domvpavlino.ru

НОД Целевые прогулки «Наблюдения за одуванчиками». Очаровательный сорняк Из детского «Дневника наблюдений»

Познавательно­исследовательская деятельность
"Наблюдение за одуванчиком на участке "
Воспитатель: Горецкая И.Б.
Форма проведения: групповая.
Образовательные области: «Познание», «Здоровье», «Безопасность»,
«Коммуникации», «Социализация».
Цели и задачи:
«Познание»
­формировать интерес к познавательно­исследовательской деятельности по
теме «Цветы»;
­развивать наблюдательность, формировать умения рассматривать объект
наблюдения;
­расширять кругозор, формировать представления об одуванчике как о
цветке.
­учить выделять характерные особенности одуванчика, называть его части.
«Безопасность»
­воспитывать желание беречь и защищать природу.
«Коммуникации»
­формировать умение соблюдать нормы и правила поведения в процессе
наблюдения;
­обогащать и активизировать словарный запас: цветок, семя, одуванчик,
стебель, солнце.
­формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.
«Социализация»
­формировать навыки общения со взрослыми и со сверстниками в процессе
наблюдения.

«Художественное творчество»
­познакомить с нетрадиционной техникой рисования: «Пальцевая живопись»,
учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики.
Предварительная работа:
Наблюдения за весенними явлениями в природе.
Рассматривание иллюстраций с изображением одуванчиков.
Рисование, лепка одуванчиков.
Заучивание стихотворений об одуванчике.
Ход:
Воспитатель: Настали тёплые весенние дни. И мы с вами, дети, вышли на
прогулку на лужок.
Хорошо на лугу зелёном,
Птички звонкие поют.
По дорожке, по дорожке
Дети весело идут.
Появляется лисичка, бегает по лугу и рвёт цветы.
Лисичка:
Я пройдусь по лугам,
Цветочки есть там;
Как красивы они
В эти майские дни.
Воспитатель: Дети, посмотрите, а кто это ходит по лугу? (Лисичка)
– Здравствуй, лисичка, а что ты делаешь?
Лисичка: Я цветы собираю, вот уже полную корзину набрала. (Подходит к
одуванчику и срывает его)

Воспитатель: Ой, лисичка, что же ты наделала?
– Скажите, дети, можно рвать цветы? Почему? (Если их сорвать, то они
завянут)
– Правильно! На цветы слетаются пчёлы и осы, шмели и бабочки
полакомиться сладким нектаром. В пушистых лепестках ночуют букашки,
жучки, потому что на ночь цветы закрывают свои головки и насекомым там
тепло и уютно, как в домике.
Ребята, и ты, лисичка, послушайте стишок:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок…
Если все – и я, и ты, –
Если мы сорвём цветы,
То останутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты –
Если мы сорвём цветы.
Лисичка: Простите меня, я больше не буду рвать цветы. Я побегу всем
лесным друзьям расскажу, что нельзя рвать цветы. (убегает, оставляет
корзинку)
Воспитатель: (берет сорванный одуванчик) Послушайте мою загадку.
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек пошуршал
И развеял этот шар.
– Дети, посмотрите, как называется это растение? (Одуванчик)

– Давайте с вами рассмотрим, что есть у одуванчика? (Стебель – ответы
сопровождаются показом).
Скажите, какой стебель: длинный или короткий? Толстый или тонкий?
Гладкий или шершавый?
Да, стебель у одуванчика длинный, тонкий, гладкий, похож на трубочку; он
может легко поломаться.
А что ещё есть у одуванчика? Правильно, листочки. Какие листочки у
одуванчика? (Воспитатель обобщает ответы детей: зелёного цвета, мягкие на
ощупь, по форме напоминают ёлочку, краешки листочков резные).
Что ещё есть у этого растения? Правильно, удивительные красивые цветочки
жёлтого цвета.
Наш Тимур знает стихотворение про одуванчик, расскажи его ребятам,
Тимур.
Одуванчик золотой,
Подружились мы с тобой.
И как солнышко в траве,
Улыбаешься ты мне.
Воспитатель: Молодец, Тимур. Посмотрите, как красив одуванчик! Как вы
думаете, на что он похож? (На солнышко) Чем же этот цветок похож на
солнце? (Он такой же круглый и жёлтый).
Давайте мы с вами поиграем в игру «Солнышко и дождик»
По окончанию игры, воспитатель предлагает сесть на скамейку и подвести
итоги.
­Ребятки мы сегодня познакомились с цветком­ одуванчиком! Узнали, какие
части есть у одуванчика. Стебелек, листочки и цветок! Слушали стихи,
загадки, играли в игры. Вам понравилось?
А сейчас мы с вами пойдем в группу, сначала мы поставим сорванные
лисичкой цветы в вазу с водой. Я ещё раз вам напомню, что сорванный цветок
быстро увядает, цветы рвать не нужно, ими нужно просто любоваться. А
потом я предлагаю вам нарисовать поляну с одуванчиками.

Цели: продолжать знакомство с лекарственным растением - одуванчиком;

формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;

пополнить свой фитобар сбором лекарственных трав.

Ход наблюдения

Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит - одуванчик поднимает голову кверху, приближается к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда (С. Красиков).

Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время - одуванчик раскрывается в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки (Д. Зуев).

К концу июня, отцветая, одуванчики надевают белые пушистые шапочки. Созревшие семена одуванчика украшены хохолками из тонких белых волосков. Подует легкий ветерок, и разлетится по лугам и полям одуванчиковый пух. Одна корзиночка цветов дает больше двухсот семечек а все растение - до трех тысяч!

Ярко-желтый одуванчик! Ты зачем сменил кафтанчик? Был красивым, молодым, Стал, как дедушка, седым!

Воспитатель задает детям вопросы.

Как выглядит одуванчик?

Как распространяются его семена? Правила поведения на природе

Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много, и в строго указанные сроки. Трудовая деятельность Сбор лекарственных растений.

Цель: учить правильно собирать лекарственные растения. Подвижные игры Совушка.

Цель: учить действовать по сигналу. У оленя дом большой.

Цель: закреплять умение соотносить движения с текстом. Индивидуальная работа Смелые ребята. Цели: упражнять в быстром беге;

развивать ловкость.

Наблюдение за муравьем

Цели: расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях;

вызывать интерес к окружающему миру. Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Он - работник настоящий,

Очень-очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей.)

Сладко пахнут сосновой смолой Разогретые темные пни. Из иголочек высохшей хвои С троят терем лесной муравьи. Расторопно, с рабочей сноровкой С тавят балки и бревна кладут. Дело спорится бойко и ловко, Будут в доме тепло и уют! Будут в тереме малые дети М ирно спать под напевы дождей. Для того и встает на рассвете Работящий лесной муравей.

Как выглядят муравьи?

Как они передвигаются?

Чем питаются?

Как называется муравьиный дом?

Из чего муравьи строят свой дом?

Какие враги есть у муравьев?

Какие песни, стихи, загадки, сказки о муравье вы знаете?

Как готовятся муравьи к зиме?

Муравей - самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. У него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Муравьи - великолепные строители. Муравьи - хищники, они истребляют множество насекомых. У них много врагов: птицы, медведь, муравьед.

Трудовая деятельность

Сбор урожая кабачков на огороде.

Цель: воспитывать желание трудиться сообща, доставлять радость от собранного урожая не только себе, но и другим детям.

Подвижные игры

Один - двое, Пройди бесшумно.

Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений (использовать ходьбу как средство воспитания у детей Выносливости).

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: воспитывать выносливость.

Наблюдение за мать-и-мачехой

Цели: продолжать знакомство с лекарственными растениями;

пополнять свой фитобар сбором лекарственных трав;

формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Он и мачеха, и мать.

Как цветочек этот звать? (Мать-и-мачеха.)

Есть у цветов мать-и-мачехи интересная особенность: они открываются утром, а закрываются перед ненастьем и на ночь - берегут капельку сладкого и драгоценного нектара. Когда цветочек мать-и-мачехи отцветает, он превращается в белую пушистую шапочку. Природа снабдила каждое семечко маленькой воздушной пушинкой - парашютиком, - которая помогает ему улететь подальше от материнского растения. Когда семечко приземляется, парашютик отпадает.

Собирают листья в июне, июле. Настой листьев мать-и-мачехи применяется как отхаркивающее средство.

Трудовая деятельность

Сбор лекарственных растений.

Цель: пополнить фитобар детского сада.

Подвижная игра

Каких листьев больше?.

Цель: развивать быстроту бега, мышление, ловкость.

Цель: учить прыгать в длину с разбега.

Познавательно-исследовательская деятельность

“Наблюдение за одуванчиком на участке ” средняя группа

Форма проведения : групповая.

Образовательные области : «Познание», «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникации», «Социализация».

Цели и задачи :

«Познание»

Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности по теме «Цветы»;

Развивать наблюдательность, формировать умения рассматривать объект наблюдения;

Расширять кругозор, формировать представления об одуванчике как о цветке.

«Здоровье»

Формировать умение сохранять здоровье с помощью лекарственных цветов.

«Безопасность»

Воспитывать желание беречь и защищать природу.

«Коммуникации»

Формировать умение соблюдать нормы и правила поведения в процессе наблюдения;

Обогащать и активизировать словарный запас: цветок, семя, одуванчик, парашют, стебель, солнце.

Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.

«Социализация»

Формировать навыки общения со взрослыми и со сверстниками в процессе наблюдения.

Советы педагогу. Это занятие проводят в первой половине дня. Выбирают сроки, когда на газонах одновременно много одуванчиков с золотистыми и пушистыми головками. Можно детям предложить подуть на пушистый шарик в том месте где одуванчиков мало, чтобы на следующий год проверить, появятся ли там цветы.

Наблюдение проводится на участке.

Воспитатель : Сегодня ребята мы с вами будем любоваться красивой полянкой, на которой растут очень красивые цветы.

Какие? Вот послушайте стихотворение:

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастёт – нарядится

В беленькое платьице:

Лёгкое, воздушное,

Ветерку послушное .

Сказали одуванчик, а говорят то про желтый то про белый. Значит можно увидеть и такой и такой. Давайте мы с вами проверим…

Обратите внимание на то, как много одуванчиков вокруг нас.

Дети рассматривают поляну и видят вокруг себя много одуванчиков.

Подходят ближе к желтым одуванчикам и рассматривают их.

Ребята, скажите пожалуйста, как выглядит одуванчик, который мы с вами рассматриваем? …. (Желтый, пушистый цветочек, тоненький стебелёк, зелёные листочки)

Действительно, этот красивый цветок стоит на тоненькой ножке- это стебель, а ножка в свою очередь держит большую головку- это и есть сам цветок- одуванчик.

Скажите, на что похож цветок?. (Солнышко)

Он похож на солнышко, потому что любит солнечные лучики.

Читает стихотворение.

Уронило солнце лучик золотой,

Вырос одуванчик, первый, молодой.

У него чудесный золотистый цвет.

От большого солнца, маленький портрет.

Вот, ребята, мы можем сказать, что одуванчик может появиться только тогда, когда солнце направит свои яркие, желтые лучики на него.

Давайте сейчас подойдём к пушистому одуванчику.

Подходят и рассматривают его.

А как вы думайте распространяются одуванчики и почему их так много? … .(Их распространяет ветер… .)

Воспитатель слушает ответы детей и дополняет:

Они неприхотливы. В каждой золотисто-желтой корзинке образуется несколько сотен семян. Стоит дунуть ветру или задеть пушистый цветок, как шарик распадается на сотни парашютиков, которые несут семена. Семена легко прорастают, поэтому их много кругом. Одуванчик- удивительный цветок, который раскрывается в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки. Они предсказывают погоду, перед дождём закрываются.

Ребята, скажите пожалуйста, кто из обитателей леса часто приходит в гости к одуванчику?. (Бабочки, жуки, пчёлы… .)

Частые гости одуванчика это насекомые, которые любят его и прилетают для того, чтобы полакомиться сладким нектаром.

Ещё одуванчик должны любить не только насекомые, но и люди, которые должны его беречь.

А как вы думаете, полезен ли одуванчик для человека? И почему человек должен этот цветок беречь?. (Бабушки варят варенье, мёд… .)

Воспитатель слушает ответы детей и дополняет.

Одуванчик – лекарственное растение, из него делают настой, делают одуванчиковый мёд, он повышает аппетит, улучшает работоспособность. И про одуванчик можно сказать, что он бесценный друг и помощник.

Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много. Если вы сорвёте редкий цветок, то семян от него не будет и такие цветы в природе будут встречаться всё реже и реже. Поэтому рвать редкие цветы в природе нельзя. Ими нужно любоваться. Сорванный цветок быстро увядает. Давайте в этом убедимся:

Сейчас сорвёт три желтых одуванчика, в группе поставим в воду, а во второй половине дня посмотрим, что же будет с нашими одуванчиками.

Дети идут в группу и ставят их в воду. В конце дня воспитатель обращает внимание детей на то, что головки поникли, букет завял. А на зелёной траве одуванчики были красивы. Хоть их и было много, но рвать их не стоило. Тем более нельзя рвать те цветы, которых мало.

Структура наблюдения

Тема: Наблюдение за одуванчиками в среднейгруппе

Цель: Расширить и уточнить знания об одуванчике.

Задачи:

Образовательные: Учить описывать растение, закреплять знания о строении одуванчика;

учить различать растения по характерным признакам (желтый пушистый цветок, стебель длинный, дать представление о разных стадиях жизнедеятельности растения: желтый в период цветения и белый в период созревания семян;

Развивающие: Продолжать развивать умение устанавливать связи между живой и неживой природой.

Воспитательные: Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа: просмотр презентации с одуванчиками, беседа о пользе этого лекарственного растения, чтение стихов и загадок.

Материал: Одуванчик.

Ход наблюдения

1. Организация. Мотивация.

- Ребята, вы любите разгадывать загадки? Я сейчас вам загадаю.а вам нужно отгадать загадку! Слушайте внимательно.

На лужайке, возле леса,

Расцвели цветочки.

Желтые, как солнышко.

На зеленой ножке.

А как только подрастут

Шапочки наденут-

Мягкие.воздушные-

Ветерку послушные! (Одуванчик ) .

Дети отгадывают загадку

2. Основная часть.

Рассматривание цветка.

- Дети, посмотрите, какой красивый цветок у меня в руке, кто знает как он называется? - - Какого размера этот цветок?

Какого цвета?

Какой формы?

Какой на ощупь?

Цветок одуванчика называется соцветие, которое напоминает желтую корзинку, оно так и называется – корзинка. Затем одуванчик становится белым, воздушным, а семена - «парашютики» созреваюти ветер разносит их в разные стороны.

Понюхайте одуванчик, поднесите к носику поближе. А теперь посмотрите друг на друга.Одуванчики на ваших носиках оставили свою ярко-желтую пыльцу.

- Дети, посмотрите, какая красивая у нас лужайка

(Дети наклоняются, трогают цветы).

Одуванчики просыпаются очень рано, в ясную погоду рано утром можно любоваться этим чудесным солнечным цветком. Пока на небе ярко светит солнышко, золотые одуванчики как бы копируют его, но стоит солнцу уйти за тучи, одуванчики тоже спрячутся, с головой укроются зелеными листочками.

Знакомство детей с приметами:

В солнечный день цветки одуванчика закрылись – к дождю; если пасмурно, но цветки одуванчика открыты – дождя не будет.

А давайте сейчас немножко поиграем

Физкультминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик!
(Приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый
(Разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит.
(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
(Берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.

Ребята, оказывается одуванчик можно встретить везде: на полях, лугах, склонах оврагов, вдоль дорог. Одуванчик имеет длинный, толстый корень. Из земли выходит розетка из ярко-зеленых листьев.Чем больше влаги получает растение, тем больше и красивее у него листья. Каждый листочек имеем желобок, в котором скапливается роса, капельки дождя. Из желобков вода направляется к корню и питает все растение. Из листочков выходит толстая трубочка без листьев - это стебель.

Одуванчики – это цветочки, у которых можно встретить в одно и то же время все стадии развития (одни растут, другие цветут, у третьих уже созревают семена).

Ребята,а вы знаете, что из цветков одуванчика варят варенье, а девочки из этих цветов любят плести венки.Срывать их нужно очень аккуратно потому, что растение выделяет сок, который пачкает ладошки и одежду, эти пятна трудно отстирать.

3. Заключительная часть

Ребята вам понравилось наше наблюдение?

Что интересное вам запомнилось?

Что новое вы узнали?

Вопросы к детям:

Как называется цветочек, с которым мы сегодня знакомились?

В какое время дня одуванчик раскрывает свою цветочную корзинку?

Как мы должны относиться к миру растений?

Кто знает ещёчто то интересное об этом цветке?


Конспект Наблюдения за одуванчиком младшая группа

ЧДОУ детский сад №93 ОАО РЖД

Воспитатель: Чимижова О.А.

Тихорецк 2016г.

Цель: развивать у детей элементарные представления о цветущих растениях; побуждать детей узнавать одуванчики, ромашки, бархатцы и называть их; развивать словарь прилагательных (белые, желтые, пушистые, золотые, как солнышко); воспитывать чувство симпатии, бережного отношения к растениям.

Задачи:

Образовательные:

Уточнить знания детей о том, что цветы бывают разные. Дать полное представление о цветке одуванчик,чем он отличается от других цветов.

Развивающие:

Развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения, речевое дыхание.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, вызвать эмоциональный отклик от совершённых действий .

Ход наблюдения:

Наблюдение за одуванчиком.

Девочки и мальчики!

Не рвите одуванчики!

Среди домов, среди машин -

Веселый, луговой

Схватить в ладошку не спеши -

Цветок, как ты, живой!

Ребята, я предлагаю вам полюбоваться цветочной поляной. На этой поляне растут одуванчики. Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись весной он увидел солнышко, пожелтел и очень подружился с солнышком. Как только небо затянет тучами, одуванчик закроет свой цветочек.

Я цветочек желтенький

С зеленым стебельком

Раскроюсь утром ранним

Закроюсь вечерком.

О каком цветочке я прочитала стихотворение? (Об одуванчике)

На что похож одуванчик? (На солнышко)

Солнышко пригрело землю, разбудило зеленую травку, а вместе с зеленой травой показались на свет и желтые цветы - одуванчики. Открыли они глазки, подняли головки, смотрят на солнышко, улыбаются. Рассмотреть с детьми строение одуванчика (корень, стебель, листья, цветок)

Какого цвета листья?

Какой цвет у цветочка?

Почему одуванчики надевают белые пушистые шапочки? (Созревают семена)

Верно, ребята, неделю назад были только желтые цветочки, а сейчас уже созрели семена, и ждут когда подует ветер и разнесет их по полям и лугам.

2. Дидактическая игра « Собери цветок»

Цель: закрепить представления о строении цветка: стебель, листья, цветы,

корень.

Оборудование: карточки на каждого ребенка.

Ребята, посмотрите к нам прилетела бабочка и принесла игру, но по дороге игра перепуталась и она просит помощи. Нужно собрать растение из частей.(Работа с карточками).

Словесная игра « Назови цветок»

Цель: обогащать словарный запас детей. Развивать память. Дети называют цветы, которые встречаются по дороге.

Трудовые действия.

Цель: учить трудиться коллективно. Формировать желание приходить на помощь тому, кто в ней нуждается.

Методические приемы: объяснение, показ, оценка практических действий.

Оборудование: коробки синяя для мальчиков, красная для девочек.

Ребята, сегодня ночью был сильный ветер и набросал на участок много веточек. Давайте поможем дворнику навести порядок. Мальчики будут собирать ветки, и складывать их в синюю коробку, а девочки будут складывать в красную коробку.

Подвижная игра: «Солнышко и дождик». Можно нам гулять,

Бегать, веселиться,

Прыгать и скакать.(Дети гуляют, прыгают по участку).

Если тучка хмурится

И грозит дождём,

Спрячемся под зонтик мы, Дождик переждём.

(Дети бегут под крышу или под зонтик).

Анализ: Ребята, с каким цветочком мы сегодня познакомились, что мы о нем узнали, теперь я надеюсь, вы не спутаете его ни с каким другим цветком. Мы хорошо убрали участок, дворник будет доволен. А теперь я предлагаю вам поиграть:


Загрузка...