domvpavlino.ru

Чего не было в древнем риме. Почему Рим называют Вечным городом? История Рима. Кто поведал о Риме

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Оказывается, Древний Рим - это не только философы, гладиаторы и театры. Римляне оставили после себя много загадок, а про некоторые их традиции нам уж точно никогда бы не рассказали в школе на уроке истории, и это к лучшему.

сайт собрал для вас 15 самых необычных фактов о римлянах.

1. Римляне пили кровь гладиаторов

У римлян было принято встречать незнакомцев «по одежке», а точнее, по ее цвету. Вариантов было два: все «натуральные» цвета, будь то оттенки коричнево-желтого и серо-черного, были естественным цветом овечьей шерсти и потому воспринимались как признак скромных, бедных граждан; а все оттенки красного, фиолетового, зеленого создавались искусственно, с помощью дорогих красителей, привозившихся издалека, и считались признаком богатства и аристократизма. Особым шиком считалось ношение сиреневой одежды .

5. Монобровь считалась признаком ума

В Риме среди женщин высоко ценились густые, сросшиеся брови . Они считались признаком высокого интеллекта, так что римские модницы шли на разные ухищрения, чтобы увеличить густоту и кустистость своих бровей. Например, использовали искусственные брови, сделанные из козьей шерсти. А приклеивали их на лицо с помощью древесной смолы.

6. Стоматология была востребована

В Древнем Риме существовали свои стоматологи , а сами римляне очень заботились о здоровье зубов. Археологами даже была обнаружена женская челюсть с зубными протезами. Ученые считают, что такие изделия древних дантистов были предназначены не столько для успешного поглощения пищи, сколько для демонстрации богатства, ведь позволить себе сверкать полным ртом зубов могли только очень обеспеченные люди.

7. Римляне недолюбливали философов

В Римской империи родились такие выдающиеся философы, как Сенека и Марк Аврелий. Тем не менее многие римляне были враждебно настроены по отношению к философии. С точки зрения практичных римлян изучение философии с ее концентрацией на внутреннем мире человека делает людей не приспособленными к активной жизни и службе государству. Гален , врач императорского двора, заметил, что римляне считали философию не более полезной, чем сверление семян проса.

8. Римские военачальники не сражались

В искусстве военачальников часто изображают сражающимися на передовой рядом со своими солдатами. Однако обычно римские командиры не принимали участия в бою. Они занимали командные посты и руководили действиями армии со своего «капитанского мостика», чтобы лучше ориентироваться в происходящем. Только в исключительных обстоятельствах, когда бой был почти проигран, военачальнику полагалось либо наложить на себя руки, либо пойти искать смерти от рук врага.

9. Существовала традиция пить яд

С конца I века н. э. римские императоры завели традицию ежедневно употреблять небольшое количество каждого известного яда в попытке получить иммунитет. Смесь ядов называлась митридатум в честь Митридата Великого, царя Понтийского, который впервые опробовал этот метод.

10. Преследования христиан

Римляне верили, что у них есть веские причины преследовать христиан. Римляне считали, что их империя опирается на многобожие. Христиане же утверждали, что языческие боги - злые демоны, или вовсе отрицали их существование. Если бы римляне разрешили распространять им свои убеждения, это разозлило бы их богов. Впрочем, римские преследователи давали христианам все шансы признать традиционных богов и таким образом избежать мученической смерти. Но верующие не могли пойти на такую сделку.

Одной из причин, почему мы не знаем многого из того, что происходило в истории даже в не столь далёком прошлом, являются законы, которые были внедрены в правовые системы государств древности и начавшие действовать с определённого момента. Такие, например, как закон об осуждении памяти.

Закон об осуждении памяти (лат. damnatio memoriae - буквально «проклятие памяти») - закон, существовавший в Древнем Риме и Римской империи, предписывавший «осуждение памяти врага государства» после его смерти уничтожением всякого упоминания о нём.

Постановления по данному закону выносились уголовным судом Сената. Согласно данному закону предписывалось на всей территории римских владений уничтожать всякое упоминание об осуждённом: удалялись надписи в документах и сооружениях, уничтожались статуи, портреты, барельефы, надгробные надписи, упоминание в летописях, изымались из обращения и переплавлялись монеты с изображением и именем осуждённого; кроме того, ликвидировались государственные мероприятия, созданные им или по его инициативе.

Наказанию по данному закону подвергались императоры, члены императорской семьи, а также высшие сановники из сенаторов и всадников; в отдельных случаях могли быть уничтожены и члены семьи осуждённого, как это произошло при применении domatio memoriae к временщику Сеяну.

Данный закон не всегда выполнялся абсолютно во времени относительно осуждённых: всё зависело от предпочтений правящего после этого властителя; так, осуждённый император Нерон был обожествлён при императоре Вителлии, а осуждённый император Коммод был обожествлён при императоре Септимии Севере. Домициан - единственный римский император, domnatio memoriae которого не было официально оспорено.

Хотя данный закон и предписывал уничтожения всех изображений осуждённых, иногда их изображения сохранялись в некоторых частных коллекциях и в удалённых от Рима провинциальных городах.

Damnatio memoriae - более позднее название данного закона, в римских источниках он упоминается как memoria damnata либо abolio memoriae.

Что интересно, на протяжении всей истории Рима «Закон об осуждении памяти» не был отменён ни разу. Возможно, каждый из правителей надеялся, что в будущем на него данный закон не распространится.

Известные лица, подвергнутые наказанию:

Авидий Кассий, полководец императора Марка Аврелия, узурпатор
Агриппина Младшая, мать императора Нерона
Домициан, император (81 - 96 гг. н. э.)
Калигула, император (37 - 41 гг. н. э.)
Коммод, император (180 - 192 гг. н. э.)
Луций Элий Сеян, государственный и военный деятель, командующий преторианской гвардией, консул 31 г. н.э., временщик при императоре Тиберии
Мессалина, третья жена императора Клавдия
Нерон, император (54 - 68 гг. н. э.)
Элагабал, император (218 - 222 гг. н. э.)
Юлия Соэмия, мать императора Элагабала

Несмотря на все усилия по исполнению данного закона, найдены портреты многих из осуждённых лиц, например, всё же сохранилось несколько изображений Нерона и Калигулы и значительное количество портретов императора Коммода, среди которых и монументальный бюст высотой 1,18 м. Но безусловно, значительная часть была утрачена безвозвратно.

Скрещённые буквы Хи и Ро).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Основана на формах правления, которые, в свою очередь, отражали социально-политическую обстановку: от царского правления в начале истории до империи-домината в её конце.

    Царский период и республика

    Во время царского периода Рим был небольшим государством, которое занимало лишь часть территории Лация - области проживания племени латинов . В период Ранней Республики Рим значительно расширил свою территорию благодаря многочисленным войнам. После Пирровой войны Рим стал безраздельно господствовать над Апеннинским полуостровом , хотя вертикальная система управления подчинёнными территориями в то время ещё не сложилась. После завоевания Италии Рим стал заметным игроком в Средиземноморье , что вскоре привело его к конфликту с Карфагеном - крупным государством, основанным финикийцами в северной Африке. В серии из трёх Пунических войн Карфагенское государство было полностью побеждено, а сам город разрушен. В это время Рим также начал экспансию на Восток, подчинив Иллирию , Грецию, а затем Малую Азию, Сирию и Иудею .

    Римская империя

    В I веке до н. э. Рим сотрясла серия гражданских войн, в результате которых конечный победитель, Октавиан Август , сформировал основы системы принципата и основал династию Юлиев-Клавдиев , которая, однако, не продержалась у власти и века. Расцвет Римской империи пришёлся на относительно спокойное время II века, однако уже III век был наполнен борьбой за власть и, как следствие, политической нестабильностью, а внешнеполитическое положение империи осложнялось. Установление системы домината Диоклетианом на некоторое время стабилизировало ситуацию с помощью концентрации власти в руках императора и его бюрократического аппарата. В IV веке под ударами гуннов разделение империи на две части было оформлено окончательно, а христианство стало государственной религией всей империи. В V веке Западная Римская империя стала объектом активного переселения германских племён , что окончательно подорвало единство государства. Свержение последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа германским вождём Одоакром 4 сентября 476 года считается традиционной датой падения Римской империи.

    Магистраты могли вносить законопроект (rogatio) в сенат, где он обсуждался. Первоначально в сенате было 100 членов, во время большей части истории Республики насчитывалось около 300 членов, Сулла удвоил численность членов, позднее их численность варьировалась. Место в сенате доставалось после прохождения ординарных магистратур, однако цензоры имели право проводить люстрацию сената с возможностью исключения отдельных сенаторов. Сенат собирался по календам, нонам и идам каждого месяца, а также в любой день в случае чрезвычайного созыва сената. При этом существовали некоторые ограничения на созыв сената и комиций в случае, если назначенный день объявлялся неблагоприятным по тем или иным «знамениям».

    Чрезвычайными полномочиями и, в отличие от ординарных магистратов, неподотчётностью обладали диктаторы , избиравшиеся в особых случаях и не более чем на 6 месяцев. За исключением чрезвычайной магистратуры диктатора , все должности в Риме были коллегиальными.

    Общество

    Законы

    Что до римлян, то для них задачей войны была не просто победа над врагом или установление мира; война только тогда завершалась к их удовлетворению, когда бывшие враги становились «друзьями» или союзниками (socii) Рима. Целью Рима было не подчинение всего мира власти и imperium (владычество - лат.) Рима, но распространение римской системы союзов на все страны земли. Римскую идею и выразил Вергилий , и это была не просто фантазия поэта. Сам римский народ, populus Romanus, был обязан своим существованием такому рождённому войной партнёрству, а именно, союзу между патрициями и плебеями , конец внутреннему раздору между которыми был положен известными Leges XII Tabularum . Но даже этот освящённый древностью документ своей истории римляне не считали боговдохновенным; они предпочитали верить, что Рим послал комиссию в Грецию для изучения тамошних систем законодательства. Таким образом, Римская Республика, сама основывающаяся на законе - бессрочном союзе между патрициями и плебеями - использовала инструмент leges главным образом для договоров и управления провинциями и общинами, принадлежавшими к римской системе союзов, иными словами, к беспрестанно расширяющейся группе римских socii, которые образовывали societas Romana.

    Социальная структура римского общества

    На начальном этапе развития римское общество состояло из двух основных сословий - патрициев и плебеев . Согласно наиболее распространённой версии о происхождении этих двух основных сословий, патриции - это коренные жители Рима, а плебеи - пришлое население, обладавшее, однако, гражданскими правами. Патриции были объединены сначала в 100, а затем в 300 родов. Первоначально плебеям запрещалось вступать в брак с патрициями , что обеспечивало замкнутость сословия патрициев . Кроме этих двух сословий, в Риме существовали также клиенты патрициев (в этом случае патриций выступал по отношению к клиенту в роли патрона) и рабы .

    С течением времени социальная структура в целом заметно усложнилась. Появились всадники - лица не всегда знатного происхождения, но занимавшиеся торговыми операциями (торговля считалась недостойным патрициев занятием) и концентрировавшие в своих руках значительные богатства. Среди патрициев выделялись наиболее знатные роды, а часть родов постепенно угасала. Примерно в III в. до н. э. патрициат сливается со всадниками в нобилитет .

    В возрасте 17-18 лет молодому человеку предстояло оставить учение и пройти военную службу.

    Римляне заботились и о том, чтобы женщины получили образование в связи с той ролью, которую они имели в семье: организатор семейного быта и воспитатель детей в раннем возрасте. Были школы, где девочки учились вместе с мальчиками. И считалось почётным, если про девочку говорили, что она образованная девица. В Римском государстве уже в I веке новой эры приступили к обучению рабов, так как рабы и вольноотпущенные начали играть всё более заметную роль в экономике государства. Рабы становились управляющими в имениях и занимались торговлей, ставились надсмотрщиками над другими рабами. Грамотных рабов привлекали в бюрократический аппарат государства, многие рабы были педагогами и даже архитекторами.

    Грамотный раб стоил дороже неграмотного, так как его можно было использовать для квалифицированной работы. Образованные рабы назывались главной ценностью римского богача Марка Лициния Красса .

    Бывшие рабы, вольноотпущенники, постепенно стали составлять значительную прослойку в Риме. Они стремились занять место служащего, управленца в государственном аппарате, заниматься коммерческой деятельностью, ростовщичеством. Стало проявляться их преимущество перед римлянами, которое состояло в том, что они не чуждались любой работы, считали себя ущемлёнными и проявляли упорство в борьбе за своё место под солнцем. В конечном итоге они смогли добиться юридического равноправия, оттеснить римлян от управления государством.

    Войско

    Римское войско почти за всё время своего существования было, как доказала практика, самым передовым среди остальных государств Древнего мира, пройдя путь от народного ополчения до профессиональной регулярной пехоты и конницы с множеством вспомогательных подразделений и союзническими формированиями. При этом главной боевой силой всегда была пехота (в эпоху Пунических войн фактически появилась прекрасно показавшая себя морская пехота). Основными преимуществами римской армии были мобильность, гибкость и тактическая обученность, что позволяло ей действовать в условиях различного рельефа местности и в суровых погодных условиях.

    При стратегической угрозе Риму или Италии либо достаточно серьёзной военной опасности (tumultus ) прекращались все работы, останавливалось производство и в армию набирались все, кто мог просто нести оружие - жители этой категории назывались tumultuarii (subitarii ), a войско - tumultuarius (subitarius ) exercitus . Так как обычная процедура набора занимала больше времени, главнокомандующий этим войском магистрат выносил из Капитолия специальные знамёна: красное, обозначающие набор в пехоту, и зелёное - в конницу, после чего традиционно объявлял: «Qui respublicam salvam vult, me sequatur» («Кто хочет спасти республику, пусть последует за мной»). Военная присяга также произносилась не индивидуально, а вместе.

    Система наград

    Рим смотрел на земли завоёванных им провинций, как на свои родовые поместья (praedia populi Romani), и почти все классы римского населения стремились извлечь из этого собственную выгоду: нобилитет - управляя провинциями, всадники - занимаясь в них откупами, простые граждане - служа в легионах и обогащаясь военной добычей. Лишь столичный пролетариат, свободный от воинской повинности, не участвовал в общем дележе; впрочем государство гарантировало всем своим верноподданным продажу завозимого из провинций хлеба за более низкую цену. Это положение не касалось лишь рабов и иностранцев.Также оно не касалась вольно отпушеных.

    Культура

    Делами, достойными римлянина, особенно из знати , признавалaсь политика , война, земледелие , разработка права (гражданского и сакрального) и историография . На этой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, прежде всего греческие , проникавшие через греческие города юга современной Италии, а затем непосредственно из Греции и Малой Азии , воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей или перерабатывались в соответствии с ней. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы .

    Для раннеримского мировоззрения были характерны ощущение себя как свободного гражданина с чувством принадлежности к гражданской общине и приоритета государственных интересов над личными, сочетавшимся с консерватизмом, который заключался в следовании нравам и обычаям предков. Во - вв. до н. э. произошёл отход от этих установок и усилился индивидуализм, личность стала противопоставляться государству, переосмыслялись даже некоторые традиционные идеалы. В итоге, в эпоху императоров родилась новая формула управления римским обществом - хлеба и зрелищ должно быть в достатке. Ну,а определённое падение нравов среди толпы горожан всегда воспринималось деспотичными властителями с некоторой степенью благосклонности.

    Язык

    Латинский язык, появление которого относят к середине III тыс. до н. э. составлял италийскую ветвь индоевропейской семьи языков. В процессе исторического развития древней Италии латинский язык вытеснил другие италийские языки и со временем занял господствующее положение в западном Средиземноморье. В начале I тыс. до н. э. на латинском языке говорило население небольшой области Лаций (лат. Latium ), расположенной на западе средней части Апеннинского полуострова, по нижнему течению Тибра . Племя, населявшее Лаций, называлось латинами (лат. Latini ), его язык - латинским. Центром этой области стал город Рим , по имени которого объединившиеся вокруг него италийские племена стали называть себя римлянами (лат. Romans ).

    Разделяют несколько этапов развития латыни:

    • Архаическая латынь.
    • Классическая латынь.
    • Постклассическая латынь.
    • Поздняя латынь.

    Религия

    Древнеримская мифология во многих аспектах близка греческой , вплоть до прямого заимствования отдельных мифов. Однако в религиозной практике римлян большую роль играли также анимистические суеверия, связанные с почитанием духов: гениев , пенатов , ларов , лемуров и манов. Также в Древнем Риме существовали многочисленные коллегии жрецов.

    Хотя религия играла значительную роль в традиционном древнеримском обществе, ко II веку до н. э. значительная часть римской верхушки уже относилась к религии индифферентно. В I веке до н. э. римские философы (прежде всего Тит Лукреций Кар и Марк Туллий Цицерон) в значительной степени пересматривают или подвергают сомнению многие из традиционных религиозных положений.

    Искусство, музыка, литература

    Одежда

    Нравы

    Однополые отношения в древнеримском обществе нельзя характеризовать с точки зрения современной западной культуры. В латинском языке отсутствуют слова для обозначения понятий, соответствующих сегодняшним понятиям гетеросексуальности или гомосексуальности . Любые сексуальные отношения характеризовались биполярностью - активной, доминирующей, «мужской» ролью с одной стороны и пассивной, подчиняющейся, «женской» ролью - с другой.

    Кухня

    Социальная эволюция римского общества была впервые исследована немецким учёным Г. Б. Нибуром . Древнеримский быт и жизнь базировались на развитом семейном законодательстве и религиозных обрядах.

    Для лучшего использования дневного света римляне обычно вставали очень рано, часто около четырёх часов утра, и, позавтракав, начинали заниматься общественными делами. Как и греки, римляне ели 3 раза в день. Ранним утром - первый завтрак, около полудня - второй, ближе к вечеру - обед.

    В первые века существования Рима жители Италии ели в основном густую, круто сваренную кашу из полбы , проса , ячменя или бобовой муки, но уже на заре римской истории в домашнем хозяйстве варилась не только каша, но и выпекались хлебные лепёшки. Кулинарное искусство начало развиваться в III в. до н. э. и при империи достигло небывалых высот.

    Наука

    Римская наука унаследовала ряд греческих изысканий, но в отличие от них (особенно в сфере математики и механики) имела в основном прикладной характер. По этой причине всемирное распространение получили именно римская нумерация и юлианский календарь . В то же время её характерной чертой было изложение научных вопросов в литературно-занимательной форме. Особенного расцвета достигли юриспруденция и сельскохозяйственные науки, большое число трудов было посвящено архитектуре и градостроительной и военной технике. Крупнейшими представителями естествознания были учёные-энциклопедисты Гай Плиний Секунд Старший , Марк Теренций Варрон и Луций Анней Сенека .

    Древнеримская философия развивалась преимущественно в фарватере греческой , с которой она была в значительной мере связана. Наибольшее распространение в философии получил стоицизм .

    Замечательных успехов достигла Римская наука в области медицины . Среди выдающихся медиков Древнего Рима можно отметить: Диоскорида - фармаколога и одного из основателей ботаники , Сорана Эфесского - акушера и педиатра , Клавдия Галена - талантливого анатома , раскрывшего функции нервов и головного мозга .

    Написанные в римскую эпоху энциклопедические трактаты оставались важнейшим источником научных знаний в течение большей части Средневековья.

    Наследие Древнего Рима

    Римская культура с её развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона и справедливости в жизни общества дополнила древнегреческую культуру с её стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии, ярко выраженным игровым элементом. Античная культура, как совокупность этих двух культур, стала основой европейской цивилизации.

    Культурное наследие Древнего Рима прослеживается в научной терминологии, архитектуре, литературе. Латинский язык долгое время был языком международного общения всех образованных людей Европы. До сих пор он используется в научной терминологии. На основе латинского языка в бывших римских владениях возникли романские языки , на которых говорят народы значительной части Европы. К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданное ими римское право , сыгравшее огромную роль в дальнейшем развитии юридической мысли. Именно в римских владениях возникло, а затем и стало государственной религией христианство - религия, объединившая все европейские народы и в огромной степени повлиявшая на историю человечества.

    Историография

    Интерес к изучению римской истории возник, помимо трудов Макиавелли , также в период Просвещения во Франции.

    Первым капитальным трудом стало произведение Эдуарда Гиббона «История упадка и крушения Римской империи», охватившее период с конца II века до падения осколка империи - Византии в 1453 году . Как и Монтескьё, Гиббон ценил добродетель римских граждан, вместе с тем разложение империи по нему началось уже при Коммоде , а христианство стало катализатором крушения империи, подточившее её устои изнутри.

    Нибур стал основателем критического направления и написал труд «Римская история», где она доведена до Первой Пунической войны. Нибур сделал попытку установить, каким образом возникла римская традиция. По его мнению, у римлян, как и у других народов, существовал исторический эпос, сохранявшийся главным образом в знатных родах. Определённое внимание Нибур уделил этногенезу, рассматриваемому под углом образования римской общины.

    В наполеоновскую эпоху появилась работа В. Дюрюи «История римлян», делавшая акцент на популярный тогда цезарианский период.

    Новую историографическую веху открыли работы Теодора Моммзена , одного из первых крупных исследователей римского наследия. Большую роль сыграл его объёмный труд «Римская история» , а также «Римское государственное право» и «Собрание латинских надписей» («Corpus inscriptionum Latinarum»).

    Позже вышла работа другого специалиста, Г. Ферреро - «Величие и падение Рима». Вышел труд И. М. Гревса «Очерки по истории римского землевладения, преимущественно в эпоху Империи», где, например, появились сведения о хозяйстве Помпония Аттика, одного из крупнейших землевладельцев конца Республики, а образцом среднего поместья августовской эпохи считалось хозяйство Горация.

    Этим вопросом задался чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров. И пришел к выводу, что с датами в древней истории не все в порядке: то тут, то там возникали неразрешимые противоречия. Объективный анализ непредубежденного исследователя камня на камне не оставляет от той официальной истории, к которой мы привыкли. Простая логика доказывает, что, скорее всего, никакого античного периода в развитии человечества не существовало. Этому нет никаких реальных доказательств – одни мифы и сомнительные «документы», первоисточники которых неизвестны.

    Интересно изучить скорость размножения рода людского. Например, в Англии с XV по XX век происходит рост населения с 4 до 62 миллионов. То есть 15-кратный рост населения за 500 лет. Во Франции с XVII по XX век, начиная с правления Людовика XIV, происходит рост населения с 20 миллионов примерно до 60 миллионов. И это притом, что Франция участвовала в страшных войнах: только наполеоновские унесли примерно 3 миллиона жизней.

    Напрашивается вопрос: каким было население в этих провинциях при распаде Римской империи в IV-V веках? Плодородные галльские провинции необъятной империи были густо заселены. Если восточная и западная части вместе насчитывали порядка 20 миллионов человек (минимальная оценка), то простая логика подсказывает, что и захлестнувшие империю орды варваров также должны были исчисляться миллионами.

    Значит, если мы пытаемся при расчетах использовать обратную геометрическую прогрессию, то получаем иррациональный результат. Выходит, что размножение людей на каком-то этапе вообще прекратилось или даже где-то начался «отрицательный рост».

    Попытки логичного объяснения, вроде того, что гигиена была недостаточна, или ссылки на эпидемии не убеждают. По историческим документам реального улучшения в санитарно-гигиенических условиях в жизни населения Западной Европы с V по XVIII век не было. К тому же с XV века пошли войны с применением огнестрельного оружия, уносившие гораздо больше жизней.

    Еще интереснее сравнить население античного мира времен Перикла (V в. до н. э.) и императора Траяна (II в. н. э.). Если брать за основу расчетов количество жителей в крупных городах и численность армий, то мы столкнемся с безумными темпами демографического роста. Конечно, Греция под эгидой Афин несопоставима с мировой империей с центром в Риме, но пропорции все равно не соблюдаются. Судите сами, 15 тысяч свободных афинских граждан - и полумиллионные Рим и Александрия. С одной стороны, полуторатысячный арьергард объединенной армии греческих городов-государств, включавший 300 прославленных спартанцев, остается прикрывать отступление основных сил в войне, где на карту было поставлено существование эллинов. С другой - 26 легионов (!) содержались Римом в мирное время и набирались без введения всеобщей воинской повинности. Это больше, чем смогла выставить Российская империя в 1812 году для отражения наполеоновской агрессии.

    Еще загадка. Посмотрим на размеры человека. Мы видим картины и описания древнегреческих атлетов. Это физически хорошо развитые люди, крупного телосложения. А потом мы видим доспехи средневековых рыцарей, которые впору разве что 15-летним юношам XX века. На фоне представлений о древнем могучем атлетизме это очень странно. Получается некая синусоида в развитии мускулатуры человеческого тела. С чего это вдруг произошло такое изменение?

    Чем дальше - тем больше странностей. В проверяемой части истории мы обнаруживаем совершенно невероятную тягу человека к открытиям. Буквально каждые десять лет что-то происходит, что-то открывают. Непрерывное развитие. Никаких «засыпаний на столетия» не наблюдается. В то же время в традиционной древней истории мы обнаруживаем, что человек будто бы погружался в многовековую спячку. Существовали процветающие древние империи, которые замирали на какой-то точке и дальше не развивались. Почему?

    Непонятно и то, что темпы технического и культурного прогресса в древнем мире абсолютно не укладываются в рамки человеческих способностей к практическому совершенствованию.

    Например, Рим все перенимает у Греции, но в области музыки ничего не происходит. Хотя якобы императоры, знать всячески поощряют развитие искусств. Но все застыло на одном уровне, достаточно примитивном. Нот - нет! Непонятно, как столь изысканное общество могло обходиться без системы записи звуков. В итоге никакие музыкальные памятники до нас не дошли.

    Дальше еще более загадочный парадокс: поразительная неспособность древнего Рима совершенствовать виды вооружений и тактику боевых действий. Империя ведет регулярные захватнические войны – но римляне так и не сумели выковать сталь и сражались короткими мечами из низкосортного железа. Спросите у историков, чем обрабатывал мрамор древний скульптор Фидий? Железное долото не даст такого филигранного результата - нужны закаленные стальные инструменты. Но, по официальной хронологии, каменный уголь впервые добыт в Англии в XI веке. Температуру белого каления древесный уголь не дает, нужен уголь каменный. Раз нет белого каления, значит, нет и стали.

    Если верить античным источникам, у римской конницы не было сбруи! Поводья были, но вот стремена появляются только в VIII веке н.э. – и тут же возникает рыцарство. Между тем древние римляне сражались с восточными народами, известными мастерами верховой езды. Не появились в Древнем Риме и арбалеты, луки. При этом многие герои древнегреческих мифов – отличные лучники.

    Прогресс в изобретении новых видов оружия начинается только в XIV-XV веках. И с тех пор не останавливается. А до этого много веков почему-то ничего не происходит.

    Кажется странным и то, что Римская империя прославилась разветвленной сетью дорог и коммуникаций, но вот географических карт – не было. Еще более загадочно то, что древние документы хранят полное молчание о банковской системе и товарном кредите в античном Риме. Между тем торговля в империи, - особенно в масштабах, о которых нам рассказывают, - нуждается в появлении кредитных институтов. Интересно, что, по официальной исторической версии, банковская система появится в средние века именно в Италии: в Генуе, во Флоренции, в Милане.

    Еще одна загадка античного мира. Мы знаем очень много об ученых Древней Греции – Аристотеле, Сократе, Платоне, Архимеде, Гераклите, Пифагоре, Евклиде подробно проходили. Но примерно с I века до нашей эры происходит обвал. Нет больше ученых! Развитие науки полностью прекратилось! Странно, что при изобилии сложных архитектурных сооружений не было в Риме и хорошей системы счета. Та, что была, не годится для серьезных вычислений. Попробуйте-ка разделить большие числа в столбик или вычислить объем сложной геометрической фигуры. Но римляне какие-то вычисления производили. Причем довольно сложные. А какой системой счета пользовались знаменитые древнегреческие ученые Архимед, Евклид, Птолемей? И почему прагматичные римляне, которые переняли у греков все самое лучшее, математику проигнорировали? Или такой системы у греков не было. Но тогда как же они считали? Арабский средневековый счет появился более чем через десять веков после создания фундаментальных трудов древнегреческих основоположников математики и физики. Получается совершенно невероятный временной разрыв!

    Ничего не слышно в древнем мире и о химических исследованиях. Не было ни химиков, ни алхимиков. Почему алхимики появились только в средние века? Добавим несколько слов об анатомии и медицине. Труды Гиппократа до нас не дошли, и это странно, потому что императорам и королям медицина была нужна. Почему-то поэмы Гомера в мрачную эпоху средневековья сохранились гораздо лучше, нежели бесценные трактаты об исцелении человеческого тела.

    Пытливая мысль античного гения за десять веков не смогла придумать ничего, что превзошло бы достижения европейцев, имевших за плечами максимум 300 лет прогресса эпохи Возрождения! В чем же дело?

    Есть версия, что средневековые авторы просто придумали всю «античную историю» в XV-XVI веках. Они брали бытовую обстановку своей эпохи и проецировали ее в прошлое - на Древнюю Грецию и Древний Рим. Жизнь создаваемого воображением «античного мира» улучшалась за счет того, что «всего у древних было больше». Но никаких нововведений ни в вооружениях, ни в науке, ни в бытовой обстановке, ни в культуре придумано, естественно, не было. Никого не смутило то, что XV-XVI века в официальной истории находились на том же уровне развития, что Римская империя в период своего наивысшего могущества.

    Повседневная жизнь Римской империи описана довольно подробно. Но посмотрим на бытовую обстановку. Вилки, ножи, стулья, функциональная посуда - этих предметов обихода нет. А ведь пиры на весь мир закатывали! Сразу вспоминается, что и в XVI веке европейская знать продолжала есть руками и громко чавкать!

    Смущает и отсутствие древних надписей с датами. На стенах многочисленных соборов, дворцов, церквей висят только таблички с датами в принятой сегодня хронологической системе. Вам сообщают, что этому собору 500 лет, но табличка прибита только в XIX либо в XX веке. Никаких старых дат. Даже от руки нацарапанных. В Западной Европе не найти ни одного по-настоящему старого сооружения, на стенах которого была бы надпись, аутентичная объявленному году окончания строительства.

    Тем не менее, человечество безоговорочно верит в нынешнюю панораму всемирной истории. Мы привыкли считать себя частью бесконечно древнего исторического процесса, в котором уютно расположились египетские фараоны и китайские императоры, греческие философы и римские гладиаторы. Этот мир формируется из детских книжек, школьных учебников, шедевров мировой литературы, отражается в кинофильмах, рекламных роликах, интернет-сайтах. Мир, в котором все расставлено по полочкам и на каждый вопрос есть ответ. Большинство людей предпочитает знакомиться с прошлым в кинотеатрах или у телеэкрана. Для них реальностью становятся голливудские версии знаменательных исторических событий.

    Но на деле мы имеем все признаки хронической многовековой фальсификации фактов. На древнегреческих мифах ученые сконструировали семь веков истории Древней Греции. Вопросы у меня возникали давно, но я не решался задавать их вслух, пока в 1996 году не прочел книгу Анатолия Фоменко «Империя». Тогда я впервые подверг сомнению всю официальную хронологию. Многое, математически просчитанное и предсказанное Фоменко, подтверждается в действительности.

Загрузка...