domvpavlino.ru

Технологии управления эмоциями. Технология управления собственным поведением субъектов конфликтного противостояния

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. ГЕРЦЕНА»

Юридический факультет

Тема: Эмоции в конфликте

Санкт-Петербург 2015

Введение

1.1 Понятие эмоций

1.2 Эмоциональные состояния

2.1 Подавление эмоций

2.2 Работа с эмоциями

Заключение

Введение

Межличностные конфликты обычно бывают чрезвычайно насыщенными в эмоциональном отношении, ибо самым непосредственным образом связаны со сферой чувств, переживаний, желаний, стремлений человека. Межличностная конфронтация нередко возникает вследствие того, что один (или оба) из партнеров по совместному действию или общению из-за накопившегося раздражения начинает испытывать чувство гнева или страха по отношению к другому.

Преодолевать барьеры взаимопонимания, возникающие в различных ситуациях общения, непросто. Для этого нужно хорошо разбираться в нюансах человеческой психологии, в том числе и своей собственной. Значительно проще другое -- самому не создавать эти барьеры. Чтобы не оказаться основным препятствием на пути к взаимопониманию с окружающими, человеку необходимо знать психологические правила общения, и прежде всего, научиться управлять своими эмоциями, которые чаще всего становятся источником межличностных конфликтов.

Поляризация эмоциональных проявлений, свойственная современной цивилизации, стимулирует активный поиск рациональных приемов регуляции эмоций, выход которых из-под контроля угрожает и внутренней психологической устойчивости человека, и стабильности его общественных связей. Нельзя сказать, что проблема управления эмоциями характерна только для современного общества. Способность противостоять страстям и не поддаваться непосредственным побуждениям, несогласующимся с требованиями разума, во все века считалась важнейшей характеристикой мудрости.

1. Понятие эмоций. Эмоциональные состояния

1.1 Понятие эмоций

В конфликтной ситуации эмоции играют значительную роль. Порой эмоции способны заставить действовать нерационально. Искусство управления собственными эмоциями состоит в умении направлять их в нужное русло. Реакции, основанные на эмоциях, часто приводят к конфликтам, а в конфликтной ситуации приводят к эскалации противодействия. Такое развитие событий негативно как для самих оппонентов, так и для коллектива.

Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют эмоциями.

Эмоциями считают непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние его особенности Аверченко Л.К., Андрюшина Т.В. Психология и педагогика: Учебное пособие - М.- Новосибирск: ИНФРА-М-НГАЭиУ, 2000 г. .

Эмоции являются одним из главных регуляторов психической жизни и возникают в процессе практически любой активности человека.

Выделяют различные виды эмоций. Тон ощущений (реакции, сопровождающие вкусовые, болевые, слуховые и другие ощущения) - простейшая форма эмоций. Они могут быть положительными - побуждать человека к повторному позитивному переживанию - и отрицательными - побуждать к избеганию подобных переживаний.

Выделяют три пары наиболее простых эмоциональных переживаний.

"Удовольствие -- неудовольствие". Удовлетворение физиологических, духовных и интеллектуальных потребностей человека отражается как удовольствие, а неудовлетворение -- как неудовольствие. В основе этих простейших эмоций лежат безусловные рефлексы.

"Напряжение -- разрешение". Эмоция напряжения связана с созданием нового или ломкой старого образа жизни и деятельности. Завершение этого процесса переживается как эмоция разрешения (облегчения).

"Возбуждение -- успокоение". Эмоция возбуждения определяется импульсами, идущими в кору головного мозга из подкорки. Расположенные здесь эмоциональные центры активизируют деятельность коры. Торможение корой импульсов, идущих из подкорки, переживается как успокоение Аверченко Л.К., Андрюшина Т.В. Психология и педагогика: Учебное пособие - М.-Новосибирск:

ИНФРА-М-НГАЭиУ, 2000 г. .

Различают также стенические и астенические эмоции. Стенические эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение, бодрость. При стенических эмоциях человеку трудно молчать, трудно не действовать активно. Переживая сочувствие товарищу, человек ищет способ помочь ему. Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, сокращают жизнедеятельность. Астенические эмоции характеризуются пассивностью, созерцательностью, расслабляют человека. Сочувствие остается хорошим, но бесплодным эмоциональным переживанием.

1.2 Эмоциональные состояния

Эмоциональные состояния -- психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения http://magazine.mospsy.ru/dictionary/dictionary.php?term=224 - Московский психологический журнал. . Эмоции управляют человеком намного сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоций это эмоция, точнее целое эмоциональное состояние, которое характеризуется большим количеством особенностей в поведении человека.

Если эмоция сама по себе довольно скоротечна, то эмоциональное состояние более длительно. Часто эмоциональное состояние является следствием невозможности для эмоции найти должную разрядку. Например, если человек испытал "укол тревоги", но не смог разобраться в том, что же его именно беспокоит, что же именно он способен сделать, то тревога как эмоция может перейти в тревогу как состояние. Или, например, человек испытал сильную радость (эмоцию), то затем довольно длительное время (до нескольких дней) у него может быть приподнятое радостное настроение (состояние) Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб: Питер, 2001. .

К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффекты, стрессы, фрустрации и страсти.

В ходе конфликта люди, как правило, испытывают сильные эмоциональные стрессы, которые затрудняют сознательный самоконтроль. А потеря самоконтроля нередко является причиной конфликта.

1.3 Разрушительные эмоции как причины конфликтов

Конфликт сам по себе воспринимается нами эмоционально негативно, потому что сопровождается негативными эмоциями. Поэтому возникающие по поводу той или иной ситуации негативные чувства, сами по себе могут служить для нас верными индикаторами назревающего конфликта.

К. Изард, анализируя эмоциональный мир человека, пришел к заключению о существовании базовых эмоций. Они в основном, отрицательные. Из положительных можно назвать интерес и радость. Остальные эмоции, проявляющиеся в конфликте и поддерживающие, проявляются в негативных переживаниях Изард К.. Эмоции человека. М., 1980. .

Страдание - негативное эмоциональное состояние, связанное с информацией о невозможности удовлетворения важных жизненных потребностей, которое до этого представлялось более или менее вероятным.

Гнев - отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта, вызывается внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации об угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.

К. Изард считал, что из сочетаний эмоций возникают комплексы переживаний. Примером такого комплекса может выступать тревожность, возникающая при сочетании гнева и страха.

Тревога - психическое состояние беспокойства, испытываемое человеком без ясного осознания его источника. Это эмоциональное состояние характеризуется напряжением, ожиданием неблагополучного развития событий. Оно включает комплекс эмоций: страх, горе, стыд, вину, интерес и возбуждение Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: учебное пособие. - СПб: Питер, 2009. .

Фрустрация - глубоко переживаемое эмоциональное состояние, возникшее под влиянием неудач, имевших место при завышенном уровне притязаний личности. Она может проявляться в форме отрицательных переживаний, таких как: озлобленность, досада, апатия и т.п.

Выход из фрустрации возможен двумя путями. Либо личность развивает активную деятельность и добивается успеха, либо снижает уровень притязаний и довольствуется теми результатами, которые может максимально достигнуть.

1.4 Типы межличностных конфликтов на основе развития эмоций

Любая типология дает возможность «развернуть» эмоциональную динамику участников конфликта по напряженности, повторяющую сам конфликт.

На основе социально-психологических описаний различных конфликтов, возникающих между разными людьми в специфических ситуациях их взаимодействия, можно выделить в качестве наиболее распространенных, чаще встречающихся, следующие типы межличностных конфликтов Дмитриев А.В. Конфликтология. М., 2000 .

Чувственно-аффективный тип межличностного конфликта. Он характеризуется тем, что конфликтное взаимодействие между двумя субъектами начинается с довольно острого, эмоционально окрашенного и неприятного для партнера вопроса, обращенного одним из них к другому. Конфликтная ситуация разворачивается постепенно, раздражение и озлобленность нагнетаются как бы исподволь, не сразу приводя к конфликтному взаимодействию. Конфликтное взаимодействие в данном случае выражает разную направленность позиций соперников. Первый из них, стремящийся получить ответы на свои вопросы и не получающий их, начинает раздражаться, злиться. Второй же, напротив, стремится всячески уйти от непосредственного взаимодействия с первым. Его игнорирующая позиция усиливает отрицательную эмоциональную реакцию партнера и провоцирует тем самым возникновение межличностного конфликтного взаимодействия. конфликт эмоциональный психический гнев

Бескомпромиссный тип межличностного конфликта характеризуется тем, что он начинается с взаимных замечаний, упреков, претензий друг к другу. В ходе перерастания конфликтной ситуации в реальное конфликтное взаимодействие обе стороны в данном случае продолжают высказывать друг другу свое недовольство. В таком конфликте его деструктивная функция, как правило, по мере развертывания взаимодействия между враждующими партнерами усиливается, а соперники делают все назло друг другу.

Эмоционально невыдержанный тип межличностных конфликтов начинается с эмоциональной агрессивности одного из субъектов взаимодействия. Для него характерно эмоциональное недовольство и неудовлетворенность партнеров друг другом, высказываемые в резкой форме, в процессе конфликтного общения. Начинающийся конфликт характеризуется, как правило, отсутствием стремления спокойно разобраться в причинах возникшего недоброжелательства и нежеланием понять своего партнера.

Вежливо-обидчивый тип межличностного конфликта характеризуется тем, что начинается он с выражения одним из партнеров несогласия с точкой зрения другого или же с оценкой последним того или иного явления, человека, его поступков и т.п. Для него специфично использование вежливой формы обращения к сопернику (иногда даже подчеркнуто вежливого), а также чувства недовольства собой за вступление в конфликтное взаимодействие. В таком случае у обоих партнеров чаще всего проявляется обоюдная готовность к примирению, которая может без труда реализоваться, нередко с взаимными извинениями.

Агрессивный тип межличностного конфликтного взаимодействия отличается тем, что для обоих его участников характерно деструктивное поведение, в котором эмоции подавляют рассудок. В связи с тем, что один из конфликтующих не в состоянии контролировать свои слова и поступки, а другого переполняют отрицательные эмоции, их взаимодействие нередко сопровождается взаимными оскорблениями, доходящими до острой стычки - в форме словесной перебранки, истерики, а иногда и драки.

Эмоциональные процессы отражают в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процессам и результатам его деятельности. К эмоциональным процессам относятся настроения, чувства, аффекты, страсти и т.д. Они включены во все психические процессы и состояния. Любые проявления человеческой активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Как известно любому человеку на основании собственного жизненного опыта, эмоциональные процессы чаще всего окрашены позитивно или негативно. «Основной исходный момент, определяющий природу и функцию эмоций, заключается в том, что в эмоциональных процессах устанавливается связь, взаимоотношение между ходом событий, совершающимся в соответствии или вразрез с потребностями индивида, ходом его деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, с одной стороны, и течением внутренних органических процессов, захватывающих основные витальные функции, от которых зависит жизнь организма в целом, - с другой; в результате индивид настраивается для соответствующего действия или противодействия» Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.2., М., 1989. .

2. Работа с эмоциями субъекта в межличностном конфликте

2.1 Подавление эмоций

Испытав, какую либо эмоцию, человек должен ее выразить, в мыслях, мимике, жестах, поступках. Такова природа эмоций, они зарождаются в нас и проявляются через нас. Если эмоция не выражается, это значит, что она подавляется. Подавление эмоций - это психический процесс, при котором человек не позволяет своим эмоциям проявляться.

Только частое переживание, страха, уныния, злости, печали и тому подобных эмоций, приводят к расстройствам психического и физического здоровья. К такому состоянию приводит, постоянное подавление эмоций.

Процесс подавления эмоций, можно условно разделить на несколько этапов, по степени нанесения ущерба здоровью человека:

1. Контроль эмоций

Людям приходится контролировать свои эмоции, когда выражение их неуместно или это повлечет за собой нежелательные последствия.

Сам по себе контроль эмоций нельзя назвать чем-то плохим, наоборот это качество позволяет всем людям мирно сосуществовать. Вовремя сдержанная вспышка гнева или недовольства, может избавить человека от многих проблем в жизни.

Если же человек после события, когда ему приходилось усилием воли контролировать свои эмоций, не находит для них способа выражения, не может снять стресс, освободиться от скопившегося негатива, тогда его внимание зацикливается на негативном переживании.

2. Приглушение чувств, подавление эмоций

Это стадия начинается, когда мы не находим способа отпустить свой негативный опыт. Чувство вины, стыда, обиды или жалости к себе, постоянно приковывают наше внимание к событиям прошлого. Раз за разом, нам приходится заново испытывать душевную боль.

Никому из нас не хочется каждый день жить с ощущением боли, поэтому мы начинаем приглушать свои чувства. Болевые ощущения мы начинаем подавлять, как бы, не чувствовать. В состоянии притупленной боли человек находит облегчение, но оно лишь временное.

Рано или поздно психически истощенный человек, не сможет больше сдерживать внутри себя, накопленный негатив и тогда плотина прорвется, эмоции найдут свое выражение в ссорах, скандалах, психических срывах.

3. Крайняя степень подавления

На этом этапе человек уже долгое время подавляет свои чувства и эмоции. Так как эмоции не дают о себе забыть, их приходиться подавлять еще сильнее. Человек максимально заглушает свои чувства, свой негативный опыт и связанные с ним эмоции.

Для этого используются разные формы подавления: алкоголизм, наркомания, курение, переедание и тому подобное. Практически могут использоваться все пагубные привычки.

2.2 Работа с эмоциями

Работа с эмоциями - один из способов отношения к эмоциям в психотерапии.

Работа с эмоциями предполагает, что любая эмоция - это всегда нечто серьезное и значительное, от чего нельзя просто отмахнуться и проигнорировать; это то, чем заниматься нужно всерьез и скорее всего, долго, поскольку убрать эмоцию нельзя, а наладить с ней отношения - непросто.

1. Аутогенные тренировки

Убеждаясь в том, что борьба с эмоциями приносит победителю больше терний, чем лавров, люди пытались найти такие способы воздействия на свой эмоциональный мир, которые позволяли бы проникать в глубинные механизмы переживаний. Такова система регуляции эмоций, основанная на гимнастике йогов. Индусы заметили, что при неприятных эмоциях дыхание становится стесненным, поверхностным или прерывистым. Установив связь между позой, дыханием и переживаниями, йоги выработали ряд физических и дыхательных упражнений, овладение которыми позволяет избавляться от эмоциональной напряженности и в какой-то мере преодолевать неприятные переживания. Отдельные элементы системы йогов использовались при создании современного метода психологической саморегуляции -- аутогенной тренировки.

Существует много разновидностей этого метода, впервые предложенного немецким психотерапевтом И. Шульцем в 932 году. Классическая методика Шульца включала ряд формул самовнушения, позволяющих после неоднократных занятий свободно вызывать ощущение теплоты и тяжести в различных частях тела, регулировать частоту дыхания и сердцебиения и вызывать общее расслабление. В настоящее время аутогенная тренировка широко используется для коррекции эмоциональных состояний при повышенном нервно-эмоциональном напряжении, для преодоления последствий стрессовых ситуаций, возникающих в экстремальных условиях профессиональной деятельности http://psyfactor.org/strah2.htm - Пси-Фактор. Е.И. Головаха, Н.В. Панина - Управление эмоциями. .

2. Медитативные техники

Чаще всего эти техники используются в целях обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний и в результате сводятся к развитию навыков аутосуггестии и закреплению способов саморегуляции.

Медитативная психотерапия обычно не выделяется как самостоятельное психотерапевтическое направление. Но в связи с тем, что элементы медитации широко используются или могут быть использованы во многих других психотерапевтических направлениях, целесообразным рассмотреть ее отдельно.

В настоящее время термин медитация применяется настолько широко, что имеет множество оттенков, поэтому ни одно определение не устраивает всех специалистов этого метода.

Сравнивая термин «медитация» с другими базовыми понятиями психотерапии - деятельностью и общением, Н.Линде пишет: «Если деятельность - это всегда взаимодействие субъекта с объектом, где всегда вся активность (познающая, использующая, преобразующая и т.д.) принадлежит субъекту, то в случае общения происходит взаимодействие субъекта с равноправным ему субъектом и активность в равной мере принадлежит обеим сторонам»Линде Н. - «Психотерапия в социальной работе», М., 1992. .

Сторонники медитации утверждают, что она благодаря освобождению от мешающих суетных мыслей и эмоций приводит к просветлению, озарению. Этот процесс они характеризуют как развитие самого человека, как процесс познания себя, других и окружающей действительности. Происходит скачкообразный (от озарения к озарению) рост личности, приобретающей ранее недоступное новое, более совершенное знание.

Задачей каждого такого сеанса является все более глубокое и длительное (стабильное) обретение внутреннего покоя и гармонии, стабилизация сознания, максимальное освобождение от психомышечного напряжения, любых (не только негативных) эмоций и мыслей, психического напряжения и достижение предельно уравновешенного состояния.

Постепенно эта сосредоточенность сознания должна уходить от фиксации на конкретном объекте - точке, которая на начальном этапе помогает освободить сознание от посторонних, суетных раздражителей.

В этом состоянии человек обретает устойчивое равновесие в противовес состояниям зависимостей от мыслей, чувств, людей и привычек. Крайним (противоположным медитации) проявлением этих зависимостей являются страсти, нервно-психические состояния и поведенческие реакции, от которых человек страдает, хотел бы освободиться, но не может. К таким зависимостям можно отнести и большинство неврозов (или наоборот - неврозы отнести к зависимостям).

Основная суть основных этапов медитативной тренировки.

На первом этапе освоения техники медитации лучше направлять внимание занимающегося на ощущения, которые он может контролировать и регулировать физически. Они легче, чем мысли, поддаются наблюдению и удержанию на них внимания.

Чаще всего для этого используется направление внимания человека на процесс своего дыхания: слежение за всеми ощущениями, сопровождающими вдох, выдох, контроль за спокойным ритмом дыхания с одновременным расслаблением мышц.

Второй этап.

В классической йоге (а сейчас и почти во всех техниках медитации) к этим дыхательным упражнениям добавляются так называемые мантры, простейшими, древнейшими и наиболее эффективными из которых считаются мысленные произнесения при выдохе слов «ОУМ» (в переводе - абсолют) или «ОЛЕ» (один). Некоторые терапевты рекомендуют произносить эти мантры вслух.

Это простейшие мантры, которые в дальнейшем во многих медитативных техниках существенно усложняются. Однако психотерапевт должен помнить, что любое усложнение процедуры должно быть оправдано повышением ее эффективности и рассматриваться с учетом конкретной задачи и индивидуальных особенностей клиентов.

В дальнейшем (а некоторые терапевты сразу начинают с этого) клиентам предлагают просто спокойно следовать своим мыслям, не прогоняя их и не принимая близко к сердцу, наблюдая их как бы со стороны и все более отстраняясь от них эмоционально.

Этот подход учитывает присущий всем нам дух противоречия, когда запрет думать о чем-то нередко еще глубже фиксирует мысль на запрещенном объекте.

Такое упражнение применяется не во всех случаях, а лишь когда не удается устраниться от мешающих мыслей. Тогда человек делает вид, что умышленно поддается им («ну хорошо, давай подумаем об этом»), а сам постепенно тренирует в себе все более монотонное, автоматическое, притупленное (все менее эмоциональное) следование этой мысли, постепенно отстраняясь от нее как от постороннего объекта.

Следующий этап давно известен в медитациях, в последнее время он распространился под названием имаготерапии (терапии воображением), когда для уменьшения тревожности и стресса человеку предлагается представить самого себя в зоне комфорта и полной защищенности. При этом его внимание сосредоточивается на все более отчетливом видении себя самого в образе олицетворения спокойствия и удовлетворения.

В настоящее время имаготерапия часто применяется как самостоятельное психотерапевтическое направление или включается как технический прием в гештальттерапию, психосинтез, поведенческую терапию и пр.

3. Гештальт-терапия

Гештальт-терапия (от немецкого Gestalt - образ, форма, структура) - форма психотерапии, разработанная в рамках гештальт-психологии Фредериком Перлзом.

Гештальт-терапия - это направление психотерапии, которое ставит своими целями расширение осознания человека и посредством этого лучшее понимание и принятие человеком себя, достижение большей внутриличностной целостности, большей наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миров, в том числе с окружающими людьми http://med-stud.narod.ru/med/psycho/gestalt.html - В. Л. Таланов, И. Г. Малкина-Пых, 2003 - Гештальт-терапия. .

Таким образом, во время гештальт-терапии, можно на основании действий человека понять, что он думает, а на основании его мыслей -- что он делает или хотел бы сделать.

У человека с психологическими, эмоциональными и личностными проблемами происходит нарушение целостности восприятия и ощущения, он не может объединить в целое (гештальт) свои чувства, мысли и поведение.

Этому могут способствовать его комплексы, внутренние конфликты и незаконченные ситуации.

Для нормального взаимодействия, взаимоотношения человека с окружающим миром, другими людьми и собой, должна соблюдаться «Контактная граница».

Размытие, нарушение ее приводит к невротизации, и к другим психологическим, личным, эмоциональным проблемам.

Это проявляется при прекращении контакта (какой-либо деятельности, отношений) без должного его завершения («незаконченная ситуация»). При этом такое не завершение контактов может закрепляться в поведении человека, что приводит к невротизации.

С помощью теорий, подходов, методов, техник и упражнений гештальт-терапии, человек может восстановить контактную границу, объединить свои чувства мысли и поведение, и тем самым освободиться от психологических проблем.

Помощь гештальт-терапевта в решения проблемы -- найти первую (главную) незаконченную ситуацию и отреагировать ее, хотя бы символически.

Заключение

В процессе многочисленных исследований была выявлена интересная закономерность: отрицательное эмоциональное воздействие усиливается, если получает подкрепление в виде эмоционального реагирования. Не получив подкрепления, отрицательное эмоциональное воздействие затухает.

В конфликтах чаще всего доминируют эмоции. Это ведет к аффекту, когда сознание просто отключается и человек не отвечает за свои действия. Эмоциональный подход ведет к смещению дела, проблемы и отношения к оппоненту. Мы застреваем на выяснении отношений, а дело, проблема стоит и не решается. Если проблема не решается, то отношения либо сильно ухудшаются, либо разрываются.

Вот почему необходимо отделять свои отношения, эмоции от самой проблемы и не смешивать их. Важно при этом пытаться решать две самостоятельные задачи: главное - это найти решение проблемы и упорядочить при этом отношения. Но если решение не найдено, надо во что бы то ни стало сохранить хорошие отношения. Ведь к поиску решения можно вернуться и позже, опираясь на сохраненные взаимоотношения.

1. Аверченко Л.К., Андрюшина Т.В. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.- Новосибирск: ИНФРА-М-НГАЭиУ, 2000 г.

2. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: учебное пособие. - СПб: Питер, 2009.

3. Дмитриев А.В. Конфликтология. - М., 2000

4. Изард К. Эмоции человека. - М., 1980.

5. Линде Н. Психотерапия в социальной работе. - М., 1992.

6. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб: Питер, 2001.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.2., - М., 1989.

8. http://magazine.mospsy.ru/dictionary/- Московский психологический журнал.

9. http://med-stud.narod.ru/med/psycho/gestalt.html - В. Л. Таланов, И. Г. Малкина-Пых, 2003 - Гештальт-терапия.

10. http://psyfactor.org/strah2.htm - Пси-Фактор. Е.И. Головаха, Н.В. Панина - Управление эмоциями.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика типичных психических состояний в ситуации учебной деятельности. Особенности проявления психических состояний у студентов. Экспериментальное исследование выраженности эмоциональных состояний у студентов в ситуациях учебной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2007

    Общая характеристика эмоций и эмоциональных состояний. Виды и проявление эмоциональных переживаний. Анализ аспектов, связанных с учетом юридически значимых эмоциональных состояний в юридической практике. Психологическая экспертиза эмоциональных состояний.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2014

    Характеристика психических состояний студентов в различные периоды учебной деятельности. Исследование особенностей изменений психических состояний студентов в период сессии. Изучение рекомендаций студентам для психологической подготовки к экзаменам.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2015

    Сущность психических состояний. Особенности эмоциональных состояний студентов, влияющих на познавательную активность в процессе учебной деятельности. Исследование развития у детей состояния нервно-психического напряжения в ситуациях зачетов и экзаменов.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2014

    Характеристика эмоциональных состояний. Психологические исследования эмоциональных состояний. Эмоциональные состояния личности и проблема их регуляции. Особенности и закономерности изменения эмоциональных состояний личности в процессе лечебного массажа.

    дипломная работа , добавлен 24.08.2010

    Виды и роль эмоций в жизни человека. Классификация эмоций по силе длительности и качественным параметрам. Теории эмоций и их содержание. Самооценка эмоциональных состояний. Положительные и отрицательные эмоции. Составляющие компоненты эмоций человека.

    презентация , добавлен 23.12.2013

    Эмоции как особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям. Состояния гнева, страха, отвращения, печали, радости и удивления.

    презентация , добавлен 04.03.2015

    Поиск объективных методов диагностики эмоционально значимых состояний человека. Влияние особенностей межполушарной организации психических процессов на характер протекания различных эмоциональных состояний в условиях актуализации мотивации достижения.

    реферат , добавлен 11.05.2010

    Определение и основные характеристики эмоциональных состояний, их влияние на качество деятельности человека. Изучение психических состояний в зарубежной психологии, эмоциональный мир человека с точки зрения бихевиоризма, психоанализа и гештальтпсихологии.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2011

    Эмоции как психический процесс импульсивной регуляции поведения, история их изучения, функции, свойства и физиологическое значение. Общая характеристика основных видов эмоциональных состояний. Сравнительный анализ основных теорий возникновения эмоций.

Эмоциональное возбуждение мешает соперникам понять друг друга, оно не позволяет им четко, доходчиво изложить свои мысли. Подчас они не слушают друг друга. Поэтому управление эмоциями в конфликтном взаимодействии является одним из необходимых условий становления на путь разрешения конфликта .

Конфликт всегда сопровождается переживанием эмоций, которые негативно влияют на наше состояние. Несмотря на это большинство конфликтующих людей, обычно настаивают на праве на негативные переживания. Призыв привести в порядок свои эмоции воспринимается ими как призыв к поражению.

Тем не менее, ряд причин требует взять эмоции под контроль.

Во-первых, стресс, неизменно присутствующий в конфликтной ситуации, сопровождающийся сильными эмоциональными переживаниями, приводит к снижению контроля сознания над поведением и к психологическому регрессу. Контроль конфликтной ситуации будет осуществлять тот оппонент, который сможет справиться со своими эмоциями. Это позволит ему анализировать возможные варианты развития события и выбрать наилучшую стратегию поведения.

Во-вторых, по мере эскалации конфликта увеличивается эмоциональная вовлеченность участников, которая сама по себе ведет к росту конфликтности. Каждое эмоционально насыщенное действие будет провоцировать встречные агрессивные реакции, которые сам оппонент будет воспринимать как ответные, вынужденные. Уравновешенное состояние помешает нарастанию враждебности и сохранит возможность выхода на конструктивное взаимодействие.

В-третьих, длительное и регулярное пребывание в некоторых эмоциональных состояниях губительно воздействует на состояние организма и приводит к возникновению соматических расстройств. Такого рода заболевания называют психосоматическими, а эмоции, их вызывающие, -- разрушающими переживаниями.

H.Н. Васильев выделяет следующие этапы в протекании эмоций в конфликте .

Рисунок 1 - Этапы в протекании эмоций в конфликте

I. Процесс восприятия события, формирование психического образа и символизация его в сознании.

  • 2. Эмоциональная оценка события.
  • 3. Внутреннее эмоциональное переживание.
  • 4. Внешняя эмоционально-насыщенная поведенческая реакция.
  • 5. Эмоциональный след после выхода из ситуации.

Локализация этапов позволяет выработать систему мер, которая способна оказать действенное влияние на эмоции, сопровождающие конфликтное поведение, что имеет существенно важное значение для адекватной оценки конфликтной ситуации оппонентами и принятия взвешенных и по возможности неконфликтных решений.

В соответствии с этими этапами Н. Н. Васильев предлагает методы управления эмоциями, направленные на изменение :

  • - процесса восприятия события;
  • - эмоциональной оценки воспринятого события;
  • - процесса внутреннего эмоционального переживания события;
  • - внешней, доступной для наблюдения реакции;
  • - эмоционального следа, оставшегося после прекращения конфликтного взаимодействия.

Возможности снижения агрессии в конфликте (по М. С. Миримановой)


Рисунок 2 - Приемы снижения агрессивности в споре

Особо остановимся на таком феномене, как агрессия. В литературе агрессию определяют как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб или вызывающее психологический дискомфорт. Агрессивное поведение рассматривается как одна из форм реагирования оппонентов на конфликтную ситуацию. Вызывая для вовлеченных в нее лиц деструктивные последствия, она требует выработки адекватных мер противостояния.

Можно выделить следующие способы снижения агрессии в конфликте, как собственной, так и оппонента.

Пассивный способ предполагает возможность кому-то поплакаться, выговориться. Слезы облегчают страдания, снимают внутреннее напряжение.

Активный способ состоит в двигательной активности человека. Адреналин - спутник агрессии - сгорает от физической нагрузки.

Логический способ годится только для людей сугубо рациональных, желающих докопаться до сути, что позволяет посмотреть на ситуацию со стороны.

Человек использует три основных способа ответа на агрессию.

  • 1. Ответная атака -- аналогичный ответ на реплики оппонента, что моментально создает порочный круг вербальной агрессии, служит доказательством достижения агрессором своей цели -- привлечение внимания жертвы и самоутверждение за ее счет.
  • 2. Логически обоснованный спор -- попытка убедить оппонента путем подкрепления своей точки зрения доказанными или общепризнанными фактами. У жертвы появляется небольшой шанс остановить агрессию, если агрессор действительно хочет понять суть происходящего.
  • 3. Просьбы и мольбы в большинстве случаев приводят к обратному результату -- поощрению агрессора, сигнализируя ему о том, что он добился своей цели.

М.С. Мириманова предлагает несколько приемов, которые помогают не просто противодействовать агрессии в трудной ситуации, но и пытаться влиять на агрессивность оппонента .

  • 1. Разрядка вопроса (снятие остроты): «Вопрос поставлен так, что в нем содержится еще несколько вопросов. Надо, очевидно, выделить, какой из них нужно считать самым главным... » и т. п.
  • 2. Перевод вопроса на другой предмет: «Вопрос поставлен так, что на него трудно дать однозначный ответ. Для того чтобы ответить на него, нужно обратиться к другому вопросу». Далее идет обстоятельный разговор, уводящий в сторону от заданного вопроса.
  • 3. Снижение значимости вопроса: «Было бы неверно ставить вопрос именно так», «Вероятно, данный вопрос не совсем корректен по форме» и т. п.
  • 4. Затягивание ответа на вопрос (поиск времени на обдумывание): «С ходу ответить на этот вопрос трудно. Нужно в нем разобраться».
  • 5. Придание вопросу явно бессмысленного характера: «Стоит ли разбираться в этом вопросе? Ответ и так очевиден».

Чем выше уровень конфликтоустойчивости и конфликтологической компетентности, тем лучше человек способен справиться с эскалацией конфликта.

Под технологиями управления собственным поведением в конфликте противоборствующих сторон следует понимать совокупность методов психологического сдерживания, направленного на обеспечение конструктивного взаимодействия субъектов конфликта, на основе самоконтроля эмоций и соблюдения норм организационной культуры и этики деловых отношений.

Самоконтроль над эмоциями в конфликтном контакте можно осуществлять, например, при помощи технологий избавления от гнева, предлагаемых Дж. Скотт. Автор приводит четыре способа избавления от гнева .

Первый способ - визуализация. Сводится к тому, чтобы представлять себя делающим или говорящим что-либо в состоянии гнева. Это позволяет увидеть себя со стороны и, как правило, стимулирует сдержанность собственного поведения.

Второй способ - избавление от гнева с помощью заземления. Вы представляете гнев, входящий в вас, как пучок отрицательной энергии. Затем вы представляете, как эта энергия опускается по вашему телу и спокойно уходит в землю.

Третий способ - проецирование гнева и уничтожение его проекции. Вы как бы излучаете свой гнев, проецируя его на воображаемый экран, и при помощи воображаемой лучевой пушки стреляете в него. Это дает выход желанию осуществить насильственные действия, так как с каждым нападением ваш гнев постепенно исчезает.

Четвертый способ состоит в очищении энергетического поля или ауры вокруг себя. Стоя или сидя вы делаете ряд движений руками над головой, как бы очищая этими движениями энергетическую оболочку вокруг нее. Одновременно необходимо заставить себя почувствовать что вы вынимаете из себя раздражение, все отрицательные эмоции и стряхиваете их с себя соответствующим движением рук.

Овладение названными технологиями управления своим поведением достигается специальными тренировками.

С.М. Емельянов сформулировал три правила самоконтроля эмоций, которые доступны каждому и не требуют специальной подготовки .

Спокойная реакция на эмоциональные действия партнера - первое правило самоконтроля эмоций.

Когда ваш партнер находится в состоянии эмоционального возбуждения, вы должны соблюдать эмоциональную выдержку и не входить в такое состояние сами. Удержавшись от эмоциональной первоначальной реакции, задайте себе вопросы: «Почему он ведет себя так?», «Каковы его мотивы в данном конфликте?», «Связано ли его поведение с индивидуальными психологическими особенностями или с какой-то другой причиной?» и т.п. Отвечая на эти вопросы, вы достигаете следующего: заставляете активно работать сознание и тем самым дополнительно защищаете себя от эмоционального взрыва; даете возможность противнику «выпустить пар»; отвлекаетесь от ненужной, а порой и вредной информации, которую может выплеснуть соперник в возбужденном состоянии; ищете причину конфликта, пытаетесь понять мотивы поведение своего оппонента.

психологический конфликт эмоциональный поведенческий

Сон разума порождает чудовищ. Ф. Гойя

Кровь закипая от ярости рвется в мышцы, глаза налиты кровью, пространство разрывается бешенной энергией. Класная тема! Мы хорошо готовы к битве и бегству. Джейсон Стэтхэм мне тоже нравится своим безудержным драйвом.

Мы можем здорово накостылять всем вокруг. Но концом этой гонки будет лишь мокрое пятно на дороге. Решайте проблемы агрессией и заслужите достойную память у местного дворника, соскребающего вас с асфальта…

Ярость парализует мозг и исключает нашу здравую оценку. Мы перестаем управлять ситуацией. Не пора ли учиться владеть собой? Свобода жизни начинается с умения ей управлять!

Понимание тактических приемов управления жестко-негативными эмоциями делим на три этапа :

1. Знать причины их запуска. ( )

2. Тактика упреждения.

  • Упредите враждебность, смените ее на позитив!

Изначально-негативное восприятие другой стороны, отношение как к враждебному сопернику, нагнетает эмоциональною напряженность. Присмотритесь к своим мыслям. Большая ошибка начинать переговоры с мысленного противопоставления себя — «доброго и открытого » сопернику, который есть «злой и враждебный » конкурент.

Зачем изначально загонять себя в капкан эмоций? Аргументация другой стороны будет сразу же восприниматься как нарушение стандартов честности. Вы уже заранее готовы убедить себя, что их слова — личный выпад против вас!

Зачем держать палец на спусковом крючке конфликта? Упредите эмоцию — думайте о сопернике позитивно. Пользуйтесь объективными критериями, а не субъективными страхами!

  • Сломайте эмоциональную плетку

В резко негативном обозначении состояния или эмоции таится еще одна ловушка переговорщика. Наши мысли могут как подстегивать эмоции так и остужать их. Смените уровень оценки ситауции, обозначайте ее более спокойными терминами:

ярость — раздражения, досада

депрессия — печаль

вина — сожаление

беспокойство — заинтересованность

  • Активное слушание ( )

Учитесь удерживаться от многословия, оно создает собеседнику состояние психологического дискомфорта. Что может послужить точкой запуска негативных эмоций. Умейте вовремя промолчать.

3. Тактика управления.

Испытывая себе нападки на компетентность, знания, критику, унижение идей или даже угрозы, мы можем использовать особую тактику общения. Ее ключевая составляющая — смещение фокуса внимания на об»ективную суть вопоса. Перевод атаки с нашей личности на проблему.

Для чего можно:

  • Взять перерыв.

Мысленный — скажите «дайте мне подумать «. Помолчите, соберитесь мыслями, отсеките себя от эмоциональной реакции, акцентируйтесь на проблеме, на об»ективных критериях и фактах.

Или даже реальный — «давайте прервемся», «возьмем перерыв на кофе» . Выйдите, выпустите пар. Не важно что вы там пойдете делать — боксировать тень или медитировать. Главное вырвитесь из эмоциональной цепочки — слова/реакция. Затем вновь обдумайте проблему и аргументы. Вернитесь готовым к разумной дискуссии.

  • Задать вопрос

Об основании нападок. «Почему вы считаете мое утверждение нечестным?»

Или просто перефразируйте их атаку на вас в вопрос. «Абсурдно? Нечестно?»

Вопрос вынуждает оппонентов выдвигать об»ективную аргументацию. Не следуйте за соблазном защищать себя. Задайте вопрос, пусть соперник сам ищет основу для своих обвинений. Сбросьте бремя доказательства туда где оно и должно быть — у стороны обвинения.

В конфликтной ситуации эмоции играют значительную роль. Порой эмоции способны заставить действовать нерационально. Искусство управления собственными эмоциями состоит в умении направлять их в нужное русло. Реакции, основанные на эмоциях, часто приводят к конфликтам, а в конфликтной ситуации приводят к эскалации противодействия. Такое развитие событий негативно как для самих оппонентов, так и для коллектива. Обратимся к некоторым особенностям эмоционального реагирования в конфликтной ситуации.

Тревога – психическое состояние беспокойства, испытываемое человеком без ясного осознания его источника. Это эмоциональное состояние характеризуется напряжением, ожиданием неблагополучного развития событий. Оно включает комплекс эмоций:страх, горе, стыд, вину, интерес и возбуждение.

Тревожность

Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги: может стать устойчивой чертой личности – воспринимать угрозы своему «Я» в различных ситуациях и реагировать на них усилением тревоги. В конфликтной ситуации тревожность такой личности обусловливает определенные реакции: всяческие попытки ухода от опасной ситуации – как в виде вербальной или физической агрессии, так и в виде ступора, оцепенения, неспособности к анализу.

Тревожная личность воспринимает мир как несущий потенциальную опасность и любой ценой стремится к спокойствию, избегая конфликтов и не отстаивая своих интересов. Тревожность может стать причиной повышенной конфликтности личности. Повышенный уровень тревоги ведет к появлению защитных механизмов, которые помогают избавиться от тревоги. Эмоциональная ригидность

Эмоциональная ригидность выражается в заторможенности, косности эмоциональных откликов на меняющийся объект. Мысли, действия, эмоции текущего конфликта возникают не только под воздействием происходящего в данный момент, но и под влиянием глубинных подсознательных процессов. Если мы ограничиваем выражение таких эмоций, как страх, гнев, то снижаем нашу способность адекватно воспринимать действительность.

Контроль эмоций осуществляется большей частью неосознанно. Люди с повышенным контролем за отрицательными эмоциями и люди с пониженным или нормальным контролем будут по-разному выражать их (эмоции) в ситуации конфликта. И внешние выражения эмоции (экспрессии) будут различными, и это не способствует конструктивному разрешению конфликта.

СПОКОЙНОЕ

УРАВНОВЕШЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

СЛАБЫЕ

НЕГАТИВНЫЕ

ЭМОЦИИ

НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ

СРЕДНЕЙ СИЛЫ

НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЕ

ВСПЫШКИ

НЕГАТИВНЫХ

ЭМОЦИЙ

(по А. Я. Анцупову)

СИЛЬНЫЕ НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ БЕЗ ПОТЕРИ КОНТРОЛЯ НАД СОБОЙ

Проблема влияния эмоций на конфликт является очень важной и актуальной в современном мире. Усиление гнева, нарастание агрессии, волнение, тревога - это неотъемлемые спутники конфликта. Люди, вовлеченные в конфликт, становятся зависимыми от своих эмоций. Сегодня, при работе с конфликтом можно заметить тенденцию, связанную со значительным распространением числа негативных последствий воздействия эмоций. Поэтому встает вопрос о необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в эмоциональной сфере конфликта. В данной работе будет рассмотрена эмоциональная сторона, влияющая на работу с конфликтом, и будут изложены основные способы и методы управления эмоциями при работе с конфликтом. Целью работы является поиск целенаправленного использования методов и способов управления эмоциями с учетом их влияния на процедуру урегулирования и разрешения конфликта.

В обыденной жизни существует понимание эмоций как очень разнообразного впечатления человека на что-либо. В психологии «Эмоции (от лат. emovere - волновать, возбуждать) - особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности».Из этого определения мы можем сделать вывод, что эмоции очень тесно связаны с личной реакцией человека на ситуацию. Поэтому важной характеристикой эмоций является субъективность. Эмоции представляют собой отношение не только к нынешним событиям, но и к воспоминаниям, вероятным событиям. Воздействуя на органы чувств, процессы и предметы внешней среды, они вызывают у нас всю палитру эмоциональных ощущений и чувств. Очень часто воспоминания о чем-либо неприятном могут вызвать одновременно удовольствие и неудовольствие. И во многих ситуациях возникает ощущение какого-либо напряжения, с одной стороны, и разрешения или облегчения, с другой. Говоря о влиянии эмоций на поведение человека, можно выделить стенические и астенические эмоции. Стенические эмоции сопровождаются желанием человека к активной деятельности, увеличением энергией. Астенические, соответственно, ведут к пассивности и скованности человека.

Мир эмоций является очень ярким и многогранным. Эмоций существует огромное количество. Неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. В частности, принято выделять следующие эмоции: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.

Эмоциональные явления играют очень важную роль в жизни людей. В психологии распространена теория, согласно которой под влиянием негативных эмоциональных состояний у человека может формироваться предпосылки к развитию болезней, ну а положительные эмоции могут быть одной из причин исцеления человека. Важной функцией эмоций является отражательная, выражающаяся в способности ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления. Также все возникающие эмоциональные переживания являются сигналом для человека о процессе удовлетворения потребностей. Эмоциональные явления влияют на мотивацию человека к выполняемой им деятельности, на процесс обучения, осуществляя подкрепляющую функцию, помогают достигать удовлетворение возникшей потребности или решать стоящую перед человеком цель.

Как мы можем видеть, эмоции играют очень важную роль в жизни человека. Разное проявление чувств и эмоций в большой степени определяет индивидуальность человека, так как именно существенная разница между людьми скрывается там, где и как чувства и эмоции отражаются на деятельности. Поэтому умение управлять эмоциями является ценным для человека. Но прежде чем разбираться с управлением эмоциями, нужно рассмотреть понятия «управление», «конфликт» и «управление в конфликте».

С понятием «управление» мы сталкиваемся очень часто в своей жизни. Управление встречается в экономической сфере жизни, в психологии, конфликтологии и других социальных науках. Так, с точки зрения конфликтологии, «управление - функция организованных систем (биологических, технических, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию ее программы, цели» . В данной работе рассматривается понятие «управление» как целенаправленное воздействие на какой-либо объект для укрепления или же изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели.

Что касается определения «конфликта», то хочется отметить существование огромного числа понятий. В данном исследовании мы будем использовать понимание конфликта как «Психологическое эмоциональное (страх), и когнитивные (непонимание) напряжение, возникающее как результат реального или воображаемого (ожидаемого) ущемления своих интересов другой стороной» .

Конфликт имеет свою динамику и структуру. Для данного исследования важным этапом является завершение конфликта. Завершение конфликта может выражаться в трёх вариантах: устранение, урегулирование, разрешение. Устранение конфликта возможно при устранении одного участника конфликта над другим; изоляция всех участников друг от друга, так как стороны не в состоянии урегулировать конфликт. Урегулирование конфликта - урегулированные отношения между участниками при сохранении противоречий. Это означает, что конфликт урегулирован лишь на время, оставив основные противоречия неразрешенными. Разрешение конфликта - урегулированные отношения между участниками при разрешении самого противоречия.

Очень важным процессом для работы с конфликтом является управление конфликтом. «Управление конфликтом - сознательная деятельность, осуществляемая по отношению к конфликту на всех этапах его возникновения, развития и завершения, имеющая целью изменение (как правило, улучшение) естественной динамики конфликта» .

Управление в конфликте состоит из различных элементов, которые тесно связаны с эмоциональными состояниями участников конфликта. Таким образом, можно дать определение понятию “управление эмоциями”. Управление эмоциями - процесс воздействия человека на свои или чужие эмоции, заключающийся в умении определять эмоции, справляться с ними, целесообразно изменять или же менять их интенсивность. Данное определение будет использоваться в работе.

В конфликте эмоциональная сфера играет одну из самых главных ролей, так как она влияет не только на поведение участников, но и на весь ход процедуры урегулирования и разрешения конфликта. Сейчас рассмотрим положительную роль эмоций при работе с конфликтом.

В первую очередь эмоции являются сигналом для понимания интересов участников конфликта. Еще одной положительной ролью эмоций является тот факт, что они могут стимулировать всех субъектов, вовлеченных в работу с конфликтом, к эффективной деятельности. Эмоции могут перевести весь организм индивида на новый уровень функционирования, активируя все психические процессы. При работе с конфликтом, эта функции является важной, так как она непосредственно связана с возможностью индивида творчески подходить к делу, абстрактно мыслить. Также, эмоции влияют на более тщательное определение вероятности достижения успеха или неудачи. Например, страх может защитить человека от неприятных для него последствий. Он предупреждает человека о реальной или о мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему осмыслению возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудач. При работе с конфликтом защитная функция эмоций играет немаловажную роль, так как она может лишний раз доказывать человеку о конкретной возникшей ситуации.

Наряду с положительным влиянием эмоций, существует негативное воздействие эмоций на работу с конфликтом. Исследования доказывают, что у конфликта есть тенденция к постепенному вовлечению отрицательных эмоциональных переживаний. Из этого может следовать очень сильные переживания участников конфликта, которые мешают эффективной работе с ним. Также, часто случается, что эмоции становятся более значимыми, чем предмет конфликта. Те конфликты, в которых преобладает иррациональность, связанная с эмоциями, можно обозначить как эмоциональные конфликты. Работа с эмоциональными конфликтами является тяжёлой. Участники конфликта с иррациональным поведением действуют, игнорируя расчет, соотношение возможного выигрыша и потерь. На их поведение влияет состояния аффекта, гнева, паники и других эмоций. Их последствия обычно не совпадают с осознанными интересами и даже могут быть совершенно им противоположны.

Как мы можем видеть, эмоции являются неотъемлемой составляющей конфликтной ситуации. Они окутывают своими сетями не только участников конфликта, но и самого специалиста-конфликтолога. Сейчас рассмотрим основное влияние эмоций на специалиста, работающего с конфликтом.

Эффективная работа с конфликтом во многом зависит от внутреннего ощущения контроля над своими эмоциями, ощущением объективности, и, конечно, умению отстаивать необходимые положения в процессе консультирования или медиации, не поддаваясь нежелательному влиянию. Нежелательным влиянием считаются, в первую очередь, все эмоциональные состояния, которые может испытывать и проявлять специалист, работая с конфликтом. Одним из основополагающих принципов работы специалиста с конфликтом является нейтральность и беспристрастность. Сохранить нейтральность, не подаваясь соблазну сочувствовать, сопереживать и лично помогать клиенту является одной из самых сложных задач. Часто неопытные специалисты не могут справляться с управлением своих эмоций, что проявляется в потере нейтральности. Но хочется отметить, что соблюдение принципа нейтральности у специалиста-конфликтолога не означает полного включения «бесчувственного робота».

Сейчас рассмотрим основное влияние эмоций на участников конфликта. Люди, для которых конфликты в радость, встречаются намного реже тех, для кого конфликт связан с тягостными эмоциональными переживаниями. Сам по себе конфликт воспринимается человеком эмоционально негативно, так как сопровождается негативными эмоциями. Если провести исследование, заключающееся в просьбе описать цвет конфликта, то большинство опрашиваемых выберут темные цвета, такие как синий, черный, темно-зеленый. Действительно, конфликт воспринимается людьми негативно. Поэтому специалист, работающий с конфликтом, никогда не произнесет слово «конфликт», а обращаясь к сторонам, будет использовать слова «ситуация» или «проблема».

Негативные переживания, наполняющие конфликт, могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние, воздействуя на поведение участников конфликта, на отношение их к проблеме и на восприятие информации. Наиболее распространенная защита у людей от проявления нежелательных эмоций является их подавление. Но такой вариант работы с эмоциями приносит лишь негативные последствия. Для эффективного результата важно научиться управлять эмоциями.

В последнее время исследователи уделяют большое внимание эмоциональной составляющей в структуре личности специалистов, работающих с конфликтом. Профессиональность специалиста, отвечающего за процедуру урегулирования и разрешения конфликта, обуславливается компетентностью. Важной частью конфликтологической компетентности является эмоциональная компетентность, связанная со способностью человека управлять своими эмоциями. Эмоциональную компетентность и конфликтоустойчивость можно научиться развивать.

Специалисты выделяют следующие техники:

  • «Техника саморегуляции и стресс-менеджмента;
  • Наблюдение за другими людьми и самонаблюдение;
  • Повышение осознанности проживания в настоящем;
  • Умение выбирать наиболее подходящий тип реакции в эмоционально заряженной ситуации
  • Стремление распознавать и преодолевать проявления неосознаваемой психологической защиты;».
  • Для существенного повышения конфликтоустойчивости нужно обладать умением не только идентифицировать свои эмоции, но также находить источник эмоций и затем выбирать наиболее подходящий тип реакции в эмоционально заряженной ситуации. Эмоциональная компетентность является сложным качеством специалиста, требующего практики индивидуальной работы над собой.

Необходимой частью профессионального развития специалиста является супервизия. «Супервизия (от supervidere - обозревать сверху) - это один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в области психотерапии, клинической психологии и др. в форме их профессионального консультирования и анализа целесообразности и качества используемых практических подходов и методов психотерапии». Основная задача супервизора заключается в развитии профессиональной компетентности специалиста. Супервизор - это специалист, имеющий большой опыт в определенном деле, помогает конфликтологу в умении осознавать собственные реакции на клиента, понимать динамику отношений с ним и находить альтернативное методы работы с подобными проблемами. Ну и основная работа супервизора заключается в оказании помощи коллеге пережить и отделить чувства клиента, понять причину их возникновения и определить в этой связи принципы дальнейшей работы с клиентом. Супервизия помогает специалисту справляться со всеми трудностями, с которыми он может столкнуться во время работы. Супервизор является опытным «учителем» для специалиста, помогающим видеть свои ошибки, работать над ними, развиваться в своей профессиональной деятельности и получать удовольствие от своей работы. Еще одной базовой способностью конфликтолога является фрустрационная толерантность. «Фрустрационная толерантность - это способность противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации, в основе которой лежит способность адекватно оценивать реальную ситуацию, а также возможность предвидеть другой выход из ситуации».

Существуют следующие уровни фрустрационной толерантности:

  1. Спокойствие, рассудительность, готовность воспринимать сложную ситуацию как жизненный урок;
  2. Напряжение, усилие по сдерживанию импульсивной реакции раздражения или неприятия;
  3. Бравирование отсутствием реакции как маскировка озлобления или уныния;
  4. Радость по поводу фрустрирующей ситуации, использование ее в качестве вторичной выгоды».

Наиболее благоприятный уровень - первый, так как именно он способствует адекватному восприятию ситуации и выстраиванию отношений.

Специалисту-конфликтологу полезно не только отслеживать подобные проявления у себя, но и замечать их у сторон конфликта, не пугаясь признаков неблагополучия, а корректируя в ответ своё поведение».

Теперь рассмотрим основные методы управления эмоциями сторон в конфликте. Способы управления эмоциями в конфликте - совокупность основных техник и методов, направленных на целесообразное изменение эмоций или изменение их интенсивности. К основным способам управления эмоциями в конфликте относится рефлексия эмоций, техника вербализации и оказание поддержки клиенту. Подробно рассмотрим и проанализируем данные способы.

  1. Самый первый способ управления эмоциями заключается в рефлексии эмоций.

Способы рефлексии эмоций можно разделить на способы, не способствующие взаимопониманию специалиста-конфликтолога с клиентом и соответственно способы, которые способствуют такому взаимопониманию.

К первой группе способов можно отнести высказывания, которые содержат противоречие между чувствами, мыслями и словами специалиста. К способам, способствующим взаимопониманию с клиентом относят:

  • сообщения о восприятии чувств, эмоций и состояния клиента, с помощью которого конфликтолог может дать клиенту знать, как он его воспринимает в данный момент;
  • сообщение о собственном состоянии и чувствах, когда сам специалист говорит клиенту, какие эмоции он испытывает в ситуации взаимодействия с клиентом.

Данные способы являются эффективными в работе с эмоциями, так как они способствуют самостоятельному анализу эмоциональных состояний участников конфликта. Поэтому в какой-то момент интенсивность эмоциональных состояний сторон конфликта может измениться в лучшую для специалиста сторону.

  1. Второй способ управления эмоциями охватывает техники вербализация для работы с эмоциями.

Сюда входят техники, которые помогают собеседнику не только осознать, но и выражать свои эмоции, снять излишнее эмоциональное напряжение. Ну а самая важная техника - “Искусство постановки вопросов”. Вопросы играют немаловажную роль в управлении эмоциями. С помощью вопросов можно не только собирать важную информацию специалисту, но и дать участникам конфликта понять, что же происходит с ними. Очень важно использование и соблюдение пауз, так как небольшие перерывы могут помочь клиенту подумать и успокоиться.

  1. Третий способ управления эмоциями заключается в оказании поддержки клиента.

Существуют определенные способы поддержки клиента. К основным методам относятся: эмпатическое слушание, признание нормальности и законности чувств клиента, рассказ о своих чувствах по поводу ситуации клиента, приведение примера о себе в похожей ситуации.При обладании определенных знаний и навыков специалист может распознать чувства и эмоции клиента. Например, специалист-конфликтолог должен не забывать обращать внимание на позы и жесты участников конфликта, и на выражение лиц. Но если же консультант будет демонстрировать эмпатическое поведение, то чувства клиента выражаются более искренне и свободно. Эмпатическое поведение консультанта предполагает, что он не только понимает чувства клиента и принимает их, но и ясно дает это почувствовать самому клиенту.

Исследователи выделяют следующие техники эмпатического поведения в работе с чувствами:

  • «Активное ожидание проявления чувств;
  • Сопереживание и выражение понимания чувств;
  • Тактичный подбор слов и формулировок;
  • Принятие и признание чувств клиента» . Все эти техники способствуют изменению чувств и эмоций сторон конфликта, обеспечив спокойную атмосфера для эффективной работы. Но для того, чтобы чувства и эмоциональные состояния участников конфликта быстрее и эффективней поддавались управлению, специалист должен применять виды работ исходя из различных стадий проявлений чувств и эмоций участников конфликта.

В заключении, хочется сказать, что эффективный результат в процедуре урегулирования и разрешения конфликта возможен при умении специалиста работать со своими переживаниями и эмоциями людей, с которыми он вступает в контакт.

Список литературы:

  1. Анцупов А. Я, Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. Изд. 3-е, испр., доп М.: Эксмо, 2010. 656 с.
  2. Аллахвердова О.В. Карпенко А.Д. Медиация-переговоры в ситуации конфликта: Учебное пособие. СПб., 2010. 178 с.
  3. Большой психологический словарь./Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П., - М.: Олам-пресс, 2004. 713 с.
  4. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. – М.: Альпина Паблишер, 2010. 301 с.
  5. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008. 480 с.
  6. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. М., Гардарики, 2000. 320 с.
  7. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Учебное пособие для студентов. М.: Аспект-Пресс, 1996. 317 с.
  8. Иванова Е.Н. Коммуникативные инструменты конфликтолога. Моногр. СПб., 2008. 210с.
  9. Иванова Е.Н. Конфликтологическое консультирование. Новосибирск, 2012. 187 с.
  10. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2011. 782 с.
  11. Кулаков.С.А «Супервизия в психотерапии. Учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов» – СПб., 2004.
  12. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. 592 с.
  13. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. СПб.: Питер, 2003. 250 с.
  14. Шварц Г. Управление конфликтными ситуациями. 2007. 296 с.
Загрузка...