domvpavlino.ru

Категории запасов подземных вод В и С1 - Гидрогеология. Подземные воды. Запасы подземных вод

По различным признакам в настоящее время выделяется также несколько групп запасов подземных вод.

Естествениые запасы -- масса гравитационной воды в пласте в естественных условиях. Та часть этой массы, которая может быть извлечена из напорного водоносного горизонта за счет упругих свойств воды и горных пород без осушения пласта, называется упругими запасами. При оценке запасов подземных вод для водоснабжения (пресные воды) запасы удобнее выражать не массой, а объемом воды, так как численно значения единицы массы и объема воды в этом случае достаточно близки. В такой приближенной трактовке естественные запасы равны сумме объема воды, заключенной в пласте (эти запасы иногда называют «емкостными»), и объема воды, извлекаемой в напорных условиях без осушения пласта («упругие запасы»). Величина последних по сравнению с емкостными запасами обычно составляет доли пропета.

Искусственные запасы подземных вод--это их объем в пласте, образовавшийся в результате орошения, подпора водохранилищами, искусственного заводнения пласта.

Эксплуатационные запасы подземных вод -- количество подземных вод, которое может быть получено рациональными в технико-экономическом отношении водозаборными сооружениями при заданном режиме эксплуатации и при качестве воды, удовлетворяющем требованиям в течение всего расчетного срока водопотребления. Количество воды, о котором идет речь в приведенном выше определении, рекомендуется выражать расходом воды. Следовательно, строго говоря, речь идет не об эксплуатационных запасах, а об эксплуатационных ресурсах водоносного горизонта. С термином эксплуатационные запасы можно согласиться лить с практической точки зрения -- ГКЗ утверждает запасы полезных ископаемых (подавляющая их часть -- твердые ископаемые, где термин «запасы» является точным), а не ресурсы.

Термин «эксплуатационные ресурсы» применяется при прогнозных оценках в региональном плане, как характеристика потенциальных возможностей эксплуатации подземных вод в том или ином крупном регионе.

С учетом их восполнения выделяют восполняемые запасы (при условии поступления ресурсов) и невосполняемые (при отсутствии источников их формирования). К последним принадлежат, так называемые, геологические запасы подземных вод, равные объему воды в горизонте.

Как и ресурсы, запасы с учетом площади их распространения, подразделяются на региональные и локальные, а на основе генетических признаков - на естественные и искусственные (накапливаются с участием антропогенного воздействия). Если запасы определенного горизонта восполняются частично за счет притока воды из других водоносных объектов, то поступающее из них количество воды относят к привлекаемым запасам.

Особую группу составляют эксплуатационные запасы, которые могут быть извлечены или извлекаются из эксплуатируемых водоносных объектов, прежде всего, из месторождений подземных вод с соблюдением природоохранных мероприятий (7). Как правило, эксплуатационные запасы приурочены к месторождениям подземных вод, обеспечивающим экономически обоснованную их добычу. Степень сложности этих месторождений (или их участков) различна. В связи с этим они подразделяются на три группы.

К первой из них приурочены эксплуатационные запасы месторождений подземных вод с простыми условиями. На площади их распространения водоносные горизонты (подразделения) выдержаны по площади и строению, однородны по фильтрационным свойствам, обеспечены питанием (ресурсами) и характеризуются устойчивым кондиционным химическим составом.

Вторая группа месторождений подземных вод характеризуется сложным строением, а также сложными гидрогеохимическими и геотермическими условиями. При этом, однако, представляется возможным оценить изменения различных компонентов природной среды, применяя в ограниченных объемах специальные технологии при разведке и освоении запасов.

В третью группу входят эксплуатационные запасы месторождений с очень сложными условиями, характеризующимися невыдержанным геологическим строением, крайней изменчивостью мощностей и фильтрационных свойств водовмещающих пород, а также сложными гидрогеохимическими и геотермическими условиями. Проведение разведочных работ на таких месторождениях требует применения специальных дорогостоящих технологий, реализация которых на стадии разведки может быть технически неосуществима или экономически нецелесообразна.

Эксплуатационные запасы подразделяются на категории (А, В, С1, С2) по степени изученности условий формирования, количества и качества подземных вод, а также условий эксплуатации и подготовленности месторождений подземных вод к дальнейшему изучению или освоению.

По условиям освоения, хозяйственному и экономическому значению эксплуатационные запасы подразделяются на балансовые и забалансовые. К первой из этих групп относятся запасы, целесообразность использования которых установлена на основе всех геолого-экономических и санитарно-гигиенических факторов, учитываемых действующими инструктивными документами. Возможность их использования должна быть подтверждена соответствующими федеральными или территориальными органами. К забалансовым относятся запасы, использование которых на период оценки не может быть признано целесообразным по ряду причин (технико-экономическим, технологическим, экологическим).

Одним из определяющих моментов в процедуре оценки запасов подземных вод является присвоение категории изученности. Категория изученности запасов подземных вод, выделенных на лицензионном участке, указывается в протоколе Территориальной комиссии по запасам – ключевом документе, ради получения которого, собственно, и затевается весь процесс подсчета запасов. Без протокола ТКЗ на сегодняшний день лицензия на право добычи подземных вод будет недоступна.

Давайте разберемся, что такое категории запасов В и С1? Чем они отличаются? И почему при присвоении категории запасов С1 сотрудники Департамента по недропользованию выдвигают требования повторного проведения работ по оценке запасов по истечение 3-5 лет эксплуатации водозабора. А также попытаемся понять, насколько законно требование переоценки запасов категории С1 через 3-5 лет.

Начно-производственная группа "Тектоника". .

«Классификация запасов…» является основным документом, регламентирующим работы по оценке запасов подземных вод. Как и многие другие нормативные документы в нашей стране, «Классификации запасов…» страдает характерными недугами: отсутствием однозначности и строгой определенности.

Наиболее четко определены условия отнесения запасов подземных вод к категории А, отражающей наивысшую степень изученности геолого-гидрогеологических условий участка недр. Чтобы присвоить данную категорию запасов, по водозабору должны быть представлены данные режимных наблюдений за трехлетний период, включающие замеры дебита и продолжительности работы эксплуатационных скважин (журнал ПОД-11), ежемесячные замеры статического и динамического уровня подземных вод по всем имеющимся скважинам, результаты выполнения химических и бактериологических анализов с отбором проб раз в квартал (из каждой скважины) и результаты ежегодных радиологических исследований. Кроме того, на водозаборе должны быть выполнены опытные работы: одиночные и кустовые откачки, а также представлены необходимые гидродинамические расчеты, подтверждающие возможность эксплуатации сооружения в течение последующих 25 лет.

Откачки и гидродинамические расчеты – это работа гидрогеологов. От самого недропользователя здесь требуется наличие трехлетнего цикла режимных наблюдений.

Однако, на деле большинство недропользователей начинает выполнять эти наблюдения только в процессе работ по оценке запасов, что делает присвоение желанной категории А – невозможным.

Требования о трехлетнем цикле наблюдений за дебитами, уровнями и химическим составом подземных вод очень часто выдвигаются сотрудниками Департамента по недропользованию при оформлении лицензии на добычу подземных вод. Обращаю внимание дорогих владельцев водозаборных скважин, что трехлетний цикл наблюдений нужен именно для оценки запасов подземных вод по категории А. При этом, нигде в нормативных документах не указано, что запасы должны быть оценены именно по самой высокой категории.
Далее перейдем к наиболее интересным категориям В и С1.

Вся прелесть последней редакции «Классификации запасов…» от 2007 года в том, что разница между этими категориями практически не уловима.

Приведем некоторые выдержки из документа:

«…возможны достоверная оценка источников формирования эксплуатационных запасов» - это по категории В;

«…возможны ориентировочная оценка источников формирования запасов» - а это по С1;

«…качество подземных вод изучено в необходимых объемах с детальностью, позволяющей установить соответствие установленным требованиям» - это опять категория В;

«…качество подземных вод изучено в объемах и детальностью, позволяющих с удовлетворительной достоверностью установить соответствие установленным требованиям» - а это снова С1;

«…оценено возможное влияние водозаборных сооружений на окружающую среду» - категория В;

«…предварительно оценено возможное влияние отбора подземных вод на окружающую среду» - категория С1.

Как мы видим, вся разница заключается в том, что для категории С1 появляются слова «ориентировочно», «удовлетворительно» и «предварительно». Что они могут означать применительно к конкретным работам на лицензионном участке, авторы документа не поясняют. Сколько скважин нужно опробовать, чтобы оценить «достоверно», а сколько, чтобы только «предварительно». Вполне понятно, когда качество подземных вод изучено с детальностью, позволяющим установить соответствие установленным требованиям. А вот что такое «удовлетворительная достоверность» при оценке того же качества – понять сложно.

На недостатки новой «Классификации запасов…» неоднократно указывали специалисты–гидрогеологи еще до утверждения этого документа приказом Министерства природных ресурсов в 2007 году. Критика продолжает звучать практически на каждой научной конференции и совещаниях по подземным водам. К сожалению, сегодня чиновники к мнению ученых прислушиваются редко.
Чтобы внести некоторую ясность в вопрос разделения категорий запасов В и С1 следует обратится к старой редакции «Классификации запасов…», действовавшей с 1997 по 2007 гг., а также к практике гидрогеологических исследований и здравому смыслу.

Каждая категория запасов в прежней редакции «Классификации…» имела свое строгое определение: категория А – освоенные, категория В – разведанные, категория С1 – оцененные, категория С2 – выявленные. Названия категорий отражали общепринятую и понятную для всех геологов стадийность геологоразведочных работ: сначала поиск (С2), потом оценка (С1), потом разведка (В) и затем опытно-промышленная эксплуатация (А).

В новой классификации понятия «разведанные» и «оцененные» запасы выделены в обособленную группу. И совершенно неясно, как их относить к категориям изученности. Получается, что в пределах месторождения могут быть выделены одновременно разведанные запасы по категории С1 и оцененные запасы по категории С1. И это тоже стало одним из предметов торга. Внимательно следите, чтобы в протокол ТКЗ по вашему водозабору не затесалось слово «оцененные».

Если говорить проще, то ранее к высоким категориям А и В можно было относить запасы подземных вод, подготовленные к промышленной эксплуатации. Что это означает?

Это значит, что запасы категории А и В могли быть присвоены только по существующим водозаборным скважинам, либо проектируемым водозаборным скважинам, местоположение и конструкция которых заданы в утвержденном проекте водозаборного сооружения.

Запасы по категории С1 также можно задавать для несуществующих скважин, например, принимая их конструкцию по аналогии с уже эксплуатируемыми. Принципиальная разница состояла в том, что на эти скважины еще нет утвержденного проекта подземного водозабора.

Исходя из этого простого и вполне понятного принципа, запасы подземных вод по всем существующим одиночным водозаборам, эксплуатируемым в течение десятков лет, должны быть отнесены исключительно к категории В. Естественно, при условии выполнения по ним режимных наблюдений и комплекса опытных работ с последующим расчетом эксплуатации в течение 25 лет. Запасы по категории С1 должны выделятся только в том случае, если недропользователь запланировал бурение еще одной водозаборной скважины, не предусмотренной проектом (или, как оно чаще бывает, если проекта нет вообще). В этом случае по проектируемой скважине запасы проходят по категории С1, а по всем существующим – по категории В. И ничего не мешает установить срок эксплуатации всех скважин в 25 лет.

Однако, в реальности такое решение вопроса работает не всегда.

Потому-что эксперты Территориальных комиссий по запасам крайне заинтересованы, чтобы недропользователь проводил повторные работы снова и снова. Чем больше – тем лучше. Потому как эксперты ТКЗ сами являются сотрудниками организаций, выполняющих работы по оценке запасов подземных вод. Эти организации размещаются в том же здании, что и Департамент по недропользованию. Раньше они были государственными ФГУ, а сейчас массово переходят в частные руки и становятся ОАО и ООО. Но это не уменьшает их крепкую дружбу и привязанность к Департаменту по недропользованию.

Но, давайте разберемся, откуда взялась эта чудесная традиция – относить запасы по водозабору к категории С1 и затем требовать их переоценки по истечении 3-5 лет эксплуатации водозабора?

Вновь обратимся к прежней редакции «Классификации запасов…» от 1997 г. и внимательно прочитаем последний абзац пункта 3.4:
«В тех случаях, когда достижение детальности изученности запасов для выделения категории В связано с большими и неоправданными затратами, запасы категории С1 могут служить основанием для вовлечения месторождения (участка) в опытно-промышленную эксплуатацию без проведения разведочных работ. По результатам опытно-промышленной эксплуатации осуществляется оценка эксплуатационных запасов категорий А или В и при необходимости составляется проект реконструкции (расширения) водозабора.»
Опираясь именно на этот абзац эксперты ТКЗ в течение 10 лет принуждали недропользователей проводить повышение категории изученности запасов на основании опытно-промышленной эксплуатации водозабора. Отметим, что в действующей в настоящее время «Классификации запасов…» 2007 г. такого абзаца нет! А эксперты продолжают принуждать…

Обратим внимание, что в соответствие с требованиями старой редакции документа категория С1 присваивалась «…без проведения геологоразведочных работ». Т.е. никакой оценки запасов недропользователь не проводил, категорию С1 ему давали «за так». Через три года он предоставлял данные режимных наблюдений за дебитом, уровнями и химическим составом подземных вод, проводил необходимые опытные работы и получал категорию В сроком на 25 лет.

Отсюда вытекает логичный вывод, что если категорию С1 по существующим скважинам раньше можно было получить за просто так (и эта категория иногда указывается в старых лицензиях на добычу подземных вод, полученных 10-15 лет назад), то сегодня, когда мы изначально проводим работы по геологическому изучению недр, как того требует современное законодательство, вполне правильно было бы ожидать присвоения категории В. Почему же нам ее не присваивают?

Боюсь, что этот вопрос – из разряда риторических. Оставим его на совести сотрудников Роснедра и попытаемся обобщить все вышесказанное в виде нескольких основополагающих выводов:

1. Если опираться на разумные основания, то практически во всех случаях после годового цикла геологоразведочных работ на одиночном водозаборе, мы должны получать категорию изученности не ниже В. Если эксперты ТКЗ пытаются впаять нам С1 – это от лукавого.

2. В действующих документах нигде не сказано, что разведанные запасы категории С1 должны быть переоценены через 3-5 лет по результатам опытно-промышленной эксплуатации водозабора, а категория изученности должна быть повышена до В или А. Такого пункта нет! Следовательно, запасы категории С1 могут быть присвоены, но срок эксплуатации водозабора от этого не меняется – 25 лет и точка!

3. Действующие нормативные документы не дают однозначных формулировок относительно запасов по категории В и С1. Нет четких критериев, разграничивающих эти две категории. Как следствие, любая неоднозначность в нормативной базе приводит к произволу со стороны сотрудников надзорных органов. К этому надо быть готовым!

Какой выход из ситуации здесь можно предложить?

Как вариант, можно обратиться за разъяснениями в Государственную комиссию по запасам. Написать письмо на имя Генерального директора ГКЗ Подтуркина Юрия Александровича с примерно следующим содержанием:

Уважаемый Юрий Александрович!

Просим дать разъяснения по вопросу оценки запасов подземных вод одиночного водозабора.
Планируется провести работы по геологическому изучению участка недр одиночного водозабора ООО (ваше наименование) на основании лицензии (номер лицензии). Сотрудники Департамента по недропользованию по (указать ваш округ) федеральному округу, выдавшие лицензию, указывают, что запасы подземных вод могут быть разведаны только по категории С1, что потребует повторной оценки запасов после 3-5 лет опытно-промышленной эксплуатации водозабора.
Однако, в действующей «Классификации запасов...» (2007 г.) такого требования нет. В соответствие с «Методическими рекомендациями по применению Классификации запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных подземных вод» (Приказ МПР РФ № 69-р от 27.12.07) запасы подземных вод оцениваются на срок 25 лет.
Известно, что требование о переоценке запасов подземных вод, разведанных по категории С1, выдвигалось в пункте 3.4 прежней редакции «Классификации запасов…» (приказ МПР РФ от 07.03.97), где указано, что «…запасы категории С1 могут служить основанием для вовлечения месторождения (участка) в опытно-промышленную эксплуатацию без проведения разведочных работ в тех случаях, когда достижение детальности изученности запасов для выделения категории В связано с большими и неоправданными затратами».
Таким образом, категория С1 ранее могла быть присвоена без выполнения геологоразведочных работ, что и требовало переоценки запасов по опыту эксплуатации через 3-5 лет.
В нашем случае геологоразведочные работы проводятся. Объемы работ обеспечивают степень изученности, соответствующей категории В. Однако, эксперты ТКЗ стремятся незаконно присвоить категорию С1 по нашему лицензионному участку. Таким образом, присвоение данной категории не позволяет вовлекать скважину в промышленную эксплуатацию.
Считаем, что повторное проведение работ по переоценки запасов и повышению категории изученности С1 до категории В связано с большими и неоправданными затратами.
Просим разрешить эксплуатацию скважины на категории С1 без проведения работ по переоценке, либо присвоить категорию В запасов подземных вод в соответствие с представленными материалами по геологической изученности. Т.к. ранее категория С1 присваивалась по скважинам вообще без проведения каких-либо работ.

Приведенный пример может несколько изменяться по форме, но смысл письма должен оставаться тем же. Администрация ГКЗ обязана ответить на ваше письмо.
Могу сообщить, что с моей стороны такое письмо было направлено и получен официальный ответ.

Привожу текст письма:

На Ваш запрос сообщаем следующее. В соответствии с ранее действовавшей «Классификацией эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод» на запасах категории С1 для месторождений 1-й и 2-й групп сложности в отдельных случаях по решению государственной экспертизы могла быть разрешена опытно-промышленная эксплуатация месторождения (участка) подземных вод продолжительностью до 5 лет. Поэтому и запасы подземных вод в этих случаях утверждались на указанный срок. В ныне действующей «Классификации запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных вод» возможность опытно-промышленной эксплуатации предусмотрена только на запасах категории С2 для месторождений 4-й группы сложности, а на запасах категории С1 разрешается их промышленное освоение, поскольку выделение более высоких категорий для них признано нецелесообразным. Для остальных групп месторождений по степени сложности запасы категории С1 предполагают их отнесение по степени изученности к оцененным, что, в свою очередь, определяет необходимость постановки разведочных работ и возможность оформления лицензии на право пользования недрами на разведку и добычу подземных вод. Таким образом, действующие нормативные документы не допускают эксплуатации месторождений 1-3 групп сложности на запасах категории С1 без постановки разведочных работ и перевода запасов в категорию В, а оцененных месторождений по степени изученности в группу разведанных. При этом расчетный срок эксплуатации, на который утверждаются запасы, как Вы и указали, не может превышать 25 лет, а его конкретная продолжительность может определяться как геолого-техническим заданием недропользователя, так и конкретными гидродинамическими и миграционными расчетами. Ограничение же расчетного срока эксплуатации волевым путем считаем неприемлемым.

Зам. Генерального директора ФБУ «ГКЗ», Есипов А.В.

Таким образом, указанное письмо отражает следующий взгляд руководства Государственной комиссии по запасам на проблему оценки запасов подземных вод:

1. Все запасы подземных вод категории С1 должны быть переоценены до категории В. Запасы категории С1 являются оцененными и не могут быть вовлечены в промышленную эксплуатацию. Лицензия на право добычи подземных вод по определению может быть выдана только на разведанные запасы категории В.

Соответственно, тем недропользователям, кому экспертиза ТКЗ ранее «впаяла» категорию С1 вряд ли удастся избежать переоценки.

2. Срок оценки запасов подземных вод не может превышать 25 лет, но может быть меньшим.
Должен отметить, что фраза «конкретная продолжительность (эксплуатации водозабора) может определяться как геолого-техническим заданием недропользователя, так и конкретными гидродинамическими и миграционными расчетами» свидетельствует о том, что срок, на который подсчитываются запасы, определяется исключительно экспертами ГКЗ и ТКЗ.

В отдельных случаях действительно разумно оценивать запасы подземных вод на срок меньше 25 лет, если прогнозируется существенное изменение качества подземных вод в ходе эксплуатации. Однако, эта проблема сама по себе возникает не часто и, как правило, наиболее актуальна для крупных водозаборов с объемом водоотбора в несколько десятков тысяч кубометров в сутки.
Ну а в случае с одиночными водозаборами эта фраза создает обширное поле деятельности для предприимчивых специалистов Роснедра, которые в свободное от гос. службы время подрабатывают в геологоразведочных организациях.

Следует обратить внимание на парадоксальность ситуации. Само по себе данное письмо не несет негатива для владельцев водозаборных скважин. Что ж такого, что эксплуатировать скважины можно только с оцененными запасами по категории В? Собственно, для того и проводятся геологоразведочные работы, чтобы обеспечить необходимую изученность участка.

Однако, резко негативные моменты проявляются при наложении предложенных пояснений на существующую действительность. В условиях отсутствия независимой геологической экспертизы и весьма ограниченных возможностей по обжалованию ее результатов, указанные предложения зам. директора ГКЗ фактически ставят недропользователей в безвыходную ситуацию, когда работы по оценке и переоценке запасов подземных вод могут навязать снова и снова, ссылаясь на те или иные «объективные» причины.

Остается констатировать факт, что ситуация в сфере регулирования вопросов недропользования в нашей стране мало отличается от ситуации во всех прочих сферах. А лозунг борьбы с коррупцией пока что остается не более чем лозунгом.

Тем не менее, призываю законопослушных владельцев водозаборных скважин отстаивать свои права. Не надо стесняться по каждому отдельному вопросу и спорной ситуации просить пояснений напрямую в ФБУ «ГКЗ». А в особо тяжелых случаях, обращаться в прокуратуру и судебные инстанции.

Не стоит забывать, что необходимость оценки запасов подземных вод, как и любых других видов полезных ископаемых, вытекает из раздела III закона «О недрах», который носит наименование «Рациональное использование и охрана недр».

Вообще, требование о рациональности – одно из основных требований законодательства по недропользованию.

Оценка запасов полезных ископаемых – процедура в чистом виде экономическая, которая, как правило (в случае с любыми другими видами полезных ископаемых), выполняется в рамках отчета с технико-экономическим обоснованием временных или постоянных кондиций.

Могу пояснить.

Вопрос объемов содержания полезных ископаемых в недрах (т.е. запасов), способов и темпов их отработки рассматривается одновременно с вопросом экономической выгоды и целесообразности его извлечения. Т.е., если вы, скажем, оцениваете запасы золота, то в первую очередь ориентируетесь на современную стоимость золота на мировом рынке, после чего определяете, насколько вам выгодно добывать, обогащать и транспортировать золотую руду с этого конкретного участка.

Вся процедура оценки запасов, по сути, направлена на решение одного простого вопроса: сколько полезного ископаемого содержится в недрах и выгодно ли его добывать на сегодняшний день?

Теперь, давайте посмотрим действующую «Классификацию запасов подземных вод…» и в особенности тот пункт, на который ссылается в своем письме зам. ген. директора ФБУ «ГКЗ»:

«…для месторождений 4-й группы сложности на запасах категории С1 разрешается их промышленное освоение, поскольку выделение более высоких категорий для них признано нецелесообразным».

Сейчас вы поймете, куда я клоню.

Опираясь на нормативные документы, мы видим, что в некоторых случаях выполнять работы по геологическому изучению недр по достижении определенного предела становится «нецелесообразно». Т.е., изучать любой огород, конечно, можно до бесконечности. Но когда затраты на геологическое изучение значительно превышают стоимость самого полезного ископаемого, то зачем его изучать? Это – нерационально!

И эта ситуация целиком и полностью относится к одиночным водозаборам.

Плата за добычу подземных вод – копейки! Гос. пошлина за оформление лицензий – тоже сумма не существенная. Более того, бурение водозаборной скважины, как основного сооружения, обеспечивающего добычу полезного ископаемого, обойдется в 100-200 тысяч рублей. А вот работы по геологическому изучению стоят миллион! А иногда и больше!

Скажите-ка какому-нибудь инвестору, что на геологический отчет по золоторудному месторождению он должен потратить в 5 раз больше, чем на разведочное бурение. С учетом того, что на бурение в подобных случаях уходят десятки и сотни миллионов рублей, инвестор очень быстро скажет, куда вам надо идти.

Однако, с подземными водами такая ситуация реализуется в полной мере. И никого из сотрудников Департамента по недропользованию она почему-то не удивляет.

Могу сказать, что некоторыми специалистами–гидрогеологами уже поднимался вопрос по одиночным водозаборам. Высказывались предложения, что на одиночных скважинах должен выполнятся только мониторинг объектного уровня, т.е. замеры уровня, дебита и исследования химического состава подземных вод. А постановка запасов на учет производится на основании небольшого письменного заключения на 10 листов без проведения специальных работ на водозаборе. Однако, к этому мнению никто из чиновников Департамента по недропользованию пока не прислушался.

Наконец, уж если Роснедра обязали владельцев водозаборных скважин проводить полноценные работы по оценке запасов подземных вод, то более чем достаточно проводить эти работы один раз. Постановка запасов по одиночным скважинам сначала по категории С1, а затем требование о повторной оценке запасов с повышением изученности до категории В является вопиющим фактом нарушения принципа рациональности.

Если работы по геологическому изучению в несколько раз превышают стоимость подземного водозабора, разве это рационально?
Увы, это еще один вопрос, который останется без ответа.

В этой ситуации остается еще раз порекомендовать всем законопослушным недропользователям направлять официальные письма и запросы в ФБУ «ГКЗ». Возможно, это не повлечет напрямую положительного решения вашего вопроса, однако, как минимум покажет чиновникам, что «ситуация назрела».

Бывает, что из ответного письма можно выхватить одну-две фразы, чтобы, размахивая письмом как флагом, показать местным сотрудникам ТКЗ или Департамента по недропользованию свою решительность, подкованность и осведомленность.

В некоторых случаях – работает!

Понятие о ресурсах и запасах подземных вод

Целесообразность использования подземных вод, как и других полезных ископаемых, может быть определена только на основании данных о величине их запасов.

Важной особенностью подземных вод как полезного ископаемого является непрерывный характер водопотребления, что вызывает необходимость постоянного отбора воды из недр в заданном количестве. В свою очередь, отбор воды из недр, может быть осуществлен водозаборными сооружениями (чаще всего скважинами), производительность которых определяется фильтрационными свойствами водовмещающих пород, глубиной залегания уровня, а также техническими условиями эксплуатации. В связи с этим, даже при наличии больших количеств воды в недрах и значительном ежегодном ее поступлении в водоносные горизонты, в отдельных случаях, эксплуатация подземных вод может оказаться нерациональной из-за очень маленьких дебитов скважин, сложности эксплуатации в техническом отношении (пескование, солеотложение в скважинах), отсутствия необходимого насосного оборудования (например, при эксплуатации агрессивных промышленных или термальных вод). Таким образом, при оценке подземных вод, кроме понятия «запасы подземных вод» используется термин «ресурсы подземных вод», характеризующий питание водоносного горизонта.

Классификация запасов и ресурсов подземных вод:

1. Естественные запасы – объем гравитационной воды, заключенной в порах и трещинах водовмещающих пород. Естественные ресурсы – количество подземных вод, поступающих в водоносный горизонт в естественных условиях путем инфильтрации атмосферных осадков, фильтрации из рек, перетекания из выше – и нижерасположенных водоносных горизонтов.

2. Искусственные запасы - это объем подземных вод в пласте, сформировавшийся в результате орошения, фильтрации из водохранилищ, искусственного пополнения подземных вод. Искусственные ресурсы – это расход воды, поступающей в водоносный горизонт при фильтрации из каналов и водохранилищ, на орошаемых площадях.

3. Привлекаемые ресурсы – это расход воды, поступающей в водоносный пласт при усилении питания подземных вод, вызванном эксплуатацией водозаборных сооружений.

4. Понятия эксплуатационные запасы и эксплуатационные ресурсы являются в сущности синонимами. Под ними понимается то количество подземных вод, которое может быть получено рациональными в технико-экономическом отношении водозаборными сооружениями при заданном режиме эксплуатации и при качестве воды, удовлетворяющем требованиям в течение всего расчетного срока водопотребления.

Оценка качества подземных вод

При оценке эксплуатационных запасов подземных вод должно быть показано, что качество вод будет удовлетворять целевому назначению в течение всего расчетного срока водопотребления.

Качество подземных вод определяется требованиями СанПиНов, технических условий и ведомственных указаний. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» устанавливают гигиенические требования качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения.

Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.

Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 8.2.).

Таблица 8.1. Нормируемые микробиологические и

Показатели

Единицы измерения

Нормативы

Термотолерантные колиформные бактерии

Число бактерий в 100 мл*

Отсутствует

Общие колиформные бактерии **

Общее микробное число **

Число образующих колонии бактерий в 1 мл

Не более 50

Колифаги ***

Число бляшкообразующих единиц (БОЕ) в 100 мл

Отсутствует

Споры о сульфитредуцирующих клостридиях ****

Число спор в 20 мл

Цисты лямблий ***

Число цист в 50 л

* При определении проводится трехкратное исследование по 100 мл отобранной пробы воды.

** Превышение норматива не допускается в 95 % проб, отбираемых в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети в течение 12 мес, при количестве не менее 100 исследуемых проб за год.

*** Определение проводится только в системах водоснабжения из поверхностных источников перед подачей воды в распределительную сеть.

**** Определение проводится при оценке эффективности технологии обработки воды.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуют в составе трех поясов:

1) первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборных скважин, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения;

2) второй и третий пояса (ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды самих источников водоснабжения.

Предполагается, что второй пояс ЗСО служит для предупреждения бактериального (микробного) загрязнения, а третий пояс предназначен для защиты от химического загрязнения подземных вод.

В каждом из трех поясов ЗСО устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возможного ухудшения качества воды.

Граница первого пояса ЗСО назначается нормативно на расстоянии не менее 30м от водозабора – при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50м – при использовании недостаточно защищенных подземных вод.

К защищенным подземным водам относятся напорные и безнапорные межпластовые воды, имеющие в пределах всех поясов ЗСО сплошную водоупорную кровлю, исключающую возможность местного питания из вышележащих недостаточно защищенных водоносных горизонтов.

Таблица 8.2. Нормируемые показатели химического состава питьевых вод

Показатели

Нормативы (предельно допустимые концентра­ции (ПДК)), не более

Показатель вредности

Обобщенные показатели

Водородный показатель рН

В пределах 6-9

Общая минерализация (сухой остаток),

Жесткость общая, ммоль/л

Окисляемость перманганатная, мг/л

Нефтепродукты, суммарно, мг/л

Поверхностно-активные (ПАВ), анионо-

активные вещества, мг/л

Фенольный индекс, мг/л

Неорганические вещества, мг/л

Алюминий (А1 3+)

Барий (Ва 2+)

Бериллий (Ве 2+)

Бор (В, суммарно)

Железо (Fe, суммарно)

0,3 (1,0)** орг.

Кадмий (Cd, суммарно)

Марганец (Мп, суммарно)

Медь (Си, суммарно)

Молибден (Мо, суммарно)

Мышьяк (As, суммарно)

Никель (Ni, суммарно)

Нитраты (по NO,)

Ртуть (Hg, суммарно)

Свинец (РЬ, суммарно)

Селен (Se, суммарно)

Стронций (Sr 2+)

К недостаточно защищенным подземным водам относятся:

а) грунтовые воды;

б) напорные и безнапорные межпластовые воды, которые в естественных условиях или в результате эксплуатации водозабора получают питание на площади ЗСО из вышележащих недостаточно защищенных водоносных горизонтов через гидрогеологические окна или проницаемые породы кровли, а также из водотоков и водоемов путем непосредственной гидравлической связи.

Размеры второго пояса ЗСО определяются специальными гидродинамическими расчетами. Расчеты ведутся по времени продвижения загрязнения от границы пояса до водозабора подземных вод. Расчеты проводят из условий, что микробное загрязнение, поступающее в водоносный пласт за пределами второго пояса, не достигает водозабора за время, меньшее срока жизнедеятельности болезнетворных микробов и бактерий.

Основным параметром, определяющим расстояние от границ второго пояса ЗСО до водозабора, является время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору Т м

Граница 3-го пояса ЗСО, предназначенного для защиты водоносного пласта от химических загрязнений, также определяется специальными гидродинамическими расчетами.

Размеры 3-го пояса ЗСО рассчитываются с использованием следующих методов:

    метод нейтральных линий тока;

    по времени прихода химического загрязнения к водозабору подземных вод;

    по времени прихода к водозабору подземных вод предельно допустимой концентрации загрязняющего компонента

Таблица 8.3. Время Т м для расчета границ 2-го пояса ЗСО

При расчете по второму методу исходят из того, что время движения химического загрязнения к водозабору должно быть больше некоторого расчетного значения Т х. Величина Т х принимается равной сроку эксплуатации водозабора (обычный срок эксплуатации водозабора 25-30 лет). В большинстве случаев Т х = 10 4 сут.

ЗАПАСЫ ПОДЗЕМНЫХ ВОД (а. subsurface water storage; н. Untergrundwasservorrate; ф. ressources en eaux souterraines; и. reservas de aguas subterraneas) — количество воды , содержащееся в водоносном горизонте в естественных условиях или поступающее в него в результате проведения водохозяйственных мероприятий. Под термином " запасы подземных вод" часто понимают также то количество воды, которое может быть использовано. Существует ряд классификаций запасов подземных вод для оценки количества подземных вод. В большинстве из них различают понятия "ресурсы" и "запасы". Термином "запасы" обычно обозначают объём (массу) подземных вод в , термином "ресурсы" — расход подземных вод в единицу времени. Выделяют естественные и упругие запасы. Естественные (называемые также статическими, геологическими, вековыми или ёмкостными) запасы подземных вод характеризуют в объёмных единицах общее количество воды в водоносном пласте , упругие запасы — количество воды, высвобождающееся при вскрытии водоносного пласта и снижении пластового давления в нём при откачке или самоизливе за счёт объёмного расширения воды и уменьшения порового пространства самого пласта.

В практике гидрогеологических исследований обычно производят оценку естественных и эксплуатационных ресурсов подземных вод. Естественные ресурсы (или динамические запасы) характеризуют величину питания подземных вод за счёт инфильтрации атмосферных осадков, поглощения речного стока и перетекания из других водоносных горизонтов, суммарно выраженную величиной расхода потока или толщиной слоя воды, поступающего в подземные воды. Среднемноголетняя величина питания подземных вод, за вычетом испарения, равна величине подземного стока, поэтому при региональных оценках естественные ресурсы подземных вод часто выражаются cpеднегодовыми и минимальными значениями модулей подземного стока.

Эксплуатационные запасы подземных вод (ресурсы) — количество воды, которое может добываться в единицу времени из водоносного горизонта рациональным в технико-экономическом отношении водозабором при заданном режиме эксплуатации и при качестве воды, удовлетворяющем требованиям в течение всего расчётного периода эксплуатации. Эксплуатационные запасы (ресурсы) являются одним из основных критериев возможности и целесообразности использования подземных вод для различных целей. При этом, по сложившейся традиции, при региональных оценках обычно пользуются термином "эксплуатационные ресурсы", а при оценках для водоснабжения конкретных объектов — "эксплуатационных запасы". При оценке эксплуатационных запасов (ресурсов) учитывается возможность использования естественных (в том числе упругих) запасов, естественных ресурсов, а также привлекаемых (дополнительных) ресурсов, образующихся непосредственно вследствие эксплуатации водозаборов (привлечение поверхностных вод, подземных вод "непродуктивных" горизонтов и т.п.).

Важным источником формирования эксплуатационных запасов могут служить искусственные запасы и ресурсы, создаваемые за счёт закачивания поверхностных вод в природные подземные ёмкости с помощью специальных сооружений, фильтрационных потерь из водохранилищ и каналов, инфильтрации поливных вод на орошаемых массивах и т.п. Ресурсы (запасы) пресных подземных вод определяют на локальных участках с целью водоснабжения конкретных объектов (городов, предприятий) и больших территории, для которых даётся региональная оценка естественных и эксплуатационных ресурсов с целью перспективного планирования возможностей использования подземных вод. Оценка эксплуатационных запасов подземных вод на локальных участках проводится на основании специальных разведочных гидрогеологических работ или данных эксплуатации действующих водозаборов применительно к выделенным месторождениям подземных вод или их отдельным участкам.

Эксплуатационные запасы подземных вод в зависимости от степени , изученности качества вод и условий эксплуатации подразделяются на 4 категории — А, В, С1 и С2. К категории А относятся запасы, разведанные и изученные с детальностью, обеспечивающей полное выяснение условий залегания, строения, величин напора и фильтрационных свойств водоносных горизонтов, условий их питания, возможностей восполнения эксплуатационных запасов, установление связи водоносных горизонтов между собой и с поверхностными водами, изучение качества подземных вод с достоверностью, подтверждающей возможность их использования по заданному назначению на расчётный срок водопотребления . Эксплуатационные запасы подземных вод категории А определяются по данным эксплуатации, опытно-эксплуатационных или опытных откачек применительно к намеченной схеме расположения каптажных сооружений. В современной практике при определении запасов категории А допускается расчётная экстраполяция результатов эксплуатации и опытных данных.

К категории В относятся запасы, разведанные и изученные с детальностью, обеспечивающей выяснение основных особенностей условий залегания, строения и питания водоносных горизонтов, установление связи подземных вод (запасы которых оцениваются) с другими водоносными горизонтами и с поверхностными водами, определение приблизительного количества естественных водных ресурсов как возможных источников восполнения эксплуатационных запасов подземных вод. Качество подземных вод должно быть изучено с такой же детальностью, как и для запасов категории А. Эксплуатационные запасы категории В определяют в пределах детально изученного участка по данным опытных откачек или по расчётной экстраполяции применительно к намеченной схеме водозабора.

Запасы категории С1 изучаются с детальностью, обеспечивающей выяснение в общих чертах строения, условий залегания и распространения водоносных горизонтов. Качество подземных вод изучается в той мере, чтобы можно было предварительно решить вопрос о возможности их использования по заданному назначению. Запасы оцениваются по данным пробных откачек из единичных скважин, а также по аналогии со сходными районами.

К категории С2 относятся запасы, установленные на основании общих геолого-гидрогеологических данных, подтверждённых опробованием водоносного горизонта в отдельных точках, или по аналогии. Качество подземных вод также определяется по пробам, взятым в отдельных точках водоносного горизонта, или по аналогии. Эксплуатационные запасы категории С2 оцениваются в пределах водоносных комплексов и выявленных благоприятных структур. Региональная оценка естественных и эксплуатационных ресурсов подземных вод выполнена в впервые в мировой практике. Результаты оценки показывают, что наибольшими ресурсами характеризуются межгорные впадины и предгорные прогибы в горноскладчатых областях страны, которые отличаются благоприятными условиями формирования подземных вод. Модули эксплуатационных ресурсов в этих районах достигают 10 л/с.км 2 и более, а дебиты отдельных групповых превышают несколько м 3 /с (Араратский, Чуйский, Иссык-Кульский артезианские бассейны конуса выноса Гиссарской предгорной равнины, Ферганская долина, межгорной впадины Северного и Южного Тянь-Шаня и др.). Благоприятные природные условия накопления подземных вод отмечаются в крупных артезианских бассейнах платформенного типа (Московском, Днепрово-Донецком, Прибалтийском, Западносибирском и др.). Модули эксплуатационных ресурсов составляют от 1-2 до 3-5 л/с.км 2 , дебиты групповых водозаборов измеряются сотнями л/с, в долинах рек — до 1 м 3 /с.

Самыми неблагоприятными гидрогеологическими условиями характеризуются Балтийский и Украинский кристаллический щиты , некоторые районы Северного и Южного Урала , Сибири, Крайнего Севера, Северо-востока, Дальнего Востока, Центрального и др. Модули эксплуатационных ресурсов на большей части территории этих районов не превышают 0,1 л/с.км 2 , лишь на более обводнённых участках достигая 1-2 л/с.км 2 .

В CCCP в соответствии с Основами водного законодательства использование пресных подземных вод, не связанное с , как правило, не допускается, и только в районах, где отсутствуют поверхностные источники, но имеются достаточные эксплуатационные запасы пресных подземных вод, возможна их эксплуатация для других целей по специальному разрешению государственных органов, регулирующих использование и охрану водных ресурсов. О распределении и использовании ресурсов минеральных и

Которые можно использовать в хозяйственной деятельности.

Общий объём статических водных ресурсов России оценивается приблизительно в 88,9 тыс. км 3 пресной воды, из них значительная часть сосредоточена в подземных водах, озёрах и ледниках, оценочная доля которых составляет 31%, 30% и 17% соответственно. Доля российских статических запасов пресной воды в общемировых ресурсах в среднем составляет около 20% (без учёта ледников и подземных вод). В зависимости от типа водных источников данный показатель меняется от 0,1% (для ледников) до 30% (для озёр).

Динамические запасы водных ресурсов России составляют 4 258,6 км 3 в год (более 10% мирового показателя), что делает Россию второй страной в мире по валовому объему водных ресурсов после Бразилии. При этом по такому показателю как обеспеченность водными ресурсами Россия занимает 28-е место в мире ().

Россия располагает значительными водными ресурсами и использует ежегодно не более 2% их динамических запасов; при этом целый ряд регионов испытывает дефицит в воде, что связано, главным образом, с неравномерным распределением водных ресурсов по территории страны – на наиболее освоенные районы Европейской части России, где сосредоточено более 80% населения, приходится не более 10–15% водных ресурсов.

Реки

Речная сеть России – одна из самых развитых в мире: на территории государства насчитывается около 2,7 млн рек и ручьев.

Свыше 90% рек принадлежат бассейнам Северного Ледовитого и Тихого океанов; 10% – бассейну Атлантического океана (Балтийский и Азово-Черноморский бассейны) и бессточным внутренним бассейнам, крупнейший из которых – бассейн Каспийского моря. При этом в регионах, относящихся к бассейнам Каспийского моря и Атлантического океана, проживает около 87% населения России и сосредоточена основная часть хозяйственной инфраструктуры, производственных мощностей промышленности и продуктивных сельскохозяйственных угодий.

Длина подавляющего большинства рек России не превышает 100 км; значительная их часть – реки длиной менее 10 км. Ими представлено около 95% из более чем 8 млн км российской речной сети. Малые реки и ручьи – основной элемент русловой сети водосборных территорий. В их бассейнах проживает до 44% населения России, в том числе почти 90% сельского населения.

Средний многолетний речной сток российских рек составляет 4258,6 км 3 в год, большая часть этого объёма формируется на территории Российской Федерации и лишь незначительная часть поступает с территории сопредельных государств. Речной сток распределен по регионам России неравномерно – среднегодовой показатель варьирует от 0,83 км 3 в год в Республике Крым до 930,2 км 3 в год в Красноярском крае.

Средняя в России составляет 0,49 км/км 2 , при этом разброс значений данного показателя неравномерен для различных регионов – от 0,02 км/км 2 в Республике Крым до 6,75 км/км 2 в Республике Алтай.

Особенностью строения речной сети России является преимущественно меридиональное направление течения большинства рек.

Самые большие реки России

На вопрос о том, какая река является самой большой в России, можно ответить по-разному – всё зависит от того, по какому показателю сравнивать. Основные показатели рек – площадь бассейна, длина, средний многолетний сток. Также возможно сравнение по таким показателям, как густота речной сети бассейна и другие.

Крупнейшие водные системы России по площади бассейна – системы Оби , Енисея , Лены , Амура и Волги ; суммарная площадь бассейнов этих рек – свыше 11 млн км 2 (с учетом зарубежных частей бассейнов Оби, Енисея, Амура и, незначительно, Волги).

Около 96% всех запасов озёрных вод сосредоточено в восьми крупнейших озёрах России (без учета Каспийского моря), из них 95,2% находится в озере Байкал.

Самые большие озёра России

Определяя, какое озеро является самым большим, важно определить показатель, по которому будет вестись сравнение. Основными показателями озёр являются площадь зеркала и площадь бассейна, средняя и максимальная глубины, объём воды, солёность, высота над уровнем моря и др. Бесспорный лидер по большинству показателей (площадь, объём, площадь бассейна) – Каспийское море .

Самая большая площадь зеркала у Каспия (390 000 км 2), Байкала (31 500 км 2), Ладожского озера (18 300 км 2), Онежского озера (9 720 км 2) и озера Таймыр (4 560 км 2).

Крупнейшие озёра по площади водосбора – Каспий (3 100 000 км 2), Байкал (571 000 км 2), Ладожское (282 700 км 2), Убсу-Нур на границе Монголии и России (71 100 км 2) и Вуокса (68 500 км 2).

Самое глубокое озеро не только России, но и мира – Байкал (1642 м). Следующими идут Каспий (1025 м), озёра Хантайское (420 м), Кольцевое (369 м) и Церик-Кёль (368 м).

Самые полноводные озёра – Каспий (78 200 км 3), Байкал (23 615 км 3), Ладожское (838 км 3), Онежское (295 км 3) и Хантайское (82 км 3).

Самое солёное озеро России – Эльтон (минерализация воды в озере осенью достигает 525‰, что в 1,5 раза больше минерализации Мёртвого моря) в Волгоградской области.

Озёра Байкал, Телецкое озеро и Убсу-Нур включены в Список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. В 2008 г. озеро Байкал признано одним из семи чудес России.

Водохранилища

На территории России находятся в эксплуатации около 2700 водохранилищ ёмкостью свыше 1 млн м 3 суммарным полезным объемом 342 км 3 , причём более 90% их числа приходится на водохранилища, имеющие ёмкость свыше 10 млн м 3 .

Основные цели использования водохранилищ:

  • водоснабжение;
  • сельское хозяйство;
  • энергетика;
  • водный транспорт;
  • рыбное хозяйство;
  • лесосплав;
  • орошение;
  • рекреация (отдых);
  • защита от наводнений;
  • обводнение;
  • судоходство.

Наиболее сильно зарегулирован водохранилищами сток рек Европейской части России, где отмечается дефицит водных ресурсов в отдельные периоды. Например, сток реки Урал зарегулирован на 68%, Дона – на 50%, Волги – на 40% (водохранилища Волжско-Камского каскада).

Значительная доля зарегулированного стока приходится на реки Азиатской части России, в первую очередь Восточной Сибири – Красноярского края и Иркутской области (водохранилища Ангаро-Енисейского каскада), а также Амурской области на Дальнем Востоке.

Самые большие водохранилища России

Ввиду того, что наполненность водохранилищ серьёзно зависит от сезонных и годовых факторов, сравнение обычно ведется по показателям, достигаемых водохранилищем при (НПУ).

Главные задачи водохранилищ – аккумулирование водных ресурсов и регулирование речного стока, поэтому важными показателями, по которым определяются размеры водохранилищ, являются полный и. Также можно сравнивать водохранилища по таким параметрам, как величина НПУ, высота плотины, площадь зеркала, длина береговой линии и другие.

Самые крупные водохранилища по полному объёму расположены в восточных регионах России: Братское (169 300 млн м 3), Зейское (68 420 млн м 3), Иркутское и Красноярское (по 63 000 млн м 3) и Усть-Илимское (58 930 млн м 3).

Самые крупные водохранилища России по полезному объёму – Братское (48 200 млн м 3), Куйбышевское (34 600 млн м 3), Зейское (32 120 млн м 3), Иркутское и Красноярское (по 31 500 млн м 3) – также почти все расположены на востоке; Европейская часть России представлена только одним водохранилищем, Куйбышевским, расположенным в пяти регионах Поволжья.

Крупнейшие водохранилища по площади зеркала: Иркутское на р. Ангаре (32 966 км 2), Куйбышевское на р. Волге (6 488 км 2), Братское на р. Ангаре (5 470 км 2), Рыбинское (4 550 км 2) и Волгоградское (3 309 км 2) на р. Волге.

Болота

Болота играют важную роль в формировании гидрологического режима рек. Являясь стабильным источником питания рек, они регулируют половодья и паводки, растягивая их во времени и по высоте, и в пределах своих массивов способствуют естественному очищению речных вод от многих загрязнителей. Одной из важных функций болот является депонирование углерода: болотный связывает углерод и таким образом снижает концентрацию углекислого газа в атмосфере, ослабляя парниковый эффект; ежегодно российские болота связывают порядка 16 млн т углерода.

Общая площадь болот России – больше 1,5 млн км 2 , или 9% всей площади. По территории страны болота размещены неравномерно: наибольшее количество болот сосредоточено в северо-западных районах Европейской части России и в центральных районах Западно-Сибирской равнины; южнее процесс болотообразования ослабляется и почти прекращается.

Самым заболоченным регионом является Мурманская область – болота составляют 39,3% всей площади региона. Наименее заболочены Пензенская и Тульская области, Республики Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия и Ингушетия, город Москва (включая новые территории) – около 0,1%.

Площади болот колеблются от нескольких гектаров до тысяч квадратных километров. В болотах сосредоточено около 3 000 км 3 статических запасов вод, а их суммарный среднемноголетний сток оценивается в 1 000 км 3 /год.

Важным элементов болот является торф – уникальное горючее полезное ископаемое растительного происхождения, обладающее и. Общие запасы торфа России – около 235 млрд т, или 47% мировых запасов.

Самые большие болота России

Самое крупное болото в России и одно из крупнейших в мире – Васюганское болото (52 000 км 2), расположенное на территории четырёх регионов Российской Федерации. – Салымо-Юганская болотная система (15 000 км 2), Верхневолжский водно-болотный комплекс (2 500 км 2), Сельгоно-Харпинские болота (1 580 км 2) и Усинское болото (1 391 км 2).

Васюганское болото – кандидат на включение в список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

Ледники

Общее число ледников в Российской Федерации – свыше 8 тысяч, площадь островных и горных ледников составляет около 60 тыс. км 2 , запасы воды оцениваются в 13,6 тыс. км 3 , что делает ледники одним из крупнейших аккумуляторов водных ресурсов в стране.

Кроме того, большие запасы пресной воды законсервированы во льдах Арктики, однако их объёмы постоянно сокращаются и, по последним оценкам, уже к 2030 г. этот стратегический запас пресной воды может исчезнуть.

Большая часть ледников России представлена ледниковыми покровами островов и архипелагов Северного Ледовитого океана – в них сосредоточено около 99% ледниковых водных ресурсов России. На долю горных ледников приходится чуть более 1% запаса ледниковых вод.

Доля ледникового питания в общем стоке рек, берущих начало из ледников, достигает 50% годового объёма; среднемноголетний ледниковый сток, питающий реки, оценивается в 110 км 3 /год.

Ледниковые системы России

По площади оледенения самыми крупными являются горные ледниковые системы Камчатки (905 км 2),

Подземные воды

На подземные воды приходится значительная часть запасов пресной воды на территории России. В условиях нарастающего ухудшения качества поверхностных вод пресные подземные воды – нередко единственный источник обеспечения населения питьевой водой высокого качества, защищённый от загрязнения.

Естественные запасы подземных вод России – около 28 тыс. км 3 ; прогнозные ресурсы, по данным государственного мониторинга состояния недр, составляют около 869 055 тыс. м 3 /сутки – от приблизительно 1 330 тыс. м 3 /сутки в Крымском до 250 902 тыс. м 3 /сутки в Сибирском федеральном округе.

Средняя обеспеченность прогнозными ресурсами подземных вод по России – 6 м 3 /сутки на человека.

ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И СООРУЖЕНИЯ

Гидротехнические сооружения (ГТС) – сооружения для использования водных ресурсов, а также для борьбы с общей вместимостью более 800 млрд м 3 ; для защиты поселений, объектов экономики и сельскохозяйственных угодий построено свыше 10 тыс. км защитных водооградительных дамб и валов.

В состав мелиоративно-водохозяйственного комплекса федеральной собственности входит более 60 тыс. различных гидротехнических сооружений, в том числе свыше 230 водохранилищ, более 2 тыс. регулирующих гидроузлов , около 50 тыс. км водопроводящих и сбросных каналов, свыше 3 тыс. км защитных валов и дамб.

В состав транспортных гидроузлов входит более 300 судоходных ГТС, расположенных на внутренних водных путях и находящихся в федеральной собственности.

Гидротехнические сооружения России находятся в ведении Федерального агентства водных ресурсов , Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Часть ГТС находится в частной собственности, свыше 6 тыс. – бесхозные.

Каналы

Искусственные русла-каналы – важная часть водной системы Российской Федерации. Основные задачи каналов – перераспределение стока, судоходство, орошение и другие.

Почти все действующие судоходные каналы России расположены в Европейской части и, за некоторыми исключениями, входят в Единую глубоководную систему Европейской части страны. Часть каналов исторически объединена в водные пути, например, Волго-Балтийский и Северо-Двинский , состоящие из естественных (реки и озёра) и искусственных (каналы и водохранилища) водных путей. Имеются и морские каналы, создаваемые для сокращения протяженности морских дорог, уменьшения рисков и опасностей мореплавания, повышения проходимости связанных с морями водных объектов.

Основная часть хозяйственных (мелиоративных) каналов общей протяженностью свыше 50 тыс. км сосредоточена в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах, в меньшей степени – в Центральном, Приволжском и на юге Сибирского федерального округа. Суммарная площадь мелиорированных земель России 89 тыс. км 2 . Орошение имеет большое значение для сельского хозяйства России, так как пахотные земли расположены в основном в степной и лесостепной зонах, где урожайность сельскохозяйственных культур резко колеблется по годам в зависимости от погодных условий и только 35% пахотных земель находится в благоприятных по влагообеспеченности условиях.

Самые большие каналы России

Крупнейшие водные пути России: Волго-Балтийский водный путь (861 км), включающий, помимо естественных путей, Белозерский, Онежский обводной, Вытегорский и Приладожские каналы; – , – нормативно-правовой акт, регулирующий отношения в сфере водопользования.

В соответствии со статьей 2 Водного кодекса водное законодательство России состоит из самого Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации, а также подзаконных актов, принимаемых органами исполнительной власти.

Водное законодательство (законы и изданные в соответствии с ними нормативно-правовые акты) основывается на следующих принципах:

Частью правовой системы России в области использования и охраны водных объектов являются международные договоры России и ратифицированные международные конвенции, такие как Конвенция о водно-болотных угодьях (Рамсар, 1971) и Конвенция Европейской экономической комиссии ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озёр (Хельсинки, 1992).

Управление водными ресурсами

Центральным звеном в области использования и охраны водных ресурсов является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России), осуществляющее полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере водных отношений России.

Управление водными ресурсами России на федеральном уровне осуществляет Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы), входящее в структуру Минприроды России.

Полномочия Росводресурсов по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в регионах осуществляют территориальные подразделения агентства – бассейновые водные управления (БВУ), а также 51 подведомственное учреждение. В настоящее время в России функционирует 14 БВУ, в структуру которых входят отделы во всех регионах Российской Федерации. Исключением являются регионы Крымского федерального округа – в соответствии с подписанными в июле – августе 2014 г. соглашениями, часть полномочий Росводресурсов была передана соответствующим структурами Совета министров Республики Крым и Правительства Севастополя.

Управление водными ресурсами, находящимися в региональной собственности, осуществляется соответствующими структурами региональных администраций.

Управление федеральными объектами мелиоративного комплекса находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Департамент мелиорации), водными объектами транспортной инфраструктуры – Министерства транспорта Российской Федерации (Федеральное агентство морского и речного транспорта).

Государственный учёт и мониторинг водных ресурсов осуществляется Росводресурсами; по ведению Государственного водного реестра – при участии Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и Федерального агентства по недропользованию (Роснедра); по ведению Российского регистра гидротехнических сооружений – при участии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

Надзор за соблюдением законодательства в части использования и охраны водных объектов осуществляется Федеральной службой в сфере природопользования (Росприроднадзор), а гидротехнических сооружений – Ростехнадзором и Ространснадзором.

Согласно Водному кодексу Российской Федерации основной единицей структуры управления в области использования и охраны водных объектов являются бассейновые округа , однако на сегодняшний день существующая структура Росводресурсов организована по административно-территориальному принципу и во многом не совпадает с границами бассейновых округов.

Государственная политика

Базовые принципы государственной политики в области использования и охраны водных объектов закреплены в Водной стратегии Российской Федерации до 2020 г. и включают три ключевых направления:

  • гарантированное обеспечение водными ресурсами населения и отраслей экономики;
  • охрана и восстановление водных объектов;
  • обеспечение защищённости от негативного воздействия вод.

В рамках реализации государственной водной политики в 2012 г. принята федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 годах» (ФЦП «Вода России»). Также были приняты федеральная целевая программа «Чистая Вода» на 2011–2017 годы , федеральная целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020 годы» , целевые программы в российских регионах.

Загрузка...