domvpavlino.ru

Муниципальное унитарное предприятие учреждается. Государственные и муниципальные унитарные предприятия

При прохождении преддипломной практики на МУП «Сочитеплоэнерго» города Сочи, были изучены: производственная структура предприятия, механизм системы управления МУП, разработаны пути совершенствования деятельности предприятия.

Муниципальное унитарное предприятие. Основные понятия и характеристики

Унитарное предприятие является особым видом юридических лиц. Оно не относятся к хозяйственным обществам и товариществам, хотя и представляет собой коммерческую организацию.

Согласно статье 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности муниципальному образованию.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно статье 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия.

Правовое положение муниципальных унитарных предприятий определяется ГК РФ и Федеральным законом от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ (далее Закон об унитарных предприятиях).

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные или муниципальные предприятия.

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии со статьей 3 Закона об унитарных предприятиях унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Статьей 9 Закона об унитарных предприятиях установлено императивное правило, согласно которому в уставе унитарного предприятия должен быть закреплен перечень видов деятельности, которыми предприятие планирует заниматься.

Таким образом, унитарные предприятия не вправе осуществлять виды деятельности не предусмотренные уставом, то есть налицо специальная правоспособность.

Муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением муниципального предприятия.

Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется Федеральным законом от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.

Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

Согласно пункту 4 статьи 2 Закона об унитарных предприятиях, не допускается создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Исходя из того, что унитарное предприятие не является собственником имущества, оно не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства.

Филиалом унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительством унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия, представляющее интересы унитарного предприятия и осуществляющее их защиту.

Согласно статье 5 Закона об унитарных предприятиях, филиал и представительство унитарного предприятия не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных унитарным предприятием положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их унитарным предприятием.

Руководитель филиала или представительства унитарного предприятия назначается унитарным предприятием и действует на основании его доверенности. При прекращении трудового договора с руководителем филиала или представительства доверенность должна быть отменена унитарным предприятием, выдавшим ее.

Филиал и представительство унитарного предприятия осуществляют свою деятельность от имени создавшего их унитарного предприятия. Ответственность за деятельность филиала и представительства унитарного предприятия несет создавшее их унитарное предприятие.

Кроме того, унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц.

Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.

Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества. Совершение сделок по распоряжению вкладом (доли) без согласия собственника имущества не допускается. Такие сделки могут быть признаны ничтожными.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

В зависимости от объема прав на принадлежащее унитарному предприятию имущество, законодательно выделено два вида предприятий: муниципальное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения и муниципальное унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие).

муниципальное унитарное предприятие управление

Этапы создания МУП

Процесс создания МУП, как и любого юридического лица включает в себя следующие этапы и действия:

1. Принятие решения о создании.

Такое решение принимается главой муниципального образования. Готовится проект данного решения отраслевым подразделением администрации, по профилю деятельности которого и будет специализироваться МУП. Одновременно с проектом решения должен быть подготовлен проект технико-экономического обоснования. В этих документах, а так же в пояснительной записке отражаются ожидаемые результаты деятельности и необходимые для создания ресурсы. Пояснительная записка в обязательном порядке согласовывается с соответствующими профильными департаментами администрации МО (финансов, собственности, правовой). Решение о создании МУП подлежит обязательному согласованию с представительным органом МО.

2. Подготовка и утверждение учредительных документов МУП.

Учредительные документы регламентируют все основные аспекты деятельности предприятия. В число этих документов входит учредительный договор и устав. Для унитарных предприятий учредительным документом является устав.

В уставе МУП в обязательном порядке находят свое отражение следующие обязательные позиции:

— цель и предмет деятельности;

— права и обязанности;

— реорганизация и ликвидация

Цель и предмет деятельности определяется теми вопросами местного значения, для решения которых создается предприятие.

Состав имущества передаваемого муниципальным образованием МУП определяется профилем его деятельности. Особенностью этого имущества является то, что оно неделимо и распоряжение им строго контролируется муниципальным образованием.

МУП имеет право участвовать в деятельности других организаций, открывать филиалы представительств.

Предприятие не имеет право продавать, передавать в аренду или в иной форме использовать переданное ему имущество без согласия собственника. Собственник имеет право на получение части прибыли от деятельности МУП. Предприятие обязано отчитываться о результатах своей деятельности перед собственником. Отчетность осуществляется в ежеквартальном режиме и осуществляется по установленным формам. Наряду с традициионными формами статистической, налоговой отчетности в отчете МУП дополнительно дается информация о выполнении установленных для него финансовых показателей о направлениях использования прибыли, по численности работы и форме их оплаты.

Устав МУП готовится отраслевым органом, инициировавшим создание предприятия, и утверждается департаментом по управлению собственностью.

3. Назначение руководителя МУП.

Общий порядок назначения руководителя МУП предусматривает предложение отраслевым органом кандидатуры, согласование ее со службой по управлению муниципальным имуществом и главой МО. Затем кандидатура должна быть согласована с представительным органом (соответствующим комитетом городской думы).

Затем готовится приказ о назначении руководителя МУП и трудовой договор.

Данные документы подписываются одновременно с уставом МУП и решением о его создании.

4. Формирование уставного фонда.

Уставной фонд представляет собой стоимостную оценку имущества, которое передается МУП в хозяйственное ведение и которым оно отвечает по своим обязательствам). Минимальная величина уставного фонда должна быть равна 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Формирование уставного фонда осуществляется путем передачи соответствующего муниципального имущества от администрации МО МУП. Факт передачи оформляется актом, подписываемым представителем администрации и директором МУП. Предельный срок передачи составляет 3 месяца с момента создания МУП.

5. Оплата государственной пошлины осуществляется директором МУП. Размер пошлины равен 2000 руб.

6. Оформление заявления на регистрацию.

Оформляется от имени администрации МО и содержит информацию о том, что содержательные позиции устава соответствуют требованиям действующего законодательства, что содержащаяся в нем информация является достоверной и соблюден установленный порядок создания МУП.

7. Представление документов на государственную регистрацию.

Документы представляются в регистрирующий орган, в качестве которого выступают налоговые органы по месту нахождения МУП. В число предоставляемых документов входит:

— решение о создании;

— акт передачи имущества.

8. Государственная регистрация МУП осуществляется в течение пяти рабочих дней с момента принятия документов и предусматривает внесение МУП в единый государственный Реестр юридических лиц. Предприятию выдается свидетельство о государственной регистрации.

9. Получение идентификационных или статистических кодов.

Указанные коды используются для нужд статистического и налогового учета. Присваиваются они в органах статистики и зависят от формы собственности, направления специализации, отраслевой принадлежности и др.факторов.

10. Постановка на налоговый учет

Осуществляется налоговыми органами одновременно с государственной регистрацией и предусматривает присвоение МУП ИНН

11. Открытие расчетного счета в банке

Производится директором МУП и в обязательном порядке предусматривает предварительное заверение образцов подписи распорядителей счета.

12. Изготовление печати и углового штампа.

13. Получение лицензии

Лицензия — это официальный документ дающий право предприятию заниматься определенным видом деятельности на определенной территории в течение определенного периода времени. Выдается лицензия полномочными на это органами. Она представляет собой бланк со многими степенями защиты, порядковым номером, с указанием выдавшего органа и указанием владельца лицензии.

Унитарное предприятие что это

Государственные унитарные предприятия

Стоит отметить, что унитарное предприятие представляет собой довольно специфическую форму организации деятельности. В частности, унитарность характеризуется следующим: Создается юридическое лицо посредством выделения собственником некоторой массы имущества, а не объединением собственности со стороны нескольких лиц. Сохраняется полное право собственности на любое имущество за учредителем. Имущество закрепляется за определенным юридическим лицом на ограниченных правах. Имущество является абсолютно неделимым. В компании полностью отсутствует возможность членства. Органы управления являются единоличными. Почему их создают? Среди основных причин, почему руководители предпочитают создать именно унитарное предприятие, следует выделить следующие: Нужно использовать определенное имущество, которое невозможно приватизировать. Требуется осуществление деятельности по решению тех или иных социальных задач, включая также реализацию каких-либо услуг или же товаров по минимальной стоимости, а также организацию товарных и закупочных интервенций по товарам, относящися к категории первой необходимости. Должны обеспечиваться отдельные дотируемые виды деятельности или же вестись какие-либо убыточные производства. Цель, которую ставит перед собой унитарное предприятие – решение тех или иных задач государства на коммерческой основе. Особенности работы

Имущество, которое выделяется данному предприятию в процессе его формирования, находится в муниципальной или государственной собственности, в то время как компания пользуется им на разных правах, описанных далее. В фирменном наименовании, которое имеют государственные и муниципальные унитарные предприятия, должно присутствовать имя собственника имущества, закрепленного за этой компанией. Устав предприятия должен включать в себя четкую информацию, кому конкретно принадлежит имущество данного предприятия, то есть о собственнике всего имущества.

Что такое унитарное гос

Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям). в т. ч. между работниками предприятия. Помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским Кодексом и законом о государственных и муниципальных предприятиях. Унитарные предприятия могут быть трёх типов: Федеральное государственное унитарное предприятие - ФГУП Государственное унитарное предприятие - ГУП (субъекта федерации) Муниципальное унитарное предприятие - МУП (Муниципального образования) «Государственное унитарное предприятие» - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

К вопросу о муниципальных унитарных предприятиях

В целях более эффективного использования муниципального имущества, предлагаются конкретные научно и практически обоснованные меры по решению указанной проблемы. Ключевые слова: муниципальное унитарное предприятие, хозяйственное ведение, оперативное управление, публичная собственность. Муниципальные образования, посредством специфической формы хозяйствования, опосредованно, через муниципальные унитарные предприятия, осуществляют часть своих функций в сфере гражданско-правовых отношений.

Что такое унитарное предприятие?

Эти хозяйствующие субъекты называются унитарными предприятиями и имеют ряд отличий, выделяющих их на фоне остальных компаний. Унитарное предприятие – что это? Унитарное предприятие относится к специфическому юридическому лицу, которое не является владельцем закрепленного за ним недвижимого имущества. Как и прочие коммерческие структуры, оно создается для получения прибыли, однако его имущество остается в собственности государства и не делится по паям либо долям.

PR ТЕОРИЯ » Справочник » Государственное унитарное предприятие

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. См. Муниципальное унитарное предприятие. Устав унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указание которых обязательно в учредительных документах юридического лица в соответствии с положениями статьи 52 ГК РФ (наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица), также сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования. Имущество государственного унитарного предприятия находится в государственной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Статья 73

Термин «унитарное» (от лат. Unitas - «единство») означает единое, объединенное, составляя одно целое. В государственном унитарном предприятии такое единство выражается в ряде признаков, присущая этой организационно-правовой форме. Во-первых, правовая природа унитарного предприятия не предусматривает множественности форм собственности, поэтому в данном случае такое предприятие может быть создано только на праве государственной собственности.

Что такое ФГУП?

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (казенное предприятие). Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Учредительным документом унитарного предприятия является устав. Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие это

между работниками предприятия. Помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским Кодексом и законом о государственных и муниципальных предприятиях. Содержание В Российской Федерации основным законом, регламентирующим деятельность унитарных предприятий, является Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ

«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

Унитарные предприятия могут быть трёх типов: Федеральное государственное унитарное предприятие - ФГУП Государственное унитарное предприятие - ГУП (субъекта федерации) Муниципальное унитарное предприятие - МУП (Муниципального образования) УП - коммерческая организация.

Что это означает муниципальное унитарное предприятие

Оно является муниципальной собственностью. Кроме того, его нельзя делить и распределять по различным вкладам. Характеристика унитарного предприятия Унитарность – это своеобразная форма деятельности организации, которая характеризуется следующим образом:

образование этого юридического лица происходит в том случае, когда собственник выделяет конкретную долю имущества, а не путем объединения какой-либо собственности нескольких лиц; юридическое лицо обладает имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и делить его нельзя; членство не предусмотрено; управление осуществляется единолично. Эти хозяйствующие субъекты создаются по следующим причинам: чтобы иметь в пользовании имущество, которое нельзя приватизировать; выполнять деятельность по решению социально значимых задач, выставляя на продажу определенный вид товаров и услуг по самым низким ценам и делая товарную интервенцию по товарам первой необходимости; обеспечивать конкретные виды деятельности, подлежащие дотированию, и осуществлять убыточное производство. Закон об унитарных предприятиях, главной целью их деятельности, называет решение задач государственного уровня на коммерческой основе. При создании таких учреждений государство или муниципалитет обеспечивают его имуществом, которое является их собственностью на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Унитарным государственное (муниципальное) предприятие считается еще и потому, что его имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, акциям), в том числе и между работниками предприятия. Сущность унитарного предприятия Унитарность - специфическая форма организации деятельности. созданием юридического лица путем выделения собственником определенной имущественной массы, а не объединения собственности нескольких лиц; сохранением права собственности на имущество за учредителем; закреплением имущества за юридическим лицом на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления); неделимостью имущества; отсутствием членства; единоличными органами управления. К основным причинам создания унитарных предприятий следует отнести: необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена; осуществление деятельности по решению социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам и организации закупочных и товарных интервенций по товарам первой необходимости; обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств. Цель деятельности унитарных предприятий - решение государственных задач на коммерческой основе.

Помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ(Этот пункт в статье и статья не относятся напрямую к понимаю унитарного предприятия. Плохо разбираюсь в редактировании в Википедии.), правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом и законом о государственных и муниципальных предприятиях. В Российской Федерации основным законом, регламентирующим деятельность унитарных предприятий, является Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ

«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

Унитарные предприятия могут быть трёх типов: УП - коммерческая организация.

Унитарные организации - понятие, деятельность, возможности

Понятие унитарное означает единое, неделимое на части. В такой форме могут быть созданы только муниципальные или государственные предприятия.

А единое, унитарное значит, что имущество такого предприятия всецело принадлежит какому-либо муниципальному образованию, или субъекту Российской Федерации. Имущество унитарным предприятиям передается по праву: - хозяйственного ведения - государственные и муниципальные предприятия.

ФГУП - это

ФГУП – это унитарное предприятие, которое не имеет права на преемственность различного рода собственности, выделенной ему владельцем.

Этот вид правовой организации деятельности имеют только государственные компании. ФГУП несет ответ по собственным долгам всем своим имуществом, однако не отвечает по долгам владельца имущества. Устав - это учредительный документ предприятия, на основании которого оно осуществляет деятельность. Рассматривая особенности унитарной и коммерческой компаний, можно сказать, что первые должны отчитываться о своих действиях на сайте госзакупок РФ. Унитарность предприятия можно описать следующими особенностями: формирование юридического лица с помощью отделения владельцем доли его имущества, а не при помощи союза собственности нескольких владельцев; утверждение за создателем права на собственность; наделение имуществом юридического лица в виде оперативного управления или хозяйственного ведения; невозможность деления собственности; непринятие членства; единоличный аппарат менеджмента. Основания для создания ФГУП Предприятие формируют по нескольким причинам:

важность имущества, которое нельзя приватизировать; ведение деятельности для решения всевозможных социальных задач, включая сбыт продукции и предоставление услуг по сниженной стоимости, организация закупок продукции первой необходимости; ведение производств, находящихся в стадии банкротства либо являющихся неприбыльными; поддержание деятельности, которая дотируется. Цель формирования и деятельности унитарного предприятия – реализация задач государства на коммерческой основе. Сотрудники ФГУП Права и должностные обязанности персонала унитарного предприятия прописаны в Трудовом кодексе.

2. Совет директоров. Компетенция совета директоров – созыв годового и внеочередных общих собраний, определение приоритетных направлений деятельности АО, рекомендации по размерам дивидендов, создание филиалов. 3. Исполнительный орган общества. Исполнительный орган может быть единоличным (директор, гендиректор) или коллегиальным (правление, дирекция). Уставом предусматривается наличие одного или и того и другого. Компетенция исполнительного органа – вопросы руководства текущей деятельностью, организация выполнения решений общего собрания и совета директоров.

Имущество частного унитарного предприятия находится в собственности гражданина либо юридического лица, образованного на праве частной собственности. Самому унитарному предприятию имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (казенные предприятия). Таким образом, имущество унитарного предприятия одновременно принадлежит учредителю и самому унитарному предприятию. Унитарное предприятие учреждается по решению собственника его имущества.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Муниципальные унитарные предприятия России

Государственные и муниципальные унитарные предприятия являются особым видом юрлиц. Специфика в первую очередь связана с имущественным положением этих субъектов. Рассмотрим далее, что собой представляют государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Общая характеристика

Что такое унитарное гос. предприятие и МУП? Как выше было сказано, ключевым критерием выделения этих юрлиц выступает имущественный статус. Считается, что унитарные государственные и муниципальные предприятия – некоммерческие организации. Однако это не совсем так. Эти юрлица могут осуществлять предпринимательскую деятельность, однако она должна находиться строго в рамках целей, для которых они созданы. При этом вся прибыль должна идти на развитие унитарных предприятий. Они обладают определенным имуществом, однако имеют на него ограниченные права. Материальные ценности, вверенные учреждениям, являются неделимыми и не могут распределяться по долям, в том числе между сотрудниками.

Отличительные черты

Для лучшего их понимания отметим основные признаки государственного унитарного предприятия. Юрлицо создается путем выделения определенной части из общего имущества. В качестве собственника выступает государство. И именно за ним сохраняется право полного распоряжения имуществом, переданным в ведение ГУП. Материальные ценности предоставляются в хозяйственное ведение либо оперативное управление. В создаваемых юрлицах не предусматривается членство. Орган управления является единоличным.

Причины создания

Государственные унитарные предприятия, как форма управления государственной собственностью, могут образовываться с целью:

  1. Использования имущества, в отношении которого установлен запрет на приватизацию.
  2. Выполнения мероприятий, связанных с решением социальных задач. К ним в том числе относят реализацию определенной категории продукции и предоставление услуг по минимальной стоимости и организацию товарных и закупочных интервенций по изделиям первой необходимости.
  3. Обеспечения некоторых дотируемых видов работ и ведения убыточных производств.

Это основные цели, для которых может создаваться государственное унитарное предприятие. Значение этого юрлица состоит в решении госзадач на коммерческой основе.

Особенности нормативного регулирования

Дополнительные характеристики

Муниципальные и унитарные предприятия России должны иметь устав и фирменное наименование. В названии юрлица должно содержаться указание на владельца имущества. В уставе должны присутствовать полные сведения о собственнике. В частности указывается конкретный субъект или орган территориальной власти. Если владельцем выступает РФ, то сведения об этом также должны присутствовать в уставе.

Гражданское право и процесс

Унитарные предприятия, в соответствии с ГК, не несут ответственности по обязательствам владельца имущества. Соответственно, при возникновении споров эти юрлица не будут выступать в качестве ответчиков. Между тем муниципальные унитарные предприятия, равно как и ГУПы, отвечают по своим долгам. Владелец имущества по их обязательствам ответственности не несет. Исключение составляют случаи банкротства, обусловленные действиями собственника.

Формы юрлиц

Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть двух видов. Классификация осуществляется в зависимости от типа прав на имущество. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, которым вверено имущество на праве хозяйственного ведения, образуются по решению уполномоченного института федеральной или территориальной власти.

Устав

Он выступает в качестве учредительного документа. Устав утверждается ведомством, министерством или иным органом, осуществляющим координацию и регулирование работы в соответствующей отрасли. В документе кроме обычных сведений, являющихся обязательными для всех юрлиц, указывается информация о целях и предмете деятельности, величине уставного фонда. Его размер не должен быть меньше 5000-кратного (для ГУПов) или 1000-кратного (для МУПов) МРОТ. Фонд должен быть полностью профинансирован владельцем имущества в трехмесячный срок с даты создания юрлица. Унитарные предприятия считаются единственными коммерческими структурами, которые обладают правами и несут обязанности, прямым образом связанные с деятельностью, указанной в уставе.

Казенные учреждения

При создании таких предприятий имущество передается им в оперативное управление. Владельцем материальных ценностей может быть регион, МО или РФ. В качестве учредительного документа также выступает устав. Он утверждается правительством, региональным или территориальным органом власти. Казенное учреждение не может распоряжаться имуществом, вне зависимости от того, движимое оно или недвижимое, без соответствующего разрешения собственника. Наименование юрлица должно указывать на его тип. По обязательствам казенного предприятия РФ субъект или МО могут нести субсидиарную ответственность. Это допускается в том случае, если имущества учреждения для удовлетворения требований кредиторов недостаточно. Образование и ликвидация муниципального унитарного предприятия, казенного в том числе, осуществляется по решению территориального органа власти. Прекращение деятельности ГУПа производится на основании постановления правительства или регионального уполномоченного органа.

Особенности пользования имуществом

При хозяйственном ведении унитарные предприятия могут распоряжаться вверенными материальными ценностями, доходами, выпускаемой продукцией (предоставляемыми услугами) самостоятельно. При этом должны учитываться ограничения, установленные законодательными и прочими нормативными актами. Оперативное управление предполагает обязательное получение согласия собственника на любые действия с имуществом.

Права владельца

Собственник решает вопросы, касающиеся создания предприятия, определяет цели и предмет его деятельности. В полномочия владельца входит контроль использования имущества по назначению, обеспечения его сохранности. Учредитель решает также вопросы, связанные с ликвидацией или реорганизацией предприятия.

Ограничения

Унитарные предприятия не могут создавать дочерние общества. В законодательстве установлен запрет для учреждений, имеющих имущество в хозяйственном ведении, выступать в качестве учредителей других аналогичных юрлиц посредством передачи им части материальных ценностей, вверенных им владельцем. Такой порядок обусловливается необходимостью предупредить выход имущества из-под контроля.

Источники образования имущества

В качестве них могут выступать:

  1. Прибыль, которая получена в процессе осуществления своей деятельности.
  2. Имущество, предоставленное по решению владельца в качестве вклада в уставной фонд, или иные материальные ценности, переданные собственником.
  3. Заемные средства. К ним в том числе относят кредиты в банковских и иных финансовых организациях.
  4. Амортизационные отчисления.
  5. Капвложения и бюджетные дотации.
  6. Доходы (дивиденды), которые поступают от хозяйственных товариществ и обществ, в чьих уставных капиталах участвует юрлицо.
  7. Пожертвования и добровольные взносы граждан, учреждений, организаций.
  8. Прочие источники, существование которых не противоречит законодательству. К ним в том числе относят прибыль от предоставления имущества в аренду другим субъектам.

Совершение сделок

Унитарные предприятия не могут распоряжаться недвижимостью. Реализация объектов осуществляется исключительно по разрешению учредителя. При этом согласование сделок с недвижимостью, стоимость которых больше 150 млн руб., производится Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом на основании решения правительства Российской Федерации или решения, принимаемого по его поручению заместителем председателя правительства.

Программы деятельности

Взаимоотношения ГУПов с собственниками регламентируется правительственными постановлениями. Одним из таких актов утверждены правила по разработке программ деятельности рассматриваемых юрлиц и определению прибыли, подлежащей отчислению в бюджет. Часть доходов, как выше было указано, может направляться на развитие предприятия.

Специфика финансовых ресурсов

Одним из ключевых отличий унитарных предприятий от других, в первую очередь акционерных обществ, выступают способы формирования капитала, образования и использования дохода, привлечения заемных и бюджетных средств. Денежный фонд создается за счет оборотных и основных активов, закрепленных за юрлицом. Величина капитала отражается в балансе на дату утверждения учредительного документа (устава). Его функции аналогичны тем, которые выполняет денежный фонд любой другой коммерческой структуры. Кроме того что капитал выступает в качестве материальной основы для осуществления юрлицом его деятельности, он является своеобразным индикатором эффективности его работы. Если по завершении отчетного периода цена чистых активов станет меньше минимального размера, установленного законом на дату регистрации предприятия, и в трехмесячный срок не будет восстановлена, учредитель должен ликвидировать общество. Если за указанный период соответствующего решения принято не было, кредиторы могут потребовать досрочного выполнения либо прекращения обязательств и компенсации причиненных убытков.

Прибыль

Она выступает в качестве одного из важнейших источников финансирования. Прибыль образуется так же, как и в иных коммерческих структурах. Вместе с тем БК расценивает доход унитарных предприятий как источник неналоговых поступлений в бюджет. Ежегодно рассматриваемые юрлица осуществляют обязательные отчисления с полученной прибыли. Порядок, величину и сроки платежей утверждает правительство или региональные/территориальные структуры власти. Средства, оставшиеся после выплаты налогов и прочих отчислений, перераспределяются по фондам материального поощрения, социальных мероприятий и проч. Часть чистого дохода по решению учредителя может направляться на увеличение уставного капитала предприятия.

Направления расходования средств

  1. На внедрение, освоение новых технологий и оборудования, проведение природоохранных мероприятий.
  2. Расширение и развитие финансово-хозяйственной деятельности, увеличение оборотных активов.
  3. Реконструкцию, строительство или обновление ОС.
  4. Выполнение научно-исследовательских мероприятий, изучение рыночной конъюнктуры и спроса.

Унитарные предприятия могут использовать целевые источники финансирования. Такие ассигнования, как правило, направляются на реализацию определенных мероприятий и программ социальной направленности.

Муниципальное унитарное предприятие

Муниципальные унитарные предприятия учреждаются в нашей стране чаще всего для решения каких-либо социальных задач местного уровня, а также при необходимости использования какого-либо не подлежащего приватизации имущества, которое принадлежит к ведению органов местного управления, совершения научной деятельности и т.п.

Такие коммерческие унитарные организации владеют специфическим статусом, который определен Гражданским кодексом и отдельным законом (№ 161-ФЗ от 14 ноября 2002 года). Предлагаем в данной статье рассмотреть некоторые главные особенности процесса создания, а также хозяйственной деятельности на территории РФ муниципальных унитарных предприятий.

Что представляет собой муниципальное унитарное предприятие

Под унитарным муниципальным предприятием нужно понимать созданную органами местного управления коммерческую организацию, право собственности на имущество которой принадлежит соответствующему муниципальному образованию, являющемуся ее учредителем. Все имущество принадлежит унитарному муниципальному предприятию на титуле хозяйственного ведения или же титуле оперативного управления и не подлежит распределению, в том числе между сотрудниками такого предприятия. Кроме того, имущество данного предприятия не может передаваться другому унитарному предприятию, созданному как его дочернее предприятие.

Все это определяет уникальное правовое положение унитарных муниципальных предприятий в системе других типов юридических лиц, способное обеспечить достижение целей, для которых такое предприятие изначально и было создано.

Обязательные атрибуты муниципального унитарного предприятия

Что касается обязательных атрибутов унитарного муниципального предприятия, определяющих его правоспособность, то к ним следует отнести:

  • полное и сокращенное название на русском, иностранном и/или языке субъекта федерации, в обязательном порядке включающее фразу «муниципальное предприятие», а также упоминание о собственнике
  • круглую печать с указанием названия и места нахождения
  • бланки, штампы, товарные знаки, эмблемы и другие знаки индивидуализации
  • права, которые в полном объеме соответствуют целям его создания и деятельности, и вытекающие отсюда обязанности

Имущество каждого унитарного муниципального предприятия, как указано в статье 11 закона № 161-ФЗ, состоит из имущества, которое закрепленное за ним владельцем, полученных в процессе деятельности доходов и имущества, полученного за счет незапрещенных законом источников. При этом предприятие данного типа ежегодно обязуется перечислять в соответствующий муниципальный бюджет предусмотренную собственником предприятия часть от прибыли.

Процедура учреждения унитарного муниципального предприятия

Если Вас заинтересовал такой тип юридического лица, как муниципальное унитарное предприятие, и Вы желаете создать именно данную организацию, предлагаем ознакомиться с процедурой его учреждения.

Прежде всего, уполномоченный орган местного управления, на территории которого будет создано муниципальное унитарное предприятие, принимает отдельное решение о его основании с обязательным указанием предмета его деятельности. Также местными органами власти утверждается перечень и стоимость имущества, которое будет закреплено за данным муниципальным унитарным предприятием, процедура утверждения устава и другие формальности.

Дальше необходимо разработать проект устава будущего унитарного муниципального предприятия для передачи его на утверждение собственнику и дальнейшую государственную регистрацию предприятия. На данном этапе подготовки главного учредительного документа, которым и является устав, следует проявить особое внимание, чтобы в полном объеме соблюсти все предусмотренные законом требования к данному документу и избежать его доработок в дальнейшем.

Учитывая довольно строгие требования закона к уставу и другим документам муниципального унитарного предприятия, мы всегда рекомендуем не тратить время и огромные усилия на их самостоятельную подготовку, а воспользоваться услугами квалифицированных юристов. Как свидетельствует практика, это помогает не только сохранить время, но и получить в результате документ, отвечающий всем Вашим потребностям.

С вышеописанной целью, а также с целью дальнейшего сопровождения процесса непосредственной регистрации Вашего муниципального унитарного предприятия, Первая Правовая Компания предлагает свою профессиональную юридическую помощь. Мы знаем, какие требования ставят к пакету документов компетентные регистрирующие органы и как избежать наиболее распространенных ошибок в процессе создания унитарного муниципального предприятия. Поэтому основание Вашего унитарного муниципального предприятия с нашим участием – это, несомненно, успешное начало его деятельности!

Стоит также обратить внимание на законодательно установленный для унитарного муниципального предприятия минимальный размер уставного фонда – 1000 минимальных величин оплаты труда на момент госрегистрации данного предприятия. При этом весь задекларированный при создании уставный фонд должен быть внесен учредителем на протяжении 3 месяцев со дня госрегистрации предприятия. Только после этого указанное унитарное муниципальное предприятие вправе заключать любые сделки, не связанные с его основанием. Кроме того, только после полного формирования задекларированного уставного фонда муниципального предприятия, его собственник получает право принимать решение о увеличении уставного фонда.

Для того чтобы уменьшить или увеличить размер уставного фонда созданного им унитарного муниципального предприятия, учредитель должен подготовить соответственное решение, внести и зарегистрировать по специальной процедуре изменения во все учредительные документы. В связи с этим среди других услуг, связанных с деятельностью унитарных муниципальных предприятий, Первая Правовая Компания также предлагает свою помощь в вопросах изменения величины уставного фонда.

Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником этого имущества.

Сущность унитарного предприятия

Унитарность - специфическая форма организации деятельности.

Унитарность характеризуется:

Созданием юридического лица путем выделения собственником определенной имущественной массы, а не объединения собственности нескольких лиц;

Сохранением права собственности на имущество за учредителем;

Закреплением имущества за юридическим лицом на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления);

Неделимостью имущества;

Отсутствием членства;

Единоличными органами управления.

К основным причинам создания унитарных предприятий следует отнести:

Необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена;

Осуществление деятельности по решению социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам и организации закупочных и товарных интервенций по товарам первой необходимости;

Обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств.

Цель деятельности унитарных предприятий - решение государственных задач на коммерческой основе.

Правила ст. 113-115, 294-297 ГК РФ регулируют только правовое положение предприятий и не затрагивают права и обязанности работников, как имеет место с участниками и членами хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов. Права и обязанности работников определяются прежде всего трудовым правом. Если унитарное предприятие с согласия собственника внесло вклад в хозяйственное общество, то получаемая прибыль не может распределяться между работниками предприятия, она становится имуществом этого предприятия в целом.

Имущество, выделяемое унитарному предприятию при его создании, находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Органом унитарного предприятия выступает руководитель, который назначается собственником или уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

Федеральное государственное унитарное предприятие - ФГУП

Государственное унитарное предприятие - ГУП (субъекта федерации)

Муниципальное унитарное предприятие - МУП (Муниципального образования)

Государственное предприятие – разновидность коммерческой организации, так как они создаются для производственно-хозяйственной деятельности (создание материальных ценностей, оказание хозяйственных услуг и т.п.).

Характерные черты административно-правового статуса государственных предприятий можно обнаружить на примере государственных унитарных предприятий. Ввиду отсутствия федерального закона о них им в настоящее время дается преимущественно гражданско-правовая характеристика как юридическим лицам особого рода. Но даже гражданское законодательство содержит ряд положений, имеющих прямое отношение к административно-правовой характеристике унитарных предприятий.

Во-первых, унитарным признается предприятие, за которым закрепляется определенное имущество его собственником, т.е. государством. Такое предприятие может быть создано только как государственное (если не учитывать возможность создания унитарных муниципальных предприятий).

Во-вторых, унитарное предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного органа, который утверждает и учредительный документ предприятия – его устав. Подразумевается соответствующий орган исполнительной власти. Так, Министерство путей сообщения РФ создает, реорганизует и ликвидирует предприятия федерального железнодорожного транспорта, утверждает их уставы и т.д.

В-третьих, органом унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником либо уполномоченным им органом. Руководитель предприятия подотчетен как собственнику, так и указанному органу.

В-четвертых, руководитель государственного унитарного предприятия наделяется определенным объемом полномочий юридически властного характера, которые реализуются в рамках предприятия.

В-пятых, унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в органах юстиции.

К этому следует добавить, что именно органы исполнительной власти осуществляют контроль и надзор за деятельностью унитарных предприятий, применяют по отношению к ним различного рода административно-принудительные средства воздействия, лицензируют в установленных случаях их деятельность, имеют право в обязательном порядке размещать на них некоторые виды государственных заказов на поставку продукции (например, государственный оборонный заказ).

Предусмотрено, что правовой статус государственных предприятий и учреждений регламентируется специальным федеральным законом. Однако до сих пор такой правовой акт отсутствует многие вопросы их организации и деятельности решаются президентскими указами и правительственными постановлениями.

33Муниципальное предприятие.

Государственные и муниципальные предприятия, действующие на праве хозяйственного ведения, составляют значительную часть унитарных предприятий.

муниципального предприятия - 1 000 МРОТ (ст. 12 Закона об унитарных предприятиях).

Государственные и муниципальные предприятия могут создаваться для проведения научной и научно-технической деятельности, разработки и изготовления продукции, находящейся в сфере национальных интересов государства и обеспечивающей национальную безопасность, производства изъятой из оборота и ограниченно оборотоспособной продукции.

Муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, а недвижимым - с согласия собственника имущества.

Собственник государственного и муниципального предприятия:

Принимает решение о создании предприятия;

Определяет цели и предмет (виды) его деятельности;

Дает согласие на участие предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

Определяет порядок утверждения показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

Утверждает устав предприятия;

Принимает решение о реорганизации и ликвидации предприятия, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы предприятия;

Формирует уставный фонд предприятия;

Назначает на должность руководителя предприятия и заключает с ним трудовой договор;

Дает согласие на назначение главного бухгалтера, утверждает бухгалтерскую отчетность предприятия;

Утверждает показатели экономической эффективности деятельности предприятия и контролирует их выполнение;

Дает согласие на создание филиалов и представительств;

Дает согласие на участие предприятия в других организациях;

Принимает решение о проведении аудиторских проверок и решает многие другие вопросы деятельности предприятия.

В организационно-правовой структуре предпринимательства видное место принадлежит государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Каковы особенности этой формы, чем она отличается от других коммерческих структур?

Неверно было бы рассматривать их как антипод частной собственности. Это - звенья хозяйственной системы, объективно обусловленные достигнутым уровнем обобществления производства. В структуре административно- экономики государственные предприятия занимали место главного и ведущего звена хозяйственной системы; в же экономике им предстоит занять место равноправного субъекта в совокупности хозяйствующих образований, действующих на коммерческих принципах.

Государственные и муниципальные предприятия - это такие производственные (в широком смысле слова) образования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители.

Что означает термин «унитарное», какой экономический и правовой смысл несет это понятие?

Унитарное - значит единое, не разделяемое на части. Следовательно, государственное и муниципальное унитарное предприятие - это такая создаваемая государством и органами местного самоуправления коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепляемое за ней собственником имущество; иными словами, это имущество не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками предприятия. В унитарной форме могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия.

Которым наделяются такие предприятия, находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятиям на праве «хозяйственного ведения» или «оперативного управления». Задачи, объем закрепленного имущества (уставный фонд), полномочия хозяйственного ведения определяются в уставе предприятия, утверждаемом уполномоченным на то государственным или муниципальным органом (например, устав муниципального предприятия торговли утверждается соответствующим департаментом торговли).

Органом управления унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником (либо уполномоченным собственником органом).

Свою деятельность унитарные государственные и муниципальные предприятия строят на коммерческих принципах, сообразуя доходы с издержками и добиваясь увеличения . При этом по своим обязательствам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности, такие предприятия отвечают всем принадлежащим им имуществом. Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия. В равной мере и предприятие такого типа не отвечает по долгам собственника имущества. Таким образом, мера экономического обособления унитарных предприятий обозначена четко и жестко. Но есть ситуации, когда собственник имущества может быть привлечен к субсидиарной , - в случае, если собственник имущества имеет право отдавать обязательные распоряжения предприятию и несостоятельность последнего вызвана действиями учредителя-собственника.

В составе государственных предприятий есть и такие, которые, будучи образованными на базе федерального имущества, функционируют в режиме оперативного управления этим имуществом. Такие предприятия называются федеральными «казенными» предприятиями (например, предприятие «Монетный двор»).

Помимо коммерческих, в структуре хозяйствующих субъектов закон выделяет - «потребительские кооперативы», «общественные» и «религиозные» организации, «фонды».

Основная цель потребительских кооперативов состоит в удовлетворении материальных и иных потребностей граждан, объединяющихся для совместного удовлетворения личных потребностей (например, для строительства и эксплуатации жилых домов, гаражей, обеспечения продуктами питания, предметами промышленного производства и т. д.). При хорошей постановке дела такие кооперативы снижают затраты своих членов на цели потребления именно потому, что не ставят своей целью получение прибыли. Мировой опыт свидетельствует, что потребительские кооперативы проявляют огромную жизнестойкость в сферах деятельности, связанных с удовлетворением потребительских интересов граждан. Возрождение и налаживание эффективной работы таких кооперативов в нашей стране - важная составная часть движения к рыночной экономике.

Некоммерческими организациями являются также общественные и религиозные организации. Они представляют собой добровольные объединения граждан, соединяющихся на основе общности интересов. Такие общественные организации создаются для обеспечения самых разнообразных интересов - культурных, образовательных, оздоровительных и т. д. (например, добровольное спортивное общество «Спартак», общество «Знание», общество книголюбов). Общественные организации различаются по масштабам деятельности и могут охватить большие массы населения разных регионов, могут формироваться по профессиональным интересам или косить локальный характер. Такие общественные организации осуществляют свою деятельность за счет членских взносов, добровольных пожертвований или доходов от создаваемых ими предприятий. При этом деятельность последних должна быть полностью подчинена целям и задачам, ради которых действуют сами добровольные объединения. Например, спортивное общество вправе создать предприятие по производству спортивного оборудования; но если оно вдруг решит создать торговое предприятие по продаже спиртных напитков, то вступит в противоречие с целями, ради которых создавалось общество-учредитель.

Наконец, некоммерческими организациями являются фонды, т. е. не имеющие членства организации, учреждаемые гражданами или на основе добровольных имущественных взносов и преследующие социальные, благотворительные, культурные, общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду, становится его собственностью. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан.

Как видим, спектр организационно-правовых форм хозяйствования достаточно богат и разнообразен, открывает возможность выбора наиболее оптимальных, обеспечивающих эффективное функционирование хозяйствующих субъектов в конкретных условиях. Он дополняется правом объединяться в ассоциации и союзы в целях координации их деятельности и защиты общих имущественных интересов.

Однако право - необходимая, но недостаточная предпосылка реального создания социально-экономической инфраструктуры, отвечающей требованиям современного рынка. В России для этого необходима еще трудная и кропотливая работа по созданию условий деятельности хозяйствующих субъектов в рыночной среде. А это предполагает целый комплекс мер, в том числе - не только передачу в частную собственность большей части государственных предприятий, но и освобождение всех хозяйствующих субъектов от мелочного административного вмешательства государства в процесс хозяйствования, переход к воздействию на экономику главным образом через косвенные (фискальные и денежно-кредитные) инструменты.

Государственные и муниципальные предприятия как особая разновидность коммерческих организаций. Специфика этих субъектов гражданского права состоит в том, что их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1 ст. 113 ГК). Поэтому они являются единственным видом коммерческих юридических лиц, которые имеют не право собственности на принадлежащее им имущество, а вторичное вещное право. Государственные и муниципальные предприятия являются унитарными, а их имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам. Таким образом, государственным (муниципальным) предприятием называется юридическое лицо, учрежденное государством либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска особо значимых товаров (производства работ или оказания услуг), имущество которого состоит в государственной (муниципальной) собственности.

Учредительными документами государственных и муниципальных предприятий являются решение собственника, как правило, его представителя в лице соответствующего органа Министерства имущественных отношений и устав.

Имущество государственного унитарного предприятия находится в федеральной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В состав имущества предприятия не может включаться имущество иной формы собственности.

Природа государственных и муниципальных предприятий находит свое выражение в их фирменном наименовании, которое должно содержать указание собственника их имущества. Другие средства индивидуализации государственных и муниципальных предприятий не отличаются от аналогичных средств иных коммерческих организаций.

В отличие от других предпринимательских юридических лиц, органы управления государственных и муниципальных предприятий, как правило, носят единоличный характер. Возглавляет предприятие руководитель (генеральный директор, директор), который назначается на должность и освобождается от должности собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК),

В настоящее время правовое положение государственных и муниципальных предприятий определяется ГК, а также рядом специальных нормативных актов, принятых по поводу отдельных разновидностей этих юридических лиц. Различают:

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения

Такое предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (для муниципальных предприятии) и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли. При этом собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам такого предприятия, за исключением случаев субсидиарной ответственности по обязательствам обанкротившегося вследствие его указаний юридического лица.

Характер имущественной обособленности рассматриваемого предприятия определяется содержанием права хозяйственного ведения в соответствии со ст. 295 ГК. Собственник имущества унитарного предприятия имеет широкие полномочия по вопросам его деятельности.

До государственной регистрации унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, его собственник обязан полностью оплатить уставный фонд. Следовательно, поэтапное формирование уставного фонда для унитарных предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, не допускается.

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления

Правовое положение унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (федерального казенного предприятия), весьма специфично. С одной стороны, казенное предприятие создается для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и, следовательно, осуществляет коммерческую деятельность. С другой стороны, оно может осуществлять свою хозяйственную деятельность за счет бюджетных средств, выделенных федеральной казной1 . Таким образом, правоспособность казненного предприятия занимает промежуточное положение между правоспособностью коммерческой и некоммерческой организаций, т.е. такое юридическое лицо может быть условно охарактеризовано как «предпринимательское учреждение».

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, создается по особому решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (п. 1 ст. 115 ГК).

Кроме рассмотренных видов существуют еще некоммерческие организации, которые не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками (п. 1 ст.50 ГК).

Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП , МУП). Согласно ст. 113 ГК РФ и ст. 2 ФЗ от 14 ноября 2002 г № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию, которые и выступают учредителями через соответствующие органы. Это основной признак, отличающий ГУП, МУП от остальных коммерческих организаций — они не являются собственниками закрепленного за ними и приобретенного впоследствии имущества.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. От имени РФ или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти РФ Для управления федеральным имуществом создано Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

См. постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия». или субъекта РФ в рамках их компетенции , установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Всего законом о ГУПах и МУПах предусмотрена возможность создания следующих видов унитарных предприятий:

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие;

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также — казенное предприятие).

В отличие от прежде действовавшего законодательства, предусматривавшего возможность существования только федеральных казенных предприятий, сейчас в РФ могут создаваться казенные предприятия не только на базе федеральной собственности, но и собственности субъектов РФ или муниципальных образований.

Основания для создания ГУП, МУП на праве хозяйственного ведения.

Решение об учреждении федерального предприятия на праве хозяйственного ведения (ФГУП) принимается Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти. Решение об учреждении ГУП субъекта Российской Федерации или МУП принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов (ст. 8 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).


Основания для создания ГУП, МУП на праве оперативного управления

Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ. Казенное предприятие субъекта РФ учреждается решением органа государственной власти субъекта РФ, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения. Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

Еще одна особенность унитарных предприятий состоит в том, что имущество этого предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия. Третье отличие от других коммерческих организаций состоит в том, что унитарные предприятия могут заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в их уставе в соответствии с перечнем, содержащимся в ст. 8 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Таким образом, они обладают специальной правоспособностью. Четвертое отличие: в таких предприятиях функции органа управления и исполнительного органа принадлежат исключительно одному лицу — руководителю, директору. Он назначается собственником, подотчетен ему и несет перед ним ответственность за вред, причиненный предприятию (ст. 21 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Гражданским кодексом РФ установлены ограничения по распоряжению унитарным предприятием закрепленным за ним имуществом. Согласно п. 2 ст. 295 ГК РФ, предприятие не вправе распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ) самостоятельно вправе распоряжаться лишь производимой им продукцией, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Всем закрепленным за ним имуществом (как движимым, так и недвижимым) оно может распоряжаться лишь с согласия собственника этого имущества. Также в соответствии с п. 2 ст. 296 ГК РФ, собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество казенного предприятия и распорядиться им по своему усмотрению.

Однако, предоставляя такие широкие права собственнику казенного предприятия, законодатель возлагает на него и более серьезную ответственность. Согласно ст. 115 ГК РФ по всем обязательствам казенного предприятия при недостаточности имущества собственник несет субсидиарную ответственность. По обязательствам же предприятия на праве хозяйственного ведения собственник отвечает только, если несостоятельность (банкротство) предприятия возникла по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 56 ГК РФ.

Загрузка...