domvpavlino.ru

Решу огэ по истории дмитрий гущин. ЕГЭ по истории: разбираем задания с учителем. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Тема урока: Международная защита прав человека.

I .Планируемые результаты :

Предметные результаты: владение базовыми понятиями. Умение выявлять причинно-следственные связи социальных процессов; сформировать представления об основных тенденциях и возможных перспективах развития общества; навыков оценивания социальной информации, умение поиска информации в источниках различного типа для объяснения и оценки явлений и процессов общественного развития; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

Личностные результаты: сформированность толерантного сознания и поведения личности, навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками в образовательной деятельности; готовность и способность вести диалог, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать решение учебной задачи. Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректировать учебную деятельность; осуществлять итоговый контроль деятельности. Оценивать результаты деятельности; анализировать собственную работу.

Познавательные УУД : применение различных методов познания для изучения предмета; готовность и способность к самостоятельной деятельности, включая умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из разных источников.

Коммуникативные УУД: умение продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками по совместной деятельности. Учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования.

Задачи занятия:

1)расширить представления учащихся международных организациях по защите прав человека

2)изучить понятия ООН, Генеральная Ассамблея ООН, ЭКОСОС, Комиссия по правам человека

3)рассмотреть способы формирования международных организаций по защите прав человека

4)определить проблемы отмены смертной казни

II . Литература и оборудование:

Учебник, дидактический материал, раздаточный материал, компьютер.

III . Организация учебной деятельности

Ход занятия:

1.Мотивационный этап .

Начать работу можно с обсуждения вопросов, поставленных в начале параграфа. Вопросы могут стать основой для дискуссии, выводы которой полезно будет использовать при знакомстве с понятиями темы.

2. Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1.Защита прав и свобод человека средствами ООН.

2.Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни.

3.Международные преступления и правонарушения. Международный уголовный суд.

4. Развитие механизмов международной защиты прав человека.

    Этап закрепления

Аналитический блок.

Выступление учителя, представителей групп, обмен мнениями, высказывание собственных позиций. Формулирование основных выводов.

Рефлексия и оценивание.

Анализ проделанной работы и оценивание.

Домашнее задание: п.28, задания на стр.327-328

Тип занятия: урок изучения нового материала.

Форма: урок с использованием мультимедиа презентации.

Учебно-организационная деятельность: фронтальная в сочетании с работой малыми группами, индивидуальная.

Средства обучения: наглядные (Приложение 1 ) мультимедиа презентация с демонстрацией наглядного материала; рисунки студентов о правах и свободах человека) и печатно-словесные (учебник, дидактические материалы – Приложение 2 , документы: выдержки из Конституции РФ – Приложение 3 , выдержки из «Всеобщей декларации прав человека» – Приложение 4 ).

Техническое обеспечение занятия: ПК, проектор, экран,фотоаппарат.

Вид контроля: тематический.

Методы контроля: устный опрос, эвристическая беседа, аудиторная самостоятельная работа студентов, стандартизированный контроль (Тест Приложение 5 ).

Продолжительность: 1 час 20 мин.

Межпредметные связи: история Отечества, основы социологии и политологии, русский язык, право.

Внутрипредметные связи: темы «Право в системе социальных норм», «Государственное право», «Гражданское право», «Правовое государство».

Содержание и последовательность учебного занятия

I . Организационный момент (1 мин.)

  • подготовка аудитории к занятию;
  • проверка списочного состава;
  • организация рабочего места.

Цель: мобилизация студентов на учебно-практическую деятельность.

II. Сообщение целей и задач занятия (1-3 мин.)

Образовательные: формирование знаний о параметрах правового обеспечения общечеловеческих факторов.

Развивающие: продолжить формирование общих и специальных умений, таких как сравнительный анализ правовых документов, самостоятельного мышления; в процессе активной учебной деятельности развитие познавательных интересов студентов средствами самого урока.

Воспитательные: воспитывать у студентов умение отстаивать свои права гражданина,содействовать профессиональной направленности студентов, формировать потребность в непрерывном совершенствовании знаний, продолжить приучать работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, рационально использовать время, содержать в порядке рабочее место.

III . Работа над темой (1 час 10 мин.)

План работы над темой:

  1. Работа с терминами «права» и «свободы».
  2. Рассмотрение данных терминов по группам (художественное изображение ассоциаций с данными понятиями и их защита).
  3. Выполнение задания на соответствие новых терминов и понятий (социальные, экономические, политические и личные права) в процессе коллективной работы по группам. В качестве закрепления, определить, какие права человека представлены на иллюстрациях на экране.
  4. Заполнение таблицы «Права и свободы гражданина РФ» в ходе самостоятельной работы студентов над исследованием и анализом статей Конституции РФ.
  5. Анализ результатов социологического исследования по теме «Права человека» (выполнение студентом опережающего задания по теме).
  6. На основе анализа материалов из СМИ о соблюдении прав человека в России сегодня решение проблемного задания: Можно ли говорить о существовании правового государства в России? (Общие выводы по вопросу)
  7. Лекция с элементами самостоятельной работы по вопросу о «Международных документах о правах человека»
  8. Сравнительный анализ материала таблицы «Права и свободы граждан РФ» с текстом «Всеобщей декларации прав человека» - работа по группам. Решение проблемной задачи о соответствии прав человека в Конституции РФ международным стандартам о вопросах защиты прави свобод человека.
  9. Презентация по вопросу «Страсбургский суд», подготовленная студентами.
  10. Определение качества изучения студентами учебного материала по изученной теме в процессе стандартизированного контроля знаний (индивидуальная работа по тесту, взаимопроверка в паре)9-10 мин.

IV. Подведение итогов. (5 мин.)

Проводится анализ работы студентов и выставление оценок.

V. Домашнее задание:

  1. Ответить на вопросы: Что понимается под международным гуманитарным правом? Почему возникла потребность в его создании? Возможно ли соблюдение всех правил международного гуманитарного права во время военных конфликтов?

Развёрнутый конспект урока

Тема: Международные документы по правам человека .

(мультимедиа, название темы «Международные документы по правам человека», слайд 1)

(мультимедиа, план темы, слайд 2)

План:

  1. Социально-экономические, политические и личные права и свободы.
  2. Международные документы по правам человека.
  3. Страсбургский суд.

Тема нашего занятия «Международные документы по правам человека». На уроке мы должны с вами раскрыть сущность понятий «права и свободы человека», определить какие международные документы защищают права человека любого государства, а также, куда можно обратиться, если ваши права нарушены. Работа на уроке будет организована по группам. Поэтому просьба ко всем участникам быть терпимыми к любой высказываемой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова.

1. Социально-экономические, политические и личные права и свободы.

На прошлом занятии каждая группа получила задание художественно изобразить свои ассоциации с понятиями «права и свободы человека». Предлагаю защитить свою работу. А затем, мы попытаемся определить, чье творчество было ближе всего к истине. (творческая защита по группам)

– Есть ли различие между двумя этими понятиями? В чем оно заключается? (Обсуждение)

– А теперь давайте посмотрим на экран. (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», различие понятий «Права» и «Свободы», слайд 3) (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», слайд 4)

Учение о естественных правах разработал Джон Локк (англ. философ) в XVII в. Естественные права появляются с рождения и неотъемлемы. (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Естественные права, слайд 5)

Как вы думаете, на какие группы можно условно разделить права человека? (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Права человека, слайд 6)

Сегодня существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация в соответствии со сферами общественных отношений: гражданские (личные) права, экономические права, социальные права, политические права. Мы сегодня рассмотрим социальные, экономические, политические и личные права. В связи с этим, предлагаю выполнить задание каждой группе на соответствие. Приведите в соответствие понятие и определение. (В данном случае используются знания студентов по дисциплине «Право», изучаемой в школе) (работа в группах по заданию в дидактическом материале)

Правильный вариант ответа(мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Права человека, слайд 7)

А теперь запишите в тетради правильный вариант. (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», коллаж «Права человека», слайд 8)

В качестве закрепления определить, какие права человека представлены на иллюстрациях на экране. (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», таблица «Права и свободы граждан», слайд 9)

Заполните таблицу . Ознакомьтесь со статьями Конституции РФ. Охарактеризуйте гарантии прав и свобод человека и гражданина. Задание выполняем в тетради. (Индивидуальная работа, но каждая группа характеризует только одну группу прав. Затем общая проверка по группам)

По сообщениям СМИ вам необходимо было подготовить материал о том, как реализуются в государстве права человека. Что вам известно о проблеме соблюдения прав личности в нашей стране?

– А теперь рассмотрим данный вопрос с позиции студентов и преподавателей нашего учебного заведения. Таймасова Татьяна провела небольшое социологическое исследование по теме «Права человека», анализ которого вам представит. (См. Приложение 6 ) (мультимедиа, раздел «Анализ данных социологического исследования», слайды 10-12)

На одном из занятий по разделу «Политика» мы рассматривали тему «Правовое государство». Давайте вспомним принципы правового государства. (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Принципы формирования правового государства, слайд 13)

Проблемное задание. Известно, что для формирования правового государства важно учитывать следующие принципы:

  • основные права и свободы личности являются естественными, а не дарованными государством и принадлежат каждому от рождения;
  • права человека регулируются только законом, никакой подзаконный акт не может их ограничить;
  • перед законом все равны;
  • основные права и свободы должны быть едины на всей территории страны;
  • коллективные права граждан не должны противоречить правам личности;
  • права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, в том числе во время войны или чрезвычайного положения.

Можно ли говорить о существовании правового государства в России? (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Вывод, слайд 14)

Таким образом , действующее сегодня Российское законодательство предоставляет гражданину широкий спектр прав. Мы знаем, что не все права человека у нас соблюдаются. В Конституции РФ записано, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими». Это значит, что гражданин может осуществлять свои права, защищать их, обратившись в суд и ссылаясь на Конституцию.

А что делать, если твои права нарушаются, и суд не может их защитить?

Ответ на данный вопрос мы получим, рассмотрев следующий вопрос нашего занятия – «Международные документы по правам человека».

2. Международные документы по правам человека.

(мультимедиа, раздел «Международные документы по правам человека», слайд 15)

После Второй мировой войны (1939-1945 гг.) развивалось международное сотрудничество в области защиты прав человека, которое привело к созданию организаций и законов, обеспечивающих совместные действия стран в этом направлении.

Во Всеобщей декларации прав человека записано, что «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» . Послание Генерального секретаря ООН Бутрос Бутрос Гали гласит «…всеобщее уважение прав человека является общей заботой всех правительств и всех народов». (мультимедиа, раздел «Международный Билль о правах человека», слайд 16)

Были приняты основополагающие документы по правам человека, которые составляют Хартию прав человека, или Международный Билль о правах человека. Это комплекс документов:

  • Всеобщая декларация прав человека (1948) 10 декабря – день прав человека. В этот день Генеральная Ассамблея ООН приняла единогласно Всеобщую декларацию прав человека;
  • Международный пакт о гражданских и политических правах (1966);
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966);
  • Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966).
  • Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1991), цель – отмена смертной казни.

– Многие ученые и государственные деятели считают, что Декларация – самый совершенный и эффективный в мире договор в области прав человека. Откройте стр. 3 «Всеобщей декларации прав человека» и назовите назначение данного документа (Ответ: служить в «качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства» в своих усилиях по обеспечению всеобщего и эффективного признания и соблюдения перечисленных в ней прав и свобод).

– Как вы думаете, с какой целью были приняты Международные пакты? (Ответ: если положения Всеобщей декларации не обязательны для выполнения, то данные пакты имеют силу закона для стран, которые их ратифицировали). (мультимедиа, раздел «Международные документы по правам человека», слайд 17)

Проблемная задача: Соответствуют ли права человека в Конституции РФ международным стандартам о вопросах защиты прави свобод человека? Ответ аргументируйте. (Сравнительный анализ материала таблицы «Права и свободы граждан РФ» с текстом «Всеобщей декларации прав человека» - работа по группам)

– Какой вывод можно сделать, сравнивая эти два документа?

Итак, в Конституции РФ отражены права и свободы, провозглашенные в Декларации. Это связано с тем, что в СССР данный документ был ратифицирован, поэтому эти положения страна обязана соблюдать. (мультимедиа, раздел «Права человека в нашей стране», слайд 18)

Но всегда ли соблюдались и соблюдаются права человека в нашей стране? Еще в СССР появилось инакомысли е (мнение и идеи некоторых граждан шли в противовес мнению большинства или тех, кто находился у власти). 5 декабря 1965 г. в Москве состоялась первая демонстрация в защиту прав человека – эта дата День рождения правозащитного движения. Правозащитники требовали соблюдения законности, выступали против жестокости и произвола чиновников. Большую роль в этом движении сыграл А.Д. Сахаров, выдающийся физик, участвующий в создании водородной бомбы. Он говорил: «Я … против стремления огородить нашу страну… от Запада… только в глобальном масштабе возможна разработка и осуществление стратегии развития человеческого общества на Земле». Главным правозащитники считают отстоять права личности, защитить ее достоинство, сформировать отвращение ко лжи и любым видам насилия.

3. Страсбургский суд.

(Мультимедиа, раздел «Страсбургский суд», слайды 19-27)

В случае, если гражданин не нашел правды в судах своего государства, то может обратиться в Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека, расположенные в городе Страсбурге. Европейский Суд решает исключительно определенные правовые нарушения, не нашедшие должной защиты на национальном уровне. (Презентация по теме «Страсбургский суд», подготовленная студентами с использованием СМИ и Интернет-ресурсов)

Вступает в силу Европейская система защиты прав человека в рамках Совета Европы. Эти организации могут рассматривать жалобы государств или отдельных лиц. Решения этого суда обязательно для государств-участников. Именно Факультативный протокол дал возможность гражданам обращаться с жалобами на нарушение прав, которые можно подать в комитет по правам человека при ООН.

В данную организацию сегодня обращаются и Россияне. Количество дел из России постоянно растет: в 2001 году – 2490 жалоб, в 2002-м – 4716, в 2003-м – 6602, в 2004-м – 7855, в 2005-м – 10 009. «Россия, как и год назад, рекордсмен по количеству поступивших к нам исков. По данным на сентябрь 2006 года, к нам поступило 18500 дел из России, и это 20,8 процента всех поступивших исков», заявил председатель Европейского суда по правам человека Люциус Вильдбахер. В целях повышения эффективности мер по соблюдению прав человека указом Президента РФ создана Комиссия по правам человека. Особый институт по правам человека в РФ называется Уполномоченный по правам человека в РФ.

В завершение нашего занятия вы выполняете тестовые задания в течение 10 минут. По окончании работы меняемся работами в паре и проверяем по ключу на экране. Затем сдаем работы.Кроме оценки за тест наиболее активные студенты получают оценки, а также те, кто выполнял опережающее задание.

Домашнее задание:

  1. Приведите конкретные примеры международных преступлений;
  2. Что понимается под международным гуманитарным правом? Почему возникла потребность в его создании? Подумайте, возможно ли соблюдение всех правил международного гуманитарного права во время военных конфликтов?

Учебно-методическая литература :

Основная:

  1. Важенин А.Г. Обществознание: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  2. Практикум по обществознанию: учебное пособие для студентов сред. проф. учеб. Заведений/ Важенин А.Г.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  3. Конституция Российской Федерации. – М.: ОАО «Типография «Новости», 2008.
  4. Всеобщая декларация прав человека.

Дополнительная:

  1. Обществознание в схемах и таблицах: Пособие для учащихся 10-11-х классов/ А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. – М.: Эксмо, 2006.

План: 1) Понятие международного права прав человека 2) Население и гражданство в международном праве 3) Международные стандарты в области прав человека и их защита 4) Защита прав человека и гражданина в РК

Международное гуманитарное право, Международное право прав человека, Международная защита прав человека и т. п. - совокупность норм и принципов обеспечивающих права и свободы человека

Население- -это совокупность всех физических лиц, находящихся на территории определенного государства и подчиняются его юрисдикции

Гражданство-устойчивая связь физического лица с государством Приобретение По рождению- «право крови» «право почвы» Смешанный В результате натурализации Восстановление в гражданстве Гражданства Вследствие пожалования В результате оптации Трансферт

Международные договоры в области гражданства 1) Конвенция о гражданстве замужней женщины 2) Конвенция о сокращении безгражданства 3) Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств-участников содружества независимых государств (Заключена в г. Москве (Нью-Йорк, 29 января 1957 года) (Заключена в г. Нью-Йорке 30. 08. 1961) 19. 01. 1996) 4) Совет Европы европейская конвенция о гражданстве (ETS № 166) (Страсбург, 6 ноября 1997 года)

Источники закрепления основных прав и свобод 1) Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (12 декабря) 2) Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. 3) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. 4) Конвенция о политических правах женщин 1953 г. 5) Конвенция о правах ребенка 1989 г. 6) Конвенции МОТ

Способы защиты прав человека и свобод в ООН ЭКОСОС Комиссия ООН по правам человека Комиссия ООН по положению женщин Верховный комиссар ООН по правам человека Комитет по правам ребенка

Список стран, лидирующих по количеству поступивших жалоб за 2009 г. 1. Россия - 33 550 (28, 1 %) 2. Турция - 13 100 (11, 0 %) 3. Украина - 10 000 (8, 4 %) 4. Румыния - 9800 (8, 2 %)

Список стран, лидирующих по количеству поступивших жалоб за 2009 г. на душу населения 1. Грузия, 2. Черногория, 3. Лихтенштейн 4. Молдавия. 13. Эстония 16. Польша 17. Украина 18. Россия - на 18 -м. Последние места занимают Португалия, Испания и Дания.

Правовая основа для создания и деятельности Европейского суда по правам человека Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод 1950 г. вступила в силу с 3 сентября 1953 г. (с 5 мая 1998 г. действует в отношении России)

Конвенционные права человека Статья 2. Право на жизнь Статья 3. Запрещение пыток Статья 4. Запрещение рабства и принудительного труда Статья 5. Право на свободу и личную неприкосновенность Статья 6. Право на справедливое судебное разбирательство Статья 7. Наказание исключительно на основании закона Статья 8. Право на уважение частной и семейной жизни Статья 9. Свобода мысли, совести и религии Статья 10. Свобода выражения мнения Статья 11. Свобода собраний и объединений Статья 12. Право на вступление в брак Статья 13. Право на эффективное средство правовой защиты Статья 14. Запрещение дискриминации (относится только к правам, закреплённым Конвенцией и её протоколами)

Конвенционные права и свободы Протокол № 1: Статья 1. Предусматривает право на мирное пользование своим имуществом Статья 2. Право на образование Статья 3. Право на свободные выборы Протокол № 4: Статья 1. Запрещение лишения свободы за долги Статья 2. Свобода передвижения Статья 3. Запрещение высылки граждан Статья 4. Запрещение коллективной высылки иностранцев Протокол № 6: Статья 1. Отмена смертной казни (ограничена мирным временем) Протокол № 7: Статья 1. Процедурные гарантии в случае высылки иностранцев Статья 2. Право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции Статья 3. Компенсация в случае судебной ошибки Статья 4. Право не быть судимым или наказанным дважды Статья 5. Равноправие супругов. Протокол № 12: Статья 1. Общее запрещение дискриминации Протокол № 13: Статья 1. Отмена смертной казни

Условия обращения в Суд 1) 2) 3) 4) Предметом жалобы могут быть только права и свободы гарантируемые Конвенцией или её Протоколами. Согласно статье 34 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения со стороны государствучастников Конвенции их прав, признанных в Конвенции или в Протоколах к ней. Для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства* защиты своего права, и прежде всего судебные средства такой защиты. Жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. Этот срок восстановлению не подлежит.

Юридическая сила решения 1) Решение обязательно для исполнения 2) За неисполнение возможно приостановление членства и исключение из Совета Европы 3) Влияет на содержание национального законодательства

Уполномоченный по правам человека 19 сентября 2002 г. путем соответствующего Указа было создано учреждение Национального Уполномоченного по правам человека. 1) Инвестиционный омбудсмен проводит работу по содействию в защите прав и законных интересов инвесторов. (Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 февраля 2015 года № 32 Министр по инвестициям и развитию РК Асет Исекешев)

Компетенция Уполномоченного по правам человека 1. Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. 2. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 3. Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным.

История становления Идея создания нового учреждения была поднята еще в 1995 г. в январе 1995 г. , группа казахстанских официальных лиц в составе Идрисова Е. А. – заведующего международным отделом Администрации Президента РК, Колпакова К. А. – заведующего секретариатом Председателя Верховного Совета РК, Байкадамова Б. К. – Секретаря Комиссии по правам человека при Президенте РК, участвовала в семинаре в Женеве совместно с Координатором системы ООН/Постоянным Представителем Программы Развития ООН в РК Найджелом Рингроузом и координатором программ ПРООН Тищенко Е. Эта группа в ходе переговоров в управлении Верховного Комиссара ООН по правам человека впервые подняла вопрос о возможности создания в Республике Казахстан института Омбудсмена.

История становления по Конституции Республики Казахстан Указы Президента РК являются неотъемлемой и одной из важнейших частей национального законодательства, 19 сентября 2002 г. путем соответствующего Указа было создано учреждение Национального Уполномоченного по правам человека.

Экспертный совет при Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан (далее - Совет) является совещательным органом с консультативноаналитическими функциями, который действует на общественных началах. Совет формируется из числа ученых, представителей научно-исследовательских учреждений, организаций образования, представителей неправительственных правозащитных организаций, а также сотрудников государственных органов, имеющих опыт работы в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

Основными задачами Совета являются: оказание консультативной помощи Уполномоченному по правам человека в реализации им своих полномочий; экспертная работа по: выработке предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан, касающегося прав и свобод человека, приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; подготовке ежегодных отчетов Уполномоченного по правам человека, представляемых Президенту Республики Казахстан.

Совет осуществляет следующие функции рассмотрение, по поручению Уполномоченного по правам человека, проектов нормативных правовых актов в части, касающейся прав и свобод человека и гражданина; выработка и предоставление Уполномоченному по правам человека предложений по совершенствованию правового механизма защиты прав и свобод человека; изучение и анализ ситуации по соблюдению прав человека в Республике Казахстан; осуществление просветительской работы в сфере прав и свобод человека.

Полномочия Уполномоченного по правам человека Получив жалобу, Уполномоченный имеет право: 1) принять жалобу к рассмотрению; 2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; 3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; 4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

Права Уполномоченного по правам человека 1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения; 2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы; 3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы; 4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц; 5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы; 6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

Общие идеи о правах человека возникают еще в Средние века и получают свое наиболее мощное развитие в Новое время. В 18 веке, веке свободы, рождаются концепции свободного человека, формируются первые Конституции: французская, американская, польская. Развиваются социалистические теории.

Рубеж 19 и 20 веков стал периодом первой глобализации в мире.

Рубеж 20 и 21 века – период второй глобализации.

Результатом этих процессов становится то обстоятельство, что на сегодня бюджеты некоторых частных компаний превышают бюджеты многих государств, идет интенсивная миграция человеческих и материальных ресурсов, возникает ситуация, при которой гражданское общество космополитического масштаба стремится определять положение с правами человека в мире.

Во второй половине 20 века возникает и постоянно развивается борьба за концепцию ограниченного суверенитета государства. Источники этой идеи кроются в такой трагедии человечества как вторая мировая война, а реализацией становится создание различного рода надгосударственных структур: ООН, международного уголовного суда, Европейского суда по правам человека, принятие международно-правовых актов, обязывающих государства-участников к соблюдению определенных стандартов в области прав человека и межгосударственного поведения.

В этих условиях возникает европейская система защиты прав человека, самая жесткая и эффективная. Кроме того, формируется система защиты прав человека ООН. Но на сегодня при действующей роли в мировой политике США система ООН дает сбои, т.к. не в силах противодействовать имперской мощи этого государства.

В этих условиях формируются концепции развития мира в контексте прав человека:

Так называемая концепция гуманитарной интервенции – это не что иное, как война за права человека, предполагающая очень грубое и активное подавление суверенитета государства (например, США - Ирак).

2. Второй вариант – европейский – создание и функционирование Международного уголовного суда для рассмотрения дел политических деятелей, ответственных за нарушение прав человека. Но здесь существует опасность, что пока диктатор у власти он будет недосягаем для МУС. Кроме того, США противодействует идее МУС, что связано с активной реализацией этим государством концепции гуманитарной интервенции, в результате которой могут появиться основания для привлечения политических деятелей США к ответственности через МУС.

Обратимся теперь к вопросу о том, что собственно представляет собой понятие «права человека», оказывающее толь серьезное влияние на развитие человеческой истории в планетарном масштабе.

Я полагаю, что каждый имеет свое представление о правах человека и неоднократно сталкивался с этим феноменом в жизни. Давайте обозначим сейчас наше с Вами базовое, начальное представление о правах человека и отразим его на флипчарте. Назовите мне, пожалуйста, те прав человека которые, как Вы полагаете, являются собственно правами человека (работа с флипчартом).

Теперь, когда мы обозначили свои представления об изучаемом предмете, нам необходимо ответить на вопросы:

1. Каков круг тех отношений, в рамках которых мы можем говорить о правах человека и их защите?

2. Являются ли права человека индивидуальным правом, или их характеризует принадлежность к совокупности человеческих личностей, объединенных понятием граждан, населения страны и т.п.?

Действительно, говорить о правах человека мы можем лишь тогда, когда человек находится в отношениях вертикали «личность – государство (власть)». Горизонтальные отношения внутри гражданского общества не касаются понятия права человека, т.к. права человека – это небольшой по объему набор ценностей, ограничивающих власть и обеспечивающих развитие и бытие автономной человеческой личности. Именно поэтому права человека всегда индивидуальны и принадлежат человеку вне зависимости от включения его в какую-либо группу или структуру. Это общечеловеческая ценность, существующая вне гражданства, национальности, социального статуса и т.п.

Исходя их этого сформирована система трех поколений прав человека:

1 поколение составляют классические права человека: жизнь, свобода, равенство, собственность, т.е.те права, которые позволяют развивать человеческую неповторимость. К этому поколению относятся и основополагающие политические права: на объединение, избирать и быть избранным, на информацию о деяттельности властей. Данные права нашли свое закрепление и защищаются как на международном уровне (ЕКПЧ и МПГПП ООН), так и на уровне национального законодательства (прежде всего Конституция РФ).

2 поколение формируют социальные права: например, на социальное обеспечение.

3 поколение включает в себя уже не права конкретного человека, а касается сообществ, таких как нации, народы, государства.

Помимо собственно материальных прав человека, существуют и процессуальные права, обеспечивающие реализацию и защиту прав материальных.

При обсуждении вопроса о правах человека чрезвычайно часто употребляют словосочетание «права и свободы» (например, «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод»).

Каково Ваше мнение о соотношении этих понятий, чем одно отличается от другого? (Работа с флипчартом).

Действительно, право представляет собой «позитивное» право требования, ожидания от государства создания условий для его реализации (например, право на судебную защиту – государство должно организовать для меня судебную систему).

Свободы же представляют собой «негативное» право на отсутствие вмешательство со стороны государства, на создание вокруг человека безопасного пространства, в рамках которого он самореализуется (например, свобода вероисповедания, моя вера – это не дело власти, а только мое дело).

Но защите со стороны государства подлежат как права так и свободы. Кроме того, государство помимо обеспечения моих прав и свобод в отношениях человек-власть должно оградить меня и от горизонтального вмешательства (мой сосед не должен прослушивать мои телефонные переговоры).

Если поздно вечером при возвращении домой человек был избит хулиганами, то это не проблема прав человека. Но если государство отказывает в проведении эффективного расследования и осуществлении уголовного преследования, то это уже становится нарушением права человека на эффективные средства правовой защиты.

Откуда берется эта позиция долженствования государства?

В действительности, эта концепция имеет у своих истоков теории общественного договора и правового государства.

Все мы свободные люди, рожденные для реализации собственных жизненных проектов, обладающие личным и человеческим достоинством.

Человеческое достоинство принадлежит каждому из нас и проистекает из уникальности каждого человека. Это определяет принадлежность каждому человеку таких базовых прав как свобода, равенство и собственность. Личное достоинство лицо формирует в течение всей своей жизни путем реализации собственного жизненного проекта и гармонизации собственной личности.

Собравшись вместе равновеликие люди пришли к выводу, что для комфортного, эффективного и безопасного общежития им необходимо создание обслуживающей их структуры, работа которой освободила бы их время для самореализации. Эта структура – государство, созданное для четко определенных целей и работающее по строго определенным правилам. Основной принцип правового государства – стабильность правил, согласно которым существет государство и гражданское общество, что формирует у общества доверие к власти и позволяет ему развиваться. При этом у человека возникают гражданские обязанности:

Платить налоги

Защищать родину

Подчиняться законам государтсва и решениям судов (это небесусловная обязанность, т.к. не могут выполняться законы, изданые в нарушение идеи создания государства-служителя, тогда реализуется концепция гражданского неповиновения).

Свергнуть власть, если она перестает служить людям и реалиут лишь свои собственные интересы.

Одной из наиболее важной обязанностей человека является защита тех базовых ценностей, которые обеспечивают его самореализацию и развитие.

Система защиты прав человека объединяет собой следующие виды активных действий:

1. Участники семинара делятся на 4 группы. Им выдается текст второй главы Конституции РФ:

Первая группа должна найти в тексте не менее 5 прав человека первого поколения

Второая группа должна найти в тексте не менее 5 прав второго поколения

Третья группа должна найти в тексте не менее 5 прав

Четвертая группа должна найти в тексте не менее 5 свобод

Затем каждая группа оглашает (презентует) выбранные ею права и свободы, поясняя свой выбор.

2. Участники семинара делятся на 4 группы и формируют списки действий, которые возможно осуществлять в защиту прав человека (играем в автобусные остановки, последняя группа презентует плакат):

Правовые действия в защиту прав человека

Политические действия в защиту прав человека

Просвещение (образование) в защиту прав человека

Общественные действия в защиту прав человека

Группа 1

На крупном предприятии в связи с постоянным нарушением законодательства о труде сформировалась группа активистов, которые, используя законные методы, совместно предпринимали действия в защиту прав трудящихся. Такая ситуация категорически не устраивала администрацию предприятия. В результате активисты были направлены в бессрочные отпуск без сохранения заработной платы, в доступе на предприятие им было отказано. В ответ на эти действия администрации активисты направили большое количество жалоб в прокуратуру города и области. Из ответов прокуратуры следовало, что никаких нарушений в действиях работодателя не установлено. В последнем ответе из прокуратуры было указано, что переписка с активистами со стороны прокуратуры прекращается и более вестись не будет.

Группа 2

При поступлении в ВУЗ абитуриенту было предложено приемной комиссией внести в кассу ВУЗа денежные средства в размере 50 руб. за рассмотрение представленных им документов. После сдачи документов абитуриент передумал поступать в Вуз и потребовал вернуть деньги, но получил отказ.

    Имеет ли место в данной ситуации нарушение прав человека?

    Если ответ на первый вопрос положительный, то укажите, пожалуйста, какое именно право нарушено и к какому поколению прав человека оно относится?

    Какие действия необходимо произвести в защиту нарушенного права?

    Возможен ли в данном случае вариант судебной защиты нарушенного права? Если да, то каким образом можно защитить нарушенное право в суде?

Группа 3

Девушка утром шла на работу через сквер в центральной части города. Неожиданно появилась крупная собака, бросилась на девушку и укусила ее, серьезно поранив ногу. Девушка обратилась в травмпункт, где ей провели необходимые медицинские манипуляции, взяв за услуги 2 345 руб. 56 коп. Кроме того, девушка была нетрудоспособна на протяжении двух недель.

1. Имеет ли место в данной ситуации нарушение прав человека?

2. Если ответ на первый вопрос положительный, то укажите, пожалуйста, какое именно право нарушено и к какому поколению прав человека оно относится?

3. Какие действия необходимо произвести в защиту нарушенного права?

4. Возможен ли в данном случае вариант судебной защиты нарушенного права? Если да, то каким образом можно защитить нарушенное право в суде?

Группа 4

В городе летом отключили горячую воду. Отключение длилось свыше месяца. Группа активных горожан организовала на центральной площади города акцию «Общественная баня», установив тазики и предлагая все прохожим смыть с себя накопившуюся грязь. Один из проходящих граждан, заинтересовавшись происходящим, остановился рядом с «Общественной баней» и был немедленно задержан и препровожден в районное отделение внутренних дел, где находился в изоляторе временного содержания на протяжении 4 часов, а затем был отпущен.

    Имеет ли место в данной ситуации нарушение прав человека?

    Если ответ на первый вопрос положительный, то укажите, пожалуйста, какое именно право нарушено и к какому поколению прав человека оно относится?

    Какие действия необходимо произвести в защиту нарушенного права?

    Возможен ли в данном случае вариант судебной защиты нарушенного права? Если да, то каким образом можно защитить нарушенное право в суде?

Группа 5

Активисты общественной организации «Мужской характер» решили организовать пикет накануне дня защитника отечества с целью пропаганды идеи добровольной службы в рядах вооруженных сил. Они вышли на Центральную площадь города с соответствующими плакатами, но были разогнаны силами милиции. Кроме того, представители ОО «Мужской характер» были избиты молодыми людьми, придерживающимися милитаристических (провоенных) взглядов. В ответ на письменное обращение в органы внутренних дел пострадавшие получили ответ, что милиция не обязана защищать лиц, организующих несанкционированные митинги.

    Имеет ли место в данной ситуации нарушение прав человека?

    Если ответ на первый вопрос положительный, то укажите, пожалуйста, какое именно право нарушено и к какому поколению прав человека оно относится?

    Какие действия необходимо произвести в защиту нарушенного права?

    Возможен ли в данном случае вариант судебной защиты нарушенного права? Если да, то каким образом можно защитить нарушенное право в суде?

План темы «Система международной защиты прав человека» 1. Понятие «права человека» 2. Причины возникновения необходимости защиты прав человека на международном уровне. А. Мировые и локальные войны Б. Нарушение прав человека в государствах с тоталитарными и авторитарными режимами. В. Национализм, расизм, апартеид. 3. Международные структуры по защите прав человека А. Организация Объединенных наций Б. Европейская система (Совет Европы, ОБСЕ) 4. Структура ООН 5. Структура Совета Европы 6. Методы защиты прав человека международными организациями.

Слайд 13 из презентации «Международная защита прав человека» к урокам права на тему «Защита прав»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке права, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Международная защита прав человека.ppt» можно в zip-архиве размером 570 КБ.

Скачать презентацию

Защита прав

«Защита прав и интересов детей» - Государства. Ф.М.Достоевский. Право на жизнь. Обязанность родителей. Обязанности государств. Права ребёнка. Государства должны защищать детей. Основные положения Конвенции. Начальное образование. Права детей. Ответственность за воспитание ребёнка. Право на отдых и игры. Пожизненное заключение. Государства обеспечивают замену ухода за детьми без родителей.

«Программы защиты детства» - Пример инструмента. Сравнение согласованных фокусов внимания. Критерии доказанности социальных результатов программ. Пример выбора инструмента измерения показателей. Фокус на доказанной результативности программ. Интегрированное планирование социальных результатов. База индикаторов и инструментов. Инициативы.

«Международные механизмы защиты прав человека» - Международное гуманитарное право. Причины невысокой эффективности работы. Критерии немеждународного вооруженного конфликта. Кодификационный процесс. Источники. Генеральная Ассамблея ООН. Всемирные организации. Международные процедуры. Региональные механизмы. Нация. Защита прав человека на региональном уровне.

«Международная защита прав человека» - Структура Совета Европы. Вступила в силу 3 сентября 1953 г. Сейчас состоит из 47 государств. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Международный суд в Гааге. Совет безопасности. Вопрос: Отменять или нет смертную казнь? Суд по правам человека в Страсбурге. Рассматривает гражданские споры между государствами Располагается во дворце мира в Гааге.

«Помощь детям» - 5. Несовершенство законодательства о жестоком обращении с детьми.

Загрузка...