domvpavlino.ru

Схема анализа урока по фгос в начальной школе пример. было ли интересно? Система работы учащихся

СТРУКТУРА КАЖДОГО ТИПА УРОКА ПО ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

3) Актуализация знаний.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

4) Актуализация знаний.

§ с целью подготовки к контрольному уроку

§ с целью подготовки к изучению новой темы

6) Обобщение и систематизация знаний

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

§ в знакомой ситуации (типовые)

§ в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Формирование УУД

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС

Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.

Самоанализ урока дает возможность:

- правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;

- развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

- формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

- формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя

ПЛАН САМОАНАЛИЗА УРОКА

1. Характеристика класса:

- межличностные отношения;

- недостатки биологического и психического развития;

- недостатки подготовленности класса.

2. Место урока в изучаемой теме:

- характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.

3. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

4. Характеристика плана урока:

- содержание учебного материала;

- методы обучения;

- приёмы обучения;

- формы организации познавательной деятельности.

5. Как был построен урок в соответствии с планом:

- разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.

6. Структурный аспект самоанализа урока:

- анализ каждого элемента урока;

- его вклад в достижение результата;

- доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

7. Функциональный аспект:

- насколько структура урока соответствовала общей цели;

- соответствие возможностям класса;

- анализ стиля отношений учителя и учащихся;

- влияние на конечный результат урока.

8. Аспект оценки конечного результата урока:

- формирование универсальных учебных действий на уроке;

- определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;

- причины разрыва;

- выводы и самооценка.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКА

I . Краткая общая характеристика класса

1. Общая подготовленность класса:

- умение детей работать в парах;

- умение детей работать в малых группах;

- умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

- умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.

2. Общая характеристика общения.

3. Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.

4. Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.

5. Общая характеристика освоения программы к этому времени.

II . АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА УРОКА

1. Реальность цели урока.

2. Каким образом организовать работу на уроке?

3. Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?

4. Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?

5. Что знают ученики об изучаемом понятии?

6. Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.

7. Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?

8. Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу?

9. Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?

10. Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?

11. Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?

12. Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.

III . КАК БЫЛ ОСУЩЕСТВЛЕН УРОК, ИСХОДЯ ИЗ ЕГО ЗАМЫСЛА?

1. Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?

2. Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?

3. Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?

4. При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход ее решения?

5. Была ли принята учебная задача учащимися?

6. Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?

7. Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?

8. Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?

9. Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?

10. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?

IV . ОЦЕНКА ЦЕЛОСТНОСТИ УРОКА

1. Насколько содержание урока соответствовало требованиям ФГОС?

2. На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?

3. Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.

4. Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.

Типы современного урока.

Типология уроков – важная дидактическая проблема. Она должна способствовать приведению данных об уроке в порядок, систему для широкого круга целей, так как представляет основу для сравнительного анализа уроков, для суждения о сходном и различном в уроках. Отсутствие точной и обоснованной типологии уроков препятствует повышению эффективности практической деятельности.

Тип урока отражает особенности построения ведущей методической задачи.

Типы урока

Тип урока

Целевое назначение

Результативность обучения

Урок первичного предъявления новых знаний

Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

Урок применения метапредметных и предметных знаний

Применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

Урок обобщения и систематизации предметных знаний

Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач)

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД

Урок повторения предметных знаний

Закрепление предметных знаний, формирование УУД

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Контрольный урок

Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи

Результаты контрольной или самостоятельной работы

Коррекционный урок

Индивидуальная работа над допущенными ошибками

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

Интегрированный урок

Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных

Углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных знаний

Комбинированный урок

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока

Запланированный результат

Нетрадиционные уроки (учебная э

http://0204.jimdo.com/%D1%84%D0%B3%D0%BE%D1%81/

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
Адольф Дистервег

Личностно - ориентированное обучение скачать

Проектное обучение скачать

Эффективные приемы, используемые на уроках в начальной школе скачать

Системно-деятельностный подход - основа ФГОС нового поколения. (Кусова Л.А.)

Нормы отметок в начальной школе скачать

Анализ урока 1 скачать

Анализ урока 2 скачать

Самоанализ урока, вариант 1 скачать

Самоанализ урока, вариант 2 скачать

ЗАДАЧА СТАНДАРТОВ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования.
НАЗНАЧЕНИЕ

1. Задают основные результаты образования – общие и по ступеням

2. Характеризуют и регулируют планируемые результаты, отражаемые в:

· учебных программах (предметные, метапредметные, личностные)

· программах внеклассной деятельности (личностные, метапредметные).

Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях
Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.

Системно - деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Сущность –формирование деятельностных способностей,которыми должен овладеть выпускник.Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1. уроки «открытия» нового знания;

2. уроки рефлексии;

3. уроки общеметодологической направленности;

4. уроки развивающего контроля.

СТРУКТУРА УРОКА ОНЗ.

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо»-«хочу»-«могу») 1- 2 мин.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 5-6 мин.

3. Выявление места и причины затруднения–2-3 мин.

4. Построение проекта выхода из затруднения –5-6 мин.

5. Реализация построенного проекта- 5-6 мин.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 4-5 мин.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 4-5 мин.

8. Включение в систему знаний и повторение – 4-5 мин.

9. Рефлексия учебной деятельности – 2-3 мин.

Способность учащихся к усвоению:

1-4 мин. – 60 % информации

5 - 23 мин. – 80 % информации

24 -34 мин. – 50 % информации

35 -45 мин. – 6 % информации

КАК ЖЕ ПОСТРОИТЬ УРОК, ЧТОБЫ РЕАЛИЗОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯ

СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ?

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

РАССМОТРИМ ПРИМЕРНУЮ СТРУКТУРУ УРОКА ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.

1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки ("могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

nachalka-4.ucoz.ru/publ/urok_v_nachalnoj_shkole_v_aspekte_soderzhanija_fgos_noo/1-1-0-21

romanev.ucoz.ru/index/uchiteljam/0-48

СХЕМА КОНСПЕКТА УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ (ОНЗ)

В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Тема урока:

Цели урока:

Конспект урока математики для первого класса, по ФГОС, с отображением УУД.

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО МАТЕМАТИКЕ

Числа 0-10.

(1 КЛАСС ФГОС)

(Образовательная система «Школа 2100»)

Урок подготовила:

учитель начальных классов

МОУ - СОШ № 1

Хлопова Марина Викторовна

Красный Кут, Саратовской области

декабрь, 2011 г.

УРОК 56.

Тема: Числа 0 – 10. (Обобщение и закрепление изученного материала).

Основные предметные цели:

Обобщить и закрепить:

Состав чисел 0 – 10;

Случаи сложения и вычитания на основе знания состава чисел в пределах 10 и связи части и целого;

Умение составлять выражения и сравнивать их;

Умение составлять математический рассказ к рисункам;

Умение работать в группе и самостоятельно.

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Формулирование темы, цели урока.

4. Закрепление и обобщение изученного материала.

5. Исследовательская работа. Развитие наблюдательности.

6. Самостоятельная работа.

7. Итог урока. Рефлексия.

Ну – ка, проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

1) Работа с натуральным рядом чисел.

Назовите соседей чисел: 6, 8, 9.;

Назовите предыдущее число 5, 3, 10;

Назовите последующее число 4, 7, 8;

На сколько 5 больше 3?

На сколько 10 меньше 7?

2) Состав чисел 3, 5, 4, 10.

Рассмотрите разворот учебника на странице 34 -35.

Что нового вы заметили?

Чему сегодня на уроке будем учиться?

(Повторим приём нахождения части и целого, порешаем примеры, составим выражения по рисункам, сравним буквенные выражения, составим математический рассказ).

Составление устного математического рассказа к рисункам, выбор выражения, схемы.

Как найти целое?

Как найти часть?

Сравнение выражений.

Какие выражения записаны?

Какие ещё выражения вы знаете?

Сравните выражения, если это возможно.

Объясните свой выбор.

Почему нельзя поставить знак в некоторых выражениях?

Составление выражений к рисункам.

Оценивание работы. Подведение итога урока.

Назовите ключевые слова урока?

Можете ли вы назвать тему урока?

Вам было легко или были трудности?

Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

Какое задание было самым интересным и почему?

Как бы вы оценили свою работу?

Ваша самооценка совпала с моей.

Хоровое проговаривание стихотворения, эмоциональный настрой на урок.

Устная работа.

Работа в парах, самопроверка, работа у доски (4 ученика).

Рассмотрение разворота учебника (стр.34-35).

Составление математического рассказа.

Запись выражения в тетрадь, нахождение значения выражения.

Стр. 34 № 2

Стр. 35 № 5

Работа с учебником, у доски.

Стр. 35 № 6.

Работа в учебнике (с проверкой у доски или устно).

Коммуникативные УУД

Формируем умение слушать и понимать других.

Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Формируем и отрабатываем умение согласованно работать в группах и коллективе.

Познавательные УУД

Формируем умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.

Формируем умение на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.

Регулятивные УУД

Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы материала учебника.

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Формируем умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

Личностные УУД

Формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.

Формируем общее представление о моральных нормах поведения.

Использованная литература:

Учебник «Математика», 1 класс, С.А.Козлова, Москва, 2011 г.

Полный конспект урока математики в 1 классе по теме "Уменьшение числа на несколько единиц" (система развивающего обучени...

Урок математики в 1 классе по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика"

Урок математики в 1 классе разработан в рамках ФГОС. Показана методика формирования УУД....

Реализация ФГОС. Применение метода проекта на уроке математики.

Разработка урока по теме "Таблица умножения" с применением метода проекта и проблемно - диалогического метода. Организац...

самоанализ урока математики

Данный урок проходит в рамках учебного курса математики во втором классе общеобразовательных школ (УМК «Школа России», у...

Конспект открытого урока математики в 1 классе "Число 3. Цифра 3"

Урок математики в 1 классе, учебник " Математика" , автор Б.Гейдман....

Конспект урока математики по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой "Моя математика", 1-й класс (программа "Школа-2100"). Тема: «Уравнение».

Тема: «Уравнение»....

Урок математики Урок математики "Угловой градус".

Предлагаю вашему вниманию конспект урока математики

Как выглядит анализ урока по ФГОС? Образец рассмотрим позже, сначала выясним особенности современной организации обучения, ее составные части.

Работа эксперта

Урок, который разрабатывается в полном соответствии со стандартами второго поколения, обладает серьезными отличиями от традиционной формы.

Анализ урока по ФГОС в начальной школе базируется на рассмотрении развития у младших школьников универсальных учебных действий. Эксперт, оценивающий профессиональную деятельность учителя, обращает особое внимание на применение педагогом проблемного обучения.

Основные параметры современного урока

Схема анализа урока по ФГОС включает пункт, в котором отмечается умение школьников самостоятельно формулировать тему учебного занятия. В основную задачу учителя входит подведение ребят к осознанию темы. Преподаватель только задает уточняющие вопросы, при ответах на которые ученики правильно формулируют цели занятия.

Анализ урока по ФГОС в начальной школе содержит план достижения цели, поставленной в начале занятия.

Школьники выполняют УУД (универсальные учебные действия) согласно плану, разработанному вместе с наставником. Педагог организует фронтальную, парную, индивидуальную деятельность.

Схема анализа урока по ФГОС содержит пункт, в котором отмечается умение учителя предлагать ребятам различные варианты работы, включая и индивидуальные задания.

Среди отличительных характеристик современного урока от традиционной формы выделим наличие взаимоконтроля, а также самоконтроля. Любой анализ урока в школе по ФГОС содержит рефлексию. Основные ошибки, недочеты, пробелы в знаниях, выявленные в ходе проведения самооценки, устраняются школьниками самостоятельно. Ребята проводят оценку не только собственных УУД, но и анализируют достижения своих одноклассников.

На этапе рефлексии предполагается обсуждение достигнутых успехов, а также анализ результативности проведенного занятия.

При составлении домашнего задания педагог учитывает индивидуальное развитие детей, подбирает упражнения и задачи различного уровня сложности, на уроке выступает в роли консультанта, дающего советы ребятам в процессе их самостоятельной деятельности.

Анализ урока по ФГОС - схема

Как должен выглядеть анализ урока по ФГОС? Образец схемы, разработанной для новых образовательных стандартов, имеет существенные отличия от классической формы.

Выделим основные пункты, принимаемые экспертами во внимание при оценке современного учебного занятия. Итак, что включает в себя анализ урока по ФГОС? Образец для завуча предполагает наличие целей, организационных действий, видов мотивации школьников. Урок должен в полной мере соответствовать психологическим и физиологическим особенностям, возрасту детей. Анализ открытых уроков по ФГОС составляется на отдельное занятие (мероприятие). В карте экспертом указываются данные педагога, название образовательного учреждения, учебный предмет, методический комплект, тема занятия, а также дата проведения урока.

Вариант заполненной схемы

Как будет выглядеть анализ урока по ФГОС? Образец карты даст ответ на этот вопрос.

  1. Основные цели.

Присутствие воспитательной, образовательной, развивающей целей урока. В каком объеме они были достигнуты? Были ли реализованы практические цели, которые учитель поставил перед учениками?

  1. Организация урока.

Как было организовано занятие? Логика, структура, тип, временные рамки, соответствие выбранной структуре методов для проведения занятия.

Что еще включает в себя анализ урока по ФГОС? Образец для завуча содержит блок о формировании познавательного интереса школьников к изучаемой учебной дисциплине.


Основное содержание урока

Оценивается целесообразность научного подхода к рассматриваемому материалу, соответствие уровня преподавания возрастным особенностям школьников, школьной программе.

Любой анализ урока по ФГОС, образец которого мы рассмотрим позже, подразумевает проявление познавательной активности и степени самостоятельности школьников путем моделирования учителем различных проблемных ситуаций. Для их разрешения ребята используют собственный жизненный опыт; осуществляется связь теоретической базы с практическими учебными действиями.

В уроке должны содержаться межпредметные связи, а также логическое использование материала, изученного на предыдущих занятиях.

Методика проведения

Эксперты оценивают актуализацию способов деятельности имеющихся у школьников знаний. Анализируется создание во время урока проблемных ситуаций, уточняющих вопросов - приемов, используемых педагогом во время работы. Сравнивается продолжительность репродуктивной и поисковой деятельности, объем самостоятельной работы школьников.

Особое место в анализе отводится применению во время занятия диалога, принципа дифференцированного обучения, нестандартных ситуаций, обратной связи между учителем и ребенком, грамотного сочетания нескольких видов деятельности.

Оценивается наличие наглядных демонстрационных материалов, способствующих повышению мотивации, полному выполнению задач, поставленных в начале учебного занятия, их соответствие с целями и задачам урока.

Отдельное внимание при анализе урока по ФГОС отводится рассмотрению психологических организационных моментов: учета индивидуальности каждого ребенка, направленности действий педагога на развитие мышления, памяти, воображения, чередование заданий различной степени сложности, наличие эмоциональной разгрузки детей.

Варианты оценки экспертов

Например, анализ урока "Окружающий мир" по ФГОС предполагает не только суммирование количества баллов по каждому пункту, но и дополнительные пояснения экспертов.

При полном соответствии проведенного урока (занятия) всем требованиям карты ФГОС специалисты выставляют максимальное количество баллов. Если критерии выполнены педагогом частично или не выполнены совсем, ему выставляется от 0 до 1 балла.

В графе об организации урока эксперты учитывают многообразие форм учебных занятий: усвоение новой информации, комплексное использование УУД, актуализацию, обобщение навыков, контроль, коррекцию.

В графе о соответствии занятия требованиям ФГОС анализируются УУД. Эксперт рассматривает умения по группам: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные качества.

Например, анализ урока чтения по ФГОС предполагает формирование всех УУД, но особое внимание уделяется личностным качествам.

Схема анализа урока в рамках ФГОС

Тема - Вода.

Общее количество баллов - 24 балла.

Краткий анализ результативности

Основные цели урока достигнуты, реализованы в ходе учебного занятия (2 балла).

Представлен урок объяснения нового материала, имеющий логическую структуру, оптимальное соотношение этапов по времени (2 балла).

Мотивация обеспечивается путем применения демонстрационного и индивидуального эксперимента (2 балла).

Данный урок ориентирован на ФГОС, соблюдены дидактические принципы, осуществляется формирование универсальных учебных навыков (2 балла).

Во время занятия педагог применяет современные технологии: проектную и исследовательскую деятельность, ИКТ (2 балла).

Материал урока соответствует возрастным особенностям школьников (2 балла).

Прослеживается связь между теоретическими знаниями и их практическим применением, особое внимание уделяется самостоятельной деятельности, развитию познавательной активности (2 балла).

При формировании новых умений и навыков учитель ориентируется на ранее изученный материал (2 балла).

Во время занятия для школьников создаются проблемные ситуации, учитель формулирует специальные вопросы, направленные на необходимость принятия учащимися самостоятельного решения (2 балла).

Педагог использовал метод проблемного обучения, дифференциальный подход, проектную и исследовательскую деятельность, сочетал задания репродуктивного характера с творческими задачами, направленными на развитие логического мышления школьников (2 балла).

Самостоятельная работа была пояснена в полном объеме, предполагала поиск информации, наблюдение, практические опыты, сравнение полученных результатов (2 балла).

На протяжении урока ощущалась качественная обратная связь между учениками и наставником, комфортный психологический климат (2 балла).

Заключение

Для того чтобы урок, проводимый по требованиям новых федеральных образовательных стандартов, считался результативным и эффективным, преподавателю необходимо иметь представление о критериях, которые им должны быть выполнены. Схема анализа занятия по ФГОС позволяет педагогу проводить самоанализ, выявлять проблемы в работе, устранять их до того, как оценкой его деятельности начнут заниматься профессиональные эксперты.

В современных условиях спектр деятельности заместителя директора среднестатистической школы становится все более широким. Из-за этого постоянно приходится искать новые способы контроля, которые позволяли тратить минимум времени и получать больше информации о том, как и какими методами ведется преподавание на уроках. Соответственно, актуальная и хорошо продуманная схема помогает справиться с этой проблемой.

Общая направленность анализа

Известно, что ФГОС настаивает на использовании в обучении, направленного на становление развитой и зрелой личности обучаемого. Чтобы учеба была интересной, а деятельность педагога результативной, нужен своевременный, но «мягкий» контроль. Возникает много вопросов: как правильно организовать урок, как правильно оформить раздаточный и методический материал, чтобы им было удобно пользоваться как самому преподавателю, так и обучаемым.

Нами предлагается сжатая и классическая схема анализа урока, основанная на рекомендациях ФГОС и опыте учителей. Эта разработка поможет быстро и полно проанализировать практически любой урок, вне зависимости от его темы и направленности.

Структура урока

Сперва разберемся с тем, какие этапы в обязательном порядке должен содержать в себе каждый «сеанс» работы с учащимися. Итак, общие рекомендации таковы:

  • Стадия организации.
  • Выдача цели и проведение мотивации учащихся. От правильности этого этапа зависит очень многое. Например, проводя анализ урока литературы, следует обращать внимание на вводные данные и те слова, которыми преподаватель пытается заинтересовать своих учеников.
  • Проведение Проще говоря, в это время учащимся дают новые сведения, которые они должны «встроить» в уже усвоенную карту предмета.
  • Ученики усваивают полученные данные, читают литературу и глубже знакомятся с темой, читая методические материалы.
  • Учитель, задавая наводящие вопросы, проверяет, насколько его подопечные усвоили новый материал.
  • Проводится закрепление полученных сведений.
  • Дается новое домашнее задание, в ходе выполнения которого ученики глубже знакомятся с темой и учатся работать с ней самостоятельно.
  • Рефлексия. Учащиеся анализируют все услышанное и увиденное, делают выводы.

Как добиться максимального закрепления знаний?

Чтобы дети действительно усвоили информацию и научились ее использовать в дальнейшем, нужно приложить больше усилий. Практика показывает, что одного урока при этом явно не хватает. Нужен второй, закрепительный. В общем и целом его структура практически не отличается от приведенной выше, но ФГОС рекомендует давать ученикам ситуационные задания для закрепления: типовые и измененные. Так можно наглядно убедиться, что дети действительно усвоили весь объем материала и могут использовать их в «полевых условиях». Это чрезвычайно важно.

Итак, со структурой занятий мы разобрались. Но как с этим связана схема анализа урока? Все просто: не зная его классического построения, сложно будет что-то проверять и контролировать. Продолжим знакомство с темой.

Задачи анализа урока по ФГОС

Чем полнее будет проанализирован ход конкретного занятия, тем больше грамотных и обоснованных рекомендаций можно будет дать учителю. Они помогут специалисту (особенно молодому) определить причины тех проблем, приводящих к недостаточной усваиваемости материала, который он дает на своих занятиях. Кроме того, регулярное устранение недостатков в работе не только сделает ее более результативной, но и в значительной степени повысит самооценку учителя.

Следует сразу предупредить, что предлагаемая нами схема анализа урока предполагает хорошо развитое умение рефлексии. Без этого навыка невозможно «оглянуться назад», чтобы зафиксировать и оценить собственные промахи и ошибки.

Для чего это делать?

Итак, изучение качества проведения учебных занятий предоставляет следующие неоценимые возможности:

  • Научиться правильно ставить цели и задачи как перед учащимися, так и перед собой.
  • Научиться видеть связь между условиями и способами подачи материала и скоростью решения учебных задач.
  • Формирование умения прогнозировать и предвидеть результативность применения тех или иных педагогических приемов, используемых учителем на практике.
  • Наконец, только так можно донести до многих учеников простую истину: чем быстрее «схватывать» общие положения в начале урока, тем проще будет ориентироваться как в конкретном предмете, так и во всех смежных отраслях. Это особенно важно для сложных современных условий, когда специалистам порой приходится перестраиваться буквально «на лету».

Важно понять, что предлагаемый нами план универсален. В частности схема анализа урока математики ничем не отличается от проверки урока русского языка. Подход к подаче материала одинаков, и в любом случае нужно, чтобы дети с интересом и искренним желанием изучали новый материал, который пригодится им в дальнейшем.

Что нужно делать?

Итак, начинаем разбираться непосредственно с методологией проведения анализа. Во-первых, выборочно исследуются фрагменты занятия. Специалист узнает, чем занимаются ученики, какие им предоставляются для этого возможности. Впрочем, обращать внимание следует даже не на это. В ходе урока должны использоваться следующие технологии:

  • Проблемный диалог. В этом случае перед учеником ставится какая-то нетипичная задача. Ему нужно отыскать ее решение, используя те сведения, которые он получил на уроке. Приветствуются нестандартный подход и смекалка. Особенно это хорошо, когда анализ урока (9 класс и выше) проводится одновременно со встречей учеников и представителей предприятия (при проведении профессионального ориентирования).
  • Продуктивное чтение. Как следует из названия, ученик плотно работает с текстом, выявляя наиболее необходимую информацию. Лучше всего, когда этот этап предшествует проблемному диалогу: так можно наглядно убедиться в полноте усвоения нового материала.
  • Рефлексия, или оценка учебных успехов. Учащиеся учатся адекватно оценивать проведенную работу, выявляя промахи и огрехи в ней, делают выводы по способам их избегания в дальнейшем. Очень хорошо, если при этом основные тезисы записываются, а через каждые несколько занятий ученик проверяет, насколько хорошо ему удается придерживаться сформулированных замечаний. Такая схема анализа урока в школе позволит показать детям практическую ценность подобного рода занятий.

Какие функции должен исполнять учитель при проведении урока?

Их несколько, и все они в равной степени важны. Наиболее классическая и очевидная функция - регулятивная. Именно учитель задает цели и составляет общий план урока, он же определяет, насколько успешно ученики справились с теми проблемами, которые перед ними ставились на предшествующих занятиях. Говоря проще, он ставит оценки за классную и домашнюю работу.

Но при этом многие начисто забывают о второй функции - познавательной. Именно от преподавателя зависит, с какой охотой или отсутствием таковой ученики будут познавать новое.

Иной учитель может даже объяснение по основам превратить в увлекательный рассказ, а другой даже изучение интересного художественного произведения способен превратить в настоящую пытку. Такой пример анализа урока показывает, насколько важно личное обаяние и харизма человека, который его проводит.

Важно понимать одну вещь. При анализе степени выполнения этой функции нужно учитывать, насколько человек может раскрыть практические аспекты объясняемого им материала. К примеру, если сухо рассказать основы теории электролиза, только самые упорные ученики будут стараться вникнуть в суть явления. Если же подробно рассказать о том, что такие процессы протекают, к примеру, в аккумуляторах автомобиля, что с их помощью можно добывать многие важные вещества из обычной воды и поваренной соли, заинтересованных станет заметно больше. Это наиболее удачный пример анализа урока.

О коммуникации и взаимосвязях между учениками

Третья функция - коммуникативная. На нее тоже не обращают внимания многие преподаватели, что приводит к тяжелейшим для детей последствиям. Назначение этой роли учителя просто и сложно в одно и то же время. Он должен научить детей правильно говорить, донося свои мысли до окружающих, и не стесняться выступать перед публикой. При этом речь не идет о создании «универсального оратора»: ученик, пусть даже и высказывающий какую-то ошибочную мысль, должен уметь обсудить ее со своими товарищами, совместно прийти к выводу о неточностях своей теории и принять во внимание возражения оппонентов.

Если человек этому не научится с младых ногтей, ничего хорошего его не ждет. Или он превратится в «серую мышь», будучи неспособным высказать ни одного предположения, или же, напротив, станет совершенно нетерпимым к чужому мнению демагогом. И грань здесь, каким бы странным это ни выглядело, достаточно тонкая. Особенно это справедливо, если проводится урок в начальной школе, анализ которого должен быть особенно углубленным.

Личностная функция

Мы не случайно вынесли ее отдельным пунктом, так как значение этой роли учителя недооценить сложно. Как ее расшифровать? Задача учителя здесь состоит в том, чтобы сформировать нравственную, ответственную, самодостаточную личность. Каждый ребенок уникален, а потому сделать это бывает непросто. Особая сложность заключается в том, что многие учителя, сознательно или бессознательно, выбирают себе определенных «любимчиков», отношение к которым лучше из-за каких-то личностных качеств.

Во всяком случае, таковы выводы многих специалистов от ФГОС, которые проводили немало времени, изучая подходы к обучению во всех школах страны. Именно на основании их требований и составлен урока, предлагаемый в рамках данного материала.

Такого быть не должно, так как подобная ситуация в штыки воспринимается остальным классом, при этом падает авторитет самого преподавателя, учащиеся намного критичнее относятся к его словам и поступкам. Все это сильно мешает полноценно работать с классом и давать детям новый материал. Итак, общую информацию мы раскрыли. После этого можно запасаться карандашом и бумагой. Они потребуются для выставления баллов за каждый элемент проводимого анализа.

Важно! В этом случае проводится оценка не по привычной всем пятибалльной системе, а только по двухбалльной (от 0 до 2). При этом следует руководствоваться следующими критериями: если «0», то проведение урока полностью не соответствует стандартам. Если «1», то соответствует не полностью. Таким образом, оценка «2» означает, что все было проведено идеально. Итак, что подразумевает схема анализа урока? Образец предполагает рассмотрение каждого этапа урока в отдельности.

Этапы анализа занятия

Этап номер один: проверка качества проведения занятия, изучение выполнения тех функций, которые должен выполнять урок (образовательная, развивающая и воспитательная). Обращают внимание и на саму организацию образовательного процесса: насколько логично она организована, на манеру подачи информации и прочие важные факторы. Наконец, самое важное для этого этапа: насколько качественно учитель может обеспечить мотивацию учащихся, с тем чтобы они как можно более полно и качественно усваивали подаваемый им новый материал. За цели, организацию и мотивацию последовательно выставляют баллы.

А сейчас обратим внимание на соответствие анализируемого занятия новейшим требованиям ФГОС. На этом этапе отвечают на несколько вопросов:

  • Ориентируется ли учитель на новейшие образовательные стандарты и приемы. Конечно, анализ урока в 1 классе не предполагает предъявления столь жестких требований, но в случае проверки уроков у старшеклассников на это нужно обращать повышенное внимание.
  • Формирование способности у детей к Проще говоря, могут ли обучаемые быстро и грамотно использовать предоставляемую им информацию при решении различных ситуационных задач.
  • Очень важно практическое использование новых подходов к обучению: проекты, исследования.

Как и в прошлом случае, за каждый подпункт выставляется оценка в баллах. На следующем этапе оценивается само содержание урока. Итак, что еще предполагает схема анализа урока? Образец, предоставленный нами на страницах этой статьи, предусматривает глубокое погружение в тематику проводимого занятия.

Научная обоснованность проводимого урока

Во-первых, насколько соответствует подаваемый материал научно подтвержденным данным. Насколько объективно видение учителем этого вопроса. Наконец, насколько соответствует содержание урока требованиям программы. Это также многие упускают из вида, что не слишком хорошо. Также (в соответствии с последними требованиями ФГОС) нужно, чтобы на уроке рассматривалось как можно больше практических ситуаций, чтобы информация, даваемая в рамках учебного занятия, могла с успехом использоваться учеником в его взрослой жизни, в «полевых» условиях.

Наконец, программы уроков должны быть логически взаимосвязаны. Это упрощает понимание учениками даваемой на занятиях информации и ускоряет процесс «вникания» детей в наиболее сложные, многоступенчатые темы. Таким образом, схема анализа урока по ФГОС предполагает остановку на оценке следующих моментов:

  • Научная обоснованность.
  • Соответствие программе.
  • Связь теоретической и практической части.
  • Взаимосвязь между ранее пройденными темами и новым материалом. Особенно важно это, если учитель проводит урок в начальной школе. Анализ таких занятий должен проводиться особенно тщательно.

Методология проведения занятий

Здесь основной упор делается на умение создания учителем проблемных ситуаций и ведения диалогов, в ходе которых учащиеся ищут способы решения этих проблем. Это также из разряда новых требований ФГОС. На это смотрят, когда проводится анализ открытого урока.

Какова доля дедуктивной и репродуктивной деятельности? Проще всего определить качество преподавания по соотношению следующих разновидностей вопросов: «прочитай, расскажи, перепиши» и «докажи, объясни, сравни». Чем последних больше и чем полнее, объективнее ответы на них - тем лучше ведется процесс преподавания. Что еще важнее, при этом дети намного лучше и полнее усваивают даже сложную учебную программу. С учетом тех объемов, которые ей предусмотрены и имеют обыкновение увеличиваться с каждым годом, это крайне важно.

Если проводится анализ урока истории, то упор на доказательства и сравнения должен быть максимальным. Учащиеся в этом случае не просто зазубривают факты о свершившихся в прошлом событиях, но и могут самостоятельно понять, отчего и почему так случилось.

Упор также делается на соотношение самостоятельной работы учеников и учителя. Насколько часто обучаемые самостоятельно исследуют проблему и делают выводы по ней? Ученики должны уметь не только внимательно слушать преподавателя, но и самостоятельно искать решение проблемы, пользуясь исключительно найденной самостоятельно информацией. Это основополагающее обстоятельство, которое в обязательном порядке предполагает схема анализа урока по ФГОС.

А как подводить итоги? Все очень просто: баллы, полученные по результатам проверки каждого пункта, складываются. Чем больше получится итоговая сумма - тем лучше.

Что собой представляет педагогический анализ урока физической культуры? Готовый вариант предполагает учет множества факторов, каждый из которых заслуживает детального рассмотрения и изучения.

Профессионализм педагога

Становление творческого учителя является основной задачей федеральных стандартов второго поколения. Полноценный анализ урока позволяет выявлять те проблемы, на которые необходимо обратить особое внимание, чтобы учителю можно было добиться оптимального результата работы. Профессиональный рост педагога является интегральным свойством его деятельности, отражающим связь с такими компонентами, как нравственность, профессиональная компетентность, самореализация, самоактуализация деятельности. В сумме все эти компоненты являются показателем профессионализма школьного преподавателя.

Для того чтобы оставаться конкурентоспособным, преподаватель должен постоянно учиться, совершенствовать свой профессионализм, самореализовываться в педагогической деятельности. В настоящее время учитель должен быть готов к разрешению любой педагогической ситуации, переподготовке в максимально короткие сроки. Под профессионализмом подразумевают становление, рост, интеграцию, а также реализацию умений и знаний, личностных качеств, а также использование внутреннего мира для динамического развития.

Классификация профессионализма школьного преподавателя

Анализ посещения уроков - готовый вариант оценки профессионального роста школьного учителя. В настоящее время используют разные подходы для оценки профессионального роста педагога. Классификация Р. Фуллера предполагает выделение трех стадий:

  • выживание, подразумевающее процесс адаптации и усвоения методики преподавания в первый год работы;
  • адаптация и повышение профессионализма (2-5 лет);
  • зрелость для учителей с 6-8 летним стажем работы.

Третий этап является самым ярким проявлением личностных качеств педагога. Он связан с переосмыслением педагогической деятельности, проведением самостоятельных исследований, разработкой новых материалов. Анализ посещения уроков - готовый ответ на вопрос о сформированности основных педагогических принципов для группы экспертов.

Особенности организации школьного урока по ФГОС

Любой анализ урока - это оценка профессионализма педагога. Для грамотного планирования, выбора необходимых средств и форм обучения, корректировки и контроля над ходом учебного процесса педагог должен владеть специальными методическими приемами. Например, психологический анализ урока - готовый ответ на вопрос о целесообразности выбранных приемов для полноценного развития личности школьников в соответствии с их возрастными особенностями.

Для обоснованного и грамотного анализа педагогической деятельности учитель должен не только владеть теоретическими знаниями, но и проводить наблюдения за своей работой, оценивать коллег, анализировать уроки, обобщать информацию, сравнивать полученные результаты, делать логические выводы. Учитывая, что в российском образовании происходят серьезные изменения, анализ урока также скорректирован и предполагает оценку работы не только самого педагога, но и деятельности школьников на протяжении учебного занятия.

Разновидности анализируемой деятельности

Деятельность предполагает активность субъекта, направленную на преобразование мира, создание какого-то продукта духовной либо материальной культуры. Смысл педагогической деятельности, которую включает полноценный анализ урока, состоит в социальном процессе, направленном на передачу опыта, накопленного человечеством, новому поколению, а также на формирование у школьников социальной адаптации. Готовый анализ урока математики или любой иной учебной дисциплины подразумевает использование алгоритма, включающего определенный перечень, базирующийся на теоретических знаниях и практическом опыте.

Цели и задачи школьного урока по ФГОС

Как выглядит готовый анализ урока по ФГОС в начальной школе? Завучем распечатываются специальные бланки, которые эксперты заполняют при посещении урока либо занятия аттестуемого педагога. Разработка цели осуществляется с учетом специфики предмета, его места в учебном плане, типа и вида занятия. Помимо образовательных задач, на любом уроке должны присутствовать воспитательные и развивающие цели. Среди особенностей, которыми обладает готовый анализ урока по ФГОС, отметим указание ожидаемых результатов.

Любой педагог в тематическом планировании перечисляет те основные навыки, которыми должен овладеть ученик. Среди задач, которые выдвигает учитель на уроке, модно отметить диагностические, проектирующие, корректирующие, образовательные, воспитательные направления. Например, педагогический анализ урока физической культуры - готовый ответ на вопрос о достижении учителем задачи, поставленной перед ним обществом - формировании здорового поколения страны.

Анализирование урока по ФГОС

Приведем пример анализа урока по ФГОС в начальной школе. Образец поможет учителю понять те основные моменты, на которые ему нужно обращать внимание при проведении самодиагностики, и что будут анализировать эксперты в процессе своей деятельности. Тему урока должны формулировать сами учащиеся, а в задачу педагога входит подведение их к этому процессу. Эксперты оценивают также постановку школьниками задач, выявление цели занятия.

Что еще содержит готовый анализ урока по ФГОС? В пример можно привести любой урок, проводимый в начальной школе, в рамках которого осуществляется совместное планирование деятельности, составление индивидуальных диагностических карт для каждого школьника. Для оценки качества работы в ход урока включаются элементы взаимного и самостоятельного контроля, диагностики. При выявлении ошибок, недочетов осуществляется корректировка умений. На этапе рефлексии осуществляется обсуждение результатов, достигнутых школьниками.

Примерная схема анализа урока по ФГОС

Готовый анализ урока в начальной школе предполагает использование определенной схемы. Эксперт указывает в карте координаты педагога, наименование образовательного учреждения, предмет, автора учебно-методического комплекса, а также дату проведения занятия. Рассмотрим вариант урока по окружающему миру «Времена года»:

  • Постановка цели соответствует особенностям учебного материала. Практические цели, поставленные учениками, достигнуты в полном объеме.
  • Урок организован в полном соответствии с требованиями ФГОС. Продумана его структура, целесообразно выделены временные промежутки для постановки цели, закрепления материала, самооценки. Методики, выбранные учителем, в полной мере соответствуют задачам учебного занятия, материалу урока.
  • Для мотивации познавательной деятельности школьников педагог использовал элементы исследовательской деятельности (анализ времени года по фотографии).
  • Урок ориентирован на новые образовательные стандарты, способствует развитию универсальных учебных навыков младших школьников.

  • Учитель подобрал материал в соответствии с возрастными особенностями школьников. Прослеживается связь между новым материалом и знаниями, которыми владеют ребята.
  • Учитель использовал для работы пересказ, совместное чтение текста учебника, ответы на вопросы. Элементы исследовательской деятельности просматривались при работе с фотографиями.
  • Посредством диалога педагогу удавалось владеть вниманием школьников, переходить с одного этапа урока на другой, получая максимальный положительный результат от своей деятельности. Особое внимание было уделено самоконтролю и самоанализу школьников.
  • Психологический климат во время урока был положительный, для эмоциональной разгрузки проводились физические минутки, использовалось переключение с одного вида деятельности на другой вид работы.

Такой урок в полной мере соответствует требованиям новых федеральных стандартов.

Проведение анализа урока технологии в 8 классе

Если готовый анализ урока истории связан с анализом качества усвоения школьниками фактов развития страны, то на уроке технологии внимание должно быть уделено практическим навыкам, которые помогут школьникам приспособиться к современной жизни. Цель состоит в закреплении знаний об интерьерном дизайне, полученных в 5-7 классах. Необходимо усвоить следующие термины: жалюзи, гардины, шторы, карниз, портьеры. Предполагается усвоение школьниками правил выбора фактуры ткани, цвета портьер для проведения дизайна оконного проема.

Задачи урока:

  • создание оптимальных условий для творческого мышления, коммуникативных навыков, отработки практических навыков;
  • формирование познавательного интереса к предмету, становление эстетического вкуса, развитие навыков командной деятельности;
  • бережное отношение к результатам деятельности других людей.

На первом этапе урока повторяются термины, которые связаны с темой урока, перечисляются основные правила декорирования интерьера. Для активизации познавательного интереса у школьников используется беседа, анализ коллекций, компьютерная презентация. На этапе объяснения нового материала дается возможность проявить творческие способности. Школьники предлагают собственные варианты декорирования оконных проемов, учитывая отличительные характеристики интерьерных стилей.

Для актуализации УУД предлагается практический блок «Квартирный вопрос». В группах выбирают дизайнера, мастера, менеджера по покупкам, покупателя. Итогом совместной работы должен стать готовый комплект для окна, выполненный по стилю, предложенном учителем. Самозащита предполагает корректировку знаний и навыков школьников, развитие коммуникативных навыков. Итогом урока станет презентация готовых работ школьников.

Виды анализа

Готовый анализ урока по физической культуре проводят в полном или кратком виде, в зависимости от целей, которые ставят перед собой эксперты. В полном анализе учитывается целевая направленность урока, то есть его триединая задача. Например, готовый анализ урока математики предполагает сопоставление количества задач и упражнений, которые предлагаются школьникам на уроке, с реальными возможностями детей. В полном анализе уделяется внимание также учету времени, используемому на изучение нового материала, его полноценный разбор, закрепление, а также самооценку и коррекцию УУД. Кроме того, готовый анализ урока русского языка, например, содержит подробное описание того, как педагогом была организована самостоятельная познавательная деятельность школьников, самоконтроль УУД.

Эксперты проводят анализ целесообразности работы с книгой как способа закрепления и совершенствования знаний, определяют обратную связь с каждым ребенком. Особое внимание в полном анализе любого урока по новым федеральным образовательным стандартам уделяется приемам и методам обучения, применяемым педагогом, а также уровню метапредметных связей.

Структурный анализ урока связан с выявлением основных элементов занятия, определением видов работы с учащимися, целесообразностью их применения на конкретном уроке. Эксперты выясняют развитие учебной деятельности школьников, начиная с первого структурного компонента урока и завершая итогом занятия. Они оценивают логичность цепочки, выстраиваемой учителем, ее соответствие возрастным особенностям школьников.

Анализирование урока химии по ФГОС

Урок химии в 8 классе по теме «Оксиды»:

  • Основной целью данного урока является введение понятия оксидов, их классификации. Формирование новых знаний осуществляется на основе представлений о воде, сформированных у ребят в начальной школе.
  • Для выстраивания алгоритма урока учитель делает акцент на значимости воды. Он отмечает, что вода - типичный представитель оксидов.
  • В качестве элементов исследовательской деятельности, используемых во время урока, можно рассматривать изучение физических свойства воды.
  • Преподаватель использовал оптимальное сочетание различных методик преподавания, что позволило получить максимальный результат.
  • Для самоанализа предложено задание, предполагающее разделение веществ по отдельным группам.
  • Урок в полной мере соответствует индивидуальным особенностям школьников, позволяет им в полной мере проявить свои творческие способности.

Понятийный аппарат, взятый педагогом, в полной мере соответствует основному содержанию данной учебной дисциплины в рамках новых федеральных образовательных стандартов. Помимо работы со школьным учебником, на уроке применялись химические справочники, что позволило учителю обеспечить для каждого ребенка развитие по индивидуальным образовательным траекториям. Урок по теме «Оксиды» в полной мере соответствует требованиям ФГОС второго поколения.

Заключение

Преобразования, проводимые в современных российских школах, связаны с внедрением в российское образование новых федеральных стандартов. Это нужно для того, чтобы эксперты, оценивающие профессионализм педагогов, имели представление о том, насколько эффективно учитель владеет инновационными педагогическими методиками и сочетает их во время учебного занятия или урока.

В зависимости от вида анализа его схема может иметь принципиальные отличия. Например, при осуществлении дидактического анализа, помимо информации о классе и учителе, теме урока, рассматривается его место в учебном плане. Далее анализируется целесообразность отбора содержания дисциплины с учетом целей, поставленных на урок. Особое значение имеет психологический анализ урока по ФГОС. Он связан с проектированием развития школьников в рамках изучения конкретного предмета, подбором методов работы в полном соответствии с психологическими особенностями школьников.

В структуре уделено внимание и самоорганизации педагога, его подготовленности к уроку: собранности, энергичности, оптимистичности. Эксперты уделяют внимание педагогическому такту, психологическому климату, позитивной атмосфере на уроке. Комплексный подход к оценке всех элементов урока либо учебного занятия дает представление о профессионализме учителя, качестве занятия, его соответствии требованиям новых образовательных стандартов. Для каждого учебного предмета разработаны схемы психологического, краткого, тезисного анализа урока, учитывающие специфические особенности предмета. Несмотря на отличия между некоторыми элементами анализа, есть общая схема, применяемая экспертами при оценке эффективности урока.

Для того чтобы педагогическая деятельность осуществлялась успешно, а работа учителя была результативной, администратору необходимо эту работу контролировать. Перед завучем встают вопросы: как правильно организовать посещение урока, как затем проанализировать увиденный материал, как его оформить.
В этой статье, в основном адресованной завучам начальной школы, мы предлагаем познакомиться с видами анализа урока (всего из будет двенадцать), начиная с краткого оценочного (I) и заканчивая комплексным (XII).

I. Краткий оценочный анализ это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.

II. Системный анализ это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременно решения развивающих задач урока, обеспечения формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения.

III. Полный анализ это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов, результативность урока.

1. Цель, задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные), их взаимосвязь и пути реализации.

2. Готовность учителя и учащихся к уроку, оборудование урока, наглядные и учебные пособия, ТСО, санитарно-гигиеническое состояние класса и т.д.

3. Организационная структура: тип урока, его место в системе занятий по предмету; четкость, последовательность этапов урока, дозировка времени, соответствие этапов урока характеру познавательной деятельности учащихся.

5. Методическое обеспечение урока:

Использование разных методов и приемов обучения, характер их сочетания, обоснованность их выбора, целесообразность и эффективность применения (соответствие содержания материала уровню подготовленности учащихся и т.д.), соответствие принципам обучения, темп учебной работы на уроке.

Методика проведения различных частей урока.

– постановка познавательных задач перед учащимися;
– проверка домашних заданий;
– изложение новых знаний;
– обобщение и закрепление учебного материала;
– проверка и оценка знаний, умений и навыков;
– приемы активизации познавательной деятельности школьников (их восприятия, памяти, мышления, воображения и т.д.);
– организация репродуктивной и творческой деятельности учащихся, их соотношение;
– применение проблемного и элементов программированного обучения (использование учебных карточек, заданий, перфокарт и т.д.);
– учет индивидуальных особенностей и интересов учащихся, уровня их подготовленности, осуществление индивидуализации обучения и дифференцированного подхода;
– организация различных видов самостоятельной работы учащихся (воспроизводящих, творческих и др.), их место на уроке;
– домашнее задание (способ задания, объем);
– воспитывающее обучение на уроке: воспитание сознания и убеждений, трудовых, эстетических и физических качеств личности, культуры учебного труда учащихся;
– внутрипредметные и межпредметные связи в учебном материале, обоснование их педагогической целесообразности.

6. Поведение и деятельность учащихся на уроке:

– порядок и дисциплина учащихся, методика их поддержания;
– активность, самостоятельность, интерес к занятиям при разном уровне подготовленности;
– сосредоточенность и устойчивость внимания на разных этапах урока;
– деятельность учащихся, их организованность, аккуратность; отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины; характер участия в работе на уроке отдельных учащихся и всего коллектива;
– отношение учащихся к учителю и друг к другу (подслушивание, боязнь, доброжелательность, уважение, взаимная помощь, подсказки и т.п.).

7. Характеристика деловых качеств учителя: уровень научных знаний, подготовленность к уроку; знание теории обучения и воспитания учащихся, методики предмета, психологии и гигиены, умение применять эти знания на уроке; педагогический такт, стиль в работе, культура труда и поведения, речь учителя; взаимоотношения учителя с классом и отдельными учащимися, авторитет учителя.

8. Общие результаты урока:

выполнение плана урока; достижение общеобразовательной, воспитывающей и развивающей целей урока; общая оценка урока, его результаты, эффективность и качество; выводы и предложения по дальнейшему совершенствованию работы, закреплению успехов и устранению допущенных ошибок.

IV. Структурный (поэтапный) анализ это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразности, обеспечивающей развитие познавательных способностей учащихся.

Примерная схема анализа урока

1. Тип и структура урока:

– тип, структура урока, его место в системе уроков по теме;
– тема, цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные), дидактические задачи на отдельных этапах;
– дозировка времени.

– полнота и глубина проверки;
– методика повторения, дифференциация заданий;
– охват учащихся проверкой, занятость класса;
– объективность оценки, аргументация отметки.

3. Работа над новым учебным материалом:

– требования программы;
– научность, связь с жизнью, систематичность, доступность, соотношение в учебном материале главного и второстепенного;
– соответствие материала образовательным, развивающим и воспитательным задачам урока.

4. Методы обучения:

– оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО. дидактическими материалами; целесообразность их применения;
– обоснованность применяемых методов;
– активизация познавательной деятельности учащихся;
– использование методов проблемного обучения;
– сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися;
– самостоятельная работа учащихся;
– методика контроля и учета знаний учащихся в процессе изложения нового материала.

5. Усвоение нового материала:

– отбор материала для формирования знаний, умений и навыков;
– самостоятельная работа при закреплении;
– обратная связь. Оценка ответов учащихся.

6. Задание на дом:

– объем, характер материала, его посильность;
– наличие и характер инструктажа;
– дифференцированность задания.

7. Характер деятельности учителя:

– уровень педагогических требований к работе учащихся, к развитию их речи, мышления;
– речь учителя, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися.

8. Результаты урока:

– подведение итога урока;
– выполнение намеченного плана урока;
– достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока;
– качество знаний, умений, навыков учащихся.

V. Структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу.

Примерная схема анализа урока

1. Рациональное распределение всего времени (45 минут) между отдельными элементами урока: разумно ли было в данных условиях выделять именно такое время на опрос, на психологическую подготовку к восприятию нового материала, на объяснение нового, на закрепление или домашнее задание.

2. Рациональность каждого из структурных элементов урока: какие его элементы можно было сократить по времени, а какие увеличить и для чего именно.

3. Распределение времени внутри отдельных структурных элементов урока: сколько времени в целом было уделено на освоение нового материала, в какое время (начало, середина, конец) урока это происходило, как при этом проводилась психологическая подготовка к восприятию нового материала, его подача, закрепление и применение. Точно так же анализируется время осуществления таких элементов урока, как опрос учащихся, проверка и домашнее задание.

4. Качественное использование времени на отдельные элементы урока: например, как рационально и эффективно при изучении нового материала было использовано время на опрос, что он дал, как работал при этом класс, сколько времени говорил учитель.

5. Рациональность использованных приемов и методов обучения: насколько целесообразны в данных условиях были те или иные виды беседы, самостоятельной работы, формы опроса и т.д.

6. Разумность связи между содержанием материала и теми методами, с помощью которых он сообщался и усваивался.

VI. Анализ воспитательной направленности урока

Это оценка и выявление путей наиболее эффективного использования учебного материала для воспитания качеств личности учащихся.

Примерная схема анализа урока

1. Использование воспитательных возможностей содержания материала.

2. Дополнение учебного материала историческими фактами.

3. Формирование мировоззрения на уроке.

4. Формирование нравственных качеств личности.

5. Воспитание у учащихся добросовестного отношения к труду и учению.

6. Оценка воспитательных возможностей методов и приемов обучения.

7. Использование воспитательных возможностей оценки труда учащихся.

8. Влияние личности учителя.

9. Характер деятельности и общения учащихся на уроке.

10. Резервы повышения воспитательных возможностей урока.

VII. Комбинированный анализ

Это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов.

Примерная схема анализа урока

1. Организация урока: организационная четкость урока; наличие плана; эффективность использования ТСО, наглядных и учебных пособий; выполнение психологических и гигиенических требований к уроку; обратная связь; ведение тетрадей; распределение времени на этапы урока.

2. Личностные качества учителя: морально-психологический климат; степень заинтересованности, доброжелательности и чуткости к учащимся; педагогическая культура, знание предмета, такт, речь, внешний вид.

3. Эффективность обучения: степень реализации принципов научности, прочности, осознанности знаний, доступности, проблемности, связи обучения с жизнью; степень достижения главной дидактической цели урока; оптимальность методов и приемов обучения; эффективность контроля за знаниями учащихся; домашнее задание.

4. Эффективность воспитательной деятельности учителя: нравственная направленность урока; формирование трудовых и учебных навыков; единство обучения, воспитания и развития; эстетическое, физическое и гигиеническое воспитание.

5. Эффективность деятельности учащихся: реализация принципа развивающего обучения и принципа самостоятельности и активности; работоспособность учащихся; интерес к труду; навыки самостоятельной работы; умение выделять главное в учебном материале, планировать ответ, анализировать свою работу и работу товарища; развитие речи, письменных, графических и специальных навыков; уровень культуры, рациональности и эффективности труда учащихся; организованность и дисциплина учащихся; внешний вид.

VIII. Дидактический анализ – это анализ основных дидактических категории (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью и т.п.).

Примерная схема анализа урока

1. Своевременность явки учителя на урок.

2. Готовность к началу урока.

3. Санитарное состояние класса и личная гигиена учащихся.

4. Организация класса.

5. Подробный анализ проверки домашнего задания.

6. Методы и дидактические приемы использованные учителем при проверке пройденного материала, их соответствие поставленной цели.

7. Дидактическая ценность используемых методов и приемов проверки задания, их воспитательное значение.

8. Качество знаний учащихся.

9. Способ активизация класса во время проверки знаний, умений и навыков.

10. Анализ поведения учащихся на данном этапе.

11. Анализ изложения нового материала или закрепления предыдущей темы: ясность и доступность подачи материала учителем; использованные методы и их соответствие задачам урока; использованные средства обучения, их целесообразность.

12. Реализация учителем в ходе всего урока принципов дидактики.

13. Использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы учащихся.

14. Анализ последнего этапа урока: домашнее задание (способ задания, объем); своевременность окончания урока.

15. Реализация учителем в ходе урока воспитательных задач.

16. Педагогическое поведение учителя на уроке.

17. Индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с коллективной работой в классе.

18. Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины.

19. Самообладание и педагогический такт.

IХ. Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа).

Примерная схема анализа урока

1. Организация познавательной деятельности учащихся:

– Как на уроке создавались условия для продуктивной работы мышления и воображения? (Существуют разные виды мышления: активное, самостоятельное, творческое. Активное может и не быть самостоятельным. Самостоятельное – это не всегда творческое. Творческое же мышление обязательно будет и активным, и самостоятельным. Творческий труд невозможен без продуктивной деятельности воображения. Создание новых образов – конечный результат деятельности воображения. Воображение называется воссоздающим, если оно воссоздает в образах картины по описанию, чертежу, схеме, карте и т.д. Творческое воображение рождает явления, в которых воплощаются замыслы и модели новых общественно ценных предметов.)

Как добивался учитель нужной избирательности, осмысленности, целостности восприятия учениками изучаемых предметов?

– Как учитель использовал в своей работе убеждение, внушение?
– Как добивался учитель сосредоточенности и устойчивости внимания учащихся?
– Что делал учитель для более успешного запоминания материала учащимися и какие особенности произвольного, механического и смыслового запоминания проявились у школьников на уроке?
– Каковы приемы привлечения и поддержания внимания и развития внимательности на уроке?
– Какие формы работы использовал учитель для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения и др.)?

2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся на уроке в процессе формирования знаний и умений:

– Как учитель использовал воссоздающее и творческое воображение при изложении нового материала?
– На каком уровне формировались знания учащихся: на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведенных формул и т.п.?
– С помощью каких приемов учитель добивался активности и самостоятельности мышления учащихся: система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке, индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы и др.?
– Какого уровня понимания добивался учитель от учащихся: описательного, сравнительного, обобщающего, оценочного, проблемного? Как руководил учитель формированием убеждений и идеалов?
– Какие виды творческих работ использовал учитель на уроке и как руководил творческим воображением учащихся: объяснение темы и цели работы, обучение отбору и систематизации материала, обработке результатов и оформлению работы?
– Как на уроке осуществлялось формирование устойчивого и действенного интереса к учебному предмету и учению в целом?

3. Личностный подход к деятельности учащихся на уроке:

– Какие чувства детей проявились на уроке, и чем они были вызваны?
– Как осуществлялось управление общением учащихся на уроке?
– В какие моменты урока наиболее успешно формировались волевые качества школьников.
– Как осуществлялся учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся?

4. Мастерство учителя: пути организации воздействия и механизм воздействия: подражание, эмпатия, рефлексия и др.; умение создавать психологические условия для убеждения: психологический климат, смысловое единство и др.; умение пользоваться внушением как средством (методом) педагогического воздействия; способы управления общением учащихся между собой на уроке; особенности самоорганизации учителя: его подготовленность к уроку, рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, настроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая импровизация, педагогический оптимизм, находчивость и др.); педагогический такт учителя; психологический климат в классе.

Х. Комплексный анализ – это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков).

Примерная схема анализа урока проблемного типа

1. Готовность учителя и учащихся к уроку (внешняя).

2. Внутренняя, психологическая готовность учащихся к уроку.

3. Организационные действия учителя (при необходимости).

4. Планирование учителем и сообщение учащимся задач урока.

5. Актуализация знаний и способов деятельности учащихся.

6. Испоьзованные методы проблемного обучения (поисковые, исследовательские, проблемное изложение).

7. Применение проблемных методов.

8. Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся.

9. Объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ.

10. Учет уровней актуального развития учащихся и зоны ближайшего их развития.

11. Способы повышения у учащихся положительной мотивации.

12. Постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения.

13. Владение способами создания проблемных ситуаций.

14. Соблюдение правил постановки учебной проблемы.

15. Использование учебника, соотношение репродуктивной и частично-поисковой работы с ним.

16. Соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения.

17. Формирование специальных и общих учебных умений учащихся.

18. Наличие у учащихся познавательных умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательств (опровержение) гипотезы, проверка правильности ее решения.

19. Умение учащихся осуществлять логические операции.

20. Развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока (что это доказывает).

21. Затруднения, возникшие у всего класса, у отдельных школьников. Причины и способы решения.

Загрузка...