domvpavlino.ru

Растительный и животный мир водоема. Растительный и животный мир водоемов

В данном реферате рассказывается материал о животных и растениях водоёмов МарийЭл. Работу рекомендуется использовать на уроках по предмету "Окружающий мир" при изучении тем:

"Что мы знаем о своём городе и селе?", "Откуда и куда текут реки?", " Экосистема водоёмов", при проведении внеклассных мероприятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реферат

на тему:

«РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР

ВОДОЁМОВ МАРИЙ ЭЛ»

Выполнил: Блинов Игорь

ученик 3 «Б» класса

Центра Образования №18 г. Йошкар - Ола

(ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский»)

Руководитель проекта: Очиева Раиса Александровна,

учитель начальных классов

ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский»

г. Йошкар - Ола, 2007 год

План:

  1. Введение
  2. Растительный мир водоёмов
  3. Рыбы водоемов
  4. Животный мир водоёмов
  5. Список использованной литературы

Введение

Пожалуй, нет в нашей республике такого места, где совсем нет водоёмов. Их обитатели давно приспособились к жизни в них.

Растительный мир водоёмов

Кубышка желтая – листья, плавающие по поверхности воды, крупные, сердцевидно-овальные с длинным сочным корешком. Цветки крупные, желтые, ароматичные – тоже плавают по поверхности воды. Цветет с июня до сентября.

Кувшинка белая - листья, плавающие по поверхности воды, крупные, сердцевидно-овальные с длинным черешком. Цветки крупные, многолепестковые, белые со слабым ароматом. Цветет кувшинка в июне-июле.

Рогоз широколистный – их стебли достигают высоты до 2 м. Листья широколинейные, длинные, расположены у основания стебля. Наверху образуются черные бархатистые цветки. Цветут рогозы в июне-июле.

Все эти растения используют для заготовок лекарственных препаратов. Поэтому к ним нужно относиться бережно, зря не срывая.

Рыбы водоёмов

Разнообразна и интересна в водоемах жизнь животных.

Клоп-водомерка Прудовик обыкновенный

Это – клоп- водомерка. Почему же клоп не тонет? Оказывается, его ножки смазаны жиром. Посмотрите, как водомерка держится на воде: её ножки широко раздвинуты, благодаря чему увеличивается площадь опоры.

Во всех водоёмах много моллюсков. Вот с закрученной раковиной, прицепившись к растению, сидит обыкновенный прудовик. Дышит он атмосферным воздухом, а питается мелкими животными. С ранней весны до осени можно наблюдать этих улиток, ползающих в прибрежной полосе таких озер, как Глухое, Конаньер, Мартын и другие. Особенно много их бывает в середине лета в зарослях кувшинок, водяных лилий и роголистника.

А вот и перловица. Хотите рассмотреть их мягкие тела? Не так – то просто, ведь они заключены в створчатые раковины, открыть их нелегко. С внутренней стороны раковина перламутровая, потому и переливается всеми цветами радуги. Их можно встретить на озере Марьер, Яльчик, Лисьем и других.

Республика Марий Эл находится в среднем течении великой русской реки Волги. Многие крупные реки республики, такие как Ветлуга, Рутка, Большая и Малая Кокшага, Илеть, Сура, Большой Сундырь и другие, впадают в Волгу. Именно по ним рыба проникает во все водоемы края.

Более половины из общего числа видов составляют рыбы семейства карповых. К ним относятся лещ, сазан, карась, язь, пескарь, линь, чехонь, красноперка, плотва, уклейка и другие. Наибольшее разнообразие наблюдается в озере Яльчик, где встречается 12 видов рыб.

Огромное влияние на рыб оказывает состояние водоема. Рыбы, живущие в богатых пищей водоемах, имеют более крупные размеры и хорошую упитанность. К примеру, в озере Таир встречаются лещи весом более 5 килограммов, щуки достигают 8 килограммов. Караси озера Большое Степанкино нагуливают вес до 3 килограммов.

Животный мир водоёмов

Есть и звери, жизнь которых связана с водой: бобр, выдра, норка.

А если Вы увидели на берегу реки остатки рыб, то здесь значит, пировала выдра – крупный, до 70 см в долину, зверь, с узким, гибким туловищем. Жизнь выдры тесно связана с водой. На суше она неуклюжа, зато в воде ловка, быстра, прекрасный пловец и ныряльщик. Питается выдра рыбой. Мелкую она поедает прямо в воде. К крупной подплывает снизу, переворачиваясь на спину (вниз рыба посмотреть и заметить опасность не может) – вытаскивает ее на берег.

Саму ее увидеть очень трудно. Днем она отсиживается в норе, которую устраивает на берегу, а на охоту выходит ночью.

Раньше рыбаки уничтожали выдру, считая ее опасной соперницей. Однако там, где выдру полностью уничтожили, рыбы не стало больше, а в иных местах она исчезла совсем.

Дело в том, что выдра – хитрый охотник. Она не всегда гоняется за быстроходной рыбой, а хватает любую не успевшую уплыть. Чаще всего такими нерасторопными бывают больные рыбы. Их в первую очередь и поедает выдра и этим не дает распространиться заразе. Она вроде водного санитара.

К сожалению, люди поняли это слишком поздно, когда выдр осталось мало. Ведь истребляли выдру не только рыбаки, но и охотники из-за пушистого и красивого меха. Сейчас выдру взяли под охрану. Охота на нее строго ограничена.

Список использованной литературы:

  1. «Родной край 3-4 класс» А.А Пекпаев.
  2. «Знаешь ли ты животных нашего края»? П.Г. Ефремов, А.А. Пекпаев. 1995г
  3. «Мы изучаем природу» А.А. Пекпаев.1995г
  4. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?» том 1 для младшего школьного возраста. 1975г
  5. «Лекарственные растения МАССР» А.И.Подымов, Ю.Д, Суслов 1974г.

Растительный и животный мир Байкала Растительный и животный мир Байкала уникален: в озере водится более 2,5 тысяч видов и подвидов животных, а две трети из них эндемичны и встречаются только здесь. Во всем мире известны рыба-омуль и пресноводный тюлень – нерпа, тайну появления которого в озере пока не удалось разгадать. Этих эндемиков можно увидеть своими глазами во время отдыха на Байкале – как в музее или нерпинарии, так и в естественной среде обитания. В озере насчитывается 58 видов рыб. Наиболее известные - омуль, сиг, хариус, таймень, осетр, голомянка, ленок. На побережье озера произрастает около 2000 видов растений, гнездится 200 видов птиц. Наука ежегодно описывает более 20 видов беспозвоночных животных Байкала, учеными прогнозируют наличие еще более 1500 видов, которые пока не известны ей.







Растительный мир



СИБИРСКИЙ КЕДР: Высота кедра 35-40 м, диаметр ствола - до 1,8 м, живет до 500 лет. Известен в первую очередь благодаря кедровому ореху, обильный урожай которого бывает через каждые 5-6 лет. Местное население называло его хлебным деревом Сибири. Кедровые шишки созревают в сентябре. Сбивают их 40-70-килограммовым деревянным колотом, которым бьют по стволу кедра. С таким колотом на плече заготовитель целый день ходит по тайге. Сбитую с кедров шишку мешками переносят к зимовью, порой за несколько километров от места заготовки. Затем орехи вышелушивают из шишек на самодельной ручной мельнице, отвеивают мусор и сушат. До революции, когда подсолнечное масло было дефицитным, из кедрового ореха изготавливали кедровое масло. В настоящее время производство кедрового масла, молочка, сметаны и халвы незаслуженно забыто. Кедровый орех продается в шишках (молочный орех) и очищенный (каленый). Кедровая древесина обладает не сильным, но устойчивым запахом, сохраняющимся десятки лет, который отпугивает моль. Срубленный из кедровых бревен дом считается полезным для здоровья проживающих в нем людей. Древесина кедра обладает исключительно высокими техническими качествами (прочность, стойкость к загниванию). Кедровые леса характерны для района Восточного Саяна, верховьев р. Лена, северо-западных склонов прибайкальских гор.


ДАУРСКИЙ РОДОДЕНДРОН - БАГУЛЬНИК: Предвестником байкальской весны называют багульник. Цветение огромного количества розовых цветов, когда еще не появилась заметная зеленая листва, создает впечатление цветущего сада на берегах Байкала. Багульник растет по всей Восточной Сибири, чаще образует заросли. Цветет в мае - июне.


ЧАБРЕЦ, БОГОРОДСКАЯ ТРАВА (Thymus serpyllum): Чабрец растет на каменистых склонах, открытых песчаных местах, степных лугах. Распространен как в Прибайкалье, так и в Забайкалье. Цветет с июня по август. Розовые пятна цветов трудно не заметить на песчаных холмах. Трава чабреца содержит до 1% эфирных масел, и если веточку помять в руках, образуется устойчивый характерный запах. Для лечебных целей собирают цветущую верхушечную часть растения. Настои и отвары из чабреца широко применяют в народной медицине для лечения различных заболеваний, в т.ч. для продления жизни, как общеукрепляющее средство для иммунной системы, при нервных заболеваниях и бессоннице. Щепотку высушенного чабреца бросает в огонь шаман при проведении обряда очищения. Настой готовят обычно из одной-двух ложек высушенной травы на 100 г. крутого кипятка. Траву заваривают в стеклянной посуде и оставляют настаиваться на 4-5 час.

ЧЕРЕМША (Allium viktorialis): Растет почти во всех районах Байкала, местами образуя значительные заросли. Продается на рынках в мае - июне, когда стебли и листья черемши наиболее мягкие и сочные. Черемша в свежем виде широко используется в виде салатов, для начинки пирогов, при приготовлении мясных блюд вместо лука. Для хранения черемшу мелко измельчают и солят, подобно капусте. Салат заправляется сметаной или майонезом. Имеет чесночный запах и возбуждает аппетит.



САГАНДАЙЛЯ, РОДОДЕНДРОН АДАМСА (Rhododendron adamsii Rehder): Растет в высокогорьях на каменистых склонах в Восточном Саяне, Хамар-Дабане, на Баргузинском хребте. Цветет во второй половине июня - в июле. Заготавливают облиственные верхушечные части растения с начала цветения и до образования плодов. Сушат в тени. Местное бурятское население широко использует сагандайлю в качестве тонизирующего и стимулирующего средства. Стимулирует работу почек, сердца, головного мозга. Усиливает потенцию, снимает усталость и похмельный синдром. Известна также под тибетским названием "Белое крыло", трава, продлевающая жизнь. Пищевая добавка придает чаю специфический удивительно приятный и сильный аромат. Для получения тонизирующего чая на 1 стакан вместе с заваркой заваривают не более 3-5 листиков и стебельков. Не рекомендуется допускать передозировку. Приобрести сагандайлю можно в иркутских аптеках или заказать по тел. 35-06-24,45-08-65, Ржанова, 29 ЗАО "Фитомед". Трава продается местным населением у источников в пос. Аршан.


ЗОЛОТОЙ КОРЕНЬ, РОДИОЛА РОЗОВАЯ (Rhodiola rosea L.): Растет в трещинах скал, на скалах, каменистых склонах почти во всех районах Байкала. Золотой корень обладает действием, подобным женьшеню, снимает усталость, оказывает стимулирующее воздействие на весь организм. Цветет в конце июня, начале июля. Заготавливают корневища в период цветения и плодоношения во второй половине июля, в августе. Выкапывают самые крупные экземпляры, очищают от земли и быстро промывают в проточной воде, удаляют бурую пробку, режут на куски, расщепив вдоль, провяливают и сушат в тени. Копку корней родиолы розовой на одном месте рекомендуется проводить не чаще чем один раз в 10 лет. Используют в виде жидкого экстракта, настоянного на спирте.



БРУСНИКА (Rhodococcum vitis-idaea): Брусничники часто встречаются в лесах Сибири, иногда они образуют сплошной ковер. Ягода созревает в августе - сентябре. При хорошем урожае ягодник собирает совком за 2-3 часа полное ведро. Для длительного хранения свежие ягоды засыпают сахаром или заливают водой. Особенно хороша замороженная ягода к горячей дичи или с чаем после бани. Брусника - широко известное домашнее средство. В виде отваров или сока ее применяют как жаропонижающее средство. Чай с брусничным вареньем - хорошее потогонное средство.

ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР

В фауне Байкала представлены почти все типы животных, обитающих в пресных водоемах. В мире нет другого озера, биологическое разнообразие которого было бы столь велико и уникально. Из 2635 известных видов и разновидностей животных и растений, найденных к настоящему времени в озере, почти 2/3 эндемичны и нигде в мире больше не встречаются. Поэтому Байкал можно считать одним из географических центров происхождения биологических видов. В Байкале в настоящее время насчитывается 53 вида рыб, из них к числу промысловых относится лишь 15. Наиболее известны среди них омуль, хариус, сиг. В меньшем количестве встречается байкальский осетр и в совершенно незначительных количествах такие рыбы, как таймень, налим, даватчан, ленок, сорога, окунь, язь.



ОМУЛЬ: Самый первый восхвалил рыбные богатства Байкала протопоп Аввакум. Возвращаясь летом 1662 г. из даурской ссылки, он писал: "А рыбы зело густо в озере: осетры и таймени жирны гораздо - нельзя жарить на сковородке: жир все будет. Вода пресная, рыба в нем - осетры и таймени, стерляди и омули, и сиги прочих родов много". Особой славы удостоился байкальский омуль. Омуль самая многочисленная промысловая рыба Байкала. Встречается также в бассейне Северного Ледовитого океана, в Байкале обитает подвид байкальский. Омуль - рыба из рода сигов. В Байкале живут четыре популяции омуля: селенгинская, чивыркуйская, северобайкальская и посольская. Наиболее многочисленная из них - селенгинская популяция. Биомасса всех возрастных групп омуля оценивается в 25-30 тыс. т. Самый крупный размер омуля - 50 см, вес - до 5 кг. Живет омуль 24-25 лет. Особенно ценится из-за своего неповторимого нежного вкуса соленый омуль.

ГОЛОМЯНКА: Эта полупрозрачная живородящая рыба представляет исключительный интерес. Голомянка - самая многочисленная рыба на Байкале. Её общая численность и биомасса в 2 раза больше, чем всех остальных рыб. Живет в водной толще рассредоточенно на всех глубинах от поверхностных вод до дна. Она является основным кормом для нерпы. Тело голомянки полупрозрачно и наполовину состоит из жира. Содержание жира у большой голомянки составляет больше 40% её веса. Поэтому сквозь хвостовую часть можно читать текст из крупных букв. Голомянка рождает живых личинок, в отличие от всех других рыб, которые для выведения потомства мечут икру. Такого способа размножения, как у голомянки, неизвестно ни у одной из рыб мира.


БАЙКАЛЬСКАЯ НЕРПА: Нерпа - это единственный в мире тюлень, который живет в пресной воде. Распространена нерпа по всему Байкалу, но особенно широко - в его северной и средней частях. Нерпа любопытна и иногда подплывает близко к дрейфующему судну, когда не работает двигатель, и длительное время находится рядом, постоянно выглядывая из воды. Сейчас в Байкале, по оценке специалистов, насчитывается около 80-100 тыс. голов. До сих пор среди ученых нет единой точки зрения, как это животное попало в Байкал. Большинство исследователей придерживается мнения И.Д.Черского о том, что нерпа проникла в Байкал из Ледовитого океана через систему рек Енисей - Ангара в ледниковую эпоху одновременно с байкальским омулем. Особенно много нерпы на каменистых берегах Ушканьих островов можно увидеть в июне. На закате солнца нерпа начинает массовое движение к островам. По оценке ученых, численность нерпы на лежбище колеблется в пределах 2000 голов и не изменяется с 1934 г. Нерпа питается непромысловой рыбой (голомянка, бычок). В год она съедает около тонны рыбы. В поисках пищи нерпа ныряет на глубину до 200 м и остается под водой 20-25 мин. Самцы достигают 130-150 кг, и длина их бывает до 1,8 м, самки по размерам меньше. Максимальная скорость плавания у нерпы составляет 20-25 км/час. Живут нерпы максимум 55-56 лет. Детенышей нерпа рождает на льду в снежном логове. Большая часть нерпят рождается в середине марта. Детеныши имеют мех белого цвета, что позволяет им в первые недели жизни оставаться почти незамеченными на снегу. Молодого нерпенка-детеныша буряты называют хубунком. На нерпу ведется промысловая охота, ежегодно отстреливается около 6 тыс. нерп. Мясом нерпы кормят песцов, из меха изготавливают шапки, используют для подбивки охотничьих лыж. Нерпичье мясо употребляют в пищу, а ласты нерпы, отваренные в воде, считаются лакомством. Особенно нежное мясо у молодых нерпят - хубунков, мясо которых не имеет запаха рыбы и напоминает по вкусу цыплят. В печени нерпы много витаминов. В старину нерпичий жир применялся в кожевенном производстве и в мыловарении. В 1895-1897 гг. нерпичье сало главным образом использовали на Ленских золотых приисках для освещения шахт. Местные жители жир нерпы считают лечебным и употребляют его при лечении легочных заболеваний и язвенных болезней желудка.


БАРГУЗИНСКИЙ СОБОЛЬ: Родина соболя - леса и горы Восточной Сибири. В настоящее время соболь встречается по всей таежной части России от Урала до побережья Тихого океана. Из-за красивого, прочного и дорогого меха соболь называют царем дикой пушнины - "мягким золотом". Чем темнее соболь, тем дороже ценится его шкурка. Баргузинский соболь самый темный из встречающихся в Сибири и поэтому особенно ценится на международных аукционах пушнины. Длина тела соболя до 56 см, хвост до 20 см. Наибольшую активность проявляет утром и вечером. Редко поднимается в кроны деревьев, чаще держится на земле в зарослях стланика, среди каменных россыпей. Часто обитает в кедрачах, в верховьях горных рек. На традиционном международном пушно-меховом аукционе в Санкт-Петербурге шкурка соболя в начале 90-х г. стоила свыше $100, в конце 90-х годов стоимость упала до $62 за одну шкурку. В развитых странах натуральный мех все чаще заменяется искусственным.

ПТИЦЫ:

Из птиц на Байкале встречаются главным образом различные виды уток. Часто утки собираются в большие стаи, которые довольно часто встречаются на воде во время плавания по Байкалу. На скалистых островах Байкала в большом количестве селятся чайки. Для открытого Байкала характерен также баклан. Особенно много птиц в дельтах рек и на мелководных заливах. Реже на берегах Байкала можно встретить также гусей, лебедей-крикунов. Кое-где встречаются серая цапля и чернозобая гагара.


В Прибайкалье обитает 7 видов орлов: беркут, могильник, степной орел, большой подорлик, орел-карлик, орлан-белохвост, орлан-долгохвост. Такого разнообразия и обилия "орлиных птиц" не наблюдается нигде более в Северной Азии. Одним из самых красивых и величественных пернатых хищников считается белоголовый орел - орел-могильник. Во всех западноевропейских странах могильника называют императорским орлом. Размах его крыльев достигает 2 м. Живет до 100 лет. Орлы почти всегда гнездятся высоко на деревьях, как правило, на опушках леса в одних и тех же местах в течении многих десятилетий. Диаметр многолетних построек-гнезд может достигать 2-х метров. Птенцы появляются в конце мая - начале июня, и до конца августа молодые птицы держатся в районе гнездования. На зиму орлы мигрируют на юг.

ГНУС:

Гнус - народное собирательное название целого ряда кровососущих насекомых, очень распространенных в сибирской тайге (слепни, мошки, миниатюрные мокрицы), - "наказание сибирской тайги". В некоторых районах это слово заменяется другим - мошка. На Лене - мокрец. Приятной особенностью Байкала является отсутствие на его пляжах гнуса и комаров. Это происходит из-за ветровых особенностей озера - постоянные ветры, дующие с акватории озера, сдувают мошку в глубь берега.

Цели:

1. Сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

2. Познакомить с растительным и животным миром наших водоемов.

3. Рассмотреть значение водоемов и вопрос их охраны.

4. Закрепить умение работать с компасом, определять стороны горизонта на местности.

О б о р у д о в а н и е: планшет, карандаш, резинка, компас для каждого ученика, альбом с фотографиями растений и животных нашего водоема – для учителя.

Ход урока

Для экскурсии желательно подобрать водоем с разнообразными видами растений и животных.

Наблюдения на экскурсии начинаются с определения сторон горизонта. Затем учащиеся определяют, в каком направлении находится водоем от школы.

По заданию учителя учащиеся определяют вид водоема: соленый или пресный; естественный или искусственный. Затем определяют название данного водоема, используя схему:

Если экскурсия проходит на реке, учащиеся определяют, в какой части реки они находятся (исток, устье, приток). Далее определяют, на каком берегу: левом или правом. И дают характеристику правому, левому берегам реки.

Самостоятельно знакомятся с растительным и животным миром данного водоема, называют известные им виды растений и животных. Составляют цепи питания данного водоема.

Учитель дополняет ответы учащихся о жизни растений и животных водоема. Рассказывает о незнакомых для учащихся объектах растительного и животного мира. (См. Приложение к уроку.)

1. Название.

2. Где находится исток реки.

3. Какое течение: быстрое или медленное.

4. Притоки.

5. Куда впадает река.

6. Как изменяется водоем в разные времена года.

7. Растения и животные водоема.

8. Использование водоема человеком.

9. Как люди влияют на водоем.

10. Что люди делают для охраны водоемов.

Домашнее задание.

Подготовить сообщение о растении или животном, увиденном на водоеме.

Приложение к уроку

Почтовый рожок

Величина. Раковина диаметром 4 см.

Признаки. Крепкая, толстостенная раковина; обороты сплошные, окраска темно-коричневая или рыжевато-коричневая, иногда красная.

Питание. Живые и отмершие водные растения и падаль; молодые раковины общипывают мелкие водоросли с водных растений и камней.

Размножение. Откладывает 60–70 яиц в желеобразных шариках, из которых через несколько дней вылупляются маленькие улитки.

Места обитания. Стоячие и медленно текущие воды с обилием растительности; с перерывами распространена по всей Европе и западной части Азии; в некоторых местах расселена искусственно.

Улитка

В сырую погоду часто можно увидеть в садах и парках, на лугах и в лесах ползающих улиток, которых называют брюхоногими моллюсками. Живут они в больших и малых прудах и озерах. Их можно встретить на скалах морского побережья, а их пустыми раковинами играют волны прибоя. Они живут в самых разных условиях. Вместе с двустворчатыми и головоногими моллюсками все они относятся к типу моллюсков. На земном шаре известно 85–100 тысяч видов улиток.

Обычно у улитки вытянута нога, с помощью которой она медленно передвигается. Скольжение облегчается слизью, которую выделяют находящиеся в ноге железы. По подошве ноги пробегают волнообразные мускульные движения, медленно направляющие вперед тело улитки. Далеко не у всех улиток имеется раковина. Среди сухопутных улиток раковины нет у слизняков, в море тоже живет много видов, утративших раковину. У других улиток раковина бывает очень красивой формы и цвета. В случае опасности улитки прячутся в раковину. Поскольку известковая раковина не пропускает влагу, наземные улитки пережидают периоды засухи, прячась в ее глубине, так как могут нормально существовать лишь при воздухе повышенной влажности. Биологи делят улиток, или брюхоногих моллюсков, на различные группы на основании строения их тела. Важнейшие из них – жаберные и легочные улитки.

Красный садовый слизень – это улитка без раковины.

Жаберные улитки обитают преимущественно в море. Вытянутой раковиной с несколькими завитками отличается башенка обыкновенная . На побережье Европы часто можно встретить и других морских брюхоногих моллюсков – букцинумов (Buccinum), литторин (Littorina littorea) и пеликанью ногу (Aporrhais pespelicani). Их пустые раковины часто попадаются на пляже. Некоторые виды жаберных моллюсков обитают и в пресных водах (например неритиды (Neritidae)), а совсем немногие даже на суше (например циклостомы (Cyclostoma elegans)).

Улитки, обитающие на суше и в пресных водах, в основном относятся к легочным брюхоногим моллюскам. У слизней, например у красного садового слизня, в передней части тела можно увидеть небольшое дыхательное отверстие, ведущее в легочную полость. У раковинных улиток дыхательное отверстие расположено у края раковины. Наиболее частые виды из этой группы – катушки , прудовики , виноградные улитки (Helix pomatia) и янтарки (Succinea putris). Интересна также гигантская африканская улитка ахатина (Achatina fulica), живущая в лесах Африки, а также Юго-Восточной Азии. Высота ее конусовидной раковины достигает 10 см. Молодь, выполняющая роль ассенизаторов, так как поедает гниющие части растений и экскременты животных, считается полезной, а взрослые особи крайне вредны, поскольку вредят многим культурным растениям, в первую очередь бананам и цитрусовым. Береговые улитки, литторины , принадлежат к подклассу переднежаберных моллюсков, то есть дышат они жабрами. Нога улитки обычно снабжена крышечкой, при помощи которой устье раковины может плотно закрываться. Все литторины живут в приливно-отливной зоне и регулярно оказываются вне воды, оставаясь при этом неподвижными, а иногда и как бы впадая в спячку. При этом тело улитки глубоко втягивается в раковину, а между краем устья и поверхностью скалы можно видеть образовавшуюся кожистую пленку.

Часто литторины держатся на сваях, камнях, водорослях, сидя неподвижно в течение долгого времени над уровнем воды. Уползая снова в воду, они захватывают с собой воздух, и, если их потревожить вскоре после погружения, можно видеть пузырьки воздуха, поднимающиеся из воды. Нередко можно увидеть большие скопления литторин, сидящих вплотную друг к другу. Биологи подсчитали, что на 1 м2могут уместиться до 350 улиток. Наивысший рекорд – 1470 улиток (правда, речь при этом шла о молодых особях). На побережье Европы обитают многие виды береговых улиток. Они различаются по величине и форме раковины.

Движения улитки медленны: средней величины экземпляр при ползании по стеклянной стенке аквариума двигается со скоростью 0,5 мм/с. Среди улиток встречаются как полезные, так и вредящие виды. Некоторые могут совмещать в себе и то и другое. К таким видам можно отнести виноградную улитку – один из крупнейших наземных моллюсков Европы. У молодой особи раковина состоит только из двух витков. По мере роста она постепенно увеличивается: нарастает по краю устья. У взрослого экземпляра раковина насчитывает пять оборотов, и в нее она прячется в случае опасности. Во время засухи она закупоривает устье пленкой слизи. Зимой раковина закрывается воздухопроницаемой известковой крышкой, а улитка впадает в зимнее оцепенение. Весной она распахивает крышку и выползает наружу. Виноградные улитки – популярное блюдо в Европе.

«Перелетные и зимующие птицы» - Тема урока: Воробей. Зимняя столовая для птиц. Корм для зимующих птиц. С.Есенин. Кукушка. Ку –ку!» Никак не может научиться петь, как петух: «Ку – ка – ре – ку!». Зимуют. Птицы? В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. С твердыми зазубринами. Урок окружающего мира в 1 классе УМК «Школа России».

«Растения и животные водоёмов» - План работы. Растительный и животный мир водоемов. Ручей, озеро, река, Болото, Ученик ---- Ф.И. ---- рабочая тетрадь ---- Тема: Что такое природа? 1. На Земле много различных водоемов: море, океан. Растительный и животный мир болот. Учебные упражнения: №6, №7. *Игровые упражнения: №2. Работа на компьютере.

«Окружающий мир Птицы» - Конкурс «Узнай птицу». Назовите знакомых птиц. Красные лапки, Длинная шея, Щиплет за пятки, Беги без оглядки. Дятел. Воробей. Скворец. Где зимуют птицы? Работа предназначена для учащихся 1 класса (1-4) по курсу «Окружающий мир» А.А.Плешаков. Журавли. Кормушки для птиц. Сова Голубь Соловей. Ласточка.

«Разнообразие животного мира 3 класс» - Работа в парах. Что такое ФАУНА? Одноклеточные. Мир животных. Определение признаков различных групп животных. Ответьте на вопросы. 1 группа. Разнообразие животных. «Рабочая тетрадь №1», с. 20, №56. 2 группа. Есть ли среди насекомых хищники? Учебник, с. 64. Животные (фауна)?. Чем отличаются насекомые от других животных?

«Птицы зимой» - Много снега много хлеба. Другие пользуются своими запасами. Лиственные и хвойные растения. Снег защищает от морозов. Лесных зверей, как и птиц зимой подкармливают. Птицы зимой. Большинство лиственных деревьев и кустарников на зиму сбрасывают листья. Пословицы и поговорки о зиме. Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края.

«Где зимуют птицы 1 класс» - Ласточка Зяблик дятел. Конкурс «Кому улететь?». Воробей. Конкурс загадок. Скворец Поползень Журавль. Почему ласточка улетает в теплые края, а дятел остается зимовать у нас? Гусь. Воспитывать заботливое отношение к птицам. Почему журавль улетает в теплые края, сова зимует в наших краях? Конкурс - «Почемучка».

Всего в теме 43 презентации

В число дидактических принципов данной системы входит принцип, требующий, чтобы учитель вел целенаправленную работу над общим развитием всех – как слабых, так и сильных учащихся.

При соотнесении его с принципом индивидуального подхода в общепринятой дидактике можно отметить некоторое сходство и различие. Оба принципа основываются на признании индивидуальных различий между детьми, поступающими в один класс. От учителей требуется изучение особенностей школьников и учет их в процессе обучения. Обычно индивидуальный подход сводится к тому, что учитель изучает пробелы в знаниях детей и ищет пути их устранения. Осуществляя индивидуальный подход таким образом, учитель стремится слабого подтянуть до уровня среднего, среднего до уровня сильного. Однако остается неизвестным, до какого же уровня подтягивать сильного. Сильный становится эталоном и фактически оказывается вне поля действия принципа индивидуального подхода. Подходя к личности школьника с точки зрения общего развития, становится ясным, что не может быть эталона, к которому надо подтягивать других. При обучении, направленном на общее развитие, речь должна идти о предоставлении простора индивидуальности каждого, но не о подтягивании одного до уровня другого. Вопрос заключается только в том, как выявить индивидуальность школьника, как узнать, что в ребенке сильно, а что слабо развито, в чем он выше остальных, в чем ниже.

В “занковском” классе такая возможность проявить себя в разных аспектах обеспечивается и богатством содержания образования, и разнообразием методов учителя. Это дает возможность разнообразить виды деятельности учащихся.

Одной из наиболее часто используемых форм организации познавательной деятельности учащихся является групповая работа. Это организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Отдельные ученики ставятся в положение учителя, появляется возможность оказания реальной помощи друг другу. Эта форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.

При правильном педагогическом руководстве и управлении эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Психолого- педагогическое обоснование группового обучения:

  • Реализация принципа деятельности;
  • Формирование мотивации учения и обучения;
  • Всеобщий, всеохватывающий контроль знаний;
  • Психологический комфорт в учебном коллективе;
  • Единство воспитания и обучения;
  • Реализация субъект – субъектных отношений.

Сущность группового обучения состоит в следующем: на групповых занятиях происходит взаимодействие между педагогом и учащимися и между учащимися.

Преимущества группового обучения:

  1. Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели)
  2. Улучшается академическая успеваемость;
  3. Воспитывается самоуважение;
  4. Укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;
  5. Появляется возможность избежать негативных сторон соревнования;
  6. Учащиеся убеждаются в ценности взаимопомощи.

Типы группового обучения:

  • Обучение в парах;
  • Группа, сидящая вместе;
  • Маленькая команда;
  • Задание для всего класса.

При работе в группах дети должны знать не только конкретную задачу, но и цель урока.

В итоге работы необходимо дать классу ответный комментарий. Дети хотят знать, как они работали, адекватны ли их ответы вашим ожиданиям.

Урок естествознания

(Урок обобщения во 2 классе)

Тема: Растительный и животный мир пресных водоемов.

Цели:

  • Обобщить знания учащихся о природном сообществе.
  • Развивать наблюдательность, речь детей, мышление (учить рассуждать, размышлять над полученной информацией).
  • Воспитывать интерес к природе, любовь к родному краю
  • Заложить основы экологического воспитания.

Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилиями мысли,

а не одной памятью.

Л.Н. Толстой

Ход урока

1. Как понимаете эти слова?

2. Тему урока вы назовете сами, выполнив следующее задание

МОРЕ, ПРУД, РЕКА, ОЗЕРО, ВОДОХРАНИЛИЩЕ

  • Что общего у этих понятий? (Водоемы)
  • Назовите лишнее слово.(Река)
  • На какие две группы можно разбить эти водоемы? (Искусственные, природные)

3. Составьте логическую цепочку из следующих понятий

ЗЕМЛЯ, ВОДОЕМЫ, РАСТЕНИЯ, ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ, ЗВЕРИ

Сегодня на уроке мы обобщим знания о пресных водоемах, его животном и растительном мире.

4. Составь суждения “Если … то” со словами:

ВОДОРОСЛИ – РАСТЕНИЯ. Определи истинность.

(Если водоросли, то это растения – истинное высказывание.

Если растения, то это водоросли – обратная связь ложная, так как не все растения являются водорослями)

5. Работа на индивидуальных досках. Изобрази родовое понятие “растение” в виде множества.

(Водоросли – микроскопические организмы, плавающие в толще воды, скопление из зеленоватых нитей, называемых тиной. Это буроватый ил на дне водоема. Это слизистый налет на погруженных в воду предметах. Это самые простые из растений, у некоторых из них имеется внешнее сходство).

Растение
Корень
Лист
Стебель
Цветок
Плод

6. На какие группы можно разбить растения водоемов?

  • Растения, находящиеся полностью под водой;
  • Растения, свободно плавающие на поверхности;
  • Растения, у которых погружена в воду только нижняя часть.

7. Соотнесите данные растения с названными группами. Докажите.

1 группа

роголистник

2 группа

водокрас

кувшинка

3 группа

стрелолист

4 группа

Назовите, чем отличаются сухопутные растения от растений водоемов.

7. Узнай растение по описанию:

  • Частично погружен в воду. Цветки с тремя белыми лепестками. Лист похож на увеличенный наконечник стрелы (Стрелолист)
  • Плоды похожи на кувшинчики. Желтые цветки чуть поднимаются над водой. Листья крупные, плотные (Кубышка желтая)

9. Составьте истинные суждения “Все – не все - никакие” со словами:

1гр. пруд – море (Все пруды – не море)

2 гр. озеро – водоемы (Все озера – водоемы, не все водоемы – озера)

3 гр. рогоз – растения (Все рогозы – растения, не все растения - рогозы)

4 гр. хищники – птицы (Не все хищники – птицы, не все птицы - хищники)

10. На столах картинки с изображением птиц, ноги птиц, клювы птиц.

Выберите из них водоплавающих птиц и объясните свой выбор.

1 группа: журавль, аист, цапля

2 группа: огарь, турпан, крохаль

3 группа : Определи по ногам водоплавающих птиц.

4 группа: Определи клювы водоплавающих птиц.

11. Определи истинность суждений

Все птицы умеют летать. (Ложное: страус, пингвин., индюк не умеют летать)

Все птицы умеют плавать. (Ложное: ласточка, снегирь, воробей не плавают)

Все птицы имеют перья. (Истинное, это родовой признак птиц)

4 группа. Изобрази с помощью множеств.

Фламинго, утка, гусь

Ондатра, бобр, выбра,

Ласка, соболь, барсук

Выдели множество зверей;

Множество умеющих плавать

Какое множество оказалось на пересечении? (Звери, умеющие плавать)

12. На доске изображения бобра, нутрии, ондатры, выдры, норки, кабарги

  • Выделите лишнее животное? (Кабарга - не водоплавающее животное)
  • На какие группы разделите остальные?
  • Бобр, нутрия, ондатра – грызуны, всеядные
  • Выдра, норка – хищники
  • Назовите существенные признаки этих животных?
  • (Млекопитающие, дикие животные, звери)
  • Как они приспособились к таким условиям? (Лапы, шерсть, форма тела)

12. На доске картина водоема с растениями, птицами, зверями.

Можно ли водоем назвать природным сообществом? Почему?

(В водоемах для жизни хватает места и пищи всем: и растениям и животным, птицам, рыбам, пресмыкающимся, зверям. Все они помогают друг другу выжить. Это как одна цепочка. Порвется звено, исчезнет один из видов, постепенно будут исчезать и остальные).

В заключение демонстрируется видеозапись о жизни в водоемах.

13. Творческое задание на дом.

Напишите сочинение на одну из предложенных тем:

  • “На воде и под водой жизнь увидим мы с тобой”
  • “Пресноводный водоем - им всегда и стол и дом”
  • “Водоемы – колыбель жизни”
Загрузка...