личности. Граждане России могут свободно выражать свои взгляды и убеждения (если они не носят экстремистский характер); вступать в общественные организации и движения; самому создавать общественные организации и политические партии; принимать участие в представительных органах власти; избираться в любые представительные органы и властные структуры; участвовать в управлении делами государства.

Однако необходимо различать личность - субъект права и личность - субъект политики. Чтобы стать реальным субъектом политики, личность должна обладать определенным политическим капиталом, иметь свои (групповые) политические цели и интересы и заниматься политической деятельностью для их реализации. Индивид, способный привлечь на свою сторону значительный политический потенциал и готовый отстаивать свои интересы в реальном противоборстве, становится субъектом политического процесса. Субъект политики, избегающий политической борьбы, теряет свою «субъективность» (статус субъекта политики). Например, президент Киргизии А. Акаев во время народных волнений весной 2005 г., стремясь избежать кровопролития, покинул страну и потерял президентский пост. Николай II в феврале 1917 г. отрекся от престола и из субъекта политического конфликта превратился в его жертву.

Можно выделить следующие варианты участия (неучастия) личности в политике:

  • активное деятельное участие, когда политика является для личности профессией, призванием или смыслом жизни;
  • ситуационное участие, когда индивид участвует в политике, решая свои личные или групповые проблемы, либо выполняя свой гражданский долг, например принимая участие в выборах или выражая позицию соей социальной группы на политическом митинге;
  • мотивированное неучастие , как протест против проводимой политики;
  • мобилизационное участие , когда индивида принуждают принимать участие в тех или иных общественно-политических мероприятиях или событиях. Такое участие является наиболее характерным для тоталитарных и авторитарных режимов власти;
  • отстранение от любых политических событий, нежелание участвовать в политическом процессе, обусловленное личной аполитичностью и пассивностью.

В первых грех случаях личность выступает в роли субъекта политики, так как в той или иной мере может оказывать воздействие на политический процесс. В случаях, указанных в п. 4 и 5, личность не является субъектом политики. Аполитичные и пассивные личности легко поддаются политической манипуляции и, как правило, становятся объектом в «чужой» политике. При этом уместно напомнить слова, ставшие афоризмом: «Если вы не хотите заниматься политикой, то политика сама рано или поздно займется вами».

Степень вовлеченности личности в политику зависит от ряда субъективных и объективных факторов, в том числе от:

  • уровня политической культуры, гражданского самосознания и индивидуальной социальной активности личности;
  • степени ущемленности личных и групповых интересов и желания их защитить;
  • объективно сложившихся условий и предпосылок, стимулирующих социально-политические изменения в обществе;
  • возникшей в обществе (регионе) социально-политической и экономической ситуации;
  • обладания различного вида капиталом (экономическим, политическим, символическим и др.), позволяющим личности опираться на поддержку определенных социальных групп.

Подавляющее большинство рядовых граждан имеет возможность стать (ощутить себя) субъектами политики лишь в определенные периоды, например во время выборов, референдумов, политических демонстраций и др. В обычное время субъективная политическая деятельность является монополией профессионалов, которые, по мнению П. Бурдье, производят и предлагают выбирать гражданам политический «продукт», отвечающий, прежде всего, интересам монополистов. Поэтому реальным субъектом политики может быть лишь личность, имеющая поддержку определенной части политической элиты или широких социальных слоев.

В российской политической системе количество простых граждан — субъектов политики весьма ограничено, так как нет достаточно развитых институтов гражданского общества и соответствующей нормативно-правовой базы, которые способствовали бы вовлечению граждан в политическую деятельность.

Участники политического процесса и политическое участие

Большие социальные общности становятся непосредственными политическими субъектами, как правило, во время массовых политических событий: восстаний, революций и т. д. Но в более спокойное время они участвуют в политическом процессе через своих представителей, т. е. опосредованно. Поэтому в таких случаях к ним более подходит определение «участники политического процесса».

Участники политического процесса — это индивиды, группы, организации, трудовые коллективы, социальные общности и др., принимающие участие в тех или иных политических событиях или политической жизни в целом.

Если субъект политики, как правило, имеет свои интересы и цели в политике, свои способы и методы достижения этих целей и проявляет повышенную политическую активность и инициативу, то участник, как правило, не обладает всеми перечисленными качествами. Он может сознательно или не вполне осознанно принимать участие в политических событиях, может случайно быть вовлеченным в эти события или стать их участником но принуждению. Например, при коммунистическом режиме власти в СССР людей принуждали участвовать в массовых политических мероприятиях (субботниках, митингах, демонстрациях и др.), а к тем, кто не желал быть «массовкой» в чужой политической игре, применяли различные формы наказания.

В ходе развития политических событий субъекты и участники могут меняться местами. Так, рядовой участник массового политического события может осознать свой интерес в политике и выдвинуться в лидеры или быть избранным на руководящую политическую должность; а бывший политический функционер, утратив легитимность и занимаемую должность, может пополнить ряды простых участников политического процесса.

В каждом государстве в зависимости от , от уровня развития гражданского общества и политической культуры граждан, от исторических традиций и других факторов складывается та или иная форма и степень вовлеченности граждан в политический процесс. Такое вовлечение граждан в политику называется политическим участием.

Политическое участие следует отличать от таких сходных по смыслу понятий, как политическая деятельность и политическое поведение.

Политическая деятельность представляет собой совокупность организованных действий субъектов политики, направленных на реализацию общих задач политической системы.

Политическое поведение отражает качественную характеристику участия и деятельности.

Политическое участие — это вовлеченность граждан в политический процесс, в те или иные политические акции. Здесь речь идет прежде всего об участии в политике граждан, не претендующих на «звание» политиков-профессионалов, например, участие рядовых избирателей в выборной кампании.

Вовлеченность граждан в политический процесс, как уже говорилось выше, зависит от многих факторов, в том числе и от уверенности конкретного избирателя в том, что его голос на выборах окажет хоть какое-то положительное влияние на решение его личных проблем и на улучшение общей ситуации в стране.

Но в реальной жизни одни граждане, разочаровавшись в эффективности своего личного участия в политическом процессе, не желают в нем участвовать, другие не участвуют в силу своей пассивности, третьи игнорируют политические мероприятия по принципиальным соображениям. Есть категория граждан, не имеющих возможностей и средств для того, чтобы принимать участие в политическом процессе. Например, такие люди предпочитают в день выборов поработать на своем садовом участке. На эту проблему указывал еше Аристотель. Он, в частности, сетовал на то, что люди среднего достатка мало занимаются политикой, так как вынуждены зарабатывать себе на жизнь, когда другие митингуют.

В политической теории выделяют следующие причины и основания участия индивида и групп в политическом процессе:

  • стремление к реализации своих интересов, к получению выгоды от политического участия;
  • участие как стремление защитить свои интересы, например предотвратить сокращение производства в определенной отрасли промышленности;
  • желание выразить свою лояльность существующему режиму власти или поддержать ту или иную политическую партию, движение;
  • желание жизненного успеха и общественного признания через участие в политике;
  • понимание общественного долга и реализация собственных гражданских прав;
  • понимание (осознание) общественной значимости предстоящего политического мероприятия.

Существует также такой механизм вовлечения в политический процесс, как мобилизационное участие. Оно предполагает использование различных способов принуждения или поощрения для того, чтобы привлечь граждан к участию в том или ином политическом мероприятии. Например, во времена СССР человека, отказывавшегося пойти на голосование или митинг, могли лишить тринадцатой зарплаты или отодвинуть очередь на получение жилья. На проходивших в конце 2001 г. выборах президента Якутии избирателей завлекали на избирательные участки ценными подарками.

Существуют две основные формы политического участия граждан в политическом процессе: прямое и опосредованное.

Прямое участие предполагает, что индивид или группа лично участвует в том или ином политическом мероприятии, например, в выборах депутатов парламента. Опосредованное участие осуществляется через своих представителей. Например, всенародно избранный парламент от имени своих избирателей формирует правительство, издает законы, т. е. осуществляет политическое управление страной.

Исследователи проблемы делят различные виды участия на три основных типа:

  • участие-солидарность, направленное на поддержку существующей политической системы;
  • участие-требование или протест, направленное на частичное или радикальное изменение существующего курса развития общества;
  • девиантное участие — использование неконституционных, в том числе и насильственных, методов с целью свержения существующего режима (А. Маршалл).

Роль, значение и формы политического участия во многом зависят от типа политической системы, политического режима в стране. В демократической системе политическое участие является одной из форм участия граждан в управлении государством. Оно выполняет такие важные функции, как выдвижение требований для принятия необходимых политических решений, координация политического курса правительства и президента, контроль за исполнением тех или иных политических решений. Политическое участие может также подтвердить или опровергнуть легитимность существующего политического режима. Наиболее важная функция политического участия в демократическом обществе — участие в выборах с целью формирования государственных органов власти. Кроме того, политическое участие является эффективной формой политической социализации граждан. Принимая участие в политических событиях, граждане формируют определенные политические качества.

В тоталитарной политической системе, как правило, допускается лишь одна форма политического участия граждан — мобилизационная. Не санкционированные властью инициативы наказуемы. Обычно для очередной демонстрации единства народа и правящей элиты (партии или вождя) проводятся парады, шествия, митинги, выборные кампании, формы проведения, число участников и результаты которых заранее предопределены правящим режимом. Такое мобилизационное участие является одним из способов политической манипуляции и имитацией реального участия граждан в политическом процессе.

Загрузка...