domvpavlino.ru

Конспект НОД «Уход за комнатными растениями» во второй младшей группе. Конспект НОД во второй младшей группе «Комнатные растения Растения занятие 2 младшей группе

В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие. Это обыкновенная (или зональная) герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек»), азалия, китайский розан и др. Привлекают внимание детей и растения, имеющие пестро окрашенные листья, - аукуба («золотое» или «колбасное» дерево), колеусы. Аукуба и китайский розан (небольших размеров), кроме того, имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей второй младшей группы первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Этим же приемам можно обучать детей в процессе ухода за молодыми аралиями, фикусами. Из названных видов для наблюдения в течение года вносят 3-4 растения. Какое-то из них должно быть в двух экземплярах, с тем, чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения.

Фикус

Зимой фикус также нуждается в свете, поэтому горшки с растениями переставляют ближе к окну. А пестролистные формы, например фикуса бенджамина могут всю зиму стоять даже на южном окне. При недостатке освещения зимой образуются слабые и искривленные побеги и листья.

Размножаются фикусы черенками. Из побега можно получить столько черенков, сколько на нем листьев. Черенок для размножения должен состоять из одного листа с неповрежденным глазком и половины нижнего междоузлия без глазка. После срезания черенка его опускают в теплую воду для прекращения выделения млечного сока. Для лучшего укоренения внизу черенка делают разрез или расщеп (у черенка с твердой древесиной крестообразно, у черенка с мягкой древесиной один надрез). Черенки лучше укоренять с почвенным подогревом и укрыв черенок полиэтиленовым пакетом.

Для всех фикусов лучше всего подойдет такая почвенная смесь - 2 части листовой, 1 часть торфяной земли и 1 часть перегноя. Фикусы не любят когда их сажают в посуду значительно большую, чем их корневая система, поэтому пересаживают их тогда, когда предположительно корни заполнят весь горшок или кадку. При этом растут довольно быстро, следовательно, почва при пересадке должна быть питательной, кроме того, весной и летом проводят удобрительные подкормки (хорошо отзываются на подкормку органическими удобрениями, хорошо подойдет для этого перепревший коровий навоз или магазинное удобрение "Исполин"). Так же фикусы можно подкармливать такими удобрениями, как "Радуга" и "Пальма". Старые экземпляры крупных фикусов пересаживают очень редко - через 5-6 лет. Но ежегодно можно заменять верхний слой земли на новый. Так же следует заменить верхний слой земли, если на нем появилась белая корка - солевой налет.

Температура: предпочтительно умеренная, не ниже 18 °С. Любят "держать ноги в тепле" - не ставьте горшок с фикусом на холодный подоконник, мраморный или кафельный пол и т.п. В комнате с температурой выше умеренной, листья начинают свисать вниз.

Освещение: Все разновидности фикуса каучуконосного предпочитают светлое место, с защитой от прямых солнечных лучей. Пестролистные формы нуждаются в более светлом и теплом месте, чем формы с темными листьями.

Полив: Умеренный, не любит переувлажнения почвы. Вода комнатной температуры, хорошо отстоянная. Подкормки удобрениями с марта по август через две недели.

Влажность воздуха: Листья необходимо регулярно протирать влажной губкой.

Пересадка: Проводят весной, тогда, когда корни оплетут весь земляной ком, молодые растения через год-два, старые через несколько лет.

Размножение: Верхушечными черенками, для лучшего укоренения с подогревом почвы и укрывании черенка полиэтиленовым пакетом.

Аралия

Семейство аралии (Araliaceae) включает в себя 84 рода травянистых растений и деревьев, в том числе и род Polyscias. В этот род входит порядка 80 видов деревьев и кустарников, происходящих из Полинезии и тропических регионов Азии – большинство их них носят название Аралия. Растения прекрасно подходят для комнатного выращивания. Хорошо переносят освещение в 11 люкс и выше. Некоторые карликовые сорта прекрасно подходят для выращивания в 10-20 см горшках, другие могут использоваться в качестве наружных опорных растений, ряд видов идеально подходит для бонсай.

Размножать аралии можно отводками мягкой древесины кончиков стебля и веточек или кусочками зрелого стебля, даже без листвы Отводки следует высаживать в хорошо увлажненный грунт, важное условиехороший дренаж и влагоемкость. Процесс укоренения можно ускорить с помощью корневых гормонов.

По возможности, в период разведения, температуру почвы следует держать на уровне 21-24°C. Фактор почвы следует держать на уровне 6.0, для этого в грунт можно добавлять кальций и магний. Количество используемого доломита будет зависеть от первоначальной кислотности почвы. Удобрять растение необходимо один раз в месяц (после укоренения) соотношение элементов 3-1-2 до 2-1-2. Диапазон освещенности, обеспечивающий хороший рост и темно зеленый цвет листьев, составляет 135 – 400 люкс. Оптимальная температура для роста аралии составляет 21-29°C.

Возможные проблемы физиологии:

1) Быстрое сбрасывание старой листвы

Признаки: У старых листьев появляются признаки хлороза, затем они опадают (возможно, отсутствие признаков хлороза). Обычно происходит поздней осенью или в начале зимы, обычно причиной является резкое падение температуры до 4-12°C, использование этилена или другого токсичного топлива для обогрева оранжерей. Также сильный листопад будет наблюдаться при чрезмерном высыхании растения.

Решение: Оградите растение от низких температур. Обычно растения, после повреждений такого типа, медленно восстанавливаются. Следите за работой обогревателей, Проверьте их еще до начала сезона. Избегайте пересыхания почвы.

2) Медленный рост и потеря старой листвы.

Признаки: Часто причиной является плохое развитие корневой системы, возможно грибковое поражение и гниение корней.

Решение: При посадке используйте стерилизованную или хорошо просушенную почву. Не следует чрезмерно углублять отводок при посадке.

3) Медленное и неуверенное укоренение.

Признаки: Черенки стебля очень медленно укореняются, а процент успешно укоренившихся растений не высок.

Решение: Обеспечьте температуру корневой зоны Аралии в диапазоне 21-24°C. Желательно использовать гормональный порошок. Не стоит использовать черенки или отводки, которые долго хранились.

Герань

Герань комнатная или Пеларгония войлочная.

Уход:

Температура: 0-20 С

Освещение: достаточное, полутень

Влажность: умеренная

Полив: обильный, ограниченный зимой

Подкормка: раз в неделю жидким удобрением с поздней весны до ранней осени

Размножение: семенами, стеблевыми черенками весной

Вредители: мучнистый червец и красный паутинный клещик

Назначение: горшечная культура, в "бутылочных садах", террариуме, оранжереях

Фуксия

Семейство ослинниковых.

СОВЕТЫ ПО УХОДУ

Температура: Умеренная или прохладная в течение всего года, при температуре выше 18-20°С, фуксия сбрасывает цветки и листья, вплоть до гибели растения. Зимой не ниже 6°С, фуксии предпочитают прохладную перезимовку при температуре 8-10 °С.

Освещение: Фуксия очень светолюбива, при этом свет должен быть рассеянным, от прямых солнечных лучей фуксия может получить ожоги. Хорошо фуксия будет расти на восточных окнах.

Полив: Летом обильный, почва должна быть все время слегка влажноватой. Зимой полив умеренный или ограниченный, в зависимости от температуры. При недостаточном поливе фуксия сбрасывает бутоны и цветки.

Удобрение: С марта по сентябрь фуксию подкармливают минеральным удобрением для цветущих комнатных растений.

Влажность воздуха: Летом фуксию периодически опрыскивают. В жаркие летние дни можно разместить растение на поддоне с мокрой галькой.

Пересадка: Ежегодно весной. Почва - 3 части глинисто-дерновой и 2 части торфяной земли с добавлением 1 части песка. В горшке или кадке лучше сделать дренаж.

Размножение: Стеблевыми черенками весной или летом, которые укореняют с применением стимуляторов корнеобразования (гетероауксин, корневин).

Бегония вечноцветущая

Уход:

Температура: Умеренная, температура выше 20°С нежелательна для этих бегоний. Зимняя температура около 17-18°С, но не ниже 15°С.

Освещение: Яркое освещение, с обязательной защитой от прямых солнечных лучей в жаркое время дня. Во время цветения бегонии должны стоять на окнах не скученно, так чтобы один цветок не загораживал другой. Для сохранения правильного роста их периодически поворачивают на окнах.

Полив: Весной и летом обильный, но не заливать, т.к. бегонии не любят застоя воды, как впрочем и пересыхания земляного кома. Вода должна быть мягкой, отстоянной. Клубневые горшечные бегонии зимой не поливают, хранят в сухом торфяном субстрате.

Влажность воздуха: Бегонии любят высокую влажность воздуха, но не терпят опрыскивания. Практика показала, что практически все виды бегоний на попадание влаги на листья реагируют появлением коричневых пятен. Поэтому, в жаркую сухую погоду можно поместить горшки с бегониями на поднос или ящик с мокрым торфом или мхом.

Пересадка: Ранней весной клубни сажают в свежую землю. Корневищные бегонии пересаживают по необходимости, когда горшок станет уже тесноват. Почва питательная - смесь перегнойной, листовой и дерновой земли с добавлением небольшого количества хвойной земли и речного песка. При этом землю засыпают не доверху, чтобы потом, когда образуются дополнительные корни, можно было бы досыпать земли. Растения помещают на солнечное окно, и они быстро покрываются новыми листьями, а примерно через 40-50 дней появляются бутоны.

Удобрение: Декоративно-цветущие бегонии полезно удобрять с момента формирования цветочных бутонов жидким комплексным удобрением для цветущих комнатных растений 1 раз в две недели. Не используйте азотистые удобрения для декоративно-лиственных растений, так как это приведет к росту листьев и подавлению цветения.

Размножение: Размножают стеблевыми черенками и семенами. Клубневые бегонии кроме этого размножаются делением пророщенных клубней. Клубень разрезается пополам, так, что бы каждая часть имела ростки и корни, срезы на клубне присыпаются углем или серой. Сажают клубеньки так, что бы его верхушка не много возвышалась над уровнем почвы.

Бальзамин («огонек»)

Бальзамин султанский, или огонек, или импатиенс Impatiens sultanii Hook. (сем. бальзаминовые).

Родина - тропическая Африка. Стебель водянистый, светло-розовый, полупрозрачный, прямостоячий, высотой 40-50 см, хорошо облиственный, раскидистый, густо покрытый

супротивными листьями.

Цветет исключительно долго (июнь - октябрь).

СЕКРЕТЫ УСПЕХА:

Температура: Умеренная, зимой не ниже 12 °С. Для цветения зимой температура нужна не ниже 15 °С.

Освещение: Светолюбиво, но летом от прямых солнечных лучей нужно притенять. Для цветения зимой необходимы несколько часов прямого солнечного света ежедневно.

Полив: Обильный, почва всегда должна оставаться влажной. Зимой полив уменьшают.

Влажность воздуха: Время от времени листья полезно опрыскивать, избегая попадания воды на цветки.

Пересадка: Хорошо цветет только в том случае, когда корни заполняют горшок. При необходимости пересаживают весной.

Размножение: Стеблевыми черенками в любое время года или семенами весной.

Азалия

Семейство - вересковые. Родина - Восточная Азия, Карпаты, Кавказ.

Азалия - небольшой кустарник, зацветающий в комнате в самый разгар зимы. У азалии красивые крупные, часто махровые цветки самой разнообразной окраски: от белой до ярко - красной. Листья мелкие (длиной 5-7 см), кожистые, зеленые.

Размещение. Предпочитает светлые комнаты с ярким рассеянным светом. Летом и осенью, до заморозков, азалию желательно оставлять на свежем воздухе. Зимой азалию размещают в светлом Азалия прохладном помещении с постоянной температурой 12-15 °С. Растение с появившимися цветочными бутонами вносят в более теплое помещение (18 ° C). После завершения цветения для нового образования бутонов в следующем году растение вновь устанавливают в помещении с температурой 8 -12 ° C.

Уход. В период цветения, летом и в начале осени, необходим обильный полив, зимой - умеренный. Подкормку проводят еженедельно удобрениями, не содержащими извести. Азалия влаголюбива, поэтому ее следует часто опрыскивать или ставить на наполненный водой поддон с гравием. Пересаживать растение нужно весной каждые 2-3 года.

Размножение. Верхушечными черенками, их укореняют в перлите или крупнозернистом песке, при подогреве субстрата. Укореняется трудно.

Вредители и болезни. Основной вредитель - азалиевая тля, на выделениях которой поселяется сажистый гриб. Если почвенный ком пересушен, может появиться красный клещ.

Совет. Отцветшие цветки и побуревшие листья удаляют. Это предохраняет растение от инфекций. На месте старого цветка со временем образуется новый побег, который зацветет в следующем году.

Китайский розан

Семейство мальвовых.

Вечнозеленый кустарник, в домашних условиях от 70 до 1,2 м высотой. Довольно легко зацветает при хорошем уходе крупными, до 12 см в диаметре цветками. Цветение может быть очень обильным и долгим - с весны до осени, хотя цветки не держатся долго - около двух дней. Цветки бывают разных оттенков - оранжевые, желтые, красные, розовые или белые, а так же разной формы - простые или махровые. Есть сорта с пестрыми листьями. На лето растение лучше вынести в сад, но место должно быть защищенным от ветра и немного притемненным.

СОВЕТЫ ПО УХОДУ

Температура: Гибискус довольно теплолюбив. Летом содержат при температуре около 20-25°С. Зимой при 15-20 °С, минимум 13°С.

Освещение: Светолюбиво, предпочитает яркий рассеянный свет, с небольшим количеством солнечных лучей. Зимой нужно светлое помещение. Лучшее место для гибискуса на восточном или западном окне. На южном окне понадобится притенение в самые жаркие часы дня.

Полив: Обильный с весны до осени. Почва должна быть все время влажной. Зимой умеренный. Избегайте переувлажнения или пересушки земляного кома. Не поливайте холодной водой.

Удобрение: С апреля по август гибискус подкармливают специальными комплексными удобрениями для цветущих комнатных растений, через каждые 3 недели. Можно использовать "Радугу", "Идеал" и т.п.

Влажность воздуха: Регулярно опрыскивают.

Пересадка: Почва - 1 часть дерновой, 1 часть листовой, 1 часть торфяной земли, 1 часть песка. Пересадка в марте - апреле. Обрезают после пересадки. А летом можно неоднократно прищипывать. Посуда предпочтительна просторная. Весной растение укорачивают, и пересаживают в свежую землю.

Размножение: Стеблевыми черенками, которые лучше укоренять в июле-августе.


Занятие во второй младшей группе «Уход за комнатными растениями»

Задачи: 1.Уточнить представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растений (тепло, влага).
2. Развивать умения выделять части растения (лист, цветок, стебель).
3.Воспитывать желание ухаживать за растениями.
4. Помочь детям правильно работать инструментами для ухода за комнатными растениями.
5. Прививать детям навыки выполнения трудовых поручений, способствовать появлению у них желания овладеть этими навыками.

Ход трудовой деятельности.

В уголке природы на столе стоят комнатные растения. Воспитатель приготовил инструменты для ухода за растениями, тряпочку для протирания пыли с листьев, таз с водой.
Воспитатель (загадывает загадку).
Очищают воздух, создают уют,
На окнах зеленеют, круглый год цветут.

Что это, ребята, как вы думаете?
Дети: Это комнатные растения.
Воспитатель: Правильно, о комнатных растениях мы сегодня будем с вами говорить. Посмотрите на картинку и скажите, что нужно растениям, чтобы они хорошо росли, цвели и радовали нас своим видом (показ картинки с изображением солнца, лейки, опрыскивателя, тряпочки).
Дети: Растениям нужно солнце, их нужно опрыскивать, поливать, протирать пыль с листьев.
Воспитатель: Правильно, ребята, если не поливать растения, то они погибнут. А зачем нужно протирать пыль с листьев?
Дети: Чтобы растения хорошо дышали.
Воспитатель: Да, правильно, давайте проведём опыт: закройте себе носик и попробуйте подышать. Хорошо вам дышать с закрытым носом?
Дети: Плохо.
Воспитатель: Вот и растение плохо дышит, если у него пыль на листьях. Поэтому нужно её протирать. А где же листочки, покажите (дети показывают). А это что у растения? (показывает на цветок)
Дети: Это цветок.
Воспитатель: А эта часть у растения как называется?(показывает на стебель)
Дети: Это стебель.
Воспитатель: Все части растения назвали, пора приступать к уходу за нашими растениями. Нужно надеть фартуки, чтобы не вымазаться. Начнём с рыхления земли. Зачем нужно рыхлить землю у растений?
Дети: Чтобы она стала мягкой и вода хорошо проходила к корням.
Воспитатель: Наташа, возьми нужный инструмент для рыхления и начни рыхлить землю. Как нужно рыхлить, сильно?
Дети: Нет, потихоньку, чтобы не сломать растение.
Воспитатель: Молодец, Наташа, очень хорошо порыхлила.

А теперь нужно полить наше растение. А как узнать, что растение нужно поливать?
Дети: Нужно потрогать землю, если она сухая, то пора поливать, а если мокрая, то поливать не нужно.
Воспитатель: Правильно, иди, Влад, потрогай землю, какое растение нужно поливать?(выбирает нужное растение). Правильно, я помогу тебе подержать леечку. Много воды лить не нужно, растение может погибнуть от того, что постоянно находится в воде. Молодец, водичка дошла до самого корня и напоила наше растение.

Вы ещё говорили, что нужно протирать пыль с листьев. Воспитатель: Я начну протирать, а вы продолжите (воспитатель не правильно протирает пыль). Правильно я протираю пыль?
Дети: Нет, нужно на ладошку положить листок и аккуратно его протереть мокрой тряпочкой.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Иди, Глеб, покажи, как нужно протирать пыль.

Наташа, протри следующий листок.

Есть ещё листок, Ксюша может протереть его.

Ребята, а есть растения, у которых листья очень тонкие, их нельзя протирать тряпочкой, их нужно опрыскивать. У нас есть растение с такими тонкими листьями. Нужно взять опрыскиватель, направить его на листья и надавливать на рычаг. Я буду помогать вам. Возьми опрыскиватель, Влад, у тебя получится опрыскать.

Какие вы молодцы, ребята, чем мы сегодня занимались?
Дети: Поливали растения, опрыскивали, рыхлили.
Воспитатель: Вы очень хорошо потрудились. Растения очень вам благодарны. Теперь нужно снять фартуки, помыть руки, а я помою все инструменты.

Наталья Фулавкина

Цель : Познакомить детей с комнатными растениями .

Задачи : Формировать у детей понимание, что у комнатных растений есть корень , стебель, листья, цветок, что они – живые существа. Рассказать о значении почвы и воды для растений . Воспитывать желание ухаживать за растениями .

ППРС : Комнатное растение , схема строения цветка, лейка, лопатка.

Ход занятия.

1. Сюрпризный момент

Дети сидет на стульчиках, воспитатель в центре, рядом с ним стоит маленький столик. Тут в дверь раздаётся стук : в гости пришла кукла Катя, в руках у неё цветочный горшок.

Воспитатель : - Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла Катя, а что у тебя в руках?

2. Основная часть

Катя : - Здравствуйте ребята! Этот цветок мне подарили на праздник. Только вот разве бывают цветы в горшках! Цветы ведь растут на клумбе и на полянке.

Воспитатель : - Катенька, ну конечно, это цветок. А твой цветок называется герань, он очень красиво цветёт и его листики вкусно пахнут. Ребята, давайте все вместе скажем, как называется цветок Кати.

На окне в такую рань

Распустилась герань.

Круглые листочки,

Пышные цветочки

Даже очень хороши,

Так решили малыши.

Дети отвечают, называют цветок.

Воспитатель : - Ну вот, запомнила, как называется твоё комнатное растение ?

Катя : - Запомнила : герань! Это комнатное растение , которое называется герань. (показ картинки)

Посмотри у нас в группе много комнатных растений и некоторые из них ребята уже знают. Ребята, какие комнатные растения вы знаете ?

Дети называют герань, фикус, бегонию и показывают их.

Воспитатель : - А почему эти растения называются комнатными ?

Дети : - Потому что они растут дома . Они очищают воздух, создают уют в доме.

Воспитатель :Когда болит, у вас ушко, можно, оторвать листочек герани, скатать и положить в ушко, и боль прекратится. А если у вас, насморк, то сок алоэ или каланхое закапывают в нос и простуда проходит.

(Показываю, одновременно растение ) .

Воспитатель :Ребята, посмотрите, какое красивое комнатное растение , оно называется бегония. У бегонии красные большие и маленькие цветы, листья шероховатые, зеленого цвета.

Воспитатель : А это растение называется – фиалка , листья округлые, опущенные (рассказ сопровождаю показом) . Подойдите, потрогайте, какие листья у фиалки. У фиалки, есть цветы, давайте понюхаем их, как они пахнут они маленькие круглые, с зубчиками.

Воспитатель : Поливать фиалку нужно, очень аккуратно, теплой водой, под корешок, следить, чтобы вода не попала на листья.

Воспитатель : А какого цвета листья у фиалки?

Дети : Зеленого.

Воспитатель : А сейчас, я вам предлагаю, встаньте в круг и представьте, что вы «Цветы» .

Физкультминутка :

Растение начинает расти

(дети медленно поднимаются)

Листики поднимаются к свету

(руки поднимают вверх)

Распускаются цветы

(ладошки вверх поднимают)

Растение чувствует себя хорошо.

(Пальчиковое упражнение) Повторить 2-3 раза .

Воспитатель : А, что еще нужно растению для жизни ?

Дети : Свет, вода, тепло, воздух.

Воспитатель : Ребята, а что есть у каждого растения (показываю карточки с изображением частей растение ) .

Дети : Корень, стебель, листья и цветок.

(Ребята, показывают, на живом растении , часть растения ).

Воспитатель : - Катя, а у нас тоже есть герань.

3. Опытно-исследовательская деятельность

Воспитатель ставит на стол не цветуший цветок.

Катя : - Но это же совсем другое растение . На нём нет цветочков.

Воспитатель : - Ребята, давайте внимательно посмотрим на эти два растения . Посмотрите на их листики : одинаковые у них листочки или разные? Дети отвечают, что листочки одинаковые. Вот видишь, Катенька, это тоже герань, просто на ней ещё не появились цветы.

Катя : - А они тоже будут цвести?

Воспитатель : - Ну, конечно, просто за ним надо правильно ухаживать. Сейчас наши ребята тебе расскажут, как они ухаживают за растениями в группе .

Дети отвечают, что растение надо поливать , рыхлить землю в горшке. Один ребёнок выходит и показывает, как надо правильно поливать и рыхлить землю. Воспитатель обращает внимание детей и Кати на то, что часто поливать растение нельзя , от лишней влаги оно может заболеть и погибнуть.

Катя : - Спасибо ребята, я буду хорошо ухаживать за своим цветочком, чтобы он всегда так красиво цвёл. Катенька прощается и уходит.

4. Рефлексия

Воспитатель : - Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? Кто приходил к нам в гости? Что Катенька нам принесла? Как назывался её цветок? Все вы просто молодцы!

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД по наблюдению за комнатными растениями «Зелёная служба Айболита» Цель: учить детей внимательно рассматривать растения, находить признаки нездорового их состояния, делать вывод о недостатке каких-либо условий,.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Уход за комнатными растениями» Программное содержание: Развивать интерес к комнатным растениям; Продолжать обучать детей описывать растение, выявляя различия и сходства.

Конспект НОД «Знакомство с комнатными растениями» в старшей группе Конспект НОД «Знакомство с комнатными растениями» МБДОУ №41 Воспитатель: Ясупиева И. С. 2016 г. Задачи: Развивать познавательный интерес.

Конспект НОД во второй младшей группе «Уход за комнатными растениями» Конспект НОД «Уход за комнатными растениями» во второй младшей группе Ирина Шаломина Цель: Закрепление и расширение знаний о комнатных.

Конспект занятия «Ухаживание за комнатными растениями» в средней группе Программное содержание: 1. Коррекционно-образовательное. Формировать первоначальное экологическое представление о комнатном растении. Учить.

Занятие по окружающему миру «Комнатные растения» во второй младшей группе.

Цель: продолжать формировать представление детей о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темней; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя. Закрепить с детьми, что вода нужна комнатным растениям, если мы не будем поливать их водой, то комнатные растения погибнут. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Предварительная работа: Наблюдение за комнатными растениями, загадки о растениях, дид/игра «Найди по описанию», «Найди растение по названию», «Сложи цветок». Материал: аудиозапись песенки «Паровоз –воз- воз», П.И.Чайковский «Вальс цветов», музыка спокойная для психогимнастики. Инструменты: лопаточка, грабельки. Карточки с изображением: корень, стебель, листья, цветок. Лейка, тазик, кисточка, тряпочка, опрыскиватель.

Воспитатель: Давайте отправимся в путешествие в страну растений. А путешествовать будем на паровозике.

Звучит музыка «Паровоз –воз- воз»

Вот и приехали. Первая остановка «Цветочная»

Воспитатель: Посмотрите, сколько, много растений здесь. И все они разные. Но, растения – это источник жизни. Растение поглощает углекислый газ, а выделяет кислород, который нужен для дыхания людей и животных.
Давайте рассмотрим наши растения.

Вот, например, фикус.

1.Фикус – вечнозелёное растение. Дерево с крупными зелёными листьями. Они очищают загрязнённый воздух жилища. Фикус любит свет, однако нужно располагать его так, чтобы исключить попадание прямых солнечных лучей. Даже есть загадка про фикус. Послушайте её:

С молоком, а не коза,

С корой, а не лоза.

А это растение называется папортник.

2.Папоротники привлекают к себе внимание благодаря своим интересным резным листьям. Требует частого опрыскивания обычной водой. Они не любят прямых солнечных лучей.

Они очищают воздух от пыли и вредных веществ, впитыва­ют и нейтрализуют запахи, насыща­ют влагой и создают благоприятный микроклимат. Комнатный папортник не цветёт. И про него есть загадка:

Есть в лесу трава-краса.

Листья - словно паруса,

А в цвету красу-траву,

Не увидишь наяву.
3.Вот послушайте загадку про ещё один цветок.

Что за хвост пошёл в рост:

Не в пруду, не в речке –

На окне, у печки.

Дети: щучий хвост.

Воспитатель: Правильно, это щучий хвост. Его в народе так зовут. А научное название – Сансевьера.

Это растение не имеет стебля – широкие листья, суженные и заостренные к вершине, выходят из общего гнезда и тянутся вверх, вследствие чего цельный кустик и вправду можно принять за несколько воткнутых в землю щучьих хвостов. Его порой зовут «фабрикой кислорода» и «фильтром», который активно очищает воздух от вредных веществ, а также не дает вирусам размножиться в помещении.

4.А вот и бегония. Это декоративное растение с необычными листьями, которые похожи на форму руки и кленовый лист. Листья с бархатистой поверхностью. Бегония не любит сквозняков и не любит перестановки с места на место, не любит прямого опрыскивания. Считается, что благодаря бегониям атмосфера в доме становится более уравновешенной, поэтому рекомендуется разводить бегонии эмоциональным людям. Бегония очищает энергетику дома, ее следует разводить в домах, где бывает много разных людей, бегонии хорошо влияют на бронхи, очищают дыхательные пути.

Воспитатель: Про какие комнатные растения мы с вами разговаривали?

Дети: фикус, бегония, щучий хвост, папортник.

Воспитатель: Правильно, ну а нам пора в путь.

Занимай скорей места, поезд отправляется дальше (звучит музыка паровоз –воз-воз)

Воспитатель: Вот мы и приехали. Остановка «Угадай – ка» Ребята, а на этой остановке мы узнаем, из каких частей состоит растение.

А помогут нам в этом чудо – картинки. На столе лежат картинки: стебель, корень, листья, цветок. Мы с вами знаем, у растения в земле прячется? (во время задавания вопросов, дети находят картинку с этим изображением).

Дети: корешок

Воспитатель: от корешка идёт?

Дети: стебель.

Воспитатель: На стебле есть?

Дети: листья и цветы.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Действительно, у растения есть корень, стебель, листья, цветок. Все они ему нужны и важны.

Воспитатель: Мы немножечко устали, и сейчас мы отдохнём.

Психогимнастика «Я растение» (выполняется под медленную музыку).

Сядем на полянку и закроем глазки. И представим, что вы маленькое растение, которое посадили в землю. Оно ещё совсем слабое, хрупкое, беззащитное. Вас поливают, вытирают с растений пыль.

Растение начинает расти (дети медленно поднимаются),

листики поднимаются к свету (руки поднимают вверх),

растение чувствует себя хорошо (руки опускают).

Откройте глазки. Вам понравилось быть цветами?

Воспитатель: Садись скорее, занимай места. Поезд отправляется (звучит музыка)

Воспитатель: Остановка «Ухаживай – ка». На этой остановке мы узнаем, как ухаживать за комнатными растениями. Что нужно растению для жизни?
Дети: Свет, вода, тепло, воздух.
Воспитатель: Правильно, ребята! Без тепла, света и влаги растения не растут и не цветут. Всем растениям нужен воздух. И обязательно, нужна забота, нежность, любовь. Воспитатель: Поливать, тоже надо правильно. Посмотрите, как надо поливать: носик лейки кладу на край горшка и лью воду на землю, а не разбрызгиваю. Много воды нельзя лить, это вредно для корешка.

Воспитатель: Ребята, рассмотрим вот эти инструменты (Дети вместе с воспитателем рассматривают инструменты). Для чего нужны инструменты? (лопатка, грабельки).

Дети: Рыхлить землю.

Воспитатель: Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли, цвели?

Дети: надо поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать

Воспитатель: комнатные растения нужно протирать от пыли. А как протирать от пыли? (показываю, как правильно протирать). Но не все растения можно протирать тряпочкой. Например, бегонию чистят от пыли кисточкой.
Воспитатель: А теперь мы возвращаемся в группу на нашем паровозике (звучит музыка). Воспитатель: Ребята, вот мы и приехали. Сегодня мы путешествовали в страну растений. Что нужно для жизни растений?

Дети: свет, вода, тепло, воздух

Воспитатель: Для чего нам нужны комнатные растения?

Дети: для красоты, они очищают воздух, дают кислород

Воспитатель: Мы с вами ухаживаем за цветами в нашей группе?

Воспитатель: Отгадайте загадку: «Воздух очищают, создают уют.

На окнах зеленеют, и зимой цветут»

Дети: цветы.

В конце занятия звучит музыка П.И.Чайковский «Вальс цветов».

Задачи:
1. Расширение первичных естественно — научных и экологических представлений. Строение растений, функции частей растения.
2. Развитие связной речи, тонкой и общей моторики, творческого воображения.
3. Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, между средой обитания и особенностями внешнего вида растений. Использование доказательной речи.
4. Формирование навыков сотрудничества взаимодействия, интереса, доброжелательности, ответственности, любви и бережного отношения к природе.
Предварительная работа :

Дети рассматривали комнатные растения, учились за ними ухаживать, отмечали изменения, в росте и развитии, чтение стихотворений и загадок о растениях, разучивание стихотворений.

Оборудование:
Модели: строения растения; функции частей растения; приспособления растения к среде обитания карточки.
Предметные картинки с изображениями комнатных растений, персонаж Незнайка, комнатные растения в горшках, разрезные картинки, цветик семесветик.

Ход занятия:

Ребята сейчас мы поиграем в игру «живое не живое». (В кругу). Вы должны определить и правильно назвать, что относится к живой природе. Мы знаем, что к живому относится все, что создано самой природой, а к не живому то, что сделано руками человека. (Камень, горы, река, дерево, мышь, цветок, кукла, мяч, стул.)

Незнайка: Здравствуйте, ребята, во что вы тут играете.
Я услышал, что вы сказали, что цветок живой. Как это он живой, вы вот живые, и бегаете, прыгаете, веселые, а цветок, как он может быть живым? У него нет ног, нет рук и бегать он не умеет.
Воспитатель: Ребята давай те поможем Незнайке разобраться и понять, что все растения относятся к живым существам. Вам необходимо собрать цветок из частей.

Игра «Собери цветок»
(Корень, стебель, лист, цветок)
Воспитатель: Молодцы. Для того что бы растение росло и было красивым, здоровым ему необходимы все части.
А еще ему необходимы благоприятные условия для роста растения. Какие. (выставляют модель потребности растений, (земля, свет, тепло, вода) Без этого растения, расти не сможет.
Воспитатель : Растение, как любой живой организм питается, пьет, тянется к солнцу, растет, размножается, еще растения дышат.
Каждая часть растения выполняет свою функцию. Дети давайте расскажем Незнайке, для чего нужны и что выполняют разные части растения.
Дети выставляют модель «функции живого»
Корень у держивает растение в земле, всасывает из земли воду и питательные вещества, дышит. — Стебель удерживает растение как опора, проводит воду и другие питательные вещества другим частям растения, дышит.

— Лист улавливает солнечный свет, испаряет влагу, дышит, поглощает азот и выделяет кислород.
Цветок — из него появляются семена, из семян вырастает новое растение, дышит.
Воспитатель: Ну, что Незнайка понял, что растение Живое.
Незнайка отвечает…. Да
Воспитатель: в природе очень много разных растений, и все они по своему приспосабливаются к разным условиям жизни. Ребята для того чтобы показать Незнайке какие есть комнатные растения. Нам нужно пройти в уголок природы по дорожке на носочках. Смотрите, а дорожку нам освещает солнышко. Давайте попросим солнышко согреть нас.

Солнце утром рано встало , (поднимают дети руки вверх-тянутся)

Всех детишек приласкало (делают руками фонарики)

Гладит грудку (массируют «дорожку» на груди снизу вверх)

Гладит шейку (поглаживают шею большими пальцами сверху вниз)

Гладит носик (кулачками растирают крылья носа)

Гладит лоб (проводят пальцами от середины к вискам)

Гладит ушки (растирают ладонями уши)

Гладит ручки (растирают ладони)

Молодцы все дети — вот! (поднимают руки вверх)

Воспитатель: Какие комнатные растения вы здесь видите.

Дети: отвечают.

Воспитатель: Предлагаю вам отгадать загадки:

Чтобы солнце сквозь стекло
К нам в окошко не пекло,
Я повешу шторочку
В белую оборочку,
Не крючком плетеную -
Живую и зеленую. (Традесканция)

Не подушка для иголок,
Не ежик, и не елка,
Но не даст себя в обиду,
Потому что весь в иголках. (Кактус)

Плоский, длинный,

а не брус. Полосатый, но не арбуз. (Сансевьера.)

В ствол запрятан белый сок.

Будто кожаный листок,

Может он расти в горшке,

Может в джунглях, на реке.

В индии рождается

Как он называется? (Фикус)

Журавлиный нос

Нам духи принёс. (Герань)

Воспитатель: Но вы, наверное, немного устали я предлагаю вам немного поразмяться. Встаньте врассыпную.

Речь с движением:
Наши алые цветочки раскрывают лепесточки;
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветочки закрывают лепесточки,
головки опускают и тихо засыпают.
Воспитатель: хвалит детей и показывает волшебный цветок. А теперь с помощью волшебного цветка отправимся в путешествие.

«Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север через юг возвращайся сделав круг, лишь коснешься ты земли быть по-моему вели, вели чтобы мы с детьми оказались в пустыне. (кружатся)
Вот мы и в пустыню с вами попали. Ребята в пустыне очень жарко, там ярко светит солнце, и растения и другие живые существа приспосабливаются к такой жаре.
Давайте посмотрим, какое растение мы с вами увидим. Для этого каждому нужно из вас собрать свою картинку.

Игра «Соберём картинки»

Воспитатель: Что за растение у вас получилось.

Незнайка: Это точно не растение, стебелька нет, листьев тоже нет.

Воспитатель: успокойся Незнайка, кактус тоже растение, только растет оно, как мы уже знаем в пустыне.

Давайте рассмотрим кактус. Из каких частей он состоит? Ребята, посмотрите, у кактусов вместо листьев колючки, один толстый и мясистый стебель.
Воспитатель: А теперь ребята перед обратной дорогой немного отдохнем и полежим на теплом песочке, закроем глазки. (Релаксация под музыку)

Теперь обратимся к нашему волшебному цветку.
«Лети, лети, лепесток через запад на восток, через север, через юг возвращайся сделав круг, лишь коснешься ты земли быть по-моему вели, вели, чтобы мы с детьми оказались в группе». (кружатся)
Воспитатель: Незнайка убедился, что растения живое существо.
Ребята сегодня мы с вами говорили о комнатных растениях, о том какие они разные, их строении, функциях, как по-разному приспосабливаются к разным условиям. Но самое главное, что растения приносят нам огромную пользу, они очищают нам воздух от вредных газов, и там где много растений людям легче дышать.

Ребята на этом наше занятие закончено. Все старались, были активны, внимательны. Теперь вы много знаете о комнатных растениях и расскажете, о них дома.

Загрузка...