domvpavlino.ru

Развитие речи посуда подготовительная группа. Конспект проведения занятия в подготовительной к школе группе на тему. Чтение художественной литературы

Таня Сосонная
Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Посуда»

Программное содержание : Активизировать словарь по теме "Посуда ". Развивать умения употреблять существительные во множественном числе, изменять существительные во множественном числе в родительном падеже. Закрепить умения образовывать относительные прилагательные. Знакомство со словами омонимами. Формирование навыка пользования простым предложением. Развивать внимание , память, речь.

Словарь : стеклянная, деревянная, металлическая, фарфоровая, кофейная, чайная, кухонная, хозяйственная, пластмассовая, керамическая, эмалированная, носик, горлышко, ручка, донышко, стенки.

Оборудование : магнитофон, иллюстрация "Болото", предметные картинки по теме "Посуда ", разрезные картинки "Чайники", д\и "Что без чего".

В.: Сядет тот, кто назовет посуду .

(Раздается плач, входит Федора)

В.: Федора, что случилось?

Ф.: Ой, горе-то, горе. От меня убежала посуда . Что же мне делать?

В.: Дети, помогите найти посуду . Иди домой, приведи себя в порядок и дом, а мы тебе поможем найти посуду .

Водяной : Это кто собрался помогать Федоре. Не отдам ей посуду . Она мне самому нужна.

В.: Ой, а ты кто?

Водяной : Я, Водяной.

В.: Нет, Водяной, так нельзя. Как же Федора будет без посуды ? Ни чай вскипятить, ни борщ сварить.

Водяной : Ну так и быть, отдам. Но если вы не побоитесь, выполните все мои задания.

В.: А как же нам найти тебя?

Водяной : Я живу в болоте, больше ничего вам не скажу, я спать хочу.

В.: Ну, что дети, пойдем к болоту. Сам погибай, но товарища выручай. К болоту мы с вами пойдем по кочкам. А вот и болото. А как же нам найти Водяного? Давайте, попросим лягушку-квакушку. Она здесь живет и знает все. Лягушка и достанет из болота все задания Водяного.

А вот и первое задание :

Здесь много разной посуды . Нужно назвать столовую посуду .

А как называется посуда для чая ? А для кофе? А вот эта посуда какая ? (кухонная) .

А бидон, банка, ведро, бак - это посуда какая ? (хозяйственная) .

Посуда , сделанная из стекла - это посуда какая ?

Посуда , сделанная из металла - это посуда какая ?

Посуда , сделанная из пластмассы - это посуда какая ?

Посуда , сделанная из дерева - это посуда какая ?

Посуда покрыта эмалью - это посуда какая ?

В.: Справились с этим заданием. Лягушка дает нам второе. Я буду говорить про один предмет, а тот у кого этих предметов много, будет говорить про много предметов.

А теперь скажите, чего у Федоры было много?

(Много ведер, блюдец, тарелок и т. д.)

Лягушка ждет нас на третьей кочке. А здесь загадка.

Из горячего колодца, через нос водица льется.

Дети, что-то здесь не так. Видно чайник разбился и его склеили неправильно. У вас на столах есть разбитые чайники. Давайте их склеим.

В.: Вот какие красивые чайники получились. А теперь назовите части чайника.

(Носик, ручка, крышка, донышко, стенки) .

Физминутка : Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара (присесть)

Закричала :"Ква-ква-ква!".

В.: Наша лягушка уже на следующей кочке. Здесь такое задание. У того, что здесь нарисовано, есть части, которые называются одинаково. Попробуйте отыскать и назвать эти части.

Носик у девочки и носик у чайника.

Горлышко у девочки и горлышко у кувшина.

В.: А вот и следующая кочка. Лягушка, давай нам следующее задание. Нужно назвать без чего?

Кастрюля без ручки. Сахарница без крышки. Чайник без носика. Ковш без ручки. Чашка без блюдца.

В.: Вот и последнее задание. Чтоб посуда вернулась к Федоре , скажем про посуду хорошие слова . Какая посуда ?

(Красивая, блестящая, прозрачная, новая, чистая и т. д.)

Водяной : Ой, какие вы молодцы, да какие умные. Я не спал и все слышал. Так и быть верну посуду Федоре . А вы приходите ко мне еще. А теперь я действительно уже сплю.

Ф.: Ой, дети, спасибо вам за помощь. Я вам за это угощенье принесла.

В.: Дети, давайте скажем Федоре, что нужно делать с посудой , чтобы она снова не убежала.

Дети : Посуду нужно мыть .

Посуду нужно беречь .

Посуду нужно чистить .

Посуду нужно ставить на место.

Публикации по теме:

Цель:развитие связной речи. Задачи: Коррекционно-образовательные: расширить и закрепить представления о посуде, её назначении, деталях и.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи «Посуда» Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Посуда» Цель: Формировать представления о свойствах посуды.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Посуда бывает разной» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Посуда бывает разной» Цель: Расширять и уточнять представления детей о предметном мире (о.

Конспект НОД по развитию речи «Жила-была посуда» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: «Жила-была посуда…» Цель: Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы.

Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе по развитию речи «Посуда» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Чучковский детский сад №1 муниципального образования –Чучковский муниципальный район.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Федорина посуда» Цель: повышение познавательной активности детей посредством организации различных видов детской деятельности, эмоциональной мотивированности.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР

Горбанева Светлана Валерьевна ,

учитель-логопед высшей категории,

МДОУ ДСКВ №22 г.Ейска МО Ейский район

Тема: «Посуда»

Коррекционно-образовательные цели:

Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, материалах из которых она сделана. Формирование понятий чайная, столовая и кухонная посуда. Активизация словаря по теме «Посуда». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными).

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного восприятия и внимания, мелкой моторики, координации речи с движением. Развитие диалогической речи.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков самостоятельности, инициативности и доброжелательности.

Оборудование:

Картинки с изображением посуды, перфокарты, простые карандаши, кукла, предметы посуды.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

– Посмотрите, сколько у меня картинок. Что на них изображено? Назовите одним словом.

– Посуда.

– Вы догадались, о чем мы будем с вами говорить? (о посуде).

– А зачем нам она нужна? (Чтобы есть из нее, пить, готовить и хранить продукты.)

2. Стук в дверь. Заходит плачущая Федора.

– Ты кто? Почему ты плачешь?

Федора: – От меня посуда ушла.

– Ребята, вы догадались кто же это? Как вы думаете, почему от Федоры посуда ушла? (потому что она не мыла посуду, посуда была грязная).

– А какая она должна быть? (чистая).

– Вот видишь, Федора, с посудой нужно обращаться аккуратно, бережно.

Федора: (громко плачет).

– Почему ты так громко плачешь?

Федора : – Мне посуду жалко! Она побьется.

Блюдца, блюдца

Вдоль по улице несутся

На стаканы – дзынь – натыкаются

И стаканы – дзынь – разбиваются.

– А почему стаканы разбиваются? (они стеклянные, из стекла).

– А какая еще посуда бьется? (фарфоровая из фарфора: хрустальная – из хрусталя; глиняная из глины).

– Какая посуда не разбивается? (железная, деревянная, алюминиевая, пластмассовая).

– Вот видишь, Федора, не всякая посуда бьется. Ребята, что нужно сделать Федоре, чтобы посуда к ней вернулась? (нужно убраться дома, все помыть, себя причесать, умыться).

– Так что, Федора, поторопись домой, сделай все, как ребята сказали, может посуда к тебе и вернется.

Федора уходит.

3. – А вы, ребята, посмотрите на свои карточки. В кружочках размещены названия предметов посуды. Отгадайте их, запишите. (работа с перфокартами)

Дети пишут: 1. ножи; 2.чашки; 3. ложки; 4. кувшин .

– А теперь посмотрите на эти картинки. Что на них изображено? (фрукты).

– Я загадаю вам загадки, а вы найдете отгадки на этих картинках и в своих нижних кружочках разместите их.

Загадки: о вишне, сливе, лимоне, яблоке, груше. (дети выполняют).

– Теперь прочитайте, что у вас получилось в выделенных клеточках. Вилка .

– Для чего она нам нужна? (накалывать пищу).

– Для чего нам нужен нож? (чтобы резать).

– Чтобы резать каким должен быть нож? (острым). Давайте поточим и наш нож.

4. Физминутка.

Точим нож, точим нож

Будет очень он хорош

Будет резать он припасы:

Масло, сало, хлеб, колбасы,

Помидоры, огурцы,

Угощайтесь, молодцы!

5. Стук в дверь (кукла).

– Ребята, кукла Даша говорит, что к ней гости собираются, а посуды у нее мало.

– Что же делать? (купить). А где? (в магазине). А как называется магазин, где продают посуду? (посудный). А для куклы какая нужна посуда? (кукольная).

– Каждая посуда имеет свое назначение. Если мы гостей позовем на чай, какая посуда нам нужна? (чайная).

Назовите чайную посуду. (блюдца, чашки, ложки). В чем лежит сахар? (в сахарнице).

– А печенье, конфеты? (в конфетнице).

– Если гости придут на обед, то какую посуду мы поставим на стол? (столовую).

– Какую именно? (тарелку глубокую, мелкую, столовую ложку).

– Суп на стол мы поставим (в супнице). А селедку? (в селедочнице). А соль? (в солонке).

– Когда мама на кухне готовит обед, какой посудой она пользуется? (кастрюля, сковорода, дуршлаг, половник, ковш, шумовка, чайник, кружка).

6. – А теперь я посмотрю, как каждый из вас сможет узнать, какая посуда для чего предназначена и из чего она сделана. Давайте поиграем в игру « Какой предмет лишний?».

– Ложка, вилка, нож, ложка деревянная.

– Чашки 3 шт. одинаковые, 1 чашка с другим рисунком.

– Кукольная – сковорода, кастрюля, шумовка, тарелка наст.

– Кружка железная, пластмассовая, глиняная, чашка.

– Селедочница, глубокая тарелка, ложка столовая, ложка чайная.

– Стакан хрустальный, стеклянный, пластмассовый, 100 г маленький.

– Какие молодцы! Теперь вы точно сможете правильно накрыть стол для гостей и не перепутаете чайную посуду с кофейной, столовую с кухонной.

7. – А сейчас я вам расскажу одну историю. Послушайте.

Разведчица.

– Мамочка, если бы твоя любимая чашка разбилась, ты бы очень расстроилась?

– Наверное, расстроилась бы. А почему ты спрашиваешь?

– А меня Вовка на разведку послал.

Вопросы:

Как вы думаете, зачем Вова послал Наташу к маме?

– Была ли разбита чашка? Почему?

– Правильно ли поступил Вова?

– А как вы поступили бы, если бы разбили мамину любимую чашку?

– А ваша мама сильно бы расстроилась, если бы вы разбили ее любимую чашку?

Стук в дверь. Заходит чистая Федора.

– Федора, какая ты красивая!

Федора: – Спасибо, ребята, за помощь, вы научили меня бережно обращаться с посудой:

«Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!

Буду, буду я посуду и любить и уважать».

– И за вашу помощь приглашаю вас на чай.

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «Посуда»

Цель :формирование словаря.

Задачи : обогащение речи детей , закрепление знаний детей о назначении посуды , упражнять детей в образовании однокоренных слов в согласовании существительных с прилагательными,формировать умение различать и называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды . Воспитывать у детей чувство помощи, желание сделать доброе дело, доставить радость своим друзьям.

Оборудование : картинки с изображением посуды , Малыша и Карлсона, наборы игровой чайной, столовой и кухонной посуды , почтовый ящик, конверт.

Ход НОД.

Добрый день, ребята. Сегодня я получила письмо. Давайте вместе его откроем и узнаем от кого же оно (открываем письмо и достаем оттуда письмо и картинку с Малышом) . Вы знаете кто это (ответы детей) .

Затем педагог читает письмо" Ну что,поможем Малышу разобраться с посудой (ответы детей) .

Скажите, так какая же посуда нужна на кухне чтоб сварить суп? А в чем можно пожарить яичницу? Что еще можно жарить в сковороде (ответы детей) .Молодцы! Все что вы тут мне назвали называется кухонной посудой (показ картинок кухонной посуды ? А кто знает для чего нужен вот такой ковшик с дырочками (картинка дуршлага (ответы детей) .Да, через него промывают макароны и он называется дуршлаг. Давайте вместе повторим. (проговаривают это слово) .А вот это что за лист такой? (показ противня) .Для чего он нам нужен на кухне? Конечно же, на нем пекут булочки, пироги и называется он противень. Давайте вместе повторим это слово (проговаривают это слово) .Вы уже говорили, что суп варят в кастрюле. А скажите мне,если суп сварили из картофеля,то как он будет называться? Из гороха? Из риса? Из курицы? (ответы детей) .Дети,посмотрите что вся кухонная посуда сделана из металла , значит она какая? А если она сделана из алюминия (ответы детей) .Давайте еще раз повторим что же относится к кухонной посуде (ответы детей) .Ребята, ну сварит суп себе Карлсон в кастрюле. А кушать он его из чего будет, из кастрюли (ответы детей) .Конечно же, из тарелки. Тарелки,из которых кушают суп, называются -суповые тарелки. Давайте повторим. (дети повторяют вместе) .Еще есть мелкие тарелки, из которых кушают вторые блюда. А вот это называется супницей (показ картинки) .Кто скажет, почему она так называется? (ответы детей) .Конечно же, для того чтоб поставить на стол большое количество супа,его переливают в супницу. Ведь кастрюля на столе будет смотреться некрасиво. Давайте вместе повторим -супница (дети проговаривают это слово) .Скажите, а куда кладут салат? Селедку? Во что насыпают соль? Перец? Во что мы положим хлеб? А салфетки? Молодцы. Ребята, все что вы сейчас назвали называется -столовая посуда (показ картинок столовой посуды ) .Посмотрите как её много. Представьте, как тяжело её мыть маме. Давайте мы поможем маме (проводится физминутка "Мамины помощники") .Ой, тут в письме еще что то есть. Давайте- ка посмотрим. Какое- то приглашение.

Я захотел устроить бал,

И гостей к себе позвал.

Взял муку, взял творог

И испек рассыпчатый пирог.

Оказывается, Карлсон решил позвать гостей к себе. Попить чаю с пирогом,который он сам испек. Ребята, подскажите же какую посуду надо поставить на стол к чаю? (ответы детей) .Во что нальем варенье? Во что положим сахар? А масло? Где будут лежать конфеты? Из чего будем пить чай? Скажите, а на что поставим чашки? А чай из чего будем разливать? Как вы думаете, вот такая посуда для чая как будет называться? Правильно. Такая посуда будет называться чайной (показ чайной посуды ) .Скажите,а если гости будут пить не чай,а кофе то как такая посуда будет называться (ответы детей и показ картинки кофейной посуды ) .Ребята,я хочу вам сказать что вот такие наборы посуды называются сервизами. Давайте повторим (дети повторяют) .Если это чайный набор то как будет называться сервиз? Столовый набор? Кофейный набор (ответы детей сопровождаем картинками с сервизами) Сервизы бывают изготовлены из различных материалов. Вот сервиз сделанный из пластмассыm как будет называться? Из глины? Из стекла?Из керамики? Из дерева?. Смотрите, тут в письме еще что то есть. Понятно. Малыш пишет что они с Карлсоном разрезали нечаянно картинки с изображением посуды и никак не могут их собрать. Поможем (проводим игру с разрезными картинками) .Ребята, у вас всех раз в году бывает день рождения. Подумайте и скажите чем вы будете угощать гостей и какую посуду поставите на стол . (ответы детей) .Ребята, я вам предлагаю отправить посылку нашим друзьям в которую мы положим чайный, кофейный, столовый сервизы,а также кухонную посуду . Подойдите к столу и возьмите ту посуду ,которую я вам предложила (дети выбирают посуду и складываю ее в посылку) .Молодцы. А еще я хочу вам предложить устроить в группе выставку сервизов . Для этого вы дома с родителями найдете картинки с изображением чайных, кофейных и столовых сервизов и принесёте их в группу . И мы с вами оформим выставку. А сейчас пришел почтальон и он заберет нашу посылку и отправит Малышу и Карлсону. (отдаем посылку почтальону и п говорим до свидания) .

Ребята! Добрый день. Вы все знаете что мой лучший друг Кврлсон большой обжора. И я решил сделать ему сюрприз. Когда Карлсон улетел по своим делам,я обставил его кухню-поставил стол,стулья, шкафы, газовую плиту. Когда Карлсон прилетел он полетал по кухне, посмотрел и спросил меня : -А в чем же мне варить еду? Ребята,помогите мне разобраться какая же посуда нужна Карлсону на кухне. Ну что,поможем Малышу разобраться с посудой (ответы детей) .

«Мышеловка»

Двое становятся друг против друга соединяют руки и поднимают их повыше.

Оба хором говорят :

Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели. Мышеловку мы поставим, и мышей тогда поймаем!

Задача играющих пока ведущие говорят стишок, пробежать под их сцепленными руками. Но на последних словах ведущие резко опускают руки и кого-то из игроков обязательно ловят. Тот, кто попал в мышеловку, присоединяется к ловцам. Мышеловка вырастает. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна мышь - победительница.

«Два мороза»

На противоположных сторонах площадки линиями обозначаются два дома. Играющие располагаются в одном из домов. Двое водящих, два Мороза (Мороз - красный нос и Мороз - синий нос) становятся посредине площадки лицом к детям :

Мы два брата молодые, Я Мороз - синий нос,

Два Мороза удалые, Кто из вас решится

Я Мороз - красный нос, В дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают :

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз!

После этого они перебегают в другой дом, а Морозы стараются их заморозить (коснуться рукой) . Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз. Они стоят так до окончания перебежки. Морозы подсчитывают, сколько играющих им удалось заморосить. После 2-3 перебежек выбирают новых Морозов. В конце игры подводится итог: какие Морозы заморозили больше играющих.

Указания. Игрок, который выбежит из дома до сигнала или остается в доме после него, тоже считается замороженным.

Малоподвижная игра «У кого мяч?»

С помощью считалочки выбирается водящий, который становится в центр круга. Дети стоят по кругу плотно плечом друг к другу, руки за спиной. Водящий должен угадать, у кого мяч. Игру начинает инструктор, в руке у него маленький мяч. Идя по кругу, инструктор отдает мяч в руку одному из играющих, а дети должны передавать этот мяч в одну или другую сторону по кругу так, чтобы водящий не заметил.

Цель занятия: развитие речи детей, обогащение словаря по теме «посуда»

1. Закрепление в речи имен существительных с обобщающим значением посуда.

2. Совершенствование грамматического строя речи через упражнения в образование имен существительных во множественном числе в именительном падеже, единственного и множественного числа глаголов настоящего времени, слоговой структуры слов, согласования числительного с существительным

3. Формирование умения составлять описательный рассказ по схеме

4. Формированию умения отвечать на вопросы полным развернутым предложением

5. Развитию памяти, внимания, мелкой моторики.

Тип занятия: закрепление ранее приобретенных знаний

Форма занятия: групповая

Продолжительность: 30 минут

Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатель

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Оборудование и материалы: письмо от бабушки Федоры, сундук, кукла Федора, разрезные картинки, карточки 4 лишний, схема составления описательного рассказа, иллюстрации посуды

Предварительная подготовка:

Рассматривание посуды и материалов из которой она сделана

Чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Федорино горе», А. Гайдар «Голубая чашка», Братья Гримм «Горшок каши», русская народная сказка «Лиса и журавль»

Беседа «Посуда вчера и сегодня»

Методы и приемы работы с детьми: метод наблюдения, метод демонстрации, метод игры, рассказ, чтение, метод упражнения, метод практических работ

Структура занятия:

Этап занятия

Вводная часть

Введение в тему занятия. Чтение письма от Федоры

Основная часть

Дидактическая игра «Отгадай загадки»

Дидактическая игра «Сравни».

Физкультминутка «Чайник-ворчун»

(Развитие логического мышления, памяти. Развивать речевую активность)

Составление описательного рассказа по схеме

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Заключительная часть

Рефлексия, подведение итогов занятия

Ход занятия:

1. Вводная часть

Здравствуйте ребята, я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением!

Ребята, сегодня нам в детский сад пришло письмо. Вот оно (воспитатель показывает детям письмо). Давайте откроем его и узнаем что же в нем написано. (Открываем письмо, читаем содержание)

«Здравствуйте, дорогие ребята! Ой, горе мне, горе! Убежала от меня вся посуда! Приезжайте ко мне, помогите мне, пожалуйста, вернуть посуду. А я обещаю вам, что исправлюсь.

С уважением к вам, Федора»

Ребята, что же делать? Надо Федоре помочь исправиться и вернуть посуду обратно, но, чтобы ее вернуть надо выполнить задания. Ну что поедем к Федоре в гости и поможем ей? (Да)

Дети имитируя движение поезда отправляются в гости к Федоре

2. Основная часть

Ребята, вот мы и приехали в гости к Федоре. Вот она Федора Ивановна. (воспитатель достает куклу Федору). Чтобы вернуть посуду сперва надо вспомнить ее названия.

Дидактическая игра «Отгадай загадки».

Ребята, послушайте внимательно загадки и попробуйте их отгадать

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»

Сама не ем, а людей кормлю.

И в столовой, и на кухне,

В ресторане и везде:

Если варят - то в…

(кастрюле)

Жарят на… (сковороде)

Для нас она необходима,

Ведь пищу из нее едим мы

Глубокая и мелкая

Зовут ее ……….

Тарелкою

Ее за ручку мы берем

Чай, кофе из нее мы пьем.

Молодцы, вы отгадали все загадки.

Ребята, пока посуда от Федоры, обидевшись на нее, убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами поможем Федоре и соберем всю ее посуду. Увас на столах разрезные картинки. Вы их соберите и у вас получится целая картинка – какой-то предмет посуды. А вы нам потом о нем расскажете.

Дидактическая игра «Собери посуду»

(Развивать умение анализировать и синтезировать образное мышление. пространственное восприятие, воображение, логику. Упражнять в составлении целой картинки из частей.)

Дети называют свою собранную картинку (Я собрал чашку (чайник...)) и

Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.

А теперь давайте вы внимательно будете смотреть на свои картинки, и мы их сравним. Вы ответите на мои вопросы.

Дидактическая игра «Сравни».

(Развитие логического мышления, памяти. Развивать речевую активность)

Дети поочередно в парах, как они сидят за столами, проводят сравнение.

  1. 1. Чем кастрюля отличается от сковороды? (Кастрюля высокая и у нее две ручки, а сковорода низкая, широкая, у нее одна ручка).
  2. 2. Чем кувшин отличается от бутылки? (У кувшина есть ручка).
  3. 3. Что едят из глубокой тарелки? (Из глубокой тарелки едят щи, борщ, суп).
  4. 4. Что едят из мелкой тарелки? (Из мелкой тарелки едят…….).
  5. 5. Чем отличается чайная ложка от столовой? (Чайная ложка короче и не такая глубокая).
  6. 6. Почему ложка не может выполнять работу вилки? (у ложки нет зубчиков, как у вилки, ложка круглая).

Понравилось вам сравнивать предметы?

Давайте с вами еще поиграем, выходите ко мне сюда на ковер, вставайте в круг.

Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда, из чего ее делают.

Проводится игра с мячом в круге, дети, получая мяч по очереди, отвечают.

Дидактическая игра «Из чего сделана посуда?».

(Развивать память, внимание, речь, упражнять в употреблении прилагательных, развивать речевую активность)

Ложка из дерева – деревянная…

Чашка из фарфора – фарфоровая…

Ваза из хрусталя – хрустальная

Терка из металла – металлическая

Графин из стекла – стеклянный

Масленка из пластмассы –

Сковорода из чугуна –

Миска из глины –

Нож из стали –

А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.

Физкультминутка.

«Я чайник-ворчун»

Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд

шаги на месте

Я всем напоказ выставляю живот

руки на поясе,

повороты туловища

вправо-влево

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

хлопки в ладоши

Эй, люди, я с вами чайпить хочу.

прыжки на месте

Детям предлагается сесть на стульчики, стоящие здесь же на ковре полукругом.

Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда. А, где хранится посуда? На кухне. И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.

Дидактическая игра «Каждый продукт в свою посуду».

(Развитие логического мышления, памяти. Развивать речевую активность)

Масло сливочное положим в …

Сахар насыпаем …

Молоко нальем …

Соль у нас в …

Перец в …

Хлеб положили в …

Фрукты …

Сухари …

Сок налили …

Селедку в …

Конфеты к чаю у нас в …

Ребята, а вы обратили внимание, что Федора к нам пришла с сундуком. Хотите узнать, посмотреть, что лежит в Федорином сундуке. Воспитатель по очереди приглашает к сундуку 3-4 человек. Они достают содержимое сундука и рассказывают о нем, описывают, пользуясь опорной схемой. Игру начинает воспитатель (дает образец воспитания)

Название предмета посуды

Из чего сделана

Как используют

1. Это маленькая чашка, она красного цвета. У нее есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из нее пьют чай.

2. тарелка

4. сковорода

Ну а теперь самое время помочь бабашке Федоре расставить посуду на кухне на полки. Я вам сейчас расскажу, как это сделала сама Федора, а вы скажете, правильно или нет. Или она что-то напутала.

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

(Развивать умение выделять лишнее слово. Объяснять свой выбор)

Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний. И так, я говорю.

Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питься).

Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).

Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).

Овощерезка, миксер, мясорубка, тарелка (из тарелки кушают).

Молодцы! С посудой мы с вами разобрались, помогли бабушке Федоре, разложили и расставили все по местам.

3. Заключительная часть

Ребята, вот и подошло к концу наше с вами путешествие в гости к бабушке Федоре. Давайте вспомним чем мы сегодня с вами занимались и как помогали бабушке Федоре (ответы детей)

Вы все большие молодцы!

Конспект занятия «Посуда»

Подготовительная группа

Цели: формировать обобщающее понятие «посуда»; уточнить с детьми название посуды; уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду; закрепить понимание назначения посуды. Образовывать существительные родительного падежа, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных; учить суффиксальному способу образования существительных; учить использовать существительные множественного числа в родительном падеже; активизировать словарь по данной теме.

Оборудование: кукольная посуда, демонстрационный материал-посуда и картинки с изображением посуды; мяч.

Предварительная работа : чтение художественной литературы - К. Чуковский «Федорино горе»

Ход занятия

1. Организационный момент

На столе беспорядок, разбросана вся посуда. Что же случилось? Не напоминает ли вам это недавно прочитанную историю о Федоре? Возможно посуда тоже убежала от кого-то. Давайте рассмотрим, что стоит на столе.

2. Беседа о посуде

Как одним словом можно назвать все эти предметы? (посуда)

Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды? (Ложка, вилка, нож)

В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковородка, противень и т.п.)

Как называется эта посуда? (Кухонная)

Какой посудой мы пользуемся, когда пьём чай? (Чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник, конфетница и т.п.)

Как называется эта посуда? (Чайная)

А как называется посуда, из которой едим (принимаем пищу)? (Столовая)

Назовите столовую посуду. (Глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница, салатница, солонка, селёдочница и т.д.)

Давайте поможем и расставим посуду по своим местам: отдельно столовую, кухонную, чайную и кофейную.

3. Рассказ воспитателя

Посудой люди пользовались с древних времён. Сначала она была деревянная. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Потом появилась стеклянная, металлическая, фаянсовая, фарфоровая посуда. Появились сервизы.

Упражнение «Какая бывает посуда?» по материалу

Назовите предметы посуды, которые сделаны из дерева? Посуда сделана из дерева, значит, она, какая? (Деревянная.) (Аналогично: из пластмассы, фарфора, стекла, металла и т.д.)

Как нужно относиться к посуде?

Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадает труд человека, который её делал. Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из неё приятно было есть. Как надо ухаживать за посудой: сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пищи, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем её основательно прополаскивают. Ставят в сушку, вытирают убирают в шкаф.

Перемыли всю посуду, посуда стала чистая, так и хочется назвать ее ласково.

4. Игра с мячом «Назови ласково» - Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом: чашка-чашечка, ложка-ложечка и т.д.

Для чего нужна посуда? Ответы детей.

Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке
Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут!

5. Скажи, как называется посуда для…

Хлеба – хлебница Конфет – конфетница

Селедки – селедочница Салата - салатница

Сухарей – сухарница *Масла - масленка

Молока - молочник * Соли - солонка

6. Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Дети «надувают» живот,

одна рука на поясе, другая

изогнута, как носик.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Приседают, одна рука на поясе.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни-разобьются.

Кружатся, рисуя руками круг.

Вот серебряные ложки,

Потягиваются, руки вверх,

сомкнуть над головой,

Вот пластмассовый поднос-

Он посуду нам принёс.

делают большой круг.

7 . Упражнение «Магазин» - Где можно купить посуду? Чего много в магазине? (Много чайников, чашек, ножей, кастрюль, сковород и т.д.)

8. А сейчас я вам расскажу одну историю. Послушайте.

Разведчица.

– Мамочка, если бы твоя любимая чашка разбилась, ты бы очень расстроилась?

– Наверное, расстроилась бы. А почему ты спрашиваешь?

– А меня Вовка на разведку послал.

Вопросы:

– Как вы думаете, зачем Вова послал Наташу к маме?

– Была ли разбита чашка? Почему?

– Правильно ли поступил Вова?

– А как вы поступили бы, если бы разбили мамину любимую чашку?

– А ваша мама сильно бы расстроилась, если бы вы разбили ее любимую чашку?

9. Стук в дверь. Заходит чистая Федора.

– Федора, какая ты красивая!

Федора: – Спасибо, ребята, за помощь, вы научили меня бережно обращаться с посудой:

«Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!

Буду, буду я посуду и любить, и уважать».

– И за вашу помощь приглашаю вас на чай.

10 . Итог занятия.


Загрузка...