domvpavlino.ru

Компьютерные технологии в логопедической работе с младшими школьниками. Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда Компьютерные технологии в работе логопеда

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций. В основу использования НИТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности (Р.Ф. Абдеев, 1994; В.П. Беспалько, 2002; Е.И. Машбиц, 1988; О.И. Кукушкина, 1994 и др.).

В последние десятилетия отмечается увеличение частоты встречаемости различных нарушений развития и явлений физиологической незрелости у новорожденных. В дальнейшем такие отклонения в развитии часто проявляются в виде недоразвития различных уровней функциональной системы речи.

Исследования, посвященные проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи (Т.В. Гуровец, С.И. Маевская, 1978; Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, 2001; И.И. Мамайчук, 1990, и др.), показывают, что преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников. Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Логопеду, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений. Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать НИТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности. Приоритетная задача применения НИТ в специальной педагогике состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности. Так компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Компьютерные технологии включаются в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия как дополнительные инновационные элементы.

Логопед, использующий в работе компьютерные технологии, обязан заботиться о снижении до минимума отрицательного влияния компьютера на детей. При разработке индивидуальных программ коррекционного курса с применением компьютерных игр, учитывались результаты исследований Института возрастной физиологии РАО в этом направлении, а именно: максимальный предел безопасной одноразовой работы на компьютере; периодичность занятий с одним ребёнком; психологическую готовность школьника к работе с компьютером.

Максимальная одноразовая длительность работы на компьютере не должна быть более указанной ниже:

Для детей 6 лет - 15минут в день;

Для детей 5 лет - 10 минут в день;

Первая половина дня - оптимальна;

Вторая половина дня - допустима. Занятие с использованием компьютера во второй половине дня следует проводить в период второго подъема суточной работоспособности, в интервале от 15 ч 30 мин до 16 ч 30 мин, после дневного сна и полдника.

Рекомендуемые дни недели для занятий на компьютере: вторник, среда. В пятницу заниматься на компьютере нежелательно. Объясняется это тем, что работоспособность ребенка уже к четвергу снижается, а в пятницу происходит ее резкое снижение в силу накопившейся недельной усталости.

Недопустимо проводить занятия на компьютере во время, отведенное для прогулок и дневного отдыха.

В целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить офтальмотренаж (специальные упражнения для глаз).

Важное значение имеет правильный подбор компьютерной игры, который зависит, прежде всего, от физиологических и возрастных возможностей ребёнка. Учитывая принцип развивающего обучения, и в зависимости от текущих педагогических задач, рекомендуется чередовать разные компьютерные игры, при этом важно учитывать тип нервной системы, интересы и склонности ребенка.

Представленные компьютерные программы отражают несколько аспектов логопедической работы: развитие когнитивных функций, обогащение словаря, развитие грамматических структур, совершенствование связной речи. Применение компьютерных программ позволяет максимально использовать принцип дифференцированного подхода в обучении дошкольников с особыми познавательными потребностями, помогает подбирать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка, делает коррекционное занятие более комфортным.

В процессе исправления нарушений речи компьютерным программам должна быть отведена значительная роль. Недоразвитие вербальной памяти и нарушения внимания в виде их неустойчивости и низкой концентрации у детей с недоразвитием языковых компонентов речевой системы делают необходимым проведение целенаправленной работы по преодолению этих расстройств (И.И. Мамайчук, 1990; Е.М. Мастюкова, 1973 и др.). А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

В настоящее время существует достаточно большой арсенал общеразвивающих детских компьютерных игр: «Фраза», «Кроссворд», «Rus», «Игры для Тигры», «Баба Яга учиться читать», «Читай-ка» и др. Занимательные истории придают обучению игровой характер, что очень важно для детей дошкольного и младшего школьного возраста; ведь основной целью занятий с компьютерными программами является не только приобретение новых и закрепление полученных ранее знаний, но и эмоциональное раскрепощение детей, активизация и побуждение их к продуктивной познавательной деятельности. Таким образом, у ребёнка развивается самоконтроль, мелкая моторика, пространственная ориентировка и поддерживается мотивация к занятиям.

Также на логопедических занятиях оправдывает себя использование проектора и средств мультимедиа, так как логопед имеет возможность показать фрагменты различных игр для фронтальной работы, более красочно продемонстрировать объяснение темы, что делает занятие для детей более интересным.

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому, становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает их к сопереживанию, помощи герою программы.. Между логопедом и ребёнком устанавливается прочный эмоциональный контакт, так как в этом случае логопед выступает в качестве партнёра ребёнка, а контролирующую функцию берёт на себя компьютерная программа. Всё это помогает создать на логопедическом занятии атмосферу психологического комфорта, что также способствует ускорению коррекционного процесса и улучшению его результативности.

Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.

Таким образом, использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи детей позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха. Применение компьютерных технологий в процессе коррекции речи у детей дошкольного возраста позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития дошкольников. Использование в коррекционном процессе компьютерной технологии способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия. Работа по коррекции общего недоразвития речи, а также контроль над результатами деятельности дошкольников проводится с опорой на зрительное и слуховое восприятие.

В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

^ ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. - М.:ВЛАДОС, 1994. - 125с.

2. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.

3. Жукова П. С., Мастюкова Р.. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.

4. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.

5. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.

6. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения: Проект психол.концепции / В.В.Рубцов и др. // Информатика и образование. – 1989.- N3.- с.3-16

7. Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. 191 с.

8. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с.

9. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5 (14), стр. 283-285.

10. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285 -287.

11. Тимофеева Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. - № 2. с.41-44

Компьютерные технологии в логопедической работе.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением федеральных государственных требований. В связи с этим одной из актуальных проблем в работе учителя-логопеда становится совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и предупреждение речевых нарушений. Своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием психологической готовности детей к школьному обучению, позволяет устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

Цель работы учителя - логопеда - научить детей говорить чисто, связно, грамматически правильно. Для ее достижения используются различные формы, приемы, методы и средства обучения, а также применяются современные образовательные технологии. Одним из условий ФГТ к обеспечению качества образования является использование в ДОУ электронного образовательного ресурса.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в дошкольных учреждениях. Их эффективность зависит как от качества применяемых программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе. Идя в ногу со временем, современная логопедия все чаще обращается к вариантам сочетания традиционных и компьютерных методов, как при диагностике речевых нарушений, так и непосредственно при проведении индивидуальных и групповых занятий. Инновационные технологии представляют для грамотного логопеда дополнительный набор возможностей в коррекции дефектов, касающихся и звукопроизносительной стороны речевой системы, и структурно-семантического оформления высказывания, и темпа, ритма, плавности речи. Использование компьютерных программ избавляет ребенка от негативизма, связанного с необходимостью многократного повторения определенных операций, тем самым создаются комфортные условия для успешного выполнения упражнений. Компьютер должен поддерживать работу педагога, помогая ему решать самые трудные задачи, связанные с развитием и коррекцией нарушений у детей.

Они применяются для:

Повышения профессиональной компетентности через сеть Интернет (это поиск информации, обмен опытом работы, участие в конкурсах, вебинарах и пр.)

Ведения электронного портфолио

Ведения документации (перспективное планирование, список группы с расписанием занятий, анкеты, речевые карты, конспекты занятий, карточки с заданиями, информационные листы в уголки для родителей – документы Microsoft Word, Excel).

Проведения методической работы: консультаций, семинаров.

Проведения занятий (презентации по лексическим темам – программа PowerPoint, специализированные компьютерные игры и технологии).

Подобная организация работы значительно сокращает время, затраченное логопедом на ведение необходимой документации.

Хотелось бы подробнее остановиться именно на проведении занятий, а точнее на использовании компьютерных технологий во время коррекционной работы с детьми.

В последнее время заметно выросла популярность обучающих игр, их выбор на рынке достаточно велик. Это и не удивительно, ведь их использование позволяет значительно ускорить формирование и развитие речи, высших психических функций – внимания, памяти, мышления, восприятия, эмоционально-волевой сферы. Разумное применение компьютерной игры на занятии является чрезвычайно эффективным, поскольку сочетает безграничные возможности виртуальной реальности с высокой мотивацией детей. Даже самая обыкновенная и привычная деятельность на мониторе компьютера воспринимается совсем по-иному. Знакомая и, возможно, надоевшая уже игра вызывает бурю восторга, и ребёнок готов играть в неё бесконечно.

Игр много, все они разные. Вопрос только в том, что именно ребёнку даст та или иная игра. Как это ни грустно, явственно ощущается нехватка специализированных игр, в частности, логопедических. Но даже те немногие технологии, представленные на рынке, можно эффективно использовать на занятиях с детьми.

Сложная структура нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с тяжелыми нарушениями речи, определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы. У таких детей, как правило, нарушены все стороны речевой деятельности: фонетическая, фонематическая, лексико-грамматическая, связная речь, а также отмечаются нарушения слоговой структуры слова и несформированность общих речевых навыков. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторов в процессе выполнения заданий и контроле над своей деятельностью. Координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении компьютерных заданий позволяет активизировать компенсаторные механизмы организма. У дошкольников с речевыми нарушениями отмечаются недоразвитие вербальной памяти, неустойчивость и низкая концентрация внимания, но зато хорошо развито непроизвольное внимание, а в играх материал представляется в ярком, интересном и доступном для детей виде. Он вызывает интерес и усваивается лучше.

Попытаемся проанализировать возможность использования конкретных специализированных компьютерных игр и технологий для коррекции различных сторон речевой активности.

На занятиях ведется работа по формированию общих речевых навыков. Таких, например, как длительность, плавность и сила ротового выдоха, темп, ритм, интонация, четкость и разборчивость речи. Здесь незаменимым помощником выступает компьютерная технология «Игры для Тигры» - блок «Просодика». Он содержит четыре модуля: «Дыхание», «Слитность», «Ритм», «Тембр». В упражнениях «Ветерок», «Одуванчики», «Кораблики» дети работают с микрофоном и учатся отрабатывать длительный плавный или короткий резкий выдох. Над слитностью произнесения слов и фраз, четкостью и разборчивостью речи мы работаем, выполняя упражнения «Рыбка», «Облако», «Пузыри», «Часы». А упражнения «Машина», «Пирамидка», «Дом» позволяют ребятам следить за темпом и ритмом речевого высказывания.

При коррекции и формировании фонематической стороны речи можно использовать мини-игру «Угадай-ка» из практического компьютерного курса «Домашний логопед», упражнения «Неречевые звуки», «Звукоподражания» программно-методического комплекса «Развитие речи». Здесь дети будут учиться слышать и определять неречевые звуки. А для определения звуков речи подойдут упражнения блока «Фонематика» КТ «Игры для Тигры», где дети будут определять наличие звука в слове (упражнение «Четвертый лишний»). Аналогичная задача ставится в разделе «Речевые звуки» ПМК «Развитие речи», а также в игре «Помоги Тигре» на портале Логопедические игры online. Для формирования навыков анализа и синтеза слова мы используем упражнения «Поезд», «Составь слово» («Игры для Тигры»), упражнения раздела «Речевые звуки» (ПМК «Развитие речи»), игры из уроков Мудрой Совы (сайт Логозаврия, ПМК «Радуга в компьютере»). Для дифференциации звуков детям нравится игра «Помощники деда Мороза» (портал Логопедические игры online), а также упражнения ПМК «Развитие речи».

При коррекции звукопроизношения, на этапе автоматизации звуков можно использовать ПК «Домашний логопед». Там представлен речевой материал, сопровождаемый забавными картинками.

Для развития лексико –грамматической стороны речи мы используем презентации по лексическим темам. Их в большом количестве можно найти в сети Интернет или создать самостоятельно в программе PowerPoint. Игры на обогащение словарного запаса, развития лексико-семантического значения слов представлены в КТ «Игры для Тигры» и на портале Логопедические игры online. Для формирования грамматического строя речи можно использовать задания ПМК «Развитие речи». В этом же комплексе предложены хорошие упражнения по составлению и пересказу рассказов для развития связной речи. Все эти игры могут использоваться учителем-логопедом в соответствии с еженедельно меняющейся лексической темой, а их разнообразие поможет сделать каждое занятие неповторимым и интересным для ребенка.

Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном образовании оно приобретает особенно большую значимость. Использование современных графических и мультимедиа средств, диагностических датчиков и приборов позволяет не только определить состояние той или иной функции ребенка, но и увидеть объективные трудности, возникающие у ребенка, преодолеть их доступными средствами.

Как показывает практика, целенаправленное использование компьютера в процессе коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии позволяет создавать оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции и компенсации, имеющихся у детей нарушений, максимально учитывать индивидуальные возможности и потребности дошкольников.

Марина Розевика
Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда

Мы живем в век активного проникновения информационных технологий во все сферы жизни , в т. ч. в образование. Информационные технологии проникают в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования управления образовательным учреждением, а также обновления форм и методов работы с детьми . Информационные технологии меняют традиционные взгляды на педагогический процесс, открывают новые возможности, но и таят в себе определенные опасности. Компьютер и мультимедийные формы как инструменты для обработки информации становятся мощным техническим средством обучения и коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями. В связи с этим одной из актуальных проблем коррекционной педагогики становится совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и предупреждение речевых нарушений.

Все чаще встречаются дети, с которыми невозможно просто сидеть за столом, перебирать картинки, смотреть в зеркало и выполнять артикуляционные упражнения, повторять цепочки слогов и слов. Как трудно удержать внимание таких детей на протяжении всего коррекционного сеанса. Вроде бы и упражнения интересные, картинки красочные и предметы лишние убраны из поля зрения, а все равно ребенок не включается в работу .

И вот удивительно : таких детей просто «завораживают» аналогичные упражнения на компьютере . Поэтому во время подгрупповой и индивидуальной коррекционной деятельности (по формированию лексико-грамматических категорий, по развитию связной речи, формированию звукопроизношения) широко используются компьютерные технологии .

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребёнка. Логопеду, применяющему в работе компьютерную технику , необходимо решить две основные задачи специального обучения : сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции речевых нарушений. Часто ребёнок, осознавший у себя наличие определённого нарушения, стесняется его, боится, что будет осмеян или не понят, он не уверен в себе, в своих способностях к общению. Всё это ещё больше закрепляет психологическое состояние неуверенности и неспособности, что, в свою очередь, имеет неблагоприятное влияние на его эмоциональное, психическое состояние и развитие. В такой ситуации необходимо проводить работу , направленную на формирование и развитие коммуникативных навыков, развитие способности извлекать информацию из речевого общения. Широкие возможности для этого предоставляют компьютерные средства обучения . Общение с компьютером становится для ребёнка в некотором роде обезличенным, и малыш не испытывает боязни, учится доверять собеседнику. Кроме того, компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения и повторять диалог с тем же партнёром необходимое для ребёнка число раз, что в реальной жизни затруднено.

А. Г. Шмелев отмечает : ". играя на компьютере , ребенок. активно взаимодействует пусть с искусственным, но все - же взаимодействует с каким-то миром. При этом он учится не только быстро нажимать на клавиши, но и строить в своей голове образно-концептуальные модели, без которых нельзя добиться успеха в современных компьютерных играх . и в этом проявляется их развивающий потенциал, особенно это касается интеллекта".

Применение компьютерной техники позволяет сделать коррекционный процесс привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. Для того, чтобы их применение не наносило вреда зрению и нервной системе ребёнка, нужно строго соблюдать правила безопасной работы с компьютером , а также применять только апробированные и научно обоснованные программы.

В основной части логопедической образовательной деятельности могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей) материалы ИКТ. Это могут быть ресурсы интернета, и самостоятельно созданные материалы. Например : отсканированные и предлагаемые в режиме слайд-шоу картинки, речевые игры и т. п. Очень удобно для учителя -логопеда создавать и затем использовать в работе презентации по конкретным лексическим темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, карточки с заданиями. В процессе обучения с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая заданную компьютером программой проблемную ситуацию, ребёнок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, усидчивость.

Обучение правильной речи на компьютере имеет так же большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками – логопатами. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами, научиться нажимать пальцами на определённые клавиши. Пользоваться манипулятором - «мышь» . Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Что с успехом достигается во время коррекционных сеансов с использованием компьютера .

Заключительная часть образовательной деятельности может стать поощрением за хорошую работу (любимые компьютерные игры детей «Маша и медведь» ). Ребёнок радуется, когда компьютерный герой “дарит” ему подарки. Он постоянно стремится к тому, чтобы исправить свои ошибки, чтобы “компьютерный друг” и логопед похвалили его.

Физкультминутку и элементы биоэнергопластики для детей тоже может провести компьютер .

На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах. Дети должны осознать положение своего тела и под весёлую музыку выполнить показанные движения (развитие пространственных представлений) .

Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.

Используя во время образовательной деятельности компьютер , логопед должен помнить, что главная цель работы – это коррекция речи для реализации полноценного общения ребёнка с другими людьми, поэтому основная часть коррекционного процесса должна быть посвящена непосредственному общению логопеда и ребёнка. В связи с этим, рекомендуется использовать компьютер лишь как дополнительное средство работы в течение недлительного времени.

Чтобы не перегружать нервную систему дошкольника, работа с компьютером на одном занятии не должна превышать 5 – 15 минут, в зависимости от возраста ребёнка и степени истощаемости его нервной системы. До начала занятия для предупреждения переутомления глаз рекомендуется провести с ребёнком зрительную гимнастику : посмотреть вверх – вниз, вправо – влево, выполнить круговые движения глазами. Во время работы с компьютером необходимо переводить взгляд ребёнка с компьютера каждые 2 минуты на несколько секунд. По окончании коррекционной деятельности зрительную гимнастику рекомендуется повторить. Недопустимо использовать с детьми старые модели компьютеров , т. к. на экране старой модели невозможно достичь нормальной чёткости, яркости, стабильности для нормальной работы зрительного анализатора. Несоблюдение гигиенических правил может привести к прогрессированию уже существующих нарушений зрения.

К тому же это приводит к переутомлению, что недопустимо при занятиях с детьми, например, с дизартрией или с заиканием. Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребёнка при работе с компьютером играет правильно подобранная мебель, соответствующая росту и возрасту ребёнка. Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка. Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора. Правильное использование компьютера приводит к повышению мотивации детей к занятиям с логопедом, к адекватной оценке ребёнком своих действий, к формированию сотрудничества между ребёнком и логопедом. Ребёнок начинает воспринимать логопеда как помощника, к советам которого необходимо прислушиваться.

Во время своей логопедической образовательной деятельности, а так же во время индивидуальных сеансов я стала использовать компьютерные игры , презентации, т. к. информация, таким образом, преподносится в игровой форме, что стимулирует интерес ребенка к обучению в целом. В процессе обучения важно удерживать внимание детей. В данном случае детское внимание привлекают анимация, движение и звук.

Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные альбомы. Это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение логично и научно. При такой организации материала включаются три вида памяти детей : зрительная, слуховая, моторная. Специальные обучающие программы в детские сады доставляются достаточно редко. И выходом из такого положения может стать создание собственных слайд - фильмов и компьютерных презентаций , разработанных педагогом с учётом особенностей развития их воспитанников.

Яркие мультимедийные презентации, особенно с эффектами анимации позволяют привнести эффект наглядности, повысить мотивационную активность, способствовали более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка . В использовании мультимедийных презентаций учителем -логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность , доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.

Такие презентации легко создаются в программе PowerPoint.

Данные презентационные материалы активно применяю и на индивидуальных коррекционных занятиях для :

Развития речевого дыхания;

Автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;

Дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;

Развития фонематического восприятия,

Развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;

Усвоения лексических тем;

Развития навыков словообразования и словоизменения;

Развития связной речи и познавательных способностей и т. д.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что презентация для педагогов – это :

Обучающая электронная звуковая игра с красивыми картинками;

Удобный и эффективный способ предоставить малышу информацию об окружающем его мире.

Отличное пособие для воспитателей, учителей-логопедов , родителей

Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.

В отличии от обычного просмотра карточек, картинок презентация дает более широкие возможности :

Не надо резать журналы, клеить картинки;

Одну и ту же картинку можно копировать и использовать в разных презентациях - картинки на компьютере лучше сохраняются и их не жалко редактировать (резать, в отличие от настоящих фотографий;

Можно задать точное время просмотра слайда (презентации) на компьютере ;

Но самое главное – электронную презентацию нельзя помять, порвать, попробовать на зуб! Ее можно только смотреть.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Применение на логопедических занятиях авторских презентаций позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы логопеда .

Использование компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе – это доступный и удобный способ быстрого подбора необходимого речевого, литературного материала и его оформление с помощью различных информационных и электронных ресурсов, создание презентаций по автоматизации звуком, лексическим и грамматическим темам.

Таким образом, компьютерные программы , предназначенные для коррекционного обучения детей, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии.

Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий . Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приёмов , методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.

Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы , значительно облегчает деятельность учителя-логопеда . А информатизация общества требует, чтобы педагог был для ребенка проводником в мир новых технологий , наставником в выборе компьютерных игр , который способен заложить основы информационной культуры личности. Педагог должен быть грамотным консультантом по вопросам применения компьютерных игр в семейном воспитании. Ведь родители обращаются за помощью к педагогам и по вопросам выбора компьютерных игр для детей . Все это предъявляет определенные требования к профессиональному уровню педагогов дошкольных образовательных учреждений, требует постоянного повышения компетентности в сфере информационных технологий



Введение.



Задачи:



Глава 2. Компьютерные игры, как средство обучения дошкольников

Заключение

Проведенное изучение подтвердило нашу гипотезу о том, что при создании определенных педагогических условий в ДОУ при взаимодействии с педагогами возможен процесс коррекции звукопроизношения средствами компьютерных технологий у детей младшего дошкольного возраста. На успешность развития речевой моторики, звукопроизношения, фонематического слуха у младших дошкольников влияют личностно-ориентированное общение, развивающие методики, использование в работе компьютерных технологий.

В данной работе мы изучили основные подходы в развитии речевой моторики, звукопроизношения, фонетического слуха у детей младшего дошкольного возраста. Лишь своевременно проведенное обследование и последующая коррекционная работа как логопеда, так и родителей с детьми, страдающими нарушением звукопроизношения, позволяют выявить и устранить данный речевой недостаток, что в свою очередь будет способствовать более успешному обучению таких детей, включая современные компьютерные технологии.

В экспериментальной части нашего исследования мы провели диагностику, результаты которой показали необходимость проведения работы по коррекции нарушения звукопроизношения, фонематического слуха, у детей с речевыми нарушениями. Проанализировав различные исследования в области создания системы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, и включение родителей в педагогический процесс, которыми занимались Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Г.А. Волкова, Овчарова О.В. и другие.

Результаты исследования подтверждают эффективность опытно-экспериментального исследования по коррекционной работе детей с речевыми нарушениями. В целях проверки данных был проведен эксперимент, который обнаружил позитивные изменения в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Полученные данные исследования позволили сформулировать общие выводы об основных закономерностях у детей дошкольного возраста;

Использование компьютерных технологий выступает достаточно сильным фактором в становлении и коррекции речевого развития у детей;

Динамика коррекции речевого развития детей происходит от общих и конкретных задач, поставленных воспитателем и логопедом;

Взаимодействие нескольких специалистов расширяет возможности ребенка в самореализации, творчестве, формирует у него такие ценностные качества как уверенность в себе, гордость за достигнутые успехи в речевом развитии;

Компьютерная грамотность взрослых и детей дает возможность интенсивнее и интереснее проводить занятия у детей младшего возраста.

Проведенное исследование обозначило круг проблем, требующих дальнейшей разработки и являющиеся, на наш взгляд, наиболее актуальными: условия компьютерной грамотности воспитателей и детей; интегративный подход в речевом развитии детей с речевыми нарушениями.


Список литературы

1. Андерсен, Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. – М. : Дрофа, 2007. – 213 с.

2. Алексеев В.Д., Давыдов Н.А.,. Педагогические проблемы совершенствования учебного процесса на основе использования ЭВМ. М.:, ВПА, 1988

3. Андреев А.А., Барабанщиков А.В. Педагогическая модель компьютерной сети // Педагогическая информатика № 2, 1995 г., с. 75-78.

4. Андреев А.А., Меркулов В.П., Тараканов Г.В. Современные телекоммуникационные системы в образовании // Педагогическая информатика № 1,1995 г., с. 55-63.

5. Андреев А.А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития. М.: ВУ, 1995 г. с. 43-48.

6. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: ВЛАДОС, 1994. - 125с.

7. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№3.-С.9-11.

8. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М:,1982

10. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989

11. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.

12. Белобородова Е.Г., Горвиц Ю.М., Любимова М.М. Использование компьютерных игр «Кид/Малыш» для коррекции и развития речи у детей младшего возраста// М.: МИФИ, 1999.-с.186-187.

13. Бутченко Н.Б. Веренёва Е.П. Ресурсы информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников с нарушением речи // Логопед. М.: 2010 №5, с.46-52

14. Веракса,под.ред. Васильева. Программа от рождения до школы.

15. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. -М.: Изд-во «Институт практ.псих.» 1996, -255с.

16. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960

17. Волкова Л.С. Логопедия. М., 2004

18. Грибова О.Е. Методика работы с тренажером Дэльфа-142. М.

19. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.

20. Дошкольное образование, сайт. Разработчик: не указан // [Электронный ресурс]

21. Давыдов Н.А. Педагогика -М: ИЭП, 1997, -134с.

22. «Dizartria.NET», электронное пособие. Авторы А.А. Блудова, Н.В. Белова.

23. Дробышев Ю.А., Ерлыченко С.Н. Возможности использования новых информационных технологий при обучении младших школьников решению логических задач// Информационные технологии в образовании. М.:МИФИ, 1998.с.26-27.

24. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10.

25. «Жизнь и творчество великих художников» (http://www.bibliotekar.ru/al/.)

26. Жукова П. С., Мастюкова Р.. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.; ил.

27. Журавлёв А.А., «Что такое педагогические технологии и как ими пользоваться?..», 2007

28. Золотарев А.А. и др. Теория и методика систем интенсивного обучения. Т.1-4. -М.: МГТУ ГА, 1994.

29. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М.: Славянский диалог, 1996, 335с.

30. Игры для Тигры. Электронный ресурс.

31. Интерактивные игры для проведения занятий детскими специалистами Мерсибо [Электронный ресурс]/ Е.А. Суслова.

32. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006

33. Калиновский И.В., Мороз В.К. Сравнительный анализ эффективности компьютерных коммуникаций в образовании. - М.: ИНИНФО, 1993 г.

34. Кривошеев А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ // Информационные технологии - 1996 г., № 2, с. 14-17.

35. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989.;

36. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. М., 1955. С.238

37. Котова, Е. А. Играем и учимся [Электронный ресурс]/Е.А.Котова

38. Компьютер и образование. М: АПН СССР, 1991, 117с.
Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А.Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С.

39. Комаровой: диагностический журнал. Старшая группа / авт.-сост. Н. Б. Вершинина. - Волгоград: Учитель, 2011. - 27 с.

40. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.

41. Колодинская В.И., «Информатика и информационные технологии дошколятам», 2008.

42. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

43. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.

44. Кукушкина О. И. Компьютерные программы для детей с отклонениями в развитии// Дефектология. 2003. № 6. С. 67-69.

45. Куликовская Н. Э. Условия построения компьютерных логопедических игр// Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 9. С. 96-103.

46. Ланге П., Барон А. Мультимедия как зеркало будущего информационного общества // СРЕДА, 1996 г., № 5-6 с 48-54.

47. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М: ВШ, 1991-224с.

48. Леонова Л.А., Л.В. Макарова. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. Москва, Вента-Графт, 2004

49. Лихова Е.В. Использование компьютерной технологии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.

50. Логозавр (www.logozavr.ru)

51. Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. 191 с.

52. Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - Пермь: ПКИПКРО, 2007. 60 с.

53. Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения. Электронный ресурс.

54. Лунтик. Русский язык для малышей. Компьютерная игра.

55. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед в детском саду, 2006г., №6(13)

56. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с.

57. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен // Дефектология. 2008. № 2. С. 86-94.

58. Новоселова С.Л., Компьютерный мир дошкольника. - М., 1997

59. Основы дидактики. Под ред. Б.П.Есипова. М.: 1967.

60. Осьмакова М. В. Мультимедийные презентации в обучении дошкольников.

61. Официальный сайт компьютерной игры для детей 4-7 лет «Играем и учимся»

62. Педагогика. Под ред. С.П. Баранова, В.А Сластенина -М.: 1986.

63. «Профессиональные конкурсы для педагогов ДОУ»
[Электронный ресурс]

64. Полулященко И.В ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ: 2008.

65. Развивающая, обучающая игра для детей «Домашний логопед» / Разработчик: ID COMPANY // [Электронный ресурс]

66. «Развитие речи. Домовёнок Бу в мире слов». Развивающая компьютерная игра. Разработчик / Developer: ИДДК (5) и Баюн (3)

67. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5 (14), стр. 283-285.

68. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285 287.

69. Сайт «Учительский портал» Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич // [Электронный ресурс]

70. Сайт «Логопед. Ru» [Электронный ресурс]

71. Сайт «Дошкольник». [Электронный ресурс]

72. Синицкая Е.П. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми с нарушением зрения

73. Сазонов А.В. Создание эффективных программных, информационных и методических средств для поддержки учебного процесса в различных предметных областях: Отчет о НИР // HИИBO рук. 1996 г..

74. Теория и практика систем интенсивного обучения. Кн. 1-4 под. Ред. А.А. Золотарева -:М МГТУГА, 1994 г.

75. Тимофеева Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. - № 2. с.41-49.

76. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981

77. Трое из Простоквашино. Шарик учит азбуку. Компьютерная игра. 2008.

78. Уваров А.Ю Компьютерная коммуникация в учебном процессе // Педагогическая информатика, 1993, № 1.

79. Читаем по слогам с Домовенком Бу. Компьютерная игра. 2007.

80. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008

81. Шелест Е.Г. Использование игры в логопедической работе с детьми., 2013

82. Якубайтис Э.А. Информационные сети и системы -М: ФиС, 1996, с.365.

Введение…………………………………………………………………………….2

Глава 1. Информационные технологии в логопедической работе

1.1. Применение компьютерных технологий в детском саду……………………..7

1.2. Обзор компьютерных программ и сайтов для работы педагогов ДОУ с детьми…………………………………………………………………………………18

Глава 2. Компьютерные игры, как средство обучения дошкольников

2.1. Изучение представлений педагогов и родителей об использовании компьютерных игр в развитии детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………30

2.2. Анализ логопедических компьютерных игр для детей старшего и младшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………34

2.3. Применение современных образовательных технологий в рамках реализации работы воспитателя и учителя-логопеда…………………………………………..41

Глава 3. Экспериментальное изучение использования информационных технологий в логопедической работе

3.1. Разработка мероприятий по повышению эффективности внедрения разработанных компьютерных логопедических игр…………………………………………………………………………………….51

3.2. Организационный план внедрения разработанных мероприятий………….65

3.3. Оценка эффективности предложенных мероприятий…………………………78

Заключение……………………………………………………………………………85

Список литературы…………………………………………………………………..87
Приложение……………………………………………………………………………


Введение.

Современные технологии настолько плотно вошли в систему дошкольного образования, что уже широко применяются с целью совершенствования управления образовательным учреждением, не только в школах, но и в детских садах. Без сомнения, они нужны и интересны, но и таят в себе некоторые опасности. Информационные технологии принадлежат к числу действенных средств обучения, все чаще используемых в педагогике. В последние годы между педагогами ведутся споры о результативности форм, методов обучения, которые позволяли бы добиться максимально возможных успехов в развитии ребенка.
В основу использования НИТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

В исследованиях Дастмана, Гольдштейна и др. были получены результаты, свидетельствующие о возможности развития памяти, моторной координации, способности восприятия пространства, внимания с помощью компьютерных игр.

Но в то же время А.Г.Шмелев указывает и на опасность, связанную с ранним приобщением к компьютерной игре: "...условность мира игр (как, впрочем, и мира "мультиков") требует чрезвычайного ограничения в доступе к ним дошкольника, вплоть до полного исключения в отдельных случаях.

Часто можно столкнуться с тем, что педагогу тяжело удержать внимание детей на протяжении всего занятия. Вроде бы и упражнения интересные, картинки красочные и предметы лишние убраны из поля зрения, а все равно ребенок не включается в работу, или же быстро теряет интерес, не хочет заниматься. Но что удивительно, детей просто «заколдовывают» аналогичные упражнения на компьютере.

Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых обратить его в полезное русло, сделать компьютерные средства через освоение компьютерной грамотности привычными и естественными для повседневной жизни детей. В связи с этим возникает необходимость приобщения детей к компьютерному миру как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, с тем, чтобы этот мир стал для человека привычным и естественным.

Исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, показали, что компьютер доступен пониманию ребенка примерно с 4 лет. Однако совершенно ясно, что знания информатики как теории компьютерной практики ребенку-дошкольнику и младшему школьнику еще не нужны. Компьютер повсеместно входит в жизнь ребенка через игру и другие увлекательные, свойственные возрасту занятия. Например, с компьютерной программой можно экспериментировать, получая неожиданный результат или, наоборот, результат, подготовленный предварительным обдумыванием несложного проекта либо путем составления программы событий на экране через создание живой картинки (мультик).

Таким образом, применение компьютерной техники позволяет сделать коррекционный процесс привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: использование информационных технологий в логопедических занятиях.
Гипотеза:исследования заключается в том, что включение компьютерных программ в работу логопеда может способствовать развитию мотивации к занятиям.
Задачи:

1. Рассмотреть использование информационных технологий в детском саду;

2. Изучить, некоторые существующие компьютерные программы для обучения и развития дошкольников;

3. Рассмотреть принципы и методики компьютерных программ в обучении детей;

4. Разработать и провести 4 экспериментальных занятия, направленных на выявление эффективности использования логопедических игр для дошкольников.

Цель исследования: введение информационных технологий в качестве вспомогательного средства обучения дошкольников.
Методы исследования:анализ теоретических источников по проблеме исследования, проведение практических занятий, направленных на исследование эффективности использования ИКТ в работе с детьми младшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи.

По своей структуре выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Глава 1. Информационные технологии в логопедической работе

обучение логопед общеобразовательный школа

В последнее время при устранении речевых недостатков всё большая роль отводится новым технологиям. Компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Компьютерные технологии включаются в структуру традиционного логопедического занятия как дополнительные инновационные элементы.

Какие возможности открывают ИКТ в работе логопеда, во всех направлениях его деятельности, можно рассмотреть в следующей схеме.

ИКТ в работе логопеда

Компьютерные логопедические программы значительно повышают познавательную активность учащихся. Занятия с использованием компьютера позволяют осуществлять гибкую организацию урока, исходя из возможностей учебного заведения (лучше, если это компьютер в логопедическом кабинете, проектор, интерактивная доска).

I. Для визуализации компьютерных занятий и с целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях мною используется «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в школе» (компьютерный проект, разработанный под руководством Варченко В.И.).

Он предназначен для практической отработки знаний, умений, навыков с детьми 6-10 лет.

В состав практикума вошло 20 компьютерных игр и около 1500 дидактических упражнений. Его основным элементом является компьютерная игра. Использование элементов мультипликации позволяет сделать процесс обучения на логопедических занятиях более интересным и разнообразным. Игровая ситуация позволяет усваивать материал как бы незаметно для ребёнка. Игра позволяет проявлять инициативу и творчество.

Дидактический материал подобран в соответствии с требованиями общеобразовательной программы 1-4-х классов, на основе программ и методов, используемых в логопедии (Лалаева, Левина, Ястребова, Садовникова).

В качестве основных достоинств практикума, на мой взгляд, существенно дополняют традиционную работу логопеда, можно назвать следующие:

  • · компьютерная игра повышает привлекательность учебного материала;
  • · деление материала по разделам, а не по классам, позволяет планировать занятия в соответствии с особенностями той программы, по которой ребёнок обучается и уровнем его речевого развития.

Учебная программа включает пять разделов:

  • v Подготовительный
  • v Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи
  • v Восполнение пробелов лексико-грамматического развития
  • v Восполнение пробелов в формировании связной речи
  • v Развитие индивидуальных качеств учеников

Уже на подготовительном этапе можно использовать упражнения для развития зрительно-моторной координации, восприятия, мышления, внимания и зрительной памяти. Для ознакомления с компьютером нужно дать возможность детям поучиться работать с манипулятором «мышь». Дети охотно и быстро выполняют упражнения. Даже если в кабинете один компьютер и 4-5 человек в группе, то за 8-10 минут все успевают индивидуально выполнить задание. Удобнее всего отводить на это время в конце урока, и первым пойдёт к компьютеру тот, кто закончил без ошибок задание в тетради. Эти простые упражнения подготавливают ребёнка к более сложной работе по восполнению пробелов в развитии звуковой стороны речи.

Развитие фонематического слуха начинается с различения гласных и согласных звуков.

Далее в программе предусмотрено знакомство детей с каждым конкретным звуком. Подбор упражнений здесь дан по единой схеме: распознавание звука в названии картинки; нахождение соответствий между рисунком и схемой слова; распознавание буквы в слове (в начале, в середине, в конце); нахождение данной буквы среди других, выделение её в слове, подстановка буквы в схему.

Когда первоклассник уже начал читать, можно использовать ещё один вид заданий: игру: «Укажи картинку». Эти упражнения тренируют ученика в скорости чтения, заставляют понимать смысл прочитанного. Сначала на экране появляется слово, а по периметру экрана размещены картинки. Через некоторое время слово исчезает, нужно успеть его прочесть и потом показать соответствующую картинку. Скорость выполнения можно выбирать индивидуально, есть несколько уровней.

Особенно полезен компьютерный практикум на этапе восстановления пробелов лексико-грамматического развития детей. Упражнения «Составь словосочетание», «Выбери признак» «Подбери родственное слово» и многие другие обогащают лексику младшего школьника, создают базу для успешного развития связной речи. Грамотно подобранные задания помогут учащимся осознанно усваивать систему родного языка и восполнить пробелы в знаниях по фонетике и графике, морфологии и словообразованию, орфографии и пунктуации, а, значит, заложить основу для успешного обучения в дальнейшем.

Упражнения раздела «Развитие индивидуальных качеств учащихся» уже несколько усложнены и способствуют развитию множества полезных качеств детей. Этот вид заданий может быть использован также для поощрения учащихся или в качестве разминки.

II. Второй мой помощник - программно-методический комплекс «Развитие речи».

Он включает в себя следующие разделы:

  • v Неречевые звуки. Звукоподражание
  • v Речевые звуки
  • v Развитие связной речи
  • v Интерактивный раздел

В первом разделе Неречевые звуки. Звукоподражание два режима работы: Изучение и Задание, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в процессе коррекционно - развивающей работы. В режиме Задание предусматривается несколько уровней сложности.

Раздел Речевые звуки включает в себя четыре подраздела: голосистые звуки (три уровня сложности), Звуки-двойняшки, Сердитые и Ласковые звуки. В этих подразделах ученики учатся узнавать звуки в словах, считать количество звуков на слух, определять расположение изучаемого звука в слове, определять количество слогов в слове, выделять слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы.

Раздел Развитие связной речи представлен мультимедийными играми - заданиями следующих типов: Слово-действие, Подбери действие, Слово-признак, Подбери признаки с несколькими уровнями сложности, Составляем описание, Послушай рассказ. Ценность этого комплекса в том, что в каждом задании трёх разделов на панели меню имеется клавиша Отключить/Включить голос диктора, которая отключает все дикторские инструкции. Используя эту клавишу, логопед может самостоятельно объяснять ученикам все задания с целью достижения лучшего понимания задачи. Последний Интерактивный раздел представлен набором тематических картинок и карточками со звуковыми и слоговыми схемами, которые можно переносить на рабочую область, изменять размер, перемещать, удалять.

III. Следующий помощник - компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры».

Все упражнения программы построены в игровой форме. Компьютерный герой весёлый и забавный Тигрёнок, который объясняет ученикам цель и правила предлагаемого задания, помогает его выполнить. Тигрёнок хвалит ребёнка при правильном выполнении задания, подбадривает, если не всё получается, иногда сердится, но интонация при этом добрая и ребёнку тут же хочется выполнить задание лучше.

Программа Игры для Тигры представляет собой работу с блоками:

  • · Просодика
  • · Звукопроизношение
  • · Фонематика
  • · Лексика

Каждый блок включает в себя модули, так блок Просодика включает модули:

  • · Дыхание
  • · Слитность
  • · Ритм
  • · Тембр

Блок Звукопроизношение представлен модулями:

  • · Свистящие звуки
  • · Шипящие звуки
  • · Звук р
  • · Звук л

Блок Фонематика состоит из четырёх модулей:

  • · Звуки
  • · Слова
  • · Анализ
  • · Синтез

Блок Лексика включает в себя три модуля:

  • · Слова
  • · Словосочетания
  • · Валентентность

Программа «Игры для Тигры» предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих настоящему уровню и зоне ближайшего развития ребёнка. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее реальному уровню развития ребёнка и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой.

Компьютерная логопедическая игра «Игры для Тигры» проста в управлении. Она имеет доступный интерфейс с всплывающими подсказками. Таким образом, не требуется специального обучения работы с программой, и пользовательские навыки приобретаются в процессе её применения.

IV. В своей практике я также использую CD «Домашний логопед» (практический курс).

Мультимедийный диск «Домашний логопед» предназначен для работы над звуками речи и представлен разделами:

  • · Согласные звуки
  • · Гласные звуки
  • · Советы родителям
  • · Мини-игры «Звуковичок», «Угадай-ка»

В первых двух разделах в игровой форме содержится материал, который помогает сделать произношение чётким, и представлен подразделами:

  • Ш Правильная артикуляция звуков
  • Ш Подготовительные упражнения
  • Ш Постановка звуков
  • Ш Автоматизация в слогах, словах, предложениях, фразовой речи
  • Ш Весёлые скороговорки
  • Ш Поучительные пословицы и поговорки.

Мини-игры «Звуковичок», «Угадай-ка» формируют навыки верного произношения звуков, помогают развивать неречевой и фонематический слух.

V. Интересна и обучающая игра «Баба-Яга учится читать», предназначенная для того, чтобы ребёнок легко и естественно приобщился к чтению, а буквы и слова стали для него добрыми приятелями в играх. Оригинальность программы заключается в том, что весь процесс обучения представлен в стихах. Забавные рифмовки Бабы Яги на каждую букву алфавита знакомят учеников со сказочным миром поэзии и учат составлять поэтические строчки.

На диске волшебный лес, в котором озорная Баба-Яга спрятала буквы алфавита, и для того, чтобы их найти необходимо выполнять игровые задания при участии сказочных персонажей: Муравья, Мышек, Лягушек, Кота, Ежа, Белки, Жуков, Гусей. Всего в игре десять заданий разного уровня сложности, последовательность прохождения которых задаёт учитель-логопед.

Загрузка...