domvpavlino.ru

Биотек экологическая экомимитическая архитектура история современной архитектуры. Био-тек – новейший архитектурный стиль Художественный образ в интерьере био тека

  • Био-тек в архитектуре и интерьере - стиль будущего!
  • Био-тек в архитектуре и интерьере - стиль будущего!
  • Био-тек в архитектуре и интерьере - стиль будущего!
  • Био-тек в архитектуре и интерьере - стиль будущего!
  • Био-тек в архитектуре и интерьере - стиль будущего!
  • Био-тек в архитектуре и интерьере - стиль будущего!
  • Био-тек в архитектуре и интерьере - стиль будущего!
  • Био-тек в архитектуре и интерьере - стиль будущего!
  • Био-тек в архитектуре и интерьере - стиль будущего!
  • Био-тек в архитектуре и интерьере - стиль будущего!
  • Био-тек в архитектуре и интерьере - стиль будущего!
  • Био-тек в архитектуре и интерьере - стиль будущего!
  • Био-тек в архитектуре и интерьере - стиль будущего!
  • Био-тек в архитектуре и интерьере - стиль будущего!
  • Био-тек в архитектуре и интерьере - стиль будущего!

Архитектурные объекты в стиле био-тека не приемлют равнодушия, их просто невозможно не заметить в массе «правильных» неоклассических и кубических строений. Фито-, зоо- и антропоморфизм - главные черты модернистского направления - превращают коммерческие здания, жилые дома, а теперь и интерьеры в грандиозные трехмерные картины, раскрывающие красоту и очарование творений природы.

Основателем модернистского архитектурного стиля био-тек (биотики) считают британца Фрэнка Ллойда Райта. Свою новаторскую для 1939 года концепцию об органической архитектуре он озвучил как достижение гармонии с природой через строительство сооружений, спроектированных по подобию живых организмов. Райт и его последователи (Грег Линн, Майкл Соркин, Фрай Отто, Кен Янг, Ян Каплицкий) убеждают, что таким образом можно достичь истинного единства трех могущественных сил: искусства, науки и религии.

Стиль био-тек в архитектуре и интерьере: особенности и черты

Зародившись в борьбе за экологический баланс на планете, современная архитектура и интерьер био-тек стремятся к натуральности во всем: от образов до материалов. В идеальном исполнении материалами служат керамика, камень, песок, дерево, стекло, лоза, натуральный текстиль. Найти свое отражение в дизайн-проекте может любой созданный природой объект-образ, способный зацепить, вдохновить на созидание. Пчелиные соты, раковины моллюсков («Наутилус», Наукальпан-де-Хуарес, Мексика), паутина, части тел человека, животные, насекомые и растения («Корнишон», Лондон).

Существенным отличием, кардинально отличающим био-тек от других «натуральных» стилей, стала сложность и трудоемкость воссоздания структур, встречающихся в природе. Вот почему на данном этапе развития направление не обрело практичности. Эксклюзивная отделка, например, будет выглядеть очень натурально и даже грандиозно, но потребует немалых средств. К тому же из-за сложной геометрии бывает сложно сохранить функциональность всей полезной площади здания или дома.

Одновременно красивый, экологичный и комфортабельный дом или интерьер в этом стиле (пока!) могут позволить себе только состоятельные заказчики, иначе придется отказаться от комфорта и экологичности в пользу дивного визуального эффекта.

Casaricca: божественные интерьеры для вас!

Сегодня био-тек - интригующий, а благодаря своей уникальности еще и перспективный стиль в архитектуре и искусстве интерьерного дизайна. И интернет-магазин Casa Ricca не мог пройти мимо столь эпатажного направления. У нас можно купить и комфортные диваны в форме медведя, и хрустальные черепа, с изображением чудных насекомых, животных, могучих деревьев, а также много других, достойный вашего внимания аксессуаров в нужном вам стиле. И если пожелаете большего, Casa Ricca Club выполнит для вас эксклюзивный интерьер премиум-класса под ключ.

Био-тек – современный стиль “нео-органического” направления в области архитектуры и интерьера, который отличается выразительными конструкциями, напоминающими естественные природные формы. Другое его название – бионика. Новое движение появилось относительно недавно, поэтому стиль закрепился только на уровне отдельных крупных архитектурных композиций. Основные черты био-тека – стремление повторить гармонию природных объектов на примере архитектурных строений, а также создании интерьеров в жилых и коммерческих помещениях.

История возникновения Бионики как стиля

Стиль возник и развивался из науки прикладного характера под названием бионика. Приверженцы этой науки искали решения для сложных инженерных и технических задач, обращаясь за вдохновением к формам природного характера.

Впервые био-тек проявил себя в работах Леонардо да Винчи. Великий мастер наблюдал за птицами, после чего создавал проекты летательных аппаратов.

Конкретных дат возникновения концепций бионики в архитектуре и интерьере нет, однако считается, что первый шаг на пути становления стиля в современное время сделал Фрэнк Ллойд Райт (1939 г.) – британский архитектор. Он был убежден, что сооружения должны быть аналогичны живым организмам, рост которых происходит согласно природным законам.

По словам Ллойда, органическая бионика в строительстве – это единство науки, религии и искусства.

Становление био-тека как архитектурного стиля приходится на конец 20-го века, однако по сей день это направление пользуется высокой популярностью и продолжает развиваться в строительной области.

Архитектура Биотека

Био-тек архитектура отличается отсутствием симметричности. Строения этого направления зачастую имеют формы паутины, деревьев, коконов и прочих композиций, которые встречаются в природе. Этот стиль направлен на воплощение конкретной философской концепции, преследующей идею создания новейшего пространства для проживания человека. Для этого происходит объединение принципов архитектурного строительства, инженерного дела и биологии, благодаря чему дома в этом стиле отличаются своей экологичностью.

Стиль био-тек в области архитектурного строения направлен на создание экодомов, которые представляют собой комфортабельные энергоэффективные постройки. Их отличительная черта – системы жизнеобеспечения независимого типа.

Основные черты в строительстве

В таких строениях устанавливаются озелененные террасы, коллекторы, куда собирается дождевая вода, солнечные батареи, вентиляционные системы и естественное освещение.

Примеры архитектурной бионики:

  • Гостиница Майкла Соркина, спроектированная в виде медузы.
  • Зеркально остекленный Фред Олсен-сентр в Лондоне – творение Нормана Фостера.
  • Дом в форме яйца, авторами которого стали бельгийские архитекторы студии DMVA.
  • Здание Хавьера Сеносьяйна, созданное по примеру раковины моллюска Наутилуса и получившее одноименное название.
  • Небоскреб «Сент-Мэри-Экс, 30», именуемый в простонародье Корнишоном, возведенное по проекту Нормана Фостера.

Здания могут повторять как формы людей, животных (в том числе и части их тел), так и образы, наблюдаемые в неживой природе.

В современной архитектуре бионика находится на пике своего развития, о чем говорят новые необычные строения по всему миру. Их конструкция может состоять из разнообразных материалов, подобных структуре природных форм (например, пузыри, пчелиные соты или слоистые композиции).

Интерьер: дизайн и мебель

Био-тек в интерьере современных зданий отличается тем, что все детали декора и самой постройки напоминают всевозможные природные объекты. Он отдаленно напоминает и своими яркими красками, и особой щепетильностью в выборе всех элементов. Интерьер жилого помещения в этом стиле может быть выполнен как в традиционной планировке, так и в криволинейном решении.

Направление бионики в области организации внутренних помещений исключает прямолинейность, наличие острых углов и резких линий. Кроме того, бионика в вопросе оснащения техникой требует включение в пластичные и криволинейные формы интерьера высокотехнологичных элементов: интерактивные модули, а также новейшие технические приборы (что отличает данный стиль от ).

Сегодня очень модно придерживаться естественности в оснащении своего жилища, поэтому бионика заслужила многочисленные положительные отзывы не только в нашей стране, но и в европейских странах по всему миру.

, обращается не к элементам конструктивизма и кубизма, а к природным формам . Бионика происходит от греческого слова, означающего "элемент жизни". Последователи этого стиля стремятся воплотить в необычном дизайне принципы «зеленого» строительства.

Стиль био-тек развился из бионики - прикладной науки, сторонники которой для решения сложных технических задач ищут вдохновения в природе. Подобные принципы применял еще Леонардо да Винчи, когда проектировал летательные аппараты, наблюдая за птицами.

Есть мнение, что в новое время первый шаг на пути становления концепции био-тека сделал архитектор Фрэнк Ллойд Райт в 1939 году. По его словам, архитектурное сооружение должно быть похоже на живой организм , который растет в соответствии с законами природы, в гармонии с окружающей средой. Это единство искусства, науки и религии он назвал органической архитектурой . В эпоху господства строгих форм неоклассицизма эти тезисы прозвучали совершенно неожиданно и ново.

В мировой архитектурной практике за прошедшие 40 лет использование закономерностей формообразования живой природы приобрело новое качество и получило название архитектурно-бионического процесса и стало одним из направлений архитектуры х ай-тека . Био-тек в современном понимании возник в конце XX - начале XXI веков и поныне находится на этапе формирования.

Самые известные архитекторы, создавшие проекты зданий в стиле био-тек: Грег Линн, Кен Янг, Майкл Соркин, Фрай Отто, Ян Каплицкий, Николас Гримшоу, Сантьяго Калатрава и Норман Фостер . Среди их работ несколько общественных зданий, например, Национальный космический центр Великобритании, Город искусств и наук в Валенсии, Художественный музей Милуоки, Лондонский «Корнишон». Встречаются также и жилые дома, например, «Наутилус» в Мексике.

Здания в стиле био-тек часто несимметричны, имеют форму коконов, деревьев, паучьей сети - всего того, что встречается в живой природе. Можно встретить дома, похожие на раковины моллюсков, или постройки, повторяющие контуры яйца. При этом природные формы могут заимствоваться по-разному:

● Пространство организуется в виде форм, наблюдаемых в неживой природе. Пример - дом в виде яйца, спроектированный бельгийской архитектурной студией dmvA. Здания также могут иметь форму гнезд или пещер.

Здания повторяют формы животных , людей или частей их тел (зооморфизм, антропоморфизм), а также растений (фитоморфизм). Пример - гостиница в виде медузы, которую спроектировал Майкл Соркин.

Производятся материалы, подобные природным структурам (в виде пчелиных сот, пузырей, волокон, паутины, слоистых конструкций).

Био-тек воплощает философскую концепцию, смысл которой - создать новое пространство для жизни человека как творения природы, объединив принципы биологии, инженерного дела и архитектуры. Именно поэтому дома в этом стиле чаще всего становятся экологичными. Бионическая архитектура предполагает создание домов являющихся естественным продолжением природы, не вступающих с ней в конфликт.

Бионическая архитектура в своем дальнейшем развитии стремится к созданию экодомов – энергоэффективных и комфортных зданий с независимыми системами жизнеобеспечения. Конструкция такого дома предусматривает комплекс инженерного оборудования. В зданиях устанавливают солнечные батареи , коллекторы для сбора дождевой воды, устраивают террасы с зелеными насаждениями, отдается предпочтение естественным освещению и вентиляции. При строительстве используются экологически совместимые с человеком материалы и строительные конструкции.
В идеале, дом будущего – это автономная самообеспечивающаяся система, органично вписывающаяся в природный ландшафт и существующая в гармонии с природой. Бионический стиль равнозначен по своему содержанию понятию экоархитектура и напрямую связан с экологией.

11 июля 2015 года на федеральной государственной радиостанции «Маяк», в летней студии парка Сокольники, состоялась передача из цикла «Человек наук» по теме «Жилое пространство будущего», но которую был приглашен архитектор-фантаст, футуролог, член «Ассоциации футурологов России» Артур Скижали-Вейс.

Очень знаменательно, что эфир состоялся спустя ровно 101 год со дня опубликования знаменитого «Архитектурного манифеста футуризма», что стало своеобразным знаком и стимулом для написания этой статьи.

Журналисты сфокусировали свои вопросы вокруг общих тенденций развития современной архитектуры и футурологических прогнозов архитектуры будущего. В передаче рассматривались и приводились примеры московских построек советского периода, и современных российских построек в качестве знаковых ориентиров развития архитектуры.

В ходе радиоэфира выявилось, что сегодня такие понятия как «Футуризм», «Конструктивизм», «Футурология» в массовом сознании - это тождественные понятия. Журналисты и аудитория слушателей смешивают стили, течения и направления не соотнося принадлежность тех или иных архитектурных объектов своей эпохе, а также игнорируют процессы и задачи, которые возникают на каждом историческом этапе развития современной архитектуры.

К концу передачи стало понятно, что пришло время детально разобраться, что такое вообще «Эволюция Модернизма» с позиций «Архитектурной футурологии» которая началась с выхода Манифеста архитектурного футуризма и продолжается до сих пор.

Почему основные архитектурные стили «Модернизма» - «Футуризм», «Конструктивизм», «Функционализм», «Постмодернизм» и «Хай-тек», последовательно исторически сменяющие друг друга становятся звеньями одной эволюционной цепи, которая возникает вслед за научно-техническими открытиями и технологическими прорывами общества?

На мой взгляд, спустя столетие существования «Модернизма» настал черед провести исследование и сделать футурологический анализ, дав важные системные научные определения происходящих исторических процессов в формировании принципов построения Современной архитектуры и архитектуры Будущего.

Сразу оговорюсь, что моя аналитическая задача не стоит в хронологическом рассмотрении всех подряд архитектурных стилей, творчества всех известных архитекторов и их построек, а лишь в исследовании только наиболее важных узловых безоткатных тенденций развития эволюции «Модернизма».

1. «Футуризм»

Начну с фактов истории. «Футуризм» как направление появилось в 1909 году с момента появления легендарного манифеста итальянского писателя и поэта Ф. Т. Маринетти . Манифест провозгласил культ будущего и разрушение прошлого. Этот текст стал основополагающим документом всех футуристических авангардистских течений в искусстве начала XX века.

В 1914 году к манифесту Маринетти присоединился Антонио Сант-Элиа , который опубликовал свой «Манифест архитектуры футуризма». В нем Сант-Элиа впервые в истории представил современный город в виде сложной механизированной и электрифицированной системы.

Идеи урбанизации и технизации среды обитания, пионером которых был Сант-Элиа, оказались плодотворными для всей мировой архитектуры послевоенного периода. Это была отправная точка, с которой стартовал исторический процесс поиска новых путей развития Современной архитектуры и Архитектуры будущего.

Опережающие взгляды на развитие архитектуры поражают сегодня в XXI веке своей прозорливостью и точностью намеченных тенденций. Хочу процитировать его формулировки:

«Мы чувствуем, что теперь мы не люди соборов, величественных зданий и дворцов, а люди больших гостиниц, железнодорожных станций, бескрайних дорог, колоссальных портов, крытых рынков, освещенных галерей, прямых проспектов и целительного сноса зданий. Мы должны выдумать и заново создать футуристский город, похожий на огромную строительную площадку – бурлящий, легкий, изменчивый, каждая часть которого подвижна. Выдумать и создать футуристский дом, похожий на огромную машину. Лифтам не придется больше прятаться в лестничных клетках, как одиноким червям, - бесполезные лестницы отменят, лифты же будут карабкаться по фасадам, как железно-стеклянные змеи. Дом из цемента, стекла и железа, без росписи и без скульптуры; дом, вся красота которого во врожденной красоте его линий и рельефов, необычайно уродливый в своей механической простоте, высокий и широкий настолько, насколько это необходимо, а не по предписанию городских законов. Дом этот будет возвышаться на краю бурлящей пропасти – улицы, которая больше не будет ковриком, расстеленным на уровне дверей, а углубится в землю на несколько этажей. По ней будет двигаться городской транспорт, а сами улицы будут соединены между собой переходами – от металлических мостиков до скоростных эскалаторов…»

Однако если футуристы прекрасно предугадали потенциал роста и наметили точки отсчета координат новой архитектуры, то настолько же ошибочно ратовали за уничтожение всей исторической классической архитектуры.

Сант-Элиа писал: «Я борюсь против и презираю: Всю классическую архитектуру – величественную, жреческую, театральную, декоративную, монументальную, изящную и ласкающую глаз. Презираю бальзамирование, восстановление и воспроизведение старинных памятников и дворцов…» .

Пафос разрушения старого, нигилистические эстетические концепции нередко диктовались в это время экзальтированным ожиданием полного обновления не только внешних форм жизни, но и глубинных основ всей культуры. Да здравствует новая революция и новая архитектура, не подчиняющаяся законам исторической преемственности.

«В современном мире процесс последовательного стилистического развития архитектуры останавливается. Архитектура отрывается от традиции. И ничего не остается, как начать все сначала» - из Манифеста Сант-Элиа.

Все это было глубоким заблуждением футуристов и как потом стало ясно, сам Футуризм последовательно и прочно укладывался в общий ход истории архитектуры, как новое архитектурное течение, отражающее промышленно-индустриальную революцию общества начала 20 века. Техногенная эстетика стала вытеснять впоследствии весь внутренний и внешний классический декор и стиль 19 века, однако до полной глубокой технологической революции в архитектуре еще было очень далеко.

Сам «Футуризм» позже породил целую волну новых архитектурных стилей, которые, так или иначе, апеллировали к его идеологии – Конструктивизм, Функционализм и т.д. С легкой руки Сант-Элиа началась эра «Машинной идеологии», которая продолжается до сих пор, но об этом еще немного позже.

2. «Конструктивизм»

Идеями итальянских футуристов заразились советские конструктивисты. Исторически известно о тесной связи итальянского и российского «Футуризма». Советские конструктивисты стали предтечами зарождения нового интернационального языка архитектуры – «Модернизма», который стал позже быстро охватывать развитые страны Европы и мира.

«Архитектурный модернизм» (фр. modernisme, от фр. moderne - новейший, современный) - движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого.

«Конструктивизм» получил свое первое мощное развитие именно в Советской России в 1920 – 1930 годы. Среди наиболее известных мастеров «Советского конструктивизма»: В. Татлин, К. Мельников, И. Голосов, братья Веснины, И. Леонидов, Я. Чернихов и др.

Конструктивисты провозгласили: «Тектоника, конструкция и фактура – мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры» из статьи А. М. Гана, 1922 г. В «Конструктивизме» основную роль отдавали динамике конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободе плана здания.

Постройки конструктивизма были связаны напрямую с быстрым развитием фабричного производства и появлением нового индустриального быта рабочих. Это было время, когда впервые началось активное сращивание промышленной и гражданской архитектуры, началось активное заимствование пластического языка и перенос конструктивных решений в общественное и жилое строительство.

К памятникам конструктивизма относятся: фабрики-кухни, дворцы культуры и труда, рабочие клубы, дома-коммуны и т.д. Характерным примером постройки времени «Конструктивизма» в Москве можно назвать Дом культуры имени С. М. Зуева , построенный Ильей Голосовым в 1929 году.

В этой постройке наглядно видно, каким удачным и результативным на практике оказался процесс фабричного заимствования и формирования новой архитектоники индустриальной эстетики зданий. Несмотря на всю продуктивность конструктивистских методов, важность архитектурных открытий, революционность взглядов и пафос пролетарских лозунгов следующим важным шагом в становлении современной архитектуры «Модернизма» стал «Функционализм». Стоит добавить, что поздний «Конструктивизм» был впитан, существенно доработан и развит именно функционалистами.

3. «Функционализм»

У истоков возникновения «Функционализма» стояла высшая школа строительства и художественного конструирования в Германии «Баухауз» (1919 – 1933 гг.). Основоположники раннего функционализма В. Гропиус и Людвиг Ми сван Дер Рое стали директорами этой школы. Вальтер Гропиус считал, что в новую эпоху архитектура должна быть строго функциональной, экономичной и ориентированной на технологии массового производства.

Переломив многовековую традицию с XV по XIX век и отступив от повсеместного использования классических ордеров, архитекторы поняли несоответствие избыточности украшений техническим реалиям наступившего индустриального времени.

«В начале новые здания казались невыносимыми в своей наготе, но со временем общество научилось ценить ясные очертания и компактные формы нового стиля». Теоретические установки функционалистов сводились к лозунгу: «То, что утилитарно и удобно, то и красиво!»

С важным уточнением: «Лучшие создания функционализма красивы потому, что дизайнеры обладают вкусом и художественным чутьем». Так же как и футуристы, функционалисты «Баухауза» выпустили свой манифест 1919 года, где архитектура была названа ведущим направлением в дизайне.

В своей деятельности «Баухауз» активно использовал многие находки и опыт русских конструктивистов. В 1922 году к ведущим преподавателям школы присоединился знаменитый русский авангардист Василий Кандинский , который преподавал «Основы художественного проектирования».

Важно отметить, что состав преподавателей школы был интернациональным коллективом, а в его стенах и лабораториях создавался и преподавался универсальный экспериментальный язык архитектуры нового времени. После окончательного закрытия школы нацистами в 1933 году его педагоги и ученики разъехались по всему миру, распространяя свое учение.

Существовали также тесные связи между немецкой школой «Баухауз» и СССР. Так в 1931 году бывший директор школы Ханнес Мейер в сопровождении 7 учеников переехал в Москву. Немецкие архитекторы трудились над созданием соцгородов в Магнитогорске, Свердловске, Орске, Перми и других.

После того как идеи «Баухауза» разошлись по миру начался второй этап развития Функционализма как «Интернационального» стиля. Самой знаковой и авторитетной силой этого периода стал французский архитектор Ле Корбюзье .

Корбюзье смог существенно расширить практические архитектурные приемы и палитру Функционализма. Проведя тщательный отбор и фильтрацию того что было сделано до него, он сумел выработать собственную теоретическую платформу получившую название «Пять отправных точек архитектуры» , которую потом взяли на вооружение все архитекторы мира стремящиеся создавать современную архитектуру:

  1. Столбы-опоры . Дом может быть приподнят над землей на железобетонных столбах-опорах, при этом освобожденное место под жилыми помещениями используется для сада или стоянки автомобилей.
  2. Плоские крыши-террасы . Вместо традиционной наклонной крыши с чердаком под ней, предлагается устраивать плоскую крышу-террасу, на которой можно было бы развести небольшой сад или создать место для отдыха.
  3. Свободная планировка . Стены больше не являются несущими элементами в связи с применением ж/б каркаса, поэтому внутреннее пространство от них освобождается. В результате внутреннюю планировку дома можно организовать свободно с гораздо большей эффективностью.
  4. Ленточные окна . Благодаря каркасной конструкции здания и отсутствию связи с несущими стенами, окна можно делать любого размера и конфигурации, в том числе свободно протянуть их лентой от угла до угла вдоль всего фасада.
  5. Свободный фасад . Опоры устанавливаются вне плоскости фасада внутри дома. Наружные стены могут быть при этом из любого материала – легкого, хрупкого или прозрачного, и принимать любые формы.

Примечательно, что именно Витрувий первым из теоретиков архитектуры поставил задачу достижения золотой середины между теорией и практикой, описав шесть основных принципов архитектуры еще в 1 веке до н.э.

Эту золотую середину Корбюзье удалось достичь в его знаменитой постройке многоквартирного жилого дома в Марселе в 1952 году. Так называемый «Марсельский блок» полностью соответствовал его «пяти отправным точкам». Он был поднят на бетонных столбах, имел эксплуатируемую крышу террасу с солярием и бассейном, стандартизированные квартиры «дуплексы» (в двух уровнях), членения объема и фасада в гармонических пропорциях по системе «Модулор», с использованием полихромии (раскраской в яркие цвета).

Дом был задуман как экспериментальное жилище с идеей коллективного проживания (своего рода «коммуна» - привет советским конструктивистам). Внутри здания – в середине по его высоте – общественный блок: кафетерий, библиотека, продовольственный магазин и т.д. Фактически это был новый тип функционально рационалистического решения жилой единицы дома-комплекса, технологически опередивший свое время.

Ле Корбюзье принадлежит крылатая фраза: «Дом - это машина для жилья». Однако из нашего исследования видно, что это прямое заимствование из Манифеста Сант-Элиа 1914 года и свидетельствует о том, что Корбюзье принял эту «эстафетную палочку» от футуристов развив и дополнив их своими новыми функциональными идеями – серийности и стандартизации.

«Учитесь у машин», - провозглашал он. Жилой дом должен быть совершенной и удобной «машиной для жилья», промышленное или административное здание - «машиной для труда и управления», а современный город должен жить и работать, как хорошо отлаженный мотор. Такой дом-машина собирается из готовых типовых блоков, секций.

Строить индустриальным способом - значило делать это гораздо быстрее и дешевле, чем раньше. Корбюзье известен также как урбанист. Его градостроительные концепции «Лучезарного города» легли в основу принятой в 1933 году «Афинской хартии» . Корбюзье как никто другой из архитекторов-функционалистов рассматривал всю цепочку архитектурного пространства: стандартизированные окно, столб, стена; квартира-ячейка; жилой дом-единица; квартал – из блокируемых домов; весь город как упорядоченный единый механизм с рациональной инфраструктурой.

Следует упомянуть и другого мастера уже позднего функционализма бразильского архитектора Оскара Нимейера - настоящего поэта монолитных железобетонных конструкций. Выразительные постройки с использованием контрастных форм – купольных, перевернутых и чашеобразных, пирамидальных объемов, зданий со стреловидными колоннами и скульптурными пилонами могут считаться образцами не только совершенной архитектурной пластики, но и торжеством новейших строительных технологий, конструктивных и инженерных решений своего времени.

Его «Музей современного искусства» в Нитерое построенный в 1996 году, отчасти больше напоминает приземлившийся космический корабль, чем традиционное здание. «Косые и эллиптические линии являются динамическими и по своей природе обладают в тысячу раз большей эмоциональной силой, чем перпендикулярные и горизонтальные линии; без них всеобъемлющей архитектуры быть не может» - писал А. Сант-Элиа в своем Манифесте, как будто описывая архитектуру Нимейера 80 лет тому назад. Образные, динамические, эмоциональные и одновременно функциональные постройки Нимейера вдохновили следующую плеяду мастеров архитектуры «Хай-тека».

4. «Постмодернизм» и «Метаболизм»

«Постмодернизм» начавшийся с 60-х годов ХХ века, несмотря на его ощутимый отход от тоталитарного жесткого рационализма, функционализма, конструктивизма, типизации и стандартизации по своей сути продолжал эволюционное развитие современной архитектуры на новом этапе в постиндустриальную эпоху развития общества.

Спустя пятидесятилетие, отсчитываемое от манифеста Сант-Элиа, общество сильно продвинулось в научно-техническом, технологическом развитии, встало на путь мультикультурализма и появления единого информационного пространства. В 1969 году в США появились первые серверы, и родился Интернет.

«Постмодернизм» обратился к интерпретативному мышлению, способствовал образованию новых наук: синергетики, экологии, глобалистики, футурологии, моделирования искусственного интеллекта и т.д. Единственной непререкаемой ценностью стало считаться ничем не ограниченная свобода самовыражения архитектора – художника, основанная на принципе «все разрешено».

Возвращение в архитектуру образности, оригинальности, поиск новых форм, отрицание аскетизма, возвращение исторических стилей, иронии и т.д. И что особенно важно для меня – особое гибкое синтетическое архитектурное мышление позволяющее находить новые оригинальные решения.

Огромный теоретический вклад в развитие современной архитектуры и архитектуры будущего в этот исторический период внесла британская группа архитекторов «Аркигрэм» , сформировавшаяся в 1960-х годах, члены группы: Питер Кук, Уорен Чок, Рон Херрон и др.

Аркигрэмовцы привнесли научно-фантастические идеи в архитектуру, использовали научную фантастику для создания своих экспериментальных концептуальных проектов. Они провозгласили новые свойства архитектуры будущего – текучесть, динамизм, трансформация, ничем не сдерживаемая изменчивость, движение в пространстве.

Расширение языка, творческая свобода, ниспровержение понятий, атмосфера игры, увлечение фантастикой порождали совершенно неожиданные проекты: (1964 г.) «Шагающий город», «Компьютер-сити», «Плаг-ин сити», «Моментальный город», «Жилой кокон» и др. Группа «Аркигрэм» беря за основу исходную техническую идею, связанную с техническими экспериментами доводила ее до гротеска, превращая архитектуру в сюрреалистический техно-театр.

Так, например ей была сформулирована идея «драйв-ин-хоум» - дома, в который не входят, а въезжают, и который сам может съезжаться в некое целое и разъезжаться на части. Скафандр космонавта превращен в "дом-одежду", упаковку человеческого тела, которая может быть пальто, домом и даже автомобилем, если ввести в неё мотор. „Аркигрэм“ пророчествует о превращении города в россыпь мобильных капсул среди природной идиллии.

Как тут не вспомнить Антонио Сант-Элиа и Ле Корбюзье с их настойчивым стремлением спроектировать «Дом – машину», с одной существенной оговоркой, что аркигрэмовцы предложили уже не отдельный дом, а весь «Город как гигантскую машину для жилья» заглянув в послезавтрашний день.

Родственным и близким духу «Постмодернизма» можно считать «Метаболизм», зародившийся в Японии в конце 50-х годов XX века. В основу теории «Метаболизма» лёг принцип индивидуального развития живого организма (онтогенеза) и коэволюции . Как определял концепцию «Метаболизма» один из её главных идеологов, Кионори Кикутаке : "Для меня в понятии «метаболизм» самым важным была возможность перестройки сооружения и замены его составляющих в соответствии с требованиями, которые предъявляет наш быстроизменяющийся мир…" в Японии всегда уделялось особое внимание законам эволюции животного и растительного мира. Поэтому природные закономерности стали одной из основ архитектурного метаболизма. Возможно, по похожим биологическим законам должна развиваться и архитектура.

Современные технологии позволяют реализовывать самые смелые проекты, поэтому есть надежда, что опыт метаболистов найдет свое применение и в XXI веке». Отмечу общее сходство с идеологией «Аркигрэм», где также был обозначен принцип постоянной изменчивости архитектуры.

Примечательно, что знаковые урбанистические японские концепт-проекты метаболистов появились практически в одно время с проектами «Аркигрэм» например «Эко-сити» и «Марина-сити» К. Кикутаке в 1963 году, что соответствовало общему духу времени и новаторским поискам в архитектуре.

Ещё один важный признак архитектуры «Метаболизма» - её модульность, ячеистость, нагляднее всего иллюстрируемый на примере построенной башни «Накагин» в Токио, 1972 г., архитектор К. Курокава . Здание состоит из двух взаимосвязанных бетонных башен (11-ти и 13-ти этажей), в которых размещается 140 сборных модулей - «капсул» (4х2.5 м.). Каждый из модулей является автономной единицей, квартирой или офисом. Капсулы могут быть связаны и объединены в целях создания большего пространства. Каждая капсула подключена к одному из двух главных валов лишь четырьмя болтами высокой напряжённости и предназначенных для их смены.

Отмечу, что та же мобильность и капсульность присутствовала и в проектах «Аркигрэм». Это означает появление новой точки отсчета для архитектуры - переход от статической и неподвижной архитектуры к динамической и постоянно обновляемой. Не «целительный снос» из манифеста Сант-Элиа отслуживших зданий, а постоянная ротация и обновление на основе новейших конструктивных решений.

Метафорически мы бы сравнили это с периодическим «сбросом листвы с деревьев». Тем более что известный проект «Города в воздухе» (1961 г.) метаболиста А. Исозаки , образно похож на огромный лес с бетонными «стволами деревьев» с вертикальными коммуникациями, а жилые дома-ячейки на большие «листья».

5. «Хай-тек»

Стиль или философия «Хай-тека» (англ. hi-tech, от high technology - высокие технологии) зародилась в недрах «Постмодернизма» в 1970-х и нашла широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и по большей части практики «Хай-тека» преимущественно англичане - Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу и другие.

Для становления концепций «Хай-тека» очень важна была деятельность английской группы «Аркигрэм», о которой я написал выше, а также влияние инженерно-технологических разработок и теорий американца Бакминстера Фуллера . На протяжении всей своей жизни Бакминстер Фуллер написал двадцать восемь книг, выработав такие термины как «космический корабль “Земля”», «эфемеризация» и «синергетика». Он также сделал большое число изобретений, в основном в сфере дизайна и архитектуры, наиболее известным из которых является лёгкий и прочный «геодезический купол» - пространственная стальная сетчатая оболочка из прямых стержней.

Бакминстер Фуллер был прародителем нового направления и учителем Нормана Фостера - лидера «Хай-тека».

Стиль «высоких технологий», согласно классификации Ч. Дженкса , относится к позднему «Модернизму»: «Его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, антиисторичность, монументальность».

Архитекторов «Хай-тека» называют новым поколением модернистов, так как, несмотря на иронию 1970-х, они не порывают с традициями европейской архитектуры и не спорят с Витрувием: их произведения очень функциональны, удобны, и в них есть своя красота. «Хай-тек» - это кульминация «Модернизма» и технологическое завершение целой эпохи в архитектуре ХХ века.

Одним из первых важных осуществлённых сооружений «Хай-тека» принято считать Центр искусств имени Ж. Помпиду в Париже (1977 г.), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано . Оригинальная идея архитекторов была в расположении всех технических конструкций каркаса и арматурных соединений, всех трубопроводов, лифтов и эскалаторов снаружи здания, что позволило высвободить максимум полезной площади в 40 тыс. м².

Каркас и арматурные соединения были выкрашены белым цветом, вентиляционные трубы - синим, водопроводные - зелёным, электропроводка - жёлтым, а эскалаторы и лифты - красным. «Вывернутая на изнанку» архитектура пережила первую волну критики, а затем стала предметом культового восторга и паломничества со всего мира.

По существу было выстроено здание-манифест, которое открыло новые возможности современной архитектуры. Перефразируя функционалистов можно сказать: «То, что высокотехнологично и рационально, то и эстетично!»

С этого момента все архитектурные поиски стали вестись в направлении остроумных дизайнерских форм опирающихся на высокотехнологичные и инженерно-конструктивные решения. Я бы сказал, что архитекторы начали искать «оптимальную дизайнерскую форму машины для жилья».

Опуская далее огромное количество выстроенных зданий в стиле «Хай-тек» в конце ХХ века, остановлюсь на характерной постройке уже начала XXI века, которое можно назвать своеобразной отправной точкой, с которой «Хай-тек» стал претерпевать трансформацию и деление на свои новые разновидности. Небоскреб «Мэри-Экс» построенный Норманом Фостером в 2004 году в Лондоне стал, на мой взгляд, апофеозом философии «Хай-тека». Здание «Мэри-Экс» это огромная сетчатая оболочка аэродинамической формы в виде вытянутого яйца с центральным основанием.

Вокруг всего здания по спирали поднимаются площадки-балконы с зелеными насаждениями, которые завершаются многосветным пространством с панорамными ресторанами и видовой площадкой с отверстием-вытяжкой наверху. Фостер использовал естественную вентиляцию и солнечное освещение таким образом, что офисное здание 180 м. высотой стало потреблять электроэнергии вдвое меньше чем другие постройки такого типа и стало первым экологическим небоскребом.

С этого момента - экологичность, энергоэффективность, рациональность конструктивных решений, применение высоких технологий, использование новейших материалов, красота дизайнерской формы, компьютерные расчеты, учет градостроительных условий и контекст стали устойчивым комплексным трендом современной архитектуры начала XXI века.

6. «Био-тек» и «Эко-тек»

В начале XXI века в мир столкнулся с новыми вызовами и проблемами, порожденными слишком быстрым ускорением научно-технического прогресса, безостановочной индустриализацией, гонкой промышленного производства, рыночной конкуренцией разгоняющей темп жизни, стремительным ростом городов (темпами урбанизации) и ростом численности населения.

Следствием этого явилось безудержное быстрое поглощение природных ресурсов, мощное антропогенное давление на биосферу Земли, исчезновение целых экосистем, загрязнение природы промышленными выбросами и отходами своей деятельности, появление большого количества недовольных жителей Земли – социальной напряженности и т.д. В архитектуре появился так называемый экологический тренд «зеленого строительства», который существенно трансформировал «Хай-тек», способствовал его ускоренной мутации и появлению новых разновидностей «Био-тека» и «Эко-тека».

Окрашенные в зеленый цвет высокие технологии стали своеобразным спасительным инструментом, для противодействия обозначенным вызовам и способствовали поиску и разработке новых архитектурных решений направленных на выживание и спасение человечества, возвращения баланса-равновесия между естественной - природной средой и искусственной - пространством больших городов. В своем исследовании я хочу объединить «Био-тек» и «Эко-тек», поскольку считаю, что оба этих архитектурных стиля имеют общую философию и общие родственные признаки развития.

«Эко-био-тек» имеет связь с прикладной наукой – бионикой, сторонники которой для решения сложных технических задач ищут вдохновение в природе. Архитекторы, создавая архитектуру в стиле «Эко-био-тек» часто заимствуют природные формы коконов, деревьев, паучьей сети, пчелиных сот – все, что встречается в живой природе. Можно встретить здания похожие на раковины моллюсков, гнезда птиц, цветы растений, скелеты рыб и даже крылья стрекозы. «Эко-био-тек» воплощает концепцию, смысл которой создать новое пространство для жизни человека наподобие творений природы.

Объединив принципы биологии, новейшие инженерно-технологические разработки и традиционную архитектуру архитектор стремится создать новый тип бионических зданий являющихся продолжением живой природы, не вступающей в конфликт с окружающим ландшафтом. Дом из чисто «Механической машины для жилья» времен Корбюзье превращается в «Искусственное подобие живого организма».

Бионическая архитектура в своем развитии стремится к созданию энергоэффективных и комфортных зданий с независимыми автономными системами жизнеобеспечения, к использованию возобновляемых источников энергии и экологически совместимых с человеком строительных конструкций и материалов.

Исторически «Эко-био-тек» наследует концепцию «Органической архитектуры» Ф. Л. Райта , идеалом которой являлись целостность и единение с природой. Однако в отличие от «Эко-био-тека» Райт в начале XX века ратовал не за столь радикальное слияние и подчинение существующего природного ландшафта архитектурному «насилию».

Его идеей было плавное гармоничное перетекание природного окружения в архитектурное пространство и формы достаточно вспомнить его знаменитые «Дома прерии» . «Эко-био-тек» наоборот агрессивно и радикально возвращает утраченное единство с природой через проектирование природных симуляций и создания искусственного ландшафта внутри зданий или рядом с ними.

Современные технологические возможности и решения при проектировании позволяют не только воспроизводить или имитировать гармоничное взаимодействие с природой, устраивая вертикальные висячие сады, аквапарки и т.д. но и даже создавать вертикальные фермы для занятий интенсивным сельским хозяйством в крупных мегаполисах. Примером таких решений может служить спроектированный в 2009 году Винсентом Каллебо 132 этажный небоскреб «Стрекоза» для Нью-Йорка.

Всемирно известный лидер «Архибиотики» последнего десятилетия бельгиец Каллебо предложил построить многоэтажную ферму для интенсивного сельского хозяйства в условиях стесненной территории многомиллионного города, чтобы прокормить быстро растущее население и компенсировать нехватку исчезающих с ростом городов сельскохозяйственных площадей. Он спроектировал высокоавтоматизированный агропромышленный комплекс с использованием солнечной и ветровой энергии, системой сбора и очистки воды, переработки СО2 и отходов с использованием энергии биомассы, гидропонные и аэропонные участки для выращивания растений и зерновых, бассейны с рыбой и фермы с животными.

Наглядным примером «зеленой экспансии» Винсента Каллебо может служить его проект «Зеленый Париж 2050 года», где многоэтажные жилые дома превращены в своеобразные сплетающиеся цветочницы-этажерки, создающие настоящий живой искусственный лес.

Среди выдающихся лидеров «Эко-био-тека» можно назвать также испанского архитектора Сантьяго Калатрава построившего в Валенсии «Город искусств и наук» с 1994 по 2005 год. Комплекс сооружений включает: дворец искусств королевы Софии, кинотеатр IMAX – планетарий в виде символического человеческого глаза, интерактивный музей принца Филиппа в виде скелета гигантской рыбы, Ботанический сад и Океанографический музей – «Океанографик». «Океанографик» комплекса имеет самый большой аквариум Европы, океанографический парк разделен на 9 различных зон, каждая из которых представляет собой наиболее значимые экосистемы на планете.

Калатрава, безусловно, наследует динамические, выразительные силуэтные формы, композиционные приемы игры архитектуры с водой Оскара Нимейера, убеждая нас в преемственности и дальнейшем развитии архитектуры «Модернизма».

По моему мнению, будущее архитектуры именно за такими удивительными, образными, пластичными, гармоничными и одновременно высокотехнологичными сооружениями. Пользуясь исторической традицией, сформулируем триаду: Современная архитектура сегодня – это сплав науки, технологии и искусства!

Возникает резонный вопрос, а что же будет дальше с «Модернизмом»? Куда пойдет Эволюция современной архитектуры, какие стили, авангардные течения и направления появятся в архитектуре Будущего? Какие процессы будут происходить в развитии всего мирового общества, что ждет человечество на пути дальнейшего витка научно-технического прогресса?

  • Параллельные миры архитектуры для «богатых» и «бедных»: футурологическое исследование социальных тенденций развития
  • Поздравление архитектора-футуролога Артура Скижали-Вейса и компании "НТВ" со "Всемирным днем архитектуры-2018 года"
  • Загрузка...