domvpavlino.ru

Как избавиться от воздушной пробки в батареи. Возможные проблемы при эксплуатации отопительных систем: завоздушивание. Способы удаления воздуха из систем водяного отопления

Появление воздуха внутри отопительной системы приводит к возникновению воздушной пробки, которая не позволяет нормально функционировать батареям. С такой проблемой, практически ежегодно, сталкиваются жители, как частного владения, так и многоквартирного дома.

Как правило, воздушная пробка образуется в начале отопительного сезона, о чем может свидетельствовать появление сторонних шумов в системе отопления и неполный или совсем отсутствующий прогрев батарей.

Удаление воздуха из системы отопления можно провести несколькими способами, но для того, чтобы не заниматься этим постоянно, следует выяснить причину его появления внутри системы.

Он должен находиться значительно выше всех других элементов отопительной системы и тогда воздух самостоятельно будет стремиться в него попасть.

При нижней разводке труб в отоплении частного дома, следует воспользоваться такими же способами, как и для развоздушивания отопительной системы с принудительной циркуляцией .

1.3 Система с принудительной циркуляцией теплоносителя

Выгнать воздух из такой системы легко удается при помощи заранее установленного воздухосборника, который должен располагаться в наивысшей точке. Для того чтобы процесс происходил самостоятельно, трубы должны иметь наклон в противоположную сторону от места его расположения.

За счет выталкивающей силы жидкости воздух будет продвигаться в нужном направлении, и отопление дома придет в порядок без стороннего вмешательства. Достаточно будет повернуть краник на воздухосборнике, чтобы выгнать его совсем.

При любых вариантах, обратный трубопровод следует прокладывать с наклоном по направлению слива теплоносителя. Это необходимо для того, чтобы в случае ремонта системы можно было полностью освободить ее от жидкости.

Виды воздухоотводчиков

Всего их два:

  • ручной;
  • автоматический.

Ручной воздухоотводчик (кран Маевского) имеет небольшие размеры и его устанавливают в торце отопительной батареи. За счет небольших размеров, такое устройство можно применять только локально — один кран на одну батарею . При этом, в применении он очень прост, и его регулировка может проводиться как при помощи ключа или отвертки или просто руками.

Автоматический воздухоотводчик работает без стороннего вмешательства. Он может быть установлен как вертикально, так и горизонтально на подводящих и отводящих тепло трубах. Имея высокую чувствительность к загрязненным теплоносителям его лучше всего устанавливать вместе с фильтром , так как в противном случае можно получить в системе не воздушную, а грязевую пробку.

Установка такого устройства позволяет полностью выгнать воздух из системы в случае многоступенчатой установки, когда у каждой группы отопления разного уровня есть свой выход для воздуха.

Для любых видов воздухоотводчиков очень важно чтобы в системе не происходило падание давления, и не было нарушений герметичности. Кроме того, правильный монтаж и присутствие нужного наклона труб, значительно облегчит работу этих устройств.

2 Способ определения воздушной пробки

Достаточно примитивен, но вполне эффективен. Воздушную пробку можно обнаружить методом простого простукивания молотком по различным участкам батареи. Там где она есть, звук от металла будет значительно громче и звонче, что укажет на присутствие воздушных пустот, которые необходимо выгнать.

С проблемой воздуха в трубах и радиаторах сталкиваются владельцы частных домов с автономным отоплением.

Но еще сильнее проявляется она в жилых и офисных зданиях, отапливающихся централизованно.

Для борьбы с завоздушиванием тепловых магистралей используется несколько методов. О них мы расскажем ниже.

В чем опасность скопления

Попавший в трубопроводы и радиаторы отопления воздух становится причиной серьезных неприятностей:

  • воздушные пробки препятствуют нормальной циркуляции жидкости в системе.

    В результате, уменьшается или вовсе прекращается поступление теплоносителя в радиаторы.

    Батареи недостаточно прогреваются, и за счет уменьшения разницы температур между их поверхностью и воздухом в помещениях, снижается эффективность теплоотдачи;

  • воздух и вода – причина интенсивной коррозии внутренних поверхностей.

    Дополнительные факторы (например, добавление активных химических веществ в теплоноситель при централизованном теплоснабжении) увеличивают опасность разрушения материалов трубопроводов и радиаторов, многократно.

Внимание! Особо, опасно, наличие воздуха для алюминиевых радиаторов. Электрохимическая коррозия этого металла происходит с выделением водорода!

Водород в свободном виде – взрывоопасный газ.

Кроме того, в зависимости от уровня pH (определяется химическим составом теплоносителя) материала и качества защитных покрытий, контакта алюминиевых радиаторов (видео сварки алюминия электродом, инвертором посмотрите ) с другими металлами, процесс электрохимической коррозии и выделения водорода идет с различной интенсивностью.

При высокой скорости образования газа , он не успевает подниматься вверх и создает внутри радиаторов зоны повышенного давления.

Это способно нарушить целостность батарей.

Причины появления в магистралях

Воздух в системах отопления – явление, практически, неизбежное. Причины его появления следующие:

Важно! Заметить мелкую течь, сложно, поскольку, нагретый теплоноситель, быстро испаряется.

Способы удаления

Как удаляют воздух из отопительной системы ?

Ответ на этот вопрос зависит от конфигурации и режима циркуляции теплоносителя – искусственный или естественный.

Что представляют собой воздухоотводчики

Для удаления воздуха из радиаторов отопления и других элементов служат краны или клапаны.

Возможно, использование для стравливания воздуха шаровых кранов — в домах почтенного возраста, они, нередко, установлены на старых чугунных радиаторах.

Недостаток такого оборудования – низкая пропускная способность.

При удалении воздуха сливается и значительное количество теплоносителя.

Потребители используют это свойство для слива горячей воды, для бытовых нужд.

Более распространены сегодня воздухоотводчики с игольчатым клапаном.

Игольчатые клапаны с ручным управлением (т.н. краны Маевского) устанавливают для удаления воздушных пробок в радиаторах отопления.

Они, эффективно, стравливают скопившийся воздух, но за счет малого диаметра калибровочных и сливных отверстий, предотвращают значительные потери теплоносителя.

Краны Маевского – малогабаритные , удобные для эксплуатации, устройства.

Их использование при централизованном теплоснабжении, сопряжено с некоторыми проблемами:

Автоматического типа

В автоматических устройствах клапан управляется сигналом датчика. В конструкции устройств применяют датчики поплавкового типа.

При снижении уровня жидкости до порогового значения, клапан отпирается и стравливает воздух.

Повышение уровня теплоносителя приводит срабатыванию датчика, и запиранию клапана.

Такие устройства функционируют без вмешательства человека .

Производители выпускают автоматические воздухоотводчики горизонтального и вертикального исполнения.

Производительность этих устройств позволяет устанавливать их на магистралях централизованного отопления, в местах вероятного возникновения воздушных пробок.

Важно! Автоматические воздухоотводчики чувствительны к качеству и чистоте теплоносителя!

При централизованном теплоснабжении, наибольшую эффективность демонстрируют многоступенчатые системы обезвоздушивания.

Они включают автоматические воздухоотводчики, в разных местах на трубопроводах, и краны Маевского, на радиаторах и бойлерах косвенного нагрева ().

В этом случае, отдельное стравливание воздуха из групп устройств, стояков и т.д. гарантирует, практически, полное его удаление и высокую эффективность теплоотдачи.

Следует помнить! Использование воздухоотводчиков приводит к дополнительным потерям теплоносителя в ходе обезвоздушивания и повышению давления в магистралях.

Как обнаружить пробку и восстановить циркуляцию

Потребитель, собственными силами, может удалить воздушную пробку только на тех участках и элементах систем отопления, где установлены воздухоотводчики с ручным управлением.

Контролируют работу автоматических устройств и обслуживают их специалисты организаций – поставщиков тепла и ЖКХ с соответствующим уровнем профессиональной подготовки.

Не всегда, не достаточный прогрев радиаторов – следствие образования воздушной пробки.

Другие причины этого явления:

  1. недостаточная температура теплоносителя,
  2. потери в магистралях,
  3. снижение и т.д.

Поэтому, прежде, чем спускать воздух из радиаторов, необходимо убедиться, что причина – в воздушных пробках, и определить места их образования.

О завоздушивании свидетельствуют :

  • неравномерный прогрев отопительных приборов.

    Примером может служить нагрев только нижней части радиаторов или его полное отсутствие, в то время, как температура трубы подачи и обратного хода говорят о поступлении горячего теплоносителя;

  • посторонние звуки в трубах и отопительных приборах – бульканье и др.;
  • протекание теплоносителя (как сделать ремонт труб из сшитого полиэтилена прочитайте ).

Место образования пробки определяют легким постукиванием по поверхностям отопительных приборов и участков трубопроводов.

В местах скопления воздуха звук получается звонким .

Для стравливания воздуха из радиаторов, если они не оборудованы кранами Маевского, ослабляют заглушку.

Воздух выходит с характерным шипением . Когда звуки прекращаются, и начинает подтекать вода, пробку снова затягивают.

Процедура обезвоздушивания на радиаторах и участках систем с краном Маевского, значительно, проще и удобнее.

Важно! Удалить воздух без утечки теплоносителя не получится! Поэтому емкость и/или тряпка для сбора жидкости не помешают.

Для стравливания воздуха :

  • поворачивают запорный винт на пол оборота (оборот) до появления характерного шипящего звука;
  • кран оставляют в таком положении до тех пор, пока звуки не прекратятся, и из сливного отверстия не появится равномерная струя теплоносителя;
  • заворачивают запорный винт до упора .

Если проблему решить не удалось, процедуру повторяют, сливая некоторое количество (до 200-500 мл) теплоносителя.

Когда и это не помогает, прочищают трубы подвода и радиаторы.

Очень важно! В случае с алюминиевыми радиаторами, обязательно, соблюдать требования пожарной безопасности (про оборудование для сварки алюминия прочитайте ).

Выходящий газ содержит водород – такая смесь пожаро- и взрывоопасна!

Собственными силами можно попытаться и из участков трубопровода.

Для этого поочередно закрывают запорные вентили на трубах подачи.

В каждом из оборудованных воздухоотводчиками отопительных приборов пытаются спустить воздух. В большинстве случаев — это помогает решить проблему.

Как удалить воздушную пробку, не сливая воду из системы отопления, посмотрите в видеосюжете.

Ухудшение работы отопления может быть обусловлено несколькими факторами. Одним из них является завоздушенность – появление пустот внутри труб и радиаторов. При этом затрудняется циркуляция теплоносителя, существенно снижается КПД и возрастает риск поломок. Как убрать воздушную пробку из системы отопления собственными силами? Для этого нужно узнать основные факторы появления подобного дефекта.

Причины возникновения воздушных пробок

Сформировавшаяся воздушная пробка в батарее отопления может возникнуть по ряду причин. Основной из них является утечка теплоносителя. Даже небольшое уменьшение объема воды в системе влечет за собой образование воздушных прослоек в трубах и радиаторах.

Кроме этого, не нужно забывать, что вода характеризуется степенью насыщения кислородом. Во время нагрева происходит не только расширение, но и выделение пара. Он может концентрироваться в верхних точках магистрали. Чаще всего воздушная пробка в радиаторе отопления формируется именно из-за этого. После остывания теплоносителя его объем уменьшается, образовавшееся пространство занимает воздух. Во время эксплуатации системы во избежание появления этих явлений нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  • Соблюдение уровня расположения труб и отопительных приборов. Даже небольшой перекос батареи поставит перед собственником вопрос – как выгнать воздушную пробку из системы отопления;
  • Использование элементов системы, материал изготовления которых не пропускает молекулы кислорода. Наиболее распространенной ошибкой является монтаж труб из сшитого полиэтилена без защитной оболочки;
  • Соблюдение режимов работы отопления. Это относится как к функционирования, так и к давлению. Для этого следует монтировать на ответственных участках магистрали манометры и термометры;
  • Для закрытых систем рекомендуется монтаж автоматической подпитки теплоносителем. В случае убывания даже небольшого количества воды вследствие протечки или испарения этот механизм добавит нужный объем теплоносителя автоматически.

Но как пробить пробку в отоплении если она уже сформировалась? Сначала нужно найти. Явным признаком ее появления будет резкое снижение температуры в определенном месте трубопровода или радиатора. Также появятся характерные звуки – бульканье и перетекание жидкости. Несильное постукивание поможет найти точное месторасположение дефекта. В этом месте металл будет создавать чуть более высокие звуки, чем при полном заполнении водой.

Если нужно избежать ситуации, при которой удаление образовавшейся воздушной пробки из труб отопления окажется затруднительным – рекомендуется после котла установить сепаратор. Это устройство уменьшает содержание газа в воде.

Методы устранения воздушных пробок

Перед тем как убрать воздушную пробку в отоплении нужно выяснить ее свойства. Главным из них является плотность, которая всегда будет ниже, чем такой же показатель воды. Соответственно жидкость будет вытеснять воздух вверх и по направлению циркуляции.

Следовательно, для удаления завоздушенности нужно обеспечить выход пара. Для этого следует установить специальные устройства – воздухоотводчики и краны Маевского. Они работают по принципу обратного клапана. При превышении определенного показателя давления, на седло клапана воздействует пар. Шток приходит в движение, высвобождая воздух из радиатора или трубы. После нормализации давления под действием пружины шток занимает старое положение.

Воздушная пробка чугунной или алюминиевой батареи отопления может привести к повреждению корпуса. Поэтому при возникновении такой ситуации нужно незамедлительно решить проблему.

Кран Маевского

Он предназначен для устранения воздушной пробки в батарее отопления. Несмотря на небольшой размер, кран Маевского способствует эффективному удалению скопившегося пара не только в радиаторах, но и в трубах.

Конструктивно он представляет собой игольчатый клапан, заключенный в металлическом корпусе. Как удалить воздушную пробку из системы отопления с его помощью? Сначала нужно определиться с моделью устройства.

Ручные краны

После установки в верхний патрубок радиатора выпуск воздуха осуществляется после поворота накидной гайки на кране. Удаление воздушной пробки из системы отопления с помощью ручного крана Маевского выполняется по следующей схеме:

  • Заполнение системы теплоносителем. Краны на радиаторах при этом находятся в закрытом состоянии;
  • По достижении максимального уровня подача воды прекращается;
  • Установив в устройствах требуемый зазор игольчатого ограничителя, открываются краны;
  • Одновременно с этим возобновляется подача теплоносителя.

Вода добавляется в систему до тех пор, пока из всех кранов Маевского не начинает идти жидкость. Обязательно проверяется отсутствие воздушной струи. Такой метод эффективен для удаления воздушной пробки в радиаторах отопления при первом запуске системы, перед сезоном или при появлении завоздушенности во время эксплуатации.

Ручные модели эффективно устранят воздушную пробку в радиаторе как для автономного, так и для центрального отопления. Главное, – правильно подобрать монтажную резьбу. В большинстве случаев она равна 1/2”, но есть модели и с нестандартным размером 3/4”.

Автоматические краны

В отличие от вышеописанной модели в их конструкции на торец игольчатого клапана устанавливается седло с определенной площадью поверхности. В сочетании с обратной пружиной, степень прижатия которой определяет критическое значение давления, при котором кран открывается. Подробное устройство предназначено для автоматического пробития пробки в отоплении при превышении критического значения температуры и как следствие – давления.

Однако, перед монтажом следует ознакомиться со спецификой работы этой модели:

  • Для предотвращения попадания воды на пол в конструкции должен быть предусмотрен патрубок для слива избыточного количества воды в канализацию;
  • При долгом застое седло клапана может покрыться известковым налетом, который затруднит его открытие. Поэтому рекомендуют 1 раз в 2-3 месяца открывать кран вручную. Этапы процедуры нужно сделать перед первым запуском отопления;
  • Устанавливаемое максимальное давление открытия не должно превышать критическое всей системы. Для того чтобы убрать воздушную пробку из отопления в автоматическом режиме значение давления на кране должно быть меньше максимального на 5-10%.

Что лучше установить: автоматический или ручной кран Маевского? Если работа системы не предусматривает резких скачков давления – на радиаторы можно поставить ручные модели. Для автономного отопления отдают предпочтение автоматическим.

Лучше всего выбирать модели, изготовленные из латуни. Во время выгона воздушной пробки из отопления они могут выдержать не только критическое значение давления, но и температуры. Стальной корпус подвержен разрушению и ржавлению.

Воздухоотводчик отопления

Но помимо радиаторов нередко возникают ситуации, когда требуется выгнать воздушную пробку из системы отопления в трубах. Для этого на определенных участках магистрали необходимо установить воздухоотводчики. Их конструкция во многом схожа с описанными автоматическими кранами Маевского. Однако есть существенные отличия – они рассчитаны на наибольший объем выпускаемого воздуха и устанавливаются не горизонтально, а вертикально.

Для того чтобы удалить образовавшуюся воздушную пробку из системы отопления сначала нужно установить воздухоотводчики в правильных местах:

После установки необходимо правильно выставить значение давления, при котором воздухоотводчик сработает. Для удаления воздушной пробки из системы отопления в трубы нагнетают теплоноситель до того момента, пока не сработает воздухоотводчик на обратной магистрали.

Убирая воздушную пробку в автономном отоплении, нужно снизить температуру теплоносителя до минимума. Это приведет к уменьшению объема воды и будет способствовать более эффективному устранению неполадки.

В сочетании с функциональными качествами кранов Маевского это дает возможность эффективно пробить любую пробку в отоплении. Важно, чтобы параметры срабатывания устройств не превышали критическое значение давления. В противном случае безопасность системы может быть под угрозой.

В видео показан пример развоздушивания радиатора отопления:

В начале отопительного сезона владельцы частных домов и жители верхних этажей городских многоэтажек вынуждены решать непростой вопрос, как выгнать воздух из системы отопления. Потому что проблема завоздушивания нарушает циркуляцию теплоносителя и снижает его продуктивность. Этот факт приводит к получению некачественного обогрева жилья, перерасходу топлива, а иногда и к размораживанию системы.

Причины образования воздушных пробок

Избавляемся воздуха в системе

Почему внутри герметичной системы отопления появляется воздух? Это может произойти из-за:

  1. Несоблюдения норматива направления уклона и мест перегибов магистральных трубопроводов во время монтажных работ.
  2. Неправильного заполнения водой всей системы.
  3. Неплотных соединений различных составных частей и элементов, способствующих засасыванию воздуха из внешней среды.
  4. Некорректной работы воздухоотводников или их отсутствия.
  5. Проведения ремонтных работ по замене стояков, запорных механизмов, отопительных приборов, в результате чего воздух попадает в систему отопления
  6. Использования свежей воды для дозаполнения системы, Холодная вода содержит в своем составе достаточно большое количество растворенного кислорода. При повышении температуры его концентрация в воде значительно уменьшается. Воздух из теплоносителя выделяется мелкими пузырьками, которые поднимаются и собираются воздушной пробкой в крайних верхних точках отопительной системы и радиаторов.

К чему приводит в системе отопления наличие воздуха

Воздушные пробки в радиаторах приводят к неравномерному разогреву поверхностей батарей . Верхняя холодная часть радиаторов при теплой нижней зоне, указывают на то, что они полностью не заполнены теплоносителем. Поэтому радиаторы отопления не отдают достаточного количества тепла во внутренний объем помещения.

При движении теплоносителя в системе отопления, образовавшиеся завоздушины, способствуют вибрации труб и возникновению специфических неприятных звуковых эффектов в радиаторах в виде шума, треска или клокотания.

Воздух в своем составе имеет кислород и углекислый газ, способствующие распаду растворенных в воде гидрокарбонатов магния и кальция, а также образованию углекислоты. В результате действия повышенных температур, гидрокарбонатные соединения превращаются в известковый каменный налет, а углекислота приводит по истечении некоторого времени к коррозии металла.

Наличие воздуха в отопительной системе вызывает нарушение и в работе основного циркуляционного насоса. При нормальном функционировании системы, подшипники скольжения на валу насоса постоянно находятся в водной среде. При образовании воздушных пробок, они подвергаются эффекту «сухого трения», а выделяющееся при их работе тепло, может повредить скользящие кольца или вывести из рабочего состояния вал.

Поэтому, после летнего сезона при запуске насоса обязательно необходимо произвести удаление воздуха из системы отопления.

Виды воздухоотводчиков и места их установки

Для сброса воздуха из отопительной системы существует несколько разновидностей специальных клапанов в виде ручных или автоматических воздухоотводчиков. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Кран Маевского

Согласно государственной системе стандартизации ручные краны Маевского называют игольчатыми радиаторными воздушными клапанами. Они изготавливаются из латуни, имеют надежную и простую конструкцию, применяются для развоздушивания отопительной системы.

Сегодняшний рынок предлагает несколько видов этих кранов, что позволяет каждому домовладельцу выбрать для своей отопительной системы наиболее удобный вариант. Традиционная классическая конструкция этого воздушного клапана имеет две основные детали:

  1. Корпус.
  2. Винт конической формы.

Кран Маевского

Благодаря калибровке, все элементы клапана плотно располагаются относительно друг друга, что обеспечивает надежное удерживание теплоносителя. Воздух из радиатора стравливается через отверстие в боковой зоне корпуса. В зависимости от конструктивного исполнения, кран Маевского открывается:

  • рукой;
  • отверткой;
  • специальным ICMA ключом.

Запуск системы отопления после ее монтажа предусматривает ее обязательное развоздушивание.

Как убрать воздух при помощи ручного крана Маевского

До проведения работ по удалению воздуха, нужно подготовить соответствующие инструменты, тряпку и емкость для сбора воды, чтобы не залить пол.

  1. Если в автономной системе отопления встроен циркуляционный принудительный насос, его необходимо отключить на время проведения процедуры стравливания воздуха.
  2. Затем на один оборот, очень медленно отверткой, нужно провернуть кран против часовой стрелки. Воздух с шипением начнет выходить из радиатора.
  3. Кран можно будет плотно закрыть после того, как перестанет выходить воздух, а из отверстия начнет вытекать вода.

Автоматический воздухоотводчик

Устройство автоматического воздухоотводчика

Автоматический воздухоотводчик представляет собой устройство поплавково-клапанного типа, которое самостоятельно производит спуск воздуха из системы отопления . Его конструкция представлена:

  • латунным корпусом;
  • поплавком;
  • шарнирным рычагом;
  • выпускным клапаном.

При этом для предотвращения утечки воды, автоматические воздухоотводчики обустраиваются винтовыми запорными колпачками. Для предотвращения внешнего загрязнения выпускной клапан обустраивается подпружинным защитным колпачком.

Система автоматического воздухоотводчика работает таким образом. При отсутствии воздуха его поплавок удерживает выпускной клапан закрытым. По мере аккумулирования воздуха в поплавковой камере, происходит опускание поплавка, который открывает выпускной клапан. После того, как воздух выходит из камеры, поплавок снова поднимается под действием рычага и закрывает выпускной клапан.

Сепаратор воздуха

Сепараторы воздуха устанавливаются в больших отопительных автономных системах. Принцип их работы заключается в отборе воздуха из воды с последующей его конвертацией в пузыри и дальнейшим удалением.

Сепараторы воздуха зачастую выпускаются в одном корпусе с сепараторами шлама. Такой тандем позволяет экономить место и дополнительно улавливать примеси:

  • грязи;
  • песка;
  • ржавчины.

Сепараторы воздуха состоят из металлического цилиндра, обустроенного сверху воздухоотводом, а снизу вентилем, через который сбрасывается шлам. Внутри цилиндра находится специальная трубка, в которой напаяна металлическая сетка. Вода из системы отопления, проходит через эту сетку. Именно сетка создает вихревые потоки теплоносителя, которые способствуют торможению и подъему мелких пузырей воздуха вверх. Таким образом, сепарированный воздух выходит через воздушную камеру. Образовавшиеся частицы грязи, можно удалить через нижний сливной кран.

Многоступенчатая система

Система с приборами воздухоудаления

Чтобы избежать проблем образования воздушных пробок, еще на этапе проектирования автономной системы отопления, нужно предусмотреть один очень важный момент. Он основывается на многоступенчатой системе отвода воздуха из каждой группы приборов отопления отдельно. При этом для них необходимо использовать конкретные виды воздухоотводчиков в нескольких установочных местах. Например:

  • Для стравливания воздуха из теплообменника котла устанавливают автоматический воздухоотводчик непосредственно на котле.
  • Для каждого коллектора устанавливают свой местный воздухоотвод.
  • Каждый радиатор обустраивают своим ручным краном Маевского.
  • Для стояков нужно применять специальные воздухоотводы, которые необходимо планировать для установки в самых высоких точках.

Заключение

Функционирование системы обогрева любого дома напрямую зависит от правильного выполнения монтажных работ и обеспечения условий эксплуатации. Важным фактором при этом является отсутствие в системе отопления воздуха.

Использование необходимого оборудования для его сброса, позволяет создать комфортные условия в помещении и безотказную работу отопительной системы.

Проблема удаления воздуха из системы отопления решается на стадии проектирования. Для этого трубы монтируются с небольшим уклоном, обеспечивающим свободное восходящее движение воздушных пузырьков, для сбора которых в закрытых отопительных системах устанавливают воздухосборники а в системах с естественной циркуляцией используют открытые расширительные баки.

По идее, воздушные пузырьки не должны препятствовать работе отопления. Однако на практике чуть ли не каждый владелец дома или квартиры знает о воздушных пробках, способных блокировать работу не только отдельных радиаторов, но и всей отопительной системы в целом.

Если система отопления правильно смонтирована…

В правильно смонтированном отоплении, где соблюдены уклоны, обеспечивающие восходящее движение пузырьков воздуха, пробки могут образовываться при слишком быстром первичном заполнении системы теплоносителем. Воздух просто не успевает выйти из радиаторов: движение ему перекрывает масса воды.

В итоге воздух скапливается в верхней части радиаторов и в горизонтальных участках стояков при верхней разводке теплоносителя.

При двухтрубной системе отопления и при вертикальной однотрубной разводке избежать пробок не сложно. Для этого при первичном заполнении отопительной системы теплоноситель подают постепенно, обеспечивая тем самым равномерное заполнение труб и радиаторов, что в свою очередь создает надлежащие условия для выдавливания воздуха в воздухосборник (для систем с принудительной циркуляцией) или в расширительный бак (для самотечных систем отопления).

В ходе эксплуатации системы отопления пузырьки газа, выделяемые из теплоносителя при его нагреве, поднимаются вверх и удаляются через воздухосборник или расширительный бак.

При однотрубной горизонтальной системе отопления, в которой теплоноситель подается снизу, воздушные пробки неизбежны. Неизбежны они и при использовании алюминия в отопительной системе.

Проблемы алюминиевых радиаторов

Алюминий даже самых качественных приборов отопления может вступать в реакцию с теплоносителем с последующим выделением водорода. Интенсивность этого процесса зависит от качества теплоносителя (его уровня рН), температуры нагрева, а также от присутствия в системе отопления отдельных частей и элементов, изготовленных из стали, являющейся причиной возникновения процесса электрохимической коррозии алюминия.

Для защиты от коррозии металл изнутри покрывается слоем защитной пленки, действие которой со временем ослабевает, а затем полностью прекращается. Это значит, что при установке алюминиевых радиаторов процесс выделения водорода, способного также образовывать воздушные пробки и блокировать движение теплоносителя, неизбежен. Все дело во времени: появление водорода может начаться буквально с первых дней работы прибора отопления, а может «запоздать» на несколько лет, а то и десятилетий.

Опасность алюминиевых радиаторов еще и в том, что процесс выделения водорода может идти с высокой скоростью, при которой газ не успевает подняться вверх и образует зоны высокого давления, способные полностью вывести из строя отопительную систему. Трубы и радиаторы лопаются и восстановлению не подлежат.

Для удаления воздушных пробок из однотрубных отопительных систем, а также из систем отопления с алюминиевыми радиаторами, используются воздухоотводчики различной конструкции, устанавливают которые в места наиболее вероятного образования воздушных пробок.

Как спустить воздух с алюминиевых батарей - видео

Как определить наличие пробки в системе отопления

Воздушная пробка в системе отопления нарушает циркуляцию теплоносителя, «запирая» его движение. В результате в системе появляются горячие и холодные участки, по расположению которых находят завоздушивание радиаторов и труб. Делают это на ощупь.

Простой пример: труба подачи теплоносителя к радиатору подходит горячая, байпас и обратка также горячие, а сам прибор отопления холодный. Все это позволяет предположить наличие воздушной пробки в радиаторе.

Сложнее найти пробки в трубопроводах. Для этого просматривают ход трубы и устанавливают места перепадов ее уровня. именно в них наиболее вероятно скопление воздуха, для устранения которого делают сброс последовательно через все подключенные приборы отопления поочередно отключая их от общей сети (перекрывая запорную арматуру).

Виды воздухоотводчиков

Самым простым и при этом самым неудобным способом стравливания воздуха из отопления является сброс через пробку радиатора, которую немного ослабляют, создавая условия для выхода скопившегося газа. При этом велик риск нарушения герметичности прибора отопления, да и саму пробку без специальных навыков и инструментов открутить практически невозможно.

Для упрощения процесса сброса воздуха в прошлом в пробку монтировался обычный водопроводный кран, что действительно упрощало «борьбу» с пробками в отоплении, но портило интерьер.

Более удобным и при этом эстетически выдержанным, является кран Маевского, представляющий собой ручной воздухоотводчик, управляемый с помощью специального ключа или обычной отвертки. Для удобства использования краны Маевского устанавливают на все приборы отопления.

Пользоваться краном не сложно: при необходимости достаточно ослабить вентиль, дождавшись появления теплоносителя, а затем вновь закрыть его.

Кран Маевского позволяет устранять пробки, но не предупреждает их появление. Полностью избавиться от воздушных пробок можно только с помощью автоматических воздухоотводчиков.

Автоматические воздухоотводчики в системе отопления

Автоматический воздухоотводчик представляет собой клапан, в конструкции которого использован поплавок, при наличии теплоносителя плотно закрывающий сбросное отверстие. Устанавливают воздухоотводчик в самой высокой части отопительного прибора в месте наиболее вероятного скопления объема воздуха.

Воздушная пробка вытесняет теплоноситель, что в свою очередь приводит к ослаблению поплавка и открытию сбросного отверстия, через которое воздух выходит в атмосферу. При этом уровень теплоносителя повышается, жидкость занимает освободившийся объем и возвращает поплавок на место, вновь запирая сбросное отверстие.

Процесс повторяется при образовании новой воздушной пробки.

Использование автоматических воздухоотводчиков на сегодняшний день является лучшим способом предупреждения образования воздушных пробок в системе отопления.

Вопросы пользователей:

  • здравствуйте,подскажите пожалуйста!поменяли старый котёл на лемакс 10,а так же увеличили тепловую трассу,соответственно заполнили её водой,воздух стравили,результата прогрева батарей нет,котёл греет воду только на выходе воды из котла,что делать?
  • Простите у нас приходил газовщик когда вызывали по поводу воздушной пробки, он нам сломал котёл слишком высокой температурой, теперь если возникают пробки и увеличиваешь температуру в котле, котёл начинает "кипеть" звук такой как будто кипит вну
  • Здравствуйте помогите плжалуйста поровое отопление кател нашревает воду а по кругу холодные трубы Насос работает поставили новый
  • Доброе утро. У нас такая проблема, живем в частном доме по периметру дома установлены трубы диаметром 70мм. котел "Бакси 240", тубы периодически стучат и щелкают, невозможно спать. Подскажите что делать?
Загрузка...