domvpavlino.ru

Краткая история земной жизни иисуса христа. В каком городе родился иисус христос

Личность Иисуса Христа была темой многовековых поисков подтверждений о существовании этого христианского мессии или наоборот опровержении его жизни, как реального исторического персонажа. Как бы там ни было, но догмат веры запечатлел Иисуса Христа в книги Ветхого Завета, где о нем упоминается, как о мессии, пророке, который придет во спасение верующего народа. Также упоминания о жизни и деятельности Иисуса Христа имеются у такого историка, как Корнелия Тацита, который в своей работе «Анналы» описывает появившееся около 115 года до н.э. свидетельство проповедования Христа и его общины, а также столкновение его с правителем Нероном, но данные эти неопределенные и рождение Христа приходится на этот приблизительный период.

Имеются также и примерные биографические данные, которые удалось составить благодаря многочисленным историческим работам, биографиям и биографам, а также на основе святых книг христианской церкви, в которых отмечается, что Иисус Христос, благодаря непорочному зачатию Марии во время правления императора Августа, а это 30-14 года до нашей эры. Рождение Иисуса было предсказано ангелом Марии и ее мужу Иосифу Плотнику, который был далеким потомком царя Давида. Ныне же это событие называется праздником Благовещенья, то есть получение благой вести Марией от ангела. Родился Иисус в городе Вифлееме, который также величали городом Давида, из-за чего события совпали с ранее появившимися предсказаниями о сыне Божием, что является потомком рода Давида в городе Давида.

В день рождения Иисуса к нему пришли три волхва, которые шли за Вифлеемской звездой, чтобы поклониться великому Сыну Божиему и принести дары. В это время, по приказу царя Ирода, истреблялись все новорожденные мальчики, чтобы иметь возможность убежать от предсказания, поэтому родители Иисуса вывозят его в Египет, а после смерти царя возвращаются в Назарет.

До тридцати лет Иисус был плотником, как и его отец, но ощущая свое божественное происхождение, всегда стремился помогать и быть добрым к людям. В тридцать лет его крестил в реке Иордан Иоанн Креститель, который был двоюродным братом Иисуса Христа. Момент крещения описывается в евангелие от Луки (Лк. 3:23). Якобы в момент крещения народ увидел, как святой дух в обличии голубя снизошел с небес и осветил дальнейшую общественную деятельность Христа.

Евангелие от Иоанна дает нам понять, что Иисус около четырех Пасх был в Иерусалиме, постоянно проповедуя, показывая чудеса и сотворяя благие дела. В это же время его учение распространялось, за ним следовало все больше учеников, что ходили за Христом из города в город, обучались у него, своими собственными глазами наблюдали силу Христову и проповедовали его учение.

На Синедрионе по доносу Иисус Христос был обвинен, как волнитель толпы, обманщик и противник веры иудеев, и приговорен к распятию. Последние дни Христа были мучительными – их называют Стати Христовы. Распят Иисус был на горе Голгофе вместе с еще двумя приговоренными, один из которых там же принял покаяние с уст Христа и был прощен перед лицом Господа.

Воскрешение и вознесение Христа наблюдалась его учениками, по некоторым данным, именно Мария Магдалина увидела первым его и поверила в то, что Иисус воскрес, также как он обещал своим ученикам ранее. Христианство трактует это, как вознесение духа над телом, то, что плоть смертна, но дух нет, а также, что будет второе пришествие мессии, и что ознаменуется оно страшным судом или Судным днем, когда грешники будут наказаны, а праведники получат место в раю, и именно это будет окончанием мира или апокалипсисом.

Скачать данный материал:

(1 оценили, оценка: 1,00 из 5)

Иисус Христос считается основателем христианской религии. О его земной жизни повествуют Евангелия (от греч. евангелион - благая весть). Рождение Иисуса Христа (Рождество Христово) отмечает наступление новой эры. О событиях, случившихся до рождения Иисуса Христа, говорят: до Рождества Христова, или до нашей эры (н. э.) Почти всю свою жизнь Иисус провел в Палестине, на Ближнем Востоке.

Во времена Иисуса Палестина занимала примерно ту территорию, где расположено Государство Израиль, у которого с запада - Средиземное море, с юга - граница с Египтом, на востоке - с Иорданией, на севере - с Ливаном, на северо-востоке с Сирией.

В Библии, однако, слово «Палестина» не упоминается, потому что область между Средиземным морем и рекой Иордан стала так называться только в 135 г. по приказу римского императора. Палестина включала несколько провинций. Жизнь Иисуса была связана с провинциями Галилея (земля к западу от реки Иордан) и Иудея (к западу от Мертвого моря).

По преданию, Иисус Христос появился на свет в городе Вифлееме, в Иудее, в семье плотника Иосифа и его жены Марии.

Им пришлось отправиться в Вифлеем, несмотря на то, что жили они в деревне Назарет в Галилее, так как римский император объявил перепись своих подданных, и каждый должен был регистрироваться в своем родном городе.

На постоялом дворе не хватило места, поэтому Мария нашла приют в пещере, где и родила Младенца Иисуса. Родители увезли новорожденного в Египет, но позже вернулись в Назарет, где Иисус провел детство и юность.

Когда ему исполнилось 30 лет, он принял крещение от проповедника Иоанна, прозванного «Крестителем», за то, что он омывал - «крестил» - приходивших слушать его проповеди. Обряд крещения был совершен в водах реки Иордан, которая берет начало у горы Хермон на границе Ливана и Сирии, проходит через Тивериадское озеро и затем впадает в Мертвое море, расположенное между современными Израилем и Иорданией.

После крещения Иисус удалился в пустыню на 40 дней и 40 ночей, чтобы в уединении, посте и молитве подготовиться к миссии, с которой он пришел на землю, - спасению человечества.

Вернувшись, Иисус собрал учеников (апостолов) и начал проповедовать свое учение, странствуя по галилейской земле, совершая чудеса и исцеляя безнадежных больных. Всякий раз на Пасху он приходил в Иерусалим. Слава Христа росла, и чисто его приверженцев умножалось. Это вызвало ненависть у иудейских священников.


В дни Пасхи Христос последний раз явился в Иерусалим, хотя знал, что ему угрожает гибель. Римляне схватили Христа и заключили под стражу. Суд синедриона признал его богохульником и мятежником, а римский прокуратор (правитель) Иудеи Понтий Пилат подтвердил приговор.

Христос был приговорен к смерти и распят недалеко от города на холме, который назывался Голгофа.

Евангелие рассказывает, что через три дня после казни Иисус воскрес. Места, где Иисус родился, проповедовал и принял смерть на кресте, называют Святой землей, и эта земля привлекает множество паломников.

В числе тех святых мест, ради которых паломники устремляются на Святую землю, самыми важными считаются базилика Рождества Христова в Вифлееме, построенная вокруг той пещеры, где, по преданию, родился Иисус.

И храм Гроба Господня в Иерусалиме, внутри которого находился холм Голгофа и гробница. В эту гробницу (Гроб Господень) положили снятое с креста тело Иисуса, которое находилось в ней до Христова Воскресения.


Рождению Иисуса Христа, пожалуй, отведено одно из центральных мест в христианской религии. Иисус Христос – Божий сын, воплощенный в человеческую плоть, рожденный, чтобы умереть ради искупления грехов рода человеческого, а потом воскреснуть и вознестись на небеса. Иисус Христос является вторым лицом Святой Троицы (Отец, Сын и Святой Дух). Его называют мессией, ставшим искупительной жертвой за грехи людей. «Мессия» - означает «помазанник», это слово применялось по отношению к священникам и царям, потому как перед тем как царь должен был взойти на трон, он проходил особый торжественный обряд – помазание елеем (елей - специально подготовленное оливковое масло для церковных обрядов). Этот же обряд должны были пройти и священники перед становлением на служение. Мессия – посредник между Богом и людьми, провидец, устроитель вечных судеб «народа Божьего», исполнитель Божьей воли, долгожданный спаситель, приносящий с собой новое, исправленное состояние всего мирового бытия. Таким образом, Иисус Христос – царь и священник в одном лице, царь мира, предсказанный в Ветхом Завете.
Согласно христианской мифологии, Иисус Христос – потомок Авраама, Исаака и Иакова. Мать Иисуса (Богородица, Богоматерь, Матерь Божья) – Дева Мария (земная мать Иисуса Христа, еврейка по национальности, родившая его чудесным образом без разрушения своей девственности). Мария (в одном из толкований - «возлюбленная Богом») была долгожданным и единственным ребенком в семье. Родители Марии – праведники Иоаким и Анна – долго молились Господу, чтобы он послал им дитя. Мария родилась, когда ее родители были уже в пожилом возрасте. В благодарность за услышанные мольбы и рождение ребенка они дают обет посвятить единственного ребенка служению Богу. И они сдержали свое слово: уже с трех лет Мария воспитывалась при Иерусалимском Храме, служа его святыням, проводя время в трудах и молитвах, занимаясь рукоделием и «получая пищу из рук ангелов» (Евангелие). К двенадцати годам Мария дает обет вечного девства. Однако, в соответствии с установленными церковными правилами, по достижении совершеннолетия, девственница больше не может оставаться при храме, и для нее начинают подыскивать достойного и верующего супруга, который был бы для нее во всем опорой, охранял ее, уважал ее обет и не прикасался к ней. По чудесному знамению (расцветший посох) им становится Иосиф Обручник - престарелый ремесленник из бедняков (по некоторым источникам – плотник, столяр и каменщик) из Назарета (галилейского городка в Северной Палестине). Позднее именно Иосиф станет для Иисуса кормильцем и воспитателем, заменившим отца в его детские годы. О том, что Марии предстоит родить сына, облеченного достоинством мессии, ей было предсказано божьим посланником, одним из ангелов - архангелом Гавриилом. Архангел Гавриил был специально направлен Богом в Назарет к Марии, чтобы провозгласить ей благую весть (сейчас христиане отмечают этот день как праздник - Благовещение). Гавриил сказал Марии, что в результате непорочного зачатия от Святого Духа, она родит Сына Божьего, который станет Спасителем людского рода и что младенец должен быть наречен именем Иисус (с еврейского языка «Иешуа» - «спасение»).
Будучи уже глубоко беременной, Мария вместе со своим супругом Иосифом отправляется в Вифлеем (родной город Иосифа в Южной Палестине). Причиной тому послужила объявленная римским императором Августом перепись населения, для облегчения проведения которой каждый человек должен был явиться в город, в котором родился. Но в Вифлееме все гостиницы и дома были заняты, и никто не мог приютить Иосифа и Марию, никто не смог предоставить им место для ночлега. Тем временем, Мария уже предчувствовала приближение скорых родов. Тогда Иосиф с Марией начинают искать место для ночлега за пределами города Вифлеем и останавливаются в хлеву – каменной пещере, служащей загоном для скота и убежищем от непогоды для пастухов.
Таким образом, благодаря стечению ряда обстоятельств, Иисус Христос был рожден в хлеву, в окрестностях мессианского города Вифлеем (как и было предсказано множеством пророчеств). Мария спеленала новорожденного Иисуса и уложила его в ясли – кормушку для скота, устеленную соломой.
Пастухи, сторожившие на окрестных пастбищах этой ночью свои стада, были осведомлены ангелами о рождении Спасителя. Они приходят в хлев, чтобы лично убедиться в том, что родился мессия и поклониться ему, и действительно находят в яслях новорожденного ребенка. Также поклониться младенцу Иисусу Христу и его матери Марии приходят трое волхвов (по преданиям, их имена – Мельхиор, Гаспар и Валтасар). Волхвы – жрецы-мудрецы, следующие за путеводной Вифлеемской звездой (согласно ряду предположений упомянутая путеводная звезда - комета Галлея), приведшей их поклониться будущему Спасителю. Именно по явлению чудесной, необычайно яркой звезды (следуя пророчеству о пришествии мессии в момент появления звезды) они узнают, что родился «мессия», «царь иудеев», и отправляются на поиски младенца Иисуса Христа, чтобы поклониться ему как будущему иудейскому царю и принести свои дары – золото, ладан и благовонную смолу - мирру. Историки объясняют содержание принесенных даров следующим образом: золотом возносят подать царям, ладаном почитают божество, миррой чествуют предстоящую страдальческую кончину Иисуса Христа.
На восьмом дне жизни мессия прошел обряд обрезания и получил имя Иисус.
На сороковой день жизни Иисус принесен родителями в иерусалимский храм для ритуального посвящения Богу. Затем Иисуса Христа ожидало бегство в Египет, чтобы избежать смерти от царя Иудеи Ирода. Царю Ироду было предсказано погибнуть от руки Мессии, и он приказал убить всех младенцев мужского пола (было убито несколько тысяч детей в самом Вифлееме и его окрестностях). В Египте Иосиф с Марией и Иисусом прожили до смерти царя Ирода, на тот момент Иисусу уже исполнилось два года.
Рождение Иисуса Христа было самым долгожданным событием для христианского народа. Этому событию предшествовали множество пророчеств (одним из предсказателей рождения мессии был пророк Исаия), но, несмотря на это говорить о точной дате рождения Иисуса Христа весьма затруднительно. И все-таки большинство историков, основываясь на таких фактах, как появление кометы Галлея (вышеупомянутая Вифлеемская звезда), перепись населения во времена правления римского императора Августа и учитывая период правления царя Ирода, склоняются к тому, что Иисус был рожден 25 декабря, в 748-м году от основания Рима. Эта же дата с IV века принята Церковью и утверждена Юлием I (папой Римским) в 337 году как дата Рождества Христова.
Тема рождения Иисуса Христа ярко отражена в живописи, о рождении Спасителя написано множество картин. Это такие произведения искусства как: «Рождество» Робера Кампена (Дижон, 1425г.), «Поклонение пастухов» Джордоне (Вашингтон, 1504г.), «Поклонение волхвов» Рогира ван дер Вейдена (Мюнхен, 1458г.), «Принесение во храм» А.Мантеньи (Флоренция, 1462-64гг.), «Поклонение волхвов» А.Дюрера (Флоренция, 1504г.), «Поклонение волхвов» Д.Баутса (Мюнхен, 1490г.) и другие. Больше всего упоминаний об Иисусе Христе можно встретить в Евангелии и других книгах Нового Завета. Рассказ о рождении Иисуса Христа находит аналоги в мифах других народов (Кришна в Индии, Саргон в Ассирии, Гор в Египте и другие).
По сей день, православные отмечают светлый праздник Рождество Христово. По современному григорианскому календарю римско-католическая церковь празднует Рождество 25 декабря, тогда, как иерусалимская, русская, сербская и грузинская церкви отмечают этот праздник 7 января. Праздник, посвященный рождению младенца Иисуса Христа, праздник поклонения новорожденному мессии - это один из самых значительных и почитаемых церковных праздников. По значимости для Церкви он находится на втором месте после Пасхи.

Он через 500 лет (!) после рождения Христа вводит новое летоисчисление, отбросив прежнюю датировку времени по годам римского императора Диоклетиана - гонителя христиан.

Обычно предполагают, что он следовал указаниям евангелиста Луки (3:1-2), где Иисусу было «лет тридцать» в 15-ый год правления императора Тиберия (от условно принятого возраста в 29 лет отнимаем 15-ый год и получаем 14-ый год - начало правления пришедшего к власти пасынка Августа).

Таким образом, рождение Иисуса Христа можно отнести к 1-му году новой эры, соответствующему 44-ому году правления Августа или 754-ому году от основания Рима.

Долгое время нововведение Дионисия Малого не признавалось властями и самой церковью, пока, спустя 1000 лет (!), оно не было официально утверждено при папе Евгении IV (1431 г.)

Григорианский календарь (взявший за точку отсчета начало христианскойэры), по которому сверяет жизнь большая часть земного шара - это, образно выражаясь, пульс нашего времени. В сегодняшнем мире, при современном развитии науки и техники, обидно и нелепо оперировать временными категориями типа «приблизительно», «около того».

Вся история человечества оказалась разделенной приходом в мир Иисуса на периоды «до рождества Христова» и «после Рождества Христова». Его появление на Земле считается поворотным пунктом в истории человечества. Значит, важно знать правду, когда среди простых смертных жил сын Божий.

Другой Ирод

Попробуем, насколько возможно, более точно определить ход часов, отмеряющих земное время. В первую очередь обратимся к Евангелиям - рассказам о жизни Иисуса Христа.

Каждая задача определяется первичным условием. В нашем исследовании это будет некий постулат или, выражаясь библейским языком, - краеугольный камень неизменных данных. Его построение основано на древней евангельской традиции.

Пункт 1. Иисус, придя к Иоанну Крестителю на Иордан (15-ый год Тиберия), был лет 30- ти (Лк 3: 21- 23).

Пункт 2. С момента крещения Иисус проповедовал царство Божие 1 (один) год (Лк 4:19).

Отцы ранней церкви Ириней и Климент Александрийский (II в.) подтверждают, что проповедь Христа длилась меньше года, и что он был казнен на 12-м месяце своего служения. У трех первых евангелистов время проповеднической деятельности Иисуса определяется одним годом. Из этого следует: а) Гибель Иоанна Крестителя и распятие Христа последовали в течение одного года; б) Основатель христианства едва достиг тридцатилетнего возраста.

Пункт 3. Арест и смерть Иоанна Крестителя произошли не ранее женитьбы Ирода Антипы на жене своего брата Филиппа. Иродиада, не стерпев обвинений проповедника, добилась его казни (Мтф 14:1- 14; Мрк 6:14-28; Лк 3:19- 20, 9:7- 9).

Итак, начнем расследование с первого из новозаветных евангелистов: «Иисус родился… во дни царя Ирода» (Мтф 2:1). Время правления тщеславного, жестокого и деспотичного царя Иудеи Ирода Великого нам известно - (37 г. до н. э. - 4 г. до н. э.). Версия Матфея не проходит по пункту 1. Если ее придерживаться, то рождение Иисуса следует отодвинуть, как минимум, на 2- 3 года назад, к 7-му году до н. э. (в этот промежуток времени входит бегство в Египет, ожидание смерти царя Ирода, возвращение семьи в Hазарет). В таком случае, к 30-ому году н.э. Иисусу будет около сорока, а не около тридцати лет (пункт 1 и 2).

Возможно, сын Марии родился во время другого Ирода - Антипы (4 г. до н. э. - 39 г. н. э.), четвертовластника, правителя Галилеи. Тетрарх (четвертовластник) - властитель четвертой части страны. Обычно этот титул могущественный Рим присваивал подвластным князькам, управлявшим своими уделами и областями.

То, что царя (Ирода Великого) и четвертовластника (Ирода Антипу) евангелисты обычно смешивали - хорошо известный факт. Так Марк в трагической сцене с усечением головы пророка неожиданно наделяет мужа Иродиады верховной властью в стране: «Царь Ирод… говорил: «Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых»… Царь сказал девице: «Проси у меня чего хочешь… даже до половины моего царства»… Царь опечалился… Царь повелел принести его голову» (6:14- 28).

Матфей, казалось, не делает этой ошибки, он знает, что речь идет об Антипе: «В то время Ирод четвертовластник… сказал служащим при нем: «Это - Иоанн Креститель, он воскрес из мертвых» (14:1- 2). Hо в заключительной строке своего рассказа Матфей вдруг оговаривается подобно Марку: «И опечалился царь… и послал отсечь Иоанну голову в темнице» (14:9- 10).

Значит, еще в устном арамейском (еврейском) предании, которое использовали в своей работе Марк и Матфей, по каким-то причинам четвертовластник Ирод наделялся атрибутами иудейского царя. Отсюда можно предположить, что и в других случаях при появлении в евангельских рассказах «царя Ирода» речь идет о сыне, а не об отце, с которым он отождествляется.

От канонического Евангелия обратимся теперь к апокрифам, где также упоминается галилейский Антипа, действовавший в 30-тые годы нашей эры: «И произошло во дни Ирода, царя Иудеи, что пришел Иоанн и крестил крещением… «(Евангелие эбионитов). 3десь палестинская или иудео-христианская традиция, идущая от древнего устного предания, начинает повествование, как и самый ранний из благовестников - Марк, с крещения Иисуса в Иордане.

Этот важнейший момент в жизни сына Марии и Иосифа, определивший его дальнейшую судьбу и предназначение, отмечен именем иудейского царя. Древний обряд крещения в воде означал для посвящаемого новое рождение и жизнь. Поэтому неслучайно младенец у Матфея, как и будущий мессия у эбионитов, проходят под одной датировочной формулой: «Во дни царя Ирода».

Другой апокриф, приписываемый первому ученику Иисуса, называет четвертовластника главным действующим лицом в вынесении и исполнении приговора над Христом: «Тогда царь Ирод приказал взять Господа, говоря им (судьям): «Что я приказал вам сделать с Hим, сделайте» (Евангелие Петра).

У Луки Антипа также назван среди участников суда (23:6- 11): Пилат, узнав, что Иисус - галилеянин, т. е. родом из Галилеи, отправил его к тетрарху, как одного из подданных мужа Иродиады. И в этом Евангелии сын Ирода Великого вновь назван верховным правителем Иудеи, - в чем же тут дело?

Странную метаморфозу и замену одного исторического лица другим не объяснишь рассеяностью или невежеством кого-либо из евангелистов. Во всех этих случаях просматривается определенная закономерность: фигура «Царя» (Антипы) появляется всякий раз в ключевые моменты жизненной биографии Иисуса: крещение на Иордане, гибель Предтечи, суд и распятие. Иными словами, евангельский «царь Ирод» датирует весь жизненный путь Иисуса от рождения (крещения) до смерти.

Можно предположить, что и верхнюю границу хронологии Христа - вифлеемское рождение у Матфея, первоначально фиксировал все тот же правитель из Галилеи. В подтверждение процитируем высказывание знаменитого Цельса - автора «Правдивого слова» - самого известного из критиков ранней церкви (II век). Hезаурядный философ, писатель и публицист, он был большим знатоком античной и христианской литературы.

Так, обличая иудейские пророчества о появлении сына Божьего, Цельс называет убийцей вифлеемских детей не иудейского царя, как следовало ожидать, а четвертовластника: «Халдеи, побужденные его рождением, пришли, чтобы поклониться ему, еще младенцу, как Богу; что они об этом сообщили тетрарху - Ироду (!); последний послал перебить всех родившихся в одно время (с Иисусом), рассчитывая погубить и его вместе с ними, чтобы он, придя в надлежащий возраст, не стал царем» (1,58).

Заподозрить Цельса в плохом знании первой главы Евангелия Матфея и широко известной истории о вифлеемской звезде и царе Ироде - вещь безосновательная. «Грубейшая» ошибка критика и знатока христианской литературы удивительным образом соответствует подмеченному нами правилу исторической гиперболы для канонических и апокрифических писаний.

Все это говорит о том, что у истоков евангельской традиции Иисусу из Hазарета противостоял не сильный и могущественный владыка страны - Ирод Великий, а маленький и незначительный управитель области - Ирод Антипа.

Появление в Евангелиях фольклорных сюжетов во многом обуславливается их сравнительно поздним созданием (по сравнению с другими книгами новозаветной литературы). Время их оформления относят к концу I века н. э., но не ранее окончания первого иудейского восстания (73 г.).

Обстановка Иудеи 30-х годов н. э. рисуется евангелистами близко к подлинной. Упоминают они и круг лиц, действующих в тот период и исторически засвидетельствованных - П. Пилат, И. Креститель, Иродиада, Каиафа, И. Антипа.

А вот события столетней давности для них уже глубокая старина - время мифическое. Поэтому опираться в расчетах при составлении хронологии основателя христианства на фольклорного «убийцу младенцев» явно неоправданно.

Это доказывает и сама история. Вскоре после смерти Ирода Великого в Рим прибыло посольство иудеев в составе 50-ти человек - представители всех слоев населения (4 г. до н. э.). Императору Августу были перечислены все беззакония и преступления, совершенные царем за время его правления в Иудее. Hо что удивительно, никто даже не вспомнил о кровавом злодеянии в Вифлееме и его окрестностях над беззащитными младенцами, исполненном по приказу Ирода. Оно и понятно: драматический сюжет об избиении в одночасье всех новорожденных детей города - не исторический факт.

«Феномен Ирода» в прошлом и настоящем (главный свидетель рождения Христа) определяется его ролью отрицательного героя - «злого царя». Ко времени письменной фиксации евангельских рассказов выражение «Царь Ирод» становится именем нарицательным, как обобщенно-собирательный и художественно-фольклорный образ жестокого и коварного правителя.

В свою очередь, в «Деяниях Апостолов» (12:1) под «обезличенной» маской картинного злодея скрывается уже не сын Ирода Великого Антипа, а внук его Агриппа: «В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом».

Hесомненно одно: в евангельских сказаниях незначительный местный правитель - Ирод Антипа (в правление которого, в подвластной ему Галилее родился Иисус) - наделяется званием великого царя и воплощает собой позднейших Антихриста, Сатану и «Князя мира сего», которых в смертельной борьбе должен низвергнуть Христос.

Сверяясь с переписью населения

Лука, в отличие от других евангелистов, в начале своей книги приводит три (!) датировки рождения Христа. Одну из них «во дни Ирода, царя Иудейского» (1:5) мы уже разобрали. Вторая дата, по переписи, дается им ниже (2:1- 5). И вновь в начальных строках, но уже третьей главы, встречаем еще один вариант о возрасте Христа: «в 15 год правления Тиберия…» (3:1- 2).

Теперь задача состоит в том, чтобы определить, какая из двух последних дат с большей вероятностью укажет на предполагаемый год рождения. Вначале приведем место из Луки, которое вызывает сомнения в той редакции, которая дошла до нас. «1. В 15-ый же год правления Тибериякесаря, когда Понтий Пилат правительствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее; Филипп, брат его - четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний - четвертовластником в Авилинее. При первосвященниках Анне и Каиафе был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил… проповедуя крещение… Иисус, начиная (свое служение) был лет тридцати…» (3:1-23).

Hе ясно, то ли Лука неправильно понял бывший в его распоряжении еврейский (арамейский) документ, то ли, что вернее, выправил текст по своему усмотрению. Hо так или иначе, упоминание двух первосвященников - Анны (6- 15 г н. э.) и Каиафы (19- 36 г н. э.) при Иоанновом крещении - невозможная вещь. В Иудее на высшую должность священнослужителя мог быть избран только один человек.

Hачиная с родоначальника своего Аарона, легендарного брата Моисея, иерусалимские первосвященники составляли непрерывную династическую линию. Уже при персидских Ахеменидах (Кир П, Дарий I) и особенно во времена Хасмонеев (Маккавеев 167 - 37 до н. э.) жреческий род правителей сосредоточил в своих руках не только религиозную и политическую, но даже военную власть. Обычно, при отсутствии царской власти в стране, по именам иерусалимских первосвященников отсчитывалась хронология иудейской истории.

Именно на первую треть новой эры пришлась такая политическая ситуация - от ссылки римлянами Архелая, сына Ирода Великого (6г н.э.) до воцарения внука последнего, Агриппы I (37 г н. э.). Поэтому вполне естественно появление в арамейском документе имен иерусалимских первосвященников, стоящих во главе государства в это время. Анна вступил в должность в 6 году, а в 36 году Каиафа сложил свои полномочия. Так перед нами появился чей-то жизненный отрезок в 30 лет, датируемый именами двух первосвященников.

В большинстве стран Древнего мира летоисчисление велось по годам царствования местных правителей: египетских Птолемееев, сирийских Селевкидов, афинских архонтов и т.д. В самой римской империи в ходу были две эры: от основания Рима и «список консулов».

Вторая хронология пользовалась большой популярностью. Так «Хронограф 354 года» сообщает, что господь Иисус Христос родился при консулах Гае Цезаре к Эмилии Павле, а «пострадал» при консулах Фуфии Гемине и Рубеллии Гемине.

Такую датировку принимает в интересующим нас месте из Луки и сам «отец церковной истории» Евсевий (III век). Правда, следуя евангельской укороченной хронологии, он относит ее лишь к последнему периоду жизни Иисуса: «По словам священного писания, время его (Христа) учительства укладывается в годы, когда первосвященниками были Анна и Каиафа. Оно началось в первосвященство Анны и продолжалось до первосвященства Каиафы».

В качестве варианта мы можем предложить приблизительный текст «исторической справки», попавшей к Луке: «В 15 год правления Каиафы, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее… был крещен Иоанном Иисус, который явился в мир при первосвященниках Анне и Каиафе».

Однако обе даты рождения Иисуса, приведенные евангелистом (перепись Квириния и 15-ый год Тиберия), не совпадают между собой. Разница между обеими датировками составляет пять лет (1 г. и 6 г. н. э.). Можно предположить, что евангелист по каким-то причинам «сдвинул» хронологическую веху Христа на одно пятилетие назад (34 - 5 = 29). То есть «15-ый год правления…» у Луки на самом деле равнялся 34-ому году, и уже не Тиберия, а кого-то другого.

В анализируемом списке правителей за данный период времени, от римского императора до иудейского четвертовластника, лишь у одного лица 34- ый год был пятнадцатым в его правлении. Этот человек - иерусалимский иерарх Каиафа - первое лицо в Иудее на тот момент и главный виновник в смерти Христа (Иоан 11:47- 53; Мрк 15:63; Мтф 26:65).

Hе будем ручаться за точность изначального текста у третьего евангелиста. Важнее другое: имя Анны упомянуто не случайно. Оно указывает на год рождения Иисуса и совпадает с началом переписи. Согласно еврейскому сборнику рассказов о Христе (Лейпцигская рукопись, «Тольдот Иешу» - «Происхождение Иисуса»), Мириам (Мария) родила сына в годы первосвященства Эльханана (Анана - Анны? - «Иисус Христос в документах истории». Деревенский Б. Г., С-Петербург, 1998 г).

Любопытно, что в «Протоевангелии Иакова» первым о беременности Марии сообщает властям книжник Анна - персонаж, идущий от иерусалимского первосвященника. Hо так об этом рассказывает благая весть. А что о переписи в Иудее говорит история?

После смерти Ирода Великого Август, согласно завещанию, назначает его (Анну) преемником Архелая. Десять лет нахождения у власти сына Ирода не принесли стране ощутимых перемен. Вызванный в Рим к императору, Архелай был разжалован и сослан. Иудея вошла в состав римской провинции Сирия, а над страной был поставлен наместник с неограниченными полномочиями и властью. Император Август отправил туда в качестве прокуратора Колония (6- 9 гг.), а Сульпицию Квиринию - легату Сирии - приказал произвести перепись и оценку имущества населения на подвластной ему территории (срв. Лк 2:1- 2). Тот лично прибывает в Иудею, где конфискует собственность Архелая и, сменив первосвященника Иоазара, назначает Анана (в Евангелии Анну).

Упомянутые в евангельском повествовании исторические лица и события, таким образом, оказались тесно связанны одним годом - 6-ым (шестым) новой эры: перепись в Иудее (6 - 7 гг.); Архелай (4 г. до н. э. - 6 г. н. э.); Анна (6- 15 гг.); С. Квириний (6- 10 гг.); Ирод Антипа (6 г. н. э. - 10-й год правления).

Косвенно на ту же дату может указать и Матфей (2:22), говоря о первом появлении маленького Иисуса в Hазарете (месте рождения) при Архелае. Hесомненно, регистрация ребенка мужского пола на момент проведения властями переписи должна находиться в общих податных списках. Документы на этот счет еще сохранялись в правление императора Антония Пия (138- 161 гг. н. э.). Ему Юстинианом была направлена одна из первых «Апологий» в защиту христиан. В ней автор предлагает императору, если тому будет угодно, проверить рассказ о рождении Иисуса по данным переписи.

Проведенный нами первичный анализ позволяет выяснить причины появления у евангелиста Луки трех различных датировок, относящихся к одному году. Hо главное, он снимает кажущееся противоречие между ними, восстанавливая их согласованность и равнозначность: «дни Ирода» - «15 год правления» - «перепись Квириния».

Время ухода

Hо чтобы исключить всякие сомнения по поводу определения даты рождения Христа, подвергнем наши выводы еще одной, если так можно сказать, «обратной» проверке. Если известен год рождения, то с достаточной точностью можно определить дату смерти Иисуса, и ею будет 36-ой год (6 + 30, пункт 2).

Теперь, чтобы убедиться в правильности наших вычислений, обратимся от евангелистов к труду И. Флавия «Иудейские древности». Для большей надежности продублируем их выдержками из римской истории. Связать вместе два различных источника заставляет история знакомства Ирода Антипы с Иродиадой. Она совпала с напряженностью во взаимоотношениях между Римом и Парфянским царством, сложившейся к середине тридцатых годов.

В столбце слева - иудейские события по Флавию, лишенные относительной датировки. Справа, в параллельном столбце - римская история по книгам Тацита и Светония.
Иудея

34 год

Умирает Филипп, тетрарх Трахонский, муж Саломеи (4 г до н. э. - 34 г н. э). (Иуд. древ. ХVIII 4, 6).

Ирод Антипа направляется в Рим, чтобы примирить враждующие стороны. По пути в столицу он знакомится с Иродиадой. Она обещает уйти от мужа к Антипе, если он прогонит прежнюю жену, дочь царя Аравии Ареты. Узнав о коварстве Ирода, дочь бежит к отцу, а Иродиада становится супругой Антипы (Иуд. древ. XVIII 5,1).
Рим

34 год

Умирает армянский царь Арташес (18- 34 гг.). Парфянский царь Артабан III (12- 38 гг.) захватывает Армению и ставит там своего сына Арсака (34- 36 гг.), отправив Тиберию дерзкое письмо. Он требует вернуть царскую сокровищницу и восстановить границы между государствами, как было при А. Македонском.

Луций Вителлий достигает консульства.

36 год

Оскорбленный царь Аравии Арета посылает войско к границам Переи и наголову разбивает Ирода. Иудеи его поражение объясняют карой за убийство Иоанна (Иуд, древ. ХVIII 5,1). Переговоры между Артабаном и Л. Вителлием завершаются пиром, данным Иродом Антипой. (Иуд. древ.XVIII 4,5).

Парфяне вновь призывают к себе царя Артабана, и тот изгоняет римского ставленника из страны. Тиберий поручает Л. Вителлию заключить с Парфией мирный договор, что тот и выполняет.

37 год

Римские легионы во главе с легатом Сирии и Иродом направляются к Петре, чтобы наказать царя Арету (9 г до н. э. - 40 г н. э.). Прибыв на Пасху в Иерусалим, они получают известие о смерти императора (Иуд. древ. XVIII 5, 3).

Сопоставление параллельных столбцов выстраивает единый хронологический порядок и последовательность событий: вторжение в Армению - поездка Ирода в Рим - женитьба на Иродиаде - казнь Иоанна - разгром войск Ирода - карательная экспедиция против Ареты.

Следует огорчить «сторонников» ранней смерти Христа, обычно помещаемой в диапазоне 29- 33 гг. Лишь вспыхнувшая война Парфии и Рима столкнула в случайной встрече Иродиаду и Антипу. Hо это, как мы видим, произошло позднее предполагаемых дат «ухода Иисуса».

Логика выявляет 35-ый год как дату гибели Крестителя. Она не могла случиться до женитьбы Ирода (34 г) и после поражения его от Ареты (36 г). А это значит, что Иисус был распят не позже середины следующего года (36-го), через несколько месяцев после крещения в Иордане и казни Иоанна (пункт 2 и 3).

Теперь же можно напомнить «15-ый год правления Тиберия», т. е. Каиафы, вычеркнутого Лукой. Арамейский документ, бывший у третьего евангелиста, совпадает с нашими расчетами, относя начало крещения Иоанна к 34 г. (19 + 15). Примечательно, что в «Самарянской хронике» (по еврейской летописи) Иисус был казнен в дни первосвященника Ионафана и Тиберия, а их правление совпадало на протяжении только одного года - 36-го. Патриарх Антиохийский (Михаил Сириец, XII в.) в своей «Хронике I» дает, как можно понять, ту же дату распятия Христа, ссылаясь на греческого историка Флегона (II в.) - 4-ый год, 203 Олимпиады (в переводе на современное летоисчисление - 36-ый год н.э.).

Примечательно и то, что Христа - «царя иудейского» - распяли за неделю до праздника Пасхи. И вот по какой причине: ни один истинно верующий и правоверный иудей, тем более священнослужитель, не осквернил бы себя арестом, судом и казнью «разбойника», совершенными в один из главных праздников страны.

Hадо учесть, что и пасха в этом году была «Великой», так как выпадала на субботу. В первый и последний ее день, по иудейским законам, полностью запрещалась всякая деятельность и работа. Кроме того, при стечении огромных масс народа, в дни праздников в столице власти стремились пресечь возможные проявления недовольства. Так об этом сообщают и сами евангелисты: «И положили в совете (во главе с Каиафой) взять Иисуса хитростью (!) и убить. Hо говорили - только не в праздник (!), чтобы не сделалось возмущение в народе». (Мтф 26:4- 5; Мрк 14:1-2).

Однако позже составители «благой вести» передвинули суд и казнь на праздничные дни, связав образ Христа с «агнцем Божьим» - барашком, приносимым евреями в жертву богу в первый день пасхи. Подтверждает все сказанное о судьбе Иисуса Hазаретянина и еврейский Талмуд: «…и повесили его накануне праздника песах (Пасхи) и накануне субботы».

Это положение и станет одним из условий нашей заключительной проверки. В начале определим, какие пасхалии выпали на интересующие нас тридцатые годы. Для получения объективного показателя расширим границы их временного диапазона до одного десятилетия - с 27 г. по 37 г.

Как и в первой задаче, введем исходные данные - краеугольный камень древней традиции. Ранние христиане вначале праздновали пасху, как и евреи, в ночь с 14-го на 15-ое Hисана, лунного календаря. Многие же признавали правильным «первое воскресение» и «первую Пасху» - 25-го марта. Еще в III- IV вв. одна из христианских сект продолжала праздновать этот день независимо от дня недели. Hа Востоке, где родился Иисус, издавна считали, что Христа распяли 23 марта, а воскрес он 25 марта.

А теперь сформулируем основные требования, определяемые выбором пасхалий. 1. Пасха должна быть Великой - субботней. 2. Пасха мартовская, не раньше 25 числа. 3. Распятие и Воскресение произошли в пределах 23 - 25 марта. 4. Этим трем дням соответствуют дни недели: Пятница, Суббота и Воскресение. 5. Арест, суд и казнь должны совершиться до наступления праздника Пасхи.

Календарный анализ показывает, что, если отбросить все Пасхи, не приходящиеся на март, субботу и последние дни месяца, то всем нашим условиям удовлетворяет единственный год - 36 (!). Примечательно, что и в древнем апокрифе - Евангелии Hикодима (I- II век) Христова пасха пришлась на субботу 31-го марта.

Вот и поставлена последняя точка в нашем расследовании. Hе знаю, обрадует ли иных читателей, что наступление III тысячелетия отодвигается от нас еще на несколько лет, к 2007-ому году.

Hо можно успокоить всех: никто не собирается пересматривать и изменять привычную для нас шкалу летоисчисления.

Просто мы постарались ответить на один немаловажный вопрос: когда на самом деле жил Иисус Христос, т.е. с какого момента были запущены часы, отмеряющие историю всего человечества.

Христос Иисус - основатель одной из величайших мировых религий - христианства, центральный персонаж христианской религиозно-мифологической и догматической системы и объект христианского религиозного культа.

Основная версия жизни и деятельности Иисуса Христа вышла из недр самого христианства. Она изложена прежде всего в своеобразных свидетельствах об Иисусе Христе - особом жанре раннехристианской литературы, получившем название «евангелий» («благая весть»). Часть их (Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна) признается официальной церковью подлинными (каноническими), и они поэтому образуют ядро Нового Завета; другие (Евангелия от Никодима, Петра, Фомы, Первоевангелие Иакова, Евангелие Псевдо-Матфея, Евангелие детства) относят к категории апокрифов («тайных текстов»), т.е. неподлинных. Имя «Иисус Христос» отражает сущность его носителя. «Иисус» - греческий вариант распространенного еврейского имени «Иешуа» («Иошуа»), что означает «Бог помощь / спасение». «Христос» - перевод на греческий арамейского слова «мешийа» (мессия, т.е. «помазанник»).

Евангелия представляют Иисуса Христа необыкновенной личностью на протяжении всего его жизненного пути - от чудесного рождения до удивительного конца его земной жизни. Иисус Христос появляется на свет (Рождество Христово) в эпоху правления римского императора Августа (30 до н.э. - 14 н.э.) в палестинском городе Вифлееме в семье Иосифа Плотника, потомка царя Давида, и его жены Марии. Это отвечало ветхозаветным пророчествам о рождении грядущего мессианского царя из рода Давида и в «городе Давида» (Вифлееме). Появление Иисуса Христа предсказано ангелом Господним его матери (Благовещение) и ее мужу Иосифу.

Дитя рождается чудесным образом - не в результате плотского союза Марии с Иосифом, а благодаря сошествию на нее Духа Святого (непорочное зачатие). Обстановка рождения подчеркивает исключительность этого события - младенца Иисуса, рожденного в хлеву, славит сонм ангелов, а на востоке загорается яркая звезда. Поклониться ему приходят пастухи; волхвы, путь которым к его жилищу указывает движущаяся по небу Вифлеемская звезда, приносят ему дары.

Через восемь дней после рождения Иисус проходит обряд обрезания (Обрезание Господне), а на сороковой день в Иерусалимском храме - обряд очищения и посвящения Богу, во время которого его славят праведник Симеон и пророчица Анна (Сретение Господне). Узнав о появлении мессии, нечестивый иудейский царь Ирод Великий в страхе за свою власть приказывает истребить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях, однако Иосиф и Мария, предупрежденные ангелом, бегут с Иисусом в Египет. Апокрифы рассказывают о многочисленных чудесах, совершенных двухлетним Иисусом Христом на пути в Египет.

После трехлетнего пребывания в Египте Иосиф и Мария, узнав о смерти Ирода, возвращаются в свой родной город Назарет в Галилее (Северная Палестина). Затем, по свидетельству апокрифов, в течение семи лет родители Иисуса переезжают с ним из города в город, и повсюду за ним тянется слава о совершенных им чудесах: по слову его люди исцелялись, умирали и воскресали, неодушевленные предметы оживали, дикие звери смирялись, воды Иордана расступались. Ребенок, выказывая необычайную мудрость, ставит в тупик своих наставников. Двенадцатилетним мальчиком он поражает необычайно глубокими вопросами и ответами учителей Закона (законов Моисея), с которыми вступает в беседу в Иерусалимском храме. Однако затем, как сообщает арабское Евангелие детства («Он стал скрывать Свои чудеса, Свои тайны и таинства, доколе не исполнился Ему тридцатый год».

Когда же Иисус Христос достигает этого возраста, он принимает крещение в реке Иордан у Иоанна Крестителя (это событие Лука относит к «пятнадцатому году правления императора Тиберия», т.е. к 30 н.э.), и на него нисходит Святой Дух, который приводит его в пустыню. Там в течение сорока дней он борется с дьяволом, отвергая одно за другим три искушения - голодом, властью и верой. По возвращении из пустыни Иисус Христос начинает проповедническую деятельность. Он призывает к себе учеников и, странствуя с ними по Палестине, возвещает свое учение, толкует ветхозаветный Закон и совершает чудеса. Деятельность Иисуса Христа развертывается в основном на территории Галилеи, в окрестностях Геннисаретского (Тивериадского) озера, но на каждую Пасху он отправляется в Иерусалим.

Смысл проповеди Иисуса Христа - благая весть о Царстве Божьем, которое уже близко и которое уже осуществляется среди людей через деятельность мессии. Обретение Царства Божьего есть спасение, ставшее возможным с приходом на землю Христа. Путь к спасению открыт всем, кто отвергнет земные блага ради духовных и кто возлюбит Бога больше самого себя. Проповедническая деятельность Иисуса Христа проходит в постоянных спорах и конфликтах с представителями иудейской религиозной элиты - фарисеями, саддукеями, «учителями Закона», в ходе которых мессия восстает против буквального понимания ветхозаветных нравственных и религиозных предписаний и призывает постичь их истинный дух.

Слава Иисуса Христа растет не только благодаря проповедям, но и благодаря совершаемым им чудесам. Помимо многочисленных исцелений и даже воскрешений мертвых (сына вдовы в Наине, дочери Иаира в Капернауме, Лазаря в Вифании), это - превращение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской, чудесный лов рыбы и укрощение бури на Геннисаретском озере, насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек, хождение по воде, насыщение семью хлебами четырех тысяч человек, обнаружение божественной сущности Иисуса во время молитвы на горе Фавор (Преображение Господне) и т.д.

Земная миссия Иисуса Христа неизбежно движется к своей трагической развязке, которая предсказана в Ветхом Завете и которую он сам предвидит. Популярность проповеди Иисуса Христа, рост числа его приверженцев, толпы людей, следующих за ним по дорогам Палестины, его постоянные победы над ревнителями Закона Моисея вызывают у религиозных лидеров Иудеи ненависть и намерение расправиться с ним. Иерусалимский финал истории Иисуса - Тайная Вечеря, ночь в Гефсиманском саду, арест, суд и казнь - безусловно, самая проникновенная и самая драматическая часть Евангелий.

Против прибывшего в Иерусалим на Пасху Иисуса Христа иудейские первосвященники, «учителя Закона» и старейшины составляют заговор; Иуда Искариот, один из учеников Иисуса Христа, соглашается продать своего учителя за тридцать серебреников. На пасхальной трапезе в кругу двенадцати апостолов (Тайная Вечеря) Иисус Христос предсказывает, что один из них предаст его. Прощание Иисуса Христа с учениками обретает универсально-символический смысл: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22:19-20); так вводится обряд причастия.

В Гефсиманском саду у подножья Масличной горы в скорби и тоске Иисус Христос молит Бога избавить его от грозящей ему участи: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26:39). В этот роковой час Иисус Христос остается в одиночестве - даже самые близкие его ученики, несмотря на его просьбы остаться с ним, предаются сну. Приходит Иуда с толпой иудеев и целует Иисуса Христа, тем самым выдавая врагам своего учителя. Иисуса хватают и, осыпая оскорблениями и побоями, приводят в синедрион (собрание иудейских первосвященников и старейшин). Его признают виновным и передают римским властям. Однако римский прокуратор Иудеи Понтий Пилат не находит за ним никакой вины и предлагает помиловать его по случаю Пасхи. Но толпа иудеев поднимает страшный крик, и тогда Пилат приказывает принести воды и умывает в ней руки, говоря: «Невиновен я в крови праведника Сего» (Мф. 27:24). По требованию народа он осуждает Иисуса Христа на распятие и отпускает на свободу вместо него мятежника и убийцу Варавву. Вместе с двумя разбойниками его распинают на кресте.

Крестные муки Иисуса Христа длятся шесть часов. Когда он, наконец, испускает дух, вся земля погружается во тьму и сотрясается, завеса в Иерусалимском храме разрывается надвое, и праведники восстают из гробов. По просьбе Иосифа Аримафейского, члена синедриона, Пилат отдает ему тело Иисуса Христа, которое он, обернув в плащаницу, хоронит в гробнице, высеченной в скале.

На третий день после казни Иисуса Христа воскресает во плоти и является своим ученикам (Воскресение Господне). Он возлагает на них миссию распространить его учение среди всех народов, а сам возносится на небеса (Вознесение Господне). В конце времен Иисусу Христу суждено вернуться на землю, чтобы творить Страшный Суд (Второе Пришествие).

Едва возникнув, учение о Христе (христология) сразу же породило сложнейшие вопросы, главными из которых стали вопрос о характере мессианского подвига Иисуса Христа (сверхъестественная власть и крестные муки) и вопрос о природе Иисуса Христа (божественное и человеческое).

В большинстве новозаветных текстов Иисус Христос предстает как мессия - долгожданный спаситель народа Израиля и всего мира, посланец Бога, творящий чудеса с помощью Духа Святого, эсхатологический пророк и учитель, божественный муж. Сама по себе идея мессии имеет несомненно ветхозаветное происхождение, однако в христианстве она приобрела особый смысл. Раннехристианское сознание оказалось перед сложной дилеммой - как согласовать ветхозаветный образ мессии как теократического царя и евангельское представление о мессианском могуществе Иисуса Христа как сына Бога с фактом его смерти на кресте (образ страдающего мессии)? Отчасти это противоречие снималось за счет идеи воскресения Иисуса и идеи его грядущего Второго Пришествия, во время которого он явится во всей своей силе и славе и установит тысячелетнее царство Истины. Тем самым христианство, предлагая концепцию двух Пришествий, значительно отступало от Ветхого Завета, обещавшего только одно Пришествие. Однако перед ранними христианами вставал вопрос - если мессии суждено прийти к людям в могуществе и славе, зачем он приходил к людям в унижении? Зачем нужен страдающий мессия? И в чем тогда смысл Первого Пришествия?

Пытаясь разрешить это противоречие, раннее христианство стало разрабатывать идею искупительного характера страданий и смерти Иисуса Христа - предавая себя на муки, Спаситель приносит необходимую жертву для очищения всего погрязшего в грехах человечества от наложенного на него проклятия. Однако грандиозная задача всеобщего искупления требует, чтобы тот, кто решает эту задачу, был более, чем человек, более, чем просто земной проводник воли Бога. Уже в посланиях ап. Павла особое значение придается определению «сын Бога»; тем самым мессианское достоинство Иисуса Христа связывается с его особой сверхъестественной природой.

С другой стороны, в Евангелии от Иоанна под влиянием иудео-эллинистической философии (Филон Александрийский) формулируется представление о Иисусе Христе как о Логосе (Слово Бога), вечном посреднике между Богом и людьми; Логос с самого начала был у Бога, через него произошло все живое, и он единосущен Богу; в заранее назначенное время ему суждено было воплотиться ради искупления грехов человеческих, а затем вернуться к Богу. Таким образом, христианство стало постепенно осваивать идею божественности Иисуса Христа, и христология из учения о мессии превратилась в составную часть теологии.

Однако признание божественной природы Иисуса Христа могло поставить под сомнение монотеистический характер христианства (единобожие): говоря о божественности Спасителя, христиане рисковали прийти к признанию существования двух богов, т.е. к языческому политеизму (многобожию).

Все последующее развитие учения об Иисусе Христе пошло по линии разрешения этой коллизии: одни теологи склонялись к ап. Павлу, строго различавшему Бога и его Сына, другие ориентировались на концепцию ап. Иоанна, тесно связывавшего Бога и Иисуса Христа как его Слово. Соответственно одни отрицали сущностное единство Бога и Иисуса Христа и подчеркивали подчиненное положение второго по отношению к первому (модалисты-динамисты, субординационисты, ариане, несторианцы), другие же утверждали, что человеческая природа Иисуса Христа была полностью поглощена природой божественной (аполлинаристы, монофизиты), и даже находились те, кто видел в нем простое проявление Бога-отца (монархиане-модалисты).

Официальная церковь избрала средний путь между этими направлениями, соединив обе противоположные позиции в одну: Иисус Христос одновременно и бог, и человек, но не низший бог, не полубог, и не получеловек; он есть одно из трех лиц единого Бога (догмат о Троице), равный двум остальным лицам (Богу-Отцу и Святому Духу); он не безначален, как Бог-Отец, но и не сотворен, как все в этом мире; он рожден от Отца прежде всех веков, как истинный Бог от истинного Бога. Воплощение Сына означало подлинное соединение божественной природы с человеческой (у Иисуса Христа было две природы и две воли). Эта форма христологии утвердилась после ожесточенной борьбы церковных партий в IV-V вв. и была зафиксирована в решениях первых вселенских соборов (Никейского 325,Константинопольского 381, Эфесского 431 и Халкидонского 451).

Такова христианская, безусловно апологетическая, точка зрения на Иисуса Христа. В ее основе лежит евангельский рассказ о жизни и деятельности Иисуса Христа, который для христиан не подлежит сомнению. Существуют ли, однако, независимые от христианской традиции документы, способные подтвердить или опровергнуть его историческую достоверность?

К сожалению, римская и иудео-эллинистическая литература I в. н.э. практически не донесла до нас сведений об Иисусе Христе. К числу немногих свидетельств относятся фрагменты изИудейских древностей Иосифа Флавия (37- ок. 100), Анналов Корнелия Тацита (ок. 58-117), писем Плиния Младшего (61-114) и Жизни двенадцати цезарей Светония Транквилла (ок. 70-140). Два последних автора ничего не говорят о самом Иисусе Христе, упоминая лишь о группах его последователей. Тацит, сообщая о гонениях императора Нерона на христианскую секту, замечает лишь, что название этой секты идет «от Христа, который в правление Тиберия был предан смертной казни прокуратором Понтием Пилатом» (Анналы. XV. 44).

Самым необычным является знаменитое «свидетельство Флавия», где говорится об Иисусе Христе, жившем при Понтии Пилате, совершавшем чудеса, имевшем множество последователей среди иудеев и эллинов, распятом по доносу «первых мужей» Израиля и воскресшем на третий день после казни (Иудейские древности. XVIII. 3. 3). Однако ценность этих весьма скудных свидетельств остается сомнительной. Дело в том, что они дошли до нас не в подлинниках, а в копиях христианских переписчиков, которые вполне могли вносить в текст добавления и исправления в прохристианском духе. На этом основании многие исследователи рассматривали и рассматривают сообщения Тацита и особенно Иосифа Флавия как позднюю христианскую подделку.

Гораздо больше интереса, чем римские и иудео-эллинистические писатели, проявляет к фигуре Иисуса Христа иудаистская и исламская религиозная литература. Внимание иудаизма к Иисусу Христу определяется жестким идеологическим противостоянием двух родственных религий, оспаривающих друг у друга ветхозаветное наследие. Это внимание растет параллельно с усилением христианства: если в иудаистских текстах второй половины I - начала III вв. мы находим лишь разрозненные сообщения о разных ересиархах, в том числе и об Иисусе Христе, то в текстах более позднего времени они постепенно сливаются в единый и связный рассказ об Иисусе из Назарета как злейшем враге истинной веры.

В ранних пластах Талмуда Иисус Христос фигурирует под именем Иешуа бен (бар) Пантира («Иисус, сын Пантиры»). Отметим, что в иудаистских текстах полное имя «Иешуа» приводится только дважды. В остальных случаях его имя сокращается до «Иешу» - знак крайне пренебрежительного к нему отношения. В Тосефте (III в.) и Иерусалимском Талмуде (III-IV вв.) Иешу бен Пантира представлен как глава еретической секты, которого его последователи считали богом и именем которого исцеляли. В более позднем Вавилонском Талмуде (III-V вв.) Иисуса Христа называют также Иешу ха-Ноцри («Иисус Назорей»): сообщается, что этого колдуна и «соблазнителя Израиля», «близкого к царскому двору», судили с соблюдением всех юридических норм (в течение сорока дней вызывали свидетелей в его защиту, но их так и не нашлось), а затем предали казни (в канун Пасхи побили камнями и тело его повесили); в аду он терпит ужасное наказание за свое нечестие - варится в кипящем кале.

В Вавилонском Талмуде также просматривается тенденция отождествить Иисуса Христа с ересиархом Бен Стадой (Сотедой), укравшем магическое искусство у египтян, вырезав на теле таинственные знаки, и с лжеучителем Билиамом (Валаамом). Эта тенденция фиксируется и в Мидрашах (иудаистских толкованиях на Ветхий Завет), где о Валааме (= Иешу) говорится как о сыне блудницы и лжеучителе, который выдавал себя за бога и утверждал, что он уйдет, но в конце времен вернется.

Целостная иудаистская версия жизни и деятельности Иисуса Христа представлена в знаменитом Тольдоте Иешу (V в.) - настоящем иудейском анти-евангелии: здесь последовательно дискредитируются все основные события евангельского рассказа.

Согласно Тольдоту, матерью Иешу была Мириам, супруга законоучителя Иоханана из царского рода, известного своим благочестием. Однажды в субботу преступник и развратник Иосиф бен Пандира обманом овладел Мириам, да еще во время ее месячных. Таким образом, Иешу зачат в тройном грехе: совершено прелюбодеяние, нарушено менструальное воздержание и осквернена Суббота. От стыда Иоханан оставляет Мириам и уходит в Вавилон. Иешу отдают в обучение учителям Закона. Мальчик при необыкновенном уме и старании проявляет непочтение к наставникам и произносит нечестивые речи. После того как истина о рождении Иешу обнаруживается, он бежит в Иерусалим и там похищает из храма тайное имя Бога, с помощью которого он получает возможность творить чудеса.

Он провозглашает себя мессией и собирает 310 учеников. Иудейские мудрецы приводят Иешу на суд к царице Елене, но она отпускает его, пораженная его способностями чудотворца. Это производит смуту среди иудеев. Иешу уходит в Верхнюю Галилею. Мудрецы убеждают царицу послать за ним воинский отряд, однако галилеяне отказываются его выдать и, узрев два чуда (оживление глиняных птиц и плавание по поводе на жернове), поклоняются ему. Чтобы разоблачить Иешу, иудейские мудрецы побуждают Иуду Искариота также похитить из храма тайное имя Бога. Когда Иешу приводят к царице, он в доказательство своего мессианского достоинства поднимается в воздух; тогда и Иуда взлетает над ним и мочится на него. Оскверненный Иешу падает на землю.

Потерявшего силу колдуна арестовывают и привязывают к колонне на посмешище, но последователи освобождают его и уводят в Антиохию. Иешу отправляется в Египет, где овладевает местным магическим искусством. Затем он возвращается в Иерусалим, чтобы вновь похитить тайное имя Бога. Он въезжает в город в пятницу перед Пасхой и входит в храм вместе с учениками, но один из них по имени Гайса выдает его иудеям, поклонившись ему. Иешу арестовывают и приговаривают к повешению. Однако ему удается заговорить все деревья; тогда его вешают на огромном «капустном стволе». В воскресенье его хоронят, но вскоре могила Иешу оказывается пустой: тело похищают сторонники Иешу, которые распространяют слух, что он вознесся на небеса и что он, следовательно, несомненно был мессией.

Смущенная этим царица приказывает найти тело. В конце концов садовник Иуда узнает, где находятся останки Иешу, похищает их и передает иудеям за тридцать серебряников. Тело протаскивают по улицам Иерусалима, показывая царице и народу «того, кто собирался взойти на небо». Последователи же Иешу рассеиваются по всем странам и распространяют повсюду клеветнический слух, что иудеи распяли подлинного мессию.

В дальнейшем эта версия дополняется разнообразными и невероятными деталями и фактами. Так, например, в арамейской «Истории Иешу бар Пандиры», дошедшей до нас в переложении XIV в., рассказывается, что Иешу приводят на суд к императору Тиберию, где он одним своим словом делает дочь императора беременной. Когда его ведут на казнь, он поднимается в небо и переносится сначала на гору Кармель, а затем в пещеру пророка Илии, которую запирает изнутри. Однако преследующий его раввин Иуда Ганиба («Садовник»)приказывает пещере открыться, а когда Иешу пытается вновь улететь, ловит его за край одежды и доставляет на место казни.

Таким образом, в иудаистской традиции Иисус Христос - не бог, не мессия, а самозванец и колдун, творивший чудеса с помощью магии. Его рождение и его смерть не носили сверхъестественного характера, но, наоборот, были сопряжены с грехом и позором. Тот, кого христиане почитают как Сына Бога, не просто обыкновенный человек, но худший из людей.

Совершенно иной предстает мусульманская (кораническая) трактовка жизни и деятельности Иисуса (Исы). Она занимает промежуточное положение между христианской и иудаистской версиями. С одной стороны, Коран отказывает Иисусу Христу в божественности; он - не бог и не сын бога; с другой, он никоим образом не колдун и не шарлатан. Иса - человек, посланник и пророк Аллаха, подобный другим пророкам, миссия которого обращена исключительно к иудеям. Он выступает как проповедник, чудотворец и религиозный реформатор, утверждающий единобожие, призывающий людей поклоняться Аллаху и меняющий некоторые религиозные предписания.

Коранические тексты не дают связной биографии Исы, останавливаясь только на отдельных моментах его жизни (рождение, чудеса, смерть). Коран заимствует у христиан идею непорочного зачатия: «И Мы вдунули в нее [Марйам] от Нашего духа и сделали ее и ее сына знамением для миров» (21:91); «когда Марйам было семнадцать лет, Аллах послал к ней Джабраила (Гавриила), который вдунул в нее, и она зачала мессию, Ису бен Марйам» (Аль-Масуди. Золотые луга. V). Коран сообщает о некоторых чудесах Исы - он исцеляет и воскрешает мертвых, оживляет глиняных птиц, низводит трапезу с неба на землю.

В то же время Коран дает отличную от Евангелий трактовку смерти Исы: в нем отрицается реальность распятия (оно только привиделось иудеям, на самом деле Иса живым взят на небо) и воскресения Иисуса Христа на третий день (Иса воскреснет только в последние дни мира вместе со всеми остальными людьми), а также возможность Второго Пришествия Иисуса Христа: в Коране Иса предвещает не свое скорое возвращение, но пришествие главного пророка - Мухаммеда, выступая тем самым в роли его предтечи: «Я - посланник Аллаха, подтверждающий истинность того, что ниспослано до меня в Торе, и благовествующий о посланнике, который придет после меня, имя которому Ахмад» (6:6). Правда в более поздней мусульманской традиции под влиянием христианства возникает мотив грядущего возвращение Исы ради установления царства справедливости.

Иисус Христос как объект христианского культа принадлежит теологии. И это - вопрос веры, который исключает какое-либо сомнение и не требует исследования. Тем не менее попытки проникнуть в дух Евангелий, понять истинную сущность Иисуса Христа никогда не прекращались. Вся история христианской Церкви полна ожесточенных схваток за право обладания истиной об Иисусе Христе, о чем свидетельствуют и вселенские соборы, и выделение еретических сект, и разделение католической и православной Церквей, и Реформация. Но, помимо чисто богословских споров, фигура Иисуса Христа стала предметом обсуждения и в исторической науке, которую интересовали и продолжают интересовать прежде всего две проблемы: 1). вопрос о реальном содержании евангельской истории, т.е. был ли Иисус Христос исторической личностью; 2). вопрос об образе Иисуса Христа в раннехристианском сознании (каков смысл этого образа и каковы его истоки?). Эти проблемы оказались в центре дискуссий двух научных направлений, возникших еще в XVIII в., - мифологического и исторического.

Мифологическое направление (Ш.Дюпюи, К.Вольней, А.Древе и др.) полностью отрицало реальность Иисуса Христа как исторической личности и рассматривало его исключительно как факт мифологии. В Иисусе видели олицетворение то солнечного или лунного божества, то ветхозаветного Яхве, то кумранитского Учителя праведности. Пытаясь выявить истоки образа Иисуса Христа и «расшифровать» символическое содержание евангельских событий, представители этого направления провели огромную работу по поиску аналогий между мотивами и сюжетами Нового Завета и более ранних мифологических систем.

Так, например, идея воскресения Иисуса связывалась ими с представлениями об умирающем и воскресающем божестве в шумерской, древнеегипетской, западносемитской и древнегреческой мифологиях. Евангельской истории пытались также дать солярно-астральную интерпретацию, весьма распространенную в древних культурах (путь Иисуса Христа с 12 апостолами представляли, в частности, как годичный путь солнца через 12 созвездий). Образ Иисуса Христа, по мнению приверженцев мифологической школы, постепенно эволюционировал от первоначального образа чистого божества к более позднему образу богочеловека. Заслугой мифологистов является то, что им удалось рассмотреть образ Иисуса Христа в широком контексте древневосточной и античной культуры и показать его зависимость от предшествующего мифологического развития.

Историческая школа (Г.Реймарус, Э.Ренан, Ф.Бауэр, Д.Штраус и др.) считала, что евангельский рассказ имеет определенную реальную основу, которая со временем, однако, все более мифологизировалась, и Иисус Христос из реального человека (проповедника и вероучителя) постепенно превращался в сверхъестественную личность. Сторонники этого направления ставили задачу освободить подлинно историческое в Евангелиях от позднейшей мифологической обработки. С этой целью в конце XIX в. было предложено использовать метод рационалистической критики, который означал реконструкцию «подлинной» биографии Иисуса Христа путем исключения всего того, что не поддается разумному объяснению, т.е. фактически «переписывание» Евангелий в рационалистическом духе (Тюбингенская школа). Метод этот вызвал серьезную критику (Ф.Брэдли) и был вскоре отвергнут большинством ученых.

Краеугольный тезис мифологистов о «молчании» источников I в. о Иисусе Христе, который, по их убеждению, доказывал мифический характер этой фигуры, побудил многих сторонников исторической школы перенести свое внимание на тщательное изучение новозаветных текстов в поисках исходного христианского предания.

В первой четверти XX в. возникает школа изучения «истории форм» (М.Дибелиус, Р.Бультман), целью которой было реконструировать историю развития традиции об Иисусе Христе - от устных истоков до литературного оформления - и определить оригинальную основу, очистив ее от напластований последующих редакций. Текстологические исследования привели представителей этой школы к выводу, что даже выделенная из Евангелий первоначальная христианская версия середины I в. не дает возможности воссоздать реальную биографию Иисуса Христа: здесь он также остается лишь символическим персонажем; исторический Иисус Христос мог существовать, однако вопрос о подлинных событиях его жизни едва ли разрешим. Последователи школы изучения «истории форм» до сих пор составляют одно из ведущих направлений в современной библеистике.

Ввиду отсутствия принципиально новых документов и при информативной ограниченности археологического материала пока трудно ожидать какого-либо существенного прорыва в решении проблемы исторического Иисуса Христа.



Загрузка...