domvpavlino.ru

Архитектурный стиль времен марии антуанетты. Большой Трианон в Версале и фаворитки Людовика XIV. Фарфоровый дворец для маркизы де Монтеспан

Версальский дворец и парк подавляют своим величием. Чтобы здесь было легко и приятно жить, в глубине свободной части парка в 1670 году Лево был построен так называемый Фарфоровый Трианон. Это живописное сооружение позже перестало отвечать строгим требованиям стиля. В 1687 году Фарфоровый Трианон был сломан, а на его месте Мансар выстроил новый, Большой Трианон – одноэтажное здание с плоской кровлей, выполненное из драгоценных сортов мрамора. Облик этого сооружения, изысканного и утонченного, отражает интимную жизнь дворца.

Рисунок 10 – Южное и северное крыло Большого Трианона, связанные перистилем

Большой Трианон – это миниатюрная композиция на тему
Версаля, здесь есть много похожих элементов, например, водное зеркало,
бассейн, замыкающий главную ось, стриженые деревья, трехлучевая система.
Кроме того, со смотровой площадки Большого Трианона открывается
панорама парка и Большого канала.

Большой Трианон построен в стиле классицизма, к которому примешиваются черты итальянской архитектуры. Облицовка фасада выполнена из белого и розового мрамора, а также светлого камня. Южный и северный корпуса дворца соединены между собой открытой арочной колоннадой, или лоджией, которую спроектировал Робер де Котт. Лоджия служит видовой площадкой, откуда открывается великолепная панорама парка. К северному крылу примыкает перпендикулярная пристройка, в которой находится галерея. Плоская крыша здания скрыта за невысокой балюстрадой.

Еще в годы существования Фарфорового Трианона рядом с дворцом были устроены цветочные партеры, которые обновлялись сразу по мере увядания растений, то есть подчас на следующий день после высадки. После сооружения Мраморного Трианона Андре Ленотр дополнил яркие цветники композициями, оформленными в виде замысловатых геометрических узоров из кустарников и гравия. Территория садово-паркового ансамбля Большого Трианона простирается на 23 гектара.

Лесной флигель Трианона – крыло, примыкающее к Большому Трианону с севера. Этот любопытный элемент дворца выполнен целиком из песчаника, демонстрируя будущее охлаждение к мрамору; его формы в целом более соответствуют стилю Людовика XVI. Флигель был распланирован Мансаром без устройства характерной для того времени анфилады помещений; вдоль всего здания проходил коридор с окнами, выходящими в сад, и этот коридор соединял все помещения флигеля.

Рисунок 11 – Лесной флигель в Большом Трианоне

С лета 1688 года в Большом Трианоне находилась частная резиденция Людовика XIV, которую он делил со своей фавориткой мадам де Ментенон. Впоследствии с 1740 года во дворце жила супруга Людовика XV королева Мария Лещинская.

Во время Французской революции здание серьезно пострадало. Вся обстановка была утрачена. В 1805 году Наполеон I приказал отреставрировать его и заново обставить мебелью. В период в 1809 по 1813 год Наполеон часто останавливался в Большом Трианоне. Кроме того, там проходило празднование его женитьбы на дочери австрийского императора Марии-Луизе.

По инициативе первого президента V Республики Шарля де Голля и вплоть до настоящего времени дворец служит для приема официальных гостей.

Малый Трианон был построен гораздо позднее, в 1768 году по заказу
Людовика XV и отражает уже иную идею паркостроения.

С 1761 г, мадам Помпадур про­сила Людовика XV построить ей маленький замок во французском саду парка Версаля. Через два года король решил исполнить просьбу фаворитки. Работы поручили арх. Габриелю, который за 5 лет (1763-1768) возвел подлинный шедевр французского классицизма XVIII в.

Рисунок 12 – Малый Трианон

Фасады квадратного в плане здания с коринфским четырехколонным портиком выполнены по одинаковой композиционной схеме. Со стороны сада устроена терраса. Внутренние помещения дворца отделаны в стиле рококо.

Пропорции Малого Трианона классически ясны и благородно просты. Этот памятник мирового зодчества воплощает идею ин­тимного уюта, достижимого лишь в единении с природой, которая присутствует в ансамбле в виде ландшафтного (английского) парка. Мостики через кажущиеся заросшими про­токи, павильоны, устроенные на как будто диких островках, дере­вья, растущие в точно рассчитан­ном беспорядке, придают ансам­блю очарование подлинной ро­мантики. Французский павиль­онкомпозиционно связывает Малый Трианон с Большим Триа­ноном. Музыкальный павильон(Бельведер) построен архитектором Р. Миком в виде восьмигранной та­бакерки на небольшом острове. На излучине двух проток стоит Храм Любви– ротонда с полу­сферическим сводом. Копии его теперь есть в каждом парке куль­туры и отдыха.

Малый Трианон стал любимым местом пребывания французской королевы Марии-Антуанетты, супруги Людовика XVI, который подарил ей маленький летний дворец Трианон – крошечную страну, суверенное государство в громадном Французском королевстве.

В Малом Трианоне Мария-Антуанетта, находясь под впечатлением от получивших широкое распространение во второй половине XVIII века идей Руссо, пожелала иметь невинный естественный ландшафт.

Пожалуй, самым интересным местом в саду Малого Трианона является Ферма Марии Антуанетты – идеальная деревня из двенадцати домиков, раскинувшаяся по берегам Большого озера. Здесь есть сыроварня, башня, рыбацкий цех, мельница, голубятня, ферма, хижина, домик охраны.

Главная постройка в деревушке – домик Королевы под черепичной крышей на берегу пруда, в который, тихо журча, впадает ручеек. В пруду есть островок, куда перекинут прелестный мостик. По пруду грациозно плавают белые лебеди.

Прогулки по всем отделениям Фермы, дойка коров, ловля рыбы в озере доставляли королеве истинное удовольствие. Конечно, эта королевская деревня была игрушкой, в которой крестьянские девушки, например, должны были полоскать белье в ручье и при этом напевать. Коров и свиней здесь ежедневно тщательно мыли и повязывали им цветные бантики.

Рисунок 13 – Ферма королевы

Во время путешествия по Европе Павел I, будучи еще
Великим Князем, и его жена Мария Федоровна побывали в гостях у
Марии-Антуанетты. Им очень понравились сады Малого Трианона, и некоторые
идеи были позже использованы в родном Павловске.

Дворцы Большой и Малый Трианон с парком расположены на северо-западе Версальского парка. Мы шли до него пешком больше часа.

По Версальскому парку до него ходит специальный поезд, который стоит 4 евро в один конец.

Из истории Трианона

Ранее здесь находилась деревня, которая так и называлась — Трианон. В 1668 году деревню купил Людовик XIV, чтобы построить дворец. В мраморном дворце — Большой Трианоне короли отдыхали от Версаля.

Первоначально Малый Трианон строился в 1763 по 1768 год для фаворитки Людовика XV — маркизы де Помпадур. Однако сама мадам там не жила – она не дожила 4 года до завершения строительства.

Внутренние помещения дворца отделаны в стиле рококо. Малый Трианон не блещет роскошью, в отличие от соседнего Версаля.

Мария Антуанетта и Версаль

Мария Антуанетта делает малый Трианон своим домом. Он кажется совсем крошечным по сравнению с Версалем. Малый Трианон это — уютное гнездышко, где королева могла уединиться на фоне природы.

Мария Антуанетта увлекалась сельской жизнью и повелела разбить невдалеке от Трианона деревню. Это была образцово — показательная ферма, где к оров ежедневно тщательно мыли и повязывали им цветные бантики.

Парк, разбитый по приказу королевы, также отличается от Версальского. Это ландшафтный парк в английском стиле, где все должно было напоминать нетронутую природу.

Малый Трианон раскрыл для меня характер последней королевы Франции с той стороны, с которой я не привыкла о ней думать. Здесь прослеживается хорошая хозяйка, любящая простую, естественную жизнь, хотя и необремененную тяжелым физическим трудом.

Здесь сказывается ее австрийское воспитание. При дворе Гагсбургов выезды к крестьянам были нормальным явлением.
В своем маленьком дворце королева пыталась отгородиться как от придворных, так и от своего народа. Наверное она была в принципе нормальной женщиной, а вовсе не злодейкой, но ни она, ни ее муж были не способны править. Возможно им не хватило воли или жестокости, чтобы справиться со знатью. Однако фактом остается то, что со своей работой они с мужем не справились.

Во время революции, когда толпа подошла к Версалю, с Людовиком остались только верные ему швейцарцы. Отсюда королевскую семью препроводили в Париж и они больше не вернулись

Для меня Малый Трианон это еще и образец, с которого российская императрица Мария Федоровна (жена Павла I) строила Павловск.

Версальский дворец и парк подавляют своим величием. Чтобы здесь было легко и приятно жить, в глубине свободной части парка в 1670 году Лево был построен так называемый Фарфоровый Трианон. Это живописное сооружение позже перестало отвечать строгим требованиям стиля. В 1687 году Фарфоровый Трианон был сломан, а на его месте Мансар выстроил новый, Большой Трианон - одноэтажное здание с плоской кровлей, выполненное из драгоценных сортов мрамора. Облик этого сооружения, изысканного и утонченного, отражает интимную жизнь дворца.

Большой Трианон - это миниатюрная композиция на тему Версаля, здесь есть много похожих элементов, например, водное зеркало, бассейн, замыкающий главную ось, стриженые деревья, трехлучевая система. Кроме того, со смотровой площадки Большого Трианона открывается панорама парка и Большого канала.

Большой Трианон построен в стиле классицизма, к которому примешиваются черты итальянской архитектуры. Облицовка фасада выполнена из белого и розового мрамора, а также светлого камня. Южный и северный корпуса дворца соединены между собой открытой арочной колоннадой, или лоджией, которую спроектировал Робер де Котт. Лоджия служит видовой площадкой, откуда открывается великолепная панорама парка. К северному крылу примыкает перпендикулярная пристройка, в которой находится галерея. Плоская крыша здания скрыта за невысокой балюстрадой.

Еще в годы существования Фарфорового Трианона рядом с дворцом были устроены цветочные партеры, которые обновлялись сразу по мере увядания растений, то есть подчас на следующий день после высадки. После сооружения Мраморного Трианона Андре Ленотр дополнил яркие цветники композициями, оформленными в виде замысловатых геометрических узоров из кустарников и гравия. Территория садово-паркового ансамбля Большого Трианона простирается на 23 гектара.

Лесной флигель Трианона - крыло, примыкающее к Большому Трианону с севера. Этот любопытный элемент дворца выполнен целиком из песчаника, демонстрируя будущее охлаждение к мрамору; его формы в целом более соответствуют стилю Людовика XVI. Флигель был распланирован Мансаром без устройства характерной для того времени анфилады помещений; вдоль всего здания проходил коридор с окнами, выходящими в сад, и этот коридор соединял все помещения флигеля.

С лета 1688 года в Большом Трианоне находилась частная резиденция Людовика XIV, которую он делил со своей фавориткой мадам де Ментенон. Впоследствии с 1740 года во дворце жила супруга Людовика XV королева Мария Лещинская.

Во время Французской революции здание серьезно пострадало. Вся обстановка была утрачена. В 1805 году Наполеон I приказал отреставрировать его и заново обставить мебелью. В период в 1809 по 1813 год Наполеон часто останавливался в Большом Трианоне. Кроме того, там проходило празднование его женитьбы на дочери австрийского императора Марии-Луизе.

По инициативе первого президента V Республики Шарля де Голля и вплоть до настоящего времени дворец служит для приема официальных гостей.

Малый Трианон был построен гораздо позднее, в 1768 году по заказу Людовика XV и отражает уже иную идею паркостроения.

С 1761 г, мадам Помпадур про сила Людовика XV построить ей маленький замок во французском саду парка Версаля. Через два года король решил исполнить просьбу фаворитки. Работы поручили арх. Габриелю, который за 5 лет (1763-1768) возвел подлинный шедевр французского классицизма XVIII в.

Фасады квадратного в плане здания с коринфским четырехколонным портиком выполнены по одинаковой композиционной схеме. Со стороны сада устроена терраса. Внутренние помещения дворца отделаны в стиле рококо.

Пропорции Малого Трианона классически ясны и благородно просты. Этот памятник мирового зодчества воплощает идею ин тимного уюта, достижимого лишь в единении с природой, которая присутствует в ансамбле в виде ландшафтного (английского) парка. Мостики через кажущиеся заросшими про токи, павильоны, устроенные на как будто диких островках, дере вья, растущие в точно рассчитан ном беспорядке, придают ансам блю очарование подлинной ро мантики. Французский павиль он композиционно связывает Малый Трианон с Большим Триа ноном. Музыкальный павильон (Бельведер) построен архитектором Р. Миком в виде восьмигранной та бакерки на небольшом острове. На излучине двух проток стоит Храм Любви - ротонда с полу сферическим сводом. Копии его теперь есть в каждом парке куль туры и отдыха.

Малый Трианон стал любимым местом пребывания французской королевы Марии-Антуанетты, супруги Людовика XVI, который подарил ей маленький летний дворец Трианон - крошечную страну, суверенное государство в громадном Французском королевстве.

В Малом Трианоне Мария-Антуанетта, находясь под впечатлением от получивших широкое распространение во второй половине XVIII века идей Руссо, пожелала иметь невинный естественный ландшафт.

Пожалуй, самым интересным местом в саду Малого Трианона является Ферма Марии Антуанетты - идеальная деревня из двенадцати домиков, раскинувшаяся по берегам Большого озера. Здесь есть сыроварня, башня, рыбацкий цех, мельница, голубятня, ферма, хижина, домик охраны.

Главная постройка в деревушке - домик Королевы под черепичной крышей на берегу пруда, в который, тихо журча, впадает ручеек. В пруду есть островок, куда перекинут прелестный мостик. По пруду грациозно плавают белые лебеди.

Прогулки по всем отделениям Фермы, дойка коров, ловля рыбы в озере доставляли королеве истинное удовольствие. Конечно, эта королевская деревня была игрушкой, в которой крестьянские девушки, например, должны были полоскать белье в ручье и при этом напевать. Коров и свиней здесь ежедневно тщательно мыли и повязывали им цветные бантики.

Во время путешествия по Европе Павел I, будучи еще Великим Князем, и его жена Мария Федоровна побывали в гостях у Марии-Антуанетты. Им очень понравились сады Малого Трианона, и некоторые идеи были позже использованы в родном Павловске.

Многие туристы посещают Большой Трианон, потому что его посещение входит в стоимость билета в Версаль и парки.

Большой Трианон унаследовал свое название от одноименной деревни, прежде стоявшей на этом месте. Деревня на самом деле была достаточно древней, первое письменное упоминание о ней встречалось в документе от 1163 году. Но с тех пор как по соседству с деревней начали строить самую грандиозную королевскую резиденцию Европы, участь деревни была предрешена.

Так получилось, что судьба Трианона неразрывно связана с мадам де Ментенон и мадам де Монтеспан, двумя самыми влиятельными женщинами французского двора. Каждая из них в свое время оказывала большое влияние на короля и его политику.

Поскольку брак короля заключался только лишь исходя из политических соображений, при дворе был учрежден титул официальной фаворитки, которую король избирал исходя из личных симпатий, несмотря на все эти казалось бы свободные нравы, двор Людовика XIV был очень набожным, король со свитой каждый день посещали мессу и не уставали замаливать свои прегрешения.

1. Мадам де Монтеспан, 2. Мадам де Ментенон

Фарфоровый дворец для маркизы де Монтеспан

Людовик XIV выкупил земли деревни Трианон и разбил на этом месте парк. Затем в 1670 году был построен первый маленький дворец в китайском стиле, его еще называли фарфоровый дворец, поскольку он был облицован плиткой.

Дворец предназначался для фаворитки короля мадам де Монтеспан. Фаворитка короля фактически царствовала при дворе. Её гнева боялись члены семьи Людовика XIV и самые высокопоставленные лица в королевстве. Король выполнял все ее капризы и тратил на нее баснословные суммы. У этой женщины был собственный двор и корабли в морях Леванта. Их связь увенчалась рождением семерых детей, и длилась около 10 лет. Позднее Людовик XIV официально признал троих детей мадам де Монтеспан, доживших до взрослой жизни, детская смертность в те времена была очень высокой и не щадила даже королевских отпрысков.

Но ничто не вечно, а любовь монарха и подавно непостоянны, и маркиза де Монтеспан утеряла расположение короля, но проживала в своих роскошных помещениях в главном еще 16 лет.

Мраморный дворец для мадам де Ментенон

Фарфоровый же дворец снесли, чтобы он не напоминал королю о закончившихся отношениях и на его месте воздвигли новый дворец из мрамора для новой фаворитки мадам Ментенон. Мадам Ментенон по сути являлась некоронованной королевой, а после смерти Марии Терезии и единственной королевой Версаля.



Сады Трианона — опять очень солнечные

Большой дворец Версаля всегда гудел от толп придворных, даже спальня короля не была интимным местом, там даже установили ограждение за которое нельзя было заходить придворным, чтобы как-то отделить кровать короля от посторонних.

Поэтому не удивительно, Что Людовик хотел построить себе и любимой женщине отдельный небольшой дворец, чтобы найти немного покоя и уединения там. Он принял большое участие в обсуждении всех деталей строительства и отделки Большого Трианона и парка рядом с ним.



Мадам Монтеспан была прежде воспитательницей королевских незаконнорожденных детей и была старше короля на три года, на момент начала их отношений ей было 48 лет. Она была удивительно хороша собой по мнению света, не секрет, что взгляды на женскую красоту меняются с течением времени. И ей удавалось очень хорошо выглядеть несмотря на возраст, в 66 лет она выглядела так же как в 30.



Для короля было важно живое общение, разговоры по душам, поэтому так долго пребывала в фаворе короля мадам Монтеспан, и именно поэтому не знала конкуренции мадам де Ментенон. Современники писали, что беседы короля с мадам Ментенон были длинны и продолжались от 6 до 10 часов.



Несмотря на всю интимность Большого Трианона и в этом дворце были предусмотрены помещения для совещаний. Зеркальный зал служил этой цели в годы правления Людовика XVI.

После смерти Короля-Солнце в Большом Трианоне часто останавливались царственные гости французской короны. Например, в 1717 году некоторое время там проживал Петр I, будущий русский император.



Позднее Большой Трианон, так же использовали для размещения высокопоставленных гостей Франции. Так в 1971 году тут проживал Л. Брежнев, в 1985 М. Горбачев, в 1992 Б. Ельцин.

В целом интерьеры Большого Трианона выдержанны в более скромном стиле, по сравнению с роскошью и помпезностью интерьеров



Во времена революций дворец серьезно пострадал, но был восстановлен. Мебель была полностью утрачена. Дворец был обставлен заново по приказу Наполеона.







Галерея Котелля — почти Зеркальный зал большого дворца Версаля, но народу значительно меньше, что не может не радовать, не у всех туристов хватило сил дойти до Большого Трианона. На стенах галереи развешены 21 картина этого автора, изображающая боскеты садов Трианона.

Так мы выглядели в конце этого трудного дня. Паша сильно устал, да и все мы тоже. Это был самый тяжелый день за все путешествие, главным образом из-за жары и очередей на входе, они серьезно подточили наши силы. Приехав в , мы немедленно погрузились в бассейн, но даже Паша не смог там плескаться, поскольку устал и завалился на шезлонг, ранее он вообще никогда не пользовался шезлонгами.

Версаль огромен, если есть такая возможность и желание нужно брать билеты на два дня, ну и многое зависит от погодных условий. Нам не хватило сил осмотреть Малый Трианон и деревню Марии Антуанетты и почти весь парк остался без внимания, мы пересекли его по прямой вдоль большого канала.

Если вы посещали Версаль мне интересно было бы узнать ваши впечатления, поделитесь в комментариях.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Малый Трианон был построен в 1762-1768 гг. в северной части версальского парка по проекту Жака Габриеля (1698-1782). Он задумывался как скромный особняк, где члены королевской семьи могли бы отдохнуть от пышности Версаля. Почти одинаковые фасады дворца перекликаются с окружающим парком.

Овальный Зал принцессы декорирован в стиле рококо — зеркала и росписи сделаны Натуаром (1700-1777)

Овальный Зал принцессы декорирован в стиле рококо — зеркала и росписи сделаны Натуаром (1700-1777).

На мраморном камине стоят часы. Потолок окаймляет позолоченный орнамент из стука. К потолку подвешена хрустальная люстра.

Потолок выкрашен в голубой цвет, а стены — в белый.

Овальный Зал принцессы декорирован в стиле рококо — зеркала и росписи сделаны Натуаром (1700-1777)

Фасады построены на основе золотого сечения. Интерьеры Малого Трианона - великолепный образец стиля рококо в его лучшем воплощении. Вестибюль - простое квадратное помещение, облицованное чуть розоватым камнем, с подвесными фонарями и металлическими перилами с позолоченными монограммами.

Жилые покои отделаны деревянными панелями, окрашенными в пастельные цвета и декорированными орнаментами. По обе стороны от каминов помещаются настенные подсвечники. Во дворце две столовые, большая и маленькая, в каждой из них есть подъемник, с помощью которого обеденный стол опускался вниз в кухню. Слуги расставляли кушанья и приборы, не нарушая королевскую трапезу.


Покрытые изящными орнаментами стены, камин, зеркало и настенные подсвечники демонстрируют элегантность интерьеров эпохи Людовика XVI.

Спальня Марии-Антуанетты в стиле рококо представляет собой небольшое помещение. Она одновременно простая и роскошная; бледно- зеленые стенные панели украшены белыми и позолоченными резными деталями; мраморный камин, кровать, кресла и занавеси декорированы с использованием золота. Многие интерьеры Малого Трианона - творения Ричарда Мика (1728-1794), который стал любимым придворным художником после смерти Людовика XV. Малый Трианон - вершина французского рококо и одновременно переход к неоклассицизму.

Загрузка...