domvpavlino.ru

Онтология как философское учение о бытии. Учение о бытие

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ

Лекция ст. преподавателя А.И. Зайцева

1. Философское понимание бытия.

2. Материя, её атрибуты: диалектика их соотношения

3. Особенности бытия живой материи.

Философское понимание бытия.

“Бытие” - одно из центральных понятий философии на протяжении всей ее истории. Обыденное мышление воспринимает термин “быть”, “существовать”, “находиться в наличности” как синонимы. В философии важно понять: что значит быть? Философы, воспользовавшись термином естественного языка “быть”, придали ему категориальный статус, то есть перешли от вопроса о существовании мира “здесь” и “сейчас” к вопросам о вечных и всеобщих гарантиях такого существования. Проблема бытия стала первым вопросом философии. А вторым её вопросам стало постижение человеческого бытия: его разума, творчества и созидательной деятельности. Решение такого рода вопросов предполагает умение абстрактно мыслить, отвлекаясь от конкретных предметов, их признаков и свойств. Это – “живая” саморазвивающаяся система материальных сущностей Космоса.

Мир в целом – это сущий мир как таковой. Всеобщие свойства бытия мира проявляются не иначе как через объективные связи и отношения между единичными

сущими. Определённостьсущего характеризует место его индивидуального бытия и его место в целостном бытии. Моменты данного индивидуального бытия, или его“мгновения жизни” никогда не воспроизводятся вновь и никогда не остаются неизменными. Во Вселенной ничто из ничего не возникает, как и не исчезает вообще. Всё что в ней существует, получило своёпервоначало от какого-либо другого вида материального бытия. Это означает, что абсолютно всё существующее в мире обладает возможностью становиться тем или иным видом материи. Причём прежний вид материи не может быть абсолютно утерян, а может лишь перейти из одного состояния в другой.

мышления и сделалась базовой в философии. Первым, кто стал употреблять философское понятие “бытие” в общем, абстрактном значении был Парменид Элейский (ок.540-ок.470 до н.э.) Как утверждал мудрый грек, бытие – это всё то,что есть , что

существует реально во Вселенной. За две с половиной тысячи лет философских размышлений содержание категории “бытие” стало значительно шире и глубже, безграничнее и неисчерпаемее. “Бытие” по праву сегодня считается исходной и наиболее общей категорией философии, так как отображает главную сущностную характеристику любого природного явления или общественного события, а именнобыть реальностью, то есть существовать здесь и сейчас. А всё, что было в прошлом или ещё только будет в будущем – это уже феномены сознания (памяти или воображения). Помыслить бытие с

целью понять его можно только как целое, иначе говоря, - только то, что реально есть. Этот несомненный факт объективного существования того, на что собственно всегда направлена человеческая мысль, более полно отражается и выражается в философской категории “бытие”.

мысли вообще содержала и ответ - есть илибыть, а для живого существа -жить . Прежде термины “быть” и “жить” означали несколько иное, чем просто наличествовать в действительности или реально существовать. На этой основе современной философией и даётся самая общая характеристика бытия: всё существующее - Вселенная, к которой все мы принадлежим и - наша Галактика или Млечный путь, и Солнечная система, и Земля, и всё на ней. Поэтому бытие вездесуще и более того, оно формирует себя всей мощью внутренней энергии своего постоянного преобразования. Отсюда понятие “бытие” считается в философии самым масштабным и наиболее общим, а значит самым

абстрактным. Ведь осознание существования Вселенной, многообразных вещей и явлений в окружающем мире, их космической природы, понимание места и роли общества, самого человека в «подлунном мире» является первой предпосылкой формирования бытийной картины Мироздания. Итак, бытие - это вся объективная

реальность, “схваченная” человеческим разумом или Вселенная с её составляющими частями, находящимися во взаимных связях и отношениях.

Определенное понятие бытия можно обнаружить в любой философской системе. Причём в различных философских школах и системах это понимание различно. Конкретное же содержательное наполнение категории “бытие” происходит в зависимости от того, какая господствует в данную историческую эпоху картина мира, какие исповедуются в общественном сознании взгляды, как выражается в них взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений. К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1995) наряду с миром природного бытия выделяли общественное бытие как надприродный, надындивидуальный феномен, представляющий собой материальную жизнь общества. Категория “бытие” стала включать в себя и суть объективного мира природы, и смысл реального бытия людей - их общественные отношения и социальное поведение.

Большинство современных философов вкладывают в категорию “бытие” многослойное,

многоуровневое содержание, отражающее объективно существующую реальность как единство и многообразие мира вещей, предметов, явлений и разнообразных факторов их

духовного проявления.

И при всём том о самом бытии можно судить только в настоящем времени – в прошлом его просто нет. Действительно, как может существовать то, чего уже или ещё

нет. А если оно и есть, то только как момент, сюжет сознания или духовное (идеальное) бытие. Еще элеаты (VI в. до н.э.) утверждали, что “есть бытие, а небытия нет”. (01) И в

принципе с ними можно согласиться, ибо, уходя в прошлое, ни один из фрагментов настоящего не перестаёт бытийствовать (быть), а только лишь переходит в качественно

иное состояние - из сферы объективной природы, общества в сферу сознания. Если же

бытие духовное (бытие сознания), то есть содержится в каких-либо формах знания,

информации, то его появление и проявление предопределено как бы внутренней “логикой” объективного саморазвития бытия. Так, например, некую наличность,

переставшую уже существовать, как материальная реальность можно представить идеально в мыслях и чувствах. Говоря иначе, ей можно придать форму мыслимого бытия в виде идеального образа или понятия. В этом смысле и правомерно говорить о бытии сознания, применительно к прошлому или будущему его существованию вещей, явлений.

Учение Э.Гуссерля (1859-1938) – феноменология, положило начало принципиально иному подходу к проблеме бытия вообще. Мыслитель, в принципе не подвергая сомнению существование материального мира, считал, что предметом философии должно быть ибытие сознания . Оно, по Гуссерлю, не является простым отражением и

осознанием предметов, явлений природы, а само по себе есть бытие осознанности . То есть, сознание тоже естьбытийствующая реальность как и материя. Бытие природы приобретает смысл лишь, будучи “включённым” в реальное (живое) сознание. А в концепции М.Хайдеггера (1889-1976) проблема бытия даже не имеет смысла, если её не рассматривать как проблему человеческой жизни. В книге «Бытие и время» он

поставил вопрос о смысле бытия, который оказался забытым в европейской философии. “Вопрос о смысле бытия должен быть поставлен , - настаивает он. - Если он фундаментальный вопрос, тем болееглавный , то нуждается в адекватной прозрачности”.

В философском осмыслении всех этих и других понятий бытия поистине огромную роль сыграли мыслители всех времён и народов: в античности (Парменид, Демокрит, Гераклит, Платон, Аристотель и др.), в Средневековье (св. Августин, св. Фома Аквинский, эпохи – Возрождения (Кузанский), философы Нового времени (Бэкон, Декарт, Локк. Особо значимый вклад в разработку категории бытия сделали Кант, Фихте, Гегель, Маркс,

Энгельс, Ленин. Они привнесли в неё более углублённое содержание, сделав основой миропонимания. А сама категория “бытие” превратилась в стержневую с целью

осмысления критерия классификации философских систем. В современном философском представлении целостной картины мира лежит концепция, несколько похожая на пирамиду: в её основании находится неживая природа, выше - живое вещество, а затем уже человек как феноменальное проявление единства бытия духа (сознания), бытия живой и бытия неживой природы.

На протяжении тысячелетий философы различных школ скрупулёзно изучали и объясняли саму суть бытия естественной природы: неживой, живой, наконец, человека;

первоистоки её зарождения на Земле и в Космосе, причины и смысл существования. Об этом красноречиво говорят уже сами названия естественнонаучных и философских работ, написанные ими в разное историческое время: “О природе” Анаксимандра,

Анаксимена, Гераклита; “О природе и о бытии” Мелисса, “О природе, или о небытии” Горгия; “О Природе человека” Гиппократа; “О природе вещей” Лукреция;

“О бесконечности вселенной и мирах” Д. Бруно; “Мысли об истолковании природы” Д. Дидро; “Система природы” П. Гольбаха, затем К. Линнея; “Философия природы”

Г.В.Ф. Гегеля; “Письма об изучении природы” А.И. Герцена; “Диалектика природы”

Ф. Энгельса; ‘Живое вещество и биосфера” В.И.Вернадского, “Земля в объятьях солнца” А.Л.Чижевского и другие.

Обобщая многовековое стремление учёных и философов познать и осмыслить знания о всеобщей картины бытия природы, сегодня с большой долей истины о мире можно сказать, что все её предметы и вещи, их виды и состояния, явления природы и общественные процессы, вся эта целостность существуют до, вне и независимо от сознания человека. Именно в этом – постоянное и коренное отличие бытия природы и общества как всеобщей формы существования отдельных их видов и форм проявления, от бытия произведённых человеком вещей и предметов – второй природы. Бытие

вообще представляет собой всеобщую, универсальную и единственную в своём роде совокупную реальность: неживую и живую природу, человека и духовный мир как активное начало качественного преобразования мира. Отсюда: мир в целом и всё, что в нём есть - это действительность, которая располагает своей внутренней логикой саморазвития материи и предзадана она сознанию и действию, как отдельных личностей, так и их сообщества.

Философские рассуждения о бытии немыслимы без его противопоставлениянебытию илиничто . Небытие мыслится только как относительное понятие, переходящее в бытие и наоборот. Переход бытия в небытие мыслится как разрушение

данного вида бытия и превращения его в иную форму. В абсолютном же смысле небытия нет. Небытие противостоит бытию как тому, что было и чего уже нет или ещё не стало и может быть, никогда не станет. С годами произошло концептуальное единение различных направлений философской мысли на базе постижения ими идеи бытия и небытия и осмысления феномена материи и мыслящей материи - разума человека. Организационно это единение произошло ещё в медицинских факультетах всех без исключения университетов Европы с XIII в. В мировоззренческом плане там доминировала натурфилософия, опирающаяся на такие науки как математика и физика, химия и биология.

Субстанция в философии издревле обозначала внутреннее единство многообразия всех вещей, предметов, явлений, процессов, событий, посредством которых и через которые она и существует. Субстанция есть нечто неизменное, в отличие от изменчивого мира вещей, то есть то, что существует само по себе, независимо от внешних явлений. Субстанциональный подход, то есть стремление свести всё изменчивое и многообразное к одному основанию, найти их первопричину – важнейшая задача философии, ибо субстанция органично связана с понятием “бытие”. В Средние века эти понятия были даже практически слитны в персонифицированном образе Бога. В ходе своего развития философская мысль всё дальше уходила от осмысления мира через субстанцию и всё больше приближалась к постижению его через целостность бытия. Понимание бытия Вселенной как

универсальной целостности неотделимо от оценки бытия в ней всего того, что существуют в виде отдельных вещей, предметов, их состояний, фрагментов или частей.

Понять единство мира можно только тогда, когда будет осознан присущий именно ему естественный принцип слитности в неразрывном единстве как всех материальных структур и систем бытия предметов, вещей, процессов и субъективных проявлений их в сознании исторического человека. А это, значит, будут обнаружены в объективности бытия всех материальных вещей, предметов, явлений мира особые способы их функционирования в пространстве и времени, движении и информации и сознании. “Когда мы говорим о бытии и только, о бытии, - размышлял Ф.Энгельс (1820-1895), - то единство может заключаться лишь в том, что все предметы, о которых идёт речь, суть, существуют… Действительное единство мира состоит в его материальности, а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания ”. (03)

Сама категория “единство мира ” восходит к первым рассуждениям мудрецов древних Индии, Китая и Греции об общие предпосылках существования неживой природы, жизни и их постоянного взаимодействии. Так, уже в Ведах делалась попытка

объяснить бытийную основу всего сущего. Стремясь понять и логически обосновать единство существования бытия вещей, предметов мира, мыслители древней Индии искали его первопричину (субстанцию) в самом существовании различных форм материального вещества: воде, земле, свете, огне, воздухе, пространстве, времени и т.д. В древнем Китае назывались уже восемь таких первооснов (субстанций) бытия. Так же, как и восточные мудрецы, философски озабочены истоками бытия всего сущего были и мыслители античной Греции. Так, Фалес (ок. 625-547 до н.э.) первым поставил вопрос: “что есть всё?” В поисках ответа на этот вопрос, Фалес и его ученики милетской школы искали всеобщие истоки бытия всего сущего в материальной действительности – воде (Фалес), воздухе (Анаксимен), огне (Гераклит).

Их современник античный мыслитель Пифагор с острова Самоса (ок.58О-5ОО до

н.э.), отвечая на вопрос Фалеса: “что есть всё? ”, заявил, чтопервоначалом бытия всех вещей и предметов являетсячисло . По Пифагору, всё проистекают из чисел, определяющих и устанавливающих единыйвсеобщий порядок и гармонию в мире. И он впервые предложил единый для всех вселенскийпорядок называтькосмосом . Последователи Пифагора считали, что Вселенная действительно подчиняется единственному закону бытия - числу, которое обеспечивает всеобщийпорядок, гармонию

и строгую ритмику. Музыка, как и всё искусство, выражала гармонию Вселенной не

только количественно, но и качественно, отражая её сущность и красоту. Ими же были предложены и развиты математические принципы гармонии: симметрия, пропорциональные средние величины, а также золотое сечение. По их мнению, гармония

есть органичная взаимосвязь различных частей мира в единое целое - космос . Все вещи

и явления природы содержат нечто общее, выраженное в числе. А это значит, что все

части по-своему, но гармонично объединяются вцелое . Пифагорейцы тем самым побудили мыслящее человечество посмотреть на мир как единый и гармоничный

порядок , проницаемый человеческим разумом.

Но первенство в разработке категории “бытие ” и провозглашения идеи о единстве мира принадлежит Пармениду из Элеи (540-480 до н.э.). Выдвинув идею о неизменной

сущности самого мира, он указал и на существование умопостигаемой сущности мира. Вместо материальных субстанций типа воды, воздуха, то есть чувственно представляемогопервоначала или вместо множества пифагорейских арифметически и геометрически понимаемых сущностей, Парменид и др. элеаты указали наединую и всеобщую субстанцию - бытие мира, которое можно мыслить и не возможно наглядно представить. Бытие мира стало объектом человеческой мысли. “Одно и то же есть мысль и то, о чём мысль существует, - утверждал Парменид. - Ибо ведь без бытия, в котором её выражение, мысль тебе не найти”. ...”Есть только бытие, а небытия нет” - уверял оригинальный мыслитель, - “здесь достоверности путь, и к истине он приближает”. (04) Всё, что ушло в прошлое не перестаёт фактическибытийствовать . Оно не исчезает, а

переходит в иную сферу бытия - сознание. Отличительным свойством бытия является то, что оно ниоткуда не возникает, а значит и не погибает, так как помимо его больше ничего в мире нет.

Тем самым элеаты первыми в истории философской мысли поднялись до наивысшего уровня обобщения, преодолев отождествление всеобщего с частным его проявлением, и выразили в предельно абстрактной форме, назвав всё, чтоесть -

бытие . Согласно элеатской философии, истинно сущий мир есть ничто иное, какединое, неизменное и непрерывное бытие , которое не возникает и не погибает – оно всегдаесть . Бытие всюду тождественно самому себе. Элеаты даже мысли не допускали о

истинно сущем, способном к какому-либо изменению, развитию. И подобно тому, что истинное бытие они представляли абсолютно покоящимся, то есть тождественном самому себе, так и истинным движением, если бы оно могло существовать, они согласились бы признать лишь только возникновение бытия из “ничего” или абсолютное, полное, без остатка уничтожение бытия, превращения его в небытие или “ничто”.

В дальнейшей исторической эволюции философского понимания единства мира значительно расширил и углубил понимание бытия Платон из Афин (427-347 до н.э.), указав на существование его в идеальной и материальной формах. Он включил в понятие бытия всё присущеесущему . Тем самым Платон философски разделил бытие на мир идей (сознания) и мир вещей. Он при этом он подчёркивал, что “истинным бытие” обладают якобы объективно существующие вечные, неизменные и совершенные идеи. Бытие вещей – это только подражание вечным идеям. Философ указывал на бытие понятий как бы автономно, самостоятельно существующих и в человеческом сознании.

Таким образом, он первым определил бытие, которое вбирает в себя практически всё сущее. А это значит, что существование всего, что есть, было и будет в мире

предпосылка единства естественного мира, правда в идеалистической форме.

Ученик Платона Аристотель (384-322 до н.э.) “бытие” приблизил к осмыслению единичных предметов и явлений природы. Единичное бытие частей мира, существует как бы само по себе, считал Аристотель и назвал его субстанцией, ацелостный мир - совокупностью субстанций. Каждая отдельная вещь или явление природы предстают

как некоторое единичное бытие. По Аристотелю, единичное бытие есть внутреннее сочетание материи и эйдоса (формы). Всякая вещь предстаёт как единство материи и

эйдоса, то есть формы. Отсюда стало значительно понятнее: бытие - это существование чего-либо здесь и сейчас , то есть всё то, чтоесть . Тем самым происходила “натурализация понимания” бытия, что наиболее полно предстанет в поздних

материалистических учениях. Опираясь на выдвинутый Аристотелем тезис о взаимосвязи и взаимозависимости материи и форм её бытия, они успешно преодолеют присущие многим идеалистическим философским учениям противопоставления сфер бытия, поскольку именно единство материи и формы станет неотъемлемой характеристикой бытия .

В качественном разрешении вечных проблем понимания единства мира многое сделали все философы, но, пожалуй, больше всех, такие как И.Кант, Г.Гегель, Ф.Энгельс. Разбирая проблему единства мира, бытия, эти философы отталкивались от общеизвестного факта существования мира и всего, что в этом мире существует в единичном или частичном виде. Но для них начальным постулатом всегда был уже не

сам факт, а его осмысление. Это и имел в виду Кант, когда дал несколько мудрёное на первый взгляд определение бытия: “…бытие не есть реальный предикат, иными словами, оно не есть понятие о чём-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи”. “Оно есть только полагание вещи или некоторых определений само по себе”. (05) Ту же мысль, но несколько иначе высказывал Гегель: “Когда мы говорим: “Эта розаесть красная” или “Эта картина прекрасна”, мы этим утверждаем, что не мы извне заставили розу быть красной или картину быть прекрасной, но что это составляет собственные определения этих предметов”. (06) Ф.Энгельс отметил, что рассмотрение предметов просто с точки зрения их существования “не только не может придать им никаких иных,

общих или не общих, свойств, но на первых порах исключает из рассмотрения все такие свойства”. (07)

Выдающиеся мыслители столь пристальное внимание уделяли этой философской категории потому, что сам термин “бытие мира стал предпосылкой его единства”, означая совокупность знаний, накопленных человечеством в процессе познания мира, общества и человека. В этом совокупном знании даётся интегральное определение цельному миру, существующему в многообразных формах. Занимаясь постижением мира, разные науки наполняли общественное сознание особым содержанием о существовании всего того, что есть во Вселенной. Когда они оказывались бессильными дать достаточно определённые

ответы на вопрос о единстве мира, их внимание концентрировалось на философии, которая, формулируя основные мировоззренческие принципы, расширяющие границы единого мира, вплоть до участия человека в бытии в мире. Ещё Цицерон (106-43 до н.э.)

писал, что “смысл и учение всех наук, которые указывают человеку верный путь в жизни, содержится в овладении той мудростью, которая у греков называется философией”. (08)

Современная философия предлагает концепцию системной организации мира. А такие системы связаны с постоянным движением непрерывным изменении

материи. Причём все эти изменения происходят не с материей вообще, а в

материи с различными её видами и формами. Кстати, их изменение происходят

от хаоса к порядку и наоборот. Это - синергетический подход. Он позволяет

понять единство мира с качественно иной точки зрения: все основные формы материального бытия целенаправленно стремятся к порядку из хаоса, гармонии

как единственному способу их реального существования и наоборот. Это обстоятельство ещё раз указывает на справедливость диалектики и особенно её закона “о единстве и борьбе противоположностей, их непременного

взаимопроникновения и взаимоисключения”. Однако нельзя забывать справедливое предупреждение Маркса, что “сосуществование двух взаимно проникающих сторон, их борьба и их слияние (подчёркнуто мною Ю.Х.) в новую категорию, составляет сущность диалектического движения. Тот, кто ставит

себе задачу устранения дурной стороны уже одним этим сразу кладёт конец диалектическому движению”. (09)

Материя и её атрибуты: диалектика их соотношения

С античности в философии для обозначения бытия употребляются важнейшие его атрибуты как: материя (лат. materia - вещество), пространство и время, движение и развитие, а теперь ещё и информация. Представления о материи в основном развивались в рамках материализма, но к этому понятию нередко обращались и представители идеализма. “Материя” как философская категория впервые встречается у Платона. Материя, в его понимании, бесформенна, многообразна, неопределённа и напрямую отождествлялась с пространством, принимающего различные формы геометрических фигур. В дальнейшем её определение связывали с массой, пространством, энергией и нередко отождествляли с веществом. Мир материи представляли, как постоянно движим. Материя и движение взаимосвязаны между собой. Для философов-материалистов бытие есть совокупность постоянно движущейся материи как объективно существующей реальности.

И поныне самым расхожим представлением о материи является весь мир в целом, вся объективная реальность в виде элементарных частиц, атомов, молекул, макротел (живых и неживых), планет, звёздных систем вплоть до Метагалактики. Но материя существует не только в виде разнообразных бесконечных предметов, вещей, явлений, качественно и количественно отличающихся друг от друга, в их внутренних связях и отношениях, которые объективно складываются между ними. И всё это образует группы родственных по своим свойствам предметов, явлений, процессов и явлений, которые называются различными видами объективной единой материи. В современной физике материя понимается как единство вещества, поля (узлы поля), плазмы и т.д. Кроме того, в понятие материи включается информационный аспект существования всех материальных систем, который выражает порядок вещей и явлений в материальном мире (универсуме).

Диалектический материалист Ф.Энгельс (1820-1895) усматривал в понятии

“материя” результат мыслительной деятельности как её идеальный продукт или как некую абстракцию. В “Диалектике природы” он писал так: “Материя как таковая, это - чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий

вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи. Материя как таковая, в отличие от определённых, существующих материй, не является, таким образом, чем-то чувственно существующим. Когда естествознание ставит себе целью отыскать единообразную материю как таковую и свести качественные различия к чисто количественным различиям, образуемым сочетаниями тождественных мельчайших частиц, то оно поступает таким образом, как если бы оно вместо вишен, груш, яблок желало видеть плод как таковой, вместо кошек, собак, овец и т.д. - млекопитающее как таковое”. (10)

Предельно широкое определение материи, данное Ф.Энгельсом, выполняет и важную методологическую роль, побуждая мыслить материю обобщённо и безотносительно к открытию новых, пока ещё неизвестных её атрибутов: свойств, видов и форм типа полей, плазм и т.д. природе они называли материей Человеческое сознание всегда поражало бесконечное многообразие предметов, вещей, явлений, процессов, свойств, отношений, которые преследуют его в течении всей познавательной жизни. Эта бесконечность не только необычна сама по себе, но и

логически непредсказуема: её можно принять на веру и затем только положить в основу дальнейших рассуждений о бытии вообще. Мыслителям далёкого прошлого нужно было совершить поистине умственный подвиг, чтобы увидеть и оценить в бесконечном многообразии вещей и явлений существование некой общности. Эту постоянно сохраняющуюся общность вещей, предметов и явлений в.

Сама материя, согласно Энгельсу, находится в постоянном движении и существует в пространстве и времени: “...основные формы всякого бытия суть пространство и время; бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства”. “Материя без движения также немыслима, как и движение без материи”. (11) Эти философские размышления Энгельса о материи подтверждают данные современной науки. Они, кстати, добавляет всё новые и новые формы существования различных видов материи в пространстве, времени и информации. Итак: материя – это вся объективная реальность, существующая в различных состояниях, видах и формах. Эта объективная реальность только часть бытия - материальная, а другая её часть – субъективная реальность или духовность (сознание), отражающая и выражающая в сознании отдельные виды и формы материи как идеальные представления, образы, понятия, теории, законы, концепции о вещах и явлениях, внутренних связях и отношениях, складывающиеся между ними.

Согласно диалектическому материализму материя сама по себе и её атрибуты никогда не возникали, они всегда были, есть и будут. В этом смысле материя вечна, ибо никогда она не имела начального этапа развития, за которым следовали бы другие. Но не вечны все виды и формы материи – они постоянно возникают и

исчезают в мире. Энгельс, исследуя феномен материи, писал, что она “...во всех своих превращениях остаётся вечно одной и той же, что ни один из её атрибутов никогда не может быть утрачен и что поэтому с той же самой железной необходимостью, с какой она когда-нибудь истребит на Земле высший цвет - мыслящий дух, она должна

будет его снова породить где-нибудь в другом месте, в другое время”. Или: “...материя в своём вечном круговороте движется согласно законам, которые на определённой ступени - то тут, то там с необходимостью порождают в органических существах мыслящий дух”. (12) Бытие – это материя и сознание (мыслящий дух). Это не ощущение, а категориально осознаваемая реальность.

Любая форма понятийного мышления признаёт: “материя” и “мыслящий дух” по отношению к бытию мира - вечны. Естественнонаучный фактор бытия указывает на нечто всеобщее. ”Материя”, являясь фундаментальной категорией философии, отображает субстанциональное единство мира. Развёрнутое и одновременно лаконичное философское определение материи дал В.И.Ленин (1870-1924). Это, - писал он, - “философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них” В.И.Ленин при этом подчеркнул, что ”материализм и идеализм отличаются тем или иным решением вопроса о соотношении познания и физического мира (Ю.Х.), а не решением вопроса о

структуре этого физического мира (Ю.Х.)”. (13) На этой мировоззренческой основе возникло новое представление о бытии мира.

Однако философское определение материи не следует отождествлять со сложившимися ныне физическими представлениями о структуре и свойствах материи. Они быстро меняются в силу изменчивого характера самой материи. Так, знания об атоме изменились кардинально. Атом – это сложный мир, обладающий внутренней структурой. Он сам состоит из элементарных частиц. В.И.Ленин предсказал, что и “электрон так же неисчерпаем, как и атом”. (14) За первыми открытиями элементарных частиц – электрона, протона, нейтрона, последовали открытия ещё более “элементарных” частиц: нейтрино, позитрона, кварка, мезона, пептона и т.д. Сегодня физики утверждают, что ими обнаружено множество элементарных частиц: 18 сортов кварков, 6 - пептонов, 12 видов полей. Они предполагают, что число элементарных частиц и полей превышает 500. (15)

Элементарные частицы нельзя мыслить как бесструктурные составляющие целое, а в духе лейбницевской монады, определяющие некоторые свойства и характеристики мира в целом. Ведь любой атом, его ядро, элементарная частица представляют структурированное системное целое. “Элементарный уровень” системной организации материи включает наряду с элементарными частицами ещё и такой необычный физический феномен, как вакуум. И это не пустота, а специфическое физическое состояние материи. Ныне считается, что именно в результате изменения структуры физического вакуума произошло выделение той огромной энергии, приведшей к зарождению Вселенной. Элементарные частицы, ядра

атомов, ионы образуют и такое состояние материи как плазма. Из неё состоят все звёзды. В результате взаимодействия атомов возникает качественный уровень состояния материи – молекулы, из которых собственно и строятся все тела и предметы мира, в том числе планеты. Звёзды и планеты образуют космические

Зайцев А.И. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ. Лекция

Онтология – это учение о бытии, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности, категории сущего. Онтология выделилась из учений о бытии природы как учение о самом бытии еще в раннегреческой философии.

Бытие по Платону есть совокупность идей – умопостигаемых форм или сущностей, отражением которых является многообразие вещественного мира. Платон провел границу не только между бытием и становлением (текучестью чувственно воспринимаемого мира), но и между бытием и безначальным началом бытия (непостижимой основой, называемым им также «благо»).

Аристотель вводит ряд новых и значимых для позднейшей онтологии тем: бытие как действительность, божественный ум, бытие как единство противоположностей и конкретный предел «осмысления» материи формой.

Средневековые мыслители приспособили онтологию к решению теологических проблем. В зависимости от ориентации мыслителя понятие бытия могло отличатся от божественного абсолюта (тогда Бог мыслится как источник бытия) или отождествляться с Богом.

К 13 в. намечается разделение онтологической мысли на 2 потока: на аристотелевскую и августианскую традицию. Фома Аквинский(арист) вводит в средневековую онтологию различение сущности и существования, а также акцентирует момент творческой действительности бытия, сосредоточенной в полной мере в самом бытии и в Боге.

Философия нового времени концентрирует свое внимание на проблемах познания, однако онтология остается неизменной частью философской доктрины. Критическая философия Канта задает параметры новой онтологии, в которой способность выхода в измерение истинного бытия распределена между теоретической способностью, обнаруживающей сверхчувственное бытие как трансцендентную запредельность и практической способностью. В 19 в. характерно резкое падение интереса к онтологии. И только в кон.19 нач. 20в. неотемизм возрождает понятие онтологии.

Целесообразно выделить следующие формы бытия:

1) бытие вещей (тел), процессов. Б.

2) Б. второй природы – произведенных человеком вещей.

3) Б. духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объектированное (внеиндивидуальное) духовное;

4) Б. социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и процессе истории) и бытие общества.

Бытие каждого конкретного явления природы ограничено во времени и пространстве, оно сменяется их небытием, а природа в целом бесконечна во времени и пространстве, ее бытие есть диалектика преходящего и непреходящего. Первая природа является объективной и первичной реальностью.

«Вторая природа» - бытие вещей и процессов, произведенных человеком, - зависит от первой, но воплощает в себе единство природного материала, определенного духовного знания, деятельность конкретных индивидов и социальных функций, предназначения данных предметов.


Бытие отдельного человека представляет собой единство тела и духа. Человек для самого себя и первая, и «вторая природа». Бытие каждого конкретного человека есть взаимодействиемыслящей и чувствующей «вещи» как единства природного и духовного бытия и как социально-исторического существа. Его специфика проявляется, например, в том, что:

Без нормального функционирования в человеке его духовно-психической структуры человек не полноценен;

Здоровое тело является необходимой предпосылкой духовной, умственной деятельности;

Человеческая деятельность, телесные действия человека зависят от социальной мотивации.

Особое место среди других форм «бытия в мире» занимает «бытие духовного». Это человеческая культура.

Язык не только средство самовыражения индивида, но и высшая форма проявления объективного духа. Будучи средством общения, язык является эффективным инструментом освоения мира. Язык, связывая сознание и физическую реальность мира, в равной мере делает дух телесным, а мир духовным. Благодаря слову, физическая реальность открывается нашему познанию. История языка отражает социальную историю его носителя.

Заключает список бытие социального. Это процесс и результат жизни общества как саморазвивающейся системы, опирающейся на общественное производство, как совокупность четырех подсистем.они обеспечивают производство и воспроизводство человека.

Бытие как всеохватывающая реальность

Во всех без исключения философских системах рассуждения мыслителей любого уровня интеллектуальной одаренности начинались с анализа того, что окружает человека, что находится в центре его созерцания и мысли, что лежит в основании мироздания, что являет собой мироздание, Космос, из чего состоят вещи и что представляют собой протекающие в своем бесконечном многообразии явления - т.е. того, что в целом составляет феномен Бытия. И уже значительно позже человек стал задумываться над самим собой, над своим духов­ным миром.

Что же такое бытие?

Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее, пока существует мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его содержания неисчерпаема.

Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия - это синонимы. Бытие есть все то, что есть. Это и материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, геологические, биологичес­кие, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения - все это тоже существует как разно­видность духовной реальности, как часть бытия. Антитезой бытия является ничто.

Даже на поверхностный взгляд бытие не статично. Все конкрет­ные формы существования материи, например самые крепкие кристаллы, гигантские звездные скопления, те или иные растения, жи­вотные и люди, как бы выплывают из небытия (их ведь именно вот таких когда-то не было) и становятся наличным бытием. Бытие вещей, как бы много времени оно ни продолжалось, приходит к концу и «уплывает» в небытие как данная качественная определен­ность, например именно этот человек. Переход в небытие мыслит­ся как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Точно так же возникающая форма бытия есть ре­зультат перехода одной формы бытия в иную: бессмысленна по­пытка представить себе самосозидание всего из ничего. Так что небытие мыслится как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет. Абсолютное бытие противостоит небытию как тому, что было и чего уж нет или еще не стало, а может, и никогда не станет.

Бытие не безразлично для обладающей им реальности. Слепой жаждой бытия преисполнено все конкретно-сущее, что проявляется даже в простейших механических процессах в виде инерции, а также в различного рода новообразованиях.

Книга Бытия есть первая книга Священного Писания (первая книга Моисеева). В горящем, но не сгорающем кусте, купине неопа­лимой, явившийся на горе Хорив Моисею Господь так объявил ему о Своем имени: «Аз есмь Сущий (IEHOVAH). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» (Исх. 3:14).

Объективное бытие и Я-бытие

Для всей идущей от Нового времени «классической» философии, включая Гегеля, характерен разрыв с человеческой стороной бытия, на что обратил внимание создатель «антропологической филосо­фии» Л. Фейербах. Критикуя концепцию абстрактного чистого бы­тия у Гегеля, Фейербах писал: «Человек под бытием, если он в этом отдает себе полный отчет, разумеет наличность, для-себя-бытие, ре­альность, существование, действительность, объективность» 4 .

Именно в XX в. эта проблема выдвинулась на передний план, хотя ее назревание чувствовалось уже в конце XIX в., особенно у Ф.М. Достоевского. Если угодно, то было предчувствие страшных потрясений, ожидавших человечество в XX в., когда потерпели кру­шение основанные на рационалистических посылках попытки уст­роительства «новой» жизни. Потерпела крах концепция объектив­ного и безразличного к человеку бытия, овладев законами которого, человек, казалось, мог как высшее существо преобразовать мир по своему усмотрению.

Своеобразная «религия человекобожества», по выражению С.Н. Булгакова, сначала вознесла человека, а затем низвергла его в черно-кровавую бездну, символами которой стали польский Освен­цим, «леденящий Освенцим Колымы» и испепеляющий гриб Хиро­симы.

Кризис XX в. охватил все стороны современной цивилизации, выросшей из семян Нового времени. Он властно потребовал «очеловеченья» жизни. (Вот парадокс! Рационалистическая и гуманис­тическая мысль, поставившая Человека с большой буквы во главу всего, оказывается, не оставляла места просто для самого человека.) В науке пересмотр основ проявился в возникновении новых тео­рий - квантовой механики и теории относительности А. Эйнштей­на, ключевым понятием которых является понятие «наблюдатель», совершенно невозможное для классического подхода. Это, конечно, не значит, что объективное бытие утрачивает свой статус, но с не­обходимостью открываются новые его стороны, в которых нет места разрыву с бытием человека.

В экзистенциализме для человеческого бытия духовное и материальное слиты в единое целое: это одухотворенное бытие. Главное в этом бытии - сознание временности (экзистенция есть «бытие к смерти»), постоянный страх перед последней возможностью - воз­можностью не быть, а значит, сознание бесценности своей личности.

При этом совершенно иначе расценивается соотношение бытия и небытия: «Бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие» (Ф.М. Достоевский). В «пограничной ситуации» - на грани небы­тия, смерти, уничтожения личности - возникают острые пережи­вания бытия. Они совмещаются с проблемами этическими, с мо­ральным выбором на грани жизни и смерти, который должен делать человек. Здесь наше время мощно вернуло нас к фундаментальным философским вопросам, которые не решит «объективная» наука: сколько угодно скрупулезное описание физических процессов и при­чин, их вызывающих, не раскрывает суть трагизма ситуации. Переднами другой вид реальности - человеческий феномен. Он привно­сит в философию чуждый рационализму эмоциональный элемент (трагизм). Но ведь суть человека и его жизни - это целостность рационального и эмоционального.

Иначе поворачивается соотношение человека и Бога. В погра­ничной ситуации человек оказывается одиноким во Вселенной и поэтому он жаждет Бога. Религиозное переживание состоит здесь в том, что Бог выступает не как устроитель объективной Вселенной, нечто вроде великого Часовщика (образ которого рождается в фи­зических картинах мира), а как единственное помимо данного человека живое существо в мире, во Вселенной, сжавшейся до размера тюремной камеры.

Стоит сказать и вот о чем. Указанные особенности осознания категории бытия как Я-бытия, или экзистенции, нельзя восприни­мать просто как исторически обусловленные жестокими реальнос­тями XX в. Это определенная, крайне важная ступень в познании бытия, и XX в. в этом смысле носит переломный, переходный ха­рактер. По-видимому, ломается линия, непосредственно идущая от Ренессанса и эпохи Просвещения, и нас ждет переход к «новому средневековью», согласно выражению Н.А. Бердяева. Эта мысль (хоть и с противоположной по форме метафорой) непосредственно выражена А.И. Солженицыным в «Гарвардской речи» (1978):

«Если не к гибели, то мир подошел сейчас к повороту истории, по значению равному повороту от средних веков к Возрождению, и потребует от нас духовной вспышки, подъема на новую высоту обзора, на новый уровень жизни, где не будет, как в средние века, предана проклятью наша физическая природа, но и тем более не будет, как в Новейшее время, растоптана наша духовная жизнь. Этот подъем подобен восхождению на следующую антропологическую ступень. И ни у кого на Земле не осталось другого выхода, как - вверх» 5 .

Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Бытие - это то, что существует. Вопрос о бытии может показаться абстрактным, но он связан с самой жизнью человека. Вопрос ставится так: быть или не быть человеку как духовному существу, исполняющему смысл жизни?

Вопросы о нашем собственном существовании приходят к нам в голову естественным образом. От них до философских вопросов о существовании бытия в целом - дистанция огромного размера. Пройти ее может лишь тот, кто способен воспринимать себя как часть целого, способен выйти за рамки своего существования к горизонту бытия. Это и будет путь, который проходит человек, занимающийся философией.

Важнейшие философские проблемы, связанные с существованием, заключаются в определении, откуда произошло все существующее в мире и что лежит в основе его. Совокупность ответов на эти фундаментальные вопросы образует учение о бытии, онтология, - одно из основных в философии.

Онтологией называется раздел философии, изучающий мир как он существует сам по себе (от греч. «онтос» - сущее). Это учение о бытии, отвечающее на вопросы, каково происхождение мира; от каких первоначал произошел мир; каково устройство мира; что первично: материя или идея; как соотносятся вещи и движение; какова причина мира; существует ли эволюция; под действием каких сил развивается мир; как соотносятся общее и единичное; какое значение имеют воля, вера, творчество, любовь и т.д.

Первые два вопроса - о происхождении мира и о первоначалах, из которых он возник, - тесно связаны между собой. О них задумывались еще на заре философии. Древнегреческие философы смогли критически переосмыслить мифы и сформулировать представление о сущностях, из которых, по их мнению, все существующее возникло. Фалес признавал первоначалом воду, Гераклит - огонь, Анаксимен - воздух, другие - землю, число, атом, идею и т.п. «Вода» Фалеса - невидимая сущность, из которой все образовалось, как из семени, и прообразом которой является видимая всеми вода. То же самое можно сказать и о других сущностях, открытых древнегреческими философами.

Анаксимандр, отходя от аналогии с видимыми веществами, предложил в качестве сущности беспредельное (апейрон ). Еще одно представление о мельчайших частицах, из которых состоят все тела, принадлежит Анаксагору, который называл их гомеомериями («подобными частицами»), поскольку из них происходят все вещи, подобные данным частицам. Эти телесные начала, которых бесконечно много, содержат все разнообразие мира как бы в миниатюре.

Философия - искусство рассуждения, способ обучения критическому мышлению. Только возникновением новой традиции критического обсуждения мифов можно «объяснить тот факт, что в ионийской школе три первых поколения философов создали три различных философских учения» . Имеются в виду Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Ионийскую школу называют также милетской - по названию города Милета, в котором жили эти философы.

Пифагору принадлежит концепция, согласно которой основу явлений природы составляют числа, образующие «порядок». Гегель писал, что учение пифагорейцев - один из промежуточных этапов на пути от признания первоначал физическими к признанию их идеальными, на пути от милетской школы к Платону. Об этом же ранее писал Аристотель: «большинство людей и более ранние мыслители... признавали сущностью и сущим тело, а все остальное [считали] его состояниями, вследствие чего и начала, [которые они устанавливали для] тел, они принимали за начала [всех] вещей. Между тем более поздние и признанные более мудрыми мыслители [считали сущностями] числа» . Пифагор был также первым, кто назвал мир космосом, т.е. «порядком».

Особо следует остановиться на учении жившего в V в. до н.э. Демокрита и не столько потому, что, по соображениям некоторых философов, он был основоположником материализма, сколько потому, что он ввел понятие, которое затем вошло в качестве главного в философскую систему, действительно послужившую основой нового направления, - понятие идеи. Мельчайшие неделимые и непроницаемые частицы, из которых состоят все тела, Демокрит называл идеями (другое общепринятое название этих частиц - атом). Атомы («эйдосы») бесконечны по числу и отличаются размерами, положением, порядком и внешними формами, также бесконечно разнообразными - шаровидными, пирамидальными, крючковатыми и т.п. Атомы не имеют чувственно воспринимаемых качеств. «[Лишь] в общем мнении существует сладкое, в мнении - горькое, в мнении - теплое, в мнении - холодное, в мнении - цвет, в действительности же [существуют только] атомы к пустота»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Факультет философских и социальных наук

Кафедра «Философии и религиоведения»

РЕФЕРАТ

по философии

Тема: «Философское учение о бытии»

Владимир - 2014 г

Введение

1. Понятие Бытия

2. Бытие и Небытие

3. Главные формы бытия. Бытие как философская категория

4. Проблема Бытия

5. Онтология

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Что такое философия? Что такое бытие и небытие? Что такое учение о бытие? Существует огромнейшее множество вопросов, на которые не всегда есть ответы. Для того, чтобы наиболее достоверно ознакомиться с философским учением о бытии, необходимо помнить о наиболее важных понятиях, используемых в философии. В данной работе будут затронуты и рассмотрены все необходимые понятия и определения, с помощью которых можно раскрыть тему данной работы.

Философия, в дословном переводе - есть любовь к мудрости ("philia" (любовь) и "sophia" (мудрость). У данного термина достаточно много определений. Остановимся на одном их них. Философия это дисциплина, которая изучает всеобщие характеристики а также основные принципы реальности, мира, человеческого бытия, отношения человека.

Ни одно учение, наука или дисциплина не может обойтись без предмета и объекта исследования - философия не является исключением. Объекты философии:

* Природа

* Общество

* Человек

Без понимания предмета философии, трудно понять и исследовать объект данной дисциплины. Предмет философии зачастую выражает потребности общественности.

Предметы философии:

В первую очередь - онтология - учение о мире в целом.

Антропология (философская) - философское учение о человеке.

Гносеология - познание мира.

Социология - рассмотрение и изучение жизни общества.

И конечно же этика - учение о морали.

Бытие или небытие - есть ничто. Они относятся к простой и абстрактной категорией философии. Первопричины бытия берут свое начало с классической философии. В Философии обрисовываются категории бытия и небытия- быть или нет?

Как предмет Бытие есть признак, или признак который присваивается предметам.

1. Понятие Б ытия

Бытие, ранее упоминавшееся, берет свое начало с классической философии. Бытие предмет изучения онотологии - учении о сущном, о мире в целом. Человек убежден, что мир есть, что он имеется "здесь" и "сейчас". Мир, по предположениям человека, сохраняется как неизменное целое, независимо от происходящего в нем. Мир был, он есть сейчас и будет после. Он - это высшая ступень всего, он и есть само величество бытие.

Как возникает желание к пониманию к неразделимости и единства мира, лежащее в основе всей философии? Великий Аристотель видел это так: "Человек от рождения стремится к знанию и самопознанию» (выдержка из его труда по Метафизике) ". Познавать -это искать сущность вещей. Аристотель отдели понятия «познавать» и «видеть». Познавать -быть в поиске чего-то; невидимое - есть существенное для ума, а видимое - есть неполное для глаз. Видеть - значит обозревать при помощи глаз то, что функционирует здесь.

Я думаю, что с Аристотелем нужно согласиться. Каждый человек складывается из того, что есть у него, и чего ему все время не хватает. Жизнь человека имеет свойство беспрерывно задавать миру в сотни вопросов о прироеы, происходжении человека, и т. д. Все эти вопросы оборачиваются к бытию, недолговечному и постоянному.

Понятие “бытие” лидирует в обиходе множества философских тематик. Если смотреть его с обыденной точки зрения - оно будет подразумевается в нескольких значениях:

1. Это все то, что когда-либо существовало, существует до сих пор и все то, что имеет потенциал к жизни в будущем;

2. Есть начало и основа мира.

Парменид и его последователь Зенон Элейский - создатели учение о бытии. Парменид дал понятие «бытие» (от греческого- «онтос», отсюда и следует онтология - наука о бытии). Противоположность ему - небытие, все то, чего нет. Парменид охарактеризовал бытие нижеизложенными свойствами:

* бытие единично;

* бытие гомогенно (однородно);

* бытие неподвижно.

* бытие вечно;

* бытие безгранично;

Зенон Элейский, известнейший ученик Парменида -- выразил не менее 36 апорий), которые подтверждают функции бытия в учении Парменида. Более известные «апории о движении» - Дихотомия, Ахилл и черепаха, Стрела лятящая.

“Еcли черепаха из одного пункта А в другой пункт Б пойдет раньше Ахиллеса, то он ее никогда ее догонит, ибо в самом начале движения все равно черепаха будет находиться впереди Ахилла, а то расстояние между ними нельзя преодолеть.

“Чтобы постигнуть весь длинный путь, нужно сначала достигнуть половину пути, а чтобы достигнуть половину пути, необходимо для начала пройти половину той половины, и так можно продолжать до бесконечности. Именно поэтому движение невозможно начать. Дихотомия”

”Предположим в каждый из моментов времени стрела летящая займет место, которое будет равным ее собственной длине, это будет значить, что стрела покоится. В этом случае движения получить нельзя, и следовательно, его как такового не существует.” Стрела лятящая.

2. Бытие и Н ебытие

В мире происходит непрерывный круговорот метаморфоз. Бытия превращается в небытие. Из невидимого небытия, вытекает живое, реально, вещное бытие. Это процесс происходит беспрерывно, и бытие, отдавая себя полностью, погружается в небытие.

Небытие предоставляется как некое отсутствие форм, в котором скрыто все богатство мира, то, чему недовелось родиться на свет. Быть - значит вести диалог с миром, задавать вопросы ему, действовать в нем, и играть по его правилам. Отсюда и исходят два подхода к рассмотрению бытия еще в самом начале процесса становления философии. Первый подход - это рассматривание бытия как логичности мышления о нем. Невозможно быть уверенным, в том, что вещь существует и не существует одновременно. Второй подход - это рассматривание бытия, независимо от стороны мышления.

Задаваясь вопросами о соотношении бытия и небытия, вырисовыевается главный вопрос будущей философии - насколько соответствует мышление и бытие друг к другу? Если мышление есть результат бытия - это путь к реализму, но если посмотреть с другой стороны, наоборот, оказывается, что составляющая бытия исходит из составляющей самого мышления - это путь к теоретике или идеализму.

Во времена античной эпохи зародилась мысль, о том, что несмотря на различные изменения, происходящие в мире вещей (сущном мире), должно быть и что-то устойчивое, которое сохранялось бы при всех метаморфозах. Эта устойчивая основа получила наименование - субстанция (т. е. сущность). Субстанция в отличие от вещей и тела, несотворима и неразрушаема, она всего лишь изменяет формы и трансформируется из одного состояния в другое. Субстанция есть основание всех изменения, она есть сама причина. Само понятие субстанции, как выражения убеждений в единстве мира, требовало достаточно высокого уровня абстракции - обнаружения всеобщего что есть в в каждой вещи.

Объективно предположить, что само рождение философии произошло в те исторические времена, когда наиболее ясно сформировалась идея единства мира и присутсвия некой субтстанции как устойчивой основаны все предметов действительной реальности.

Учения, которые объясняют сущность мира, а также его единство основываясь на одной субстанции, принадлежат к такому философскому воззрению как монизм. Однако, понимание субстанции м. б. различным. Наиболее распространенными видами монизма, являются:

Материалистический монизм - сводит восприятие к материи; ментальные процессы. участвуют как телесные реакции.

Идеалистический монизм - сближает материю c сознанием: он разделяет "материальные" вещи на ощущения, или же показывает, что пространственный мир есть внутренняя противоречивая конструкция и толькоразумное является действительным.

Противостоит монизмому - дуалистическая трактовка. Следуя данной теории мир образован материальным и идеальным началом. Первое начало объединяет окружение телесно-предметной действительности, а второе - область духа.

Интересно, что на различных краях Земли, несговариваясь друг с другом, мудрецы пришли к идентичным выводам, выраженным в натурфилософскую форму. Это значит, что к истокам существования мира причастны стихии - начальные субстанции. В общем их насчитывали четыре: обжигающий огонь и легкий воздух, питающая земля и жизненно важная вода. Древние люди предполагали, что именно из этих составляющих и складывается все во Вселенной. Из этих элементов состоят все существа. В древнекитайском труде "Гуань-цзы" (645 г в. до н. э.), сказано следующее:

"…Вода - это питательная кровь и энергетическая сила Земли. Вода протекает в своих же "кровяных артериях". Именно так и говорится, что: "Вода - это необъятный, беспредельный, всеокружающий материал". Откуда мы можем знать, почему именно так обстоит дело? На это есть ответ: вода мягка и чиста, она смывает с тела и души человека грязь. Это и есть проявление ее гуманности. С виду вода темна, на самом же деле она чиста и прозрачна. Это и есть проявление ее совершенства....Когда сосуд уже наполнен водой, невозможно будет лить еще больше. В этом проявляется ее справедливость. Вода находится в движении постоянно, она течет, а если достигнет останавливается лишь там, где уже достигнута ровной и гладкой поверхности - она остановится. Это проявление ее честности. Люди всю жизнь стремятся к вoзвышению, но только вода устрeмляет свою кровь вниз. Это проявление ее скромности. Скромность - это Средство правления страной и место пребывания «дао».

3. Главные формы бытия. Бытие как философ с кая категория

Философия, включая проблему бытия, делает упор на когнитивную, нравственную, и духовную деятельность человека. Проблема данного характера уясняется при помощи категории бытия, и других, тесно связанных категорий - небытия, материя, сущность, мера существование, сущее, пространство, субстанция, время, и тому подобное….

Бытие относится к философской категории, фиксирующей взаимосвязь явлений и предметов (людей, идей, состояний и т. д.). При помощи разделения на категории, бытие можно обозначить как основу, которая указывает на то, что существует нечто, которое может проявляться в различной форме. неразделимость бытие монизм философский

Возможно представление бытия в нескольких видах:

I) Бытие процессов и вещей которое м. б. представлено в некотором роде:

а) бытие разнообразных состояний природы, вещей - для людей воспринимается как должная объективная реальность, живущая еще до их рождения, и не зависящая от их самих. Это представление относится кстороне материализма.

б) Идеалистическая позиция. Бытие вторичной природы. Это бытие считается двойственным, ибо с одной стороны люди сделаны из тел, которые дала им природа, а с другой стороны - в них вложено сознание и дух свойственный человеку.

II) Существование человека.

1) Человеческое бытие в материальном мире. В данном случае человек определяется как, вещь.

2) Cпецифическое существование человека. Человек выступает как индивид, не как тело.

III) Бытие высокого и духовного.

1) Постижение индивида. Конституция неосознанного: интуиция, инстинкты, рефлексы.

2) Духовное, которое существует объективно - то, что воплощено в отраслях культуры.

IV) Социальное бытие является:

1) бытием человека как одной единицы;

2) бытием человека в общественных отношениях.

Мир - это беспредельное целое;

Все существующее равноправно, даже если проявляется в различных формах - природа и дух, отдельный индивид и общество в целом;

Мир един;

Мир существовал и развивался по своему мышлению. Это происходило задолго до того как люди осознали что мир есть был и будет.

В философских системах взглядов (монизм, плюрализм, дуализм) трактовка проблемы бытия может быть различной. Монизм видит рождение бытия - материальным или же идеальным. Дуалистическая сторона связывает признание равнозначного существования начал как духовного так и материального. Плюралистический подход признает существование большого количества независящих один от другого начал и разновидностей бытия.

Следуя выше изложенному, нужно сделать вывод о том, что существуют различные виды разных онтологии: онтологии природы и человека, онтологии культуры и общества. Напомним, что онтология - это центральный раздел философии, изучает учение о бытии. С развитием информационных технологий, в аппарат онтологии добавилась новая категория бытия - виртуальное бытие. Как результат данного прогресса, появляются новейшие интерпретации понятия «бытие», которые отображаются в сферах культуры. (Как пример, иллюзорное существование бытия в интернете, что является своего родом бытием-небытием.)

4. Проблема Б ытия

Первые Попытки осознания проблемы бытия появились еще в древнекитайской и древнеиндийской философии. (Дао - «мать всея вещей», «Брахма» - первоначальная божественная сила;).

Вопрос о начале всех начал появился также в Древней Греции. Греки понимали под началом земные стихии воду, огонь, землю, апейрон.

Парменид, древнегреческий философ, предполагал существование бытия, считал что оно постоянно, неизменно и однородно. Ничего иного, кроме абсолютного бытия просто нет. Все вышеизложенные идеи заключаются в его заявлении: “Нужно излагать и думать, в силу того что - сущее - есть, так как бытие - есть, в тот момент как ничто другое существовать не может». Платон (философ Древней Греции, извествнейший ученик Сократа) же обосновал иную, противоположную тенденцию в объяснения бытия. Бытие - есть мир полный идей, которые являются истинными и неизменными.

Впервые в философской истории Платон дал понять, что бытием может обладать не только материальное, но и идеальноое.

Гераклит - основатель формы диалектики - имел свою мысль на этой счет. Он заявлял, что устойчивого, потоянного бытия попросту нет вообще, и смысл бытия находится в постоянном развитии, в союзе бытия и бескрайнего небытия. Основа нашего мира, тот самый “Космический огонь”, по-мнению Гераклита, в наглядной форме отображает бытие, как неизменное становление.

Во времена средневековья, христианская философия выделяла:

Истинное (праведное) бытие - это вера в Бога

Неистинное бытие - товарное, зачастую характеризовало “ничто”.

Средневековая философия, исходя из библейского утверждения о Боге « Яесть сущий», зачастую определяла такие понятия как Бытие и Бог равнозначно.

В ходе истории Нового времени, понятие “бытие"» предоставляется реальностью, противостоящей человеку; является тем сущем, которое индивид осваивает с помощью определенной деятельности. Бытие выделяет субстанцию - что-либо неизменное, неубиваемое, существующее только благодаря себе и в себе самом.

Сложность проблем разнообразых форм и видов бытия, имеет огромное значение не только для повседневной практики, но и для когнитивного применения в позавательной деятельности человека. Бытие нельзя назвать “аморфным”, это определение явно не подходит для его обозначения. Оно всегда наполнено определенной формой и структурой

5. Онтология

Полагается думать, что все то единство, существующее с незапамятных времен) - это наш огромный, безграничный мир. Мир бесконечен. Он развивается по определенной программе, заданной ранее, он не может починяться воли человека. Отсюда возникает очередной вопрос: Как же понимать это единство? Данный вопрос необходимо попытаться решить, ибо в противоречие попадают все определенные вопросы частных наук.

Чтобы основать представление, куда входили бы все отдельные вещи, и которое считалось бы максимально общим для понимания всего мира, необходимо специально понятие, не схожее с обозначением определенных вещей и предметов. Данное представление в нынешней культуре наименуетмя определением картина мира.

Картина мира - это четко сложившаяся на определенном этапе человеческого развития совокупность мнений, мыслей об устройстве действительности, ее модификации, способах функционирования, которая сформировалась на основе начальных принципов мировоззрения и соединяющая опыт и изнания, накопленные человечеством.

Различают некоторые разновидности картин мира:

* религиозная - Бог в религии является главным собирательным понятием;

* научная - Собирательным понятием в науке принято считать термин Энергия,

* философская - Бытие в философии - это бесконечный, единый характер всего мироздания.

Философия -- есть онтология, а онтология в свою очередь -- поиск цельности мира.

Онтология являетя разделом философии, который анализирует основные проблемы, касаемые бытия: проблема возникновения мира и единой основы, границы материального мира, а также его многофункциональные законы развития. Термин онтология многозначен. Существуют разнообразные виды данного учения Впервые термин “онтология”; был употреблен в лексиконе философии Рудольфа Гоклениуса (1547 - 1628 г.г.) Но как философское определенное понятие данный термин сформулировал немецкий философо-рационалист Хр. фон Вольф (немецкий ученый, 1679 --1754 г.г.). Совсем недавно, онтология в советской философской литературе, являлась, практически нон-грата. Было принято полагать, что философии марксизма не нужны ни онтология, ни гносеология, аксиология и ибо эта философия- есть единое истинное учение о бытии, которое объединяет сразу все эти насущные проблемы. Как же можно объяснить эту неприязнь к данному термину? Возможно, именно тем, когда зародился сам термин, учение онтология воспринималась как неотъемлемая доля метафизики. Марксизм к метафизике относился крайне неприязненно. Однако по истечении времени все вернулось на свои места.

Все без исключения учения философии, всегда заключали совокупность онтологических проблем

Онтологические вопросы содержат в себе вопросы определенных наук, таких как физика, химия, геологии, которые позволяют понять устройство и происхождение мироздания. Вопросы онотологии сводятся к пониманию единой Вселенной и мира как неразрывного целого.

Заключение

Существует огромное множество вопросов, на которые не всегда есть ответы. Для того, чтобы наиболее достоверно ознакомиться с философским учением о бытии, необходимо помнить о наиболее важных понятиях, используемых в философии. В данной работе,были затронуты и рассмотрены все необходимые понятия и определения, с помощью которых мы раскрыли тему данной работы. Бытие как начальное понятие всего лишь исходный пункт философских размышлений о человеке и мире. Философия делает упор на когнитивную, нравственную, и духовную деятельность человека. Проблема данного характера уясняется при помощи категории бытия, и других, тесно связанных категорий небытия, материя, сущность, мера существование, сущее, пространство, субстанция, время, и тому подобное.

Как возникает желание пониманию к целостности мира, которое заложено в основе всея философии? Великий Аристотель видел это так: "Человек от рождения стремится к знанию и самопознанию» (выдержка из его труда по Метафизике) ". Познавать -это искать сущность вещей. Аристотель отдели понятия «познавать» и «видеть». Познавать -быть в поиске чего-то; невидимое - есть существенное для ума, а видимое - есть неполное для глаз. Видеть - значит обозревать при помощи глаз то, что функционирует здесь.

Я думаю, что с Аристотелем нужно согласиться. Каждый человек складывается из того, что есть у него, и чего ему все время не хватает. Жизнь человека имеет свойство беспрерывно задавать миру в сотни вопросов о природы, происходжении человека, и т. д. Все эти вопросы оборачиваются к бытию, недолговечному и постоянному.

Бытие это предмет изуения онтологии - учении о сущном, о мире в целом. Онтология затрагивает важнейшие вопросы таких наук, как физика, химия, астрономия. Онтология являетя разделом философии, который анализирует основные проблемы, касаемые бытия: проблема возникновения мира и единой основы, границы материального мира, а также его многофункциональные законы развития. Вопросы онотологии сводятся к пониманию единой Вселенной и мира как неразрывного целого Поэтому, непременно можно сказать, что все живое на Земле тесно связанно друг с другом.

И так, онотология - является важным разделом философского знания, необходимым для подлинного понимания сути вещей…

Список используемой литературы

1. Олег Владимирович Ермаков / Планета Любовь... Жизнь, Любовь, Судьба

2. Гайденко П.П. Волюнтативная метафизика и новоевропейская культура. - В кн.: Три подхода к изучению культуры. M., 1997

3. Мотрошилова Н. Онтология // Философская энциклопедия.- Т.4.- М.: Сов. энциклопедия, 1967.- С. 140-143.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие бытия в философии, диалектика бытия и небытия. Соотношение мира физических вещей, материальной действительности и внутреннего мира человека. Система категорий онтологии - категории возможного и действительного, существования и сущности.

    контрольная работа , добавлен 02.02.2013

    Понятие бытия как философской категории, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Диалектическая взаимосвязь между бытием и небытием. Материальное единство мира. Бытие в истории философской мысли.

    реферат , добавлен 30.04.2014

    Определение сущности бытия - философской категории, выражающей момент изменчивости, неопределенности, бестелесности любого фрагмента реальности. Обзор основных параметров бытия: движения, развития, пространства, времени. Проблема единства и гармонии мира.

    контрольная работа , добавлен 15.10.2010

    Понятие "картина мира". Специфика философской картины мира. Философская теория бытия. Специфика человеческого бытия. Исходный смысл проблемы бытия. Учения о принципах бытия. Иррациональное постижение бытия. Материальное и идеальное.

    реферат , добавлен 02.05.2007

    Категория бытия. Иерархия и формы бытия. Проблема атрибутов бытия (движение, пространство, время, отражение, системность, развитие). Законы и категории бытия (законы и категории диалектики). Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии.

    реферат , добавлен 13.12.2004

    Проблема единства мира: история и современность. Естественнонаучные и философские доказательства материального единства мира. Материя как субстрат: субстратное основание единства мира. Материя как субстанция: субстанциональное. Формы движения материи.

    реферат , добавлен 31.03.2007

    Бытие как универсальная категория единства Мира. Проблема бытия в истории философской мысли. Материя как фундаментальная категория философии. Основные свойства материи. Методологические принципы при разработке классификации форм движения материи.

    реферат , добавлен 12.06.2012

    Исследование и подходы к анализу проблемы существования материи с философской и естественнонаучной точек зрения. Историческое развитие представлений о материи как философской категории, иерархическая организация. Вопросы единства и многообразия мира.

    реферат , добавлен 04.02.2015

    Концепция бытия как фундамент философской картины мира. Историческое осознание категории бытие (от Античности до современности). Понятие материи в системе категорий диалектического материализма, ее структура и свойства. Единство физической картины мира.

    реферат , добавлен 01.03.2009

    Онтология - учение о Бытии. Связь категории "бытие" с рядом других категорий (небытия, существование, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера). Основные формы бытия. Структурная организация материи и учение о движении.

Загрузка...