domvpavlino.ru

Пороги ощущения бывают абсолютными и. Абсолютный верхний порог ощущений

Абсолютный Верхний Порог Ощущений Абсолютный верхний порог ощущений - максимально допустимая величина внешнего раздражителя, превышение которой ведет к появлению болезненных ощущений - , свидетельствующих о нарушении нормальной деятельности организма.

Психологический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Абсолютный Верхний Порог Ощущений" в других словарях:

    абсолютный верхний порог ощущений - Этимология. Происходит от лат. absolutus неограниченный. Категория. Вид абсолютного порога ощущений. Специфика. Максимально допустимая величина внешнего раздражителя, превышение которой ведет к появлению болезненных ощущений, которые… …

    абсолютный верхний порог восприятия Большая психологическая энциклопедия

    порог восприятия верхний абсолютный - (абсолютный верхний порог восприятия, абсолютный верхний порог ощущений) максимально допустимая величина раздражителя внешнего, превышение коей ведет к появлению болезненных ощущений, свидетельствующих о нарушении нормальной деятельности… … Большая психологическая энциклопедия

    порог терминальный - достижение раздражителем такой величины, что ощущение, обычно связанное с таким раздражителем, исчезает или переходит в другую модальность. Например, при очень высокой яркости света ощущение приобретает болевой характер. Словарь практического… … Большая психологическая энциклопедия

    пороги ощущений - Категория. Качественные показатели чувствительности анализатора. Виды: абсолютный порог (верхний и нижний), дифференциальный порог, оперативный порог. Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 … Большая психологическая энциклопедия

    ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ - основные характеристики любого анализатора. Различают абсолютный, дифференциальный (или различительный) и оперативный П. о. Абсолютный нижний порог минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Абсолютный верхний П. о.… …

    Наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

    СЕРДЦЕ - СЕРДЦЕ. Содержание: I. Сравнительная анатомия........... 162 II. Анатомия и гистология........... 167 III. Сравнительная физиология.......... 183 IV. Физиология................... 188 V. Патофизиология................ 207 VІ. Физиология, пат.… … Большая медицинская энциклопедия

    Эта статья об отражении сигналов органов чувств. Об отражении эмоциональных процессов см. Переживание (психология). Ощущение, чувственный опыт простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение… … Википедия

    СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР - совокупность соматических, рецепторных и нервных структур, деятельность которых обеспечивает восприятие звуковых колебаний. С. а. состоит из рецептора (уха), слухового нерва и сложной системы нервных связей и центров мозга. С. а. человека… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Качественные показатели чувствительности анализатора.

Виды:

Абсолютный порог (верхний и нижний),

Дифференциальный порог,

Оперативный порог.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ

(англ. thresholds of sensations ) - основные характеристики любого анализатора . Различают: абсолютный, дифференциальный и оперативный П. о. Абсолютный нижний П. о. - минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Абсолютный верхний П. о. - максимально допустимая величина внешнего раздражителя. Дифференциальный П. о. - минимальное различие между 2 раздражителями либо между 2 состояниями 1 раздражителя, вызывающее едва заметное различие ощущений. Оперативный П. о. - наименьшая величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума. См. , , . (К. В. Бардин.)

Добавление ред.: То, что в рос. литературе называется «абсолютный нижний порог», в зарубежной литературе называется проще - «абсолютный порог» (или «порог обнаружения»); при этом «абсолютный верхний порог» удобнее именовать «терминальный порог» (см. ), однако следует помнить, что последний - это теоретическая фикция, которую ни один разумный психофизик не станет измерять психофизическими методами ; к нему также не имеет отношения ни одна из существующих пороговых теорий . (Б. М.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "пороги ощущений" в других словарях:

    Пороги Ощущений - качественные показатели чувствительности анализатора. Выделяют абсолютный (верхний и нижний), дифференциальный и оперативный пороги ощущений … Психологический словарь

    ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ - основные характеристики любого анализатора. Различают абсолютный, дифференциальный (или различительный) и оперативный П. о. Абсолютный нижний порог минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Абсолютный верхний П. о.… …

    Их закономерности показывают, как изменяются пороги восприятия при одновременном действии нескольких стимулов. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …

    Ощущение - Эта статья об отражении сигналов органов чувств. Об отражении эмоциональных процессов см. Переживание (психология). Ощущение, чувственный опыт простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение… … Википедия

    ПСИХОЛОГИЯ - наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

    - (от лат. sensus чувство, ощущение) приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя; может проявляться также в разнообразных субъективных эффектах (см. последовательный о … Большая психологическая энциклопедия

    Величина раздражителя, при достижении коей появляется ощущение или возникают другие реакции (соматические, вегетативные, энцефалографические). Соответственно этому различаются: 1) порог восприятия нижний системы сенсорной; 2) порог реагирования… … Большая психологическая энциклопедия

    Общее обозначение различных видов исследования психических явлений посредством экспериментальных методов. Применение эксперимента сыграло важнейшую роль в преобразовании психологических знаний, в превращении психологии из отрасли философии в… … Большая психологическая энциклопедия

    Кодирование - 1. процесс изменения входящего сообщения из его изначальной формы в некую другую (например, превращение нервных импульсов, исходящих от рецептора в ощущение, феномен психического); 2. трансформация неких данных из одной формы в другую; 3.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Психофизические функции - взаимодействие физиологических и психических процессов, определяющее уровень чувствительности (пороги ощущений) сенсорной системы … Психология человека: словарь терминов

Ощущения - простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при их непосред­ственном воздействии на соответствующие рецепторы

Рецепторы – это чувствительные нервные образования, которые восприни­мают воздействие внешней или внутренней среды и кодируют его в виде набора электрических сигналов. Эти сигналы затем поступают в мозг, который их расшифровывает. Этот процесс сопровождает возникновением простейших психических явлений – ощущений.

Часть рецепторов человека объединены в более сложные образования – органы чувств. У человека есть орган зрения – глаз, орган слуха – ухо, орган равновесия – вестибулярный аппарат, орган обоняния – нос, орган вкуса – язык. В то же время некоторые рецепторы не объединяются в один орган, а разбросаны по поверхности всего тела. Это рецепторы температурной, болевой и тактильной чувствительности. Большое количество рецепторов находятся внутри тела: рецепторы давления, химического чувства и т. д. Например, рецепторы, чувствительные к содержанию глюкозы в крови, обеспечивают возникновение чувства голода. Рецепторы и органы чувств - это единственные каналы, через которые мозг может получать информацию для последующей переработки.

Все рецепторы можно разделить на дистантные , которые могут воспринимать раздражение на расстоянии (зрительные, слуховые, обонятельные) и контактные (вкусовые, тактильные, болевые).

Анализатор – материальная основа ощущений

Ощущения являются продуктом деятельности анализаторов человека. Анализатором называют взаимосвязанный комплекс нервных образований, который осуществляет прием сигналов, их трансформацию, настройку рецепторного аппарата, передачу информации к нервным центрам, ее обработку и расшифровку. И.П. Павлов считал, что анализатор состоит из трех элементов: органа чувств ,проводящего пути и коркового отдела . Согласно современным представлениям, в состав анализатора входит как минимум пять отделов:рецепторного, проводникового, блока настройки, блока фильтрации и блока анализа. Так как проводниковый отдел, по сути представляет собой всего лишь электрический кабель, проводящий электрические импульсы, наиболее важную роль выполняют четыре отдела анализатора. Система обратной связи позволяет вносить корректировку в работу рецепторного отдела при изменении внешних условий (например – тонкую настройку анализатора при разной силе воздействия).

Пороги ощущений

В психологии существует несколько понятий порога чувствительности

Нижний абсолютный порог чувствительности определяют как наименьшую силу раздражителя, которая может вызывать ощущение.

Рецепторы человека отличаются очень высокой чувствительностью к адекватному раздражителю. Так, например, нижний зрительный порог составляет всего 2-4 кванта света, а обонятельный равен 6 молекулам пахучего вещества.

Раздражители, имеющие силу менее пороговой, не вызывают ощущений. Они называются подпороговыми и не осознаются, однако могут проникать в подсознание, определяя поведение человека, а также составляя основу его сновидений, интуиции, неосознанных влечений. Исследование психологов показывают, что подсознание человека может реагировать на очень слабые или очень короткие раздражители, которые не воспринимаются сознанием.

Верхний абсолютный порог чувствительности меняет сам характер ощущений (чаще всего - на болевую). Например, при постепенном увеличении температуры воды, человек начинает воспринимать не тепло, а уже боль. То же самое происходит при сильном звуке и или давлении на кожу.

Относительным порогом (порог различения) называют минимальное изменение ин­тенсивности раздражителя, вызывающее изменения в ощущениях. Согласно закону Бугера-Вебера, относительный порог ощущений является постоянным, если измерять его в процентах от исходной величины раздражения.

Закон Бугера - Вебера : «Порог различения по каждому анализатору имеет

постоянную относительную величину»:

DI /I = const, где I- сила раздражителя

Классификация ощущений

1. Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды («пять чувств»). К ним относят зрительные, слуховые, вку­совые, температурные и тактильные ощущения. На самом деле, рецепторов, которые обеспечивают эти ощущения, больше пяти, и так называемое «шестое чувство» здесь ни при чем. Например, зрительные ощущения возникают при возбуждении палочек («сумеречное, черно-белое зрение») и колбочек («дневное, цветовое зрение»). Температурные ощущения у человека возникают при раздельном возбуждении рецепторов холода и тепла . Тактильные ощущения отражают воздействие на поверхность тела, и они возникают при возбуждении или чувствительных рецепторов прикосновения в верхнем слое кожи, или при более сильном воздействии на рецепторы давления в глубоких слоях кожи.

2. Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутрен­них органов. К ним относят ощущение боли, голода, жажды, тошноты, удушья и др. Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздраже­ниях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Интенсивность болевых ощущений бывает различной, достигая в отдельных случаях большой силы, что может даже привести к возникновению шокового состояния.

3. Проприоцептивные ощущения (мышечно-двигательные). Это ощущения, отражающие положение и движения нашего тела. С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию о поло­жении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслабле­нии мышц, состоянии суставов и связок и т. п. Мышечно-двигательные ощущения носят сложный характер. Одновременное раздражение различных по своему качеству рецепторов дает своеобразные по качеству ощущения: раздражения рецепторных окончаний в мышцах создают ощущение мышечного то­нуса при выполнении движения; ощущения мышечного напряжения и усилия связаны с раздражением нервных окончаний сухожилий; раз­дражение рецепторов суставных поверхностей дает ощущение направ­ления, формы и быстроты движений. К этой же группе ощущений многие авторы относят и ощущения рав­новесия и ускорения, которые возникают в результате возбуждения рецепторов вестибу­лярного анализатора.

Свойства ощущений

Ощущениям присущи определенные свойства:

· адаптация,

· конт­раст,

· пороги ощущений,

· сенсибилизация,

· последовательные образы.

Воображение – это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее. Помимо данного, существуют и другие определения воображения. Например, его можно обозначить, как способность представлять отсутствующий (в данный момент или вообще в реальности) объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Иногда в качестве синонима использует термин «фантазия», который обозначает как процесс создания чего-то нового, так и конечный продукт этого процесса. Поэтому в психологии принят термин «воображение», обозначающий только процессуальную сторону данного явления. Воображение отличается от восприятия двумя особенностями: - источником возникающих образов служит не внешний мир, а память; - оно меньше соответствует реальности, так как всегда содержит элемент фантазии. Функции воображения: 1 Представление действительности в образах, что дает возможность пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми предметами. 2 Формирование внутреннего плана действий (создание образа цели и нахождение способов ее достижения) в условиях неопределенности. 3 Участие в произвольной регуляции познавательных процессов (управление воспоминаниями). 4 Регулирование эмоциональных состояний (в аутотренинге, визуализации, нейро-лингвистическом программировании и др.). 5 Основа для творчества – как художественного (литература, живопись, скульптура), так и технического (изобретательство) 6 Создание образов, соответствующих описанию объекта (когда человек старается представить себе нечто, о чем он слышал или читал). 7 Продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную реальность). Виды воображения: В зависимости от принципа, положенного в основу классификации, можно выделять разные виды воображения (Рис. 10.1):
Классификация воображения Характеристика отдельных видов воображения Активное воображение (преднамеренное) - создание человеком по собственному желанию новых образов или представлений, сопровождающееся определенными усилиями (поэт ищет новый художественный образ для описания природы, изобретатель ставит цель создать новое техническое устройство и пр.). Пассивное воображение (непреднамеренное) - при этом человек не ставит себе цели преобразования реальности, а образы спонтанно возникают сами (этот тип психических явлений включает в себя широкий спектр явлений, начиная от сновидений до идеи, внезапно и незапланированно возникшей в сознании изобретателя). Продуктивное (творческое) воображение - создание принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется по-новому, а не просто механически копируется или воссоздается. Репродуктивное (воссоздающее) воображение - создание образа предметов или явлений по их описанию, когда действительность воспроизводится по памяти в том виде, какова она есть. Характеристика отдельных видов воображений: Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности они могут быть или репродуктивными или продуктивными. Иван Михайлович Сеченов называл сновидения «небывалой комбинацией бывалых впечатлений», а современная наука полагает, они отражают процесс перевода информации из оперативной в долговременную память. Другая точка зрения заключается в том, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.

Галлюцинация - пассивные и непроизвольные формы воображения. По степени преобразования действительности чаще всего бывают продуктивными. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие явной связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом каких-то нарушений психики или воздействием на мозг лекарственных или наркотических веществ.

Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Это пассивный и продуктивный тип воображения.

Мечта от грезы отличается тем, что она более реалистична и в большей степени осуществима. Мечта относятся к типу активных форм воображения. По степени преобразования действительности мечты чаще всего бывают продуктивными. Особенности мечты: - Мечтая, человек всегда создает образ желаемого. - Она не включена напрямую в деятельность человека и не дает сразу же практических результатов. - Мечта направлена в будущее, в то время как некоторые другие формы воображения работают и с прошлым. - Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются эмоциональной насыщенностью, ярким характером, и в то же время – отсутствием понимания конкретных путей к осуществлению мечты. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы. Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов: Агглютинация - «складывание», «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок - кентавр, Змей-Горыныч и пр.

Гиперболизация - существенное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей, которое приводит к качественно новым свойствам. Примером могут служить следующие сказочные и литературные персонажи: гигантский гомеровский циклоп, Гулливер, Мальчик–с-Пальчик. Акцентирование - выделение характерной детали в создаваемом образе (дружеский шарж, карикатура).

2.Восприятие – целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие - всегда совокупность ощущений, а ощущение - со­ставная часть восприятия. Однако восприятие - не простая сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно и количественно новая ступень чувственного познания.

Схема формирования психических образов при восприятии:

Физиологическими основами восприятия является согласованная деятельность нескольких анализаторов, протекающая при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи.

В процессе восприятия формируются перцептивные образы , с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память и мышление. Образ представляет собой субъективную форму объекта; он является порождением внутреннего мира данного че­ловека.

Например, восприятие яблока складывается из зрительного ощущения зеленого круга, тактильного ощущения гладкой, твердой и прохладной поверхности и обонятельного ощущения характерного яблочного запаха. Складываясь вместе, эти три ощущения дадут нам возможность восприятия целого предмета – яблока.

Восприятие следует отличать от представлений , то есть мысленного создания образов предметов и явлений, когда-то воздейство­вавших на организм, но отсутствующих в данный момент.

В процессе формирования образа на него воздействуют установки, ин­тересы, потребности, и мотивы личности. Так образ, возникающий при виде одной и той же собаки, будет различным у случайного прохожего, собаковода-любителя и человека, которого недавно покусала какая-то собака. Их восприятия будут отли­чаться полнотой и эмоциональностью. Огромную роль в восприятии играет желание человека воспринимать тот или иной предмет, активность его восприятия.

Свойства восприятия

Восприятия человека отличаются от ощущений рядом специфических свойств. Основные свойства восприятия, это:

· константность,

· целост­ность.

· избирательность,

· предметность,

· апперцепция,

· осмысленность,

Виды восприятия

Существуют три основные классификации процессов восприятия – по форме существования материи, по ведущей модальности и по степени волевого контроля.

Согласно первой классификации , существует три вида восприятия

Восприятие пространства - это восприятие расстояния до объектов или между ними, их взаимного расположения, их объема, удаленности и направления, в кото­ром они находятся.

Восприятие движения - это отражение во времени изменений по­ложения объектов или самого наблюдателя в пространстве.

Восприятие времени – наименее изученная область психологии. Пока только известно, что оценка длительности временного отрезка зависит от того, какими событиями (с точки зрения конкретного человека) он был заполнен. Если время было заполнено множеством интересных событий, то время проходит быстро, а если значимых событий было мало, то время тянется медленно. При воспоминании имеет место обратный феномен – период времени, заполненный интересными делами, кажется нам более продолжительным, чем «пустой». Материальной основой восприятия времени человеком являются так называемые «клеточные часы» - фиксированная длительность некоторых биологических процессов на уровни отдельных клеток, по которым организм и сверяет длительность больших промежутков времени.

Вторая классификация восприятия (по ведущей модальности) включает в себя зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, тактильное восприятие, а также восприятие своего тела в пространстве.

В соответствии с этой классификацией в нейро-лингвистическом программировании (одном из направлений современной психологии), всех людей принято делить на визуалов, аудиалов и кинестетиков . У визуалов преобладает зрительный тип восприятия, у аудиалов – слуховой, а у кинестетиков – тактильный, вкусовой и температурный.

3. Память - способность (живой системы фиксиро­вать факт взаимодей­ствия со средой, сохра­нять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.

память- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Человеческая память - это не просто какая-то единая функция. В ней участвует много различных процессов. Существуют три совершенно различных типа памяти: 1) как "непосредственный отпечаток" сенсорной информации; 2) кратковременная память; 3) долговременная память.

Непосредственный отпечаток сенсорной информации . Эта система удерживает довольно точную о полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика - 0,1-0,5 с. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает.

Кратковременная память удерживает материал иного типа. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, если при вас произнесли какую-то фразу вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Обычно запоминается лишь 5-6 слов. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удержать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время. Непосредственные отпечатки сенсорной памяти невозможно повторять, они сохраняются лишь несколько десятых долей секунды и продлить их нет возможности.

Долговременная память . Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Долговременная память- наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Емкость первых названных систем памяти очень ограничена: первая состоит из нескольких десятых секунд, вторая - несколько единиц хранения. Емкость же долговременной памяти практически безгранична. Все, что удерживается на протяжении более чем несколько минут, должно находиться в системе долговременной памяти. Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью -это проблема поиска информации.

В памяти выделяют три процесса: запоминание (ввод информации в память), сохранение (удержание) ивоспроизведение. Эти процессы взаимосвязаны. Организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения определяет воспроизведение.

Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление - импритинг . Состояние импритинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения. Вероятна его связь с периодами сенситивного развития психических функций. При многократном повторении одного и того же раздражителя происходит его запечатление без сознательной установки на это. Намерение сохранить материал в памяти характеризует произвольное запоминание.

Организованное повторение материала с целью его запоминания называется заучиванием . Значительный рост способности к заучиванию падает на возраст от 8 до 10 лет и особенно возрастает с 11 до 13 лет. С 13 лет наблюдается относительное снижение в темпах развития памяти. Новый рост начинается с 16 лет. В возрасте 20-25 лет память человека, занятого умственным трудом, достигает высшего уровня.

По механизму выделяют логическое и механическое запоминание. По результату - дословное и смысловое .

Сама по себе направленность на запоминание не дает должного эффекта. Ее отсутствие может быть компенсировано высокими формами интеллектуальной активности, даже если сама по себе эта деятельность и не была направлена на запоминание. И только сочетание этих двух составляющих создает прочную основу максимально успешного заучивания, делает запоминание продуктивным.

Лучше всего запоминается то, что возникает в качестве препятствия, затруднения в деятельности. Запоминание материала, данного в готовом виде, осуществляется с меньшим успехом, чем запоминание материала, найденного самостоятельно, в ходе активной деятельности. То, что запоминается хотя бы и непроизвольно, но в процессе активной интеллектуальной деятельности, сохраняется в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно.

Результат запоминания выше при опоре на наглядный, образный материал. Однако продуктивность запоминания при опоре на слова с возрастом увеличивается, чем при опоре на картинки. Поэтому разница в использовании тех и др. опор с возрастом уменьшается. При самостоятельном придумывании словесные опоры становятся более действенным средством запоминания, чем готовые картинки.

В широком смысле опорой запоминания может быть все, с чем мы связываем то, что нами запоминается или что само "всплывает" в нас как связанное с ним. Смысловой опорой является некоторая точка, т.е. нечто краткое, сжатое, служащее опорой какого-то более широкого содержания, замещающего его собой. Наиболее развернутой формой смысловых опорных пунктов являются тезисы, как краткое выражение основной мысли каждого раздела. Чаще в качестве опорного пункта выступают заглавия разделов.

Материал запоминается лучше и забывается меньше в тех случаях, когда опорные пункты были выделены в процессе запоминания. Сила опорного пункта зависит от того, насколько глубоко и основательно мы осмысливаем благодаря ему содержание раздела. Смысловой опорный пункт- это опорный пункт понимания. Для нас наиболее важны не опорные пункты, а та смысловая деятельность, которая необходима для выделения.

4. Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.

Главными особенностями протекания процесса мышления являются:

    Обобщенное и опосредованное отражение действительности.

    Связь с практической деятельностью.

    Неразрывная связь с речью.

    Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.

Обобщенное отражение действительности означает, что в процессе мышления мы обращаемся к тому общему, что объединяет сходный ряд предметов и явлений. Например, когда мы говорим о мебели, то подразумеваем под этим словом столы, стулья, диваны, кресла, шкафы и т. д.

Опосредованное отражение действительности можно увидеть на примере арифметической задачи сложения нескольких яблок или на определение скорости двух поездов, движущихся навстречу друг другу. «Яблоки», «поезда» - это лишь символы, условные образы, за которыми вовсе не должны стоять конкретные фрукты или составы.

Мышление возникает на основе практической деятельности , из чувственного познания, но выходит далеко за его пределы. В свою очередь, правильность мышления проверяется в ходе практики.

Мышление неразрывно связано с речью . Мышление оперирует понятиями, которые по своей форме являются словами, а, по сути – результатом мыслительных операций. В свою очередь, в результате мышления может происходить уточнение словесных понятий.

Мышление имеет место только тогда, когда имеется проблемная ситуация . Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется.

1.2 Качественные характеристики мышления

Мышление, как и другие познавательные процессы человека, обладает рядом специфических качеств. Эти качества в разной степени присутствуют у различных людей, и в разной степени важны при решении различных проблемных ситуаций. Какие-то из этих качеств более значимы при решении теоретических задач, какие-то – при решении практических вопросов.

Примеры качеств (свойств) мышления:

Быстрота мышления - способность находить правильные решения в условиях дефицита времени

Гибкость мышления - умение изменять намеченный план действий, при изменении обстановки или изменении критериев правильного решения

Глубина мышления - степень проникновения в сущность изучаемого явления, способность выявлять существенные логические связи между компонентами задачи

1.3 Мышление и интеллект

Интеллект - совокупность умственных способностей человека, обеспечивающих успех его познавательной деятельности.

В широком смысле под этим термином понимают совокупность всех познавательных функций индивида (восприятие, память, воображение, мышление), а в узком – его мыслительные способности.

В психологии существует понятие структуры интеллекта ,однако, понимание этой структуры варьирует в широких пределах в зависимости от взглядов того или иного психолога. Например, известный ученый Р. Кеттел выделял в структуре интеллекта две стороны: динамическую, или текучую (“fluid” ), и статическую или кристаллизованную (“crystallized” ). Согласно его концепции, текучий интеллект проявляется в задачах, решение которых требует быстрой и гибкой адаптации к новой ситуации. Он больше зависит от генотипа человека. Кристаллизованный интеллект больше зависит от социальной среды, и проявляется при решении задач, требующих соответствующих навыков и опыта.

Можно использовать и иные модели структуры интеллекта, например, выделив в нем следующие компоненты:

·Способность к обучению (быстрому освоению новых знаний. умений и навыков);

·Способность успешно оперировать абстрактными символами и понятиями;

·Способность к решению практических задач и проблемных ситуаций.

·Объем имеющейся долговременной и оперативной памяти.

Соответственно, тесты на интеллект включают в себя несколько групп заданий. Это тесты, выявляющие объем знаний в определенной области, тесты, оценивающие интеллектуальное развитие человека в связи с его биологическим возрастом, тесты, определяющие способности человека решать проблемные ситуации и интеллектуальные задачи. Помимо этого существуют и специальные тесты на интеллект, например, на абстрактно-логическое или пространственное мышление, на вербальный интеллект и пр. К наиболее известным интеллектуальным тестам относятся:

Тест Стенфорда-Бине : оценивает интеллектуальное развитие ребенка.

Тест Векслера: оценивает вербальный и невербальный компонент интеллекта.

Тест Равена: невербальный интеллект.

Тест Айзенка (IQ) –определяет общий уровень развития интеллекта

При исследовании интеллекта в психологии встречается два подхода: интеллектуальные способности являются врожденными или интеллектуальные способности развиваются в процессе индивидуального развития, а также их промежуточный вариант.

Психофизика

Абсолютный верхний порог ощущений

Абсолютный верхний порог ощущений - максимально допустимая величина внешнего раздражителя, превышение которой ведет к появлению болезненных ощущений, свидетельствующих о нарушении нормальной деятельности организма.

Абсолютный нижний порог ощущений

Абсолютный нижний порог ощущений - минимальная величина раздражителя, вызывающая едва опознаваемое ощущение.

Абсолютный порог

Абсолютный порог - вид сенсорного порога, описанный Г. Фехнером. Характеризует чувствительность сенсорной системы. Выражается величиной раздражителя, превышение которой дает ответную реакцию организма, прежде всего в форме осознания ощущения. Для определения абсолютного порога используются методы постоянных раздражителей, минимальных изменений, средней ошибки.

Дифференциальный порог ощущений

Дифференциальный порог ощущений - минимальное различие между двумя величинами раздражителя, вызывающее едва опознаваемое различие ощущений.

Дифференциальный порог

Дифференциальный порог - сенсорный порог, характеризующийся минимальным различием между двумя раздражителями, воспринимающимися как различные или на которые может быть сформированы две различные реакции. Принято количественно выражать дифференциальный порог в виде отношения разницы между величиной постоянного раздражителя, служащего эталоном, и переменного, который в зависимости от величины воспринимается как равный или отличный от эталона, к величине постоянного раздражителя, так как это отношение константно в достаточно широком диапазоне раздражителя, привычном для наблюдателя.

Закон Бугера – Вебера

Закон Бугера – Вебера - один из основных законов психофизики, открытый французским ученым П. Бугером, согласно которому едва заметное изменение ощущения при изменении интенсивности раздражителя возникает при увеличении исходного раздражителя на некоторую постоянную его долю. Так, исследуя способность человека распознавать тень на экране, который одновременно освещался другим источником света, Бугер показал, что минимальный прирост освещения предмета &, необходимый для того, чтобы вызвать ощущение едва заметного различия тени от освещенного экрана, зависит от уровня освещенности экрана I, но отношение &/I - величина постоянная. К выявлению такой же закономерности пришел несколько позднее, но независимо от Бугера немецкий ученый Э. Вебер. Он проводил эксперименты на различение весов, длин линий и высоты звукового тона, в которых также показал постоянство отношения едва заметного изменения раздражителя к его исходной величине. Это отношение (&/I), характеризующее величину дифференциального порога, зависит от модальности ощущения: для зрения она равна 1/100, для слуха - 1/10, для осязания - 1/30. В дальнейшем было показано, что выявленный закон не имеет универсального распространения, а справедлив только для средней части диапазона сенсорной системы, в котором дифференциальная чувствительность имеет максимальное значение. За пределами же этой части диапазона дифференциальный порог возрастает, особенно в диапазонах абсолютных нижнего и верхнего порогов.

Закон Пипера

Закон Пипера - эмпирическая закономерность, согласно которой порог зрительного восприятия уменьшается пропорционально квадратному корню площади стимула, при условии, что эта площадь превышает 1 угловой градус.

Закон Рикко

Закон Рикко - закономерность, открытая в 1877 г., согласно которому такие характеристики порогового раздражителя, как его яркость и угловая площадь, находятся в обратно пропорциональной зависимости. Этот закон действенен для световых раздражителей с небольшими угловыми размерами. В качестве его механизма указывается нервная суммация раздражителей, за счет которой происходит настройка глаза к восприятию света малой интенсивности.

Закон Стивенса

Закон Стивенса - модификация основного психофизического закона, предложенная американским психологом и психофизиологом С. Стивенсом, согласно которой между рядом ощущений и рядом физических раздражителей существует а не логарифмическая, как у Фехнера, а степенная зависимость: Y = k * S в степени n, где Y - субъективная величина, ощущение; S - стимул; n - показатель степени функции; k - константа, зависящая от единицы измерения. При этом показатель степенной функции для разных модальностей ощущений различен: для громкости он имеет значение 0,3, для электрического удара - 3,5.

Закон Тальбота

Закон Тальбота - закономерность, согласно которой видимая яркость источника прерывистого света при достижении частоты слияния световых мельканий становится равной яркости непрерывного света, имеющего те же значения светового потока.

Закон Дондерса

Закон Дондерса - закон суммативности психического (познавательного) процесса, основанный на постулате о аддитивности, или неперекрываемости, отдельных его стадий. На материале исследования времени реакции как процесса, развертывающегося в период между появлением стимула и реализацией ответной реакции, Ф. Дондерс обосновал „метод вычитания“, призванный обеспечить возможность определения длительности отдельных стадий. Так, после измерения времени простой реакции, это время необходимо вычесть из времени более сложной реакции, чтобы получить время, которое тратится на стадиях обнаружения, различения стимула и стадии выбора ответной реакции. Но в дальнейшем была показана возможность параллельно осуществляющихся психических реакций, что опровергло постулат об их аддитивности.

Закон Фехнера

Закон Фехнера - сформулированный в 1860 г. Г. Фехнером в „Элементах психофизики“ закон, согласно которому величина ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Т.е. возрастание силы раздражения в геометрической прогрессии стоит в соответствии росту ощущения в арифметической прогрессии. Эта формула измерения ощущений была выведена на основе исследований Вебера, в которых было показано постоянство относительной величины приращения раздражителя, вызывающего ощущение едва заметного различия. При этом был введен собственный постулат о том, что едва заметный прирост ощущения является величиной постоянной и может быть использован в качестве единицы измерения ощущения.

Закон Хика

Закон Хика - утверждение, что время реакции при выборе из некоторого числа альтернативных сигналов зависит от их числа. Впервые эта закономерность была получена в 1885 г. немецким психологом И. Меркелем, а в 1952 г. получила экспериментальное подтверждение в исследованиях В.Э. Хика, в которых она приобрела вид логарифмической функции: ВР = а*log(n+1), где ВР - среднее значение времени реакции по всем альтернативным сигналам; n - число равновероятных альтернативных сигналов; а - коэффициент пропорциональности. Единица в формулу введена для учета еще одной альтернативы, в виде пропуска сигнала.

Зрительная маскировка

Зрительная маскировка - ухудшение распознавания признаков предмета актуального восприятия при предъявлении другого стимула, который может действовать одновременно с основным (симультанная зрительная маскировка), предшествовать ему (прямая маскировка) или следовать за ним (обратная маскировка).

Кoнтраст яркостный

Кoнтраст яркостный - соотношение яркости зрительных стимулов, находящихся в одном поле восприятия, при решении задачи на различение. Минимальной величиной яркостного контраста для одновременно воспринимаемых объектов является 1–2%, для последовательно воспринимаемых - не менее 4%. При решении практических задач, связанных с распознаванием стимулов, величина контраста должна быть от 65 до 85%.

Классическая теория непрерывности сенсорного ряда

Классическая теория непрерывности сенсорного ряда - одна из двух основных теорий классической психофизики, характеризующаяся отвержением понятия сенсорного порога (Дж. Ястров, Ф. Урбан). Основным постулатом данной теории выступает предположение, что сенсорный ряд не является дискретным, структурируемым сенсорными порогами, а строится по принципу непрерывности, представляя собой непрерывный ряд различных степеней ясности. Согласно этой теории в каждый момент времени на сенсорную систему действует множество различных факторов, благоприятных или неблагоприятных для осуществления процесса распознавания какого–либо определенного стимула. В этих условиях возникновение ощущения зависит и от интенсивности раздражителя, и от имеющегося в момент действия раздражителя соотношения побочных факторов.

Оперативный порог ощущений

Оперативный порог ощущений - наименьшая величина различия между двумя величинами раздражителя, при которой точность и скорость опознания имеют максимальные значения.

Порог исчезновения

Порог исчезновения - понятие, используемое в психофизике для обозначения степени интенсивности стимула, при уменьшении которой раздражитель уже перестает вызывать ощущение (для абсолютного порога), или различия раздражителей не выявляются (для дифференциального порога).

Порог появления в психофизике

Порог появления в психофизике - величина раздражителя, при достижении которой начинает возникать ощущение.

Пороги ощущений

Пороги ощущений - качественные показатели чувствительности анализатора. Выделяют абсолютный (верхний и нижний), дифференциальный и оперативный пороги ощущений.

Пороговая теория Фехнера

Пороговая теория Фехнера - модель, созданная Г. Фехнером, призванная объяснить принцип работы сенсорных систем. В ней выделяется четыре этапа процесса чувственного отражения: раздражение (физический процесс), возбуждение (физиологический), ощущение (психический), суждение (логический). Сенсорный порог понимается как переход от возбуждения к ощущению. При рассмотрении количественных соотношений Фехнер, исключив из рассмотрения физиологический этап, попытался выявить зависимость непосредственно между раздражением и ощущением. Благодаря этому был выведен основной психофизический закон.

Пороговые теории

Пороговые теории - теоретические модели, призванные объяснить принцип работы сенсорных систем. Основная проблема, которая при этом решается, - существование и сущность сенсорных порогов. В одних теориях считается, что сенсорные системы работают по дискретному, или пороговому, принципу, в других - по непрерывному. К числу основных пороговых теорий относятся классическая теория Фехнера, классическая теория непрерывности сенсорного ряда, нейроквантовая теория, высокопороговая теория, психофизическая модель обнаружения сигнала, теория двух состояний.

Постоянный раздражитель

Постоянный раздражитель - один из двух раздражителей, остающийся постоянным по величине и выполняющий роль образца при определении дифференциальных порогов.

Психометрическая кривая

Психометрическая кривая - график зависимости вероятности обнаружения (или различения) раздражителя от его величины, обычно получаемый в психофизическом эксперименте с помощью метода постоянных раздражителей. Ось ординат представляет собой относительную частоту положительных ответов, ось абсцисс при определении абсолютного порога - интенсивность раздражителя, а при определении дифференциального порога, как правило, - абсолютное значение разности между постоянным и переменным стимулами.

Психофизика

Психофизика - раздел психологии, основанный Г. Фехнером, посвященный измерениям ощущений в зависимости от величин физических раздражителей. Выделяют два раздела психофизики: измерение сенсорной чувствительности и исследование психофизических функциях.

Сенсорный порог

Сенсорный порог - величина раздражителя, при достижении которой начинает возникать ощущение или другие реакции (соматические, вегетативные, электроэнцефалографические). В соответствии с этим различают нижний порог чувствительности сенсорной системы и порог реагирования эффектора, свидетельствующего об ответе организма на раздражитель.

Терминальный порог

Терминальный порог - достижение раздражителем такой величины, что ощущение, обычно связанное с данным раздражителем, исчезает или переходит в другую модальность. Например, при очень высокой яркости светового раздражителя ощущение света приобретает характер болевого.

Феномен Брока - Зульцера

Феномен Брока – Зульцера - эффект нарушения закона Блоха. Характеризуется тем, что при увеличении продолжительности светового стимула за пределы некоторой критической точки ощущение яркости, проходя максимум, начинает падать: несколько коротких световых вспышек заметнее по сравнению с равными по интенсивности и по суммарному времени, но более продолжительными вспышками. Продолжительность действия светового стимула, при которой видимая яркость максимальна, зависит от интенсивности стимула и от его цветности: медленнее достигается критическая точка при синем цвете, быстрее - при красном.

Чувствительность

Чувствительность - способность живого организма активно реагировать на раздражения. Принято выделять абсолютную и дифференциальную чувствительность.

Эффект Стайлса - Кроуфорда

Эффект Стайлса – Кроуфорда - различие в субъективной яркости света, имеющего одну и ту же интенсивность, в зависимости от угла, по которому он попадает в центральную ямку сетчатки. Свет воспринимается как более яркий, если проходит через центр зрачка, и как менее яркий при прохождении через перифeрические его отделы.

До сих пор шла речь о качественном различии видов ощущений. Однако не менее важное значение имеет количественный анализ интенсивности ощущений.

Не всякое раздражение вызывает ощущение. Чтобы ощущение возникло, раздражитель должен достичь определенной величины. Минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения. Раздражители, которые не достигают ее, лежат под порогом ощущения. Так, мы не ощущаем отдельных пылинок и мелких частиц, опускающихся на нашу кожу. Световые раздражители ниже определенной границы яркости не вызывают зрительных ощущений.

Величина нижнего абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность органов чувств. Чем слабее раздражители, вызывающие ощущения(т.е., чем меньше величина абсолютного порога), тем выше абсолютнаячувствительность органов чувств. Различные анализаторы обладают разнойчувствительностью. Порог одной обонятельной клетки человека для некоторыхпахучих веществ не превышает 8 молекул. Чтобы вызвать вкусовое ощущение,требуется по крайней мере в 25000 раз больше молекул, чем для возникновенияобонятельного ощущения. У человека очень высока чувствительность зрительногои слухового анализаторов.

Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним порогом ощущения. Верхним абсолютным порогом ощущения называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает болевое ощущение (сверхгромкий звук, слепящая яркость). Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от разных условий: возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности действия раздражения и т.д.

От абсолютной чувствительности надо отличать относительную, или разностную, чувствительность, т.е. чувствительность к изменению раздражителя,открытую немецким ученым М. Вебером. Разностная чувствительность -величина относительная, а не абсолютная. Это значит, что чем больше величинапервоначального раздражителя, тем больше должна быть и прибавка к ней для того,чтобы возникло изменение ощущения. Например, изменения в освещенностикомнаты мы замечаем в зависимости от исходного уровня освещенности. Еслиисходная освещенность составляет 100 лк (люксов), то прибавка освещенности,которую мы впервые заметим, должна составлять не менее 1 лк. Если же освещенность составляет 1000 лк, то прибавка должна составлять не менее 10 лк. То жесамое относится и к слуховым, и к двигательным, и к другим ощущениям.

Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различения, или разностным порогом. Порог различения характеризуется относительной величиной, постоянной для данного анализатора. Для зрительного анализатора это соотношение составляет приблизительно 1/100 от интенсивности первоначального раздражителя, для слухового - 1/10, для тактильного - 1/30.

Явление адаптации

Как абсолютная, так и относительная чувствительность наших органов чувств может меняться в очень больших пределах. Например, в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Это можно наблюдать, когда из темной комнаты переходишь на свет - глаза человека начинают испытывать резь, требуется некоторое время, чтобы глаза приспособились к яркому освещению. В противоположном случае, когда человек перешел из ярко освещенного помещения в темную комнату, он тоже сначала ничего не видит (временно «слепнет»,) и необходимо 20-30 мин, чтобы он стал достаточно хорошо ориентироваться в темноте. Как показали исследования, чувствительность глаза при переходе из яркой освещенности в темноту обостряется в 200 000 раз.

Описанные изменения чувствительности носят название адаптации органов чувств к окружающим условиям. Адаптация – изменение абсолютной и относительной чувствительности органов чувств под влиянием внешних воздействий. Явления адаптации характерны и для слуховой сферы, и для обоняния, осязания, вкуса. Изменение чувствительности, происходящее по типу адаптации, не происходит сразу, оно имеет свои временные характеристики. Эти временные характеристики различны для разных органов чувств. Так, для того, чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин. Адаптация слуховых органов идет гораздо быстрее. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15 с. Так же быстро происходит изменение чувствительности в осязании (слабое прикосновение к коже перестает восприниматься уже через несколько секунд). Хорошо известны явления тепловой адаптации (привыкание к изменению температуры). Однако эти явления выражены отчетливо лишь в среднем диапазоне, и привыкание к сильному холоду или сильной жаре так же, как и к болевым раздражениям, почти не имеет места. Известны и явления адаптации к запахам.

Выделяют три разновидности явления адаптации:

1. Адаптация как полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя.

2. Адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. (Эти два вида адаптации относятся к негативной адаптации, так как в результате ее снижается чувствительность анализаторов.)

3. Адаптацией также называют повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации определяется как позитивная адаптация. В зрительном анализаторе темновая адаптация глаза, когда увеличивается его чувствительность под влиянием темноты, - это позитивная адаптация. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине.

Физиологический механизм явления адаптации состоит в изменениях в функционировании рецепторов. Так, например, известно, что под влиянием света разлагается зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза. В темноте же, напротив, зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышению чувствительности.

Явление адаптации объясняется также процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность

Взаимодействие ощущений

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Так, например, звуковое раздражение (свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Таким же образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

Все наши анализаторные системы способны влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах - повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов называется сенсибилизацией. А.Р. Лурия выделяет два типа сенсибилизации: первый носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме; второй - временный характер и зависит от экстренных воздействий на состояние субъекта - физиологических и психологических. Возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам с тем, чтобы в дальнейшем постепенно снижаться.

Взаимодействие ощущений проявляется еще в явлении, называемом синестезией - возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов (например, у Скрябина). Так, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные».

Загрузка...