domvpavlino.ru

Политический радикализм в современной россии

Лекция 10. Тема: «Политическая философия радикализма»

Вопросы:

1. Понятие политического радикализма.

2. Дискурсивно-идеологические комплексы современного левого и правого радикализма.

3. Базовые черты якобинского радикализма и революционно-демократического радикализма.

4. Неоевразийский радикализм.

Понятие политического радикализма

Политический радикализм (от лат. radicalis - коренной) в самом общем плане можно определить как идеологическую, духовно-психологическую и практическую ориентацию социальных субъектов на коренное и решительное преобразование общественной жизни.

Как идейное политическое течение радикализм выступает в форме определенной системы взглядов (идеалы, императивы, принципы, теории, концепции, программные установки и положения), характеризуемых резко критическим отношением к действительности вплоть до ее полного неприятия (нигилизм) и ориентации на принципиально иной тип и способ общественного жизнеустройства.

Обращенный в практическое русло, политический радикализм проявляется в разных формах оппозиционно-конфронтационной деятельности .

Радикальные практики различаются между собой по масштабности планируемых и проводимых преобразований. С учетом этого можно говорить о тотальном радикализме и селективном радикализме .

Тотальный радикализм нацелен на решительную трансформацию всей общественной системы – от экономической и политической сфер до социокультурного жизнеустройства.

Тотальный радикализм выступает определенным ответом общественных сил на цивилизационные и глобальные вызовы. Его время приходится на исторически-ответственные моменты, когда общество оказывается в глубоком системном кризисе, а общественная мысль бьется над решением судьбоносного вопроса о выборе пути дальнейшего цивилизационного развития. При этом периоды идеологического вызревания и практического осуществления идей тотального радикализма могут быть значительно растянуты во времени и приходится на деятельность различных поколений радикалов. Например, радикальная идея модернизации России на базе республиканского конституционно-демократического строя, возникшая еще в недрах декабризма в начале XIX в., разрабатывалась на протяжении целого столетия и только в начале следующего века последовала серия неудачных попыток ее практической реализации (1905-1907 гг. и весна-лето 1917 г.). Последняя, более или менее удавшаяся попытка воплощения на практике уже существенно откорректированной модели конституционно-демократического пути российской модернизации была предпринята в начале 90-х гг. XX в.

Селективный радикализм ориентируется на проведение качественных структурных преобразований в какой-то одной конкретной области общественной жизни, которые не приводят к нарушению гомеостатического социального равновесия. Примерами селективного радикализма могут быть радикальные по методологической и организационно-практической новизне реформы в сфере образования, в деятельности социальных служб (существует термин «радикальная социальная служба», обозначающий попытки достичь фундаментальной переориентации практики социальной сферы).


Другими примерами селективного радикализма являются альтернативные течения в общественных движениях: «радикальный феминизм», «экологический радикализм» и др.

На политической карте общественной жизни, представленной в виде лево-правого континуума, спектр которого обозначается триадой «левый фланг – центр - правый фланг», радикализм располагается на его крайних полюсах. Соответственно принято выделять левый и правый радикализм.

Деление политических группировок на левые и правые возникла со времен Французской революции (1789-1794), когда за депутатами Генеральных штатов, поддерживавших короля и сидевших справа от него, закрепилось понятие «правые», а за его противниками, сидевшими слева – «левые».

С тех пор основными критериями деления политических сил на левые и правые стало их отношение к проблеме социального равенства и к выбору вектора социального развития. Считается, что левые являются защитниками обездоленных слоев общества, сторонниками социального и политического равенства, выравнивания уровней жизни населения. Для левых вектор социального развития устремлен в сторону утверждения социального государства, обеспечивающего достойную жизнь всем гражданам, а не только избранному меньшинству.

К правым силам относят противников равенства, защитников иерархической организации общества и привилегированных групп, сторонников идеи естественного деления общества на аристократию и массы, высшие и низшие сословия, классы, народы. Для правых вектор социального развития направлен в сторону усиления общественной дифференциации.

Центристами называют обычно тех, кто пытается достичь некоторого политического согласия между левыми и правыми, предлагая компромиссные политические программы и стратегии. Однако в рядах самих центристов выделяют левый центр и правый центр. В зависимости от того, в какую сторону политического спектра больше всего склоняется подвижный маятник центристского компромисса.

История конфигурации политических сил демонстрирует существование устойчивого набора черт, характеризующих ту или иную форму проявления умеренно левой и умеренно правой политической мысли. Умеренно левая политическая ориентация в настоящее время ассоциируется с социал-демократизмом, социал-реформизмом, народным капитализмом и др. К умеренно правой политической ориентации обычно относят либерал-демократизм, либерал-консерватизм, христианский демократизм и др.

Лево-радикальный и право-радикальный типы политических идеологий имеют свои видовые особенности. Леворадикальная идеология своеобразно соединяет в себе черты псевдодемократизма и тоталитаризма. Неизменной мифологемой леворадикального мировоззрения является «народовластие» или народоправство. Этим она принципиально отличается от право-радикального образа мысли, для которого государственная целостность и порядок, опирающиеся на сильную национальную идею, выступают главными политическими ценностями.

Если для левого радикала вопросы демократии стоят выше национального вопроса, то для правого радикала национальный вопрос превыше всего. Левые радикалы – интернационалисты по духу, правые же одержимы национальной идеей.

Идейным ядром праворадикальной политической философии является триада «нация – государство - вера». Нация – это избранный народ, который, чтобы сохранить свой генотип и творческий потенциал, должен бороться за свою этническую чистоту, независимость и самостоятельность против «враждебных» сил. Государство – это новый порядок, устанавливающий справедливое неравенство в пользу избранного народа. Вера – это духовная опора нации, ее интегративное ядро, гарант национальной мощи и государственной целостности.

Идеи радикализма лежат в основе политических действий, нацеленных на коренное, радикальное, быстрое изменение существующих социальных и политических институтов. Нередко понятия «радикализм» и «экстремизм» употребляются как синонимы, однако между ними есть различия. Радикализм - это теоретическое обоснование политического действия, а не само действие, он вообще может быть не связан с политикой, а представлять собой лишь абстрактную теорию. Экстремизм же проявляется в практической политической деятельности, в использовании крайних, преимущественно насильственных средств политической борьбы. Радикализм всегда представляет собой какое-либо идеологическое течение, а экстремизм может быть полностью безыдейным.

Политический радикализм подразделяется на два типа - правый и левый. Такое его деление соответствует разделению на левые и правые политические идеологии и движения.

Леворадикальные течения основываются на идеологических концепциях, резко критикующих неравенство и несправедливость, и призывают к быстрым и резким способам достижения социального равенства и социальной справедливости. Праворадикальные движения основываются на представлениях об имманентном превосходстве какой- либо группы (расовой, национальной, социальной, религиозной) над всеми остальными и стремятся закрепить привилегированное положение таких групп. К леворадикальным идейно-политическим течениям относят анархизм, марксизм и такие его разновидности, как маоизм, троцкизм. К праворадикальным течениям относятся фашизм, неофашизм, крайние формы национализма и религиозной нетерпимости, расизм. И левый, и правый радикализм способны воспроизводить экстремизм и быть идеологической основой политического насилия и терроризма.

Одной из первых леворадикальных идеологических концепций был анархизм, возникший как направление политической мысли в середине XIX в. У его истоков стояли французский философ П. Ж. Прудон и немецкий философ М. Штирнер. Известными анархистами были также русские мыслители М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин. Основной принцип анархизма - отрицание государства и его отдельных институтов, а также всякой насильственной власти в целом. Анархисты призывали к освобождению человека, обладающего внутренней потребностью к свободе, от всех форм экономического, политического и духовного порабощения. Главным инструментом этого порабощения они считали государство и официальную религию, поэтому весь пафос отрицания направляли против них.

Анархизм включает в себя три основных течения: анархо-комму- низм, анархо-индивидуализм и анархо-синдикализм. Представители анархо-коммунизма считали, что на смену государству должна прийти децентрализованная конфедерация самоуправляющихся коммун, основанных на общественной собственности. Анархо-индивидуалисты выступали против государства и против капиталистических форм организации крупного производства, но считали возможным существование частной собственности для мелких производителей - крестьян и ремесленников, полагая, что социальной гармонии можно достичь организацией справедливого товарообмена. Анархо-синдикалисты выражали надежду на деятельность революционных профсоюзов, поскольку в них видели зародыш будущего децентрализованного, эгалитарного и неиерархического общества.

Большинство анархистов отрицали легальные формы политической борьбы и были сторонниками революционного насилия. В середине XIX в. анархисты отдавали предпочтение организации массовых восстаний, а позже перешли к тактике индивидуального террора. В конце XIX - начале XX в. в Западной Европе и Северной Америке именно они более всего использовали революционный террор. После Второй мировой войны классический анархизм утратил свое значение, но его идеи оказывают некоторое влияние на деятельность левоэкстремистских организаций и группировок.

Марксизм в целом было бы неверно отождествлять только с леворадикальной идейной традицией, поскольку это учение содержит в себе множество идей философского, экономического, социологического характера, не утративших своего важного значения для современной науки и общественной практики. Но революционная доктрина марксизма нашла свое выражение в ряде леворадикальных концепций, возникших в рамках коммунистического движения XX столетия. Одной из таких концепций был троцкизм - леворадикальное идейно-политическое течение, связанное с именем одного из руководителей Октябрьского переворота 1917 г. в России Л. Троцкого. После смерти В. Ленина Л. Троцкий потерпел поражение во внутрипартийной борьбе, был отстранен от руководства, исключен из большевистской партии и выслан из СССР. В эмиграции он пытался продолжать борьбу со

Сталиным и пропагандировал свои взгляды среди зарубежных коммунистов и других левых радикалов.

Центральное место в концепции Л. Троцкого занимала так называемая «теория перманентной (непрерывной) революции». В соответствии с этой теорией русская революция, начавшись как «буржуазная», должна была привести к образованию «рабочего правительства», которое непременно вступит в конфликт с крестьянским населением страны. И этот конфликт может разрешиться только «на арене всемирной революции пролетариата». Мировая революция должна развиваться до своей полной победы во всемирном масштабе. А пока это не произошло, могут существовать лишь «рабочие государства», каким и был для Л. Троцкого Советский Союз. Но и Советскому Союзу незавершенность мировой революции грозит перерождением, поскольку «рабочая демократия» уступила место, по его мнению, диктатуре бюрократии. Причем бюрократическое перерождение произошло не только в Советском Союзе, но и в Коммунистическом Интернационале, поэтому Троцкий предпринял попытку объединить своих сторонников в новый, IV Интернационал.

После смерти Л. Троцкого единое организованное движение его сторонников перестало существовать. Троцкистские идеи пользовались популярностью у некоторой части левых радикалов. Троцкистские группы либо использовали тактику энтризма (внедрения в другие левые партии и организации), либо действовали самостоятельно, проявляя склонность к экстремизму и террористическим методам.

Леворадикальным течением XX в., возникшим на марксистской основе, был маоизм. Этим термином принято обозначать совокупность идей, концепций и практику их осуществления, связанных с именем председателя ЦК Коммунистической партии Китая Мао Цзэдуна. Идейное наследие Мао Цзэдуна противоречиво. В нем можно найти как воспроизведение догм сталинского «марксизма-ленинизма», так и оригинальные суждения и мысли самого лидера китайских коммунистов. В разное время Мао Цзэдун высказывал прямо противоречащие друг другу мысли, часто отклоняясь то «влево», то «вправо» от ортодоксальной коммунистической доктрины. Особенности интерпретации и практического использования идей Мао Цзэдуна отличались в самом Китае, в странах Юго-Восточной Азии и в странах Западной Европы и Латинской Америки.

По отношению к Китаю применение термина маоизм не совсем корректно, поскольку этот термин имеет некитайское происхождение. В современных официальных документах КПК используется термин «марксизм - ленинизм - идеи Мао Цзэдуна», суть которого определяется как «соединение всеобщей истины марксизма-ленинизма с конкретной практикой китайской революции». Сегодня идеи Мао Цзэдуна разделены на «правильные» и «неправильные». К «неправильным» отнесены некоторые левацкие установки времен «большого скачка» и «культурной революции». К «правильным» - те, которые обосновывают курс экономических реформ в КНР.

В Юго-Восточной Азии местные коммунисты использовали те идеи Мао Цзэдуна, в которых говорилось о приоритете вооруженного насилия («винтовка рождает власть»), о партизанских формах вооруженной борьбы (теория «народной войны») и о ведущей роли крестьянства в этой борьбе (теория «окружения города деревней»). Коммунистические партии, вставшие на путь «идей Мао Цзэдуна», втянулись в затяжные, многолетние партизанские войны, часто сопровождавшиеся террористическими акциями. Но, потеряв в 1980-е гг. поддержку Китая, они исчезли как реальная политическая сила.

В Западной Европе маоизм стал популярен у леворадикальной молодежи в конце 60-х гг.

XX в. Ее привлекала ультрареволюционная риторика тогдашней китайской пропаганды, призывы к бескомпромиссной борьбе с мировым империализмом. Руководство КПК, пытаясь перехватить лидерство у КПСС в коммунистическом движении, выделяло деньги на создание и содержание ориентировавшихся на Китай леворадикальных организаций. На некоторых европейских левых интеллектуалов большое влияние оказала китайская «культурная революция», в которой они увидели народное восстание против бюрократического сталинского режима, а также утверждение в Китае принципов крайнего эгалитаризма. Высказывание Мао Цзэдуна «Бунт - дело правое», обращенное к китайским хунвейбинам и цзаофаням, вдохновляло многих участников студенческих волнений в конце 1960-х гг. в Западной Европе и Северной Америке. Радикальные идеи и экстремистские установки, характерные для западноевропейской версии маоизма, подталкивали ее сторонников на прямые насильственные действия, в том числе и к терроризму.

В Латинской Америке маоистскими идеями также увлекались крайне левые в региональном коммунистическом движении. Здесь на китайские деньги пытались создавать альтернативные по отношению к просоветским компартиям структуры. Но в Латинской Америке левые радикалы пытались связать китайский и кубинский опыт партизанской войны. Подобный синтез подтолкнул многих латиноамериканских левых к использованию вооруженного насилия в разрешении многочисленных социально-политических конфликтов, традиционно присущих странам этого континента.

Наиболее характерным примером праворадикальной идеологии и политической практики в XX в. стал фашизм. Этот термин употребляется в трех значениях: 1)

для обозначения одного из видов праворадикального движения и присущей ему идеологии; 2)

для обозначения конкретной формы такого движения и идеологии в Италии; 3)

как название одного из основных типов тоталитарного политического режима.

Термин фашизм происходит от латинского и итальянского слова /озсю, что означает «связка прутьев» - один из символов власти в Древнем Риме, а также «союз, объединение» сторонников каких-либо общественных или политических целей. Оба значения данного слова были использованы Б. Муссолини в Италии после окончания Первой мировой войны. Бывший лидер крайне левого крыла Итальянской социалистической партии Б. Муссолини, перешедший во время войны на крайне националистические позиции, создал объединившую вете- ранов-фронтовиков организацию, которая получила наименование «Союз бойцов». На основе этой организации вскоре возникла политическая партия, сохранившая в своем названии корень «фаши» - «Национальная фашистская партия». Итальянские фашисты активно использовали политическую символику Римской империи, в том числе и изображение связки прутьев с выглядывающим из нее топором. Вскоре термин фашизм приобрел международное значение и стал обозначать движения, схожие по своей идеологии и политической практике с итальянской фашистской партией.

Для всех разновидностей фашизма присущи некоторые общие черты. В идеологии - это крайний национализм и шовинизм, антилиберализм и антимарксизм. В представлении сторонников фашистских идеологических концепций интересы нации, ее величие и чистота являются главным приоритетом, а человек по своей природе - существо иррациональное, ничем не отличающееся от животных. Фашизм обосновывал культ силы и отрицал либеральные принципы политической демократии и марксистские представления о возможности экономического и социального равенства. Невозможность равенства объяснялась врожденным неравенством между отдельными индивидами, нациями и расами. Марксистским идеям классовой борьбы фашисты противопоставляли идеи социального мира внутри нации, с одной стороны, и идеи неизбежных конфликтов и борьбы между нациями, расами и государствами - с другой.

Фашизм отрицал демократию и стремился к утверждению тоталитарной модели политического устройства. Важнейшим принципом его идеологии и политической практики был культ вождя, который должен был обладать абсолютной властью и непосредственно руководить нацией, минуя парламентские механизмы, через массовые митинги и демонстрации. Фашистской идеологии была присуща антика- питалистическая направленность, поскольку капиталистическая конкуренция раскалывает нацию, а свобода международной торговли способствует ее подчинению внешним плутократическим силам. Утверждая приоритет интересов нации, фашисты ставили общее благо выше личного, декларировали презрительное отношение к богатству и погоне за прибылью. Итальянские и германские фашисты осуществляли широкомасштабные меры по государственному регулированию экономики с целью ее милитаризации и подготовки к войне. Отвергая равноправные международные экономические связи, фашисты делали ставку на создание автаркического, т. е. изолированного, замкнутого на себя, хозяйства и захват обширных колониальных владений, которые обеспечивали бы получение любых видов сырья, дешевой рабочей силы и возможности сбыта готовой продукции.

Социальной базой фашистского движения 20-30-х гг. прошлого века был низший слой среднего класса, отличавшийся невысоким уровнем образования, обремененный различными суевериями и предрассудками, одинаково ненавидевший крупный капитал и организованное рабочее движение. Фашистские лидеры активно пользовались политическим опытом своих противников. У европейских социал-демократов и коммунистов они заимствовали практику создания массовых партий и движений, у русских большевиков - технологию захвата власти и создания однопартийной диктатуры. Фашистские партии и движения появились в период между Первой и Второй мировыми войнами во многих европейских странах, но более всего фашизм ассоциируют с германским национал-социализмом, или нацизмом.

В отличие от Италии, в Германии фашистское движение имело более глубокие идеологические и политические корни. Еще до Первой мировой войны здесь распространялись правоконсервативные концепции националистического, «почвеннического», антисемитского толка. Эти концепции пытались противопоставить марксистскому социализму немецкий, самобытный эквивалент. Такой попыткой было создание в начале XX в. в Богемии, входившей тогда в состав АвстроВенгерской империи, «Немецкой рабочей партии». Руководители этой партии противопоставляли интересы немецких и чешских рабочих и утверждали, что социализм должен развиваться на национальной основе. После окончания Первой мировой войны эта партия перенесла свою деятельность на территорию Германии, в город Мюнхен, приняв в 1918 г. название «Германская национал-социалистическая рабочая партия». Возглавивший партию в 1919 г. А. Гитлер сумел превратить ее из маргинальной правоэкстремистской организации, которых было много в послевоенной Германии, в многочисленную и влиятельную партию.

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ

А, Н. Смертин

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РАДИКАЛИЗМ:

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ

Рассматривается термин «радикализм» как правовое и историческое понятие. Особое внимание уделено гносеологическому содержанию указанного термина и особенностям его определения в различные периода развития России.

В истории политико-правовой мысли найдется немного терминов, которые бы использовались столь широко и относились к столь разнообразным явлениям^ как термин «радикализм)). Исторически радикализм возник в Англии в конце XVIII в. в эпоху промышленной революции и быстро распространился как широкое политико-правовое, философское, литературное, религиозное, культурное, просветительское течение. В XIX - начале XX вв. радикализм стал идеологией левых партий социалистической и социал-демократической направленности. Сегодня слова «радикал», «радикальный», «радикализм» настолько широко распространены в научной литературе, публицистике, что создается представление о глубоком понимании данного термина. Вместе с тем его смысловая нагрузка в разных источниках весьма неоднозначна. Исследование радикализма сопряжено с большими трудностями. Литература по этому вопросу в подавляющем большинстве случаев посвящена анализу истории, причин появления, результатов деятельности радика-листских партий, движений нежели комплексному исследованию радикализма как политико-правового явления. Американский исследователь М.Нойманн, анализирующий радикализм с психологической точки зрения, отмечает, что термин «радикал» одновременно «страшен, ужасен», но и притягателен, имеет «собственную магию», льстит даже тем, кто не вполне соответствует ему, поскольку используется в качестве ярлыка, придающего респектабельный вид его носителю. Притягательная сила термина заключается в «смутности» содержания, в силу чего «он представляет своим носителям практически все, что они хотят»1.

При анализе понятия радикализма необходимо считаться с его сложной структурой. Радикализм является методом политической борьбы различных социальных сил, мировоззрением, политико-правовой теорией, практикой индивидов, политических партий правой и левой ориентации. Радикализм имеет позитивный, конструктивный и негативный, деструктивный потенциал. Его воздействие на социально-политическую среду может иметь как разрушающий, так и созидающий характер. Радикализм может проявляться на разных уровнях, быть государственным и оппозиционным, мотивироваться целями консервативными, революционными, религиозными, националистическими, выступать в различных по политическим ориентациям формах (социальной, националистической, этносепаратист-ской и т, д.).

Большая трудность в определении термина связана не только с его многозначностью, но и с предвзятым, политически тенденциозным отношением к нему уже с ХУШ в. В одних iqpyrax слово «радикализм» ассоциировалось с развалом, хаосом, нестабильностью, неустойчивостью, в других-с эффективным методом разрешения классовых антагонизмов, оптимальной формой переустройства жизни. В американском словаре политических терминов подчеркивается, что слово «радикал», с одной стороны, вызывает неприятные чувства, ощущения, поскольку обозначает «возмутителя спокойствия». Но, с другой стороны, идея радикальной реформы явно импонировала реформистски ориентированным людям в разных странах. В этом смысле радикал «приходит, чтобы обозначить нечто прогрессивное. Обе тенденции тянутся на протяжении последующей истории слова»2.

Несмотря на отсутствие в науке общеупотребительного и строго фиксированного значения термина «радикализм», можно выделить несколько основных подходов к его трактовке. Обратим внимание на некоторые из них. Существует немало идеологизированных толкований политико-правового радикализма* Одним из ярких примеров является его характеристика как идейно-политического течения в капиталистических странах, сторонники которого «подвергают критике капиталистическую систему и настаивают на необходимости радикальных реформ в рамках капиталистического строя», выражая протест против «антидемократизма, милитаризма и пороков капиталистической системы». Пожалуй, это наиболее архаичный вариант. Широко распространенные в недавнем прошлом подобные толкования политического радикализма тем: не менее фигурируют и в некоторых справочных издания последних лет3, хотя для современных подходов это скорее исключение, нежели правило.

В подавляющем большинстве справочных изданий радикализм определяется как решительное, бескомпромиссное осуществление намерений в том или ином деле, совокупность социально-политических идей и действий, направленных на коренное изменение основных общественных институтов или политической системы в целом4. Это соответствует и этимологии слова. Термин «радикализм» произошел от позднелатинского «radical» - коренной, корневой, латинского «radix)) - корень. Радикальные изменения - эго изменения не простые, поверхностные, а коренные, глубинные, принципиальные, основные, фундаментальные. Имея право на существование, такой подход не учитывает степень «решительности», темп, вектор направленности изменений. Если коренные изменения понимать как идущие «к корням» или «от корней», то в данном случае подразумевается обращение к фокусу фундаментально важного и требующего консервации, а глубинные изменения происходят более или менее постепенно. Бели же осуществлять радикальные преобразования по принципу «вырвать с корнем»», «смести до основания)), «сломать на корню» сложившиеся структуры, то в такой трактовке ми ВОЛЬНО ИЛИ НеВОЛЬНО ОТОЖДеСТВЛЯеМ ЭТОТ МНОГОМерНЫЙ феНОМеН ПИТТПк с одной, лево-экстремистской его разновидностью, что не совсем корректно как с теоретической, так и с практически-политической точек зрения. Кстати сказать, такое отождествление ’Довольно распространенное явление^, Вместе с тем в некоторых отечественных словарях по политологии справедливо отмечается, что «не следует

Относительной популярностью и самостоятельностью пользуется психологический подход к понятию радикализма, рассматривающий его через темперамент, готовность, предрасположенность партии, фракции, лидеров к решительным методам и действиям в политике. Примером может быть определение радикализма как «принципа или направления», которое означает «стремление доводить политическое или иное мнение до его конечных логических и практических выводов, не идя ни на какие компромиссе!», В такой интерпретации радикализм является «скорее делом темперамента, чем убеждения». Отсюда в одинаковой степени возможны как радикальный консерватизм, так и радикальный социализм7. Психологический подход плодотворен на микроуровне при объяснении мотивов поступков, но он не включает в сферу своего внимания проблемы социальной, правовой и культурной обусловленности рассматриваемого нами явления, что обедняет его содержание. .

Плодотворным является мнение о том, что радикализм - это способ, метод, с помощью которого осуществляют политику, решают конкретные задачи по изменению политико-правовой реальности. Радикализм, по мнению М.Нойман-на, не стиль общения, не интеллектуальная система или идеал, а «лишь только средство, инструмент “делания вещей”».8 Действительно, радикализм может быть свойственен не только радикалам, которые используют часто не слишком радикальные средства для претворения в жизнь поставленных целей, от чего не перестают быть радикалами. Выбор наиболее эффективных, адекватных поставленным целям, политической ситуации форм и методов деятельности-обязательное условие успеха политика любого уровня. Для иллюстрации сказанного приведем мнение по этому поводу одного из самых радикальных политических деятелей -

В. И. Ленина. Известно, что он высмеивал тех своих сторонников, которые желали иметь неизменный, раз и навсегда данный перечень универсальных радикальных методов, пригодных на все случаи жизни. Он призывал руководствоваться не какой-то одной формой борьбы, какой бы радикальной она ни казалась, а «испробовать сотни и тысячи новых», выбрав те из них, которые в данной политико-правовой ситуации способны при «наименьшей затрате сил дать наибольшие и наиболее прочные результаты». Без умения соединять легальные и нелегальные, реформистские и революционные методы борьбы революционер, по его мнению, «не стоит ломаного гроша», «смешон» если не хуже». В 1921 г. Ленин настоятельно рекомендовал использовать «реформистский», «осторожно-обходной» метод действий в строительстве социализма. Он предупреждал, что революционеры «погибнут наверняка», если не в плане внешнего поражения, то «внутреннего провала их дела», если потеряют трезвость и «вздумают, будто», революция обязательно все и всякие задачи при любых обстоятельствах и во всех областях должна решать по-революционному». В неспособности действовать в условиях «революционных будней», взвешенно оценивать текущий момент, понять, в каких обстоятельствах «надо уметь действовать по-революционному и в какой момент.., перейти к действию реформистскому», он видел одну из самых опасных ошибок революционеров.

В политико-правовом процессе выдвигаются разные ситуативные задачи, а также методы их решения. Использование наиболее адекватных сущности переживаемого момента методов, способов деятельности составляет предмет постоянной заботы политических партий и лидеров. Как метод решения локальных политикоправовых и социально-экономических задач, радикализм может быть эффективен., но он не детерминирует однозначно эффективность или неэффективность деятельности, цивилизованные или нецивилизованные пути политического противоборства. Подобный ракурс исследования, ориентируясь на конкретные проявления феномена радикализма, ведет, на наш взгляд, к сужению объекта исследования, хотя и имеет свои преимущества

Возможна трактовка радикализма с точки зрения политико-правовой позиции, которая отражает стремление индивида определить место и роль в политико-правовом процессе, реализовать свои идеи, программы и в конечном итоге изменить существующую политико-правовую ситуацию. В противопоставлении радикализма как метода, способа политико-правовой деятельности и как позиции нет большого смысла. Любая политико-правовая позиция характеризуется определенным набором методов, средств достижения цели. С ее изменением меняется и весь арсенал политических, юридических и идеологических средств.

Ситуационные определения радикализма через метод политико-правовой деятельности и политико-правовую позицию отражают его вариабельность. Ситуации, возникающие в политико-правовом процессе, вынуждают политических субъектов идти на радикальные меры, предпринимать радикальные шаги. Ценности и лозунги политико-правового радикализма могут актуализироваться не только обездоленными слоями, но и теми, кто улучшение своего положения связывает с изменением существующего порядка. В этом случае радикализм отражает такое состояние социально-политической системы, которое требует немедленных, основательных трансформаций. Кроме того, любая политико-правовая позиция проявляется в действиях, мотивированных ценностными ориентациями, установками, стереотипами, господствующими в политико-правовой культуре общества.

Эти и другие подходы к анализу феномена радикализма являются дополняющими, а не альтернативными. Каждый из охарактеризованных выше походов к трактовке политико-правового радикализма имеет свою ценность и отражает какую-либо грань рассматриваемого явления.

Примечания

1 Neumann М. Radical politics aad the radical psyche. N, Y., 1988. P. 9.

2SperberK, Trittschuh T. American political terms. An historical dictionary Detroit 1962 P 348349. > ■

3 См.: Словарь иностранных слов. М., 1990. С. 423,

4 См.: Энциклопедический словарь русского библиографического института «Гранат»* В 54

т. М., 1927. Т. 35. С. 330. "

5 См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 559; Политология: Практикум /Под ред. А. В. Миронова. М., 1983. С. 193.

6 Политология: Энцикл. слов. / Под ред. Ю. И. Аверьянова М., 1993, С. 328.

7 См.: Энциклопедический словарь: В 82 т. / Под ред. Ф. А. Брокгауза, И AL Ефрона СПб, 1899. Т. 26. С. 73.

* Neumann М. Op, cit. Р. 8.

9 См.: Лент В. И. Полн. собр. соч. Т. 17. С. 398.

(от лат. radicalis - коренной) - практическая и идеологическая ориентация политики, цель которой выступает принципи­альное изменение общества и политической структуры средствами реши­тельных, кардинальных действий. Радикализм противоположен консерватиз­му, умеренности, традиционализму.

Основаниями радикализма являются: стремление угнетенных слоев населения изменить свое социальнополитическое положение в обществе и различные интеллектуальные концепции, представители которых критически относятся к существующим политикокультурным отношениям и считают, что данная ситуация может быть изменена при помощи политических и органи­зационных действий. Так, в марксизме подобная ориентация вытекает из объективной необходимости. Люди, особенно вожди, осознают эту необхо­димость и реализуют ее в своей деятельности. Противоположной позицией можно считать подход Л. Н. Гумилева, который считал, что радикализацию осуществляют пассионарии - люди, практически бессознательно проявляю­щие активность в том или ином направлении и создающие новую форму об­щества и политики.

Формы радикализма можно различать по степени активности его представителей, а также в зависимости от глубины планируемых преобра­зований. Умеренные радикалы стремятся к реформированию общества щадя­щими средствами с минимумом насилия (либералы, социал-демократы). Экс­тремисты настаивают на самых решительных способах достижения целей, вплоть до террора. Революционеры пытаются осуществить глубокие преоб­разования всех общественных институтов на принципиально новой основе (например, общественная собственность на средства производства).

В любом обществе есть политики, настроенные радикально. Они отличаются, в сущности, по соответствию их идеологических и политических позиций реальным условиям, существующим в обществе. Особенно радика­лизм характерен для социальных образований с обилием противоречий. Чем сложнее противоречия, тем ярче выражена идеология радикализма. Радика­лизм активизируется в переломные исторические моменты, когда социаль­ные и политические противоречия осознаются и порождают политическую активность.

Радикализм может быть легальным и нелегальным. Крайней формой не­легального радикализма является терроризм. Нелегальный радикализм на­ходится вне закона, он очень опасен, поскольку тесно связан с насилием и авантюризмом. Исторически оправданный радикализм для уменьшения не­гативных последствий нуждается в сдержках и противовесах, желательно, чтобы он был интеллектуально и культурно обоснован. Россия переживает господство полутаровекового радикализма политиков различных партийных ориентаций, деятельность которых сильно запутала политическую и соци­альную ситуацию.

Коротец И.Д.


Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "Радикализм политический" в других словарях:

    - (от позднелат. radicalis коренной, лат. radix корень), социальнонолитич. идеи и действия, направленные на решит. изменение существующих институтов. Р. соотносит. термин, обозначающий разрыв с признанной традицией. Исторически он… … Философская энциклопедия

    И радикальная партия. Радикализм (от лат. radix, корень)политический (иногда церковный, религиозный или даже философский) естьпринцип или направление. Этим термином обозначается стремление доводитьполитическое или иное мнение до его конечных… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Радикализм (от лат. radix, корень) политический (иногда церковный, религиозный или даже философский) есть принцип или направление. Этим термином обозначается стремление доводить политическое или иное мнение до его конечных логических и… …

    У этого термина существуют и другие значения, см. Радикал. Радикализм (лат. radix корень) крайняя, бескомпромиссная приверженность каким либо взглядам, концепциям. Чаще всего употребляется в отношении идей и действий в социально… … Википедия

    В большинстве исследований политический спектр способ моделирования различных политических позиций путём расположения их на одной или более геометрических осях, представляющих независимые политические аспекты. Основоположником методики… … Википедия

    I и радикальная партия. Радикализм (от лат. radix, корень) политический (иногда церковный, религиозный или даже философский) есть принцип или направление. Этим термином обозначается стремление доводить политическое или иное мнение до его конечных … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    радикализм - (от лат. radix корень) термин, обозначающий политические идеи и действия, нацеленные на коренное (радикальное) изменение существующих социальных и политических институтов. Для Р. характерно стремление к быстрому темпу перемен, оправдание силовых… … Террор и террористы

    ПОЛИТИЧЕСКИЙ РАДИКАЛИЗМ - (от лат. radikalis – коренной) – теория и практика применения решительных мер по коренному социальному преобразованию. П. р. имеет широкий спектр: от умеренно радикального, добивающегося решения отдельных социально политических проблем, до… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    РАДИКАЛИЗМ - (лат. radicalis коренной) решительное, бескомпромиссное осуществление намерений в том или ином деле, совокупность социально политических идей и действий, направленных на коренное изменение основных институтов или политической системы в целом.… … Политология: словарь-справочник

    - (лат. realis вещественный) политическая идео­логия и практика, ориентирующиеся на реальное общественно политическое основание. Противоположностью реализма являются утопизм, романтизм, аксиологизм, идеологический радикализм и т. д. Реализм,… … Политология. Словарь.

Книги

  • , . Что стоит за понятием "исламский радикализм", почему, как и где он зародился, какую историческую и социальную роль выполняет в мусульманской умме и мире в целом - такие задачи поставили перед…
  • Исламские радикальные движения на политической карте современного мира. Страны Северной и Северо-Восточной Африки , Саватеев А.Д.. Что стоит за понятием "исламский радикализм", почему, как и где он зародился, какую историческую и социальную роль выполняет в мусульманской умме и мире в целом - такие задачи поставили перед…

от лат. radicalis - коренной) - практическая и идеологическая ориентация политики, цель которой выступает принципиальное изменение общества и политической структуры средствами решительных, кардинальных действий. Радикализм противоположен консерватизму, умеренности, традиционализму.

Основаниями радикализма являются: стремление угнетенных слоев населения изменить свое социальнополитическое положение в обществе и различные интеллектуальные концепции, представители которых критически относятся к существующим политикокультурным отношениям и считают, что данная ситуация может быть изменена при помощи политических и организационных действий. Так, в марксизме подобная ориентация вытекает из объективной необходимости. Люди, особенно вожди, осознают эту необходимость и реализуют ее в своей деятельности. Противоположной позицией можно считать подход Л. Н. Гумилева, который считал, что радикализацию осуществляют пассионарии - люди, практически бессознательно проявляющие активность в том или ином направлении и создающие новую форму общества и политики.

Формы радикализма можно различать по степени активности его представителей, а также в зависимости от глубины планируемых преобразований. Умеренные радикалы стремятся к реформированию общества щадящими средствами с минимумом насилия (либералы, социал-демократы). Экстремисты настаивают на самых решительных способах достижения целей, вплоть до террора. Революционеры пытаются осуществить глубокие преобразования всех общественных институтов на принципиально новой основе (например, общественная собственность на средства производства).

В любом обществе есть политики, настроенные радикально. Они отличаются, в сущности, по соответствию их идеологических и политических позиций реальным условиям, существующим в обществе. Особенно радикализм характерен для социальных образований с обилием противоречий. Чем сложнее противоречия, тем ярче выражена идеология радикализма. Радикализм активизируется в переломные исторические моменты, когда социальные и политические противоречия осознаются и порождают политическую активность.

Радикализм может быть легальным и нелегальным. Крайней формой нелегального радикализма является терроризм. Нелегальный радикализм находится вне закона, он очень опасен, поскольку тесно связан с насилием и авантюризмом. Исторически оправданный радикализм для уменьшения негативных последствий нуждается в сдержках и противовесах, желательно, чтобы он был интеллектуально и культурно обоснован. Россия переживает господство полутаровекового радикализма политиков различных партийных ориентаций, деятельность которых сильно запутала политическую и социальную ситуацию.

Загрузка...