domvpavlino.ru

Деревья и кустарники осенью. Осенние изменения. Почему листья желтеют и опадают. Неприхотливые деревья и кустарники с красивой осенней листвой Почему листья опадают, а хвоинки нет

Среди многочисленной группы бересклетов (Euonymus ) для дизайна любого сада найдется подходящий представитель. В былые времена из древесины бересклета вытачивали веретена. Память об этом сохранилась в его немецком названии: "веретенный куст".

Сегодня бересклет наподобие плюща взбирается на стены, разжигает в саду осенние костры, составляет компанию пестрым летникам и многолетникам на клумбах.

В качестве почвопокровных растений в дачном ландшафтном дизайне часто используют многочисленные сорта бересклета Форчуна . На один квадратный метр рекомендуется сажать примерно 5 растений. К фаворитам причисляют желто-пестрый сорт "Emerald"n Gold " и бело-пестрый "Emerald Gaiety ". Оба сорта можно вы растить и в виде штамбового деревца. Поскольку они хорошо переносят обрезку, кустам всегда можно придать красивую форму.

Большинство бересклетов любят легкую полутень

Пестролистным сортам нужно солнца побольше, чем зеленым. Но вот с сортом "Blondy " будьте осторожны: под палящими лучами солнца он может просто сгореть, зато в легкой тени чувствует себя великолепно. Желто-пестрые сорта расстилают вечнозеленые ковры под деревьями.

Бересклет Форчуна способен расти по стене на высоту два-три метра. Только имейте в виду, что цепляющиеся корни соскальзывают с бетонных стен, поэтому нужно заранее позаботиться об опорах. Вечнозеленые бересклеты часто используются в ландшафтном дизайне для маскировки забора из проволочной сетки.

Бересклетом можно также украсить балкон или террасу. В горшках и кадках эти нетребовательные растения чувствуют себя отлично. Для маленьких корытцев рекомендуется слоборослый вечнозеленый сорт "Minimus" .

Из Англии пришла к нам "смешанная рабатка", по краям которой растет стелющийся бересклет высотой 30-40 см. Для центра клумбы идеальны его более высокие родичи.

Длинные побеги стелющегося бересклета иногда "ползут" совсем же туда, куда хотелось бы. Между тем придать им нужное направление очень легко. Гибкие ветки пришпиливают к земле и оставляют с материнским растением до окоренения. Окореневший отводок можно затем отделить и пересадить в другое место.

Бересклет осенью - одно из красивейших растений

Бересклет плоскочерешковый и б. крылатый должны быть в каждом саду хотя бы из-за их изумительной осенней окраски. Даже в легкой тени под деревьями бересклет крылатый окрашивается в нежный лилово-розовый цвет.

Розовые плоды, созревая, вскрываются, и из них выглядывают яркие оранжево-красные семена. Зрелище очень эффектное, только нельзя забывать, что они, как и все остальные части растения, ядовиты. Плоды б. плоскочешкового особенно декоративны. Этот раскидистый куст эффектно смотрится и как солитер в открытом грунте, и в кадке. Уже в сентября его листья приобретают красивую осеннюю окраску.

В саду природного стиля , например для "дикой" живой изгороди , лучше сажать местные виды бересклета. Они, кстати, накрывают богатый стол для птиц.

Место в ландшафтном дизайне

  • Лазающий бересклет Форчуна идеально подходит для фигурной стрижки. Побеги обрезают перед распусканием листьев или в конце июня.
  • Огонь и пламя - такой бересклет плоскочерешковый . Палитра красок у него от желтой до карминово-красной.
  • "Emerald"n Gold" , как все сорта б. Форчуна , разрастается в ширину вдвое больше, чем в высоту.
  • Стелющийся бересклет одинаково хорошо себя чувствует и в тени, и на солнце.
  • Низкорослые стланцы вроде пестролистого "Emerald Gaiety" могут расти по стене, как плющи. К зиме листья "Emerald Gaiety" меняют свою окраску на желто-розово-красную.
  • Б. крылатый (Euonymus alatus) окрашен ярко, но плодов на нем мало. Его идеальный партнер - усыпанная яблочками декоративная яблоня "Butterball" . Б. крылатый очень красив зимой. Сажайте его поближе к дорожкам , чтобы была видна его декоративная кора с пробковыми гребнями.

Между занятиями у меня было «окно». Телефон разрядился, поэтому из развлечений я придумала лишь погулять в ботаническом саду на территории университета. Некоторые виды растений мне были знакомы, но большую часть мне узнать помогали таблички.

Ботанический сад

Растут здесь цветочно-декоративные растения, лиственные и хвойные деревья, кустарники, которые не только украшают студенческий городок, но и используются в научных и отчасти учебных целях. Помню, как на дне открытых дверей рассказывали, что общее число растений приблизительно 20 тысяч экземпляров, из которых более 1300 деревьев и кустарников лиственных и хвойных пород. Откровенно говоря, насчитала я во много раз меньшее количество.

Хвойные породы

Первым делом я отправилась на зелёный участок, где сконцентрированы хвойные растения. Узнала я только сосну европейскую, тую западную и можжевельник обыкновенный. Я впервые увидела тис ягодный и метасеквойю. Оттенками зелёного играли можжевельники: ползучий, казацкий, виргинский, китайский, чешуйчатый. Интересной формой ствола выделялась туя складчатая, которая совсем не походила на японскую и восточную.


Сосны представлены ещё 4 видами:

  • чёрной;
  • веймутовой;
  • сибирской;
  • горной.

Лиственные породы

Территория лиственных деревьев была более разнообразна в своём цветовом оформлении. Меня сразу привлекла рябина обыкновенная, листья которой уже приобрели тёмно-красный цвет, и среди которых свисали пучки ягод. Также оттенками красного играют пальмовидный клён и калина сморщеннолистная.

Дуб обыкновенный перекрасился в бежевый, а с его веток свисают жёлуди. Желтизны в общую картину добавляют тюльпанное дерево, гинкго двулопастный, липа сердцевидная, клён остролистый и отчасти бук европейский, половина листвы которого уже перекрасилась в бурый.


Сохранил зелень дуб пробковый и падуб остролистный, на котором созрели красные ягоды, а из кустарников - плющ обыкновенный и самшит.

Поторопились сбросить листву магнолия и глициния китайская. Голыми кустарниками оказались спирея, вейгела и лимонник китайский.

Летние наряды большинства листопадных деревьев и кустарников разнообразием не впечатляют: они окрашены пусть в разные оттенки, но одной гаммы - зеленой.

Ведь летом все усилия растений сконцентрированы на цветении; они с успехом используют листву как фон, на котором цветки лучше всего видны многочисленным насекомым, благодарно выполняющим функцию оплодотворения (заметим, что у ветроопыляемых видов цветки мелки и невзрачны, ведь дальтонику-ветру чужды зрительные эмоции).

Осенью, освободившись от родительских хлопот, деревья и кустарники преображаются, сменив надоевшие однообразно-строгие платья на шикарные одежды немыслимых расцветок. Наступает долгожданное дефиле.

Как меняется окраска листьев деревьев осенью

Расцвечивание листьев происходит постепенно и непрерывно, в полной зависимости от степени освещенности и температуры воздуха.

Раньше меняет цвет южная часть кроны и растения в низинах с застойным холодным воздухом.

В горах процесс начинается на вершинах и движется сверху вниз к подножию. Теплая и сухая затяжная осень продлевает зрелище, ранние морозы, наоборот, резко обрывают представление, так и не дав некоторым участникам принарядиться.

В благоприятных условиях каждая порода имеет индивидуальный интервал от начала окраски листвы до приобретения глубокого цвета. Один-два месяца – достаточный срок, чтобы в полной мере насладиться эстетикой этого романтического сезона и серьезно отнестись к подбору растений. Тем более что большинство наших сограждан предпочитают именно осенний пейзаж.

Природные композиции зависят от совокупности деревьев и кустарников в данном конкретном месте, но мы, руководствуясь личными пристрастиями, художественным вкусом, размерами и рельефом участка можем создать эксклюзивный цветной мир осенней усадьбы.

Главный помощник в этом – природа, создавшая уникальный «строительный материал» с широчайшим колористическим ассортиментом, дающим возможность выбора. Включение в парковое сообщество иноземных видов значительно пополнит палитру свежими оттенками. Назовем лишь некоторые из них.

Иностранные виды для богатой осенней палитры

Арония черноплодная – прижившаяся у нас гостья из Северной Америки с вкусными, обладающими лекарственными свойствами плодами.

Береза бумажная – коренная жительница Северной Америки. Грациозное белокорое дерево с большими листьями, почти в три раза превышающими листья березы повислой.

Бирючина Ибота – жительница северного и восточного Китая, Корейского полуострова, Японии. Прекрасное декоративное растение с редко встречающейся окраской осенних листьев – бордово-фиолетовой. Пригодна для изгородей и геометрически правильных живых скульптур.

– североамериканский вид с огромными (5-6 см) иголками, цельной листвой пластинкой и крупными сочными плодами, по вкусу напоминающими райские яблочки.

Или канадский, – представитель североамериканской флоры. Ажурную крону украшают сложные, дважды перистые листья, достигающие иногда полуметровой длины. На ярком солнце бундук «хитрит»: разворачивает листики параллельно солнечным лучам, поэтому не дает густой тени.

Диервилла ручейная родом из Северной Америки. Хороша в цветении (соцветия с желтыми небольшими цветками), но особенно нарядна осенью.

– абориген Нового Света (восток США). Сияющая в лучах солнца блестящая листва осенью просто завораживает. Весьма узнаваемы плоды: пухленькие коротышки небольшими игрушками украшают дерево.

– еще одна американка (восток Северной Америки). От родственников – высококачественных орехоплодных - отличается горечью семян, напоминающих в очертании сердечки. Великолепна осенью благодаря сочной блестящей листве.

– в родных краях (Центральный Китай) стелется и достигает полуметра высоты, в культуре может вырасти до метра и более. Плоды съедобны, но их вкусовые качества очень низкие.

Керрия японская имеет двойное гражданство: в Японии и Китае. В наших краях культивируется как укрывной вид, иначе обмерзает до уровня снежного покрова. Выращивать ее стоит из-за нежных светло-зеленых листьев, изумрудной коры побегов и желтых симпатичных цветков (особенно махровой формы).

Лещина древовидная – уроженка Кавказа, Балкан, Малой Азии. Примечательна размерами, декоративностью, фактурой коры, питательностью орехов (65 процентов жира) и пушистыми обертками плодов, полностью скрывающими небольшие орехи.

Форестиера новомексиканская привычна для ковбоев Техаса, Нью-Мексико и Колорадо. Ее цветение и плодоношение заметны лишь насекомым, зато довольно пушистая крона заслуживает внимания, особенно осенние светло-лимонные листочки.

Черемуха Маака восточная красавица, не чужая и на нашем Дальнем Востоке. Заметно отличается среди сородичей необыкновенно яркой, красно-пурпурной с перламутровым блеском корой.

Учтите, составляя осеннюю палитру сада:

    Устройство осеннего паркового ансамбля требует творческого подхода. Если живописец начинает работу с белого листа, то в ландшафтном дизайне все гораздо сложнее. В качестве исходных условий у нас есть небо, водоемы, рельеф, архитектурные постройки, пейзажи вне усадьбы, в конце концов, персональное отношение к тем или иным растениям – то, что называется вкусом. Еще более усложняет задачу такая важная переменная, как солнечный свет, изменяющий угол и интенсивность освещения.

    Погодные условия корректируют осеннюю окраску деревьев и кустарников. Например, дуб шарлаховый может принимать все оттенки желтого и оранжевого, вплоть до глубокого красного. Наряд скумпии кожевенной имеет еще больший цветовой диапазон, который зависит от освещения не только всей кроны, но и каждого отдельного листа. Каждый год сад будет удивлять вас неожиданными метаморфозами.

    Роль хвойных в осеннем саду резко возрастает, ведь после листопада они примут на себя декоративную нагрузку. Лишь лиственницы, лжелиственницы, метасеквойя и болотный кипарис, поддержав общий кураж, напоследок ослепят золотистой хвоей.

Если вы уже изучаете вторую, перейдите сюда >>

На этой странице ответы к первой части тетради. Если вы уже изучаете вторую, перейдите сюда >>

Готовые ответы решебника по предмету "Окружающий мир" за 2 класс помогут родителям сориентироваться и помочь ребенку в подготовке домашнего задания. Приводим решебник к 1 части рабочей тетради по программе Перспектива. Все ответы на задания написаны учеником 2 класса Максимом Егоровым с помощью родителей, проверены и одобрены учителем начальных классов. Задания, которые могут вызвать затруднения, мы вам объясним. В качестве ответов мы приводим и расширенную информацию по соответствующим темам, которую можно прочитать в статьях нашей энциклопедии и использовать, если учитель задаст на дом подготовить доклад или презентацию.

ГДЗ к 1 части рабочей тетради окружающий мир 2 класс

Фотографии для рассказа:





По ссылке вы можете выбрать и другие приметы: все приметы живой и неживой природы о погоде >>

Фотографии для фоторассказа:


Страница 36. Осень.

Осенние месяцы.

1. В первом столбце прочитай вслух названия осенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий осенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.

Во 2-м столбце пишем сверху вниз: сентябрь октябрь ноябрь

Узнай у старших и запиши в третий столбец названия осенних месяцев в языках народа твоего края.

В 3-м столбце пишем сверху вниз: ревун грязник листогной

2. Запиши названия осенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:

а) с явлениями неживой природы: дождезвон, зоревник, грязник, хмурен, ревун.

б) с явлениями живой природы: листогной, листопад.

в) с трудом людей: хлебник, свадебник, капустник, листокос.

3. Велика Россия. Поэтому лето провожают и осень встречают в разное время и не один раз. Запиши даты прихода осени по старинным календарям народов твоего края.

Ответ: лето в России приходит 1 сентября (современная дата прихода осени), 14 сентября (приход осени по старому стилю), 23 сентября (день осеннего равноденствия в Московском государстве считался днем наступления осени).

4. Подписи для рисунка на выбор: золотая осень; унылая пора - очей очарованье; осень в деревне; осенняя Москва; в ожидании зимы.

С. 38-39. Осень в неживой природе.

1. Отметь схему, на которой показано положение солнца осенью. Объясни (устно) свой выбор.

Отмечаем вторую схему. На ней есть признаки осени (дождь, листопад, Солнце идет низко над землей).

Для понимания: Земля вращается вокруг Солнца, при этом ось Земли наклонена всегда одинаково. Когда ось наклонена в строну солнца, оно кажется высоко относительно земли, находится "прямо над головой", лучи его падают "отвесно", это время года называют лето. При повороте Земли вокруг Солнца ось смещается относительно него и Солнце относительно Земли как-будто опускается. Его лучи падают на Землю наклонно. Наступает осень.

2. Составьте список осенних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

Ответ: иней, заморозки, дожди, туман, осеннее равноденствие, ледостав.

3. Запиши дату.

С. 40-41. Народные праздники в пору осеннего равноденствия.

Традиционные костюмы нанайских охотников Приамурья - это сочетание в узорах коричневого, красного, розового и голубого цветов. Посуда золотистая, расписная.

Оленеводы Камчатки одеваются в одежду и обувь из оленьих шкур, как правило, всех оттенков коричневого или серого, со светлым мехом.

С.42-43. Звездное небо осенью.

1. С помощью иллюстраций учебника соедини звезды так, чтобы получились фигуры медведицы и лебедя. На левом рисунке выдели ковш Большой Медведицы.

Ответ см. рисунок.

2. Нарисуй картинку к вашей сказочной истории о том, как на звездном небе появилась большая медведица.

Сказочная история: Захотел как-то медвежонок медком полакомиться и полез на дерево - улей разорять. А лесные пчелы злые, напали они на медвежонка, стали жалить. Медвежонок стал взбираться все выше по дереву. Увидела это мама медведица, кинулась медвежонка спасать, тоже на дерево влезла, да за ним на самую макушку дерева. Прикрывает собой сынишку, а пчелы все сильней жалят. Пришлось еще выше лезть, на самое небо, чтобы пчелы не достали. Они и поныне там: Большая Медведица и Малая Медведица.

Или сочините историю про то, как медведи от охотника спрятались на дереве, а потом на небо перелезли и ушли от погони.

Рисуем мишек, залезающих на небо с макушки дерева.

3. Понаблюдайте звездное небо. Найдите знакомые вам и новые созвездия и звезды. Обратите внимание на расположение ковша большой медведицы. Запиши названия созвездий и звезд, которые тебе удалось увидеть:

Созвездия: Большая Медведица, Малая Медведица, Рыбы, Овен, Андромеда.

Звезды: Венера, Сириус, Полярная звезда.

4. Напиши рассказ об одном из созвездий осеннего неба. Используй для этого сведения из атласа-определителя, других книг, Интернета (по своему усмотрению).

Рассказ: Волопас или Пастух - это созвездие неба северного полушария. Его наблюдают и летом и осенью. Оно выглядит, как человек, охраняющий стадо. Воображение древних людей нарисовало его с посохом и двумя собаками. Существует несколько мифов об этом созвездии, но самый интересный гласит, что в это созвездие был превращён первый пахарь на земле, научивший людей обрабатывать землю. В созвездие Волопаса входит очень яркая звезда Арктур рядом с Большой Медведицей, а само оно напоминает веер.

Если хочешь, придумай сказку о созвездиях осеннего неба. Запиши ее на отдельном листе и красиво оформи.

Для начала нужно выяснить, какие созвездия видны на небе северного полушария осенью. Они изображены и подписаны на рисунке:

Про любое из них или про все сразу придумываем сказку.

Сказка: Жили были в одном городе люди. Они были добрые и честные, всего добивались своим трудом. Среди них был пастух, который пас скот, возничий, ребятишки - близнецы, водолей, который носил из колодца воду, красавицы дева и Кассиопея и многие другие. Были у них и домашние животные: телец, овен, конь, гончие псы. А когда начинал играть на флейте мальчик Персей, все животные из близлежащего леса приходили его послушать: и хитрая лисичка, и рысь, и лев, и медведица с медвежонком. Подплывали к берегу рыбы, кит и дельфин. Даже сказочный единорог и дракон вслушивались в нежную мелодию. Но вот однажды осенью началось близ городка извержение вулкана. Он жег леса и поля, ронял дома и уже готов был сжечь город и всех его обитателей. Но огромный дракон сказал людям: вы никогда не сделали никому зла, вы все очень хорошие и я вас спасу. Он собрал на свою спину всех, кто уместился, и унес на небо. Так и светят с неба по сей день и созвездие Персея, и дракона, нашлось на ночном осеннем небе местечко для всех.

Страница 44-45. Трава у нашего дома.

1. Вырежи рисунки из Приложения и помести каждое растение в свое окошко.

3. Рассмотрите травянистые растения возле вашего дома. С помощью атласа-определителя узнайте названия нескольких трав, запиши их.

Ответ: клевер, мятлик, лисохвост, тысячелистник, спорыш (птичья гречишка), подорожник, одуванчик, мята, репейник.

4. Напиши рассказ об одной из трав, растущих возле твоего дома. Используй сведения из книги "Зелёные страницы" или других источников (по своему усмотрению).

Мята.
Возле нашего дома растет мята. Это растение имеет очень приятный запах. Мы часто собираем мяту, высушиваем ее зеленые листочки и добавляем в чай. Я люблю пить чай с мятой. Есть несколько видов мяты, среди них есть и лекарственная.

Подорожник.
Подорожник растет вдоль дорог, оттуда и получил он свое название. У него широкие листья и длинный стебелек, на котором цветут мелкие цветочки и поспевают семена. Это растение лекарственное. Если порезался - приложи подорожник, и ранка заживет быстрее.

Фотографии для вклейки:

С. 46-47. Старинная женская работа.

1. Найди среди этих растений лён.

Ответ: второй слева.

3. Вы в музее льна и бересты в городе Костроме. Рассмотрите фотографии орудий труда для обработки льна, изготовления льняных нитей и ткани. Впишите номера их названий в кружочки. 1. Прялка. 2. Ткацкий стан. 3. Самопрялка. 4. Трепало. 5. Ступа с пестом. 6. Льномялка.

Ответ на рисунке.

Очень полезным будет показать ребенку обучающее видео по обработке льна >> Так ученик наглядно увидит весь процесс и лучше запомнит назначение предметов для обработки льна.

Страница 48-49. Деревья и кустарники осенью.

1. Узнайте деревья и кустарники по листьям и впишите номера их названий в кружочки.

Ответ на рисунке. Листочки липы, березы и орешника осенью желтеют. Бересклет осенью может быть и желтым, и фиолетовым. Листья дуба становятся оранжевыми. Рябины, клена и осины - желто-красными. Листья калины осенью зеленые или желтые у черенка и красные по краям.

Поможет с заданиями из этой темы рассказ о деревьях и кустарниках осенью с фотографиями >>

2. Найди среди этих растений кустарник и подчеркни его название.

Ответ: можжевельник.

Найди дерево, хвоинки которого осенью желтеют и опадают.

Ответ: лиственница.

3. Побывайте в лесу, парке или сквере. Полюбуйтесь деревьями и кустарниками в их осеннем наряде. С помощью атласа-определителя узнайте названия нескольких деревьев и кустарников. Запишите их.

Ответ: Берёза, тополь, туя, клён, рябина, липа, ель, сосна, осина.

4. Понаблюдай и запиши, когда закончится листопад: у берез - в октябре; у лип - в сентябре; у кленов - в сентябре; у тополя - в ноябре; у осины - в сентябре; у калины - в октябре.

С. 50-51. Чудесные цветники осенью

3. Определите несколько растений осенних цветников. Запиши их названия.

Ответ: хризантемы, астры, георгины, рудбекия, гелениум, декоративная капуста.

Фото для вклейки:

4. Напиши рассказ об одном из растений осеннего цветника.

Георгина

1. Легенда рассказывает о том, как появился на земле цветок георгина. Георгина появилась на месте последнего костра, который угас при наступлении ледникового периода. Этот цветок первым пророс из земли после прихода тепла на землю и своим цветением ознаменовал победу жизни над смертью, тепла над холодом.

2. В далекие времена георгина не была так распространена, как теперь. Тогда она была лишь достоянием царских садов. Никто не имел права вынести или вывезти георгину из дворцового сада. В том саду трудился молодой садовник по имени Георгий. И была у него возлюбленная, которой и подарил он однажды прекрасный цветок – георгину. Он тайком вынес росток георгины из царского дворца и весной посадил его у дома своей невесты. Это не могло оставаться тайной и до царя дошли слухи о том, что цветок из его сада теперь растет и за пределами его дворца. Гневу царя не было предела. По его указу садовник Георг был схвачен стражей и посажен в тюрьму, откуда ему не суждено было выйти никогда. А георгина с тех пор стала достоянием всех, кому пришелся по душе этот цветок. В честь садовника и был назван этот цветок – георгина.

С. 52-53. Грибы

2. Нарисуй схему строения гриба и подпиши его части. Проверь себя по схеме в учебнике.

Основные части гриба: грибница, ножка, шляпка.

4. Приведи другие примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа-определителя От земли до неба (Плешаков) >> .

Съедобные грибы: маслёнок, подберёзовик, груздь, рыжик, сыроежка.

Несъедобные грибы: мухомор, галерина, свинушка.

Страница 54-55. Шестиногие и восьминогие.

1. Как называются эти насекомые? Впиши в кружочки номера их названий.

2. Вырежи картинки из приложения и составь схемы превращения насекомых. Закончи подписи.

Схема превращения насекомых.

Яйца - личинка - стрекоза. Яйца - гусеница - куколка - бабочка.

3. Найди в этом ряду лишний рисунок и обведи его. Объясни (устно) свое решение.

Ответ: Лишний паук. У него 8 ног и он относится к паукообразным, а у остальных на картинке 6 ног, это насекомые.

4. Напиши рассказ о насекомых, которые тебя заинтересовали или о пауках. Используй сведения из атласа-определителя, книги "Зелёные страницы! или "Великан на поляне" (по своему выбору).

Возле нашей дачи, в лесу есть несколько больших муравейников. Муравьи трудятся целый день, они собирают семена и мертвых животных. А еще муравьи пасут тлю. Они хлопают тлю по спинке, и та выделяет капельку сладкой жидкости. Эта жидкость и привлекает муравьев. Они любят сладкое.

Стр. 56-57. Птичьи секреты

1. Как называются эти птицы? Впиши в кружочки номера их названий.

Перелетные птицы: ласточка, стриж, скворец, утка, цапля, грач.

Зимующие птицы: сойка, дятел, поползень, синица, ворона, воробей.

2. Приведи другие примеры перелётных и зимующих птиц. Можешь использовать сведения из книги "Зелёные страницы".

Перелетные птицы: журавль, горихвостка, кулик, дрозд, трясогузка, дикие гуси.

Зимующие птицы: галка, голубь, снегирь, сорока.

3. Понаблюдайте за птицами вашего города (села). С помощью атласа-определителя узнайте их названия. Обратите внимание на поведение птиц. Есть ли у каждой птицы свой характер? По результатам наблюдения напиши свой рассказ. Сделай рисунок и наклей фотографию.

Сойка - лесная птица, но в последнее время ее все чаще можно встретить в городе: парках и скверах. Это очень красивая птичка. На крыльях у нее разноцветные перья, с синим отливом. Сойка кричит резко, пронзительно. Эта лесная красавица любит есть желуди, подбирает также остатки пищи, иногда разоряет птичьи гнезда и даже нападает на мелких птиц.

Стр. 58-59. Как разные животные готовятся к зиме.

1. Узнай животных по описанию. Напиши названия.

лягушка
жаба
ящерица
змея

2. Раскрась белку и зайца в летнем и зимнем наряде. Дорисуй каждому зверю его природное окружение. Объясни (устно), почему у этих животных изменяется цвет шерсти.

Заяц летом серый, слегка с рыжинкой, а к зиме меняет свою шкурку на белую.

Белки бывают разных цветов, от светло-рыжего до черного. Осенью они тоже линяют, меняют свою шубку на более густую и теплую, но цвет их при этом меняется не значительно.

3. Подпиши, кто сделал эти запасы на зиму.

Ответ: 1. Белка. 2. Мышь.

4. Впиши в текст названия животных.

На земле в ямке ёж делает небольшое гнездо из сухой листвы, травы, мха. В нём он залегает в спячку до весны. А медведь поздней осенью устраивает себе берлогу под упавшим деревом и спит в ней всю зиму.

С. 60-61. Невидимые нити в осеннем лесу.

1. Как связаны между собой дуб и лесные животные? Вырежи рисунки из Приложения и наклей их в окошки схемы №1, а в схему №2 впиши названия животных.

Ответ: белка, сойка, мышь. Они кормятся плодами дуба и живут тут.

2. Вырежи рисунки из приложения и наклей их в окошки схем. В рамках составьте схемы с названиями.

Ответ: Орехами кормятся белка и мышь. Рябиной - дрозд.

3. Приведи свой пример невидимых нитей в осеннем лесу и изобрази его в виде схемы.

Пример: на сосне кормятся белка (ест семена шишек) и дятел (ест насекомых, обитающих в коре, тем самым лечит дерево).

4. Рассмотри фотографии. Расскажи (устно), о каких невидимых нитях в осеннем лесу они тебе напоминают.

Орехи напоминают о белках и мышах. Желуди - белка, сойка, мышь. Рябина - дрозд.

С. 62-63. Осенний труд.

1. Перечисли, чем занимаются люди осенью в доме, саду, огороде.

В доме: утепляют окна, запасают дрова и уголь на зиму, готовят печи и котлы отопления, делают закатки на зиму.

В саду: собирают урожай с деревьев, защищают стволы деревьев от грызунов и мороза, опавшие листья сжигают

В огороде: собирают овощи, отправляют их на хранение в погреб, грядки перекапывают.

2. Подбери и приклей фотографию осенних работ в твоей семье.

Фото для вклейки:

Подумай и запиши, какие качества нужны для выполнения такой работы.

Ответ: любовь к земле, трудолюбие, умение работать с лопатой, тяпкой, граблями, терпение, сила.

Стр. 64-65. Будь здоров.

1. Нарисуй, в какие игры ты любишь играть летом и осенью. Вместо рисунков можно приклеить фотографии.

Летние и осенние игры: догонялки, салки, прятки, футбол, вышибалы, кондалы, бадминтон, для девочек - резиночка, классики.

2. Подумай и запиши, какие качества развивают игры, в которые ты любишь играть летом и осенью.

Ответ: ловкость, силу, смекалку, смелость, внимательность, настойчивость.

3. Попроси старших в семье рассказать об одной из игр нардов вашего края. Вместе опишите ход игры. Дайте ей название...

ИГРА "Высокий дуб"

В эту игру играли на Руси еще наши бабушки и дедушки, ее название сохранилось с 50-х годов прошлого столетия. Для игры нужен один мяч. Играют от 4-х до 30-ти (или более) детей.

Все становятся в круг. Внутри круга стоит один человек с мячом. Он подбрасывает мяч высоко вверх над собой и выкрикивает имя одного из игроков, например: "Люба!". Все дети (в том числе и тот, кто подбрасывал мяч) разбегаются врассыпную. Люба должна подхватить мяч и бросить в кого-нибудь из ребят. В кого попали, тот следующим подбрасывает мяч.

Играют до тех пор, пока не надоест.

Какие качества развивает эта игра: быстроту реакции, меткость, быстроту бега, ловкость.

С. 66-69. Охрана природы осенью.

3. С этими растениями и животными из Красной книги России мы познакомились в 1 классе. Вспомни их названия. Впиши номера в кружочки.

4. А вот еще несколько представителей Красной книги России. С помощью учебника раскрась их и подпиши названия.

Гриб баран, водяной орех, мандаринка.

5. Напиши рассказ об одном из представителей Красной книги России, обитающем в твоем крае.

Пример: Морж атлантический. Среда обитания этого редкого вида - Баренцево и Карское моря. Взрослый морж может достигать длину 4 метра, а вес атлантического моржа может составлять около полутора тонн. Этот вид моржей был почти полностью истреблен. На сегодняшний день, благодаря усилиям специалистов, регистрируется небольшой рост популяции, хотя точное их число определить пока невозможно, так как без специальной техники крайне трудно добраться до лежбища этих животных.

Или рассказ берем со странички: Доклады о животных красной книги >>

Страница 70. Осенняя прогулка.

Фото для вклейки:



Загрузка...