domvpavlino.ru

Легенда о розе цветке для школы. Легенда о розе. Голубые или синие розы

Легенды о розе
Не удивительно, что о розе существует так много легенд, ведь она такая же древняя культура, как рожь, ячмень или пшеница. Среди огромного разнообразия растений она с древних времен занимала почетное место и почти у всех народов мира пользовалась любовью и популярностью. Ей поклонялись, она служила символом изящества в поэзии и живописи. О розе создано столько легенд и сказаний, что ее по праву называют королевой цветов.

Если верить гипотезам учёных, то название роза происходит от древнеперсидского наименования растения "wrodon", у греков оно изменилось в "rhodon", у римлян в rosa. Известно, что самые первые сведения о розе встречаются в древнеиндийских сказаниях, хотя родиной считается Персия. С тех давних времён и по сегодняшний день роза считается непревзойдённой царицей цветов, символом красоты и величия.

На протяжении многих тысячелетий роза была и остается любимым цветком многих народов. Любовь к ней не подвластна моде и, может быть, поэтому о розе сложено бесчисленное количество легенд.

С древних времен роза остается непревзойденной царицей цветов, символом красоты и величия. Её красота и мистическая притягательность всегда привлекала к себе внимание человека. Её любили, ей поклонялись, её воспевали с незапамятных времен. Роза всегда пользовалась любовью и популярностью у всех народов мира.
Если верить археологическим данным, то роза существует на Земле уже около 25 млн. лет, а в культуре роза выращивается уже более 5000 лет и большую часть этого времени она считалась священным символом. Аромат роз всегда связывался с чем-то божественным, вызывающим благовение. С древности сохранился обычай украшать храмы живыми розами.

Да, наверное, роза - один из немногих цветов, о котором сложено столько много легенд и сказаний.

1 . По словам древнегреческого поэта Анакреона, роза родилась из белоснежной пены, покрывшей тело Афродиты (Венеры), когда эта богиня любви во всей своей дивной красоте вышла после купанья из моря. Увидев на ней этот прелестный цветок, очарованные боги обрызгали его нектаром, который и придал ему чудный запах. Однако дававший бессмертие нектар, вследствие зависти некоторых богов, не дал его розе, и она осталась такой же смертной, как и все, что рождается на земле. Явившуюся во всей девственной прелести и чистоте белую розу жрицы Афродиты снесли в храм этой богини и украсили розой алтарь и окружавший их сад. И роза оставалась белой до тех пор, пока сердце Афродиты не было поражено ужасной вестью: ее возлюбленный Адонис лежит раненный насмерть вепрем.

Забыв все, в неописуемом горе устремилась богиня в рощу Пифона, где находился ее любимый. Она бежала, не обращая внимания на попадающиеся по пути розы и на покрывающие розы шипы, которые ранили ей до крови ноги. Несколько капель этой божественной крови попали на розы и из белых они превратились в красные.

2 . А вот другая легенда. Белая роза сделалась красной во время одного из пиршеств богов на Олимпе.

Порхая в веселом танце, Амур как-то нечаянно опрокинул своими розово-красными крылышками сосуд с нектаром, который, разлившись на цветшие тут же белые розы, окрасил их в красный цвет и сообщил им прелестный запах.

3 . Еще поэтичнее предание о сотворении красной розы богиней Флорой.

Не любившая и избегавшая долгое время Амура, Флора была все-таки поражена его стрелой и воспылала к нему с этой минуты страстной любовью. Но хитрый божок, добившись желаемого, начал тогда, в свою очередь, избегать Флору, и вот тогда-то, в неудовлетворенной страсти, она решила создать цветок, который и смеется и плачет - соединяет в себе и грусть и радость. Увидев выраставший в руке своей чудный цветок, богиня в восхищении хотела, воскликнуть: "Эрос" (так звали греки Амура), но, застенчивая от природы, запнулась, покраснела и, проглотив первый слог, крикнула только: "рос". С той поры цветок этот и стал называться розой.

4 . А вот ещё одно сказание, в котором говорится, что роза происхождением своим обязана богине охоты Диане.

Влюбленная в Амура, богиня эта приревновала его к дивно красивой нимфе Розалии. И вот однажды в диком гневе схватила она несчастную, повлекла в ближайший куст терновника и, изранив страшными шипами этого колючего кустарника, лишила ее жизни. Амур, узнав о горькой участи своей возлюбленной, поспешил на место преступления и, найдя ее бездыханной, в неутешном горе залился горючими слезами. Слезы его капали, капали из глаз на терновник, как роса, и - о, чудо! - орошаемый ими куст начал покрываться дивными цветами. Цветы эти были розы.

5 . Существует еще история, почему роза стала красной; она зарделась от удовольствия, когда еепоцеловала гулявшая в Эдемском саду Ева.

6 . В коране же говорится, что роза возникла из капель пота пророка Магомета.

Шипы розы тоже имеют легенду

1 . Если верить некоторым преданиям, то происхождение шипов розы связано с Вакхом, который погнался за нимфой и неожиданно оказался перед непреодолимой преградой из терниев. Для того, чтобы нимфа остановилась, Вакх превратил тернии в розы. Но перепуганная нимфа продолжала бежать, не обращая внимания на их красоту. Тогда рассерженный Вакх наделил розу шипами, чтобы израненная шипами нимфа обессилила и стала добычей Вакха.

2 . Однажды Амур, вдыхая аромат розы, был ужален пчелой; разгневанный, он выстрелил в цветок стрелой, и стрела превратилась в шип.

3 . А вот ещё одна легенда: роза обросла шипами тогда, когда Вакх захотел овладеть нимфой. Своими шипами роза хотела сказать, что красота должна защищаться.



Легенда о розе



Царицу цветов – розу – люди воспевали с древнейших времён.

Об этом великолепном цветке они сложили много легенд и мифов. В античной культуре роза была символом богини любви и красоты Афродиты. Согласно

древнегреческой легенде Афродита появилась на свет, выйдя из моря у южного побережья Кипра. В этот момент совершенное тело богини покрывала белоснежная пена. Именно из неё и возникла первая роза с

ослепительно-белыми лепестками. Боги, увидев красивый цветок, обрызгали его нектаром, который придал розе восхитительный аромат.

Цветок розы оставался белым до тех пор, пока Афродита не узнала о том,

что её возлюбленный Адонис смертельно ранен. Богиня стремглав побежала

к любимому, не замечая ничего вокруг. Афродита не обратила внимания, как наступила на острые шипы роз. Капли её крови окропили

белоснежные лепестки этих цветов, сделав их красными.


Существует древняя индусская легенда о том, как бог Вишну и бог Брама
затеяли спор о том, какой цветок самый красивый. Вишну отдал предпочтение розе, а Брама, который никогда раньше не видел этого цветка, похвалил лотос. Когда же Брама увидел розу, он согласился с тем, что этот цветок прекрасней всех растений на земле.

Благодаря совершенной форме и чудному аромату для христиан роза с древних времён символизировала рай.


Роза

С давних времен роза остается непревзойденной царицей цветов, символом красоты и величия. Красота и мистическая притягательность розыпривлекла к себе внимание человека. Ее любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. Роза пользовалась любовью и популярностью у всех народов мира. По археологическим данным роза существует на Земле уже около 25 млн. лет, а в культуре роза выращивается уже более 5000 лет и большую часть этого времени она считалась священным символом. Аромат роз всегда связывался с чем-то божественным, вызывающим благовение. С древност сохранился обычай украшать храмы живыми розами.

Ее выращивали еще в садах Востока несколько тысячелетий назад и самые первые сведения о розе встречаются древнеиндийских сказаниях, хотя
родиной считается Персия. В древнеперсидском языке слово «роза» буквально означает «дух». Иран поэты древности наз ывали Г ю л и стан, т.е. страна роз. Бенгальские розы родом из Индии, чайные - из Китая.
По преданию, Лакшми, самая красивая женщина в мире, р одилась из
раскрывшегося бутона розы. Прародитель вселенной Вишну, поцеловав
девушку, разбудил ее, и она стала ег о супругой. С этой минуты Лакшми
была провозглашена богиней красоты, а роза - символом божественной
тайны, которую она хранит под защитой остры шипов.
Королеву цветов ценили и привилегированные особы. Разводили розы при Петре Первом и Екатерине Второй.

В 17 веке роза впервые попала в Россию. Ее привез немецкий посол в дар
государю Михаилу Федоровичу. В садах же разводить ее стали только при
Петре Первом.
Искусительница Клеопатра соблазнила неприступного воина Марка Антония среди гор из лепестков душистых роз.

По легенде Древней Индии. во время торжеств один из правителей приказал
наполнить розовыми лепестками ров с водой. Позже люди заметили, что
вода покрылась пленкой розовой эссенции. Так и появилось розовое масло.

Из волн моря появилась на свет богиня любви Афродита. Едва она вышла на
берег, как хлопья пены, сверкающие на ее теле, стали превращаться в ярко - красные розы.
Для древних греков роза всегда была символом любви и печали, символом прекрасного в поэзии и живописи.

Древнегреческая поэтесса Сафо называла розу "царицей цветов". Великий
Сократ считал розу самым красивым и самым полезным цветком на свете.


Из древнегреческих мифов мы знаем, что храмы, посвященные богине любви
Афродите, были окружены зарослями роз, а сама богиня любила принимать ванны из розовой воды.

Во II тыс. до н.э. розы изображались на стенах домов на Крите, а спустя тысячелетия - на гробницах фараонов в Древнем Египте.

Древние римляне настолько обожествляли красоту роз, что сажали их на
полях вместо пшеницы, а зимой целыми кораблями вывозили цветы из Египта.

Еще одна история, почему роза стала красной – она зарделась от удовольствия, когда ее поцеловала гулявшая в Эдемском саду Ева.
Роза - цветок, наиболее чтимый христианством. Ее так и называют - цветок Богородицы. Живописцы изображали Богородицу с тремя венками.

Венок из белых роз означал ерадость, из красных - страдания, а из желтых - ее славу. Красная мохровая роза возникла из капель крови Христовой, струившейся по
кресту. Ангелы
собирали ее в золотые чаши, но несколько капель упали на
мох, из них выросла роза, ярко - красный цвет которой должен напоминать о пролитой за наши грехи крови.



Соловей увидел белую розу и в восторге прижал ее к своей груди. Острый
шип вонзился ему в сердце, и алая кровь окрасила лепестки дивного цветка.

Мусульмане считают, что белая роза выросла из капель пота Магомета при
его ночном восхождении на небо, красная роза - из капель пота сопровождавшего его архангела Гавриила, а желтая - из пота бывшего при Магомете животного.

Рыцари когда-то сравнивали дам своего сердца с розами. Они казались столь же прекрасными и неприступными, как и этот цветок. На щитах многих из рыцарей в качестве эмблемы была выгравирована роза..


По материалам книги «Всё о растениях в легендах и мифах»
Рой Маккалистер

Сказка о розах из сборника "Иринушкины сказки" (для детей 6-12 лет)

Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку из цикла сказок о цветах "Иринушкины сказки", которая написана для самой главной моей слушательницы и самого строгого критика – дочери Ирины.
Материал может быть полезен педагогам ДОУ, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, учителям начальных классов и креативным родителям.

Лычангина Любовь Владимировна, воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад «Дюймовочка» МО г. Алдан, РС (Я)

Цель:
формирование начальных представлений о цветке роза ; экологическое, эстетическое, нравственное воспитание детей посредством сказки.
Задачи:
-познакомить с особенностями строения роз, понятиями «природная защита», «цветовая гамма», «розарий», «подземные источники», «опыление», «культурное растение».
-расширять кругозор, развивать речь, мышление, воображение детей, обогащать их словарный запас;
-воспитывать эстетические чувства и бережное отношение к миру природы.

Сказка о розах

Жила-была на свете девочка Ирина. Внешне она ничем не отличалась от своих сверстниц, и вы, дорогие читатели, можете не поверить, но это была самая настоящая Фея Роз. Она выращивала в своём саду прекрасные розы, но все они были розового цвета. Поэтому у них и было такое название. А ещё они не имели запаха.

Поливала их Ирина кристально чистой водицей из фонтана в саду, который питали подземные источники.

Охранял сад огромный золотой пёс по кличке Дракоша, верный, добрый и очень весёлый.

Благодаря чудесным свойствам воды из фонтана, розы в саду быстро росли, пышно цвели, поэтому сильно разрослись и выглянули за забор.

Это увидела злая ведьма Гризельда, проходившая мимо. Дело в том, что она ненавидела все цветы на свете с самых юных лет.
Её злобному сердцу было чуждо всё изящное и прекрасное. И поэтому Гризельда решила во что бы то ни стало уничтожить пышные кусты все до единого. И стала она дожидаться подходящего часа.

Однажды маленькая Фея покинула свой сад, отправившись по срочным делам.

А злобная ведьма только этого и ждала.
Она угостила золотого пса Дракошу сонной косточкой, и он уснул до самого утра.
Злобная старуха прокралась в прекрасный сад и принялась истреблять розовые кусты своими корявыми, но сильными руками.
Колдунья всю ночь делала своё чёрное дело и этим очень сильно навредила саду, ведь она погубила большую часть несчастного розария.
Вернувшаяся из поездки Ирина очень расстроилась, увидев в своём саду растерзанные розы… В слезах, она побежала к своей крёстной матушке Розелле, жившей за рекой…
Та, недолго думая, раскрыла свою волшебную розовую коробочку-шкатулку и достала пузырёк с перламутровой жидкостью, которую она велела развести в бочке воды и полить полученным раствором истерзанные растения.
Ирина так и сделала.
И розы, у которых уцелели в земле корни, ожили. Им понадобилось немалое время, конечно, но всё же они восстановились. Грустно признать, но вырванные с корнем растения увы - погибли.
Розелла знала, что её перламутровое средство не всесильно и поэтому попросила у соседской Лесной Феи шипов для защиты садовых роз, таких же, которыми была щедро усыпана лесная роза - шиповник.

Случилось во второй раз Ирине покинуть свои владения.
А Гризельда тут как тут. Наивный Дракоша и в этот раз не устоял перед искушением отведать косточку… И снова уснул.
Старуха прокралась в цветущий сад и яростно схватила корявыми лапами первый же подвернувшийся под руку куст.
И дико взвыла от боли. Глупая старуха не знала, что все розы в волшебном саду отныне защищены острыми шипами.
Корчась от жуткой боли, и отчаянно тряся израненными руками, ведьма сломя голову бросилась бежать в лес, чтобы там в лесной избушке залечить свои раны.

Вернувшаяся домой Ирина с облегчением вздохнула, увидев, что все её любимые розы целы и невредимы.

Вдруг она увидела несколько капель крови на одном из кустов и догадалась, что непрошеная гостья всё же посетила сад в её отсутствие.
Ирине вновь понадобился совет крёстной мамы… И вот что они придумали вместе – наделили розы чудесным тонким ароматом, которого раньше у цветов никогда не было.
Вскоре злая ведьма, залечившая свои ранки, и вооружившись железными рукавицами, снова отправилась к саду Ирины с горячим желанием отомстить ненавистной Фее и погубить розовый сад, даже если Ирина окажется дома.
Но не успела она подойти к забору, как явственный насыщенный аромат роз достиг её ноздрей и вызвал сильнейший приступ чихания и кашля, а также – потоки слёз. Дело в том, что Розелла отлично знала, что у Гризельды сильнейшая аллергия на цветочные запахи. Пришлось колдунье убираться домой ни с чем, унося в себе глухую ярость и досаду. Ведь она понимала, что уже никогда ей не подобраться к розовому саду.
Жизнь Ирины потекла по-прежнему – размеренно и умиротворённо. Но вот только со временем стало ей скучно от однообразного розового цвета в её саду. И вскоре этот недостаток розария был исправлен благодаря одному счастливому случаю.
Однажды мимо сада пролетала пчела по имени Жужа.

Привлечённая ароматом роз, она заглянула в сад Ирины. И удивлённо сказала:
-Все розы розовые? Но ведь это ужасно скучно! Я лечу сейчас с цветущего луга, где все растения разного цвета. Это так красиво!

Необходимо разбавить это однообразное розовое царство новыми цветами!
И Жужа отправилась на соседский лужок за яркими красками. Она очень долго трудилась, погружая свой хоботок в серединки цветков, собирая нектар и перенося его на розочки. Так розы получили свои новые краски.
Очень этому обрадовалась Ирина, в особенности ей полюбились розы оттенков красного цвета.




Помимо этого в саду появись жёлтые, белые, оранжевые и даже голубые розы.




Труженица-пчёлка уже полюбила этот дивный сад и не смогла его покинуть. Она поселилась в нём навсегда. И продолжила свою работу по опылению цветов. Так в саду появились розы необычайной красоты - разных цветов и оттенков.





Дорогие читатели! Хочу вам поведать, что Цветочная Фея Ирина с Дракошей и Жужей и поныне живут нескучной жизнью в своём великолепном саду, наслаждаясь разноцветием роз и их нежнейшим ароматом.

Индийская легенда о розе

Роза пользуется большим почетом в Индии еще из давних времен. Даже был создан закон, который гласил, что кто принес царю розу, тот может просить у него все что угодно.

Богиня Лакшми – царица красоты и самая очаровательная женщина мира, которая появилась из бутона розы.

Мусульманская легенда о розе

Розу создал Бог. Все растения Земли обратились с просьбой к Аллаху, чтобы он сотворил им нового повелителя вместо Лотоса, который ведет себя очень важно и высокомерно. Аллах удовлетворил их просьбу, подарив миру необыкновенный цветок – розу.

Персидская легенда о розе

Роза – очень почитаемый цветок в Персии. Даже сама страна получила название в ее честь – Страна Роз (Гюлистан).

Душистую воду из роз использовали, как очистительную. Согласно одной легенде, когда соловей увидел великолепную царицу Розу, он был в огромном восторге и плененный прижался к ее груди. Но острые шипы пронзили влюбленное сердце птицы, и кровь брызнула на нежные лепестки роз . Именно поэтому внешние лепестки роз имеют розовый оттенок.

Роза в христианстве

Обычный куст стал розой. после того, как дева Мария развесила на нем пеленки Христа. Кусок хлеба, который Святой Николай хотел отнести беднякам, стал розой, как знамение за благое дело.

February 5th, 2016 , 04:25 pm

За основу данного обзора взят перевод с немецкого нескольких глав книги «Vielfalt der Rosen eine Ausstellung zur Kulturgeschichte der Rose»,
Barbara Hell (Hrsg.) Düsseldorf, 1996.

Гравюра из книги «Rosen. Ein Taschenbuch für 1829» Leipzig 1829

Много миллионов лет назад, задолго до появления на Земле первого человека, розы уже цвели и благоухали, пленяя небеса своей восхитительной красотой. Ученые склоняются к выводу о том, что родиной цветка является Персия. Первые, самые ранние в историческом плане, сообщения о розах сохранились в странах Ближнего Востока. Вплоть до средневековья в Европе были известны только сорта диких роз, в то время как в Персии уже выращивали розы с восхитительным ароматом на протяжении тысячелетий. В качестве примера можно привести шиповник гальский (Rosa gallica) или дамасскую розу (Rosa damascena), которая была завезена в Европу из Сирии только в 1875 году. В культурном наследии стран Ближнего Востока розам уделено особое место, множество исторических источников, поэм и эпосов, восхваляют красоту и изящество этого удивительного цветка.

Чтоб добиться любви самой яркой из роз,
Сколько сердце изведало горя и слез.
Посмотри: расщепить себя гребень позволил,
Чтобы только коснуться прекрасных волос. Омар Хайям (1048-1131)

Cделаю небольшое отступление. О розах повествуют и древнеиндийские сказания. В книге Савицкой мне на глаза попались два утверждения:
1. По-персидски роза называется «гюль», что в переводе означает прекрасный цветок, а Персия - Гюлистаном, что означает «сад роз или прекрасных благоуханных цветов».
*
2. По преданию Богиня изобилия, процветания, удачи и счастья Лакшми, возлюбленная жена Бога Вишну, родилась из раскрывшегося бутона розы золотого лотоса со 108 большими лепестками и 1008 мелкими.* Из книги в книгу, из одного цветочного обзора в другой, кочует история о рождении Лакшми из бутона розы. Это ошибочное утверждение. На мой взгляд, ошибка вкралась из-за того, что прекрасный лотос часто называют водяной розой (LOTOS -> WASSERROSE). ЛАКШМИ, ВОЗЛЮБЛЕННАЯ ШРИ ВИШНУ, СТОИТ В ЛОТОСЕ И ДЕРЖИТ ЛОТОС В СВОЕЙ РУКЕ.
А вот про Гюлистан — очень интересно. На фарси Gül — это «роза», на слуху у нас имена: Гюльчатай, Айгюль. Имя Гюльчатай переводят, как «горный цветок».
На разный лад пересказывается в сети легенда, повествующая о том, как Брахма, любивший и почитавший лотосы, спорил с Вишну о красоте цветов. Вишну показал ему цветущую розу и великий Брахма признал свою ошибку и вместе с ней первенство Вишну.** Но ни одной ссылки на серьезные источники, подтверждающие эту легенду, мне найти не удалось.

* Мистика Востока. Большая энциклопедия. Автор Светлана Савицкая
**Мифология. Статьи для мифологических энциклопедий. Том 2. Автор Владимир Топоров

Из сети: Die älteste gesicherte Darstellung der Rose findet sich auf einem Fresko im Palast von Knossos auf Kreta. (The Palace of Minos) Древнейшее изображение розы найдено при раскопках на Крите, в Кноссосе, на минойской фреске, восходящей к 2000-1700 гг. до н.э.(известно, что к концу 15 века до н.э. дворец уже был полностью разрушен землетрясением). Рядом с голубой птицей изображен куст шиповника или дикой розы.

Розы начали культивировать достаточно рано и в Древнем Китае. В императорской библиотеке хранится обширная коллекция книг о розах. Конфуций (551 — 479 до н.э.) сообщал в своих трудах о богатейшем императорском розарии в Пекине.
Документальные источники подтверждают особое отношение к розам и в Древней Греции. Гомер описывал в «Илиаде», как Афродита бальзамировала при помощи розового масла тело вождя троянцев Гектора, который был убит Ахиллом. В поэме розами был украшен и щит самого Ахилла. Цитата: Auch der Schild des Achilles soll mit Rosen geschmückt worden sein. В другом источнике я нашла информацию о щите Ахилла с уточнением, что речь идет об «Одиссее»: Homer schreibt in der Odyssee, dass der Schild des Helden Achilleus mit Rosen geschmückt war. Но в русскоязычных переводах «Илиады» никаких роз на щите Ахилла мне отыскать не удалось.
Знаменитая греческая поэтесса Сапфо, жившая в 8-м веке до н.э. на острове Лесбос, называла розу «Королевой цветов». Этот почетный титул роза пронесла сквозь века, с античных времен и поныне не утратила она своего королевского величия, в одах и сонетах, поэмах и элегиях воспевают поэты красоту цветка.
Sappho:
Wie ein jungfräulich Erröten
zieht es durch die Lauben hin:
Oh, die Rose! - Ach, die Rose
ist der Blumen Königin.

Древнегреческий поэт Анакреон (около 500 г. до н.э.) именовал розу «радостью Афродиты и любимым цветком муз». Он описывал рождение розы из белоснежной пены морских волн, окутывавших тело вышедшей на берег Афродиты. Боги были поражены красотой цветка и окропили его божественным нектаром, от этого роза и приобрела такой волшебный аромат. Роза считается священным цветком богини любви Афродиты.
Anakreon:
"Gerne halte ich diese zauberhafte Blume in der Hand,
die auch verwelkt den Duft ihrer Jugend nicht verliert".
Какое счастье держать в руках этот волшебный цветок,
Который, даже увядая, не теряет аромат юности.

Греческий историк Геродот (484 — 425 г. до н. э.) в восьмой книге своей «Истории» описывает сады царя Мидаса в Македонии и упоминает там шестидесятилепестковую махровую розу. Один из основателей ботаники древнегреческий философ Теофраст около 300 г. до н. э. в «Исследовании о растениях» даёт описание роз с 15-ю, 20-ю и даже 100 лепестками: большинство роз имеют пять лепестков, но есть двенадцати- и двадцатилепестковые, бывают и такие, у которых число лепестков существенно больше, говорят, есть розы, которые так и называются "столепестковые".

Нашла интересную статью с забавным названием «Сколько лепестков было на розах в садах царя Мидаса?» Автор А.Ю.Братухин поясняет, что надо понимать под описанием столепестковых роз.

Древние римляне, подражая греческим обычаям, осыпали лепестками роз путь победителей, украшали себя венками из роз и гирляндами из нанизанных на длинную нитку розовых лепестков, возлежали на подушках, наполненных душистыми лепестками, носили при себе ароматические мешочки, пили вино из лепестков роз и для сохранения красоты и молодости принимали ванны с эфирным розовым маслом. Гладиаторы умащивали тело розовым маслом, чтобы быть непобедимыми в сражении. В Древнем Риме роза являлась символом победы, римские императоры носили венки из роз в качестве короны. Тысячи цветков служили украшением пышных римских пиров и застолий, на это тратились огромные суммы. Расходы на покупку роз, которые приказал привезти в зимнее время из египетской Александрии римский император Нерон (37 — 68 н.э.), составили четыре миллиона сестерциев, что по сегодняшним ценам (цены на 1996 год) соответствует примерно полумиллиону марок. Пиршество проходило в знаменитом «Золотом доме», расположенном на центальном из семи римских холмов Палатине. Вращающиеся стены и потолок зала демонстрировали смену времен года, миллионы лепестков роз символизировали попеременно то снег, то дождь. Гости купались в бассейнах, наполненных розовой водой, и пили изысканные вина.
Римский император Гелиогабал (204 — 222 н.э.) приказал рассыпать с потолка розы в таком количестве, что некоторые из приглашенных на пир гостей задохнулись, дождь из лепестков роз погубил недругов молодого императора. Этот трагический сюжет был положен в основу картины «Розы Гелиогабала» («The Roses of Heliogabalus» 1888) английского художника Лоуренса Альма-Тадемы.


На утопающих в розах гостей равнодушно взирает сам Гелиогабал и его мать Юлия Соэмия. Справа за Гелиогабалом стоит женщина, играющая на авлосе, а вдалеке видна статуя Диониса, написанная художником с оригинала, хранившегося в музеях Ватикана. Эту же тему использовал в своей работе русский художник Павел Александрович Сведомский (1849, Санкт-Петербург — 27 августа 1904, Рим)

Роскошная жизнь, которую вели римские патриции и нобили, требовала такого огромного количества роз, что гигантские цветочные плантации (Rosetum) создавались даже за счет вытеснения зерновых культур. Знаменитые розарии были расположены в Пестуме (Посейдония), юго-восточнее итальянского города Салерно. Для того чтобы розы цвели круглый год, древние римляне строили теплицы и поливали розы теплой водой, использовавшейся также и для обогрева домов. Надо заметить, что основным назначением садов того времени было выращивание полезных растений, плодовых, овощных, лекарственных, а также разнообразных пряностей, можно только удивляться, столько заботы и внимания уделялось розам. И всё равно роз было недостаточно, их доставляли кораблями из Египта. До сих пор остается неразгаданной тайна, каким образом египтянам удавалось сохранить свежесть и благоуханность цветов в течении длительного шестидневного перехода. (из сети: как упоминается в папирусах времен правления Рамсеса II, розы в Древнем Египте выращивали уже в тринадцатом столетии до нашей эры.) В произведениях древнеримских писателей встречается описание около 10 сортов роз. Дамасскую розу (Rosa damascena) можно увидеть на мозаике из Помпеи, хранящейся в Неаполитанском музее. Увы, с падением Римской империи пришли в упадок и пышные розарии.
Дамасская роза. Rosa damascena rubrotincta. Alfred Parsons (1847-1920)

В раннем средневековье розы можно было отыскать только в монастырских садах. Монахи, в основном бенедиктинцы, выращивали розы для медицинских надобностей. В основном это был шиповник галльский Rosa gallica, который, вероятно, был доставлен торговцами из Рима. Именно Rosa gallica является родоначальником класса старинных садовых роз (Old Garden Rose). Не стоит забывать, что розы использовали не только из-за их целебных свойств, но и для придания более приемлемого вкуса горьким лекарственным настоям. Около 800-го года император Карл Великий издал инструкцию по управлению поместьями Capitulare de villis vel curtis imperii, перечень правил касался правовых моментов, а также распоряжений по развитию сельского хозяйства и садоводства. Подданные всех сословий помимо лекарственных трав обязаны были высаживать и розы. Можно утверждать, что в 11-м веке роза завоевала всю Европу не только благодаря своей целительной силе, но и благодаря своей необычайной красоте.
Роза становится также важным христианским символом поклонения Пресвятой Деве Марии . Марию называли «Розой без шипов» и «Райской розой». Белая роза олицетворяет собой чистоту и непорочность Богородицы. Считается, что райские розы были белыми и не имели шипов. Красный цвет розы объясняется пролитой на кресте кровью Иисуса Христа, а острые шипы символизируют грехопадение. Для христиан красная роза и шипы — символ Страстей Господних. В позднем средневековье живая изгородь из роз становится аллегорией рая, райский уголок, где розы символизируют чистоту и безгрешность Марии, можно увидеть на картинах «Die Muttergottes in der Rosenlaube» Штефана Лохнера (Stefan Lochner ок.1440 - 1442) и «Maria im Rosenhag» Мартина Шонгауэра (Martin Schongauer 1450 - 1491).


Со времён средневековья возносимые молитвы сравнивались с прекрасными розами. В 1208 году Святой Доминик де Гусман Гарсес ввел в обращение католические чётки — розарий (Rosenkranz). Розарием называлась и молитва, читаемая по этим чёткам. Маленький розарий («kleine Rosenkranz») содержал 33 бусины (число лет жизни Христа) и ещё пять больших бусин (пять ран Христа). В те времена бусины в чётках изготавливали из перетертых со связующим средством лепестков роз. Для этих целей использовался, например, гуммиарабик — затвердевающая на воздухе вязкая смола, которую выделяют различные виды акаций.
Дева Мария Розария, держащая на руках Младенца Иисуса и протягивающая чётки (розарий) Святому Доменику. По церковному преданию, Cвятой Доминик получил чётки от явившейся ему Богородицы. Lorenzo Lotto (1480-1556) «Madonna del Rosario» 1539


Сюжет известной немецкой поэмы 1295 года «Розенгартен» («Rosengarten zu Worms» Розовый сад в Вормсе), имена героев которой знакомы нам по эпосу «Песнь о Нибелунгах», очаровывает читателя своеобразной романтикой средневековья. В прекрасном розовом саду Вормса, оберегаемая Зигфридом и бургундцами, живёт дочь короля Бургундии красавица Кримхильда. На рыцарский турнир в Вормсе собираются отважные рыцари, победителя каждого поединка ждёт награда — венок из роз и поцелуй Кримхильды. В Розенгартене устраивают «ристалище»— специальную площадку для проведения рыцарских турниров и поединков, вокруг которой воздвигались скамейки и ложи для зрителей. Тут-то и появляется монах Ильзан, в котором пробудились былая удаль и страсть к битвам, да так, что он решил отказаться от размеренной монастырской жизни и вспомнить времена своей молодости. Одержав победу в турнире и выиграв 52 поединка, Ильзан получает в награду 52 веночка из роз и 52 поцелуя Кримхильды. До ссадин исков нежные девичьи щеки своею колючей бородищей, победитель возвращается в монастырь, устраивает взбучку монахам, требуя отпустить ему грехи — в общем, ведет себя, как настоящий герой, достойный народного обожания и восхищения. В течение нескольких столетий отважный монах Ильзан был популярен в народе, его изображения встречаются на гравюрах XV и XVI веков. Остаётся только гадать, действительно ли в том чудесном Розенгартене, где жила Кримхильда, росли розы, или это только ласкающее слух название, а увитую чудесными розами картину дорисовало воображение средневековых художников. В эпоху Средневековья роза была важным геральдическим элементом и символом любви дворянина к даме сердца.

С незапамятных времен роза считалась священным мусульманским символом. Образ белой розы мусульмане связывают с упавшими на землю капельками пота Мухаммада на пути его восхождения к Небу. Во время Первого крестового похода было основано Иерусалимское королевство. Христиане завоевали Иерусалим в июле 1099 года. Султан Египта и Сирии Салах ад-Дин (Саладин) вступил в борьбу с христианами и в 1187 году разбил крестоносцев в битве при Хаттине, а затем, после недолгой осады, взял Иерусалим. Саладин послал 500 верблюдов с розовой водой для мечети Омара, чтобы очистить мечеть от христианской веры. В 1453 году турками-османами под предводительством султана Мехмеда II был захвачен христианский Константинополь, являвшийся на тот момент столицей Византийской империи. Прежде чем Софийский собор в Константинополе был превращен в мечеть, султан Магомет II приказал вымыть его розовой водой.

Вооружённые столкновения в борьбе за власть между группировками английской знати в 1455—1485 годах получили название «Война Алой и Белой Розы». Розы были отличительными знаками двух враждующих сторон. Значимость этой символики возросла, когда король Генрих VII в конце войны объединил красные и белые розы фракций в единую красно-белую Розу Тюдоров.

Распускающуюся на кресте розу выбрал своей эмлбемой Орден розенкрейцеров, «Орден розы и креста» — тайное мистическое общество, предположительно основанное в период позднего средневековья в Германии.

В эпоху Возрождения роза символизирует не только красоту и совершенство, но и влечение, желание, любовь, блаженство. Картина живописца из Флоренции Сандро Боттичелли (1444-1510) «Рождение Венеры» является шедевром эпохи Возрождения. Дыхание бога ветров Зефира сливается с дыханием его супруги Флоры. Подхваченные дуновением ветра, кружатся розы вокруг богини любви Венеры, словно легкокрылые бабочки порхают вокруг прекраснейшего из цветков.

В эпоху барокко и рококо роза становится доминирующим элементом стиля в искусстве. В аристократических кругах входит в моду создание пышных розариев, розы высаживаются в городских и загородных садах.

Селия из комедии Шекспира «Как вам это понравится», J. Bostock ; W.H. Mote.

В XVI-XVII веке в Голландии широкое распространение получает махровая "столепестковая" или "столистная" Rosa Centifolia, которую называли розой Прованса или «капустной» розой (англ. Cabbage Roses, нем. Kohl-Rose). Эта, похожая на кочан капусты, роза часто встречается на картинах голландских живописцев того времени.
Ян ван Хейсум (Jan van Huysum Амстердам, 1682-1749)
Pierre-Joseph Redouté (1759 -1840).Cabbage Rose, Rosa Centifolia L. Major.

На протяжении столетий писатели и поэты подчеркивают необыкновенную значимость, красоту и символичность розы. Одним из самых знаменитых и наиболее популярных в своё время сочинений средневековой литературы была французская аллегорическая поэма XIII века «Роман о Розе» (фр. «Roman de la Rose»), это своеобразный любовный кодекс для аристократического общества. Роман состоит из двух частей, авторами которых являются французские поэты Guillaume de Lorris (1205-1240) и Jean de Meung (1240-1305).
Повествование первой части начинается с небольшого предисловия автора, который сообщает читателям о своем намерении рассказать об одном удивительном сновидении. Двадцатилетнему юноше снится прекрасный небесный сад, наполненный птичьими голосами и ароматом цветов. Владельцем сада является Радость. В саду поэту встречаются аллегорические персонажи: Красота рука об руку с Богатством, разодетые в пышные одежды Удовольствие(наслаждение) и Радость представлены в виде идеальных любовников. Весёлая компания гостей поёт, танцует и музицирует. Юноша, тайно преследуемый Амуром, углубляется в тенистые аллеи сада, где в зеркальном отражении вод принадлежащего Нарциссу фонтана замечает бутон розы, который настолько восхищает его, что он не в силах отвести взгляд. В этот момент стрелы Амура ранят сердце юноши и он устремляется на поиски цветущего розового куста. Минутное увлечение перерастает в страсть, он объявляет себя вассалом Любви. Амур отмыкает ключом его сердце и даёт ему наставления. Дальнейший сюжет рассказывает о стремлении молодого человека добиться благосклонности прекрасной Розы. У него есть помощники и советчики: Bel-Accueil (дружественный приём), Raison (благоразумие), Сладкоречие, Сладостный Взор, Великодушие и др. Злодеи и пороки: Malebouche (клевета), Peur (страх), Honte (стыд) и Jalousie (ревность) чинят всяческие препятствия на его пути. Пылкий влюбленный приближается к Розе, но недремлющие стражи Стыд и Страх преграждают ему путь. Разум, наблюдающий за событиями с высоты своей башни, призывает к сдержанности, но обуяный страстью юноша не внемлет его советам. Bel-Accueil подсказывает юноше, как утихомирить стражей, но когда те отступают, на пути юноши встает Целомудренность. На помощь приходит богиня любви Венера и юноше удается поцеловать розу. Разгневанные его дерзостью стражи возводят вокруг Розы неприступный замок...


Страницы древнего рукописного манускрипта оформлены бесценными иллюстрациями средневековых художников.

А кто же из нас не читал романа Умберто Эко «Имя розы». Роза была воспета в произведениях Иоганна Вольфганга фон Гете, Райнера Марии Рильке, Пауля Целана и многих-многих других известных поэтов и писателей.

В безмолвии садов, весной, во мгле ночей,
Поет над розою восточный соловей.
Но роза милая не чувствует, не внемлет,
И под влюбленный гимн колеблется и дремлет. Александр Пушкин. Декабрь 1826 — февраль 1827

Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой! Иван Мятлев (1834)

Гравюра 1876 года, выполненная с акварели Anais Toudouze.

Розы играли важную роль и в любимых с детства сказках, будь то «Спящая Красавица» Шарля Перро или «Белоснежка и Краснозорька» братьев Гримм. В 1911 году в Королевском оперном театре в Дрездене состоялась премьера комической оперы Рихарда Штрауса «Кавалер розы» (Rosenkavalier). О розах упоминалось в текстах серьезных церковных гимнов и песнопений, до сих пор исполняется, к примеру, рождественская песня «Es ist ein Ros entsprungen», найденная в старинной песенной книге 1599 года. О розах поётся в бесчисленных современных шлягерах. В 1961 году в Германии хитом стала песня «Белая роза Афин» («Weiße Rosen aus Athen») в исполнении Nana Mouskouri, эта песня была переведена на семь языков. Не уступают ей в популярности и советские песни: «Белые розы» cлова и музыка Сергея Кузнецова, «Миллион роз» на стихи Андрея Вознесенского, музыка Раймонда Паулса (1982), песня любима не только на территории бывшего СССР, но и в Японии, её поют на английском, корейском, финском и на иврите.
А сколько женских имён, производных от слова «роза»: Розалинда, Розалия, Розита, Роз, Розамунда, Розмари...Роза украшает гербы и монеты, ордена и знамена, даже сургучные печати зачастую содержали этот символ. Красную розу, как эмблему Англии, можно увидеть на гербе Великобритании рядом с шотландским чертополохом и листьями клевера. Красная роза — «Lippische Rose» символ изображенный на геральдическом щите вестфальскго владетельного дома Липпе — украшает герб Земли Северный Рейн-Вестфалия. Роза и лилия были самыми востребованными цветами в геральдической символике. В XV веке при Эдуарде IV появился английский золотой нобль с изображением розы роузноубл (розенобль), который чеканили до 1619 года. Роза была изображена на обеих сторонах роузноубля. На аверсе был изображен король в доспехах на корабле с большой розой на борту, на реверсе - крест, по углам которого - четыре льва, а посредине - солнце с розой. Английский парламент запретил вывоз этих монет из страны. Вычитала, что существовал подражательный нидерландский вариант с такими же изображениями, как и на английских монетах.

В первой половине XVI века в Московском государстве ходили монеты четырёх родов: московская, новгородская, тверская и псковская. Самой мелкой монетой была деньга. Самая древняя московская деньга имела овальную форму, на одной стороне была изображена роза, а на другой — надпись.

Louis Sußmann-Hellborn «Dornröschen», 1878 Nationalgalerie Berlin
«Спящая Красавица»


Роза в архитектуре (знаменитые окна-розетки), скульптуре и живописи, роза в традиционных орнаментах тканей и одежды, роза, как элемент декора на фарфоре и мебели...несть числа выведенным за последние два столетия сортам роз. Помните обидчивую красавицу розу, с которой пытался подружиться Маленький принц, эту трогательную историю в 1958 году поведал миру французский писатель Антуан Сент-Экзюпери.
На твоей планете,-сказал Маленький принц,-люди выращивают в одном саду пять тысяч роз и не находят того, что ищут. А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной розе, в глотке воды... но глаза слепы. Искать надо сердцем.

Загрузка...