domvpavlino.ru

Михаил Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». ЭГЭ Русский язык. С1. Список проблем и примеры литературных произведений, которые можно использовать для приведения аргументов, подтверждающих позицию ученика по данной проблеме. (Д

Можешь считать эту статью продолжением всеми любимого цикла про . Возрождать его мы не будем, но писать про отменное чтиво не перестанем даже под страхом смерти. Здесь мы тоже советуем своего рода классику, которая не так распиарена, как Толстой или Гюго, но является мастхэвом для тех, кто привык считать себя умным человеком. Уверены, удовольствие, полученное от прочтения, будет колоссальным, никакое «Преступление и наказание» не сравнится.

«Война с саламандрами», Карел Чапек

Кто не знает Карла Чапека, тот, считай, не знает про литературу XX века ничего. Собственно, он и Ярослав Гашек составляют всю известную миру чешскую литературу ( , писавшего на немецком, к чешским писателям относить не любят). Чапек, без сомнения, являлся одним из остроумнейших людей своего времени и прежде всего был известен как мастер острого, емкого, короткого рассказа, деля первое место в этом жанре с Чеховым и О. Генри. Кроме того, именно Чапек придумал такое банальное и повсеместно употребляемое слово, как . Собственно, до пьесы «R.U.R», которую он написал со своим братом Йозефом, никто не додумался убрать в чешском слове «robota» (что переводится как «подневольный труд») последнюю букву. Но сегодня твоему вниманию предлагается не история про то, как роботам надоело работать на людей и даже не «Средство Макропулоса», про которое все слышали, но мало кто читал. Поговорим про его самое большое произведение.

Сам Чапек говорил, что писал о саламандрах потому что думал о людях. А точнее, об одном немецком фюрере и его друзьях, что отразилось на произведении - роман получился целиком и полностью антифашистским (хотя про них там не сказано ни слова, просто время было такое, все всё понимали и без слов). Роман написан в интересной манере - в стиле газетной публикации. Чапек, в отличие от нынешних товарищей, знал, что это такое, и как писать хорошо. Здесь обличается вся суть человечества, его слепота, тщеславие, жестокость, жажда наживы, и то, к какой непроглядной жопе всё это приводит. Человечество использовало саламандр в своих корыстных целях, а потом удивилось, почему эволюционировавшие земноводные устроили людской геноцид. Это не спойлер, это так, для затравки, чтобы побудить интерес к этой гениальной полуабсурдной и крайне увлекательной сатире на мир, который не сильно меняется.

«Скарамуш», Рафаэль Сабатини

Главный талант любого писателя - это умение приковать внимание читателя к строкам и не отпускать до последней страницы. Этим и славился знаменитый английский писатель Рафаэль Сабатини. Именно английский - из итальянского у него только отец и фамилия, всё остальное чопорное и надменно-британское, даже уродливая верхняя губа присутствует. Но Бог с ним, с происхождением, все покойники выглядят одинаково, особенно если скончались 67 лет назад. Нам осталось только восхищаться талантом, который и поныне сидит в предложениях, фразеологических оборотах и даже знаках препинания. Сабатини способен вернуть интерес к большой хорошей литературе не только уставшему от жизни взрослому, но и наглому, мерзкому и злому ребенку.

Сюжет строится по привычной для автора схеме: главный герой с импозантной внешностью, благородный, отважный, обаятельный, нравящийся женщинам, умный, прекрасно владеющий шпагой, вынужден сменить профессию (из адвокатов в актеры); прекрасная леди, окруженная мерзавцами; творящаяся вокруг несправедливость, которую наш главный герой всеми силами пытается изменить (ввязывается в революцию); подлые чиновники; хэппи-энд. В итоге мы получаем атмосферный исторический роман, с лихо закрученным сюжетом, охватывающим множество разных декораций и локаций. Но при этом действия совершаются равномерно, не затянуто, но с остановками и дают возможность привыкнуть и оглядеться на каждом отрезке пути. Это не Эко, который заставляет читателя чувствовать себя идиотом, - Сабатини уважает своего зрителя и благодарит его за потраченные на книгу деньги изящным поклоном в виде высочайшего качества произведения. Сабатини - это та приключенческая историческая литература, которая должна быть. А слово «Скарамуш», которое кажется до боли знакомым, ты слышал в песне группы Queen «Bohemiаn Rhapsody». Ее голосил Меркьюри в оперной части: «Scaramouch, scaramouch, will you do the fandango». Но никакого отношению к роману это не имеет.

Интересная ситуация получается. Илью Эренбурга великим писателем и поэтом не назовешь. Талантливый человек, не более того. Но много ли таких талантов сидит в тесных комнатах? Все таланты, только не у всех получается пробиться куда надо. А Эренбургу повезло больше, он родился в нужное время, и делал, что требовалось. Относиться к нему положительно, особенно после манифеста с призывами убивать жителей Германии, довольно сложно. Да и вообще, вся его биография вызывает сильное желание поскорее перестать ее читать, чтобы совсем в человеке не разочаровываться. И более того, Эренбург в своем творчестве активно подражал модным французским писателям, в особенности Анатолю Франсу. Но когда ты будешь читать этого Анатоля, если Эренбург понятнее и увлекательнее? Как бы его ни ругали, какой бы сомнительной личностью он ни был, а книгу прочитать стоит.

Главный герой - иммигрант и провокатор, который уверенно идет к своей цели, пользуясь всеми, кто только подвернется под руку. Но и цель у него специфическая: развязать глобальную войну, а это тебе не банк ограбить. А его пафосные нравоучения, если копнуть глубже, на поверку оказываются утонченным издевательством, особенно на фоне того, что происходит.

А самое удивительное в романе - это предсказания. Книга была издана в 20-х годах и точно предсказала массовое истребление евреев под издевательской вывеской «Сеансы уничтожения иудейского племени. Вход бесплатный», американское ядерное оружие в Японии (именно в Японии и именно ядерное оружие) и немецкое отношение к оккупированным землям. Видимо, путь наведения порядка путем тотального уничтожения вселенной и правда единственно эффективный.

Не ищи в романе изысков, он интересен не художественной ценностью, а непосредственно содержанием и идеями. А главное, не воспринимай его слишком серьезно, а то тронешься умом.

«Чума», Альбер Камю

Ну куда же без Камю. Это вам не какой-то там Сартр Жан-Поль, чью фамилию иначе как «Срака» не произносят. Это все-таки великое произведение, а других Камю и не писал. Если бы сейчас на дворе стоял 2001-й год, то можно было бы сказать, что книга просто чума. Но не будем употреблять такие низкие архаизмы, скажем просто, что таких книг еще нужно поискать. Она поглощает тебя сразу и заставляет вариться в обжигающем соке из отвращения, сомнения, страха, радости и отчаяния. Можно не понимать и не принимать , можно не понимать экзистенциализм, но закрыть книгу без каких-либо впечатлений невозможно. Хотя всё, казалось бы, так просто - описание событий в чумном городе.
«Чума» - это роман-хроника. Камю, когда его писал, старался писать как можно суше, без вычурной лексики, чтобы читатель воспринимал картины чумного города как можно более объективно. Здесь не будет изысканных аллегорий, только описание творящегося вокруг хаоса. Главный герой, доктор Риэ - человек, который признает только факты. Стремится к точности изложения, не прибегая ни к какому художественному украшению. По натуре, мировоззрению, характеру занятий, ходу событий он ориентируется только на разум и логику, не признает двусмысленности, хаоса, иррациональности. Даже когда чума покидает город, он не спешит радоваться. Он знает, что всё это еще не раз повторится.

Чума - это глубокая аллегория и предостережение. Кара небесная или результат человеческой деятельности, а значит, что всё повторится еще не раз.

«Рип ван Винкль», Вашингтон Ирвинг

А ведь Вашингтона Ирвинга считают отцом американской литературы. Пускай все его рассказы больше напоминают сказки американских колонистов разных эпох, это не отменяет его таланта. Вся литература строилась на мифах и предания. Вот и он взял поверья голландцев и британцев и создал такие нетленки, как «Сонная лощина» и «Рип ван Винкль». К примеру, сюжет того же «Ван Винкля» был и у Диогена, и в китайских преданиях, и в вавилонских талмудах. Но символом человека, полностью отставшего от времени, является именно ирвинговский персонаж. И в современной литературе, у тех же и Стругацких, отсылки именно к голландскому колонисту, а не античному Эпамениду. Причина не в том, что он современнее, просто манера Ирвинга понятна всем, его мрачные легенды с одинаковым успехом нравятся и злым детям, и добрым взрослым. Мотив у истории древний, а эмоций - как после вчерашней пьянки. А еще старый дядюшка Рип похож на миллион таких же мужичков, живущих с деспотичными женами и отчаянно отставших от жизни.

Многие из нас, особенно школьники и их родители, неустанно задаются вопросом о том, зачем нужно знать историю. Какова значимость и актуальность изучения событий многолетней давности? Однако существует множество разнообразных причин, указывающих на необходимость изучения этого предмета, который является сочетанием многих других дисциплин. Много аргументов уже было приведено по поводу важности истории, но они по-прежнему остаются актуальными и на сегодняшний день.

Виртуальная машина времени

Воспитать патриотов

Здоровая социальная атмосфера в стране, полноценное общество и мир - цель, к которой стремятся все люди в общем и каждое отдельное государство в частности. Невозможно все оценить деньгами и за все заплатить. Поэтому государство держится не на бизнесменах, а на меценатах, альтруистах и патриотах. На них держится весь мир. Их помнит история. Тех, кто любил свою страну, кто отдавал свои жизни за счастье других. Это и бесстрашные воины, и самоотверженные врачи, и талантливые ученые, и просто бескорыстные патриоты своего народа.

Зачем нужна история? Потому что она популярно повествует каждому следующему поколению о том, чем оно обязано своим предкам. Мы узнаем, какими идеалами жили прадеды, какие подвиги они совершали. Мы понимаем, как их жизнь повлияла на наше настоящее. Воспитание уважения к прошлому с его реформами, борьбой, победами и неудачами - задача истории.

Зачем нужно изучать историю?

Сегодня неотделимо от вчера. Все люди и народы живут историей: мы говорим на языках, дошедших до нас из далекого прошлого, живем в обществах со сложными культурами, унаследованными с древних времен, используем технологии, разработанные нашими предками.… Таким образом, изучение взаимосвязи между прошлым и настоящим является неоспоримой основой для хорошего понимания современного человеческого бытия. Это объясняет, зачем нам история, почему и насколько она важна в нашей жизни.

Знакомство с человеческим прошлым и есть путь к самопознанию. История помогает понять истоки современных социальных и политических проблем. Она является самым важным источником изучения характерного поведения людей в тех или иных социальных условиях. История заставляет нас осознать, что люди в прошлом были не просто «хорошими» или «плохими», но мотивированными в сложных и противоречивых отношениях, как и сейчас.

Взгляд на мир каждого человека формируется благодаря индивидуальному опыту, а также опыту общества, в котором он живет. Если мы не знаем современного и исторического опыта различных культур, то мы не можем даже и надеяться понять, как люди, общества или нации принимают решения в современном мире.

Сама суть

Историческое знание - не больше и не меньше, чем тщательно и критически построенная коллективная память. Именно память делает нас людьми, а коллективная память, то есть история, делает нас обществом. Зачем знать историю? Да без индивидуальной сразу же потеряет свою идентичность, не будет знать, как действовать при встрече с другими людьми. То же самое происходит и с коллективной памятью, хотя ее потеря будет заметна не так моментально.

Однако память не может застыть во времени. Коллективная память постепенно приобретает новый смысл. Историки постоянно работают над переосмыслением прошлого, задавая новые вопросы, ища новые и анализируя старинные документы в целях приобретения новых знаний и опыта для лучшего понимания прошлого и происходящего. История постоянно меняется и расширяется, так же как и наша память, помогая нам приобретать новые знания и навыки для улучшения нашей жизни….

Особенно это бросается в глаза при обсуждении легендарной и непростой эпохи правления царя Ивана Грозного, и наглядный пример того приведен в статье на сайте «URA.RU» (http://ura.ru/content/chel/05-06-2013/news/1052158993.html):

Примеры высказываний детей:

  • «Иван Грозный стоял на самой низкой ступени человеческого развития».
  • «Среди опричников Иван Грозный имел авторитет. Остальные относились к нему, как к психу».
  • «Опричники Ивана Грозного были как анархисты на службе у государства».
  • «Иван Грозный не позволял народу вести девиантный образ жизни».
  • «При Иване Грозном на Болотной площади рубили головы, а не орали, что попало».
  • «Сталин мог бы выиграть Ливонскую войну. Иван Грозный все-таки был не Сталин».
  • «Иван Грозный любил духовность, что не мешало ему поджаривать новгородцев на кострищах».
  • «При Иване Грозном никого не спас бы и философский пароход».
  • «Иван IV с детства не любил людей, из-за чего случались массовые казни».
  • «Лучшие умы отрубил палач Скуратов».
  • «Современные милиционеры обижаются, когда их называют опричниками. Мой папа-милиционер бьет таким морду».
  • «Кто не любил работать шел в опричники».
  • «Опричники помогли Ивану Грозному укрепить рубль».
  • «В Сибирь опричники не полезли, послали туда казаков».
  • «Опричникам мы обязаны присоединением Сибири».
  • «Иван Грозный после всего попробовал заставить опричников заниматься сельским хозяйством. Но ничего не получилось. Они не хотели трудиться. Пришлось их тоже убить».
  • «Иван Грозный это создатель тоталитаризма».
  • «Иван Грозный запретил все газеты».
  • «Царь положил конец боярскому беспределу, кого не убил того выгнал».
  • «Иван Грозный был враг стабильности. Его враг Курбский, впрочем, тоже».
  • «Иван Грозный разделил страну на зону террора и зону безвластия».
  • «При Иване Грозном бояре нервничали, им было действительно страшно».
  • «При Грозном происходила гибель больших масс боярского населения».
  • «Покорность народа при Иване IV выросла, но кому от этого легче, если каждую ночь снятся кровавые мальчики».
  • «При Иване Грозном военные могли хорошо зарабатывать».

Уважаемые родители!

Великий российский учёный Михаил Ломоносов в своем научном труде об истории славян сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»*. Действительно, у нас не сможет сложиться нормальное будущее, если мы свою российскую историю будем считать только чередованием кровавых и жестоких событий, а большинство своих правителей из прошлого считать исключительно «палачами и душителями свободы».

Безусловно, во многом «каша» в головах наших детей обусловлена снижением качества преподавания отечественной истории в школах, но присутствует и другой немаловажный фактор – это пассивность родителей в этой важнейшей сфере знаний. Необходимо и важно и самим родителям изучать историю своей Родины, доводя её потом до своих детей в доступном и популярном виде.

На нашем сайте в разделе «Ребятам об истории России» регулярно публикуются различные материалы, есть и об Иване Грозном, но для того чтобы правление Ивана не замыкалось в вашем сознании только введением опричнины и репрессиями против бояр, предлагаем для сведения краткий перечень его нововведений.

Итак, за время правления Ивана Грозного на Руси произошли следующие нововведения и события:

  • введен суд присяжных;
  • появилось бесплатное начальное образование (церковно-приходские школы);
  • введен медицинский карантин на границах;
  • появилось местное выборное самоуправление вместо воевод;
  • впервые создана регулярная армия (первая в мире военная форма появилась у стрельцов);
  • остановлены татарские набеги из Крыма (после его гибели набеги приобрели прежние масштабы – ежегодно десятки и сотни тысяч людей уводились в рабство);
  • пресечено пиратство «воровских казаков» на средней и нижней Волге;
  • установлено равенство между всеми слоями населения (крепостничество в то время на Руси не существовало: крестьянине обязаны были сидеть на земле, пока не заплатят за ее аренду, а дети их считались свободными от рождения);
  • запрещен рабский труд (судебник Ивана Грозного);
  • введена государственная монополия на торговлю пушниной;
  • территория страны увеличена в 30 раз (Прибалтика, Казань, Астрахань, Сибирь, Дикое поле, Дон);
  • эмиграция населения из Европы превысила 30 тысяч семей (тем, кто селился вдоль Засечной черты, выплачивались подъемные 5 руб. на семью);
  • рост благосостояния населения (и выплачиваемых налогов) за время царствования составил несколько тысяч процентов;
  • за все время царствования (четверть века) не было ни одного казненного без суда и следствия, общее число «репрессированных» составило от 3-х до 4-х тысяч человек (!!!).

Что касается репрессий и человеческих жертв, том же XVI веке в Западной Европе:

  • инквизиция осудила на смерть и казнила 25 тыс. жителей Нидерландов;
  • в Германии при Карле V было казнено около 100 тыс. человек;
  • в Англии при Генрихе VIII за 14 лет было повешено 72 тыс. человек:
  • в Англии с 1558 года по 1603 при Елизавете казнили 89 тыс. человек;
  • Варфоломеевская ночь во Франции унесла жизни 20 тыс. протестантов-гугенотов (за это Римский папа наградил отличившихся специальной медалью).

* Примечание к цитате

Что касается происхождения этой цитаты, то конкретных документов, подписанных М.В. Ломоносовым, содержащих именно эту фразу, к сожалению, не сохранилось. А предыстория здесь следующая. В 1749-1750 годах Ломоносов резко выступил против новой в то время версии русской истории, создаваемой академиками Г. Миллером и И. Байером. Он подверг публичной критике и диссертацию Миллера «О происхождении имени и народа российского», и дал уничтожающую характеристику трудов Байера по русской истории.

C этого времени занятия вопросами российской истории стали для Ломоносова такой же необходимостью, как и занятия естественными науками. В переписке с И.И. Шуваловым (куратором Московского университета) он упоминал свои работы «Описание самозванцев и стрелецких бунтов», «О состоянии России во время царствования государя царя Михаила Фёдоровича», «Сокращённое описание дел государевых», «Записки о трудах монарха», но наиболее известным его трудом стала «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины Великого князя Ярослава Первого или до 1054 года, сочиненная Михайлом Ломоносовым, статским советником, профессором химии и членом Санкт-Петербургской Императорской и Королевской шведской академий наук» (полное название).

Однако ни упомянутых трудов, ни других многочисленных документов, которые Ломоносов намеревался опубликовать в виде примечаний, ни подготовительных материалов, ни рукописей 2-й и 3-й частей I тома «Древней Российской истории» до нас не дошло. Они были конфискованы после смерти великого ученого в 1765 году и исчезли бесследно. Только 1-я часть первого тома всё же была издана в 1772 году.

В советское время 1-я часть I тома «Древней Российской истории» издана в Полном Собрании Сочинений М.В. Ломоносова (т.6, Издательство Академии Наук СССР, Москва, Ленинград, 1952).

Именно поэтому знаменитое высказывание М.В. Ломоносова стало расходиться в российском обществе в фольклорном варианте, дойдя так и до наших дней.

P.S. Поскольку данная статья вызвала большой интерес у читателей, только в 2014 году её прочитали более 3-х тысяч посетителей сайта, редакция посчитала возможным добавить к ней дополнительно интересный материал, касающихся двух легендарных исторических личностей России – Ивана Грозного и Иосифа Сталина, опубликованный 3 января на сайте информационного центра «AfterShock» автором «Солидарный» (первоисточник http://aftershock.su/?q=node/278741).

Сталин о Грозном

На АШ (AfterShock) нашёл лишь пару предложений отсюда. Считаю, что эти высказывания И.В.Сталина о царе Иване IV должны быть на ресурсе – они ни на каплю не потеряли своей актуальности.

Выступление на заседании Оргбюро ЦК ВКП(б) по вопросу о кинофильме “Большая жизнь”

«Или другой фильм - «Иван Грозный» Эйзенштейна, вторая серия. Не знаю, видел ли кто его, я смотрел, - омерзительная штука! Человек совершенно отвлекся от истории. Изобразил опричников, как последних паршивцев, дегенератов, что-то вроде американского Ку-Клукс-Клана. Эйзенштейн не понял того, что войска опричнины были прогрессивными войсками, на которые опирался Иван Грозный, чтобы собрать Россию в одно централизованное государство, против феодальных князей, которые хотели раздробить и ослабить его. У Эйзенштейна старое отношение к опричнине. Отношение старых историков к опричнине было грубо отрицательным, потому что репрессии Грозного они расценивали, как репрессии Николая Второго, и совершенно отвлекались от исторической обстановки, в которой это происходило.

В наше время другой взгляд на опричнину. Россия, раздробленная на феодальные княжества, т.е. на несколько государств, должна была объединиться, если не хотела подпасть под татарское иго второй раз. Это ясно для всякого и для Эйзенштейна должно было быть ясно. Эйзенштейн не может не знать этого, потому что есть соответствующая литература, а он изобразил каких-то дегенератов. Иван Грозный был человеком с волей, с характером, а у Эйзенштейна он какой-то безвольный Гамлет. Это уже формалистика. Какое нам дело до формализма, - вы нам дайте историческую правду. Изучение требует терпения, а у некоторых постановщиков не хватает терпения и поэтому они соединяют все воедино и преподносят фильм: вот вам, «глотайте», - тем более, что на нем марка Эйзенштейна. Как же научить людей относиться добросовестно к своим обязанностям и к интересам зрителей и государства? Ведь мы хотим воспитывать молодежь на правде, а не на том, чтобы искажать правду».

Запись беседы с С.М. Эйзенштейном и Н.К. Черкасовым по поводу фильма “Иван Грозный”

Сталин. Вы историю изучали?

Эйзенштейн. Более или менее…

Сталин. Более или менее?.. Я тоже немножко знаком с историей. У вас неправильно показана опричнина. Опричнина - это королевское войско. В отличие от феодальной армии, которая могла в любой момент сворачивать свои знамена и уходить с войны, - образовалась регулярная армия, прогрессивная армия. У вас опричники показаны, как ку-клус-клан.

Эйзенштейн сказал, что они одеты в белые колпаки, а у нас - в черные.

Молотов. Это принципиальной разницы не составляет.

Сталин. Царь у вас получился нерешительный, похожий на Гамлета. Все ему подсказывают, что надо делать, а не он сам принимает решения… Царь Иван был великий и мудрый правитель, и если его сравнить с Людовиком XI (вы читали о Людовике XI, который готовил абсолютизм для Людовика XIV?), то Иван Грозный по отношению к Людовику на десятом небе. Мудрость Ивана Грозного состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения и иностранцев в свою страну не пускал, ограждая страну от проникновения иностранного влияния. В показе Ивана Грозного в таком направлении были допущены отклонения и неправильности. Петр I - тоже великий государь, но он слишком либерально относился к иностранцам, слишком раскрыл ворота и допустил иностранное влияние в страну, допустив онемечивание России. Еще больше допустила его Екатерина. И дальше. Разве двор Александра I был русским двором? Разве двор Николая I был русским двором? Нет. Это были немецкие дворы.

Замечательным мероприятием Ивана Грозного было то, что он первый ввел государственную монополию внешней торговли. Иван Грозный был первый, кто ее ввел, Ленин - второй.

Жданов. Эйзенштейновский Иван Грозный получился неврастеником.

Молотов. Вообще сделан упор на психологизм, на чрезмерное подчеркивание внутренних психологических противоречий и личных переживаний.

Сталин. Нужно показывать исторические фигуры правильно по стилю. Так, например, в первой серии не верно, что Иван Грозный так долго целуется с женой. В те времена это не допускалось.

Жданов. Картина сделана в византийском уклоне, и там тоже это не практиковалось.

Молотов. Вторая серия очень зажата сводами, подвалами, нет свежего воздуха, нет шири Москвы, нет показа народа. Можно показывать разговоры, можно показывать репрессии, но не только это.

Сталин.
Иван Грозный был очень жестоким. Показывать, что он был жестоким можно, но нужно показать, почему необходимо быть жестоким. Одна из ошибок Ивана Грозного состояла в том, что он не дорезал пять крупных феодальных семейств. Если он эти пять боярских семейств уничтожил бы, то вообще не было бы Смутного времени. А Иван Грозный кого-нибудь казнил и потом долго каялся и молился. Бог ему в этом деле мешал… Нужно было быть еще решительнее.

Испокон веков многие поколения людей интересовало, что есть душа, какова ее суть и можно ли познать ее глубину. И великое же множество писателей затрагивало эту, безусловно, важную тему…

Бесспорно, отечественные классики внесли существенную лепту в мировую сокровищницу литературы, снискав признание во многих странах своими изумительными, пронзительными произведениями. Нередко от , до того точно авторы демонстрируют потаенные уголки душ своих героев, в которых мы узнаем подчас самих себя.

1. «Иванов», Антон Павлович Чехов

Врач по профессии, Чехов отлично разбирался и в человеческих душах, свидетельством тому служит большое количество рассказов, повестей и пьес о простых и не очень людях, об их чувствах и отношениях. Пьеса - хороший пример тому. В ней показано предательство жены мужем, меркантильный интерес родственников, метания главного героя между двумя женщинами, и, как итог, трагическая развязка.

2. «Гранатовый браслет», Александр Иванович Куприн

Известный русский писатель Александр Куприн написал немало отличных произведений, которые с удовольствием читали и читают до сих пор многие поколения людей. Темы отношений, затрагиваемые в его рассказах и повестях, все так же актуальны и сейчас.
Повесть Куприна очень хорошо отображает немалые душевные страдания маленького человека по отношению к предмету своей платонической любви. Эти страдания он стоически пронес через всю свою жизнь, но бездушные, жестокие люди, окружавшие ту самую женщину, разрушили его мир и подвели к черте, после которой нет возврата.

3. «Бесы», Федор Михайлович Достоевский

Федор Михайлович Достоевский, происходящий из дворянского рода, тем не менее, был близок и к простым людям, чьи судьбы он описывал во многих своих произведениях. Многие из его повестей и романов показывают ту гниль, ту самую безысходность бытия, человеческого от которой берет оторопь.

Одно из знаковых, тяжелых произведений Ф.М. Достоевского очень ярко описывает все более возрастающую тоску по другой жизни, все более возрастающее недовольство жизнью этой, и, как следствие, «брожение умов» круга людей, бросивших на алтарь идей человеческую жизнь.

4. «Записки юного врача», Михаил Афанасьевич Булгаков

Булгаков, русский писатель, романист, режиссер, учился на медицинском факультете и после имел врачебную практику, прошел Первую мировую войну и знал на личном опыте, насколько трудно оставаться человеком в тяжелых условиях.

Его произведения, а точнее, цикл рассказов в некотором роде биографичны и отлично показывают, насколько может быть грязной жизнь, ведь там, где люди безграмотны, зачастую они и бездуховны, и речь идет не о религии, а о качествах и характере окружающих. Беспросветная тупость крестьян (вызванная отсутствием возможности развиваться умственно), их скотские условия жизни приводят к тому, что молодой врач становится морфинистом поневоле, а после уже не может сойти с этого поезда, все быстрее мчащегося под откос.

5. «Доктор Живаго», Борис Леонидович Пастернак

Невзирая на то, что Пастернака нельзя отнести к «тем самым классикам», его произведение очень хорошо описывает изменения в людях, происходящие под давлением судьбы, о том, как кто-то остается человеком, а кто-то еще больше превращается в скот, но не человека. Можно смело сказать, что данное творение Пастернака пополнило собой кладезь книг, которые .

События произведения происходят еще до Октябрьской революции, в период Первой мировой войны, набирают оборот в двадцатые годы и в целом нелегкая судьба главного героя заканчивается трагично.

6. «Яма», Александр Иванович Куприн

Пронзительное, яркое произведение Куприна в каждой строчке, в каждом абзаце вскрывает все те гнойники, вызревавшие в душах человеческих. Несколько сюжетных линий показывают разные мечтания героинь, девушек, занимающихся проституцией в низкосортном публичном доме где-то в Слободе. Но у каждой своя трагическая судьба, свой финал, заставляющий сопереживать им, настолько выразительно прописаны они.

7. «На дне», Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)

Одно из известных произведений замечательного русского писателя Горького, , очень хорошо показывает нравы и устои определенного слоя общества начала XX века. Даже само название как бы говорит само за себя, рассказывает о жизни и судьбе нескольких жителей дешевой ночлежки, об их взаимоотношениях между собой, о проблемах и том водовороте событий, что утягивает их на дно, оставляя на поверхности лишь человеческий мусор и останки жизней.

8. «Митина любовь», Иван Алексеевич Бунин

Эта трогательная, но трагическая повесть Бунина о любви широко раскрывает чувства юноши Мити к его знакомой Кате. Поначалу детская влюбленность перерастает в нечто большее, и девушка, тоже поначалу отвечающая взаимностью, начинает от него отдаляться и все больше уходить в свое увлечение театром в художественной школе, где ей сулит успех директор этой школы. Но Митя не сдается, пытается удержать чувства девушки, и, не выдержав, впоследствии уезжает домой в родную деревню переживать и лечиться от несчастной любви переменой впечатлений и окружения. К сожалению, доза этого «лекарства» оказывается смертельной для юноши.

9. «Анна Каренина», Лев Николаевич Толстой

Одно из известнейших произведений русского классика Льва Толстого, является, бесспорно, жемчужиной русской классики вообще, и произведением, показывающим глубины русской души в частности. Сюжет многогранен и изобилует тонкими сюжетными поворотами, раскрывающими отношения героев. Переживания Анны, ее внезапная любовь к молодому офицеру Вронскому уводит все дальше и дальше юную женщину от ее мужа, семьи и общества, отринувшего «отступницу» от моральных устоев того времени. И увы, завершение романа не менее трагично, чем он сам.

Многие относятся к заглавной героине без особой симпатии, считая ее женщиной малодушной и слабой. Однако стоит присмотреться к героине поближе, чтобы понять, что – это . Просто жизнь, как ни печально, способна сломить даже самых сильных…

10. «Олеся», Александр Иванович Куприн

Еще одно произведение Куприна, , рассказывает нам о трагической любви молодой девушки, живущей отдельно ото всех в лесу и слывущей ведьмой, и барина, вынужденного некоторое время пожить в глуши, вдалеке от городской суеты. Волею случая он знакомится с Олесей и через некоторое время между ними возникают чувства. Но это не просто история любви, это история о том, насколько люди подвержены суевериям и насколько они готовы пожертвовать судьбами близких, лишь бы оставаться в своем привычном круге мировоззрения.

11. «Ася», Иван Сергеевич Тургенев

Повесть русского писателя Тургенева , как и многие другие его произведения, отлично показывает, насколько чувства могут быть трогательными, но трагическими, смелыми, но нерешительными. Главный герой повести, находясь за границей, встречает русскую пару. Как оказалось, это брат и сестра, путешествующие вдали от дома. Со временем, общаясь все больше и больше с ними, он понимает, что между ним и Асей (сестрой Гагина, того самого молодого человека) возникают чувства. Но достаточно сложная ситуация, сопровождающая происхождение Аси, не позволяет полностью открыть сердце. Когда же герой решается наконец признаться в своей любви, оказывается поздно, и молодая пара просто исчезла, покинула город. Попытки их найти ни к чему не привели, и главный герой проносит свою любовь к этой девушке через всю жизнь.

12. «Дама с собачкой», Антон Павлович Чехов

У этого замечательного писателя великое множество произведений, показывающих всю многогранность души человеческой. И эта повесть одна из них. Скучающий Гуров, приехавший из Москвы на отдых в Ялту, знакомится с молодой женщиной, Анной Сергеевной. Ничего не значащие беседы перерастают в любовь. Но наступает пора расставаться, и оба понимают, что им будет невыносимо жить друг без друга. Будучи семейными людьми, они понимают, что сил бросить свои семьи у них нет, и остается одно - тайно встречаться в гостиницах безо всякой надежды на реальную совместную жизнь.

13. «Герой нашего времени», Михаил Юрьевич Лермонтов

Великий русский поэт и писатель Лермонтов за свою короткую, но яркую жизнь успел написать немало замечательных стихотворений, но особняком стоит его роман , состоящий из нескольких отдельных частей-рассказов. В них главный герой Печорин (чье имя стало фактически нарицательным) сталкивается с разными людьми и ситуациями, и его поступки, его реакции на происходящее зачастую противоречивы и непоследовательны. Он живет одним днем, живет эмоциями и своими желаниями, совершенно не думая об окружающих, и ставя свои желания превыше всего. Окружающие его люди страдают от этого эгоизма и некоторые поступки Печорина заканчиваются трагически для остальных.

14. «Недоросль», Денис Иванович Фонвизин

Замечательная и умная комедия Фонвизина до сих пор остра своей сутью, ведь характеры и образ мыслей у некоторых наших современников не ушли далеко от фонвизинского недоросля и его мамаши. Сюжет достаточно прост. Есть скромная и образованная девушка Софья, к которой пытаются свататься несколько героев этого произведения. Но каждый из них фактически думает только о своем положении, которое улучшит благодаря состоянию Софьи, ведь девушка достаточно богата. Единственный молодой человек, любящий ее по-настоящему, и которому она отвечает взаимностью, впоследствии спасает ее от назойливых ухажеров.

15. «Обломов», Иван Александрович Гончаров

Роман Гончарова являет собой живой пример поведения человека, которому ничего не интересно и даже сами мысли причиняют беспокойство. Понятие «обломовщина», известное практически всем, вышло как раз из этого произведения. Собственно, сам Обломов, главный герой этого романа, проживает в Петербурге со своим слугой. Вся жизнь Ивана Ильича посвящена размышлениям о том, как было бы хорошо сделать то или это, но в реальности все эти пустые мечты никогда им не выполнялись. Из-за интриг одного знакомца, его жизнь начинает кардинально меняться, но не в лучшую сторону. Его обманывают со всех сторон и понемногу лишают имущества и состояния. Женщина, с которой он поддерживал отношения, не в состоянии это все вынести и расстается с ним. Единственный друг помогает Обломову не пойти окончательно по миру, но положение дел остается ужасным, добавляются проблемы со здоровьем, и через некоторое время, пережив невзгоды, главный герой умирает.

Классики, вне всяких сомнений, достойны наивысших похвал, однако не будем забывать и о новинках в мире литературы. Давайте познакомимся с

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Пару веков назад ученые всерьез опасались, что молодежь столкнулась с новым недугом, который может сказаться на физическом и психическом здоровье молодых людей. Они так много времени тратили на чтение, что это явление даже получило название «читательское бешенство», или «читательская похоть».

Сегодня взрослые уже переживают по поводу того, что молодежь читать перестала. А что если выделить время и самим перечитать школьную программу? Вы удивитесь, но многие произведения предстанут в новом свете.

Мы в сайт собрали несколько десятков фактов о писателях, их странных методах работы и новом прочтении знакомых книг. После этого мир литературы становится похожим на страну чудес, где творятся разные безумства, возможно все и где совершенно нет места скуке.

Для тех, кто любит «Игру престолов» и не знает, как жить после финального сезона

Подобная трактовка не совсем точна, но сюжетные линии мифов Древней Греции впечатляют и сильно отличаются от тех, что попадают в детские издания. Достаточно почитать краткие и веселые пересказы, которые делает пользователь castiar , чтобы убедиться в этом и отправиться познавать древнегреческую мифологию в ближайшую библиотеку.

Знакомое каждому, увековеченное классиком

Отрывок из романа «Ночь в Лиссабоне», написанного Э. М. Ремарком. Книга, разобранная на цитаты разными поколениями.

Несмотря на популярность произведений автора, многие до сих пор считают, что Эрих Мария Ремарк - женщина. На самом деле писатель взял себе второе имя Мария вместо Пауль в память о любимой маме, которая рано умерла. Но не только имя вводит в заблуждение: фамилия Ремарк напоминает французскую, хотя является немецкой. Фашисты, преследуя писателя, запустили слух, что Ремарк - лишь псевдоним, образованный от настоящей фамилии, Крамер, написанной задом наперед. Фамилию Крамер носили французские евреи.

Многие слова и имена, к которым мы привыкли, выдуманы писателями

Итак, М.В. Ломоносов ввел в язык слово «градусник» , Н.М. Карамзин придумал слово «промышленность» , а И. Северянин впервые употребил слово «бездарь» , оно было женского рода и обозначало пошлую, глупую толпу.

Правильный ответ: слово «витязь» (Г).

Похожая ситуация обстоит с иностранными словами. Например, слово «робот» появилось благодаря чешскому писателю Карелу Чапеку в 1920 году. В своей пьесе он описывает фабрику, где создают искусственных людей. Его брат предложил назвать их не педантичным словом «лабори», а более жестким «роботы», чтобы выделить, что они занимались принудительным, тяжелым трудом.

Анатоль Франс всегда бодро заканчивает свои произведения

Лингвисты критиковали Дж. Р. Толкина за отклонение от норм, которые он сам рекомендовал другим

В современном английском два слова относятся к словоформе «гномы». Это dwarfs и dwarves. Второй вариант считался устаревшим и ошибочным, пока его случайно не популяризовал Дж. Р. Толкин, хотя он не укладывался в нормы, рекомендованные Оксфордским словарем. Лингвисты упрекали писателя за это, ведь он сам был редактором словаря несколько лет, а Толкин оправдывался случайной опиской, которая в итоге создала особенное слово для особенных гномов.

Дж. Р. Толкин настаивал на собственном варианте ряда слов в своих книгах, подчеркивая их различия или, наоборот, схожесть с персонажами фольклорного средневекового эпоса. Поэтому писатель выпустил отдельное руководство для переводчиков, в котором собрал массу малоизвестных фактов о знакомых персонажах, местах и событиях из мира Средиземья.

Как знакомиться с девушками, если вы романтик, и зачем в «Фаусте» появился магический квадрат

Это отрывок (в переводе Н. Холодковского) из драмы «Фауст», которую считают главным трудом И. В. Гете.

Загадка: математики и любители мистики любят перечитывать «Фауста» в поисках интересных головоломок и отсылок. Например, самая известная из них - магический квадрат , спрятанный в заклинании ведьмы (сцена «Кухня ведьмы»), который по замыслу автора омолаживает и избавляет Фауста от меланхолии. На деле это таблица, которая заполнена цифрами таким образом, что сумма чисел в каждой строке, столбце и по диагонали одинакова.

Попробуйте нарисовать этот квадрат самостоятельно, прочитав отрывок из книги.

Пойми: причти

Раз к десяти,

Два опусти,

А три ставь в ряд -

И ты богат.

Четыре сгладь,

И восемь раз -

Закон у нас.

Пусть девять в счет

За раз пойдет,

А десять сгладь.

Так ведьма учит умножать!

И. В. Гете. Фауст (пер. Н. Холодковского)

Одни писатели верили, что магические квадраты приносят удачу произведениям, ведь недаром их рисовали на серебре и носили как амулеты от чумы в XVI веке. Другие видели в этом лишь забавную головоломку. Есть мнение , что даже А.С. Пушкин вдохновлялся квадратом из «Фауста» и пытался прятать похожие числовые загадки в своих произведениях.

Правильный ответ: если вы все сделали правильно, у вас получился вот такой квадрат:

Достоевский написал роман по мотиву громкого дела об убийце-интеллектуале, чтобы избавиться от долгов

Отдыхая в Висбадене, Ф.М. Достоевский за несколько дней проиграл в казино все деньги, что еще больше ухудшило его финансовое положение (тогда он сильно погряз в долгах). Потому он решает дописать роман «Пьяненькие» о жизни семьи Мармеладовых и даже ввести туда нового персонажа - бедного интеллектуала, решившегося на убийство.

У Раскольникова были черты и других реально существовавших людей, но именно дело Пьера-Франсуа Ласнера помогло создать психологический портрет главного героя. За несколько лет до этого Ф.М. Достоевский писал статью о Ласнере под впечатлением от его мемуаров, где преступник оправдывал себя как жертву общества.

Роман «Три мушкетера» А. Дюма писал на спор, заявив, что сумеет представить мушкетеров симпатичными для читателя, а бравых гвардейцев, наоборот, сделает отрицательными героями. Но если перечитать роман в более взрослом возрасте, становится ясно, что мушкетеры - не лучший пример для подражания, а один из подлинных героев романа - кардинал Ришелье.

Кстати, обратите внимание на диалог:

Не кажется ли вам, что можно было сделать его короче? По договору с издателем Александр Дюма получал построчную оплату рукописи, поэтому для увеличения гонорара писатель создал много подобных диалогов, а для Атоса даже выдумал слугу по имени Гримо, который отвечал на вопросы хозяина односложными фразами, увеличивая количество строчек.

Книгу-продолжение издатель оплачивал пословно, поэтому Гримо стал более молчаливым, а другие персонажи перешли на длинные философские размышления.

Роман «1984» - это копия романа Е. Замятина «Мы»

Книга Е. Замятина была запрещена в СССР до 1988 года, но Джордж Оруэлл прочитал ее еще в 1943 году, о чем рассказал в письме поэту Глебу Струве. Роман произвел столь сильное впечатление на писателя, что он позаимствовал у Евгения Замятина сюжет, идею, героев, символику и атмосферу, чтобы создать собственную версию произведения. И хотя писатель никогда не был в СССР, в его произведении встречается много отсылок к советской жизни. Например, формула «дважды два равняется пяти» - это трансформированный советский лозунг «пятилетка в четыре года».

Если у вас плохой почерк, то это не повод ставить крест на успешной карьере в литературном мире

Слева на картинке - отрывок из рукописи романа «Война и мир» Л.Н. Толстого. Почерк писателя могла разобрать только его жена. Психиатр Чезаре Ломброзо считал, что так может писать только женщина легкого поведения с психопатическими наклонностями, хотя изменил свое мнение после личной встречи с писателем.

Справа - отрывок из рукописи романа «Приглашение на казнь» В. Набокова. Видно, какие метаморфозы происходили с текстом во время правки.

Слева на картинке - фрагмент рукописи Ф. Кафки, справа - стихотворение «Август - астры...», написанное на чистовике М. Цветаевой.

Слева - кусочек рукописного текста Сергея Есенина. Он был одним из немногих, кого за хороший почерк отмечали редакторы. Есть мнение, что так пишут люди с тонкой душевной организацией и покладистым характером. На картинке справа - ровный и понятный курсив Эдгара По.

Загадка: а теперь ваша очередь. Возможно, вы никогда не видели, как выглядят рукописи этих двух писателей, но сможете по почерку угадать, о ком идет речь?

Экстравагантными выходками отличались все. Например, Л.Н. Толстой был вегетарианцем. Как-то раз к нему решила заехать родственница, обожавшая вкусные мясные блюда. Лев Николаевич был дома один с двумя дочерьми, которые не знали, что готовить на обед. Но писатель нашел выход. Днем приехала родственница, девушки поставили на стол привычный обед без мяса. Рядом с приборами для родственницы лежал огромный кухонный нож, а к ножке стула была привязана живая курица. Видя недоумение родственницы, Лев Николаевич сказал: «Зная, что ты любишь есть живых существ, мы тебе приготовили цыпленка. Никто из нас не может его убить, и поэтому мы положили для тебя этот смертельный инструмент. Сделай это сама». Курица обед пережила.

Загрузка...