domvpavlino.ru

Отчет о пассивной педагогической практике. Отчет по практике педагогическая практика на гоувпо «челябинский государственный университет

Отчёт по педагогической практике.

В период с 01ноября по 14 ноября 2016 года я проходила педагогическую практику на базе МОУ «Средняя школа №5» г.Симферополь Республики Крым.

Цели деятельности педколлектива определены в школьных документах. В работе с учащимися школа руководствуется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы, методическими письмами и рекомендациями Министерства образования РФ, Министерства образования Республики Крым, в которых определён круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса.

Школа работает по направлениям:

Создание комфортных условий успешного обучения и воспитания каждого ученика;

Формирование системы диагностики интересов творческих возможностей и развитие личности школьника и учителя ;

Сохранение здоровья учащихся;

Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с государственными нормативными документами об образовании и требованиями образовательных стандартов.

Воспитательная работа в школе ведётся по направлениям: гражданско – патриотическое, учебно – познавательное, трудовое, нравственно – правовое, эстетическое, используются здоровьесберегающие технологии. Учителя используют разнообразные формы воспитательной работы – , предметные недели, тематические вечера, конкурсы, викторины, беседы.

Основные цели прохождения практики:

Закрепление на практике теоретических знаний по педагогике;

Получение целостного представления о педагогической деятельности в рамках учебного заведения;

Развитие собственных педагогических способностей;

Овладение современными технологиями обучения и воспитания;

Освоение методик преподавания русского языка и литературы, используемых в учебном процессе;

Научиться осуществлять контроль за результатами деятельности учащихся.

Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения.

Большим вкладом в формирование представления о личности педагога и, собственно, процессе преподавания, стало мое присутствие на уроках педагогов-предметников. Целью моего присутствия был анализ деятельности педагогов, особое внимание мною было уделено методикам подачи материала и построению урока. Нужно отметить, что только благодаря такому целенаправленному наблюдению, мне удалось осознать, что работа преподавателя – это огромный труд, искусство и педагогические знания.

В ходе прохождения практики я осуществляла свою деятельность в качестве педагога-предметника, а также классного руководителя. Несмотря на то, что мне пришлось проделать большую работу при подготовке уроков и внеклассных мероприятий, эта деятельность принесла мне большое моральное удовлетворение, и, конечно же, впечатления от самостоятельного проведения уроков, явились самыми яркими за все время практики.

В процессе проведения совершенствовались навыки преподавания, грамотной подачи материала, нахождения контакта с учащимися, появились представления о способах организации коллектива, удержании внимания класса, формирования интереса к преподаваемому материалу, созданию положительной учебной мотивации.

Очень важным, если не определяющим фактором, способствующим моим успехам, явилось доброжелательное, участвующее отношение педагогов. Никто не отказывал мне в помощи, некоторые преподаватели давали ценные советы, помогали при разработке уроков.

Конечно, приходилось сталкиваться с некоторыми трудностями. В любом классе есть чрезмерно активные ученики, привыкшие быть в центре внимания. К таким ученикам нужно было найти подход, и, в большинстве случаев, мне удавалось справиться с этой задачей. Также, во время проведения уроков, я отметила для себя, что очень важно следить за грамотностью своей речи, содержание преподаваемого материала должно соответствовать возрастным и образовательным особенностям класса. Речь должна быть последовательной, четкой и доступной для восприятия. Кроме того, нужно всегда быть готовым к возникновению дополнительных вопросов. Игнорировать их нельзя, так как можно потерять интерес, доверие и уважение класса. Чтобы быть готовым к различного рода непредвиденным обстоятельствам и неожиданным вопросам, очень важно тщательно планировать и обдумывать все аспекты при подготовке учебного материала.

Большое значение в формировании как психологических так и педагогических качеств имело изучение и составление характеристики класса. Это задание побудило меня взглянуть на учеников в классе, определить преобладающие шаблоны поведения, анализировать, давать объяснения различным фактам, событиям, проявлениям личности в рамках замкнутой группы.

В целом, я оцениваю свою практику как успешную. План педагогической практики выполнен полностью. Мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи, приобрести бесценный практический опыт и навыки работы с классным коллективом с учетом его психологической структуры и уровня развития; углубить свои знания по педагогике; сформировать умения по организации продуктивного взаимодействия с классом на уроке и вне его (установление личных контактов, навыки сотрудничества, диалогового общения и т.п.); умение грамотно распределять время урока и нагрузку в соответствии с уровнем знаний как в классе, так и отдельных учеников; умение подмечать и анализировать возникающие в классном коллективе ситуации, требующие педагогического вмешательства; умение анализировать (с психологической, педагогической и методической точек зрения) уроки и воспитательные мероприятия, проводимые учителями.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Отчет по педагогической практике [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Отчет по педагогической практике является обязательным видом студенческих работ в педагогических колледжах и ВУЗах. Получение педагогического образования требует от студента не только освоения теоретических аспектов преподавания, но и умения применять торию на практике.

Пишется студентом в обязательном порядке и регламентируется требованиями к высшему педагогическому образованию. Кроме общевузовских требований студент должен соблюдать систему требований колледжа или высшего учебного заведения, в котором он получает образование.

Отчет по педагогической практике – это самостоятельная работа, направленная на становлении студента как педагога, включающая в себя анализ практической деятельности в период прохождения практики с опорой на три составляющие: предметную, методическую и психолого-педагогическую.

Отчет по педагогической практике требует от студента кропотливой работы и усидчивости. В процессе прохождения практики в ДОУ, в средней школе или ином образовательном учреждении рекомендуется методично следовать советам руководителя и тщательно готовиться к каждому дню практики. По итогам практики с опорой на собранную в процессе прохождения информации и пишется отчет.

Требования к отчету по педагогической практике

Как уже было упомянуто ранее, педагогическая практика является обязательной составной частью профессиональной подготовки к педагогической деятельности.

В соответствии с нормами современного педагогического образования в каждом ВУЗе существуют определенные требования к отчету по педагогической практике

Одним из ключевых требований является соответствие отчета целям и задачам педагогической практики. Общими целями для любой педагогической практики являются:

  1. знакомство студентов с содержанием и организацией научно-методической работы образовательного учреждения;
  2. наблюдение и участие студентов в педагогической деятельности;
  3. формирование профессионально-педагогических, методических и специальных умений на основе систематизации теоретических знаний и их интеграции в процессе осуществления самостоятельной педагогической деятельности;
  4. написание отчета по педагогической практике.

Общими задачами педагогической практики студента образовательном учреждении любой направленности обусловлены целями и формулируются следующим образом:

  1. воспитание профессионально значимых качеств личности педагога, потребности в педагогическом самообразовании и самосовершенствовании;
  2. формирование и развитие профессиональных умений и навыков;
  3. формирование организационных навыков работы с детьми;
  4. развитие навыков исследовательского и творческого подходов к педагогической деятельности;
  5. закрепление и обогащение общекультурных, психолого-педагогических и специальных знаний в процессе использования их для анализа конкретных ситуаций, обнаружения в них и решения конкретных педагогических задач.

Кроме вышеуказанных требований студент обязан:

  1. вовремя приходить на практику;
  2. своевременно выполнять указания руководителя практики;
  3. составлять конспекты уроков и внеклассных занятий;
  4. соблюдать требования ФГОС в процессе подготовки и проведения уроков;
  5. вовремя составить отчет по педагогической практике в соответствии с требованиями ВУЗа или колледжа.

Трудности написания отчета по педагогической практике

Написание отчета по педагогической практике имеет ряд серьезных трудностей. Огромное внимание уделяется составлению план-конспектов занятий и их самоанализу. Отдельное внимание уделяется тому, как студент оформил отчет.

Трудности написания отчета по педагогической практике можно успешно преодолеть если внимательно слушать советы и рекомендации руководителя практики, знать типы уроков в соответствии со ФГОС нового поколения, ориентироваться методах и преподавания предмета.

Открытый урок – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таком уроке протекает реальный учебный процесс. На открытом уроке студент демонстрирует своинавыки и умения, а также показывает позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема, метода обучения.

Отличие открытого урока от обычного состоит в том, что открытый урок имеет методическую цель.

Методическая цель открытого урока – это цель, в которой отражается то, что преподаватель хочет показать посещающим данное занятие.

Цель открытого урока студента-практиканта представляет собой заранее запрограммированный результат, который должен быть достигнут практикантом и учащимися в конце данного занятия.

Основными критериями для оценки эффективности открытого урока можно назвать следующее:

  1. качество освоения профессиональными и общими компетенциями;
  2. уровень знаний и умений, приобретенных обучающимися под руководством преподавателя.

Недопустима "репетиция" открытого урока с одним и тем же классом. Студенту запрещено предварительно готовить класс к открытому уроку с целью повышение оценки со стороны руководителей практики. Рекомендуется сообщить классу о проведении открытого урока самое меньшее, накануне. Это подготовит учащихся к ситуации, когда на уроке будут сидеть посетители.

План конспект открытого урока в обязательном порядке должен присутствовать в отчете по педагогической практике. К нему должен прилагаться самоанализ урока.

представляет собой инструмент самосовершенствования педагога, формирования и развития его профессиональных качеств.

Составление самоанализа урока – это очень сложный процесс, как для студента-практиканта, так и для опытного педагога.

Дневник к отчету по педагогической практике

Отчет по педагогической практике не может быть зачтен без дневника, в котором зафиксирована ежедневная деятельность студента на практике. Дневник заполняется лично студентом. Рекомендуется ежедневное заполнение. Иногда допускается заполнение дневника за периоды (3-5 дней).

Стандартная форма для дневника к отчету по педагогической практике представлена ниже.

Иногда, кроме дневника, к отчету по педагогической практике необходимо предоставить заполненный календарный план. К числу необходимой документации к отчету относят также отзыв и рецензию.

По результатам прохождения педагогической практики студенты проходят итоговую аттестацию. Чаще всего аттестация проходит в форме дифференцированного зачета. Обычно, защита педагогической практики проводится перед комиссией, состоящей из нескольких человек.

ОТЧЕТ

по педагогической практике

студентки филологического факультета

спец. «Русский язык и литература»

МГПИ им. М. Е. Евсевьева

Я, .., в период в период с 18 октября по 25 декабря 2010 г. находилась на педагогической практике в МОУ № 26 в 10 «а» классе. Это школа с гуманитарным уклоном, поэтому преподаванию филологических дисциплин здесь уделяется наиболее пристальное внимание.

Встреча со школьной администрацией и педагогическим коллективом принесла мне только положительные впечатления. Учитель-предметник и классный руководитель старались оказывать мне посильную помощь в проведении уроков русского языка и литературы, а также двух внеклассных мероприятий, осуществлять психологическое исследование коллектива учащихся.

Особую важность для меня представляла беседа с учителем-предметником, в ходе которой она рассказала об особенностях подготовки уроков русского языка и литературы: так, на уроках русского языка теоретический материал она распределяет по блокам, «разбавляя» практическими заданиями; уроки литературы изобилуют наглядностью и построены на проблемной основе. Продуктивным было и посещение уроков учителя. Было заметно, что учащиеся уже привыкли к такому построению занятий, и мне было легче готовить такие уроки, на которых им было бы комфортно работать.

План педагогической практики мной выполнен полностью: я провела в общей сложности 20 учебных занятий (6 уроков русского языка и 14 уроков литературы), внеклассные мероприятия, а также замещала классного руководителя и осуществляла научно-исследовательскую деятельность по выявлению социально-психологических особенностей коллектива учащихся вверенного мне класса. К каждому уроку я тщательно готовилась, изучала рабочую программу по предметам, передовой опыт учителей-словесников и научную литературу по определенной теме; составляла сценарий внеклассных мероприятий и готовилась к их проведению вместе со школьниками. Качество проведенных мною занятий считаю достаточно высоким: об этом свидетельствует и тот познавательный интерес, который демонстрировали к ним учащиеся класса, и отзывы педагогов, присутствовавших на них. Особых проблем с дисциплиной на уроках также не было, поскольку я старалась подбирать интересный учебный материал и использовать разнообразные методы и приемы работы с ним на занятиях.

Основные трудности в подготовке к урокам были связаны с широтой их тем, которые формулировал учитель. Сложным оказалось уложить весь запланированный материал в 45 минут, тем более, что, как правило, тексты художественных произведений ребятами прочитаны не были. Поэтому часть материала всегда «пропадала», и мне приходилось оставлять ее на самостоятельное ознакомление. В подготовке внеклассных мероприятий, когда весь акцент я поставила на самостоятельную работу учащихся, трудившихся в группах, было много неувязок и даже конфликтов, потому что школьники неоднократно проявляли инертность, недисциплинированность, вялость во внеклассной работе. Они оказались абсолютно неприученными к групповой, коллективной деятельности. Особой помощи со стороны учителей мне также оказано не было. Поэтому слаженности в работе коллектива мне так и не удалось добиться. В будущем следует больше внимания уделять мотивационному компоненту при организации любой деятельности учащихся.

Неоценимую поддержку мне оказали методисты из института. Именно они подсказывали мне, какой учебно-методической и справочной литературой воспользоваться, какие методы и приемы выбрать, что понравится детям, а что, наоборот, испортит урок.

В рамках уроков я часто использовала творческие задания (мини-сочинения, создание иллюстраций к художественному произведению, прием словесного рисования и т.п.), чему учащиеся были всегда очень рады и хорошо на это реагировали. Творческий подход в работе с учащимися, на мой взгляд, повышает их познавательный интерес к предмету и учебе в целом.

На протяжении всей практики я старалась себя проявлять исключительно как вдумчивый, ответственный педагог, с широким культурным кругозором, высокой речевой культурой и прочной теоретической базой знаний, как внимательный, отзывчивый, дисциплинированный человек. С учениками также старалась прежде всего находить эмоциональный контакт, чтобы наше взаимодействие в рамках учебного процесса было максимально комфортным и эффективным. Кроме того, узнавая все больше и больше о каждом учащемся, я старалась к каждому из них найти индивидуальный подход, всегда обращала внимание на их речевую культуру, уровень которой в дальнейшем станет «визитной карточкой» каждого из них как профессионала, так и человека. Удалось найти подход и к «трудным» ученикам, хотя времени все же было относительно мало. С родителями учащимися, кроме оглашения результатов текущей успеваемости на собраниях, никакой работы я не проводила.

Особых замечаний по организации педагогической практики у меня нет. Подчеркну, что педагогическая практика стала важным этапом в моем профессиональном самоопределении. Она показала мне, что я не ошиблась в выборе своей профессии, что тяжелый труд учителя мне близок и я готова в дальнейшем, после окончания учебы в вузе, продолжить свой профессиональный и личностный рост в данной области, стремясь стать высококвалифицированным специалистом. Работа с детским коллективом достаточно сложна, однако радость общения с детьми, их готовность пойти навстречу человеку, который вкладывает много сил и труда в их развитие, огромна. Если свое будущее мне предстоит связать с педагогической деятельностью, я обязательно учту те промахи, которые допустила в рамках данной практики, постараюсь исправить их.

Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Я, …, проходила педагогическую практику в МОУ № 26 г. Саранска. В данном учебном заведении имеются два девятых класса, по 23-26 учеников в каждом. Обучение русскому языку проводится по традиционным программам авторов М. Т. Баранова, Т. Д. Ладыженской и др. и учебникам названных авторов, обучение литературе осуществляется по программе под редакцией В. Я. Коровиной (5-11-й классы). Для данной гимназии характерно углублённое изучение предметов гуманитарного цикла в определённых классах. С этой целью используются дополнительные учебные пособия.

Педагогическая практика проходила в период с 18 октября по 25 декабря 2010 года.

За время педагогической практики мной в общей сложности было проведено 20 уроков (6 уроков русского языка и 14 уроков литературы). Во время прохождения практики были также проведены внеклассные мероприятия. Кроме того, я выполняла обязанности классного руководителя в 9 «а»: проводила запланированные классные часы, проверяла тетради по русскому языку и литературе, дневники и выставляла оценки.

Мои первые впечатления от учебного заведения, школьной администрации, учителей были только положительными. На протяжении всей практики и педагоги, и методисты оказывали мне значительную помощь в подготовке уроков, мероприятий, помогали с учебно-методической литературой, советовали, как лучше построить уроки, какие поручения лучше доверять ребятам. Методисты из института тоже всегда были рядом и подсказывали, как лучше поступить в том или ином случае. Неоценимую помощь мне оказал учитель-словесник: она тщательно редактировала все конспекты уроков, вносила необходимые критические замечания, многое рассказала об особенностях вверенного мне класса. В распоряжение нашей группы практикантов были выданы необходимая документация и учебные пособия, просьбы по техническому оснащению уроков также не оставались без внимания.

Первые впечатления от класса также были позитивными: ребята показались мне веселыми, активными, инициативными, ответственными, дисциплинированными. Первые впечатления оказались не обманчивыми: ребята практически на каждом уроки хорошо отвечали, аккуратно выполняли мои задания, всегда предлагали что-то новое, что-то свое. «Трудных» учеников в этом классе не было. Контакт с классом был установлен почти сразу. Думаю, что это благодаря моему желанию подружиться с ребятами, стать для них помощником и другом.

Главной целью, которую я поставила перед собой, было приобретение опыта преподавания русского языка и литературы ученикам среднего звена, привлечение внимания учащихся к урокам русского языка и литературы, формирование у них необходимых языковых и речевых навыков, развитие мышления, внимания и памяти, воспитание культуры общения, интереса к изучаемым темам, расширение кругозора. Поставленные цели помогли реализовать методы и приемы развивающего обучения, проблемного обучения: эвристическая беседа, создание проблемных ситуаций, использование схем и таблиц, привлечение сведений из научно-популярной литературы. Из творческих заданий я чаще всего использовала мини-сочинения, а также продумывание декораций к тому или иному фильму по художественному произведению. Учащиеся всегда хорошо откликаются на такие формы работы с ними.

Старалась следовать личностно-ориентированному обучению, использовать индивидуальный и дифференцированный подход: предлагала индивидуальные и вариативные задания, дополнительные задания для учащихся, проявивших интерес и быстро справлявшихся с работой.

Однако было много и трудностей. Что касается проведения уроков, мне сложно было предположить, сколько времени займет выполнение каждого упражнения, поэтому часто сценарий урока оказывался скомканным. Во внеклассную работу я хотела включить как можно больше учащихся, но некоторые из них оказались беспомощными в этом отношении: так, к классному часу, посвященному профориентированию, они подобрали слишком сложные тесты, отчего классный час затянулся и показался учащимся слишком утомительным. Однако задачи по сплочению коллектива были реализованы: все-таки большинство учащихся хотели помочь и помогали друг другу, чувствуя личную ответственность за общее дело.

Внеклассная работа предполагала не только подготовку и проведение мероприятий, но и организацию школьного дежурства, проведение родительских собраний. Поскольку это уже не первая моя педагогическая практика, то особых трудностей в этом я не испытывала.

Педагогическая практика многому меня научила. Благодаря доброжелательной атмосфере в педагогическом коллективе школы я чувствовала себя свободно, многое хотелось попробовать и реализовать из того, чему нас учили на занятиях в университете. Благодаря помощи методистов и учителей мне удалось преодолеть робость и скованность, быть более внимательной на уроках, сочетать разные формы работы, чтобы достичь поставленных целей. Особых замечаний к организации практики у меня нет. Пожелание: обеспечить прохождение всех педагогических практик студенту в одном учебном заведении, это значительно нам облегчит выполнение столь ответственного задания.


Свою первую педагогическую практику я проходила в гимназии №64. В целом хотелось бы сказать, что у меня осталось положительное впечатление от увиденного. В первую очередь хотелось остановиться на оценке школы и учителей. Что касается школы, можно отметить, что состояние очень хорошее. В школе много широких окон, и поэтому она очень хорошо освещена, что безусловно большой плюс. Расположение кабинетов правильно и рационально продумано. На каждом этаже чистота и порядок, что безусловно радует глаз. Кроме того я обратила внимание на оснащение, которое стоит на этажах в коридорах. Это удобные диваны, тренажеры, различные игры. Таким образом ученику не придется скучать на перемене. Каждый кабинет оснащен телевизором и компьютером, что бесспорно помогает педагогической деятельности. Я также отметила отменный отбор учителей. Все они высоко квалифицированы, компетентны.

Я вела уроки иностранного языка у 3 «А» и 6 «Г» классов. Что касается первого, это гуманитарный класс, т.е. иностранный язык изучается со 2-ого класса, с 5-ого класса добавляется второй иностранный язык. У 6 «Г» основной язык английский, а немецкий они изучают только второй год, хотя могу сказать, что знания немецкого отличаются не сильно от знаний этого же языка своих одноклассников, кто изучает немецкий со 2-ого класса.

3 «А» класс самый сильный в своей параллели, что было на самом деле заметно и в говорении, и в чтении. Они быстрее понимают материал, все дети без исключения активны. У детей в 6 «Г» классе хорошо развито внимание, ассоциативное мышление, память. Это объясняется тем, что немецкий это их второй язык. Хотя нужно отметить, что девочки работали и понимали хуже.

Каждый свой урок я тщательно продумывала. В основном я работала по учебнику и рабочей тетради, так как в целом мне понравилось, как они продуманы. Они содержали в себе много интересных текстов, понятные объяснения правил. Но конечно же я не ограничивалась только учебниками. На каждом уроке присутствовал раздаточный материал: таблицы ЛСС, материалы для маленьких письменных работ. Могу также отметить, что на моих уроках было много наглядности: картинки, карточки, рисунки, схемы. На своих уроках я пользовалась также ноутбуком, который содержал в себе различный презентации, материалы для прослушивания.

В основном все уроки у меня были полифункциональные, так как два моих класса изучают немецкий язык только второй год. В урок я включала множество различных упражнений, каждый урок не повторялся. Были задания на подстановку, трансформацию, были кроссворды, игры в мячик, игра «переводчик», игра «снежный ком», игра домино. Иногда я задавала детям выучить стихотворение с разной интонацией на дом, что для них было необычно и весело.

В основном на уроках я использовала коммуникативный и языковой методы. Что касается последнего метода, то его я использовала лишь на уроках формирования грамматических навыков.

Важно отметить оценивание детей. В основном я ставила оценки сама, хвалила детей, что способствовало поднятию их самооценки. Если же класс работал хорошо, были задействованы все, то я разрешала оценивать самого себя на ту оценку, которую он по его мнению заслужил. Хочу отметить, что в этом случае дети были честны.

Вывод: От пройденной практики у меня остались лишь положительные впечатления. Все два класса, в которых я вела немецкий язык, имели отличную дисциплину, не мешали вести мне урок, не отвлекались. Я всегда старалась, чтобы был задействован в работе каждый ученик. Но все же я хотела упомянуть два негативных момента. Во-первых , дети часто опаздывали на урок иностранного языка, объясняя это тем, что они писали контрольную работу или долго искали кабинет. Это очень мешало работе, так как урок длился по времени всего лишь 40 минут, и даже те 2 минуты, на которые они опаздывали, были драгоценными. Во-вторых , дети не привыкли работать с раздаточным материалом, что мне показалось неправильным. С помощью раздаточного материала можно работать намного быстрее. Но у меня это получалось наоборот, так как ученики привыкли работать только с учебником и рабочей тетрадью.

Дневник педагогической практики

студентки 5 курса

гуманитарного факультета

(специальность - история)

Иркутского Государственного

педагогического университета

Цурановой Ольги Владимировны

Место прохождения:

МОУ СОШ п. Тельма

Усольского района

Иркутской области

Руководитель практики

учитель истории Царева Н.В.

Руководитель практики от

университета Дыкусова Т.В.

Иркутск, 2009

День недели

Учебная работа

Воспитательная

Примечание

Понедельник

1. Знакомство с Программами по истории

2. Знакомство с Государственными стандартами

Знакомство с воспитательным планом на октябрь

Посещение всех уроков в прикрепленном классе

Знакомство с планом работы классного руководителя.

Ознакомление с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся прикрепленного класса.

Наблюдение за деятельностью учащихся на уроках и во внеклассной работе с целью оценки уровня обучаемости и выявления особенностей личности.

Наблюдение особенностей педагогического мастерства учителя-предметника.

Знакомство с содержанием плана работы учителя-предметника и его методическими материалами.

Овладение методами психолого-педагогического анализа урока

Разработка плана-конспекта уроков по предмету в прикрепленном классе. Подготовка методических пособий к проводимым урокам: карты, схемы,

чертежи, и др.

День недели

Учебная работа

Воспитательная

Примечание

Понедельник

Урок по отечественной истории «Гражданская война - величайшая трагедия в истории России ХХ века»

Домашнее задание. Приготовить устные сообщения об участниках Гражданской войны.

Изучение плана внеклассной работы учителя обществознания, посещение внеклассных занятий.

Урок по отечественной истории Повторение: « Россия в годы революций и гражданской войны»

Метод проведения занятия - активный в форме дискуссии.

Изучение психологических особенностей коммуникативного поведения учителя-предметника на уроке.

Изучение плана воспитательной работы классного руководителя, выполнение текущих обязанностей классного руководителя.

III неделя

День недели

Учебная работа

Воспитательная

Примечание

Понедельник

Урок по отечественной истории «НЭП и образование СССР»

На дом было задано изучить материал, используя конспект и учебник, а также ответить на вопросы по теме в конце параграфа

Работа с классным журналом

Урок по отечественной истории «Образование СССР и его международное признание»

Консультация с руководителем, беседа о проделанной работе

Урок по обществознанию «Экономика и её роль в жизни современного общества»

Урок-лекция

День недели

Учебная работа

Воспитательная

Примечание

Понедельник

Урок по отечественной истории в 11 А классе «Модернизация экономики и оборонной системы страны в 1930-е гг. Культурная революция»

Урок по отечественной истории в 11 Б классе «Модернизация экономики и оборонной системы страны в 1930-е гг. Культурная революция»

Урок-лекция, с беседой и составлением таблиц

Урок по отечественной истории в 11 А классе «Культ личности И.В.Сталина, массовые репрессии и создание централизованной системы управления обществом»

Урок-семинар

Урок по отечественной истории в 11 Б классе «Культ личности И.В.Сталина, массовые репрессии и создание централизованной системы управления обществом»

Урок-семинар

Урок по обществознанию

«Рыночные отношения в современной экономике»

День недели

Учебная работа

Воспитательная

Примечание

Понедельник

Урок по отечественной истории «Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг»

Урок по отечественной истории Повторение: «Советское государство и общество в 1920-1930-е гг»

Подведение итогов прохождения практики, оформление документации

Внеклассное мероприятие в 11 А классе

«Великой Отечественной войне 1941-1945 годов посвящается. Битва за Москву»

способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам.

1. Введение

Педагогическая практика является завершающим этапом изучения комплекса педагогических дисциплин.

Цель педагогической практики - овладеть определенными навыками и приемами основных направлений педагогической деятельности и реализовать на практике теоретические знания, полученные в процессе изучения блока педагогических и практических дисциплин, в реальных условиях преподавания в школе.

Для достижения данных целей в качестве базы практики была выбрана средняя общеобразовательная школа п.Тельма. В этой школе работают высокопрофессиональные педагоги. Также в школе применяются новые и нетрадиционные для нашего образования методы обучения. В школе работает 38 педагогов. Количество учащихся-409.

В МОУ шестидневная учебная неделя, урок истории проводится 2 раза в неделю. Уроки проходят в две смены (с 8.00), длительность урока 45 минут.

Школа оснащена: кабинетами – 37, вычислительный центр- 1, актовый зал-1, спортивный зал – 1, библиотека - 1.

Урок является основной формой организации учебного занятия.

Кабинеты в школе разделены по предметному признаку, т.е. кабинет физики, химии, математики и т.д. Каждый из кабинетов в достаточной степени оснащен необходимым оборудованием в зависимости от специализации, а также предметной и методической литературой, наглядными пособиями.

Занятия по физической культуре проводятся в хорошо оборудованном спортивном зале. Здесь также после уроков работают спортивные секции по футболу, баскетболу, спортивной аэробике, проводятся ежегодные школьные олимпиады.

Для обеспечения учащихся и преподавателей необходимой учебной, а также дополнительной и художественной литературой в школе работает библиотека.

В послеурочное время в школе работают кружки и секции различных направлений: художественный, музыкальный, литературный и спортивные секции и т.д., руководителями которых являются как штатные учителя, так и выпускники школы.

С целью повышения уровня преподавания в школе проводятся “открытые уроки”, которые посещаются коллегами-учителями. Дается оценка проведенному занятию, отмечаются положительные моменты, а также даются рекомендации по дальнейшему усовершенствованию методики преподавания. Педагогический коллектив школы не стоит на месте и постоянно внедряет новаторские идеи в области форм обучения: чтение факультативов и спецкурсов по дополнительным дисциплинам и т.д., среди учеников ежегодно проводятся учебные олимпиады, конкурсы (творческие и спортивные).

Подводя итоги выше сказанного, можно отметить, что в данной средней школе создана хорошая база для успешного осуществления процесса обучения и его дальнейшего совершенствования.

2. Этапы подготовки к урокам

Достоинство урока определяется качеством подготовки к нему учителя. Подготовка - это не что иное, как разработка урока, его моделирование или проектирование, написание целого сценария или педагогического произведения, оформленного в поурочный план (краткий или развернутый), простой или опорный конспект урока, проект.

Поурочный план - это не только рациональная конструкция урока (хотя и она немаловажна), но и программа деятельности, продукт творчества учителя, отражение его педагогического почерка, важнейший элемент культуры, средство экономии времени и сил.

Проект - это прообраз предполагаемого результата, попытка заглянуть в будущее.

При планировании урока, а именно: целеполаганию; отбору содержания учебного материала; выбору методов обучения, излагающихи эвристических; проведению инструктажа по выполнению домашнего задания и многому другому.

При подготовке поурочного плана я руководствовалась следующими принципами:

1. Определить учебно-воспитательные задачи целой темы.
2. Продумать, какие из них будут решаться на данном уроке, что главное в материале урока.

3. Изучить методические пособия к проведению урока.

4. Серьезно продумать методические задачи учебника и возможного сочетания темы с задачами урока.

5. Не забыть, что УВП в целом и его важнейшая часть - урок, подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологии.

6. Решить, какие умения и навыки будут отрабатываться на данном уроке.
7. Все ли отработано из повторения для более глубокого изучения

усвоения нового материала.

8. В плане четко отразить методы, приемы, средства обучения, композицию урока.

9. Не забыть о межпредметных связях, об основных знаниях, которые являются стержневыми в данном курсе.

10. Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны и ученикам.

11. Показателем подготовленности к уроку служит выполнение домашней работы учеником.

3. Типы уроков

Все уроки можно делить на уроки:

  • изучения нового материла (1 тип);
  • совершенствования знаний, умений, навыков (2 тип);
  • комбинированные (3 тип);
  • контроля и коррекции знаний, умений, навыков (4тип)

Главное содержание 1-го типа - изучение нового материала. Важнейшая "дидактическая цель такого урока - добиться, чтобы учащиеся овладели новым материалом. Процесс достижения этой цели представляет собой последовательное решение таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, формирование системы понятий и способов самостоятельной поисковой деятельности.

Основным содержанием 2-го типа урока является совершенствование знаний, умений и навыков учащихся. Это предполагает решение таких дидактических задач, как систематизация и обобщение новых знаний, повторение и закрепление ранее усвоенных, применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний, формирование умений и навыков, контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умении и навыков.

Третий тип урока - комбинированный. На нем решаются задачи 1-го и 2-го типов уроков.

Контрольные уроки 4- й тип служат для оценки процесса учения и его результатов, уровня усвоения системы понятий, сформированности умений и навыков учебно-познавательной деятельности учащихся.

4. Требование к уроку

Дидактические требования к современному уроку - четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

Определение места в общей системе уроков;

Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

Реализация на уроке всех дидактических принципов;

Создание условий успешного учения учащихся.

5. Методы и средства, используемые на уроках

  • Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
  • Методика формирования временных представлений;
  • Методика формирования локальных представлений;
  • Методика формирования исторических понятий;
  • Изобразительная наглядность и методика работы с ней на уроке истории.

Средства обеспечения освоения дисциплины

1. Учебно-методические средства: программа дисциплины, методические рекомендации для учителей, вопросы, задания для самостоятельной работы.

2. Материально-технические средства обучения дисциплине:

Наглядные пособия (графические и печатные): а) демонстрационные пособия (таблицы, схемы, графики, диаграммы, меловые чертежи); б) пособия на основе раздаточного материала (карточки с заданиями и задачами); в) учебные пособия, нормативные документы, и др.

3. Информационно-технические средства обучения (компьютер).

4. Аудиторное оснащение (доска, мел и т.д.).

5. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Библиотечные фонды и кабинет с мультимедийным оборудованием.

6. Формы уроков

Формы организации учебного процесса:

  • Уроки;
  • Лекции, семинары, практикумы, консультации;
  • Занятие по выбору;
  • Олимпиады и конкурсы;
  • Предметные недели;
  • Открытые уроки;

Проведение нестандартных уроков по истории.

В настоящее время традиционные формы обучения истории немножко устарели. Чтобы заинтересовать учащихся чаще использую нестандартные уроки или включаю элемент на традиционном уроке.

Выбор формы нестандартных уроков зависит от возрастных особенностей учащихся, от уровня их подготовки, информированности, взаимопонимании учителя с учащимися.

Особое место в системе организационных форм и приемов обучения истории принадлежит учебным играм. Использование игр создает в обучении неформальную обстановку, способствует развитию познавательного интереса, формированию прочных и глубоких знаний, развивают интеллектуальную и эмоциальную сферу учащихся. Для результативности игра важным элементном является создание обстановки, оформление, наглядность и т.д.

Форма игровых уроков:

· Урок – соревнование

· Брейн – ринг

· Что? Где? Когда?

· Угадает историческую личность

· Проблемные игры

· Сюжетно – ролевые игры и т.д.

· Исторический аукцион.

7. Учебно-методический комплекс

В педагогической практике встречаются разные интерпретации понятий «учебно-методический комплект» и «учебно-методический комплекс».

Учебно-методический комплект (УМК) – это набор учебной продукции для одного класса по определенному предмету, объединенный единой содержательной композицией и предназначенный для разных целевых аудиторий (учитель, ученик). Центральным элементом УМК является учебник, вокруг которого группируются другие издания (методические пособия, рабочие тетради, дидактические материалы, учебно-наглядные пособия и т. д.).

Учебно-методический комплекс представляет собойсовокупность учебных пособий, дидактических материалов, методических изданий и аудиовизуальных средств обучения, обеспечивающих реализацию образовательной программы. Можно высказать предположение, что целостный учебно-методический комплекс по истории представляет собой совокупность авторских учебно-методических комплектов, подготовленных разными издательствами.


Программно-методическое обеспечение предмета истории и обществознания УМК

Программа

Учебники

Рабочие тетради

Атласы и контурные карты

Проектные образцы стандартов

«История Отечества. XX – начало XXI века» (авторы С. И. Козленко, Н. В. Загладин, Х. Т. Загладина)


«История Отечества. ХХ – начало ХХI века» (авторы Н.В.Загладин, С.И. Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров; издательство «Русское слово»),

«Тематическое и поурочное планирование по истории России XX - начала XXI в. 11 класс. К учебнику Н.В. Загладина»

Информационная поддержка на сайте #"Times New Roman">Данилов, А.А. История России. 1945-2008: 11 класс: методическое пособие / А.А.Данилов. - М.: Просвещение, 2008. - 176 с.

Отечественная история в схемах, таблицах, определениях: учебное пособие / Л.Н.Гончаренко и др. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. инж.-экон. ун-та, 2008. - 474 с.

«Человек и общество: Обществознание: 10-11 классы: В 2 ч.»; (авторы Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Аверьянов Ю.И.)

пособия «Школьный словарь по обществознанию: 10-11 классы»; сборник «Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»; 10 – 11 классы»; (авторы Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Аверьянов Ю.И.)


Разработка урока Истории России

«Гражданская война - величайшая трагедия в истории России ХХ века»

Гражданская война. Это незабываемые страницы нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Речь шла не о том, какая из противоборствующих сил будет победителем, а какая побеждённой, о самом их физическом существовании. Отсюда и особая острота и жестокость борьбы. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на “своих” и “чужих”, обесценивание человеческой жизни, развал народного хозяйства. Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ. Гражданская война в отличие от обычных межгосударственных войн не имеет чётких границ, в ней нельзя провести линию фронта. В Гражданской войне на первый план выходят классовые отношения, оттесняя все остальные. Общечеловеческие ценности, такие как милосердие, терпимость, гуманизм, отодвигаются на задний план, уступая место принципу “Кто не с нами, тот против нас”. В период Гражданской войны борьба принимает самые крайние формы, несёт с собой массовый террор, непримиримую злобу и ожесточение людей. Неслучайно в ней Россия потеряла 11,5 млн. своих граждан.

Тип урока : совершенствования знаний, умений, навыков.урок анализа и синтеза.

Форма урока : практическое занятие.

Технологии : педагогическая мастерская.

Цели :

Оборудование :

Предварительная работа:

Класс разделён на шесть групп по 4 человека. Деление на группы было проведено с учётом психолого-педагогических особенностей каждого учащегося. Деление на группы предполагает совместную реализацию проблемных задач, выработку коллективных решений, воспитание самоуважения друг к другу. Приготовлены пакеты с документами, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА

1. Индуктор. Для того чтобы участники мастерской могли вжиться в историческую ситуацию и глубоко почувствовать трагизм гражданской войны, в качестве индуктора было выбрано слово “судьба”. Учащимся предлагаются карточки, на которых определены основные социальные группы населения России в начале XX века (Приложение 1). Итак, в начале работы мастерской участники наугад выбирают карточку со своей “судьбой”.

2. Творческое задание. В ходе анализа документов предлагается составить социально-экономический портрет своего сословия или класса, описать, как рассматриваемая категория людей могла жить на свой годовой доход.

3. Работа с материалами. Учащиеся работают с материалами “Годовой доход разных групп населения” (Приложение 2), “Количественные показатели переписи населения на 1897 г.” (Приложение 3), “Образ жизни и нравы разных групп населения” (Приложение 4). Группам материалы даются по тем категориям населения, которые они представляют.

4. Социализация. Представление группами результатов своей работы через устные выступления учащихся.

5. Промежуточная рефлексия. Определение главного итога представленных результатов работы: была ли поляризована социальная жизнь в России начала XX века.

6. Разрыв. Учащимся предлагается прослушать историческую ретроспективу, предлагаемую учителем:

1914 г. – Россия вступает в первую мировую войну;

1915 – 1917 гг. – общенациональный кризис;

1917 г. – Февральская буржуазно – демократическая революция;

октябрь 1917 г. – пролетарская революция, в результате которой к власти пришли большевики.

Рассказ учителя сопровождается мультимедийной презентацией исторических событий. Перед учащимися ставится проблемное задание: в каких условиях оказываются участники мастерской теперь, продолжая “проживать” выбранную судьбу.

7. Обращение к новой информации. Учащимся предлагаются материалы “Мероприятия Советской власти” (Приложение 5).

8. Социализация. Учащиеся в группах предлагают свои варианты ответа и определяют своё отношение к новой власти – власти большевиков

9. Обращение к новой информации. Учащимся предлагается проанализировать программы “белого”, “красного” и “зелёного” движения. (Приложение 6). Какое движение будет поддерживать та или иная социальная категория населения (поставить флажок своего цвета на стол).

10. Социализация. Учащиеся объясняют, почему они поддержали то или иное движение.

11. Обращение к новой информации. Учащимся предлагаются материалы о том, как каждая из сторон защищала свои интересы (Приложение 7).

12. Социализация. Представление группами результатов своей работы через устные выступления учащихся.

13. Общая рефлексия. В чём же состоит трагизм Гражданской войны?

М. Цветаева.

Все рядком лежат

Не развесть межой.

Поглядеть: солдат

Где свой, где чужой

Белый был – красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был – белым стал:

Смерть побелила.

14. Домашнее задание. Приготовить устные сообщения об участниках Гражданской войны.


Самоанализ урока истории в 11 А классе

Цурановой Ольги Владимировны

Тема урока : Гражданская война - величайшая трагедия в истории России ХХ века.

Цель урока :

Систематизировать материал по теме “Характеристика социального строя России в начале XX века”;

Обобщить материал по истории России в 1914 –1917 гг.;

Определить причины раскола российского общества на противоборствующие группировки в 1918 г.;

Продолжить формирование навыков анализа исторических документов;

Понять, что трагедия Гражданской войны учит отказу от ненависти, от насилия и произвола как метода государственного строительства, всей организации жизни.

Оборудование :

- «История Отечества. ХХ – начало ХХI века» (авторы Н.В.Загладин, С.И. Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров; издательство «Русское слово»),

Часть 1, 2 мультимедийного учебника “История России. ХХ век”: М., Клио Софт, 2000.

Это учебное занятие представляет собой урок личностно-ориентированной направленности. Получив определенные знания, умения и навыки по работе с текстом учебника, историческими документами, научно-популярной, справочной литературой учащиеся в комплексе применили это на уроке.

Мне удалось обеспечить мотивационную готовность и положительный, эмоциональный настрой на уроке. Для актуализации первичного опыта был использован прием «Словарная работа». Учащиеся давали определения тем понятиям, которые встречаются в ходе урока.

Тема, цели и задачи урока были доходчиво объяснены и стали личностно значимыми для учащихся, так как они понимали, что будущее страны в их руках.

Отобранный материал соответствовал требованиям образовательной программы, носил ярко выраженный воспитательный потенциал, соответствовал целям, задачам урока.

При подготовке к данному уроку использовались различные формы деятельности учащихся: индивидуальная работа с текстом учебника, дополнительной научно-популярной, справочной литературой.

Сама форма проведения урока способствовала развитию коммуникативных, творческих способностей учащихся. Применялись различные методы обучения. Объяснительно-иллюстративный на начальном этапе урока. Исследовательский, частично-поисковый на этапе актуализации обогащаемого опыта.

Для актуализации закрепляемого опыта использовался исследовательский и объяснительно-иллюстративный метод. На уроке была создана ситуация выбора для каждого ученика по написанию мини-сообщения на данную тему.

Домашнее задание носило разноуровневый характер - ребята имели право выбора. Технологические приемы, применяемые на уроке, соответствовали содержанию учебного материала.

При подведении итогов деятельности учащихся оценивался не только результат работы на уроке, но и при подготовке его.

Цели и задачи, поставленные мною, были достигнуты полностью.

Прослеживаются причинно-следственные связи прошлого и настоящего. Тема значима и для современного поколения. Без знания истории своей страны, с ее успехами и падениями, невозможно идти в будущее. Я надеюсь, что учащиеся это усвоили.


Анализ урока истории в 11 А классе

Студента-практиканта МОУ СОШ п. Тельма

Цурановой Ольги Владимировны

Тема урока : Гражданская война - величайшая трагедия в истории России ХХ века.

Урок прошел достаточно хорошо. Были поставлены цели и определены задачи, которые соответствовали выработке необходимых общеучебных навыков у школьников. По содержанию урок очень насыщенный. Для успешного проведения урока существовали мотивация и стимулирование, пробуждение интереса к материалу. Была установлена обратная связь с аудиторией. Несмотря на молодость практиканта и достаточно взрослый возраст учеников обстановка в классе строилась на взаимном уважении - условие, необходимое для усвоения учениками излагаемого материала. Практикант применил индивидуальный подход к каждому ученику.

Также процесс обучения носил воспитательный характер. Очень хорошо подобрано оборудование для излагания нового материала.

Рекомендации практиканту . При изложении материала, и в дальнейшем при ведении урока надо более тщательно проговаривать некоторые (основные) моменты изучаемого материала, не стоит торопиться, боясь не успеть. Быть более уверенной, не волноваться. Речь строить четко, проговаривать каждое слово. Дисциплину на уроке необходимо держать до конца, особенно в конце урока, когда ребята утомляются. Следует обратить внимание на рациональное использование времени, некоторые организационные моменты были затянуты.

Учитель истории Н.В.Царева

Внеклассное мероприятие

«Великой Отечественной войне 1941-1945 годов посвящается. Битва за Москву»

Тип урока: совершенствования знаний, умений, навыков, с элементами ролевой игры.

Форма проведения урока : урок - беседа.

Место проведения : школьный кабинет истории.

Оборудование : телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, фонограммы, кино- и видеофрагменты, карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», плакат «Родина-мать зовет!», стенгазеты учеников, посвященные битве под Москвой, выставка книг о войне, экспонаты школьного музея.

Цели и задачи :

Развивать навыки нетрадиционной работы по предмету.

План –конспект внеклассного мероприятии, проведенного в 11 А классе

Добрый день!

Вы находитесь в кабинете истории, где школьники изучают историю России и зарубежных стран.

Мы расскажем о Дне воинской славы России, который 5 декабря посвящен битве под Москвой в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Расскажем о тех далеких годах…

Это было страшное и тяжелое время.

Фрагмент видеофильма о начале Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

На рассвете 22 июня 1941 года, в один из самых длинных дней в году, Германия начала войну против Советского Союза (так называлась Россия).

Началась Великая Отечественная война Советского народа против фашистских захватчиков.

Фашисты решили стереть Москву с лица земли.

Осенью 1941 года Гитлер заявил, что город должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат, ни один житель – будь то мужчина, женщина или ребенок – не мог его покинуть. Всякую попытку выхода подавлять силой. Гитлер надеялся затопить Москву. План наступления на Москву получил название “Тайфун”.

Каждый человек Советской страны плечом к плечу встал на защиту своей Родины. Мужчины сражались с врагом. Женщины, дети, старики трудились в тылу: работали на заводах и фабриках, строили оборонительные сооружения, шили одежду для солдат, собирали посылки на фронт…

Великая битва под Москвой началась в сентябре 1941 года. На первом этапе наши солдаты оборонялись, защищали Москву. 5-6 декабря 1941 года впервые за время войны враг был не только остановлен, но и отброшен от столицы.

Вся Родина встала заслоном.

Нам биться с врагом до конца –

Ведь пояс твоей обороны

Идет через наши сердца!

Идет через грозные годы

И долю народа всего,

Идет через сердце народа

И вечную славу его!

Идет через море людское,

Идет через все города…

И все это, братья, такое,

Что враг не возьмет никогда!

Москва! До последних патронов,

До дольки последней свинца

Мы в битвах!

Твоя оборона

Идет через наши сердца!

(Александр Прокофьев)

Враг стоял под Москвой. О характере боев, о стойкости воинов, о потерях врага можно судить по подвигам защитников города. Вот пример:

В течение 16 ноября 1941 года воины, защищавшие наш город, отразили несколько атак гитлеровцев, рвавшихся к Москве по Волоколамскому шоссе. У разъезда Дубосеково совершили свой бессмертный подвиг воины 1075-го полка 316-й дивизии. Как рассказывал один из участников боя, позиции полка с утра подвергались сильной бомбежке с воздуха, не успел рассеяться дым от разрыва бомб, как в атаку двинулись фашистские автоматчики. Но бойцы отбили ее дружным огнем. Когда противник бросил в бой 20 танков и новую группу автоматчиков, один из защитников сказал: “Не так уж страшно, меньше, чем по танку на человека”. Отважные воины отразили и эту атаку, уничтожив 14 машин. Скоро снова донесся шум моторов. На этот раз атаковали уже 30 танков. Сила была на стороне фашистов. “Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!” - воскликнул политрук В.Г.Клочков. 4 часа длился бой. Враг потерял 18 танков и много солдат, но пройти к Москве ему не удалось.

Битва под Москвой показала, что фашистскую армию можно победить.

В память об этом событии у разъезда Дубосеково построен мемориал.

В дни защиты столицы была написана “Песня защитников Москвы” (слова А.А.Суркова, музыка Б.А.Мокроусова). Непоколебимая уверенность в победе звучала в ней.

Музыкальный фон песни.

Мы не дрогнем в бою

За Отчизну свою.

Нам родная Москва дорога.

Нерушимой стеной,

Обороной стальной

Остановим,

Отбросим врага!

В атаку стальными рядами,

Мы поступью твердой идем,

Родная столица за нами,

Врагам преградим путь огнем.

Не смять богатырскую силу.

Могуч наш заслон боевой.

Мы выроем немцу могилу

В туманных полях под Москвой.

Мы не дрогнем в бою

За столицу свою.

Нам родная Москва дорога.

Нерушимой стеной,

Обороной стальной,

Опрокинем,

Отбросим врага!

За проявленные в боях под Москвой доблесть, геройство и мужество более миллиона воинов были награждены орденами и медалями “За оборону Москвы”.

Есть в этой бронзовой медали

Синь затемневших фонарей,

И отраженный в грозной дали

Огонь тяжелых батарей.

И ярость та, что клокотала

В атаках русских штыковых,

Упрямый, чистый звон металла –

Как перестук сердец живых.

Она свидетельствует миру

О нашей доблести в бою…

Солдаты, дети, командиры –

В крови, у смерти на краю, -

Забыв в дыму, в окопной глине,

Что сон бывает наяву, -

Мы беспощадный путь к Берлину

Открыли битвой за Москву!

(Павел Шубин)

В нашей школе проделана большая работа учащимися по подготовке материала о войне, о Московской битве. На первом этаже вы уже видели выставку газет, посвященную битве под Москвой. А сейчас вы услышите выдержки из работ старшеклассников по теме: “Мне рассказали о войне”.

Ведущие зачитывают фрагменты работ о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне.

Знать в лицо мы должны

Ветеранов атак,

Он – Участник войны.

Это именно так!

С детства верный огню,

Он в печи выплавлял

И для танков броню,

И для пушек металл.

Той, что снаряды варил

Да, именно он,

Русский воин сразил

Черных сил

Помнить всех мы должны.

Кто имеет права

На большие слова:

Я участник войны!

(Л.Татьяничев)

Четыре страшных года. 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Враг нашего народа и всего человечества был разбит.

2 мая 1945 года в Потсдаме был подписан акт о капитуляции фашистской Германии. 24 июня 1945 года на Параде Победы Москва чествовала героев, а у Мавзолея Ленина на Красной площади лежали поверженные гитлеровские знамена (штандарты).

Народ выстоял! Страна победила!

Видеозапись архивной кинохроники на фоне песни “День Победы”.

В день 20-летия Победы в Великой Отечественной войне Москве было присвоено почетное звание “Города-героя” (1965 год).

В Москве около Кремлевской стены есть могила неизвестного солдата. Горит Вечный огонь. На каменной плите слова: “Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен”.

В декабре 1966 года в 25-ю годовщину московской битвы, у Кремлевской стены были захоронены останки неизвестного солдата, павшего в боях под Москвой в 1941 году и погребенного в братской могиле на 41-ом километре Ленинградского шоссе.

Торжественное открытие мемориала состоялось 8 мая 1967 года. Факел, зажженный от Вечного огня на Марсовом поле в Ленинграде, был доставлен в Москву и от него вспыхнул Великий огонь на могиле неизвестного солдата. Рядом замурованы капсулы с землей городов-героев.

Мы здесь с тобой не потому что дата,

Как злой осколок, память жжет в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и в будни приходи.

Он защитил тебя на поле боя,

Упал, ни шагу не ступив назад.

И Имя есть у этого героя –

Великой Армии простой солдат!

Минута молчания. Фрагмент видеозаписи.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки…

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье – не в забвеньи!

(А. Твардовский)

Помните!
Через века, через года – помните!

О тех, кто уже не придет никогда, - помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами,

жизнью просторной, каждой секундой,

каждым дыханьем будьте достойны!

Покуда сердца стучатся, - помните!

Какою ценою завоевано счастье, - помните!

Песню свою отправляя в полет, - помните!

О тех, кто уже никогда не споет, - помните!

Детям своим расскажите о них,

чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них,

чтобы тоже помнили!

Во все времена бессмертной Земли

К мерцающим звездам ведя корабли, -

о погибших помните!

Встречайте трепетную весну,

люди Земли.

Убейте войну,

прокляните войну,

люди Земли!

Мечту пронесите через года

и жизнью наполните!..

Но о тех, кто уже не придет никогда,

заклинаю, помните!

(Р. Рождественский)

Самоанализ воспитательного мероприятия

«Великой Отечественной войне 1941-1945 годов посвящается. Битва за Москву».

Цель: определить степень позитивного влияния воспитательной деятельности на личностное развитие ученика.

Форма воспитательного мероприятия урок - беседа

Класс 11А

Кто проводил анализ Цуранова Ольга Владимировна

Воспитательный потенциал внеклассного мероприятия заключался в (цель):

Сформировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах;

Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам;

Развивать творческие способности детей, умение работать в разновозрастном ученическом коллективе;

Развивать навыки нетрадиционной работы по предмету

1 . На мероприятии проявились:

1.1 . Интерес к теме - есть

1.2. Общение студента-практиканта: общается дружелюбно, ясно и просто речь, дикция, произношение, лексика правильная, скорость, объём подачи информации адекватные, целесообразная пантомимика; использует имена учащихся; чаще поощряет, чем порицает

1.3. На мероприятии у учащихся, студента-практиканта проявлялись такие личностные качества как юмор,демонстрация теплоты и дружелюбия улыбка, находчивость.

2. Воспитательный материал

2.1. Материал подобран в соответствии с возрастом, особенностями контингента и интересно представлен.

2.2. Материал стимулирует у учащихся развитие таких личностных качеств как любовь и уважение к своему народу, бережное отношение к ветеранам, способствует нравственно-патриотическому воспитанию.

3. В организации воспитательной деятельности

3.1. Использовался опыт учащихся

выставка газет, посвященная битве под Москвой, выдержки из работ старшеклассников

Загрузка...